GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политология (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политология (Политология)


ПОЛИТОЛОГИЯ


1. Общество в целом и составляющие его системы.

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными
сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая,
духовная. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от
экономической, социальной и духовной, а также всех других является
организация и осуществления государственного управления обществом в целом
(от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном
управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени
внимание представителей различных общественных наук - экономической теории,
права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в
составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука -
политология.
Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле,
то есть наука о политической системе общества.

Структура политической системы.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи
четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная
и политико-идеологическая.
Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде
всего, формы политического правления (республика, монархия), политические
режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной,
исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные
общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме
принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается
нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы
функционирования всей политической системы.
Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-
правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных
актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и
функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую
опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и
национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в
обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на
политическую систему общества.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений,
возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде
всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений
являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит
элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть:
ее завоевание, удержание, реализацию.
Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории,
взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит
институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и
всей полит системы.
Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе
любого общества, однако в конкретных условиях разных государств
перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В
связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает,
во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых,
специфические формы их проявления в различных странах.

Некоторые функции полит системы.

Главная функция полит системы общества - управление обществом, функция
полит руководства государством. Она проявляется в определении
стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и
реализации полит курса.
Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-
политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом
и составляющих его систем.
Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию полит
поведения и полит отношений в государстве. Она связана с выработкой и
обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей.
Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией.
Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы,
формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит
институты, проблемы разделения властей и т д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с гос-
вом, как полит институтом: формы гос-ва, полит режимы, гражданское
общество.
Третий комплекс - полит лидерство, полит элита, то есть субъекты полит
власти, ее носители.
Четвертый комплекс - полит партии и движения.
Пятый комплекс - совр избирательные системы.
Шестой комплекс - полит процесс, его содержание, структура и формы,
особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - полит культура общества, ее формирование и развитие.
Задачи политологии.
Главной целью политологии как научной дисциплины явл изучение структуры
и функционирования полит системы общества. Реализация этой цели
осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них явл:
n исследование общих и специфических условий возникновения и развития
полит системы общества в целом и сост его полит институтов, полит
отношений, полит процессов;
n создание и совершенствование механизма, позволяющего находить
оптимальную корректировку полит системы в целом и ее основных
элементов;
n анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии полит
системы и путей их урегулирования;
n аргументированное объяснение происходящих полит процессов, причин
их возникновения, роли в развитии общества;
n выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного
развития полит системы общества.
Политическая система и политика.
Политика - социальная деят в полит сфере общества, направленная главным
образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Полит система - одна из крупнейших сфер жизни общества. Политика - это
деятельность, важная, необходимая, сложнейшая. Ее невозможно понять и
осмыслить вне полит системы общества. В определенном смысле политика есть
функция полит системы, а также средство и механизм ее функционирования.
Некоторые специалисты говорят, что политика - это наука, другие утверждают,
что это искусство. Правы и те и другие.
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.
Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-
ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят,
полит партий и иных общ организаций.
Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных полит
систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов,
партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов.
Исторический подход основан на изучении полит явлений в их развитии.
Социологический подход направлен на выяснение зависимости полит
процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк
отношений, от идеологии и полит культуры общества.
Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или
иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в
реализации свободы и справедливости.
Системный подход - полит система рассматривается в своей организации
как целостная и саморегулирующаяся.
Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, кот
позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к
окружающей общественной среде.
Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы
общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
Бихевиористский подход основывается на рассмотрении полит системы как
организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю
логику развития.
Антропологический подход базируется на обосновании политики природой
человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа:
анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода -
диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает
свои собственные причинно-образующие факторы, кот не всегда вписываются в
известные закономерности).
Политическая власть.
Определение власти. В своем общем значении понятие “власть” означает
право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими;
способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к
другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность,
используя при этом авторитет, право, насилие и др средства.
Полит власть имеет ряд особенностей. Ее отличительными признаками явл:
n верховенство, обязательность ее решений для всего общества, и всех
других видов власти;
n всеобщность, то есть публичность. Это означает, что полит власть
действует на основе права от имени всего общества;
n легальность в использовании силы и других средств властвования в
пределах страны;
n моноцентричность, то есть существование общегосударственного центра
(системы властных органов) принятия решений;
n широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и
реализации власти.
Легитимность политической власти. Легитимность власти - это
общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество,
народ.
В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом
Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности,
правомерности полит власти:
n в соответствии с традицией (монархия);
n харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом
личности полит деятеля);
n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому,
что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Структура политической власти. Как и любое отношение полит власть
предполагает как минимум две стороны. На одной стороне - властвующие
(субъект). На другой стороне - подвластные, подчиненные (объект).
Ресурсы политической власти. Среди них экономические, социальные,
силовые, информационные и др.
Экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации
ее целей, и для ее поддержания.
Силовые ресурсы выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны
внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности полит власти,
недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения.
Социальные ресурсы. Социальная политика в больших современных западных
странах строится таким образом, что в сохранении существующей полит власти
заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования,
высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система
благотворительных организаций и т д.
Информационные ресурсы - это средства массовой информации.
Основные функции, формы и уровни полит власти. Основная функция полит
власти - управление, руководство обществом в целом и каждой его сферой. Она
заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью
порядка в обществе и различными интересами разных слоев, национальных и
других групп, отдельных личностей.
Вторая функция - функция оптимизации самой полит системы,
приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, кот
пришли к власти.
Третья функция - обеспечение стабильности в стране.
Существуют две формы полит власти: индивидуальная и
институализированная.
В системе полит власти различают три функциональных взаимодействующих
ее уровня:
n высший уровень - макрополит система высших органов власти;
n средний, или промежуточный уровень - это аппарат полит власти
среднего звена, бюрократия разных рангов;
n третий уровень - это микроуровень полит власти. Он включает
непосредственное полит общение людей, малых групп.
Политическое лидерство.
Полит лидер - это не просто человек, кот руководит полит процессами,
осуществляет функции по управлению обществом, полит организацией или
движением. Полит лидер - это тот, кто способен изменять ход событий и
направленность полит процессов.
С понятием “полит лидер” связано понятие “полит лидерство”. Это
механизм и конкретные способы реализации власти. Полит лидерство
представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает полит
процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные
отношения между субъектом и объектом политики на вершине полит пирамиды.
Факторы, определяющие характер полит лидерства.
Полит лидерство - понятие многомерное. Однако три его аспекта явл
определяющими. Это:
n личностные черты лидеров;
n инструменты осуществления ими власти;
n ситуация, с кот сталкивается лидер.
Комбинация этих трех аспектов во многом определяет становление полит
лидера, эффективность и результативность его деятельности.
Всю совок отличительных черт, характеризующих лидеров можно объединить
в три большие группы: природные, нравственные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм личности,
решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Нравственные качества: благородство, честность, верность общественному
долгу, заботу о людях, об общественном благе и справедливости.
Профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро и
точно ориентироваться в обстановке, аргументировано противостоять чужому
мнению, полит мудрость, компетентность, профессионализм в принятии полит
решений.
Инструменты власти - условное название. Речь идет о том, на что может
опираться полит лидер в достижении пост им целей. Это - полит партии, зак
органы, суды, бюрократический аппарат, СМИ, то есть все то, что может
создать условия для контактов полит лидера с народными массами.
Ситуация, с кот сталкивается полит лидер, может быть спокойной, но чаще
бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной
ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и
принимаются разные решения выхода из кризиса.
Типология полит лидеров. Одним из обобщающих критериев для типологии
полит лидеров явл цели, кот они ставят, и воздействие, оказываемое ими на
общество. В связи с этим выделяют три типа полит лидеров:
n позиция консерваторов состоит в сохранении статус-кво общества.
Соответственно вся активность лидера, его программа и все его
действия направлены на обоснование необходимости сохранения
общества в его современном виде;
n реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного
устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования,
прежде всего властных структур;
n революционеры ставят целью переход к принципиально иной
общественной системе.
Еще одним критерием явл легитимность власти. В связи с этим выделяют
три типа: традиционное лидерство, лидерство на основе закона,
харизматическое лидерство.
Лидеров можно еще разделить на демократических и авторитарных.
Функции, выполняемые полит лидерами, во многом предопределяются теми
целями, кот они ставят, и той ситуацией, средой (экономической и полит), в
кот им приходится действовать. Ситуация, как правило, бывает кризисная, а
цель - программа действий и ее воплощение в жизнь. Исходя из этого выделяют
три следующие функции, выполняемые полит лидерами в целях решения задач
обеспечения выхода страны из тупика:
n аналитическая функция, или функция постановки диагноза;
n функция разработки программы действий;
n функция мобилизации страны на выполнение принятой программы.
Современные тенденции в развитии полит лидерства.
Первая тенденция - резкое возрастание ответственности полит лидеров за
судьбы людей, за настоящее и будущее народов и гос-в, кот они управляют.
Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных полит
лидеров.
Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и
социальных проблемах.
Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях
появления полит лидеров-героев.
Пятая тенденция - сокращение границ власти полит лидера.
Современные теории полит лидерства.
Теория черт. В ней основное внимание уделяется личностным качествам
лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать
лидер. Он лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от
рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет
лидером.
Ситуационная концепция. Они рассматривают лидерство как функцию
ситуации, то есть как поведение лидера, кот вполне подходит для одной
ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера -
результат места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию
и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда ее он может
использовать.
Политическая элита.
Понятие “политическая элита”. Это определенная группа, слой общества,
кот концентрирует в своих руках гос власть и занимает властные посты,
управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого
ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие гос
служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и
реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.
По объему властных функций различают: высшую (непоср окружение
президента, премьер-министра, спикера парламента, руководители органов гос
власти, ведущих полит партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты,
губернаторы, мэры и т д.) и административную (высший слой гос служащих,
занимающих высшие позиции в министерствах, департаментах и др органах гос
управления) элиты.
Функции политической элиты.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается
в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит
программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление,
выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных
соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и
будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди
потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере
способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция
предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение
полит решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества,
устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых
антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными
содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев
населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса,
сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.
Механизм формирования политической элиты.
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве полит
элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и
характеризуется закрытостью, узкой соц базой формирования кругом лиц,
осуществляющих отбор.
Вторая типична для демократических гос-в и прямо противоположна первой.
Властвующая элита: понятие и структура. Кроме полит элиты, властвующая
элита включает также экономическую, культурную, идеологическую, научную,
информационную и военную элиты.
Экономическая элита - соц слой, включающий представителей крупного
капитал, крупных собственников.
Идеологическая, информационная элита - ведущие представители
гуманитарных наук, образования, СМИ, кот выполняют в обществе функцию
формирования мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, идей и
убеждений людей.
Военная элита. Степень ее влияния на общественную жизнь определяется
уровнем милитаризации страны, характером полит режима.
Культурная элита включает наиболее авторитетных и влиятельных деятелей
искусства, просвещения, литературы, представителей творческой
интеллигенции.
Научная элита включает наиболее одаренную часть интеллектуальной элиты.
Ее роль определяется степенью воздействия на такие процессы, как развитие
науки и техники, научный и технический прогресс.
Теории элит.
Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето). любому обществу присуща
элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей:
физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита
характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают
право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть,
поскольку добровольно власть никто не уступает.
Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет). понимание демократии как
конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время изб
кампаний. Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их
добровольного согласия, посредством свободных выборов.
Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой
общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть
результат в большей степени ест отбора лиц с выдающимися качествами и
способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит
принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как
равенство возможностей.
Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита
множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего
воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть
распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на
принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает
формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со
стороны масс.
Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно
одной властвующей элитой. Возможности демокр институтов (выборы,
референдумы) незначительны.
Государство как политический институт.
Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.
Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для
организации и управления жизнью определенного населения на определенной
территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его
граждан.
Функции гос-ва. Внутренние:
n охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-
сти, защита прав человека;
n хоз-орг, общ-эк;
n социальная;
n культурно-воспитательная.
Внешние:
n оборона страны;
n защита интересов на межд арене.
Формы государственного устройства.
По формам правления государства делятся на:
n монархии (конституционная, абсолютная);
n республики (парламентская, президентская).
В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва
подразделяются на:
n унитарные;
n федеративные;
n конфедерации.
По полит режиму гос-ва делятся на:
n демократические;
n недемократические.
Новые тенденции в развитии современных гос-в.
n стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;
n демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на
смену абсолютному суверенитету;
n децентрализация гос власти;
n интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление
национальных движений и дробление уже существующих гос-в - с
другой;
n стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;
n сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его
содержание.
Гражданское общество.
Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демокр гос-
вах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно
образовавшихся негос структур (объединения, организации, ассоциации и т д.)
во всех сферах жизнедеятельности общества и 2) совокупностью негос
отношений - эк, полит, соц, духовных, религ и др.
Причины возникновения гражданского общества.
Первая причина связана с частной собственностью. Именно частная
собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование
гражд общества необходимым.
Вторая причина тесно связана с первой. Речь идет о свободной рыночной
экономике, в кот в одиночку выжить труднее.
Третья причина связана с тем, что гос-во призвано максимально
удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Они многочисленны и
разнообразны. Различные объединения и ассоциации аккумулируют и обобщают
похожие интересы.
Основная функция гражд общества - наиболее полное удовлетворение
материальных, соц и духовных потребностей общества.
Структура гражд общества и осн направления его активности.
Гражданское общество структурно представлено своими организациями и
объединениями во всех общественных сферах. Наибольшая их часть приходится
на эк, соц-полит и духовную сферы.
Цели объединений в эк сфере:
n защита интересов и прав входящих в эти организации предприятий;
n всемерное содействие укреплению эк позиций (на внутреннем и внешнем
рынках) предприятий, входящих в организации;
n организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного
зак-ва и правил добросовестной конкуренции;
n проведение в рамках объединения хоз и коммерческой деятельности
(учреждение фондов);
n повышение профессионализма и деловой квалификации предпринимателей.
Соц-полит сфера гражд общества включает: общественно-полит организации
и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги,
собрания, забастовки); органы общественного самоуправления по месту
жительства или в трудовых коллективах; негос СМИ.
Духовная сфера призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную
возможность высказать свое мнение, самостоятельность и независимость
творческих объединений.
Полит партии и партийные системы.
Задача полит партий - превратить множество частных интересов отдельных
граждан, соц слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.
Понятие “полит партия”. Полит партия - это организованная группа
единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей
целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее
осуществлении.
Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:
n соц представительства;
n соц интеграции и социализации;
n борьбы за власть;
n полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
n разработки и осуществления полит курса.
Партии имеют сложную внутреннюю структуру:
n высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
n стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей
группы;
n активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в
бюрократию;
n пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной
степени участвуют в ее деятельности;
n лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.
Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим
критериям.
Массовые партии имеют сложную орг структуру и весьма многочисленных
последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские
взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.
Кадровые партии немногочисленны, и состоят из пользующихся авторитетом
деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет
фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период
изб кампаний.
Мобилизующие партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение
каких-либо задач.
Патронажные партии создают преимущества для лидера и его окружения.
Классово-сословные партии направляют свою деятельность на защиту
интересов определенных соц слоев или групп.
По отношению к сущ действительности партии подразделяются на
консервативные, реформистские и революционные.
Есть партии с индивидуальным или коллективным членством.
По месту в полит системе - правящие и оппозиционные.
По характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.
По месту в полит спектре - левые, центристские и правые.
Партийные системы. В зависимости от положения полит партий в полит
системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается
партийная система, под которой понимается совок всех полит партий,
действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Итальянский политолог Дж.Сартори предлагает семиступенчатую
классификацию:
n система с одной партией;
n система с партией, осуществляющей гегемонию;
n система с преобладающей партией;
n двухпартийная система;
n система ограниченного плюрализма;
n система крайнего плюрализма;
n система атомизирования.
Классификацию Сартори целесообразно дополнить двухпартийной
модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где
ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только
вступив в блок со Свободными демократами.
Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления
и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл
общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные
деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными
нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными,
неявно выраженными соц-полит интересами.
Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой
группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит
цели.
Избирательные системы.
Избирательная система - это совок правил, приемов и процессов,
обеспечивающих и регулирующих легитимное становление гос представительных
органов полит власти. В каждой стране избирательная система формируется на
основе зак-ва, кот детализирует основные положения относительно данной
системы, зафиксированные в конституции страны.
Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем:
мажоритарная и пропорциональная.
Мажоритарная характер тем, что избранным в тот или иной выборный орган
считается кандидат (список кандидатов), набравший предусмотренное законом
большинство голосов. Большинство бывает разным. Существуют изб системы,
требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос и более). Мажорит система
относит большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто набирает
голосов больше, чем каждый из его соперников.
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко
пропорционально числу поданных голосов. Существуют два вида
пропорциональных систем:
n пропорциональная система на общегос уровне. В этом случае изб
голосуют за полит партии в масштабах всей страны. Изб округа не
выделяются;
n система, основывающаяся на многомандатных округах. В этом случае
депутатские мандаты распределяются на основе влияния полит партий в
изб округах.
Политическая культура.
Полит культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это
прежде всего полит опыт человечества, соц общностей, больших и малых соц
групп, полученный в ходе исторического развития. Существуя в определенных
формах, этот опыт оказывает воздействие на формирование полит сознания
людей и в конечном счете выражается в их полит ориентациях и установках,
кот, в свою очередь, определяют полит поведение людей.
Функции полит культуры.
Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит
знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.
Интегративная - достижение на базе общепринятых полит-культ ценностей
согласия в рамках существующей полит системы и избранного обществом полит
строя.
Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками
полит процесса как “по горизонтали”, так и “по вертикали” в соответствии с
иерархией полит системы.
С коммуникативной тесно связана функция обеспечения соц прогресса. Это
означает, что полит культура создает условия для эффективного развития
полит системы и общества в целом.
Нормативно-регулятивная функция закл в формировании и закреплении в
общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей,
мотивов и норм поведения.
Воспитательная функция дает возможность сформировать личность,
гражданина.
Полит субкультуры. Полит культура общества не может быть абсолютно
однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает
отличающиеся друг от друга модели полит культуры - субкультуры, кот
существуют во всех странах. Среди наиболее значимых в политологии
выделяются следующие типы субкультур: региональные, социоэкономические,
этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Типология полит культуры. Дифференциация полит культур осущ в
соответствии с тем или иным критерием.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит
субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа
полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности,
на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит
процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его
потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные
элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за
все происходящее, а потому высока полит активность участников полит
процесса.
Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные
структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения
цели, кот ставит полит элита.
Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот
они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как
личность и не отделяет себя от этнической общности.
В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или
иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во).
Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает
соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.
Основные пути формирования полит культуры. Условием формирования полит
культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит
реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной
жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит
культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл:
целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая
деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений,
церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи,
трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.
Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны,
имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от
друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего
прочего, и так наз “внешними”, неполитическими, факторами: спецификой
исторического развития, геополит положения страны и в особенности
экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры.
Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура
рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и
процессы.
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит
культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо
идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в
конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура
определяется как совок принятых полит системой норм и образцов полит
поведения.
Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как
гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.




Реферат на тему: Политология
ЛИДЕР
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на
других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на
удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную
фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде
деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
n индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения
внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность
оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для
подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения
групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера
основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е.
идеальном представлении других членов группы).
n лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений,
наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого
лидера основан на способности сплачивать, объединять других для
достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства
(авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в
группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на
формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях
символизирует их.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии,
психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену
посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение
лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую
очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также
отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и
социометрические тесты и методики, которые успешно используются на
практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных
объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,
прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и
функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через
вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи)
распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение
управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей
эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,
составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В
системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии
различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера
развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций
повышаются.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В современном обществоведении существует несколько подходов к
определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:
1. Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это
влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние
обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три
особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на
всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного
объединения существуют несколько или даже множество центров локального
влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и
сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его
распространенность на все объединение.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии,
однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация
лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего
рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы
социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с
выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера.
Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и
организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.
3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на политическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие
должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в
персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего
блага».
Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако
она применима главным образом лишь к демократическим организациям:
государствам, партиям и т.д.
4. Политический лидер - это символ общности и образец политического
поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость
субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство
создается стихийно, самим народом.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-
должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную
деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый
аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического
лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное
поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и
сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как
результативного и нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров
трех уровней:
1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном
сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее
авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных
качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной
деятельности. В этом случае его функции являются функциями делового,
интеллектуального лидера и лидера общения.
Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость,
прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать
сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции
«мозгового центра» группы.
Лидеру общения присущи психологическая комфортность,
коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым
конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения
своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу
личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы
находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания -
потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и
политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного
движения, тем более значима деятельность такого лидера.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального
института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в
первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не
оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего
влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними
регулятивами, присущими конкретной политической культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с
формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из
потенциальных субъектов политического действия. Так, потестарным
(«архаичным») обществам политическое лидерство не свойственно не только в
силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу
невыделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания.
В античности, политическое лидерство носило личностный характер,
представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида,
его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников («ведомых») были
близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь
непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов,
прокламацией определенных моральных ценностей.
В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно теряет
нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на
личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной
политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным
образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей,
умение сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации
политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху
Возрождения и в период буржуазных революций.
В современном обществе, политическое лидерство представляет собой
способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных
слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач
общественного развития.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую
часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.
Как механизм интеграции общества, политическое лидерство создается
посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и
моральными регулятивами. Судьба политика зависит от поступка, за который он
необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему
карьеры.
В механизме политического лидерства, правовая регламентация
деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за
принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи
«политик - общество». Чем более развита легальная сфера неюридического
воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его
сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в
большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.
Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня
политической культуры и активности масс. Преобладание активистской
политической культуры, существование устойчивых демократических традиций,
наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической
оппозиции, сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного
рода волюнтаризма, злоупотреблений властью и, вместе с тем, создают
благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и
дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение
демократической политической ангажированности масс - это два
важнейших условия эффективного политического руководства обществом.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере
стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно
собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого
митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный
порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся
зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм
правительственных учреждений. В том случае, если лежащие в основе
преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для
них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических
коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое
распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции
и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической
организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г.
путча в СССР, движение защитников «Белого Дома» и конституировались его
лидеры.
Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и
основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах.
Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов
группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального
лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их
членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на
первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность
объединить группу, повести ее за собой.
В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых
требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а
также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии),
институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих
позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями
обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится
политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких
особенностей политики, институализация и формализация лидирующих позиций,
проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам
политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике,
выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации
и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от
индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы
и влияния институтов власти.

ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Лидерство присуще различным формам социально-политической организации.
Что же непосредственно лежит в его основе? Какова природа этого феномена?
Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью
исполнителей воли лидера?
На этот счет в современной политологии несколько теорий. Прежде
всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств,
присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении
феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие
интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано
или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому
лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям,
компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К
обязательным качествам современных политических лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и
ораторские способности.
Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они
в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при
детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают
с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще.
Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области
предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются
скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На
протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности
людей оказываются невостребованными, не находят применения.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно,
что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции
действительно нужны определенные психологические и социальные качества.
Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и
особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества,
дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в
Европе и на Ближнем Востоке. К тому же, во многих, главным образом
недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся
заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-
аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера
и характерные для него черты поведения, связанные с достижением
определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера
могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере
Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким
окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия
и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в
стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного
переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него
диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не
останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых
расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания
большевиками власти.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие
целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате
взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей,
вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его
«вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
конкретных социальных обстоятельств.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий
развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из
относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по
этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные
обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение
и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране
неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно
так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической
арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются
и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии
кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества
относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой -
в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном
общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность
взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и
компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств
личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении
природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На
основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был
получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех
имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру.
Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются,
далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том,
что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить
ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и
возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-
политические проблемы.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории,
явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и
конституентов. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера,
воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как
особого рода отношений между руководителем и его конституентами,
выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты -
последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют
единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера
понимается достаточно широко. В него включаются не только политические
активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи)
лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним,
оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять
и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им
решения.
В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты»,
особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно
компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют
кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с
массами, т.е. «делают» лидера. Именно через конституентов проявляется
воздействие на политику господствующей политической культуры.
В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности
могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями
большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок
президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского
населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в
коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор
не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего
нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной
номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным
отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против
коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым
людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного,
справедливого и решительного человека, что в конечном счете и
предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов
конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо
работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.
История свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей
идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных
слоев и сторонников.
Так было, например, в России, когда в октябре 1917 г. большевики,
используя популярные, общедемократические лозунги: «Мир - народам», «Земля
- крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», добились
политического лидерства, а затем, быстро забыв о своих обещаниях,
превратили собственных конституентов в объект огромного и чудовищного
социального эксперимента.
Об этом свидетельствует и деятельность Сталина, который примерно за
полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил
большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов
собственной партии.
Эти и многие другие факторы свидетельствуют, что взаимодействие
лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдонаправленное, с
двусторонним движением. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации
власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом.
Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики,
имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах, где они
могут порою поставить под угрозу существование всей нации. Так действовали
и А.Гитлер и С.Хусейн, а в определенной мере и Ф.Кастро, провозглашая
лозунг «Социализм или смерть».
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается
однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают<

Новинки рефератов ::

Реферат: Шпора МГИМО (Менеджмент)


Реферат: Даосизм и Конфуцианство (Мифология)


Реферат: История (Психология)


Реферат: Разработка подсистемы вывода в диагностической экспертной системе (Компьютеры)


Реферат: Лабораторные работы по деталям машин (Технология)


Реферат: Гражданско-правовой договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (Литература)


Реферат: Генри Форд и его Автомобиль (Транспорт)


Реферат: Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций (История)


Реферат: Принцип работы CD-ROM (Программирование)


Реферат: Институции Гая как источник римского права (Право)


Реферат: Оптические и магнитооптические системы (Технология)


Реферат: Розробка та виконання програм на мові Pascal (Программирование)


Реферат: Культорологическая роль экспозиции центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Спасо-Андронниковского монастыря (Культурология)


Реферат: Женский бизнес (Менеджмент)


Реферат: Биография Ахматовой (Литература : русская)


Реферат: Диссидентское движение и "самиздат" конца 60-70-х гг. (История)


Реферат: Творчество Гомера (Культурология)


Реферат: Реляционное исчисление (Программирование)


Реферат: Алкоголь и его отрицательное воздействие на организм (Спорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист