GeoSELECT.ru



Предпринимательство / Реферат: Ценовая дискриминация (Предпринимательство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ценовая дискриминация (Предпринимательство)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Обнинский филиал



КУРСОВОЙ ПРОЕКТ


по дисциплине
«Микроэкономика»

тема:
«Ценовая дискриминация»



Студент дневного отделения

2 курса
_________________

(подпись)


Руководитель
профессор
_________________ В. Н. Тябин

(подпись)



ОБНИНСК – 2001


Содержание:

|Введение. |3 |
|Что понимают под ценовой дискриминацией? |4 |
|Когда и почему товар продается по одинаковым ценам. Единая цена |5 |
|товарного рынка. | |
|Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации. |6 |
|Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации. |6 |
|Типы ценовой дискриминации. |8 |
|П Р И М Е Р: | |
|Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация. |14 |
|Заключение. |21 |
|Список литературы. |22 |

Введение.
Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все
единицы продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени,
реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является
абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа
продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин,
расположенный на территории университетского городка (типичная монополия),
стал вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по
одной цене, а всем остальным - с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается
так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать
эти книги для их последующей перепродажи старшекурсникам по сходной цене.
Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.
Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной
цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей
на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей,
отражают не различия в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом
к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую
дискриминацию.
Так, театр, устанавливающий цену на билет в 5 долларов для взрослых и
3 доллара для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки
театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на
бензоколонке, где цена одного галлона бензина на 4 цента ниже, если клиент
платит наличными, а не с помощью кредитной карточки. Здесь просто
учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.[1,
c.205]

Что понимают под ценовой дискриминацией?
Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что
означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику
установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в
ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике
какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного
покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных
продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его
условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения
продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на
основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же
продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не
связаны с дискриминацией.
Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать
все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую
единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и
тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества
товара, так и разные покупатели.
Сделанный в определении акцент на отсутствие связи ценовых различий с
затратами не случаен. Цены реальных сделок обычно отличаются друг от друга
из-за несовпадения условий доставки, страховки, упаковки, кредита,
дополнительного сервиса, комплектации, а также по причине обеспечения
изготовителем особых качественных характеристик изделия в соответствии с
индивидуальными запросами потребителей. В тех случаях, когда покупатель
оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих
затрат, ценовые различия, не являются дискриминационными. И наоборот,
оплачивая то, что не требует дополнительных расходов, покупатель
подвергается ценовой дискриминации.
Когда и почему товар продается по одинаковым ценам. Единая цена
товарного рынка.
Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает
достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные
сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда
совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том и порешили!
Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать
единой ценой товарного рынка.
Для этого необходимо прежде всего формирование определенного
экономического пространства с относительно устойчивым составом участников
сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы
определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как
поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно
предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава
покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное
изменение условий спроса и предложения.
На этом фундаменте главная причина, выравнивающая цены, - конкуренция.
Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы.
Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но
и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные
преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять
место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой
покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения
другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и
возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно
одинаковым ценам.


Общие предпосылки возникновения ценовой дискриминации.
И так, все то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных
отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает
предпосылки для ценовой дискриминации.
Если ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий
рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования -
приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому
усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за
общей кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных
ценностных оценок потребителей при разных бюджетных возможностях. Это
значит, что при единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые
заплатить больше за то же количество товара.
Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не
отказались бы от покупок совсем, а купили бы меньшее количество единиц
товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают за
предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.
И еще. Географически и институционально обособленные рынки создают
естественную базу ценовых различий, если фирма имеет возможность
одновременного выхода на эти рынки.
Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации.
Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности
фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой
дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как
ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия.[5]
1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по
крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть
некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.[2,
c.106]
Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где
фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с
количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так
что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового
диктата ограничены.[5]
2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные
классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность
платить за продукт. Это выделение покупателей обычно основывается на
различной эластичности спроса, что впоследствии прояснят примеры.
3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.
Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко
перепродать на участке рынка с высокими ценами, Происходящее в результате
снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами.
Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это,
верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или
юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой
дискриминации. [2, c.106]
Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в
контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная
структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная
назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить
потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими
спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою
продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться
стратегией ценовой дискриминации.[1, c.106]
Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для
продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может
назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность
покупателя на глаз.
Издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны
превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности,
изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший
возможность лично назначать цены, - все это дело дорогое и не всегда
оправданное.
Типы ценовой дискриминации.
В зависимости от того, насколько полно реализуется каждое из этих
условий и насколько удачно они сочетаются между собой, можно говорить о
разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной
линии поведения фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при
благоприятном стечении обстоятельств дает возможность назначения
индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в
соответствии с индивидуальными кривыми спроса. Наиболее мягкая форма
дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп
покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных
положений: установление различных цен на отдельные партии товара,
индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп
покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой
дискриминации.[5]
Совершенной ценовой дискриминацией (дискриминацией первой степени)
называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса, то есть
устанавливаются разные цены на каждую продаваемую единицу товара.[3] Каждый
покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную
индивидуальной цене спроса.[5] Если продавцу это удается, то кривая
отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом
случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован
в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек
достается продавцу в виде добавочной прибыли.
Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается
редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции,
а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что
минимально необходимое количество электроэнергии и тепла потребители
возьмут по очень высоким ценам, а если на последующие порции своей
продукции она будет снижать цены, то общий объем выручки и, возможно,
прибыль возрастут. В этом суть ценовой дискриминации по объему покупки
(дискриминацией второй степени) Тот факт, что индивидуальная цена спроса с
увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из
установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является
практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.[3]
Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени)
означает установление разных цен для разных категорий покупателей
(сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко
идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и
т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он
преобладает.
Модель совершенной ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-
монополистом, показана на рис.1. Если монополия назначает единую цену для
всего товарного рынка, то при оптимальной для нее цене Р1 объем
производства устанавливается на уровне QB. Увеличивать производство дальше
не имеет смысла: предельная выручка становится меньше предельных затрат
(МС). При этом излишек потребителей равен площади треугольника Р1АВ.
Совершенная ценовая дискриминация означает, что каждая единица товара
продается по максимально возможной цене, равной цене спроса. Теперь с
ростом продаж потери от снижения цен на все единицы товара отсутствуют, и
кривая предельной выручки МДпд совпадает с кривой спроса (D). Монополисту
становится выгодно увеличивать объем производства и продаж (за счет
снижения цены на каждую последующую единицу товара) до тех пор, пока цена
не опустится до величины P2, равной предельным затратам. Общий объем
производства возрастает с QB до QE. Это столько же, сколько производилось
бы в условиях совершенной конкуренции. Однако монополист перераспределяет в
свою пользу весь излишек потребителя. Общая величина излишка становится
равной площади фигуры, ограниченной осью ординат и кривыми МС и D (GAEF). В
случае совершенной конкуренции при единой цене товарного рынка Р2
покупатели сохранили бы излишек, равный площади треугольника Р2AE.
[pic]

Рис. 1. Совершенная ценовая дискриминация
При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует
прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из
сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.
Предположим, что монополист может разделить рынок своей продукции на
два сегмента, причем переток товара с одного сегмента на другой невозможен.
Рис. 2,а отражает спрос на продукцию монополиста на сегменте с более
эластичным, а рис. 2,б - на сегменте с менее эластичном спросом.
[pic]

Рис. 2. Предельная выручка монополии на сегментированном рынке.

а - на сегменте 1; б - на сегменте 2; в - на рынке в целом
Нам необходимо прежде всего выяснить, как в этом случае монополист
распределяет свой общий объем реализации между двумя сегментами рынка.
Понятно, что максимизирующий прибыль монополист должен распределить
некоторый объем реализации между двумя рынками таким образом, чтобы общая
выручка от реализации продукции была максимальной. Каково же условие
максимизации общей выручки? Представим себе, что монополист распределил
реализацию между рыночными сегментами так, что предельная выручка на
сегменте рынка MR1 больше предельной выручки на сегменте MR2. Тогда
монополист может увеличить общую выручку, перебросив одну единицу продукции
с сегмента с низкой предельной выручкой на сегмент с более высокой
предельной выручкой. При этом объем реализации монополиста останется
неизменным, а общая выручка возрастает. Если и после этого MR1 все же будет
больше MR2 процесс максимизации выручки может быть продолжен переброской
еще одной единицы продукции на рынок с более высокой предельной выручкой.
|MR1 = MR2, |(1) |


Только если никакое перераспределение объема реализации между
сегментами рынка не позволит монополисту увеличить общую выручку, а
следовательно, и прибыль. Условие (1) верно для распределения любого
выпуска. Поскольку дополнительная единица товара, проданная на любом из
сегментов рынка, приносит фирме одинаковую дополнительную выручку, равную
предельной выручке на каждом из сегментов, предельная выручка фирмы на
сегментированном рынке в целом также будет равна этой величине:
|MR1(Q1) = MR2(Q2) =MRЕ(Q) |(2) |


При этом
|Q = Q1 + Q2. |(3) |


Следовательно, кривая предельной выручки монополиста представляет
собой горизонтальную сумму кривых предельной выручки обоих секторов рынка
(рис. 2,в). Заметим, ход приведенных выше рассуждений полностью аналогичен
ходу рассуждений, с помощью которых мы показали, что монополист,
осуществляющий выпуск продукции на нескольких заводах, всегда распределяет
свой объем производства между этими заводами так, что предельные затраты по
выпуску продукции на всех заводах равны между собой.
Попробуем теперь определить, при каких объемах реализации и ценах на
каждом сегменте рынка монополист получает наибольшую общую прибыль.
Рассмотрим рис. 3. Как известно, монополист получает максимальную прибыль
при таком объеме выпуска (Q), при котором MRЕ = MC. В нашем случае
монополист должен еще распределить этот объем между сегментами рынка,
причем оптимальным, как мы знаем, является такое распределение, при котором
MR1 = MR2 = MRE .Монополист выполняет это условие (а следовательно,
максимизирует общую прибыль), реализовав на первом сегменте рынка Q1 единиц
продукции по цене P1, а на втором сегменте Q2 по цене Р2.
[pic]

Рис. 3. Ценовая дискриминация на сегментированном рынке
Цена, устанавливаемая монополистом на сегменте с более эластичным
спросом, ниже, чем цена на сегменте с менее эластичным спросом: P1 < Р2.
Покажем, что это утверждение справедливо во всех случаях.
|MRE = P(1 - 1/ ?). | |


Осуществляющий ценовую дискриминацию монополист распределяет объем
реализации между сегментами рынка так, что MR1 = MR2. Следовательно,
|P1(1 - 1/ ? 1) = P2(1 - 1/ ? 2). |(4) |


Пусть спрос на первом сегменте более эластичен, чем на втором:
|? 1 > ? 2. |(5) |


Это означает, что
|(1 - 1/ ? 1) > (1 - 1/ ? 2). |(6) |


Тогда из (4) и (6) следует
|P1 < Р2. |(7) |


Таким образом, монополист всегда устанавливает на сегменте с более
эластичным спросом цену ниже, чем на сегменте с менее эластичным спросом.
Из выражения (4) можно сделать еще один весьма важный вывод. Если
эластичность спроса на обоих сегментах рынка одинакова, то и цены,
устанавливаемые монополистом, также будут одинаковы, т. е. ценовая
дискриминация потеряет для максимизирующего прибыль монополиста всякий
смысл. Таким образом, различная эластичность спроса на разных сегментах
рынка является важнейшим условием для осуществления монополистом ценовой
дискриминации.
Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет
к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема
продаж. Однако ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем
производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить
потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных
слоев населения.[5]
Тарифы на электрическую энергию и ценовая дискриминация.
Электрическая энергия - важнейшее благо, без которого невозможно
обойтись ни в производстве, ни в быту. Каждый из нас в той или иной мере
является потребителем электрической энергии или потребителем товаров,
произведенных с ее использованием.
Стандартность качества электроэнергии как товара и, следовательно,
отсутствие дифференциации продукта, с одной стороны, а также невозможность
ее перепродажи - с другой, вроде бы исключают все факторы ценовых различий,
кроме ценовой дискриминации.
Однако электрическая энергия как товар имеет ряд особенностей, которые
существенно влияют на формирование затрат при ее производстве, и именно
различия в затратах иногда лежат в основе различий платы за ее
использование (тарифов).
Рассмотрим сначала особенности электрической энергии с точки зрения
потребителя. В отличие от других благ мы ее получаем точно в тот момент
времени, когда в ней возникает потребность, и так же мгновенно можем
прекратить ее поступление, нажав на выключатель. Это отличие электрической
энергии от других благ существенно. Вы не можете, например, нажав на какую-
то кнопку, мгновенно получить конфеты, велосипед или какие-то другие блага;
кроме того, не можете, удовлетворив свою потребность, мгновенно отказаться
от них, сделать так, чтобы невостребованная их часть в данный момент
исчезла.
Можно подвергнуть сомнению это утверждение, приведя в качестве примера
водопроводную воду. Действительно, если вода нужна - кран открывается, не
нужна - закрывается. Благо и в этом случае поступает в зависимости от
потребности и прекращает поступать, когда она исчезает. Если смотреть
только со стороны потребителя, то разница действительно невелика. Однако,
чтобы глубже разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к процессу
производства этих благ.
Природа создала огромные запасы воды как в открытых, так и закрытых
подземных водоемах, где невостребованное в данный момент благо может
храниться, накапливаться и по мере необходимости использоваться. Человеком
была создана только система забора, очистки, хранения и доставки воды к
местам ее потребления (водопровод).
Электрическая энергия, которая используется в настоящее время, не
является продуктом природы. Она создана человеком. Техника и технология ее
получения не позволяют накапливать электрическую энергию впрок, и поэтому
процесс производства практически совпадает во времени с процессом
потребления. (Электротехника позволяет в небольших количествах накапливать
и хранить электрическую энергию в специальных устройствах, называемых
аккумуляторами. Однако дополнительные затраты, связанные с этим, велики.
Для того чтобы оценить их, достаточно сопоставить плату за электрическую
энергию, получаемую из сети и от аккумуляторов любого типа. Существенны
дополнительные затраты и при создании аккумулирующих электрических
станций.).
Потребление электрической энергии значительно изменяется в течение
суток. Понятно, что в ночные часы оно существенно ниже, чем в утренние и
дневные, так как количество потребителей и объемы их потребления снижаются
как в промышленности, так и у населения на бытовые нужды. Но в дневные часы
существуют периоды, когда потребление электрической энергии является
максимальным у большинства потребителей. Эти периоды принято называть
часами совмещенного максимума. Энергопредприятия вынуждены удовлетворять
спрос на электрическую энергию по мере его возникновения, и, следовательно,
в часы совмещенного максимума возникает необходимость вводить в действие
дополнительные (резервные) мощности. Постоянные затраты, связанные с
наличием на энергопредприятиях резервных мощностей, увеличивают средние
общие затраты энергопредприятий и энергосистемы в целом. Причем резервные
мощности имеются не на всех электростанциях, объединенных в энергосистему;
поэтому там, где их нет, производство электроэнергии обходится дешевле,
что, однако, не является результатом более эффективной работы таких
электростанций.
В энергетике существует четкое деление затрат на постоянные
(амортизация, заработная плата обслуживающего персонала и др.) и
переменные, которые в основном определяются топливной составляющей затрат.
Некоторые экономисты считают, что средние общие затраты на
производство электрической энергии возрастают во время пиковой нагрузки в
связи с тем, что для удовлетворения потребности в этот период
энергопредприятия должны пускать в ход устаревшие, более дорогие методы
производства. Однако с таким объяснением трудно согласиться, ибо если
принять эту точку зрения, то при наличии современных резервных мощностей
проблемы оплаты электроэнергии в часы совмещенного максимума не
существовало бы. Величиной, определяющей возрастание средних общих затрат
на производство в пиковые часы нагрузки, являются постоянные затраты на
содержание резервных мощностей; средние переменные затраты в этот период
могут оставаться неизменными.
Это и определяет обоснованность установления двух тарифов. По одному
оплачивается электроэнергия в обычные часы, а по повышенному - в часы
пиковых нагрузок, т.е., потребляя ее в этот период времени, необходимо
дополнительно оплатить энергопредприятию постоянные затраты на содержание
резервных мощностей. Если установить единый тариф на уровне средних общих
затрат с учетом стоимости резервных мощностей, то потребители, которые не
увеличивают потребление в часы совмещенного максимума, будут
"переплачивать", а остальные - "недоплачивать". Кроме того, исчезнет стимул
к более равномерному потреблению электроэнергии по времени суток, которое
позволило бы уменьшить затраты на создание резервных мощностей.
Обратимся к графическому анализу ценообразования по пиковой нагрузке
(англ. реасk-lоаd pricing), представленному на рис. 4. Условно примем, что
все электростанции разделены на две группы: первая группа работает
непрерывно; вторая группа работает только в часы совмещенного максимума.
Линии АСn и АСd отражают соответственно средние затраты на производство
"ночной" (первая группа станций) и "дневной" (вторая группа)
электроэнергии, т. е. производимой дополнительно в часы совмещенного
максимума. Линии МСn и МСd, предельные затраты на производство дневной и
ночной энергии, совпадают (МС). Соответственно линии Dn и Dd отражают
"ночной" (постоянный в течение суток) и "дневной" (дополнительный в часы
совмещенного максимума) спрос на электроэнергию. Объем производства
"ночной" (Qn) и "дневной" (Qd) электроэнергии определяется точками
пересечения соответствующих линий предельной выручки МRn и MRd линией
предельных затрат (МС). Следовательно, цены "ночной" и "дневной"
электроэнергии Рn и Pd максимизируют прибыль.
[pic]

Рис. 4. Ценообразование по пиковой нагрузке
Итак, на один товар, электроэнергию, устанавливается две цены. И
следовательно, имеет место ценовая дискриминация? Одни экономисты дают
утвердительный ответ и говорят, что ценовая дискриминация в этом случае
приобретает особую форму - дискриминации во времени. Другие экономисты
считают, что поскольку различие в ценах обусловлено различием в затратах,
то этот случай не подпадает под общепринятое определение ценовой
дискриминации. В реальности рынки "ночной" и "дневной" электроэнергии не
отделены зримыми границами. Для их более точного разграничения требуются
счетчики электрической энергии, которые фиксируют не только количество
потребленной энергии, но и время ее потребления. На Западе такие счетчики
широко используются. В России их внедрение только начинается. Поэтому
применяется двухставочный тариф. В двухставочном тарифе размер платы
состоит из двух частей: основной годовой платы за максимально заявленную
мощность, которая характеризует участие потребителя в формировании
совмещенного максимума энергосистемы, и дополнительной - за фактически
потребленную электроэнергию. Ставка основной платы рассчитывается так,
чтобы покрывались условно-постоянные затраты энергосистемы; дополнительная
плата должна компенсировать условно-переменные затраты. Использование
двухставочного тарифа, хотя и стимулирует более равномерное потребление
электроэнергии по времени суток, все же приводит к тому, что одни
потребители недоплачивают, а другие переплачивают по отношению к
фактическому потреблению в часы совмещенного максимума.
Какова бы, однако, ни была форма тарифов, первооснова различий цен
остается одна и та же - различие в спросе на "ночную" и "дневную"
электроэнергию, которое ведет к различию в затратах на ее производство.
Если мы не нашли ценовой дискриминации (в общепринятом смысле) в
различии тарифов по времени суток, то это не означает, что ее нет внутри
"дневного" и "ночного" рынков. Так, промышленные предприятия в России
платят по значительно более высокому тарифу, чем население. Жильцы квартир
с электрическими и газовыми плитами оплачивают расход электроэнергии по
разным тарифам, что в известной степени оправдано в условиях неразвитого
рынка жилья (если бы тарифы были одинаковы, то различной была бы цена жилья
при прочих равных условиях). Разные тарифы применяются также в часы
совмещенного максимума для промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
При обсуждении рис. 4 мы подразумевали, что в качестве монополиста
выступает частная фирма. В CCCР в качестве монополиста выступало
государство, которое определяло тарифы на электроэнергию для различных
потребителей. На рис. 4 частный монополист максимизирует прибыль.
Государство может иметь другие цели, например максимизацию объема
производства при нормальном уровне рентабельности. В этом случае тарифы
будут установлены на уровне средних общих затрат в точке пересечения линии
АС с линией спроса. Поэтому повышенные тарифы для предприятий могут быть
нацелены на компенсацию убытков от продажи электроэнергии населению по
пониженным тарифам, что и имеет место в России, Отметим, что в развитых
странах картина иная - население платит по более высоким тарифам, чем
фирмы. Почему? Мы знаем, что цена выше на том рынке, где эластичность
спроса ниже. Спрос населения на электроэнергию менее эластичен по ряду
причин: во-первых, населению сложнее, чем предприятиям, заменить один вид
энергии другим, например перейти с электричества на газ; во-вторых, крупные
предприятия могут частично самообеспечиваться электроэнергией; в-третьих,
возможности сбережения электроэнергии также выше у фирм, чем у населения.
Конечно, целесообразность той или иной формы ценовой дискриминации
должна быть подкреплена экономическими расчетами. Ведь повышенные тарифы
для предприятий перейдут в повышенные затраты на производство товаров и,
возможно, более высокие розничные цены для тех же потребителей. Непросто
ответить на вопрос, будет ли при этом достигнут желательный для государства
социальный эффект.[5]
Заключение.
Нам часто приходится сталкиваться в жизни с разными ценами на один и
тот же товар. Ценовая дискриминация - только одна из множества причин
ценовых различий. В своей работе я рассмотрела, как она проявляется в
тарифах на электрическую энергию. В других отраслях ценовая дискриминация
принимает другие формы и преследует иные цели, исследование которых не
менее занимательно и поучительно.
Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди
испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в
самолете, заплатил за билет меньше, чем они.
Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты
на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Есть
много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и
положительные стороны, что нередко и она способствует достижению большей
справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой
дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой
упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Список литературы:

1. Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.
– 496с.
2. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
2т: пер. с англ. т.2. – М., 1996.- 400с.
3. Габиш Г., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.
Микроэкономика. Электронный учебник.
http://www.uef.ru/rus/parts/microeconomics/chap4/46left.htm
4. 50 лекций по микроэкономике: Часть III http://50.economicus.ru





Реферат на тему: Ценообразование
1. эластичность спроса и предложения
Эластичность -важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость
изменения величины спроса от изменения различных факторов ( цены, дохода и
др.). Это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к
изменениям цены товара. Спрос эластичен, если он сформировался при условии,
что изменение его объема (в %) превышает процентное отношение снижения цен.
К эл. Больше 1. В случае, когда степень снижения цен превышает показатель
спроса на товары и услуги, спрос неэластичен. Коэф-т эластичности меньше 1.
Если показатели падения цен и увеличения спроса, выраженные в процентах,
равны, то-есть рост объема спроса лишь компенсирует снижение уровня цен,
эластичность спроса
равна 1.
Факторы, влияющие на эластичность:
наличие хороших заменителей товаров
удельный вес в бюджете потребителя
размер дохода
качество товаров
размеры запаса


2.Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена
Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах
товаров, при которых покупатели хотят купить, соответствует количеству,
которое продавцы хотят продать. Цена равновесия -цена такого уровня, при
котором предложение соответствует спросу. Рассмотрим ценообразование на
конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.

С (спрос) П (предложение)
избыток товара
дефицит товара

на графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар.
На рынке автоматически установится цена Црын, при которой величина спроса
Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по
цене Ц 1, которая ниже Црын, то спрос С 1 окажется большим, чем предложение
П 1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена
вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со
спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше
равновесной Црын, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется
избыток товара, равный 1П-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до
тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.
Смысл равновесия: в точке пересечения (в точке равновесия) совпадает
количество, которое потребитель желает купить, а производитель продать. И
только при такой цене, когда эти планы продажи и покупок совпадают, цена не
имеет тенденции к изменению.
Закон рыночного равновесия: фактор цены на данный товар в ситуации
рын.равновесия не ведет к его нарушению, т.к. избыток предложения и дефицит
равны нулю. Стабильное равновесие - состояние, отклонение от которого
приводит к возвращению в это же состояние. Конкурентная цена - цена
равновесия, образованная на конкурентном рынке.
Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на
товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена,
соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется
свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от
законов рынка.



3.КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И ФУНКЦИИ.
Слово конкуренция в переводе с латинского означает столкновение,
состязание. В переводе на экономический язык конкуренция-это борьба между
участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за
выгодную сделку, т.е. это соперничество между людьми, фирмами,
организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же
цели.
Предмет конкуренции- товар, посредством которого соперники стремятся
завоевать потребителя и его деньги.
Объект конкуренции - это потребитель и покупатель, за расположение
которого борются на рынке противоположные стороны.
В зависимости от социально-экономических отношений, сложившейся в той или
иной стране, можно выделить неодинаковые типы и виды конкуренции. В
хозяйствах, основанных на частной собственности, развиваются несколько
основных видов конкуренции:
. простых товаропроизводителей;
. единоличных капиталов:
. монополий:
. национальных капиталов;
. интернациональных капиталов.
Для бывших соц. стран с развитыми рыночными отношениями характерны такие
виды:
между индивидуальными изготовителями товаров:
между крупными товаропроизводителями (государственными и коллективными
предприятиями, акционерными обществами, стремящимися получить побольше
прибыли;
между региональными экономическими образованиями;
между предприятиями СНГ;
с иностранным капиталом. Конкуренция в сфере маркетинга бывает -нескольких
видов:
функциональная конкуренция (товары, с помощью которых можно удовлетворить
потребность, выступают конкурентными друг другу;
видовая конкуренция(результат того .что имеются товары обслуживающие одну
и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким то существенным
характеристикам:
предметная конкуренция (возникает по тому. что производители создают
одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые по
качеству). Функции:
выявление и установление рыночной стоимости товара:
выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в
зависимости от различных затрат труда:
регулирование перелива средств между отраслями и производствами.



4.ИНФЛЯЦИЯ., ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ИНФЛЯЦИИ
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное
диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся,
прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что
ведет к перераспределению национального дохода а пользу определенных
социальных групп. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ.
1. неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесцениванию
денег, снижению их покупательной способности.
2. понижение курса национальной денежной единицы по отношению к
иностранным.
3. увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Природа возникновения - несоответствие между обращением товарной и
денежной массы, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных
наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами. В некоторых случаях
применяется специальный термин инфляционная экономика, чтобы подчеркнуть
многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сферы
народного хозяйства и самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ: рост цен на мировом рынке на топливо и благородные
металлы, неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях
значительного импорта зерновых.
ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ: деформация народнохозяйственной структуры, дефицит
бюджета, эмиссия и увеличение скорости обращения денег.
ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ:
1)."инфляция покупателей" (инфляция спроса) Избыточный спрос приводит к
взлету цен.
2)."инфляция продавцов" (инфляция предложения, инфляция издержек. В этом
случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут
издержки (в силу повышения заработков, удорожания сырья и топлива и др.).
В реальном мире ситуация гораздо сложнее, и разделить два вида инфляции
весьма сложно. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока существуют
чрезмерные общие расходы, а инфляция издержек сама себя ограничивает: из-за
уменьшения предложения реальный объем национального продукта и занятости
сокращается, и это ограничивает дальнейшее увеличение издержек.
ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
1. Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы
роста цен, примерно до десяти или несколько более процентов в год. Такого
рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой. И
она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам
Европейского сообщества составил за последние годы около 3 - 3.5%.
2.Голопирующая инфляция в отличие от ползучей становится
трудноуправляемой. Темп ее роста выражается, как правило, двузначными
цифрами (до 100% в год).
3. Гиперинфляция - ежегодный темп прироста цен свыше 100%. Особенность
гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные
функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не
действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается
невероятная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или
притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но
однозначных методов борьбы с гиперинфляцией нет.



5.Издержки производства, их виды и структура
Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или
доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы
отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах.
Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет
в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их
называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они
отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных
платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или
неявными. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда,
отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки
производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от
количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают
издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления
продукта (услуги). Постоянные издержки производства - такие издержки,
величина которых не меняется в зависимости от изменения объема
производства. Постоянные издержки связаны с функционированием
производственного оборудования фирмы, даже если фирма ничего не производит.
К постоянным издержкам относится оплата обязательств по облигационным
займам, рентные платежи, отчисления на амортизацию, страховые взносы,
зарплату. Переменные издержки - такие издержки, величина которых меняется в
зависимости от изменения объема производства. К ним относятся затраты на
сырье, топливо, энергию, транспорт, трудовые ресурсы. Прирост суммы
переменных издержек, связанных с увеличением объема производства на одну
единицу, не является постоянным. Общая сумма издержек - это сумма
постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. Она будет
уменьшаться при увеличении объема производства и нарастать при уменьшении
предельной производительности. Переменными издержками предприниматель может
управлять, постоянные - находятся вне контроля фирмы. Средние издержки -
издержки в расчете на единицу продукции. Они используются для формирования
цены. Средние постоянные издержки определяются путем деления суммарных
постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние
переменные издержки определяются путем деления суммарных переменных
издержек на кол-во произведенной продукции. Средние общие издержки можно
рассчитать путем деления суммы общих издержек на кол-во продукции.
Предельные издержки - дополнительные или добавочные издержки, связанные с
производством еще одной единицы продукции. Предельные издержки помогают
определить предельную загруженность, выше которой производство не
эффективно. С помощью предельных издержек можно определить минимальный
эффективный размер предприятия.
Издержки обращения - затраты, связанные с доставкой продукции потребителю.
Производительные - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты,
обусловленные сменой форм стоимости.



6.Прибыль и факторы, влияющие на ее размер
Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной
от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее
всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:
1)балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной
деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая
прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные
издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных
изделий.
2)экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и
экономическими издержками (внешними и внутренними).
Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью
произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной
себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после
выплаты платежей в бюджет и банки и вышестоящие органы.
Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия.
Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до
потребителя. Производительные - транспорт, хранение, подработка, чистые -
затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и
др. Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда,
амортизация.
Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень
рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства,
обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и
осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также
снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.
Рентабельность показатель экономической эффективности производства,
характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени.
Рассчитывается как отношение прибыли к затратам.



7.Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг
управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках
рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в
процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью,
полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в
условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка,
без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти
такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм
ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под
рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но среди них есть
наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном
рынке, где действует закон спроса и закон предложения.
На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар.
На рынке автоматически установится цена Црын, при которой величина спроса
Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по
цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем предложение
П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие
этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же
продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной
Црын, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара,
равный П2-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока
спрос и предложение не уравновесятся.
Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на
товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена,
соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется
свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от
законов рынка.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько
денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2)
соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при
сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным
инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5
компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция
- с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6)
внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних
платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция -
влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым
продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар
продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных
закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко
фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами
предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются
документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные
рыночные цены.
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для
определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в
определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или
сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные,
комиссионные. Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости
спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная
цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена
называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не
свободна от законов рынка.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько
денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2)
соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при
сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным
инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5
компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция
- с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6)
внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних
платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция -
влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар
продается в розничной



8.Стратегии ценообразования
2.1 Стратегия ценообразования, основанная на ценности товара (стратегия
“снятия сливок”)
Данная стратегия заключается в установлении высокой цены на товар на
небольшом сегменте рынка и “снятии сливок” в виде высокой рентабельности
продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые покупатели, входящие в
данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень.
Применение данной стратегии становится возможным при преимуществе данного
изделия над аналогами или его уникальности.
2.2 Стратегия следования за спросом
Данная стратегия схожа со стратегией “снятия сливок”, но вместо удерживания
цены на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый
уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Часто товар
получает несущественные изменения в дизайне и возможностях, чтобы
значительно отличаться от предыдущих моделей
2.3 Стратегия проникновения
Ценовой прорыв, как видно из самого названия есть установление очень низкой
цены для проникновения и развития деятельности на новом рынке в кратчайшие
сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства.
Такая стратегия мало подходит для небольшой компании, так как она не имеет
нужных объемов производства, а розничная торговля конкурентов может
отреагировать очень быстро и жестко.
2.4 Стратегия устранения конкуренции
Стратегия устранения конкуренции схожа со стратегией проникновения, но
используется в других целях. Она предназначена для того, чтобы не дать
потенциальным конкурентам выйти на рынок, другое ее предназначение —
добиться максимального объема продаж прежде, чем на рынок выйдет конкурент.
Цена поэтому устанавливается максимально близко к расходам, что дает малую
прибыль и оправдывается только большим объемом продаж. Небольшая компания
могла бы прибегнуть к данной стратегии для концентрирования своей
деятельности на небольшом сегменте рынка: быстро выйти на него, быстро
получить прибыль и так же быстро покинуть этот сегмент.
2.5 Запрещенные стратегии
Существует также ряд стратегий, которые предприятию не рекомендуется
применять, так как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с
этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть
применение санкций государственными органами, либо ответные меры
конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся:
— стратегия монополистическогоценообразования — направленные на
установление и поддержание монопольно-высоких цен. Обычно с преследо-ванием
цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли. Запрещена законода-
тельством.
— стратегия демпинговых цен — т.е. рыночных цен, сознательно заниженных
предприятием в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен с целью
получения крупных преимуществ в отношении своих конкурентов. Эта стратегия
ценообразования относится к монополистической деятельности.
— стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих
субъектов, ограничивающих конкуренцию — в том числе соглашения,
направленные на:
установление установление цен, скидок, надбавок, наценок;
повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
раздел рынка по территориальному признаку или какому-либо другому признаку,
ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными
продавцами или покупателями.
— стратегии ценообразования, ведущие к нарушению установленного
нормативными актами порядка ценообразования
— стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели.



9.Выбор метода ценообразования.
При всём многообразии возможных подходов нужно выделить основные наиболее
часто применяемые:
n Метод надбавок.
Этот широко распостронённый метод ценообразования, по которому к издержкам
на определённый продукт
прибавляют надбавку, соответствующую обычной для данной отрасли нормы
прибыли или желаемому доходу от оборота. Так оцениваются обычно
архитектурные работы, а также НИОКР.
n Метод дохода но капитал.
Этот метод тоже ориентирован на издержки.
Устанавливается цена позволяющая получить
запланированный доход на капитал. General Motors
рассчитывает цены обеспечивающие доход на капитал в размере 15% -
20%. Если сбыт ниже «токи
перелома», то фирма терпит убытки,
и если больше то получает прибыль. Как преодолеть убытки:
А) Увеличить объём продаж, приведёт к увеличению издержек. ( И1, К1 ).
Б)Сократить объём производства и продаж. ( И2, К2 ). Снизить постоянные
издержки и увеличить цену продаж. Многое зависит от ценовой эластичности
спроса и цен конкурентов, что не учитывается в данном методе
ценообразования.
n Метод потребительской оценки.
Всё больше фирм устанавливают цены, ориентируясь на оценки потребителя, а
не на издержки изготовления. Фирма убеждает клиента в преимуществах своего
товара. Но чтобы применять этот метод, надо хорошо знать своих
потенциальных клиентов и реальных конкурентов, т.е. постоянно исследовать
рынок.
n Метод следования за лидером.
Установление равных, повышенных или пониженных цен по отношению к ценам
конкурентов.
n Ценообразование на конкурсные проекты.
Здесь главное выиграть проект, для чего необходимо учесть и опередить
предполагаемых конкурентов. Чем выше цена, тем ниже вероятность получения
высоко прибыльного заказа и наоборот. Умножая прибыль, заложенную в том или
ином варианте цены, на вероятность получить при такой цене субвенции,
предполагаемые в
проекте, можно получить «оценку ожидания прибыли».Согласно теории решений
нужно предположить ту цену, которая ведет к наибольшему ожиданию прибыли.
Так поступают крупные фирмы, участвующие в конкурсах и стремящиеся в
долгосрочном плане максимизировать прибыль.



Ценообразование. В экон. Взависимости от отрасли пром-ти цены де-лятся
на:1.оптовые(на пром. товары);2.закупочные(на сельхоз.прод-ю);
3.тарифы(бытовые и коммуникальные эл.энергии);4.розничные(на товары
отпускаемые населению);5.фексированные(устанавливаются гос-вом на отдельные
виды товаров имеющих соц.значение-кварт.плата,эл.энергия и
др.);6.регулируемые(увеличение их ограничивается гос-вом,путём введения
граничного уровня);7.договорные,свободные (устанавливают их взависимости от
спроса и предложения товара без ограничения разме-ра прибыли. Цена товара
состоит из таких элементов: 1. Себестоимость
- это расходы предприятия на пр-во и реализацию товаров;2.Прибыль - это
часть дохода предприятия принадлежащая ему(стимулирование труда работников,
покупка
оборудования,сырья;3.Акцизный сбор - это не прямой налог входящий в цену
высокоприбыльных товаров.(товарные изделия, автомобили, спиртные
напитки);4.Налог на добавленную стоимость - это доход, установленный в
ценах на большинство
товаров(исключения: квартплата, детское питание, медикаменты); 5.
Транспортные расходы - оплачивают двумя путями: за счет предприятия-
изготовителя или за счет бытовых организаций;6.Торговая наценка - явл-ся
источником исчисления, затрат торгующих организаций и обеспечивает им
нормальную рентабельность, (окупаемость) . Взаимодействие спроса и
предложение товара ведет к установлению цены
равновесия или рыночной цены, т.е. цены товара при которой он будет
действительно обменен на деньги.



Банковский кр-т
Банковский К - денежный, это движение денежных средств на условиях
платности, срочности, возвратности + обеспеченность. Субъектами банковского
К выступают кредитор (банк) и заемщик (ЮЛ или физ. лицо). Объектами могут
быть: а) временно свободные денежные средства предприятий, организаций,
населения; б) денежные средства в результате эмиссии.
Банковский К является основной формой К, он оказывает влияние на развитие
экономики. Степень этого влияния зависит от конкретных методов, способов
кредитования, от кредитно-банковской политики. Так, в условиях
административно-командной экономики ЦБ один
оказывает влияние на экономику, в рыночной экономике влияют и коммерческие
банки.
Цели банковского К:
* увеличение основного и оборотного капитала предприятий, организаций, а
также его совершенствование в соответствии с НТП.
* пополнение сезонных запасов ТМЦ.
* используется при учете и переучете векселей.
*кредитование населения (осуществляется КБ и Сбербанком) и др. цели.
Банковский К выдается с заключением кредитного договора индивидуально с
каждым заемщ

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их отражение в социально-философских, публицистических и художественных текстах (История)


Реферат: Монголо-татарское нашествие на Русь (Государство и право)


Реферат: Учет и ревизия основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Нотариат, его задачи и место в системе государственных органов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Приморский банк Сбербанка России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Жизнь и деятельность Роберта Милликена (Исторические личности)


Реферат: Металлургический комплекс России (Металлургия)


Реферат: Геохронологическая таблица (Геология)


Реферат: Мирное разрешение международных споров (Международное публичное право)


Реферат: Винсент Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Общая характеристика нетрадиционных религий и их классификация. Причины распространения нетрадиционных религий в современной России (Религия)


Реферат: Водоросли (Биология)


Реферат: Белогривка (История)


Реферат: История Религии (том 1) (Религия)


Реферат: Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России (История)


Реферат: Социальные проблемы развития российского общества (Социология)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Подмосковному угольному бассейну 150 лет (История)


Реферат: Алмаз-минерал (Химия)


Реферат: Судебная баллистика (Криминалистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист