GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Азиатский путь развития государства (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Азиатский путь развития государства (Право)



Томский Гуманитарный Лицей



Азиатский путь развития государства



Выполнил Мучник Марк
183 группа



Томск 2001 г.
Удовлетворенность человека своей жизнью напрямую зависит от
возможности этого человека к самореализации. Но в любом обществе были и
есть некоторые границы, ограничивающие характер и вид этой самореализации.
Для восточного сознания утверждение свободы творческой личности
предполагало целенаправленное отстранение от общественной власти через
устремление к религии, вере, короче говоря, к Богу. Противоположение «поэт
– государственная власть» было столь же естественным и само собой
разумеющимся, как и убежденность в связи поэта и творческой личности в
целом с другим миром, с миром какого-либо божества (в зависимости от
государства). А освобождение от личности от государственной власти
воспринималось как приближение человека к божеству раскрытие его
внутреннего «Я».
Короче говоря, освобождение личности, раскрытие его внутреннего мира
предполагало целенаправленное отстранение от государственной власти. При
этом «власть земная» и «власть небесная» трактовались как единые в себе
начала.
Отстранение от власти автоматом предполагало нищету и бродяжничество.
А измена своему нравственному чувству, своей творческой стороне означало
вступление на государственную службу или даже на придворную, а это, в свою
очередь, естественно, сильно влияло на статус человека в обществе и на его
материальное положение. То есть положение получается довольно неприятное,
как говорится: у каждой медали две стороны.
Государство (в лице деспота) было носителем социально-политической и
экономической власти одновременно. Государство обладало всей полнотой
власти, и только оно могло повышать статус человека в обществе, улучшать
его положение. За это этот человек отдавал свои возможные творческие силы
на пользу государства. В результате для достижения каких-либо благ для себя
личность должна была пожертвовать свою «творческую душу» государству.
Такая «сделка» сулила многими возможностями. Эдакая продажа души Дьяволу.
Сделка быстро окупается, но неизбежно оборачивается внутренней
неудовлетворенностью, прямо пропорциональной тому, насколько яркой и
одаренной была личность.
Нравственный выбор между хорошим материальным положением и
возможностью самореализации, часто определявшей высокий социальный статус
(который, правда, не даровался чиновниками или самим деспотом, а
завоевывался в глазах простого народа), максимально упрощался и усложнялся
одновременно тем, что «центр раздачи» социальных благ находился в руках
деспотического государства.
Сосредоточение в руках восточного государства всей полноты социально-
экономической и политической власти, при отсутствии способных хоть как-то
противостоять ему общественных структур, лишало человека возможности выбора
между конкурирующими социальными силами. Выбирать можно было только между
правителями различных государств или между претендентами на престол.
Восточная модель построения государства предполагает неразрывное
единство власти и всего его аппарата над конкретной личностью. Личность не
имела каких-либо гарантированных прав, она полностью зависела от
государства и была в его распоряжении.
На Востоке человек не мог, каким бы то ни было образом, преобразовать
общественные системы, так как незыблемость государства была прописана у
населения в генах и предполагалась самим способ производства. Человек мог
действовать в лишь в тех рамках, которые были предусмотрены обществом.
До последней трети I тысячелетия до н.э. на Востоке в основных чертах
завершился процесс трансформации раннеклассовых обществ в сословно-
классовые или традиционные.
Под раннеклассовым понимают любое эксплуататорское общество
доиндустриальной эпохи, в системе которого отсутствует частная
собственность на основное средство производства тех времен - землю и на
основную массу отчуждаемого у земледельцев натурального прибавочного
продукта, а соответственно весьма неразвитыми являются товарно-рыночное
производство и эксплуатация человека человеком в рамках отдельных хозяйств.
Для него характерна власть-собственность социальной верхушки на природные и
трудовые ресурсы, реализующаяся в централизованной организации производства
и отчуждения, перераспределения и трансформации натурального прибавочного
продукта.
При таких условиях социальный статус человека в решающей степени
определяет его имущественное положение. Власть-собственность, система
перераспределения, совместный общественный прибавочный продукт со всеми
связанными с его обладанием формами подчинения одних групп людей другим
находятся в руках определенных лиц, находящихся на самом верху власти.
Принципиальное отсутствие возможности выбора между различными ценностными
ориентирами (стремление в богатству, знаниям, к ключевым постам в
государстве и т.п.) делало невозможным не только противопоставления какого-
нибудь конкретного человека власти, но даже и саму постановку вопроса на
эту тему. Самореализация человека ограничивалась его статусом и нормами
общества, которые он изменить не мог. Это правило распространялось на всех:
на чиновников, простых ремесленников и даже на людей, задействованных в
«творческой сфере» общества» (архитекторы, живописцы, писатели и т.п.).
возможность не участвовать в процессе пищевого производства определялась
как минимум гарантированностью прожиточного уровня, а, следовательно, и
подопечностью державным структурам.
Естественно, что уже на этой стадии должны были проявляться первые
признаки индивидуальности, свободы. Но эти признаки не играли никакой роли
и никем всерьез не воспринимались. Кроме того, они сразу же подавлялись
общественной системой, основанной на тоталитаризме.
Традиционное общество - как вторая стадия развития
докапиталистического эксплуататорского общества - характеризуется уже
заметным развитием частнособственнических отношений, лимитированных,
впрочем, все еще сохраняющейся, но становящейся кое-где почти номинальной
государственной властью-собственностью на землю и другие ресурсы. С этим
непосредственно связано появление оказывающейся вне государственных
распределительных структур индивидуальной трудовой деятельности, ведущей к
некоторому развитию товарно-рыночных отношений и права человека на
определенную часть (оставшуюся после уплаты налогов или взносов в
общественные фонды) производимого в его хозяйстве прибавочного продукта.
Это, естественно, стимулирует и развития рыночных форм эксплуатации
человека человеком в рамках частных домохозяйств. При этом редистрибутивная
система постепенно трансформируется в налоговый аппарат, усиливается
расхождение между социальными статусами, политическими позициями и
имущественным достатком отдельных людей. На стадии раннеклассовых обществ
формы самореализации человека напрямую зависели от его места в системе
общественного разделения труда (обычно передававшемся по наследству),
связанным с ним статусом и положением в иерархии раннеполитической
структуры, что в целом и определяло его материальный достаток. На сословно-
классовой стадии – благодаря некоторому сужению экономических функций
государства при развитии частнособственнических отношений и дальнейшем
усложнению всех сфер общественной и культурной жизни, творческая натура
человека получает возможность раскрыться гораздо сильнее. Теперь положение
человека в обществе зависит от качеств человека, где и как он употребил, и
где и при каких условиях он с ними оказался. А это, с одной стороны,
определяет появление в общественном сознании идеи о самоценности отдельно
взятого индивида и его усилий, а с другой – способствует укоренению
представления о личностном характере отношений личности с высших сакральных
сил.
Появляются автономные по отношению к государству формы собственности,
за человеком признаются права встать в оппозицию к освещенному авторитетом
предков общественному мировоззрению.
Переход от раннеклассовой к сословно-классовой стадии развития был
связан с качественным сдвигом в системе общественного сознания, в том
числе и с изменением отношения человека к власти. Принципиально
усложняющаяся социально-политическая жизнь определяет более внимательное
отношение «сильных мира сего» к индивидуальным качествам своих сподвижников
и подчиненных, что способствует развитию социальной мобильности и росту
напряженности между конкурирующими в борьбе за влияние и власть
группировками. Развитие духовных, культурно-эстетических запросов, главным
образом у представителей высших социальных слоев, поднимает в глазах
общественного сознания значимость продукции индивидуального творчества,
ставящегося в то же время на службу социально-престижным интересам знати.
Непосредственная трансформация раннеклассовых общественных отношений в
сословно-классовые характеризуется постоянным, эволюционным и так или иначе
«контролируемым сверху» перерастание одной системы в другую. Многие
характерные для предыдущего этапа феномены в модифицированном виде в
значительной степени сохраняются и на следующей, сословно-классовой стадии.
Это существенно тормозит развитие новых, частнособственнических отношений,
вызревающих под строгим государственным контролем. Раннеклассовая
структура, не претерпевая разрушения, распада в экономическом отношении
постепенно преображается за счет укоренения в ее системе новых отношений.
Понятно, что несмотря на все эти преобразования человек все ещё довольно
сильно подчинен государственно-бюрократическим структурам. Он уже начинает
ощущать свою скованность тотальностью власти, однако ему еще не на что
опереться в акте духовного самоутверждения, поскольку во всех возможных
сферах самореализации человек подконтролен государству и бесправен перед
ним.
Трансформация более раннего типа докапиталистических обществ в
последующий связана с крушением или даже просто самораспадом раннеклассовых
структур — при дальнейшем развитии на их дезинтегрированных обломках
сословно-классовых отношений в ходе вторичного классообразования. Это, как
правило, происходило при активном участии варварских групп, которые,
впрочем, не всегда были ответственны за падение прежней цивилизации. Однако
суть процесса определялась не тем, что варвары разрушают обветшавшее
политическое образование и сами выступают ведущим началом при утверждении
нового,— такое не раз бывало и в Египте, и в Двуречье, и в цивилизациях
доколумбовой Америки. Гораздо важнее то, что в некоторых ситуациях в силу
определенных причин в ходе вторичного классообразования прежняя
общественная система уже не восстанавливается.
На месте распавшейся цивилизации (если ее прежняя система не
регенерируется вновь) возникает либо серия мелких самоуправляющихся общин,
объединяющих потомков погибшего раннеклассового общества, либо — в случае
утверждения пришельцев (но при отсутствии потребности в организации
хозяйственных работ общегосударственного масштаба) — складывается система
основанного на политическом господстве внеэкономического принуждения. В
условиях последней верхушка завоевателей, иногда инкорпорирующая в свой
состав и представителей местной знати, конституируется в военно-
управленческое сословие — коллективного (нередко, внутри себя иерархически
организованного) субъекта власти, чьими подданными оказываются уже
приобретающие некоторую степень производственной и духовной свободы люди.
Классическим примером первой ситуации является ионийско-эолийское
общество Эгеиды, складывающееся к началу I тысячелетия до н.э., после
разгрома дорийцами Микенской цивилизации. Возможно, что с этим в некотором
отношении может быть сопоставлен еще не осмысленный и не оцененный должным
образом процесс сложения индийской общины при расселении потомков
Хараппской цивилизации в сторону Декана и Малабарского берега до
утверждения господства ариев.
Однако гораздо более типичной во всемирно-историческом масштабе была
вторая ситуация, имевшая место как в Средиземноморье (Спарта, Крит,
Фессалия, в некотором отношении даже Этрурия), так и на восток от него, на
бескрайних просторах Азии, вплоть до Желтого моря. Ярким и обстоятельно
исследованным примером этого может служить трансформация всей системы
общественных отношений в долине Хуанхэ после завоевания Северного Китая
чжоусцами. Сопоставимые с этим события в то же самое время, в конце II
тысячелетия до н.э., происходили и на территории Палестины, при покорении
израильтянами зависимых ранее от Египта ханаанейских городов-государств.
Своеобразным сочетанием следующих одно за другим внутреннего распада
раннеклассовых структур и подчинения соответствующего населения пришлыми
скотоводческими племенами в позднебронзовом веке отмечена и история
Иранского нагорья (с прилегающими южными областями Средней Азии) и северной
половины Индостана. В этих регионах общины, образовавшиеся в процессе
деструкции существовавших здесь раннеклассовых социумов (цивилизации долины
Инда и городов-государств типа Мундигака, Сиалка, Алтын-Депе или
Джаркутана), на протяжении II—начала I тысячелетия до н.э. оказываются в
подчинении у индо-иранских ариев.
При таком ракурсе рассмотрения можно, как кажется, уловить начало
расхождения между теми двумя базовыми типами социокультурных систем,
которые традиционно противопоставляются друг другу как «Запад» и «Восток».
Раннеклассовые общества Эгеиды бронзового века по всем основным
параметрам вписываются в один непрерывный ряд с современными им
«дворцовыми» городами-государствами Малой и Передней Азии — хеттскими и
хурритскими, финикийскими или ханаанейскими. Ничего специфически
«западного» в них еще нет. Однако осмысление действий героев той эпохи в
гомеровском эпосе — спустя четыре столетия после взятия Трои и последующего
крушения всего крито-микенского мира — свидетельствует о появлении
совершенно нового общества. Характерной его чертой является идеал
гармоничного, свободного в своем выборе человека, действующего вне рамок
иерархически организованной системы власти, однако бессильного перед
Судьбой, Роком — как извне предзаданной цепи событий, необъяснимых в
системе осмысливаемых причинно-следственных связей.
Уже в эпоху архаики древний грек представляет социальные отношения как
горизонтальные, как отношения в принципе равноценных друг другу людей, а не
как вертикальные, нисходящие с высот власти до отдельных исполнителей
царственных повелений. Конечной причиной того было рождение (на руинах
микенской дворцовой системы) полисной общины как союза экономически
самостоятельных домохозяйств, главы которых и образуют высший коллективный
орган власти - народное собрание. Избираемые ими из их же среды лица,
которым на время доверяется выполнение общественных дел, во-первых,
подотчетны гражданской общине, а во-вторых, не имеют в своих руках рычагов
экономической власти над прочими членами общества. Иными словами,
гражданское общество, как союз собственников — глав частных домохозяйств,
порождает и контролирует государственные институты, деятельность которых
призвана служить интересам самих полноправных граждан-собственников.
В такой системе до тех пор, пока полис не оказывается подчиненным
некой внешней силе (будь то восточное царство — Лидия, держава Ахеменидов,
другая гражданская община — Спарта, Афины, монархия эллинистического
типа—Селевкидов, Антигонидов или мировая империя — Рим) или не подпадает
под власть тирана с кликой его приспешников (Поликрат на Самосе, Писистрат
в Афинах, Дионисий в Сиракузах), каждый из ее граждан обладает широчайшими
возможностями творческой самореализации не только в духовной, но и в
социально-экономической и политической сферах. Преградой на этом пути может
стать только сам гражданский коллектив, противостоящий; личности в силу
своей приверженности традиционным стереотипам мышления и поведения
(обвинения, выдвинутые афинянами против Анаксагора, Протагора и Сократа)
или из опасения перед честолюбивыми устремлениями (действительными или
мнимыми) отдельных влиятельных личностей (случаи с Аристидом, Фемистоклом и
Алкивиадом).
Иная ситуация (типологически, близкая к спарганско-фессалийской) была
характерна для азиатских обществ, переживших кризис и распад раннеклассовых
структур, но оказавшихся под властью новых военно-политических институтов,
обычно создаваемых иноплеменными варварами-завоевателями. В этих условиях,
даже при определенной производственной самостоятельности отдельных
домохозяйств в рамках автаркичных, но подчиненных деспотическому
государству общин, при более или менее индифферентном отношении властей к
духовному миру и религиозным верованиям широких масс, свободная творческая
самореализация человека в общественной сфере была достаточно жестко
заблокирована.
В одних случаях, как, например, в древней Индии, на ее пути стояла
варновая система, в других (переднеазиатские деспотии, древний Китай) —
бюрократическая государственность. Последняя вполне обеспечивала, а первая,
хотя и в гораздо меньшей степени, допускала вертикальную социальную
мобильность. Однако продвижение человека, вверх по социально-статусной
лестнице неизменно предполагало своего рода сублимацию (конечно, не в
психоаналитическом значении этого слова) его творческих потенций —
подавляемых, трансформируемых и направляемых властью в угодную ей сторону.
«Освобождение» же (мокша, самадхи, нирвана, сатори) — заветная цель едва ли
не всех восточных религиозно-философских учений — мыслилось возможным даже
не просто при отказе от реализации честолюбивых и корыстных планов, но при
разрыве с укорененными в миру (а следовательно, и подчиненными державной
власти) формами существования — через аскезу, отшельничество,
странничество, схиму.
Таким образом, стадиально определенный этап в развитии
докапиталистических обществ, характеризующийся переходом от раннеклассовых
отношений к сословно-классовым, определенно связан с появлением феномена
личности как осознающей свою самоценность творческой индивидуальности.
Однако если в одних социально-исторических условиях («Запад») ее более или
менее свободная самореализация в сфере общественно-экономической
жизнедеятельности была принципиально возможна, то в других («Восток»)
такого рода самораскрытие индивида могло осуществиться лишь через
противоположение себя власти и всей наличествующей социальной системе при
ориентации на духовные, тяготеющие к мистике, как методу реализации связи
индивидуального духа с мировым Абсолютом, формы творчества.
Такой подход наиболее типичен для индийской традиции. При этом
неизменно актуальной и в теоретическом, и в практическом отношении
оставалась проблема взаимоотношения творческой личности с властью, что
особенно остро ощущалось в Китае. И наконец, в рамках постепенно
утверждавшегося на Ближнем Востоке теистического мировоззрения,
предполагавшего в то же время свободу человека в выборе линии поведения при
конечной личной ответственности за совершенные деяния (ранний зороастризм,
иудаизм со времени Вавилонского пленения — с книги Иезекииля), на одно из
первых мест выдвигалась проблема противления — как обличения или даже
вооруженной борьбы — угодных Богу праведников безбожной, порочной власти.



Литература
1. «Феномен восточного деспотизма. Структура управления и власти» Москва,
изд. фирма «Восточная литература», 1993 г.
2. Умная голова
3. Другие умные источники




Реферат на тему: Актуальные проблемы Украины в 2003-2004годах

Міністерство освіти та науки України
Відкритий міжнародний університет розвитку людини „Україна”

Дніпропетровська філія

кафедра менеджменту



Індивідуальне завдання

з дисципліни
Міжнародні економічні відносини

на тему: „3 найбільш визначні події у економічному (зовнішньоекономічному)
житті України у 2004 -2005 роках”


Виконав:
студент 2-го курсу
економічного факультету
гр. МЗ – 21-03
Захарченко С.С.


Викладач:
доцент, к.е.н.
Тараненко І.В.

Дніпропетровськ, 2005

Зміст

1. Подія перша: „Зростання цін на бензин”

2. Подія друга: „Вплив „Помаранчової революції” на іноземні інвестиції”

3. Подія третя: „Інноваційна економіка: проблеми та пріоритети”



1. Рост цен на бензин
1. Актуальность события
Данная проблема выбрана мной не случайно. Эта тема была актуальна как в
прошлые годы, так и в настоящее время. Одной из наиболее прибыльных
отраслей Украины является транспортная. Во многом от нее зависят цены на
товары и продукты питания; перевозки, осуществляемые транспортными
средствами, позволяют производить экспортно-импортные операции, они
осуществляют перевозку грузов, пассажиров. Следовательно, увеличение цен на
бензин и нефтепродукты существенно отразится на экономическом состоянии
страны.
По прогнозу аналитиков Министерства энергетики США (DOE), на протяжении
ближайших 20 лет нефть сохранит свое доминирование в структуре мировой
энергетики: спрос будет увеличиваться со средней скоростью 1,9% в год и к
2025-му достигнет 121 млн. баррелей в день. Этому главным образом будет
способствовать стабильное расширение использования нефтепродуктов в
транспортном секторе, поскольку в обозримом будущем применение
неископаемого топлива вряд ли станет экономически конкурентоспособной
альтернативой. Для удовлетворения этого спроса потребуется соответствующее
расширение производственных мощностей: в целом они увеличатся на 44 барреля
в день от современного уровня. Хотя главными производителями останутся
страны ОПЕК, поставки из других государств сохранят свою
конкурентоспособность, особенно поставки из Каспийского бассейна, Латинской
Америки с глубоководных скважин Западной Африки.
Анализ ситуации на нефтяных рынках свидетельствует, что высокие цены
2003 – 2004 годов отражали главным образом беспокойство участников рынка,
обусловленное послевоенной напряженностью в Ираке. По мнению аналитиков
DOE, аналогичные факторы будут формировать ценовые тенденции и в ближайшие
двадцать лет возможные колебания цен будут связаны преимущественно с
возникновением непредвиденных политических и экономических обстоятельств. В
частности, напряженность на Ближнем Востоке может привести к серьезным
нарушениям установившейся системы производства и торговли. Тем не менее,
значительные отклонения цен от среднего уровня не должны затягиваться
надолго: повышение цен всегда обусловливает сокращение объема потребления и
усиливает конкуренцию со стороны поставщиков нефти из крупных
дополнительных источников, а сравнительно низкие цены вызывают
противоположный эффект.

2. Содержание проблемы
Повышение цен на нефть на мировом рынке стимулировало российские
нефтедобывающие компании к сокращению продажи нефти
на нефтеперерабатывающие заводы Украины и к продаже ее по более высоким
ценам в страны Запада.
Министерство экономики и Министерство топлива и энергетики считают
реэкспорт российской нефти одной из причин роста цен на нефтепродукты
в Украине. По данным Минэкономики, нефтеперерабатывающие заводы
реэкспортируют около 10% поставляемой нефти. Путь решения: Кабинету
Министров должен ввести регистрацию контрактов на реэкспорт нефти
из Украины.
Основными причинами роста цен на бензин являются следующие:
Экономический фактор
Крупный торговец нефтепродуктами компания «ЛУКОЙЛ-Украина» считает
причиной роста цен на нефтепродукты в Украине рост цен на нефть в мире и
рост налоговой составляющей на Украине. По его мнению, большую роль в
негативном развитии ценообразования играет ситуация в Ираке, "действия
биржевых спекулянтов", нежелание Норвегии и России увеличивать объемы
экспорта. Рынок сегодня уже не может быть отрегулирован усилиями одного
нефтяного картеля, и Россия играет все более важную роль.
По данным статистического отчета компании "Бритиш Петролеум" (ВР), в
2003 году человечество стало потреблять 3 636,6 млн. тонн нефти, что на
2,1% больше по сравнению с предыдущим годом, это также стало не маловажной
причиной роста цен на нефтепродукты. При этом аппетит традиционных
потребителей нефти не уменьшается: США - 914,3 млн. тонн и ЕС - 639, 7 млн.
тонн.

Повышение потребления подталкивается в первую очередь растущими экономиками
третьих стран. На арену вышел мощный Китай.
Политические составляющие
Бесспорно, одним из основных факторов, который привел к росту нефтяных
котировок, является ближневосточный конфликт. Это и понятно, ведь, по
последним данным, именно в этом регионе сосредоточено 63,3% доказанных
нефтяных запасов мира. Так что любые военные действия в этом районе
сравнимы с операцией на нефтяном сердце мировой экономики. Одно
неосторожное действие, и это чувствует весь земной шар.


Средняя цена нефти на мировом рынке, выраженная через так называемую
"корзину" ОПЕК, достигла рекордно высокой отметки за последние 20 лет,
отмечают аналитики ВР. Так, по состоянию на 1 января 2005 года она
составила 49,87 долл./барр. Дальнейшие же эксперименты на Ближнем Востоке
чреваты более серьезными последствиями. Чиновники США заявили, что если
Иран будет продолжать свою ядерную программу, то они обратятся с просьбой к
Совету Безопасности ООН ввести экономические санкции. При этом нужно
помнить, что Иран, добыча нефти которого в прошлом году составила 190,1
млн. тонн, занимает второе после Саудовской Аравии место на Ближнем
Востоке. Специалисты считают: такие действия ООН могут повысить цены и до
80 долл./барр.


Украина - часть мирового сообщества. Если вспомнить о крайней ее
зависимости от поставок российского сырья, то роста цен на нефтепродукты
вряд ли удастся избежать. Кардинального снижения стоимости углеводородов в
обозримом будущем не предвидится, ведь ценовая ситуация на мировом рынке
является основным фактором, влияющим на стоимость нефти для Украины.
3. Пути решения
Крупный производитель нефтепродуктов компания «Лукойл-Украина» намерена
завершить строительство установки для увеличения производства дизельного
топлива и бензина стоимостью 20 млн. долларов на принадлежащем ей Одесском
нефтеперерабатывающем заводе в апреле-июне 2005 года. По его словам, новая
установка позволит довести качество вырабатываемых бензинов до требований,
предъявляемых европейским стандартом EN:228:2000.
Введение новой установки позволит Одесскому НПЗ увеличить производство
высокооктановых бензинов и отказаться от производства бензина марки А-80.
Одесский НПЗ после начала эксплуатации новой установки сможет увеличить
глубину переработки нефти до 80%.
Запрет экспорта нефтепродуктов из Украины. И это даст возможность насытить
украинский рынок нефтепродуктами.
Правительство готово принять "самые жесткие меры, чтобы стабилизировать
ситуацию на рынке нефтепродуктов в Украине". Также отмечалось, что
правительство уже ведет переговоры с продавцами нефти на рынке, чтобы
обеспечить наличие необходимого количества нефтепродуктов для проведения
сельскохозяйственных работ.
В столице Ливийской Арабской Джамахерии, в городе Триполи, было заключено
соглашение о разделе между Национальной акционерной компанией "Нефтегаз
Украины" и ливийской National Oil Corporation (NOC). Согласно документу,
подписанному председателем правления "Нефтегаза" Юрием Бойко и
руководителем NOC Абдаллой Салем Аль-Бадри, крупнейшая отечественная
компания получила право в течение 25 лет добывать ливийскую нефть и 30 лет
использовать газовые месторождения.

В течение ближайших шести месяцев украинские нефтяники и газовики проведут
сейсморазведку, а затем "Нефтегаз" начнет поисковое бурение на глубине от 3
тысяч до 4 тысяч 500 метров. Первую ливийскую нефть планируется получить
уже через год. После чего объем добычи нефти будет возрастать от 1 миллиона
500 тысяч тонн в 2007 году до 5 миллионов тонн в 2010--2015 годах. А это
вдвое больше, чем добывается сегодня в Украине. Украина сможет добыть в
Африке 110 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа.



2. Влияние „Оранжевой революции” на иностранные инвестиции

2.1. Актуальность проблемы
Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в
центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции
затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя
процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают
важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося
экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве,
обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей
хозяйственной деятельности на микро - и макро - уровнях.
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое
исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на
микро - и макро - уровнях. Важной проблемой выступает теоретическое
обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и
взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в
экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а
также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства
(собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не
меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования
инвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики в
Украине.
Сложившаяся ныне в Украине экономическая ситуация значительно усложняет
инвестиционную деятельность: требуется разработка адекватного рыночным
отношениям инвестиционного механизма, сочетающего формы частного и
государственного инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных
субъектов инвестиционной деятельности, разработки соответствующей
законодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие
инвестиционный процесс, как на уровне отдельной фирмы, компании или
отрасли, так и на уровне национальной экономики в целом.
Эти вопросы тесно связаны с фундаментальными социально-экономическими
процессами развития общества, с решением задач по преодолению
экономического кризиса, поэтому исследование современных особенностей
инвестиционной ситуации в Украине является одним из основных приоритетов
экономической науки.

2.2. Сущность проблемы
Понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения
капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают
финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала
в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).
Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо
отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование
нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование,
товароматериальные запасы и т.д.).
Финансовые инвестиции – вложения капитала (государственного или
частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального
капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула
собственности. Это трансфертные (т.е. передаточные операции).
В системе национальных счетов Украины статистика инвестиций
(капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины,
здания, сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в “знания”,
“интеллект”, научные исследования и образование. Подобный подход, при
котором в инвестиции включается лишь непосредственно материальные
компоненты, не позволяет точно определять действительный объем инвестиций.
Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние
производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов
предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки
экономики, решение социальных и экологических проблем. Инвестиции являются
основой для развития предприятий, отдельных отраслей и экономики в целом.
На протяжении последних лет, несмотря на значительное замедление темпов
инфляции, уменьшается часть долгосрочных кредитов, предоставленных
субъектам хозяйствования всех форм собственности в общем объеме кредитов в
экономике страны. Если в 1997 году этот показатель был равен 10,3 %, то в
2004 году – около 8-9%. Это свидетельствует об отсутствии у коммерческих
банков экономических стимулов кредитования производственных инвестиций,
наличии повышенного риска при предоставлении таких кредитов.
Украинский финансовый рынок имеет ряд безусловных ценностей: стабильные
деньги и стабильный цены. С определенной долей уверенности можно сказать,
что Украина, как демократическое государство, сформировала свою денежную и
банковскую систему, а это надежный фундамент для финансовой стабилизации,
которая формирует базовые условия для разворачивания инвестиционных
процессов в Украине.
Первым толчком к улучшению экономического состояния Украины стали
события осени 2004 года. «Оранжевая революция» стала своеобразной
инвестицией в рыночною инфраструктуру Украины и сгенерировала мощный пул
позитивных ожиданий экономических агентов. Заметим, что в последние 5 лет
мировые объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ), по данным UNCTAD,
сократились практически втрое (с рекордных $1400 млрд. в 2000 г.).

Ежегодные поступления частного капитала в экономики Центрально-
Восточной Европы традиционно находятся на уровне $20—25 млрд., подтверждая
статус этого региона как наиболее привлекательного, после Китая и Индии,
рынка для ведения бизнеса. Именно в такой высоко конкурентной среде Украине
придется бороться со своими соседями за кардинальное увеличение объемов
капиталовложений, поскольку даже рекордные $1,5 млрд. прямых иностранных
инвестиций по итогам 2004 г. нельзя назвать адекватными потенциалу
отечественной экономики.
Прирост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину в 2004 году
составил 1559,5 миллиона долларов, что на 31,5% превышает аналогичный
показатель за 2003 год, этому во многом способствовала «Оранжевая
революция».

По данным Госкомстата, ПИИ в Украине увеличились на 23% и достигли 8353,9
миллиона долларов на 1 января 2005 года, или 177 долларов на одного жителя.

При этом в четвертом квартале прирост ПИИ составил 554,9 миллиона
долларов, тогда как в третьем квартале - 436,7 миллиона долларов.
В целом в 2004 года в экономику Украины иностранные инвесторы вложили
1930,3 миллиона долларов прямых инвестиций, в том числе из стран СНГ - 80,2
миллиона долларов (4,2% общего объема). Одновременно нерезиденты изъяли
капитал на сумму 472,7 миллиона долларов.

Европейский Союз в мае 2004 г. сделал Украине ряд вызовов. С одной
стороны, не участвуя в евроинтеграционных процессах, украинская экономика
проиграла доступ к общему рынку и оказалась в одной лиге с Молдовой и
Беларусью. Соответственно Украина осталась вне поля зрения стратегических
инвесторов, в частности автомобильных гигантов — Toyota, Peugeout-Citroen,
Hyundai-Kia, — которые в 2001—2004 гг. начали строительство 5 новых
автозаводов на территории тогда еще кандидатов на членство ЕС.
С другой стороны, членство 10 стран ЦВЕ в ЕС со временем негативно
скажется на их международной конкурентоспособности. Неизбежен рост
стоимости рабочей силы, ужесточение технических, экологических и др.
стандартов, а также конкуренции на внутренних рынках этих стран. Значит,
представители среднего бизнеса из Польши, Чехии, Венгрии и других наших
соседей уже сейчас присматриваются к Украине.
Еще одну категорию потенциальных инвесторов в Украину составляют
международные компании-производители потребительских товаров, ищущие
возможности снизить затраты. Примечательно, что 67% топ-менеджеров именно
таких компаний, опрошенных фирмой Ernst & Young по всему миру, назвали
регион Центрально-Восточной Европы наиболее привлекательным для инвестиций.
А каждая пятая компания, по данным опроса UNCTAD, планирует перенести часть
своих подразделений в Польщу, Венгрию или Румынию. К сожалению, в рейтинге
предпочтений инвесторов на 2005 г., по версии UNCTAD, Украина среди 14
стран ЦВЕ пока занимает лишь 9-е место, уступая России (2-е место), Румынии
(5-е место) и Болгарии (8-е место). Капиталовложения, предназначенные
именно для этих стран, Украина и может перехватить.

2.3. Пути решения
Современные условия экономического развития требуют проведения активной
политики по привлечению прямых иностранных инвестиций. В Украине создана
законодательная база в сфере регулирования инвестиционной деятельности,
которая постепенно совершенствуется с целью достижения большего притока
иностранных инвестиций и повышения эффективности их использования.
Для поиска финансовых ресурсов и реализации инвестиционных проектов
создана Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания.
Компания может осуществлять функции сопровождения и финансирования
инвестиционных проектов.
Во избежание споров между иностранными инвесторами и органами
исполнительной власти и местного самоуправления, с целью содействия их
оперативному внесудебному регулированию Указом Президента Украины создана
Палата независимых экспертов по вопросам иностранных инвестиций при
Президенте Украины.
Для содействия решению спорных вопросов, которые возникают в процессе
реализации инвестиционных проектов, при участии американских компаний
Указом Президента Украины создана украинская часть Специальной группы
быстрого реагирования.
На фоне данной проблемы чрезвычайную важность приобретает вопрос
информационного обеспечения и продвижения положительного имиджа страны.
Архиважным компонентом инвестиционной политики должен стать маркетинговый
план продвижения возможностей Украины как мощного рынка в центре Европы.
«Оранжевая революция» существенно облегчила эту задачу, обеспечив
постоянное присутствие Украины в глобальном информационном поле. По оценкам
журнала «Корреспондент», примерная стоимость публикаций, освещавших
украинские события в международных электронных и печатных СМИ и имевших
позитивный промо-характер, достигла $10 млрд., что превысило объем прямых
иностранных инвестиций, поступивших в экономику нашей страны за все годы
независимости.
Конкурентным преимуществом Украины наряду с традиционными факторами
(рынки сбыта, природные ресурсы, дешевая рабочая сила) должна стать
способность к созданию производственных сетей на основе малого и среднего
бизнеса как элемента инвестиционной инфраструктуры. Транснациональные
компании все чаще прибегают к услугам внешних исполнителей на всех этапах
цепочки создания стоимости (outsourcing). Таким образом, при выборе места
локализации инвестиционного проекта особое внимание уделяется наличию
квалифицированных кадров, инновационных учреждений и обслуживающих
бизнесов. Спровоцированная Майданом идентификация мелких собственников и
наемных менеджеров со средним классом в этом аспекте сыграет позитивную
роль.
Оптимизма добавляет и то, что 2004 г. сумел развенчать сугубо негативный
имидж Украины на международной арене. Сначала Яна Клочкова, Руслана,
Виталий Кличко, Андрей Шевченко «поработали» топ-инвесторами бренда
«УКРАИНА». А «оранжевая революция» обеспечила нашей стране благосклонное
отношение демократической общественности во всем мире.
Главными основами государственной инвестиционной политики на ближайшую
перспективу являются: увеличение объемов капитальных вложений субъектов
хозяйствования за счет прибыли и новой амортизационной политики; усиление
влияния государства на активизацию инвестиционного процесса через
увеличение объемов бюджетного финансирования капитального строительства
крупных инфраструктурных объектов и введения кредитных основ бюджетного
финансирования инвестиций; создание условий для привлечения долгосрочных
кредитов коммерческих банков, упорядочение деятельности инвестиционных и
инновационных фондов, переход от сертификации к денежной приватизации;
увеличение инвестиционных ресурсов, которые формируются на фондовом рынке и
за счет сбережений населения; введение экономического механизма страхования
рисков внутренних и внешних инвестиций; образование соответствующих
институтов по вопросам интеграции промышленного и банковского капитала,
мобилизации средств под эффективные инвестиционные проекты в приоритетные
отрасли экономики.

3. Инновационная экономика: проблемы и приоритеты.

1. Актуальность
Что же такое инновация? Под инновациями в широком смысле понимается
прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий,
видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-
экономических решений производственного, финансового, коммерческого,
административного или иного характера.
Проблема инноваций для Украины является актуальной уже многие
годы. Внешние рынки для отечественных изготовителей по-прежнему,
практически, недоступны, рост реальных доходов и спроса населения
замедлился. Следовательно, нужно активизировать включение внутренних
источников экономического подъема, прежде всего, за счет повышения
конкурентоспособности, расширения производства и продаж на внутреннем и
внешнем рынках отечественной продукции. А это возможно только за счет
инновационного прорыва. Именно он дает ключ к решению обостряющихся
проблем. Разработка стратегии инновационного развития реального сектора
экономики, как свидетельствует опыт развитых стран, дает весьма
существенные результаты и предполагает активное прямое и косвенное участие
государства.
Сегодня развитые страны разрабатывают шестой технологический
уклад, который будет определять конкурентоспособность товаров и услуг на
мировых рынках в предстоящие 10-20 лет. И если Украина не включится в
данный процесс, то закономерно окажется на задворках мирового прогресса,
под контролем высокотехнологичных транснациональных корпораций, т. е. по-
прежнему будет источником сырья и рынком сбыта не лучшей зарубежной
продукции. Весьма серьезные опасения именно такой логики развития событий
вызывает безудержное, экономически не просчитанное стремление Украины
любыми способами оказаться членом Всемирной организации торговли,
«добиться» признания страны с рыночной экономикой и прочие шаги к так
называемой интеграции в цивилизованный мир.

2. Содержание проблемы
Экономика каждого национального государства, ее структура,
технологические потребности, имеющиеся научные наработки своеобразны и
неповторимы. Поэтому механический перенос даже суперинновационных
технологий на нашу экономику может оказаться не созидательным, а
разрушительным. Необходим тщательный отбор и адаптация только тех
инновационных элементов, которые наиболее плодотворны именно в условиях
украинской экономики.
Необходимо также, на мой взгляд, учитывать нынешнее положение украинской
экономики, весьма истощенной многолетним экономическим кризисом,
технологической деградацией. В начале 90-х гг. инновационный потенциал
Украины был намного выше, чем к концу 2003 года. Многократное сокращение
затрат на науку, значительное устаревание научных кадров, предельный износ
основных фондов, снижение государственной поддержки науки и базисных
инноваций, наконец, потеря стратегического мышления и настроя среди большей
части государственных служащих и деловой элиты — сказывается на ослаблении
позиций для инновационного развития, а в некоторых сферах экономики ведет к
его отторжению.
В таких условиях тем более важно преодолеть негативные тенденции и
пассивные настроения, сформировать действенную инновационную политику,
ориентированную на реализацию обоснованно выбранных приоритетов, которые
обеспечили бы результативное освоение сравнительно узкого круга
перспективных инновационных решений.
Сложившиеся реалии требуют усиленного внимания государства к внутренним
источникам роста национальной экономики, реорганизации предприятий на
основе конкурентоспособной техники, реализации, прежде всего, собственных
плодотворных научных достижений.
В связи с этим, считаю необходимым обратить внимание на инициированные в
начале 2004 г. государственными структурами весьма обнадеживающие шаги в
направлении активизации усилий по ускорению экономического роста
национальной экономики именно за счет инновационной компоненты. Среди них,
прежде всего, следует назвать разработанную и широко обсужденную научной
общественностью «Стратегию экономического и социального развития Украины на
2004—2015 гг.», содержащую специальный раздел «Стратегия утверждения
инновационной модели развития»; проведенный комитетом Верховной Рады
Украины цикл Круглых столов — март-апрель 2004 г., парламентские слушания
по данной проблематике и пр. В указанной «Стратегии...» и за Круглыми
столами обращено внимание на необходимость ускорения разработки
инновационной модели развития как инструмента формирования основ
инновационной экономики. Это необходимо в связи с тем, что в отличие от
развитых стран, которые около 85-90% ВВП обеспечивают производством и
экспортом наукоемкой продукции, Украина пока все еще развивается без
существенного использования результатов научных исследований, занимая по
количеству научных работников одно из первых мест в мире. Доля
отечественной наукоемкой продукции составляет около 0,1% на мировом рынке
высокотехнологической продукции. Украина на этом рынке представлена
преимущественно продукцией оборонно-промышленного комплекса и авиационной
промышленности. Внутренний рынок научно-технологической продукции
продолжает деградировать. Признаками такой деградации является низкий
уровень спроса на инновационные разработки внутри страны,
неплатежеспособность отечественных потребителей, имеющих крайнюю
потребность в высокотехнологической продукции, недостаточная конкуренция на
внутренних рынках со стороны изготовителей инновационной продукции;
стремление западных заказчиков без существенных инвестиций использовать
научные результаты производственной сферы. Отмеченное проявляется в том,
что инновационная активность украинских предприятий все еще очень низка.
Так, в 2001 г. инновационной деятельностью занималось 1491 предприятие
(14,8%), в 2002 г. - 1503 (14,3%), в 2003 г. -1506 предприятий (14,6%). В
течение 2004 года инновационной деятельностью в промышленности занималось
12,7% общего количества промышленных предприятий. По-прежнему сохраняется
преимущественно экстенсивный характер инновационных процессов, т. е.
инновационная продукция осваивается в большей мере с использованием
имеющегося оборудования и технологий. Такой тип инновационного развития
имеет весьма узкие границы и практически неспособен, поддерживать
конкурентоспособность отечественных предприятий на протяжении длительного
времени. Приведенные данные свидетельствуют о весьма упрощенном
представлении, об инновационном развитии национальной экономики.
Даня информация подтверждает настоятельную необходимость разработки
инновационных приоритетов. Основные их направления, с учетом намеченных
стратегией экономического и социального развития Украины на период до
2004—2015 гг., заключаются в следующем.
Прежде всего, следует сконцентрировать усилия академических институтов,
вузов, общественных научных академий на формировании фундаментального
задела для становления шестого технологического уклада. Научное сообщество
должно стать главным разработчиком долгосрочных (на 25—30 лет) прогнозов
социально-экономического, научно-технического и экологического развития
страны, корректируемых и продлеваемых каждые 4—5 лет и являющихся исходной
базой для обоснования приоритетности инноваций на десятилетний период. Надо
изменить пропорции в разработке фундаментальных исследований, повысить долю
технических, гуманитарных и общественных дисциплин. Игнорирование
закономерностей и перспектив развития страны чревато тем, что достижения
естественных и технических наук могут оказаться невостребованными.
Среди приоритетных междисциплинарных исследований, непосредственно влияющих
на научно-технологический переворот и опирающихся на имеющиеся заделы,
выделим следующие:
- человек в XXI в. — демографические тенденции, семья, здоровье,
образование, миграции;
- закономерности, тенденции и механизмы коэволюции природы и общества,
становления ноосферы;
- динамика и взаимодействие цивилизаций в XXI в., место Украины и
евразийской цивилизации в мировом пространстве;
- фундаментальные основы шестого технологического уклада и перспективы
освоения технологических ниш мирового рынка;
- новейшие достижения технических и физико-химических наук;
- закономерности разработки полезных ископаемых и перспективы развития
минерально-сырьевой базы;
- разработка и корректировка долгосрочных прогнозов научно-технического,
социально-экономического, экологического развития.
Ключевое значение для укрепления здоровья граждан и уменьшения их
смертности, преодоления тенденции к депопуляции, увеличения ресурсов и
улучшения качества продовольствия, освоения достижений второй «зеленой
революции»; повышения извлечения полезных ископаемых (геобиотехнология),
комплексной, безопасной переработки природного сырья, ликвидации
загрязнений окружающей среды имеют биомедицина и биотехнология на основе
генной инженерии. Украина располагает научным заделом в биотехнологии и
биомедицине, но используется он не эффективно. Назову базовые технологии в
этой области: биомедицина — энзимология и выращивание тканей, инженерная
энзимология, биодиагностика, производство лекарственных препаратов методами
биоинженерии; агробиотехнологии — селекция высокоурожайных сортов растений
и продуктивных пород животных методами генной инженерии, биотехнологические
методы борьбы с вредителями растений и животных; теобиотехнологии —
извлечение с использованием биотехнологических методов полезных компонентов
при добыче и переработке минерального сырья, утилизации отходов и
вторичного сырья; экобиотехнологии — биотехнологические методы снижения
выбросов в окружающую среду, очистки загрязненных территорий.
К приоритетным технологиям относятся перспективные направления развития
микроэлектроники (нано-, био-, опто-, акусто-электроника, компьютерные
системы искусственного интеллекта и автоматизированного перевода);
общесистемное и прикладное программирование, моделирование виртуальной
реальности; национальные и международные информационные системы (включая
Интернет) в области образования, науки, культуры, медицины, экологии, а
также управления и безопасности.
Создание таких систем поможет не только решить ряд проблем информационного
обеспечения, но и использовать потенциал отечественного программирования и
социокультурной сферы для многократного расширения экспорта программных
продуктов.
Первостепенное значение приобретают энергосберегающие технологии и
нетрадиционные энергоресурсы в условиях оживления экономики и увеличения
внутреннего спроса, опережающего удорожания нефтересурсов и энергии на
внутреннем и международном рынках, а также энергоемкости производства,
многократно превышающей достигнутый в развитых странах уровень. Базовыми
здесь являются принципиально новые энергосберегающие технологии
(высокоэффективные миниэнергетические установки, энергосберегающие способы
передачи энергии и т. п.) нетрадиционные энергоресурсы и новые поколения
генераторов энергии (эффективные гидростанции, атомные генераторы нового
поколения, тепловые насосы); средства и системы контроля за расходом и
потерями энергии.
Следующим приоритетом является разработка систем машин и
производственных технологий новых поколений. Данный приоритет обусловлен
необходимостью предстоящей в ближайшее десятилетие крупномасштабной замены
устаревших основных фондов в большинстве производств.
Весьма привлекательным приоритетом для Украины являются авиакосмические
технологии, новые поколения средств транспорта и связи. Необходимы развитие
и эффективное использование сохранившихся преимуществ и заделов в
космической области, в некоторых видах авиации, а также обновление
транспортных средств с учетом перспективы формирования международных
транспортных коридоров через территорию Украины (что увеличит возможность
получения государством мировой транспортной ренты). В ближайшее десятилетие
будут приоритетны:
. глобальная система телекоммуникаций и экомониторинга;
. космические навигационные системы;
. создание коммуникационных систем по международным транспортным
коридорам;
. разработка новых поколений средств железнодорожного, воздушного,
автомобильного, водного транспорта с повышенными скоростными,
энергосберегающими и экологическими характеристиками; развитие
спутниковых, оптических и мобильных систем связей, видеотелефонов.
Крайне важны для укрепления безопасности страны, борьбы с международным
и внутренним терроризмом, эффективной деятельности в условиях чрезвычайных
ситуаций оборонно-технические системы и средства безопасности новых
поколений. Первоочередными мерами в этой связи должны стать:
оснащение армии и сил правопорядка новыми поколениями военной техники,
укрепление позиций на мировых рынках вооружений;
создание новых технических средств обнаружения наркотиков; разработка
эффективных средств оказания помощи и спасения (в том числе индивидуального
пользования) при чрезвычайных ситуациях;
развитие технологий двойного назначения и активное применение их в
гражданских отраслях.
Только в условиях научно-инновационного прорыва реально создание
современной высокотехнологичной базы обороноспособности и безопасности
страны, а использование достижений этой сферы в гражданских производствах,
в свою очередь, будет способствовать повышению технологического уровня
экономики в целом.

3.3. Пути решения
Для научно-технологического прорыва необходимы кардинальные перемены в
механизме выработки и реализации приоритетов государственной инновационной
политики применительно к регулируемой рыночной экономике. Неприемлемы и
опасны как отказ от активной государственной поддержки прорывных инноваций,
так и попытки жестко регулировать и ничтожно финансировать науку. Важны
четкое определение и законодательное закрепление прав и ответственности
государства в инновационной сфере, разграничение компетенции с
функционирующим в рыночном секторе экономики частным и смешанным капиталом.
Государство в лице законодательных и исполнительных органов должно
осуществлять: правовое регулирование отношений в инновационной сфере путем
принятия законодательных актов, определяющих нормы взаимоотношений в этих
сферах, охраны и реализации интеллектуальной собственности, порядок
разрешения возникающих споров, задачи инновационной политики, поддержку
приоритетных направлений науки и техники и базисных инноваций; разработку
на основе долго- и среднесрочных прогнозов системы приоритетов
инновационной политики, ее реализацию с помощью стратегического и
индикативного планирования, государственных и межгосударственных научных,
научно-технических и инновационных программ.
Его задача:
оказывать финансовую поддержку фундаментальной науке, базисным инновациям,
развитию венчурного финансирования проектов малого и среднего
инновационного бизнеса, инновациям в нерыночном секторе;
содействовать развитию научной и инновационной инфраструктуры,
информационному и кадровому обеспечению научно-технической и инновационной
деятельности, особенно в государственном секторе экономики,
защищать отечественных производителей инновационных продуктов от
недобросовестной конкуренции на внутреннем и внешних рынках, охранять
интеллектуальную собственность.
Задача частного капитала — заниматься научно-технической и инновационной
деятельностью путем:
- заказа научно-исследовательских опытно-констукторских разработок (НИОКР)
научно-исследовательским институтам и вузам, научно-общественным
организациям;
- приобретение патентов на результаты НИОКР, изобретения, ноу-хау, другие
виды интеллектуальной собственности;
- участие на конкурсных началах в реализации государственных,
межгосударственных, муниципальных научно-технических и инновационных
программ и проектов и государственных заказов в разработке и осуществлении
собственных программ и проектов;
- продажа и покупка акций на высокотехнологичных биржах.
Механизм выработки и реализации приоритетов инновационной политики должен
совершенствоваться по следующим направлениям. В период до 2010 г.
необходимо создать эффективную законодательную базу инновационной
деятельности и государственной политики в этой сфере. Действующие законы о
науке, патентное законодательство не ориентированы на разработку
инновационной политики, выявление и реализацию открытий и крупных
изобретений, лежащих в основе новых поколений техники и технологий.
До сих пор нет законов о государственных целевых программах, венчурном
финансировании инновационных проектов. Законодательные органы фактически
отстранены от обсуждения стратегии социально-экономического, научно-
технического и инновационного развития; исполнительная же власть мало
занимается этими вопросами. Законодательные органы, представляющие интересы
различных хозяйствующих субъектов, должны активно привлекаться к разработке
и реализации инновационной политики.
Все еще не сформирована система стратегического управления
инновационным развитием. Утвержденных приоритетов развития науки и техники
и инновационных программ практически нет. Иначе говоря, государство не
выполняет свою инновационную функцию, что не согласуется с намерениями
обеспечить экономический рост на инновационной основе.
Инновационную политику, ориентированную на научно-технологический прорыв,
нужно формировать применительно к условиям регулируемой рыночной экономики
и глобализации, в которую уже втянута (и далеко не в лучшей позиции)
Украина. Я считаю, что эта политика должна строиться на дифференцированной,
многоканальной основе и включать следующие элементы:
- прямое государственное финансирование выбранных приоритетных направлений
развития техники и базовых технологий и наукоемких проектов (особенно в
стартовый период), которые становятся объектом государственных целевых
программ (с последующей их передачей рыночному сектору), а также проектов в
нерыночной сфере экономики (фундаментальной науке, образовании, культуре,
здравоохранении, социальной сфере, экологии, обороне и правопорядке,
государственном управлении);
- косвенная поддержка программ и проектов (в том числе осуществляемых
частным мелким и средним бизнесом) путем предоставления налоговых и
таможенных льгот и налоговых кредитов при освоении принципиально новой
техники и техноло

Новинки рефератов ::

Реферат: Учет и анализ оплаты труда (на примере ООО "Меравит") (Бухгалтерский учет)


Реферат: Концепція держави у вченні І. Канта (Право)


Реферат: Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья (История)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: Религиозные воззрения сакских племен (Религия)


Реферат: Зубопротезное литье (Металлургия)


Реферат: Вплив самоточних захворювань на психіку людини (Психология)


Реферат: Мошенничество (Право)


Реферат: Иван Грозный: формирование личности, политика (История)


Реферат: Источники гражданского права (Право)


Реферат: Приложения производной (Математика)


Реферат: Великая Хартия вольностей 1215 г. (История)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Регистрация юридического лица в форме АО и сдача его в аренду (Право)


Реферат: Методика испытания кухонного процессора (Технология)


Реферат: Основные понятия в теории функциональных систем Анохина (Психология)


Реферат: Страхование (Страхование)


Реферат: Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (Педагогика)


Реферат: Свойства и структура воды (Химия)


Реферат: Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист