GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социология (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социология (Социология)




Оглавление.

Введение ______________________________________2

Особенности социальных общностей_______________3

Социальные связи_______________________________3


Социальное взаимодействие_______________________4

Социальные отношения, социальная структура и социальные
системы______________________________5

Социальные институты____________________________6

Основные виды социальных общностей______________8

Причины дезорганизации социальных общностей______9

Заключение _____________________________________9

Глоссарий_______________________________________10

Список использованной литературы_________________11



Введение.
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на
принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные
явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования и
развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и закономерности
перехода их из одного качественного состояния в другое . Наиболее общей и
сложной социальной системой является общество , а ее элементами -люди ,
социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным
статусом , который они занимают , социальными функциями (ролями) , которые
они выполняют , социальными нормами и ценностями , принятыми в данной
системе , а также индивидуальными качествами ( социальные качества личности
, мотивы , ценностные ориентации , интересы и т. д. ).
Социальная система может быть представлена в трех аспектах .
Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия которых
лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня, трудовой
коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций ( статусов
), которые занимают личности , включенные в деятельность данной системы , и
социальных функций (ролей) , которые они выполняют на основе данных
социальных позиций ; третий - как совокупность норм и ценностей,
определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы .
Первый аспект связан с понятием социальной общности , второй - с понятием
социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная
система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон -
социальной общности , социальной организации и культуры.



Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой
коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы
складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой
совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности (
экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной подготовки и
образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для данной группы
взаимодействующих индивидов ( нации классы, социально-профессиональные
группы , трудовые коллективы и т. п. ); принадлежность к исторически
сложившимся территориальным образованиям ( город, деревня, регион) ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам( семья, образование, наука, политика, религия, и т.
д. ) .
Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .
В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития двух или более элементов
объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее глубоким
проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях выделяются
различные типы связей : связи функционирования , развития , или
генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является различие связей объекта и формальных
связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости знания и не
имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта , смешение этих
связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и в результатах
исследования .
Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов ,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в
определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные связи
устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира ,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей , составляющих
данную социальную общность. Можно выделить связи взаимодействия , контроля
, отношений , а также институциональные связи .


Социальное взаимодействие.


Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других индивидов
и групп социальной общности или общества в целом . Причем взаимодействие
выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными
группами , которые , являясь постоянными носителями качественно различных
видов деятельности , различаются по социальным позициям ( статусам ) и
ролям .
Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер , явлений и процессов общественной жизни , осуществляющееся
посредством социальной деятельности . Оно имеет место как между
обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и внутри отдельного
объекта , между его элементами ( внутреннее взаимодействие ) .
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную
стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые
от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и
характер их взаимодействия . Под субъективной стороной понимается
сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на взаимных
ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило , межличностные (
или социально-психологические ) отношения, складывающиеся в конкретных
социальных общностях в определенный момент времени . Механизм социального
взаимодействия включает индивидов , совершающих те или иные действия ;
изменения в социальной общности или обществе в целом , вызываемые этими
действиями ; влияние этих перемен на других индивидов , составляющих
социальную общность , и , наконец , обратную реакцию индивидов .



Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений .
Последние можно представить как относительно устойчивые и самостоятельные
связи между индивидами и социальными группами .
В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система»
тесно связаны между собой . Социальная система - это совокупность
социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между
собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Отдельные
явления и процессы выступают в качестве элементов системы . Понятие
«социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет
два компонента - социальный состав и социальные связи . Социальный состав -
это набор элементов , составляющих данную структуру . Вторым компонентом
выступает набор связей этих элементов . Таким образом , понятие социальной
структуры включает в себя , с одной стороны, социальный состав , или
совокупность различных типов социальных общностей как системообразующих
социальных элементов общества , с другой- социальные связи составляющих
элементов , различающихся по широте распространения их действия , по их
значению в характеристике социальной структуры общества на определенной
ступени развития .
Социальная структура означает объективное деление общества на
отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их
отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в
социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются
такие социальные общности , как классы и классоподобные группы , этнические
, профессиональные , социально- демографические группы , социально-
территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из этих
элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими
подсистемами и связями . Социальная структура отражает особенности
социальных отношений классов , профессиональных , культурных , национально-
этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью
каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой
общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и
классовыми отношениями в обществе.


Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные
связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные
связи называются институциональными , а социальные системы - социальными
институтами . Последние действуют от имени общества как целого .
Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их
характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения
потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .
Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции
социального управления и социального контроля как одного из элементов
управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам
обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб
социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые
и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие
социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в
отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к
одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их
потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными
способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы
ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом .
Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения
членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы
передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и
способы деятельности .
Социальные институты руководят поведением членов общности через
систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты
играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В
каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в
определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений ,
свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода ,
на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например ,
литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска
новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать
новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д.
Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их
внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней ,
содержательной .
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения
определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как
социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц
, учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с
содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов
поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию .
Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях ,
характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката,
следователя и т. д. ) .
Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания
решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также
системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения
благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее
деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы
воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм
. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-
культурные институты , как система образования , здравоохранение ,
социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все
еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .
Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на
основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система
принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей ,
которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и
направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы
удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в
процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между
стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и
общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться ,
говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении
нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм
, агрессивные действия и т. п. ).



Основные виды социальных общностей.

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и организаций
порождает сложную систему социальных связей , управляющую потребностями ,
интересами и целями людей . Эта система сплачивает индивидов и их группы в
единое целое - социальную общность и через нее - в социальную систему .
Характер социальных связей определяет как внешнюю структуру социальных
общностей , так и ее функции . Внешняя структура общности может быть
определена , например , ее объективными данными : сведениями о
демографической структуре общности , профессиональной структуре , об
образовательной характеристике ее членов и т. п.
Функционально социальные общности направляют действия своих
членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней
сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам ,
определяющим отношения внутри этой общности , а также социально-
психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов .
Среди многих видов социальных общностей особое значение с точки
зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой коллектив ,
группы совместного проведения досуга , а также различные социально-
территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные города ,
регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию молодежи в ходе
освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у нее чувство
безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных
переживаниях , предотвращает психологическую неуравновешенность , помогает
преодолеть состояние изолированности и т. д.
Территориальная общность , ее состояние также влияют на характер
поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных контактов .
Профессиональные группы кроме возможности решения чисто профессиональных
вопросов формируют у членов чувство трудовой солидарности , обеспечивают
профессиональный престиж и авторитет , контролируют поведение людей с
позиций профессиональной морали .



Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации,
индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать
деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности .
Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре
общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так ,
если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов ,
промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся ранее
из двух или трех поколений , в производственных группах - к текучести
кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа мигрантов в
составе коренного населения , к нарушению естественной половозрастной
структуре , то дезорганизация функций таких общностей выражается в
расшатывании ценностей , нарастания противоречивости стандартов и образцов
поведения , ослаблении нормативной структуры общности , то в свою очередь
ведет к росту отклонений в поведении ее членов .
К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно
отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих ей
противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких , для
которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е. требований,
предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля , неясность
критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления связаны с
ослаблением социально-психологического эффекта общности , служащего
средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .
В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не
во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их
существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной , внутренне
не противоречивой системой нормативов поведения , стимулировать чувство
солидарности и принадлежности к ней , предоставить упорядоченную систему
ступеней социального престижа и признания и т. д.



Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность (
коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует снижению
числа правонарушений . Когда степень единства ( интегрированность)
социальной общности ( класса , общества) достаточно высока , то падает
количество отклонений в поведении членов этой общности . Наоборот , рост
числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности . В
некоторых случаях неэффективность влияния , например , на подростка со
стороны ближайшей социальной общности ( семьи ) , недостаточность его
социализации ( в смысле включения в систему ценностей и норм поведения,
характерных для общества в целом ) могут привести к усилению влияния на
него стихийно складывающихся группировок , где бытуют противоправные
взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда
можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением ,
воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей
часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи
, школьного или производственного коллектива , звеньев политической системы
общества . Еще один момент , на который следует обратить внимание , также
связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные
последствия научно-технической революции: урбанизация , возникновение
больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна , но может
вызвать и некоторый рост аморальных явлений , связанных с перемещением
людей , миграцией населения.



Глоссарий.

Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия их
жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов ;
принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям ,
принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным
социальным институтам .
Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную деятельность
людей в конкретных общностях , в определенное время для достижения тех или
иных целей .
Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и
процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной
деятельности.
Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи
между индивидами и социальными группами .
Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов ,
находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый
целостный социальный объект .
Социальный состав - это набор элементов, составляющих данную структуру.



Список использованной литературы.

«Социология» Москва издательство «Мысль» 1990 год.
Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1
Маркс , Энгельс , Соч. Том 1 и Том 23







Реферат на тему: Социология

“Развод. Почему?”

“Ревность и измены как феномены супружеской жизнь.”

Во многих странах достаточным основанием и одним из самых частых мотивов
при разводе служит именно супружеская неверность. В нашей стране примерно
четверть всех причин разводов связанно с нарушением супружеской верности.
Измена затрагивает область супружеских чувств, являясь антиподом любви.
Для современной семьи любовь - важнейший мотив для вступления в брак,
нередко единственное основание для создания и существование семьи. Измена
же отражает разные противоречия, конфликты дисгармонию между супругами.
Супружескою неверность можно встретить в семьях с благополучными и
устойчивыми отношениями , чаще - в конфликтных проблемных семьях , а также
в семьях с критическими , практически разрушенными отношениями супругов.
Мотив “измены” наблюдается чаще всего при расторжении молодых браков что
свидетельствует скорее о незрелости , легкомыслии супругов, о непонимании
семейных ценностей и такого понятия как ”священность семейных уз”. Огромную
роль здесь играет этическое воспитание и общая культура людей. Во все
времена культура мужчины, его честь и достоинство определялись культурой
его отношений к женщине. Истинная культура заключается в том, чтобы видеть
и уважать в женщине прежде всех человека , друга и личность.
Кроме того супружеская верность во многом зависит от добрачного
поведения: мужчины и женщины, имеющие добрачные половые связи, легче
нарушают обет супружеской верности. Это связано с тем, что ранний половой
опыт, скорее всего не основанный на настоящей любви, снижает оценку
сексуальных отношений и чувство долга, обязательства по отношению к другому
партнеру. Чувство супружеского долга - это осознание человеком своих
обязательств перед брачным партнером, отождествление своих личных интересов
с интересами семьи. Но признавать чувство долга - это еще не все. По этому
поводу очень точно писал Н.А. Добролюбов “ Не того можно назвать человеком
истинно нравственным, что только терпит над собой веление долга, как какое-
то тяжелое иго ..., а именно того , кто заботится слить требование долга с
потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в
свою плоть и кровь внутренним процессом самого сознания и саморазвития так,
чтобы они не только сделались инстинктивно необходимы, но и доставляли
внутреннее наслаждение“. Таким образом , верность, преданность - это
нравственный долг перед другим партнером.
Существует мнение о том, что измена, случайная связь заставляет человека
понять , что в семье была любовь, измена вдруг высвечивает это. По
некоторым исследованием, 75% мужчин не находят в случайном партнере того,
что ожидали, и начинают больше ценить свою жену. Среди неверных жен число
таких, кто не испытал ничего, кроме разочарования и угрызения совести,
оказалось еще больше - 90%. Супруг осознает, что совершил страшную ошибку,
что предал близкого человека и впредь будет дорожить своим очагом.
И все же в большинстве случаев измена не идет на пользу любви. Измену
наверное простить труднее всего. И трудно. даже невозможно забыть. Даже
супруги с солидным семейным стажем признаются, что воспоминание об измене
одного из них сохраняет горечь на долгие годы. И горечь и неприязнь к тому,
кто в какой-то момент предал семью, любовь.
Измена разрушает семью, неважно, кто изменил, муж или жена. Простить ее
или не простить зависит от человека, от того, сколько любви сохранилось в
душе, сможет ли, если не забыть, то глубоко запрятать обиду нанесенную
изменой.
Когда живешь с человеком, вместе с ним строишь семью, свой дом, в котором
будут расти дети, нужно быть уверенным в этом человеке. Уверенным, что он
не предаст, не изменит. Измена, как неожиданный удар наотмашь, выбивает
почву из-под ног. Не каждый в состоянии после такого удара оправиться.
Вряд ли можно утверждать, что измену совершает только безнравственный
человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность,
скандалы, отсутствует доброта, сочувствие, понимание, то рано или поздно
это приведет к тому, что один из супругов невольно начинает искать человека
, который его понимает и уважает в нем личность.
В каждом конкретном случае необходимо иметь в виду мотивы, толкающие
мужчину или женщину на измену. С одной стороны, это может быть тщеславие,
ощущение личной “свободы”, распущенность смещение нравственных ценностей, с
другой стороны - слабохарактерность, склонность к подчинению, социальная
незрелость, неустойчивая жизненная позиция. В зависимости от этого и мера
осуждения супружеской неверности должна быть разной. Эта мера будет
зависеть и от того, насколько глубока причиненная изменой боль и обида; как
преподнесена была - цинично, случайно ли, осторожно, с равнодушием, в
присутствии других людей и т.д.; как была воспринята пострадавшим от измены
супругом - бурной реакцией, скандалом, эмоционально или спокойно,
рационально.
В современных исследованиях делаются попытки проанализировать причины
супружеской неверности. Приведем здесь одну из классификаций.
Новая любовь. Эта причина супружеской неверности характерна для браков,
где любовь была незначительной или вовсе отсутствовала (рассудочные,
рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе
одиночества).
Возмездие. При помощи измены реализуется желание отомстить за неверность
супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.
Поруганная любовь. В брачных отношениях отсутствует взаимность. Один из
супругов страдает от неприятия его любви, безответственности чувства. Это
побуждает утолить чувство в другом партнерстве, где возможна взаимность.
Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его
чувство, сочувствует безответно любящему его человеку.
Поиск новых любовных переживаний, как правило , характерен для супругов со
значительным стажем , когда чувства поблекли. Либо в семьях с такой
нормалью, когда от жизни берется все возможное. Вариантом может быть
подражание “красивой жизни” зарубежных образцов, сексуальной свободе.
Воспоминание. С помощью супружеской неверности человек компенсирует
недостаток любовных отношений, который возникает из-за влияния длительных
разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.
Тотальный распад семьи. измена здесь фактически результат создания новой
семьи, когда первая семья воспринимается нежизнеспособной.
Случайная связь, когда измена не характеризуется регулярностью и глубокими
любовными переживаниями. Обычно она бывает спровоцирована определенными
обстоятельствами ( настойчивость “партнера”, “удобным случаем” и т.д.).


В браке щекотливые моменты иногда лучше обойти молчанием. И в случае
измены даже неправдивое “Да” или “Нет” может спасти семью и сегодня и в
будущем. Чрезмерная искренность, желание рассказать правду о своем
мимолетном увлечении, о физической измене может вызвать у супруга тяжелую
депрессию. Находясь под гнетом своего поступка , “преступления” стремится
очистить совесть, исповедоваться раскрывать душу “пострадавшему”. И вот тут-
то все и начинается. Для того, кто слушает исповедь, она словно гром среди
ясного неба. А “грешник” после исповеди становится свидетелем страданий
человека, которому изменил. Принцип “лучше горькая правда, чем сладка ложь”
в таких случаях не срабатывает. Ничего хорошего здесь ждать не приходится.
Тот, кому изменили, до конца жизни может потерять психическое равновесие и
только боль, как заноза будет ныть в сердце.


Надо сказать, что измена - суровое испытание для любого человека, для
любого супружеского союза. Тот, кто к ней относится легко, с безразличием -
скорее всего не любит или вряд ли вообще способен любить. Когда измена
происходит на фоне конфликтных отношений, она воспринимается как
естественное следствие. Переживание измены зависит от того. насколько часто
встречался с подобными ситуациями.
Попустительство, безнадежность или непримиримость - это крайности в
восприятии супружеской неверности. Прежде чем делать выводы, необходимо
внимательно и по возможности объективно взглянуть на ситуацию измены. Если
это ошибка человека, пусть жестокая, ее надо уметь простить (кстати, жены
прощают чаще; мужья возбуждаю дела о разводе по причине неверности жены).
Если измена вызвана искаженными взаимоотношениями в семье, в них надо
разобраться. Т.е. в любом случае надо искать причины, а не обвинять других.

Первый ребенок

Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно.
Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка,
волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую
панику.
Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение -
испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же
год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин. не
выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался
сильнее всех других чувств.
Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним,
должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит
себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену,
муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и
домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье
неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним,
ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И как
следствие перечисленного , у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он
может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять
свобода, никаких забот, никакого крика , опять он - любимый, единственный,
ухоженный...
С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто
даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А
если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых
беспокойств родителям не доставляют, а такой ,что требует бессонных ночей,
и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время
матери, все часы суток.
Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу непришитой вешалки
или неглаженной рубашки в то время, как ребенок надрывается от крика или у
мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые
чувства. И молодая мама, невыспавшаяся, уставшая, вполне возможно,
отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось
бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон ... но поймите и
ее.
Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход
только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при
этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.
Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться
причиной ссор и разногласий молодых родителей.


Влечение, гармония

Супружество без обоюдного влечения, без гармоничной физической близости,
без радости, которую доставляет такая близость обоим супругам - постройка
часто зыбкая, чреватая неожиданными осложнениями.
К неопределенной и расплывчатой формулировке “Не сошлись характерами”
прибегают молодые супруги, решившие расторгнуть свой брак из-за неполадок в
интимной жизни.
По данным социологов именно из-за недоудовлетворенности в интимной жизни
расходятся довольно часто.
Иногда дисгармония в интимных отношениях не носит явно выраженного
характера, но и она нежелательна, потому что смутная неудовлетворенность
порождает раздражение, подавленность, губит радость.
Как не важна гармония в интимной жизни, семейное счастье не сводится лишь
к ней одной. Чтобы полностью удовлетворить человеческую потребность в
общении, нужно многое: понимание, ощущение собственной полноценности,
привязанность, уважение. уверенность в том, кто рядом. Без всего этого со
временем одна гармония в интимных отношениях перестает удовлетворять
супругов. Доказательств сколько угодно. Вот, к примеру: разводящиеся -
недавно пылко влюбленные, не размыкавшие объятий. Куда все подевалось? Ушло
безвозвратно. Вот вам и “любовь- лишь ряд прикосновений...”
Интимная связь без искреннего чувства - обычный физиологический акт, не
имеющий никакой привлекательности.
Молодые супруги обычно думают, что все шероховатости их интимной жизни
сгладятся сами собой. Однако врожденного инстинкта продолжения рода и
жизненного опыта часто бывает недостаточно, чтобы достичь гармонии в
интимной стороне жизни. О каких-то вещах можно догадаться, конечно, самим.
Ну, например, что супруги должны стараться выглядеть привлекательными в
глазах друг друга. Привлекательными во всех отношения. Согласитесь, что
ссоры, неряшество, грубость не способствует физическому влечению. В хорошем
браке супруги всегда, в любом возрасте остаются чуть-чуть любовниками.
Мнение, что физическая привлекательность не обязательна, что лишь на
основе полового влечения всегда можно реализовать физиологическую
потребность, ошибочно. Супруги должны быть уверены, что нравятся друг
другу, в том что они оба стремятся к близости, которая принесет им полное
удовлетворение.
Ложась в постель с накрученными на бегу волосами, с намазанным ночным
кремом лицом, жена совершает грубейшую ошибку.
Мужчина, которого не слишком-то интересует настроение жены, который
учитывает только свое собственное желание, тоже сильно рискует. Он,
наверное не знает, что только обоюдное желание доставляет радость. А если
женщина огорчена , чем-то расстроена, нездорова, переутомлена и муж все
эти обстоятельства игнорирует, и не раз, не два, а регулярно, то произойдет
непоправимое: жена станет инстинктивно избегать близости с мужем, отдалится
от него.
Молодые супруги должны помнить, что достаточно гармонии в интимной жизни
удается иногда не сразу. Нужно определенное, время чтобы узнать особенности
характера, темпераметра, привычек друг друга, чтобы чувствовать наедине
уверенно и спокойно, чтобы отсутствовали всякие сомнения в правильности
поступков и действий.
Молодые супруги разомкнули объятия - не торопитесь отворачиваться друг от
друга. Не хватайтесь сразу же за газету , за книгу, не стоит сразу
погружаться в сон или заводить разговор о том, что приготовить завтра на
обед. Пусть волна нежности продлиться в словах, в улыбках, во взглядах.
Такие минуты дополняют и скрепляют близость.

Седельников С.С.
‘’Социальные последствия развода”

Существенное негативное влияние развода на уровень рождаемости. В ряде
случаев женщина после развода так и остается одинокой, а в “преддверие”
развода воздерживается от рождения детей. С ростом количества разводов
возросло число людей, не желающих после развода вступать в повторный брак.
По результатам одного из опросов 45% мужчин и 35% женщин сожалели после
развода о распаде своего первого брака, 9,5% опрошенных мужчин и 8,5%
женщин вообще хотели восстановить прежнюю семью. В другом исследовании на
вопрос “ Можно ли было предотвратить по Вашему мнению Ваш развод ? ”
утвердительно ответили 67,6% мужчин и 43,6% женщин, что с достаточной
степенью свидетельствует об амбивалентности чувств к бывшему партнеру. Об
этом же свидетельствуют данные, полученные в работе В.В Солодникова,
который, исследуя характер протекания и последствия предразводной ситуации
в молодой семье, обнаружил что 46% из числа всех обследованных семей по
крайней мере один из супругов (чаще муж) на момент подачи заявления о
расторжении брака испытывает скорее позитивные чувства к партнеру, а в
каждой пятой супружеской паре (21%) оба супруга сохранили эмоциональную
привязанность друг к другу.
Исходя из приведенных данных, правомерно возникает вопрос, не является ли
нежелание вступать в повторный брак после развода следствием более глубоких
причин? Одной из них, например, может быть сохраняющаяся какое-то время
после развода эмоциональная привязанность к бывшему брачному партнеру. Во
всяком случае едва ли такое явление, как рост числа людей, не желающих
после развода вступать в повторный брак, можно объяснить только
приобретенным или негативным опытом и неудачей первого брака.


Дети

Мужчины, высказывая суждения о желательном типе семейного воспитания для
детей разного возраста, склонны отдавать предпочтение воспитания ребенка в
полной семье, даже при условии, что отношения между родителями существенно
дезинтегрированы. У женщин, наоборот, превалирует мнение о том, что ребенку
лучше жить с одним из родителей, чем в неблагополучной семье. Вместе с тем,
в общественном сознание весьма распространено негативное отношение к
воспитанию детей в неполной семье.
На предпочтительный выбор матерью той или иной ориентации, касающейся
желательного характера взаимоотношений отца и ребенка после развода,
оказывают существенное влияние такие факторы, как : а) пол ребенка; б)
возраст детей; в) отношение к бывшему супругу; г) регулярность его общения
с ребенком. Матери мальчиков в большей мере ориентированны на то, чтобы
роль отца в воспитании ребенка выполнял его действительный отец. 45% женщин
этой группы опрошенных считают, что отец должен принимать активное участие
в воспитании своих детей после развода. Среди же матерей девочек такого
рода мнение придерживаются только 29%. Отмеченная ???? женщин скорее
склонна вовсе отказаться от влияния действительного отца на ребенка, либо
допускать лишь их нечастые встречи. Матери детей - школьников в большей
мере , чем матери детей - дошкольников ориентированы на то, чтобы в
воспитании ребенка участвовал его действительный родитель.


Из Смелзера

Иногда, после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о
романтической любви может разрушиться...

Безусловно денежные проблемы являются лишь долей из причин конфликтов
между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с
родственниками, а также религиозные и политические различая могут послужить
другими возможными причинами неудач в супружеской жизни.
По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения
супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их
жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу
воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми
конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем
другие проблемы. ( Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и
разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают
в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства).
По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными
различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров,
например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут
стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.
Независимо от причин уровень разводов в США самый высокий в мире ( В 1981
он достигал 5.5 на каждую 1000 браков).

На уровень разводов оказывают влияние многие факторы. Самыми важными
среди них являются экономические условия. Когда легко найти работу,
молодые люди настроены оптимистически в отношении своей способности
обеспечивать семью. Но чем раньше люди вступают в брак, тем выше
вероятность их развода. Подростки разводятся в два раза чаще, чем люди
вступающие в брак в возрасте 20 с лишним лет. Однако некоторые социологи
считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена
неустойчивостью браков, а скорее связана с возможностью легко получить
развод. Они отмечают , что число разведенных пар увеличилось больше, чем
количество супругов живущих отдельно. Таким образом, развод, по видимому,
стал распространенным способом улаживания серьезных конфликтов между
супругами, которые существовали всегда.
Изменение отношений к разводам и улучшение экономического положения
женщины, наверное, тоже способствовали разводу некоторых супружеских пар.
Если женщина имеет постоянную работу, ей легчеобеспечить себя и своих
детей, чем в том случае, когда онадолжна рассчитывать только на алементы,
пособия на содержание ребенка и другие государственные дотации. Наличие
пособий, вероятно, выгодно для женщин с низким уровнем образования и
нестремящихся сделать карьеру, но это также способствует распространению
разводов.

Последствия разводов.

Увеличенние числа разводов приводит к тому ,что многие супружеские пары и
их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее
разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черник отмечает, что
разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или
женам , испытывают тревогу , даже если были сами инициаторами развода и
считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на
моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх,
неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разводе своих родителей.
Дети более старшего возраста вырожают свое раздражение более
непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течении года или двух
лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и
одинокими в течении 5 лет после развода или еще дольше, даже если родитель,
с которым они живут, снова вступает в брак.
Из Харчева: “Современная семья и ее проблемы”

Развод выполняетпо отношению к браку двоякую роль. Он может выступать
средством нравственного возвышения супружества, утверждением равноправия
миежду мужчиной и женщиной, если направлен против пережитков прошлого в
брачных отношениях, эксплуатации и морального унижения одног из
супругов, но он может стать и своего рода антиподом брака, если является
следствием этих пережитков, нравственной незрелости супругов...

Развод перестал быть исключительным и стал обычным, ординарнарным
явлением. Соответственно снижается требовательность при выборе партнера.
Безусловно вопрос о том, какое влияние на этот выбор имеет установка
типа,” в крайнем случае можно развестись”, требует эмперических
доказательств. Однако тот факт, что треть разводов падает на семьи,
существовавшие менее года, еще треть - от года до пяти, что развод стал
проблемой молодых семей, в какой-то мере уже подтверждает сделанный вывод.

Следующее направление влияния разводов на эффективность функционирования
инстинута брака состоит в том, что перспектива развода, вернее опасение,
что муж(жена) воспользуется правом на развод при первом же более или менее
серьезном конфликте, так или иначе отражается на поведении каждого из
супругов и их отношении к своим семейным ролям, на взаимных оценках и
самооценках, на планированнии семьи, по меньшей мере до тех пор, пока и у
мужа, и у жены не появляется чувство стабильности их семей, а,
следовательно,и ориентации не только на сегодняшний и на завтрашний день,
но и на относительно далекое будущее.
Согласно верной гипотезе, разводы увеличивают число людей,не вступающих в
повторый брак, и, что самое главное, которые не хотят этого делать, хотя бы
в ближайшие несколько лет.

Последствия:
Разводы увеличивают количество неполных семей.В них создается
специфическая система отношений между матерью и ребенком,формируются
образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу
нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.
Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов.
Г.Кристиансен и К.Джонсон в результате анализа ряда эмпирических работ
установили следующие типы реакций на развод. Достаточно часто наблюдается
своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются
рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие
проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства,
нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.
Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность.
Друзья и родственники обычно помогают ему в установлении новых контактов.
Нередко после развода человек начинает вести себя в противоречии с
общепринятыми нормами, пытаясь утолить свое горе в пьянстве или
компенсировать потерю семьи увеличением частоты сексуальных контактов.
Отмечены факты взаимоисключающих установок по отношению к своему бывшему
супругу, чередование проявлений ненависти и любви. Поэтому иногда
сексуальная близость между бывшими мужем и женой сохраняются в течении
некоторого времени и после развода. В некоторых случаях они даже вступают в
повторый брак друг с другом.
Проведенные в США эмпиричческие исследования показали, что прочент
повторных браков у разведенных партнеров выше, чем у овдовевших. Одна из
причин этого состоит в том, что люди иногда идут на развод для того, чтобы
юридически оформитьуже сложившееся новое супружество. Кроме того,
ражведенные обычно более обеспокоены тем, чтобы порвать с прошлым и
продемонстрировать посредством повторного брака, что с ними не случилось
ничего серьезного. Наконец, разводобычно происходит в более раннем
возрасте, чем вдовство, и это предоставляет человеку больше возможностей
вступить в следующий брак.
Результат эмпирических исследований зарубежных социологов по вопросу о
последствиях разводов для детей. В одном их этих исследований сравнивались
три группы детей: из счастливых, несчастливых и из разведенных семей. По
всем критериям дети из счастливых семей оказались в лучшем положении.
Однако при сравнении детей из двух других групп выяснилось, что у
подростков из разведенных семей было меньше психических заболеваний, они
реже совершали правонарушения, ьу них были лучше отношения хотя бы с одним
из родителей.
По ряду других показателей (отношения в школе,расположение к дурным
компаниям) дети этих двух групп существенно не различались, но сильно
отличались от детей, живущих в счастливых семьях. Проводилось также
сравнение ряда социально-психологических чарактеристик детей, живуших в
семьях, где мать после развода вступила в повторный брак, и в семьях, где
ребенок жил только с матерью. При этом обнаружено, что отношения “мать -
ребенок”лучше в семьях, где ребенок воспитывался только матерью.
Дети разведенных супругов более часто подвержены психическим
заболеваниям.
По данным неблагоприятные последствия развода более значимы для детей из
тех социальных групп, которые придают большее значение социальным нормам и
санкциям, направленным против развода. Самооценка ребенка существенно
зависит от возраста матери в период развода. У женщин, котрым при
расторжении брака было меньше 24 лет, только 22% детей по достижению 12 -
14 лет имели высокую самооценку, тогда как детям матерей, развершихся в
более старшем возрасте, такая самооценка у 45%.В ряде исследований
отмечается также, что чем дольше мать и ребенок жили вместе между разводом
и повторным браком, тем более разрушительным для ребенка должго быть
смещение внимания матери к новому супругу или новому ребенку.
По данным Лэндиса ( 60г.) воздействие развода на психику ребенка зависит
от целого ряда факторов:
- субъективного представления ребенка о счастье семьи непосредственно до
развода;
- возраста ребенка и матери;
- степени выраженности негативных норм по отношению к разводу в той
социальной группе, к которой принадлежит семья;
- способности оставшегося супруга справиться со своим беспокойством и
обеспечить ему безопасное окружение.


В возрасте до 3-х лет развод оказывает на ребенка меньше влияния, чем в
более старших возрастах. Вероятность повторного брака разведенного супруга
обратно пропорциональна количеству оставшихся у него детей.

РОЖДАЕМОСТЬ
Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в
изменении рождаемости , и в воспитании детей. Во-первых, вследствие
разводов уменьшается продуктивный период в жизни хенщины. Во-вторых , в
случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого
деторождения (что нежелательно и с медецинской точки зрения). В-третьих,
неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать
отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных
случаях это влияеие можетбыть нетрализовано желанием женщины создать и
укрепить новую семью.
Развод оценивается как благо лишь в том случае, если он изменяет к
лучшему условия формирования личности ребенка кладет конец отрицательному
воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить ,
если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций,
кроме родительской. Семья умерает, если она перестает делать то, во имя
чего она создается - воспитание детей.


ПРИЧИНЫ:

При исследовании причин разводов его можно рассматривать как изменение
баланса сил, поддерживающих и развивающих брак. К первым относятся морально-
психологические и отчасти экономическая заинтерессованность супругов друг в
друге, а также социальные нормы, ценности, санкции ; ко вторым - проявление
взаимного недовольства и неприязни супругов, чувства антипатии,
раздражения, ненависти, а также внешние факторы, стимулирующие развитие и
обострение внутренних конфликтов ( неприятности на работе , противоречия с
родственниками и соседями).


Отмечается увеличение процента разводов из-за грубости супруга,
алкоголизма психологической несовместимости. По-видимому , это происходит
не потому, что с ростом культурного уровня современного человека,
повышением культуры межличностного общения, уважения к личности и т.д.
случаи грубости , психологической несовместимости, а тем более пьянства
стали больше осщущаться и становятся достаточно веской причиной разводов.

Следует отметить, что на удовлетворенность браком влияет не столько
реалдьное поведение супругов в различных сферах брачно-семейных отношений,
сколько оценка поведения одного супруга другим. Поскольку же у разных людей
может быть разное представление о том, что такое хорошо налаженный быт,
должное воспитание детей, уважение, внимание, любовь постольку результаты
исследования удовлетворенности врядли могут служить показателем реальных
брачно-семейных отношений.
В то же время исследование удовлетворенности может очень много дать для
выявления ожиданий каждого из супругов, связанных с распределением ролей и
ролевым поведением членов семьи. Можно выделить 2 подхода к решению этой
проблемы. При первом подходе рассматриваются ролевые ожидания и ролевое
поведение в каккой-то одной сравнительно узкой сфере деятельности.
Например, конфликты между мужем и женой могут возникать из-за того , что
жена хочет , чтобы муж проводил все свое свободное время дома, в то время
как он предпочитает общение с друзьями или увлечение любительскими
занятиями. Муж может ожидать от жены большего внимания к выполнению
определенных хозяйственных функций, чем она это делает на самом деле и т.д.
Такие ситуации достаточно распространены в различных семьях и могут явиться
причиной серьезных семейных конфликтов.
Второй подход связан с попыткой построения комплексных моделей ролей,
ролевых ожиданий и ролевого поведения. Одна из наиболее интересных попыток
в этом направлении была предпринята известным американским социологом по
изучению семьи К. Киркпатриком, который выделил традиционные роли мужа и
жены, товарищеские роли (роли компаньонов) и роли партнеров и перечислил
основные ожидания , которые соответствуют этим ролям. Такой перечень имел в
его ожидании следущий вид:

Обязанности жены-матери

Рождение и воспитание детей
Создание и поддерживание дома, жилища.
Обслуживание семьи
Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа
Приспособленность к зависимому социальному и экономическому статусу
Терпимость к ограниченной сфере деятельноти.
Обязанности мужа-отца

Преданность матери своих детей
Обеспечение экономической безопасности и защиты семьи
Поддерживание семейной власти и контроля
Принятие основных решений
Эмоциональная благодарность и уважение к жене за ее преданность семье
Обеспечение алиментов в случае развода



Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не
проходит для супругов бесследно.

Междк тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу
при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и
такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а
другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной
исключительности. Есть, наконец, пары , которым противопоказана совместная
жизнь.






Новинки рефератов ::

Реферат: Африканская национальная кухня (Кулинария)


Реферат: Роль химии в решении сырьевой, энергетической и экологической проблемах (Химия)


Реферат: Отличное пособие по датам по истории ВОВ (История)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: Чиновничество в России. XIX век (История)


Реферат: Решение дифференциального уравнения с последующей аппроксимацией (Компьютеры)


Реферат: Билеты к экзамену по статистике с-х (Ботаника)


Реферат: Вьетнам - краткий очерк (История)


Реферат: Предмет товароведения (Предпринимательство)


Реферат: История социалистических учений (Политология)


Реферат: Здоровье человека и общество (Психология)


Реферат: Оборона Севастополя (1854-1855) (История)


Реферат: Билеты и ответы по биологии. 9 класс (анатомия) (Биология)


Реферат: Обычаи и традиции англо-говорящих стран (Иностранные языки)


Реферат: Башкирские шежере как исторический источник (История)


Реферат: Кредит, его функции и виды (Деньги и кредит)


Реферат: Учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Основы документационной системы управления (Предпринимательство)


Реферат: Иван Крамской (Искусство и культура)


Реферат: Оценка вероятности безотказной работы по критериям остаточного ресурса (Математика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист