GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Компьютеры как средство общения людей (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Компьютеры как средство общения людей (Психология)



1. Компьютеры как средство общения людей


Если на одном компьютере работают хотя бы два человека, у них уже
возникает желание использовать этот компьютер для обмена информацией друг
с другом. На больших машинах, которыми пользуются одновременно десятки, а
то и сотни человек, для этого предусмотрены специальные программы,
позволяющие пользователям передавать сообщения друг другу, а
администратору - оповещать пользователей о новостях в системе.



Стоит ли говорить о том, что как только появилась возможность
объединять несколько машин в сеть, пользователи ухватились за эту
возможность не только для того, чтобы использовать ресурсы удаленных
машин, но и чтобы расширить круг своего общения. Создаются программы,
предназначенные для обмена сообщениями пользователей, находящихся на
разных машинах. Из-за разнообразия компьютеров, операционных систем,
способов соединения машин в сеть и целей,

преследуемых при этом людьми, этих программ оказалось достаточно

много и они не всегда совместимы между собой.



Наиболее универсальное средство компьютерного общения - это

электронная почта. Она позволяет пересылать сообщения практически

с любой машины на любую, так как большинство известных машин, ра-

ботающих в разных системах, ее поддерживают.



Электронная почта во многом похожа на обычную почту. С ее по-

мощью письмо - текст, снабженный стандартным заголовком (конвер-

том) - доставляется по указанному адресу, который определяет

местонахождение машины и имя адресата, и помещается в файл, назы-

ваемый почтовым ящиком адресата, с тем, чтобы адресат мог его

достать и прочесть в удобное время. При этом между почтовыми прог-

раммами на разных машинах существует соглашение о том, как писать

адрес, чтобы все его понимали.



Электронная почта оказалась во многом удобнее обычной, "бу-

мажной". Не говоря уже о том, что Вам не приходится вставать из-за

компьютера и идти до почтового ящика, чтобы получить или отправить

письмо,

- электронной почтой сообщение в большинстве случаев достав-

ляется гораздо быстрее, чем обычной;

- стоит это дешевле;

- для отправки письма нескольким адресатам не нужно печатать

его во многих экземплярах, достаточно однажды ввести текст в

компьютер;

- если нужно перечитать, исправить полученное или составлен-

ное Вами письмо, или использовать выдержки из него, это сделать

легче, поскольку текст уже находится в машине;

- удобнее хранить большое количество писем в файле на диске,

чем в ящике стола; в файле легче и искать;

- и, наконец, экономится бумага.



Надежность электронной почты сильно зависит от того, какие

используются почтовые программы, насколько удалены друг от друга

отправитель и адресат письма, и особенно от того, в одной они се-

ти, или в разных. В наших условиях, пожалуй, лучше полагаться на

электронную почту, чем на простую. Если письмо все-таки потеря-

лось, Вы об этом сможете узнать достаточно скоро и послать новое.



Обычно программы, предназначенные для пересылки писем от од-

ного человека другому, поддерживают и такую возможность, как поч-

товые списки. Если группа людей, объединенных общими интересами,

хочет поддерживать дискуссию на какуюнибудь тему длительное время,

они создают такой список, выделяют для него какое-либо имя, после

чего все сообщения, посланные на это имя, рассылаются всем участ-

никам группы. Предполагается, что у такой группы должен быть адми-

нистратор, к которому можно обратиться, если Вы хотите, чтобы Вас

включили в группу, исключили из нее, или если у Вас изменился ад-

рес.



Если группа становится очень большой, администратору прибав-

ляется работы. Кроме того, большим группам неудобно пользоваться

почтовыми списками потому что:



- каждый из участников группы должен хранить у себя весь

список;



- сообщения посылаются каждому из участников группы отдельно;

если четыре участника группы находятся в одной локальной сети,

каждому все равно присылается отдельная копия каждого сообщения;

если десять участников группы находятся на одной большой машине -

на эту машину приходит по десять копий каждого сообщения, по одной

на каждого члена группы. При больших масштабах это очень непрак-

тично;

- если Вы хотите ссылаться в ходе дискуссии на полученные ра-

нее сообщения, Вам приходится хранить весь архив у себя, а он мо-

жет занимать очень много места;

- поскольку почтовые списки распространяются и принимаются

теми же программами, что и обычная почта, если Вы участвуете в

нескольких почтовых списках, сообщения от разных групп приходят

вперемежку, и Вам приходится самому отделять сообщения одной груп-

пы от другой и от отдельных писем.



Чтобы избежать этих неудобств, при общении очень больших

групп людей используется система, независимая от электронной почты

- компьютерная конференция. Самая большая компьютерная конференция

- USENET - объединяет сотни тысяч машин по всему миру. Ее уст-

ройство напоминает доску объявлений, и, с другой стороны, газету.

Никакого списка участников конференции не существует. Получать и

отправлять сообщения может любой, чья машина связана с какой-ни-

будь другой машиной, которая получает сообщения конференции. Все

рассылаемые сообщения разделены на группы по темам, и для того,

чтобы получать сообщения группы, надо на эту группу подписаться,

то есть включить имя этой группы в список на своей машине. Сетевое

программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех

предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам

из Вашего списка. Посылая сообщение, Вы помечаете, к какой группе

оно относится, и все, кто подписан на эту группу, Ваше сообщение

получат.



Такое устройство конференции позволяет Вам получать все сооб-

щения по интересующим Вас темам, независимо от того, кто их на-

писал, и рассылать сообщение, не беспокоясь об адресах получателей

- его прочтут те, кого оно может заинтересовать.



Компьютерная конференция может быть полезна тем, кто хочет

узнать о новых товарах, книгах или фильмах, через нее очень удобно

распространять информацию о замеченных ошибках в программах и о

способах их исправить, она просто незаменима для любителей побол-

тать на любимую тему со своими единомышленниками во всех уголках

Земли, и, конечно же, для научных дискуссий. При помощи конферен-

ции можно обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать

которую в одном месте для личной беседы стоило бы бешеных денег и

непредсказуемых затрат времени и сил. Список существующих групп

занимает несколько страниц. В нем можно найти группы для специа-

листов по древнегреческой культуре и для любителей рок-музыки, для

обсуждения секса и для обмена кулинарными рецептами, дискуссию о

правах женщин и группы, посвященные разным компьютерным играм.



Программы, обслуживающие конференцию, достаточно умны для то-

го, чтобы присылать по одной копии сообщения на машину, независимо

от того, сколько пользователей на этой машине будут его читать;

они также предоставляют возможность обращаться к старым сообщени-

ям.



2. О разнообразии сетей



При пользовании электронной почтой и компьютерной конференци-

ей могут возникнуть проблемы, если не обращать внимания на уст-

ройство физических сетей, на которых они работают.



Разнообразие сетей компьютеров сложилось исторически. Конеч-

но, было бы лучше, если бы все машины на Земле были соединены меж-

ду собой одним и тем же способом, передавали друг другу данные в

одинаковом, раз и навсегда установленном виде, и при помощи одних

и тех же программ. Но так не получается. Началось с того, что от-

дельные страны, фирмы, производящие компьютеры, университеты,

крупные организации, производители программного обеспечения, воен-

ные стали создавать свои собственные сети. И только потом оказа-

лось возможным соединить эти специализированные сети между собой и

прийти к некоторым соглашениям о стандартах.



Кроме того, не может быть стандарта на все случаи жизни - се-

годня сети передают тексты и изображения, завтра они будут переда-

вать движущиеся изображения и звук.



Компьютеры соединяются при помощи кабеля, по которому они мо-

гут передавать сообщения друг другу. Поскольку тянуть кабель между

каждыми двумя машинами было бы слишком дорого, сеть организована

так, что для того, чтобы попасть с машины A на машину B, сообщение

может проходить через несколько промежуточных машин. На каждой ма-

шине работают специальные программы, которые получают сообщение и

разбираются, куда его отправлять дальше. Так же, как у каждого до-

ма в городе есть почтовый адрес, каждый компьютер в сети имеет

имя, по которому к нему можно обращаться.



Машины, которые не соединены с другими кабелем, могут обмени-

ваться сообщениями с другими по телефонным линиям через модем. Для

этого машина, у которой есть сообщение для другой, должна до нее

дозвониться, договориться о передаче данных и передать сообщение.

Это выходит медленнее и менее надежно, чем по прямому проводу, но

если машина расположена далеко от остальных, и данные передаются

не очень часто, подключать ее напрямую может оказаться неудобно и

слишком дорого.



Разные сети различаются способами соединения машин друг с

другом, скоростью, с которой передаются сообщения, системой, по

которой машинам даются имена, и соглашениями о том, в каком виде

должно быть сообщение (например, максимальный размер письма, кото-

рый принимает электронная почта, или пишется ли адрес большими или

малыми буквами). Соглашения о форме сообщений и правилах их пере-

дачи называются протоколами.



Для того, чтобы послать сообщение с машины, подключенной к

одной сети, на машину в другой сети, нужно найти промежуточную ма-

шину, подключенную к обеим, через которую сообщение и пойдет. Та-

кая машина называется мостом между этими сетями. Ясно, что между

двумя сетями может быть несколько мостов (впрочем, может и не быть

совсем, и тогда обмена сообщениями нет, или он идет через промежу-

точную сеть, с которой есть мосты у обеих).



Глобальная компьютерная сеть.


Internet - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. Сегодня
Internet имеет около 15 миллионов абонентов в более чем 150 странах мира.
Ежемесячно размер сети увеличивается на 7-10%. Internet образует как бы
ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих
различным учреждениям во всем мире, одна с другой.
Если ранее сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи
файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные
задачи распределеного доступа к ресурсам. Около двух лет назад были созданы
оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным
информационным ресурсам, электронным архивам.
Interne
интересы простирались вплоть до доступа к суперкомпьютерам, становится все
более популярной в деловом мире.
Компании соблазняют быстрота, дешевая глобальная связь, удобство для
проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных
сети Internet. Они рассматривают глобальную сеть как дополнение к своим
собственным локальной сетям.
При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная
плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ
к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады,
Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети
Internet можно найти информацию практически по всем сферам человеческой
деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на
завтра.
Кроме того Internet предоставляет уникальные возможности дешевой,
надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается
очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру,
транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование
инфраструктуры Internet для международной связи обходится значительно
дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через
телефон.
Электронная почта - самая распространенная услуга сети Internet. В
настоящее время свой адрес по электронной почте имеют приблизительно 20
миллионов человек. Посылка письма по электронной почте обходится
значительно дешевле посылки обычного письма. Кроме того сообщение,
посланное по электронной почте дойдет до адресата за несколько часов, в то
время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то
и недель.
В настоящее время Internet испытывает период подъема, во многом
благодаря активной поддержке со стороны правительств европейских стран и
США. Ежегодно в США выделяется около 1-2 миллионов долларов на создание
новой сетевой инфраструктуры. Исследования в области сетевых коммуникаций
финансируются также правительствами Великобритании, Швеции, Финляндии,
Германии.
Однако, государственное финансирование - лишь небольшая часть
поступающих средств, т.к. все более заметной становится "коммерцизация"
сети (ожидается, что 80-90% средств будет поступать из частного сектора).



История сети Internet


В 1961 году Defence Advanced Research Agensy (DARPA) по заданию
министерства обороны США приступило к проекту по созданию
экспериментальной сети передачи пакетов. Эта сеть, названная ARPANET,
предназначалась первоначально для изучения методов обеспечения надежной
связи между компьютерами различных типов. Многие методы передачи данных
через модемы были разработаны в ARPANET. Тогда же были разработаны и
протоколы передачи данных в сети - TCP/IP. TCP/IP - это множество
коммуникационных протоколов, которые определяют, как компьютеры различных
типов могут общаться между собой.
Эксперимент с ARPANET был настолько успешен, что многие организации
захотели войти в нее, с целью использования для ежедневной передачи данных.
И в 1975 году ARPANET превратилась из экспериментальной сети в рабочую
сеть. Ответственность за администрирование сети взяло на себя Defence
Communication Agency (DCA), в настоящее время называемое Defence
Information Systems Agency (DISA). Но развитие ARPANET на этом не
остановилось; Протоколы TCP/IP продолжали развиваться и совершенствоваться.
В 1983 году вышел первый стандарт для протоколов TCP/IP, вошедший в
Military Standarts (MIL STD), т.е. в военные стандарты, и все, кто работал
в сети, обязаны были перейти к этим новым протоколам. Для облегчения этого
перехода DARPA обратилась с предложением к руководителям фирмы Berkley
Software Design - внедрить протоколы TCP/IP в Berkeley(BSD) UNIX. С этого и
начался союз UNIX и TCP/IP.

Спустя некоторое время TCP/IP был адаптирован в обычный, то есть в
общедоступный стандарт, и термин Internet вошел во всеобщее употребление.
В 1983 году из ARPANET выделилась MILNET, которая стала относиться к
Defence Data Network (DDN) министерства обороны США. Термин Internet стал
использоваться для обозначения единой сети: MILNET плюс ARPANET. И хотя в
1991 году ARPANET прекратила свое существование, сеть Internet существует,
ее размеры намного превышают первоначальные, так как она объединила
множество сетей во всем мире. Диаграмма 1 иллюстрирует рост числа хостов,
подключенных к сети Internet с 4 компьютеров в 1969 году до 3,2 миллионов в
1994. Хостом в сети Internet называются компьютеры, работающие в
многозадачной операционной системе (Unix, VMS), поддерживающие протоколы
TCPIP и предоставляющие пользователям какие-либо сетевые услуги.


Диаграмма 1

[pic]



Услуги предоставляемые сетью


Все услуги предоставляемые сетью Internet можно условно поделить на две
категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз
данных сети.
К числу услуг связи между абонентами принадлежат.
Telnet - удаленный доступ. Дает возможность абоненту работать на любой
ЭВМ сети Internet как на своей собственной. То есть запускать программы,
менять режим работы и т.д.
FTP (File Transfer Protocol) - протокол передачи файлов. Дает
возможность абоненту обмениваться двоичными и текстовыми файлами с любым
компьютером сети. Установив связь с удаленным компьютером, пользователь
может скопировать файл с удаленного компьютера на свой или скопировать файл
со своего компьютера на удаленный.
NFS (Network File System) - распределенная файловая система. Дает
возможность абоненту пользоваться файловой системой удаленного компьютера,
как своей собственной.
Электронная почта - обмен почтовыми сообщениями с любым абонентом сети
Internet. Существует возможность отправки как текстовых, так и двоичных
файлов. На размер почтового сообщения в сети Internet накладывается
следующее ограничение - размер почтового сообщения не должен превышать 64
килобайт.
Новости - получение сетевых новостей и электронных досок объявлений
сети и возможность помещения информации на доски объявлений сети.
Электронные доски объявлений сети Internet формируются по тематике.
Пользователь может по своему выбору подписаться на любые группы новостей.

Whois - адресная книга сети Internet. По запросу абонент может получить
информацию о принадлежности удаленного компьютера, о пользователях.
Finger - получение информации о пользователях удаленного компьютера.
Кроме вышеперечисленных услуг, сеть Internet предоставляет также
следующие специфические услуги.
Webster - сетевая версия толкового словаря английского языка.
Факс-сервис - дает возможность пользователю отправлять сообщения по
факсимильной связи, пользуясь факс-сервером сети.
Электронный переводчик - производит перевод присланного на него текста
с одного языка на другой. Обращение к электронным переводчикам происходит
посредством электронной почты.
Шлюзы - дают возможность абоненту отправлять сообщения в сети, не
работающие с протоколами TCPIP (Fido, Goldnet, AT50).
К системам автоматизированного поиска информации в сети Internet
принадлежат следующие системы.
Gopher - наиболее широко распространенное средство поиска информации в
сети Internet, позволяющее находить информацию по ключевым словам и
фразам. Работа с системой Gopher напоминает просмотр оглавления, при этом
пользователю предлагается пройти сквозь ряд вложенных меню и выбрать нужную
тему. В Internet в настоящее время свыше 2000 Gopher-систем, часть из
которых является узкоспециализированной, а часть содержит более
разностороннюю информацию.
Gopher позволяет получить информацию без указания имен и адресов
авторов, благодаря чему пользователь не тратит много времени и нервов. Он
просто сообщит системе Gopher, что именно ему нужно, и система находит
соответствующие данные. Gopher-серверов свыше двух тысяч, поэтому с их
помощью не всегда просто найти требуемую информацию. В случае возникших
затруднений можно воспользоваться службой VERONICA. VERONICA осуществляет
поиск более чем в 500 системах Gopher, освобождая пользователя от
необходимости просматривать их вручную.
WAIS - еще более мощное средство получения информации, чем Gopher,
поскольку оно осуществляет поиск ключевых слов во всех текстах документов.
Запросы посылаются в WAIS на упрощенном английском языке. Это значительно
легче, чем формулировать их на языке алгебры логики, и это делает WAIS
более привлекательной для пользователей-непрофессионалов.
При работе с WAIS пользователям не нужно тратить много времени, чтобы
найти необходимые им материалы.
В сети Internet существует более 200 WAIS - библиотек. Но поскольку
информация представляется преимущественно сотрудниками академических
организаций на добровольных началах, большая часть материалов относится к
области исследований и компьютерных наук.
WWW - система для работы с гипертекстом. Потенциально она является
наиболее мощным средством поиска. Гипертекст соединяет различные документы
на основе заранее заданного набора слов. Например, когда в тексте
встречается новое слово или понятие, система, работающая с гипертекстом,
дает возможность перейти к другому документу, в котором это слово или
понятие рассматривается более подробно.
WWW часто используется в качестве интерфейса к базам данных WAIS, но
отсутствие гипертекстовых связей ограничивает возможности WWW до простого
просмотра, как у Gopher.
Пользователь со своей стороны может задействовать возможность WWW
работать с гипертекстом для связи между своими данными и данными WAIS и WWW
таким образом , чтобы собственные записи пользователя как бы
интегрировались в информацию для общего доступа. На самом деле этого,
конечно, не происходит, но воспринимается именно так.
WWW - это относительно новая система. Установлены несколько
демонстрационных серверов, в том числе Vatican Exibit в библиотеке
Конгресса США и мультфильм о погоде "Витки спутника" в Мичиганском
государственном университете. В качестве демонстрационных также работают
серверы into.funet.fi (Финляндия); into.cern.ch. (Швейцария) и
eies2.njit.edu (США).
Практически все услуги сети построены на принципе клиент-сервер.
Сервером в сети Internet называется компьютер способный предоставлять
клиентам (по мере прихода от них запросов) некоторые сетевые услуги.
Взаимодействие клиент-сервер строится обычно следующим образом. По приходу
запросов от клиентов сервер запускает различные программы предоставления
сетевых услуг. По мере выполнения запущенных программ сервер отвечает на
запросы клиентов.
Все программное обеспечение сети также можно поделить на клиентское и
серверное. При этом программное обеспечение сервера занимается
предоставлением сетевых услуг, а клиентское программное обеспечение
обеспечивает передачу запросов серверу и получение ответов от него.




Реферат на тему: Конспект лекций по "Основам психотерапии"
Основы психотерапии
Лекции.
(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного
Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

Основные понятия.
1.1. Определение.
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на
психику и через психику на организм человека.
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине
(лечение, здоровье).
Определения психологические – основные понятия: межличностное
взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.
- Психотерапия –
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между
познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит
человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и
техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека.
- Психотерапия –
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма
психологическими средствами.

1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)-
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами.
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая
интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).
Виды вмешательств в медицине:
1. фармакологические
2. хирургические
3. физикальные (физиотерапия)
4. психотерапия (психологические)
Виды вмешательства в психологии (области распространения
экспансии в психологии):
1. педагого-психологическая
2. организационная психология
3. клинико-психологическая
Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-
психологическое вмешательство.

1.3. Клинико-психологическое вмешательство.
Характеристики:
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует
психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:
А) беседа
Б) тренинг
В) межличностное взаимодействие
2. Функции:
А) профилактика А) и Г) психол. консультирование
Б) лечение
В) реабилитация Б) и В) психотерапия
Г) развитие
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут
быть близкие цели и отдаленные).
4. Теоретическая обоснованность.
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
5. Эмпирическая проверка.
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую
эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.
Исследования эффективности:
- репрезентативная выборка
- исследования до и после терапии с участием конкретной группы
(лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)
- катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний
катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет)
- независимый исследователь эффективности
6. Профессиональные действия
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и
профессионалами.
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне
психологических воздействий.

1.4. Психологическая коррекция.
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не
медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить
специфику термина – психокоррекция – это профилактика:
- первичная профилактика – профилактика заболевания
- вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
- третичная – профилактика инвалюризации

1.5. Психологическое консультирование.
Вид клинико-психологического вмешательства.
В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей
решения трудной ситуации.
3 подхода:
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних
причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации.
2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин
проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения
проблемы.


| Психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|1.средства воздействия и |методы |
|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное |
| |средство – предоставление информации |
| | |
| | |
|2. цели |изменений |
|расширение позитивных |лучшее использование собственных |
|достижение более глубинных изменений |ресурсов и улучшение качества жизни |
| | |
|3. функции |развитие и профилактика |
|лечение и реабилитация |обоснованность |
|4. теоретическая |теоретическая психология |
|теоретическая психология | |


Дополнительные различия
| психотерапия | Психологическое консультирование |
| | |
|5. место |изменений |
|изменения непосредственно в процессе |анализируется сущность проблемы, а |
|психотерапии, что является сущностью |изменения происходят после окончания |
|психотерапевтического процесса |консультирования |
|6. степень самостоятельности | |
|сопровождение психотерапевта |клиента |
|7. продолжительность |самостоятельность |
|не менее 15 сеансов |воздействия |
| |1 –5 консультаций |

1.6. Понятие метода психотерапии.
4 уровня использования термина методов (Алексанрович):
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа,
релаксация)
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие
процесс (стационарные, семейные).
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического
воздействия (психотерапевт, группа).
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций.

1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
- С одной стороны медицина, с другой – психология.
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.

1.8. Личностный подход.
Важнейший принцип медицины и психотерапии.
Реализуется в трех ипостасях:
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики
нарушений для использования в психотерапии.
2. Учет личностных особенностей при использовании любых
психотерапевтических техник
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

1.9. Общие факторы психотерапии.
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение.
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:
1. пациент
2. терапевт
3. процесс
Вопросы:
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических
представлений
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы.

Пациент.
- обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями
пациента в любой психотерапии)
- формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и
психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует
понимание).
- предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта).
- Укрепление веры больного в выздоровление
- Накопление положительного опыта
- Облегчение выхода эмоций

Терапевт.
- целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений
- внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.
- Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь»

Процесс.
- установление оптимального контакта, вовлечение пациента в
сотрудничество, создание мотивации в психотерапии
- прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития
эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и
терапевта должны быть одинаковы
- определение психотерапевтических мишеней
- применение определенных методов и техник, направленных на изменения
- закрепление достигнутых результатов
- окончание курса психотерапии (зависимость пациента от
психотерапевта)

1.10. Показания к психотерапии.
- удельный вес психотерапии определяется ролью психологического
фактора этиопатогенезе болезни
- показания определяются последствиями определенного заболевания
(смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение
самооценки…)



Личность.

Центральная проблема современной психотерапии.
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека.
Наука о личности – персонология.
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности:
1. – биосоциальные и биофизические определения личности
а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей
(скорее бытовое значение)
б – исключительно качества и характеристики личности
2. - через перечисления
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами
6. – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так
ведут.
Теории личности выполняют функции:
- объяснение
- предсказание
Что влияет на теории личности:
- клинические наблюдения
- гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к
пониманию целого)
- традиции научения, экспериментальная психология
- психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных
различий)

Компоненты теорий личности.
1. структура личности (например, черты личности)
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека)
Объяснение мотивации:
- редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на
снятие напряжения
- модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с
целью наслаждения или самоактуализации
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
3. проблемы развития личности.
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
- стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
- роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
4. психопатология.
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями.
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья
Из чего складывается психическое благополучие.
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными
межличностными отношениями.
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность.
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения
личности при психотерапевтическом воздействии.

Критерии оценки теорий личности:
- верифицируемость (проверяемость)
- эвристическая ценность (способность продуцировать новые
исследования)
- внутренняя согласованность
- экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее)
- широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию)
- функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям
проблемы)

Какие вопросы обязательно решают теории личности:
- свобода / детерминизм
- рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает
влияние на человека)
- хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к
человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только
изучая каждый элемент в отдельности)
- конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм
(проблема социального)
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов.
- изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на
протяжении жизни)
- субъективность / объективность
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или
внешние обстоятельства.
- проактивность / реактивность
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на
внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют.
- гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение
напряжения или развитие)
- познаваемость / непознаваемость
Невроз.
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами.
- Невроз –
понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в
результате действия факторов психической природы и проявляющееся в
специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.
- Психогения –
заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и
болезнью.
- возникновение заболевания связано с психически травмирующей
ситуацией и её субъективаной неразрешенностью
- динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с
динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется –
симптоматика нарастает)
- симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной
реакции, в которой находят отражение основные потребности и
стремления личности.

Развитие невроза (схема Мясищева)

Нарушение системы отношений

!
внутренний конфликт
!
межличностный конфликт
!
нервно-психические нарушения
!
функциональная реорганизация личности
физиологический уровень
психологический уровень
(развитие симптоматики)
(нарушение ф…онирования)

Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания –
выявление психологических причин заболевания;
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических
нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские
методы исследования.

Основные психопатологические синдромы неврозов.
1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
- нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
- головные боли
- нарушения сна
1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
2 стадия – раздражающая слабость
3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)

2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент
противоречащие ситуации
- в интеллектуальной сфере
- в эмоциональной сфере (фобии)
- в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный
характер
Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства,
представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.
3. Фобический синдром:
- пространства и передвижения в теле(?)
- нозофобии (страх заболевания чем-либо)
- социофобии (страх социально значимых ситуаций)
4. Депрессивный синдром:
Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной
заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет
суицидальных мыслей или они скрыты.
5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности):
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные
физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при
приседании).
6. Нарушения пищевого поведения.
- нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги)
- нарвная булимия (обжорство)

Основные формы невроза:
- неврастения
- истерия
- невроз навязчивых состояний
Специфические формы конфликта (по Мясищеву)
- между требованиями к себе и возможностями
- конфликт двух противоречивых тенденций
- между требованиями к себе и ……


Основные направления психотерапии.

| |
|Психоаналитическое направление |
| | |
|школа |представитель |
| | |
|классический психоанализ |Фрейд |
|аналитическая психология |Юнг |
|индивидуалистическая психология |Адлер |
|терапия желаний |Ранг |
|активная аналитическая терапия |Штекель |
|интерперсональная психиатрия |Салеван |
|интенсивная психотерапия |Фром-Райхен |
|анализ характера |Хорни |
|активная техника психоанализа |Ференци |
|культиральная школа |Фромм |
|эгоанализ |Кляйн |
|чикагская школа |Александер |
|объективная психотерапия |Карпманн |
|краткосрочная терапия |Малан |
|директивный анализ |Розен |
|психо-биологическая терапия |Майер |
|биодинамическая терапия |Массерман |
|адаптивная психодинамика |Радо |
|гипноанализ |Вольберг |
|анализ характера вегетотерапия |Райх |
|лингвистическо-семантический психоанализ|Лакан |
|(французская школа) | |

|Поведенческое направление |
|школа |представитель |
| | |
|1. систематическая ресенабилизация |Вольпе |
|имплозивная терапия |Штампл |
|кондициональная рефлекс терапия |Солтер |
|теория научения |Доллерд |
|теория социального научения |Роттер |
|моделирующая терапия |Бандура |
|директивная терапия |Гринвальд |
|конфронтационно проблемная терапия |Гарнер |
|ассертивный структурный тренинг |Филипс |
|личностно-констр. Терапия |Келли |
|рацио-эмотивная терапия |Элис |
|интегративная терапия |Дрейкфорд |
|реальная терапия |Глассер |
|философская психотерапия |Сахакиан |
|тренинг биообратной связи |Грин |
|когнитивная психотерапия |Бэк |



|Опытное направление |
|школа |представитель |
| | |
|экзистенциональный анализ |Бинсвангер |
|анализ бытия |Босс |
|лого-терапия |Франкл |
|клиентоцентрированная терапия |Роджерс |
|гештальт-терапия |Перлз |
|психоимаго терапия |Шоррт |
|опытная терапия |Витакер |
|терапия первичного крика |Янув |
|биоэнергетический анализ |Лоуэн |
|структурный анализ |Рольф |
|аутогенный тренинг |Лутхэ |
|трансцендентальная медитация | |
|дзенпсихотерапия |Уотс |
|психоделическая терапия |Осмонд |



Характеристики трех основных направлений психотерапии.
|Основные |Психодинамическое |Поведенческое |Опытное направление |
|хар - ки |направление |направление | |
|основные |Вытеснение, первичные |Беспокойство, |Раздражение, |
|жалобы |потребности и влечения,|тревога, страх |отчуждение (от себя) |
| |вытесненные в | | |
| |бессознательное | | |
| | | | |
|концепция |Конфликт между |Неарантивное(?) |Невозможность |
|патологии |бессознательным и |поведение, которое |самореализации, |
| |сознанием, между |возникло в результате|нарушение личной |
| |первичными |неправильного |целостности, |
| |потребностями и |научения |несовпадение |
| |влечениями и моральными| |Я-концепции и опыта |
| |нормами, правилами, | | |
| |требованиями, запретами| | |
| | | | |
|концепция | | | |
|здоровья |Выявление и осознание |Отсутствие симптома, |Актуализация |
| |внутренних конфликтов, |редукция тревоги и |потенциального: |
| |победа ЭГО над ИД, |беспокойства |саораскрытия, |
| |усиление ЭГО | |самореализации, |
| | | |осознавание |
| | | |собственной личности, |
|вид | | |спонтанность |
|изменения |Глубокие внутренние |Прямое научение: | |
| |изменения: понимание |изменение поведения в|Немедленный |
| |прошлого, то есть |настоящем, то есть |(сиюминутный) опыт: |
| |интеллектуально-эмоцион|действия или |ощущения и чувства |
| |альное знание |представления |данного момента, то |
| | | |есть спонтанные |
|5. временной| | |выражения опыта |
|подход и |Исторический: |Неисторический: | |
|фокусировка |относящийся к прошлому |объективное настоящее|Антиисторический: |
| | | |данный момент |
| | | | |
|6. вид |Долгое и интенсивное | | |
|лечения | |Короткое и |Короткое, но |
| | |неинтенсивное |интенсивное |
| |Понять содержание | | |
|7.задачи |бессознательных |Выработать | |
|терапевта |процессов, их |специфические |Взаимодействовать в |
| |историческое и скрытое |адаптивные |атмосфере взаимного |
| |значение |поведенческие ответы |принятия с целью |
| | |на стимулы, |вызвать самовыражение |
| | |вызывающие |(психологическое, |
| | |беспокойство |соматическое, |
| | | |духовное) |
|8. основные |Интерпретация: | | |
|приемы |связанные ассоциации, |Научение: | |
| |символические |классическое и |Встреча |
| |проявления |оперантное | |
| |бессознательного, |обусловливание, | |
|9. модель |анализ сопротивления и |научение по моделям | |
|лечения |перекоса | | |
| |Медицинская: врач – |Образовательная |Экзистенциальная: |
| |пациент или |(воспитательная): |человек-человек ил |
| |родитель-взрослый-ребен|учитель-ученик или |взрослый-взрослый, то |
| |ок, то есть |родитель-ребенок, то |есть союз людей |
|10. природа |терапевтический союз |есть обучающий союз | |
|отношений | | | |
|при лечении | |Реальные, но |Реальные и |
| |Трансферентные |второстепенные для |первостепенные для |
| |(отношения переноса) и |лечения: нет |лечения: реальные |
|11. роли и |основные для лечения: |отношений |отношения |
|позиции |нереальные отношения | | |
|терапевта | | |Фасимитатор (инициатор|
| |Интерпретатор–отображат|Советчик: прямой, |взаимодействия, |
| |ель: непрямой, |решающий проблемы, |помощник): |
| |бесстрастный, ничего не|практический |взаимнорешающий |
| |решающий, часто | | |
| |фрустрирующий | | |


Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии

|факторы |Концепция лечения |Дополнительные роли и функции |
| | | |
|Эмоциональное|Повышение уровня возбуждения и |Устанавливает необходимый |
|переживание |ответной реакции на воздействие; |эмоциональный уровень для |
| |растормаживание эмоций, выражение|восприимчевости, воздействиям и |
| |чувств |изменениям, способствует |
| | |восприимчивости пациентов, |
| | |понижение сопротивления и защиты;|
| | |упрощает катарситический выход |
| | |подавляемого материала. Может |
| | |оказывать глубокий эффект за |
| | |короткий период времени |
|Познание |Приобретение и интеграция новой |Предоставляет информацию о |
|(овладение |информации, новых представлений, |психотерапевтическом процессе, |
|познанием) |убеждений, знаний. Стимулирование|позволяет понять и осознать |
| |к самопознанию, пониманию себя и |задачи психотерапии, собственную |
| |других |роль и участие. Предоставляет |
| | |знания для оптимизации изменений |
| | |и их интеграции; устанавливает / |
| | |восстанавливает эмоциональный |
| | |баланс и регулирующую функцию |
|Регуляция |Изменение и модификация |ЭГО. |
|поведения |поведенческих реакций; управление|Дает практическое и ощутимое |
| |и контроль над действительностью |применение достигнутым изменения.|
| |и поведением |Позволяет практически, |
| | |целенаправленно овладеть |
| | |специфическими проблемами. |
| | |Усиливает терапевтическое |
| | |обучение посредством повторений и|
| | |продолжительной практики нового |
| | |поведения |


Психодинамическое направление
!
!
психоанализ
психодинамическая или психоаналитическая

психотерапия

!
!

инсайториентированная суппортивная

Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология)
Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с
помощью которых они осознаются и анализируются.
Психоанализ – как целостная система:
1. общая психологическая теория
2. теория психологического происхождения неврозов
3. теория психоаналитической терапии

1. Психологическая концепция Фрейда.

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных
составляющих психики.
Бессознательный психический процесс.
Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это
основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение.
Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые
угрожают сознанию и вытесняются.
Инстинкт и мотивация.
С точки зрения Фрейда, инстинкт – это не врожденный рефлекс, а
побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности
организма. Инстинкт – побуждение, влечение.
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его –
желание.
Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен
разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического,
поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности.
2 группы инстинктов:
1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение
Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов
жизни.
Концепция личности.
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания:
- сознание
- предсознательное (в данный момент не осознается)
- бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не
может)
2. Структурная – личность включает три уровня:
- ИД (оно)
- ЭГО (я)
- СУПЕРЭГО (сверх я)
Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания.
ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные
инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка
напряжения).
ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания.
Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить
ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее
разумные способы удовлетворения.
СУПЕРЭГО – идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе
социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический
принцип. Контроль за поведением человека.
Тревога.
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога.
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.
3 типа тревоги:
- объективная тревога (реалистическая)
- невротическая тревога (связана с ИД)
- моральная (связана с СУПЕРЭГО)
Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы
психики – приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются
неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.

|coping |Защитные механизмы |
|Осознаваемые |Неосознаваемые |
|Активные |Пассивные |
|Достаточно адекватно отражающие |В значительной степени искажающие |
|реальность |реальность |
|Направленные во вне на преобразование |Направлены вовнутрь себя на понижение |
|ситуации |тревоги |

Сoping не имеет отношения к психоанализу.
Защитные механизмы.
1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех
других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.
2. Проекция – специфические чувства, желания приписываются другим.
3. Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей
боль.
4. Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий
объект.
5. Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную
мотивацию.
6. Идентификация – тревога снимается за счет отождествления себя со
значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.
7. Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле
боюсь.
8. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь,
отождествление с внутренним объектом.
9. Изоляция – отгораживание части своего опыта, представляющего угрозу.
10. Реактивная формация – человек справляется с неприемлемыми импульсами
формируя противодействие (нагромождение противоположного по смыслу).
11. Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни в случае угрозы.
12. Сублимация – единственно здоровый путь трансформации энергии;
вытеснение биологического влечения, в основе которого лежат не
невротические механизмы.

ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что
инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если
тревога не понижается – следует невротический симптом.
Концепция невроза.
Невротический симптом – способ энергетической разрядки, вытеснения
напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который
в результате выходит из строя.
Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО,
ИД и СУПЕРЭГО)
Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.
Нарцистический невроз –
Невроз характера –
Невроз переноса –
Невроз органа –
Детский невроз –
Невроз тревоги (страха) –
С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта между бессознательным и
сознанием.

Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание
понимается по-разному.
Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные
импульсы.
Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти.
Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для
всех людей психическое содержание – разум древних предков); организовно в
виде архетипов.
Архетип – предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в
ситуациях, которых в опыте не было.
Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более
аффективно заряженные – являются источником невротических расстройств.
Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении –
они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для
здоровых, важно количество, а не качество.
Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства
от свободы – авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно
количество, а не качество.

Терапия.
Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые
понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация.
Основные положения.

1. Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению,
трансформации, вытеснению.
2. Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное,
то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют
болезни в неправильном психосексуальном разв

Новинки рефератов ::

Реферат: Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации (Право)


Реферат: Динозавры (Биология)


Реферат: Социальные институты. Семья (Социология)


Реферат: Микро-схемотехника: Схема контроля дешифратора на три входа (восемь выходов) (Радиоэлектроника)


Реферат: Слово о полку Игореве (различные образы) (Литература : русская)


Реферат: Пожежна безпека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: По книге Г. Вильхельма "Древний народ хурриты" (История)


Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: Профориентация учащихся (Педагогика)


Реферат: Мультимедиа (Технология)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Оптимизация организационной структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Ответственность за нарушение обязательств (Право)


Реферат: Крутая шпора (Экологическое право)


Реферат: Система управления в ДВР в 1920-22 годах (Государство и право)


Реферат: Почему вымерли динозавры (Биология)


Реферат: Разработка предложений по созданию единого логистического (информационного) центра транспортного комплекса Калининградского региона (Транспорт)


Реферат: Коллизионная ситуация и выбор права (Международное публичное право)


Реферат: Разработка автоматического устройства (Радиоэлектроника)


Реферат: Шкала электромагнитных излучений (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист