GeoSELECT.ru



Теория государства и права / Реферат: Государственный аппарат (Теория государства и права)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Государственный аппарат (Теория государства и права)


ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



кафедра юриспруденции



РЕФЕРАТ

по дисциплине: "Теория государства и права"
на тему:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ



Исполнил: слушатель группы № 13-ю

Кононов В.В.
Преподаватель-рецензент: к.ю.н., доцент
Шапанов В.П.



ОРЕЛ, 2000


Содержание

|1. Понятие механизма (аппарата) государства |3 |
|2. Органы государства и их классификация |7 |
|2.1. Представительные органы государственной власти |7 |
|2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы |11 |
|исполнительной власти | |
|2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти |13 |
|3. Вооруженные силы в механизме государства |14 |



1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного
общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути
прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы,
которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и
функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить
его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего
большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляется государственное управление обществом и
защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма
(аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально
занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их
охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему
органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при
осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата
обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых
случаях и принудительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и
охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий
государственных органов ограничивается правом, которое максимально
обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и
личностью.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм
государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется
экономическими, социальными причинами, национальным составом населения
государства, размерами его территории, географическим положением и другими
факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм
государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства
(монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных
лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других
государственных структур. Так, основными органами государственной власти
Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.
1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл
первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В
области законодательной полномочия сената заключались в утверждении
законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог
издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной
безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный
бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел
переговоры с другими государствами или наблюдал за ведением таких
переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат
в области военного строительства: он устанавливал количество призываемых в
армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял
средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное положите, был наделен и
многими другими полномочиями.
2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и
важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или
отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства
(магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому
наказанию.
3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе
руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский
гражданин, но фактически их должности замещались крупными землевладельцами.
Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме
диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый
магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей
магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия
магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском
и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и
председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву
издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение
распоряжений.
В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись
на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.
Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли
командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним
управлением. Диктатор — это чрезвычайный магистрат, который назначался в
особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть
месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при
возникновении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах.
Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно
выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел.
Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли
граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя
одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над
«нравами». Квесторы обладали разнообразными полномочиями: одни из них
ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи
и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие
торговлю, чеканку монет, строительство и эксплуатацию дорог.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал
значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития:
раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период
раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он
состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной
дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные,
исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм
значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат:
различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные
учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие
государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно
превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении
стоящих перед государством задач большое значение имели церковные
учреждения и религиозные организации.
В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе,
вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность
государственного аппарата. В США механизм государства образуется по
классической схеме разделения властей. Законодательная власть по
Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты
представителей и Сената. Главой государства и правительства становится
президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный
федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их
несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах:
законодательное собрание, правительство, местные органы, полиция и суд;
создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.
Во Франции появляются новые элементы государственного механизма:
Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполеоне, Парижская
коммуна и другие. В России формируется Государственный совет как высший
законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов:
департамента законов, департамента гражданских и духовных дел, департамента
промышленности, науки и торговли, военного департамента и других. Позже
появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая
правом законодательной инициативы. На местах в период царствования
Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские
земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы
местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые
государственные органы были упразднены.
Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают
новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во
все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным
организующим началом политической системы общества.
Построение и деятельность механизма государства осуществляется на
основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их
всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в
процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную
эффективность государственного управления обществом.
До недавнего времени основными принципами организации и деятельности
государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого
участия масс в управлении государством; демократический централизм;
пролетарский интернационализм; социалистическую законность;
социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство
деятельностью всех звеньев государственного аппарата.
Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и
других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки
в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных
органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах,
обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К
ним относятся:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях
государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной
системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и
личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех
государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной,
судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны
властных органов и должностных лиц;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного
аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных
голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения
любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов,
их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы
государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный
принцип в государственном управлении означает прежде всего использование
квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность
является основной профессией. Привлечение же к государственной службе
людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная
практика государственного строительства, приводит к негативным
последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области
промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной
службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные
на них обязанности достаточно квалифицированно;
5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных
частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и
между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;
6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных
органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего
большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности
национальной культуры, традиций, обычаев;
7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации
и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое
взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной
властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное
разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку
такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их
самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.
Механизм государства выступает основным субъектом осуществления
государственной власти. Через государственный аппарат, его
органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает
заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни,
способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию
и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные
функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то
уполномочены государством.


2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих
специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным
элементом этого механизма является орган государства.
0рган государства— это составная часть механизма государства, имеющая
в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые
полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически
взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая
единое целое.
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные
признаки:
1. Все органы государства образуются в законодательном порядке.
который определяет их компетенцию, другими словами, образование и
функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго
правовой основе.
2. Орган государства является самостоятельным элементом
государственного аппарата, действует специализированно в системе других
органов.
3. Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют
единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение
нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов
личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности
государства.
Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру
выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно
подразделить на три основные группы: представительные органы;
исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том
числе органы конституционного надзора.


2.1. ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

К числу представительных государственных органов относятся
законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они
формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и
ответственны перед ним.
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные
органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение
в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения
властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает
общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить
в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной
власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным и
законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет
народа, и только он один правомочен выражать : волю народа в форме закона.
«Парламент» — это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии,
Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется
парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется
иначе (например, Сейм — в Польше, Фолькетинг — в Дании, Альтинг — в
Исландии, Конгресс — в Соединенных Штатах Америки).
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В
федеративных государствах парламенты состоят из двух палат — нижней и
верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными
полномочиями (в США — это Палата представителей и Сенат, в Австрии —
Союзный совет и Национальный совет, в Индии — Народная палата и Совет
штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия
осуществляет нижняя палата — Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий
представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного
закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных
государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более
устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями,
при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается
созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин
и Палата лордов в Англии).
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более
или менее однородным национальным составом населения или небольших по
территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии
(постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную
деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным
вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую
деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами
социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает
верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над
исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы
государственной жизни общества.
Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов, прежде
всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую
парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент
сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует
расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер
общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным
парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.
Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет
контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами.
Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении
различных должностных лиц и органов. оставляющих исполнительную власть.
Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является
назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме
осуществляется в парламентарных республиках. При президентском правлении,
где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного
права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании
главы высшей исполнительной власти номинально. К примеру, Конгресс США
занимается лишь подсчетом голосов избирателей при выборах президента, и
только в том случае, если ни один из кандидатов не соберет абсолютного
большинства голосов, Палата представителей избирает президента, а Сенат —
вице-президента. Во Франции в выборах кандидата на пост главы государства
участвуют члены парламента, более того, каждый депутат должен заручиться
поддержкой не менее 100 лиц, в числе которых должны быть члены парламента,
члены Экономического и социального совета, генеральные советники или
выборные мэры.
В зависимости от формы государственного правления парламент в той или
иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета
и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и
характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и
члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним.
Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов
исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной
системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу
правительства, который затем представляет для утверждения в парламент
кандидатов в члены правительства.
В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою
точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его
назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер-министра из числа
своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер-
министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если
Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в
отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей
становится решением всего парламента. Премьер-министр назначает
государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с
Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из
членов
парламента.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно,
полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном
лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако
даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому
усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же
принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.
Ответственность исполнительной власти перед парламентом. В
цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут
ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в
следующем:
— во-первых, глава государства по решению высших представительных
органов государственной власти лишается своих полномочий;
— во-вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в
отставку;
— в-третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов
правительства и на их место назначить новых;
— в-четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе
парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства
или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.
Парламентский контроль предназначь для того, чтобы законодательная
власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными
методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала
свободное развитие личности.
Несовместимость должностей. Под несовместимостью должностей понимается
правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий
занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого
правила — не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от
каких-либо государственных органов власти или интересов частных лиц.
Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция,
включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по
определенным вопросам с политикой парламентского большинства и
правительства.
Местные органы государственной власти и местного самоуправления. Эти
государственные органы, как правило, имеют представительный характер и
действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц
(муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов,
национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные
органы избираются непосредственно населением административно-
территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных
законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного
благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания,
народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка,
гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.
Исторически сложились две основные формы организации государственной
власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной
власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов
(местного самоуправления) различных уровней. В Японии, например, все
основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и
деревнях решают выборные собрания. В нашей стране местные органы
государственной власти также имеют широкие полномочия в самостоятельном
решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-
территориальной единицы (поселка, села, города, района, области).
В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах
ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным
хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими
важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на
лицо, назначаемое центром. Характерным примером этого является организация
местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть
представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены
все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными
службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления,
решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы,
действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также
является представителем центра и главой местной полиции.


2.2. ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Глава государства. В подавляющем большинстве стран глава государства
выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных
монархиях главой государства формально считается монарх. На основе
конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом
прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты,
назначения членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в
некоторых случаях и! правом «вето». В Японии, в соответствии с действующей
Конституцией, император по представлению парламента утверждает премьер-
министра, по представлению правительства — председателя и членов Верховного
суда, подтверждает назначение и отставку членов правительства, созывает
парламент, даст согласие на акты амнистии и помилования. Обычно монарх
считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных
отношениях. Фактически же все эти полномочия от его имени осуществляются
правительством и его органами. Согласно той же Конституции Японии все
действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть
предприняты не иначе как по совету и с одобрения правительства, и
правительство несет за них ответственность.
В странах с республиканским правлением главой государства обычно
является президент. В цепом полномочия президента сводятся к следующему:
— президент принимает иностранных дипломатических представителей,
назначает послов;
— ратифицирует международные договоры и соглашения; — является
главнокомандующим вооруженными силами страны. В ряде стран в соответствии с
конституционным законодательством президент имеет право:
— распустить парламент, прервать сессию или отложить ее созыв; —
отказать в одобрении законопроекта и передать его на вторичное рассмотрение
парламента.
Наиболее широкими властными полномочиями обладает глава государства в
президентских республиках. Как уже отмечалось, это характерно для США, где
президент, кроме вышеперечисленных полномочий, имеет право назначать и
смещать министров (секретарей), а также всех высших гражданских и военных
чиновников. Он издает указы, которые регулируют разнообразные стороны
государственной жизни и являются актами высшей исполнительной власти.
В парламентарных республиках роль президента значительно скромнее.
Являясь главой государства, он лишь формально представляет высшую
исполнительную власть, так как реально ее осуществляет
глава правительства. В таких государствах роспуск парламента хотя и
оформляется указом президента, но осуществляется по решению правительства;
акты президента не имеют юридической силы без подписи главы правительства.
Правительство — это высший исполнительный и распорядительный орган
государственной власти, который непосредственно осуществляет управление
страной. В различных странах правительства имеют разные названия: например,
кабинет министров, совет министров.
Правительство возглавляется главой правительства, который именуется
премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым
министром, канцлером. В состав правительства входят члены правительства,
возглавляющие центральные ведомства (министерства, департаменты), которые
называются министрами, секретарями, статс-секретарями. В правительство
входят также заместители главы правительства и помощники министров.
По всем вопросам своей компетенции правительство принимает ранения и
издает правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы
правительства. В унитарных государствах образуется только одно
правительство, в федеративных государствах — общефедеральное правительство
и правительства членов федерации.
Правительства бывают коалиционными и однопартийными. В первом случае в
их состав входят представители двух и более партий, во втором — только
одной партии. Коалиционные правительства формируются, как правило, в
государствах с парламентарной формой правления.
Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень
министерств и других центральных государственных учреждений в различных
странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечивать
безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и
оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни
общества: экономикой, социальным строительством.
Министерства и ведомства формируются исходя из тех конкретных задач,
которые они должны решать. Так, для обеспечения нормального
государственного управления американским обществом в Кабинете министров США
действует четырнадцать министерств: госдепартамент (министерство
иностранных дел), министерства финансов, обороны, юстиции, внутренних дел,
сельского хозяйства, торговли, труда, здравоохранения и социальных служб,
жилищного и городского строительства, транспорта и прочие.
При правительстве могут быть образованы и другие центральные ведомства
(например, комитет по внешнеэкономическим связям, по делам религий). К
числу специфических органов и учреждений исполнительной власти относятся
органы охраны правопорядка (милиция, полиция), государственная
автоинспекция, исправительно-трудовые учреждения; органы государственной
безопасности, вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных
органов структурой, содержанием и методами своей деятельности. При решении
задач по охране законного порядка, обеспечения безопасности государства,
обороны страны от нападения извне могут применяться принудительные меры, в
том числе с использованием боевой техники и оружия, что не характерно для
других исполнительных органов.
Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного
самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами,
либо совместно темя и тугими органами при строгом разграничении их
компетенций. Если в Японии исполнительная власть на местах в полном объеме
осуществляется органами самоуправления, то в Италии она ограничена так
называемыми комиссионерами, которые назначаются центральным правительством
и координируют деятельность областных правительств (джунт); в провинциях же
и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции
осуществляют префект и совет префектуры, которые назначаются президентом.
Значительной самостоятельностью обладают органы местного управления в
Австрии. Все основные вопросы организации местной жизни решают земельные
правительства, правление местных и областных общин совместно с
представительными органами земель и их административно-территориальных
единиц.



2.3. СУДЕБНЫЕ (ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме
разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном
законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах
деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану
законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным
уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие
законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда
включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские,
административные, военные, транспортные и иные суды.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и
только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется
такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и
судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту,
гласность судопроизводства.
Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые
во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В
некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей
юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо
назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими
органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением
конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования
конституции.
Так, судебная система США включает федеральные суды, суды штатов и
местные суды. Федеральная система состоит из районных, окружных
(апелляционных) судов и Верховного суда США. Все судьи этой системы
назначаются персонально президентом с согласия и одобрения Сената.
Верховный суд США является судом первой инстанции и занимается наиболее
важными делами, осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов.
Верховный суд США одновременно исполняет функции конституционного суда.
В Италии судебная система включает Высший Кассационный суд, суды по
гражданским делам, суды по уголовным делам, а также апелляционные суды.
Обособленное место в механизме государства занимает Конституционный суд в
составе 15-ти судей, назначаемых (по третям) президентом, совместным
заседанием палат парламента и Высшими общей и административной
магистратурами, включающими высших должностных лиц судебного ведомства. В
Англии все судьи назначаются монархом. В Российской Федерации члены
Конституционного суда утверждаются двухпалатным парламентом. В других
странах существуют иные правила формирования судебных органов. Однако среди
них преобладает правило, согласно которому судьи не избираются, а
назначаются пожизненно, что повышает стабильность правосудия и гарантирует
независимость судебных органов от других органов государственной власти.
Прокуратура. В одних странах она является составной частью суда, а в
других организационно отделена от него. Функции прокуратуры заключаются
обычно в расследовании преступлений, принятии мер к нарушителям
правопорядка, санкционировании арестов. Прокуратура поддерживает в судах
обвинение, осуществляет функции надзора за соблюдением законности в стране.
В осуществлении судебной власти прокуратура играет вспомогательную роль,
однако ее деятельность необходима для поддержания режима законности в
правовом государстве.
Нотариат. Это система государственных органов, в функции которых
входит удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав,
засвидетельствование документов для придания им юридической достоверности.
Существуют различные формы организации нотариата. В ряде стран (например, в
Италии, Франции, ФРГ) нотариальные действия осуществляются только
государственными нотариусами, в других — государственными и церковными
нотариусами (например, в Англии). В США нотариальные функции возложены на
государственных нотариусов, назначаемых законодательным органом штата, а
также на комиссаров по вопросам установления фактов, назначаемых
муниципальными советами. Нотариальная деятельность придает законную форму
различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению
правового порядка в общественной жизни.


3. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА

Существование государства неразрывно связано с вооруженными силами
(войском, армией). Они всегда играли заметную роль в решении внутренних и
внешних задач государства и сейчас являются важным элементом его механизма.
На ранних и более поздних этапах развития человеческого общества армия
использовалась государством для завоевания новых территорий и подавления
выступлений собственного народа, протестующего против проводимой
государством политики. Вспомним военные походы Александра Македонского,
завоевания Чингисхана, подавление восстания Спартака, крестьянских
выступлений в Европе, войну Белой и Алой Розы, Крымские войны,
Отечественную войну 1812 года, опустошительные первую и вторую мировые
войны и многие другие конфликты, где вооруженные силы играли первостепенную
роль в решении экономических, политических и других задач государства.
С формированием правовых начал в государственной жизни мирового
сообщества деятельность вооруженных сил цивилизованных стран стала
постепенно переводиться в русло чисто оборонительных задач. Отмирают
внутренние функции вооруженных сил, их основной задачей становится оборона
страны от возможной внешней агрессии. В настоящее время структура и функции
вооруженных сил большинства стран мира определяются конституцией
государства и специальными законодательными актами (Законом об обороне,
Законом о вооруженных силах, Законом о военной службе и др.).
Верховное руководство вооруженными силами осуществляют высшие
представительные органы государственной власти, глава государства или глава
правительства.
В конституционных монархиях номинально эти полномочия возлагаются на
монарха — короля, королеву, императора. Верховным главнокомандующим
вооруженными силами, как правило, является
глава государства, при котором функционируют специальные органы:
комитет обороны, совет национальной безопасности и другие.
Непосредственное руководство вооруженными силами осуществляет
министерство обороны, состоящее из различных органов военного управления,
возглавляемых министром обороны. В состав министерства обороны ряда стран
входят генеральный штаб, управления главнокомандующих видами вооруженных
сил, управление тыла, главные и центральные управления. Министру обороны,
генеральному штабу подчиняются командующие округами и флотами, которые
занимаются повседневным управлением воинскими соединениями и частями.
В некоторых странах министерство обороны имеет несколько иную
структуру. В Англии, например, основными органами министерства обороны
являются Совет обороны, Комитет начальников штабов, Штаб обороны и
департаменты видов вооруженных сил. Министр обороны — гражданское лицо,
являющееся представителем правящей партии. Министерство обороны США
осуществляет оперативное руководство вооруженными силами через Комитет
начальников штабов и главнокомандующих объединенными и специальными
командованиями. При министре обороны имеется консультативный орган — Совет
по вопросам строительства вооруженных сил, в состав которого входят
председатель Комитета начальников штабов, заместитель министра обороны,
министры и начальники штабов видов вооруженных сил.
В структурном отношении вооруженные силы состоят из армии не о б н но-
морского флот а. В свою очередь, армия делится на сухопутные войска,
ракетные войска стратегического назначения, войска противовоздушной обороны
и военно-воздушные силы. В США, Англии, ФРГ, Франции, Японии и в некоторых
других странах вооруженные силы включают три вида: армию (сухопутные
войска), военно-воздушные и военно-морские силы. В составе вооруженных сил
США имеется также корпус морской пехоты, а ракетные войска стратегического
назначения и войска ПВО страны входят в состав военно-воздушных сил.
Виды вооруженных сил состоят из родов войск (сил), которые в
организационном отношении объединяются в подразделения, части, соединения и
объединения. Наиболее распространенными родами войск в сухопутных войсках
являются мотострелковые, танковые, артиллерия и другие. В военно-воздушных
силах обычно различают рода авиации: истребительную, бомбардировочную,
разведывательную, военно-транспортную. Военно-морской флот состоит из
надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации, морской пехоты. Кроме
родов войск в вооруженные силы входят специальные войска: инженерные,
связи, автомобильные и прочие.
Комплектование вооруженных сил осуществляется на началах
добровольности, на основе всеобщей воинской обязанности или по смешанному
принципу, когда используются элементы добровольности и обязательности
военной службы. Разновидностью воинской обязанности является альтернативная
служба, которая позволяет дифференцировать граждан, призываемых на военную
службу, в зависимости от состояния их здоровья, религиозных, национальных и
других убеждений. Вооруженные сипы совращенных государств характеризуются
высоким профессионализмом, оснащенностью высокоэффективными средствами
вооруженной борьбы, в том числе ядерным оружием, высокой боевой готовностью
и высокими боевыми возможностями. Вооруженные силы ряда государств в мирное
время содержатся в сокращенном составе, развертываясь с началом войны путем
мобилизации граждан призывного возраста. Применение национальных и
вооруженных сил ООН для разрешения межгосударственных конфликтов
осуществляется на основе международных договоров, решений ООН и ее
специализированных органов. Другими словами, международный аспект
вооруженной борьбы всегда должен решаться мировым сообществом на правовых
началах, с учетом коренных интересов противоборствующих стран и их народов.
Вооруженные силы большинства стран мира деполитизированы и
департизированы. Их главная задача — защищать суверенитет и территориальную
целостность государства независимо от интересов различных партий и
политических течений.
В современном мире четко проявляется тенденция разблокирования ранее
противостоящих военных союзов. Распад Организации Варшавского Договора,
последующая реформация НАТО, взаимные контакты и договоренности по военным
вопросам различных государств свидетельствуют о возможности исключения
мировых военных конфликтов из жизни человечества. В этой связи становятся
более интенсивными внутренние и внешние мирные функции государств. Их
деятельность концентрируется на решении экономических, социальных и
правоохранительных задач своих стран, развитии духовности, обеспечении
экологической безопасности человека.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту
материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное
развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их
объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на
международной арене.


ЛИТЕРАТУРА


Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших
учебных заведений / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: "Дабахов,
Ткачев, Димов", 1995. – с. 384




Реферат на тему: Государство в политической системе общества

СОДЕРЖАНИЕ


| |Стр. |
| | |
|ВВЕДЕНИЕ |3 |
|Сущность государства и закономерности его развития |6 |
|Политическая система общества |14 |
|Место и роль государства в политической системе общества | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |21 |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |26 |
| |29 |



ВВЕДЕНИЕ


Государство играет важную роль в жизни любого современного общества.
Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние
на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении
истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место
государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте
других - более широких и емких явлений, одним из которых является,
например, политическая система.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его
зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт
общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо
напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того,
как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к
другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также
становится более совершенным, более цивилизованным[1].
Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и
государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный
человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть
перспективы политических и собственно государственных форм, в которых
развиваются живые сообщества различных стран.
В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния
политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты
развития общества и государства знать способы и механизмы возможного
предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены
действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных
тенденций в развитии общества.
Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Теории
государства и права”. Изучением взаимодействия государства и политической
системы занимаются представители многих наук - философии, социологии,
политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием
общества идет развитие и политической системы и государства, как составной
ее части.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о
взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в
политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для
достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую
характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”,
определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в
политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются :
- рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития
государства;
- раскрытие понятия политической системы общества и его
характеристика;
- определение места и роли государства в политической системе
общества;
- рассмотрение особенностей государства как составного элемента
политической системы.
Предметом исследования являются соотношение государство – общество в
теории российского государства и права.
Объектом исследования в курсовой работы являются теоретические
положения правоведов- теоретиков, касающиеся роли и места государства в
политической системе общества.
При написании работы были использованы Конституция РФ и современные
труды по теории государства таких авторов, как С.С. Алексеев[2], Н.И.
Матузов, А.В.Малько[3], В.М. Корельский и В.Д. Перевалов[4], Лазарев В.В.
и Хропанюк В.Н, также была проанализирована литература по теории
государства советского периода таких авторов, как Манов Г.Н[5]. Матузов
Н.И.[6], и других.



1. Сущность государства и закономерности его развития

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд,
следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания
государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего,
подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся
общественно-политическое явление.
Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно
является политической организацией всего населения страны общества. Без
государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие
цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и
реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности
– считает С.С.Алексеев[7], с сем трудно не согласиться. Все это в
значительной степени актуализирует проблему темы.
Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя
внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся:
теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Аристотель, Филлер,
Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-
Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский),
психологическая ( Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс).
В.И. Ленин,Г.В.Плеханов[8]. Существуют и иные , менее известные теории. Но
все они являются ступенями к познанию истины.
Столь же противоречивой проблемой остается определение государства.
Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка
(порядка), усматривая в том его суть и главное назначение[9].
В буржуазную эпоху распространилось определение государства как
совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.
Однако данное понимание государства послужило поводом для различных
упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с
обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть
(правительством)[10].
Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие
в возможность его формулирования вообще[11].
Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма[12],
которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так
исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое
противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении
государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности
увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального
порядка[13].
В современной научной литературе нет недостатка в определении
государства. До недавнего времени оно определялось как политико-
территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей
страны[14]. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и
общества.
''Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В.
Назарова, - это особая организация публичной политической власти
господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего
народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения,
которая представляя общество , осуществляет его интеграцию''[15].
Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный
характер: ''Государство – это организация политической власти, необходимая
для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из
пирамиды всякого общества''[16].
Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в
учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ''государство –
это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и
целостность, осуществляющая посредством государственного механизма
управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву
общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность
и правопорядок''[17]. Приведенное определение отражает общее понятие
государства, но больше подходит к современному государству.
Существенным компонентом при анализе проблемы государства является
раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других
организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?
1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного
официального представителя всего общества и населения объединяемого
гражданством.
2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е.
ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в
международных отношениях.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической
силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов,
объединений, организаций, должностных лиц и граждан.
4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом,
представляющий собой систему государственных органов и материальных
средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
5. Государство – единственная в политической системе организация, которая
располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже
законности и правопорядка.
6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы,
располагает вооруженными силами и органами безопасности,
обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.
7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является
нормативным выражением государственной воли общества[18].
Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е.
главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди
теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие
Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах В. Парето, Г.
Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори и др. Суть ее в
том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не
способны выполнять эту функцию.
Технократическая теория, возникшая в 20-х годах ХХ столетия и
распространившаяся в 60–70-х годах. Сторонниками ее были Т. Веблен, Д.
Барнхейм, Д. Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом –
специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.
Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ столетии.
Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в том,
что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности
объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации,
оказывающие давление на органы государства.[19]
Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности
государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ
(его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие
неограниченной власти) диктатуры господствующего класса. Напротив, в
западных теориях государство показывается как надклассовое образование,
инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.
Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с
классовых позиций[20]. Такой подход обеднял в известной степени, искажал
представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание
его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного
явления и обострение классовых противоречий.
Как односторонний представляется подход, на котором базируется
немарксистские учения[21]. Правильно было бы вкладывать в понимание
государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный
подход[22].
Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть
инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий,
поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных
сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.
В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям.
Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и
характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности,
верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого
суда и т.д.[23]
Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны
государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием
данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания[24].
Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет
конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и
национальный факторы[25].
Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение
экономической, социальной и научной основы государства. Государство не
может не существовать, нормально функционировать и развиваться без
экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система
экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в
нем формы собственности[26]. От базиса во многом зависит и собственно
государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет).
Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития
государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к
экономике.
Государство от стихийной рыночной экономики трансформировалось в
сторону государственно-правового регулирования экономики, планирования и
прогнозирования.
Наряду с экономической государство стало выполнять и социальную
функцию – пенсионное законодательство, пособия безработным, минимальная
заработная плата и др.
Советское государство опиралось на плановую экономику и общенародную
собственность, которая превратилась в ничейную, что т привело к кризису.
Исторический опыт свидетельствует, что оптимальной экономической
основой могут служить социально ориентированная рыночная экономика,
опирающаяся на конкурирующие между собой различные формы собственности.
Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы
общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают[27]. Таким
образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его
обществом зависит устойчивость, сил аи мощь государства, способность решать
встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу
неустойчиво.

Новинки рефератов ::

Реферат: Русско-японская война (История)


Реферат: Телевизионная реклама: виды и эффективность (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Македония в 5-3 вв. до н.э. (История)


Реферат: Логические системы в различных функциональных наборах и их реализация (Компьютеры)


Реферат: Шпаргалки з курсу Теорія і методіка журналістської творчості ГЕК (Журналистика)


Реферат: Экскурсия: лес, ярусы леса (Педагогика)


Реферат: Искусство России XVIII века (Культурология)


Реферат: Учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями на примере ОАО "Кировстрой" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина (Социология)


Реферат: Эндометаллофуллерены (Химия)


Реферат: Приемы комического в языке произведений П.Г. Вудхауза (Литература)


Реферат: Хозяйственные организации (Теория организации)


Реферат: Физические лица как субъекты МЧП (Международное частное право)


Реферат: Крылатые ракеты (Военная кафедра)


Реферат: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (Менеджмент)


Реферат: Парижская Коммуна (История)


Реферат: Современные системы управления базами данных (Компьютеры)


Реферат: Иоганн Себастьян Бах (Музыка)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Взгляды Аристотеля (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист