|
Реферат: Конституционное право зарубежных стран (Право)
Вопросы и конспекты ответов к экзамену по курсу «Конституционное право зарубежных стран»
1. Понятие КП ЗС как отрасли прав. 2. Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право ЗС. 3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального права. 4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права. 5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм. 6. Субъекты конституционно-правовых норм. 7. Источники КП ЗС как отрасли права. 8. КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть). 9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС. 10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС. 11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений. 12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС. 13. Содержание экономических основ общественного строя. 14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление. 15. Место и роль государства в политической системе ЗС. 16. Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы). 17. Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС. 18. Социальные основы общественного строя ЗС. 19. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС. 20. Способы конституционного формулирования прав, свобод, и обязанностей. 21. Понятие и содержание личных прав и свобод человека. 22. Понятие и содержание социально-экономических прав и свобод граждан. 23. Понятие и содержание политических прав и свобод граждан. 24. Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС. 25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации). 26. Выбор гражданства (оптация). 27. Прекращение гражданства. 28. Правовое положение бипатридов и апатридов. 29. Формы государственного устройства (понятия и виды). 30. Признаки унитарного государства. 30.1. Сложное государственное устройство. 31. Признаки федеративного государства. 32. Понятие и признаки государственного суверенитета. 33. Форма правления (понятие и виды). 34. Понятие и виды монархий. 35. Правовое положение монарха в системе органов государственной власти. 36. Политический (государственный) режим (абсолютизм, парламентаризм, министериализм). 37. Республика и ее разновидности. 38. Глава государства в системе органов государственной власти при республиканской форме правления (функциональное предназначение, полномочия, ответственность, порядок избрания, аппарат президента в ЗС). 39. Парламент в ЗС (порядок формирования, состав, полномочия, парламентские процедуры). 40. Парламентаризм: понятие, история, основные черты. 41. Законодательный процесс и его стадии. 42. Правовой статус депутата (императивный и свободный мандат, иммунитет и индемнитет). 43. Правительство в ЗС: место и роль в системе органов государственной власти, порядок формирования, полномочия и аппарат. 44. Избирательное право: понятие и принципы. 45. Стадии избирательного процесса в ЗС. 46. Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная). 47. Референдум (плебисцит): понятие, виды, порядок проведения. 48. Местное самоуправление в ЗС. 49. Право на жизнь и неприкосновенность личности, право на сопротивление насилию: понятие и гарантии реализации. 50. Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений: понятия и основные ограничения.
1. Понятие КП ЗС как отрасли прав. КП ЗС – это есть основная отрасль права каждой страны, представляющая собой совокупность правовых норм регулирующих основы конституционного строя, взаимоотношения государства и личности, государственное устройство и основные органы власти, деятельность этих органов государственной власти. Предметом КП ЗС являются 4 группы: основы конституционного строя; конституционные права, свободы и обязанности; государственное устройство; органы власти. Методы правового регулирования: метод власти отношений (государственных властных полномочий); наделение сторон правами и обязанностями; совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.
2. Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право ЗС. КП – в основе англосаксонская система. ГП – в основе романская (германская) система. КП – верховенство конституции над государством. Исторически сложилось так, что в странах где ведущую роль играли конституционно-правовые акты, акцентировавшие внимание на правах и свободах человека и закреплении их в конституциях – данная отрасль права называлась КП (Великобритания, Франция). В странах, в которых конституционно-правовая наука придавала основополагающее значение развитию государства и его институтов, а также их правовому оформлению и закреплению (Германия), соответствующая отрасль получила название ГП. Термин ГП вошел и в русскоязычную литературу и науку, т.к. монархия в России по своим основным параметрам была ближе к государственной системе кайзеровской Германии, чем к парламентарной монархии Великобритании. Нередко в литературе подчеркивается, что 2 эти термина идентичны, что это синонимы. Такое утверждение применимо к реалиям Германии, Швеции или Скандинавским странам, где ГП постепенно слилось с КП. Однако некоторые западные авторы утверждают, что принципиальное различие сохранилось до сегодняшних дней: расстановка акцентов на приоритетных целях права.
3. КП в каждой стране – основная, главная отрасль системы национального права. Конституционное право, как отрасль права, это ведущая отрасль национального права, представляющая собой совокупность правовых норм устанавливаемых государством, в которых закрепляются основы конституционного строя, основы взаимоотношений государства и личности, федеративное устройство и основы организации и деятельности органов государственной власти. Под отраслью права понимают совокупность норм права, которые регулируются. Предметом КП, как отрасли права являются 4 группы общественных отношений: а) основы конституционного строя РФ; б) основы взаимоотношений государства и личности; в) федеральное устройство; г) основы организации и деятельности органов государственной власти. Все эти 4 группы находят свое отражение в текстах КЗС и определяют их структуру. Методы правового регулирования КП: а) метод властных отношений – предполагает наличие у одной стороны государственно-властных полномочий, которые закрепляются за высшими органами власти, что и определено в Конституции; б) наделение сторон конкретными правами и обязанностями, через механизм прав и обязанностей; в) совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей. КП ЗС особенная отрасль права, основополагающая ее роль определяется следующим: КП определяет основы других отраслей права (ГП, ТП, СП); Основной источник КП – Конституция, все другие нормативные акты должны ей соответствовать; КП регулирует законодательный процесс (порядок принятия законов – источников других отраслей права).
4. Соотношение КП ЗС и международного публичного права. Общие черты КПЗС: 1) В основе любой современной конституции лежат социальные отношения (отношения между государством и человеком). Эти отношения закрепляют главную задачу государства: сгладить социальные противоречия, предотвратить социальный взрыв. Олбутсмен – уполномоченный по правам человека. 2) В основе всех конституций лежит демократизм в управлении государственными и общественными делами. Власть принадлежит народу. 3) Постепенно сближение национального и международного права: а) общие органы власти, которые вправе принимать решения обязательные для исполнения всеми государствами-участниками организации (ЕС, Европарламент, Европейский суд). б) Все конституции закрепляют верховенство норм МНП над национальным законодательством. в) В конституциях закрепляются системы органов власти, призванные осуществлять внешнюю политику, порядок заключения, исполнения и расторжения (денонсации) МНД. г) Конституции закрепляют общественные отношения, имеющие МН значение (гражданства, правила натурализации иностранцев или апатридов).
5. Особенности и классификация конституционно-правовых норм. Конституция определяет основы права. Детализация производится в нормативных актах. КПН – это нормы права, устанавливаемые и закрепляемые государством. Особенности норм КП: а) ядро (основу) составляют нормы Конституции; б) как правило, нормы Конституции закрепляют правила поведения в общем виде, их детализация и конкретизация осуществляется в нормах других отраслей права (нормы бланкетные, отсылочные); в) учредительный характер содержащихся в нормах КП предписаний (определяют формы правовых актов, порядок принятия и опубликования, компетенцию госорганов в сфере правотворчества); г) как правило, нормы конституции имеют 2-х элементную структуру (Д и Г, С – нет). Классификация норм КПЗС: 1) По характеру содержащихся предписаний - управомочивающие (закрепляют право субъектов осуществлять действия, в рамках своих полномочий ( нормы- цели, нормы-принципы, нормы-задачи), обязывающие (закрепляют обязанности субъектов, регламентируют тот вариант поведения (действия) субъекта, который соответствует требованиям Конституции) и запрещающие (содержат запреты на совершение определенных действий) нормы. 2) По функциональной направленности - материальные (предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений) и процессуальные (определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы представительных органов, процедуру принятия законов) или процедурные нормы. 3) По характеру регулируемых отношений - одни связаны со сферой общественных отношений (отражают основы конституционного строя), другие – закрепляют основы правового статуса человека и гражданина, третьи – с федеративным устройством страны, четвертые – с системой органов государственной власти. 4) По действию во времени – постоянно действующие (многократного действия) и разовые (однократные). 5) По степени определенности содержащихся описаний - императивные (однозначные, не допускающие свободы усмотрения субъекта в применении установленных ими правил) и диспозитивные (предусматривают возможность выбора вариантов действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств) нормы.
6. Субъекты конституционно-правовых норм. КПО –это общественное отношение, урегулированное нормой КП, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Специфика КПО: отличаются своим содержанием; свойственен особый субъектный состав; свойственно большое разнообразие видов правоотношений. Субъектами КПО являются юридические и физические лица: Юридическое лицо #G0- по #M12291 820000862гражданскому законодательству#S организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или #M12291 820002374оперативном управлении#S обособленное #M12291 820001403имущество#S и отвечает по своим обязательствам этим #M12291 820001403имуществом#S, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. #M12291 820000865#SПравоспособность Ю.л. возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Ю.л. действует на основании устава, либо учредительного #M12291 820001085договора#S и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, Ю.л., не являющееся #M12291 820001594коммерческой организацией#S, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Физическое лицо #G0- в гражданском праве отдельный гражданин (#M12291 820001451иностранный гражданин#S, #M12291 820001845лицо без гражданства#S) как субъект #M12291 820000865гражданского права#S, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием. #M12291 820000853Гражданин #S #G0- лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Г. имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Г. конкретного государства отличаются от иностранных Г. и #M12293 0 820001845 2210214720 49543605 3941585009 4 2827 2337732223 1399352108 3200576884лиц без гражданства#S, находящихся на территории этого государства. В частности, только Г. принадлежат политические права и свободы. Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Событие – то, что происходит помимо воли человека. Действия – волевая и осознанная деятельность дееспособных граждан и правоспособных лиц (юридические поступки и юридические акты).
7. Источники КП ЗС как отрасли права. Источники КП ЗС – основной инструмент юриста. 1) Общепризнанные принципы и нормы международного права. 2) Конституции – основной закон государства. 3) Законы ЗС: конституционные (вносят изменения в К); органические (принятые на основе бланкетных норм К); обычные (текущие) парламентские законы. 4) Нормативные акты издаваемые в порядке замещения Парламента (законы и указы, – равные по силе, различия определяются условиями и порядком принятия). 5) Акты Правительств и глав государств, к числу которых относятся указы, декреты, приказы, артофаксы. Франция – контрасигнатуры. 6) Регламенты палат Парламентов. 7) Обычаи и традиции, требующие высокого самосознания населения (англосаксонское право). 8) Нормативные акты органов конституционного надзора (КС и ВС). 9) Судебные прецеденты (решения вышестоящих судов, обязательные для нижестоящих). Характерны для англосаксонской системы права. 10) Специфические источники: нормы мусульманского права (нормы шариата).
8. КП ЗС как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть). КП, как наука – это есть отрасль правоведения (государствоведения) и представляет собой совокупность всех идей и знаний (история, теория, зарубежный опыт и т.д.) о государственно-правовых отношениях. Изучает процесс формирования, эволюции и реального функционирования институтов и норм КП ЗС. Наука КП имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права, конституционно-правовые отношения, их историческое развитие и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений в их логической связи между собой. Система науки КП: 1) характеристика КП как науки; 2) положения обосновывающие теорию КП и дающие анализ конституционного развития государства; 3) комплекс теоретических проблем вытекающих первого конституционно-правового института – Основ конституционного строя; 4) теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей; 5) всесторонняя разработка проблем федерации и автономии; 6) организация функционирования систем государственной власти и МСУ. Источники КП как науки: труды отечественных и зарубежных ученых; НПА; практика, как источник научного познания. Общая часть изучает основные понятия и принципы КП ЗС. Основная часть изучает КП отдельных государств. Методы научного познания: исторический (КП в историческом развитии), сравнительно-правовой (КПН различных стран), системный (объекты предмета изучения), статистический (количественный фактор общественных процессов), конкретно-социологический (социально-правовая среда реализации КПН) и т.д. Как учебная дисциплина КП имеет более узкое содержание, так как КП изучается в рамках учебных планов и программ, которые должны соответствовать государственным образовательным стандартам. Главное назначение учебного курса – дать последовательное, логичное и систематизированное знание теоретических положений и эмпирических материалов раскрывающих суть науки КП.
9. Понятие, сущность, структура и классификация конституций ЗС. Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе. Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение политических сил на момент принятия основного закона государства. При рабовладельческом и феодальном строе – все итак ясно. Буржуазный строй требует баланса интересов общества: буржуазия – пролетариат (политические партии и политическая жизнь). Классическое определение: Конституция есть основной закон государства, как по форме, так и по содержанию. По форме – это закон законов, акт обладающий высшей юридической силой, это императив стоящий над государством и законом. По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные отношения (основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство и деятельность высшего органа власти). Структура конституций (3 части): а) преамбула (введение) – закрепляются незыблемые ценности, принципы и идеалы государства; б) основная часть – разделы, главы, статьи, в которых закрепляются основы общественных отношений в государстве; в) заключительные (переходные) положения – порядок введения в силу Конституции, государственная символика, порядок изменения. Классификация конституций ЗС (критерии классификации): 1) В зависимости от типа социально-экономической формации: буржуазные и социалистические. 2) По форме: писанные и не писанные. Писанные К можно положить в карман (РФ – 1 кодифицированный документ), а не писанные в карман не помещаются (Великобритания – большое количество документов в разных книгах). 3) По времени действия: временные и постоянные. 4) В зависимости от способа изменения: гибкие (легко меняемые) и жесткие (трудно меняемые). КРФ – супержесткая.
10. Основные принципы и юридические свойства конституций ЗС. В настоящее время насчитывается более 100 действующих конституций. Каждая обладает специфическими индивидуальными чертами, но в тоже время конституциям присущи общие принципы и юридические черты: а) Все конституции в той или иной мере провозглашают принцип народного суверенитета. б) Все конституции закрепляют принцип частной собственности. в) В конституции обычно приводится и закрепляется основные принципы теории разделения властей. В некоторых (итальянская, французская, германская) она подразумевается, в других (американская, датская, японская) принцип разделения сформулирован в соответствующих статьях. г) Все конституции устанавливают и закрепляют форму правления соответствующего государства – республику или монархию. Конституционные предписания различны по форме, но они всегда имеются в тексте конституции. д) Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства – унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте конституции могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае, как бы предполагается, что само умолчание об этом является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны. е) Все конституции в той или иной форме устанавливают и провозглашают демократические свободы граждан и подданных. Обычно в тексте самой конституции содержится соответствующая глава или раздел. и) Все конституции определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем (глава государства, правительство, парламент, высший орган конституционного надзора). Свойства: Конституции эпохи свободной конкуренции были краткими и туманными (США). Это позволяло управлять свободно, дополняя и видоизменяя конституцию с помощью обычных законов. Конституции принятые после 2 МВ более детальны и подробны.
11. Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений. Три способа принятия конституций: а) Октраирование конституции (дарование) – односторонний акт главы государства (1814 г. Франция, Людовик XVII). б) Договорная конституция – результат договора между парламентом и главой государства (Греция, Болгария). в) Народная конституция – принимается в результате референдума или избирательным корпусом. Порядок изменения конституций: а) Гибкая конституция – принятие обычного (текущего) парламентского закона. б) Жесткая конституция – значительно более сложная процедура, например в США: квалифицированное большинство в парламенте и одобрение 3/4 штатов. Два способа внесения поправок: а) Замена старых положений новыми. б) Прибавление новых положений без формального изменения прежних (США – 27 поправок).
12. Понятие основ конституционного (общественного) строя ЗС. Конституционный строй – это государственное устройство соответствующее действующей Конституции или определенная форма (способ) организации государства, закрепленный в его Конституции. Конституционное государство определяется политической, экономической и социальной сферой. Конституционный строй обеспечивает государству подчинение праву (правовое государство). В демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством, и как саморегулирующаяся система, а конституционное государство – как управляющая система, которая в тоже время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей. Гражданское общество – система самостоятельных и независимых от государства общественных инструментов и отношений, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей индивидов и коллективов, жизнедеятельность социальной, культурной и духовных сфер общества, их воспроизводство и передачу от поколения к поколению. Под основами конституционного строя понимают совокупность конституционных норм закрепляющих экономические, социальные и политические основы общественного устройства государства, в качестве главных устоев, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства. К основам КС можно отнести: демократизм, выражающийся в народном суверенитете; разделение властей; идеологическом и политическом многообразии; признание и гарантированность МСУ; правовое государство; признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью. Дополнительные (свойственные не всем государствам) - федерализм, суверенность, республиканская форма правления.
13. Содержание экономических основ общественного строя. КЗС в целом признаются и равным образом, одинаково защищаются разные формы хозяйствования, экономическая деятельность различных субъектов: ФЛ (граждан) и ЮЛ (организаций и общественных объединений), действующих на базе частного, государственного, муниципального имущества, принадлежащего этим лицам на законных основаниях. Характеристика собственности: 1) Частная (священная и неприкосновенная) - собирательное понятие для обозначения принадлежности средств производства частным (негосударственным и непубличным) лицам, которые используют это имущество для достижения своих интересов. В качестве частных лиц могут выступать граждане и юридические лица. Отличие частной собственности от публичной состоит в направлении использования имущества, составляющего предмет права собственности. Публичная собственность имеет целью удовлетворение общественных интересов. Ее субъектами выступают государственные и муниципальные образования. Частную собственность необходимо отличать от вещей, входящих в состав имущества предназначенного для предпринимательской деятельности. Имущество не подлежит правовой регламентации, в то время как частная собственность, как совокупность действий с имуществом частного лица, является объектом соответствующих правоотношений. 2) Государственная (исключительная собственность государства, национальное достояние) – экономическое отношение принадлежности имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право государственной собственности, т.е. такой разновидности права собственности, в которой в качестве собственника выступает государство как целое, поэтому его особенности обусловлены особенностями участия государства как целого в гражданском обороте. Государство как собственник отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок осуществления принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах 3) Муниципальная собственность - разновидность публичной собственности, субъектами которой являются муниципальные образования. МС не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями. Субъектами права МС являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы, лишь осуществляющие те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией. Объектами МС могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства и, а также предметы бытового, потребительского характера, принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности, акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу экономической деятельности и б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов, т.е. единство экономического пространства на всей территории страны. КЗС устанавливает юридическую гарантию действия этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики - свободы конкуренции. Роль государства в рыночной экономике сводится в к осуществлению двух функций: 1) установлению правилами экономической игры, т.е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической, хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих отношений; 2) контроль за соблюдением установленных правил и защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны. В основе отношений производства, обмена и потребления благ лежит труд. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Конституционно-правовые принципы руководства и управления экономикой: а) использование национальных богатств в интересах всего населения; б) государственное регулирование и планирование экономической жизни, с помощь рычагов, делающих выгодным производство в отдельных отраслях и регионах; в) недопущение монополизма, развитие честной конкуренции (закон Шермана, 1890); г) единство экономического пространства. Финансовая система – госбюджет. Правительство распоряжается и контролирует. Налоги – Парламент.
14. Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление. Власть принадлежит народу, который осуществляет ее через институты демократии, государство, местное самоуправление, политические партии. Политическая система это совокупность политических институтов, через которые народ осуществляет свою власть. 1) Государство: демократическое, правовое, социальное, светское. Демократическое государство – власть принадлежит народу. Правовое государство (ст.20 Конституции Германии) – государство, в котором законодательство конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие – правом и законом. Социальное государство – это государство, которое осуществляет свою деятельность в интересах общества и каждого конкретного человека. Светское государство – церковь отделена от государства и запрет на вмешательство государства в дела церкви, а церкви – в дела государства. Противоположность светскому – теократическое государство, в котором власть принадлежит церковным иерархам (Ватикан). Клерикальное государство – церковь оказывает существенное влияние на деятельность государства (Иран, Польша). 2) Институты непосредственной демократии: избирательные право, процесс и система. 4 принципа ИП: всеобщность, равное, прямые или косвенные выборы (в США – двухступенчатая, а в Китае – трехступенчатая системы), тайное голосование. Особенности избирательного процесса: в РФ выборы назначают, в США – определен конкретный день выборов; в РФ избирателей регистрируют УИК, в ЗС – избиратель сам должен зарегистрироваться. ИС – мажоритарная (абсолютное большинство (50% + 1 голос), квалифицированное большинство (3/4), относительное большинство) и пропорциональная. 3) Местное самоуправление ЗС. 2 понятия: местное управление и местное самоуправление. МУ – это деятельность государства, осуществляемая в муниципальных образованиях через своих представителей. МСУ – это деятельность населения осуществляемая в муниципальных образованиях по решению вопросов местного значения, через не государственные органы – органы МСУ. В зависимости от сочетания этих двух понятий существует 2 классические системы организации власти народа на местах: европейская и американская. 4) Политические партии. В РФ нет классических политических партий и политической системы – когда победившая на выборах партия формирует Правительство и отвечает за его политику. Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии, выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели партии политические, главная – прийти к власти в стране.
15. Место и роль государства в политической системе ЗС. #G0Политическая система общества - 1) (как комплексный конституционно- правовой #M12291 820001460институт#S) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, #M12291 820002294общественных и религиозных организаций#S и регулирующих взаимоотношения вышеперечисленных субъектов; 2) (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется политическая власть Политические права и свободы - одна из групп #M12293 10 820001652 3668466737 1391091638 391530655 2506090722 1811347129 3936335217 2249773771 62138551конституционных прав#S и свобод #M12293 9 820000853 3917096693 77 4294967294 3160718104 4224782989 217114054 1435587087 2822граждан#S, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми др. правами. Дают #M12293 8 820000853 3917096693 77 4294967294 3160718104 4224782989 217114054 1435587087 2822гражданам#S возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, #M12293 7 820001357 1472829945 1391091638 77 4294967294 4100123968 1791358627 4254862000 3936339311избирательное право#S (включая право голоса на референдуме), право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и #M12293 6 820001893 3496029771 3154 688930 3532597013 1335699413 1568096581 77 1568096581манифестаций#S, право петиций. Обладание политическими правами обычно строго связывается с принадлежностью к #M12293 5 820000868 2590433990 2505771611 3936330843 1761918994 217114040 13 1468864322 862323800гражданству#S данного государства. #M12291 1901157Международный пакт о гражданских и политических правах#S, который был открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г. резолюцией 2200А XXI Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. Согласно #M12293 4 1901157 1265885411 24573 2890801675 3763324373 2939343171 477755368 4294671825 2369210593ст.25 Пакта,#S каждый гражданин должен иметь, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений, право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. #G0Гражданское общество - в теории #M12293 0 820001652 4016002200 1021507320 3862293637 3548211643 341732478 4 2959848808 2645373932конституционного права#S необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и #M12291 820000971демократии#S; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный #M12291 820000689выбор#S форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. ГО контролирует государство, которое служит обществу. В результате длительного развития сложилось современное понимание ГО как мира #M12291 820001467интересов#S, отношений и #M12291 820001460институтов#S, призванного предотвращать такие формы государственной организации, при которых внутренние #M12291 820001467интересы#S членов общества подменяются #M12291 820001467интересами#S #M12291 820000810государственного аппарата#S. Основными элементами ГО являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода #M12291 820001475информации#S, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ ГО в качестве комплексного конституционно-правового #M12291 820001460института#S - с тем, чтобы точнее соотнести средства государственного регулирования жизни общества с его характерными признаками и специфической природой.
16. Политические партии в ЗС (классификация, партийные системы). Политическая партия (от лат. pars – часть) – институт демократии, выражающий интересы части общества, группы, прослойки. Сторонники партии, голосующие за выдвинутых ее кандидатов, составляют ее электорат. Цели партии политические, главная – прийти к власти в стране. Характерные черты партии: 1) Наличие собственной политической программы (идеология, установление конкретного пути и методов решения социальных проблем, переустройства общества). 2) Осуществление организационной деятельности по выдвижению из своего числа специалистов по организации предвыборных кампаний, продвижению своих членов в органы государственной власти. 3) Правящая партия (победившая на выборах) принимает на себя ответственность за управление страной, оппозиционная партия подвергает постоянной критике политику правящей партии. Классификация политических партий за рубежом: социальная, политическая или организационная. Социальная классификация: 1) До XIX века (зависимость от таможенных пошлин): а) консервативные – отстаивали интересы национальных производителей; б) либеральные – отстаивали интересы потребителей. 2) С XIX века: а) социалистические партии – отражают интересы людей наемного труда и прежде всего рабочего класса. Подразделяются: коммунистические (экстремистское крыло рабочего движения), фашистские и НСП (ставка на насилие, национализм и т.д.), СД и СП Европы (реформистское крыло рабочего движения); б) конфессиональные политические партии – объединяют людей на основе общности веры (ХДПГ, ХС-ХДС (католики и евангелисты)); в) партии «зеленых» – решение экологических проблем. Политическая классификация (терминология возникла из-за размещения партий в послереволюционном парламенте Франции): 1) Правые – консерваторы, противники реформ (сидели по правую руку). 2) Левые – сторонники реформ, стремящиеся к переменам (сидели по левую руку). 3) Центристы – партия, выражающая интересы власти (в центре зала). Организационная классификация: 1) Кадровые – т.е. организованные (структура, руководящее звено, фиксированное членство); 2) организационно не оформленные (США – демократы и республиканцы, партии действуют только в период выборов, членами считаются лица голосующие за ту или иную партию). Типы партийных систем ЗС: а) Многопартийная система (Италия – проблемы, кризис). б) Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика – институционно-революционная). в) Двухпартийная система (США – реально ведут борьбу за власть, Колумбия – искусственная 2 партия). г) Однопартийная система – тоталитарные режимы (Корея, Китай, Куба).
17. Демократическое, правовое, социальное, светское государство в ЗС. Демократическое государство – это #G0основанное на признании таких устоев конституционного строя, как #M12293 0 820002099 1710435908 4294967294 315 403454216 3922678796 1318887888 4090 2596531803народовластие#S и политический плюрализм, свобода и равенство #M12291 820000853граждан#S, #M12291 820002183не отчуждаемость#S прав человека. Формой ее реализации выступает республиканское правление с разделением и взаимодействием властей, развитой системой #M12291 820002093народного представительства#S. В современном обществе демократия означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод #M12291 820000853граждан#S, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную демократию, (основные решения принимаются непосредственно всеми #M12291 820000853гражданами#S на референдумах, сходах и т.п.) и представительную демократию (решения принимаются выборными учреждениями парламентами и др.). #M12291 820001460Институты#S демократии наиболее полное развитие получают в правовом государстве. #G0Правовое государство - в #M12291 820001652конституционном праве#S характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: #M12291 820002096народный суверенитет#S, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам и подзаконным актам, разделение властей и #M12291 820001460институт#S ответственности власти как организационную основу правового государства, независимость суда, приоритет норм #M12291 820001931международного права#S над нормами #M12291 820002127национального#S права. #G0Социальное государство - характеристика (принцип) относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и #M12291 820000853гражданина#S и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государства служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Социальные обязанности государства: охранять труд и здоровье людей; устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, #M12291 820001406инвалидам#S и пожилым #M12291 820000853гражданам#S; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные #M12291 820000714гарантии#S социальной защиты. #G0Светское государство - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в #M12291 820001467интересах#S обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
18. Социальные основы общественного строя ЗС. социальное государство, т.е. направляет свою деятельность на максимальное удовлетворение интересов и потребностей общества и личности. СГ стремится к максимально возможному в условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Направления социальной политики государства: а) Создание для всех граждан равных условий и возможностей для получения материальных и духовных благ (общество равных социальных условий и возможностей). б) Создание для всех граждан определенных социальных минимумов в различных сферах (бесплатный минимум). Цель – обеспечение гражданину достойного человека прожиточного минимума. в) Особая социальная защита особо ущемленных (незащищенных) в социальном плане общественных групп (престарелых, инвалидов, детей). Социальные сферы деятельности государства: а) Основы отношений между трудом и капиталом. б) Основы межнациональных отношений. в) Основы отношений по поощрению и охране брака, семьи, материнства (отцовства) и детства. г) Основы отношений в области экологии и охраны здоровья человека. Каждая сфера развивается в 3 названных направлениях. Социальное страхование в ЗС и социальная помощь (ориентированная на тех, кто не имеет прав на социальное страхование). Социальная помощь так мала, что не позволяет получающему ее нормально существовать.
19. Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в ЗС. Правовое положение личности - это совокупность его прав, свобод и обязанностей. Речь идет о конституционных (основных) правах, свободах и обязанностях. Правовое положение личности в ЗС характеризуется следующими чертами: 1) Дуализм правового положения личности (человек и гражданин). 2) В демократических государствах характерной чертой является наличие большого круга прав и минимум обязанностей; для стран с тоталитарным режимом - большое количество обязанностей и минимум прав. 3) Конституции ЗС устанавливают 2 способа формулирования конституционных прав свобод: а) позитивный принцип (права и обязанности разъяснены); б) негативный принцип (разрешено все, что не запрещено). Принципы правового положения личности в ЗС: 1) Равноправие (тройболизм – нарушение равенства). 2) Запрет на незаконные ограничения прав и свобод. Основания для ограничения прав: нарушение прав и свобод других граждан; нарушение нормального функционирования общества и государства; интересы обеспечения нравственности граждан и их здоровья; Ограничения названы в определенных нормативных актах – генеральные клаузумы. 3) Гарантированность прав и свобод (конституционные, судебные и материальные). 4) Соответствие норм национального права нормам МНП. Важнейшие международные НПА: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международный пакт о правах человека 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к этой Конвенции.
20. Способы конституционного формулирования прав, свобод, и обязанностей. Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих прав, свобод и обязанностей. Конституционное обеспечение прав человека складывается из самой Конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений суда. Для оценки реальности обеспечения прав и свобод правовая практика важнее конституционной теории. Великобритания (страна не писанной К) обеспечила своих подданных высшими стандартами свободы и благосостояния; также высоки гарантии закрепленные в К Швейцарии, Нидерландов и Швеции; Франция – в К 1958 г. не сказано ничего о правах личности, но подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущей К, что не хуже любой К где эти права подробно прописаны. Аналогично в США. В подавляющем большинстве стран К и иные ИКП закрепляют, что гражданин может делать в сфере политической и экономической, какими личными правами он обладает. Это позитивный (разрешительный) способ определения объема правосубъектности гражданина и личности. Второй способ определения правосубъектности гражданина – негативный – носит диаметрально противоположный характер: нормы КП устанавливает, чего гражданин делать не должен. Наиболее четко этот способ нашел свое выражение в Великобритании, где права и свободы не имеют позитивного выражения.
21. Понятие и содержание личных прав и свобод человека. Личные права и свободы – это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Борьба с нарушением личных прав составляет сферу уголовного и административного права. Достоинство личности: право на уважение и обязанность уважать других, оно достигается развитием личности в осознании своей свободы, равенства и защищенности. Достоинство человека – это прежде всего запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему обращению Право на жизнь: неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми МПА о правах человека и почти всеми КЗС. Это право предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны; организацией государством эффективной борьбы с преступностью; совершенствование системы здравоохранения, материнства и детства; охрана труда; профилактика ДТП; пожарная безопасность. В некоторых странах аборты, охрана жизни человека до его рождения. Вопрос смертной казни: запрет и мораторий на приведение приговоров в исполнение. Право на неприкосновенность личности - вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким- то действиям, подвергать его истязаниям, обыску, наносить вред его здоровью. Неприкосновенность частной жизни: конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Основана на желании людей иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Право на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенность жилища и всех форм коммуникаций. Свобода совести и вероисповедания: предполагает право человека верить в бога любой свободно выбранной им религии или быть атеистом. Светское государство – церковь отделена от государства и школы, свобода вероисповедания гарантируется. Свобода мысли и слова: относится одновременно к личным и политическим свободам. Свобода передвижения и выбора места жительства.
22. Понятие и содержание социально-экономических прав и свобод граждан. Социально-экономические права и свободы – это права призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды. Право частной собственности относится к числу основных прав человека и гражданина, одна из основ свободы личности. Большинство КЗС закрепляют это право и гарантируют защиту собственности, а также право ею распоряжаться и пользоваться. Частная собственность – необходимое условие рыночной экономики и свободного гражданского общества. С ней тесно связано право (свобода) предпринимательской деятельности и с другой стороны гарантии государства на содействие и помощь частному бизнесу. Право на свободный труд, отдых, равную оплату за равный труд относится к индивидуальным трудовым правам человека. Как правило, эти права закрепляются в КЗС, детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, т.е праве вступать в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию. Право на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевает право на объединение в профсоюзы, право на забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятием. Частью это и политические права. Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: оно далеко не всегда означает соответствующего субъективного права граждан. За исключением небольшого круга стран, КЗС не вводят права на бесплатное лечение в случае болезни, без чего это право остается декларативным в условиях дорого медицинского обслуживания. Право на образование – это одно из основных социальных прав, его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылки развития личности, ее культуры и благополучия. Право на благоприятную окружающую среду. Культурные права – свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований.
23. Понятие и содержание политических прав и свобод граждан. Политические права и свободы – это группа конституционных прав и свобод предоставляющих гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Право на участие в управлении государством, ИП, доступ к государственной службе и т.д. Право на свободу мысли и слова: все демократические институты закрепляют эту свободу, как основу свободы печати и инакомыслия. Правомерно ограничение этого права только с целью охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения. Недопустимо проповедование национального и расового превосходства. В тоже время государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанное с действием (Великобритания – Гайд-парк). Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации и свободой творчества и преподавания. Свобода создания общественных объединений, включая политические партии, союзы и ассоциации. Число партий и союзов очень велико, однако большинство из них малочисленны и не ведет сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, религиозные общества, творческие союзы и спортивные клубы. Право на сопротивление унижению подразумевает запрет на применение пыток, истязаний, насилия унижающих человеческое достоинство. Свобода демонстраций и собраний: состоит в том, что на проведение собраний, демонстраций, шествий, манифестаций не требуется предварительного разрешения властей, и они не могут ограничиваться местом и временем. Но практически таких свобод нет ни в одной стране. Жесткие полицейские ограничения имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. Свобода печати, радио и телевидения. Эта проблема всегда носила острый характер, в ряде стран предусмотрены высокая материальная ответственность за нарушение законов о печати. С другой стороны предусмотрена конфискация публикаций, содержащих недопустимую информацию. Право на участие в отправлении правосудия. 2 формы: институт заседателей (шеффенов) (заседатели от 2 и более вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс и решает все вопросы совместно – большинство европейских стран) и институт присяжных заседателей (США и Великобритания – обычные граждане в составе 12 человек образуют самостоятельную коллегию, которая единогласно (или большинством голосов) должна ответить на вопрос – виновен или нет обвиняемый). Право на революцию – не закрепленное в КЗС, но реально имеющееся у народа.
24. Понятие и принципы гражданства (подданства) в ЗС. Гражданство – это правовая связь физического лица и государства (республики), т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей. Подданство – это правовая связь физического лица и монарха (монархии), т.е. признание монархом этого лица в качестве полноправного субъекта всех прав и обязанностей. Характерные черты: правовой характер связи, выражающийся в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Юридическое оформление состояния гражданства: их общее правовое нормирование; индивидуальное оформление гражданства данного лица; правовое закрепление оснований признания гражданства, его приобретения и прекращения; документы удостоверяющие гражданство. 1) Право каждого на гражданство (существование запретов). 2) Открытый и свободный характер (право на изменение гражданства). 3) Равный для всех, независимо от способа приобретения (прирожденный гражданин имеет преимущества перед натурализованным). 4) Запрет на лишение гражданства и высылку гражданина за ее пределы. 5) Недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству, если иное не оговорено в международном договоре. 6) Единство гражданства РФ (двойное государство и субъект федерации). 7) Принцип двойного гражданства. Означает, что для приобретения гражданства необходимо прекратить прежнее гражданства, если иное не оговаривается в международном договоре (двойное и полное гражданство). Двойное гражданство в рамках МНД оговаривают права (часть прав) из прав предусмотренным полным гражданством. 8) Защита государством своих граждан проживающих за границей. 9) Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака. Гражданство может быть получено: 1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы (территория государства). Процесс установления гражданства по рождению – филиация. 2. в процессе натурализации – по заявлению и решению специальных органов. 3. восстановление в гражданстве – по заявлению и решению специальных органов. 4. оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю).
25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации). Приобретение гражданства путем натурализации (укоренения) связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему гражданства. Как правило этого добиваются лица прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица усыновленные гражданином другой страны, вступившие в брак с гражданином иного государства и т.д. Натурализация распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Великобритания), а также в странах, которые поощряют иммиграцию в силу своей малочисленности (Австралия, Латинская Америка, Канада). При этом, например, в США необходимо давать клятву верности этой стране, т.е. лояльность ее государственному строю. Приобретение гражданства в порядке натурализации не является субъективным правом человека. Законодатель может по своему усмотрению давать определенные преимущества какой-то категории лиц, или наоборот затруднять натурализацию. Обычно законодательство требует знание языка страны, наличие средств к существованию, отсутствие тяжелых заболеваний, профессиональную пригодность. Процедура натурализации носит долгий, сложный и подчас унизительный характер, прав иммиграционных служб велики, а иммигрант зачастую не обладает многими правами. Большое значение придается политическим взглядам иммигранта.
26. Выбор гражданства (оптация). Оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю, страны – бывшие республики СССР). Общий принцип: если гражданин находящийся на территории данного государства, письменно не заявил, в установленный срок, о своем желании принять гражданство другого государства, он автоматически становится гражданином страны проживания.
27. Прекращение гражданства. Прекращение гражданства: 1) Добровольный выход (отказ от гражданства). 2) Утрата гражданства. Происходит автоматически, вследствие совершения действий не совместимых с пребыванием в гражданстве (поступление на государственную или военную службу в иностранном государстве; брак, если это связано с пребыванием в гражданстве, проживание в течении определенного срока в другой стране, переход в другое гражданство). 3) Лишение гражданства (принудительная мера государства, распространяемая на натурализованных граждан). Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны (экспатриация).
28. Правовое положение бипатридов и апатридов. Апатриды (лишенные Родины) – лица без гражданства. Бипатриды – лица с двойным гражданством (2 и более). Россия допускает двойное гражданство, но законодательство устанавливает ограничения для таких лиц в виде запрета находится на госсслужбе, занимать высшие должности государства. Причины принятия второго гражданства: вступление в брак с иностранцем, этническое или религиозное происхождение, участие в специальной экономической программе, приобретение собственности, служба в вооруженных силах (ЮАР и Франция), особые заслуги перед страной. Влечет за собой различные юридические последствия, порождаемые коллизиями о гражданстве.
29. Формы государственного устройства (понятия и виды). Форма государства – это организация и устройство государственной власти, которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения. Формы государства синтезируются из 3-х систем: формы правления, формы государственного устройства и формы государственно-политического режима. Форма государства: форма правления + форма государственного устройства + форма государственно-политического режима. Форма государственного устройства - #G0в науке #M12291 820001652конституционного права#S способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Территориальное деление государства, которым определяются взаимоотношения между ним и его отдельными частями. Применительно к странам с многонациональным составом населения иногда используется также термин "форма национально- государственного устройства". Различаются два вида ФГУ – внутригосударственное и межгосударственное устройство. ВГУ: федерация и унитарное государства. МГУ: конфедерация (союз, содружество, сообщество). ФГУ: 1) Простая + Сложная; Простая: Унитарное; Сложная: Уния + Протекторат; Уния: Империя + Фузия + Инкорпорация + Федерация + Конфедерация. 2) ВГУ + МГУ; ВГУ: УГ + ФГ; МГУ: Союз + Содружество + Сообщество.
30. Признаки унитарного государства. Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая форма территориальной организации государства. Государство считается унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально- государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан). Признаки унитарного государства: 1) Состоит из административно-территориальных единиц, полностью зависящих от центральной власти. 2) Имеется единое гражданство, территория, Конституция, органы государственной власти, право и т.д. 3) Существует 2 вида унитарных государств: а) формально децентрализованные – региональные органы управления формально независимы от центра, а фактически их деятельность подчинена контролю центральных органов государственной власти (Япония, Великобритания, Новая Зеландия); б) открыто централизованные – управление в регионах осуществляет должностное лицо назначаемое центральной властью (Финляндия, Швеция, Норвегия). 4) В состав УГ могут входить автономии, имеющие особый правовой статус (Испания (область басков), Италия (Сицилия, Сардиния)).
30.1. Сложное государственное устройство. В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два класса сложных государств – протекторат и уния. Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной организации. Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различают объединение монархических государств в форме реальной и персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или реальной уний возник | |