GeoSELECT.ru



Программирование / Реферат: Работа с командами операционной системы MS - DOS (Программирование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Работа с командами операционной системы MS - DOS (Программирование)



СОДЕРЖАНИЕ


1. История MS – DOS
2. Структура MS DOS
1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА MS DOS
2. СТРУКТУРА MS DOS
3. Накопители
1. Флоппи-диски (дискеты)
3.2 Винчестеры
3.3 Логические диски
4. Корневой Каталог, Каталоги (ПодКаталоги)
5. Полная характеристика файлов
6. Маршрут (Путь к файлам) Спецификация
7. Шаблоны имен файлов
8. Команды поддержки файлов
1. COPY
2. RENAME (REN)
3. DEL
4. TYPE
5. DIR
6. MKDIR (MD)
7. RMDIR (RD)
8. CHDIR (CD)



1. ИСТОРИЯ MS DOS

В октябре 1980 г. менеджеры фирмы IBM занялись поисками OS для своего 16-
разрядного PC, находящегося в стадии разработки. В тот период на ПЭВМ
наиболее широко применялась OS CP/M
(Control Program for MicroComputers) фирмы Digital Research. Не достигнув
приемлемых соглашений с Digital Research фирма IBM обратилась к фирме
MicroSoft(Билл Гейтс). В тот момент
у MicroSoft не было соответствующей OS, но ей была известна небольшая фирма
(Seattle Computer Products), которая имела такую OS. За 50000$ Билл Гейтс
приобрел права на эту OS.
В дальнейшем эта OS послужила основой для MS DOS. В ноябре 1980 года
Microsoft и IBM подписали договор на разработку OS для IBM PC. В феврале
1981 г. появилась первая версия PC/MS-DOS,
которая работала на IBM PC. В августе 1981 г. - PC DOS 1.0 (эта версия была
утверждена для применения на IBM PC).

2. СТРУКТУРА MS DOS

Операционная система (ОС) является неотъемлемой частью ПЭВМ. ОС
обеспечивает управление всеми аппаратными компонентами и поддержку работы
программ пользователя, предоставляя ему возможность общего управления
машиной.

2.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА MS DOS

К основным достоинствам MS DOS относятся:
- возможность организации многоуровневых каталогов;
- возможность подключения пользователем дополнительных драйверов
внешних устройств;
- возможность работы со всеми последовательными устройствами как с
файлами;
- развитый командный язык;
- возможность запуска фоновых задач одновременно с диалоговой работой
пользователя и др.
MS DOS приобрела статус фактического стандарта операционной системы
для 16-разрядных персональных компьютеров.

2.2. СТРУКТУРА MS DOS

Важнейшей особенностью MS DOS является модульность, что позволяет
при необходимости расширения функций системы модифицировать отдельные её
модули.

DOS состоит из следующих основных модулей:

- базовая система ввода/вывода (BIOS);
- блок начальной загрузки (Boot Record);
- модуль расширения базовой системы ввода/вывода(___BIO.COM);
- модуль обработки прерываний (___DOS.COM);
- командный процессор (COMMAND.COM);
- утилиты DOS.

Здесь в скобках приводятся английские имена соответствующих модулей
для систем типа
MS-DOS/PC-DOS, используемых на различных совместимых компьютерах типа
IBM-PC. В начале имен файлов
___BIO.COM и ___DOS.COM обычно употребляются буквы, обозначающие
"фирменную" принадлежность данной системы.

3. НАКОПИТЕЛИ.

Внешние накопители (диски) именуются латинскими буквами A, B, C и
т.д. При обращении к операционной системе к этим буквам добавляется
двоеточие, так что фактически логические имена накопителей имеют вид - A:,
B:.

Имена обычно распределяются следующим образом:

A: и B: указывают на накопители на гибких магнитных дисках ;
C: указывает на накопитель на магнитном диске ;
D: указывает на устройство чтения компакт-дисков.
3.1 Флоппи-диски(дискеты)

В качестве носителя информации используется магнитная поверхность
диска.Магнитная поверхность "разбита" на дорожки(концентрические
окружности, см. рис.1).Дорожки нумеруются начиная с 0-ой(максимальный
радиус). Магнитная поверхность "разбита" также на секторы (см. Рис.1).
Секторы нумеруются начиная с 1-го. Принято, что каждая дорожка "разбита" на
секторы. Размер каждого
сектора = 512 байт(для MS DOS).
Таким образом объем дискеты :
V = P * D * S * 512 (байт)
где
V - объем дискеты(байт),
P - кол-во поверхностей дискеты(1-а или 2-е),
D - кол-во дорожек на одной поверхности,
S - кол-во секторов на одной дорожке.
Если Дискета является системной, то ядро MS DOS размещается начиная с 0-й
дорожки, как более надежной (меньшая плотность записи).

3.2 Винчестеры

Организация хранения информации на Винчестере, с точки зрения Пользователя,
не сильно отличается от Флоппи-дисков.
Разница лишь в том, что количество поверхностей,дорожек и секторов
значительно больше(соответственно больше и емкость).
Физический Адрес Сектора = Nцилиндра + Nдорожки + Nсектора
Важнейшими характеристиками Винчестера являются :
- емкость.
- быстродействие(время произвольного доступа к информации, чем меньше
этот показатель, тем "быстрее" Винчестер)
Когда говорят (о Винчестере) 1 физический диск - имеется
в виду весь пакет дисков данного Винчестера.
С помощью спец.программ 1 физический диск Винчестера можно
"разбить" на несколько разделов(логических дисков).

3.3 Логические диски :
В некотором приближении можно считать, что, "с точки зрения" MS DOS,
каждый логический диск это отдельный магнитный диск. Каждый логический диск
имеет свое уникальное имя.
В качестве имени логического диска используются буквы английского алфавита
от A до Z (включительно). Кол-во логических дисков, таким образом, не более
26. Буквы A и B - отведены строго под имеющиеся в IBM PC FDD.
Начиная с буквы C именуются логические диски(разделы) HDD.
См. Рис.3.



Рис.3

[pic]


В случае, если данный IBM PC имеет только один FDD, буква B
пропускается.

4. Корневой Каталог :
Это определенная область Диска, создаваемая в процессе инициализации
(форматировании) Диска, где содержится информация о файлах и каталогах,
хранящихся на Диске. Корневой Каталог ВСЕГДА существует на
отформатированном Диске! На одном Диске ВСЕГДА бывает только ОДИН Корневой
Каталог. Размер Корневого Каталога для данного
Диска - величина фиксированная, поэтому максимальное кол-во "привязанных" к
нему файлов и других (дочерних) каталогов (ПодКаталогов) - строго
определенное.

Каталоги(ПодКаталоги) :
Каталог - это определенное место на диске(в области данных диска), где
содержится информация о файлах и ПодКаталогах, "привязанных" к данному
Каталогу.
MS DOS поддерживает иерархическую структуру каталогов(древообразную), см.
рис.6.

Рис.6

[pic]

В отличие от Корневого Каталога, остальные каталоги(ПодКаталоги) создаются
с помощью спец.команд MS DOS(внутренних). Основная цель такой структуры
каталогов - организация эффективного хранения большого кол-ва файлов на
диске. КАЖДЫЙ Каталог(кроме корневого) "имеет" "родителя", т.е. другой
Каталог, к которому "привязан" данный Каталог.
MS DOS рассматривает каждый Каталог(кроме корневого), как файл. Термин
"привязан" иногда заменяется термином “зарегистрирован”
5. Полная характеристика файлов

Файл - это именованная область памяти на одном из дисков, в которой
может храниться текст программы, какое-либо из ее промежуточных
представлений, исполняемая программа или данные для ее работы. В файлах
могут содержаться также любые текстовые документы, электронные таблицы
или закодированные графические изображения. Наконец, файл может содержать
в себе целую базу данных или ее часть.
Каждый файл имеет имя.
Имя файла складывается из двух частей: собственно имени, которое
состоит из 1-8 символов, и расширения имени (типа), которое может
отсутствовать или состоять из 1-3 символов.
Тип файла присваивается в соответствии с характером хранимой
информации.
Задание типа осуществляет либо сам пользователь, либо программа,
порождающая файл. Имя и тип используются совместно для идентификации
файла. Имя и тип файла могут содержать русские и латинские буквы, а
также символы: #,$,%,^,&,(,),-,_,@,!,",~.
Символы с кодами меньше, чем 20Н, а так же символы "*" и "?" не
могут использоваться в именах файлов. Полное имя файла образуется из двух
слов - имени и типа, разделяемых знаком "точка". Если в имени файла
отсутствует тип, точку можно опускать.
Примеры полных имен файлов:
COMMAND.COM PCTOOLS.EXE
AUTOEXEC.BAT HELP.TXT
CONFIG.SYS PROG1.PAS
PROG-1.BAS PROG2
При создании файла или изменении его содержимого автоматически
регистрируется дата и время, которые известны системе из показаний
встроенного календаря и часов. Имя, тип, дата и время являются атрибутами
файла, которые фиксируются в каталоге.
Файл ВСЕГДА "привязан" к какому-либо Каталогу(в том числе,
может быть "привязан" и к корневому каталогу), см. рис. 7.


[pic]

6. Маршрут (Путь к файлам) Спецификация

Маршрутом или путем по файловой системе называется обозначение,
состоящее из имени накопителя и цепочки имен взаимно-подчиненных каталогов.
Любой из этих элементов в обозначении маршрута может отсутствовать.
Примеры записи маршрутов:

C: C:
EXE C:WORKPRO

Маршрут всегда указывает на некоторый каталог, завершающий цепочку (в
частности, на корневой или текущий каталог) и может использоваться, как
префикс имени файла, указывающий его местонахождение. Префикс-маршрут
отделяется от собственно имени файла разделителем "".
Примеры имен файлов с префиксами:

C:PROG1.PAS
DOSFORMAT.COM
C:WORKDOCHELP.TXT

Идентификация Логических дисков, Каталогов, Файлов осуществляется на базе
имен.
В качестве имени логического диска используется одна из букв латинского
алфавита(A..Z).
Каждый Файл или Каталог(кроме корневого) имеет ПОЛНОЕ имя.

ПОЛНОЕ Имя Файла(Каталога),кроме корневого, состоит из следующих
частей(рис.8) :

- имя логического диска(A..Z),
- символ-разделитель(двоеточие) “:”,
- символ,идентифицирующий корневой каталог - "" (Слэш),
- перечень “родительских” каталогов(разделенных символом ""),

Собственно имя файла(каталога) состоит из :

- имя,
- символ-разделитель(точка) “.”,
- расширение имени файла

“Имя логического диска”+”двоеточие”+”идентиф.корневого каталога” +”весь
перечень имен родительских каталогов” = маршрут доступа к файлу(каталогу).
Максимальное кол-во символов в ПОЛНОМ имени файла = 78, Максимальное кол-во
символов в имени файла = 8,
Максимальное кол-во символов в расширении имени файла = 3, Расширение НЕ
обязательно т.е. может и НЕ присутствовать (в этом случае точка тоже
отсутствует).



[pic] Рис.8
Таким образом размер собственно имени файла НЕ превышает 12 символов !


В ПОЛНОМ имени файла разрешается использовать только следующие
символы : A-Z 0-9 $ & # `~ ( ) - % ! _ ^ В ПОЛНОМ имени файла запрещается
использовать все остальные символы !!!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ В ПОЛНОМ имени файла использовать ПРОБЕЛ !!! Примеры допустимых
имен файлов : Format.com Read.me MyFyle.txt 28-03-96.doc 123.45
Примеры НЕ допустимых имен файлов : 123456789.txt aa?.doc 35*.? It.F.doc
.txt

7. Шаблоны имен файлов

Символы подстановки в именах файлов :
Когда необходимо произвести какие-либо действия над файлами, пользователь
вызывает определенные внутренние или внешние команды MS DOS и “передает”
им,в качестве параметров, имена файлов. Очень часто приходится производить
одни и те же действия над многими файлами. Например, необходимо скопировать
ВСЕ файлы какого-либо каталога в другой каталог. Если файлов больше 200, то
ровно 200 раз необходимо произвести эту операцию для каждого файла в
отдельности. Это как минимум, слегка огорчает Пользователя. Для решения
такого рода проблем существуют спец.средства, которые помогают производить
однотипные операции над целой группой файлов за один “заход”.
Так называемые символы подстановки позволяют “фильтровать” файлы, используя
их имена. К ним относятся символы : ? и * . Эти символы можно использовать
в любом месте собственно имени
файла(имени и расширении). Символ ? означает, что команда(при фильтрации
файлов) “признает”
любой символ в имени или расширении файла, в позиции которого находится
символ ?.
Символ * означает, что команда(при фильтрации файлов) “признает” все
символы, в имени или расширении файла, начиная с позиции, где находится
символ *. Символы ? и * действуют не зависимо друг от друга применительно к
имени или расширению.
Примеры :
ВЫПОЛНИТЬ ОПЕРАЦИЮ НАД СЛЕДУЮЩИМИ ГРУППАМИ ФАЙЛОВ :
*.* - все файлы, без исключения,
*.txt - файлы с любыми именами, но с расширением .txt,
II*.* - файлы, имена которых начинаются с цепочки символов II и
имеющие любое расширение,
YE??0198.* - файлы, имена которых начинаются с цепочки символов YE,
два следующих символа НЕ имеют значение, следующие четыре символа должны
быть 0198, расширение НЕ имеет значение(применительно к расчетному отделу :
все результаты расчетов по работнику
с табельным номером 0198).

Атрибуты файлов :
Каждый Файл(Каталог) имеет атрибут, который указывает на то,
что этот файл является именно файлом; или на то, что он является
Каталогом.
Файлы, в зависимости от атрибута, могут быть скрытыми, архивными
системными, только для чтения.(Скрытые файлы MS DOS “не видит”).


8. КОМАНДЫ ПОДДЕРЖКИ ФАЙЛОВ


Для работы с файловой системой в DOS имеются несколько
встроенных команд:
COPY, REN, DEL, TYPE, DIR,
MKDIR или MD,
CHDIR или CD
RMDIR или RD
8.1. Копирование файлов - команда COPY

Команда COPY имеет один или два основных аргумента и еще может
сопровождаться специальным указателем верификации. Основной формат команды
предполагает задание источника, то есть указания места, откуда нужно
копировать (1-й аргумент), и назначения, то есть указания места, куда
нужно копировать (2-й аргумент). В качестве источника может указываться
любой маршрут, имя файла или шаблон имен. При этом, в зависимости от
задания, копируется все содержимое текущего или указанного каталога,
группа файлов или отдельный файл. В качестве назначения чаще всего
задается лишь маршрут, который указывает, в какой каталог нужно перенести
копируемые файлы. При этом имена копируемых файлов остаются прежними.
Команда COPY имеет три формата.
Формат1:
Копирование без изменения имени.
COPY [/A][/B][н:][маршрут]имя_файла[.тип][н:][маршрут][/V]
Файл копируется на другой накопитель и/или в другой каталог
под тем же именем.
C:>copy a:*.* c:
Копирование всех файлов с диска A: в текущий каталог диска C: .
C:>copy work DOS
Копирование всех файлов каталога WORK в каталог DOS.
C:>copy docabc
Копирование всех файлов каталога ABC в корневой.
Формат2:
Копирование с переименованием.
COPY [/A][/B][н:][маршрут]имя_файла[.тип]
[/A][/B][н:][маршрут]имя_файла[.тип][/A][/B][/V]
Файл при копировании получает новое имя.
C:>copy pr1 pr2
Файл с именем PR1 копируется в том же каталоге и приобретает имя
PR2.
C:>copy work*.txt doc*.doc
При переносе файлов из WORK в DOC произойдет изменение их типов с
TXT на DOC.
Формат3:
Копирование с соединением файлов.

COPY [/A][/B][н:][маршрут]имя_файла[.тип][/A][/B]
[+[н:][маршрут]имя_файла[.тип][/A][/B]...]
[н:][маршрут][имя_файла[.тип]][/A][/B][/V]
Параметры A,B,V обозначают:
V - устанавливает режим проверки записи на диск;
A - определяет текстовые файлы;
B - определяет двоичные файлы.
C:> copy pr1+pr2+pr3 pr4
Файл с именем PR4 образуется путем конкатенации файлов PR1, PR2 и
PR3 .
Если результирующий файл не указывать, то соединенные файлы будут
записаны в файл, имя которого задано первым (в вышеприведенном примере - в
файл PR1).
Команда COPY имеет еще одно применение, кроме копирования файлов из
одного каталога в другой. Дело в том, что все подключенные к машине
внешние устройства имеют условные имена. Некоторые имена зарезервированы за
стандартными устройствами:
PRN - основной (1-й) принтер;
LPT1 - другое имя для основного принтера;
LPT2 - дополнительный (2-й) принтер;
AUX - основной (1-й) коммуникационный канал;
COM1 - другое имя 1-го коммуникационного канала;
COM2 - дополнительный (2-й) коммуникационный канал;
CON - "консоль", то есть дисплей + клавиатура;
NUL - "пустое устройство", используемое при отладке.
Для обмена информацией с устройствами может применяться команда
COPY. При этом вместо указания маршрута и имени файла в качестве
источника или, чаще, назначения указывается имя устройства.
Примеры:
C:>copy docum.doc prn
Файл с именем docum.doc копируется на устройство PRN, то есть на
принтер.
C:>copy con t.bat
Файл с именем T.BAT создается в результате копирования с устройства
CON, то есть путем ввода текста с клавиатуры (вводимый текст должен
заканчиваться признаком конца, который возникает при одновременном нажатии
клавиш ).

8.2. Переименование файла - команда RENAME (REN)

Спецификация команды:
REN[AME] [н:][маршрут]имя_файла[.тип] имя_файла[.тип]
Первый аргумент задаёт старое имя файла, второй - новое.
Первому аргументу может предшествовать префикс-маршрут,
указывающий, в каком каталоге производится переименование. По умолчанию
переименование происходит в текущем каталолге.
Примеры:
C:WORK>ren a:*.txt *.doc
Происходит изменение типов файлов.
C:>ren pr1.asm pr2.asm
Замена имени файла PR1 на PR2. Команда RENAME не затрагивает
самих файлов.



8.3. Удаление файла - команда DEL.

Спецификация команды:
DEL [н:][маршрут][имя_файла[.тип]]
Если имя_файла не задано, то подразумевается удаление всех файлов из
указанного или текущего каталога. В этом случае (а также в случае,
когда указан шаблон *.*) запрашивается подтверждение на выполнение
операции.

Аргумент команды DEL может содержать маршрут, конкретное имя
удаляемого файла или шаблон имен.
C:>del work*.txt
В каталоге WORK удаляются все файлы, имеющие тип TXT.
C:>del work
Удалены все файлы подкаталога WORK (если только в текущем каталоге
нет обычного файла с именем WORK).
Система, прежде чем приступить к удалению, задает пользователю
предупредительный вопрос - "уверен ли он, что все нужно удалять?". Ответ
пользователя "да" (буква Y) сигнализирует об уверенности пользователя и
операция удаления выполняется. Ответ
"нет" (буква N) отменяет операцию. При удалении происходит "вычеркивание"
ссылок на удаляемые файлы из соответствующего каталога. Содержимое файлов
не разрушается и их еще можно "восстановить" с помощью специальных
служебных программ. Если же вслед за удалением на данном диске создаются
новые файлы, то не исключено, что они будут записаны на место удаленных
файлов. После этого восстановление удаленных файлов уже невозможно.
8.4. Вывод содержимого файла на экран - команда TYPE

Спецификация команды:
TYPE [н:][маршрут]имя_файла[.тип]
В имени файла символы * и ? не допускаются.
Команда TYPE используется для вывода содержимого файла на экран.
Имени может предшествоать префикс, указывающий местонахождение файла.
Разумеется, с помощью команды TYPE на экране можно увидеть осмысленный
текст лишь в том случае, если в файле
содержится информация, закодированная в соответствии со стандартом ASCII
или его модификацией. Каждый байт хранимой информации должен представлять
собой букву, цифру или знак, представимые на экране.
Примеры :
C:>type prog1.asm
C:>type workdocum.txt

8.5. Вывод каталога на дисплей - команда DIR

Спецификация команды:
DIR [н:][имя_файла[.тип]][/P][/W]
Команда выдаёт информацию об элементах каталога (файлах и
подкаталогах) - их имена, расширения, длину в байтах (для файлов),
признак подкаталога (для подкаталогов), время и дату создания, а
также метку диска и объём свободного пространства на нём в байтах.
Параметр /P задаёт "постраничную" выдачу каталога размером с экран.
Параметр /W служит для компактной выдачи каталога.
Простейшее использование команды DIR без параметров приводит к выводу
на экран текущего каталога. Изображение на экране приобретает, например,
такой вид:



C:>dir
Volume in drive C is TOM1
Directory of C:

CONFIG SYS 118 6-03-88 11:42p
AUTOEXEC BAT 994 7-20-88 12:59p
COMMAND COM 22042 8-14-88 8:00p
SYS 5-19-88 2:19p
EXE 2-25-88 4:44p
ABC 5-29-88 9:47a
DOC 4-30-88 9:43a
WORK 1-20-88 4:44a
8 File(s) 65344 bytes free

Выведенный на экран текст говорит о следующем:

- диск C: имеет метку TOM1;
- в корневом каталоге зарегистрированы 3 обычных файла
(CONFIG.SYS, AUTOEXEC.BAT и COMMAND.COM) и 5 подчиненных каталогов.
- все файлы вместе взятые занимают на диске около 300
- все файлы вместе взятые занимают на диске около 300
Кбайт. Это следует из того, что полный обьем диска - 360 Кбайт, а
свободными остались чуть больше 65 Кбайт.
Для просмотра подкаталога DOC достаточно задать команду DIR с
параметром - именем подкаталога:
C:>dir doc
В этом подкаталоге в начале выданной таблицы появились 2 строчки
особого вида:
. 4-30-88 9:43a
.. 4-30-88 9:43a

Эти строчки указывают, что выданный каталог является подчиненным, при
этом указаны дата и время его создания.
Параметром команды DIR может быть любой маршрут, указывающий на
корневой или на подчиненный каталог любого уровня, расположенный на любом
диске. Рассмотрим несколько примеров:
C:>dir docabc
Данная команда обеспечит выдачу подкаталога ABC, входящего в DOC.
C:DOCABC>dir work
Здесь текущим является подкаталог второго уровня DOCABC, но маршрут
говорит о необходимости выдать каталог WORK, начав поиск от корневого
каталога.
C:WORK>dir
Данная команда требует выдачи корневого каталога диска C:.
A:>dir c:
Здесь текущим является корневой каталог диска A:, но маршрут
указывает на корневой каталог диска C:.
Таким образом, на какой бы текущий каталог ни была настроена система,
пользователь имеет возможность просмотреть любой интересующий его каталог
файлов, задавая в качестве параметра команды DIR соответствующий маршрут.
Кроме указания маршрута, параметр команды DIR часто содержит шаблон
имен файлов, что позволяет выделить определенную группу файлов.
Пример:
Выделить из подкаталога DOC файлы типа TXT. Можно задать команду
DIR с шаблоном *.TXT. Команда имеют вид:
C:>dir doc*.txt
Шаблон можно указывать и без префикса-маршрута; тогда происходит
выделение группы файлов в текущем каталоге.
Команда DIR в любых ее разновидностях не изменяет каталогов, она
лишь выдает их содержимое.
Часто бывает, что экрана "не хватает" для отображения всех строчек
каталога. Чтобы иметь возможность внимательно просмотреть все строки,
можно дать в конце текста команды специальный указатель /P. В этом случае
после выдачи первых 23 строчек каталога система прервет выдачу и будет
ждать, пока пользователь не нажмет любую клавишу.
Еще один способ выдачи обеспечивается указателем /W. При его
задании система выдает лишь имена и типы файлов, без остальных атрибутов.
При этом выдача происходит не в столбец, а по строкам. Благодаря
такому способу на экране помещается гораздо
больше имен файлов, чем при обычном формате, хотя читать их менее удобно.
Примеры команд с указателями:
C:>dir /p
C:>dir docabc /w

8.6. Создание нового каталога - команд MKDIR (MD)

Спецификация команды:
MD [н:]маршрут / MKDIR [н:]маршрут
Создание нового подкаталога может быть произведено в любом текущем
каталоге.
Например, в текущем подкаталоге WORK необходимо создать подкаталог
PRO.
Применим команду MD для создания в WORK подкаталога PRO:
C:WORK>md pro
После этого в каталоге WORK появится новая строка вида:
PRO 7-05-88 5:26p
Вновь созданный подкаталог можно заполнять файлами. Пока в
подкаталоге зарегистрирован хотя бы один файл, удалить его нельзя. Если
даже попытаться это сделать, система не выполнит эту операцию.
Файл, представляющий собой каталог, занимает 4 Кбайта памяти на
внешнем носителе, так что создание новых каталогов - не безобидная
операция с точки зрения расходования памяти на внешних носителях.
8.7. Удаление подкаталогов - команда RMDIR (RD)
Спецификация команды:
RD [н:]маршрут / RMDIR [н:]маршрут
Каталог должен быть пуст, т.е. содержать лишь элементы "."
Текущий и корневой каталоги не могут быть удалены.
Удаление подкаталога осуществляется командой RD. При этом можно
производить удаление в любом каталоге.
C:WORK>rd pro
C:DOC>rd workpro
Первая команда удаляет подкаталог PRO из текущего каталога WORK.
Вторая команда удаляет тот же подкаталог, хотя текущим в этот
момент является каталог DOC.

8.8. Смена текущего каталога - команда CHDIR (CD)

Спецификация команды:
CD [н:][маршрут] / CHDIR [н:][маршрут]
Меняет текущий каталог на указанном или текущем накопителе. Смена
текущего каталога - часто ипользуемая операция.
Пример:
C:>cd docabc
C:docabc>
Осуществляется переход из корневого каталога С: в подката лог второго
уровня docabc.


Эта операция может быть проведена посредством двух команд
C:>cd doc

C:DOC>cd abc
C:DOCABC>
Возврат из подчиненного каталога на один уровень вверх осуществляется
командой:
cd ..
Для возврата на самый верхний уровень дается команда:
cd
Надо заметить, что символы ".." и "" могут входить в обозначения
маршрутов, когда требуется указывать сложные переходы между подчиненными
каталогами. Например, маршрут ..PRO означает "подняться на один уровень
вверх и затем спуститься в подкаталог PRO", а маршрут .... означает
"подняться на два уровня вверх". Подобные обозначения маршрутов могут
фигури ровать в командах DIR, CD, RD, PATH, COPY, DEL и других, но
пользоваться ими нужно с большой аккуратностью, особенно в командах
удаления.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочное Руководство по IBM PC. Методические
материалы.Часть 2. ТПП “СФЕРА”. М. 1991 г.
2. Савельев А.Я., Сазонов Б.А., Лукьянов С.Э. "Персо-
нальный компьютер для всех". Книга 1.
М., ВЫСШАЯ ШКОЛА, 1991 г.
3. Брябрин В.М. “Программное обеспечение персональных
ЭВМ”. М. “НАУКА”, 1990 г.
4. Фигурнов В.Э. “IBM PC для Пользователя”
г.Уфа, НПО “Информатика и Компьютеры”, 1993 г.



. Макеевский Экономико – гуманитарный Институт
.



Кафедра
Прикладной математики
и информационных

технологий



Л А Б О Р А Т О Р Н А Я Р А Б О Т А № 2


На тему: Работа с командами операционной системы MS – DOS



Выполнил:
Студент 1 курса
Очно - заочного
отделения
Факультет: Право и
психология
Специальность: Право
Группа А

Самойленко Сергей
Сергеевич


Преподователь:

Олейник. С. А



2003г




Реферат на тему: Работа с редактором Vi. Другие текстовые редакторы UNIX


Кабинет информационных технологий
Главного учебного центра ОАО «Укртелеком»
в г. Луганске



Реферат

на тему:

Работа с редактором Vi.
Другие текстовые редакторы UNIX.



слушатель: Литвин В.Н.

группа: 11.2.8

руководитель: Зайко К.В.



г. Луганск 2003г.
Содержание


Введение
3
1. Начальные установки 3
2. Создание файла 4
3. Режимы редактора 5
4. Редактирование текста в командном режиме 6
5. Завершение работы c vi 7
6. Перемещение курсора по экрану 8
7. Позиционирование курсора на неотображаемом тексте 10
8. Переход на указанную строку 11
9. Номера строк 11
10. Поиск символов по шаблону: команды / и ? 12
11. Создание текста 12
12. Удаление текста 13
13. Команды удаления в командном режиме 14
14. Модификация текста 15
15. Извлечение и присоединение текста 17
16. Копирование и перемещение текста с использованием регистров 18
17. Специальные команды 18
18. Использование команд построчного редактора 19
19. Завершение работы с редактором vi 21
20. Специальные опции для vi 22
21. Другие текстовые редакторы UNIX 23
Список источников информации 28



Введение

Редактор vi является мощным средством для создания и редактирования
файлов. Он предназначен для работы на видеотерминале и использует окна,
посредством которых можно просматривать текст файла. Несколько простых
команд позволяют сделать изменения в тексте, которые очень быстро
отображаются на экране. Редактор может отобразить одну или несколько строк
текста. Он позволяет передвигать курсор в любую точку на экране или в
файле, создавать, изменять или удалять текст. Можно также использовать
некоторые команды построчного редактора, такие как глобальные команды,
которые позволяют изменять множество появлений некоторой строки символов,
используя одну команду. Чтобы двигаться по файлу, можно прокручивать текст
вперед или назад.
Редактор vi имеет более 100 команд. В этом разделе описаны основные
команды, которые позволят использовать vi просто, но эффективно. Особое
внимание будет уделено выполнению следующих задач, позволяющих:
. изменить окружение shell, чтобы установить конфигурацию вашего
терминала;
. сделать доступным автоматический возврат каретки;
. начать работу с редактором vi, создать текст, исправить ошибки,
записать текст в файл и завершить работу;
. переместить текст внутри файла;
. разбить и слить текст;
. использовать специальные команды и сокращения;
. использовать команды построчного редактора, доступные внутри vi;
. временно вернуться в shell, чтобы выполнить команды shell;
. восстановить файл, потерянный из-за прерывания сессии редактирования;
. редактировать несколько файлов в одной сессии.



1. Начальные установки

В этом подразделе описано, как делать установку конфигурации
терминала, чтобы правильно работал редактор vi.

1.1. Установка конфирурации терминала

Прежде чем начать работать с редактором vi, необходимо сообщить
системе UNIX, какой тип терминала будет использоваться. Это связано с тем,
что программное обеспечение vi по разному исполнимо на разных терминалах.
Каждому типу терминала соответствует кодовое имя, которое распознается
системой UNIX.
Чтобы установить конфигурацию терминала, необходимо ввести:
TERM= terminal_name
export TERM
tput init
В первой строке переменной TERM присваивается конкретное значение (тип
терминала). Вторая строка экспортирует это значение; она передает это
значение всем программам системы UNIX, выполнение которых зависит от типа
используемого терминала.
Команда tput в третьей строке производит установку программного
обеспечения для терминала, чтобы он правильно функционировал с системой
UNIX.

1.2. Изменение конфигурации

Если редактор vi будет использоваться часто, то необходимо сделать
соответствующие изменения по установке конфигурации терминала в файле
.profile. Этот файл должен находиться в собственном справочнике.
Если указать соответствующие установки для терминала в файле
.profile, то терминал будет автоматически настраиваться каждый раз при
регистрации.
Если необходимо, чтобы клавиша RETURN отрабатывала автоматически во
время работы с редактором vi, создайте файл с именем .exrc в собственном
справочнике. В файле .exrc будут содержаться опции, которые управляют
средой редактора vi.
Чтобы создать файл .exrc, нужно ввести при вызове редактора имя этого
файла. Затем в первой строке текста введсти спецификацию циклического
режима (автоматический возврат каретки). Формат этой опции:
: set wm=n
где n - число символов на строке экрана, после которого должен
автоматически появляться возврат каретки. Он может стоять только между
словами, но не между слогами слова.
Чтобы проверить установки и циклический режим для вашего терминала в
редакторе vi, нужно ввести команду:
: set
Команду set также можете использовать и для создания или изменения
опции циклического режима.



2. Создание файла

Чтобы создать файл, введите:
vi filename
Когда ввести команду vi с именем файла, vi очистит экран и отобразит
окно, в которое можно вводить и редактировать текст.


3. Режимы редактора

Редактор vi функционирует в двух режимах: режим ввода и командный
режим. В режиме ввода можно добавлять и модифицировать текст; в командном
режиме можно:
. редактировать и изменять существующий текст;
. удалять, перемещать и копировать текст;
. передвигаться по всему файлу;
. выполнять другие задачи.

3.1. Создание текста в режиме Append

Если вход в редактор vi сделан успешно, то мы сразу же попадаем в
командный режим и vi ожидает ввода ваших команд. Чтобы создать текст
необходимо:
. ввести a, чтобы перейти к режиму ввода (не нажимая клавишу RETURN).
Теперь можно добавить текст к файлу (файл не печатается на экране);
. ввести нужный текст;
. перейти на новую строку и нажать клавишу RETURN.
Если был указан циклический режим в файле .exrc, то будем переходить
на новую строку всякий раз, когда достигнем точки автоматического возврата
каретки.

3.2. Выход из режима Append

После окончания создания, нажать клавишу ESCAPE, чтобы из режима ввода
перейти к командному режиму. Теперь можно редактировать текст, который был
создан или записан
Create some text
in the screen editor
and return to
command mode.
Если нажать клавишу ESCAPE и будет слишен звуковой сигнал, то это
значит, что мы уже перешли в командный режим. Нажатие клавиши ESCAPE в то
время, когда находимся в командном режиме, никак не влияет на текст в
файле, даже если мы нажмем ее несколько раз.



4. Редактирование текста в командном режиме

В общем случае редактирование файла - это добавление, изменение,
удаление текста. Чтобы выполнить эти задачи вы должны научиться переходить
от одной страницы текста к другой странице, от одной строки к другой и
между определенными точками на строке. В этом подразделе описаны команды
добавления и удаления текста и способы премещения курсора.

4.1. Перемещение курсора

Клавиши перемещения курсора позволяют вам перемещать курсор по файлу.
Курсор можно переместить с помощью следующих клавиш:

h - перемещает курсор на один символ влево;

j - перемещает курсор вниз на одну строку;

k - перемещает курсор вверх на одну строку;

l - перемещает курсор на один символ вправо;
Команды j и k сохраняют позицию курсора на строке. Например, если
курсор находился на 17-м символе слева, то когда вы введете команду j или
k, то он переместится на новую строку, но будет находиться на 17-м символе.
Если символов в новой строке меньше, то курсор переместитcя на последний
символ строки.
Примечание. Некоторые терминалы имеют специальные символы управления
курсором, помеченные стрелками. Эти стрелки можно использовать вместо
клавиш h, j, k, l.
Если перед h, j, k, l поставить число, то курсор передвинется на
количество строк/символов, равных числу. Например, если надо передвинуть
курсор на 4 строки вверх, введите 4k. Если вы не можете продвинуться дальше
в этом направлении, то vi подаст звуковой сигнал и курсор останется на
прежнем месте.
Чтобы переместить курсор на 35 строк вниз, введите: 35j
Дополнительно к клавишам h и l можно использовать клавиши SPACEBAR и
BACKSPACE для перемещения курсора вправо или влево.

- переместить курсор на один символ вправо;

- переместить курсор на n символов вправо;

- переместить курсор на один символ влево;

- переместить курсор на n символов влево;

4.2. Удаление текста

Если вы хотите удалить символ, переместите курсор к этому символу и
нажмите x. Перед x может стоять число, которое говорит о том, сколько
символов подряд нужно удалить. Редактор vi так корректирует строку, что на
месте удаленного символа не остается пустого промежутка или на месте
удаленной строки - пустой строки.

4.3. Добавление текста

В редакторе vi существует две команды для добавления текста: insert(i)
и append(a). Чтобы добавить текст с помощью команды i, переместите курсор в
нужное место с помощью клавишей h, j, k, l. Затем нажмите i и введите
текст. Введенный вами текст появится на экране слева от символа, на который
указывает курсор. Этот символ и все остальные справа от курсора будут
передвинуты вправо, чтобы освободить место для вашего нового текста.
Редактор vi будет хранить символы, вводимые вами, до тех пор, пока вы не
нажмете клавишу ESCAPE. Если необходимо, передвинутые символы будут
перенесены на следующую строку.
Таким же образом вы можете использовать команду a. Отличие состоит в
том, что новый текст появится справа от символа, к которому подведен
курсор.



5. Завершение работы c vi

Когда вы закончите работу с текстом, необходимо записать содержимое
буфера в файл и возвратить управление shell. Для этого нажмите клавишу
SHIFT и дважды нажмите Z(ZZ). Редактор сохранил имя того файла, который вы
указали в начале сеанса редактирования, и в этот файл перепишет текст из
буфера. Обратите внимание, что внизу экрана дается имя файла и количество
строк и символов в файле. Затем shell выдает вам подсказку.
Пример.

This is a text file.
I am adding text to
a temporary buffer and
now it is perfect.
I want to write this file,
and return to the shell.
-
-
-
-
"stuff" [New file] 6 lines, 135 characters
$
Вы также можете использовать команды :w и :q редактора vi для записи
файла и окончания работы с редактором. Команды редактора начинаются с
двоеточия (:) и появляются в последней строке экрана. Команда :w записывает
буфер в файл. Команда :q завершает работу редактора и возвращает управление
shell. Вы можете ввести эти команды раздельно, или в одной команде :wq



6. Перемещение курсора по экрану

Ранее вы познакомились с тем, как перемещать курсор с помощью клавишей
h, j, k, l, BACKSPACE и SPACEBAR. В этом подразделе приводятся еще
несколько команд, которые помогут вам быстро перемещать курсор по экрану.
Эти команды выполняются в командном режиме.

6.1. Позиционирование курсора на символ

Для позиционирования курсора на символ в строке существуют три способа:
. переместить курсор вправо или влево до нужного символа;
. переместить курсор в начало или конец строки;
. поиск символа на строке.
Переместить курсор на первый или последний символ в строке можно
следующим образом:
$ - переместить курсор на последний символ в строке;

0(ноль) - переместить курсор на первый символ в строке;

^ - переместить курсор на первый ненулевой символ в строке.
Третий способ позиционирования курсора в строке - это поиск указанного
символа на текущей строке. Если символ не найден на текущей строке, то
появляется звуковой сигнал и курсор остается на прежнем месте. Существуют
команды, которые проводят поиск по шаблону. Они будут описаны далее. Здесь
приведем 6 команд для поиска внутри строки: f, F, t, T, ;(двоеточие) и
,(запятая). После f, F, t и T вы можете указать символ:
fx - осуществляет поиск указанного символа x справа от текущей позиции
курсора;
Fx - осуществляет поиск указанного символа x слева от текущей позиции
курсора;
tx - осуществляет перемещение курсора вправо на символ до указанного
символа x;
Tx - осуществляет перемещение курсора влево на символ до указанного символа
x;
; - повторяет предыдущий поиск символа. Команда ; запоминает символ и ищет
следующее появление символа в текущей строке;
, - повторяет предыдущий поиск символа, но в обратном направлении. Команда
; запоминает символ и ищет следующее появление символа в текущей строке;
Команда - (минус) перемещает курсор на одну строку вверх, позиционируя
его на первом ненулевом символе. Чтобы переместить курсор более чем на один
символ, укажите пред знаком минус количество строк. Например, чтобы
переместить курсор вверх на 13 строк, введите: 13-
Если эти строки находятся выше отраженного экрана, то окно
переместится так, чтобы открыть их. Этот способ помогает быстро
перемещаться по файлу. Если выше окажется меньше 13-ти строк, то звуковой
сигнал подскажет вам, что вы сделали ошибку и курсор останется в своем
прежнем положении.
Команда + (плюс) или перемещает курсор вниз на одну строку и
позиционирует на первый непустой символ. Перед командой + можно указать
количество строк, на которое вы хотите переместить курсор. Например, чтобы
переместить курсор на 9 строк вниз, введите: 9+
Если некоторые строки расположены ниже текущего экрана, то окно
переместится вниз, чтобы открыть их.

6.2. Позиционирование слов

Редактор vi предполагает, что слово - это строка символов, которая
может включать в себя буквы, цифры и символы подчеркивания. В редакторе vi
существует 6 команд позиционирования: w, b, e, W, B и E. Команды w, b, e
рассматривают любой символ, отличный от буквы, цифры или подчеркивания, как
разделитель, означающий начало или конец слова. Пунктуация до или после
пустого пространства является разделителем слов. Символ начала или конца
строки также является разделителем.
Команды W, B, E рассматривают пунктуатию как часть слова. Слова
разделяются пустым пространством, которое состоит из символов пробел,
табуляция и новая строка.
Команды позиционирования:
w - перемещает курсор к началу следующего слова;
nw - перемещает курсор к началу n-го слова; конец строки не останавливает
движение курсора. Он продолжает подсчет слов с начала следующей строки;
W - игнорирует все знаки пунктуации и перемещает курсор на следующее после
пробела слово;
e - перемещает курсор на последний символ в следующем слове;
E - перемещает курсор на последний символ в слове. Игнорирует все символы
пунктуации за исключением пробела. Слова разделяются пробелами;
b - перемещает курсор к первому символу предыдущего слова;
nb - перемещает курсор к первому символу n-го предыдущего слова. Команда b
не останавливается в начале строки и продолжает движение к началу строки;
B - используется подобно команде b, за исключением того, что слова
разделяются только символами пробел и новая строка. Она рассматривает все
другие символы пунктуации как буквы.

6.3. Позиционирование курсора на предложение

Редактор vi также распознает предложения. В редакторе vi предложение
заканчивается знаками !, . или ?. Если эти разделители появляются в
середине строки, то за ними должны стоять два пробела, чтобы vi их мог
распознать.
Вы можете перемещать курсор от предложения к предложению в файле с
помощью команд ( - открывающая скобка и ) - закрывающая скобка.
( - перемещает курсор в начало текущего предложения;
n( - перемещает курсор в начало n-го предложения выше текущего предложения;

) - перемещает курсор в начало следующего предложения;
n) - перемещает курсор в начало n-го предложения, следующего за текущим
предложением.

6.4. Позиционирование курсора по параграфам

Параграфы распознаются редактором vi, если они начинаются после пустой
строки. Если вы хотите перемещать курсор по параграфам, то при создании
текста не забудьте в конце каждого параграфа поставить пустую строку.
{ - переместить курсор в начало текущего параграфа, который ограничивается
пустой строкой;
n{ - переместить курсор в начало n-го параграфа, следующего за текущим
параграфом;
} - переместить курсор в начало следующего параграфа;
n} - переместить курсор в начало n-го параграфа ниже текущей строки.

6.5. Позиционирование в окне

Редактор vi предоставляет вам 3 команды, которые позволяют вам
позиционировать курсор в окне. Эти команды должны быть введены на верхнем
регистре:
H - переместить курсор к первой строке экрана;

M - переместить курсор к средней строке экрана;

L - переместить курсор к последней строке экрана.



7. Позиционирование курсора на неотображаемом тексте

В этом подразделе описывается, как переместить курсор на текст,
который не отображен на текущем экране. Вы можете сделать это следующим
образом:
. прокрутка вперед и назад файла;
. перейти к указанной строке в файле;
. поиск по шаблону в файле.
Четыре команды редактора vi позволяют вам осуществлять прокрутку
текста файла. Команды ^f (f) и ^d (d) проводят прокрутку экрана
вперед, а команды ^b (b) и ^u (u) - прокрутку экрана назад.
Команда ^f осуществляет прокрутку вперед на одно окно текста,
расположенного ниже текущего окна. Редактор vi очищает экран и выводит
новое окно. Две последние строки текущего окна отображаются в верхней части
нового окна. Если окно дополнено пустыми строками, то они помечаются знаком
~ (тильда)
Команда ^d осуществляет прокрутку на половину экрана, чтобы отобразить
текст, расположенный ниже окна. Если курсор находится на последней строке
файла и вы нажмете ^d, то vi подаст звуковой сигнал.
Команда ^b осуществляет прокрутку экрана назад на полное окно, чтобы
отобразить текст, который находится выше текущего экрана. Редактор vi
очищает экран и отображает новое окно. В отличие от команды ^f, команда ^b
не оставляет в новом окне строки из текущего окна.
Команда ^u осуществляет прокрутку половины экрана, чтобы отобразить
текст, расположенный выше окна. Если курсор достигнет начала файла, то vi
подаст звуковой сигнал.



8. Переход на указанную строку

Команда G позиционирует курсор на указанную строку в окне. Если эта
строка не находится в текущем экране, то G очищает экран и отображает окно,
содержащее эту строку. Если не указана строка, то команда G перемещает
курсор на последнюю строку файла:

G - переместить курсор на последнюю строку в файле;

nG - переместить курсор на строку n.



9. Номера строк

Каждая строка файла имеет номер, соответствующий ее положению в
буфере. Чтобы получить номер конкретной строки, переместите курсор на эту
строку и введите команду: ^g
В нижней части экрана команда ^g поместит информацию:
. имя файла;
. был ли буфер модифицирован после поледней записи его в файл;
. номер строки, на которой находится курсор;
. общее количество строк в буфере.


10. Поиск символов по шаблону: команды / и ?

Для поиска символов по шаблону вы можете использовать команды /, ?, n
и N. Эти команды позволяют осуществлять поиск вперед и назад в буфере
следующего появления указанного шаблона символов. Команды n и N позволяют
вам повторить последний поиск.
Команда / и следующий за ней шаблон (/pattern) ведет поиск вперед по
буферу следующего появления символов, указанных в шаблоне и помещает курсор
на первый символ из шаблона. Например, командная строка:
/Hello world
находит первое появление в буфере слов Hello world и помещает курсор под
буквой H.
Команда ? и следующий за ней шаблон (?pattern) ведет поиск в обратном
направлении в буфере первого появления символов, указанных в шаблоне и
помещает курсор на первый из этих символов. Например, командная строка:
?data set design
находит предыдущее появление в буфере слов data set design и помещает
курсор под буквой d в слове data.
Эти команды поиска не выполняют циклически возврат в случае окончания
строки во время поиска двух или более слов. Например, если вам надо найти
появление Hello world и окажется, что слово Hello находится в конце одной
строки, а слово world - первое слово последующей строки, то эти команды не
найдут Hello world.
В то же время, эти команды поиска выполняют циклический возврат в
конце или начале буфера для продолжения поиска. Например, если вы
находитесь почти в конце буфера, а символы, которые соответствуют шаблону в
начале буфера, то команда поиска / найдет шаблон.
Команды n и N позволяют повторить предыдущий запрос поиска /pattern
или ?pattern:

n - повторить последнюю команду поиска;

N - повторить последнюю команду поиска в обратном направлении.
Команды / и ? не дают вам возможности указать конкретное появление
шаблона с помощью числа. То есть, вы не можете, например, запросить поиск 3-
го появления шаблона, начиная с текущей позиции.

11. Создание текста

Три основные команды позволяют в редакторе vi создавать текст:

a - добавить текст;

i - вставить текст;

o - открыть новую строку, на которой может быть введен текст.
После того, как вы создали текст с помощью одной из этих команд,
можете возвратиться в командный режим редактора vi нажав клавишу ESCAPE.
Чтобы в файл добавить текст, воспользуйтесь следующими командами:

a - добавить текст после курсора;

A - добавить текст в конце текущей строки.
Чтобы в файл вставить текст, воспользуйтесь следующими командами:

i - вставить текст до курсора;

I - вставить текст в начале текущей строки до первого ненулевого символа.
Для возврата в командный режим, нажмите клавишу ESCAPE.
Для открытия строки для текста воспользуйтесь следующими командами:

o - создать текст с начала новой строки, расположенной ниже текущей строки.
Вы можете ввести эту команду в любом месте текущей строки;

O - создать текст с начала новой строки, расположенной выше текущей строки.
Вы можете ввести эту команду в любом месте текущей строки.
Команды открытия создают строку непосредственно выше или ниже текущей
строки и переводят вас в режим ввода текста. Курсор располагается в начале
новой строки и ожидает от вас ввода текста.



12. Удаление текста

Вы можете удалить текст с помощью нескольких команд в командном
режиме и небольшой объем в режиме ввода.

12.1. Удаление текста в режиме ввода текста

Если вы находитесь в режиме ввода текста редактора vi и хотите
удалить символ, воспользуйтесь клавишей BACKSPACE: BACKSPACE - удалить
текущий символ (слева от курсора).
Клавиша BACKSPACE перемещает курсор назад в режиме ввода текста и
удаляет каждый символ, который курсор переходит. Однако удаленный символ не
стирается с экрана пока вы не нажмете клавишу ESCAPE для возврата в
командный режим.
Удалить текст вы можете и с помощью следующих ключей:

^w - отменить ввод текущего слова;

@ - удалить на текущей строке весь введенный во время данного режима ввода
текст;

^v - удалить специальное значение, если есть, следующих вводимых символов.
Когда вы вводите ^w, курсор возвращается на последнее введенное слово
и ожидает на первом символе этого слова. Он не стирает слово с экрана до
тех пор, пока вы не нажмете клавишу ESCAPE или не введете новые символы на
месте этого слова.

12.2. Отменить последнюю команду

Отменить последнюю введенную команду можно с помощью следующих команд:

u - отменить последнюю команду;

U - восстановить текущую строку в состояние до произведенных изменений.
Если вы случайно удалили строки, то для отмены команды удаления
введите команду u. Удаленные строки вновь появятся на экране. Если вы ввели
неправильно команду, то введите команду u и неверная команда будет
отменена. Команда U будет аннулировать все изменения в текущей строке до
тех пор, пока курсор будет находиться на этой строке.
Если вы введете команду u дважды, то вторая команда отменит первую.
Например, если вы удалили по ошибке строку и восстановили ее с помощью
команды u, то нажав второй раз u, вы вновь удалите строку. Знание этих
команд может спасти вас от многих неприятностей.



13. Команды удаления в командном режиме

Многие команды редактора vi, такие как команды удаления и изменения,
предоставляют вам возможность использовать в командной строке команды
перемещения курсора. Команды перемещения курсора могут указывать на объект
текста: слово, строка, предложение, параграф. В этом случае общий формат
команды будет такой:
[number][command]text_object
Квадратные скобки указывают, что данные компоненты не являются
обязательными.
Все команды удаления, выдаваемые в командном режиме сразу же удаляют
указанный текст с экрана и оставшуюся часть отображают на экране в
обновленном виде.
Команда удаления имеет следующий формат:
[number]dtext_object
где d - команда удаления;

text_object - объект удаления.

13.1. Удаление слов

Вы можете удалить слово или часть слова с помощью команды d.
Переместите курсор к первому удаляемому символу и введите команду dw.
Символ, расположенный над курсором и последующие за нми будут стерты.
Команда dw удаляет одно слово или знак пунктуации и пробелы, которые
следуют за ним. Вы можете удалить несколько слов или знаков пунктуации за
один раз, если укажете перед командой соответствующее число. Например,
чтобы удалить 3 слова и две запятые, введите команду 5dw.

13.2. Удаление параграфов

Чтобы удалить параграф, воспользуйтесь командой: d{ или d}
Помните, что вы можете восстановить удаленный текст с помощью команды u.

13.3. Удаление строк

Чтобы удалить строку, введите: dd
Для удаления нескольких строк укажите перед командой количество
удаляемых строк. Например, команда: 10dd сотрет 10 строк.
Если вы удаляете несколько строк, то vi отображает в нижней части экрана
сообщение типа: 10 lines deleted
Если ниже текущей строки осталось меньше 10 строк, то прозвучит сигнал и
строки не удалятся.

13.4. Удаление текста после курсора

Для удаления всего текста на строке, расположенного после курсора,
поместите курсор на первый удаляемый символ и введите: D или d$
Эта команда удаляет текст только на текущей строке.


14. Модификация текста

Один из способов модификации текста представляют команды удаления и
команды ввода текста. Другой способ, с помощью которого вы можете изменить
текст, это задать команду, позволяющую одновременно удалять и создавать
текст. В редакторе vi существуют 3 основные команды изменения текста: r, s
и c.

14.1. Замена текста

rx - Заменить текущий символ (символ, на который показывает курсор) на x.
Эта команда не устанавливает режим ввода текста и, следовательно, нет
необходимости нажимать после нее клавишу ESCAPE.
nrx - Заменить n символов на x. После этой команды также не надо нажимать
клавишу ESCAPE.
R - Заменяет только те символы, которые введены в режиме ESCAPE. Если будет
достигнут конец строки, то эта команда добавит ввод как новый текст.
Например, вы хотите заменить слово acts на ants в следующем предложении:
The circus has many acts.
Поместите курсор под буквой c в слове acts и введите команду:
rn
Предложение будет иметь вид:
The circus has many ants.
Чтобы заменить слово many на 7777, поместите курсор под буквой m в слове
many и введите команду:
4r7
Команда r заменит слово many на четыре цифры 7:
The circus has 7777 ants.

14.2. Подстановка текста

Команда подстановки текста заменяет символы, но затем позволяет вам
продолжать ввод текста с того места, где вы нажали клавишу ESCAPE.
s - удалить символ, на который указывает курсор и добавить текст. После
окончания ввода текста нажмите клавишу ESCAPE;
ns - удалить n символов и добавить текст. После окончания ввода текста
нажмите клавишу ESCAPE;
S - заменить все символы в строке.
Когда вы вводите команду s, последний символ в строке символов,
который будет заменен, переписывается со знаком $. Символ не стирается с
экрана, пока вы не введете на его место новый символ, или не нажмете
клавишу ESCAPE.

14.3. Изменение текста

Команда подстановки заменяет символы. Команда изменения заменяет
объект текста и затем продолжает добавлять текст с этого места до тех пор,
пока вы не нажмете клавишу ESCAPE.
Команда изменения может содержать аргумент text_object. Вы можете
заменить символ, слово и так далее на новый текст:
ncx - заменить n-ый объект текста типа x (предложение, параграф);
cw - заменить слово или оставшиеся символы в слове на новый текст. Редактор
vi печатает знак $, чтобы показать последний символ, который будет заменен;

ncw - заменить n слов;
cc - заменить все символы в строке;
ncc - заменить все символы в текущей строке и n верхних строк;
C - заменить оставшиеся символы в строке от курсора до конца строки; dfn nC
заменить оставшиеся символы, начиная от курсора в текущей строке и во всех
n верхних строках.
Команда "c" использует знак $, чтобы отметить последний символ, который
должен быть замещен. После того как выполнилась команда изменения, вы
находитесь в режиме ввода текста и можете вводить любой текст. Тескт будет
храниться в буфере, пока вы не нажмете клавишу ESCAPE.



15. Извлечение и присоединение текста

Редактор vi предоставляет набор команд, которые разбивают текст в файл
и набор команд, которые копируют часть текста и помещают в другое место в
файле.

15.1. Перемещение текста

Вы можете переместить текст из одного места в буфере редактора vi в
дру

Новинки рефератов ::

Реферат: Воцарение династии Романовых (История)


Реферат: Инвентаризация: порядок организхации и проведения (Бухгалтерский учет)


Реферат: Программа аудиторской проверки по материалам и МБП (Бухгалтерский учет)


Реферат: Правовое положение иностранных граждан в России (Международное частное право)


Реферат: Microsoft Word 97 Новые возможности (Программирование)


Реферат: Влияние стресса на организм (Психология)


Реферат: Учет денежных средств (Аудит)


Реферат: Высокое Возрождение Италии XVI века (Искусство и культура)


Реферат: Казанский университет (История)


Реферат: Биологическая роль, структура и выделение митохондрий из печени крыс. (Биология)


Реферат: Вращение треугольника (Программирование)


Реферат: Расчет финансовый предприятия (Аудит)


Реферат: Иоганн Кеплер (История)


Реферат: Газораспределительный механизм автомобиля ГАЗ 24-10 "Волга" (Транспорт)


Реферат: Форма и символ яйца в искусстве (Искусство и культура)


Реферат: Бизнес-план "Интернет-провайдер" (Менеджмент)


Реферат: Алиментарная анемия (Сельское хозяйство)


Реферат: Суспільна організація життя словян (История)


Реферат: Система криптозащиты в стандарте DES. Система взаимодействия периферийных устройств (Компьютеры)


Реферат: Пакетные и контейнерные грузоперевозки (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист