GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ) (Право)


Министерство образования Российской Федерации.
Российский Государственный Гуманитарный Университет

Филиал г.Домодедово
Юридический факультет


Предмет: Конституционное право зарубежных стран



Контрольная работа



На тему: Системы органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ).



Выполнил:
студент 1-го курса,

заочного отделения, гр. ЮЗ-1У

Ковыляев М.А.



Проверил:
Елагин Р.И.



2002 год.

Содержание.
Введение…………………………………………………………….…...3
Система органов государственной власти в субъектах РФ……….….3
Законодательная власть в субъектах РФ…………………………….....5
Исполнительная власть в субъектах РФ………………………….……9
Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ………………….….…13
Институт федерального вмешательства в РФ………………….……..15
Система органов государственной власти штатов Индии…………...17
Исполнительная власть…………………………………………….…...17
Законодательная власть………………………………………….……..20
Государственная власть в союзных территориях………….………….22
Институт федерального вмешательства в Индии……….…………….23
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..26



Введение.
В теории права при рассмотрении вопроса о системе конституционного
права выделяется один из основополагающих институтов данной правовой
отрасли, который составляют нормы, закрепляющие систему государственной
власти, виды ее органов, принципы их образования и деятельности.[1]
Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый
подход и трактовку характера государственной власти, ее главное
теоретико–правовое основание: принцип разделения властей и создания в
связи с этим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и
судебной власти.
С 1992 года, после заключения Федеративного договора, Российская
Федерация развивается как по-настоящему федеративное государство. В связи с
этим Конституция РФ 1993 года четко разграничивает федеральные органы
государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ,
формируемые ими самостоятельно на принципах, закрепленных в федеральном
законодательстве.
В данной работе исследуются основные принципы деятельности органов
государственной власти субъектов РФ и Индии: порядок их формирования и
прекращения полномочий, компетенция, порядок взаимодействия между собой и с
федеральными органами государственной власти, различия и общие черты.
Система органов государственной власти в субъектах РФ.

Общие положения.

Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого
государственного образования. Конституция РФ четко разграничивает органы
государственной власти Российской Федерации, т.е. федеральные органы
государственной власти, и органы государственной власти субъектов Федерации
– система государственных органов, действующих в субъектах Российской
Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах
Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Следует отметить необходимость основных начал организации органов
государственной власти на всех ее уровнях и инвариантности, свойственной
конкретным субъектам.
Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в
Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на
законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов
организации системы органов государственной власти и местного
самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее
субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты
субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной
власти субъекта РФ устанавливается им самостоятельно в соответствии с
основами Конституционного строя Российской Федерации и общими принципами
организации представительных и исполнительных органов государственной
власти, установленными федеральным законом.
Часть 2 ст. 77 РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной
власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации и в пределах ее ведения и полномочий по предметам
совместного ведения Федерации и ее субъектов.
6 октября 1999 г. принят Федеральный закон “Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации”.
Федеральный Закон РФ устанавливает общие положения, которые
определяют принципы деятельности органов государственной власти субъекта
РФ, систему органов государственной власти субъекта РФ, осуществление
федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих
полномочий на территории субъекта Российской Федерации.


Законодательная власть в субъектах РФ.
Законодательную власть в субъекте РФ осуществляет законодательный
(представительный) орган государственной власти, наименование которого,
число его депутатов, срок полномочий депутатов устанавливается конституций
(уставом) субъекта РФ самостоятельно. При этом срок полномочий депутатов не
может превышать пяти лет.[2]
Порядок деятельности. Законодательный орган государственной власти
субъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового,
информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей
деятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа власти
утверждаются самим законодательным органов государственной власти и
предусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.
Законодательный орган правомочен при избрании в его состав не менее
двух третей от установленного числа депутатов. Правомочность его заседания
определяется его регламентом или иным актом, принятым данным органом и
устанавливающим порядок его деятельности. Заседания являются открытыми, за
исключением случаев, установленным федеральными законами, конституцией и
законами субъекта РФ, а также регламентами или иным актом, принятым данным
органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть
прекращены досрочно в случае:
1) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое
решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или
законом субъекта РФ;
2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ
(руководителем высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона
субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной
Конституции и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов, если такие противоречия установлены судом, а законодательный
(представительный) орган не устранил их в течение шести месяцев со дня
вступления в силу судебного решения;
3) вступления в силу решения соответственного верховного суда республики,
суда, края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа о неправомочности данного состава депутатов
законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе со
сложением депутатами своих полномочий.
4) роспуска указанного органа на основании федерального закона, принятого
Государственной Думой по представлению президента.
В случае досрочного прекращения полномочий депутатов назначаются
внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть
месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий
законодательного органа власти.
Правовой статус депутатов. Депутаты избираются гражданами Российской
Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в
соответствии с Федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом
может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии
с федеральным законом, конституцией и законом субъекта РФ пассивным
избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществления
депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе,
или на профессионально основе в определенный период, или без отрыва от
основной деятельности) устанавливается конституцией или законом субъекта
РФ.
В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей, занимать иные
государственные должности РФ или субъекта РФ, государственные должности
федеральной государственной службы или государственной службы субъекта РФ.
В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной
постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой
деятельности. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности,
не связанной с осуществлением депутатских полномочий.[3]
Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его
полномочий и не может быть привлечен к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также задержан,
арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного
органа государственной власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на
месте преступления и действий депутата, связанных с преступлениями против
личности, а также иных действий, не связанных с осуществлением им своих
полномочий. Неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилое и
служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные
средства, переписку, используемые им средства связи, а также на
принадлежащие ему документы.
Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным
органом власти субъекта РФ по представлению прокурора субъекта Российской
Федерации в четырнадцатидневный срок.[4]

В отношении депутата следственные действия и порядок производства по
административным правонарушениям осуществляются также под непосредственным
надзором прокурора субъекта РФ.
Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по
гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными
в связи с осуществлением им своих полномочий.
Депутат освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы
на весь срок его депутатских полномочий.
Полномочия. Федеральным законом установлены основные полномочия
законодательного органа государственной власти субъекта РФ, соответствии с
которыми он принимает региональные законы и постановления. В частности, он
правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ и поправки к ней;
осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ
и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в
пределах своих полномочий; а также осуществляеть иные полномочия,
установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года,
другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ.
Законом субъекта РФ:
а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его
исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в
случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего
исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
б) устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта РФ основы
организации и деятельности законодательного органа государственной власти
субъекта РФ;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного
самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий
законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется
порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ,
представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено
федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и
валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью
субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах
хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-
правовых форм;
з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган
государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного
лица субъекта РФ;
л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и
порядок его изменения;
м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его
высшего исполнительного органа государственной власти;
Постановлением же законодательного органа государственной власти
субъекта Российской Федерации: назначаются на должность и освобождаются от
должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется
согласие на их назначение на должность; назначается дата выборов в
законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также дата
выборов его высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти); назначается референдум субъекта РФ;
оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу или
руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении
которых на должность он принимал участие; утверждается соглашение об
изменении границ субъектов РФ; назначаются на должность судьи
конституционного суда субъекта РФ; определяется порядок деятельности
указанного органа.[5]
Согласно ст. 6 закона право законодательной инициативы в
законодательном органе государственной власти субъекта РФ принадлежит
депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ, представительным органам
местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право
законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам,
общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории
данного субъекта.
Исполнительная власть в субъектах РФ.
Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система
органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.
Конституцией (уставом) может устанавливаться должность высшего
должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший
исполнительный орган государственной власти субъекта.
В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской
Федерации, и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные
органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ
образуют единую систему исполнительной власти.[6]
Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской
Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным
избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не
более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух
сроков подряд.[7]
Наименование должности высшего должностного лица устанавливается
конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных
традиций данного субъекта.
Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно
депутатом законодательного органа государственной власти данного субъекта,
депутатом представительного органа местного самоуправления, не может
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено
законодательством.

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае:
его смерти; отрешения его ни должности президентом; отставки по
собственному желанию; признания его судом безвестно отсутствующим или
объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу
обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на
постоянное место жительства; утраты гражданства РФ; отставки в связи с
выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти
субъекта РФ.
Решение законодательного органа государственной власти о недоверии
высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от
установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети
депутатов.
В двухпалатном законодательном органе подобное решение принимается
двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по
инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной
конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении
недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.
В случае немедленной отставки высшего должностного лица по причине
выражения ему недоверия законодательным органом власти, в отставку
немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высший исполнительный
орган государственной власти субъекта РФ. После отставки он продолжает
действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшего
должностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня
досрочного прекращения его полномочий.
Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может
исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо,
установленное конституцией или законом субъекта. Для такого лица могут быть
установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего
должностного лица субъекта РФ.[8]
Полномочия высшего должностного лица. Высшее должностное лицо субъекта
РФ:
а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами
государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических
связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени
субъекта;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов
или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые
законодательным органом государственной власти субъекта РФ;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать
вновь избранный законодательный орган государственной власти на первое
заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работе законодательного органа государственной
власти субъекта РФ с правом совещательного голоса;
По вопросам своей компетенции высшее должностное лицо субъекта РФ в
рамках действующего законодательства и подзаконных актов издает указы
(постановления) и распоряжения.
Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган
государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти.
Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом
исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок
формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта.
Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им
органов исполнительной власти осуществляется за свет средств бюджета
субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации:
а) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-
экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в
проведении единой государственной политики в области финансов, науки,
образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.
б) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению
и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и
общественного порядка, борьбе с преступностью;
в) разрабатывает для представления высшим должностным лицом в
законодательный орган государственной власти проект бюджета субъекта РФ, а
также проекты программ социально-экономического развития;

г) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об
исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-
экономического развития для представления их высшим должностным лицом в
законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

е) управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами
субъекта Российской Федерации, а таккже федеральной собственностью,
переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами РФ;
ж) вправе предложить органу местного самоуправления, его выборному или
иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ
изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат
Конституции РФ, федеральному законодательству или конституции,
законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этим вопросам в
суд;

з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными
органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и
полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части
своих полномочий;
и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами,
конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также
соглашениями с федеральными органами исполнительной власти,
предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.[9]

Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.

В целях эффективного управления процессами экономического и
социального развития субъекта РФ и в интересах его населения, в
соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти
на законодательную, исполнительную и судебную, законодательный
(представительный) орган государственной власти субъекта РФ и высший
исполнительный орган государственной власти субъекта осуществляют свои
полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.
Правовые акты высшего должностного лица и органов исполнительной
власти направляются в законодательный орган государственной власти субъекта
РФ, который вправе обратиться к ним с предложением о внесении изменений и
дополнений в данные акты, либо об их отмене. Он также вправе их обжаловать
в судебном порядке или обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о
соответствии Конституции данных нормативных правовых актов. Высшее
должностное лицо, в свою очередь, обладает аналогичными правами в отношении
постановлений законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
Законодательный орган государственной власти направляет высшему
должностному лицу субъекта Российской Федерации планы законопроектной
работы и проекты законов субъекта РФ. На его заседаниях вправе
присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов
исполнительной власти субъекта или лица, ими уполномоченные. На заседаниях
же органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либо по
поручению законодательного органа государственной власти или его
председателя, работники аппарата данного органа.
Законодательный орган государственной власти вправе выразить недоверие
руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении
которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено
конституцией субъекта РФ.
Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное
освобождение их от должности или иные последствия, установленные
конституцией и законом субъекта РФ.[10]
При возникновении разногласий споры между законодательным и
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации
по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с
согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской
Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации,
либо в судебном порядке.

Институт федерального вмешательства в РФ.

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные
основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации.
Такими основаниями признаются восстания, массовые беспорядки и.т.п.
Например, в Индии для наведения в штатах конституционного порядка вводилось
прямое президентское правление.[11]
В РФ инструментами, способствующими исправлению нарушений
конституционных норм субъектами Федерации, являются: согласительные
процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Федерации; право президента приостанавливать действие актов исполнительной
власти, противоречащих Конституции РФ; его право на введение чрезвычайного
или военного положения на всей или части территории РФ, а также его право
роспуска законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ в
случаях принятия ими правовых актов, не соответствующих Конституции РФ и
федеральному законодательству. Последнее право было предоставлено
президенту в результате принятия в 2000 году изменений и дополнения в
федеральный закон от 6 октября 1999 года.
В случае, если соответствующим судом установлено, что
законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта
РФ приняты конституция (устав), закон или иной нормативно-правовой акт,
противоречащие Конституции РФ или федеральному законодательству, а он в
течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение
иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих
полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит ему
предупреждение.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ
предупреждения указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по
исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект
федерального закона о роспуске данного органа государственной власти
субъекта РФ. Государственная Дума в течение двух месяцев обязана его
рассмотреть.

Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ
прекращаются со дня вступления в силу федерального закона.[12]
Президент РФ имееет право выносить предупреждения высшему должностному
лицу субъекта РФ в форме указа в двух случаях. Если соответствующий суд
устанавливает, что высшее должностное лицо издало нормативно-правовой акт,
противоречащий Конституции РФ и федеральному законодательству, и в течение
двух месяцев со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах
своих полномочий мер по его исправлению. Либо если оно в течение двух
месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия какого-
либо его правового акта уклонялось от его отмены, внесения в акт изменений
и дополнений или от обращения в суд для разрешения спора. Если в течение
месяца со дня вынесения предупреждения указанное лицо не приняло мер по
устранению причин, послуживших основанием его вынесения, Президент в форме
указа принимает решение об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ
от должности, которое влечет за собой и отставку возглавляемого указанным
лицом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Президент РФ также вправе в порядке, установленном уголовно-
процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора
РФ временно отстранить высшее должностное лицо субъекта РФ от исполнения
его обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого
или особо тяжкого преступления.
Существует возможность обжалования в Верховный Суд указа Президента РФ
об отрешении высшего должностного лица субъекта РФ от должности в
десятидневный срок после его официального опубликования. Верховный Суд
рассматривает жалобу и принимает решение не позднее десяти дней со дня ее
подачи.[13]
Система органов государственной власти в штатах Индии.
Как и в Российской Федерации Конституция Индии четко разграничивает
федеральные органы государственной власти и органы государственной власти
субъектов федерации – штатов. Деятельность органов государственной власти
штатов также строится на основе принципа разделения властей. Штаты сами
определяют порядок формирования и деятельности своих органов
государственной власти на основе принципов, закрепленных в Конституции.
Таким образом, Конституция Индии – основной нормативно-правовой акт,
регламентирующий деятельность органов государственной власти штатов.[14]

Исполнительная власть в штатах.

В отличие от субъектов РФ, где высшее должностное лицо обычно является
и главой высшего исполнительного органа власти, Конституция Индии четко
разграничивает эти две должности. В России губернаторы субъектов федерации
избираются населением не более, чем на 2 срока подряд, а в Индии они
назначаются президентом на 5 лет на неограниченное число сроков подряд.
Возможно назначение одного лица губернатором нескольких штатов.
Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет, как и в России, он не
вправе занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, быть депутатом
парламента Индии или легислатуры штата.
Губернатор обладает рядом важных полномочий, которые могут быть
подразделены на несколько категорий:
1) Полномочия в области законодательства: как и в РФ губернатор созывает
сессии легислатуры штата, закрывает их, обладает правом отлагательного
вето, которое преодолевается простым большинством голосов (в РФ двумя
третями). Однако он также обладает рядом важных полномочий, нетипичных
для РФ. Он назначает 1/6 членов верхней палаты легислатуры штата, решает
вопросы о дисквалификации членов палат легислатуры. Он может в любой
момент распустить нижнюю палату легислатуры. Губернатор резервирует на
рассмотрение президента те законопроекты, для вступления которых в силу
требуется, согласно Конституции, одобрение президента. В перерывах между
сессиями легислатур он может издавать указы, имеющие силу закона, которые
прекращают свое действие по истечении 6 недель с момента созыва
легислатуры.
2) Полномочия в области исполнительной власти: губернатор является главой
исполнительной власти штата, вся исполнительная деятельность
правительства штата осуществляется от его имени. Он издает правила
ведения дел правительством штата и имеет право на информацию об
исполнительной деятельности правительства. Как и в РФ губернатор имеет
право делать отдельные назначения: он назначает главного министра и по
его совету остальных министров кабинета, генерального адвоката,
председателя и членов комиссии по делам государственной службы.
3) Полномочия в области финансов: как и в РФ губернатор представляет на
рассмотрение легислатуры проект бюджета и все финансовые
законопроекты.[15] Фонд чрезвычайных расходов штата находится в его
распоряжении.
4) Полномочия в области правосудия и его отправления нетипичны для
губернаторов субъектов РФ. Он имеет право помилования осужденных, право
приостанавливать приведение приговора в исполнение, сокращать срок и
смягчать меру наказания. Он назначает судей окружных судов.
Губернатор и правительство штата. В качестве конституционного главы
штата губернатор обязан действовать по совету Совета министров штата. Таким
образом, многие полномочия, которыми он юридически наделен, на деле
осуществляют его министры, по чьим советам он должен действовать.[16] Лишь
в нескольких случаях он имеет право действовать по своему усмотрению: если
он назначается управляющим соседней территорией, он осуществляет свои
административные полномочия независимо от Совета министров; если происходит
конфликт между федеральным правительством и правительством штата при
наличии со стороны федерального правительства указаний действовать
определенным образом. Это так называемая дискреционная власть губернатора.
В отличие от РФ, при формировании правительства штата, губернатор
назначает главу правительства не по своему усмотрению, а только лидера
партии большинства в легислатуре штата.[17] Затем, по его совету,
губернатор назначает остальных членов правительства. Правительство (Совет
министров) несет коллективную ответственность перед легислатурой. Никто из
министров не может оставаться в должности более 6 месяцев, не будучи членом
легислатуры штата.
Полномочия правительств штатов во многом аналогичны полномочиям высших
исполнительных органов субъектов РФ: они осуществляют меры по реализации
прав человека, борьбе с преступностью, охране общественного порядка;
разрабатывают и исполняют бюджет и проекты социально-экономического
развития; формируют иные органы государственной власти штата. Правительства
штатов обладают рядом важных полномочий, нетипичных для субъектов РФ. Во-
первых, Совет министров дает советы губернатору, на основании которых он
обязан осуществлять свою деятельность (в том числе и о назначениях
должностных лиц штатов). Во-вторых, Совет министров, не получивший вотума
доверия от легислатуры штата, может обратиться к губернатору с требованием
ее роспуска.
Важно отметить положение главного министра, который фактически является
главой исполнительной власти штата и сильно влияет на законодательную. Он
председательствует на заседаниях кабинета, решает, какие вопросы будут
поставлены на рассмотрение кабинета, координирует его работу, оказывает
решающее влияние на назначения, которые формально возложены на губернатора
(в случае назначения генерального адвоката, министров правительства
и.т.д.). Он координирует законотворчество легислатуры, опираясь на
поддержку партийного большинства.
Генеральный адвокат штата. Статья 165 Конституции содержит положения
относительно генерального адвоката каждого штата, должности, нетипичной для
субъектов РФ. Он назначается губернатором по рекомендации Совета министров.
Генеральным адвокатом может быть назначено только лицо, обладающее
квалификацией судьи Высшего суда. Его обязанности: давать правительству
советы по всем правовым вопросам, выступать от имени правительства в Высшем
суде по всем делам, в которых штат является стороной, представлять штат в
Высшем Суде прирассмотрении апелляции по уголовному делу особой важности.
Должность генерального адвоката носит политический характер, и
изменения в правительстве штата ведут к новому назначению на этот пост.
Законодательная власть в штатах.
Законодательная власть в штатах осуществляется легислатурами,
состоящими из одной, либо двух палат: Законодательного собрания и
Законодательного совета. Решение о создании или упразднении верхней палаты
принимается двумя третями голосов нижней.[18]
Нижняя палата – Законодательное собрание, как и в РФ, избирается
гражданами на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного
большинства на 5 лет. Она состоит не более, чем 500 и не менее, чем 60
членов, соразмерно населению штата. В Законодательном собрании
резервируются места для каст и племен пропорционально населению. Если по
одномандатному округу выдвинут только 1 кандидат, он объявляется избранным
без голосования – так называемые бесспорные выборы. В субъектах РФ такого
не предусматривается.
Депутатами Законодательного собрания могут быть граждане, достигшие 25
лет, обладающие квалификацией, предписанной законом парламента. Как и в РФ,
они не могут одновременно быть членами обеих палат легислатуры, членами
легислатур нескольких штатов, членами федерального парламента. Депутаты
легислатур штатов, в отличие от их российских коллег, не обладают
неприкосновенностью. При выдвижении своей кандидатуры, они обязаны внести
избирательный залог.
В Конституции Индии указаны должности Спикера и его заместителя,
избираемых Собранием из числа его членов. Спикер, после избрания обязан
выйти из состава своей партии.[19] Он обладает широкими полномочиями:
толкует регламенты палат, формулирует поправки припостановке их на
голосование, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на
депутатов и др.
Для формирования верхней палаты легислатуры – Законодательного совета –
применяется особый порядок, нетипичный для субъектов РФ.[20] Число членов
Совета не должно превышать 1/3 членов Законодательного собрания, но, во
всяком случае, не может быть меньше 40. Он формируется путем применения
сразу нескольких способов: прямых выборов, косвенных и назначения. Выборные
члены Совета составляют 5/6 его членов, назначенные – 1/6. Косвенными
выборами избираются 2/3 его членов: 1/3 – избирательными коллегиями,
состоящими из членов органов местного самоуправления в штате, а 1/3 –
другой палатой легислатуры штата (законодательным собранием), но из числа
лиц, не являющихся ее членами.
В прямых выборах в Законодательный совет участвуют граждане,
составляющие особые избирательные курии: 1/12 часть его членов избирается
лицами, окончившими университет и после этого проработавшими не менее 3 лет
в данном штате; 1/12 – лицами, которые не менее 3 лет занимались
преподавательской работой в учебных заведениях не ниже средней школы.
Остальных членов Законодательного совета назначает губернатор штата из
лиц, имеющих специальные знания в области науки, литературы, искусства,
общественной деятельности. Каждые 2 года происходит обновление
Законодательного совета на 1/3.
Членами Совета могут быть избраны лица, не моложе 30 лет, обладающие
квалификацией, предусмотренной законом парламента. Как и в РФ никто не
может быть членом сразу обеих палат легислатуры штата, двух или нескольких
легислатур, федерального парламента Индии. Непосещение заседаний палаты в
течение 60 дней ведет к объявлению депутатского места вакантным.
Законодательные советы являются очень слабыми законодательными
органами. Законодательный совет обязан рассмотреть законопроект, принятый
нижней палатой легислатуры в течение 4 месяцев (финансовый – 14 дней).
Отвергнутый ею законопроект вторично рассматривается нижней палатой и,
будучи снова принятым, становится законом.[21] Губернатор обязан его
подписать и опубликовать, если он не применяет право вето. Других
полномочий у Законодательных советов нет.
Таким образом, господствующее положение в области законодательства и
финансов занимают нижние палаты легислатур – Законодательные собрания. В
целом, они обладают многими полномочиями, характерными и для высших
представительных органов власти субъектов РФ. Они утверждают бюджет и
программы социально-экономического развития штатов, устанавливают местные
налоги и сборы, порядок распоряжения собственностью штатов, схему
управления штатом, структуру высшего исполнительного органа штата, выносят
вотум доверия или недоверия правительству штата. В то же время роль
законодательных собраний штатов в целом в структуре государственной власти
гораздо больше, чем роль высших представительных органов субъектов РФ.
Фактически исполнительная власть в штатах формируется легислатурами
(партией большинства) и несет перед ними полную ответственность.[22]
Большинство в легислатуре может очень сильно влиять на своих однопартийцев
в правительстве штата.
Государственная власть в Союзных территориях.
Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий (столица
страны и несколько островов в Индийском океане). Рядом союзных территорий
единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы,
в других по решению парламента Индии при назначенных лейтенант-губернаторах
создаются выборные собрания, которые могут принимать законы для территорий
и образовывать правительства. Однако легислатура и местное правительство
могут давать лишь необязательные советы управляющему, законы территории
нуждаются в его одобрении. Управляющий полностью подчинен президенту и
правительству, он вправе издавать правила, обязательные для территории.
Высшую законодательную власть на территории осуществляет федеральный
парламент.[23]

Институт федерального вмешательства в Индии.
В связи с тем, что Индия – многонациональное государство, в котором
очень сильны сепаратистские тенденции реакционных сил, подогреваемых
религиозным фанатизмом, особое развитие получил институт федерального
вмешательства. Частые беспорядки в отдельных штатах и неспособность местных
властей контролировать ситуацию приводили к частому использованию
вмешательства на практике.
Федеральное вмешательство имеет место в двух случаях: при введении
режима чрезвычайного положения (как и в РФ) и прямого президентского
правления.
При введении чрезвычайного положения на территории какого-либо штата,
что делается президентом по указанию федерального правительства, парламент
Индии получает право законодательствовать для штата, где объявлено
чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть
полностью берет под свой контроль административные учреждения штата.
Прямое президентское правление вводит президент (по указанию
правительства) по докладу губернатора штата или по собственной инициативе
(опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла
ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии
с конституцией, установленными ею средствами. На основе ст.356 Конституции
президент путем издания особой прокламации может принять на себя функции
правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать
парламенту Индии. Законодательное собрание штата распускается,
правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или
специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю
президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует
выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое
правительство штата.



Заключение.

Индия и Россия - многонациональные федеративные государства, поэтому
для них особую актуальность представляет вопрос об эффективной деятельности
органов государственной власти субъектов федерации. Каждая страна имеет
свою особую систему данных органов. Две системы имеют схожие и различные
моменты.
Основной критерий отличия - вопрос о том кто формирует правительство
субъекта федерации. В России это делает высшее должностное лицо субъекта,
избираемое населением. В Индии же роль губернатора, назначаемого
президентом, при формировании правительства носит чисто формальный
характер, так как он обязан назначить председателем правительства лидера
партии большинства в легислатуре штата, который и формирует правительство
по партийному принципу. Таким образом, в Индии правительство штата может
более эффективно осуществлять свою деятельность, опираясь на партийное
большинство в легислатуре штата, которое может в любой момент обеспечить
принятие нужных ему законов. В субъектах РФ нередки конфликты между
законодательной и исполнительной ветвями власти, представляющими разные
политические партии, что не лучшим образом сказывается на их деятельности.
В связи с этим, я думаю, России было бы логично заимствовать у Индии
принцип формирования правительств субъектов федерации.
В Индии также применяется особый порядок формирования верхних палат
легислатур штата, по которому небольшая часть депутатов назначается
губернатором из людей, обладающих специальными знаниями в различных
областях жизни. Безусловно, такой порядок был бы очень полезен для
субъектов РФ, так как знания этих депутатов нашли бы практическое
применение в разработке эффективно действующих законов.
Также субъектам РФ следовало бы позаимствовать у штатов Индии некоторые
меры дисциплинарного характера в отношении депутатов представительных
органов власти. Например, выплату им жалования только за каждое заседание,
в котором они принимали участие, и лишение мандата за непосещение заседаний
в течение 60 дней.
Субъектам обеих федераций, как я считаю, следовало бы окончательно
отказаться и от двухпалатных высших представительных органов власти, так
как они, как правило, являются очень слабыми органами власти и не играют
такой важной роли, как на федеральном уровне. К тому же их выборы
содержание ложатся дополнительным бременем на региональный бюджет.
Российской Федерации также необходимо осуществлять жесткий контроль за
надлежащей деятельностью органов государственной власти ее субъектов, для
чего развивать и совершенствовать институт федерального вмешательства. В
этом плане у Индии, которая так же, как и Россия, является
многонациональным государством и где очень сильны сепаратистские тенденции,
можно позаимствовать много ценного, в частности, институт прямого
президентского правления.
Таким образом, завершая обзор данной темы, можно сказать, что Россия
как по-настоящему федеративное государство развивается лишь в течение
десяти лет, поэтому представленная система органов государственной власти
нуждается еще в проработке, развитии и совершенствовании с учетом опыта
зарубежных стран, в том числе, возможно, и Индии.



Список использованной литературы.
1. Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова
Н.А; М, 1999 г.
2. Субъект РФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С.К; М, 2001 г.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г.
5. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон
“ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации от 6 октября 1999 г” от 19 июля 2000 г.
6. Индия – союз штатов. Семенова Н.И, Чичеров А.И; М, 1981 г.
7. Государственный строй Индии. Шарма Ш.П; М, 1992 г.
8. Основы конституционного права Индии. Басу, Дурга Дас; М, 1985 г.
9. Основы государственного права Индии. Кашкин С.Ю. М, 1986 г.
10. Конституционное право зарубежных стран. Чиркин В.Е. М, 1997 г.
11. Конституция Индии.
12. Конституция СССР 1977 г.
13. Государственное право Российской Федерации./ под ред. Кутафина О.Е; М,
1993 г.
14. Конституционное право Российской Федерации. Баглай М.В., Габричидзе
Б.Н; М, 1998 г.

-----------------------
[1] Государственное право РФ. / Под ред. Кутафина О.Е. М., 1993. Т. 1. С.
26.
[2] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ. Ст 4, п 1-4.
[3] Субъект РФ: правовое положение и полномочия. / Полянов С.К. М. 2001 г.
[4] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ. Ст 13, 14
[5] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 5, п 1-3.
[6] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 17, п 3.
[7] Там же, ст 18, п 5.
[8] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 19
[9] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 21.
[10] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 24, п 2.
[11] Конституционное право РФ. / Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. М. 1998 г.
стр 277.
[12] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 9, п 4.
[13] Федеральный закон об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов РФ, ст 29.
[14] Кашкин С.Ю. Государственное право Индии. М. 1986 г. стр. 35
[15] Конституция Индии, ст 207.
[16] Шарма Ш.П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 252
[17] Шарма Ш.П. Государственный строй Индии. М. 1992 г. стр 256
[18] Конституция Индии. ст. 169
[19] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 1997 г. стр.
506
[20] Конституция Индии. ст. 171
[21] Конституция Индии. ст 197, 198
[22] Басу, Дурга Дас. Основы конституционного права Индии. М. 1985 г. стр
458
[23] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М. 1997 г. стр 516





Реферат на тему: Следователь как субъект уголовного процесса

Содержание
Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-правовых
отношений………………………………………………………5
1.1. Понятие уголовно-правовых отношений…………………..5
1.2. Субъекты уголовно-правовых отношений……………….10
1.3. Круг должностных полномочий следователя……………14

Глава II. Роль следователя в процессе предварительного
расследования……………………………………………………………………….16
2.1. Предварительное следствие: общая характеристика….16
2.2. Система общих условий предварительного расследования и
характеристика их видов………………………………………….22

Глава III. Построение и применение следственных версий……..26
3.1. Принципы и методы построения следователем следственных
версий………………………………………………………………26
3.2. Классификация следственных версий……………………..32
3.3 Процесс перехода следственных версий от построения

к проверке и их применению………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………38
Список использованных источников и литературы………………..40
Введение.
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций
демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и
приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как
будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не
только с созданием современного законодательства, обеспечением законности
деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но с
преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося
на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и,
главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого
человека. Это потребует высокопрофессионального состава юристов и
достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц,
занятых юридической деятельностью. Общественная полезность и престижность
этой деятельности значительно возрастает в период революционных
преобразований, социальной реконструкции общества, его новых экономических
и политических направлений развития. Все вышесказанное в полной мере
относится к фигуре следователя, образ которого целенаправленно
популяризируется в последнее время средствами массовой информации. Крайняя
общественная необходимость и полезность работы следователя сопряжена с
большой ответственностью за принимаемые им решения, используемые принципы и
методы расследования. Именно поэтому обстоятельства при которых следователь
реализует круг своих должностных обязанностей всегда были и останутся
отдельной темой для исследования.
Целью данной курсовой работы является всестороннее исследование
следователя – как субъекта уголовного процесса. Достичь поставленной цели
можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность
которых должна, по мнению автора, составить структурную основу работы:
Во-первых, необходимо рассмотреть общую характеристику понятия и
субъектов уголовно-правовых отношений, выделить круг должностных полномочий
следователя;
Во-вторых, проанализировать роль следователей в процессе
предварительного расследования;
В-третьих, исследовать проблему построения следственных версий
обстоятельства их классификации, проверки и реализации на практике.
В процессе выполнения курсовой работы автор использовал следующий круг
источников: Уголовный кодекс РФ, с изменениями и дополнениями; Уголовно-
процессуальный кодекс РФ (с дополнением на 20.11.99г.); Полный сборник
кодексов РФ; Ведомости Съезда народных депутатов РФ, Верховного Совета РФ,
Государственной думы РФ. В работе также задействованы труды представителей
отечественной юридической науки, участвовавших в разработке исследуемого
вопроса: Андреева В.В., Васильева А.М., Галкина Б.А., Строгович М.С.,
Кобликова А.С., Рыжакова А.П. и др. Важно отметить не случайность
задействования работ относящихся к разным историческим периодам и школам в
отечественной юридической науке. По мнению автора, это дает возможность
исследовать вопрос не только всесторонне, но и в процессе исторической
преспективы.

Глава I. Общая характеристика понятия и субъектов уголовно-процессуальных
отношений.
1.1. Понятие уголовно-процессуальных отношений
Уголовно-процессуальные отношения – это те отношения, которые
регламентируются нормами уголовно-процессуального права устанавливающего
определённые права и соответствующие им обязанности участвующих в процессе
государственных органов должностных лиц,, общественных организаций и
отдельных граждан.
Уголовно-процессуальные отношения являются частью процессуальных
отношений, которые можно характеризовать, следующим образом:
1) процессуальные отношения могут существовать не иначе как в форме
правовых;
2) в процессе реализации процессуальных отношений применяются не
только нормы процессуального, но и нормы материального права;
3) для всех процессуальных отношений в совокупности существует общий
объект, для каждого индивидуального правоотношения - специальный объект;
4) процессуальным отношениям свойственны системность и
множественность;
5) процессуальные правоотношения многосубъектны. [1]
Наряду со свойствами, присущими всем процессуальным отношениям и по-
разному проявляющимися в различных видах процессуальных отношений (уголовно-
процессуальных, гражданских процессуальных), существуют особые признаки
(свойства, особенности), присущие лишь каждому виду процессуальных
отношений.
К признакам, присущим уголовно-процессуальным отношениям относятся
следующие:
1) уголовно-процессуальные отношения играют служебную роль по
отношению к уголовным материальным правовым отношениям, что обусловлено
тем, что первые служат средством установления вторых;
2) всем уголовно-процессуальным отношениям в совокупности и каждому из
них в отдельности свойственно публично-правовое начало;
3) движению и развитию уголовно-процессуальных правовых общественных
отношений свойствен много стадийный характер;
4) уголовно-процессуальные правоотношения изменяются, уголовные
материальные правовые общественные отношения стабильны;
5) состав центрального уголовно-процессуального отношения обусловлен
соответствующими компонентами материального правоотношения;
6) уголовно-правовые отношения непрерывны (перманентны); уголовно-
процессуальные отношения могут быть прерывистыми (дискретными).[2]
В отличие от материальных правоотношений, каждое из которых может
существовать само по себе, процессуальные отношения существуют лишь в
системе, они связаны между собой, взаимообусловлены.
Подчеркивая множественность отношений, складывающихся на разных
этапах уголовного судопроизводства, необходимо всегда иметь в виду, что эти
отношения не разрозненны, а взаимосвязаны и взаимообусловлены: одни сменяют
другие, которые в свою очередь вызывают к жизни иные отношения. Например,
отношение между следователем и обвиняемым, представляя собой результат
функционирования комплекса процессуальных отношений, порождает множество
других отношений: между следователем и обвиняемым, между следователем и
защитником обвиняемого, между прокурором и следователем, между защитником и
прокурором и т. п. Столь тесная взаимосвязь и зависимость процессуальных
отношений позволяет сделать вывод о наличии в уголовном судопроизводстве
системы уголовно-процессуальных отношений.
В связи с этим хотелось бы отметить следующее. Например, гражданскому
процессу не свойственна многостадийность в той мере, в какой она присуща
уголовному судопроизводству. Нет в гражданском процессе стадий возбуждения
уголовного дела, дознания и предварительного следствия, предания суду. В
силу этого субъектом всех процессуальных отношений является один
представитель власти - суд (в уголовно-процессуальных отношениях субъектом
может быть суд, следователь, начальник следственного отдела, прокурор,
лицо, производящее дознание).
Изложенное позволяет сделать вывод о недопустимости автоматического
перенесения рассматриваемой конструкции в область уголовного процесса.
В процессе уголовного судопроизводства функционирует множество
отношений. Будучи индивидуализировано, каждое из них играет определенную
роль в общей системе уголовно-процессуальных отношений. В систему отдельные
правоотношения объединяет общий объект, т. е. содержание материально-
правового отношения. Требования УПК РСФСР достаточно определенно убеждают в
этом: акцентируя внимание на необходимости установить состав преступления,
они тем самым предписывают установить уголовно-правовое отношение. Именно
это, а не отвлеченная идея единого уголовно-процессуального отношения
объединяет процессуальные отношения в систему.
Сказанное, однако, не означает, что каждое из слагаемых этой системы
не имеет самостоятельного значения. Больше того, каждое процессуальное
отношение имеет только ему присущие содержание, объект и субъектный состав.
Сообразно этому мы считаем методологически оправданной попытку
классифицировать эти отношения:
1) отношения между органом власти и обвиняемым (подсудимым);
2) отношения между органами власти в сфере уголовного судопроизводства
(между следователем и органом дознания, прокурором и следователем, судом и
прокурором и т. п.);
3) отношения между органами власти, с одной стороны, и лицами,
защищающими свои процессуальные или иные интересы в уголовном процессе, а
также их защитниками или представителями - с другой;
4) отношения органов власти со свидетелями и экспертами, т. е. лицами,
привлекаемыми в сферу судопроизводства ввиду их возможности дать показания
(заключение);
5) отношения между органами власти и иными гражданами (специалистами,
понятыми, переводчиками и т. п.);
6) отношения между органами власти и представит

Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамида (Математика)


Реферат: Заикание, причины, профилактика (Педагогика)


Реферат: Управленческий учет в системе менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Изменение Картины Мира у наркозависимых лиц (Психология)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Бухгалтерский учет)


Реферат: Институт наследования по завещанию: история и современное правовое регулирование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)


Реферат: Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Литература)


Реферат: Апокатастасис и "Благое молчание" в эсхатологии св. Максима исповедника (Apokatastasis and «Honorable silence» in the eschatology of st. Maximus the confessor) (Религия)


Реферат: Расчёт баланса (Аудит)


Реферат: Культура Китая Древность и средневековье (Искусство и культура)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)


Реферат: Проблемное обучение (Педагогика)


Реферат: Методичні аспекти аналізу та аудиту фінансової звітності підприємства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка ресурсосберегающих технологий и режимов на городском электрическом транспорте (Транспорт)


Реферат: Системы счисления (Цифровые устройства)


Реферат: Учет затрат в животноводстве (Бухгалтерский учет)


Реферат: Конт (Социология)


Реферат: Совершенствования технологических процессов переработки зерна в муку и крупу (Технология)


Реферат: Размножение (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист