GeoSELECT.ru



История / Реферат: Влияние пуританства на общественно-религиозное сознание Англии в 18 веке (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние пуританства на общественно-религиозное сознание Англии в 18 веке (История)





Контрольная работа

По теме: Роль пуританизма в формировании общественно-религиозного
сознания в Англии XVII века.
По дисциплине: новая и новейшая история.



2001 г.


Содержание:


1. Проникновение кальвинизма в Англию, и основные черты кальвинизма. ___
2 стр.
2. Пуританство во времена Карла I и Кромвеля. __________________________
5 стр.
3. Реставрация и закат пуританства в Англии.
___________________________11 стр.
4. Список используемой литературы ___________________________________ 13
стр.



1. Проникновение кальвинизма в Англию, и основные черты кальвинизма.

Так как тематика данной работы посвящена Англии XVII века, прежде чем
начать основное изложение материала, хотелось бы предварительно вкратце
обрисовать начало проникновения и становления пуританства в Англии, которое
началось в конце XVI века, ибо без этого как мне кажется невозможно
охарактеризовать такую общественно-религиозную формацию – пуританство.
Реформация в Англии, в отличие от Германии или Франции, была в первое время
делом рук короля. В 1534 году Генрих XVIII парламентским статутом объявил
себя «главою церкви», а власть папа над английской церковью – окончательно
уничтоженной. Но при этом сама церковь во всем что касалось ее учения,
организации, обрядов осталась неизмененной, кроме того, что король стал ее
главой и сам назначал епископов. Так длилось до восшествия на престол Марии
Тюдор (1553-1558), которая на время вернула английскую церковь в лоно Рима,
хотя и не смогла возвратить ее отобранные монастырские владения. Сотнями
она отправляла протестантов на костры и заточала в тюрьмы, за что заслужила
прозвище «кровавой». Еще большее протестантов оказалось в изгнании,
найдя убежище в Женеве, где в то время безраздельно господствовал «папа
протестантов» Жан Кальвин. Вернувшись в Англию, после смерти Марии Тюдор,
английские протестанты были уже пропитаны идеями кальвинизма, который на
английской земле стал приобретать свой специфический оттенок, в последствии
названный пуританством.
Одним из основных догматов кальвинизма является учение об «абсолютном
предопределении»: еще до «сотворения мира» бог якобы предопределил судьбы
людей, одним уготован рай, другим – ад, и никакие усилия людей, никакие
усилия людей, никакие «добрые дела» не могут изменить то, что предначертано
всевышним. В теологическом плане это учение было связано с одним из главных
принципов Реформации – оправдание верой, а не «добрыми делами». С самого
начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и
общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности,
нетерпимости ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми
жестокими мерами. В соответствии с догматической основой кальвинизм
радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти
все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т.п. –
были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и
комментирование библии, пение псалмов. Церковная иерархия была
ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть
старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли
консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические
вопросы, входили в ведение особых собраний проповедников – конгераций.

В год когда королева Елизавета наследовала своей сестре Марии,
пуританизм был преимущественно учением заграничным, вывезенным из Женевы и
из Рейнской области; когда королева умерла, он уже был укоренившимся и
специфически английским; у него появились некоторые черты, чуждые
континентальному кальвинизму, такие как строгое почитание дня субботнего –
«английского воскресенья», уже внесшего разлад в дух «веселой Англии».
Именно во время королевы Елизавета сложился основной тип пуританина,
который своей ханжеской моралью и поведением в иное время мог вызвать
только снисходительные насмешки над их внутренним убожеством. Пуритан легко
было узнать по внешней суровости, которой веяло от всего их внутреннего
облика. На их лице – вечная печать внутренней сосредоточенности и
благочестия. Они молчаливы и черствы в обращении с людьми, свою речь,
краткую и деловитую, они то и дело пересыпают библейскими притчами и
сказаниями. Черный и невыразительный костюм пуритан резко бросался в глаза
среди ярких костюмов англичан. Пуританин не терпел ни малейшего проявления
жизнерадостности: смех и пение, танцы и театральные представления, игры и
музыка – все это для него одно лишь зазорное легкомыслие, наваждение
дьявола, сплошной грех. Он бережлив до скупости, но при этом трудолюбив и
прилежен. Его девизом могут служить слова, однажды сказанные Яковом
Фуггером: «Пока я жив – я хочу зарабатывать»(2); но заработанное он тратит
не для удовольствий, а на новые предприятия которые бы умножили его
состояние. Для завершения облика пуританина, надо добавить еще и фанатичную
религиозность, искреннею веру в свою «избранность», и «непогрешимость», а
следовательно непримиримость ко всем проявлениям инакомыслия и готовность
жестоко карать всех отступников от кальвинисткой догматики. Именно якобы их
внутренняя чистота, а также требование очищения церкви от всего, что даже
внешне напоминало католический культ, и было причиной их названия –
пуритане – от латинского слова purus – чистый.
Во времена королевы Елизаветы (1558-1603) пуритане – тогда еще не
«диссиденты», а приходские священники и мировые судьи, от которых в тот
период зависела судьба государства, - действовали энергично, добиваясь
ниспровержения и перестройки церковного порядка. Они поносили епископов как
«отродье антихриста». Они устраивали собеседования и молитвенные собрания
запрещенные властями. Елизавета жаловалась, что каждый лондонский купец
«имеет своего школьного учителя и устраивает ночные моления, толкуя писание
и просвещая настолько своих слуг и прислужниц, что я сама слышала, как
некоторые из их не стеснялись проверять ученых проповедников» и говорить,
что «такой-то учил нас иначе в нашем доме». Во многих графствах пуританское
духовенство устраивало собрания служителей церкви; эти собрания напоминали
пресвитерианские синоды и намеревались с помощью парламента в скором
времени вырвать власть у епископов.
Пуритане уже обнаружили способность к избирательным кампаниям, к
кулуарному воздействию на депутатов и к агитации, что в XVII привело к
преобразованию английской конституции. В 1594 году они наводнили английский
парламент петициями от духовенства, городских корпораций, мировых судей и
влиятельного сельского дворянства целых графств. Половина членов палаты
общин и даже Тайный совет были обращены в пуританство. Но Елизавета твердо
проводила политику «единой религии», религии среднего пути. Это была очень
верная политика, потому что пуританская церковная революция до Армады почти
наверное вызвала бы гражданскую войну между католиками и протестантами,
войну из которой Испания, возможно, вышла бы победительницей. В 1640 году
Англия была уже достаточно сильной и достаточно протестантской, чтобы
выдержать благополучно перипетии церковной революции и контрреволюции,
которые были бы для нее роковыми полстолетия раньше. В конце царствования
Елизаветы наступила определенная реакция. Пуритане на время были приведены
к некоторой видимости послушания церкви. Находившиеся вне лона церкви, как,
например, «браунисты», были немногочисленны и разобщены. Последовали
жестокие кары: некоторые из самых крайних пуритан были повешены, и еще
большее число посажены в тюрьмы. Но большая часть духовенства, а так же
джентри и купцы были лояльны по отношению к королеве.
В течение длительного царствования Елизаветы большая часть молодежи,
воспитанная на библии и на «Книге общих молитв», принимавшая участие в
борьбе Англии за свое существование, становилась пламенными протестантами.
Чтение библии и общие семейные молитвы входили в обычаи англичан. Семейное
богослужение было тогда более привычным для лондонских жителей, чем для
остального населения страны, однако уже тогда оно быстро и широко
распространялось.

2. Пуританство во времена Карла I и Кромвеля.

В начале XVII века в английском пуританстве начинается расслоение.
Умеренные пуритане не признавая власть епископов, назначенных сверху, они
кроме требования реорганизации церкви на кальвинистских началах и очищения
ее от «языческих» обрядов, требовали замены власти епископов синодами
пресвитеров-старейшин, которые избирались бы церковными общинами. Отсюда и
их название – пресвитериане. Для их церковь оставалась полицейским
учреждением, наделенное по отношению к верующим правом принуждения.
Носителями этого принуждения и контроля над совестью членов общины должны
были стать пресвитеры – самые почтенные, а следовательно наиболее именитые
и богатые люди. Пресвитерианство в основной массе выражало интересы крупных
купцов и части крупного дворянства связанного с деловыми кругами, наиболее
сильны были в Лондоне.
Радикальные крыло пуританства, в начале немногочисленное, полностью
отвергало принцип государственной церкви. Каждая религиозная община по их
мнению должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания,
естественно без католичества. Активизация радикальных кругов пуритан
привело к образованию религиозных сект конгрегационалистов, баптистов,
квакеров и т.п.. Конгрегационалисты, в последствии их назовут
«индепендентами», т.е. независимыми, требовали чтобы община верующих не
знала подчинения ни папе, ни епископу, ни королю, ни пресвитерам и их
синоду. Для них за пределами общины верующих уже не существовало никаких
авторитетов в делах веры. Да и что могли означать для них земные авторитеты
и церковные установления, ели они сами себя считали «святыми» (godly),
«орудием неба» или, как в последствии называл себя Кромвель, «стрелой в
колчане бога».
Патриотические и религиозные мотивы воодушевляли многих, кто
предоставлял средства, корабли и снаряжение для колонизации Нового света.
Наиболее деятельные организаторы этого движения принадлежали к знатнейшим и
богатейшим подданным короля; но сами колонисты были из средних и низших
слоев города и деревни. Они участвовали в колонизации отчасти из
эгоистических и экономических соображений, а отчасти – из идейно-
религиозных. Для большинства поселенцев религиозный мотив играл весьма
несущественную роль или даже совсем не имел никакого значения, но он
вдохновлял вождей эмиграции в Новой Англии, подобных отцам–пилигримам в
1620 году, а позже Джона Уинтропа и его товарищей. Их религиозное рвение
наложило пуританский отпечаток на северную группу колоний, что в
последующем оказало сильное влияние на социальное развитие будущих
Соединенных Штатов.
Те, кто пересекал Атлантику по религиозным мотивам, стремились, по
словам Эндрю Марвелла, избежать «ярости прелатов».(1) При Якове, Карле и
Лоде в Англии, допускалась только одна религия, и это была отнюдь не
пуританская религия. Некоторые из религиозных эмигрантов в Новую Англию
стремились установить в этой дикой стране «царствие божие» по женевскому
образцу и принудить к этому всех, кто захочет стать гражданами
теократической республики – чем в начале действительно и был Массачусетс.
Другой тип пуританских изгнанников – подобно основателю колонии Род-Айленд
Роджеру Вильямсу и различным группам переселенцев Нью-Гемпшира и
Коннектикута – желал пользоваться религиозной свободой, но готов был
распространить ее и на других. Вильямс был изгнан из Массачусетса за то,
что отстаивал мнение, что светская власть не способна оказывать какое-либо
влияние на совесть людей. Так в Новой Англии уже в 1635 году выявилось то
противоречие между двумя пуританскими идеалами – принудительным и
либеральным, - которое позже раскололо ряды победителей «круглоголовых»
старой Англии. Терпимое отношение к различным религиям господствовало в
англиканской Виргинии и Мэрилэнде, основанных католиком лордом Балтимором.
В Новой Англии церковная конгрегация укрепляла связи и руководила
политикой округа. Этим было в отчасти и обусловлен независимый характер
английских поселений – многие колонисты покинули Англия с мятежным
настроением, в поисках спасения от ее церковных порядков. А король Франции,
наоборот, обычно не допускал гугенотов в Канаду. В Новой Англии
установилась пуританская демократия фермеров и торговцев, которая
происходила из привычки к самоуправлению существовавшей в старом английском
обществе. В начале XVII века английское графство и деревня, находившиеся
под властью сквайров и мировых судей, все еще сохраняли элементы общинного
самоуправления. Эмигранты перенесли также суд присяжных и обычное
английское право – закон свободы. Немалую роль сыграла доктрина о праве
парламента как представителя народа соглашаться или не соглашаться на
введение налогов; эта доктрина была широко распространена в Англии Якова I
и Карла I, особенно среди лидеров оппозиции, подобных Эдвину Сендису,
который так много сделал для колонизации Виржинии, и среди пуританского
дворянства и иоменов Восточной Англии, сыгравших главную роль в заселении
Новой Англии. Для этих людей являлось непреложной необходимостью
немедленное создание колониальных собраний.
Дух независимости стимулировался религией библии, которую колонисты
принесли с собой с родины. Даже в Массачусетсе, где священники и пуритане
сначала получили тираническую власть над остальными, не существовало ни
каких правовых норм для их духовного и социального господства, помимо
молчаливого согласия их граждан. Духовенство Новой Англии не могло, подобно
англиканскому духовенству Лода, претендовать на авторитет, исходящий от
короля. Еще менее могло оно, подобно католическим священникам,
руководившими всей жизнью французской Канады, опираться на незапамятную
древность своей духовной власти. Единственным основанием для власти церкви
Новой Англии или Виржинии было общественное мнение. В дальнейшем это
привело к тому, что религия американцев, говорящих на английском языке,
стала конгрегациональной, а не церковной.
Та стадия экономического и социального развития, которая была
достигнута Англией в 1640 году, была не причиной, а необходимым условием
политических и религиозных движений, которые разразились неожиданной
вспышкой. Бесчисленные секты, такие, как баптисты и конгрегационалисты,
смогли так быстро приобрести государственное значение, а на некоторое время
и господствующее положение, только в таком обществе, где было много личной
и экономической независимости в среде класса иоменов и ремесленников, и
только в такой стране, где почти в течении всего прошлого века
индивидуальное изучении библии составляло существенную часть религии и
служило главным стимулом развития народных представлений и интеллекта.
Если бы в господском доме, на ферме и в хижине бедняка были газеты, журналы
и романы, которые конкурировали бы с библией, то не произошло никакой
пуританской революции.
Сама пуританская революция по своим основным устремлениям была
удивительно похожа на «Странствия паломника» Джона Беньяна: «Я задремал, и
мне показалось, что я видел человека, одетого в рубище, стоявшего на каком
то определенном месте, отвернувшись от своего дома, с книгой в руке и
огромной ношей на плечах. Я взглянул и увидел, что он открывает эту книгу
и читает ее; и, когда он читал, он плакал и дрожал. Наконец он не мог
больше выдержать и разразился громким плачем, восклицая: «Что делать?»».
(1)
Эта одинокая фигура с библией в руках и бременем грехов на плечах
символизирует не только самого Джона Беньяна. Она – символ пуританства
английской пуританской эпохи. Когда Беньян был молодым человеком – в
ближайшие годы после битвы при Нейзби, - пуританство достигло своей
наибольшей силы и мощи в войне, политике и литературе, в общественной и
частной жизни. Но движущей силой машины, которая развила такую огромную
энергию, пробивая себе путь сквозь препоны национального уклада жизни,
основной движущей силой всей революции была именно эта одинокая фигура из
первой строфы «Странствия паломника»: бедняк, ищущий спасения со слезами
на глазах, не имеющий никакого «путеводителя», кроме библии в руке.
Множество таких людей, объединенных одной религиозной идеей и
организованных в полки, являлись огромной силой, способной творить или
разрушать. Это была та сила, с помощью которой Оливер Кромвель, Джордж Фокс
и Джон Уэсли, сами обладающие такого же рода склонностями, творили свои
чудеса.
Было бы ошибкой предполагать, что такая строгость в личной и семейной
религии была свойственна лишь пуританам и «круглоголовым». Мемуары
семейства Верни и многие другие письменные памятники того времени
показывают нам, что семьи «кавалеров» (роялистов) были столь же религиозны,
как пуритане, хотя и не надоедали библейскими изречениями по всякому
случаю повседневной жизни.
Характеристика английского общества будет неполной без упоминания
того, что в нем перед началом Гражданской войны широко распространилось
образованность, как религиозная, так и классическая. Значительна часть
населения, даже в отдаленных деревнях умела читать и писать. Хотя большую
часть, того что читали, конечно же составляли книги религиозного
содержания, сборники проповедей того или иного знаменитого проповедника, а
также памфлеты на политические и религиозные темы. В дворянских же домах
читались или лежали на полках библиотек наряду с проповедями и памфлетами
поэтические сочинения и произведения классиков. Без сомнения, большая часть
иоменов, сквайров и купцов читала очень мало, но некоторые из них охотно
читали книги. Гражданская война была войной идей, а идеи распространялись
или через печать, или в рукописях, а также проповедником и в беседах людей
друг с другом.
Гражданские войны Карла и Кромвеля не были, подобно войнам Алой и
Белой розы, борьбой за власть между двумя группами аристократических
семейств, к которой большинство населения, а в особенности горожане,
отнеслись с отвращением и безразличием. В 1642 году город и деревня взялись
за оружие. Однако это была война не города против деревни, хотя до
некоторой степени для Лондона и его окрестностей она была борьбой против
деревенского Севера и Запада. Меньше всего она была войной между богачами
и бедняками. Это была война религиозных и государственных идей.
Несомненно, выбор людьми той или иной политической и религиозной партии до
известной степени и в некоторых случаях определялся социальными и
экономическими обстоятельствами, но сами люди делали это полусознательно.
На стороне короля было больше лордов и дворян, на стороне парламента –
больше иоменов и горожан. Кроме того, Лондон был на стороне парламента.
Однако такое расслоение было и внутри каждого класса в городе и деревне.
Роялизм был сильнее всего там, где экономические и социальные перемены
предшествующего столетия чувствовались меньше всего. Короля и церковь
больше всего любили в сельских районах и торговых городах, наиболее
удаленных от столицы и наименее связанных с заграничной торговлей.
Парламентские и пуританские симпатии были сильнее всего там, где
экономические перемены были наиболее глубокими, как, например, в Лондоне,
где наибольшее влияние оказывали крупные елизаветинские торговые компании,
в приморских портах и в промышленных городах или округах, таких, как,
Тонтон, Бирмингем и округ суконного производства в Дейлз. Сквайры у которых
были самые тесные деловые связи с Лондоном или торговцами и промышленниками
в разных местах, тяготели по своим политическим и религиозным взглядам
больше всего к партии «круглоголовых». Лондонский округ был сразу же
захвачен войсками парламента, и роялистское меньшинство в нем было
фактически уничтожено. То же самое случилось в восточных графствах,
объединенных в «Восточную ассоциацию» и находившихся в твердых руках
Кромвеля, - в районе откуда в предшествующие годы прибывало большинство
эмигрантов в Новую Англию и где в это время вербовались первые
«железнобокие» среди иоменов, читающих библию.
Гражданская война не была социальной войной, а представляла собой
борьбу, в которой партии разделились по политическим и религиозным
убеждениям, причем линия расхождения приблизительно соответствовала,
делением социального характера. В событиях последовавших за войной, в
период индепендентской республики (1649-1660), классовое расслоение стало
более заметным. Джентри в целом стали все более и более отходить от вождей
«круглоголовых» их дела. Но демократические идеи равенства людей
независимо от их положения и состояния оказывали свое влияние на
политические события этого времени. Но эти идеи носили больше политический,
нежели социальный характер. Пуритане из рядов «армии нового образца»
отстаивали избирательные права в парламент для всего взрослого населения,
но не социалистическое перераспределение собственности. Только небольшая
секта «диггеров» под руководством Уинстэнли провозглашала, что английская
земля принадлежит английскому народу, и была украдена сквайрами. Но их
быстро подавили главари армии. Когда «диггеры» предостерегали
«круглоголовых», что политическая революция будет беспочвенной и не
удержится, если не будет основываться на социальной революции, они были
правы, как это вскоре и показала реставрация монархии.
Даже идеи политической демократии поддерживались исключительно
сторонниками крайнего, радикального течения этой победоносной армии. Среди
народных масс не было никакого движения в этом направлении, и если бы
прошли выборы на основе всеобщего голосования, то они окончились бы
реставрацией роялистов.
В связи с вышеизложенным хотелось бы привести мнение Джона
Тревельяна: «Революция Кромвеля не была ни социальной, ни экономической по
своим причинам или мотивам: она была результатом политического и
религиозного мышления и устремления людей, у которых не было никакого
желания перестраивать общество или перераспределять богатства».(1.стр.
253).
При господстве английских пуритан искоренение порока было возложено не
на церковные, а на обычные светские суды. В 1650 году был проведен закон о
наказании смертью за нарушение супружеской верности, и это дикое наказание
действительно применялось в двух или трех случаях. После того как даже
пуритане присяжные отказались приносить приговоры, эта попытка провалилась.
Но в тот период общественное мнение поддерживало закон о запрещении дуэлей,
применявшийся более успешно, пока после реставрации не была восстановлена
свобода для убийц-дуэлянтов. Использование солдат для обхода частных домов
в Лондоне с целью проверки, не нарушается ли суббота и соблюдаются ли
установленные парламентом посты (а при таких обходах солдаты обычно уносили
найденную на кухне пищу), вызывало самое резкое негодование. Такое же
негодование вызвал во многих местах запрет обрядного обычая, по которому
накануне майского праздника рубили молодые деревья для украшения жилищ, а
также запрет состязаний в воскресенье после полудня. Однако гонения на
«субботние» развлечения в основном сохранились и после реставрации
монархии. Несмотря на англиканскую и либеральную реакцию 1660 года,
пуритане навсегда наложили свой мрачный отпечаток на «английское
воскресенье».
Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и
протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была
распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего
развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных
периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на
время правления Долгого парламента (1645-1647), когда в восточных графствах
были казнены 200 «ведьм», главным образом в результате крестового похода
Мэтью Гопкинса, искателя «ведьм». Правительство Карла I, а также республика
«круглоголовых» и протекторат, прекратили эту нелепую жестокость.

3. Реставрация и закат пуританства в Англии.

После торжества парламентских армий наступило «царство святых» с их
воспеваемых в псалмах благочестием, которым пользовались как лозунгом для
того, чтобы добиться благосклонности правящей партии, с их вмешательством в
жизнь простых людей, с их запретом театров и традиционных спортивных
состязаний. Вызванные этим антиклерикальные чувства проявились настолько
бурно, что стали одной из главных причин антикатолической революции
1688 года. Во многих поколениях в дальнейшем ненависть к пуританству наряду
с ненавистью к католичеству проявлялась как в диких инстинктах и традициях
толпы, сжигавшей часовни, так и в действиях подавляющего большинства
представителей высшего класса.
В церковно-религиозной области результатом Реставрации 1660 года было
восстановление епископов, «Книги общих молитв», и англиканского отношения к
религии вместо пуританского. Во время ее многие из лидеров «круглоголовых»
канули в неизвестность или попали в ссылку; другие же, как Монк, Эшли
Купер, полковник Берч и Эндрю Марвелл, сохранили свое положение в
парламенте или рядах правительственных чиновников. Поскольку с цареубийцами
было покончено, прежние «круглоголовые» не были объявлены вне закона,
исключая лишь тех, кто упорно продолжал посещать тайные «сектантские
молельни», как теперь называли места пуританского богослужения.
После Реставрации сохранилась лишь небольшая горстка землевладельцев,
посещавших тайные сектантские молельни. До начала методистского движения
Уэсли конгрегации и собрания секстантов были сосредоточены почти
исключительно в Сити, в рыночных городах и в промышленных округах, хотя во
многих деревнях находились отдельные семьи квакеров и баптистов. Некоторые
из их были бедными ремесленниками, как например, Джон Беньян; другие,
особенно в Лондоне и Бристоле, были настолько богатыми купцами, что могли
скупить имения сквайров, преследовавших их. И часто такие купцы
действительно скупали имущество нуждающихся дворян после накопления
закладных на их земли. В следующем поколении сын купца-секстанта был уже
сквайром или священником. По прошествии еще одного поколения, и леди,
вышедшие из этих семейств, с пренебрежением будут говорить о всех, кто
посещает собрания секстантов или занят торговлей.
После Реставрации в обществе исчезла та чрезмерная озабоченность
церковными делами, которая характеризует Англию Кромвеля. Общественная
реакция, ниспровергнувшая пуритан, была больше светской, чем религиозной.
Англичане с облегчением приветствовали возврат старой англиканской церкви,
главным образом потому, что она менее назойливо требовала проявления
религиозного усердия в повседневной жизни. Пуритане заставляли людей
«принимать религию вместе с хлебом» до тех пор, пока люди не почувствовали
отвращения к пуританству.
После 1660 года в течении жизни одного поколения пуритан часто жестоко
преследовали, но больше по причинам политическим и социальным, чем по чисто
религиозным. Целью кодекса Кларендона было предотвратить возрождение партии
«круглоголовых» и отомстить за несправедливости, которые пришлось
претерпеть сторонникам англиканской церкви. Но преследования не носили
религиозного характера; это не было искоренением ереси. Горькие пьяницы –
охотники на лисиц из господского дома – ненавидели пресвитериан соседнего
города не потому, что те придерживались учения Кальвина, а потому, что они
говорили в нос, цитировали «Священное писание» вместо честных общепринятых
клятв и голосовали за вигов, а не за тори.
Хотелось бы также подчеркнуть, что после реставрации в Англии быстро
распространялась экспериментальная наука. Распространение научного
исследования оказало влияние на характер религиозного верования. Век
веротерпимости последовавший за революцией 1688 года, был в основном
подготовлен научными достижениями эпохи Реставрации. В 1677 году был
отменен указ о сожжении еретиков и законом были запрещены все «наказания с
лишением жизни при церковном осуждении». В Англии после гражданской войны
не было случаев лишения человека жизни или свободы за атеизм, хотя на
общественном положении это могло отразиться неблагоприятно. Многие из
руководящих государственных деятелей, не исключая самого Карла II, когда он
находился в веселом настроении, проявляли скептическое отношение к религии
и порой вели себя, просто как атеисты.


4. Список используемой литературы:

1. Тревельян Дж. М. «Социальная история Англии» М. 1959 г.
2. Барг М. А. « Кромвель и его время» М. 1959 г.
3. Клибанов Ф. «Религиозное сектантство в прошлом и настоящем» М. 1973
г.




Реферат на тему: Влияние реформ Петра I на историю Отечества

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА



Влияние реформ Петра I на историю Отечества.

Автор: Мульцын К.А.
ученик 11 «Б» класса.
Руководитель: Яшина Е.И.



г. Новосибирск, 1999 г.
План:

I. Введение.

II. Портрет Петра I

III. Реформы Петра I

1) Предпосылки петровских реформ

2) Экономическая реформа

3) Административная реформа

4) Реформа в области культуры и быта

5) Церковная реформа

6) Военная реформа

7) Итоги реформ

IV. Реформы Петра I и особый путь России

V. Современные аспекты реформ

VI. Заключение
Введение.
В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой
путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться
идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок
экономики, производства, деградация общественного сознания. Только сильная
рука может вытащить наше государство из этого «постсоветского пике» и
поставить его вновь на ноги. Я убежден в том, что для успешного выхода из
кризисной ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить
подобные ситуации имевшие место, прежде всего, в родной стране. Как
говорится, все новое – это просто хорошо забытое старое, тем более что
Россия переживала уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким
и эффективным политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII
столетии великий человек, первый русский император – Петр I.
Тем не менее, до сих пор обсуждается вопрос: прав ли был Петр, выбирая
путь полной ориентации на запад? С другой стороны, необходимо посмотреть,
был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения
запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один интересный момент: как
бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?
Цель, преследуемая данной работой: проанализировать ситуацию, имевшую
место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть
способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ
Петра в различных сферах общества, проанализировать последствия реформ,
сравнить ситуацию Петровскую с ситуацией современной, рассмотреть
возможность ориентации современной России на западные страны, на восточные
страны или же выбрать самобытный путь развития.
Поставленная цель выполняется посредством анализа фактов, исторических
документов (из вкладок и приложений к литературе), сравнения мнений
историков по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на
личность Петра, его реформы и их последствия; с помощью социального
прогноза.
При подготовке реферата были использованы труды таких величайших
историков, как С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.
Сергей Михайлович Соловьёв. В своих чтениях Соловьёв глубоко анализирует
деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела
Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и
продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России.
Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов,
считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили
во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам
Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что
он один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена
предшествующим развитием России, он обращается к допетровской истории,
чтобы понять, откуда произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В
этот период, считает историк, в жизни русского народа произошёл переход из
одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в
возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к
наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.
Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключевского
долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает
мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как
"вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои
преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство
долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на
окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра
Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.
Ключевский писал, что бюрократизация вела к массовому казнокрадству и
другим должностным преступлениям. Позднее, в начале ХХ века, всё более
проявлялась антимонархическая позиция Ключевского. Он укоряет Петра за
самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения
поставленных задач и т. п.
Сергей Фёдорович Платонов. Основа всего жизненного труда Платонова -
стремление избежать тенденциозности, подгонки фактов под предвзятую схему.
Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских преобразований.
Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его
личности и деятельности, высоко оценив "богатство природных способностей
Петра" как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится
к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном
Петром "государстве не было ни привилегированных лиц, ни привилегированных
групп, и все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед
государством".
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое
изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и
деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим
материалом.
Именно здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые
экономические показатели того времени. Много внимания уделено
международному положению России и его изменению в связи с событиями
петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к
другим источникам информации о деятельности Петра Великого.
История СССР, несмотря на то, что была издана в 1975 году, представляет
собой источник многих очень важных фактов и оценок. Учебник был написан для
исторических факультетов ВУЗов и в нём даётся серьёзный анализ всем
событиям петровской эпохи.

Портрет Петра I[1]

Пётр Алексеевич Романов (Пётр I, Пётр Великий) - первый император
всероссийский, родился 30 мая 1672 года, от второго брака царя Алексея
Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А.С.
Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его
второго брака. Первая жена царя, дочь И.Д. Милославского Марья Ильинична,
умерла, оставив ему двух сыновей Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким
образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу
круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с
сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались
физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич
Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из
братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины,
но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем
сдерживал проявления семейной вражды.
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и
Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги.
Боярин А.С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в
Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его
начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын
Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его
князем-папой шутовской коллегии пьянства.
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и
апостол. Так же начинали своё учение и царь Алексей, и его старшие сыновья.
Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца,
про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском.
Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое значение
для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской
семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был
крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра
при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.
Учился ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным;
сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных
листов”, то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в
Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была следовать
схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры
Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить
грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и
греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого
обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр
остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал
грамматику и орфографию.
Царь Фёдор Алексеевич умирает, не оставив наследников престола. По
общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний
Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти.
Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и др.) устроили дело так,
что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём
младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его
родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными
среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович
Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли
стрелецкое войско.
Стрельцам дали знать, что царевич Иван задушен и в руки стрельцов
дали список “изменников-бояр”. Стрельцы поверили и начали открытый мятеж.
15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья
Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и
показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились в царский
дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и
многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен
стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом:
стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали
на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались
в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его
ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался
иноземному послу 16-летним юношей.
Через неделю после начала бунта (23 мая) победители потребовали от
правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-
го), по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было
вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в
государственных делах.
За всё время регентства Софьи Наталья Кирилловна приезжала в Москву
лишь на несколько зимних месяцев, проводя остальное время в подмосковном
селе Преображенском. Около молодого двора группировалась значительная часть
знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с временным
правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился
переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни
было желания. Царица Наталья, женщина “ума малого”, по выражению её
родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому, исключительно о
физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым
“молодыми ребятами народу простого” и “молодыми людьми первых домов”;
первые, в конце концов, взяли верх, а “знатные персоны” были отдалены.
Весьма вероятно, что и простые и знатные приятели детских игр Петра
одинаково заслуживали кличку “озорников”, данную им Софьей.
Огненный, гениальный ребёнок не может сидеть в комнате без дела; он
рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу
молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все
живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села
Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё
собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд
“преображенские конюхи”, как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр
придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе
Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском), и понемногу
из “потешных” полков у Петра образовались настоящие полки, положившие
впоследствии начало гвардии. Полевая забава Петра получила широкие размеры
и серьёзное значение. Пётр понял важность военного дела и стал учиться
инженерному и артиллерийскому искусству.
“Для математики, фортификации, токарного мастерства и огней
артифициальных” появляется при Петре учитель-иностранец Франц Тиммерман.
Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях
усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской
премудрости: те же тетради показывают, что основания этой премудрости так и
остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда
были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и
кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный
мореходный ботик (“дедушку русского флота”) и научился плавать на нём, он
весь ушёл в это дело и начал строить суда на большом Переяславском озере.
Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к
немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти
объяснения многим непонятным для русских людей вещам, например астролябии.
Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы,
учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и
весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К
сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его
воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и
шумных пирушек.
Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без
правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний
приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой
необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было
любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато
образовывались близкие отношения с “немцами”. Пётр не любил правительство
Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями
Софьи.
Участие Петра в государственных делах, во время регентства Софьи,
ограничивалось присутствием на торжественных церемониях. Пётр весь ушёл в
свои забавы. Московские люди считали его несерьёзным и пустым человеком.
Единственным крупным и неудачным вмешательством матери в личную жизнь
Петра была женитьба на Е.Ф. Лопухиной 27 января 1689 года раньше достижения
Петром 17 лет. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и
сделать его более солидным. Так как приближался конец опёки царевны Софьи
над царями и царством, это была скорее политическая, чем воспитательная
мера.
С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров
супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что “изрядная
любовь” Петра к жене “продолжилась разве токмо год”, а затем Пётр стал
предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского
полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он
вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело
проводил там время даже зимой.
Реформы Петра I[2]
1. Предпосылки реформ.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были
предпосылки петровских реформ?
Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой
серьезную опасность для независимости русского народа.
Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему
продукции значительно уступала промышленности западно-европейских стран.
Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого
дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и
неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого
стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.
Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы
просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было
необразованных и вовсе неграмотных людей.
Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена
перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла
обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.
Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли
значительные сдвиги в ее развитии.
Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли
кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами.
Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -
основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся
от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля.
Во второй половине XVII века начинает изменяться характер
государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется
абсолютизм.
Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и
механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и
"рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.
Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России:
"Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и
Вальтерам Скоттам!"
XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с
Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические
связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и
просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно,
брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было
необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало
возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития
России грандиозные реформы Петра.
Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа,
"требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная
преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в
ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое
при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом
беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.
Внешние опасности государства опережали естественный рост народа,
закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять
тихой постепенной работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и
русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие
реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства
русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала
война.

2. Экономические реформы.
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность
совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой
четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В
Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные
предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле,
верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни
характеризовалась высокой степенью применения командных и
протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из
дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических
культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства,
продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной
эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для
российской промышленности привели к широкому распространению таких
культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и
конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г.
предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и
Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны
ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили
своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие
сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где
дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами
строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.
крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские
наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые.
Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно
больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г.
единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от
возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с
государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год).
Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства
(примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн.
руб. в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких
крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было
основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание.
Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской
промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения
очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но
использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных,
приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В
зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились
на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было
предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием
(посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных
крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в
основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи,
рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары
широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а
также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью
обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых
разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые.
Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические,
оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п.
Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия
для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду
государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам
А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А
буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то
они... получат милость".
Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой,
бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной,
кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.
Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес
Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя.
Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,
строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в
новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725
г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к
концу XVIII в. более 2 млн. пудов.
К концу царствования Петра в России существовала развитая
многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале.
Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,
петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный
двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала
благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на
мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ,
пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в
свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного
дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась
самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за
сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная
полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не
зависящая от импорта.

3. Административные реформы.
В. О. Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая
показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по
ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще
относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы
управления проводились наспех, беспрограммно. Те или иные изменения в
государственном управлении, административно-территориальном делении России
диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно
более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих
военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-
реформатора было также характерно стремление перенести военные принципы на
сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма
показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный императором
в Сенат:
"Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в
Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией воинских
людей, аднакож 3касается и до всех правителей земских". Петр относился к
государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту -
как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему.
Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал: "Петр не только одевался
как солдат, но и действовал и думал как солдат".
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления,
приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или
сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях,
иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям.
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские
названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы
управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на физическое
вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми членами) решения
стала принимать своеобразная "команда", составленная из ближайших
сподвижников царя. На первых этапах главным советником Петра был князь
Федор Ромодановский, по словам современника, "злой тиран, пьяный по вся
дни".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого
ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского
купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть
воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. Во главе
новых органов была поставлена Московская ратуша, выбираемая купцами
Москвы. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных
доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов
самоуправления. Во главе Ратуши стоял обер-инспектор ратушного
правления. Первым человеком, занявшим эту должность, был бывший дворецкий
Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие
к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести
основную массу управления на места, так как "человеку трудно за очи все
разуметь и править". Такая организация управления обеспечивала более
высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после
окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и
обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г. начинается осуществление
новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний,
которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской,
Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской,
Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе
пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы.
Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась
земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и
приказы; с 1710г. воеводы стали называться уездными комендантами. В
подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер,
ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом,
губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а
Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское
учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена
особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать
одну "долю" с

Новинки рефератов ::

Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)


Реферат: "На дне" - философская драма (Литература : русская)


Реферат: Ортодоксальность теории З. Фрейда (Психология)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Компьютеры)


Реферат: Страхование жизни (Страхование)


Реферат: Политическая история Полоцкого княжества 12 века (История)


Реферат: Влияние физической культуры и спорта на формирование профессиональных навыков (Спорт)


Реферат: Финансово-промышленная группа «РОССТРО» (Финансы)


Реферат: Источники международного экономического права (Международное публичное право)


Реферат: Шпаргалки по уголовному праву (общая часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Если вы заблудились в тайге (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История русской матрешки (Искусство и культура)


Реферат: Теория происхождения государства и права (Государство и право)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Ставропольского края (География)


Реферат: Автоматика (Радиоэлектроника)


Реферат: Международные автомобильные перевозки на примере транспортного предприятия (Транспорт)


Реферат: Устный счет как средство повышения интереса к уроку математики (Педагогика)


Реферат: Модемы (Компьютеры)


Реферат: Будущее (Философия)


Реферат: Вопросы на экзамен по ДМ (детали машин) (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист