GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие гармонии, меры и красоты в древнегреческом искусстве (Культурология)





Р е ф е р а т
п о к у л ь т о р о л о г и и
Тема:
“Понятие гармонии, меры и красоты в древнегре-
ческом искусстве”



Многие исследователи культуры высказывали различные
соображения о причинах,обуславивших столь важную роль древнегреческой
культуры.Отмеча-
лось особое географическое положение Греции,которое позволяло поддержи-вать
обширные связи с другими странами,благоприятный синтез культурных
достижений многих народов,в разные времена живших на ее территории,умелое
использование греками ценностей чужих культур Греческая культура как бы из-
быточна. В ней преобладало духовное начало .Это и побуждало другие народы
подражать грекам,строить свою культуру по созданным ими образцам.
Богатство духа проявляется в его неисчерпаемом многообразии ,а его
независимости и подвижности проявляется его свобода. Именно такими обладала
древнегречес-кая культура: духовным многообразием,подвижностью и
свободой.Черты,кото-рые обеспечили ей универсализм,позволяющий и сегодня
быть актуальной.Ан-тичность,давшая общекультурные ценности буквально во
всех областях духов-ной и материальной деятельности, и по сей день остается
отклонением от мате-риального направления мировой культуры.Древнегреческой
культуре было при-суще ярко выраженное индивидуалистическое начало.Понятие
личности сфор-мировалось в связи с окончательным становлением
рабовладельческих полисов.Они были основой греческой и вообще античной
культуры.Именно полисная организация общественной жизни необычайно
ускорила развитие культуры.По-лисная демократия защищала не только жизнь и
имущество своих граждан,но и права и свободу их личности.
Греки не копировали другие народы,манеры их жизни , а
полагались на своипредставления,они созидали себя сами, в этом было их
величие.
Выдающийся среди софистов-мыслителей был Протагор(481-411
г.г.).
Ему принадлежит мысль ,до сих пор вызывающая возражения и споры философов:
“ Человек есть мера всех вещей ,существующих как существую-щих и
несуществующих как несуществующих ”. В ней выражен прямой факт
обыкновенной человеческой жизни.,пренебрежением которым в истории культуры
приводило к трагедиям.То,что человек считает существующим,то для него
действительно существует,а то,что он считает несуществующим,то для него и
не существует.Человек смотрит на мир не глазами ,данными природой,а
“глазами” своего сознания,своей культуры.Протагора интересовал прежде всего
человек в его отношении к истине:человек есть мера всех вещей.Истина
человека в его самоопределении,в том,что он должен сам должен делать свой
выбор,сам определять меру своего поведения.Но у Протагора сказано
вообще:Человек-это ,значит,что каждый из людей не только имеет право на
самоопределение,но и обязан признавать это же право и за другими людьми.
Мысль Протагора стала первым в истории европейской культуры
провозглашением гуманизма,принципом,в соответствии с которым эта культура
должна быть организована.
Можно сказать больше:Протоагор нашел точное и лаконичное
выраже-
ние для общекультурного идеала.
В IV в. до н.э. в Греции учениками и последователчми
Сократа были созданы несколько школ.Одной из них была школа киников. Киники
восприняли внешнюю сторону учения Сократа,простоту и непритязательность его
жизни,во всем необходима естественность.,философия была образом жизни.
Скептицизм возник в конце IV в до н. э. Основателем его был
Пиррон из Элиды.Он считал ,что нужно воздерживаться не только от каких бы
то ни было суждений,но и от любых волнений ,что невозмутимость духа-это
самое достойное состояние мудреца.В стоицизме тоже нужно различать
философвское течение и жизненный принцип.Родоначальником его был Зенон из
Китиона.Он разработал учение о мире как едином организме и о человеческой
природе,которая сама по себе добродетельна.Его вывод-что цель жизни- жить в

Согласии с природой и это то же самое ,что быть добродетельным.
Близка к этическому учению этика эпикуреизма.Основатель его
Эпикур,и был более известен своими этическими воззрениями.Он вел понятие
атораксии (невозмутимость,бесмя-тежность)-состояние,к которому должен
стремиться человек.Он уделял большое внимание удовольствию,наслаждению,но
он учил находить их даже в самом малом,в том,что дала человеку судьба,а не
страдать от недостатка жизненных благ.
Человек ,согласно этим учениям,должен личными усилиями изменить
свою жизнь,не ожидая,пока ее изменит общество и государство,поскольку
истинные законы жизни находяться в самом человеке.В себе самом человек
должен искать опору,чтобы жить в этом мире по-человечески.И это было одно
из решений проблемы человека,обострившейся в период демократизации
Афинского полиса.Другое решение определялось возможность познания
окружающего мира ,систематизации и классификации накапливаемых знаний о
предметах.Таковы были два решения проблемы человека.
Платон оказал огромное влияние на мировую культуру ,состоящее
в возвышенном отношении к идеям ,которое он сумел привить человечеству.Ему
же удалось создать такое представление об идеальном,которое не может быть
приземлемо и стать обыденным.Он же оказал большое влияние на европейскую
литературу . Платон знал о неудаче ,постигшей проект идеального государства
Перикла и знал и о далеко идущих замыслах Пифагорейского союза,члены
которого хотели воплотить в обществе свои идеи гармонии числовых
отношений.Он был убежден,что преобразование общества неотделимо от
внутреннего перерождения человека,что порядок в обществе тесно связан с
порядком в душе человека.Отсюда вывод: правильная ,разумно организованная
душа должна быть моделью в деле организации общества.
Так и в афинском полисе,считал Платон,чрезмерная демократия
привела к тому ,что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед
худшими притязаниями афинского демоса. Как и в разумной душе,в обществе
должны быть гармония и соразмерность всех его частей.Только совпадение
образа совершенного государства первообраза человека,полагал Платон,может
обеспечить идеальную жизнь общества.
Действительным миром Платон считал идеи,а чувствительный мир-
это копия мира идей .Мы видим предметы благодаря свету,а постигаем идеи
этих предметов и в кромешной темноте.Мир идей-это предел становления мира
вещей ,поскольку нет ничего более совершенного,чем идеал.Мир идей служит
порождающий моделью мира вещей.Всеобщим пределом становления Платон считал
идею блага .Она же является и причи-ной всего правильного и прекрасного.
Мир идей ,согласно Платону ,связан с миром вещей так же,как
оригинал связан с копией.Человеческая душа,пребывая когда-то в мире
идей,созерцала их.Попав затем в тело,душа забывает идеи,находясь под
воздействием множества впечатлений.Среди этих впечатлений бывают и такие,от
которых в душе пробуждаются воспоминания о мире идей.Например,если
встречаются совершенные люди или вещи.Но самый надежный путь к миру идей
–это самопознание,углубленный диалог с душой,обращение взора к ее наиболее
мудрой части.Человек знает все ,но зачастую просто просто не понимает
этого.Углубляясь в себя ,припоминая мир,который когда-то воспринимала его
душа,он может познать многое,чего нельзя никогда узнать,ограничиваясь
внешним ,чувственным миром.
В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы».В
ней он изобразил жизнь некой колонии на Крите. « Философы-правители» уже
не нужны ,все основано на твердой власти и принуждения .Основной принцип –
человек должен быть все время чем-нибудь занят.Господствует государственная
форма собственности,жизнь граждан проходит под контролем власти,который
облегчает взаимным шпионажем жителей колонии.Искусство находиться под
строжайшем надзором.
Платон был одним из тех, кто изобразил жизнь
тоталитарного общества.Многие исследователи полагали,что даже самые мрачные
утопии могут стать реальностью.Утопия Платона оказалась пророчеством.
В конце жизни Платон написал свою последнюю книгу «Законы».В ней он
изобразил жизнь некой колонии на Крите. « Философы-правители» уже не нужны
,все основано на твердой власти и принуждения .Основной принцип – человек
должен быть все время чем-нибудь занят.Господствует государственная форма
собственности,жизнь граждан проходит под контролем власти,который облегчает
взаимным шпионажем жителей колонии.Искусство находиться под строжайшем
надзором.
Платон был одним из тех, кто изобразил жизнь тоталитарного
общества.Многие исследователи полагали,что даже самые мрачные утопии могут
стать реальностью.Утопия Платона оказалась пророчеством.
Философ полагал , что люди дорожат не действительной
свободой,а тем , что они привыкли считать свободой.Истинное освобождение
их может скорее испугать ,чем обрадовать.Ведь люди привыкли иметь дело с
мнимыми вещами, с копиями истинных ценностей.Для илюстрации этого отношения
между истинными и мнимыми ценностямиПлатон использовал образ пещеры,который
можно отнести к самым емким в истории литературы.В начале кн. VII
“Государства” он изображает людей, с малых лет живущих в пещере с оковами
на шее и на ногах,обращенных спиной к свету.Между светом и узниками
проносятся различные предметы,тени которых узники видят перед собой как на
экране.Узники пещеры принимают тени за реальные вещи, и если кого-нибудь из
них освобождают, он долго не может смотреть на свет.,считая более
правдоподобным то ,что привык видеть всю жизнь.
Религия Платона . Все основные особенности мировоззрения и культуры
античности нашли свое выражение в философии Платона.Он испытал на себе
влияние не только Сократа ,но и орфиков,пифагорейцев с их идеями
метемпсихоза,много путешествовал,постигал учения Востока.С восточным
мировоз-зрением были знакомы многие образованные греки.Большинство
Философов античности знали восточные учения не понаслышке,они проходили
своеобразную стажировку в культурных центрах Востока.Поэтому в
мировоззрении Платона трудно обнаружить одно какое-то влияние.Платон был
слишком глубоким мыслителем и широкой натурой,чтобы удержаться в рамках
одного учения.Поставив мир вещей в зависимость от мира идей, он выразил тем
самым свое отношение к земной жизни.Этому противоречит ,казалось бы,его
слишком настойчивое желание увидеть осуществленной свою идею совершенного
государства.От человека ,заложившего по сути культ
духовности,идеальности,можно было бы ожидать более терпимого отношения к
невозможности реализации идеи.По-видимому,любовь Платона к идеям
человеческой,страстной : он не смог ,подобно Будде,отрешиться от земных
привязанностей.Примирить противоречие между земным существованием и вечным
миром идей могла лишб смерть,т.е. переход в мир идей.В диалоге «Федон»
,созданном в зрелый период творчества Платона,Сократ говорит ,что истинные
философы заняты только одним-умиранием и смертью.Смерть,понимаемая как
переход в мир идей ,воспринимается иначе,чем просто уничтожение.В этом
вопросе Платон не отошел от своего учителя.Философствовать-это значит
готовить себя к смерти,к переходу в мир вечных идей.Религия Платона
,следовательно,включала в себя не только учения об идеях,но и о
философии,готовящей человека к встрече с миром идей,воспитывающей в нем
необходимые качества души.Философия была для него связывающей нитью между
временной жизнью и вечным пребыванием в мире идей.
В своих диалогах Платон обращался иногда к мифам,в
частности в воспитательных целях.Так,привлекая миф о Прометее («Протагор»)
,он обьясняет нравственные качества человека его врожденными свойствами.Он
пользовался мифами как аллегориями,где в форме образов излагал свои
концепции.Грекам казались совершенно естественными персонифицированные
представления о богах Олимпа, и совершенно противоестественными рассказы
Сократа о его демоне.
Сократ одним из первых в античной культуре понял,что идея
может быть достоянием только личности.
Согласно платоновской концепции ,человек , «видя здешнюю
красоту ,вспоминает красоту истинную».Ее зов пробуждает в душе встречное
стремление ,для обозначение которого Платон использует персонификация Эроса
в его традиционной (мифологической) сематике векторной устремленности
(греческой- eros-желание,стремление,страстное влечение).Таким образом ,
«любовь к узренной красоте прорезывает у души крылья и побуждает ее
взлететь» (Платон).
Постижение абсолютной истины моделируется в этом контексте
как восхождение по «лестнице любви и красоты» - вплоть
До красоты как таковой : «вот каким путем надо идти в любви…:начав с
отдельных проявлений прекрасного,надо все время,.словно бы по
ступенькам,подниматься ради самого прекрасного вверх».



Литература:1.Греческая цивилизация.-Боннэр А.-Ростов-на-

Дону,1994г.
2.Легенды и мифы Древней Греции.-Кун Н.- Ростов-на-

Дону,1994г.
3.Культорология,Суслова Т.И.,Учебное пособие,
2000г.







Реферат на тему: Понятие культуры по работе К. Юнга Архетип и символ


Содержание

Введение
1. Культура.
2. Структура менталитета современности.
3. Сущность механизмов проявлении индивидом в окружающей его
действительности исходя из этнической принадлежности.
4. Анализ ценностей в системе западной и восточной концепции человека.
Заключение.



Введение


Данный реферат будет небольшой по объему. Попытался изложить общею
структуру культурологии по работе К. Юнга «Архетип и символ». При анализе
смысла культуры с ужасом убеждаюсь, что над горизонтом уже клубиться,
сгущаясь, странная мгла – предвестие катастрофы еще боле грозной, войны еще
более опустошающей.
“А может все обойдется – чувство духовного голода обостриться,
поскольку он является единственным стимулом к самостоятельному познанию, к
размышлению”
“Системное” изучения специфики выражения посредством языка дает
возможность определить форму, особенности индивида, а также
психологический климат межнациональных отношений.
Динамика времени определяется и выражается господствующими в обществе
архетипами; смена времен означает смену архетипов или, по крайней мере,
способов их проявления. Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и
опосредованы социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными
представлениями, с которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение -
просто потому, что это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не
является предметом обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно
своего химического состава, к которому нужно заново адаптироваться или,
если это оказывается невозможным, качественно его менять. Сейчас, однако,
меняются не только формы социальной жизни больших коллективов - меняется
сам человек, меняются варианты судеб индивидов и коллективов и становится
несравненно более ясной сама природа человека как творения Божьего и
Божественного инструмента воздействия на мир. Информация и техники, бывшие
раньше в распоряжении узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся
доступными всем желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную
харизму и превращаясь из последних в первые ступени Лестницы Восхождения,
но все же открывая ее всем стремящимся.
Сознавая всю сложность задачи и понимая, что содержание проблем, их
выбор, структуру представления, форма подачи информации требует дальнейшего
совершенствования.

1. Культура

Культура – это результат деятельности каждого отдельного человека.
Выразить культуру в деяниях или быть культурным можно лишь имея
представления о культуре и потребность в ней.
Общество или государство могут только способствовать развитию, но они
никогда не заменят собой отдельного человека в создании культуры.
Немножко истории. Слово «культура» появилось в латинском языке. Оно
обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Следовательно,
слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только
обработку, но и почитание. Позднее в ХVII в. понятие «культура»
обозначает результат деятельности общественного человека. В современности
термин «культура» связан с разнообразием различных определений – наука.
Культура, как жизнь: она существует лишь потому что, что она – разная,
однообразие культуры – признак приближающейся ее смерти.
Карл Густав Юнг был человеком ХХ в., лишенным позитивистских
предрассудков. Прежде всего К. Юнг изучал поведения индивида в различных
областях менталитета. Юнг выделял две крайности, которые, с его
точки зрения, равно опасны для индивидуального и социального бытия
человека. Первую крайность он видел в восточных религиозно-мистических
культах, где личностное начало растворяется в коллективном
бессознательном. Другая крайность - это западное
индивидуалистическое рациональное мышление, где, напротив, подавляется
коллективное бессознательное. В противовес этим крайностям Юнг
развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и
бессознательного начал психики индивида через символическое
толкование и субъективное проживание своих архетипических структур таких
как:
Время и архетипы.
Динамика времени меняет не только формы социальной жизни больших
коллективов но и меняется сам человек, меняются архетипические варианты
судеб индивидов и коллективов и становится несравненно более ясной сама
природа человека как творения Божьего и Божественного инструмента
воздействия на мир. Информация и техники, бывшие раньше в распоряжении
узкого круга избранных, рассекречиваются и становятся доступными всем
желающим - разумеется, теряя при этом первоначальную харизму и превращаясь
из последних в первые ступени Лестницы Восхождения, но все же открывая ее
всем стремящимся.
Поиск и первичное описание ведущих (активных) архетипов эпохи - задача
культурологии и философии, но без подробного изучения их влияния на психику
отдельных людей и коллективов она не может считаться выполненной, так как
именно в психике архетип проявляется наиболее развернуто и полно.
Архетипы и модальности.
Архетип проявляется во внутреннем и внешнем поведении человека не напрямую,
а через определенную модальность, то есть через качество происходящих
внутри и вне человека процессов.
Универсальные и частные архетипы.
Как правило, высшие архетипы не существуют поодиночке: они появляются
родственными группами (если угодно, кланами), тесно связанными друг с
другом, как на философском плане, так и в индивидуальной психологии, и
именно так, системно, их естественно описывать. Поэтому, учась правильно
балансировать соответствующие частные архетипы, человек если и не решает
свою наболевшую проблему кардинально, то, по крайней мере, существенно
оздоравливает больную почву, на которой она выросла.
Холистический архетип.
Этот универсальный архетип состоит из двух частных архетипов, глобального и
локального.
Глобальному архетипу соответствует взгляд на объект в целом, когда он
рассматривается как единая замкнутая система, существующая изолированно от
остального (внешнего) мира - это, если угодно, архетип рамки, которая
наводится на определенный фрагмент мира, отделяет его от окружающего
пространства глухой стеной и объединяет в единое целое, делая его при этом
моделью мира.
Локальный архетип рассматривает объект как выделенную часть (деталь)
некоторого целого, с другими частями (деталями) которого он связан
различными связями. При этом как целое само по себе, так и остальные его
детали, видятся словно в сильном тумане, как бы подразумеваются, а весь
фокус внимания направлен на данный объект.
Диадический архетип
Этот универсальный архетип также состоит из двух архетипов, которые в
китайской традиции называются инь (женское начало) и ян (мужское начало); в
западной традиции им приблизительно соответствуют понятия материи и духа.
Янское (мужское) начало традиционно описывается как активное,
стимулирующее, творящее, воплощающееся; иньское (женское) начало предстает
как инертное, реактивное (реагирующее на воздействия), восприимчивое,
подвергающееся воздействию, материал для творения (воплощения).
Таким образом, можно сказать, что ян воздействует, а инь подвергается
воздействию; при этом все, что относится к характеристикам воздействия, -
замысел, энергия, инструменты - суть янские атрибуты, а все, что относится
к объекту воздействия, - его качества, способы и аспекты реагирования -
суть атрибуты иньские.
Диалектический архетип
Этот универсальный архетип включает в себя три частных архетипа,
соответствующие трем фазам существования объекта: творению, осуществлению и
растворению.
Индивидуальность и модальности.
Каждый человек нуждается в обретении и раскрытии своей уникальной
индивидуальности (даже если он этого не осознает или вытеснил
соответствующую потребность в подсознание). Эта индивидуальность
проявляется, как правило, в тонкостях и акцентах, которые возникают
спонтанно и как бы ниоткуда, и окрашивают его поведение, мироощущение и
самовыражение в определенные тона и оттенки.
Архетипы и жизненные сюжеты.
Любой человек рано или поздно обнаруживает, что его жизнь не представляет
собой хаотического набора случайностей, но, наоборот, подчинена
определенным закономерностям, или сюжету, выйти за рамки которого
чрезвычайно трудно, если вообще возможно. При этом фактическое наполнение
жизни может меняться, но некоторые психологически наиболее существенные ее
черты и закономерности сохраняются, несмотря ни на что.
Проработка универсального архетипа
Таким образом, работа человека, заключающаяся в отслеживании и правильном
использовании модальностей высших архетипов, может привести к изменению
даже глобальных жизненных сюжетов.
Конечной целью индивидуального развития является достижение
личностной целостности и неповторимости.
Развитием культуры сопровождается стремлением осознать, понять и
оценить как единый процесс – культурная система.
Какая же система взглядов на личность, на ее ценность, на ее права и
долженствование, на пути ее совершенствования будет способствовать
водворению нового психологического климата, ускорит наступление этого
“золотого” века?
Именно в том факте, что личность содержит единородные с Божеством
способности творчества и любви, заключена ее абсолютная ценность.
Относительная же ценность зависит от стадии ее восходящего пути, от суммы
усилий – ее собственных и Провиденциальных, затраченных на достижение ею
этой стадии, и от того, в какой степени она эти способности богосотвочества
и любви выявляет в жизни.
Последние века западных культур, столь богатые проявления гениальности
во всех областях искусства, в науке и философии, научили нас многому:
отношению к человеческому творчеству и уважению к человеческому труду.
Безрелигиозный дух способствовал тому, что: человеку – творцу сделалась
свойственная гордыня своим творческим баром, как если бы самый этот дар он
создал в себе сам.
Впрочем, эта самость создала себе гнездо не столько в душах подлинных
гениев и тем более духовных вестников, сколько в ряду второстепенных
деятелей наук и искусств.



2. Структура менталитета современности

Понятие «ментальность» появилось в современной отечественной
психологической науке сравнительно недавно. Большой словарь Уэбстера дает
два значения данного слова:
- интеллектуальный потенциал индивида;
- способ мышления, свойственный определенному социуму.
Ментальность определяется как характеристика либо одной личности, либо
определенного общества или сообщества в целом. Существенный вклад в
разработку проблемы ментальности внес К.Г.Юнг. Предложенный им термин
«архетип»( греческое слово архетип в переводе означает первообраз) по
своему содержанию близок к менталитету. Динамика времени определяется и
выражается господствующими в обществе архетипами; смена времен означает
смену архетипов или, по крайней мере, способов их проявления и акцентуации.
Как правило, ведущие архетипы эпохи завуалированы и опосредованы
социальными ритуалами и общепринятыми полусознательными представлениями, с
которыми никто не спорит и даже не ставит под сомнение - просто потому, что
это не приходит в голову. Воздух, которым мы дышим, не является предметом
обсуждения - до тех пор, пока он не меняет решительно своего химического
состава, к которому нужно заново адаптироваться или, если это оказывается
невозможным, качественно его менять. По этой причине не вдаваясь в их
анализ, под менталитетом будем понимать определенную совокупность тех
компонентов сознания, которые обусловливают его структурную целостность и
качественную социальных (этнических) общностей.
В структуре менталитета, представленного на рис.1, его компоненты
образуют диалектические взаимосвязанные и взаимодействующие крайне острые
противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают
этнические особенности общества. С одной стороны, ментальность является
результатом взаимодействия последнего с менталитетом, с другой – врожденные
способности делают его предрасположенным к конкретным типам поведения и
деятельности. Но реальное формирование ментальности происходит под

Структура менталитета. Рис.1.



непосредственным влиянием среды. Понятие среды включает в себя эпоху и
место проживания, культуру, религию и философию общества.
По этой причине имеет смысл выделить в качестве основных элементов
содержания менталитета общества ряд таких особенностей общественного
сознания, как :
- действенность общества как духовной основы объединения народов
различных уровней (таких как доктринальная – определяющий,
философский – доминирующий и психотехнический – имплицированный);
- влияние культурной системы связывающие обширные массы типичных
личностей и групп людей этнической общности;
- политика общества с системой отношений;
- харизматическое отношение к власти.
Процесс влияния менталитета функционально обеспечивает:
- передачу информации о системных свойствах этнической общности,
позволяющих этнофорам адекватно реагировать;
- систему способов оценки и взаимодействия в виде готовности
предрасположенностей и установок к определенному поведению,
мыслями, чувствами и восприятию мира;
- фильтрацию системы воздействий посредством определения их
соответствия менталитету с последующим их восприятием, модификацией
или отторжением;
- границы раскодирования представляемой информации.
В контексте изложенного ментальность приобретает ряд объективированных
характеристик, представляющий интерес с точки зрения выявления
особенностей специфических культурных условий, в которых мы живем. В
действительности культурные условия не только придают тот или иной вес и
окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их
форму.
Национальная психология в последние годы вызывает все больший интерес,
который объясняется не только связанное с расширением международных
контактов, а требует разработки новых подходов в изучении нацеленных,
прежде всего, на выявление и раскрытие сущности этнопсихологических
феноменов. По мнению большинства исследователей национальной психологии, ее
структура выражает структурообразующую сторону этнопсихологии, а
национально-психологические особенности – динамическую. Именно исследование
динамической стороны этнопсихологии дает возможность понять состояние того
или иного современного этноса и выявлять направления его развития в
культурного процесса.
Психология нации как явление представляет собой компонент
общественного сознание, и включают в себя психические черты и свойства,
совокупность которых позволяет изучать системный подход к культурологии. В
конечном счете данное, или модель, соотноситься с реальным положением
культуры, на основе чего могут выть выработаны рекомендации, шаги
практических действий.
Важное место в структуре психического склада нации занимает
национальное чувство, которое придает своеобразную окраску любому
межэтническому контакту и определяет эмоционально-оценочное отношение к
партнеру по коммуникации. Национальное чувство – это обусловленное
объективной социальной действительностью, в которой отражается этнофера к
различным особенностям культуры.
Развитие культуры сопровождалось становлением ее самосознания. В мифах
и преданиях народов, в учениях отдельных мыслителей содержатся личностные и
социально-психологические характеристики, выражающее стремление в развитие
культурологии как единый процесс – матрица культуры.

3. Сущность механизмов проявлении индивидом в окружающей его
действительности исходя из этнической принадлежности.

В средневековой христианской культуре были живы актуальные языческие
мифологические представления, в частности аграрный культ (см. миф).
Для того чтобы "погребенное" в землю зерно дало плод, оно должно было
символически умереть, поэтому карнавальные ругательства имеют
амбивалентную природу. Когда на карнавале говорят: "Иди в ..." - это
означает: "Вернись в материнское лоно, в оплодотворяющий хаос материально-
телесного низа, для того чтобы после этого очиститься и возродиться".
Наиболее ярко сохранилась традиция европейской карнавальной культуры в
Латинской Америке, и в частности в Бразилии. В культуре ХХ века
актуализируется повышение общего интереса к мифу (неомифологическое
сознание).
Проза русского концептуализма знает лишь одного
представителя, ставшего писателем с международной известностью. Это
Владимир Сорокин. Его творчество характерно своей амбивалентностью
- с одной стороны, явный и острый авангард, с другой - тесная связь с
поэтикой постмодернизма. Мы остановимся на чисто концептуалистских текстах
Сорокина. Чаще всего его рассказы строятся по одной и той же
схеме. Вначале идет обыкновенный, слегка излишне сочный пародийный
текст: повествование об охоте, комсомольском собрании, заседании
парткома - но вдруг совершенно неожиданно и немотивированно
происходит прагматический прорыв в нечто ужасное и страшное, что и
есть, по Сорокину, настоящая реальность. Как будто Буратино проткнул
своим носом холст с нарисованным очагом, но обнаружил там не дверцу, а
примерно то, что показывают в современных фильмах ужасов. Так, в рассказе
"Проездом" столичный партийный начальник после обычных разговоров в
провинциальном парткоме вдруг залезает на письменный стол и справляет на
нем большую нужду, а потом как ни в чем не бывало продолжает прерванный
разговор. В рассказе "Деловое предложение" комсомольское
собрание заканчивается тем, что двое комсомольцев, оставшись одни, нежно
целуются - оказывается, они гомосексуалисты. В рассказе "Свободный
урок" завуч начинает с того, что ругает у себя в кабинете пятиклассника
за то, что он заглядывает девочкам под юбки, а кончает тем, что в
педагогических целях демонстрирует перепуганному школьнику свои
гениталии. Безусловно, поэтика Сорокина связана с мощным преломлением
психоанализа с его соотношением поверхностного слоя сознания и
глубинного бессознательного, принципа реальности принципа
удовольствия. Наибольшей популярностью последние годы пользуются такие
поэты как Д. И. Пирогов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. Пригов строит
свои тексты на образе тупого и самодовольного советского
обывателя, рассуждающего о политике и бытии (сам Пригов называет эту
риторику "новой искренностью"), некоего нового Козьмы Пруткова:

Вот избран новый Президент
Соединенных Штатов
Поруган старый Президент
Соединенных Штатов

А нам-то что - ну, Президент
Ну, Соединенных Штатов
А интересно все ж - Прездент
Соединенных Штатов

Здесь явно, кроме Пруткова, видится и капитан Лебядкин из "Бесов"
Достоевского. А вот рассуждение на тему метафизики советской экономики,
дискурс на тему текст и реальность:

Неважно, что надой записанный
Реальному надою не ровня
Все, что записано - на небесах записано
И если сбудется не через два-три дня
Но все равно когда-нибудь там сбудется
И в высшем смысле уж сбылось
А в низшем смысле уже забудется
Да и уже почти забылось

Иногда тексты Пригова строятся как интертекст, как, например,
следующая вариация на тему стихотворения Сергея Есенина "Собаке
Качалова":

Дай, Джим, на счастье плаху мне
Такую плаху не видал я сроду
Давай на нее полаем при луне -
Действительно, замечательная плаха
А то дай на счастье виселицу мне
Виселицу тоже не видал я сроду

Как много замечательных вещей на земле
Как много удивительного народу

Применительно к поэзии Рубинштейна наиболее остро встает вопрос о
том, является ли русский К. течением модернизма или целиком авангардным
искусством. Ясно, стоит только послушать Рубинштейна, что его философия
- это семантика возможных миров, представление о
пересекающихся альтернативных голосах-событиях-ситуациях. Послушаем:

1. Мама мыла раму.
2. Папа купил телевизор.
3. Дул ветер.
4. Зою ужалила оса.
5. Саша Смирнов сломал ногу.
6. Боря Никитин разбил голову камнем.
7. Пошел дождь.
8. Брат дразнил брата.
9. Молоко убежало.
10. Первым словом было "колено".
11. Юра Степанов смастерил шалаш.
12. Юлия Михайловна была строгая.
13. Вова Авдеев дрался.
14. Таня Чирикова - дура.
15. Жених Гали Фоминой - однорукий.
16. Сергею Александровичу провели телефон.
17. Инвалид сгорел в машине.
18. Мы ходили в лес.

Другой фрагмент. Стихотворение называется "Появление героя".
Линии между строками символизируют границы между карточками.

- Ну что я вам могу сказать?
- Он что-то знает, но молчит.
- Не знаю, может, ты и прав.
- Он и полезней и вкусней.
- У первого вагона в семь.
- Там дальше про ученика.

ЛОГАЭДИЗАЦИЯ

- один из путей динамики развития культурных явлений в первой пол.
ХХ в., противоположный верлибризации . Логаэд - это тип метрической
композиции, суть которого заключается в том, что внутри
стихотворной строки ударения и безударные слоги могут
располагаться произвольно, но в дальнейшем эта произвольность сохраняется
на протяжении всех строк (ср. додекафония,
серийное мышление). Пример логаэда:

Сегодня дурной день: 3/2+ 2/2+ 1
Кузнечиков хор спит, 3/2+ 2/2+ 1
И сумрачных скал сень 3/2+ 2/2+ 1
Мрачней гробовых плит. 3/2+ 2/2+ 1
(О. Мандельштам)

("Основание" "степени" означает количество слогов в слове;
"показатель" - место ударения). В противоположность верлибру в логаэде
количество ритмических типов слов резко ограничено, что создает эффект
- каждое слово, стремящееся занять определенное место в решетке логаэда,
стремится к тому, чтобы быть близким этой позиции по смыслу. Чтобы
объяснить этот принцип. приведем еще один пример:

По холмам - круглым и смуглым, 3/3+ 2/1+ 3/2
Под лучом - сильным и пыльным, 3/3+ 2/1+ 3/2
Сапожком - робким и кротким - 3/3+ 2/1+ 3
За плащом - рдяным и рваным, 3/3+ 2/1+ 3
(М. Цветаева)

Все стихотворение делится по вертикали на две части - первую с
ритмическим словом 3/3, выражающим идею движения, и вторую с ритмическими
словами 2/1 и 3/2, выражающим идею затрудненности этого движения.

Логаэд - размер, принадлежащий своими корнями античной метрике, но
именно в ХХ веке поэзия (особенно русская) стала очень часто
обращаться к этой композиции (особенно много логаэдов написали М.
Цветаева и Вяч. Иванов). Это было частью более общего движения, которое
мы называем логаэд и суть которого состоит в том, что оно представляет
фрагмент системы как всю систему. Механизм логаэд - повышенная
ограниченность структуры.

ЛОГИЧЕСКАЯ СЕМАНТИКА

- раздел математической логики, посвященный проблеме отношения
высказывания или его частей к реальности. Основатель современной
логическая семантика - немецкий ученый Готтлоб Фреге. Прежде всего, он
сформулировал различие между денотатом (значением) знака (то есть тем
классом предметов или понятий, которые он обозначает) и его смыслом, то
есть тем, как знак представлен в языке. Однако логика занимается в
основном не отдельными словами, а целыми высказываниями. Смыслом же
высказывания является высказанное в нем суждение. В сложноподчиненных
предложениях истинностным значением обладает только главное
предложение. Например, в предложении "Он сказал, что он скоро придет"
истинностное значение имеется только у предложения "Он сказал", то есть
ответственность за истинность слов "что он скоро придет", ложится на
того, кто это сказал.
Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.
Повторяемость - это свойство мифа – в этом глубинное родство элитарной
культуры, которая в ХХ в. волей-неволей ориентируется на архетипы
коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с
персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как
умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и
есть боги современного массового сознания. Установка на повторение
породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность
возрождается на следующий вечер. Создатели "Санта Барбары" не
без влияния постмодернистской иронии довели эту идею до абсурда -
видимо, этот фильм кончится только тогда, когда он надоест зрителю или
когда у продюсеров кончатся деньги. Их главной особенностью является то,
что они настолько глубоко проникают в массовое сознание,
что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей
реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино -
"Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений
весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и
формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть
культовые тексты формируют вокруг себя особую интертекстовую
реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица
являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются
частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами
повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена
сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Трудно представить себе анекдоты про Ганса Касторпа из "Волшебной горы" или
Йозефа Кнехта из "Игры в бисер".
Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что на характер механизмов
в проявлении индивидов окружающей его могут влиять избранные представители
различного этноса.

4. Анализ ценностей в системе западной и восточной концепции
культурологии.

В науке утвердился метод познания – системный метод, или подход.
Системный подход к культуры предполагает несколько последовательных этапов
в ее исследовании. Выделим в процессе несколько этапов, в соответствии с
которыми определим основные вопросы данной главы:
- донаучный этап содержит ранние стихийные догадки и представления о
логические и относительной завершенности, цикличности культурно-
исторического процесса.
- научно-исторический этап продолжается до середины ХIX в. на этом
этапе характерно стремление ученных понять культуру как целостное
явление, найти общее основание истории.
- научно-филосовский этап. Здесь становиться очевидным различие между
историческим и культурным развитием;
- выявление закономерности развития культуры как система. Существует
классическая схема измерений и ориентации в системы культуры
(рис.2.) представляющая собой различные связи и отношения в
культуре;



Классическая схема рис. 2



|Горизонтальное измерение |Вертикальное измерение |
|(содержание) |(форма) |

|Природное – человеческое |Ориентация |Земное - небесное |
|Предметное - личностное |Отношение |Материальное - духовное |
|Эмоциональное |Стороны |Рациональное |

Направление времени культуры (условно)



- создания общего представления или, матрица культурологии по работе
К. Юнга «Архетип и символ» состоит из множества символов (рис.3),
что характеризует “первичные формы адаптации человека к окружающему
миру”.



Матрица культурологии рис. 3



Персона


Конформизм

Сознательная Эго или Я


Тень

Бессознательная душа (анима
– муж, анимус – жена)



Самость
Коллективная бессознательность


Персона – структура с помощью которого он идет в социум (презентирует себя)
Конфоризм – отвечает за: коммуникацию, адоптацию, поведение, язык. Состоит
из множество символов.
Эго (Я) – отвечает за процесс происхождения в психологии (баланс), всегда
скрыто.
Тень – стремление не призновать. Тень для человека это аромат для цветка.
Анима в психологии мужской – отвечает за творчество.
Анимус в психологии женщины – отвечает за мышление.
Самость архетип целостности – отвечает за баланс, за гармонию, за развитие
творчества. Самость это то к чему приходят.
Коллективная бессознательность существует в не человека оно исторично.
Каждый человек рождается со своей схемой, у человека заложено все развитие
системы вообще на бессознательном уровне.
В данной главе попытался представить общий метод познания т. е.
системный метод в расшифровке структуры этнопсихологической культуры, что
является важнейшей составляющей общей культуры человека, формирование
которой - насущная потребность наших дней.



Заключение

Попытка раскрыть понятие культуры частично удалась. Обобщение,
структурирование культурологии представляет собой некую цепь состояния;
процессом космическим и процессом историческим, мировыми законами и связь
между разно материальными мирами, человеческими отношениями и путями
развития, личности, государства и религиями, животным царством и стихиями
– словом, всем тем, что мы объединяем в понятие культуры и всем тем, что
объединяем в понятие природы.
В каждой главе данного реферата формируется отношение человека к
социальной действительности. Во многих социальных слоях общества
существование длиться лишь по инерции. Инерционный период страшен тем, что
моральный уровень будет столь низок, что современный человек будет не в
состоянии понимать значение культуры.
-----------------------
духовно-нравственный

литературный

военный

гражданский

сельский

культурный

административный

политический

технический

городской

производственный

социальный

научный

экономический

национальный и
религиозный

по сферам жизни общества

по типам
деятельности

по образу
и мышлению

ОСНОВАНИЯ

КЛАССИФИКАЦИЯ (типы и виды)

Культурная

Духовная

Природная

Материальная

СРЕДА

Доминанты (господствующие идеи, признак)

Менталитет – нечто «среднее» между индивидуальным и «коллективным
бессознательным» и конкретно-историческими формами общественного сознания .
Ядро (сущность) – конкретно-историческая специфика культуры мышления и
духовного строя народа.

Мифологическое и религиозное

Философское и
научное

Рациональное и эмоциональное (иррациональное)

Позитивное и негативное

Индивидуальное и коллективное (социальное)

Подсознательное и сознательное

Природное и культурное

Природное и культурное

Природное и культурное

Материальное и идеальное (духовное)

Физиологическое и биологическое






Новинки рефератов ::

Реферат: Черная металлургия Казахстана (Металлургия)


Реферат: Чрезвычайные ситуации природного характера. Оползни, сели и обвалы. Их происхождение. Правила поведения людей при их возникновении (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Политическая система РФ (Политология)


Реферат: MS SQL Server 6.5 (Программирование)


Реферат: WinWord (Компьютеры)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Обмотки якорей машин постоянного тока (Транспорт)


Реферат: Менеджмент в малом бизнесе (Менеджмент)


Реферат: Православие и культура. Особенности вероучения и культа. (Культурология)


Реферат: Воображение (Психология)


Реферат: История России XVII-XIX вв. (История)


Реферат: Бухгалтерский учет (отчет по практике) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Новые подходы к изучению иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Возраст ребёнка и тип воспитания отца (Психология)


Реферат: Религия в современном мире (Философия)


Реферат: Концепция естествознания (Естествознание)


Реферат: Профессиональный и любительский спорт (Физкультура)


Реферат: Белинский о романе Пушкина - "Евгений Онегин" (Литература : русская)


Реферат: Тектонические озера (Геодезия)


Реферат: Победа советской власти в Армении (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист