GeoSELECT.ru



Административное право / Реферат: Патрульно-постовая служба (Административное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Патрульно-постовая служба (Административное право)



Патрульно-постовая служба.

Правовое положение. Организационное построение и тактические основы
осуществления патрульно-постовой службы милиции.


В условиях происходящих в стране социально-экономических перемен,
сопровождающихся расширением демократии и гласности, необходимостью
укрепления законности, особую актуальность приобретает обеспечение
правопорядка на улицах и в других общественных местах городов, поселков и
других населенных пунктов. Важная роль в реализации этой задачи принадлежит
патрульно-постовой службе милиции. Эта служба входит в состав милиции
общественной безопасности и выступает в качестве основного средства
обеспечения надлежащего общественного порядка и борьбы с преступностью на
улицах, площадях, в парках, на объектах транспорта и в других общественных
местах специально назначаемыми нарядами милиции.
Правовую основу, регламентирующую организации. Данной службы,
обязанности, права и порядок деятельности ее нарядов составляют Устав
патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской
Федерации, а также приказы или иные акты МВД России.
Основными принципами организации и деятельности патрульно-постовой
службы милиции являются: законность, гуманизм, уважение прав человека,
гласность, а также тесно взаимодействие с другими государственными
органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
К числу главных задач, которые призвана решать патрульно-постовая
служба, относятся: обеспечение личной безопасности граждан; охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
предупреждение и пресечение преступлений и административных
правонарушений; активно участие в раскрытии преступлений и задержании
преступников.
Выполняя эти задачи, патрульно-постовая служба милиции осуществляет
следующие функции: поддержание порядка в общественных местах; профилактику
правонарушений; пресечение противоправных действий; участие в раскрытии
преступлений; борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; охрану
собственности; обеспечение безопасности дорожного движения; поддержание
связи с населением и взаимодействие с представителями общественности,
участвующими в охране общественного порядка.
Реализуя функции, поддержания порядка в общественных местах, наряды
патрульно-постовой службы осуществляют надзор за соблюдением всеми
гражданами и должностными лицами законов, указов, постановлений высших
органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, а также решений органов местного
самоуправления по вопросам охраны общественного порядка. Одновременно ими
обеспечивается проведение в жизнь правил поведения в общественных местах,
неуклонное исполнение этих правил гражданами и должностными лицами. Наряды
патрульно-постовой службы милиции в пределах своих полномочий оказывают
необходимую помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты,
должностным лицам государственных органов и учреждений, а также
представителям общественных объединений в осуществлении их законной
деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность.
Наряды рассматриваемой службы следят за тем, чтобы улицы, парки и
другие общественные места содержались в чистоте, а в местах производства
ремонтных, строительных и других работ (например, при сбрасывании снега и
сбивании сосулек с крыш домов) ставились соответствующе ограждения,
обеспечивающие безопасность граждан.
Наряды патрульно-постовой службы обязаны оказывать необходимую помощь
гражданам пострадавшим от правонарушений, находящимся в общественных местах
в беспомощном состоянии, а также принимать соответствующие меры к
обеспечению в этих местах общественной безопасности и предупреждению
несчастных случаев с людьми. Такая необходимость может возникнуть при
появлении бешеных собак и других животных, обнаружении неисправности
городских коммуникаций: канализации, водопровода, газопровода, освещения,
электросети высокого напряжения и т.п. В случае выявления обстоятельств,
угрожающих общественной безопасности и требующих привлечения технической
помощи аварийных служб, наряд докладывает оперативному дежурному по органу
внутренних дел и действует, сообразуясь с конкретно сложившейся на месте
обстановкой.
Важной функцией патрульно-постовой службы милиции является
профилактика правонарушений. Следует иметь в виду, что в подавляющем
большинстве случаев уже сам факт нахождения в общественном мест работника
милиции в установленной форме одежды оказывает сдерживающее воздействие на
нарушителей общественного порядка, способствуя предупреждению нарушений, и
вселяет в граждан уверенность в безопасности и надежной защите их прав и
личного достоинства. Однако для полной реализации профилактической функции
этого недостаточно. Поэтому наряды патрульно-постовой службы милиции в
целях предотвращения правонарушений обязаны осуществлять активное
наблюдение за местами возможного появления и укрытия преступников,
своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий,
разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения; выявлять
обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, и принимать меры
к их устранению.
Функция борьбы с правонарушениями осуществляется нарядами,
рассматриваемой службы в процессе принятия мер, обеспечивающих пресечение и
раскрытие преступлений, оказания действенной помощи оперативным аппаратам
милиции. Работники патрульно-постовой службы ведут решительную борьбу с
мелким хулиганством и другими правонарушениями, принимают меры к изъятию с
улиц и других общественным мест лиц, находящихся в пьяном виде,
оскорбляющим человеческою достоинство и общественную нравственность.
Получив сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном
преступлении, наряды должны незамедлительно сообщить об этом дежурному по
органу внутренних дел, используя для этого средства радио- и телефонной
связи либо иные способы через дружинников, дворников, сторожей и других
лиц. Одновременно принимаются необходимые меры к предотвращению и
пересечению преступления, задержанию преступников, оказанию помощи
пострадавшим, выявлению свидетелей, к сохранению следов, орудий
преступления и других вещественных доказательств. Для сохранения обстановки
на месте совершения преступления наряды милиции удаляют с места
происшествия всех граждан, в том числе и потерпевших, а при необходимости
оцепляющих его. На мест происшествия патрульные и постовые находятся до
прибытия оперативно-следственной группы либо до получения распоряжения
дежурного по органу.
Осуществляя функцию борьбы с правонарушениями среди
несовершеннолетних, наряды патрульно-постовой службы милиции пресекают
нарушения общественного порядка и преступления, совершаемые
несовершеннолетними; не допускают на улицах и в других общественных местах
со стороны детей и подростков озорства, игр с огнем и других действий,
ведущих к детскому травматизму, а также нахождение детей в этих местах баз
сопровождения взрослых позднее времени, установленного решением местного
органа власти; пресекают продажу несовершеннолетним спиртных напитков,
табачных изделий и т.д.; доставляют в инспекцию по делам
несовершеннолетних, дежурную часть органа внутренних дел либо передают
родителям или опекунам безнадзорных, а также заблудившихся детей.
В процессе выполнения данной функции патрульные и постовые обязаны
выявлять не только несовершеннолетних правонарушителей, их группировки с
антиобщественной направленностью и места сосредоточения последних, но и лиц
из числа взрослых, склоняющих подростков к совершению антиобщественных
действий, вовлекающих их в употреблений спиртных напитков, азартные игры и
т.п.
Реализуя функцию охраны собственности, наряды патрульно-постовой
службы ведут наблюдений за расположенными на территории маршрутов и постов
промышленными, торговыми и иными предприятиями, где имеются ценности;
принимают необходимые меры к предотвращению хищений с объектов и усилению
их охраны; выявляют расхитителей, нарушителей правил валютных операций,
иных лиц, покушающихся на собственность, и принимают незамедлительные меры
к пресечению их противоправных действий; не допускают порчи зеленных
насаждений, исторических памятников, средств наглядной агитации, рекламы,
телефонных будок и т.п.
Наблюдая за расположенными на территории маршрута, поста с объектами
собственности, наряды милиции предотвращают вынос товарно-материальных
ценностей через запасные выходы, проломы в ограждении, выбрасывание их из
окон либо через заборы. При возникновении подозрений в совершении кражи,
хищения наряды осуществляют проверку граждан, заподозренных в совершении
этих деяний. В необходимых случаях у водителя транспортного средства,
вывозящего груз с объекта, проверяется наличие и правильность заполнения
путевых листов, товарных документов, сверяется фактическое количество груза
с документальными данными.
Выявленные нарядами патрульно-постовой службы лица, совершившие
хищения или кражу собственности, а также нарушители правил валютных
операций доставляются в дежурную часть органа внутренних дел. При получении
сообщений о фактах обмера, обвеса и других злоупотреблений работников
торговли наряды устанавливают свидетелей, данные о нарушителе и сообщают
дежурному по органу. В случае выявления фактов сбыта фальшивых денег ими
принимаются незамедлительные меры к задержанию сбытчика.
Осуществляя функцию обеспечения безопасности дорожного движения,
патрульные и постовые наряды следят за соблюдением Правил дорожного
движения водителями транспортных средств и гражданами, своевременно
предупреждают и пресекают нарушения этих правил пешеходами; оказывают
помощь детям, престарелым и инвалидам при переходе ими улиц; обеспечивают
порядок на остановках общественного транспорта при несении службы в местах
напряженного движения транспортных средств и пешеходов; проверяют у
водителей в случае нарушения ими правил дорожного движения наличие и
правильность водительских и путевых документов.
Наряды патрульно-постовой службы обязаны пресекать нарушения
участниками дорожного движения установленных правил и в зависимости от
характера совершенного нарушения принимать к нарушителям соответствующие
меры.
Патрульные и постовые задерживают водителей, совершивших дорожно-
транспортное происшествие; выявляют очевидцев и оказывают необходимую
помощь пострадавшим; принимают соответствующие меры к сохранению обстановки
места происшествия, следов и вещественных доказательств, к недопущению
задержек в движении транспорта и пешеходов. Наряды докладывают рапортом о
водителях, нарушивших Правила дорожного движения и нее останавливающихся по
их требованию.
К водителям автомашин дипломатического корпуса, нарушившим Правила
дорожного движения или совершившим дорожно-транспортное происшествие,
наряды милиции принимают меры на общих основаниях. В тех случаях, когда в
машин находится лицо дипломатического или консульского состава, работники
патрульно-постовой службы предлагают водителю присутствовать при
составлении материалов по данному происшествию, но когда это по каким-либо
причинам невозможно – записывают номер машины, фамилию водителя, номер
дипломатической или консульской карточки и, не задержав машину, сообщают о
случившемся дежурному по органу внутренних дел.
Важнейшим условием успешного решения задач, возложенных на патрульно-
постовую службу, является поддержание тесной связи с населением и
взаимодействие с общественными формированиями, участвующими в охране
общественного порядка. С этой целью патрульные и постовые устанавливают
деловые контакты с местными жителями, администрацией, должностными лицами и
работниками жилищных органов, которые могут оказать реальную помощь и
необходимое содействие в охране общественного порядка. Наряды несут службу
в тесном взаимодействии с добровольными народными дружинами и оказывают им.
А также внештатным сотрудникам милиции и другим представителям
общественности необходимую помощь в случаях, когда отдельные граждане
допускают нарушения общественного порядка и не подчиняются их законным
требованиям. Патрульные и постовые при совместном несении службы обязаны
передавать дружинникам опыт и навыки борьбы с наиболее распространенными
видами правонарушений, знакомить с особенностями обстановки на территории
маршрута или поста, обращать внимание на места наиболее вероятного
совершения правонарушений.
Вышеизложенные функции осуществляются силами, которые с учетом
назначения, роли и места в патрульно-постовой службе подразделяются на
основные, дополнительные и приданные.
Основные силы составляют части и подразделения милиции, специально
предназначенные для несения патрульно-постовой службы: строевые
подразделения милиции территориальных органов внутренних для и органов
внутренних дел на транспорт, специальные моторизованные части внутренних
войск МВД России.
Строевые подразделения патрульно-постовой службы должны использоваться
только по своему назначению. Привлечение их к решению задач, не связанных с
охраной общественного порядка, категорически запрещается.
Дополнительные силы состоят из частей и подразделений органов
внутренних дел, которые наряду с выполнением своих основных функций
осуществляют функции патрульно-постовой службы. К ним относятся: личный
состав вневедомственной охраны при органах внутренних дел, подразделения
дорожно-патрульной службы государственной автомобильной инспекции,
оперативно-начальствующий состав органов и учреждений внутренних дел.
Привлекаемых к охране общественного порядка.
Основные и дополнительны силы патрульно-постовой службы милиции
находятся в непосредственном подчинении у тех начальников, которые
организуют охрану общественного порядка на территориях, закрепленных за
подчиненными им органами (республики, края, области, района), и действуют в
пределах соответствующих регионов.
Приданные силы представляют собой части и подразделения органов
внутренних дел, которые по распоряжению начальника вышестоящего органа
поступают в оперативное подчинение к начальнику нижестоящего органа для
усиления патрульно-постовой службы при осложнении оперативной обстановки
или при возникновении определенных обстоятельств (например, при проведении
массовых мероприятий во время стихийных бедствий). В качестве приданных сил
патрульно-постовой службы могут использоваться отряды милиции особого
назначения (ОМОН), резервные части и подразделения МВД, УВД; личный состав
отдельных учебных заведений и внутренних войск МВД РФ; части сил
территориальных органов внутренних дел, направляемых для охраны
общественного порядка в другой орган[1].
В целях обеспечения охраны общественного порядка при производственных
авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных
обстоятельствах, при групповых антиобщественных проявлениях, массовых
беспорядках, проведении мероприятий по розыску и задержанию вооруженных
преступников в столицах республик, входящих в Российскую Федерацию, краевых
и областных центрах в составе полков, отдельных батальонов и рот патрульно-
постовой службы созданы специальные подразделения милиции. В обычных
условиях эти подразделения привлекаются в районах со сложной оперативной
обстановкой.
Для успешного осуществления возложенных на них задач силы патрульно-
постовой службы обеспечиваются различными техническими средствами и
служебными животными. К числу широко применяемых технических средств
относятся: патрульные автомашины, бронемашины, мотоциклы, катера,
велосипеды, автотранспорт для перевозки служебных нарядов, специальные
автомобили и вертолеты. Наряды милиции обеспечиваются необходимым табельным
вооружением, снаряжением и специальными средствами. Высокая эффективность
патрульно-постовой службы достигается путем применения средств телевидения,
радио и проводной связи, сигнализации, специальной аппаратуры и т.п.
Использование технических средств способствует должному взаимодействию
между нарядами, повышает их мобильность и наступательность.
В качестве служебных животных в патрульно-постовой службе милиции
наиболее широко используются лошади и собаки. Так, созданные в ряде
крупных городов конные подразделения милиции осуществляют патрулирование в
городских парках, зонах отдыха, а также в местах большого скопления
населения, особенно при проведении массовых мероприятий. Использование
служебных собак при патрулировании, как правило|, в ночное время на мало
освещенных улицах, в районе новостроек, при осмотре оврагов, пустующих
зданий, подвалов, чердаков позволяет существенно повысить эффективность
работы нарядов милиции по предупреждению, пресечению правонарушений,
задержанию преступников. Усилить охрану объектов собственности.
В зависимости от особенностей территории и конкретно поставленных
задач патрульно-постовая служба осуществляется различными нарядами милиции,
основными из которых являются патрули, патрульные группы и наряды
сопровождения.
Патруль – подвижный наряд, состоящий из одного или нескольких
сотрудников, которые несут патрульно-постовую службу на закрепленном
маршруте. Патруль может нести службу на автомобиле, мотоцикл, катер,
вертолет. Достаточно широко применяются певшие, конные и патрули со
служебными собаками. При этом протяженность маршрута, определяемого для
несения патрульно-постовой службы, зависит от вида патруля.
Патрульная группа представляет собой подвижный наряд, состоящий из
двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым
руководством. Данному наряду для несения службы назначается несколько
маршрутов или участок территории. Основу патрульной группы составляет
патруль на автомобиле, в ее состав входят также милиционеры с
радиостанциями для пешего патрулирования на установленных маршрутах.
Патрульной группе могут придаваться дружинники.
Постом называется место или участок территории, на котором работник
милиции (постовой) выполняет возложенные на него обязанности. Этот вид
наряда может быть подвижным или неподвижным, одиночным или парным. В
зависимости от особенностей места или участка, вида данного наряда
определяется центр и границы поста, позволяющие наиболее эффективно
использовать возможности постовых в поддержании надлежащего правопорядка на
конкретной территории.
Наряд сопровождения состоит из нескольких сотрудников милиции и
предназначается для поддержания общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности в поездах, самолетах. На суднах на протяжении
всего пути следования этих транспортных средств.
Помимо названных для несения патрульно-постовой службы назначаются и
другие виды нарядов: контрольно-пропускные пункты, контрольные посты
милиции, заслоны, резерв и др.
Для решения возложенных на них задач наряды патрульно-постовой службы
наделены определенными полномочиями. Реализация этих полномочий происходит
в таких важнейших правовых формах, как административный надзор и применение
мер административного воздействия.
Так, осуществляя надзор, патрульные и постовые наряды ведут наблюдение
за выполнением гражданами и должностными лицами правил поведения в
общественных местах, выявляют правонарушения и лиц, их совершивших,
принимают меры по охране правопорядка.
В случае выявления правонарушения работники патрульно-постовой службы
применяют безотлагательные меры, направленные на его пресечение, а также
соответствующие меры к лицу совершившему правонарушение. В установленных
законом случаях наряды вправе проверять у граждан документы, удостоверяющие
личность, составлять протокол о правонарушении, доставлять в милицию лиц,
подозреваемых в совершении преступления, и других правонарушителей.
Для пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в
совершении преступлений, при стихийных бедствиях и других чрезвычайных
обстоятельствах и событиях, угрожающим общественной безопасности или личной
безопасности граждан, патрульные и постовые в любое время суток могут
беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения,
на территорию и в помещении предприятий. Учреждений и организаций и
осматривать их. При необходимости они в установленном порядке могут
применять к нарушителю такие меры пресечения, как боевые примы борьбы,
резиновые палки, наручники и другие специальные средства. В качестве
крайней меры и в строгом соответствии с законом наряды милиции могут
применять оружие.


Основные элементы организации патрульно-постовой службы милиции и
требования к их реализации.


Общее руководство патрульно-постовой службы милиции в масштабе
Российской Федерации осуществляет отдел по организации работы строевых и
специальных подразделений милиции, входящей в структуру ГУООП МВД РФ.
Непосредственными организаторами рассматриваемой службы являются начальники
милиции общественной безопасности органов внутренних дел и органов
внутренних дел на транспорте, а также подчиненные им аппараты управления
этой службой. Названные субъекты управления несут полную ответственность за
правильную расстановку и эффективнее использование вверенных им сил и
средств. В круг их обязанностей входит постоянная забота о повышении роли
патрульно-постовой службы в охране общественного порядка и улучшении ее
качественного состава, о повышении уровня профессиональной подготовки
милиционеров, совершенствовании организационных форм и тактики несения
службы нарядами, улучшении материально-технического обеспечения
рассматриваемой службы и т.д.
Важную роль в организации патрульно-постовой службы милиции играют
дежурные части органов внутренних дел, командиры строевых, специальных,
моторизованных частей и подразделений милиции. Так, дежурные части в
значительной мере обеспечивают оперативно руководство службой нарядов,
оказывают руководителям органов и подразделений помощь в расстановке и
использовании сил и средств патрульно-постовой службы. Отвечают за
своевременную подготовку, инструктаж, направление нарядов для несения
службы и качественно выполнение ими своих служебных обязанностей. Дежурные
части обеспечивают наряды своевременной информацией о совершенных
поступлениях, приметах разыскиваемых преступи ков, похищенного имущества,
принимают меры как усилению патрульно-постовой службы в местах напряженной
оперативной обстановки, организуют необходимо взаимодействие между
нарядами.
Командиры строевых частей и подразделений милиции в соответствии с
занимаемым должностным положением несут ответственность за организацию
патрульно-постовой службы на обслуживаемой территории, обучение и
воспитание личного состава подчиненных им подразделений, состояние
служебной дисциплины, за использование строго по назначению снаряжения,
вооружения и техники. Руководствуясь решением начальника органов внутренних
дел, они производят расстановку подчиненных им сил и средств, осуществляют
контроль за несением службы нарядами милиции.
В организации патрульно-постовой службы определенное участи принимают
инспектора службы аппаратов охраны общественного порядка, участковые
инспектора милиции, а такж руководитли отраслевых служб милиции: уголовного
розыскного ГИБДД, службы борьбы с преступностью в сфере экономики и др.
Управлние и организация патрульно-постовой службы представляет собой
сложный процесс, включающий следующие основные элементы:
а) анализ оперативной обстановки, т.е. условия и факторов,
характеризующих состояние общественного порядка и преступности;
б) принятие решения на расстановку сил и средств;
в) подготовка и инструктаж служебных нарядов;
г) обеспчение постоянной и устойчивой связи с ними и своевременного
обмена информацией;
д) управление нарядами в ходе выполнения служебных задач и обеспечени
их взаимодействия с другими силами милиции;
е) контроль за неесением патрульно-постовой службы;
ж) учет и оценка результатов работы службных нарядов.
Для успеешного ршния патрульно-постовой службой возложенных на нее
задач необходимо знать, в каких условиях будут дйствовать еее наряды.
Слдовательно лица, организующие патрульно-постовую службу, должны владеть
объективной информацией об особнностях обслуживамой территории; о состоянии
общественного порядка и преступности; о силах, срдствах патрульно-постовой
службы и рзультатах их дятльности. На основе анализа и оценки этой
информации осуществляется вся дальнейшая организаторская деятельность
субъектов управления данной службой. Результаты анализа факторов и условий,
характризующих оперативную обстановку, позволяют организаторам патрульно-
постовой службы хорошо оринтироваться в происходящих событиях, выявлять
тнденции в состоянии общественного порядка и преступности и в итоге
принимать обоснованные управлнчески решения. В подразделениях патрульно-
постовой службы для изучения состояния преступности и общественного порядка
в основном применяются теекущий анализ и непрерывно слежени за изменением
опративной обстановки. Текущийанализ (производимый за квартал, полугодие, 9
месяцев, год) позволяет выявить краткосрочно действующие факторы,
оказывающие влияние на оперативную обстановку. Непрерывное слеежеение за
изменнием оперативной обстановки (анализ за смену. Сутки, неделю, месяц)
способствует осуществлению контроля за деятельностью нарядов и позволяет на
раннеей стадии выявлять недостатки в работе личного состава. На рзультатах
этого вида анализа основываются принимаемые в ходе повседнеевного
руководства патрульно-постовой службой управленческие решеения, позволяющи
немедленно рагировать на ухудшение работы нарядов и осложнени оперативной
обстановки.
Глубокий и качественный анализ оперативной обстановки обеспечивает
принятие необходимых, достаточно полных и своевремнных решний по
расстановке сил и средств патрульно-постовой службы: правильно определить
участки территории, на которых следуеет сосредоточить основные усилия по
охранее общственного порядка; установить виды служебных нарядов, место и
время нсения ими службы; решать другие организационные вопросы.
Основным докумнтом, содержащим решение о расстановке патрульно-
постовых нарядов на длительный период, является план комплексного
использования сил и средств милиции в охране общственного порядка (единая
дислокация). В нем содержатся наиболе важные исходныее данные, необходимые
руководителю органов внутрнних дл для принятия решения на расстановку
нарядов милиции на сутки. Указанный план (еединая дислокация)
разрабатывается сроком на два года с последующей корректировкой по мер
необходимости. В его подготовке участвуют аппараты охраны общественного
порядка, командиры строевых подразделений патрульно-постовой службы.
Руководители подразделений ГИБДД, вневедомственной охраны. Ндиная
дислокация утверждается начальником органа внутрнних дел.
План разрабатывается в одном экземпляре и хранится в дежурной части
органа внутренних дел, а соответствующие выписки из него должны находиться
в строевых подразделениях патрульно-постовой службы ГИБДД, вневедомственной
охраны. Единая дислокация содержит: 1) карту (схему)обслуживаемой
территории; 2) примерный перечень постов и маршрутов комплексных сил
патрульно-постовой службы милиции; 3) обязательные нормы ежесуточного
выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы от подразделений
милиции, участвующих в охране общественного порядка[2]; 4) средства
патрульно-постовой службы с указанием всех видов средств связи и
автотранспорта, служебных животных; 5) характеристику территории
обслуживания.
Расстановка сил различных служб органов внутренних дел, участвующих в
охране общественного порядка, производится с учетом места и времени их
непосредственной работы. При этом не допускается совмещение нарядов
различных служб.
Решение о расстановке нарядов патрульно-постовой службы на последующие
сутки принимается начальником горрайлиноргана или начальником милиции
общественной безопасности ежедневно к 18 часам предшествующих суток. Данное
решение оформляется и утверждается в постовой ведомости. В необходимых
случаях начальник органа вправе осуществить маневр нарядами, т.. выставить
посты и маршруты там, где это обуславливается осложнением оперативной
обстановки либо реализацией внезапно возникшей задачи. Фактическая
расстановка нарядов в течение суток посменно отражается на крупномасштабном
плане (схеме), находящемся в дежурной части органа внутренних дел. Время
выставления нарядов и продолжительность несения ими службы устанавливается
начальником органа внутренних дел.
При это решения на следующие сутки принимаются с таким расчетом, чтобы
количество нарядов увеличивалось в напряженные в оперативном отношении часы
суток и в тех местах, наиболее вероятно совершение правонарушений.
Необходимо также соблюдать целесообразные пропорции между
автомотопатрулями и пешими нарядами.
На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка, один
экземпляр которой хранится в дежурной части органа, а другой – выдается
наряду пред заступлением на службу. В ней указываются: маршрут патруля, его
протяженность, границы и центр поста; время несения службы; объекты и зоны,
требующие особого внимания; порядок движения по маршруту и основные
технические приемы несения службы; основные обязанности нарядов по
предупреждению и пресечению преступлений, административных правонарушений,
а также при осложнении оперативной обстановки; порядок взаимодействия и
связи с соседними нарядами, дежурной частью органа, участковыми
инспекторами милиции, общественными объединениями; зоны не прохождения
радиосвязи и способы связи с этими участками.
Реализация управленческого решения во многом зависит от правильного
подбора и расстановки исполнителей. Поэтому руководители органов внутренних
дел, командиры строевых частей и подразделений милиции должны тщательно
изучать личный состав и выбирать таких сотрудников, которые быстро и со
знанием дела способны решить поставленные перед ними задачи. Соблюдение
данного требования особенно необходимо в настоящее время, когда охрана
общественного порядка осуществляется не только силами патрульно-постовой
службы, но и дополнительными, а также приданными силами и общественными
формированиями. В этой связи существенно возрастает роль профессиональной
подготовки работников патрульно-постовой службы, осуществляемой путем
проведения занятий, отработки расстановки и действий личного состава
непосредственно на местности, где нарядам предстоит выполнять свои
обязанности.
Вместе с тем не мене важно добиться, чтобы исполнители поняли и
уяснили стоящие перед ними задачи, осознали пути их оптимального решения.
Эти цели достигаются на инструктаже служебных нарядов, от организационного
и методического уровня от которого зависит эффективность патрульно-постовой
службы. Порядок проведения инструктажа определяется Уставом патрульно-
постовой службы милиции.
Инструктаж нарядов, заступающих на службу, должен проводиться, как
правило, руководителем органа внутренних дел (командиром части,
подразделения) либо его заместителем в специально оборудованном классе
службы. Для инструктажа нарядов привлекаются также дежурные по органу,
инспекторский и оперативный состав. Содержание инструктажа определяется
состоянием оперативной обстановки, численным составом наряда и
особенностями выполнения стоящих задач. При необходимости инструктаж может
быть проведен одновременно для всех нарядов или для каждого в отдельности.
На инструктаже целесообразно решать вводные задачи, отрабатывать
нестандартные ситуации. Используя карты, схемы, макеты и т.п. Это позволяет
не только углубить, но и закрепить знания и навыки, обходимый патрульно-
постовым нарядам для осуществления служебных функций. Продолжительность
инструктажа во всех случаях не должна превышать 30 мин. По его окончании
нарядам отдается приказ о заступлении на охрану общественного порядка.
Важнейшим элементом организации патрульно-постовой службы,
обеспечивающим ее эффективность и определенность в деятельности по охране
правопорядка, является управление патрульно-постовыми нарядами.
Непрерывное, гибкое и четкое управление позволяет обеспечить надлежащую
маневренность сил и средств данной службы, их высокую активность и
наступательность в предупреждении и пресечении противоправных действий.
Высокая эффективность патрульно-постовой службы, осуществляемой
условиях быстро изменяющейся оперативной обстановки, может достигаться лишь
при условии правильного, умелого и своевременного перераспределения сил и
средств с учетом конкретно сложившихся обстоятельств. Такое
перераспределение достигается путем маневра силами и средствами, т.е.
перемещение подразделений и нарядов патрульно-постовой службы по территории
с целью их рационального сосредоточения по месту и времени в интересах
предупреждения и пресечения правонарушений.
В управлении нарядами патрульно-постовой службы важная роль отводится
организации и поддержанию их непрерывного взаимодействия между собой, с
оперативным и инспекторским составом отраслевых аппаратов органа внутренних
дел, а также с добровольными народными дружинами и общественностью,
участвующими в охране общественного порядка. Взаимодействие заключается в
согласованных по цели, месту и времени усилиях, а также во взаимной помощи
всех подразделений, нарядов и других сил при выполнении ими задач по охране
общественного порядка и борьбе с преступностью. Оно обеспечивается единым
пониманием всеми субъектами взаимодействия задачи и способов ее выполнения,
твердым знанием оперативной обстановки и особенностей соответствующей
территории, наличие бесперебойной связи и правильным применением
установленных сигналов, непрерывным руководством взаимодействующими силами
и средствами, контролем за их деятельностью.
Взаимодействие патрульно-постовой службы с другими подразделениями и
службами органов внутренних дел в обеспечении общественного правопорядка
осуществляется в ходе подготовки и проведения комплексных и массовых
мероприятий, в процесс совместного патрулирования; путем обучения
оперативным и инспекторским составом патрульно-постовых нарядов формам и
методам работы, привития им необходимых навыков (например, личного сыска);
в процессе взаимного обмена информацией о состоянии и изменении оперативной
обстановки в местах несения службы. Кроме того, представители других
отраслевых служб милиции участвуют в проверках несения службы патрульно-
постовыми нарядами, а также в необходимых случаях оказывают им помощь при
задержании и доставлении правонарушителей.
В свою очередь работники патрульно-постовой службы принимают
непосредственное участие в обучении членов добровольных народных дружин и
других представителей общественности; в подготовке и проведении совместно с
ними мероприятий, направленных на охрану правопорядка; в обеспечении их
необходимой информацией и т.д.
Контроль за несением патрульно-постовой службы является необходимым
элементом ее организации. Он представляет собой важнейшее средство
укрепления дисциплины, повышения инициативы, исполнительности и
ответственности личного состава при выполнении задач по охране
общественного правопорядка и борьбы с преступностью. Цель контроля состоит
не только в том, чтобы вскрыть недостатки в действиях патрульно-постовых
нарядов, но и в том, чтобы выявить или устранить причины и условия их
порождающие.
Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок
службы, а также регулярными (ежечасными) сообщениями, поступающими от
нарядов в дежурную часть по радио или по телефону, в которых содержится
информация о местонахождении нарядов, оперативной обстановке в местах
несения службы и т.д. К проверкам патрульно-постовой службы привлекаются,
как правило, лица начальствующего состава данного органа, а также
вышестоящих органов внутренних дел. В ход таких проверок устанавливаются
правильность расстановки использования имеющихся сил и средств, уровень
проводимых инструктажей нарядов, организация управления ими, качество
несения службы патрульными и постовыми, соблюдение ими законности и
дисциплины.
Проверка несения службы может быть гласной и негласной. При гласной
проверке проверяющий на месте оказывает нарядам необходимую помощь, обучает
правильным действиям в конкретной ситуации, принимает меры к устранению
обнаруженных в службе недостатков. Негласная проверка осуществляется путем
скрытого наблюдения за действиями проверяемого наряда. В случае грубого
нарушения нарядом порядка несения службы или при необходимости оказания ему
помощи проверяющий обязан прекратить скрытое наблюдение и дать указания по
устранению нарушения либо оказать требуемое обстановкой содействие.
Результаты гласной проверки отражаются в постовой ведомости. О
результатах негласной проверки проверяющий докладывает рапортом начальнику,
ее назначившему.
Важная роль в организации патрульно-постовой службы принадлежит учету
и оценке результатов работы нарядов, учет представляет собой деятельность
по получению и обработке данных о результатах работы патрульных и постовых
по охране общественного порядка и борьбе с преступностью на улицах и в
других общественных местах. При этом используются данные, поступающие как в
количественных показателях, так и виде докладных, раппортов, объяснений,
специальных карточек и т.п.
Учет работы патрульно-постовых нарядов ведут командиры строевых
подразделений милиции (взвода или отделения). Результаты работы каждого
милиционера за каждые сутки записываются в его карточку учета работы и
объявляются на инструктаже. Сводные данные о работе строевого подразделения
милиции за соответствующий период отражаются в специальной книг или
журнале. Правильно организованный учет работы патрульных постовых
милиционеров, строевых подразделений милиции в целом способствует
воспитанию у личного состава ответственности за состояние правопорядка на
обслуживаемой территории, позволяет сделать правильные выводы о состоянии
охраны общественного порядка в местах несения службы, произвести
рациональную расстановку сотрудников на основе глубокого изучения их
деловых качеств.
Учет результатов работы нарядов является необходимой предпосылкой для
последующей объективной оценки их служебной деятельности. Оценка
результатов работы патрульно-постовых нарядов, каждого милиционера,
строевого подразделения или части в целом производится в целях определения
качества несения службы и воспитания у личного состава, в том числе и у
командиров, ответственности за порученное дело. Правильная оценка
достигнутых результатов повышает уровень организованности и исполнительской
дисциплины и, следовательно, оказывает непосредственное влияние на
эффективность деятельности патруль-постовой службы. Критерием этой оценки
является истинное состояние охраны общественного порядка на территории
маршрута поста, активность нарядов в предупреждении, пресечении и раскрытии
преступлений, уровень организации патрульно-постовой службы. При этом
учитывается также состояние служебной дисциплины и соблюдение законности в
процессе выполнения возложенных на наряды задач.
Следует отметить, что в последнее время с положительной стороны
зарекомендовал себя опыт организации патрульно-постовой службы, в основу
которого положен патрульный участок. Патрульную службу на таком участке
несут сотрудники подразделений патрульно-постовой службы, вневедомственной
охраны, государственной инспекции движения и других служб, а также члены
добровольных народны дружин. Оперативное управление нарядами осуществляет
участковый инспектор милиции, на территории обслуживания которого
располагается данный патрульный участок. Данная форма организации охраны
общественного порядка на основе объединения усилий различных служб милиции
и общественности позволяет заметно повысить эффективность патрульно-
постовой службы.
-----------------------
[1] В г.1 учебника приводилась классификация сил службы ООП
основанная на их организационной принадлежности и приоритетности
выполняемых функций. Предложенная здесь классификация сил патрульно-
постовой службы помимо упомянутых критеериев учитывает такую возмлжность
неепосредственного распоряжения этими силами, тм самым одновременно отвечая
на вопрос: руководитеель органа внутренних дел какого уровня вправе принять
реешеение об их использовании в патрульно - постовой службе?
[2] Возможности органа, части подраздления по среднесуточному
использованию личного состава в патрульно-постовой службе определяются
исходя из штатной числеенности милиционеров и коэффициент потребности
личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов),
закрываемых по 8 чвсов в сутки. Если маршруты (посты) закрываются более 8
часов. То на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы (см.:
Устав патрульно-постовой службы милиции, ст.39). В единой дислокации нормы
ежесуточного выставлния нарядов не детализируются по сменам, так как
подобная дтализация может сковать инициативу начальника органа при принятии
решения на расстановку нарядов на сутки.





Реферат на тему: Периодизация истории развития административной юстиции в России

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ


Дисциплина: административная юстиция



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

Тема: «Периодизация истории развития административной
юстиции в России»



Студентка: Криницына Анастасия

Александровна, 3 курс.

Студенческий билет № 1032006505


Шифр ЮЮ_06_33с_012



г.Березники
2003 г.

П Л А Н


1. Административная юстиция в царской России

2. Административная юстиция в советский период.

3. Административная юстиция в период с 1991 года. Тенденции развития.



Административная юстиция в царской России

Административная юстиция в России зародилась во второй половине XIX
века. Административно-правовые споры в тот период рассматривались
специально создаваемыми органами – смешанными губернскими присутствиями, в
состав которых входили чиновники и представители дворянского, земского и
городского самоуправления. Функционирование данных органов при отсутствии
процессуальных основ не отличалось регулярностью и постоянством. Смешанное
губернское присутствие считалось первой инстанцией и рассматривало споры по
крестьянским, земским, городским делам, воинской повинности, налогам,
дорожной повинности, фабричным и горнозаводским делам, а также споры
связанные с нарушением полицейских постановлений, незаконным задержанием и
др. Второй инстанцией служил первый департамент Сената, который, не являясь
судебным органом как таковым, разбирал определенные дела (споры), в
некоторых случаях даже без их первоначального рассмотрения в присутствиях.
Таким образом в царской России административная юстиция еще не сложилась в
эффективный и демократический правовой институт, который обеспечивал бы
привлечение чиновников к судебной ответственности за их незаконные действия
по службе.
Формирование модели административной юстиции в царской России
характеризовалось множеством подходов. Мнений и тем самым было аналогично
опыту западноевропейских стран, где также складывались различные системы
административной юстиции. Анализируя западные модели административной
юстиции, русские ученые пытались выявить в них положительные и
отрицательные стороны и на этой основе разработать оптимальную российскую
модель судебного контроля за действиями органов управления и чиновниками.
При этом следует отметить, что как в конце XIX – начале XХ века, так и
сегодня ученые видят в основном два пути развития административной юстиции:
во-первых, создание обособленной от общих судов административных
судов;
во-вторых, образование административных коллегий (отделений) при общих
судах. Как и многие десятилетия назад, в настоящее время, ведя дискуссии о
перспективах административной юстиции в России, некоторые ученые
отрицательно относятся к идее создания особых административных судов и
считают необходимым оставить функции судебного контроля за судами общей
юрисдикции; другие же видят в системе административных судов важнейший
фактор обеспечения прав и свобод физических и юридических лиц.
Большинство русских ученых начала XX века выступало за выделение
административной специализации в общих судах.
После революции 1905 года было создано Особое совещание, которое в
течение нескольких лет обсуждало предложения о формировании
административной юстиции.
В 1907 году в рамках, в рамках проводимой П.А. Столыпиным
административной реформы, так же предусматривалось создание
административных судов.
Перед февральской революцией 1917 года было решено возложить на
правительствующий сенат функции высшего административного суда, ввести в
судебных округах должности административных судей и возложить на окружные
суды обязанности рассмотрения определенных административных исков.

Административная юстиция после революции 1917 года.

В 1917 году Временным правительством была создана Особая комиссия по
составлению проектов основных законов. Одним из них явился проект Закона об
административных судах, который был принят в том же году. Так же 30 мая
1917 года было издано Положение об административной юстиции. Однако попытки
создания нормально работающей системы административной юстиции
(административных судов) были безуспешны.
В литературе можно встретить указания на различные этапы становления
в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В.
Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития
законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-
правовых отношений:
1) 1917 –1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для
рассмотрения административных споров и установление их компетенции;
2) 1959-1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд
неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы
граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению
административно-правовых споров;
3) 1987-1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд
неправомерных действий и решений государственных органов и должностных
лиц;
4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление
права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную
защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и
арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел
судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных
субъективных прав.
Законодательство первых лет советской власти в области
административной юстиции фактически содержало понятие так называемого
административного иска. Правда, действие его было ограничено: после
введения нэпа административный иск применялся лишь в сфере аграрных
отношений, а сами административные споры рассматривались не судами, а
специальными волостными. Уездными и губернскими земельными комиссиями, при
этом разбирательство дел основывалось в определенной степени на принципе
состязательности.
Споры, которые выносились на рассмотрение таких комиссий, являлись
спорами между частными лицами – пользователями земель. Но иногда возникали
споры частных лиц и с органами управления земельным хозяйством.
Последовавшая в конце 20-х гг. коллективизация ликвидировала земельные
комиссии, а подведомственные ей споры были переданы на рассмотрение самих
органов управления. В 1932 г. административно-правовая защита в области
использования земли была введена вновь.
Постановление ВЦИК от 8 ноября 1918 г. «О точном соблюдении законов»
предусматривалось, что каждый гражданин вправе требовать составления
протокола в случае волокиты или неудовлетворения его законных претензий.
Декретом ВЦИК от 9 апреля 1919 г. наблюдение за прохождением жалоб
возлагалось на органы Государственного контроля.
В системе контрольных органов, или административного надзора,
возникшей сразу же после революции 1917 г., можно выделить:
1) административный надзор, осуществляемый в порядке
подчиненности вышестоящими должностными лицами;
2) административный надзор, осуществляемый созданным 4 мая 1919
г. Центральным Бюро жалоб. 24 мая 1919 г. было принято
постановление Народного Комиссариата государственного контроля
о создании местных бюро жалоб;
3) возможность обжалования различных злоупотреблений чиновников
по службе, нецелесообразности и несогласованности с декретами,
распоряжениями и общими направлениями центральной власти
действий и решений органов управления;
4) административный надзор, осуществляемый прокуратурой, которая
имела право приносить протесты на незаконные действия
управления.

В 1920 году Государственный контроль был преобразован в Рабоче-
крестьянскую инспекцию, в состав которой вошло и Бюро жалоб, а к концу
1924 г. была прекращена и деятельность Бюро жалоб.

В период военного коммунизма подавляющее большинство жалоб относилось
к реквизициям и конфискации, арестам, продразверстке, трудовой повинности и
т.п. При переходе к НЭПу Бюро стали поднадзорны дела: о неправильном
распределении жилой площади и отводе помещений, о медлительности и
канцелярской волоките, о грубости должностных лиц.
Постановлением от 7 июля 1923 г. ВЦИК образовал Главный
дисциплинарный суд при ВЦИК и дисциплинарные суды при губернских
(областных) исполкомах. Они рассматривали дела о служебных упущениях,
неправильных действиях и проступках должностных лиц, если речь шла не об
уголовной ответственности. Местные суды, находясь при исполкомах, не
обладали независимостью, а их правомочия кардинально отличались от тех, что
были предусмотрены проектом закона об административных судах.
С середины 20-х и до конца 30-х гг. интерес к проблеме
административной юстиции угас. Возникшие в 20-х гг. такие формы
административной юстиции, как обжалование в общий суд действий нотариусов,
судебных исполнителей, нарушений в списках избирателей, неправильностей в
записях актов гражданского состояния в конце 30-х гг. были дополнены
другими подведомственными суду спорами (например, дела по взысканию
недоимок, дела по проверке законности наложения на граждан штрафов).
В конце 40-х гг., проблемы административной юстиции, а именно вопрос
о судебном контроле в области функционирования администратиции, снова
привлекли внимание ученых в связи с разработкой проекта Гражданского
процессуального кодекса РСФСР. Предпринимавшиеся в тот период попытки
кодификации законодательства о судоустройстве и судопроизводстве привели к
практическому выделению в структуре гражданско-процессуального
законодательства определенной категории дел, при рассмотрении которых суд
осуществлял контроль за действиями и решениями органов управления и
должностных лиц. К таковым относились дела: по жалобам на неправильность в
избирательных списках; связанные с проверкой законности наложения на
граждан административных взысканий за правонарушения; о взыскании в
государственный бюджет с граждан и колхозов недоимок по налоговым,
страховым и другим платежам.
Для становления административной юстиции в СССР важным нормативным
актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. «О
дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном
порядке». Гражданам было предоставлено право обжаловать в суд постановления
о наложении на них самого распространенного административного взыскания –
штрафа. Крупный вклад в развитие административной юстиции внесли принятые в
1980 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об
административных правонарушениях, а затем и КоАП РСФСР. Эти законодательные
акты закрепили право граждан обжаловать в суд постановления об
административных взысканиях, наложенных на них в административном порядке,
и установили порядок направления жалоб в суд. Однако процедуры подачи и
рассмотрения жалоб имеют ряд особенностей. Так, ст. 267 КоАП устанавливает,
что жалобы на постановления административной комиссии по делам
несовершеннолетних, главы сельской, поселковой администрации о привлечении
к административной ответственности могут быть поданы в вышестоящий орган
или суд. Предусматривается альтернативная подведомственность и для
обжалования гражданами постановлений иных органов и наложении
административного взыскания в виде штрафа.
Советская конституция 1977 г. предусматривала возможность судебного
обжалования действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона. С
превышением полномочий, ущемляющих права граждан. в рамках гражданского
процесса суд мог осуществлять некоторые контрольные функции в отношении
отдельных управленческих решений. Однако конституционные нормы о судебном
обжаловании действий должностных лиц остались в рамках процессуального
регулирования неучтенными, т.е. в те годы так и не был принят
соответствующий закон, который устанавливал бы точную процедуру
рассмотрения споров граждан с администрацией (с органами государственного
управления и их должностными лицами). В гражданском процессе эти
административные дела были отнесены к так называемому особому производству,
а позднее оформились в самостоятельный раздел Гражданского процессуального
кодекса РСФСР, который получил название «Производство по делам, возникающим
из административно-правовых отношений».


Административная юстиция в период с 1991 года. Тенденции развития.

Как известно, одним из основных элементов правового государства
является институт судебного контроля за деятельностью органов
исполнительной власти. Поэтому построение такого государства невозможно без
наличия административного судопроизводства, являющегося индикатором
защищенности прав и законных интересов граждан и организаций, охраняемых
государством.

И ст. 118 Конституции РФ предусматривает, что административное
судопроизводство является самостоятельной формой правосудия, оно призвано
осуществлять защиту конкретных физических и юридических лиц от
административного произвола.
Судебная статистика свидетельствует о том, что в последние годы
параллельно со снижением числа дел искового и особого производств возросло
число дел, возникающих из административно - правовых (публичных) отношений.
К ним относятся такие категории дел, как рассмотрение заявлений граждан,
организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью
или в части; заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия)
органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих; заявлений о защите избирательных прав и прав граждан России на
участие в референдуме; заявлений об оспаривании постановлений органов и
должностных лиц, управомоченных рассматривать материалы об административных
правонарушениях.

Важным шагом на пути формирования системы административной юстиции
стало принятие 22 ноября 2000 г. Государственной Думой в первом чтении
проекта федерального конституционного закона "О федеральных
административных судах в Российской Федерации", внесенного Верховным Судом
РФ в порядке законодательной инициативы 19 сентября 2000 г. (с изменениями
и дополнениями от 31 октября 2000 г.). Осознание важности создания
административных судов в целях повышения уровня защиты прав человека,
доступности правосудия, желание помочь законодателю в доработке проекта
реализуются в обсуждении и выработке предложений по его совершенствованию
как на страницах юридической периодики (см.: Кряжков В., Старилов Ю.
Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. No. 1.
С. 18 - 20; Изучен опыт административной юстиции Франции и ФРГ //
Российская юстиция. 2001. No. 4. С. 27), так и в рамках специальных
семинаров и конференций. Предлагаем вашему вниманию обзор выступлений
участников конференции, состоявшейся в Российской правовой академии Минюста
России, и выступление (с незначительными сокращениями) одного из основных
докладчиков - первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ В.
Радченко.

Так, только в 2001 году по сравнению с 2000 годом рост указанных дел
составил 29%, что вынудило суды работать в более напряженном режиме
(Российская юстиция. 2001. N 12). Кроме того, субъектами Российской
Федерации принято огромное количество нормативных правовых актов,
регулирующих публичные правоотношения. Противоречивость многих из них
негативно сказалась на всех сферах государственного управления, возникла
необходимость оспаривания данных нормативных актов заинтересованными лицами
в судах.
Видимо, все это в целом и ускорило постановку вопроса о создании
административной юрисдикции в России, разработку и принятие закона об
административных судах, а также Административно - процессуального кодекса.
В данном случае речь идет о создании новой отрасли права -
административного процессуального - со своими, только ему присущими
задачами, принципами, нормами и институтами. Надо отметить, что в
дореволюционной России не было административной юрисдикции в полном ее
смысле. Некоторые функции административной юстиции выполняли
Государственный Совет, а также губернские присутствия (например, по
крестьянским, фабричным и горно - заводским делам, по промысловому налогу,
воинской повинности и т.д.), которые не разрешали всех возникающих
процессуальных проблем.
Для системы административной юрисдикции, как уже отмечено, характерно
отнесение к ее ведению административно - правовых конфликтов, которые
связаны с защитой прав и законных интересов как физических, так и
юридических лиц. В связи с этим подобные споры имеют свой специфический
административно - правовой характер, особое положение его субъектов
(участников спорного правоотношения), особый порядок рассмотрения и
разрешения и т.д., что обусловливает необходимость их специального
правового и процессуального правового урегулирования.
При этом надо отметить, что, являясь членом Совета Европы, Россия
должна привести уровень защиты прав и свобод человека в соответствие с
европейскими и мировыми стандартами. Это относится и к созданию в нашей
стране самостоятельного административного судопроизводства с учетом,
конечно, российской специфики. Необходимость так

Новинки рефератов ::

Реферат: Битлс (Культурология)


Реферат: Гос. экзамен билеты. Машиностроение (Технология)


Реферат: Твердые кристаллы (Геология)


Реферат: Договор поставки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Общество с ограниченной ответственностью (Право)


Реферат: История развития социальной работы в России (Социология)


Реферат: Производство синтетического аммиака при среднем давлении. Расчёт колонны синтеза (Химия)


Реферат: Карен Хорни (Психология)


Реферат: Иран (География)


Реферат: Исследование системы программного регулирования скорости вращения рабочего органа шпинделя (Психология)


Реферат: Геродот (История)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли (Авиация)


Реферат: Психологический аспект сервисной деятельности (Психология)


Реферат: Анализ себестоимости продукции плодоводства в СХПК «Кочетовский» Мичуринского района Тамбовской области (Ботаника)


Реферат: Программа, которая упорядочивает элементы чётных строк матрицы по возрастанию, а нечётных – по убыванию (Компьютеры)


Реферат: Герберт Спенсер (Социология)


Реферат: Аспар - властитель Восточно-Римской империи (История)


Реферат: Традиции и новаторство в культуре (Философия)


Реферат: Социализм (Политология)


Реферат: Накопители на гибких магнитных дисках: что это такое и способ производства (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист