GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Государство: происхождение и сущность (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государство: происхождение и сущность (Политология)



-1 -



СОДЕРЖАНИЕ



1. Происхождение и смысл термина “Государство”.
2. Сущность государства.
3. Выводы.
4. Список используемой литературы.-



-2 -

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЫСЛ ТЕРМИНА “ГОСУДАРСТВО”.


При всем многообразии подходов к определению понятий “политика”,
“политическое” они неизменно опираются на две основные категории -
“государство” и “власть”. Властные отношения в той или иной форме присущи
всем сферам жизни общества, даже семье. Политическая власть осуществляется
через особые институты, которые образуют политическую систему общества и
среди которых центральным является государство.
Государство - одно из самых совершенных, сложных и противоречивых
созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной на истории
народов - это картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели
государственных образований, об изощренной и жестокой борьбе за власть, в
которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей
степени зависит от государства, призванного защищать его права и
безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных,
подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных
государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе
человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее
государством и обществом, не разрешен и по сей день.
На протяжении веков менялись представления людей о государстве, его
роли и функциях, о наилучших формах политического устройства. Мыслители
античности рассматривали возникновение государства как естественный процесс
развития и усложнения форм общежития людей. Аристотель полагал, что
первоначально люди объединяются в семьи, затем несколько семей образуют
селение и на завершающей стадии этого процесса создается государство как
форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством и
подчиняющихся власти законов. “Общество, состоящее из нескольких селений,
есть, - писал Аристотель, - вполне завершенное государство, достигшее… в
полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради

- 3 -

потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда
следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как
и первичные общения: оно яляется завершением их…” Человек, в представлении
Аристотеля, есть по своей природе существо политическое. В труде “Политика”
философ писал: “ Во всех людей природа вселила стремление к
государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал
человечеству величайшее благо. Человек, нашедший свое завершение, -
совершеннейший из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и
права, - наихудший из всех… Понятие справедливости связано с
представлением о государстве, так как право, служащее мерилом
справедливости, является регулирующей нормой политического общества”.
Воззрения античных философов отражали реальность политической жизни
государств-полисов. В средние века в Европе получила распространение теория
государства-вотчины: государственная власть выводилась из права
собственности на землю, что соответствовало политико-правовой практике
феодального общества. Политическая мысль средневековья развивалась в русле
теологического мировоззрения, т.е. оценка властных отношений давались в
категориях религиозной доктрины. В новое время появилась договорная теория
происхождения государства, которая в немалой степени способствовала
формированию современных демократических государств и до сих пор оказывает
глубокое воздействие на политические представления их граждан.
В соответствии с этой теорией государство возникло в результате
сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в
естественном, догосударственном состоянии, но потом для того, чтобы надежно
обеспечить свои основные права и свободы, решили создать государственные
институты. Таким образом, первоначально государство отождествлялось с
сообществом граждан, затем оно стало рассматриваться как институт земной
власти, подчиненный высшему Божественному установлению и не вторгающийся в
область отношений человека с Богом. И, наконец, вместе с освобождением
политики от влияния церкви было признано существование норм, ограничивающих
власть государства и обязательных для него.
Государство в его современных формах сложилось в ходе длительного
исторического развития. Предшественниками
- 4 -

государственных институтов были догосударственные формы социальной
саморегуляции, самоорганизации человеческих сообществ. Долгое время вполне
эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие
сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной
поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом
старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.
Возникло государство не сразу: постепенно от общества обособились
институты политического руководства, которым шаг за шагом передавались
функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной
причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства,
стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более
развитые формы кооперации и организации совместной деятельности,
способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению
избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все
более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания
специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные
отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-
за плодородных земель, охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость
сохранять достояние племени и увеличивать его за счет других с помощью
специально для этого созданное вооруженной силы.
Уже первые институты политического руководства, самой логикой жизни
поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на
профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и
самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не
всегда совпадавшие с интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих
институтов дало примитивным обществам мощный стимул развития, но
одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления.
Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более
отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли
соперничество за контроль над ними между различными группами людей,
объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на
основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные
позиции в системе властных отношений.
- 5-

Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить пять факторов,
также ускорявших появление государственных структур и придававших им
определенную специфику. К ним относятся завоевания (скажем, одного племени
другим) и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности
порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей создания вооруженных
формирований и регулярного сбора средств на их содержание; необходимость
проведения крупных хозяйственных работ (например, ирригационных,
строительных и т.д.), немыслимых без мобилизации значительных материальных
и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального
распределения и использования.
Повышение частоты и периодичности контактов между различными
сообществами людей усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их
уклады жизни и системы правления. Достаточно вспомнить, сколь мощным
стимулом для образования государства у германских, кельтских и других
племен стало их близкое знакомство с античными Грецией Римом. После
завоевания Древнего Рима в варварских племенных союзах процесс образования
государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи
не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику,
символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как
“царь”, “август”, “августейший”, “империя”, “императорский”, пришли во все
европейские языки из латыни.
Дополнительным импульсом для возникновения государственных структур
могли служить и конфликты этнически разнородных сообществ. Ведь в ходе
завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена,
принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые
институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие
государства складывались прежде всего там, где шел постоянный приток
иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении. Однако
сохранение и упрочение власти господствовавших в том или ином сообществе
социальных групп было хотя и важной, но отнюдь не единственной задачей
государства. Разумеется, в течение длительного времени классовая борьба
оказывала огромное воздействие на содержание деятельности государ-

- 6 -

ственных институтов, на типы и формы государственных образований.
Как мы выяснили, политический институт государство возникает на раннем
этапе, в период разложения родового строя. Однако сам термин
“государство” впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он
укореняется в Испании и во Франции, позднее - в Германии. С самого
начала его содержание определяется развитием современного государства.
Исходное латинское слово “status” (“состояние”, в средние века также
“сословие”) постепенно приобретает новое значение. Им обозначали
приверженцев обладателя власти, затем обладание властью, и наконец,
власть как общественную функцию. Начиная с ХV11 в. понятие “государство”
также обозначает государственное учреждение. Но помимо этого в смысл
данного термина включаются и существовавшие до Нового времени значения в
связи с чем исчезают более древние слова “res publika”, “imperium”.
Таким образом, история термина “государство” показывает, что его
следует рассматривать как конкретное, привязанное к исторической эпохе
понятие и относить исключительно к современному государству. В настоящее
время термин также в зависимости от контекста может иметь различный
смысл. Во-первых, в узком смысле слова государство идентифицируется с
представительными и исполнительно-распорядительными органами политической
власти, а также с системой правовых норм, определяющих их
функционирование. Во-вторых, этот термин употребляется для обозначения
отношений политической власти, т.е. отношений господства и подчинения
между различными группами граждан, между органами власти (например,
парламентом и правительством), а также между органами власти и
общественными организациями. В-третьих, в обыденной речи термин
“государство” зачастую употребляется как синоним понятий “страна”,
“отчизна”, “общество”.
Такая многозначность термина “государство” не случайна. Она вытекает
из сущности государства не только как классовой, но и как универсальной
организации, призванной обеспечивать целостность общества. Эта
многозначность обусловлена и самой организацией государства, в структуру


- 7 -

которого органически вплетены основные компоненты общества.
Как универсальную форму организации общества государство составляют
следующие элементы: территория, население, власть.
Территория - это физическая, материальная основа государства.
Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на
которой в полной мере действует власть данной правящей политической
группы. Причем эта территория не сводится только к так называемой твердой
земле. В нее входят недра, воздушное пространство, территориальные воды.
Во всех перечисленных средах государство осуществляет свою суверенную
власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других
государств и частных лиц.
С территорией прежде всего связан вопрос возникновения и
исчезновения государств. В конечном счете без территории государств не
бывает. С утратой территории (например, в результате войны) государство
прекращает существование. Именно этим объясняется тот факт, что с вопроса
о контроле над той или иной частью пространства начинают развиваться
многие внутренние и внешние политические конфликты. И именно поэтому
одной из главных целей правящих политических групп, не состоящих на
службе иностранных держав, является гарантирование территориальной
целостности государства, для чего используются различные средства - от
дипломатических до военных.
Население - как составляющий элемент государства есть человеческое
сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся
его власти. Проживающее на территории государства все население
составляет сообщество людей, единый народ, нацию. В большинстве западных
государств, особенно в англоязычных странах, понятия “народ” и “нация”
употребляются как тождественные. Понятие “нация” ( от лат.”natio” -
племя, народ) связывается с государством, и под таковой понимается все
сообщество людей, народонаселение занимаемой государством территории
независимо от этнической принадлежности, объединенное одним правлением.
Разумеется, в действительности в рамках народа как всего населения
данного государства нередко сосуществуют

- 8 -

различные этнические группы (народности), которые также иногда называют
себя нациями.
Влияние государства на население носит всеобщий характер. Каждый
человек, проживающий на территории определенного государства, включая и
иностранных граждан, подчиняется единой власти. Однако это отнюдь не
означает, что население государства едино во всех отношениях. Народ - это
далеко не однородное по своему составу сообщество. В его рамках
сосуществуют различные сословные, классовые, этнические и другие
общности, обладающие специфическими социально-экономическими и духовными
интересами. Но именно народ как составной элемент государства выступает в
качестве интегрирующей общности по отношению к входящим в него социальным
группам.
Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей
власти, является важнейшим условием целостности государства. Раскол
населения по социально-классовому или иному (этническому, религиозному)
признаку несет с собой большую угрозу существованию государства.
Возникновение конфликта, например, между этническими общностями,
сосуществующими в рамках одного государства, сопровождается, как правило,
отказом по крайней мере одной из сторон подчиняться правящей группе, что
почти неминуемо ведет к распаду страны на несколько самостоятельных
государств.
Власть является определяющим элементом (признаком) государства.
Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего
населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов),
принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через
законодательные органы государства правящая политическая группа доводит
свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением
юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-
распорядительных государственных органов, судов, других юридических
учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит
из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих
соответствующие материальные средства. Власть правящей политической
группы осуществляется посредством комплекса специальных институтов.
Систему таких институтов в

- 9 -

политической и правовой науке принято называть органами государственной
власти и управления. Основными элементами этой структуры являются
институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти,
имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в
структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного
порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы.
Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на
применение мер принуждения. Иногда в качестве органов власти называются
средства массовой информации - государственные печатные органы, радио и
телевидение. Однако последние не располагают какими-либо властными
полномочиями и, следовательно, не могут быть отнесены к институтам
власти.
Разумеется, власть осуществляется конкретными людьми, состав которых
меняется. Однако вследствие своего проявления в форме организационных
учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности,
государственная власть в каждой стране обладает специфической
определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик
того или иного государства определяют не столько конкретные политики,
сколько особенности устройства и функционирования его властных
институтов. Иными словами, правители меняются, а государственные властные
учреждения сохраняются. Именно поэтому можно говорить, например, о
признаках американского государства, не зависящих от входящих в его
органы меняющихся лиц.
Государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е.
государственная власть на территории страны выступает как высшая власть,
а в мировом сообществе - как самостоятельная, независимая власть. Это
означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого
другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В
международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что
его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других
государств. Уважение суверенитета является основным принципом
международного права, закрепленным Уставом ООН и другими международными
документами. Суверенитет государства предполагает, что над его властью,
- 10 -

признаваемой суверенной, не стоит никакая иная власть, способная
подчинить его себе или воспрепятствовать ему в осуществлении его воли.
Осуществление государством властных полномочий сопряжено с
реализацией принадлежащих ему монопольных прав, которые тоже являются
признаками государства. К таким правам относятся: монополия
неэкономического принуждения, не допускающая физического принуждения и
насилия со стороны частных лиц и отдельных групп; исключительное право
издавать обязательные для всех законы; исключительное право эмиссии
денежных знаков; право определять и взимать налоги и сборы, выпускать
займы, осуществлять бюджетную политику; право создавать, содержать
вооруженные силы различного назначения и органы пресечения противоправных
действий; право на осуществление внешней политики.

2. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

Исследование функций государства является детальным изучением вопроса
о его сущности, общественной роли. Функции отражают главные
направления деятельности государства по выполнению им своего
предназначения. В функциях государства и проявляется его сущность. В
самом общем виде государство выполняет две основные функции:
посредническую и функцию управления.
Посредническая функция прямо связана с природой государства как
орудия регулирования противоречий и конфликтов, которые возникают в
обществе, разделенном на социальные группы. Социальные конфликты могут
быть урегулированы лишь с помощью общественной силы, возвышающейся над
частными интересами различных социальных групп. В качестве таковой и
выступает государство. Его посредническая роль состоит в том, что
властвующая политическая группа ищет формулы компромисса между
конфликтующими сторонами. Предлагая и навязывая такие решения, которые
в основном удовлетворяют конфликтующие стороны, государственная власть
стремится предотвратить опасность прямого столкновения между ними.
Понятно, что в ходе выполнения данной функции государство в
конечном счете разрешает конфликты в
- 11 -

интересах социальных групп, занимающих господствующее положение в
обществе. Однако оно при этом вынуждено в той или иной мере
ограничивать претензии противостоящих сторон. В некоторых случаях
правящая группа ставит господствующие социальные силы перед
необходимостью соглашаться с не устраивающими их решениями, если в
конкретный момент такие условия компромисса обладают значительной
поддержкой масс. При подобных обстоятельствах правящая группа идет на
существенные уступки со стороны своего слоя ради общих интересов, во
имя сохранения основ социальной системы и целостности общества и
государства.
Наряду с посредническими функциями в отношениях между
господствующими и подчиненными социальными группами, властвующая
группа вынуждена также выступать в качестве арбитра и в конфликтах
между различными своими частями.
Правящая группа не есть некий монолит, она имеет достаточно
сложную внутреннюю структуру. Между различными составляющими этой
группы могут возникать достаточно острые противоборства. Как и
конфликты с массами, эти столкновения могут оказаться столь же или
даже еще более опасными как для самих правящих групп, так и для
общества в целом. Поэтому дальновидные властвующие группы стремятся
восстановить свое единство, используя для этого всевозможные средства
вплоть до принуждения.
Посредническая функция государства не ограничивается
урегулированием внутренних социальных конфликтов. На государственную
власть возложена обязанность разрешать внешние конфликты, обеспечивать
развитие отношений с зарубежными странами. Умение правящей
политической группы обеспечивать укрепление обороны страны, повышение
ее безопасности, развитие международных отношений является столь
важным, что она может усилить или потерять свою власть в зависимости
от успеха или неуспеха в этом деле. Еще более важное значение
посредническая функция имеет для обеспечения внешних условий
жизнедеятельности страны, поддержания и укрепления целостности
общества, ибо внешние конфликты чреваты не только ослаблением
государства,

- 12 -

но и прекращением его физического существования.
Функция управления состоит в регулировании хода дел в стране в
целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением
определенных видов деятельности, необходимых для сохранения и развития
общества как целого. В любом обществе имеются проблемы, связанные с
обороной, экономикой, использованием природных ресурсов, производством
продуктов питания, развитием здравоохранения, образования, социального
обеспечения, судопроизводства и т.д. Задачей государства является
воздействие на общественную систему в целом и отдельные ее элементы с
целью разрешения этих проблем или смягчения их остроты. Функция
управления не менее важна для нормального развития общества, чем
регулирование социально-классовых отношений. От того, с какой
эффективностью она выполняется, зависят общественная стабильность и
престиж правящих политических групп.
Итак, государство как основной институт политической системы
выполняет две главные функции - посредническую и функцию управления.
Обе они находят свое выражение в деятельности по регулированию
государства как своих внутренних, так и внешних проблем. Анализ
содержания этих двух функций показал, что их можно расчленить на ряд
более узких по своему характеру и содержанию. В отечественной
политологической и правоведческой литературе все они, как правило,
подразделяются на внутренние и внешние функции государства. К
внутренним относятся: защита существующего способа производства,
регулирование социальных отношений, хозяйственной деятельности, охрана
общественного порядка и другие. Внешние функции составляют:
обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны, защита
интересов государства на международной арене, развитие взаимовыгодного
сотрудничества с другими странами, участие в решении глобальных
проблем человечества и другие.
Территория, население, власть, функции - все это содержательные
характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще
всем государствам.


- 13 -

Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по
особенностям своей внутренней организации, что обнаруживается и в
своеобразии их внешнего облика. Это относится к различным составным
элементам и сторонам деятельности государства: организации власти,
территориальному устройству, методам осуществления властных велений,
совокупности выполняемых функций и т.д. Особенности устройства и
функционирования государства и составляют его форму. Форма государства
состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного
устройства и формы политического режима.
Форма правления есть организация верховной государственной
власти, которая предопределяет структуру высших государственных
органов, порядок их образования взаимодействия между собой и
населением. Известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия явилась первой исторической формой правления. Она
характеризуется тем, что верховная власть в стране осуществляется
одним лицом. Глава государства - монарх - занимает свой пост, как
правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-
либо другой власти, ее органа или избирателей.
Существуют две разновидности монархии: абсолютная и
конституционная. Первая характеризуется всевластием главы государства
При второй власть монарха фактически не распространяется на сферу
законодательства и значительно ограничена в области управления.
Функции монарха в таком случае носят преимущественно представительский
характер.
Республика как форма правления, хотя и возникла позже монархии,
тоже известна уже в древности. Она отличается от монархии тем, что
глава государства является выборным и сменяемым , а его власть
считается производной от представительного органа или избирателей.
Имеются три основные разновидности республики: парламентская,
президентская и смешанная, или полупрезидентская.
В парламентской республике правительство формируется
законодательным органом и формально ответственно перед ним. В любой
момент парламент может путем голосования выразить свое одобрение или
- 14 -

неодобрение деятельности того или иного министра, главы правительства
или правительства в целом. Руководитель правительства - председатель
совета министров, премьер-министр, канцлер - официально не является
главой государства, но реально он - первое лицо в политической
иерархии парламентской республики. Глава государства - президент здесь
избирается либо парламентом, либо прямым голосованием народа. Однако в
системе органов власти он занимает скромное место. Его обязанности
обычно ограничиваются представительскими функциями, которые мало чем
отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях.
Президентская республика характеризуется жестким разделением
властей, при котором органы государственной власти обладают
значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент
здесь одновременно является главой государства и правительства, он
избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо
непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит
его деятельностью. В президентской республике парламент не может
вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить
парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия
президента и правительства с помощью принимаемых законов и через
утверждение бюджета. Президент, в свою очередь, наделяется правом
отлагательного вето на решения законодательного органа. В
президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам
президент может быть отстранен от власти лишь в случае нарушения им
конституции либо совершения преступления.
Полупрезидентская, или смешаная, республика не имеет типичных
черт первых двух разновидностей рассматриваемой формы правления, но
тяготеет к одной из них. Ее характерной чертой является двойная
ответственность правительства - и перед президентом, и перед
парламентом. В полупрезидентской республике президент и парламент
избираются непосредственно народом. Главой государства является
президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом
расклада политических сил в парламенте. Глава
- 15 -

государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета
министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность
контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета
страны, а также посредством права вынесения правительству вотума
недоверия.
Под формой государственного устройства принято понимать
территориально-организационную структуру государства. С помощью этого
понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения
распределения власти в центре и на местах. По этому признаку различают
унитарные (простые, национальные), федеративные (союзные,
многонациональные) и конфедеративные государства, а также имперские
образования.
Унитарными являются государства, для которых характерна высокая
степень централизации политической власти. Административно-
территориальные единицы таких государств не обладают признаками
государственности, суверенитета.
К федеративным относят государства, территориальные части которых
в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки
государственности. Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а
также органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными
образованиями определяются единой конституцией.
Конфедеративные государства - это союзы суверенных государств,
образуемые для совместного решения определенных задач экономического,
военного, социального и иного характера. В таких союзах отсутствуют
единые органы государственной власти и управления, а создаются
специальные учреждения только для координации действий участников
союза по реализации намеченных задач.
Империи - это государственные образования, характерными
особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно
централизованная власть, ассиметричные отношения господства и
подчинения между центром и периферией, а также разнородный этнический
и культурный состав населения. Империи возникают за

- 16 -

счет территориальной экспансии из первоначального ядра, которым мог
быть город или национальное государство.
В различных по формам государствах, но принадлежащим к одной и
той же исторической эпохе, имеются общие сущностные черты. Исторически
обусловленные черты государства проявляются в характере отношений
между господствующими и подчиненными социальными классами, которые
обеспечиваются государственно-правовыми средствами. С этой точки
зрения различают следующие исторические типы государства:
рабовладельческое, феодальное и буржуазное.
Рабовладельческое государство обеспечивает такие социально-
экономические отношения, при которых господствующий класс присваивает
практически весь продукт, созданный трудом подчиненного ему класса
рабов. Последние лишаются также каких бы то ни было политических и
юридических прав.
Феодальное государство, пришедшее на смену рабовладельческому,
характеризуется неограниченной властью владельцев земельной
собственности - феодалов или, что то же самое, помещиков. Данное
государство обеспечивает такие социально-экономические отношения, при
которых, с одной стороны, имущий класс вправе передавать крестьянам в
пользование землю, что зачастую означало их принудительное
прикрепление к земле. С другой стороны, крестьянам вменяется в
обязанность отдавать своим хозяевам часть произведенного продукта, а
также безвозмездно работать на них. В отличие от рабов, крестьяне в
феодальном государстве являются собственниками орудий труда и
домохозяйства. При всей их зависимости и бесправии, крестьяне все же
признаются в качестве юридических лиц.
Буржуазное государство, которое возникает на индустриальной
стадии развития производства, упраздняет сословные привилегии и
провозглашает формальное равенство людей перед законом. Оно
предоставляет гражданам право свободно нанимать работников либо
продавать свою рабочую силу владельцам собственности. Обеспечивая
данные отношения правовыми средствами, государство объективно
выступает в качестве инструмента


- 17 -

реализации прав и интересов в первую очередь частных собственников -
буржуазии. Вместе с тем оно не снимает с себя обязанности защиты
законных прав других категорий граждан. В буржуазном государстве
утверждается также принцип выборности органов власти, что способствует
развитию демократичческих форм политической жизни.

3. ВЫВОДЫ.

Таким образом, детально рассмотрев функции, формы правления,
типы государств можно сделать вывод: государство выступает в качестве
основного средства осуществления политической власти. Это
обстоятельство придает ему статус основного института политической
системы. В качестве такового государство само обладает сложной
структурой, выполняет специфические функции, характеризуется
определенными формами устройства. От степени развитости государства,
условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит
качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наибольшее
развитие демократические формы политической жизни получают в правовом
государстве и гражданском обществе.



- 18 -


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Демидов А.И.,Федосеев А.А. “Основы политологии” М.,1995г.
“Политология” Курс лекций” (под ред. М.Н.Марченко.) М.1993
Панарин А.С. “Введение в политологию” М.1994
“Основы политологии. Краткий словарь терминов и понятий”. (под
ред.Пугачева В.П.) М.1993
“История политических и правовых учений” (отв.ред.В.С.Нерсесянц) М.
1989
“Политология”: учеб.пособие (под ред. Б.И.Краснова) М.1995.



ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕС, МАРКЕТИНГ И КОММЕРЦИЯ



РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ: ПОЛИТОЛОГИЯ


ТЕМА:

“ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ”.



Исполнитель:



1
курс



28.03.1999
г. Екатеринбург







Реферат на тему: Гражданское общество
П л а н.


1. «Гражданское общество» как категория политологии.
2. Причины возникновения гражданского общества и условия его
функционирования.
3. Структура гражданского общества и основные направления его
активности.
4. Гражданское общество и государство.
5. Становление гражданского общества в Российской Федерации.



Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная
категория политологии. Оно существует, не имея единого
организационного центра. Составляющие гражданское общество
общественные организации и объединения возникают спонтанно. Без какого-
либо участия государства гражданское общество превращается в мощную
самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни.
Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в
других, в частности в бывшем СССР, его не было многие десятилетия.
Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств
существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой
необходимости ? Ведь есть государство, призванное управлять обществом,
заботиться о его экономической и политической стабильности, росте
благосостояния и о многом другом.
Изучая гражданское общество, следует рассмотреть проблему
политических режимов. Известно, что они делятся на две группы:
демократические и недемократические. В условиях недемократических
режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть
не может. В демократических же странах выбирать - быть или не быть
гражданскому обществу - не приходится, ибо оно становится необходимым.
Гражданское общество есть важнейшая составляющая демократического
государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень
развития демократии.
Если граждане бывшего СССР либо вообще не знали о гражданском
обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в
современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий.
Его упоминают в связи с вопросами государственного управления, в связи
с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических
режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной
собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние
годы многочисленных, ранее неведомых организаций и объединений
предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войны,
пенсионеров и др.
Что же такое гражданское общество и почему оно может развиваться
наиболее полно лишь в условиях демократических политических режимов ?
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в
демократических государствах человеческая общность, представленная 1)
сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур
(объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и
т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью
негосударственных отношений - экономических, политических, социальных,
духовных, религиозных и других.
Конкретизируя данное определение, отметим следующее :
- эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в некоторых странах
сотни тысяч разного рода объединений граждан или предприятий (признак
высоко развитого демократического общества), и «рыхлой», насчитывающей
скромное число такого рода организаций (признак государств, делающих
первые шаги в демократическом развитии) ;
- объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую
палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других
интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения
этих интересов ;
специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в
том, что они создаются не государством, а самими гражданами,
предприятиями, существует автономно от государства, но, разумеется, в
рамках действующих законов ;
- составляющие гражданское общество объединения возникают, как
правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или
предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации).
Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое
существование. Однако подавляющая их часть становится долгожителями,
постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет ;
- гражданское общество в целом является выразителем общественного
мнения, что служит своеобразной формой проявления его политической
власти.
Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений,
составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их
создания, формы активности и цели.
Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало
процессу образования в стране коммерческих банков. В настоящее время
их насчитывается более 2500. Образование коммерческих банков -
результат частной инициативы граждан и предприятий. В рыночной среде
они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не
исключены банкротства. Кроме того, есть государство, которое может
совершенствовать законодательство о банках, ужесточать условия их
функционирования.
Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть в
пассиве, так и активе бизнеса (банковского, в частности). Чтобы они
были в активе, за это нужно бороться. Необходимы групповые,
ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего
несколько лет, но уже в 1991 году они образовали Ассоциацию российских
банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую,
новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организаций.
Основные цели Ассоциации - координация действий российских банков,
осуществление совместных программ, защита коммерческих банков. В этой
связи Ассоциация разрабатывает концепцию развития банковского дела,
рекомендации и проекты нормативных документов, регламентирующих работу
банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать,
что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через
государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В
частности, специальным указом президента деятельность иностранных
коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 года
ограничена. Тем самым был нейтрализован очень сильный конкурент
российских банков.
Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности, уравнение
в правах с о всеми другими правами частной собственности, привело к
образованию в стране многочисленных кооперативных, арендных
предприятий, акционерных обществ, товариществ с ограниченной
ответственностью и других форм предприятий. Успех их работы зависит от
них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство,
хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело.
Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных
предприятий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин,
государственного страхования, соблюдения законодательства об охране
окружающей среды, правил хранения, перевозки продукции и многого
другого.
Мировой опыт показывает, что налоговую политику государства можно
влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если
переговоры с государственными органами ведет объединенный
представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, то
есть организации гражданского общества. Многочисленные союзы
предпринимателей существуют во всех странах мира. Можно даже
констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают
наибольший удельный вес. Переходящая к рыночной экономике Россия не
стала исключением. В течении всего нескольких лет здесь возникли
десятки различного рода объединений предпринимателей. В их числе :
Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских
деловых кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Ассоциация
совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация
руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация
кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых
предприятий России.
О Союзе малых предприятий России скажем несколько подробнее. Он
возник в 1990 году. Главная цель - всемерно способствовать устранению
монополизма в российской экономике. Данной организацией
разрабатываются предложения по совершенствованию государственного
законодательства в части образования и функционирования малых
предприятий. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается
развитием делового сотрудничества малых предприятий. Он оказывает
содействие своим членам в освоении новой техники и технологии, во
внедрении управленческих новшеств. Союз проводит конференции и деловые
встречи, оказывает содействие малым предприятиям в строительстве
производственных зданий.
Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Однако спектр
общественных интересов, в связи с которыми возникают организации
гражданского общества, далеко выходит за ее рамки. Он охватывает
политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие
другие интересы. Эти интересы могут лежать и в иных плоскостях.
Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит
политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и в
других порочащих честь и достоинство солдат так называемых неуставных
отношений, матери воинов, проходящих службу, организовали Комитет
солдатских матерей, который ставит конкретные цели и ведет активный
диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой
Отечественной войны, воины-афганцы, инвалиды.
Из всего сказанного вытекает, что гражданское общество есть та
среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои
потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию
ценности групповых акций и общественной солидарности.
Также следует отметить, что интерес к гражданскому обществу
проявляют многие науки : правоведение, экономическая теория, история,
философия, социология и другие.
Правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского
права и как субъект правового регулирования.
Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения
организаций гражданского общества, роль финансовой сферы в их
функционировании.
История описывает конкретные национальные формы гражданского
общества, особенности участия граждан в общественной жизни.
Философия и социология изучают гражданское общество как социальную
систему, как форму общественной организации и общения.
Однако особо важная роль в изучении гражданского общества
принадлежит политологии. Именно политология изучает характер и формы
взаимодействия гражданского общества с политическими и общественными
институтами - государством в целом, федеральными и местными органами
власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует
причины и условия возникновения гражданского общества, его структуру,
направления эволюции. Другими словами, политология воссоздает
целостную картину гражданского общества.
Как было сказано выше, наверное покажется, что причины
возникновения каждого конкретного гражданского общества имеют частный
характер. Это, однако, далеко не так. Частные причины (даже при их
множественности) не привели бы к созданию такой огромной общественной
сферы (системы), каковой является гражданское общество. Следовательно,
существуют общие причины, питающие процесс создания и развития
гражданского общества, очевидно, достаточно серьезные. Их немало, но
существуют три главные, основополагающие.
Первая причина связана с частной собственностью. В развитом
демократическом обществе подавляющая часть населения - частные
собственники. Разумеется, представители крупного бизнеса
немногочисленны. Однако развитым и многочисленным является средний
класс. Для подавляющего большинства этих собственников средством
получения доходов, средством к жизни их семей является частная
собственность. Это - частные предприятия (в промышленности, торговле,
сельском хозяйстве, в добывающих отраслях и др.), земля, недвижимость,
сдаваемая в аренду, ценные бумаги, приносящие доход, денежные
средства, приносящие проценты, интеллектуальная собственность,
обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели,
научные работники и т.д. Им не просто есть что терять, с потерей
собственности они лишаются самого важного - источника средств для
жизни. Поэтому неудивительно, что на сохранение собственности, на
создание оптимальных условий для ее дееспособности направлены
энергичные усилия ее обладателей.
Опыт показывает, что наиболее эффективными являются коллективные
усилия: разного рода объединения собственников с одинаковыми
интересами; ассоциации фермеров, союзы предпринимателей, банкиров и
др. Их представители постоянно взаимодействуют с соответствующими
комиссиями в законодательных органах и с правительством, добиваясь
оптимизации условий функционирования частной собственности,
принадлежащей членам данных организаций.
Таким образом, частная собственность, будучи наиболее развитым
институтом демократического общества, является первой из главных
причин возникновения и функционирования гражданского общества,
превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру.
Именно частная собственность во всем многообразии ее конкретных форм
делает существование гражданского общества необходимым.
Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной
рыночной экономике. Демократическое общество наряду с другими
свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим
законам. Только соблюдая эти законы, можно успешно вести
предпринимательскую деятельность. И главное - противостоять законам
рынка в одиночку очень трудно. Разного рода объединения
предпринимателей, то есть организации гражданского общества, призваны
облегчить эту задачу.
Третья причина необходимости возникновения и функционирования
гражданского общества заключается в следующем. Демократическое
государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности
своих граждан. Однако рождающиеся в обществе интересы столь
многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что практически
государство не может иметь информацию о всех этих интересах. Значит,
необходимо информировать государство о конкретных интересах граждан,
удовлетворить которые можно лишь силами и средствами самого
государства. И опять же эффект достигается, если действовать через
организации гражданского общества.
В каждой демократической стране организаций гражданского общества
насчитывается множество. Они могут организовываться в связи с
конкретными проблемами региона и даже отдельного города, в связи с
профессиональными интересами (например, разного рода гильдии актеров
кино, театра), это организации и фонды благотворительного характера,
объединения, связанные с необходимостью восстановления памятников
большого культурного значения. Сюда же относятся многочисленные
движения (например, в связи с протестом против осуждения невиновных) и
т.п. Много такого рода организаций и движений гражданского общества
вырастает до общегосударственных масштабов. Типичный в этом отношении
пример - движение «зеленых» в западноевропейских странах.
Превратившись в мощную силу, оно добилось того, что государство
выделило немалые дополнительные ресурсы на охрану окружающей среды и
внесло изменение в законодательство, регулирующее этот процесс.
Таким образом, третья главная причина, делающая необходимым
возникновение и развитие гражданского общества, - это исключительное
многообразие интересов граждан демократического общества. Важно
подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен
широчайший спектр этих интересов. И связано это с теми свободами,
которое данное общество предоставляет своему народу.
От вопроса о необходимости гражданского общества в условиях
демократии перейдем к раскрытию его возможности. Демократия не просто
делает гражданское общество насущно необходимым, она создает все
основные условия для его возникновения и развития. Отметим наиболее
важные из них. Главное условие активной жизни гражданского общества -
это социальная свобода, демократическое социальное управление,
существование общественной сферы политической деятельности и
политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского
общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации
человека в обществе.
Важным условием функционирования гражданского общества является
гласность и связанная с ней высокая информированность граждан,
позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть
социальные проблемы и предпринимать шаги по их по их разрешению.
И наконец, основополагающим условием успешного функционирования
гражданского общества является наличие соответствующего
законодательства и конституционных гарантий его права на
существование.
Рассмотрение вопросов о необходимости и возможности существования
гражданского общества дает основание подчеркнуть его функциональную
характеристику. Основная функция гражданского общества - наиболее
полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей
общества.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и
объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть
приходится на экономическую, социально-политическую и духовную сферы.
В экономической сфере функционирует широкая сеть организаций
гражданского общества, образованных негосударственными предприятиями
(промышленными, торговыми, финансовыми и другими).
Об этих предприятиях можно сказать, что, во-первых, в современных
демократических государствах они составляют абсолютное большинство. (В
Англии, во Франции, в Австрии и других западноевропейских странах 4/5
всех предприятий - негосударственные. В США же вообще нет
государственных промышленных и торговых предприятий, нет и
государственных коммерческих банков.) Во-вторых, будучи
негосударственными, они возникают и функционируют в условиях рыночной
экономики со всеми вытекающими из этого последствиями: экономические
риски, вероятность банкротства, жесткая конкурентная борьба и многое
другое. С целью предотвратить нежелательные последствия рыночной
стихии, воздействовать на государство, требуя обеспечения
экономической и политической стабильности как важнейших условий для
нормального функционирования предприятий в хозяйственной сфере, и
создаются многочисленные объединения и организации бизнеса. В России,
которая совсем недавно начала строительство рыночной экономики,
практически все новые субъекты хозяйственного процесса (кооперативы,
арендные предприятия, акционерные общества, товарищества с
ограниченной ответственностью, коммерческие банки, биржи и т.д.)
создали свои организации, ассоциации, клубы, центры и другие формы
объединений, составляющих гражданское общество в экономической сфере.
В разных странах и в разные времена конкретные цели организаций
гражданского общества в экономической сфере могут меняться, но
магистральные, стратегические направления их активности остаются
неизменными. Рассмотрим эти направления, имея в виду, что они
характерны и для формирующегося гражданского общества в хозяйственной
сфере России.
1. Защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий.
Достигается это посредством участия их представителей в высших
организациях государственной власти, в подготовке проектов нормативных
правовых актов или их экспертизе. Степень участия организаций
гражданского общества в процессе принятия государственных решений
достаточно высока в Австрии и Швейцарии. Специалисты объясняют это
высоким уровнем развития и сплоченности данных организаций. В то же
время в таких странах, как Канада и Италия, это участие слабее, что
объясняется замкнутостью и раздробленностью созданных в сфере бизнеса
организаций и объединений.
2. Всемерное содействие укреплению экономических позиций (на
внутреннем и внешних рынках) предприятий, входящих в организации
бизнеса: путем обеспечения привлечения финансовых средств (в том числе
и с помощью государства) для реализации перспективных проектов, путем
внедрения новых форм хозяйствования, освоения новых рынков сбыта
продукции, оптимизации всего комплекса условий работы входящих в
объединение предприятий.
3. Организация общественного контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.
4. Проведение в рамках объединения хозяйственной и коммерческой
деятельности. Например, учреждение фондов.
5. Повышение профессионализма и деловой квалификации
предпринимателей посредством создания центров и школ бизнеса,
коммерции, менеджмента, а также проведения конференций и организации
деловых встреч.
Конечно, все организации гражданского общества в экономической
сфере концентрируют свои усилия прежде всего на отмеченных
направлениях. Но этим активность не ограничивается. Гражданское
общество в экономической сфере делает очень многое для развития
системы предпринимательства в целом, для развития и совершенствования
рыночных отношений. Поэтому в центре его внимания находятся:
выработка оптимальной стратегии взаимоотношений с наемными работниками;
поддержание единства и разрешение конфликтов в самой предпринимательской
среде.
Отличительные цели

Новинки рефератов ::

Реферат: Храм Христа Спасителя (Москвоведение)


Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)


Реферат: Существенность и риски в Аудите (Аудит)


Реферат: Конституция Российской Федерации (Государство и право)


Реферат: Философия образования (Философия)


Реферат: Понятие и порядок заключения соглашения (Трудовое право)


Реферат: Детали машин (Технология)


Реферат: Религиозное воспитание (Педагогика)


Реферат: Вторая Половина Палеозоя (Биология)


Реферат: Памятник усадебной культуры XIX века, усадьба Отрада (Культурология)


Реферат: Организация размещения и экскурсионного обслуживания (Транспорт)


Реферат: Социальная стратификация в современном обществе (Социология)


Реферат: Методы политологических исследований (Контрольная) (Политология)


Реферат: КПРФ (История)


Реферат: Италия (География)


Реферат: Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой (История)


Реферат: Разработка тестов и дидактических материалов по предмету "Чрезвычайные ситуации природного характера" (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История Дальнего Востока России (История)


Реферат: Форма правления, понятие и виды (Теория государства и права)


Реферат: Князь Владимир Святой (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист