|
Реферат: Форматирование текста в MicroSoft Word (Программирование)
Краснодарский Государственный Университет Культуры и Искусств
Факультет Экономики Управления и Рекламы
Дисциплина: Информатика
РЕФЕРАТ ТЕМА: "Форматирование текста в MicroSoft Word"
Выполнила: Студентка 2-го курса Группы НЭК-99 Есина Ю.
Проверил: Долгих В. В.
Краснодар 2001 Форматирование с использованием стилей 3
Изменение стиля 3
Применение стиля 3
Задание стиля для следующего абзаца 3
Создание стиля 4
Удаление стиля 4
Стили для оформления маркированных и нумерованных списков 4
Копирование стилей в другой документ 5
Форматирование абзацев 5
Добавление обрамления и заливки к абзацам 8
Добавление обрамления к абзацам 8
Добавление заливки к абзацам 9
Использование табуляции 9
Установка позиций табуляции 9
Табуляция с заполнением 9
Удаление и перемещение позиций табуляции 10
Оформление указателей 10
Нестандартное оформление указателя 10
Обновление указателей 10
Создание оглавления 10
Создание оглавления с использованием встроенных стилей заголовка 11
Копирование форматирования одного раздела в другой раздел 11
Сохранение форматирования при копировании из одного документа в другой 11
Удаление символа абзаца 12
Использование колонтитулов 12
Создание колонтитулов 13
Удаление колонтитула 13
Контрольные вопросы и задание 14
Форматирование с использованием стилей
Изменение стиля
Для того чтобы изменить стиль необходимо выбрать команду «Стиль» в меню «Формат», после чего, в появившемся окне в поле “Стили” выберите стиль и нажмите кнопку “Изменить”, а для изменения атрибутов стиля нажмите кнопку «Формат».
Совет. Чтобы применять модифицированный стиль в новых документах, основанных на текущем шаблоне, установите флажок "Добавить в шаблон". Модифицированный стиль будет добавлен в шаблон, присоединенный к активному документу.
Применение стиля
Для того, чтобы применить стиль к тексту необходимо выделите текст, а если это абзац, то, поместите курсор в любое место абзаца который нужно отформатировать. Выберите команду «Стиль» в меню Формат. А потом, в появившемся окне выберите нужный стиль, а затем нажмите кнопку «Применить». Если требуемый стиль отсутствует в списке поля “Стили”, выберите другую группу стилей в поле «Список».
Совет. Чтобы быстро наложить стиль, выберите стиль абзаца или символа в поле "Стиль" на панели форматирования. Имена стилей абзацев перед названием содержат значок документа; отличительной особенностью стилей символов является значок в виде подчеркнутой буквы "a".
Задание стиля для следующего абзаца
Для того, чтобы задать стиль для следующего абзаца выберите команду «Стиль» в меню «Формат», после чего в появившемся окне, в поле «Стили» выберите стиль, за которым хотите назначить следующий, а затем нажмите кнопку «Изменить». А в поле «Стиль следующего абзаца» выберите стиль, который хотите определить в качестве стиля для следующего абзаца.
Создание стиля
Для создания стиля выберите команду «Стиль» в меню Формат, а затем нажмите кнопку «Создать». Потом введите имя нового стиля в поле «Имя». Далее выберите тип нового стиля в поле «Стиль». Нажмите кнопку «Формат», чтобы задать форматирование для нового стиля.
Примечание: Обычно новый стиль создается на основе стиля, примененного к выбранному абзацу. Чтобы создать новый стиль на основе другого стиля, укажите стиль в поле «Основан на стиле».
Совет: Можно быстро создать стиль абзаца , основанный на стиле выделенного текста, если ввести имя нового стиля в поле "Стиль" панели форматирования.
Удаление стиля
Для удаления стиля необходимо проделать следующие пункты: . Выберите команду «Стиль» в меню «Формат». . В появившемся окне выберите стиль, который хотите удалить, а затем нажмите кнопку «Удалить».
Примечание: Если удалить созданный пользователем стиль абзаца, на все абзацы с этим стилем будет наложен стиль «Обычный». Если удалить встроенный стиль, его можно вернуть обратно, выбрав значение «Всех стилей» в поле «Список».
Стили для оформления маркированных и нумерованных списков
Во многих шаблонах, входящих в состав программы Word, имеются стили для работы с нумерованными и маркированными списками. При использовании этих стилей все выделенные абзацы оформляются в соответствии с единым форматом и к ним автоматически добавляются маркеры или нумерация. Использование таких стилей предпочтительнее, чем использование кнопок панели инструментов или команды «Список», в следующих случаях: . Список должен иметь отличающийся от текста формат, например меньший размер шрифта, курсив, другой интервал между строками или абзацами. . Единый формат списка важен при работе с большим документом или документами, состоящими из нескольких частей. В этом случае документ может быть легко обновлен при изменении формата списка.
Имеющиеся встроенные стили могут быть изменены по усмотрению пользователя.
Копирование стилей в другой документ
Для копирования стилей в другой документ необходимо выбрать команду «Стиль» в меню «Формат», а затем нажмите кнопку «Организатор». После этого выберите стили для копирования из любого списка, а затем нажмите кнопку "Копировать".
В списке слева появятся стили, используемые в активном документе или шаблоне, в списке справа появятся стили шаблона документа «Обычный».
Совет: Если шаблон, из которого требуется копировать стили, отсутствует в обоих списках, нажмите кнопку «Закрыть файл». Чтобы выбрать нужный шаблон или документ, нажмите кнопку «Открыть файл».
Форматирование абзацев
С помощью диалога Абзац можно установить любой из перечисленных в таблице 1 атрибутов. Оно открывается командой Абзац в меню Формат или же щелчком правой кнопки мыши в тексте и выполнением команды Абзац из контекстного меню. На рис.1 изображена вкладка Отступы и интервалы окна диалога Абзац, а на рис.2 - вкладка Положение на странице. Как и при работе с окном Шрифт, выбор атрибутов формата в окне диалога Абзац облегчается тем, что Word показывает образец текста, отформатированного с применением выбранных атрибутов.
Табл.1 Атрибуты формата абзаца
|Атрибут формата абзаца Описание | |Отступы и интервалы | |Отступ |Горизонтальное расположение текста абзаца | | |относительно полей документа | |Интервал перед |Дополнительный вертикальный интервал, | | |вставляемый перед абзацем | |Интервал после |Дополнительный вертикальный интервал, | | |вставляемый после абзаца | |Межстрочный |Вертикальное расстояние между строками текста в| |интервал |абзаце - например, одиночный или двойной | | |интервал или его точное значение | |Выравнивание |Выравнивание текста абзаца: по левому краю | | |(текст выравнивается по левому отступу), по | | |правому краю (текст выравнивается по правому | | |отступу), по центру (по центру между левым | | |отступом первой строки и правым отступом), по | | |ширине (по обоим отступам) | |Положение на странице | |Запрет висячих |Предотвращает вывод одиночной последней строки| |строк |абзаца в начале новой страницы или вывод | | |первой строки абзаца в конце страницы | |Не разрывать |Все строки абзаца должны быть выведены на | |абзац |одной странице - другими словами, Word не | | |производит разрыва страниц в абзаце | |Не отрывать от |Не позволяет Word вставлять разрыв страницы | |следующего |между данным и следующим абзацем | |С новой строки |Абзац выводится с новой страницы | |Запретить |Если строки документа нумеруются, абзац | |нумерацию строк |исключается из нумерации | |Запретить |К абзацу не применяется автоматическая | |автоматический |расстановка переносов | |перенос слов | |
Левым отступом абзаца называется расстояние, на которое левая граница текста абзаца отстоит от левого поля страницы (положительный отступ) или на которое она заходит в левое поле (отрицательный отступ). Аналогично, правым отступом абзаца называется расстояние, на которое правая граница текста абзаца отстоит от правого поля страницы
рис.1 Вкладка Отступы и интервалы в окне диалога Абзац.
(положительный отступ) или на которое она заходит в правое поле (отрицательный отступ). Полями называют расстояние между областью, в которой может располагаться текст, и краями бумаги; размер полей устанавливается при настройке параметров страницы. Самый простой способ освоить различные параметры отступа - менять их значения и следить за изменениями в образце текста.
рис.2 Вкладка Положение на странице в окне диалога Абзац
Межстрочным интервалом называется суммарная высота каждой строки текста в абзаце. Форматировать абзацы можно также с помощью панели инструментов форматирования и линейки (если последней нет в окне, выполните команду «Линейка» в меню Вид). Для форматирования абзацев используются следующие кнопки панели инструментов форматирования:
Выравнивание по правому краю Выравнивание по левому краю Увеличение левого отступа
Выравнивание по центру Уменьшение левого отступа Выравнивание по ширине
Для установки отступов абзаца можно пользоваться линейкой
Перетащите для установки левого отступа первой строки
Перетащите для установки левого отступа всех строк Перетащите для установки левого отступа всех строк, кроме первой строки
Добавление обрамления и заливки к абзацам
Абзацы можно окружать линиями обрамления с любой из сторон, а также использовать заливку для затенения заднего плана текста абзаца.
Добавление обрамления к абзацам
Для добавления обрамления к абзацам установите указатель в любом месте абзаца, который требуется снабдить обрамлением. Потом выберите команду «Панели инструментов» в меню «Вид» и включите панель «таблиц». На этой панели выберите подходящий тип линии из списка а так же требуемую толщину. После этого кнопки вызвав меню кнопки «внешние граница» выберите необходимый вид обрамления и нажмите на кнопку.
Добавление заливки к абзацам
Для добавления заливки абзаца установите указатель в любом месте абзаца. На панели таблиц в меню кнопки заливки выберите цвет заливки для вашего абзаца, а потом нажмите саму кнопку. Надо отметить, что для осуществления заливки у абзаца должно быть обрамление.
Использование табуляции
Установка позиций табуляции
Выделите абзацы, в которых необходимо установить позиции табуляции. Щелкайте левую часть горизонтальной линейки, пока она не изменится на необходимый тип табуляции: Щелкните горизонтальную линейку в том месте, где необходимо установить позицию табуляции.
Примечание. Для установки точного размера табуляций выберите команду «Табуляция» в меню Формат.
Табуляция с заполнением
Выделите абзацы, в которые собираетесь вставить символы заполнения перед позициями табуляции. . Выберите команду Табуляция в меню «Формат». . В поле «Позиции табуляции» введите позицию новой табуляции или выберите существующую позицию, к которой хотите добавить символ заполнения. . В группе «Выравнивание» выберите тип выравнивания символов заполнения. . В группе «Заполнитель» выберите нужные параметры и нажмите кнопку "Установить".
Удаление и перемещение позиций табуляции
1. Выделите абзацы, в которых собираетесь удалить или передвинуть позицию табуляции. 2. Чтобы удалить позицию табуляции, перетащите маркер табуляции на горизонтальной линейке влево до упора.
3. Чтобы передвинуть позицию табуляции, перетащите маркер табуляции на горизонтальной линейке вправо или влево.
Оформление указателей
Нестандартное оформление указателя
Для оформления указателя выберите команду «Оглавление и указатели» в меню «Вставка», а затем - нужную вкладку. После этого в появившемся окне в поле «Форматы» выберите значение «Специальный», а затем нажмите кнопку «Изменить». В поле «Стили» выберите стиль, который хотите изменить, а затем нажмите кнопку «Изменить». Нажмите кнопку «Формат», а затем выберите нужные параметры форматирования. После этого, вернувшись в окно диалога «Оглавление и указатели», можно просмотреть полученные результаты форматирования в поле «Образец».
Обновление указателей
Для обновления указателей поместите курсор в любое место указателя, который собираетесь обновить а потом нажмите клавишу F9.
Примечание. Если указатель обновляется полностью, будут потеряны все данные и форматирование, внесенные в него вручную.
Создание оглавления
Оглавление создается с помощью стилей, которыми оформлены заголовки документа. Можно использовать встроенные стили заголовков, входящие в поставку программы Word, или создать собственные стили заголовков.
Создание оглавления с использованием встроенных стилей заголовка
Для начала наложите на заголовки, которые собираетесь отобразить в оглавлении, стили заголовков, входящие в поставку программы Word (стили «Заголовок 1» - «Заголовок 9»). Поместите курсор в место, куда хотите вставить оглавление. Выберите команду Оглавление и указатели в меню «Вставка», а затем - вкладку «Оглавление». Чтобы выбрать один из готовых стилей, укажите его в поле «Форматы».
Копирование форматирования одного раздела в другой раздел
Если документ содержит несколько разделов, можно скопировать форматирование раздела, скопировав соответствующий разрыв раздела. При вставке этого разрыва раздела на новое место расположенный над ним текст принимает соответствующее форматирование. Сведения о формате последнего раздела документа хранятся в последнем символе абзаца этого документа.
Совет. Если форматирование конкретного раздела планируется использовать в других документах, сохраните соответствующий разрыв раздела как элемент списка автотекста и вставляйте его по мере необходимости.
Сохранение форматирования при копировании из одного документа в другой
При копировании из одного документа в другой применяемое при этом форматирование зависит от копируемого фрагмента.
Копируемый фрагмент Действие
Не содержит символ абзаца () Копируется стиль символа и любое другое форматирование символов, примененное к первому символу фрагмента. Является символом абзаца Копируется стиль абзаца и любое другое форматирование абзаца, примененное к этому абзацу. Содержит символ абзаца Копируется стиль абзаца и любое другое форматирование абзаца, примененные к этому абзацу, а также стиль символа и любое другое форматирование символов, примененное к первому символу фрагмента. Содержит разрыв раздела Копируется все форматирование раздела, включая поля, количество столбцов, количество строк, размер и ориентацию страницы, верхний и нижний колонтитулы.
Удаление символа абзаца
Сведения о формате абзаца хранятся в символе абзаца. Если вырезанный текст содержит символ абзаца, оставшийся текст примет стиль следующего абзаца.
Использование колонтитулов
Колонтитул - это текст и/или рисунок (номер страницы, дата печати документа, эмблема организации, название документа, имя файла, фамилия автора и т. п.), который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. Существует возможность использовать один и тот же колонтитул для всего документа или определить разные колонтитулы для разных частей документа. Например, допускается создать уникальный колонтитул для первой страницы документа или вообще убрать верхний и/или нижний колонтитул с первой страницы. Можно также создавать отличающиеся колонтитулы для четных и нечетных страниц некоторых разделов или всего документа.
Создание колонтитулов
. Выберите команду Колонтитулы в меню Вид. . Для создания верхнего колонтитула введите текст или рисунок в область верхнего колонтитула или нажмите кнопку на панели инструментов Колонтитулы. . Для создания нижнего колонтитула нажмите кнопку Верхний/нижний колонтитул для перехода в область нижнего колонтитула. Затем повторите шаг 2. . По окончании нажмите кнопку «Закрыть»
Чтобы вставить нажмите кнопку:
Номера страниц
Текущую дату
Текущее время
Стандартный элемент колонтитула, например должным образом отформатированный номер страницы (Стр. 1 из 10), имя файла или фамилию автора «Вставить автотекст», а затем щелкните нужный элемент.
Совет.
По умолчанию содержимое колонтитула автоматически выравнивается по левому краю. Существует возможность выровнять содержимое колонтитула по центру или выровнять дату по левому краю, а номер страницы - по правому краю. Для выравнивания элемента по центру нажмите клавишу TAB; для выравнивания элемента по правому краю нажмите клавишу TAB дважды.
Удаление колонтитула
Для удаления колонтитула выберите команду «Колонтитулы» в меню «Вид». Если требуется, перейдите к верхнему или нижнему колонтитулу, который следует удалить. После этого выделите содержимое колонтитула, а затем нажмите клавишу DEL.
Примечание.
При удалении колонтитула соответствующие колонтитулы автоматически удаляются со всех страниц документа. Однако если разбить документ на разделы и разорвать связь между ними, можно удалить колонтитулы только для некоторых разделов.
Контрольные вопросы и задание
1. Как отформатировать документ с использованием стилей? Какие основные действия предусмотрены для работы со стилями?
2. Что такое колонтитулы и для чего они применяются?
3. Необходимо выровнять текст по ширине, добавить отступ, рамку и заливку цветом. Так же необходимо изменить межстрочный интервал (на личное усмотрение).
----------------------- [pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Реферат на тему: Форматы баз данных в автоматизированных библиографических системах
ВВЕДЕНИЕ.
Термин MARC представляет собой акроним названия системы Machine- Readable Catalogue or Cataloguing (Машиночитаемый каталог или каталогизация). Однако это название не совсем точно, поскольку MARC не является ни каким-либо видом каталога, ни методом каталогизации. Фактически MARC- это краткий и удобный термин для обозначения процесса маркировки любой части каталогизационной записи так, чтобы она могла быть обработана с помощью компьютера.
В общих словах, коммуникативный формат MARC должен обеспечивать:
возможность его применения для всех видов библиотечных документов;
достаточную гибкость для решения разнообразных задач в дополнение к каталогизации;
удобство применения в различных автоматизированных системах.
Применение стандарта MARC в библиотеке, которая до этого работала с каталожными карточками, заметно увеличит скорость работы, то есть не будет необходимости стоять "бог знает сколько времени" у каталога, чтобы найти нужную карточку. Стандарт MARC позволяет найти любую книгу, которая имеется в библиотеке, в считанные секунды. Например, если читатель забыл или не знает какого- либо нужного описания книги (автор, название и т. п) , то MARC даёт возможность найти эту книгу по ключевым словам. К достоинствам MARC-а следует отнести и то, что он требует минимум один компьютер, то есть все те каталоги с карточками становятся ненужными.
Использование стандарта MARC предотвращает дублирование работы и помогает библиотекам лучше распорядится библиотечными ресурсами. Выбор для работы формата MARC даёт библиотекам возможность приобретать надёжные каталогизационные данные, представленные в правильной форме.
Применение стандарта MARC при управлении библиотечными операциями позволяет библиотекарям использовать имеющиеся автоматизированные библиотечные системы. Многие системы, доступные библиотекам разного уровня, спроектированы для работы с форматом MARC. Они технически обслуживаются и совершенствуются, так что библиотеки могут пользоваться преимуществами последних достижений в компьютерной технологии. Стандарт MARC позволяет также библиотекам заменить одну систему на другую с уверенностью, что их данные будут совместимы.
Несмотря на сотрудничество стран в этой области появилось несколько версий формата MARC таких, как UKMARC, INTERMARC, USMARC, расхождения в которых были вызваны различиями в национальных правилах и практике каталогизации.
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ ФОРМАТА USMARC.
Библиотека Конгресса является официальным депозитарием публикаций Соединённых Штатов и первичным источником каталогизационных записей для международных публикаций и публикаций США. В 1960-е гг. Библиотека Конгресса разработала формат MARC Библиотеки Конгресса (формат LC MARC), систему, использующую в каталогизационной записи цифры, буквы и другие символы для обозначения различных типов информации. В процессе развития формат LC MARC стал форматом USMARC (форматом MARC США). Ведение библиографического формата USMARC, также как и официальной документации USMARC, осуществляется Библиотекой Конгресса.
1.1 ТЕРМИНЫ USMARC И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Указатели данных (Signposts): Чтобы считывать и интерпретировать библиографическую запись, компьютеру необходима помощь. Таблица 1 иллюстрирует информацию, для обозначения которой требуются "signposts".
Таблица 1
Запись с текстовыми "signposts": Та же запись с метками MARC:
|"SIGNPOSTS" |ДАННЫЕ |"SIGNPOSTS" |ДАННЫЕ | |Заголовок | |100 |King, Stephen | |основной | |1 $а| | |библиографическ|King, Stephen | | | |ой записи: | | | | |Имя: | | | | |Заглавие и | |245 |Misery | |сведения об | |10 $а | | |ответственности|Misery | | | |: | | |Jim Arnosky | |Основное |Jim Arnosky |$с | | |заглавие: | | | | |Сведения об | | | | |ответственности| | | | |: | | | | |Область | |250 |1 st ed. | |издания: |1 st ed. |$а | | |Сведения об | | | | |издании: | | | |
и так далее...
Сравнение одной и той же записи с текстовыми "signposts" и с метками USMARC иллюстрирует компактность формата USMARC, то есть экономное расходование объёма компьютерной памяти.
Таблица 1 иллюстрирует запись MARC, размеченную "signposts". Наименованиями этих "signposts" являются: ПОЛЕ, МЕТКА, ИНДИКАТОР, ПОДПОЛЕ, КОД ПОДПОЛЯ И ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ. Рассмотрим эти термины в отдельности.
Поле : Каждая библиографическая запись логически делится на поля. Имеется поле для автора, поле для информации о заглавии и т.д. Эти поля подразделяются на одно или несколько "подполей".
Как было отмечено ранее, текстовые наименования полей слишком длинные, чтобы их приводить в каждой записи USMARC. Вместо этого поля представляются 3-х цифровыми метками.
Метка : Каждое поле ассоциируется с трёхцифровым числом, которое называется меткой. Метка идентифицирует поле (тип данных), которое следует после неё. Даже если на экране дисплея сразу после метки выведены ещё и индикаторы (таким образом, может появиться число из 4 или 5 цифр), метка всегда представляет собой первые три цифры.
См. ниже пример записи поля. Число 100 является меткой, определяющей поле заголовка основной библиографической записи на имя лица (автора).
|100 1# $a King, Stephen|
В записи USMARC 10% меток используются достаточно, другие 90% встречаются только в редких случаях.
Индикаторы : За каждой меткой поля следуют две позиции символов (за исключением полей 001- 009). Одна или обе эти позиции символов могут использоваться для индикаторов. В некоторых полях применяется только первая или вторая позиция; в других полях используются обе позиции; а в таких полях, как 020 или 300, позиции не используются совсем. Если позиция индикатора не используется, индикатор характеризуется как "неопределённый", позиция остаётся незаполненной. В данной работе, в примерах, незаполненные или неопределённые позиции индикатора обозначаются символом " # ".
Значением каждого индикатора является цифра от 0 до 9. (Хотя правилами допускаются буквы, они используются редко). Даже, если два индикатора вместе могут казаться 2-х значным числом, в действительности они являются двумя отдельными цифрами. В приведённом ниже примере первые 3 цифры являются меткой (245 определяет поле заглавия), 2 следующие цифры (1 и 4) являются значениями индикаторов. "1"- первый индикатор; "4"- второй индикатор.
|24514 $a The waste lands / $c adapted from Stephen | |King. |
Значение 1 первого индикатора в поле заглавия указывает, что в данном каталоге должна быть отдельная библиографическая запись на заглавие. В карточном каталоге это означает, что для единицы описания должна распечатываться карточка с добавочной библиографической записью на заглавие, а в справке о добавочных записях должно быть указано "Заглавие".
С помощью второго индикатора на экране дисплея указывается количество символов в начале поля (включая пробелы (spaces)), которые не должны учитываться компьютером в процессе сортировки и расстановки. Для заглавия The waste lands второй индикатор устанавливается на цифре "4", чтобы первые четыре символа ("T", "h", "e", пробел) не учитывались при сортировке и заглавие сортировалось в файле на слово "waste".
Подполе : Большинство полей содержит несколько отдельных взаимосвязанных данных. Каждый тип данных в поле называется подполем, и каждому подполю предшествует код подполя. Поля от 001 до 009 не имеют подполей.
Например, поле физического описания для книг (определённое меткой 300) включает подполе для объёма (количество страниц), подполе для других физических характеристик (информация об иллюстрациях), а также подполе для размеров (сантиметры):
|300 ## $a 675 p.; $b ill.; $c 24| |см. |
Код подполя: Код подполя представляет собой одну букву нижнего регистра (в отдельных случаях цифру), которой предшествует разделитель подполя. Каждый код подполя указывает, какой тип данных следует после него.
Разделитель : Различные программы математического обеспечения для представления разделителя на экране или в распечатке используют различные символы. Примерами могут служить двойной кинжал ((), знак "эт" (@), знак доллара ($), линия подчёркивания (_) и другие. В данной работе в качестве части кода подполя, являющейся разделителем, используется знак доллара ($).
В приведённом выше примере кодами подполей являются: $a для обозначения объёма, $b для других физических характеристик и $c для размера.
1.2. КОММУНИКАТИВНЫЙ ФОРМАТ USMARC.
Записи USMARC называют "теговыми" записями (записи с метками). Прежде чем стать теговой записью, запись USMARC (в так называемом коммуникативном формате USMARC) выглядит совсем по другому, - как одно длинное слитное предложение. Коммуникативный формат USMARC состоит из маркера и справочника. В коммуникативном формате метки перед полями не проставляются. Однако, непосредственно за маркером следует блок данных, называемых справочником. Этот справочник показывает, какие метки имеются в записи и где они располагаются. Справочник формируется (компьютером) из библиографической записи.
Маркер : Маркер представляет собой первые 24 (от 0 до 23) символа записи. Каждая позиция имеет установленное значение. Рассмотрим более подробно значения позиций маркера :
00- 04 ДЛИНА ЛОГИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ;
05 СТАТУС ЗАПИСИ:
a = повышение уровня кодирования;
c = исправленная или пересмотренная;
d = исключённая;
n = новая;
p = повышение уровня кодирования;
06 ТИП ЗАПИСИ:
a = языковой материал;
b = контроль за архивными и рукописными
материалами;
c = печатное музыкальное издание;
d = рукописный музыкальный материал;
e = печатное картографическое издание;
f = рукописный картографический материал;
g = проекционный материал;
i = немузыкальная звукозапись;
j = музыкальная звукозапись;
k = двухмерная непроекционная графика;
m = компьютерный файл;
o = комплексная работа;
r = трёхмерный объект;
07 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
a = составная часть монографического издания;
b = составная часть сериального издания;
c = подборка;
d = часть подборки;
m = монография как единица описания;
s = сериальное издание;
08- 09 НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ ПОЗИЦИИ
10 СЧЁТ ИНДИКАТОРОВ (всегда "2")
11 СЧЁТ КОДА ПОДПОЛЯ (всегда "2")
12- 16 БАЗОВЫЙ АДРЕС ДАННЫХ (вычисляется
компьютером для каждой записи)
17 УРОВЕНЬ КОДИРОВАНИЯ:
# = полный уровень;
1 = полный уровень, анализ материала не проводится;
2 = менее полный уровень, анализ материала не
проводится;
5 = частичный (предварительный) уровень;
7 = минимальный уровень;
8 = допубликационный уровень (CIP);
u = неизвестно;
z = не применяется;
18 ФОРМА ОПИСАТЕЛЬНОЙ КАТАЛОГИЗАЦИИ:
# = не соответствует ISBN;
а = AACR2;
i = ISBN;
u = неизвестно;
19 ТРЕБОВАНИЯ К СВЯЗАННОЙ ЗАПИСИ:
# = взаимосвязанная запись НЕ требуется (для полной
обработки составляемой записи);
r = взаимосвязанная запись требуется (для полной
обработки составляемой записи);
20 ДЛИНА КОМПОНЕНТА "ДЛИНА ПОЛЯ ДАННЫХ"
(всегда "4")
21 ДЛИНА КОМПОНЕНТА "ПОЗИЦИЯ НАЧАЛЬНОГО
СИМВОЛА" (всегда "5")
22 ДЛИНА КОМПОНЕНТА "ЧАСТЬ, ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ
ПРИ ПРИМЕНЕНИИ" (всегда "0")
23 НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ПОЗИЦИЯ СИМВОЛА ПЛАНА
СПРАВОЧНИКА (всегда "0")
Справочник :Как было сказано ранее, справочник показывает, какие метки имеются в записи и где они располагаются. Это достигается с помощью подсчёта символов в направлении позиции, где начинается каждое поле. Для более наглядного представления рассмотрим пример коммуникативной записи USMARC:
00422dam 22001337 450000500170000008000100001709000170002710 0001400044245007200058260002500130300001600155653009500171990 002200266^19970806174944.8^00$a519.2^00$a519$xЮ 16$hП^ 0$aЮди н М.Д.^ 0$aСходимость распределений и сумм случайных величин$ bУчебн.метод.пособие^ 0$aМн.$bУниверситетское^00$a254 c.$bил. ^00$aТеория вероятности, Статистические исследования, Прикладн ая математика, Случайные величины^00$b2$e2$v2$t77$z0$j2^(
Проанализируем этот пример.
Первые 24 позиции являются маркером. Он заканчивается цифрами "4500". Непосредственно после маркера начинается справочник. Метки в этом примере подчёркнуты.. Каждая отдельная статья справочника вместе с меткой имеет длину 12 символов. Первой меткой является 005. Следующие 4 позиции после каждой метки указывают длину поля. В этой записи данные в поле 005 (дата корректировки) имеют длину 17 символов. Следующие 5 позиций обозначают начальную точку отсчёта (позицию начального символа) для этого поля в строке данных, которая следует за справочником (после первого разделителя "^").
Поле 005 начинается с позиции 00000 (первая позиция является позицией 0). Следующей является метка поля 008, которое имеет длину 10 символов и начинается с 17-й позиции (длина предшествующего поля 17, добавленная к его начальной позиции 00000, равна 17). Следующая метка поля- 090. Оно имеет длину 17 символов и начинается с 27-ой позиции (17+10=27)...
Последнее поле 990 имеет длину 22 символа и начинается с 266 позиции.
Разделители полей (в примере они изображены знаком ^) отмечают конец справочника и конец каждого поля, которые следуют за справочником.
Разделитель записи (изображённый в этом примере знаком () заканчивает каждую библиографическую запись.
Приведём, наконец, этот пример в виде размеченного изображения:
Маркер...................................................................... 00422dam 22001337 4500
DTLT (дата и время последней транзакции)....005.......19970806174944.8
Индекс УДК.............................................................080........$ a 519.2
Шрифты....................................................................09 0.......$a 519
............................................................................ ......................$x Ю 16
............................................................................ ......................$h П
Имя автора...............................................................100.... ....$a Юдин М. Д.
Заглавие.................................................................... 245........$a Сходимость распределений
случайных величин
............................................................................ ......................$b Учебн.метод.пособие
Публикация.............................................................260.. ......$a Мн.
............................................................................ .....................$b Университетское
Физическое описание...........................................300.......$a 254 с.
............................................................................ .....................$b ил.
Ключевые слова ....................................................653........$a Теория вероятности, Статистические
исследования, Прикладная математика,
Случайные величины
Данные о заказе....................................................990.........$b 2
............................................................................ .....................$e 2
............................................................................ .....................$v 2
............................................................................ .....................$t 77
............................................................................ .....................$z 0
............................................................................ .....................$j 2
ГЛАВА 2 . ФОРМАТ UNIMARC.
2.1. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ФОРМАТА UNIMARC.
С начала 70-х годов семейство MARC увеличилось более чем на 20 форматов. Различия в содержании данных этих форматов вызывают необходимость редактирования записи до обмена ими.
Для преодоления несовместимости форматов было принято решение разработать международный формат MARC (UNIMARC), который позволил бы принимать записи, составленные в любом формате MARC так, чтобы они могли конвертироваться в UNIMARC, а из него в любой другой формат MARC. Для этого каждой национальной службе достаточно будет составить только две программы (одну для конвертирования в UNIMARC, другую из формата UNIMARC) вместо специальных программ конвертирования в каждый из форматов MARC, например, INTERMARC в UKMARC, USMARC в UKMARC и т.д. Таким образом, основной целью создания формата UNIMARC является содействие международному обмену данными в машиночитаемой форме между национальными библиографическими службами, а также более простое и удобное составление описания библиографических единиц, их поиск и контроль. Последнее достигается с помощью разработанных методов записи библиографической информации, осуществляемой в соответствии с международными стандартами.
2.2. ОТЛИЧИЕ ФОРМАТА UNIMARC ОТ ФОРМАТА
USMARC.
Прежде всего нужно отметить, что те определения, которые приводились для формата USMARC подходят (или правильнее сказать применяются) в формате UNIMARC (то есть понятия поля, метки, индикатора, маркера, справочника и др. сохраняются). Таким образом, не имеет смысла описывать столь же подробно формат UNIMARC, как был описан формат USMARC. Поэтому стоит остановиться на тех фрагментах, которые отличают эти два формата.
Основным отличием форматов UNIMARC и USMARC являются прежде всего несоответствия полей, подполей, индикаторов и т.п. (то есть правильнее будет сказать несоответствия меток полей, подполей, индикаторов и т. п.). К отличиям можно отнести также и то, что количество полей в формате UNIMARC не совпадает с количеством полей в формате USMARC, причём в UNIMARC полей больше чем в USMARC. Это связано с тем, что сам формат UNIMARC, как было сказано ранее, создавался значительно позже, чем формат USMARC и, соответственно, при создании UNIMARC учитывалось всё, чтобы этот формат был лучшим и заменил все остальные форматы.
Дальнейшие отличия между форматами UNIMARC и USMARC являются более мелкими (вытекающими из вышеперечисленных) и связаны опять таки с тем, что формат UNIMARC "младше" формата USMARC (например, количество подполей в полях, длины полей, различия в обозначениях индикаторов и другое).
Приведём, наконец, пример записи коммуникативного формата UNIMARC и сопоставим его примеру записи коммуникотивного формата USMARC:
00579nam 2200193 45000010011000000100018000111000041000291 01000800070200006900078210002400147215002300171225003000194 61000580022467500270028268600170030968600170032670000160034 3702002600359^ru96-37586^ $a5-88201-040-3^ $a19970708d1996 u a0rusb0103 ca^0 $arus^1 $aInternet Windows95$fПитер Кент$g Перевод с англ. В. Л. Григорьева^ $aM.$cКомпьютер$d1996^ $ a367 c.$cил.$d21 см^1 $aКомпьютерный мир 21 века^0 $aВычисл ительные сети глобальные-операционные системы^ $a681.324/.0 66(100)$zrus^ $a50$drugasnti^ $a32.97$drubbk^ 1$aКент$bПитер ^ 1$aГригорьев$bВ. Л.^(
Начнём с того, что первые 24 позиции являются маркером. Аналогично с записью USMARC, после маркера следует справочник. Метки в справочнике подчёркнуты каждая статья справочника занимает 12 символов (4 позиции на длину поля и 5 позиций на точку отсчёта).
Если внимательно посмотреть, то нетрудно заметить, что метки полей в UNIMARC отличаются от меток в USMARC (например, поле автора в UNIMARC-200, а в USMARC-100). Также видно, что повторяется поле 686. Это говорит о том, что поля в UNIMARC могут повторяться. Больше того, в UNIMARC последовательность приведения полей в записи является свободной ,то есть поля не обязательно должны идти в справочнике в порядке возростания (001, 010, 100, 200 и т.д.), они могут располагатся свободно (605, 710, 702, 012 и т.д.).
Остальные особенности записи формата UNIMARC приведены в начале пункта 2.2.
2.3. КОНВЕРТИРОВАНИЕ ДАННЫХ ПО СТРУКТУРЕ
USMARC(UNIMARC.
При создании конверторов USMARC(UNIMARC необходимо составить определённые алгоритмы программ.
Рассмотрим алгоритм программы-конвертора UNIMARC (USMARC.
Программа-конвертор может состоять из 3 блоков.
В первом блоке программа-конвертор должна считывать те данные из файла, которые необходимо конвертировать.
Второй блок является основным и самым сложным. В нём, собственно, и происходит конвертирование данных. Это конвертирование также можно разделить на несколько состовных частей. Сначала необходимо перестроить маркер. После предстоит конвертирование справочника. Тут будет важным перевести все метки полей, подполей и индикаторов, которые не совпадают. Эту задачу можно решить с помощью дополнительного файла, в котором указаны все метки полей, подполей и индикаторов одного из форматов. Также нужно учитывать и то, что длины полей формата, который конвертируется могут не совпадать с длинами полей нового формата (то есть надо пересчитать эти длины).
В третьем блоке новую запись необходимо записать в новый файл, который и будет отображать форму записи нового формата.
Алгоритм конвертора USMARC(UNIMARC строится аналогичным образом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, мы провели небольшой обзор по форматам автоматизированных библиографических систем USMARC и UNIMARC (так как именно эти два формата имеют наибольшее распространение и доверие в мире).
Основная цель данного исследования заключалась не в детальном рассмотрении форматов USMARC и UNIMARC, а в том, чтобы подчеркнуть факт перехода библиотек на эти автоматизированные системы.
Хотелось бы подчеркнуть также и то, что более предпочтительней является формат записи UNIMARC, чем USMARC (или ещё какой-нибудь). Причины этого назывались ранее. Можно сказать что формат UNIMARC уже вытесняет формат USMARC, и впоследствии он (UNIMARC) станет форматом, используемым в большинстве стран мира. Однако наука не стоит на месте, и возможно, уже в скором времени появится более удобный формат.
| |