GeoSELECT.ru



Бухгалтерский учет / Реферат: Порядок проведения инвентаризации (Бухгалтерский учет)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Порядок проведения инвентаризации (Бухгалтерский учет)



ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1. Организация инвентаризации ценностей на предприятии
Инвентаризация (от лат. inventarium — нахожу, обнаруживаю) — один из
обязательных приемов бухгалтерского учета, проведение которого в России
регламентируется Федеральным законом о бухгалтерском учете № 129-ФЗ,
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств.
Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху Древнего Рима
инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества (по цене
возможной продажи) для закрепления его за новым владельцем (наследником) и
определения размера налогов (на наследство, а впоследствии — на имущество).
Почти (а может быть, и более чем) пятисотлетняя практика статического
бухгалтерского учета выделяла на первый план физическую инвентаризацию
имущества и долговых обязательств как основной этап выявления
имущественного положения собственников, т. е. построения баланса фиктивной
или реальной ликвидации.
Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение
сохранности имущества собственника через обеспечение соответствия
фактически наличного имущества данным бухгалтерского учета), изложенные в
1673 г., нашли преломление спустя многие годы в период динамической
бухгалтерской практики, когда одновременно со сплошной перманентной
инвентаризацией свершившихся фактов хозяйственной жизни (отражение в
первичных документах и в бухгалтерских регистрах последствий этих ФХЖ)
периодически проводятся физические сплошные или тематические
инвентаризации.
Сегодня инвентаризация на российских предприятиях проводится с целью
сопоставления с данных фактического наличия ценностей с данными
бухгалтерского учета. Объектами проведения инвентаризации определены все
имущество экономического субъекта независимо от его местонахождения
(основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения,
производственные запасы, денежные средства) и все виды финансовых
обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков,
займы и резервы). Инвентаризация имущества производится по его
местонахождению и материально ответственным лицам. Количество, дата
проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем
предприятия. Кроме того, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- при смене организационно-правовой формы предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при установлении фактов хищений, порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий;
- при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением
ликвидационного (разделительного) баланса.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя назначается
постоянно действующая комиссия, в состав которой входят представители
администрации, работники бухгалтерии, инженерно-технический персонал.
Инвентаризации различают: плановые и внеплановые (внезапные).
Различают полную, частичную и выборочную инвентаризацию. Полная —
охватывает все категории средств (как принадлежащих предприятию, так и
принятых на ответственное хранение, переработку и пр.), прав и
обязательств; частичная — отдельные категории (денежная наличность в кассе,
материалы, товары). По периодичности проведения они бывают текущие и
перманентные (постоянные, непрерывные). По перечню решаемых вопросов
различают комплексные и тематические инвентаризации.
Инвентаризация проводится в несколько этапов.
Первый этап — обязательный подсчет, взвешивание, обмер материальных
ценностей, оформление инвентаризационных ведомостей или описей. При
инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами составляются
контокоррентные выписки (т. е. выписки из карточек счетов с указанием суммы
задолженности).
Второй этап — оценка выявленных, подсчитанных и описанных средств по
первоначальной или измененной.оценке (например, при ухудшении качества
материалов).
Третий этап — выявление расхождений фактического наличия с данными
бухгалтерского учета, установление причин расхождений, заполнение
сличительной ведомости.
Четвертый этап — оформление результатов инвентаризации и отражение
выявленных расхождений в учете и отчетности того месяца, в котором
закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом
бухгалтерском отчете.

Материально ответственные лица приводят в порядок имеющиеся в наличии
ценности, сдают в бухгалтерию все документы о поступлении и выдаче
ценностей. Работники учета заканчивают обработку документов, делают записи
в учетные регистры, исчисляют остатки ценностей по счетам материально
ответственных лиц. Сдав в бухгалтерию последний отчет, материально
ответственные лица дают подписку о том, что все документы на поступившие и
выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию, неоприходованных и
списанных в расход ценностей нет. Инвентаризацию проводят в присутствии
материально ответственного лица, с которым обязательно должен быть заключен
договор о полной материальной ответственности. Инвентаризация производится
только в присутствии всех членов комиссии, так как отсутствие хотя бы
одного из них дает основание рассматривать результаты инвентаризации как
недействительные.
Последние приходные и расходные документы фиксируются председателем
комиссии с указанием «до инвентаризации на ..... (дата)».
Результаты проверки материальных ценностей записывают в
инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование
ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и
общую сумму. Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой
ручкой, четко и ясно, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их
прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только
корректурным способом. Итоги порядковых номеров, количества и суммы
подсчитываются в конце каждой страницы описи и подписываются всеми членами
комиссии и материально ответственным лицом. Перед подписью последней
страницы материально ответственное лицо должно дать письменную справку
следующего содержания: «Все ценности, поименованные в настоящей
инвентаризационной описи, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и
внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не
имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном
хранении».
На негодные испорченные материалы и готовые изделия составляются
соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи.
По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки.
Результаты этих проверок оформляются актом и регистрируются в книге учета
контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
По данным инвентаризационных описей бухгалтерия составляет
сличительные ведомости. Их содержание включает те наименования имущества,
по которым выявлены расхождения относительно данных бухгалтерского учета.
Информация вносится в ведомости в натуральных и стоимостных показателях.
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в
нем свои решения и предложения, который утверждается руководителем
предприятия. Затем определяют порядок регулирования выявленных разниц между
данными инвентаризации и учета в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском
учете» и Методическими указаниями о проведении инвентаризации.
Излишки товарно-материальных ценностей, обнаруженные при
инвентаризации, оприходуются с отнесением на финансовые результаты
организации. В бухгалтерском учете это отражается проводкой:
Дт сч.10, 50, 43, 41 Кт сч.99

Недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от
причин их возникновения вначале отражаются с целью контроля проводкой:
Дт сч.94 Недостачи и потери Кт сч.10, 50, 43, 41
от порчи ценностей

Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности в пределах
действующих норм естественной убыли рассматриваются как текущие затраты и
списываются на издержки производства или обращения:
Дт сч.20, 44 Кт сч.10, 43, 41

В том случае, когда недостачи отсутствуют, применение норм
естественной убыли на установленные материальные ценности не допускается.
Размер потерь в пределах норм естественной убыли, когда выявлена
фактическая недостача, определяется после зачета недостачи ценностей их
излишками по пересортице. Зачет по пересортице допускается в случаях:
- по товарно-материальным ценностям одного и то же наименования;
- у одного и того же материально ответственного лица;
- за один и тот же отчетный период;
- в тождественных количествах.
Обо всех фактах допущенной пересортицы материально ответственные лица
дают письменные объяснения комиссии.
Если после зачета по пересортице все же окажется недостача имущества,
то нормы естественной убыли комиссия обязана применять только по тому его
наименованию, по которому установлена действительная недостача. Сумма
превышения стоимости недостающих ценностей по результатам зачета над
стоимостью ценностей, оказавшихся в излишке, подлежит отнесению на виновных
лиц.
Дт сч.73-2 Расчеты Кт сч.94
с персоналом
по возмещению
материального ущерба

Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
Недостающие и испорченные товарно-материальные ценности сверх норм
естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их
вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении
ущерба с указанных лиц, то убытки от недостачи имущества списываются на
финансовые результаты организации.
При получении письменного согласия материально ответственного лица с
допущенной недостачей и по согласованию с руководителем предприятия
возмещение ее может осуществляться следующими способами:
- ежемесячно удерживается из заработной платы часть недостачи до
полного погашения
Дт сч.70 Кт сч.73

- внесение в кассу суммы недостачи материально ответственным лицом
Дт сч.50 Кт сч.73

Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и отчетности
того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты годовой
инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском учете.
Излишки увеличивают доход предприятия. Недостачи в пределах норм
естественной убыли относят на расходы отчетного периода, сверх норм — к
взысканию с виновных лиц.
Как правило, инвентаризация материальных ценностей, денежных средств,
денежных документов, бланков строгой отчетности проводится внезапно, а
основных средств, незавершенного производства, капитального строительства,
расчетов и других статей баланса — по состоянию на 1-е число месяца.


2. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и
финансовых обязательств.

1. Инвентаризация основных средств.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние
инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;
наличие и состояние технических паспортов и технической документации;
наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией
в аренду. При отсутствии надлежаще оформленных документов необходимо
обеспечить их получение или оформление.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр
объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные
номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия
проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов
в собственности организации.
Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и
другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть
произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному
техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе
соответствующими актами.
Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с
прямым назначением объекта. Основные средства, которые на момент
инвентаризации находятся вне места нахождения организации,
инвентаризируются до момента временного их выбытия.
На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие
восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в
эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности.
Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств
проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и
арендованные.

2. Инвентаризация нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить
наличие документов, подтверждающих права организации на его использование,
правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

3. Инвентаризация финансовых вложений.
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические
затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаци1, а также
предоставленные другим организациям займы. Устанавливается правильность
оформления ценных бумаг, реальность стоимости учтенных на балансе ценных
бумаг, сохранность ценных бумаг.
Инвентаризация ценных бумаг проводится одновременно с
инвентаризацией денежных средств в кассе. Реквизиты каждой ценной бумаги
сопоставляются с данными описей, хранящихся в бухгалтерии организации.
Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также
займы, предоставленные другим организациям, должны быть подтверждены
документами.

4. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.
Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая
продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному
наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых
данных. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило,
проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. После
проверки ценностей вход в помещение не допускается до окончания
инвентаризации.
Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов
материально ответственного лица без проверки их фактического наличия.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации,
принимаются в присутствии членов комиссии и заносятся в отдельную опись.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности,
находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и
находящиеся на складах других организаций.

5. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих
периодов.
При инвентаризации незавершенного производства в организациях,
занятых промышленным производством, необходимо определить фактическое
наличие заделов и не законченных изготовлением и сборкой изделий,
находящихся в производстве, фактическую комплектность незавершенного
производства, выявить остаток незавершенного производства. Проверка заделов
незавершенного производства производится путем фактического подсчета,
взвешивания, перемеривания. Описи составляются отдельно по каждому
обособленному структурному подразделению с указанием наименования заделов,
стадии их готовности количества.
По незавершенному капитальному строительству в описях указываются
наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту.

6. Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков
строгой отчетности.
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения
кассовых операций в РФ, утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ. При
подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе
принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности
производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров, а
также по каждому месту хранения.

7. Инвентаризация расчетов.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями
заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах
бухгалтерского учета. Проверке должен быть подвергнут счет «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» по товарам, оплаченным, но находящимся в пути.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по
выданным авансам с учетом их целевого использования.

8. Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей,
оценочных резервов.
При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей
проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов:
на предстоящую оплату отпусков работников; на выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы
организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных
затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером
производства и т.д..

Заключение.
Подходы к проведению инвентаризации в нашей стране и за рубежом
различны. В России главный бухгалтер, хотя на него и не могут быть
возложены обязанности, связанные с материальной ответственностью за
денежные и материальные ценности (согласно Положению о главных бухгалтерах,
утвержденным постановлением Совмина СССР от 24.08.80. г. № 59), должен
тщательно контролировать и активно участвовать в проведении инвентаризаций,
в подготовке мероприятий по предупреждению недостач и хищений. Проверка
наличия ценностей производится не только по стоимости, но и по количеству
(количество должно соответствовать пообъектно, не допускается замена одних
номенклатурных номеров другими). В западном учете инвентаризация не
относится к функции бухгалтерии, ее проводит прочий технический персонал,
бухгалтер сверяет только стоимостную оценку ценностей.
Причинами различий в подходах к инвентаризации в РФ можно считать
следующие:
- обеспечение сохранности материальных ценностей возложено не только
на материально ответственных лиц, но и на работников бухгалтерии;
- нередко встречающиеся случаи хищения, злоупотребления, пропажи
имущества.
Проведение инвентаризации относится к основным способам решения
задач, стоящих перед российским бухгалтерским учетом.



Литература.

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н
3. Положение о главных бухгалтерах. Утверждено постановлением Совмина СССР
от 24.08.80. г. № 59
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ
2/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных
запасов» (ПБУ 5/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01).
Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 г. № 26н
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ
14/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. № 91н
8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств. Приложение к приказу Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49
9. Головизина А.Т., Архипова О.И.. Теория бухгалтерского учета. Курс
лекций. – М.: ООО «ТК Велби», 2002
10. Кутер М.И.. Теория бухгалтерского учета. Учебник. – М.: Финансы и
статистика, 2003





Реферат на тему: Порядок проведения налоговых проверок в Республике Беларусь
Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов
Республики Беларусь 17 января 2000 г. N 8/2581


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПРИКАЗ
от 30 декабря 1999 г. N 326

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ И ОТМЕНЕ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

В соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственной
налоговой инспекции Республики Беларусь", Законом Республики Беларусь "О
налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Декретом
Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11 "Об упорядочении
государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности)
субъектов хозяйствования", Указом Президента Республики Беларусь от 15
ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации
деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка
применения ими экономических санкций" приказываю:
1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения проверок
налоговыми органами.
2. Считать утратившими силу:
2.1. подпункты 9.9, 9.9.1, 9.9.2, 9.9.3 пункта 9; подпункт 10.4.3,
абзац второй подпункта 10.7 пункта 10; абзацы второй, третий и четвертый
подпункта 12.1.2; позиции подпункта 12.4 под N 5, начинающиеся словами "В
соответствии с пунктом 3 статьи 8..."; абзац первый подпункта 12.6,
подпункт 12.9, абзац 39 подпункта 12.10.1, подпункты 12.11, 12.12 пункта
12; пункт 15, а также приложения 5, 6, 7, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36,
37, 43 методических указаний Главной государственной налоговой инспекции
при Министерстве финансов Республики Беларусь от 1 июля 1994 г. N 110 "О
порядке применения Закона Республики Беларусь "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь" и Закона "О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам
налогообложения" в части применения (зарегистрированы в Реестре
государственной регистрации 22.07.1994 N 484/12);
2.2. письмо Государственного налогового комитета Республики Беларусь от
3 марта 1995 г. N 05/44 "О порядке составления актов проверок"
(зарегистрировано в Реестре государственной регистрации 03.03.1995 N
773/12).
3. Инспекциям Государственного налогового комитета до 1 марта 2001 г.
при проведении проверок использовать соответствующие бланки приложений к
методическим указаниям Главной государственной налоговой инспекции при
Министерстве финансов Республики Беларусь от 1 июля 1994 г. N 110 "О
порядке применения Закона Республики Беларусь "О налогах и сборах,
взимаемых в бюджет Республики Беларусь" и Закона "О внесении изменений и
дополнений в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам
налогообложения".
4. Настоящий приказ довести до сведения всех инспекций Государственного
налогового комитета.

Первый заместитель Председателя
Н.С.ДЕНИСОВ



Утверждено
приказом
Государственного
налогового комитета
Республики Беларусь
от 30 декабря 1999 г. N 326

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫМИ
ОРГАНАМИ

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ
И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК

1. Настоящее Положение разработано и утверждено на основании Закона
Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции Республики
Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., N 7,
ст.94; 1996 г., N 13, ст.165; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi
Беларусь, 1997 г., N 28, ст.485), Закона Республики Беларусь "О налогах и
сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (Ведамасцi Вярхоўнага
Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 4, ст.75; 1993 г., N 3, ст.27; 1994
г., N 3, ст.24; N 33, ст.554; 1995 г., N 6, ст.57; 1996 г., N 23, ст.415; N
33, ст.598; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1999 г., N
1, ст.5; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N
40, 2/34), Декрета Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. N 11
"Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения
деятельности) субъектов хозяйствования" (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., N 23, 1/191), Указа Президента Республики
Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию
координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и
порядка применения ими экономических санкций" (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788).

Основные задачи налоговой проверки

2. Основными задачами, разрешаемыми налоговыми органами в ходе
проведения проверок, являются:
2.1. проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности
, обязанными в соответствии с законодательством Республики Беларусь
исчислять и уплачивать налоги, сборы и другие обязательные платежи в
бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды , законодательства о
налогах и предпринимательстве;
-------------------------------
Далее - плательщики либо налогоплательщики.
Далее - налоги.

2.2. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты
в бюджет налогов;
2.3. осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления
в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в
доход государства;
2.4. выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере
законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к
ответственности лиц, виновных в нарушениях;
2.5. установление причин и условий, способствующих совершению нарушений
законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых
резервов повышения эффективности экономической деятельности
налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет,
совершенствования налогового законодательства и организации работы
государственных налоговых органов;
2.6. принятие мер по обеспечению поступления в бюджет допричисленных в
ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и
наложенных на физических лиц административных штрафов;
2.7. осуществление контроля за другими вопросами финансово -
хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми
возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими
нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов.

Обязанности должностных лиц налоговых органов
при проведении проверок

3. При проведении проверок должностные лица налоговых органов
обязаны:
-------------------------------
Далее - проверяющие.

3.1. строго руководствоваться законами Республики Беларусь, декретами и
указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства
Республики Беларусь, иными актами законодательства, а также принятыми в
установленном порядке нормативными правовыми актами министерств, других
республиканских органов государственного управления;
3.2. выполнять требования Закона Республики Беларусь "О государственной
налоговой инспекции Республики Беларусь" и Указа Президента Республики
Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 "О некоторых мерах по совершенствованию
координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и
порядка применения ими экономических санкций", настоящего Положения и
других нормативных правовых актов о порядке организации и проведения
проверок налоговыми органами;
3.3. принимать в пределах своей компетенции необходимые меры по
пресечению и предупреждению фактов нарушений законодательства, возмещению
ущерба, причиненного государству, по привлечению к ответственности виновных
лиц, применению санкций, предусмотренных законодательством;
3.4. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений
законодательства о налогах и предпринимательстве и контролировать
исполнение этих требований;
3.5. не нарушать права и законные интересы налогоплательщика, быть
вежливыми и корректными с налогоплательщиком или его представителями ,
не унижать их достоинства;
-------------------------------
Здесь и далее под представителями налогоплательщика понимаются
руководитель, бухгалтер и другие уполномоченные лица, выступающие от имени
и по поручению юридического лица.

3.6. соблюдать конфиденциальность сведений о плательщике, его
деятельности и результатах проведенной проверки.
Инспекции Государственного налогового комитета и их должностные лица
обязаны использовать сведения о доходах плательщиков исключительно в
служебных целях, сохранять установленную законодательством коммерческую
тайну, тайну вкладов и переписки, не разглашать материалы проверок
налогоплательщика, которые могут быть преданы гласности в служебных целях
лишь с разрешения начальника инспекции ГНК (его заместителя).

Соблюдение профессиональной этики должностными
лицами налоговых органов

4. С целью соблюдения профессиональной этики, недопущения случаев
компрометации и обеспечения собственной безопасности проверяющий должен:
4.1. немедленно сообщать непосредственному руководителю в случае, если
ему будет поручено проверить предприятие, где работают родственники или
знакомые (соседи, друзья) с целью замены объекта проверки;
4.2. прием посетителей и консультации налогоплательщиков, обращающихся
в инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь (далее
- ИГНК либо налоговые органы), проводить только на служебных местах;
4.3. по завершении приема посетителей обращать внимание на то, чтобы
ими не оставлялись личные вещи в служебных помещениях ИГНК;
4.4. не принимать от незнакомых лиц пакеты, дипломаты и т.п. для
передачи другим должностным лицам налогового органа, в том числе и под
предлогом их отсутствия;
4.5. не оставлять посторонних лиц в служебных помещениях одних, без
присутствия других работников налогового органа;
4.6. не вести телефонных разговоров с проверяемым налогоплательщиком
или его представителями, не касающихся вопросов проведения проверки;
4.7. вручение акта проверки, изъятие у плательщика документов,
свидетельствующих о занижении (сокрытии) объектов налогообложения,
производить с участием других работников налогового органа (либо с
привлечением представителей правоохранительных органов);
4.8. немедленно сообщать непосредственному руководителю о случаях
угроз, шантажа и попыток подкупа со стороны налогоплательщика (его
представителей);
4.9. выполнять другие обязанности, установленные законодательством и
(или) утвержденные руководителем налогового органа;
4.10. в установленном Государственным налоговым комитетом порядке
передавать правоохранительным органам материалы проверок, в которых
усматриваются признаки состава преступления.

Права должностных лиц налоговых органов при проведении
проверки

5. Должностные лица налоговых органов при проведении проверок имеют
право:
5.1. проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы,
декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов,
получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам,
относящимся к их компетенции;
5.2. получать от юридических и физических лиц необходимые сведения,
справки, документы (копии с них) о хозяйственной деятельности проверяемых
субъектов и физических лиц, а также проверять наличные деньги в кассе и у
подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество;
5.3. проверять в пределах своей компетенции достоверность данных,
указанных в декларациях об источниках получения доходов, предъявляемых в
установленном законодательством порядке;
5.4. требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого
субъекта, других физических лиц по вопросам, возникающим в ходе налоговой
проверки;
5.5. при исполнении служебных обязанностей и предъявлении служебного
удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя
либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с
законодательством обследование принадлежащих юридическим и физическим лицам
любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые
используются или могут использоваться для извлечения доходов от
предпринимательской деятельности;
5.6. производить с соблюдением законодательства личный досмотр
нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также
досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных
средств;
5.7. в установленном порядке знакомиться в учреждениях банков с
подлинными документами и счетами, в том числе валютными, а также получать в
необходимых случаях сведения, справки и копии документов, связанных с
операциями проверяемых налогоплательщиков, о состоянии счетов и оборотов по
ним, о состоянии открытых им кредитов и по другим вопросам, возникающим в
ходе проверки;
5.8. получать от налогоплательщиков справки и копии документов по
операциям и расчетам с проверяемым субъектом, проводить встречные проверки
путем ознакомления с подлинными документальными записями в регистрах учета
и получать объяснения от должностных лиц и иных работников, а также
физических лиц;
5.9. привлекать специалистов для определения количества и качества
сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, оказанных услуг и
выполненных работ, для проверки фактических затрат сырья и материалов,
состояния зданий и сооружений, для контрольных обмеров объемов ремонтно -
строительных работ и определения их качества, а также в других необходимых
случаях;
5.10. в случаях, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы и
кассовые помещения, склады, архивы, иные места хранения ценностей,
финансовых документов и ценных бумаг, за исключением касс и хранилищ
учреждений банков, проводить проверки фактического наличия ценностей в них,
назначать их инвентаризацию, а также проверять правильность ее проведения;
5.11. изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении)
прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения, а также патенты,
свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, лицензии для
передачи их в органы, которые выдали эти документы, с сообщением о
нарушениях налогового законодательства;
5.12. налагать в соответствии с законодательством на имущество
налогоплательщиков - нарушителей налогового законодательства арест, который
заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться
этим имуществом; передавать описанное имущество по акту передачи на
хранение недоимщику или его представителю, иному лицу с предупреждением
последних об уголовной ответственности за сохранность описанного имущества
или производить изъятие описанного имущества для обеспечения
принудительного взыскания в бюджет недоимок по налогам и экономических
санкций путем обращения взыскания на описанное имущество;
5.13. изымать у правонарушителей вещи и товарно - материальные ценности
(неоприходованные товары, образцы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции,
денежную выручку), являющиеся объектами нарушений законодательства о
налогах и предпринимательстве или вещественными доказательствами по этим
делам;
5.14. вносить в установленном порядке предложения проверяемым
налогоплательщикам об уплате налогов и сумм, взыскиваемых в порядке
применения экономических санкций;
5.15. вносить предложения руководителю налогового органа (его
заместителю) о приостановлении полностью или частично операций
налогоплательщика по его счетам и вкладам в банках, а также принятии иных
мер по обеспечению взыскания допричисленных сумм налогов и предъявленных
экономических санкций, информированию вышестоящего органа государственного
управления, собственника (уполномоченного им лица), а в установленных
законодательством случаях и органа, осуществившего государственную
регистрацию проверенного налогоплательщика, о выявленных фактах нарушений
законодательства, обстоятельствах и причинах их возникновения с
рекомендациями по их устранению и предотвращению;
5.16. передавать по согласованию с лицом, назначившим проверку,
материалы в правоохранительные органы в соответствии с порядком,
определенным настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами
ГНК, принимать меры по возмещению ущерба и привлечению к ответственности
виновных лиц в соответствии с законодательством;
5.17. вносить предложения ГНК и инспекциям ГНК по областям и г. Минску
по совершенствованию налогового законодательства и организации работы
государственных налоговых органов в целях повышения эффективности
экономической деятельности налогоплательщика и увеличения поступления
налогов в бюджет.

Виды налоговых проверок

6. Проверки субъектов предпринимательской деятельности, проводимые
налоговыми органами, подразделяются на камеральные, выездные и рейдовые.
6.1. Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом по
месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов,
бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных
налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком
или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и
сведений.
6.2. Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения
налогоплательщика путем изучения полноты и правильности отражения в
бухгалтерском учете налогоплательщиком операций, оказывающих прямое или
косвенное влияние на размеры объектов налогообложения, с последующим
сравнением выведенных в ходе проверки фактических размеров объектов
налогообложения с отраженными плательщиком в расчетах по налогам
(бухгалтерским отчетам, балансам, декларациям), представлявшихся налоговому
органу в течение периода, подвергающегося проверке (за исключением
встречных выездных налоговых проверок в пределах одного населенного
пункта).
Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки либо выездной
налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа
или по постановлению правоохранительного органа) проводится только
должностными лицами инспекции ГНК, на учете в которой состоит
налогоплательщик.
-------------------------------
По тексту далее используются сокращенные варианты - налоговая
проверка, проверка.

6.3. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах
деятельности налогоплательщиков и физических лиц, связанной с приемом
наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством
продукции, выполнением работ (оказанием услуг), с хранением товарно -
материальных ценностей, в других местах, связанных с извлечением доходов, в
целях контроля за соблюдением ими законодательства о предпринимательстве и
налогах, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению
отдельных финансово - хозяйственных операций, установления фактов
незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на
занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора
оперативной информации, проверки заявлений и жалоб физических лиц и
субъектов предпринимательской деятельности.
В районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть
населенного пункта и т.д.) должностные лица налоговых органов вправе, при
соблюдении требований, предъявляемых к проведению рейдовых проверок,
проверять деятельность плательщиков независимо от места постановки их на
налоговый учет.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ

7. Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой.
7.1. Плановая выездная налоговая проверка проводится на основе
ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или
распоряжением начальника (заместителя начальника) инспекции ГНК. Основанием
для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых
расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и
накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом
Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь.
Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика
проводятся не более одного раза в год.
Графики проверок не являются документами для служебного пользования и
могут быть доступными для ознакомления налогоплательщиков. Налоговые органы
извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее чем за
месяц до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки.
При обращении налогоплательщика или его представителей и при наличии у
плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся в
очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение
ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки
аудиторской организацией и др.) плановая выездная налоговая проверка может
быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ГНК на более
поздний период.
7.2. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению
Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной
деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь,
Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь,
Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных
уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях -
по поручению руководителя (его заместителя) инспекции ГНК.
Внеплановая выездная налоговая проверка по поручению
правоохранительных, судебных, контролирующих и иных уполномоченных на то
государственных органов проводится на основании поручения Государственного
налогового комитета либо инспекций ГНК по областям и г.Минску (при
поступлении поручений от территориальных правоохранительных, судебных,
контролирующих и иных уполномоченных на то государственных органов),
которые ведут учет поступивших поручений и обеспечивают планомерное их
выполнение.
7.3. Руководителем (его заместителем) районной (городской) инспекции
ГНК поручается провести внеплановую выездную налоговую проверку в случае
поступления сообщений от других лиц о совершаемом плательщиком либо
физическим лицом налоговом нарушении, для пресечения которого требуются
незамедлительные действия налоговых органов, либо совершенное налоговое
нарушение впоследствии может быть сокрыто плательщиком.
По решению руководителя инспекции ГНК вне плана проводятся перепроверки
качества выездных налоговых проверок плательщиков, проведенных должностными
лицами этой инспекции.
7.4. Вне плана районными (городскими) инспекциями ГНК проводятся
проверки субъектов предпринимательской деятельности также в случае
поступления поручения Государственного налогового комитета, инспекций ГНК
по областям и г.Минску.
Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании
письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) инспекции
ГНК. Примерная форма приказа инспекции ГНК приведена в приложении 1 к
настоящему Положению.
7.5. Обоснованность назначения налоговой проверки, за исключением
проводимой по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по
координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета
Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета
Безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, может
быть обжалована в Совет по координации контрольной деятельности в
Республике Беларусь.
Подача жалобы не приостанавливает проведение выездной налоговой
проверки.
7.6. Выездная налоговая проверка может быть комплексной, тематической
или встречной.
7.6.1. При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат
изучению вопросы уплаты всех видов налогов и сборов, плательщиком которых
являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской
деятельности за период, начиная с даты завершения предыдущей налоговой
проверки (или с даты государственной регистрации субъекта
предпринимательской деятельности, в случае, если он не проверялся
налоговыми органами с момента регистрации) и до даты сдачи последнего
налогового расчета к моменту начала текущей выездной налоговой проверки.
В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и
других контролирующих органов, период проверки определяется по согласованию
с указанными органами.
7.6.2. В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки
изучаются вопросы уплаты отдельных видов налогов и сборов, плательщиком
которых являлся или мог являться проверяемый субъект предпринимательской
деятельности, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых
органов.
7.6.3. Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях
установления фактического отражения в бухгалтерском учете
налогоплательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими
налогоплательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо
внеплановые налоговые проверки. Встречная выездная налоговая проверка
проводится по мере необходимости и на основании предписания инспекции ГНК.
При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и
районной) инспекций ГНК встречные выездные налоговые проверки проводятся
должностными лицами той инспекции ГНК, у которой возникла необходимость
уточнения фактов, без обращения в инспекцию ГНК, на учете в которой состоит
субъект предпринимательской деятельности, у которого необходимо провести
встречную проверку.

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Подготовка к проверке

8. Проведению проверки должна предшествовать подготовительная работа, в
процессе которой проверяющие обязаны:
8.1. проанализировать представленные в инспекцию ГНК плательщиком
налоговые расчеты и бухгалтерские балансы (отчеты), декларации с целью
обнаружения несоответствия пропорций между взаимосвязанными видами налогов
и объектами налогообложения, а также основными показателями финансово -
хозяйственной деятельности плательщика (в том числе в динамике по отчетным
периодам);
8.2. проверить обоснованность применения льгот по налогам и отсутствие
арифметических ошибок в представленных плательщиком расчетах по налогам.
Вопросы, возникшие у проверяющего при выполнении подпунктов 8.1 и 8.2,
подлежат включению в программу проверки и выяснению в ходе проверки
плательщика;
8.3. проанализировать материалы рейдовых проверок, предыдущие акты
выездных налоговых проверок, в целях ознакомления с характером
установленных ранее нарушений налогового законодательства, проверить
полноту и своевременность выполнения плательщиком предложений налоговых
органов по устранению выявленных ранее нарушений;
8.4. изучить нормативные документы по организации хозяйственной
деятельности и бухгалтерского учета, определению размеров объектов
налогообложения и исчислению налогов, связанных с конкретной деятельностью
проверяемого налогоплательщика, а также типичные ошибки, выявляемые
налоговыми органами в данной отрасли народного хозяйства;
8.5. информировать налогоплательщика (его представителей) по телефону о
назначении плановой выездной налоговой проверки.
9. На основании анализа вышеуказанных источников разрабатывается
программа проверки, предусматривающая дополнительный (к указанному в пункте
18 настоящего Положения) перечень вопросов, подлежащих проверке, а также
период, подлежащий проверке. Программа проверки утверждается начальником
инспекции ГНК (его заместителем), назначившим проверку, либо начальником
отдела , в котором работает проверяющий.
В случаях, когда проверка проводится по постановлению органа
предварительного следствия или по определению (постановлению) суда,
конкретный перечень подлежащих проверке вопросов согласовывается с органом,
назначившим проверку.
При этом необходимо иметь в виду, что Законом Республики Беларусь "О
государственной налоговой инспекции Республики Беларусь" запрещено
привлечение налоговых органов к проверке вопросов, не относящихся к их
компетенции, определенной указанным Законом и настоящим Положением.
-------------------------------
В случае делегирования ему такого права начальником инспекции ГНК.

10. На проведение выездной проверки выдается предписание в письменной
форме, которое предъявляется налогоплательщику перед началом проверки. В
нем указываются:
наименование налогового органа, выдавшего предписание;
наименование субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего
проверке, его УНН, юридический адрес (фамилия, имя, отчество
индивидуального предпринимателя, адрес постоянного места жительства);
фамилия, имя, отчество, должность проверяющего (проверяющих);
цель выездной налоговой проверки;
дата начала и дата завершения налоговой проверки.
Предписание заверяется подписью начальника (его заместителя) и печатью
инспекции Государственного налогового комитета.
11. Сроки проведения проверок, численность проверяющих устанавливаются
руководителем налогового органа (его заместителем) с учетом конкретных
задач проверки и особенностей проверяемых субъектов предпринимательской
деятельности. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных
дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в
течение 30 календарных дней, срок проверки может быть продлен начальником
инспекции ГНК (его заместителем).
В случае, если проверка проводится по поручению Президента Республики
Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике
Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного
секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитета
государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных
уполномоченных на то государственных органов, о продлении сроков проверки
сообщается органу, назначившему ее проведение, с указанием причин продления
и сроков окончания проверки.
Дата вручения предписания на проведение выездной налоговой проверки
налогоплательщику (его представителям) считается датой начала проверки.

Начало проверки

12. Доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика
(иного обязанного лица) осуществляется при предъявлении ими служебных
удостоверений.
13. В день начала выездной налоговой проверки проверяющие обязаны
представиться руководителю, главному бухгалтеру предприятия (или лицам, их
замещающим), индивидуальному предпринимателю, предъявить служебные
удостоверения и предписание на проведение проверки и информировать о начале
выездной налоговой проверки. Одновременно определяются порядок и место
проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с
обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.
При необходимости плательщику (его представителям) разъясняются его
права и обязанности.
14. Уточненные расчеты по налогам за проверяемый период, представленные
налогоплательщиком инспекции ГНК после даты начала проверки, не принимаются
во внимание при составлении акта проверки и определении размера сокрытых
(заниженных) объектов налогообложения.
15. Выездная налоговая проверка проводится в рабочие дни и в рабочее
время налогоплательщика и в случае отсутствия у налогоплательщика помещений
и/или условий для размещения проверяющих может осуществляться в служебном
помещении налогового органа.
16. В случае проведения выездной налоговой проверки в служебном
помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных
плательщиком для проверки, осуществляется должностными лицами налоговых
органов только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по
листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления
акта приема - возврата документов по форме согласно приложению 2 к
настоящему Положению, в котором указывается, кем и от кого приняты
документы, название принятых папок с документами с указанием количества
листов документов, содержащихся в каждой папке.
Акт приема - возврата документов подписывается налогоплательщиком и
должностным лицом налогового органа, принявшим документы на проверку.
Первый экземпляр акта приобщается к материалам проверки, второй передается
налогоплательщику.
Возврат документов плательщику (его представителям) проводится только
после проверки последним сохранности документов и собственноручной записью
плательщика (его представителей) на первом экземпляре акта приема -
возврата документов о наличии (отсутствии) претензий по сохранности
представленных для проверки документов с подписью соответствующих лиц,
принимавших возвращаемые проверяющим документы.
Акты приема - возврата документов на проверку приобщаются к акту
проверки в качестве приложения.
17. Должностные лица налоговых органов на начальной стадии проверки
знакомятся с организационной структурой, условиями работы, организацией
производства, документооборота и при необходимости вносят по согласованию с
руководством инспекции ГНК изменения в программу проведения проверки.
По результатам ознакомления с объемами деятельности плательщика,
состоянием бухгалтерского учета проверяющие согласовывают со своим
непосредственным руководителем срок проведения проверки в каждом конкретном
случае.

Вопросы, подлежащие выяснению при проведении
выездной налоговой проверки

18. В ходе налоговой проверки (за исключением тематической, встречной
проверок, а также случаев составления промежуточного акта проверки),
независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке
и отражению в акте следующие вопросы:
18.1. когда и кем зарегистрированы учредительные документы проверяемого
субъекта предпринимательской деятельности (выдано свидетельство о
государственной регистрации индивидуального предпринимателя); соблюдение
требований, предъявляемых к осуществлению деятельности по юридическому
адресу субъекта предпринимательской деятельности и своевременному сообщению
налоговым органам о вносимых в учредительные документы изменениях;
18.2. вносились ли изменения в учредительные документы (в свидетельство
о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), характер
этих изменений, зарегистрированы ли они в установленном порядке и
своевременно ли сообщены налоговым органам;
18.3. своевременность и полнота формирования уставного фонда;
18.4. имеются ли у проверяемого субъекта предпринимательской
деятельности филиалы, хозрасчетные или обособленные подразделения;
18.5. соответствует ли производственно - финансовая деятельность целям
и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о
государственной регистрации индивидуального предпринимателя); не занимается
ли налогоплательщик деятельностью, не предусмотренной учредительными
документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального
предпринимателя);
18.6. имеются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в
соответствии с действующим законодательством;
18.7. в каком банке открыт расчетный (валютный) счет. В случае
необходимости в обслуживающий банк направляется предписание согласно
приложению 3 к настоящему Положению о наличии денежных средств и
совершенных операциях;
18.8. определена ли учетная политика (методика ведения) бухгалтерского
учета, соответствует ли принципам Закона Республики Беларусь "О
бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она налогоплательщиком;
18.9. соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета главной
книге с отчетными данными баланса и приложений к нему, расчетам по налогам,
декларациям;
18.10. надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские
документы; причины вносимых в них исправлений (в обязательном порядке
проверяются причины сторнировочных записей и исправлений);
18.11. не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не
подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по
регистрам первичных документов;
18.12. правильно ли определена себестоимость произведенной и
реализованной продукции (работ, услуг);
18.13. правильно ли определена выручка от реализации продукции,
товаров, работ, услуг;
18.14. состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими
дебиторами и кредиторами и обоснованность образования и наличия дебиторской
и кредиторской задолженности;
18.15. правильно ли приходуются основные средства, нематериальные
активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их
переоценка в соответствии с действующим законодательством;
18.16. соблюдаются ли требования нормативных правовых актов,
регулирующих порядок ведения кассовых операций, а также регулирующих
порядок приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и
расчетов с использованием наличных денежных средств;
18.17. порядок учета бланков строгой отчетности;
18.18. правильность отражения операций по внереализационным доходам и
расходам;
18.19. правильность и полнота исчисления налогов, своевременность
перечисления в доход государства, обратив особое внимание на полноту
отражения показателей для исчисления налогов и неналоговых платежей: нет ли
их занижения, обоснованность применения льгот, правильность применения
ставок для исчисления налоговых и неналоговых платежей;
18.20. соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории
Республики Беларусь по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции
налоговых органов.
При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные
для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. Если
налогоплательщик переплатил сумму платежей в бюджет, не использовал
полагающиеся ему в соответствии с законодательством льготы (при наличии на
момент проверки у налогоплательщика документов, подтверждающих право на
получение льготы), эти факты также должны быть учтены проверяющим при
выведении сумм налогов, причитающихся к доплате в бюджет за соответствующие
проверяемые периоды финансово - хозяйственной деятельности
налогоплательщика.

Приемы и методы проведения выездной налоговой проверки,
а также выполнения отдельных контрольных действий

19. Налоговая проверка проводится путем:
19.1. изучения действующей у проверяемого налогоплательщика системы
внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
19.2. проверки документов в целях установления соблюдения требований
налогового законодательства по произведенным хозяйственным и

Новинки рефератов ::

Реферат: Физическое воспитание школьников, средних и старших классов (Физкультура)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Методы переоценки основных фондов. Значение переоценки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Образовательная модель В.Ф. Шаталова как технология интенсивного обучения (Педагогика)


Реферат: Цепные дроби (Математика)


Реферат: Анализ системы безопасности Microsoft Windows 2000 Advanced Server и стратегий ее использования (Программирование)


Реферат: Христианство и культура Киевской Руси (Культурология)


Реферат: Географические завоеватели (География)


Реферат: Антропонимы как средство сатиры и юмора в рассказах Чехова (Педагогика)


Реферат: Очередные задачи советской власти (История)


Реферат: Анализ фотографических свойств фотопленок (Фотография)


Реферат: Женское образование в России (Педагогика)


Реферат: Украинская национально-демократическая революция (История)


Реферат: Голод на Северном Кавказе в 1932 - 1933г (История)


Реферат: Производство и продажа гипсовой плитки (Предпринимательство)


Реферат: Конопля и всё о конопле (Биология)


Реферат: Microsoft Word 97 (Программирование)


Реферат: Конституционное право- ведущая отрасль Российского права (Право)


Реферат: Громадянство України (Право)


Реферат: Девид Юм (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист