GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Принципы и формы налогообложения на Украине (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Принципы и формы налогообложения на Украине (Право)



План
1. Введение
2. Принципы налогообложения в Украине
3. Формы налогообложения в Украине
4. Выводы
5. Литература

Введение

Система налогообложения – это исторически наиболее древняя форма
финансовых отношений между государством и членами общества. Именно
возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в
государственную казну для финансового обеспечения выполнения
государственных функций. Налоговая система в каждой стране является
одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны,
обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает
главным орудием реализации ее экономической доктрины. Система
налогообложения выражает реально существующие денежные отношения,
проявляющиеся во время изъятия части в пользу общегосударственных
потребностей. Экономическая сущность системы налогообложения
характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с
юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно
обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию
денежных средств в распоряжение государства. Конкретными формами
проявления системы налогообложения являются все виды налоговых
платежей, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в
государственные целевые фонды, устанавливаемых законодательными
властями и поступающих в бюджетный фонд в определенных законом размерах
и в определенные сроки. Совокупность разных видов налоговых платежей,
сборов, других обязательных платежей в построении и методах исчисления
которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему
Украины. Сущность, структура и роль системы налогообложения
определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом
государства, которое проводит ее в стране самостоятельно, исходя из
задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и
финансовые санкции, а также обязанности и ответственность, выступающие
неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет
единые требования к эффективному ведению хозяйства в стране.



Принципы налогообложения в Украине


Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины "О системе
налогообложения" и "О государственной налоговой службе в Украине", Перечень
налогов, сборов и обязательных платежей определен Законом Украины " О
системе налогообложения" .


В Законе Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что при
определении налогов, сборов и обязательных платежей, а также
установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта система
строится на следующих принципах.

- стимулирование научно-технического прогресса, технологического
обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на
мировой рынок высокотехнологической продукции; стимулирование
предпринимательской производительной деятельности и инвестиционной
активности – введение льгот налогообложения прибыли (дохода), направленной
на развитие производства;

- Обязательность – введение норм к оплате налогов и сборов
(обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных про
объекты налогообложения за отчетный период, и установление ответственности
плательщиков налогов за нарушения налогового законодательства.
Обязательность исполнения законодательства о налогах всеми субъектами
налогообложения, что означает равнонапряженность для предприятий всех форм
собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов. В
рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и
граждане должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как
свидетельствует мировой опыт, отступление от этого принципа означало бы
разрушение единого рынка, нарушение нормального перемещения финансовых и
трудовых ресурсов.

- равонозначность и пропорциональность – взимание налогов с
юридических лиц осуществляется в определенной части от получеой прибыли и
обеспечение оплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на
равные прибыли и прапорционально больших налогов и сборов (обязательных
платежей) – на большие доходы;
- равенство, недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации
– обеспечение одинакового подхода для субъектов хозяйствования
(юридических и физичских лиц, вклюая нерезидентов) при определении
обязательств к оплате налогов и сборов (обязательных платежей);

- социальная справедливость – обеспечение социальной помощи
малообеспеченным слоям населения путем введения экономически
обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применение
дифференцированого и прогрессивного налогообложения граждан, которые
получают высокие и сверхвысокие доходы. Социальная справедливость в
отношении всех субъектов налогообложения в вопросах об источнике уплаты
налогов, о трудоемкости получения доходов (прибыли), и в том числе - о
предоставлении определенных льгот.


- стабильность – обеспечение неизмености налогов и сборов
(обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот на
протяжении бюджетного года. Принцип стабильности системы означает, что
она должна носить устойчивый характер при определении нормативных
ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет,
финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из
главных условий создания в стране в целом, и в каждом регионе в
отдельности, обстановки общей экономической стабильности, повышения
эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В
целях стабилизации налоговых отношений установлено, что закон,
предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных
платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он
улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не
может нести ответственность за действия, которые во время их совершения
не признавались правонарушением.

- экономическая обоснованность – установление налогов и сборов
(обязательных платежей) на основании показателей развития национальной
экономики и финансовых возможностей с расчетом необходимости достижения
сбалансированности расходов бюджета с его доходами;
- равонмерность платы – установление сроков оплаты налогов и сборов (
обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного
поступления денег в бюджет для финансирования расходов;
- компетенция – установление и отмена налогов и сборов
(обязательных платежей), а также льгот их плательщикам производится в
соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной
Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими,
поселковыми, городскими советами;
- единый подход – обеспечение единого подхода к разработке налоговых
законов с обязательным обозначением плательщика налога и сбора
(обязательного платежа), обьекта налогообложения, источника оплаты налога и
сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора
(обязательного платежа), сроков и порядка оплаты налога, оснований для
предоставления налоговых льгот;
- доступность – обеспечение доходчивости норм налогового
законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей).


Формы налогообложения в Украине

Налоги являются экономической базой функционирования государства и
важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги-
главный доход государственной казны. В мире они составляют от 80 % до 97 %
доходной части государственного бюджета. Все, что связано с потреблением
государства, заложено в налогах. Налоги – это плата обществу за выполнение
государством его функций, это отчисление части стоимости валового
национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения
которых современное общество существовать не может. Налоги устанавливаются
для содержания государственных структур и для финансового обеспечения
выполнения ими функций государства – управления, обороны, социальных и
экономических функций.
Налоговая система большинства стран мира, в том числе и Украины,
строится на сочетании прямых и непрямых (косвенных) налогов. Первые
устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика,
вторые включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и
оплачиваются потребителем.
При прямом налогообложении денежные отношения возникают между
государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну;
при косвенном – субъектом этих отношений становится продавец товара или
услуг, выступающий посредником между государством и плательщиком
(потребителем товара или услуг). Использование в единой системе
разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных
налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции
налогов – фискальную и экономическую: под налоговым воздействием
оказываются и имущество предприятий и граждан, и потребляемые в процессе
производства разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер прямо
зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах
произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их
выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных
налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

Прямые налоги включают в себя налог на прибыль предприятий, налог на
недвижимость, плата (налог) за землю, налог с собственников транспортных
средств, налог на доходы физических лиц.

К другим обязательным общегосударственным налогам и платежам относятся:
сбор за геологоразведочные работы, сбор за специальное использование
природных ресурсов, государственная пошлина, местные налоги и сборы, сбор
за загрязнение окружающей природной среды, рентные платежи.

К обязательным платежам в государственные целевые фонды относятся: сбор на
обязательное государственное пенисионное страхование, сбор на обязательное
социальное страхование, сбор в Фонд для проведения мероприятий по
ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты
населения, сбор в Государственный инновационный фонд.
Косвенные налоги Украины включают в себя налог на добавленную
стоимость, акцизный сбор и пошлину.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной
точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как
финансовое бремя на население – бессмысленно, так как токовым являются все
налоги. Речь может идти только про одно: насколько они затрагивают интересы
разных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

Преимущества непрямых налогов связаны в первую очередь с их ролью в
формировании доходов бюджета. Однако, это нисколько не означает, что они не
выполняют регулирующей функции. При умелом использовании, косвенные налоги
могут быть эффективными финансовыми инструментами регулирования экономики.
Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление
Осуществилась реализация—проводится перечисление налога на добавленную
стоимость и акцизного сбора в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства
для финансирования расходов.
Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного
потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или
почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг
невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь. А, например, прибыль
то или другое предприятие может и не получить.
В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном
разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном
распределении доходов. Если доходы бюджета базируются на доходах
предприятия, то вследствие неравномерности экономического развития
возникает проблема неравноценности доходной базы разных бюджетов. Так как
нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех
регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в
сбалансировании местных бюджетов.
В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на
само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно
обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг,
так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет.
Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного
налогообложения. С одной стороны, якобы лучше установить акциз на товары не
первой необходимости, например, алкогольные напитки. А, с другой, тогда для
государства выгоднее продавать именно эти изделия. Такое противоречие
полностью природное и выражает диалектику нашей жизни.
В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их
использовании государство может регулировать процесс потребления, сдерживая
его в одних направлениях и стимулируя в других. Такое регулирование должно
быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с
интересами общества. Такое регулирование также никогда не сможет
удовлетворить все слои населения. Однако это регулирование необходимо,
поэтому дифференциация ставок акцизного сбора в Украине оправдана. Вместе с
тем следует сказать, что единая для всех товаров ставка НДС снижает его
регулирующую роль.
С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда
эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных
причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при
прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном.
Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет
циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический
рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период
кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические
показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что
приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика
свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям
в экономическом развитии, чем база косвенных.
С точки зрения влияния на экономическое развитие прямые налоги
традиционно связывают со стимулами и антистимулами для трудовой и
предпринимательской деятельности, косвенные – с их влиянием на цены.
Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на
общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они
охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют
про то, что введение непрямых налогов или увеличение их ставок может
привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех
основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный
опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.
При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых,
благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени
затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных
источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может
изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует
средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные
цели.
Косвенные налоги при умелом их использовании – эффективные финансовые
инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми
поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти
средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются
товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного
или почти полного поступления, так как товары народного потребления
пользуются постоянным спросом.
Кроме того, вследствие более-менее равномерного потребления,
косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов
местных бюджетов.
Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство.
Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию
производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и
поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги
играют стимулирующую роль. Государство посредством косвенных налогов может
регулировать процесс потребления.


Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Украине, является
налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС),
является разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он
превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих
странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано
возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том,
что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих
этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает
значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в
состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению
к малообеспеченным слоям населения.


В Украние НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются
обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их
реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу
налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в
государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает
сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при
включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. НДС и
акцизный сбор количественно заменили ранее действовавшие налог с оборота и
налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных
оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог
существовать. Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня
Декретом Кабинета министров Украины " О налоге на добавленную стоимость" от
26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.


Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного
налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы
товаров. Их введение в 1992г. было обусловлено отменой налога с оборота.
Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к
рыночной цене. Они характерны для систем рыночного ценообразования, в
котором государство прямо не вмешивается в этот процесс.
В зависимости от метода установления надбавки различают фиксированные
и пропорциональные ставки акцизов. Фиксированные – устанавливаются в
денежном выражении на единицу товара. Они не зависят ни от цены, ни от
качества товара. Пропорциональные ставки акцизов устанавливаются в
процентах к обороту реализации. В отличие от фиксированных ставок они
реагируют на колебания рынка. В зависимости от охвата товаров налогом
пропорциональные акцизы делятся на специфические и универсальные.
Специфические акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров с целью
ограничения их рентабельности, а также с целью ограничения выпуска и
импорта вредных товаров (например, табачные изделия). Универсальные акцизы
устанавливаются для всего объема реализации. Исторически сначала возникли
специфические акцизы, а потом круг подакцизных товаров расширился на
столько, что целесообразно было установить один акциз на весь объем
реализуемых товаров. Этот акциз принял название универсального. Примером
специфических акцизов на Украине может служить акцизный сбор, а
универсальных – налог на добавленную стоимость.

Третьим видом косвенных налогов является пошлина. Пошлина взимается при
перемещении товаров через границу страны. Исторически множество стран этим
способом получали доход от использования своего выгодного географического
положения. Пошлина, так же как НДС и акцизный сбор, является косвенным
налогом, т.е. включается в цену товаров, провозимых через границу, и в
результате оплачивается покупателем этих товаров. Пошлина выплачивается в
национальной валюте Украины. Существуют два вида таможенных пошлин: ввозная
и вывозная. В Украине основное значение придается импортным пошлинам по
сравнению с экспортными. Аналогичная тенденция наблюдается во всех развитых
странах. Плательщиками таможенной пошлины являются любые юридические и
физические лица, которые осуществляют перемещение через таможенную границу
Украины товары либо другие предметы, которые подлежат таможенному
налогообложению согласно действующему законодательству.


Выводы


Система налогообложения Украины представляет собой совокупность
налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет и взносов в
государственные целевые фонды, взимаемые в установленном порядке.


Система налогообложения Украины основана на следующих принципах:

- стимулирование научно-технического прогерсса;
- обязательность;
- равнозначность и пропорциональность;
- равенство;
- социальная справедливость;
- стабильность;
- экономическая обоснованнсть;
- равномерность платы;
- компетенция;
- единый подход;
- доступность.



Система налогообложения Украины строится на сочетании прямых и непрямых
(косвенных) налогов.


Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер
прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в
ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.
Косвенные налоги характеризуются быстрым поступлением в бюджет, широким
охватом облагаемых товаров, равномерным распределением налоговых доходов от
их взимания по территории страны, влиянием на процесс потребления. С точки
зрения выполнения фискальных функций они более эффективны, чем прямые,
поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям
тенденций экономического развития страны.

Косвенные налоги Украины включают в себя налог на добавленную
стоимость, акцизный сбор и пошлину.

Прямые налоги включают в себя налог на прибыль предприятий, налог на
недвижимость, плата (налог) за землю, налог с собственников транспортных
средств, налог на доходы физических лиц.

К другим обязательным общегосударственным налогам и платежам относятся:
сбор за геологоразведочные работы, сбор за специальное использование
природных ресурсов, государственная пошлина, местные налоги и сборы, сбор
за загрязнение окружающей природной среды, рентные платежи.

К обязательным платежам в государственные целевые фонды относятся: сбор на
обязательное государственное пенсионное страхование, сбор на обязательное
социальное страхование, сбор в Фонд по принятию мер по ликвидации
последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, сбор в
Государственный инновационный фонд.

Литература:
1.Аптекарь С., Краснова В. "О формировании местных бюджетов" //
Экономика Украины №4 1994 г.
2.Быконя С. "Актуальные вопросы реформы системы налогообложения"//
Экономика Украины №3 1993 г.
3.Лунина И. "Проблемы региональной бюджетной политики Украины"//
Экономика Украины №8 1994 г.
4.Филиппов В., Папаика А., Белинский Е. "Обязанность и
ответственность плательщиков в системе налогообложения Украины"//
Экономика Украины №10 1994 г.





Реферат на тему: Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных отношений. Виды и формы земельной собственности. Субъекты и объекты земельных отношений
ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:
-формы собственности на землю (частная, государственная, муниципальная,
общинная и т. п.);
-отношения хозяйственного использования земли;
-формы управления земельными ресурсами (система политических, социально-
экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию
их использования);
-способы и методы регулирования земельных отношений.
Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее.
Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ
и является чрезвычайно сложным понятием. Экономические науки рассматривают
ее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества
(прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые
характеристики такого присвоения, его отражение в законах, принимаемых
государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами.
Собственники земли далеко не всегда являются производителями
сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам.
Так возникают отношения хозяйственного использования (например, арендные
отношения).
Отношения собственности и хозяйственного использования формируют
противоречивые экономические интересы, приводящие к конфликтам между
групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы
управления земельными ресурсами со стороны государства, а также разработка
методов экономического регулирования земельных отношений.
Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих
достаточно сложный состав, структуру, соподчинение и механизм совокупного
воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность,
соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества,
необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную
активность отраслей и регионов и т. д.
Существенную роль играют также политические и социально-психологические
факторы. К первым из них относятся политические решения и правовые нормы,
способы их осуществления и контроля за реализацией, состояние и способность
к функционированию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная
направленность деятельности партий и общественно-политических движений.
Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и ориентации
конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным
положением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.
В результате исторического развития любого общества постепенно
складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым
относятся физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые
организации (юридические лица) и государство, их объединяющее,
представляющее и защищающее их интересы, многообразные и часто
противоречивые.
Субъектами земельных правоотношений называются лица, наделенные
земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным
законодательством.
Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве
может меняться. Так, в России с ликвидацией монополии государственной
собственности на землю, появлением многообразных форм земельной
собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.
Российская Федерация, ее субъекты, города федерального значения,
автономные области, автономные округа являются субъектами правоотношений
государственной собственности на землю. При этом следует учитывать, что,
будучи субъектом федеральной собственности, Российская Федерация вместе с
тем является субъектом права территориального верховенства и носителем
государственного суверенитета. Согласно Конституции РФ суверенитет России
распространяется на всю ее территорию, ее Конституция и федеральные законы
имеют здесь верховенство.
Административно-территориальные единицы, не являющиеся субъектами
Федерации, — районы, города, поселки городского типа, сельские населенные
пункты — обладают правами муниципальной собственности на землю, находящуюся
в пределах их границ (черты населенных пунктов).
В отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной
собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений — органы
государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические
лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и
ее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме
того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и
совместной) собственности на землю.
Органы государственной власти и местного самоуправления выполняют в
пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.
Охрану земельных прав осуществляют государственные правоохранительные
органы — суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.
Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом
всех земельных правоотношений. Однако в зависимости от вида этих отношений
понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об
участках, для которых установлен определенный правовой режим,
непосредственным объектом процессуальных действий могут быть данные
кадастра и мониторинга земель, решение компетентного органа о
предоставлении земельного участка и т. д.
Круг объектов земельных правоотношений в сфере государственной и
муниципальной собственности определяется законодательством. Так, объекты
земельных правоотношений федеральной собственности определены Указом
Президента РФ «О федеральных природных ресурсах». К ним относятся земельные
участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности
страны, охраны государственных границ, осуществления других функций,
отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки,
занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также
участки особо охраняемых природных территорий федерального значения.
К объектам земельных правоотношений государственной собственности
субъектов Российской Федерации относятся земли, находящиеся в пределах их
административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих
федеральную, муниципальную, частную или иную форму собственности на землю.
Соответственно объектами муниципальной собственности являются земли,
находящиеся в границах административных районов, населенных пунктов, кроме
земель, составляющих государственную, частную, общую собственность.
Объектами земельных правоотношений частной и общей собственности выступают
индивидуальные обособленные в натуре и юридически закрепленные земельные
участки, предоставленные (приобретенные) в собственность в установленном
порядке гражданам и юридическим лицам, а также земельные акции и земельные
доли (паи) членов коллективов сельскохозяйственных предприятий, которым
земля принадлежит на праве общей долевой собственности.
В сфере государственного управления землями объект земельных
правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления
землей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд
(ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра), земля в
пределах определенных административно-территориальных границ
(предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта),
отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство).
Индивидуально обособленный в установленном порядке земельный участок
независимо от правовых оснований его предоставления (в собственность,
землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в области
использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом
права собственности на землю соответствующего вида.
Земельный участок —это часть поверхности земли, имеющая фиксированные
границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение,
разрешенное использование и форму законного владения) и другие
характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и
документах государственной регистрации прав на землю.
Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объектам земельных
правоотношений относятся также прочно связанные с земельными участками
объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения
и др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба
их назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с
земельными участками в нераздельном обороте, если иное не предусмотрено
законом.
В правоохранительных земельных правоотношениях объектами являются
установленный законом земельный правопорядок, права и законные интересы
участников земельных правоотношений.
Земельные отношения зависят от решения некоторых базовых вопросов,
главный из которых — вопрос о собственности на землю.
Формы земельной собственности и организационно-политические и правовые
механизмы, их реализующие, способны либо ускорять, либо замедлять развитие
экономики. В зависимости от того, насколько полноценно субъекты
собственности реализуют свои права на землю, а также на результаты ее
производительного использования, определяется сила мотивов к расширению
производства.
Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития
во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики
и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда,
ограничениях и стимулах в этой области.
В настоящее время получили распространение различные формы земельной
собственности — частная, общая (совместная), государственная и др. Кроме
того, имеются различные формы пользования землей, которые подразделяют на
срочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д.
Аренда как форма землепользования представляет собой передачу
землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на определенных условиях в
соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы,
ее виды (деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю,
например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т.
д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли, регулируются
законодательством Российской Федерации.
Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только по
назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным
способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к
земельному участку, переходят к землевладельцу (арендодателю).
Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между
их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические
лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное
наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное
пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельные
участки — арендную плату.
Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв,
других природных и экономических условий, местоположения земельного участка
и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца.
Арендная плата за земельные участки определяется договором между владельцем
и арендатором.
Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуемом владении,
бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь
которых превышает предельные размеры, установленные земельным
законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть
площади, превышающую предельный размер.
В России актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включая
порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и
обязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажа
земельных участков в собственность гражданам для коллективного и
индивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного и
дачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный
порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и
обременении земельных участков.
Субъекты Российской Федерации реализуют возможность определять правовые
формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных
правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение
сельскохозяйственных земель на основе утвержденной градостроительной
документации.
Очень важен экологический аспект земельных отношений. Сейчас необходим
постоянный учет процессов, происходящих в различных экосистемах и в
биосфере в целом; он осуществляется в рамках государственного мониторинга
земель.
Платежи за природопользование и загрязнение среды являются пока
единственным и к тому же малоэффективным механизмом экономического
стимулирования охраны окружающей среды.



ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственным регулированием земельных отношений называется система
мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования
земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и
создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав
собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса
организационных, правовых, экономических действий.
Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных
отношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно-
правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов
земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе
взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в
рамках существующей правовой базы и с учетом реальных условий
производительного использования земельных участков.
Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в
формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать
государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего
законодательства и в интересах граждан.
К основным задачам государственного регулирования земельных отношений
относится:
улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства;
сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
создание правовых, экономических и организационных предпосылок для
функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и
форм хозяйствования на ней.
Государственное регулирование земельных отношений в России включает:
регулирование использования земли в качестве природного, социального и
хозяйственного объектов;
формирование многообразия форм собственности, владения и пользования
землей;
наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по
регулированию земельных отношений на своих территориях;
обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав;
недопущение противоречащего закону вмешательства государства в
деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и
распоряжению землей;
охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений;
пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли,
наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые
законом права и интересы других лиц;
обязательность мероприятий по государственному управлению земельным
фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю;
обязательность государственного регулирования при вовлечении земли в
рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых
компаний и других институтов рыночной экономики).
Правильной организации государственного регулирования земельных
отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления
будет способствовать выполнение следующих основных требований:
1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с
Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными
актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые
нормы по вопросам регулирования земельных отношений, содержащиеся в других
отраслях законодательства, должны соответствовать земельному
законодательству (при пользовании водными, лесными и иным природными
ресурсами, в градостроительстве).
2. Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех
субъектов Федерации начала регулирования земельных отношений, обязательные
требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству,
государственному земельному кадастру, государственному контролю за
использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель,
имеющих федеральное значение.
3. Соотношение земельного законодательства субъектов Федерации и
нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные
отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными
законодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорами
о разграничении полномочий по регулированию земельных отношений между
различными органами государственной власти.
4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого
назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель,
определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации.
5. Порядок использования земель внутри той или иной их категории
определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором
земельных участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственным
районированием земель, их зонированием, территориальным планированием их
использования и землеустроительной документацией. При этом особой охране
должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в
несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке,
установленном законом.
6. При регулировании земельных отношений государство должно создавать
экономические, правовые и организационные условия для поддержки
рационального и эффективного использования земельных ресурсов, их охраны и
повышения качества, для обеспечения территориальной и экологической
устойчивости землевладений и землепользовании.
7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений
должно осуществляться путем совершенствования платности землепользования,
рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей за
рациональное, эффективное использование земли, создания источников
налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты.
8. Государственное регулирование земельных отношений должно
осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов
экономического развития страны и ее регионов, отраслей производства,
использования ресурсов, в том числе и земельных, на основе действующей
законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.
9. Управление земельными ресурсами включает планирование их
использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное
районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный
земельный кадастр. Планирование развития территорий и их хозяйственного
использования базируется на решениях органов исполнительной власти.
Долгосрочная перспектива их развития определяется на основе социально-
экономических программ, землеустроительной, градостроительной и иной
документации.
10. Государство должно обеспечить использование и охрану земель
сельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно-
сельскохозяйственным районированием.
11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных,
открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом
положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных
участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной
оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельного
кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми
участниками земельных отношений.
12. Регулирование правовых, организационных, экономических,
технологических и других мероприятий по использованию и охране земельных
ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению
необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и
лесохозяйственного оборота.
13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностей субъектов
земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение
мероприятий по использованию и охране земель органами государственной
власти и местного самоуправления, юридическими и должностными лицами, а
также гражданами.


ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений
включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные
правоотношения.
Источники права представляют собой внешнюю форму выражения
правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля
законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее
распространенная форма источника права — нормативные правовые акты
уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие)
правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании
соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права,
по определению Е. Н. Колотинской и др., понимаются нормативные правовые
акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы,
регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта,
уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на
акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих земельные
отношения, акты органов государственной власти подразделяются по вертикали
на федеральные акты Российской Федерации и акты субъектов Российской
Федерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативные правовые акты.
Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в
строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими
представительными органами государственной власти, обладают наибольшей
юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство
среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ,
наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно
Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской
Федерации, не должны ей противоречить.
Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой
системе и роли в регулировании общественных отношений, законы
подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы,
принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей
территории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам,
находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов
Федерации.
Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить
федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам
ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В
случае противоречия между ними действует федеральный закон. При
противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта
Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому
регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта
Федерации.
Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов
и иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ и
федеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектов
Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к
источникам земельного права относят также акты других отраслей
законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные
отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр,
вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие
норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких
отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное.
Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу
земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным
законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственника
земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых,
находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя по
охране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного при
пользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное для
использования; в Основах лесного законодательства Российской Федерации
предусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности
лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и
других процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п.
Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием земельных
отношений, содержатся также в источниках административного и уголовного
права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и
уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права,
содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с
землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего право
граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их
обязанность использовать участок по назначению.
Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые
сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате
утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Это
могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений,
заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные
компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с
субъектами Федерации.
К этой же группе источников земельного права относятся утвержденные в
установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры,
а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержание
земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие
требования по охране земель и почв при проектировании, строительстве,
эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требования
к состоянию земель, и т. п.
Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам
права, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы
составляют основу источников земельного права и являются отправной
юридической базой для определения основных направлений развития всего
земельного законодательства.
В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные на
регулирование земельных отношений. Провозгласив использование и охрану
земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепила такие
основополагающие положения земельного права, как введение частной,
государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие
природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной
собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение
землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит
ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группу конституционных положений, действующих в . области
земельного права, составляют положения, связанные с разграничением
предметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о
государственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ к
совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение
государственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственности
и управление ею (ст. 71).
Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на
кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные
кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.
Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные
акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых
располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.


ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают
проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его
содержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей
реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных
отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой
базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов
земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и
предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и
результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не
может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и
продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства,
не связанного с экономической целесообразностью.
Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется
системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию
земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и
землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю,
экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования,
введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение
экологического состояния земельных участков, на защиту земель
сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв,
самозахвата и разбазаривания.
Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода
к рынку включает:
-земельный налог;
-арендную плату за землю;
-рыночную цену земли;
-залоговую цену земли;
-компенсационные платежи при изъятии земель;
-компенсационные выплаты при консервации земель;
-платежи за повышение качества земли;
-штрафные платежи за экологический ущерб;
-налоговое обложение при гражданском земельном обороте;
-плату за право аренды и т. д.
Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать
следующим требованиям:
-обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению
воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;
-разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
-использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы
экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими
экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.
д.);
-учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в
реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;
-стимулирование рационального размещения и специализации
сельскохозяйственного производства;
-усиление экологической защиты земельных угодий.
Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных
отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство
воздействует на экономические интересы землевладельцев и
землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли,
находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю
является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты.
Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской
деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная
и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы
в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.
Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно,
но может и передать свое право использования земли в аренду
предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает
право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает
землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в
земельную ренту обусловлено именно данной монополией.
Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только
среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику
земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это
форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе
различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.
Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на
землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое
распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они
могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать
получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.
С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный
оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную
прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и
превращается затем в дифференциальную ренту.
Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение
абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой
государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на
землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над
средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более
низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из
промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания
нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей
нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних
по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на
продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями
производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены
производства.
Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная
прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим
собственникам земли.
Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества,
местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие
землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их
издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше
складывающегося общественно нормального уровня издержек.
Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из
причин возникновения противоречий между землевладельцами и
землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом
не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание
существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут
маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация
земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с
ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального
землепользования.
При экономическом регулировании земельных отношени

Новинки рефератов ::

Реферат: Сократ (Философия)


Реферат: Соціальне становище Запорізького краю (История)


Реферат: Аренда основных средств в Украине на примере предприятия (Аудит)


Реферат: Биология (Биология)


Реферат: Активный фильтр низких частот (Радиоэлектроника)


Реферат: Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви (Религия)


Реферат: Расчет редуктора (Технология)


Реферат: Регенерация (Биология)


Реферат: Комбинированный урок по природоведению (Естествознание)


Реферат: Ринок фінансових послуг (Финансы)


Реферат: Конституция РФ (Право)


Реферат: Анализ структур, характеристик и архитектур 32-разрядных микропроцессоров (Программирование)


Реферат: Формирование основных понятий вращательного движения в средней школе (Физика)


Реферат: Стрижка Каре (Косметология)


Реферат: Биография Marilyn Manson (Музыка)


Реферат: Сравнение деловых культур России и США (Психология)


Реферат: История России-составная часть мировой истории (История)


Реферат: Коммуникации и общение (Психология)


Реферат: Оптимизация численности персонала (Менеджмент)


Реферат: Сердечно сосудистая система (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист