GeoSELECT.ru



Право / Реферат: История Российской прокуратуры (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История Российской прокуратуры (Право)



1. Введение 2. Задачи прокуратуры. Место в системе правоохранительных
органов 3. Структура и организация и органов прокуратуры 3.1. Общая
характеристика системы прокуратуры РФ 3.2. Генеральная прокуратура РФ 3.3.
Прокуратура субъектов РФ 3.4. Прокуратуры городов и районов 3.4.
Специализированные прокуратуры 3.4.1. Военные прокуратуры 3.4.2.
Транспортные прокуратуры 3.4.3. Природоохранительные прокуратуры 4.
Прокуроры 4.1. Правовой статус прокурора 4.2. Служба в органах прокуратуры
4.3. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей 5.
Прокурорский надзор 5.1. Надзор за исполнением законов (общий надзор) 5.2.
Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 5.3.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность 5.4. Прокурорский надзор за исполнением
законов органами дознания и предварительного следствия 5.5. Надзор за
исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих
наказание и назначаемые судом меры принудительного характера,
администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу 6.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами 7. Координация деятельности
правоохранительных органов по борьба с преступностью. 8. Уголовное
преследование 9. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры жалоб,
заявлений и иных обращений. Порядок приема граждан 10. Список основных
нормативных правовых актов по теме 11. Список использованной литературы 1.
ВВЕДЕНИЕ Настоящее приложение по юридическому самообразованию посвящено
вопросам организации и деятельности органов прокуратуры РФ, играющих
ключевую роль в укреплении законности и правопорядка в стране. В данном
материале, подготовленном на основе имеющейся в настоящее время нормативно-
правовой базы, дана общая характеристика задач, функций, организации и
полномочий органов прокуратуры. Автор ставил своей задачей в достаточно
популярной форме показать многообразие прокурорской деятельности,
затрагивающей практически все виды общественных правоотношений и не
ограничиваемой только прокурорским надзором за исполнением законов.
Материал подготовлен главным редактором электронного издания
"Законодательство России" Дмитриевым Валерием Сергеевичем. 2. ЗАДАЧИ
ПРОКУРАТУРЫ. МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Прокуратура
является одним из видов правоохранительных органов РФ, призванных
обеспечить декларированные в ст. ст. 1 и 2 Конституции РФ верховенство
закона, функции государства по соблюдению и защите прав и свобод граждан,
законности и правопорядка. В системе правоохранительных органов прокуратура
занимает особое место. т. к. на нее в законодательном порядке возложена
задача координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью. Ст. 129 Конституции РФ определяет прокуратуру Российской
Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих
прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются
федеральным законом. Таким законом является Федеральный Закон РФ от 17
января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Закон
о прокуратуре). Этот закон, в который в 1995 и в 1999 г.г. были внесены
существенные изменения, определил задачи прокуратуры, принципы ее
организации и деятельности, порядок назначения прокуроров, их компетенцию,
правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников
прокуратуры. Как и любому другому виду правоохранительных органов,
прокуратуре свойственен ряд характерных признаков, отличающих ее от других
государственных органов: - наличие полномочий осуществления
правоохранительной деятельности, возложенных специальным законом; -
осуществление правоохранительной деятельности в строгом соответствии с
установленными законом правилами и процедурами; - наличие права применять
меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушения; -
обязательность исполнения решений, принятых правоохранительными органами,
должностными лицами и гражданами. Полномочия прокуратуры весьма широки.
Основными из них, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре,
являются следующие: - надзор за исполнением законов федеральными
министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными
органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и
некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими
правовых актов; - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; - надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную
деятельность, дознание и предварительное следствие; - надзор за исполнением
законов судебными приставами; - надзор за исполнением законов
администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест
содержания задержанных и заключенных под стражу. Кроме функций надзора
прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с
полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством
РФ. Прокуроры участвуют также в рассмотрении дел судами, в т. ч.
арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения,
приговоры, определения и постановления судов. Свою деятельность по
выполнению вышеперечисленных функций прокуратура строит на основе принципов
централизации, независимости , законности и гласности. Принцип
централизации состоит в том, что прокуратура РФ составляет единую
федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на
основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации. Принцип независимости означает
осуществление органами прокуратуры своих полномочий независимо от
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений, а также недопустимости вмешательства в
осуществление прокурорского надзора. Принцип законности подразумевает
осуществление прокурорами своих функций в строгом соответствии с
действующими на территории Российской Федерации законами. Принцип гласности
состоит в информировании федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. При этом
прокуратура действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит
требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод
граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и
иной специально охраняемой законом тайне. 3. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ
ПРОКУРАТУРЫ РФ 3.1. Общая характеристика системы прокуратуры РФ Согласно
ст. 11 Закона о прокуратуре систему прокуратуры Российской Федерации
составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры
субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие
специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения,
редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также
прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные
специализированные прокуратуры. Иными словами система прокуратуры - это
жестко централизованная федеральная система органов и учреждений
прокуратуры, организованная на единых принципа в соответствии с
федеративным устройством и административно-территориальным делением РФ.
Генеральная прокуратура возглавляет систему органов прокуратуры. Другие
органы прокуратуры можно подразделить на территориальные и
специализированные. К территориальным прокуратурам относятся: - прокуратуры
субъектов Федерации; - прокураторы городов, районов. В число
специализированных прокуратур входят военная, транспортная,
природоохранительная, по надзору за соблюдением законов в исправительных
учреждениях, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых
административно-территориальных образованиях и на режимных объектах. В
систему прокуратуры РФ также входят научные и образовательные учреждения: -
Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и
правопорядка (Москва); - Институт повышения квалификации прокурорско-
следственных работников (Санкт-Петербург); - Институт повышения
квалификации прокурорско-следственных работников (Иркутск); - Санкт-
Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ; - Институт
прокуратуры РФ в составе Московской Государственной юридической академии; -
Институт прокуратуры РФ составе Саратовской государственной академии права;
- Институт прокуратуры РФ в составе Уральской государственной юридической
академии. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений
прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются
Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской
Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры
Российской Федерации, не допускаются. 3.2. Генеральная прокуратура РФ
Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный
прокурор Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации
имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской
Федерации. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется
коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации
(председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности),
других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором
Российской Федерации. Структуру Генеральной прокуратуры Российской
Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах
управлений, в составе управлений). Согласно приказа Генерального прокурора
РФ в состав Генеральной прокуратуры РФ входят: - Секретариат Генерального
прокурора РФ (на правах управления); - Организационно-контрольное
управление; - Управление кадров; - Управление по надзору за исполнением
законов и законностью правовых актов; - Главное следственное управление,
включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; - Управление
по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; -
Организационно-методическое управление; - Управление по расследованию особо
важных дел; - Отдел по надзору за расследованием особо важных дел - на
правах управления; - Отдел криминалистики - на правах управления; -
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; -
Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и
межнациональных отношениях на Северном Кавказе; - Управление по делам
несовершеннолетних и молодежи; - Второе управление; - Управление по надзору
за законностью судебных постановлений по уголовным делам; - Управление по
надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам; -
Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе; -
Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных
органах; - Управление по надзору за законностью исполнения уголовных
наказаний; - Управление правового обеспечения; - Международно-правовое
управление; - Отдел реабилитации жертв политических репрессий - на правах
управления; - Центр информации и общественных связей - на правах
управления; - Управление по надзору за исполнением налогового
законодательства; - Отдел писем - на правах управления; - Приемная - на
правах управления; - Первый отдел - на правах управления; - Управление
делами; - Управление делопроизводства; - Отдел по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациями в мобилизационной работе - на правах
управления; - Отдел безопасности - на правах управления; - Главная военная
прокуратура. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах
управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники
отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора
Российской Федерации. Главное следственное управление и Главную военную
прокуратуру возглавляют заместители Генерального прокурора РФ. В главных
управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших
прокуроров и прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров -
криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и
следователей по особо важным делам и их помощников. Генеральный прокурор
Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших
помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу
начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям,
статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской
Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу заместителей начальников управлений. По приказу
Генерального прокурора РФ от 25 апреля 1996 г. N 25 в целях улучшения
организации работы, обеспечения углубленного, комплексного изучения
актуальных проблем прокурорского надзора и разработки на этой основе
обоснованных предложений по укреплению законности и правопорядка, усилению
борьбы с преступностью в центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ
образованы постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям
деятельности: - соблюдение политических, социальных и других прав и свобод
граждан; - обеспечение конституционных прав граждан в уголовном
судопроизводстве; - вопросы борьбы с бандитизмом, умышленными убийствами и
другими насильственными преступлениями против личности; - вопросы борьбы с
правонарушениями и преступлениями в сфере экономики; - борьба с
терроризмом, проявлениями политического экстремизма; - исполнение
законодательства об охране природной среды; - вопросы борьбы с коррупцией;
- соблюдение прав несовершеннолетних, профилактика правонарушений; -
вопросы исполнения законодательства о военной реформе; - вопросы исполнения
налогового и таможенного законодательства. В Генеральной прокуратуре РФ
также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов,
связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Согласно ст.
17 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ обладает следующими
полномочиями: - руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает
обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений
прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции,
регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры
Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального
обеспечения указанных работников; - устанавливает в пределах выделенной
штатной численности и фонда оплаты труда штаты и структуру Генеральной
прокуратуры Российской Федерации, определяет полномочия структурных
подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных
органов и учреждений прокуратуры; - назначает на должность и освобождает от
должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений
системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей; - несет
ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры
Законом о прокуратуре. 3.3. Прокуратуры субъектов Российской Федерации
Прокуроры субъектов Федерации, возглавляющие соответствующие прокуратуры,
назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами
государственной власти этих субъектов на срок 5 лет. В прокуратурах
субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных
специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора
субъекта Российской Федерации, являющегося председателем коллегии, его
заместителей и других прокурорских работников, назначаемых прокурором
субъекта Российской Федерации. Коллегии в органах прокуратуры являются
совещательными органами. На основании решений коллегий соответствующие
прокуроры издают приказы. Прокуратуры субъектов Российской Федерации,
приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах состоят
из управлений и отделов, функционирующих либо на правах управлений, либо в
составе управлений. Начальники управлений и отделов на правах управлений
являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в
составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и
помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов,
старших прокуроров - криминалистов и прокуроров - криминалистов, а также
следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников.
Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры
могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых соответствует
статусу заместителей начальников управлений. Прокуроры субъектов Российской
Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур
городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов,
действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов
Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания,
распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками,
могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных
прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных
Генеральным прокурором Российской Федерации. 3.4. Прокуратуры городов и
районов Согласно ст. 16 Закона о прокуратуре прокуратуры городов и районов,
приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры
возглавляют соответствующие прокуроры. Прокуроры городов и районов
назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет. В прокуратурах городов и
районов устанавливаются должности первого заместителя и заместителей
прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников
прокуроров, старших прокуроров - криминалистов, прокуроров - криминалистов,
а также старших следователей и следователей (в прокуратурах городов -
следователей по особо важным делам) и их помощников. По решению
Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и
районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. В
систему прокуратуры г. Москвы входят прокурор Москвы, прокуратуры
административных округов и межрайонные прокуратуры. Прокуратуры
административных округов г. Москвы по своему правовому статусу приравнены к
прокуратурам городов с районным делением и в руководстве межрайонными
прокуратурами наделены теми же полномочиями. В соответствии со ст. 19
Закона о прокуратуре прокуроры городов с районным делением обладают
следующими полномочиями: - руководить деятельностью районных и приравненных
к ним прокуратур; - вносить вышестоящим прокурорам предложения об изменении
штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых
изменениях. Организационные основы деятельности прокуратур городов с
районным делением определены в приказе Генерального прокурора РФ от 21
октября 1996 г. N 57. Этим приказом Прокурорам субъектов Федерации
поручено: - обеспечить прокурорам городов с районным делением условия для
реализации предусмотренных статьей 19 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации" полномочий по руководству районными прокуратурами, не
допуская смешения и дублирования их функций. В соответствии с
законодательством и с учетом местных условий разграничить предметы ведения,
а также пределы компетенции в этой сфере; - осуществлять кадровое,
информационно - методическое, материально - техническое обеспечение этих
прокуратур. При этом рекомендовано исходить из того, что прокуроры городов
с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур,
самостоятельны в решении полномочных вопросов. Вышеуказанным приказом на
прокуроров городов с районным делением возложен непосредственный надзор: -
за исполнением законов городскими органами местного самоуправления,
органами контроля, их должностными лицами; а также за соответствием законам
издаваемых ими правовых актов; - за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина городскими органами местного самоуправления, органами контроля,
их должностными лицами; - за исполнением законов городскими органами,
осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно -
розыскную деятельность; - за исполнением законов администрацией мест
содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, находящихся в ведении
городских органов внутренних дел. Установлено также, что прокуроры городов
с районным делением: - осуществляют уголовное преследование в соответствии
с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством;
- производят расследование по наиболее сложным и актуальным уголовным
делам, а также о преступлениях, совершенных на территории нескольких
районов; - принимают участие в рассмотрении уголовных дел, направленных в
суд следователями городской прокуратуры, а также других дел, исходя из их
общественной значимости; - участвуют в рассмотрении судами дел по
направленным городской прокуратурой заявлениям и искам; - опротестовывают
незаконные судебные постановления по делам, в рассмотрении которых
принимали участие; - разрешают жалобы, заявления и иные обращения,
содержащие сведения о нарушении законов городскими органами местного
самоуправления, их должностными лицами, а также жалобы на решения и
действия районных прокуроров; - координируют деятельность городских
правоохранительных органов, а также взаимодействуют с военными и иными
специализированными прокуратурами, дислоцирующимися на территории города; -
поддерживают деловые контакты со средствами массовой информации. Прокуроры
городов с районным делением обладают следующими полномочиями по руководству
подчиненными прокуратурами: - проверять организацию работы районных
прокуратур по отраслям прокурорского надзора или комплексно, оказывать
практическую помощь, в необходимых случаях заслушивать отчеты прокуроров
районов на оперативных совещаниях; - истребовать от подчиненных районных
прокуроров статистические отчеты, проверять их достоверность, составлять
сводные отчеты по городу и представлять их прокурору субъекта Российской
Федерации в соответствии с требованиями инструкций; - анализировать
состояние законности и правопорядка в городе, практику надзора по основным
направлениям прокурорской деятельности и принимать своевременные меры для
повышения результативности надзорных действий прокуратуры города, районных
прокуратур, в этих целях получать от районных прокуроров материалы
проведенных ими проверок, обобщений и другие документы; - поручать в
необходимых случаях районным прокурорам проведение проверок исполнения
законов, привлекать их к участию в проверках, проводимых прокуратурой
города; - отменять незаконные и необоснованные постановления по делам и
материалам органов дознания, предварительного следствия и оперативно -
розыскной деятельности, принятые по этим делам и материалам решения
районных прокуроров; - рассматривать и поддерживать перед соответствующим
прокурором ходатайства о продлении сроков содержания обвиняемых под стражей
и следствия свыше трех месяцев по всем расследуемым делам
правоохранительными органами города; - изымать любое уголовное дело,
находящееся в производстве органов предварительного следствия и дознания
города, проводить по нему расследование либо поручать расследование,
производство дознания другим органам следствия и дознания в городе; -
формировать для расследования трудоемких дел совместно с районными
прокурорами, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами
следственно - оперативные группы; - оказывать помощь в организации работы
по раскрытию и расследованию умышленных убийств, других тяжких преступлений
по уголовным делам, находящимся в производстве следователей прокуратур
города, района, в необходимых случаях непосредственно принимать участие в
расследовании уголовных дел. Прокуроры городов с районным делением обязаны:
- обеспечивать согласованность действий прокуратуры города и районных
прокуратур по выявлению, пресечению и устранению нарушений закона,
эффективному использованию предоставленных полномочий; - изучать и
распространять положительный опыт подчиненных прокуратур; - принимать меры
по повышению деловой квалификации прокурорско - следственных работников
прокуратуры города, подчиненных прокуратур; - вносить предложения
вышестоящим прокурорам об улучшении организации работы и совершенствовании
прокурорской практики, изменении штатной численности своих аппаратов и
подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях, о поощрении и привлечении к
дисциплинарной ответственности прокурорско - следственных работников.
Оказание практической помощи прокуратурам городов с районным делением в
организации работы возложено на начальников управлений и отделов
Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации. 3.5.
Специализированные прокуратуры 3.5.1. Военные прокуратуры Органы военной
прокуратуры являются составной частью прокуратуры РФ и выполняют функции
прокуратуры в Вооруженых Силах РФ. Структуре и организации органов военной
прокуратуры посвящена ст. 46 закона о прокуратуре. Систему органов военной
прокуратуры составляют: - Главная военная прокуратура, входящая в состав
Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения; - военные
прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического
назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская
городская военная прокуратура, другие военные прокуратуры, приравненные к
прокуратурам субъектов Российской Федерации; - военные прокуратуры
объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры,
приравненные к прокуратурам городов и районов. В военных прокуратурах,
приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного
прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско - следственные и
следственные участки. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств
не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за
пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными
договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций
прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором Российской
Федерации на органы военной прокуратуры. Образование, реорганизация и
ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса,
компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором
Российской Федерации, приказы которого по этим вопросам реализуются в
соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил Российской
Федерации, командования Федеральной пограничной службы Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Иные
организационно - штатные вопросы решаются Главным военным прокурором
совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации,
командованием Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной
численности. Главный военный прокурор имеет первого заместителя и
заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых
соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым
поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников
управлений. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления,
отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.
Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими
помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений,
канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора. В
управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и
прокуроров, старших прокуроров - криминалистов и прокуроров -
криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и
следователей по особо важным делам. В Главной военной прокуратуре
образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель),
его заместителей, других прокурорских работников, назначаемых Главным
военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным
прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного
прокурора. Военные прокуроры обладают следующими полномочиями: -
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях
органов военного управления; - назначать вневедомственные ревизии и
проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению
прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии
проверяемые воинские части и учреждения; - по предъявлении служебного
удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских
частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от
установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; -
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных
военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их
содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; -
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся
на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания
задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями,
военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск
Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями
внутренних дел Российской Федерации. 3.5.2. Транспортные прокуратуры
Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов на
железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Транспортные прокуратуры
создаются на железных дорогах, их участках, в аэропортах, в морских и
речных портах. Система транспортных прокуратур представляет собой
многоуровневую иерархическую систему, в которую входят: - возглавляющее эту
систему Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в
таможенных органах, являющееся структурным подразделением Генеральной
прокуратуры РФ; - транспортные прокуратуры, приравниваемые к прокуратурам
субъектов РФ; - транспортные прокуратуры, функционирующие на правах
прокуратур районов. 3.5.3. Природоохранительные прокуратуры
Правоохранительные прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора
за исполнением законодательства об охране окружающей среды. В настоящее
время образованы Волжская и Московская правоохранительные прокуратуры, а
также природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур в
большинстве субъектов Федерации. Волжская природоохранительная прокуратура
осуществляет надзор на территории волжского бассейна - от истоков Волги до
Каспийского моря, и имеет 17 низовых звеньев, действующих на правах
прокуратур районов. 4. ПРОКУРОРЫ 4.1. Правовой статус прокуроров Прокурор
является должностным лицом в федеральной системе государственных органов
РФ, возглавляющим прокуратуру определенного вида или уровня (генеральную,
областную, городскую, районную, специализированную), либо занимающим в
прокуратурах определенные законом должности. Согласно ст. 54 Закона о
прокуратуре к прокурорам отнесены: - Генеральный прокурор Российской
Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по
особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации,
их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и
помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их
заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и
помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры -
криминалисты и прокуроры - криминалисты управлений и отделов, действующие в
пределах своей компетенции. В вышеуказанной статье Закона о прокуратуре
дается определение понятия "прокурорский работник" - работник органов и
учреждений прокуратуры, имеющий классный чин (воинское звание). Нижестоящие
прокуроры подчинены вышестоящим и Генеральному прокурору Российской
Федерации. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора с целью
повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо
форме деятельности прокурора или следователя влечет за собой установленную
законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны давать каких-
либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов,
а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в
случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Никто не
вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и
предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их
завершения. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат
безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований
прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от
явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии,
необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций,
представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных
и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Прокурорские работники не могут являться членами
общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать
участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных
объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и
учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей
служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с
иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской,
научной и творческой. 4.2. Служба в органах прокуратуры Служба в органах и
учреждениях прокуратуры регламентируется Законом о прокуратуре, Федеральным
законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля
1995 года N 119-ФЗ и Положением о прохождении службы в органах и
учреждениях прокуратуры РФ, утвержденным Постановлением Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июня 1997 г. N 1607-
II ГД. Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре служба в органах и учреждениях
прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские
работники являются государственными служащими государственной службы
Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности
федеральной государственной службы с учетом требований вышеуказанного
закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников
определяются Законом о прокуратуре в соответствии с пунктом 2 статьи 4
Федерального закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации". Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности
прокуроров и следователей, приведены в ст.40.1 Закона о прокуратуре и в
Положении о прохождении службы в органах и учреждениях РФ. В соответствии с
этими требованиями прокурорами и следователями могут быть граждане
Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие
необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по
состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. На должности
помощников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов,
приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться
лица, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального
образования по юридической специальности. Лицо не может быть принято на
службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе,
если оно: имеет гражданство иностранного государства; признано решением
суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда
права занимать государственные должности государственной службы в течение
определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, которое
согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных
обязанностей; состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги,
братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с
работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с
непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них
другому; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных
обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с
использованием таких сведений. Лица принимаются на службу в органы и
учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на
неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Требования к лицам,
принимаемым на службу в органы и учреждения прокуратуры, условия и порядок
приема, регламентированы законом. На должности прокурора города, района,
приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие
стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех
лет. На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к
ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы
прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях
назначать на должности прокуроров субъектов Российской Федерации,
прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров
специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической
специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Военными прокурорами и следователями назначаются граждане Российской
Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на
военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи
40 Закона о прокуратуре. По решению Генерального прокурора Российской
Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей
могут быть назначены гражданские лица. Офицеры органов военной прокуратуры
имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской
Федерации, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, других
войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным
законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной
службе" и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом
от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Законом о
прокуратуре. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или
следователя, принимает Присягу прокурора (следователя). Прокурорские
работники не реже одного раза в пять лет подлежат аттестации в порядке,
определяемом Положением об аттестации работников органов и учреждений
прокуратуры Российской Федерации, утвержденном приказом Генерального
прокурора от 30 октября 1998 г. N 74. Прокурорам и следователям, научным и
педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и
стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. В системе прокуратуры
Российской Федерации устанавливаются 11 классных чинов: - младший юрист;
юрист 3 класса; юрист 2 класса; юрист 1 класса; младший советник юстиции;
советник юстиции; старший советник юстиции; государственный советник
юстиции 3 класса; государственный советник юстиции 2 класса;
государственный советник юстиции 1 класса; действительный государственный
советник юстиции. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением
о классных чинах прокурорских работников, утвержденным Указом Президента РФ
от 30 июня 1997 года N 659. Воинские звания офицеров органов военной
прокуратуры соответствуют классным чинам прокурорских работников
территориальных органов прокуратуры. Прокурорским работникам выдается
служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором Российской
Федерации образца. Служебное удостоверение является документом,
подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и
должность. Служебные удостоверения прокуроров и следователей подтверждают
их право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и
специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам и
следователям Законом о прокуратуре. На каждого прокурорского работника
заводится личное дело, которое содержит сведения об указанном работнике, о
прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении
квалификации. Прокурорские работники обеспечиваются бесплатным форменным
обмундированием. В случае участия прокурорского работника в рассмотрении
уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, а также в других случаях
официального представительства органов прокуратуры ношение форменного
обмундирования обязательно. Предельный возраст нахождения прокурорских
работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в
органах и учреждениях прокуратуры - 60 лет. Допускается продление срока
нахождения на службе, но не более чем до 65 лет. При превышении работником
указанного возраста возможно продолжение работы по трудовому договору. 4.3.
Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей Как определено
в ст. 45 Закона о прокуратуре прокуроры и следователи, являясь
представителями государственной власти, находятся под особой защитой
государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в
исключительных случаях также иные лица, на жизнь и здоровье которых
совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности
прокуроров и следователей, а также их имущество. Порядок и условия
осуществления государственной защиты прокуроров и следователей определяются
Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов",
а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации имеет службу обеспечения собственной
безопасности и физической защиты работников. Прокуроры и следователи имеют
право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты
боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных
средств, 14, 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции". Прокуроры и
следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию за
счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их
среднемесячного денежного содержания. Прокурорские работники имеют право по
служебному удостоверению бесплатно пользоваться на территории Российской
Федерации всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и
местного сообщения (кроме такси), в сельской местности - любым попутным
транспортом, а работники транспортных прокуратур в пределах обслуживаемых
участков - всеми видами железнодорожного, речного, морского, воздушного
транспорта независимо от их ведомственной принадлежности; при направлении в
служебные командировки они пользуются правом бронирования и получения вне
очереди мест в гостиницах и приобретения проездных документов на все виды
транспорта. 5. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР Прокурорский надзор является главным
направлением деятельности прокуратуры и осуществляется от имени государства
- Российской Федерации, что отличает его от других видов надзора и
контроля, проводимых иными государственными органами. Прокурорский надзор
распространяется на все органы государственной власти, предприятия и
организации всех форм собственности. При этом прокурор не вмешивается в их
управленческую и хозяйственную деятельность, не обладает административными
полномочиями, и не в праве применять санкций административного или
судебного характера. При выявлении нарушения закона прокурор добивается их
устранения путем вынесения протеста, представления, постановления,
предупреждения, возбуждения уголовного дела или производства об
административном правонарушении, обращения в суд с иском или заявлением.
Прокурорский надзор не распространяется на граждан. В отношении граждан при
обнаружении в их действиях признаков преступления прокурор осуществляет
уголовное преследование. Принято выделять 5 направлений прокурорского
надзора, которые рассматриваются ниже. 5.1. Надзор за исполнением законов
(общий надзор) Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре предметом общего
надзора являются: - соблюдение Конституции Российской Федерации и
исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,
федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными
федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами
военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также
органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций; - соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и
должностными лицами. При осуществлении надзора за исполнением законов
органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки
исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры
информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Проверка соответствия законам издаваемых правовых актов может проводиться
органами прокуратуры по собственной инициативе. Следует обратить внимание
на то обстоятельство, что в вышеуказанной статье Закона о прокуратуре
законодатель говорит только о надзоре за соблюдением законов, но не
подзаконных актов, составляющих, кстати, большую часть массива нормативных
правовых актов РФ. Поэтому есть основания полагать, что исполнение
подзаконных актов должно контролироваться иными органами, хотя среди ученых-
правоведов имеются и другие точки зрения на этот счет. Вместе с тем,
контроль за соответствием подзаконных актов, издаваемых федеральными
министерствами и ведомствами, законам РФ, является несомненно предметом
надзорной деятельности прокуратуры. При реализации надзорных функций
прокурор обладает обширными полномочиями, определенными ст. 22 Закона о
прокуратуре: - беспрепятственно входить на территории и в помещения
предприятий и организаций; иметь доступ к их документам и материалам;
проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры
информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других
должностных лиц представления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения
возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры
материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или
подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для
объяснений по поводу нарушений законов. Прокурор или его заместитель по
основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или
производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц,
нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности,
предостерегает о недопустимости нарушения закона. В случае установления
факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор или его
заместитель: освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых
административному задержанию на основании решений несудебных органов;
опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или
арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
вносит представление об устранении нарушений закона. Актами прокурорского
реагирования на нарушение закона являются протесты, представления,
постановления и предостережение о недопустимости нарушения закона. Протест
прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или
должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или
вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный
срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение
представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При
исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения
закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в
письменной форме. Представление прокурора об устранении нарушений закона
вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу,
которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит
безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения
представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных
нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах
принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Постановление прокурора выносится при возникновении необходимости
возбуждения производства об административном правонарушении или о
возбуждении уголовного дела. Постановление прокурора о возбуждении
производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению
уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный
законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной
форме. Предостережение о недопустимости нарушения закона введено в практику
в начале 1999 г. в целях предупреждения правонарушений. Объявляется в
письменной форме соответствующим должностным лицам при наличии сведений о
готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований,
изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было
объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом
порядке. 5.2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина Законом о прокуратуре надзор за соблюдением прав и свобод
человека гражданина вынесен в отдельное направление прокурорского надзора.
Согласно ст. 26 вышеуказанного закона предметом такого надзора является
соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,
государственными комитетами, службами и иными федеральными органами
исполнительной власти, представительными (законодательными) и
исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их
должностными лицами, а также органами управления и руководителями
коммерческих и некоммерческих организаций. Проведение такого надзора не
означает, что органы прокуратуры подменяют иные государственные органы и
должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, и не дает оснований вмешиваться в оперативно -
хозяйственную деятельность организаций. При осуществлении надзора за
соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и
проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод
человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и
свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и
свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших
закон, и возмещению причиненного ущерба. При наличии оснований полагать,
что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер
преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому,
чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в
соответствии с законом. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и
гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор
возбуждает производство об административном правонарушении или
незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в
орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об
административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда
пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может
лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор
предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах
пострадавших. Вопросы организации прокурорского надзора за исполнением
законов, соблюдением прав и свобод гражданина отражены в приказе
Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. N 30. Данный приказ определил в
качестве основных направлений надзорной деятельности надзор за законностью
правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в
сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных
проявлений. Заявления и жалобы о нарушениях прав и свобод человека и
гражданина рассматриваются и проверяются либо самими прокурорами, либо их
помощниками по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов.
Прокурор вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и
гражданина, а также представление об устранении нарушений. Если такое
нарушение имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело,
если является административным правонарушением - возбуждает производство об
административном правонарушении. В случае нарушения прав и свобод человека
и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда
пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может
лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда
нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных
обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор
предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах
пострадавших. 5.3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Оперативно - розыскная
деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и
негласно оперативными подразделениями уполномоченных законом
государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения
оперативно - розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и
свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности
общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-
розыскной деятельности являются выявление, предупреждение, пресечение и
раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а
также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или
действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации. В соответствии со ст. 13
Федерального закона РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-
розыскной деятельности" право осуществлять оперативно - розыскную
деятельность на территории РФ предоставлено следующим оперативным
подразделениям: 1. Органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Органов
федеральной службы безопасности. 3. Федеральных органов налоговой полиции.
4. Федеральных органов государственной охраны. 5. Органов пограничной
службы Российской Федерации. 6. Таможенных органов Российской Федерации. 7.
Службы внешней разведки Российской Федерации. 8. Министерства юстиции
Российской Федерации. 9. Оперативные подразделения органа внешней разведки
Министерства обороны Российской Федерации и органа внешней разведки
Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации - только в целях обеспечения безопасности указанных
органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не
затрагивает полномочий других вышеуказанных органов. Прокурорский надзор за
исполнением законов вышеперечисленными органами, осуществляющими оперативно-
розыскную деятельность, состоит в выявлении и устранении нарушений законов,
регламентирующих проведение оперативно-розыскной деятельности. Конкретно
предмет данного направления прокурорского надзора определен в ст. 29 Закона
о прокуратуре как соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и
проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами,
осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие. Согласно ст. 21 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" прокурорский надзор за исполнением этого
закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и
уполномоченные им прокуроры. Полномочия прокурора по надзору за исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность,
дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно -
процессуальным законодательством Российской Федерации и другими
федеральными законами. Указанные прокуроры обладают полномочиями требовать
от руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную
деятельность, представления им оперативно - служебных документов,
включающих в себя дела оперативного учета, материалы о проведении
оперативно - розыскных мероприятий с использованием оперативно -
технических средств, а также учетно - регистрационную документацию и
ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок
проведения оперативно - розыскных мероприятий. Перечень оперативно -
розыскных мероприятий жестко ограничен ст. 6 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" и может быть изменен или дополнен только
федеральным законом. К числу таких мероприятий отнесены: 1. Опрос. 2.
Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4.
Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение.
7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных
переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12.
Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный
эксперимент. Если оперативно - розыскное мероприятие ограничивает
определенные в ст. 23 Конституции РФ права граждан на тайну переписки,
телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, то прокурор
при выполнении надзора устанавливает наличие мотивированного постановления
руководителя оперативно-розыскного органа, а также соответствующего
судебного решения. Однако в случаях, которые не терпят отлагательства и
могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии
данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на
основании мотивированного постановления одного из руководителей органа,
осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, допускается проведение
вышеуказанных оперативно - розыскных мероприятий с обязательным
уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента
начала проведения оперативно - розыскного мероприятия орган, его
осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого
оперативно - розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. Также в
случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по
их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание
переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления,
утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно - розыскную
деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в
течение 48 часов. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно
- розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим
органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим
прокурорам только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением
случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. При этом
прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных
документах и материалах. Неисполнение законных требований прокурора,
вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно - розыскной
деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются: - письменные
указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; - письменное
требование об отмене незаконного постановления, принятого при проведении
оперативно-розыскной деятельности; - представление об устранении выявленных
нарушений закона; - протест, принесенный в связи с признанием
противоречащим закону нормативного акта, изданного в сфере оперативно-
розыскной деятельности; - возбуждение уголовного дела в отношении
должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
или сотрудничающих с ними на конфеденциальной основе, при обнаружении
признаков совершения ими преступления в процессе проведения оперативно-
розыскных мероприятий. Вопросы организации надзора за исполнением
федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" определены
приказом Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48. 5.4.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия В соответствии со ст. 117 УПК РСФСР органами
дознания в пределах своей компетенции являются милиция; командиры воинских
частей, соединений и начальники военных учреждений; органы федеральной
службы безопасности; начальники исправительных учреждений и следственных
изоляторов; органы государственного пожарного надзора; органы пограничной
службы Российской Федерации; капитаны морских судов, находящихся в дальнем
плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с
зимовкой; федеральные органы налоговой полиции; таможенные органы, На
органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно - розыскных и
иных предусмотренных уголовно - процессуальным законом мер в целях
обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На органы дознания
возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для
предупреждения и пресечения преступления. Согласно ст. 125 УП

Новинки рефератов ::

Реферат: Шишкин Иван Иванович (Искусство и культура)


Реферат: ITC Clause (Страхование)


Реферат: Засоби РЕБ, їх характеристики (типи літаків) і основи їх бойового застосування (Военная кафедра)


Реферат: Лихтеровозы (Транспорт)


Реферат: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (Сельское хозяйство)


Реферат: Шпаргалки по биологии (Биология)


Реферат: Кризис в психологии в XX веке (Психология)


Реферат: Япония : древние традиции и современный стиль жизни (Искусство и культура)


Реферат: Индийская цивилизация (Доклад) (История)


Реферат: Жан Пиаже (Психология)


Реферат: Архитектурные памятники Беларуси: Минск (Архитектура)


Реферат: Электронно-лучевой прибор (Компьютеры)


Реферат: Диагногстика стратегии предприятия (Менеджмент)


Реферат: Классификация производственных факторов (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Учет денежных средств (Аудит)


Реферат: Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного (Литература)


Реферат: Отчет по бухгалтерскому учету общий, общие принципы и законы ведения бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Микропроцессорная техника. Микроконтроллер в двухпозиционном регуляторе (Компьютеры)


Реферат: Анализ производства и реализации продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экзаменационные билеты по информатике (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист