GeoSELECT.ru



Деньги и кредит / Реферат: Антиинфляционная политика как многофакторный процесс (Деньги и кредит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Антиинфляционная политика как многофакторный процесс (Деньги и кредит)



Введение 3
1.Особенности инфляционного процесса в РФ. 4
2. Инфляция и антиинфляционная политика в условиях перехода к
экономике…………………………………………………………………… 7
3. Антиинфляционная стратегия…………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..16

Введение

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке,
поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют
серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного
хозяйства.
В условиях инфляции происходит обесценение денег, проявляющееся по
отношению к товарам, золоту, иностранной валюте. Таким образом, инфляция
проявляется в сфере обращения, но ее первопричиной являются диспропорции в
воспроизводственном процессе. Поэтому состояние денежного обращения в
стране можно считать барометром ее экономической и политической жизни. Этим
объясняется повышенный интерес разных экономистов к проблеме денежного
обращения, которое в свою очередь порождает множество новых проблем.
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет
свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными
денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный
экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в
стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается
эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое
бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду
производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими
последствиями.
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства
России на ближайшую перспективу является не только восстановление
докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение,
которое возможно только при поступательном развитии экономики.
Радикальным способом стабилизации денежного обращения являются
денежные реформы. Однако для их успешного проведения в стране должны быть
созданы необходимые экономические и политические предпосылки, которые
зависят от состояния инфляционного процесса и конкретных условий для
укрепления денежного обращения в стране.
Не имея объективных предпосылок для проведения денежной реформы,
правительство Российской Федерации для укрепления денежного обращения,
снижения социально-экономической напряженности в стране предпринимает
различные антиинфляционные меры.
Целью данного реферата является показать основные направления
антиинфляционной политики, учитывая исторические предпосылки и особенности
развития страны, опираясь на мировой опыт.



1.Особенности инфляционного процесса в РФ.

Что такое инфляция - известно, пожалуй, всем. Это не что иное, как
процесс обесценивания денег. Однако многие не знают, какие причины
оказывают влияние на этот процесс и как им можно управлять. Да и те, кто
знает, не могут однозначно ответить, какую форму примут инфляционные
процессы в современной России и как это отразится на экономике государства
и жизненном уровне населения.
А ведь уровень инфляции - один из важнейших макроэкономических
показателей состояния государства, его экономической безопасности. От него
зависят покупательная способность и качество жизни населения, доверие к
экономической политике государства. Фактически она является барометром
социально-экономического положения страны. Не случайно такую озабоченность
в правительстве вызвало известие о том, что за январь 2002 года уровень
инфляции составил свыше 3 процентов, против ожидавшегося 1 процента.
В чем же причины того, что доходы не успевают за ценами? Что
инициирует рост индекса потребительских цен? Специалисты выделяют несколько
причин. В стране, характеризующейся высокой степенью естественных
монополий, на высокий уровень инфляции влияют формируемые ими цены.
Поднимая тарифы на железнодорожные перевозки, плату за коммунальные и
почтовые услуги, ведомства-монополисты создают и используют такой механизм
цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением
затрат. То есть на плечи населения перекладываются затраты нефтяников,
газовиков и др. на строительство офисов, проведение отпусков, обучение
детей в престижных зарубежных вузах, высокие оклады менеджеров.
Другой составляющей инфляции является повышение уровня заработной
платы работникам бюджетной сферы и пенсий, что приводит к росту денежной
массы и провоцирует рост цен на продовольственные и промышленные товары. А
рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы и пенсий. Это
делалось в 1992-1996 гг., а затем в 1999-2001 гг.
Специфической для России причиной инфляции следует считать
жесткую привязку рубля к доллару и свободное хождение доллара в стране.
Ведь государству при проводимой экономической политике выгодно сохранять
"слабый" по отношению к доллару рубль, что позволяет при тех же объемах
экспорта обеспечивать большие (с ударением на первом слоге) внутренние
выплаты. В то же время, ориентация производителей на стоимость импортной
продукции вызывает рост индекса розничных цен.
Инфляционные процессы, в которые оказалось вовлеченным все население
страны, сформировали определенную психологию "человека, ожидающего
худшего". Идет закупка и заготовление "про запас". В зависимости от уровня
доходов и сбережений закупаются мешки муки и сахара, наличные доллары,
строятся коттеджи, выводятся за границу миллиарды долларов. То есть само
население становится источником инфляции.
Немалую роль в инфляционных процессах сыграло руководство страны,
которое все годы реформ проводило девальвационно-инфляционную политику. В
результате обесценивание рубля имело катастрофические последствия для
отечественной экономики и основной массы населения. Обращает на себя
внимание, что практически ни разу за последние годы фактический уровень
инфляции не соответствовал прогнозируемому правительством. При этом,
отклонения в сторону увеличения составляли до 1,5 раза (не рассматривая
1998 г., когда расхождение составило 15 раз).
Как утверждает доктор экономических наук, советник первого заместителя
председателя правительства РФ В.Андрианов, относительно высоких темпов
роста экономики можно достичь лишь при снижении годового уровня инфляции
как минимум до 5 процентов.
За последние десять лет в стране такого уровня не было. И как
следствие, по оценке Госкомстата, мощности промышленных предприятий по
выпуску отдельных видов продукции загружены от 14 до 60 процентов, средний
возраст оборудования в промышленности составляет 17,92 года. Размер
задолженности предприятий промышленности по заработной плате на конец 1997
года составлял 22 930 млрд. руб., 1998 года - 26 607 млн. руб., 1999 года -
32 471 млн. руб. Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в
процентах от общей стоимости основных фондов на конец года, в сопоставимых
ценах) в 1997-2000 гг. - 1,4; 1,1; 1,0; 1,1 соответственно. Износ основных
фондов, в процентах от общей стоимости фондов промышленности на конец года
за этот же период - 50,5; 52,4; 52,9; 51,9.
Каким же видится уровень инфляции в текущем году? Согласно Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2002-2004 годы), он должен составлять 12 процентов, т.е.
снизиться по отношению к 2001 году. Планируя подобный уровень,
правительство, очевидно, исходило из показателей, отражавших экономический
рост, наблюдавшийся в стране. Но, рассмотрев причины, которые оказывают
непосредственное влияние на уровень инфляции, можно сделать несколько
выводов.
Первый. Несмотря на определенные попытки правительства сдержать рост
цен, диктуемых естественными монополиями, на бытовом уровне население уже
столкнулось с единовременным повышением тарифов на железнодорожные
перевозки, тенденцией роста платы за коммунальные услуги. На уровне
промышленности повышение цен на энергоносители скажется на всех
технологических цепочках и соответственно на себестоимости и отпускной цене
товаров и услуг.
Второй. Многомесячное обещание повысить заработную плату работникам
бюджетной сферы, силовым структурам, государственным служащим,
преувеличенные рассказы о значительном повышении пенсий у всех категорий
пенсионеров повлияли на рост рыночных цен на продовольствие и товары
повседневного спроса. Причем само повышение уже практически "съедено"
инфляцией. А ведь цены на коммунальные услуги продолжают расти, и не
наступила пора отпусков, когда население столкнется с тарифами железной
дороги.
Третий. Заканчивается положительное для отечественной промышленности
действие августовского кризиса 1998 года. Увеличится приток иностранных
товаров, следующих не по государственным каналам, а значит, у государства
появится необходимость в печатании наличных денег. Без этого могут
возникнуть проблемы с выплатой заработной платы.
Четвертый. Инфляционные ожидания населения могут привести к
дальнейшему росту цен на товары длительного пользования - жилье,
автомашины, сложную бытовую технику, стоимость которых жестко связана с
долларом. А это вызовет дополнительный рост цен на эти товары.
Пятый. При прогнозировании уровня инфляции правительством не
учитывался ряд факторов мировой экономики и геополитики. И прежде всего -
поведение США, которые постараются переложить бремя последствий
национального экономического кризиса на государства с зависимой от доллара
валютой, и возможные сценарии "борьбы с мировым терроризмом", когда могут
быть затронуты экономические интересы России.
Таким образом, трудно говорить о сколько-нибудь значимых причинах,
способных уменьшить уровень инфляции по отношению к 2001 году. Скорее,
наоборот, в зависимости от комбинации рассмотренных факторов в 2002 году
можно ожидать инфляцию не менее 20-24 процентов.
Вместе с тем необходимо отметить, что, рассматривая инфляцию как
барометр социально-экономического положения страны, надо представлять, за
счет чего государство может улучшить свое экономическое положение. Видится,
что основой этого может быть только устойчивое развитие, опирающееся на
развитие субъектов промышленной деятельности и промышленности.



2.Инфляция и антиинфляционная политика в условиях перехода к рыночной
экономике.

Инфляции посвящены многочисленные монографии, диссертации, статьи во
всех странах, поскольку это глобальная проблема. Отечественная наука всегда
уделяла большое внимание исследованию природы, факторов, последствий
инфляции, развивая теорию в ходе дискуссий, но применительно к капитализму.
В условиях планово-централизованной экономики. В СССР господствовала
ошибочная концепция о неприменимости к ней понятия «инфляция» и о
неуклонном повышении покупательной способности рубля. Догматическое
отрицание инфляции при социализме диктовало профессиональные позиции,
нормативные установки, позволявшие то, что на Западе обычно запрещено
(например, жизнь не по средствам, покрытие дефицита госбюджета за счет
кредитов центрального банка, т.е. денежной эмиссии, неэффективные
капиталовложения, предоставление банками необеспеченных кредитов
неплатежеспособным заемщикам). И запрещавшие то, что во всем мире
практикуется (эластичная переориентация экономики ценообразования в
зависимости от спроса и предложения, сочетание государственного и рыночного
регулирования экономики). Волюнтаристски раздвинув объективные границы
дефицитного финансирования, кредитной экспансии, денежной эмиссии при
ориентации преимущественно на производство средств производства и военно-
промышленный комплекс, экономическая политика административно-командной
системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.
В условиях шокового перехода России к рыночной экономики произошли
структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный
сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую
спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и
снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на
частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную
экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский
кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся
прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в
духе либерализма и монетаризма без учета специфики России стимулировали
длительный спад производства и сильную инфляцию.
С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание
экономического спада – стагнации – с инфляцией). Розничные цены выросли в
1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. – 9,4 раза, 1994 г. – 3,2 раза, 1995 г. –
2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.
Спад производства в России (в 1992 – 1996 годах) почти вдвое превысил
рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных
предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.),
строительстве – 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство
производственного сектора и разбалансированность экономики стали
фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение
рубля.
Новое явление в России – снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца
августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена,
но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее
воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект
антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой
практике была применена дефляция – сжатие спроса – в условиях
экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем
самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За
рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева»
экономической конъюктуры, и ее крайняя мера – блокирование роста заработной
платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению социально –
экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили инфляционный
процесс.
Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг
официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета
трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных
стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого
монетаризма и комбинируют их постулаты с рецептами кейнсианства о
необходимости государственного регулирования.
Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую
интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,
бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали
эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою
работу, чем государство).
В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика
осуществлялась тремя методами: 1) ограничение эмиссии денег Центральным
банком РФ, 2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования
государственных расходов, 3) сдерживание колебания курса рубля по отношению
к инвалютам путем установления их пределов и использования валютной
интервенции.
Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить
неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому
снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой
стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис
неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а
главное – застой в экономике и инвестициях.
Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика
усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного
потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72 – е место
(среди 174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов
государства, но и способов перераспределения национального дохода в
интересах большинства народа, а не привилегированной кучки.
Валютно – финансовый кризис, разразившейся вслед за другими странами в
России в августе 1998 г., обнажил эфемерность официально объявленной
финансовой стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие
экономические и социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по
внутренним и внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных
бумаг и финансовых пирамид, включая ГКО – ОФЗ; блокирование вкладов в
крупных банках, кризис банковской системы и безналичных расчетов;
приостановка или прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение
безработицы; удвоение темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля;
паника на потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики
и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до
84,4% в 1998 г.
Официальная задача – удержать инфляцию на уровне 30% в 1999 г. (2,5% в
месяц) трудновыполнима.
В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале –
4,1%, в марте – 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением
платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных
доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997
г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов
относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь
месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30% и годовой прогноз скорректирован
до 45%. Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная
антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса,
порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только
монетарными факторами. Для сдерживания инфляции необходима системная,
комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности
инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех
сферах, а не только монетарными факторами.
Цель предлагаемой антиинфляционной модели – не подавление инфляции
любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и
государственными методами) в интересах подъема национального производства и
экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима
небольшая инфляция, если это увеличит платежеспособный спрос и тем самым
стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой
научились регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких
критериев вступления стран в ЕС в зону евро с января 1999 г. относится
согласованный низкий уровень инфляции.
В условиях товарно-денежных отношений диспропорции общественного
воспроизводства неизбежно принимают денежную форму и проявляются в
несбалансированности потоков товарной и денежной масс.
Анализ взаимосвязи и взаимозависимости основных компонентов закона
денежного обращения служит ключом к пониманию инфляционного механизма и
разработке методов его регулирования. Однако отсутствие многих
статистических данных нередко искажает сведения об уровне инфляции.
Общепринятый обобщающий показатель инфляции – рост цен на товары и услуги.
В условиях планово – централизованной экономики официальный рост цен
на уровне 4 – 8% в год сочетался с товарными дефицитами. Неудовлетворенный
платежеспособный спрос населения нарастал с 60-х годов и вызвал взрыв на
потребительском рынке в конце 80-х годов. Ажиотаж спроса спонтанно
охватывал то одну, то другую группу товаров, включая сахар, мыло,
стиральные порошки, зубную пасту и даже спички и соль. Проявлением инфляции
стали очереди в магазинах и талоны на дефицитные товары. В условиях скрытой
инфляции в конце 80-х годов проявился один из парадоксов административно-
плановой экономики: торговля без коммерции. Торговля частично превратилась
в рационирование распределения дефицитных товаров (выездная торговля на
предприятиях, талоны). Инфляционные ожидания усиливали «бегство» от денег к
товарам. Возникли огромные запасы на предприятиях и домашние «склады».
Призывы к проведению денежной реформы усугубляли этот ненормальный процесс.
С либерализацией цен в 1992 г. инфляция из скрытой стала явной и
галопирующей. Некоторые отечественные экономисты распространяли ошибочные
взгляды, что «к инфляции нужно относиться совершенно спокойно». Между тем
исторический опыт России и мировой опыт свидетельствует, что инфляция по
мере ее углубления из временного стимулятора экономического роста
превращается в тормоз, подрывая движущие силы развития экономики.
С таким тяжелым наследием страна вступила на путь перехода к рыночной
экономике. Проблема инфляции сразу оказалась в центре структурных изменений
хозяйственного механизма. Стало очевидно, что нельзя управлять экономикой
инфляционными методами. Чем длительнее и сильнее рост цен, тем больше
предприниматели и население учитывают инфляционные ожидания в своей
деятельности. Их предвосхищение усиливает процесс «самодвижения» инфляции.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок инфляции, доказал
неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.

3. Антиинфляционная стратегия.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического
обоснования антиинфляционной стратегии экономического роста.
Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения
поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить
«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.
Общеэкономические меры. 1. Следует завершить начатые реформы
(предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т.д.) в целях
формирования цивилизованных рыночных отношений.
2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики – с
подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального
производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,
банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная
модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее
стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат
обеспечением рубля.
3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса
инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств
на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования
свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного
сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.
«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и
иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли
государственных инвестиций с 1,5 до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее
выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки
инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на
Западе создает 50 – 55% ВВП, а в России – лишь около 10%. Для
стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и
частные инвестиции.
Важную роль в регулировании инвестиции признаны сыграть принятые в
конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по
лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по
инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные
государственные гарантии (от 40 до 85%).
Важно найти выход из «ловушки ликвидности», в которой оказалась
Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений
населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм
перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности,
путем налогового регулирования.
Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых»
капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным
каналам. Для этого необходимы решительные меры.
4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций
для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный
приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых,
иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из
боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-
третьих, для России наибольший интерес представляют прямые инвестиции в
производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции
(80% иностранный инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и
ценные корпоративные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во
время кризиса в России в августе 1998 г.
Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия
зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечения
прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. их ежегодный объем
составил 3 – 4 млрд. долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных
прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 г.
Сдерживание финансовых факторов инфляции. 1. Ключевое место в
антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и
преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:
- неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;
позаимствованное из мировой практики секвестирование
(сокращение) расходов в зависимости от реального наступления
доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в
том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение,
образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для
погашения задолженности по пенсиям и зарплате);
- нецелевое использование бюджетных средств (например,
предвыборная «черная касса»);
- финансирование бюджетных расходов платежными средствами
различной ликвидности;
- слабый контроль за исполнением госбюджета.
Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса.
Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования
бюджетных отношений.
2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита, хотя
формально за счет секвестирования он доведен до уровня (3,5% ВВП в 1997 г,
3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для
предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его
покрытия без инфляционных последствий.
С 1995 г. до валютно-финансового кризиса в августе 1998 г.
господствовала официальная концепция покрытия бюджетного дефицита за счет
эмиссии не денег, а государственных ценных бумаг, размещаемых на рыночных
условиях среди резидентов и нерезидентов. В России впервые появился не
только внутренний, но и внешний долг по отношению к иностранным держателям
ГКО-ОФЗ. Кризис и реструктуризация ГКО-ОФЗ привели к сокращению
возможностей рыночных заимствований. В результате новации ГКО_ОФЗ объем
внутреннего государственного долга России уменьшился почти на 30% с 750
млрд руб. на 17 августа 1998 г. до 550 млрд руб. к 1 мая 1999 г. Почти все
российские держатели этих ценных бумаг обменяли их на новые, которыми можно
оплатить налоги. Однако 60%иностранных держателей российского внутреннего
долга пока отказываются от участия в новации и требуют лучших условий
обмена ГКО. Чрезмерное использование государственных заимствований
(внутренних и внешних) для финансирования бюджетного дефицита всегда
становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников их
погашения. Поэтому необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит
государственного долга.
Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать
экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии
к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от
реализации государственных запасов имущества.
3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая
политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую»
экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на
фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому
опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его
усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение
налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой
собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные
налоговые ставки и обилее лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение
от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового
законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание
Временной чрезвычайной комиссии и ужесточение контроля за сборщиками
налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение
налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом
ответственности налогоплательщиков.
Регулирование денежных факторов инфляции. 1. В условиях товарного
производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому
диспропорции приобретают денежную форму, хотя их причины коренятся в
процессе общественного воспроизводства. В этом проявляется прямая и
обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно отвергать
роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому антиинфляционная политика
предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.
Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам
монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по
коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП
рублевой массы. В итоге для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах
появились тысячи неофициальных эмиссионных «центров», выпускающих денежные
суррогаты, которые обслуживают 70 – 80% хозяйственного оборота. В этом
проявляется стихийная реакция рыночного хозяйства на дефляционное сжатие
денежной эмиссии в условиях нехватки оборотных средств предприятий и
огромных неплатежей.
Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,
очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и
рассчитывать денежный агрегат с учетом реальных потребностей хозяйственного
оборота и прогноза экономического развития.
Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по
трем каналам – кредитование государства, хозяйства и под прирост
официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного
управления», поднятая на щит некоторыми российскими экономистами во время
резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в
августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на
пополнение резко сократившихся (до 10,8 млрд долл. в марте 1999 г.)
официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита
(на 10 – 20 млрд долл). Во-вторых, эмиссия денег только под прирост чистых
международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного
оборота в соответствии с законом денежного обращения приведет к
дефляционному сжатию денежной массы в обращении.
2. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию
скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее
равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
3. Чтобы взять инфляцию паод контроль, необходима реальная статистика
и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах
анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.
Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной
политики и стратегии экономического роста политики является санация и
реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-
финансовым кризисом, выявившим ее узкие места: 1) деятельность крупных
банков-трейдеров, которые бесконтрольно и безответственно осуществляли
спекулятивные валютные и фондовые операции, разбазаривая средства
вкладчиков; 2) недостаточно жесткий контроль ЦБ РФ за коммерческими
банками; 3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении
процедуры банкротства, эффективной работы Временной администрации,
арбитражных управляющих и др.).
Для восстановления платежеспособности банков ЦБ РФ принял меры. В их
числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда
обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались
менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по
реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и
стабилизации.
Банковская система должна включать три уровня: центральный банк,
коммерческие банки; специализированные кредитно-финансовые институты.
Целесообразно повысить роль региональных банков.
Требует внимания регулирование и контроль центрального банка над
деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-
расчетное обслуживание реального сектора экономики.
Банкам предстоит трудная работа по возвращению доверия ограбленных
вкладчиков, особенно валютных. Для этого необходимо введение реальной
гарантии вкладов с учетом мирового опыта.
Регулирование цен и заработной платы – составная часть многофакторной
антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под
влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и
цен. Предприятия-монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать
производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.
Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен
недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости
динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже
при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике
при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен
государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях
валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки
ограничить в пределах 10 – 20% рост цен во время паники на потребительском
рынке (за август – сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%).
Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных
законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов
рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка – одна
из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы
обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для
нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации
законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть
рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у
предпринимателей и населения.
Восстановление доверия к рублю. Известна истина, что доверие к
правительству, которое выпускает деньги, способствует устойчивости
денежного обращения. Для восстановления доверия к рублю необходимо
преодолеть кризис государственности, упрочить достигнутую в конце 1998 г.
политическую стабильность в стране. Не менее важно повысить профессионализм
управленческих структур, сотрудники которых недостаточно знают современные
методы управления рыночной экономикой и инфляцией с учетом мирового опыта.
Например, в отличие от России в мировой практике при инфляции не принято
официально объявлять о предстоящем повышении цен, курса доллара, изменений
в денежной системе, так как это усиливает недоверие и «бегство» от рубля к
валюте.
Для успеха антиинфляционной программы важно также заручиться
поддержкой средств массовой информации.
Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена
на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике,
которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит
крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин;
проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью
превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими
приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными
структурами.
Переход астрономических сумм под контроль «теневой» экономики – мафии
подрывает основы государственности и усилия по формированию цивилизованной
рыночной экономики.



Заключение.

Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает
негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение
жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция
может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание
необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к
рыночным регуляторам.
Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит
экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом
виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в
ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с
кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.
В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г.
преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм
(пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного
регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт
этих двух подходов в деятельности Правительства.
Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в
трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему
экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования.
Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию
экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с
рыночными регулирующими механизмами вселят надежду, что инфляция в России
будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной
экономики.



Список литературы

1. Л.Н. Красавина «Инфляция и антиинфляционная политика».- М. 2001.,
с. 32 – 52.
2. Денежное обращение и банки: Учеб пособие / Под ред. Г. Н.
Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
с. 16 – 21.
3. Вестник статистики. – 1995. - № 3. – с. 60
4. Известия. – 1998. – 10 сентября.
5. Экономическая газета. – 1988. - № 37. – с. 9
6. Известия. – 1999. – 24 апреля – с. 3.







Реферат на тему: Антимонопольная политика
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава1. История развития антимонопольной политики в США 4
1.1. Образование монополий и власть рынка. 4
1.2. Антитрестовские законы и обеспечение
их исполнения в США. 5
1.3. Конкуренция и ее виды 12
1.4. Основные законы о конкуренции. 17
Глава 2. Особенности развития антимонопольного законодательства и
поддержки конкуренции в России. 22
2.1. Роль государства в регулировании рыночной экономики. 23
2.2. Система антимонопольных органов и порядок их формирования. 27
Заключение. 32
Список использованной литературы 34

Введение

Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов
государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших
экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован
как экономическое преступление против общества. Соответственно были
приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на
предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации
рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая
к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной
задаче.
Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых
несовершенствами рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции
государство:
. разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать
фирмы, уличенные в монополизации;
. создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и
выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет
Государственный антимонопольный комитет);
. помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать
монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается
Комитет по поддержке малого предпринимательства).
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования
представляется актуальным для понимания темы экономического развития
любого государства. Интересно для изучения истории развития
антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также
особенности поддержки конкуренции в этих государствах.
В существующей литературе по проблеме представлены различные
взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку
конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе
антитрестовской политики в США – и действительно, данная тема
разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания
такого законодательства были предприняты только перед первой мировой
войной.
Два подхода к изучению антимонопольного законодательства (в США и в
России) образуют возможность для сравнения данной проблемы.
Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса –
следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня
развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась
в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить
работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р.
Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Современная литература по проблеме Российского антимонопольного
законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной
проблемы затрагиваются в работах С. Бадоева, Е. Ясина, А Цыганова и
научных статьях Л. Абалкина.
Цель данной работы - провести исследование по вопросам
возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства в
США и в России. Эта цель может быть достигнута при изучении вопросов:
. возникновение монополий;
. развитие антитрестовского законодательства в США;
. роли государства в регулировании рыночной экономики;
. особенности антимонопольного законодательства в России.
Настоящая работа представляет собой попытку рассмотрения данных
вопросов. Первая глава посвящена изучению опыта США в создании
антитрестовского законодательства и ответа на вопрос, почему такое
законодательство стало необходимостью. Вторая глава посвящена осмыслению
некоторых особенностей развития экономики России.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании
необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных
его направления:
. меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии
(собственно антимонопольное законодательство);
. государственное регулирование естественной монополии;
. защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Сущностью антимонопольной политики является система законов,
ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и
установлению монополии.
Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
. характера самих законов;
. трактовки законов судами;
. последовательность, с которой судебные решения воплощаются в жизнь.
Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и
существо антимонопольной политики.

Глава1. История развития антимонопольной политики в США


1.1. Образование монополий и власть рынка.

Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях более
сильная фирма покупает более слабую, нежизнеспособную. В других случаях
фирмы идут на добровольное слияние. При этом сливаться могут не только
фирмы, производящую одну и ту же продукцию, но и фирмы-смежники, то есть
связанные между собой одной технологической цепочкой, и даже фирмы,
которые не имеют ничего общего ни по ассортименту продукции, ни по
технологии ее производства.
Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о
рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать
ценами. В частности на том рынке, где один - единственный продавец
контролирует предложение, выпуск продукции будет очень малым, а цены -
высоки. Монополисты могут получать высокие прибыли, ограничивая объем
продукции и поднимая цену. Являясь единственными продавцами, они не
боятся снижения цен со стороны конкурентов, и потребители, в конечном
счете, платят больше, чем должны.
Но необходимо отметить, что некоторые монополии практически
неизбежны. «Большинство предприятий коммунального обслуживания, таких,
как газовая или электрическая компания, являются монополиями местного
значения. Государство может регулировать деятельность таких компаний,
осуществляя контроль за ценами, которые им разрешено назначать, или могут
избрать способ поставки продуктов при своем непосредственном участии».*
Другие монополии могут создаваться искусственным образом путем
различных манипуляций фирм. Многие из наиболее знаменитых антитрестовских
дел, включая решения с разделением компании « Америкэн тобако» , а также
судебные дела Ай Би Эм и АТТ, содержали обвинение в монополизации.
Попытки монополизировать рынок могут выступать в форме установления
грабительских цен (по сути демпинговых). Грабительское ценообразование
имеет место в тех случаях, когда фирма устанавливает цены настолько
низкие, что они имеют смысл только потому, что, по всей вероятности,
выталкивает конкурентов с рынка. Мелкие фирмы, имеющие высокие издержки,
часто обвиняют своих более крупных конкурентов в использовании
грабительского ценообразования.
В деле, начатом правительством против Ай Би Эм , в качестве одного
из обвинений было выдвинуто установление грабительский цен. Правительство
обвиняло Ай Би Эм в том, что она планировала продавать свой новый
компьютер по цене ниже себестоимости и объявило о выходе его на рынок
раньше, чем работа над ним была завершена, чтобы помешать компании
«Контрол дейта» стать жизнеспособным конкурентом. В этом деле важнейшим
был вопрос о том, обладала ли Ай Би Эм монопольной властью на
соответствующем рынке или нет. Правительство, утверждая, что монополия
имела место, трактовала данный рынок узко, как включающий только большие
компьютеры, и определяло тем самым долю Ай Би Эм в данном рынке как
высокую.
Сама фирма, напротив, утверждала, что соответствующий рынок включал
также программное обеспечение и периферийные устройства. А поскольку доля
Ай Би Эм на этом расширенном рынке была заметно меньше, то и доказать
факт наличия монопольной власти было гораздо труднее. Проблема
определения границ рынка имеет важное значение во многих судебных делах,
возбуждаемых по факту монополии.
В деятельность монополий государственные структуры вторгаются при
помощи антитрестовских законов, стремясь сделать конкуренцию более
энергичной. Любого покупателя или продавца, способного оказывать
существенное влияние на рыночную цену, характеризуют как обладающего
властью над рынком, или монопольной властью. Государственное
вмешательство, ограничивающее власть над рынком, может улучшить
распределение ресурсов. Например, государство препятствует фирмам,
обладающим властью над рынком, устанавливать высокие цены.
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и
усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или
защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы
антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия
потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все
рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие
антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение
юристами и интерпретируются судьями.


1.2. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в
1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что
монополии вызывают издержки для общества в целом, а в качестве ответной
меры на изменения, которые произошли в экономике США. После гражданской
войны 1861-1865 г. железные дороги связали между собой все районы страны,
способствуя созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение
рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам
превосходившие существовавшие, причем многие из них образовывались путем
слияния конкурирующих фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали
угрозу, исходящую от этих новых гигантов. Например, « Стэндард ойл траст»
контролировал около 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны. И закон
Шермана был принят под влиянием этих антимонопольных настроений. 1-й
раздел закона Шермана объявляет незаконным всякий контракт, объединение
или тайный сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции.
Раздел 2-й относит к незаконным действиям монополизацию или попытку
монополизации, а также объединение и тайный сговор с целью
монополизации.
Два других антитрестовских закона были приняты в 1914 г. Закон
Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на
основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная
торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающего Министерству
юстиции претворять в жизнь антитрестовские законы.
Закон Клейтона содержал три основных раздела. Один из разделов
определяет ценовую дискриминацию следующим образом: « … будет считаться
незаконной … дискриминация различных категорий покупателей путем продаж
по разной цене аналогичных по сорту и качеству товаров … в тех случаях
…когда это может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции,
или создание монополии в любой области торговли».* Другой раздел
объявляет противозаконными акты продажи (или сдачу в аренду),
обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в
тех случаях, когда это может повлечь за собой существенное ослабление
конкуренции или создание предпосылок для возникновения монополии.
Следующий раздел закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм в
любой области коммерции в тех случаях, когда это может повлечь
существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для
возникновения монополий. Как и в случае с законом Шермана, нормы оценки
противозаконности поведения на основе закона Клейтона изменялись с
течением времени.
Американские экономисты приводят следующие доводы против
предпринимательской монополии:
1. Неэффективность распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополий считают возможным и выгодным
ограничивать выпуск продукции назначать более высокие цены по сравнению с
теми, которые существовали в данной отрасли, будь она организована на
конкурентных началах. Максимизируя прибыли, предприниматель – монополист
уравнивает с предельными издержками не цену, а предельный доход. В
результате экономическое благосостояние общества меньше, чем оно было бы
при чистой конкуренции.
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что предпринимательская монополия не только не
является необходимым фактором экономики, обусловленной масштабами
производства, но и не способствует научно – техническому прогрессу.
Например, вполне корректно утверждение, что производственная
необходимость требует крупномасштабного комплексного производства
автомобилей в рамках предприятия. Но совершенно справедливо и то, что нет
технологического оправдания для существования « Дженерал моторз», который
является, по существу, гигантской корпорацией, состоящей из ряда
географически обособленных предприятий. Многие существующие монополии
достигли намного большего размера и имеют более разветвленную структуру,
чем необходимо для достижения эффекта масштаба.
3. Неравенство доходов.
Монополии также критикуются как фактор, способствующий неравенству
доходов. Благодаря существованию барьеров для вступления в отрасль,
экономист может назначать цену, превышающие средние издержки, и получать
соответствующие экономические прибыли. Эти прибыли могут присваиваться
акционерами и руководящими работниками корпораций, принадлежащие, как
правило, к группам лиц с наиболее высоким уровнем доходов.
4. Политические опасности.
Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное
влияние на правительственную политику, которое благоприятствует не
общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных
гигантов. Крупные компании использовали политическую власть для того,
чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на
производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек,
протекционистских тарифов и других привилегий.
Возникает вопрос: как происходит обеспечение исполнения
антитрестовских законов?
Действенность любого закона зависит от решительности, с которой
правительство проводит его в жизнь и от того, как закон интерпретируется
судами. Важным также является определение рынка: судебные решения,
затрагивающие существующую рыночную власть, часто вращаются вокруг
вопроса о размере доли господствующей на рынке фирмы. Если рынок
определяется широко, тогда рыночная доля фирмы окажется маленькой.
Наоборот, если рынок трактуется в узком смысле, рыночная доля будет
большой. Это трудная задача для суда – определить, что является
соответствующим рынком для определенного продукта.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены
наказания. Это штрафы (до 1 млн. долларов для корпораций); максимальный
срок тюремного заключения составляет – 3 года. На практике же только
соглашения о поддержании фиксированных цен трактуются как преступления и
наказываются штрафами и тюремными заключениями.
Но, многие судебные дела завершаются постановлениями Федерального
суда, требующими от фирмы, нарушивший закон, прекратить определенные
незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия.
Например, отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью
усиления конкуренции.
Фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения
антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в
троекратном размере.
Надзор за соблюдением антитрестовских законов осуществляется
Министерством юстиции США.
Изменения в политическом климате влияют как на энергичность, с
которой проводятся в жизнь антитрестовские законы, так и на типы
правонарушений, на которых концентрируют свое внимание судебные и
контролирующие органы. К действиям государственных органов по обеспечению
исполнения антитрестовского законодательства добавляются частные иски с
требованием судебного разбирательства или возмещения ущерба. Рост
количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен
решениями об усилении судебного преследования за соглашения о поддержании
фиксированных цен. Недавние частные судебные процессы включали как иски о
возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить
политику.
Какова судебная практика в реализации антимонопольного
законодательства?
Антитрестовские законы в США не претерпели значительных изменений
после 1950 г., однако, подзаконные нормативные акты, реально
применявшиеся на практике, изменились весьма существенно. Хотя усилия
частных фирм, направленные на соблюдение законов и имеют определенное
значение, частные фирмы довольно редко возбуждают крупные дела, требующие
больших расходов. Это обусловлено тем, что именно суды, в конечном счете,
решают, какие практические действия являются нарушениями и в каких
случаях предпринимательское поведение расценивать как ослабляющее
конкуренцию. Суды в разные годы придерживались различных мнений о том,
какое поведение считать нормой.
Являются ли антитрестовские законы действенными? Это вопрос можно
разобрать, если выяснить, как антитрестовские законы применялись по
отношению к:
. существующим рыночным структурам;
. слияниям;
. фиксации цен.
Применение антитрестовских законов к существующим рыночным
структурам было мягким. Фирма будет преследоваться по закону в судебном
порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка и имеются
факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренному
поведению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство.
Наиболее знаменательною «победой» над существующей рыночной
структурой было внесудебное соглашение 1982 г. между правительством и АТТ
(телефонная корпорация). АТТ было предъявлено обвинение в нарушении
закона Шермана путем совершения ряда антиконкурентных акций, направленных
на сохранение монополии на телефонную связь внутри страны. Одним из
пунктов соглашения было решение об отделении от АТТ двадцати двух
региональных компаний.
Отношение к слияниям меняется в зависимости от типа слияний.
Правительство обычно применяет антитрестовские меры по поводу
горизонтальных слияний, т.е. слияний двух конкурентов. Таких, например,
как Форд и Крайслер – на одном и том же рынке, если их совокупная
рыночная доля превысит 15%.
Вертикальные слияния возникают когда сливаются фирмы,
специализирующихся на разных стадиях одного и того же процесса.
Государством не допускаются случаи, когда фирма обладает более 10%
соответствующего рынка.
После 70-х годов многие наблюдатели стали утверждать, что политика
по отношению к слияниям стала слишком жесткой. В частности, многие
вертикальные слияния (между покупателями и продавцами, например, между
производителями стали и производителями автомобилей) и конгломераты
(образуемые путем слияния не конкурирующих между собой фирм и не
выступающих друг для друга в качестве покупателя или продавца, например,
производителями стали и пекарни) были запрещены, хотя маловероятно, что
они могли ущемить конкуренцию.
Подвергались нападкам и многие горизонтальные слияния (между
конкурирующими фирмами), в которые вовлекались мелкие фирмы, действующие
на слабоконцентрированных рынках. В новых положениях указывается, что
государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальным
слияниям или образованию конгломератов.
Горизонтальные слияния на слабоконцентрированных рынках тоже
объявлены законными. Выступать против горизонтальных слияний в средне и
высококонцентрированных отраслях следовало только в том случае, если бы
они приводили к существенному росту уровня концентрации.
Результатом таких действий стала заметная волна слияний производств
в США.
К фиксации цен относятся строго. Начиная с 1940 г. суды дали ясно
понять, что соглашения между конкурентами об установлении и поддержании
фиксированных цен рассматривается как нарушение закона. Но соглашения о
поддержании фиксированных цен совершаются с регулярностью, несмотря на
активные меры по соблюдению этого закона и жесткие наказания. Например, в
США пекарни, а также производители бумаги и картона часто признавались
виновными в сговоре с целью поддержания фиксированных цен и ограничении
выпуска. В последние годы несколько фирм были признаны виновными в
искусственном завышении цен при заключении контрактов на асфальтирование
дорог и скоростных автотрасс.
Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать
тайному сговору в отраслях с высоким уровнем концентрации. В этом
про

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема занятости и безработицы в г. В. Уфалее (Социология)


Реферат: Индивидуальные особенности памяти и их связь со способностями (Психология)


Реферат: Страхование водного транспорта (Страхование)


Реферат: Тюлени (Биология)


Реферат: Взаимодействие в конфликте (Психология)


Реферат: Династия Тюдоров (История)


Реферат: Изучение теории и технологии выплавки шарикоподшипниковой стали марки ШХ4 (Металлургия)


Реферат: Основные элементы и функции государства (Политология)


Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)


Реферат: Международно-правовой режим международных проливов (Контрольная) (Международное публичное право)


Реферат: Гражданский процесс (Шпаргалка) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Товарознавчі аспекти ринку виноградних вин в Україні (Маркетинг)


Реферат: Адкуль прыйшло хрысцiянства на Беларусь (История)


Реферат: Реферат по ОБЖ, Тема: СПИД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Управление конфликтами (Управление)


Реферат: Недействительность сделок. Общие положения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Педагогика - наука (Педагогика)


Реферат: Знаменитые Фавориты русских императриц и их влияние на судьбу Российского государства (Государство и право)


Реферат: Цицерон (Философия)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист