GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политическая система Испании (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политическая система Испании (Политология)




План



? Историческая справка
? Франкистский режим
? Становление демократии
? Политическая система



Испания заметно выделяется среди других стран Европы. Ее положение на
стыке Европы и Африки, христианского мира и мира ислама, замкнутого
Средиземноморья и бескрайней Атлантики оставило неизгладимый след на всем
облике страны.
В древности территорию Испании населяли иберы, в 5-3 вв. до н. э.
расселились кельты. К концу 3 века большая часть территории Испании была
под властью Карфагена. К концу 1 века до н. э. Испания была покорена Римом.
Государство вестготов (со 2-й половины 5 века н. э.) ликвидировали арабы,
захватившие в 711-718 почти всю территорию Испании и создавшие ряд
государств. В ходе Реконкисты (718-1492) возникли испанские королевства
Арагон, Кастилия и другие. Со времени династической унии 1479 Кастилии и
Арагона Испания — единое государство. В начале 16 в. сложилась испанская
колониальная империя (основа — колониальные завоевания в Америке). С
середины 16 века начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией
16-17 вв. она утратила морское преобладание. В начале 18 века борьба
европейских династий за испанский престол привела к войне за Испанское
наследство. В 19 веке произошло 5 незавершенных революций: в 1808-14, 1820-
23, 1834-43, 1854-56 и 1868-74. Результатом этих революций было достижение
компромисса между консерваторами и либералами, выразившееся в утверждении
конституционной монархии. В 1810-1826 добилась независимости большая часть
испанских колоний в Латинской Америке. В 1890-х гг. большинство
остававшихся колоний перешло к США (в результате испано-американской войны
1898) и Германии. В начале 20 века Испания участвовала в колониальном
разделе Марокко. В 1923 установилась военно-монархическая диктатура (до
1930). 14 апреля 1931 была свергнута монархия, что положило начало
Испанской революции 1931-39, в ходе которой в январе 1936 был создан
Народный фронт [КП Испании, Испанская социалистическая рабочая партия
(основана в 1879) и др.]. Гражданская война (июль 1936 — март 1939)
завершилась установлением диктатуры генерала Франко. В 1947 Испания была
объявлена королевством (престол оставался незанятым).
Франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной,
разрушительной гражданской войны 1936-1939гг. О ее трагических последствиях
для Испании убедительно говорят такие цифры: около 1 млн. человек погибло в
ходе войны; не менее 500 тыс. испанцев были вынуждены покинуть родину,
спасаясь от мести победителей. По подсчетам видного испанского экономиста
Романа Тамамеса, в 1939-1940 гг. сельскохозяйственное производство
составляло всего 21% от довоенного уровня, а промышленное – 31%. В 192
городах и населенных пунктах было разрушено до 60% всех зданий, полностью
уничтожено 250 тыс. квартир и еще 250 тыс. невозможно было использовать.
Страна потеряла почти половину подвижного состава железных дорог, 30% судов
торгового флота, более 70% автомашин. Доходы основной массы трудящихся в
конце 1939 г. упали до уровня 1900 г. Стране понадобилось более 10 лет для
ликвидации только материального ущерба, нанесенного войной.
Франкисты обрушивали на своих реальных и потенциальных противников
жесточайший террор. Были запрещены все поддерживающие республику
политические партии, такие как Коммунистическая партия Испании (КПИ),
Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП), различные республиканские
партии, ведущие профсоюзные организации. Около 2 млн. испанцев прошло в
первые послевоенные годы через тюрьмы и концлагеря.
Вплоть до 1973 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства,
причем министры его кабинетов никогда не выступали от своего имени, а
только как представители главы государства, определявшего линию их
поведения. Даже назначение в 1969 г. чрезвычайной сессией кортесов Хуана
Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII,
преемником главы государства, а в 1973 г. – адмирала Карреро Бланко премьер-
министром не поколебали абсолютной власти Франко.
Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом
оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества. Возникший в
середине 50-х годов острый конфликт властей со студенческой массой,
требовавшей радикальной реформы университетского профсоюза (СЕУ),
постепенно нарастая, охватили все учебные центры страны и имел большой
политический резонанс как в стране, так и за ее пределами. В конце 60-х
годов активным участником различных оппозиционных акций: собраний,
демонстраций, «круглых столов» и пр. становится интеллигенция.
Франкизм оказался, таким образом, не в состоянии подавать постепенно
нараставшую оппозицию снизу. Не сумел он сохранить и тот фундамент, на
котором пытался воздвигнуть здание «великой Испании».
Экономический «бум» 60-х и первой половины 70-х годов еще более
укрепил позиции «новой» буржуазии, но одновременно и усилил недовольство ее
определенной части экономической политикой режима. Именно под ее давлением
в конце 50-х годов режим был вынужден отказаться от политики «автаркии» и
регулируемой экономики и перейди к экономической «либерализации», создавшей
еще более благоприятные условия для испанского бизнеса.
В 60-х годах «Национальное движение» возникли враждующие между собой
группировки. Вместе с тем ультраправые элементы фаланги неоднократно
пытались возродить ее. В мае
1958 г. принципы фаланги были провозглашены основополагающими принципами
государства, но вернуть себе утраченные позиции она не смогла.
К концу 60-х годов «Национальное движение, раздираемое противоречиями,
зашло в тупик. Все попытки реформировать его на принципах «апертуризма», то
есть создания в его рамках политических ассоциаций, которые формально
должны были заложить основы политического плюрализма в случае ухода Франко
со сцены, провалились. К середине 70-х годов франкизм практически полностью
потерял поддержку еще одной из своих важнейших опор – католической церкви.
Во время гражданской войны и в последующие годы церковь полностью разделяла
идеи «крусады», благословляя режим и его политику репрессий, и всячески
демонстрируя свои тесные узы с ним. Особое место церкви в системе
франкистских институтов было закреплено подписанным с Ватиканом в 1953 г.
конкордатом, предоставившим католической религии исключительные прерогативы
и права «согласно божественному закону и священному каноническому праву».
Однако по мере нарастания оппозиционного движения начался процесс
дистанцирования церкви от режима, охвативший в 60-х годах как низшее
духовенство, так и высший клир и завершившийся разрывом «обновленческого»
крыла церкви с франкизмом. Это крыло не только открыто выступило с критикой
политики режима, превратив, по определению испанского историка Хавьера
Тусселя, «проповеди Евангелия в чисто о восстановлении демократических
свобод.
Новый подход оппозиции к проблемам стратегии борьбы с франкистским
режимом начал вырисовываться лишь в середине 50-х годов, когда компартия
призвала все группы как в лагере оппозиции, так и в стране «победителей»,
независимо от их политических и идеологических убеждений, «положить конец
расколу, вызванному гражданской войной; покончить с раздорами и ненавистью;
положить конец как духу «крестового похода», так и духу реванша…» и мирным
путем, без новой гражданской войны и кровопролития покончить с диктатурой.
Эта политика, получившая название политики «национального согласия»,
не сразу нашла понимание и поддержку со стороны оппозиции и тем более тех
групп в лагере франкизма, которые были недовольны по различным причинам
существующим режимом, но не желали идти на союз с «побежденными». Однако
постепенно в результате нарастания оппозиционного движения, включения в
него все новых и новых групп и течений, поисков оппозицией форм
сотрудничества и ее попыток выработать единую платформу борьбы с диктатурой
дух «крестного похода» стал уходить в прошлое и идея «национального
согласия» и мирной замены режима все шире и глубже проникала в сознание
широких слоев испанского народа.
Идея ликвидации франкистского режима мирным путем на основе
«национального согласия» получила столь широкую поддержку различных слоев
испанского общества не только потому, что оно устало от культивируемой
диктатурой взаимной ненависти между «победителями» и «побежденными», но и
потому, что перспектива новой гражданской войны с ее кровавым насилием
вызывала страх, не исчезавший как у демократических так и у здравомыслящей
части консервативных кругов. Эти два обстоятельства в немалой степени
способствовали постепенному созданию новой атмосферы в стране и краху всех
попыток режима сохранить раскол испанского общества на «победителей» и
«побежденных» как одну из основ своего дальнейшего существования.
Первый серьезный шаг к сближению оппозиционных сил был сделан в июне
1962 г. на совещании представителей буржуазных партий и социалистов в
Мюнхене, выдвинувшем 5 условий перехода Испании от диктатуры к демократии
(создание в стране демократических инструментов, обеспечение действенных
гарантий прав человека, признание прав национальных групп, обеспечение
профсоюзных свобод, право на оппозицию). Компартия охарактеризовала эти
пункты как отвечающие «минимальным требованиям всех без исключения
антифашистских сил Испании».
К началу 70-х годов возможности франкизма к маневрированию резко
сократились как потому, что он зашел в тупик, лишившись поддержки и
сочувствия значительной части тех сил, которые его поддерживали почти
четыре десятилетия, так и потому, что оппозиция сумела преодолеть
существовавшие ране внутри нее противоречия и начала выступать единым
фронтом.
Попытки начавшего агонизировать режима ужесточением репрессий спасти
себя от краха лишь подлили масла в огонь сопротивления. Особенно
стремительно кризис режима начал нарастать с декабря 1973 г. после гибели в
результате покушения премьер-министра адмирала Карреро Бланко, видевшего
свою задачу в сохранении незыблемости существующих порядков. Сменивший его
на это посту К. Ариас Наварро пытался стабилизировать обстановку,
провозгласив курс на осуществление частичных реформ. В одном из своих
выступлений он подчеркнул, что «в смысле осуществления политических
изменений в стране на Франко больше рассчитывать нельзя».
Разногласия и противоречия в правящих кругах приняли в это время
чрезвычайно острые формы, создав обстановку перманентного политического
кризиса. Обещанные Ариасом Наварро реформы так и не были осуществлены, что
еще больше обострило конфликт между «эволюционистами» и «бункером».
Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными
выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов,
интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой
демократизации.
Франкизм как политическая и идеологическая система исчерпал себя. Его
отвергали и господствующие классы и народные массы. Необходимость перемен
понимали все, даже наиболее яростные его поклонники. В этой обстановке
всеобщего брожения, нарастающих противоречий в верхах и острых социальных
конфликтов 20 ноября 1975 г. умер 82-летний диктатор. Его похороны ультра
отметили массовыми манифестациями в Мадриде и других городах.
22 ноября принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был коронован
королем Испании под именем Хуана Карлоса I.

Преемник Франке — король Хуан Карлос 1 — не нуждался в ломке старого
аппарата власти. Речь с самого начала шла о реформе, которой сочувствовали
многие деятели старого режима.
Основная опасность для процесса демократизации исходила от военных и
представителей репрессивного аппарата франкизма, которые давали понять, что
не признают его итогов, если у власти окажутся партии, ранее действовавшие
в подполье — Испанская социалистическая рабочая партия (ИСРП) и
Коммунистическая партия Испании (КПИ). Массовый переход деятелей старого
режима на сторону этих партий был, таким образом, исключен не только по
идеологическим причинам, но и по соображениям политической
целесообразности. Поэтому ведущей силой демократизации стал "центристский"
Союз демократического центра (СДЦ) А.Суареса (назначенного премьер-
министром еще до "учредительных выборов") —коалиция христианских
демократов, либералов и социал-демократов. ИСРП и КПИ поддержали процесс
демократизации и отказались от любых действий, способных подтолкнуть
военных к вмешательству в политику.
На "учредительных выборах" 1977 г. победил СДЦ — партия, с которой
большинство испанцев связывало успех демократизации. На второе место вышла
сравнительно хорошо организованная и безоговорочно поддерживавшая переход к
демократии левая партия — ИСРП. При таком раскладе политических сил роль
оппозиции процессу демократизации естественно отходила к партии, наиболее
тесно связанной с прежним режимом, и эта партия могла быть только правой по
своей идеологической ориентации.
Организация, когда-то служившая опорой франкистского режима, —
Испанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского
сопротивления — фактически прекратила свое существование еще при жизни
диктатора. В момент своего создания испанская "партия-преемница", Народный
альянс (НА), была не менее организационно слабой, чем СДЦ. Она представляла
собой коалицию бывших фалангистов, сторонников католической организации
Опус Деи и многочисленных консервативных групп, лидеры которых в 1976 —
начале 1977 гг. пытались завоевать благосклонность короля. Лишь низкая
представительность "центристского" и "левого блоков" заставила лидеров
названных групп, забыв об амбициях и идеологических разногласиях,
объединиться между собой.
Таким образом, расклад политических сил Испании, сложившийся в 1977 г.
(и подтвержденный в 1979), исходно характеризовался сравнительно низкими
уровнями представительности всех "блоков", что обусловливалось как
сохранением единства правящего СДЦ, так и длительным организационным опытом
левых оппозиционных партий. Можно предположить, что такой расклад мог бы
сохраниться и по итогам выборов 1982 г. — но лишь при условии успешной
экономической политики. В действительности, цена демократизации и
сопровождавших ее экономических реформ оказалась непомерно высокой для
значительной массы испанцев. Правящий СДЦ, попав в "невыигрышный" сектор
межпартийной конкуренции, больше не мог сохранять свое условное
организационное единство. Он распался на несколько групп, и все они
потерпели поражение на выборах. Испанский "центр" сохранился в основном в
виде региональных партий.
В распоряжении испанского избирателя, стремившегося "наказать"
правительство, были две возможности — он мог проголосовать либо за левую,
либо за правую оппозицию. Результаты выборов показывают, что обе эти
возможности были использованы, причем наибольшего относительного успеха
добилась "партия-преемник" — НА, в то время как абсолютными победителями
стали социалисты. Подобный исход выборов можно объяснить тем, что, голосуя
против правительства, испанские избиратели не хотели выразить негативное
отношение к процессу демократизации как таковому. В этом контексте
оппозиционная, но демократическая ИСРП оказывалась идеальным кандидатом.
Правые в лице НА были настроены более оппозиционно, чем социалисты, но
их приверженность демократии не была столь очевидной. В то же время НА не
имел существенных конкурентов в "правой" части политического спектра, и его
лидерам удалось постепенно преодолеть франкистский имидж. Коммунисты же
оказались в крайне неблагоприятной ситуации: обыграть ИСРП они могли лишь
за счет большей оппозиционности по отношению к экономической политике
правительства, но чем критичнее в этом плане становились отдельные фракции
КПИ, тем сомнительнее казалась их приверженность демократии. Неспособность
коммунистов разрешить эту дилемму обернулась расколом и электоральным
крахом КПИ.
Поэтому выявляется роль таких факторов, как итоги "учредительных выборов" и
характер "партии-преемницы", в становлении формата испанской партийной
системы. Учредительные выборы определили общее соотношение политических сил
в стране, обеспечив лидирующее положение организационно неустойчивому СДЦ и
превратив сплоченную ИСРП, выступавшую основным партнером "центристов" в
процессе демократизации, в главную оппозиционную партию, что предотвратило
фрагментацию "правого блока" и обусловило крах основной левой альтернативы
социалистам.
Испания - последнее государство современной Европы, где фашистская
диктатура существовала наиболее длительное время. Это единственная страна,
в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну, и в которой
авторитарный режим исчез естественным путем в результате смерти Франко.

Год смерти Франко (1975) знаменует собой демократическое начало
современной, просвещенной Испании. Свободно избранные правительства при
Адольфо Суаресе и Фелипе Гонсалесе, а с 1996 г. при Хосе Мария Аснаре
осмотрительно и целенаправленно "открывали" страну в политическом и
экономическом смысле. Хотя вступление в ЕС и НАТО не обошлось без споров,
сегодня это решение разделяет большинство испанцев. Имеется немало
примеров, свидетельствующих о действительном переходе к демократии:
референдум по поводу принятия новой конституции, гарантия прав областной
автономии, введение права на развод, а также отмена смертной казни.
Показательной для произошедших изменений в общественной жизни стала
плюралистская структура прежде централизованного государства. В
административном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенных
в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно
решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент и
правительство. Члены муниципалитетов провинций избираются общинами и вместе
с областными парламентами посылают своих представителей в сенат
Национального Законодательного собрания в Мадриде (Кортесы; Cortes
Generales}. Вторая же палата Кортесов состоит из депутатов, избираемых
прямым общенародным голосованием. С 1982 по 1996 гг. правящей политической
партией Испании оставалась PSOE (Partido Socialista Obrero Espanol),
возглавляемая премьер-министром Фелипе Гонсалесом. После различных
неприятностей, связанных с коррупцией и секретной службой, на выборах в
1996 г. впервые победила консервативная Народная партия (Partido Popular)
во главе с Хосе Мария Аснаром, что явилось поворотным пунктом в испанской
политике. Третьим по значимости снова стал Союз левых сил (IU Izquierda
Unida).

Главой государства, представляющего собой конституционную монархию,
является король Хуан Карлос I. По представлению премьер-министра он
утверждает членов кабинета министров. Получив от Франко власть в наследство
в абсолютистском смысле слова, представитель династии Бурбонов уже в
исторической тронной речи 22 ноября 1975 г. расставил акценты совсем не
так, как ожидалось. Он заявил, что хочет быть "королем всех испанцев в
свободном и современном обществе". Серьезность своих намерений король
подтвердил шесть лет спустя, когда смелым приказом вернул в казармы
восставших военных. В отличие от других европейских монархов, не только
"представительное лицо", но и влиятельный политик. По конституции он
наделен большими полномочиями.
Испания – страна, которой может принадлежать большое демократическое
будущее. Перед ней открыты разные возможности – она может стать и прочным
фактором европейского мира, и фактором дальнейшего нагнетания
напряженности; и бастионом демократических порядков на юге Европы, и очагом
новой волны правой опасности. Окончательный выбор еще не сделан.



Список литературы


1. Большая электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2000
2. В.В. Загладин: «Современная Испания»
3. Новейшая история (1939-1992)

Испания - форма правления и административное устройство//
www.espana.ru ., 28.10.2000







Реферат на тему: Политическая система Италии

Сибирская Академия Государственной Службы

Кафедра политологии



Р Е Ф Е Р А Т

На тему: Политическая система и государственное устройство Италии



Выполнил: студент
гр. ФПС 001 Гришин А.А.

Научный руководитель:
проф. Демидов В.В.



Новосибирск 2000
Содержание:

1. Форма правления и государственное устройство Италии
2. Политические партии и партийная система.
3. Центральные органы государственной власти.
1. Парламент.
2. Президент, права и полномочия.
3. Правительство Италии.
4. Конституционный суд.
5. Судебная система.
6. Административное деление

1. Форма правления и государственное устройство Италии
Италия - Парламентская республика с президентской формой правления.
Столица Италии – Рим.
Население - Около 58 млн.человек, из них 94% итальянцы.
Географическое положение - Государство на юге Европы. Общая площадь 301
тыс.кв.км. На севере граничит со Швейцарией и Австрией, на востоке со
Словенией, на северо-западе с Францией. Италии так же принадлежат острова
Эльба, Сицилия и Сардиния. Омывается 5 морями - Адриатическим, Ионическим,
Средиземным, Тирренским и Лигуриийским.
Государственное устройство Италии определяется конституцией, принятой
22 декабря 1947 г. Конституция почти без поправок действует до настоящего
времени и считается одной из самых демократических в мире. Наряду с
основными демократическими принципами в ней нашли отражения и антивоенные,
антифашистские настроения того времени, таким образом конституция Италии
закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет,
объявила антифашизм в качестве официальной политики государства.
Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического
порядка формирования палат парламента, во включении в государственную
систему института народной инициативы и референдума, в создании
Национального совета экономики и труда.
Формой правления в Италии была выбрана унитарная форма
государственного устройства с широкой территориальной автономией для
составляющих государство областей. Данная форма весьма близка к
классической модели (Французская четвертая республика).

2. Политические партии и партийная система.
Многопартийность – одна из важнейших черт существующей партийной системы
Италии в значительной мере данному положению вещей способствовала
существовавшая до недавнего времени пропорциональная избирательная система
при формировании представительных учреждений. На партийной арене кроме
собственно партий, которых насчитывается только основных - ____, выступают
и другие участники политического процесса, такие как: рабочие профсоюзы,
предпринимательские организации, сельскохозяйственные и др. союзы.
Традиционно сильные позиции имеет католическая церковь со штаб квартирой в
Ватикане, расположенном в столице страны.
Основными политическими партиями Италии являются:
. Христианско демократическая партия (ХДП), основана в 1943 г. – партия
клерикального типа, выражающая главным образом интересы различных
слоев буржуазии, пользуется поддержкой церкви и включает в себя левые,
правые и центристские группировки – 1,4 млн членов;
. Форса Италия (Вперед, Италия), буржуазная партия, основанная в 1993г.,
- отстаивает принципы рыночной экономики, пытается объединить
политические силы правого центра;
. Итальянская социалистическая партия (ИСП), основана в 1892 г., -
левоцентристская партия, являющаяся членом Социалистического
интернационала – свыше 500 тыс. членов;
. Итальянская социал-демократическая партия (ИСДП) – 1969 г., член
Социалистического интернационала, правый центр - 180 тыс. членов;
. Итальянская республиканская партия (ИРП) – 1897 г., партия буржуазного
типа – 110-120 тыс. членов;
. Итальянская либеральная партия – 1848 г., - правая буржуазная партия –
60-153 тыс. членов;
. Национальный альянс 1946 г., - неофашистская партия – 400 тыс. членов;
. Федерация «зеленых» - 1987 г., - объединение организаций, выступающих
за охрану окружающей среды;
. Демократическая партия левых сил (ДПЛС) – 1991 г., образовалась после
преобразования Итальянской коммунистической партии, поддерживает
традиционные идеалы социал-демократии;
. Партия коммунистического преобразования (ПКП) – 1991 г., образовалась
после преобразования Итальянской коммунистической партии, остается
крайне левого толка, объединяет в т.ч. ортодоксальных коммунистов.

Отличительной чертой профсоюзного движения Италии является то, что
наиболее влиятельные и крупные национальные объединения профсоюзов
связаны с ведущими политическими партиями:
Всеобщая итальянская конфедерация труда – итальянские коммунисты
(ДПЛС, ПКП) – 4,5 млн членов;
Итальянская конфедерация рабочих профсоюзов – ХДП – 3 млн. членов;
Итальянский союз труда – ИСДП, ИРП – 1,5 млн. членов.


3. Центральные органы государственной власти
Система центральных органов государственной власти Италии строится на
основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена
двухпалатному парламенту, исполнительная - имеет двойственную структуры и
включает Президента и правительство – Совет министров. Составной частью
системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий
функционирование государственной системы в соответствии с нормами
основного закона.

1. Парламент.

Высший орган законодательный власти — парламент, состоящий из двух палат:
Палаты депутатов и Сената республики, избирается на 5 лет.
Палата депутатов насчитывает 630 человек. Депутатом может быть избран
любой гражданин республики, достигший возраста 25 лет.
Сенат республики насчитывает 322 сенатора. По конституции Италии
сенатором может быть избран (назначен) гражданин, достигший возраста 40
лет.
Согласно итальянским законам право избирать в Палату депутатов имеют все
граждане, достигшие возраста 18 лет, а в Сенат — 25 лет.
В настоящий момент в Испании (с 1993 г.) при избрании обеих палат
парламента действует мажоритарная избирательная система.
Палаты наделены большими полномочиями: утверждают государственный бюджет.
решают вопросы о займах и предоставлении кредитов, ратифицируют
международные договоры и т.д.
Согласно конституции, проводятся совместные заседания обеих палат для
принятия присяги президента, лишения парламентской неприкосновенности
одного из членов парламента или решения об объявлении войны, предании
Президента, председателя Совета министров и министров суду.
Руководящие органы палат – бюро. Каждый из этих органов включает
председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8
секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные
фракции. Бюро избирается на 5 лет. Для образования партийных фракций в
Палате депутатов требуется желание не менее 20 ее членов, допускается
создание фракций и из меньшего числа при соблюдением партией ряда
требований на выборах. В Сенате партийные фракции должны состоять из 10
сенаторов. Допускаются смешанные фракции из членов различных партий.
В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате – 12 или 13 на 2 года,
в Палате депутатов – 14 на 5 лет. Профиль комиссий повторяет компетенцию
соответствующих министерств.
Заседания палат носят публичный характер, однако палата может принять
решение о проведении закрытого заседания по просьбе правительства,
председателя партийной фракции или группы депутатов.
Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству,
областным советам, Национальному совету экономики и труда, а также группам
избирателей не менее 50 тыс. чел. – народная инициатива. В тоже время
существует жесткая иерархия законодательной инициативы в зависимости от
компетенции субъекта законотворчества. Т.е. проекты областей могут касаться
только областной жизни, избиратели не могут вносить проекты в областях,
зарезервированных за правительством и т.д.
Особенностью законодательного процесса в парламенте является
предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия
комиссиям. Парламент также может делегировать правительству свои
законодательные полномочия, кроме вопросов, лежащих в конституционной
области, в области избирательного права, принятия бюджета, ратификации
международных договоров.
Следует также отметить зависимость правительства от парламента, оно несет
коллективную ответственность перед любой палатой парламента и должно при
конституировании получить доверие обеих палат.
В международной сфере итальянский парламент ратифицирует договоры с
другими государствами, объявляет войну.
В судебной – назначает 1/3 часть членов Конституционного суда, 1/3 часть
Высшего совета магистратуры, решает вопрос об объявлении амнистии.
Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и
делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он
утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и
назначения новых выборов.

2. Президент, права и полномочия.
Компетенция. Президент республики является главой государства и
представляет национальное единство.
В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:
. Направляет палатам послания;
. Назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания;
. Разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства;
. Промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения;
. Может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них,
за исключением последних шести месяцев своего мандата;
В предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум,
а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц.
Президент является главнокомандующим Вооруженных сил,
председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны,
объявляет по решению палат состояние войны.
В отношениях с судебной властью его полномочия заключаются в
председательствовании в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и
смягчении наказаний.
Президент жалует знаки отличия республики.
Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры
предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт
ответственность.
Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-
летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами.
Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его
членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области,
которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и
представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской
многопартийности – результат компромисса политических партий по поводу
конкретной кандидатуры.
Президент избирается на 7 лет и может неоднократно переизбираться.
Если Президент не может осуществлять свои функции, его замещает
председатель Сената. Если Президент умер или ушел в отставку, председатель
Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течении 15 дней.
Ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов Президент не
ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за
исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

3. Правительство Италии.

Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти,
включает председателя Совета министров и министров.
Назначение правительства целиком зависит от палат парламента, от
соотношения политических сил в них. Правительство назначается Президентом
республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их
председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после
своего образования получит доверие обоих палат.
Правительство солидарно ответственно перед обоими палатами.
Председатель несет ответственность за общую политику, а министры
коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за
действия своих ведомств.
Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей
парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты,
декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия,
предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически
осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо
большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента.
Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных
органов, оказывающих содействие парламенту и правительству:
Национальный совет экономики и труда – формируется на корпоративной
основе из представителей «групп интересов» (профсоюзов, предпринимательских
организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет
является консультативным органом парламента и правительства по
экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной
инициативы.
Государственный совет – консультативный юридический орган
правительства и одновременно высший орган административной юстиции.
Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности
финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного
бюджета.

4. Конституционный суд.

Конституционный суд учрежден Конституцией Италии в 1947 году. Начало
работы - 1956 год.
Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по
палатам, а действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям:
парламентом на совместном заседании палат, Президентом и высшей
магистратурой, общей и административной.
Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и
административных судебных органов, даже находящихся в отставке, штатных
профессоров права и адвокатов – все должны иметь стаж работы не менее 20
лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда избирается из
числа его членов на 3-х летний срок.
Высшее полномочие Суда – контроль за конституционностью законов и
актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и
последующим. Предварительный – осуществляется Судом по требованию
правительства в отношении законов областей до того, как они будут
промульгированы. Последующий контроль может быть абстрактным или
конкретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении
законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции
области. Конкретный последующий контроль заключается в рассмотрении споров
о компетенции между парламентом и правительством, главой государства и
парламентом, органами судебной власти и правительства.
При рассмотрении дел по обвинению Президента Суд дополняется 16
судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и
ординарные судьи этого органа. Члены парламента в список кандидатов не
включаются.
Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного
вето. Он изучает требование об отмене закона или акта, имеющего силу закона
с точки зрения их конституционности, а также рассматривает вопрос, какие из
требований допустимы и какие противоречат кругу законов, в отношении
которых народное вето не может проводиться.

5. Судебная система.
Судебная система Италии состоит из следующих подсистем:
. Судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в
том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних,
трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов;
. Административных судов;
. Военных трибуналов.

Суды общей юрисдикции.
В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые
судьи), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Должность
консилиатора неоплачиваемая и не требует юридического образования. В
коммуне действует обычно 1 консилиатор, назначенный Высшим советом
магистратуры на 3 года из числа жителей, достигших 25 летнего возраста и
способных «достойно и независимо» выполнять судебные функции.
Претура – суд претора. Рассматривает аппеляции на решения
консилиаторов и разрешает гражданские дела с небольшой ценой иска,
рассматривает уголовные дела с возможным наказанием до 3-х лет лишения
свободы и штрафом. 1 тысяча преторов.
Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые
также являются судами первой инстанции по широкому кругу гражданских дел и
уголовных дел, не подсудным преторам и судам ассизов. Каждый трибунал
заседает в составе 3-х судей. 150 трибуналов.
Аппеляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в
округе являются апелляционные суды. Заседает такой суд в составе 3-х судей.
При апелляционных судах действуют суды по делам несовершеннолетних, которые
рассматривают дела лиц не достигших 18 лет.
В судебном округе создаются суды ассизов и апелляционные суды ассизов,
которые рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально
указанных в законе. Они заседают в составе 2-х профессиональных и 6
народных судей. 100 судов по первой и 36 по апелляционной инстанции.
Кассационный суд возглавляет систему судов общей юрисдикции и включает
300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает
споры о компетенции между судами. Он также выступает кассационной
инстанцией по делам, рассмотренным апелляционными судами. При Кассационном
суде действуют генеральный прокурор и его заместители.

Административная юстиция.
Специальная (административная) юстиция представляет самостоятельную
ветвь. Она распадается на две подсистемы – общие административные суды во
главе с Государственным советом, и специальные – возглавляемые Счетной
палатой.

Военная юстиция.
Юрисдикция военных трибуналов в мироное время распространяется только
на преступления, совершенные лицами, входящими в состав Вооруженных сил.

Прокуратура. Осуществляет уголовное преследование.

Высший совет магистратуры является высшим конституционным органом в
судебной иерархии Италии. Высший совет магистратуры включает 24 человека, в
т.ч. Президента в качестве председателя, председателя и генерального
прокурора Кассационного суда.
В компетенцию Высшего совета магистратуры входит:
. прием в состав магистратуры,
. переводы и другие меры, связанные со статусом магистратов,
. назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и их
заместителей, а также членов специализированных отделений, не
являющихся магистратами,
. наложение дисциплинарных санкций на магистратов,
. представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к
назначению кассационными магистрами,
. предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и
субсидий магистратам и их семьям, и д.р.

Принципы судопроизводства.
Все судебные решения должны быть мотивированы, приговоры и
постановления, касающиеся личной свободы и вынесенные общими или
специальными судебными органами, могут обжаловаться в кассационном порядке
на основании нарушения закона.

6. Административное деление.
Италия в административном отношении разделена на 20 областей, 94
провинции. 8090 коммун. Высший орган власти — совет, избираемый на 5 лет.
Исполнительный орган совета — джунта.

Низшая административно-территориальная единица — сельская община (городская
коммуна) имеет общинный (коммунальный) совет — муниципалитет. Управление
общиной (коммуной) осуществляется синдиком (мэром).
Список используемой литературы:

1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под редакцией
проф. Б.А. Страшун.- М., 1998, Т.3.
2. Иностранное конституционное право. Под редакцией В.В. Маклакова.
Издательство «Юристъ», 1996.
7. Страшун Б.А. «Конституционные перемены в Восточной Европе 1989-1990 гг.»
- М., 1991.
8. Италия. Конституция и законодательные акты. - М., 1985.





Новинки рефератов ::

Реферат: The system of english tenses (Иностранные языки)


Реферат: Основные понятия в теории функциональных систем Анохина (Психология)


Реферат: Разработка системы управления асинхронным двигателем с детальной разработкой программ при различных законах управления (Технология)


Реферат: Формы и методы поддержки предпринимательской деятельности в РФ (Предпринимательство)


Реферат: Русский символизм как литературное течение (Литература)


Реферат: Женщина в современном обществе: к истории гендерной проблематики (Культурология)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет... (Музыка)


Реферат: Синтетические возможности реакции Вильсмейера-Хаака-Арнольда (Химия)


Реферат: Автоматизированное Рабочее Место Отдела Кадров (Компьютеры)


Реферат: Концепции Вебера (Социология)


Реферат: Творчество Ван Дейка (Искусство и культура)


Реферат: Глобальные проблемы человечества (География)


Реферат: Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников (Педагогика)


Реферат: Обучение письменной речи на французском языке в старших классах (Иностранные языки)


Реферат: Защита информации в локальных сетях (Программирование)


Реферат: Промышленность и сельское хозяйство в ТАССР с 1945 по 1960 гг. (География)


Реферат: 14 сочинений на английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Педагогическая система К. Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Mass Media, TV, TV Past and Future (Иностранные языки)


Реферат: Социология конфликта (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист