GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ (Право)



1. Состав субъектов Российской Федерации
Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по
воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется
Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном
суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта
1992 г.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется
прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным
государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной,
исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий,
которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в
ведении органов власти ее субъектов.
Российская Федерация имеет свою Конституцию, которая устанавливает
основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком,
гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства
России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления,
взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность
самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном
характере федеральной государственной власти. Это свидетельствует и о том,
что Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может
рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.
Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в
алфавитном порядке. Тем самым указывается на государственные образования,
которые составили Федерацию и являются равноправными участниками
соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают
равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к
другу.
Закрепление в Конституции наименований всех субъектов Федерации
исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава
Федерации в одностороннем порядке. В Российской Федерации нет сецессии,
т.е. права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на
выраженную народом волю при принятии Конституции.
Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов
Федерации. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо
государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую
Федерацию, а во-вторых, если новый субъект Федерации образуется на
территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из
названных в Конституции субъектов Федерации. Но это должно осуществляться в
порядке, установленном федеральным конституционным законом, который пока не
принят. Если же при этом будет затронут статус какого-то субъекта
Федерации, то следует помнить, что его изменение возможно только по
взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего ее субъекта и
тоже в соответствии с федеральным конституционным законом.[1]

2. Правовой статус субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом конституционности федеральные
конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения
не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять
установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации,
предметы совместного ведения.
Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае
изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ.
Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации
в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в
Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной
степени на все субъекты Федерации.
Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном
представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и
численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два
представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования
Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших
должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов
государственной власти) всех субъектов РФ.
Равноправие субъектов Федерации проявляется в общем для всех них
определении предметов ведения, которое вытекает из ст.71, 72 и 73
Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных
органов государственной власти, которые создаются в соответствии с
волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе — всех
субъектов Федерации.[2] Последние представлены в Федеральном Собрании, а,
следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам
ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они
осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного
ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе
осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После
принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным
законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения
субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в которую входят
конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы,
подзаконные акты. Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное
конституционное право, которое, однако, не разрывает единого поля
конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный
аспект. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако
требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали
Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного
ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.[3]
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в
пределах его территории особой экономической зоны.
По своей юридической силе конституции республик и уставы других
субъектов Федерации равнозначны, различия только в терминах, присущих
государствам и государственным образованиям. К тому же бывшие автономные
республики, из которых образовалось большинство нынешних республик, прежде
имели свои конституции, что повлияло на их желание сохранить эту традицию в
условиях расширения самостоятельности республик. Республики вправе иметь
государственный язык, в то время как другие субъекты РФ —- нет. Конституции
и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах
(разделения властей, правового социального государства и др.).
Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является
частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации
могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной власти устанавливается субъектами
Федерации самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые
они при этом должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала
основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности,
означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной,
исполнительной и судебной. Во-вторых, система органов власти должна
строиться на основе общих принципов организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным
законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для всех
федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие
организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.[4]
Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие
возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В
законодательных органах субъектов принимается большое число законов в
области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и
гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки
населения, культуры.

3. Особенности правового статуса республик

В отличие от других субъектов Федерации республики признаются
государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной,
республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной
Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность
России единство системы государственной власти. Их народы свободно
реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а
затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской
Федерации. Изменить этот статус, вернуть назад переданные Федерации
суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем
изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным
законом.
С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о
правовом статусе их территорий. Каждая республика обеспечивает свою
территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не
государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее
согласия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская
Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает быстрое и эффективное
разрешение территориальных споров.
Неправомерны претензии многих республик на приоритет (верховенство)
своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах
республик такого рода положений противоречит основам конституционного строя
Российской Федерации и ведет к ослаблению конституционной законности и
охраны прав человека.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков.
В органах государственной власти, органах местного самоуправления,
государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с
государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В
республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения
(таковых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие
закреплено в многонациональном Дагестане. Практически все республики
признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на
его развитие.[5]
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику —
герб, флаг, гимн, определяют столицу. Государственная символика отражает
национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои
почетные звания и государственные награды.

4. Особенности правового статуса автономий

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская
автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной
области, то ее сохранение является скорее данью традиции, поскольку
еврейского населения в ней почти нет. По численности и структуре населения
все округа невелики и многонациональны. Наибольший удельный вес оренной
национальности в Ненецком автономном округе (16,5%), наименьший — в Ханты-
Мансийском (1,4%).
Правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво.
С одной стороны, автономный округ, как вытекает из Конституции РФ, может
входить «в состав края или области» (и 9 из 10 являются как раз такими). С
другой, округ, как и край, и область, рассматривается Конституцией как
равноправный субъект Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает,
что отношения таких округов могут регулироваться федеральным законом и
договором между органами государственной власти автономного округа и
соответственно органами государственной власти края или области. Договорная
форма отношений «вхождения» не устраняет в полной мере разногласий в
отношении того, является ли территория округа частью территории области
(края) или нет, из чего следует решение вопроса о пределах властвования
органов государственной власти области (края).
Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми
субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания
(по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также избирают
депутатов в Государственную Думу. Это обеспечивает им представительство в
законодательном органе Федерации.[6]
Литература.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002

2. Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000

3. Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-
государственный нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для
вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001

-----------------------
[1] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для
вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001
[2] Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002
[3] Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000
[4] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для
вузов. – 3-е изд. – М.: НОРМА, 2001
[5] Федеративный договор от 31 марта 1993 года. – М.: Юристъ, 2000
[6] Тадевосян Э.В. Российский федерализм и современный национально-
государственный нигилизм // Государство и право. – 1996. - № 10




Реферат на тему: Особенности проведения банком операций с векселями

Крымский институт экономики и хозяйственного права



Курсовая работа
по учебной дисциплине "Банковское дело"

Тема: " Особенности проведения банком операций с векселями"



Написала:
Студентка четвертого курса
Заочного отделения
Экономического факультета
Гр. 03-42
Борисова Линда Сергеевна

Проверил ______________



г. Симферополь
2000 г.



|План. |
|1. |Общие правила проведения операций с векселями |3 стр. |
|2. |Учет векселей |9 стр. |
|2.1. |Экономико - правовые особенности учета векселей |9стр. |
|3. |Домициляция векселей |15 стр. |
|3.1. |Экономико - правовые особенности домициляции |15 стр. |
| |векселей | |
|4. |Инкассирование векселей |17 стр. |
|4.1. |Экономико - правовые особенности инкассирования |17 стр. |
| |векселей | |
|5. |Предоставление банковского поручительства ( |18 стр. |
| |аваля) | |
|5.1. |Экономико - правовые особенности авалирования |18 стр. |
| |векселей. | |
|6. |Предоставление кредита, обеспеченного векселями |21 стр. |
|6.1. |Экономико - правовые особенности предоставления |21 стр. |
| |кредита, обеспеченного векселями. | |
|7. |Особенности осуществления операций с банковскими|25 стр. |
| |векселями. | |
|7.1. |Эмиссия и обращение банковских векселей (схема) |25 стр. |
|7.2. |Порядок осуществления эмиссии банковских |26 стр. |
| |векселей. | |
| |Литература |31 стр. |
| | | |



1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИИ С ВЕКСЕЛЯМИ.


Общие требования к банкам при проведении операции с векселями.

1. Банк самостоятельно избирает приоритеты в своей политике
относительно проведения операций с векселями, а также:
в определении сторон, с которыми банк считает возможным осуществлять
операции;
в определении плательщиков по векселям, с векселями которых банк
считает возможным осуществлять операции.
2. При проведении операций с векселями банк берет на себя такие
виды рисков: кредитный, ликвидности, процентный, операционный. Банки могут
включать в соглашения (договора) условия, которые приводят к уменьшению
рисков.
3. При проведении кредитных, торговых, гарантийных и расчетных
операций банк должен тщательно изучать финансовое состояние, кредито- и
платежеспособность плательщиков по векселям и обязанных, по векселям лиц,
с которыми он заключает соглашения о проведении операций.

Общие правила документального оформления операций

1. Надпись, указание или оговорка на векселе, осуществленные банком,
которые приводят к изменению прав собственности, владения, пользования или
распоряжения векселем или же влияют на порядок и объем ответственности
по векселю, должны быть подписаны
банком(1).

----------------------------------------------------------------------------
-------------------
1) О вексельных надписях "Вестник фондового рынка" N 6'99
"Вексельные надписи: реквизиты, принадлежности, оговорки".
----------------------------------------------------------------------------
-------------------

Вексельные надписи подразделяются на три группы и пять подгрупп:
1. Реквизиты (надписи, предусмотренные ст. 1 Единообразного Закона (2)
(по отношению к переводному векселю) и ст. 75 Единообразного Закона
(по отношению к простому векселю))

----------------------------------------------------------------------------
-------------------
(2) "Единообразный Закон" - Приложение 1 "Единообразный закон о
переводном и простом векселе" к Конвенции N 358, устанавливающей
Единообразный закон о переводном и простом векселе, принятой на Женевской
международной конференции 7.06.30 г.
----------------------------------------------------------------------------
-------------------
2. Существенные принадлежности (надписи, совершенные на документе в
соответствии с Единообразным Законом, содержание которых порождает
правоотношения, регулируемые вексельным правом)
2.1 Надписи, порождающие обязательства по векселю
2.2 Указания обязанных по векселю лиц
2.3 Оговорки обязанных по векселю лиц
3. Несущественные принадлежности
3.1 Указания
3.2 Оговорки
К надписям, порождающим обязательства по векселю, относятся:
1. Индоссамент.
В соответствии с частью первой ст. 47 Единообразного Закона, все лица,
индоссировавшие вексель, несут солидарную ответственность перед
векселедержателем. Однако не всякий индоссамент порождает обязательства
по векселю. Так, индоссамент сделанный с безоборотной оговоркой не
порождает обязательств по векселю
(часть первая ст. 15 Единообразного Закона). Индоссамент, совершенный с
оговоркой "не приказу" или иной равнозначной, порождает обязательство
только в отношении непосредственного индоссата.
2. Акцепт.
В соответствии с частью первой ст. 28 Единообразного Закона,
посредством акцепта трассат принимает на себя обязательство оплатить
переводный вексель в срок. Акцепт должен быть безусловным, но трассат
может ограничить его частью суммы (часть первая ст. 26
Единообразного Закона).
3. Аваль.
Авалем может быть обеспечен платеж полностью или в части суммы
(часть первая ст. 30 Единообразного Закона). Для аваля достаточно одной
лишь подписи, поставленной авалистом на лицевой стороне переводного
векселя, если только подпись не поставлена
трассатом или векселедателем (часть вторая ст. 31 Единообразного Закона).
Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль (часть первая ст.
32 Единообразного Закона).
4. Акцепт в порядке посредничества.
К указаниям обязанных по векселю лиц относятся:
- Указание акцептанта на дату проставления акцепта.
- Указание векселедателя простого векселя на дату проставления отметки
о дате предъявления.
- Указание на дату проставления индоссамента.
- Указание на запрет предъявления к акцепту.
- Указание на извещение о задержке предъявления к
платежу/акцепту/протесту, обусловленной непреодолимым обстоятельством
- Указание на копии векселя на хранителя оригинала векселя.
- Указание на особого плательщика в домицилированном векселе.
- Указание на особого плательщика в недомицилированном векселе.
- Указание на особое место платежа (домициляционная формула).
- Указание на особые правила определения срока платежа в векселях
сроком по предъявлению/в определенный срок от предъявления/в определенный
срок от составления.
- Указание на особый адрес платежа в месте платежа.
- Указание на посредника на случай необходимости (нотадрес).
- Указание на то, что вексель сроком по предъявлении не может быть
предъявлен к платежу ранее определенной даты.
- Указание на то, что переводный вексель выдан в единственном
экземпляре.
- Указание на увеличение или уменьшение срока предъявления к акцепту в
векселях сроком в определенный срок от предъявления.
- Указание на увеличение или уменьшение срока предъявления к платежу
в векселях сроком по предъявлению.
- Указание на уменьшение срока предъявления к акцепту в векселях
сроком в определенный срок от предъявления.
- Указание на уменьшение срока предъявления к платежу в векселях
сроком по предъявлении.
- Указание на экземпляре переводного векселя на хранителя второго
(акцептованного) экземпляра переводного векселя (депозиционная отметка).
- Указание на экземпляр переводного векселя.
Подпись на векселе от лица банка осуществляют руководитель и главный
бухгалтер или лица, уполномоченные ими в порядке, установленном
действующим законодательством. Эти подписи должны быть
заверенные печатью.
В соответствии с Постановлением КМУ и НБУ от 10.09.92 N 528 "Об
утверждении порядка изготовления и использования вексельных бланков",
вексель подписывается руководителем и главным бухгалтером юридического лица
и заверяется печатью.
При подписании векселя на основании доверенности в векселе
обязательно отмечается, что он подписан на основании доверенности (при этом
могут быть указаны дата ее составления и номер) от лица определенного банка
- юридического лица.
2. Банк должен обеспечивать документальное оформление движения
векселей, с которыми он осуществляет любые операции, а именно:
1) составление и надлежащее оформление контрагентами по операциям с
векселями (клиент банка и банк) первичных документов (реестров,
расписок, сообщений, поручений, заявок, актов и тому подобное);
Требования к первичным документам изложены в Положения НБУ "Об
организации бухгалтерского учета и отчетности в банковских учреждениях
Украины" от 30.12.98 N 566:
"Первичные документы как в бумажной форме, так и в виде
электронных записей (небумажной форме) должны иметь следующие
обязательные реквизиты:
- название документа (формы);
- номер и дату составления документа;
- название предприятия (банка), от имени которого составлен документ;
- место составления документа;
- наименование получателя средств;
- содержание операции (основания для ее осуществления);
- сумму операции (цифрами и прописью). Сумма операции может
быть отображена цифрами при отсутствии на документе суммы прописью, если
этот документ формируется с помощь программного обеспечения в
автоматическом режиме или если это предусмотрено нормативными актами НБУ;
- номера счетов по дебету и кредиту;
- название банка (получателя и плательщика) и его номер МФО;
- подписи лиц, ответственных за осуществление операций и
правильность его оформления (подтверждение подписи на документе в
электронном виде осуществляется с помощью электронного кода работника или
электронной подписи)".
Первичные документы, как в бумажной форме, так и в виде
электронных записей могут иметь и другие дополнительные реквизиты.
Первичные документы, которые не содержат обязательных реквизитов,
являются недействительными и не могут служить основанием
для бухгалтерского учета.
Первичные документы и учетные регистры должны составляться
на украинском языке или другом языке в соответствии с Законом Украины "О
языке в Украинской ССР".
Ответственность за своевременное составление первичных документов и
регистров бухгалтерского учета, а также за правильность
отображения в учетных регистрах несут лица, которые составили и
подготовили эти документы (регистры).
Ответственность за принятие к исполнению документов, которые
противоречат действующему законодательству, несут лица, которых их
инициировали и подписали.
Руководитель банка несет ответственность за проведение документов,
которые противоречат действующему законодательству и которые исполнены с
его разрешения по письменному обращению инициатора.
2) составление регистров аналитического учета (журналов,
сведений, карточек и тому подобных), которые могут вестись как в бумажной,
так и в электронной формах.
Банки самостоятельно разрабатывают и утверждают формы регистров
учета с учетом того, что регистры синтетического и аналитического учета
должны иметь название, период регистрации операций, фамилию и подписи или
иные кодированные знаки, дающие возможность идентифицировать личность,
которая их составила.
3. Независимо от того, переходит ли право собственности на вексель к
банку, приемка и передача векселей осуществляются банком на основании
соответствующих первичных документов, которые
должны содержать реестр (описание) векселей.
При получении денежных средств по векселям отметка об этом (далее -
расписка) осуществляется на самом векселе или на отдельном листе бумаги.
Расписки также могут составляться при приемке или передаче векселей.
Данное положение основывается на нормах вексельного и гражданского
права.
В мировой практике лицо, которое осуществляет платеж по векселю, может
потребовать от векселедержателя выдачи расписки о получении платежа в
письменной форме как отдельно от векселя, так и а самом векселе (согласно
ст. 39, ст. 50, ст. 51, ст. 62 Единообразного Закона).
Согласно статье 216 ГКУ(1), "расписка может быть заменена надписью
на возвращаемом долговом документе".

----------------------------------------------------------------------------
-------------------
(1) ГКУ - Гражданский кодекс Украинской ССР,
утв. Законом Украинской ССР от 18.07.63 N 1540-VI.
----------------------------------------------------------------------------
-------------------
Сообщения составляются по мере потребности и свидетельствуют об
отдельных событиях, ходе выполнения операции или ее завершении.
Акты, как правило, составляются после полного или частичного
выполнения операции и свидетельствуют о выполнении, невыполнении или
ненадлежащем выполнении контрагентами своих обязательств или же
возникновении в ходе выполнения соглашений (договоров) дебиторской и
кредиторской задолженности.
Форма указанных в этом пункте документов устанавливается банком
самостоятельно.
4. Лица, которые осуществляют выдачу и передачу векселей, должны по
требованию банка оформлять и предъявлять банку соответствующие
сопроводительные первичные документы - реестры (предъявленных к учету,
проданных, предъявленных в залог, к авалированию, в расчет и тому
подобное), поручения на инкассирование, поручения на хранение, заявки на
покупку (продажу) и тому подобное.
Банк может требовать предоставления ему оригиналов или копий векселей
для осуществления их экспертизы.
В соответствии со ст. 67 Единообразного Закона каждый векселедержатель
может изготовить копию векселя. Копия векселя должна точно воспроизводить
оригинал, включая индоссаменты и все иные отметки, которые находятся на
оригинале.
На копии векселя должно быть указано наименование лица, у которого
находится оригинал векселя.
В копии должно быть четко указано, где она заканчивается.
Для этого на копии делается специальная отметка (например, "до этого
копия" или "отсюда оригинал").
Копия векселя может передаваться путем индоссамента и быть
обеспечена авалем таким же образом и с такими же последствиями, что и
оригинал.
В случае предоставления копий отметка об этом проставляется в
первичном документе или предъявителю копий выдается соответствующая
расписка.
В случае предоставления дополнительных документов и по требованию
клиента ответственный работник банка предоставляет расписку об их
получении. Если банк отказал в осуществлении операций с векселем, указанные
документы возвращаются клиенту.
5. В случае если банк принял решение об осуществлении операций с
представленными векселями и после оформления соответствующих первичных
документов, регистрация движения векселей осуществляется в соответствующем
учетном регистре.
Регистры аналитического учета предназначаются для ведения
хронологических и систематических записей по операциям.
Хронологический учет предназначен для:
1) подробного описания каждого принятого и переданного векселя и
выполненных относительно него действий;
2) разнесения данных на лицевые счета предъявителей и плательщиков
по векселям для формирования синтетического учета;
3) проверки итогов счетов синтетического учета.
Для хронологического учета ведется журнал (журналы), который
открывается ежегодно в разрезе операций. Остатки записей в журнале
переносятся на следующий год . Порядковый номер регистрации векселя по
журналу хронологического учета проставляется в реестре векселей,
предоставленном векселедержателем. Этот номер также может проставляться на
лицевой стороне векселя в верхнем углу механическим (штемпелем) или
рукописным способом с указанием вида операции, например: "Учтен N "__",
"Принят в залог N __" и тому подобное. Кроме того, на иногородних векселях
может проставляться надпись "Иногородний".
Аналитический учет предназначен для отображения состояния и движения
задолженности по векселям в разрезе предъявителей (заемщиков -
относительно кредитных операций) и / или плательщиков по векселям.
6. Первичные документы и учетные регистры должны содержать данные,
предусмотренные образцами форм, приведенными в дополнениях к этому
Положению.
7. С целью защиты:
- прав по векселям, которые находятся в собственности или в залоге
банка;
- прав клиентов по векселям, которые находятся во владении
(пользовании, распоряжении) банка в связи с осуществлением соответствующих
операций;
банк должен контролировать соблюдение всех процедурных сроков, а
именно: сроков предъявления к акцепту, платежу, протесту и тому
подобное(1).

----------------------------------------------------------------------------
------------------
(1) О сроках предъявления к акцепту, платежу, протесту
"Вестник фондового рынка" N 3'99 "Опротестование векселей".
----------------------------------------------------------------------------
------------------
С этой целью может составляться специальная ведомость (по форме,
которая устанавливается банком самостоятельно) срочных на каждый день
векселей, по которым наступает срок совершения соответствующих действий.
Под процедурными сроками, согласно данному Положению, понимаются
сроки:
- предъявления к акцепту;
- предъявления к платежу;
- предъявления к протесту;
- предъявления исков (принимая во внимание сроки давности);
- отправки уведомления о неакцепте или неплатеже;
- уведомления о посредничестве.
Банк также обязан контролировать соблюдение процедурных сроков,
связанных с вневексельным обеспечением исполнения обязательства по векселю,
если банку известно о таком вневексельном обеспечении. (Так, например, в
случае, если в обеспечение оплаты векселя было выдано поручительство (ст.
191 ГКУ), и банк был информирован о таком поручительстве, банк должен
проконтролировать, чтобы иск к поручителю был предъявлен в течение трех
месяцев со дня наступления срока обязательства. Если иск не предъявлен
поручителю в течение трех месяцев, то, на основании части второй ст. 194
ГКУ, поручительство прекращается).



2. УЧЕТ ВЕКСЕЛЕЙ.

2.1. Экономико - правовые особенности учета векселей.

Учет векселей - приобретение банком у векселедержателя прав по
векселю путем оплаты этого векселя до наступления срока платежа по нему.
Цель проведения операций по учету векселей - получение дохода от
ценной бумаги, находящейся в собственности банка, в виде разницы между
стоимостью, по которой вексель был учтен, и стоимостью его погашения или в
виде обусловленного в векселе процента.
Порядок заключения договора. Все операции по учету векселей
осуществляются банком на основании договора, заключенного с
векселедержателем.
Сторонами договора являются предъявитель (им может быть только
юридическое лицо) и банк. Договор подписывают:
от банка - одно из уполномоченных лиц, от предъявителя -руководитель
юридического лица-предъявителя.
Предметом договора являются порядок и условия приобретения банком прав
по векселю путем его оплаты до наступления срока платежа.
Содержание договора должно включать следующие разделы:
• предмет договора;
• права и обязанности сторон (указываются права и обязанности банка и
предъявителя по выполнению условий договора);
• порядок расчетов (указывается срок перечисления банком предъявителю
учетной стоимости векселей);
• ответственность сторон (указываются штрафные санкции в случае
невыполнения банком и предъявителем условий договора);
• особые условия (предусматривается порядок изменения условий договора,
разрешения споров между банком и предъявителем);
• срок действия договора;
• юридические адреса и реквизиты сторон. В договоре должны быть
указаны реквизиты учитываемых векселей или содержаться ссылка на
прилагаемый к договору реестр.
Договор храниться в течении трех лет с момента подписания в
отделе ценных бумаг банка, который ведет реестр договоров на учет векселей.
Документы, необходимые для заключения договора. Векселедержатель
представляет в банк следующие документы:
• заявление;
• оригиналы векселей, предлагаемых к учету;
• две ксерокопии каждого векселя (обязательно лицевой и оборотной
сторон);
• реестр векселей. Реестр векселей должен содержать следующую
информацию по каждому векселю: номер вексельного бланка; номинальную сумму
векселя; наименование, адрес, реквизиты векселедателя (акцептанта) - В
дальнейшем скобки при упоминании акцептанта указывают на осуществление
операций с переводным векселем.
. дату и место платежа; дату и место составления; наименование, адрес,
реквизиты индоссантов; наличие аваля и наименование, адрес, реквизиты
авалиста; наименование, адрес, реквизиты посредника;
• копии учредительных документов векселедержателя;
• баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период;
• справка об операциях на расчетном счете векселедержателя-предъявителя,
содержащая следующую информацию: сумма остатков на расчетном счете
предъявителя на дату предоставления справки; наличие платежных документов
предъявителя в картотеке № 2; кредиты, полученные предъявителем, их сумма,
процентная ставка, срок и периодичность погашения;
санкции банка по отношению к клиенту. Справку подписывают руководитель и
главный бухгалтер предприятия, предоставляющего информацию, заверяет
операционист, ведущий операции по расчетному счету предприятия, а также
главный бухгалтер учреждения банка. По решению руководства банка могут быть
затребованы учредительные документы и баланс векселедателя, других
ответственных по векселю лиц;
• документ, подтверждающий товарный характер векселей. Таким
документом может быть: товарно-транспортная накладная, выписанная
поставщиком, в адрес которого оформляется вексель; договор между
поставщиком (ремитентом) и векселедателем (акцептантом) о купле-продаже
товара.
Предоставленные документы остаются в распоряжении сотрудника
отдела ценных бумаг банка. Принимая документы на хранение при рассмотрении
банком вопроса об их учете, сотрудник отдела ценных бумаг должен
предоставить предъявителю расписку в получении векселей.
Рекомендуемые ограничения при приеме векселей на учет.
Учреждениями банка рекомендуется не учитывать или учитывать после
тщательного анализа:
•. неакцептованные переводные векселя, кроме переводных векселей сроком
платежа по предъявлению или во столько-то времени от предъявления (срок
платежа не более семи дней от предъявления);
• векселя сроком платежа по предъявлению, если не определен срок для
предъявления;
• векселя, предоставленные юридическими лицами, векселя которых
опротестовывались за последний год;
• неавалированные векселя;
• недомицилированные векселя;
• векселя сроком платежа более трех месяцев от момента учета;
• векселя векселедателей, расчетный счет которых открыт в другом банке.
Юридическая экспертиза документов предусматривает проверку:
• подлинности вексельного бланка. Законным владельцем векселя является:
лицо, на имя которого выписан вексель (ремитент); лицо, на имя которого
совершен последний именной индоссамент; предъявитель, если последний
индоссамент бланковый;
• правильности заполнения в векселе всех реквизитов согласно Положению о
переводном и простом векселе;
• непрерывности индоссаментного ряда и законности владения векселем.
Экономическая экспертиза документов предусматривает расчет
стоимости. По которой векселя могут быть учтены, и оценку
кредитоспособности предъявителя, а также других ответственных по векселю
лиц. Стоимость, по которой векселя учитываются банком, рассчитывается
на основании процентной ставки учета векселей и согласовывается с
векселедержателем-предъявителем по каждому векселю отдельно.
В случае несогласия векселедержателя с условиями учета векселей
последнему возвращаются оригиналы векселей, поданных к учету, в обмен на
расписку банка в получении векселей.
Стоимость учета векселей сроком платежа по предъявлению или во
столько-то времени от предъявления, по которым обусловлено начисление
процентов на вексельную сумму, будет соответствовать стоимости векселя у
векселедателя (акцептанта), если процент по векселю не ниже процентной
ставки учета векселей. Если процент по векселю ниже процентной ставки учета
векселей, учетная стоимость рассчитывается исходя из предполагаемого дохода
по этому векселю на предполагаемую дату платежа (но не более трех месяцев
от даты учета).
Стоимость учета векселей, по которым не обусловлено начисление процентов
на вексельную сумму, рассчитывается как разница между номинальной
вексельной суммой и дисконтом. Сумма дисконта рассчитывается исходя из
процентной ставки учета векселей. Процентная ставка в каждом конкретном
случае учета векселей устанавливается исходя из:
минимального уровня процентной ставки учета;
уровня риска;
конъюнктуры рынка капиталов;
срочности векселя;
количества передаточных надписей;
наличия поручительства (аваля).
Минимальный уровень процентной ставки учета векселей устанавливается
Правлением банка.
Экспертиза документов должна быть проведена в течение пяти
рабочих дней с момента подачи заявления векселедержателем .После ее
завершения уточняется реестр векселей , из которого вычеркиваются не
отвечающие требованиям банка векселя. Оригиналы таких векселей
возвращаются векселедержателю- предъявителю с отметкой о возврате в
расписке банка о принятии векселей. Изменения, внесенные в реестр
заверяются подписью ответственного работника банка.
Реестр векселей, отвечающих требованиям с отметкой работников банка,
проводившего их оценку, подается на подпись одному из уполномоченных лиц.
Оформление векселей. Учитывая вексель в банке, векселедержатель-
предъявитель делает именной (бланковый) индоссамент в пользу банка с
указанием реквизитов индоссанта. При этом передаточная надпись должна быть
подписана руководителем и главным бухгалтером юридического лица индоссанта
и заверена печатью.
Осуществления платежей по векселям. Платежи по векселям
осуществляются в три этапа:
1. Отправка векселей на инкассо.
• Копии принятого к учету иногороднего векселя сроком платежа: на
определенный день; во столько-то времени от составления; во столько-то
времени от предъявления (с датированным акцептом) - отправляются
специальной связью на инкассо в учреждение банка по месту платежа,
определенного самим векселем, в течение трех рабочих дней после учета.
• Копии принятого к учету иногороднего векселя сроком платежа по
предъявлению, во столько-то времени от предъявления - отправляются на
инкассо в учреждение банка по месту платежа, определенного самим векселем,
по необходимости их погашения.
К отосланным на инкассо копиям векселя прилагается извлечение из Книги
учета векселей, содержащее полную информацию по этому векселю.
На оборотной стороне отсылаемых на инкассо копий векселя оформляется
поручительный индоссамент:
• в пользу учреждения банка по месту платежа - по иногородним векселям;
• в пользу банка, обслуживающего плательщика, - по векселям с платежом по
месту учета (кроме векселей, домицилированных в банке по месту учета).
Учет и операции с поступающими на инкассо векселями осуществляются ОПЕРУ
и отделом ценных бумаг.
В случае исполнения платежа по векселю в другом банке на копиях
поступившего на инкассо векселя делается перепоручительный индоссамент в
пользу банка, обслуживающего векселедателя (акцептанта) (кроме векселя,
домицилированного в банке по месту его поступления на инкассо).
• Копия с векселя, принятого к учету по месту платежа или поступившего на
инкассо из другого учреждения банка, передается: в банк, обслуживающий
векселедателя (акцептанта), в пользу которого выполнен последний
поручительный (перепоручительный) индоссамент на копии;
в банк-домицилиат; в операционный отдел (если векселедатель - плательщик
или акцептант - обслуживается в данном учреждении банка).
• Передача копии векселя сроком платежа; на определенный день, во
столько-то времени от составления, во столько-то времени от предъявления (с
датированным акцептом) - осуществляется за семь рабочих дней до срока
платежа.
• Передача копии векселя сроком платежа по предъявлению, во столько-то
времени от предъявления - осуществляется по мере необходимости погашения
векселя или по факту поступления на инкассо.
Одновременно с передачей векселя для предъявления к платежу
векселедателю (акцептанту) последний информируется об этом телеграммой.
Вместе с копией векселя в банк, обслуживающий векселедателя
(акцептанта), или в операционный отдел учреждения банка подается Акт
предъявления векселя к платежу.
В случае предъявления векселя к платежу домицилиату последний должен
подписать Акт предъявления векселя к платежу в подтверждение факта и срока
осуществления требования векселедержателя.
Копия векселя предъявляется к платежу через операционный отдел банка,
обслуживающего векселедателя (акцептанта). При получении копии векселя
лицо, представляющее векселедателя (акцептанта), должно подписать Акт
предъявления векселя к платежу (акцепту) в подтверждение факта и срока
осуществления требования векселедержателя.
Контроль за полным и своевременным исполнением вексельного обязательства
возлагается на отдел ценных бумаг учреждения банка по месту платежа
векселя, предъявленного к погашению.
Подтверждением платежа по векселю может служить копия платежного
поручения с отметкой банка, предоставленная самим плательщиком
(векселедателем), или мемориальный ордер, полученный в банке плательщика
(векселедателя).

Оплата векселей
Оплату векселей рекомендуется осуществлять двумя платежными поручениями.
Первым платежным поручением оплачивается вексельная сумма. В строке
платежного поручения "назначение платежа" по тексту должна быть ссылка:
"в оплату по векселю от "__"_______" с указанием даты выписки векселя
(прописью) и его номера. Вторым платежным поручением оплачиваются проценты
по векселю. В строке "назначение платежа"' такого поручения пишется: "в
оплату процентов по векселю от "__"_______".
Если вексель выписан в иностранной валюте, то его сумма может быть
оплачена как в определенной векселем валюте, так и в гривнях по курсу на
день наступления срока платежа либо на день платежа. Курс гривни при
пересчете вексельной суммы определяется согласно обусловленным в векселе
требованиям или согласно курсу Национального банка Украины.
По факту получения платежа по векселю учреждение банка, осуществившее
учет векселя, по требованию векселедателя (акцептанта) возвращает вексель
последнему с отметкой о его погашении. В случае частичного платежа вексель
векселедателю (акцептанту) не возвращается.
Подтверждение платежа по векселям.
По факту платежа учреждение банка по месту платежа осуществляет проверку
полноты выполнения вексельных обязательств, используя для этого Книгу учета
учтенных векселей. В графе "Примечание" ставится отметка оплачено
полностью". Частичное выполнение вексельных обязательств или
неподтверждение платежа в срок являются основанием для осуществления
протеста. Ответственность за своевременность совершения протеста
возлагается на учреждение банка по месту платежа.
Аналитический учет векселей. Каждый вексель, принятый на учет учреждением
банка, регистрируется в Книге учета учтенных векселей с указанием его
реквизитов.
На каждой копии учтенного векселя указывается держатель подлинного
документа: "КОПИЯ. Подлинник у _______"
Сотрудник отдела ценных бумаг, учитывая вексель, ставит на его лицевой
стороне штамп "Принят на учет".
Подразделение учреждения банка, осуществляющее операции с векселями (отдел
ценных бумаг), подает в операционный отдел распоряжение о перечислении на
расчетный счет векселедержателя-предъявителя необходимой суммы в оплату
учтенных векселей согласно договору на учет векселей. Оплата векселя должна
осуществляться не позже срока, предусмотренного договором.
Учтенные векселя, а также добавочные листы к векселям (аллонж), отдельные
документы с поручительством по векселям сдаются в кассу и хранятся там до
их погашения или до передачи другому лицу в случае переучета или в любом
другом случае, предусмотренном вексельным правом.
Договоры на учет векселей, согласованный сторонами реестр, документы,
предоставленные векселедержателем-предъявителем, хранятся в управлении
(отделе) ценных бумаг в специальном деле, открытом на каждого
векселедержателя-предъявителя, либо векселедателя.

3. ДОМИЦИЛЯЦИЯ ВЕКСЕЛЕЙ.

3.1. Экономико-правовые особенности домициляции векселей.

Домициляция векселей - принятие банком от имени поручителя,
векселя к платежу и его оплата за счет поручителя, который может быть
векселедателем или акцептантом векселя.
Домициляция векселей относится к комиссионным операциям
коммерческих банков.
Цель проведения операций по домициляции векселей -получение
банком дохода в виде комиссии за оказание клиентам данной услуги.
Порядок заключения договора. Все операции по домициляции
векселей осуществляются на основании заключенного с клиентом (который может
быть как векселедателем, так и акцептантом векселя) договора, где
оговариваются условия предоставления данной услуги банком-домицилиатом.
Банк оплачивает векселя только в том случае, если плательщик внес
ему ранее вексельную сумму или имеет на своем расчетном (текущем) счете
сумму средств, достаточную для оплаты векселей, что оговаривается
договором. Возможна оплата также в случае заключения кредитного договора
между банком и векселедателем (акцептантом).
Банк несет ответственность за несвоевременную оплату векселей (при
условии выполнения плательщиком своих обязательств).
Сторонами договора являются: банк, с одной стороны, и поручитель -
с другой.
Предметом договора являются порядок и условия принятия банком, от
имени поручителя, векселя к платежу и его оплата за счет поручителя.
Содержание договора должно включать следующие разделы:
• предмет договора;
• права и обязанности сторон (указываются права и обязанности банка и
поручителя по выполнению условий договора);
• порядок расчетов (указывается срок перечисления поручителем банку
комиссионного вознаграждения);
• ответственность сторон (указываются штрафные санкции в случае
невыполнения банком и поручителем условий договора);
• особые условия (предусматривается порядок изменения условий договора,
разрешения споров между банком и поручителем);
• срок действия договора;
• юридические адреса и реквизиты сторон. В договоре должны быть указаны
реквизиты домицилированных векселей и ссылка на прилагаемый к договору
реестр.
Документы, необходимые для заключения договора. Основанием
для рассмотрения вопроса о выполнении банком функций домицилиата являются:

• письменное заявление плательщика по векселю;
• реестр векселей, предлагаемых к домициляции;
• документ, подтверждающий товарный характер векселей.
Предоставленные документы остается в распоряжении сотрудника отдела ценных
бумаг банка.
Рекомендуемые ограничения при заключении договора на
домициляцию векселей. Как правило банк не выступает домицилиатом по
векселям векселедателей (акцептантов) расчетный счет которых открыт в
другом банке.
Осуществление платежей по векселям. Векселя сроком на
определенный день или во столько-то времени от составления либо от
предъявления, по которым банк выполняет функции домицилиата, должны быть
предоставлены для оплаты в банк в день, когда они должны быть оплачены,
или в один из двух последующих рабочих дней.
Векселя, предъявляемые для оплаты в банк в соответствии с договором,
погашаются банком за счет денежных средств плательщика. В случае если
денежных средств плательщика недостаточно для оплаты вексельных сумм, банк
не несет ответственности за оплату векселей, а векселедержатель в обычном
порядке осуществляет по таким векселям протест в неплатеже. При
предъявлении к платежу векселей сроком во столько-то времени от
предъявления банк письменно уведомляет плательщика о факте такого
предъявления.
По мере надобности в реестр векселей, по которым банк берет на
себя функции домицилиата, вносятся изменения и дополнения, которые
оформляются дополнительными соглашениями.
Аналитический учет векселей. Учет домицилированных банком
векселей осуществляется в Книге учета домицилированных векселей, которая
заполняется по форме, аналогичной форме Книги учета учтенный векселей.

4. ИНКАССИРОВАНИЕ ВЕКСЕЛЕЙ

4.1. Экономико-правовые особенности инкассирования векселей.

Инкассирование векселей - принятие банком поручения
векселедержателя предъявить вексель к платежу и получить соответствующую
сумму по векселю в определенный срок в пользу векселедержателя.
Цель проведения операции инкассирования векселей - по лучение
дохода банком в виде комиссии за оказание клиентами данной услуги.
Порядок заключения договора. Все операции по инкассированию
векселей проводятся банком на основании заключенных договоров с клиентами,
в которых оговариваются условия осуществления банком данной услуги.
Сторонами договора-поручения о принятии векселей на инкассо
являются векселедержатель и банк. Первым может быть только юридическое
лицо.
Предметом договора-поручения являются порядок и условия принятия
банком поручения векселедержателя предъявить вексель к платежу и получить
соответствующую сумму по нему в определенный срок в пользу
векселедержателя.
Содержание договора должно включать следующие разделы:
• предмет договора;
• права и обязанности сторон (указываются права и обязанности банка и
векселедержателя по выполнению условий договора);
• порядок расчетов (указывается срок перечисления векселедержателем банку
комиссионного вознаграждения за инкассирование);
• ответственность сторон (указываются размеры штрафных санкций в случае
невыполнения банком или векселедержателем условий договора);
• особые условия (предусматривается порядок изменения условий договора,
разрешения споров между банком и векселедержателем);
• срок действия договора;
• юридические адреса и реквизиты сторон. В договоре должны быть указаны
реквизиты инкассируемых векселей и ссылка на прилагаемый к договору реестр.
Документы, необходимые для заключения договора. Векселедержатель-
предъявитель предоставляет в банк:
• заявление;
• оригиналы векселей, выставляемых для инкассирования;
• две ксерокопии каждого векселя;
• реестр векселей;
• документ, подтверждающий товарный характер векселей.
Документы остаются в распоряжении сотрудника отдела ценных бумаг банка
для окончательного решения. При этом предъявителю предоставляется расписка
в получении векселей.
Рекомендуемые ограничения при приеме векселей на инкассо. Банком на
инкассо принимаются векселя исключительно от юридических лиц,
обслуживающихся в данном учреждении банка.
На инкассирование не рекомендуется принимать векселя:
• неакцептованные переводные;
• недомицилированные;
• сроком платежа менее десяти дней от момента принятия на инкассо.
Оформление векселей. Передача векселей на инкассо осуществляется путем
перепоручительного индоссамента банку, осуществляющему инкассирование.
Осуществления платежей по векселям. По наступлению срока платежа через
операционный отдел банка векселя предъявляются к платежу векселедателю
(акцептанту). Последний подписывает Акт предъявления векселей к платежу и
оплачивает их. Неподписание Акта и отсутствие платежа влечет за собой
совершение протеста в установленном порядке.
Аналитический учет векселей. Учет инкассируемых векселей ведется в
Книге учета векселей, принятых на инкассо, которая заполняется по форме,
аналогичной форме Книги учета учтенных векселей.

5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ БАНКОВСКОГО ПОРУЧИТЕЛЬСТВА (АВАЛЯ).

5.1. Экономико-правовые особенности авалирования векселей

Аваль - предоставление банком поручительства по вексельному
обязательству.
Цель проведения операции по авалированию векселей - получение банком
дохода в виде комиссии за оказание клиентам данной услуги.
Порядок заключения договора. Все операции по авалированию векселей
осуществляются на основании договора, заключенного между банком и лицом, за
которое он поручается. В договоре оговариваются условия, на которых банк
авалирует вексель. Этот документ носит одноразовый характер и его действие
заканчивается в момент погашения вексельного обязательства.
Вексельное поручительство может даваться как за векселедателя
(акцептанта), так и за каждого ответственного индоссанта. Вексельный
поручитель несет солидарную ответственность по векселю наравне с лицом, за
которое поручался.
Сторонами договора о предоставлении аваля являются банк, векселедатель
(акцептант) или индоссант.
Предметом договора являются порядок и условия предоставления банком
поручительства по вексельному обязательству.
Содержание договора должно включать следующие разделы:
• предмет договора;
• права и обязанности сторон (указываются права и обязанности авалиста и
векселедателя по выполнению условий договора);
• ответственность сторон (указываются штрафные санкции в случае
невыполнения авалистом и векселедателем условий договора);
• особые условия (предусматривается порядок изменения условий договора,
разрешения споров);
• срок действия договора;
• юридические адреса и реквизиты сторон. В договоре должны быть указаны
реквизиты авалируемых векселей и ссылка на прилагаемый к договору реестр.
Договор с приложениями хранится в течение трех лет с момента подписания в
отделе ценных бумаг.
Документы, необходимые для заключения договора. Юридическое лицо,
которое хочет заручиться вексельным поручительством, обращается в то
учреждение банка, в котором оно находится на расчетно-кассовом
обслуживании.
Для принятия решения о предоставлении аваля клиент должен предоставить:
• заявление;
• оригиналы векселей, предлагаемых к авалю;
• реестр векселей;
• копии учредительных документов;
• баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период;
• справку о состоянии расчетного счета;
• документ, подтверждающий товарный характер векселей;
• карточку с образцами подписей и оттиска печати, если клиент
обслуживается в другом банке.
Документы остаются в распоряжении ответственного работника банка
для принятия окончательного решения возможности предоставления аваля . В
обмен на принятые векселя банк выдает расписку.
При выполнении лицом, которое хочет заручиться авалем, всех требований и
предоставлении необходимых документов банк не позднее рабочего дня,
следующего за днем обращения за вексельным поручительством , должен
сообщить клиенту о своем решении.
Рекомендуемые ограничения при предоставлении аваля.
Аваль предоставляется только по простым или переводным векселям, выдаваемым
(акцептуемым) в оплату за поставленную продукцию, выполненные работы и
предоставленные услуги. Не рекомендуется выдавать аваль по векселям:
• не домицилированным;
• выписанным (акцептованным) не клиентами банка;
• сроком платежа по предъявлению, если не определен срок для
предъявления;
• сроком более шести месяцев от момента предъявления;
• юридических лиц, векселя которых опротестовывались за последний год;
платежные документы которых имеются в картотеке № 2; которые имеют
просроченные обязательства по предоставленным кредитам; к которым банком
были применены штрафные санкции.
Юридическая и экономическая экспертиза документов.
Процедура проведения экспертизы аналогична той, что производится при учете
векселей. При этом особое внимание обращается на платежеспособность лица,
за которое банк поручается.
Оформление векселей. Аваль оформляется на лицевой стороне бланка
векселя, выражается словами "считать за аваль", подписывается
уполномоченным лицом и заверяется печатью учреждения банка. По просьбе
лица, заручающегося банковским авалем, последний может быть оформлен
также в виде соответствующего гарантийного письма.
Осуществления платежей по векселям. При наступлении срока платежа,
если он не был совершен, векселедержатель может обратить свой иск против
лица, предоставившего аваль в том числе. При оплате векселя авалист
приобретает вексельные права против того, за кого он дал гарантию, и против
тех, которые ответствовали бы перед этим лицом, если бы оно само оплатило
вексель.
Банк как авалист является солидарно обязанным по векселю наравне со всеми
подписавшими этот вексель.
О совершении протеста по авалированному векселю векселедержатель,
совершивший протест, ставит в известность банк-поручитель наравне с
векселедателем (акцептантом), за которого поручались, в течение четырех
рабочих дней, следующих за днем протеста или за днем платежа, если на
векселе есть оговорка "оборот без издержек".
В случае, если векселедержателем осуществлен протест векселя в неплатеже,
банк погашает полную сумму векселя за счет собственных средств. При этом
банк получает право востребования всей суммы задолженности с расчетного
счета лица, за которое он поручался, а также право на удовлетворение от

Новинки рефератов ::

Реферат: Билеты по разновидностям права + нотариату (Право)


Реферат: Технология производства самогона (Сельское хозяйство)


Реферат: Кабардино-Балкарский государственный университет (История)


Реферат: Введение в популяционную и медицинскую генетику (Биология)


Реферат: Жизнь и творчество Андрея Рублева (Искусство и культура)


Реферат: Банкiвська система Украiни (Банковское дело)


Реферат: Методика использования электронного учебника на уроках физики (Педагогика)


Реферат: Борьба за власть в 20-е - 30-е годы в СССР (История)


Реферат: За что погиб Н.С. Гумилев? (Исторические личности)


Реферат: Экскурсия: лес, ярусы леса (Педагогика)


Реферат: Голод 1932-1933 годов (История)


Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Программирование)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Несущие конструкции одноэтажного промышленного здания с мостовыми кранами среднего режима работы (пояснительная записка №2 к курсовому проекту (необходим AutoCad 2000 или выше)) (Строительство)


Реферат: Курсовая по менеджменту (Менеджмент)


Реферат: Размещение производительных сил в Прикарпатье (География)


Реферат: Гуманистическая направленность педагогической деятельности (Педагогика)


Реферат: Обеспечение требуемой освещенности и воздухообмена (Спорт)


Реферат: Роль флота в развитии военно-морского искусства (История)


Реферат: Внешняя политика России XVIII в. (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист