GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Формы проявления коррупции в России (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Формы проявления коррупции в России (Политология)



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ



КАФЕДРА ПОЛИТОЛОГИИ



РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ



ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ



Выполнила: Юшкина С.В., группа №260

Научный руководитель: Петушков С. А.



Санкт-Петербург
2003

СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3

Глава I.
§1. Понятие коррупции 4
§2. Формы коррупции в России 5

Глава II.
§1. Причины возникновения коррупции 12
§2. Последствия коррупции 14

Глава III. Меры по борьбе с коррупцией 16

Заключение 19

Список литературы 20



ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных
рыночных отношений и построения правового государства несомненно является
актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно
велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей
проблеме. По одним из последних данных Транспаренси Интернешнл индекс
восприятия коррупции в России, характеризующий уровень коррупции в стране,
в 2001г. равен 2.3, и Россия занимает 79-81 место из 91 (по результатам 10
независимых исследований)[1]. Значит, наша страна является одной из
наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно
опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая
приятная новость.
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового
развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но
эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно
полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и
последствий.
Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного
изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и
его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в
этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно
часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления
рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.



ГЛАВА I.
§1. Понятие коррупции.

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет
многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое
упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь
идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550
г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось
получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в
России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение
государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой
истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в
отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко,
вплоть до смертной казни.

Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" –
подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках. На
международном уровне свое нормативное закрепление термин получил в
резолюции "Практические меры борьбы с коррупцией", подготовленной
секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению
с правонарушениями, проходившего в Гаване в августе-сентябре 1990 г. В
резолюции речь идет о "нарушениях этического (нравственного),
дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в
противозаконном использовании своего служебного положения субъектом
коррупционной деятельности".

В феврале 1995 г. Международная группа по коррупции (МГК) Совета Европы
приняла следующее определение коррупции: "Коррупцией, в той мере, в какой
она попадает в сферу деятельности МГК, является подкуп (взятка), а равно и
любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в
государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности,
вытекающие из этого статуса государственного должностного лица, лица,
работающего в частном секторе, независимого агента... и имеет целью
получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя либо иных
лиц"[2].
В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом
прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность,
подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под
коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает
противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая
сторона (например, фирма, получающая государственный заказ вопреки
установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное
вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный
по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу (к
примеру, выдать лицензию на какой-либо вид бизнеса), создает для этого
искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче
взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует
традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и
принятием взятки.
§2. Формы коррупции в России.

Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет
многовековую историю и присуще буквально всем государствам. Говорить о том,
что коррупция возникла в современной России, не приходится, поскольку она
существовала столько же, сколько существует государственность, только
проявлялась она в разных формах.

Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве
формами коррупции были мздоимство - получение в нарушение установленного
законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной
службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий
(бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо
преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия).
Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти,
при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут
бесконечно варьироваться.
В наше время наиболее характерными и распространенными формами проявления
коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-
политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др.
Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной
жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация
управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и
т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях,
в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных
нравов.
Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная);
вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна
коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием
административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать
и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме
вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного"
результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и
финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации
демократических ценностей, к росту недоверия властям.
К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления
имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер
получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем,
то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В
случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны
принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной"
коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией
вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет
предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный
психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-
вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным
материалом для формирования организованных коррупционных структур и
сообществ.
Известно, что взаимодействие власти с гражданином возникает в двух случаях:
1. Когда власть должна предоставить ему некоторые услуги (дать разрешение,
предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует:
. сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных
разрешительным принципом
. незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей
чиновников на их предоставление
. сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан
. усложненность бюрократических процедур
. монополия ведомств на предоставление услуг
. структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство
обладает полномочиями принимать властные решения, и оказывать услуги.
2. Когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию,
обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая
обязательные платежи или налагая штрафы за нарушения действующих норм. В
этих ситуациях коррупции способствует отсутствие удобных процедур
реализации гражданином своих обязательств, а также неадекватность штрафов,
способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.
Никаких других законов, кроме законов административного права, при этих
действиях чиновник не нарушает. Это следует понимать как то, что взятка в
этом пространстве чаще всего выступает как официальная оплата
дополнительных услуг. Например, установление платы за выдачу и оформление
каких-либо документов, в несколько раз превышающей затраты на эту операцию,
причем администрацией цена устанавливается самостоятельно, без утверждения
комитетом по ценам и антимонопольным комитетом, поскольку в этом случае
администрация в оказании этой услуги выступает как исключительный
монополист.
Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность
распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те
или иные решения. В случае если этим человеком является государственный
служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник
коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в
негосударственном секторе экономики.

Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника
имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет
принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся:
бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность,
государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника
распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл
существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов
коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями
для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению
коррупционных отношений.
Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они
могут проявляться в виде:

. вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы
консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за
публикации или лекции;
. служебного мошенничества и других формах хищения;
. получения "комиссионных" за размещение государственных заказов;
. оказания государственным служащим разного рода услуг и иных "знаков
внимания";
. поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет
заинтересованных в решении вопросов партнеров;
. латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных
вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;
. вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих
безопасность дорожного движения;
. устройства на работу родственников, друзей, знакомых;
. получения руководителями от подчиненных доли взяток и др.
Возможность возникновения коррупции напрямую связана с непрозрачностью
процесса, что в бюджетном процессе прямо ведет к произволу чиновников:
выбор организации, исполняющей различные расходные статьи бюджета,
находится в руках чиновников, велико искушение получить "откат", вот вам и
коррупция.
Исследования центра "Стратегия" в российских регионах (от Санкт-
Петербурга до Южно-Сахалинска) показали, что везде бюджетный процесс
непрозрачен. Наиболее открыт бюджет (т.е. доступна информация о бюджете и
бюджетном процессе) в Санкт-Петербурге, Карелии и Обнинске. В бюджетном
процессе также имеются специфические формы проявления коррупции (далее
приведены результаты исследований по регионам Северо-запада):
Законодательные органы субъектов федерации соглашаются с просьбой
губернатора и принимают бюджет с нарушениями законодательства: сразу в
целом (а не в 3-х чтениях), без постатейной разбивки (Республика Коми,
Архангельская область). По сути, не только граждане, но и депутаты не имеют
информации о бюджете.
Резервные фонды депутатов. В Санкт-Петербурге каждый депутат имеет право
единолично и бесконтрольно израсходовать по своему усмотрению около 800000$
(более 1500000$ в 2002г.) в год[3].
Резервный фонд администрации - решение о расходовании этого фонда принимает
глава субъекта федерации.
Изменение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Предприятия-
монополисты повышают тарифы без предоставления какого-либо обоснования.
Погашение долга субъекта федерации. Какой-либо контроль над текущими
операциями с государственными ценными бумагами отсутствует.
Финансирование федеральной судебной системы за счет бюджетов субъекта
федерации. Проходит практически во всех субъектах и приводит к полной
зависимости судей от исполнительной власти (в Санкт-Петербурге некоторые
суды финансируются даже из муниципальных бюджетов).
В России также существует «политическая коррупция», которая находит своё
отражение, прежде всего, на выборах. Например, одно из наиболее ярких
проявлений - это покупка мест в списках. Наша система списочная,
голосование за списки, стимулировала вот такую разновидность коррупции.
Специфика избирательного процесса состоит в том, что мотивация его
участников настолько велика, что они часто идут на прямые нарушения закона.
В подавляющем большинстве случаев эти нарушения остаются безнаказанными
(исключение - на выборах в Санкт-Петербурге в 2000г. один кандидат был
лишен регистрации судебным решением за прямой подкуп избирателей). Ниже
приведены специфические формы проявления коррупции на примере субъектов
федерации Северо-Западного региона, использовавшиеся на выборах 1999-
2001гг.
Использование административного ресурса:
. неравный доступ к СМИ - местные СМИ находятся под контролем
администрации, которая определяет какому кандидату и в каком объеме
предоставлять время на местном ТВ и радио
. давление на избирательные комиссии - большинство в окружных и
участковых избирательных комиссиях - это либо представители
администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает,
какому кандидату надо помогать, а какому - нет
. давление на органы внутренних дел - администрация указывает, какие
пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать
. давление на бизнес-структуры - те компании, которые поддерживают
неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам
налоговой инспекции, СЭС и др
. прямое давление - прямые телефонные звонки неугодным кандидатам
Подкуп избирателей со стороны кандидатов:
. прямой подкуп - людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как
надо.
. непрямой подкуп - кандидатом создается благотворительный фонд, который
в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с
избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей
выплатой премиальных в случае победы кандидата (в Санкт-Петербурге
победивший кандидат заключил 2000 таких договоров на сумму 300000
рублей)[4].
Коррупция в СМИ - меньшую часть средств за публикацию СМИ получают легально
через счет кандидата, большую часть они получают наличными непосредственно
от кандидата.
Финансирование избирательных кампаний - поскольку средств, определенных по
закону для проведения полноценной избирательной кампании недостаточно, то
кандидаты и избирательные объединения рассчитываются с исполнителями
непосредственно, а не через счет кандидата.
В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности
органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с
распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате),
разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет
специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в
России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на
указанную проблему и специалисты в области административного и
муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу
статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем проблема
коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как
коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые
изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность коррумпирования
публичной власти исходит из сферы законодательной государственной и
представительной муниципальной власти. Одним из условий такого положения
дел является несовершенство правовых основ формирования органов
представительной власти.
В дореформенной России главным проявлением коррупции была взятка в
денежной форме, на борьбу с которой и были направлены карательные санкции,
предусмотренные Уголовным кодексом. Характер правонарушений был достаточно
очевиден и сравнительно легко поддавался уголовно-правовой идентификации.

В новых условиях положение резко изменилось. Наряду с традиционной формой
взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами
теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном
положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. Такие действия,
как криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет
средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной
собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза
стратегического сырья за рубеж и многое другое очень трудно идентифицируемы
и доказуемы.

Трудности усугубляет чрезвычайно скрытый характер коррупции. Выявить, а
тем более доказать процессы коррупции очень сложно. Внешне все выглядит
законно, документально обоснованно. Еще одна особенность коррупции на
современном этапе жизни России – это то, что она становится все более
"респектабельной". Если совсем недавно о ней говорили как о явлении
организованной преступности уголовного мира и теневого бизнеса, то сейчас
коррупция приобретает характер "болезни белых воротничков".

К тому же сегодня появляются некие новые формы коррупции, которым нет еще
названия и которые не получили правового и криминологического наполнения.

Ю.В. Голик, советник Председателя Совета Федерации, доктор юридических
наук, профессор, приводит в доказательство несколько примеров: «Недавно
прочел докторскую диссертацию В.М. Алиева "Теоретические основы и
прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
незаконным путем". Автор вводит в научный оборот большое количество
ведомственных документов, документов Правительства, Администрации
Президента и др. (информационные и инструктивные письма, ведомственная
переписка, экспертные заключения и т.п.), которые не могут быть известны
широкому кругу в силу ограниченного доступа к ним и интересны уже этим
фактом. Ученым проделана и делается действительно громадная работа,
подключены большие интеллектуальные силы. Однако вся эта работа практически
закончилась ничем. Все аргументы разбивались о какой-то невидимый гранитный
утес и ничего не дали кроме информационных брызг. Так продолжалось год за
годом. Мы прекрасно понимаем, что само по себе это происходить не могло.
Что это, как не мощное коррупционное противодействие?

Второй пример касается нашей собственности за рубежом. Судя по всему,
собственность есть и собственность громадная. При этом практически ничего
не делается, чтобы этой собственностью владеть. Единственная реальная
попытка на уровне государства была предпринята Комитетом по защите
экономических интересов России в 1992-1993 гг., после чего его тут же
упразднили. Одна из причин - не главная - заключается в том, что эта работа
трудна и кропотлива. Она не может принести сразу больших результатов и
дивидендов и на ней вряд ли можно "погреть руки", в отличие от выбивания и
выпрашивания кредитов. Разве это не форма коррупционного противодействия?
Можно, конечно, попробовать списать все на бюрократизм, который сам по себе
"дружит" с коррупцией. Однако чистой бюрократии соответствуют пассивность и
мздоимство, но никак не активное противодействие, которое мы наблюдаем и в
том и в другом случае. Такое активное противодействие выходит далеко за
рамки обычных бюрократических проволочек»[5].

В подавляющем числе государств борьба с коррупцией ведется в форме
правового преследования за ее конкретные проявления. В этом отношении
Россия не является исключением. В Уголовном кодексе имеется пять статей,
предусматривающих уголовную ответственность за конкретные противоправные
действия: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных
незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, получение
взятки и служебный подлог. Между тем, названным перечислением круг
коррупционных действий, с которыми приходится сталкиваться в жизни, далеко
не исчерпывается. Среди таких "забытых" деяний называют, в частности,
следующие: участие должностных лиц в коммерческой деятельности для
извлечения личной прибыли; использование служебного положения для
"перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью
получить личную выгоду и с задействованием для этого подставных лиц и
родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим
структурам с целью извлечь личную прибыль; предоставление государственных
финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды. Этот список можно
расширять практически до бесконечности.



ГЛАВА II.
§1. Причины возникновения коррупции.

Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и
механизмов.
Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры
органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых
самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля
над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение
усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной
деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции,
имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.
Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с
организационными недостатками, так и с низкой профессиональной
компетентностью персонала. Провести грань между организационной
неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает
подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество
запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы
защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов
государственной власти.

К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность
прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного
положения, широкое распространение административного усмотрения, явное
несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и
низкого денежного содержания государственных служащих.

Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с
коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не
только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали
постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями;
между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко
просматривались столкновения интересов различных группировок и классов
бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что
ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности).
Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала
работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они
довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического
капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не
забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.

2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации
государства”. С самого начала у российских либералов и демократов
отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития.
Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми
реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли
государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых
западных государств).

3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической
номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и
формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра
полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с
анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.


По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции - это тотальная
безответственность исполнительной власти[6]. В рамках действующей
Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что
ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо
правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах
представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди,
которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на
министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом
никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие
должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность
исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед
законом и обществом.

Главные причины здесь две. Первая - изъяны Конституции России, которые
вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти. Вторая -
это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает
персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему
функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое
обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с
поличным на получении взятки, доказать совершение им преступления
практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как Фонд
спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на 50 триллионов
рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по заключению
Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно понимают, что
это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная раздача
государственного имущества "под ковром". Хорошо известно, что на каждый
случай приватизации приходится одно правонарушение.

Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи
Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и
превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности
чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой
она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба с
коррупцией жестко велась партийными органами.

Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме
президента. Однако реально даже он не может контролировать то, что делает
правительство, то есть высшие чиновники исполнительной власти. Это просто
физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не
контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.

Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое
расследование. Однако люди, которые оперируют десятками триллионов рублей
или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в
получении взяток. В результате у нас ловят "мелкую рыбешку" за взятку в 100
долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды
долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление
служебным положением.

Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных
зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает,
сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если сопоставить
размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно:
управляет страной тот, у кого есть большие деньги.
Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от
власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только
в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-
экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии
модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним
надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции
последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть
подавлены без усилий общественных организаций.
§2. Последствия коррупции.
Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои
общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем
самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в
целом.
Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны.
В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими
служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает
почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее
деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян.
Такой вот масштаб сегодня.
Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы
рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто
конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В
результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной
конкуренции.
Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам
МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных
фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов
банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее
воздействия[7].
Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из
главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот почему
есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и
правопорядка в стране.
К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного
и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов,
коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и
нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации
института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном
процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере
привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.
Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно
назвать:
отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития (и, как
следствие, обострение бюджетного кризиса, снижение способности власти
решать социальные проблемы);
рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстегивает
несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких
олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;
увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и
угрожающей политической стабильности в стране.


ГЛАВА III.
Меры по борьбе с коррупцией.
Коррупция в России процветает и будет процветать, коли серьезно
разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением
принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением
практически во всех структурах власти. На низком уровне находится
исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие
обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по
полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из
кризиса, преодолеть преступность.
Коррупция неизбежна, коли ныне действующая Конституция устранила всякий
парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете
Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и
заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной
прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже
предоставления информации о проделанной ими работе.
Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления
комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры
должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий
возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни
из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и
систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений
борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и
организация профилактической деятельности, внесение соответствующих
подсказанных практикой изменений в законодательство.
На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:
1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий
2. Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)
3. Верховенство закона и защита прав граждан.
В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность
всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций)
осуществляется по следующим направлениям:
В рамках первой стратегии - это:
. Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии
. Антикоррупционное гражданское образование
. Построение антикоррупционных коалиций
. Свободный доступ к информации и независимые СМИ


В рамках второй стратегии - это:
. Прозрачная власть, прозрачные процедуры
. Общественное участие в процессах предотвращения коррупции
. Уменьшение вмешательства государства в дела общества
. Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей
. Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение
конкурсности
В рамках третьей стратегии - это:
. Сильная и независимая судебная власть
. Неукоснительное исполнение законов
. Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и
общественная экспертиза
. Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.
От органов власти здесь требуется законодательное обеспечение этих
стратегий и направлений, готовность для того, чтобы стать прозрачными перед
обществом (под прозрачностью мы понимаем - открытость, понятность и
возможность влияния), а также наличие политической воли исполнять законы,
быть прозрачными, взаимодействовать с общественными организациями и
бизнесом как с партнерами.
Главная задача для структур гражданского общества заключается в
осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения,
принятия и контроля исполнения властных решений.
Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться
с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день
представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля,
действия их случайны и непоследовательны.
Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные,
согласованные меры по двум главным направлениям:
1. Принимать такие законодательные акты, чтобы возможность возникновения
коррупции при их исполнении была бы минимальной.
2. Создавать условия для возникновения общественного участия в процессах
предотвращения коррупции, развивать его и повышать его эффективность.
При этом оба направления тесно переплетаются, предполагают
скоординированные действия всех трех секторов, главным является второй
пункт, но для его реализации также необходимо вносить изменения в
законодательство.
Но при всём этом существуют основы, без которых коррупцию победить
невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации
с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без
внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. Если вы
подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту
своих рядов, вы обманываете избирателей. А обман избирателей — это, по
определению, тоже коррупция. Вторая основа — это прозрачность власти. Если
власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а ему
сверху вещают о предпринимаемых усилиях по ограничению произвола чиновников
— это вранье. И третье непременное условие — это честная политическая
конкуренция на выборах. Если власть корежит и уничтожает честную
политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. Без
соблюдения этих условий все остальные меры можно сравнить с орошением
Сахары путем плевка[8].



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по
коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит
невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет
собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах.
Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые
еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной
экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает
доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое
неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу
национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики,
что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью
государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по
борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки
должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в
России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта
проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что
не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции -
уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим
президентом.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное
решение// Сервер центра «Стратегия», 2001 г.,
http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Pablik/Intr/Arhiv/vveden_gr_obj.html

2. Григорова Т. В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и
социально-экономические последствия, 1999 г.,
http://www.nsu.ru/community/clh/page1.html

3. Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? (интервью с президентом
фонда ИНДЕМ Г. Сатаровым)// Эхо планеты, 2002 г., № 50


4. Коррупция: политические, экономические и правовые проблемы.- М., 2001
г.

5. Прокопенко Л. Коррупция как общественное явление// Утро: еженедельная
электронная газета, 2000 г., 4 июля,
http://www.utro.ru/articles/accidents/2000/07/04/2000070400/60043814.sh
tml

6. Салье М. Мафия и коррупция.- М., 1994 г.

7. Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции//
Общественные науки и современность, 2002 г., № 6


8. Сашин А. Коррупцию победим, когда будет политическая воля президента,
правительства (интервью с депутатом Госдумы В. Илюхиным)// Российская
Федерация сегодня, 2000, № 12,
http://www.duma.gov.ru/csecure/public/7.html

9. Симония Н. Особенности национальной коррупции// Свободная мысль – XXI,
2001 г., № 7


10. Тогонидзе Н. В. Административно-правовые проблемы предупреждения
коррупции и организованной преступности// Государство и право, 2002
г., № 50

-----------------------
[1] Результаты исследования центра «Стратегия», опубликованные на сайте
www.strategy-spb.ru
[2] Коррупция как общественное явление// УТРО: ежедневная электронная
газета, 2002, 4 июля
[3] Результаты исследования центра «Стратегия», опубликованные на сайте
www.strategy-spb.ru
[4] Результаты исследования центра «Стратегия»//Сайт www.strategy-spb.ru
[5] Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и
организованной преступности// Государство и право, 2002, № 1
[6] Проблемы коррупции в России// Независимая газета, 2001, 8 мая
[7] В. Илюхин, депутат Гос. Думы: «Коррупцию победим, когда будет
политическая воля президента, правительства»// Российская Федерация
сегодня, 2000, № 12

[8] Россия и коррупция: кто кого?// Эхо планеты, 2002, №50






Реферат на тему: Франция Пятая Республика


Финансовая Академия при правительстве Российской Федерации


КАФЕДРА «ПОЛИТОЛОГИИ»


Реферат на тему:

«Политическая система Франции. Пятая республика»

Выполнил студент группы М1-1 Зальцман Е.Е.
Научный руководитель Пляйс Я.А.

Москва – 1998г.



СОДЕРЖАНИЕ

Содержание 2
Вступление 3
Конституция 1958 г. 4
Отход от авторитаризма 7
Победа левых сил и практика
"сосуществования" 8
Дуализм политической системы 9
Эффект президентского режима 11
Характеристики изменений
политической системы 12
Заключение 15
Список литературы 16



Введение
Политическая система Франции сформировывалась на протяжении многих лет
и даже веков. Франция по праву считается колыбелью республиканских идей.
Великая Французская Революция 1789 г. дала толчок к революционным процессам
во всем мире. Сама Франция за эти годы прошла через периоды
республиканского, монархического и имперских правлений.
Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции,
называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре
1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт
объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая
республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года –
до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а
Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала
намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика имела
самую короткую продолжительность жизни – всего 3 года (1954 – 1957 гг.).
В настоящем реферате рассматриваются политические аспекты
президентского правления во Франции, дается попытка анализа преимуществ и
недостатков конституции 1958г.

Конституция 1958 г.[1]
Ныне существующая конституция была принята в 1958 г. Она установила в
стране президентский режим и новую, Пятую республику.
Проект конституции 1958 г. был разработан "рабочим комитетом" из
высокопоставленных чиновников, главным образом членов Государственного
совета, во главе с Мишелем Дебре, занимавшим тогда пост министра юстиции.
Определяющей чертой нового конституционного акта являлся коренной
пересмотр соотношения между законодательной (парламент) и исполнительной
(президент, премьер) властью в пользу последней. Стержнем механизма нового
режима стал президент республики. Полномочия главы государства значительно
расширялись. Главными из них стали право назначать премьер-министра и по
его предложению отдельных министров, возвращать принятые парламентом
законопроекты на новое обсуждение, передавать на референдум по предложению
правительства или обеих палат любой законопроект, касающийся организации
государственной власти или одобрения международных соглашений, способных
затронуть деятельность государственных институтов, распускать (после
консультаций с премьер-министром и председателями палат) Национальное
собрание.
За президентом республики сохраняются и его обычные во Франции
функции, такие, как право председательствовать в совете министров,
подписывать принятые на нем декреты и ордонансы, назначать на высшие
гражданские и военные должности, осуществлять помилование, сноситься с
парламентами путем посланий, не подлежащих обсуждению. Он является главой
вооруженных сил, председательствует в высших советах и комитетах
национальной обороны.
Беспрецедентным нововведением для французской конституционной практики
явилась статья, которая давала президенту республики право в случае
чрезвычайных обстоятельств брать в свои руки всю полноту власти в стране и
хотя конституция предоставляла довольно-таки обширные полномочия и главе
правительства, фактически премьеру отводилась роль исполнителя воли
президента республики в текущих вопросах административного характера и
лица, способного отстаивать политику президента в парламенте, а в случае
необходимости – принимать на себя ответственность за всякого непопулярного
рода мероприятия.
Французский президент сосредотачивал в своих руках такую власть,
какой не владеет ни один президент любого другого демократического
государства. Французский президент получает полномочия на семь лет, в то
время как в остальных демократических государствах этот срок достигает в
лучшем случае 4—5 лет. Президент Франции не ответственен перед парламентом,
который не имеет права подвергать сомнению власть президента, но может
распустить его, в то время как американский президент, тоже не
ответственный перед конгрессом, не может прервать легислатуру последнего. А
в Англии, хотя британский премьер-министр и обладает правом роспуска
парламента, но и палата общин может свергнуть главу своего государства. К
тому же, во Франции президент практически не зависит от партии, приведшей
его к власти, а совсем наоборот, партия зависит от него. Примером этого
может служить ситуация после поражения правых партий на выборах 1981 г.,
когда СФД (Союз за французскую демократию) оказался в оппозиции, не имея ни
программы, ни четкой и эффективной структуры, ни лидера, т.к. единственной
объединяющей силой всех партий, входящих в состав СФД, был Жискар д'Эстен,
который проиграл на президентских выборах 1981 г.
Одним из существенных нововведений, вызвавших большие споры, явился
запрет совмещения парламентского мандата с постом члена правительства.
Из новых органов, созданных на основе конституции 1958 г.,
существенная роль отведена Конституционному совету.
Основные избирательные законы были взяты из конституции эпохи
Третьей республики, и, прежде всего система выборов в Национальное
собрание – одноименное мажоритарное голосование в два тура.
4 сентября 1958 г. проект был обнародован, а 28 сентября одобрен на
референдуме 79,25% голосов против 20,75%.
Основная масса избирателей высказалась не столько по проекту
конституции, сколько за или против передачи власти лично генералу де Голлю,
который представлялся значительной части французов единственной фигурой,
способной в данных чрезвычайных обстоятельствах решить множество проблем,
стоящих перед Францией в конце 50-х годов.
Отход от авторитаризма.
В первое десятилетие своего существования режим опирался на авторитет
и "личную власть" генерала Де Голля, с присущими авторитарным методам
правления недостатками, которые спровоцировали рост массового недовольства
в стране.
Размах рабочего и демократического движения в те годы заставил
правящие круги постепенно переходить к более гибким формам власти. С
уходом генерала Де Голля в отставку, не меняя открыто положения конституции
1958 г., тем не менее, были введены ограничения "личной власти". Ни один
из преемников Де Голля на посту президента уже не обладал его харизмой. В
силу всех этих вместе взятых субъективных и объективных обстоятельств
"личная власть" трансформировалась в "президентскую".
Иначе говоря, в стране утвердился режим с сильной исполнительной
властью, контролировать которую могли только общенациональные выборы,
проводимые раз в семь лет.
Победа левых сил и практика "сосуществования".
Свидетельством силы избирателей стали президентские выборы 1981 г.,
обеспечившие победу Ф. Миттерана, кандидата от коалиции левых сил. А
буквально через пять лет, состоялись парламентские выборы, которые
принесли победу коалиции правых партий, образовавших правовое большинство в
парламенте. Осуществляя волю народа, Миттеран был вынужден назначить
премьер—министра из числа лидеров враждебного ему лагеря, дабы избежать
конфронтации с вновь избранным парламентом. Особенно это было важно в связи
с предстоящими в 1988 г. президентскими выборами. Таким образом, впервые за
годы Пятой республики сложилась острая политическая ситуация, ситуация
"сосуществования": левый президент должен был сотрудничать с правым
правительственным кабинетом, по крайней мере, в течение двух лет, до новых
президентских выборов в 1988 г.
Ф. Миттеран остановил свой выбор на лидере правого Объединения в
защиту республики Ж. Шираке. Это "сосуществование" левого президента с
правым премьер-министром и правым правительством продолжалось до следующих
президентских выборов весной 1988 г. и дало очень многое для формирования
современной политической системы Франции. В течение этих двух лет Ширак и
Миттеран разработали "кодекс сосуществования", в соответствии с которым
осуществление социально-экономического курса, внутренних реформ в целом
входило в компетенцию правительства, в то время как Миттеран сосредоточил
свои усилия на деятельности во внешней и военной политике, что на практике
доказало возможность такого управления государством, и, более того,
значительно увеличило популярность Миттерана.
Весной 1988 г., на президентских выборах, Ф. Миттеран, получив в свои
руки второй президентский мандат, распустил Национальное собрание и
назначил новые парламентские выборы. В июне 1988 г. французы проголосовали
за новый корпус депутатов, большинство которого было избрано из
представителей левого лагеря и соответствовало политической ориентации
президента.
Дуализм политической системы.
Как показывает история, дуализм всегда господствовал в общественной
жизни страны, и сфера политики была как бы двухполюсной. Консервативный
лагерь представляли правые партии, а лагерь социального протеста и перемен
– левые. Каждый из блоков также был двухполюсным: правый наследовал
орлеанистские и бонапартистские установки, левый – якобинские и
радикальные. Сегодня четыре крупнейшие партии Франции: правые – Союз за
французскую демократию (СФД) и Объединение в поддержку республики (ОПР) и
левые – Французская коммунистическая партия (ФКП) и Французская
социалистическая партия (ФСП) – так или иначе воплощают былые традиции,
хотя воздействие последних выходит за рамки более жестких партийных
структур.
В течение двадцати трех лет (1958—1981) политическая власть в стране
находилась в руках правого большинства. Сначала это большинство возглавляли
сторонники генерала Де Голля, затем эта роль перешла к сторонникам В.
Жискар д'Эстена – независимым республиканцам. В 1981 г. на президентских
выборах победу одержали левые партии, а потерпевшие поражение правые партии
вплоть до марта 1986 г. осваивали непривычный для них статус оппозиции и
вновь вернулись к нему после выборов мая—июня 1988 г. Но при этом во
Франции вошли в моду либеральные идеи. Началось наступление правой
пропаганды, которое было подкреплено совместными действиями правых партий
(СФД и ОПР) во всех прошедших с 1981 г. избирательных кампаниях. Но
оппозиция вставала перед большой проблемой – жестоким соперничеством её
лидеров. На роль лидера правого союза одновременно претендовали многие
политические деятели, уже имевшие опыт политического лидерства, такие, как
Жак Ширак, Валери Жискар д'Эстен, Р. Барр, а также представители более
молодого поколения, например Ф. Леотар.
Сложная обстановка сложилась и в левом лагере. Расхождения между
социалистами и коммунистами поставили каждую из партий перед
дополнительными трудностями и сказались на результатах парламентских
выборов в 1986 г. , когда обе партии оказались в оппозиции. Однако в
мае—июне 1988 г. левым партиям удалось вернуться к власти, в результате
того, что избиратели отказали в доверии правым. По-видимому, в большей
степени на этих разно полюсных результатах сказалось наблюдаемое во многих
странах недовольство народа правящими силами.
Эффект президентского режима.
Очень важным для понимания социальных и политических процессов во
Франции является "эффект президентского режима", который появился в связи с
адаптацией политических партий к институтам Пятой республики. С того
момента, как президентский пост приобрел важнейшее значение в структуре
власти, все политические партии вступили в борьбу за него, что привело к
формированию в каждой партии лидера –"личности", готового стать кандидатом
на президентский пост и способного привлечь избирателей не только своими
политическими взглядами, но и личными качествами.
Одновременно, этот же эффект сказывался на усложнении достижения
компромиссов между партиями одного толка при выборах единого кандидата в
президенты.
Характеристики изменений политической системы.
Подводя итоги изменений в политической системе Франции в каждом
десятилетии со времен основания Пятой республики, можно выделить следующие
характеристики.
По ходу преобразований 60-х—70-х годов в партиях произошло увеличение
сторонников президентского порядка по сравнению со сторонниками прежних
парламентских порядков, перестраивались партийные организации, в которых
также утверждался "президентский режим". Активно происходила
"персонализация" власти и в качестве примера можно привести партию ОПР,
которую некоторые французские авторы называют даже "партией одного
человека".
Произошло упрочение общественного признания партийно-политической
системы, которое было связано с эффективностью президентского режима,
сокращением числа партий, а также "персонализацией" власти в партиях.
В это же время во Франции усилилась роль элиты управленческих
структур страны. Представители этой "элиты" могли при этом иметь как
правые, так и левые взгляды и независимо от смены правительственных
кабинетов и даже правящих блоков их основная масса всегда сохраняла свои
посты и влияние. В качестве примера можно привести перемены, которые
происходили в аппарате управления после прихода к власти левого
большинства в 1981 г. Правая оппозиция тогда начала говорить о "чистке" в
высших кадрах управления, хотя ни о какой "чистке" со стороны левых не было
и речи, они просто проводили совершенно естественное обновление
министерских аппаратов в тех рамках, которые характерны для любой смены
президента или парламентского большинства. Оно затронуло лишь самых
высокопоставленных чиновников общественных служб и почти не коснулось
большей части аппаратов министерств и общественных организаций.
В 80-е годы политический мир Франции перестраивался под воздействием
социальных, экономических и культурных факторов.
В 90-е годы внутренне политическое положение Франции не очень
изменилось по сравнению с 80-ми годами. Но в эти годы на политические
процессы внутри страны влияет вхождение Франции в Европейское Сообщество,
вхождение представителей различных политических партий Франции в
Европарламент, углубление экономических связей с другими странами ЕС, а
также процессы, связанные с распадом социалистической системы стран
Восточной Европы. Все эти факторы привели к дальнейшему развитию
демократических принципов в самой Франции.



Заключение
Таким образом, рассматривая в перспективе изменения политической
системы Франции за время Пятой республики, можно констатировать постепенную
трансформацию политической системы из авторитарного президентского
правления, так сказать, президентской "монархии", в демократическую
президентскую республику с более сильным влиянием различных политических
течений на жизнь страны.
Также можно сказать, что, несмотря на сохранение в тексте конституции
всех авторитарных начал, развитие политической системы привело к увеличению
фактической роли парламента и оппозиционных президенту партий.
Можно предположить, что дальнейшее развитие политической системы
будет в большей степени связано с развитием общеевропейских политических
тенденций и с созданием общего европейского "Дома", одной из составных
частей которой будет являться Франция со своей демократической структурой.



Список использованной литературы
1. Арсеньев Э.А. "Франция под знаком перемен." М.: "Политиздат", 1984 г.
1. Арсеньев Э.А. "Франция: проблемы и политика: Очерки о
социально—политической жизни." М.: Политиздат, 1978 г.
1. Арзаканян М.У. "Де Голль и голлисты на пути к власти." М.: Высшая школа,
1980 г.
1. Бунин И.М. "Франция перед парламентскими выборами 1986 г.:
Научно—аналитический обзор." М., 1986 г.
1. Глебов В. "Государственный строй Франции." М.: Госюриздат, 1958 г.
1. Завьялов Н. "Франция накануне выборов" //МЭиМО, 1995 г., №17-18.
1. Крутоголов М.А. "Парламент Франции: Организация и правовые аспекты
деятельности." М.: Наука, 1988 г.
1. "Конституция и законодательные акты Французской республики". Госюриздат,
1958 г.
1. Люблинский В.В. "Социально—экономические проблемы классовой борьбы во
Франции 1968—1981 гг." М.: Наука, 1986 г.
1. Новиков Г.Н. "Голлизм после Де Голля: Идейная и социально—политическая
эволюция 1969—1981 гг." М.: Наука, 1984 г.
1. "Правовые системы стран Мира". Справочник. Ф.М. Решетников. Юридическая
литература. 1993 г.
1. Пушкарева Т.В. "Проблема власти во Французской политической науке" //
Вестник МГУ, серия 12 – Политологические науки. 1996 г.
1. Сироткин В.Г. "Франция в середине 70-х годов." М.: Знание, 1976г.
1. Савицкий П.И. "Пра

Новинки рефератов ::

Реферат: Договорное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Банковская система России (Банковское дело)


Реферат: Архитектура аппаратно-программных средств распределенной обработки информации для интранет-технологии (Программирование)


Реферат: Организационные структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Источники международного частного права (Международное частное право)


Реферат: Вексельное обращение (Деньги и кредит)


Реферат: Екатерина (История)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Билеты по обществоведению (Государство и право)


Реферат: Великая французская революция и ее влияние на Европу (История)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Предмет криминологии (Криминология)


Реферат: Гайдн Франц Йозеф (Культурология)


Реферат: Азот (Химия)


Реферат: Motivation: Reward system and the role of compensation (Психология)


Реферат: Гетманы Украины (История)


Реферат: Шпаргалка по химии (Химия)


Реферат: Учащимся о самообразовании (Педагогика)


Реферат: Международные автомобильные перевозки на примере транспортного предприятия (Транспорт)


Реферат: Анализ организации и ремонтных работ на примере моторного цеха ПАТП-7 (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист