GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков (Психология)


АУТОРЕФЕРАТ

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии
развлечений, которая захватывает большое количество людей. Новое увлечение
оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества
по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой
информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об
опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на
психику подростков.
Среди концепций, объясняющих природу, структуру и функции
агрессивности, агрессивного поведения человека, особое значение имеют
концепции З. Фрейда и К. Лоренца - представителей инстинктивизма, концепция
представителя бихевиоризма - Б.Ф. Скиннера, концепция Э. Фромма,
рассматривающего доброкачественную агрессию и деструктивность.
Все отмеченные выше авторы исследовали природу агрессивности человека
и понимали под агрессией причинение (или намерение причинить) вред другому
человеку, животному или предмету. По мнению З. Фрейда и К. Лоренца, природа
человеческой агрессивности инстинктивна.
Психоаналитический подход, представленный З. Фрейдом, утверждает, что
все человеческое поведение происходит, прямо или косвенно из Эроса, чья
энергия (либидо) направлена на сохранение и воспроизведение жизни. В
результате агрессия рассматривается как реакция на блокирование или
разрушение либидозных импульсов. [7 с. 133] Позже З. Фрейд предположил
существование второго основного инстинкта - Танатоса (инстинкта влечения к
смерти, направленности энергии на прекращение жизни). З. Фрейд утверждал,
что человеческое поведение является результатом взаимодействия этого
инстинкта с Эросом, и что между ними существует постоянное напряжение.
Представители следующего направления, социологи, предлагают свое
объяснение феномена агрессии: агрессивность - это средство, с помощью
которого индивидуумы пробуют получить свою долю ресурсов, что обеспечивает
успех (на генетическом уровне) в естественном отборе.
Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками.
Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.
В целом же агрессивность как в форме настойчивости, упрямства
(недеструктивная), так и в форме враждебности и ненависти (деструктивная)
влияет на эмоциональное развитие, на формирование личности, на психическое
здоровье. Способность справляться с агрессией определяет развитие
индивидуальных и социальных качеств.
Непосредственные исследования различными учеными поведения здоровых
детей показали, что агрессивность проявляется в различных формах у любого
ребенка. Все формы агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны
попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях,
совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей.
Э. Фромм полагает, что объяснение жестокости и деструктивности
человека следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его
животных предков, в социальных условиях существования человека.
Во-первых, он развивает идею «доброкачественной агрессии».
Биологически адаптивная агрессия - это реакция на угрозу витальным
интересам индивида; она заложена в филогенезе. Она свойственна и животным,
и человеку. Такая агрессия носит взрывной характер возникает спонтанно как
реакция на угрозу; а следствие ее - устранение либо самой угрозы, либо ее
причины.
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность вовсе не
является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе.
Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит
биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления -
убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения
удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и
самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт,
а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого
существования человека.
Э. Фромм, анализируя феномен агрессии, также использует такие термины
как «псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,
«оборонительная агрессия». Игровая агрессия необходима в учебном тренинге
на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Она не имеет никакой
разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев, ненависть).
Символическими формами агрессивности становится увлеченность
агрессивной литературой, фильмами, а, учитывая современные условия
существования, и увлеченность компьютерными играми.
Под «компьютерными играми» подразумевают широкий класс программ и
технических устройств, на которые они инсталлированы. Классификации
компьютерных игр должны учитывать степень сложности игры и ее содержание,
те когнитивные и моторные навыки, которых требует игровая деятельность.
Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их
предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие
ловкости, и спортивные игры: затем идут «боевые» игры, а также игры с
элементами насилия, самый низкий рейтинг имеют порнографические игры. В
работе Лукеша в качестве самых любимых назывались игры-путешествия по
лабиринтам, после них - игры на «выживание» и футуристические. Опрос детей
от 6 до 10 лет показал, что наиболее любимыми играми являются «Тетрис» и
«Супер-Марио».
По данным Лукеша [15, c. 26], почти каждый подросток в возрасте от 13
до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Около
половины опрошенных, однако, играют достаточно редко (не более одного раза
в месяц), и только около 6% играют каждый день. Большинство пользователей
(82,1%) тратят на игру не более часа.
Обнаружены отчетливые половые различия в предпочтении игр. Некоторые
данные позволяют построить гипотезу, согласно которой выбор подростком
компьютера в качестве хобби в большей степени обусловлен позицией
родителей.
Изучение когнитивных способностей подростков, увлекающихся
компьютерными играми, показало следующее: у подростков, проводящих
свободное время за компьютером, способность к различению сложных
пространственных паттернов значимо выше, чем у их сверстников.
«Компьютерная» группа подростков показала также более обширные знания в
области техники и технологии. Исследования сферы интересов показывают, что
у подростков, увлекающихся компьютером, получены более низкие показатели
интересов в гуманитарной области (музыка, искусство, литература).
Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней
правонарушений имеет в западном обществе широкий резонанс. Опубликовано
большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование
агрессивности у детей и подростков, анализ которых позволяет констатировать
сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры
агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие
отрицают эту взаимосвязь.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: принадлежащие к
определенной социо-культурной среде подростки 13-14-ти лет, увлекающиеся
компьютерными играми и часто проводящие время за ними обладают более
высоким уровнем агрессивности по сравнению с подростками из той же среды,
не увлекающимися компьютерными играми.
База эксперимента – Рижская 87 школа-лицей (учащиеся 5-х классов).
Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:
1) Анализируются разные подходы к изучению агрессивности человека;
2) Анализируются разные подходы к изучению феномена компьютерной игры;
3) Формулируется гипотеза относительно уровня агрессивности подростков с
разной степенью увлеченности компьютерными играми;
4) Проводится исследование агрессивности подростков 13-14-ти лет из одной
социо-культурной среды с разной степенью увлеченности компьютерными
играми.
Методы исследования:
5) Опросник определяющий уровень увлеченности компьютерными играми.
6) Методика «Басса – Дарки».
В исследовании принимали участие две экспериментальные группы:
1. 23 человека – не увлекающиеся компьютерными играми;
2. 16 человек - увлекающиеся компьютерными играми.
Результаты показали, что:
1. подростки 13-14 лет, принадлежащие к определенной социо-
культурной среде, увлекающиеся компьютерными играми и часто
проводящие время за ними обладают более высоким уровнем
агрессивности по сравнению с подростками из той же среды, не
увлекающимися компьютерными играми.
2. подростки увлекающиеся компьютерными играми более обособлены от
группы, имеют меньше друзей.
3. подростки увлекающиеся компьютерными играми имеют меньший набор
коммуникативных программ, что может быть скорректировано их
участием в социальных психологических тренингах общения.




Реферат на тему: Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

Министерство здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Факультет социальной работы, педагогики и психологии
Направление 521000 психология
Кафедра социальной психологии

Допущена к защите
Зав.кафедрой_________
проф. Е.А. Петрова
« » июня 2004г.


Выпускная квалификационная работа
«Влияние особенностей темперамента
на поведение личности
в конфликтной ситуации»



Выполнила
Студентка 4 курса
дневного отделения
Фролова Светлана Игоревна
Научный руководитель
канд. психол. наук., доцент
Семенов Алексей Валерьевич

Москва 2004


Содержание

Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных детерминант
конфликтного поведения 7
1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта. 7
1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации. 18
1.3 Психологические теории темперамента 27
Вывод по 1-ой главе 37
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на
поведение личности в конфликтной ситуации 40
2.1 Методический инструментарий и ход исследования. 40
2.2 Анализ полученных результатов 46
Вывод по 2-ой главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 59


Введение

Актуальность исследования состоит в том, что в
современном мире идет активная перестройка всех сфер жизни
общества и большой интерес представляет проблематика
социальных конфликтов. Нарастание такого интереса обусловлено
широким распространением конфликтов в общественной жизни.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они
являются необходимым условием общественного развития. Каждый
стремится добиться поставленной цели, часто не обращая
внимания на других, что порождает соперничество и
напряженность между людьми. Поэтому велик интерес к проблемам
возможностей и особенностей человеческой личности. Практически
все общественные науки обращаются к этому предмету
исследования; проблема личности стоит в центре и философского,
и социологического, и психологического знания.
В отечественной психологии выделяется задача,
заключающаяся в исследовании различных свойств личности,
которые формируются и проявляются в деятельности человека и
оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из
этих свойств является темперамент – центральное образование
психодинамической организации человека, преимущественно
врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболее
устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека.
Человек всегда находится в обществе, его повсюду окружают
другие люди – знакомые и незнакомые: в семье, в учебном
заведении, на работе, в магазине и т.д.
Во всех этих случаях человек взаимодействует с группой и
членами этой группы, каждый из которых имеет свои
индивидуальные особенности: темпераментальные характеристики,
коммуникативные особенности, склонность к агрессивному
поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
При общении происходит столкновение этих взглядов, мыслей.
Возникают споры и конфликты. В силу своих особенностей,
каждый человек ведет себя определенным образом. Как при
общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то
прямолинеен, гибок, впечатлителен, так и в конфликтной
ситуации, то есть, у каждого человека существует так
называемый репертуар поведения в конфликтной ситуации.
Исходя из этого, объектом исследования является поведение
личности в конфликтной ситуации, его характеристики и
особенности, а предметом – взаимосвязь темперамента, уровня
агрессивности и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияние темперамента на поведение
человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегии поведения
в конфликте. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
1) проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2) подобрать методики для исследования;
3) выявить тип темперамента, поведенческие особенности (такие,
как агрессивность и коммуникативный контроль), стили поведения
в конфликте;
4) установить влияние темперамента на агрессивность,
коммуникативный контроль и выбор стратегий поведения в
конфликте.
Гипотеза: так как темперамент является центральным
образованием психодинамичекой организации человека, которое
формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее
влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые
особенности личности, такие, например, как уровень
агрессивности и коммуникативный контроль, что в свою очередь
оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. То
есть, человеку с определенным темпераментом присущи
определенные стратегии поведения в конфликте.
Выборка, на которой проводилось исследование, представляет
собой группу студентов Российского государственного
социального университета, факультета социальной информатики;
количество человек – 66, из них: 41 – девушек и 25 – юношей,
возраст –17-19 лет.
Для исследования были применены следующие методы:
1) Психологические методы: методика В. М. Русалова на определение
темперамента; методика Ассингера на выявление агрессивности;
методика Снайдера «Коммуникативный контроль»; методика Томаса
на определение стилей поведения в конфликте.
2) Методы математической обработки: программы «Statistica6»,
«MatLab».
Научная актуальность данного исследования состоит в том,
что проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения в
конфликтной ситуации не до конца изучена. Муталимовой А. М. В
1998 году было проведено исследование на выявление
взаимосвязей свойств темперамента и особенностей межличностных
отношений, но не стилей поведения в конфликтной ситуации.
Теоретической основой моей работы явились фундаментальные
труды по изучению темперамента таких ученых, как:
Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Гиппократ, Ковалев А. Г.,
Мерлин В. С., Мясищев В. Н., Небылицын В. Д., Павлов И. П.,
Русалов В. М., Сеченов И. М., Теплов Б. М.
И работы в области конфликтологии: Анцупов А. Я., Бабосов Е.
М., Бородкин Ф. М., Гришина Н. В., Зазыкин В. Г., Здравомыслов
А.Г., ., Коряк Н. М., Крогиус Н. В., Скот Д. Г., Шипилов А. Н.
и др.
Практическая значимость: результаты данной работы могут
быть применены в повседневном общении, так как каждый человек
сталкивается с конфликтными ситуациями. Наблюдая за поведением
другого человека, зная его темперамент, можно предположить,
как он будет себя вести в конфликтной ситуации и выбирать
подходящие стратегии поведения. Также это актуально в
организациях, в социально-педагогическом процессе, в семейной
жизни, то есть, в любой ситуации, где происходит
взаимодействие личности и группы.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы личностных
детерминант конфликтного поведения



1.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.


Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные
ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой
безнадежные, стремление доказать свою правоту, обиды.…В
результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление
негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты
рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует
избегать [16].
Представители ранних школ управления, в том числе
сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт
- это признак неэффективной деятельности организации и плохого
управления. В наше время теоретики и практики управления все
чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты
даже в самой эффективной организации при самых лучших
взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо
только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их
регулирования в современном обществе столь велика, что во
второй половине ХХ века выделилась специальная область знания
- конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли
социология, философия, политология и, конечно, психология.
Психологические исследования конфликтов занимают
центральное место среди исследований других наук, посвященных
данной проблеме. Это связано, в первую очередь, с широтой
объектного и предметного полей, а самое главное,
непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов -
определением психологических механизмов и личностных
детерминант конфликтного поведения. Разнообразие
психологических исследований конфликтов требует их
систематизации и углубленного анализа, что необходимо так же
для определения места настоящего исследования в их континиуме.
Следует отметить, что систематизация психологических
исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что и
систематизация в рамках междисциплинарных исследований -
отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать
проведенные психологические исследования, используя различные
основания [31].
В первую очередь хотелось бы остановиться на
исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, в
основном разработанных в западной психологии. К основным можно
отнести: :
психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни,
Э. Фромм) ;
экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);
социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле);
динамическое (К. Левин);
социометрическое (Дж. Морено);
интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);
необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.
Исследованиям фрейдистской (психоаналитической)
ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин
конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие
несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств,
с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой.
Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила
воздействия общественных условий существенно превышает
способность человека к сублимации. Такие конфликты могут
выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.
Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер
рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности
перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и
несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства
над другими. По его мнению попытки освободиться от чувства
неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам
[31].
По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе
взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как
эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода,
изначально заложенных в организме психических сил.
Э. Фромм, полемизируя с 3. Фрейдом, утверждал, что в
процессе своего развития человек приходит к обособлению и
индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте
личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может
избавиться от одиночества и чувства собственной "ничтожности"
только "бегством от всякой свободы", что связано с
бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в
основном психоаналитическими методами [31].
Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт
борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие
вида, В. Макдугалл неправомерно распространил его на общество.
Созданная им теория инстинктов социального поведения
определили социотропное направление в психологических
исследованиях конфликтов.
Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой
точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К.
Левина, основой конфликта являются психические состояния
личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые
отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей
среды, на которые направлены потребности личности.
В соответствии с психологической теорией социометрии,
разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются
состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями
и антипатиями по отношению друг к другу.
По мнению представителей шилеракционистского направления
основные причины конфликтов кроются в процессе социального
взаимодействия.
Представители этого направления рассматривают конфликты
преимущественно как ролевые, т. е. конфликты, которые
возникают вследствие того, что к носителям одной роли
различные группы предъявляют неодинаковые, зачастую
противоречивые требования. Основой понимания конфликта в
рамках необихевиористской ориентации является теория
"фрустрации-агрессии", сформулированная в 40-е годы Н.
Миллером и Дж. Доллардом. Ключевое место в этой теории
занимает предположение о том, что любое условие,
препятствующее достижению цели может вызвать фрустрацию и
привести к появлению агрессии - стремлению разрушить либо
устранить препятствие. Агрессивное поведение может остаться
нереализованным вследствие сдерживания возможными негативными
последствиями для личности либо осуществиться в форме
"смещенной агрессии", направленной не на непосредственный
источник фрустрации, а на любой объект [31].
Психологические исследования конфликтов можно
классифицировать по их предмету [12]. По мнению Н. В. Гришиной
таковых предметов всего три:
1. социально-психологические аспекты социальных

конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве
вторичных содержат психологические компоненты;
2. межгрупповые конфликты, возникающие при непосредственном
взаимодействии малых групп;
3. межличностные конфликты, возникающие во взаимодействии
отдельных личностей.
В обсуждении результатов исследований конфликтов на основе
их предметов следует особо выделить психологические механизмы
конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими
конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим
механизмом конфликта является дезинтеграция" личности [20].
В новейших неофрейдистских теориях существенное значение в
развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько
бессознательным формам реагирования на неудовлетворение
мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает
различные формы агрессивных реакций против реального или
воображаемого "виновника" неудовлетворения. Направленность
этих агрессивных реакций на различных "виновников" создает
установки и отношения личности.
Важная роль в психологических исследованиях конфликта
посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности
личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку
этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина,
«внутренние условия психологического конфликта сводятся к
противоречию между различными мотивами и отношениями
личности».
Другая группа внутренних условий, по мнению В. С.
Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.
Существуют и другие точки зрения на психологические
механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что
таковая имеет когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и
ценностно-ориентационную (Семенов В. А. , Ершов А. А. и др.),
личностную (Гришина Н. В. , Ковалев Г. А.) и социально-
психологическую основы (Зотова О. И. , Козер Л. и др.
Психологические исследования конфликтов, объединенные по
предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности
как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и
межгрупповые.
Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип
конфликта.
Психологические исследования межличностных конфликтов
являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов
А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. ,
Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные
конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения
неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это
могут быть сугубо психологические - антипатия, активная
неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой
стороны, причина конфликта может иметь реальную
производственную или организационную основу. Однако,
недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень
культуры профессионального общения, организационного
взаимодействия приводят к тому, что производственный или
организационный конфликт достаточно быстро (а порою -
стремительно) переходит в межличностный.
По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто
имеют внутриличностное происхождение.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью
соответствует данному нами определению. Здесь участниками
конфликта являются не люди, а различные психологические
факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или
являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности,
чувства и т. п.
Внутриличностные конфликты могут принимать различные
формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой
конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему
противоречивые требования. Социальное поведение вообще
детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько
личностными особенностями человека.
Межгрупповые конфликты (Бородкин В. М. , Каменев Н. П. ,
Храмов В. О. , Чекалин В. И. , Шаленко В. Н. , Шепель В. М. и
др. ) в психологических исследованиях представлены
ограниченно, в основном связаны с анализом причин
производственных конфликтов. В таких конфликтах могут
участвовать противоборствующие группировки в рамках одного
подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных
единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц
различного служебного ранга и работающих в разных
подразделениях.
Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В
психологических исследованиях таких конфликтов перспективным
является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда
можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между
группой и индивидом, ведь группа также обладает определенными
представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также
осуществляет постановку целей. Но при этом необходимо
учитывать специфику группы как противника в конфликте
(Филиппов А.В.).
Следующим основанием классификации психологических
исследований конфликтов является опора на четыре подхода -
организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.
Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном
как процесс или следствие определенных рассогласований в
функционировании организации (в том числе и малой группы) или
нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих
стабильность данной системы. (Дубовская Е. М. , Кричевский Р.
Л. , Журавлев Л. Л. , Зазыкин В. Г. , Китов А. И. , Ершов А.
А. , Зотова О. И. , Бойко В. В. , Рубахин В. Ф. и многие
другие).
Деятельностный связан с изучением закономерности отражения
в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для
совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют
место. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. и др. ).
Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то,
по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они
являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода -
личностного. Теоретической основой этого подхода является
рассмотрение личности как центрального звена конфликтного
взаимодействия. Не организация (социальная среда) и
деятельность (система взаимодействий), а именно личность со
своими намерениями, целями, ценностями, особенностями
социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений,
способов общения чаще всего является объектом исследований
психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического
плана можно выделить направления, где изучаются:
1. мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Ю. А. Алешина, Л. Я.
Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А.
Сысенко и др);
2. познавательные процессы в конфликте (С. Е. Аксененко, А. Н.
Алексеева, В. В. Заболотин, В. Л. Зливков, А. Н. Ковалев, Н.
В. Крогиус,
А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина и др);
3. эмоциональные состояния противоборствующих сторон (С. А.
Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев,
В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и
др.).
Анализ личностных аспектов конфликтного поведения
показал, что имеется немало внутренних условий конфликтности
личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а
значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными
способностями личности.
В изучении эмоциональных состояний противоборствующих
сторон следует выделить исследования негативных психических
состояний, в частности, сильных психологических стрессов.
Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними
условиями личности, определяющими ее отношения и
взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у
участников конфликтов могут привести к повышению их
агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев
направлена на оппонента и на формирование «образа врага».
Существуют различные определения конфликта, но все они
подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму
разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты
могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит
отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие
согласия между двумя или более сторонами - лицами или
группами.
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) –
столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с
другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в
межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях
индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными
эмоциональными переживаниями. [13]
Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей,
всю совокупность социальных отношений, социального
взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов
социального взаимодействия, субъектами и участниками которого
выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные
группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает
противоборство сторон, то есть действия, направленные друг
против друга [32].
Личность формируется и развивается в сложном и
многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе
общественных отношений, среди которых наиболее значительными
для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е.
межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими
людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость,
стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной
стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного
бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность
его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и
установок, константность действий в изменяющихся условиях
среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция
сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой,
противоположный ему полюс включает в себя вариабельность
поведенческих стратегий, смену убеждений и установок,
трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт
и самопреобразование.
В процессе взаимодействия этих полюсов человек
адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям
существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь
убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во
всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым
общим социально-психологическим механизмом их возникновения
является ситуационная несовместимость взаимодействующих
индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий
одного из них ожиданиям другого (других) [5].
К сфере субъективных причин возникновения межличностных
конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих
индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах
уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и
т. п.
Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают
и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно
межличностные конфликты. Их значительно более широкая
распространенность, острота выражения и эмоциональная
насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех
ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение.
Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной
степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:
а) личностные особенности индивида, включая его
темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации,
его интересы, потребности и представления о самом себе;
б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной
общности (группе);
в) эмоциональные отношения индивида с социальным
окружением;
г) восприятие и оценка индивидом своего социального
окружения;
д) поведение индивида по отношению к другим людям.


1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации.


Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ
действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера
общения.
В конфликтологии с 70-х годов XX века признано
существование следующих пяти стилей конфликтного поведения:
избегание, приспособление, соперничество, компромисс,
сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных
стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система
позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль
разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной
ситуации связаны с общим источником любого конфликта —
несовпадением интересов двух и более сторон.
Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется
той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные
интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой
стороны (действуя совместно или индивидуально). Если
представить это в графической форме, то получим сетку Томаса —
Килменна, позволяющую определить место и название для каждого
из пяти основных стилей разрешения конфликтов.
Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов
участвующих в конфликте сторон, так и от характера
предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте
определяется, во-первых, мерой осуществления собственных
интересов (личных или групповых) и степенью активности или
пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения
существенно влияют стремление удовлетворить интересы других
сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия
приоритетны для отдельных лиц, социальных групп –
индивидуальные или совместные.
Каждый человек может в какой-то степени использовать все
эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые
стили могут быть наиболее эффективными для разрешения
конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из
упомянутых стилей.
Как показывает сетка, человек, использующий стиль
соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению
конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в
сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые
решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и
Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить
собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других
людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы
используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно
сильна, то нам это удается.
Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот
стиль:
. исход очень важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое
решение возникшей проблемы;
. мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения и
представляется очевидным, что предлагаемое нами решение —
наилучшее;
. решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно
власти для этого;
. мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего
терять;
. мы находимся в критической ситуации, которая требует
мгновенного реагирования;
. мы не можете дать понять группе людей, что находимся в тупике,
тогда как кто-то должен повести их за собой;
. мы должны принять непопулярное решение, но сейчас нам
необходимо действовать и у нас достаточно полномочий для
выбора этого шага.
Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем
свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения
проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем
использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь
важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение
или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении.
Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы
чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого
человека или когда этот человек обладает большей властью. Все
это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать
собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти
из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или
отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить
собственные интересы или интересы другого человека. Вместо
этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая
ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки
решения или используя иные приемы.
Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях,
когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет
серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход
может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение,
но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас
же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех
случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной
проблемы мы не располагаем достаточной информацией.
Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль
уклонения “бегством” от проблем и от ответственности, а не
эффективным подходом к разрешению конфликтов, в
действительности уход или отсрочка могут быть вполне
подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.
Вполне вероятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не
выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему
или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт
разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем заняться им
позже, когда будете больше готовы к этому.
Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает
то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь
отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот
подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого
человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен
также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх,
поскольку другой человек обладает большей властью; таким
образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент.
Томас и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда
жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая
ему и жалея его. Поскольку, используя этот подход, мы
откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать,
таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не
слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на
положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам
чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого
человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если
вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что
уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим
неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае,
вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той
ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается
в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не
оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда,
когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или
же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент
необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы
предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою
позицию.
Стиль приспособления может немного напоминать стиль
уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения
отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в
том, что мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем
в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет другой. Когда
же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для
удовлетворения интересов другого человека. Мы просто
отталкиваем от себя проблему.
Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу
другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и
восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем
довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя.
Или же мы можем использовать этот период затишья для того,
чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добиться
окончательного желательного для нас решения.
Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому
стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и
отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать
с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной
работы по сравнению с большинством других подходов к
конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды,
заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако,
если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно
важное для нас значение, то это хороший способ поиска
обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех
сторон.
Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже
ситуациях:
. решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет
полностью от него устраниться;
. у нас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой
стороной;
. у нас есть время поработать над возникшей проблемой (это
хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных
проектов);
. и мы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеих
сторон известны;
. мы и наш оппонент хотим поставить на обсуждение некоторые идеи
и потрудиться над выработкой решения;
. мы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг
друга;
. обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или
хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на
равных искать решение проблемы.
Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к
решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих
сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны
должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь
объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг
друга и затем выработать альтернативные варианты и решения
проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой
подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей
является самым трудным, однако он позволяет выработать
наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и
важных конфликтных ситуациях.
В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного
уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в
оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами,
мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и
частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это,
обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного
решения.
Такие действия могут в некоторой мере напоминать
сотрудничество. Однако компромисс достигается на более
поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; мы
уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в
результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем
скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля
сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг
другу о своих желаниях.
Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда
мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что
одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе
хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы
хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем
некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных
уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем
конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять
на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками.
Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса
наиболее эффективен:
. обе стороны обладают одинаковой властью и имеют
взаимоисключающие интересы;
. мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени
или потому что это более экономичный и эффективный путь;
. нас может устроить временное решение;
. мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;
. другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
. удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое
значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначале
цель;
. компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы
предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять.
Компромисс часто является удачным отступлением или даже
последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем
выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем
достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если
сотрудничество не возможно, и если никто не хочет
односторонних уступок.
Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое
социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален,
неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия
двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого
конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное
решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от
каждого субъекта ясного представления об общей природе и
специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля
поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими
сторонами.


1.3 Психологические теории темперамента


ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение
черт от tempero - смешиваю в надлежащем состоянии) -
характеристика индивида со стороны динамических особенностей
его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма,
интенсивности, составляющих эту деятельность психических
процессов и состояний. [23].
Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном
опыте человека на основе генетической обусловленности его
типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль
его деятельности. Темперамент относится к биологически
обусловленным подструктурам личности.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие
психические различия между людьми - различия по глубине,
интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной
впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие
динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической
жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и
сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой.
Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученые и
практики признают, что темперамент - биологический фундамент,
на котором формируется личность как социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного характера, поэтому свойства
темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с
другими психическим особенностями человека [26].
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально
своеобразные свойства психики, определяющие динамику
психической деятельности человека, которые одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом
возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные
особенности, которые
1. регулируют динамику психической деятельности в целом;
1. характеризуют особенности динамики отдельных психических
процессов;
2. имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в
развитии на протяжении длительного отрезка времени;
3. находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем
тип темперамента;
4. однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной
определенностью отличить свойства темперамента от всех других
психических свойств личности [21].
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий
врач Гиппократ (V в. до н.э.). Он утверждал, что люди
различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови,
флегмы, желтой желчи и черной желчи, - входящих в его состав.
Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. до
н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он
изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его
учению тип темперамента зависит от преобладания в организме
одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше
время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат.
sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. - phlegma -
“флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика
(от греч. melan chole - “черная желчь”). Эта фантастическая
концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении
многих столетий [26].
Оригинальная концепция о связи между физиологическими и
психическими процессами разрабатывается последователями
И.П.Павлова в школе П.К.Анохина. Основу которого составляет
утверждение, что между физиологическими процессами, с одной
стороны, и психическими процессами с другой, "вклиниваются"
еще " процессы организации физиологических процессов", или "
системных информационных процессов" или психики [21].

Новинки рефератов ::

Реферат: Магний (Химия)


Реферат: Интернет (Компьютеры)


Реферат: Искусство эпохи Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Борьба за выход России из Первой мировой войны. Брестский мир (История)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Коровье бешенство (Биология)


Реферат: Кыргызстан в годы Советской власти (1917-1991) (История)


Реферат: Национальная религия Японии - синтоизм (Религия)


Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети для агетства по трудоустройству (Программирование)


Реферат: Примеры решения (Математика)


Реферат: Планирование себестоимости (издержек) продукции производства трансформаторов. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Современные концепции маркетинговой деятельности (Маркетинг)


Реферат: Значение православного воспитания в государстве Киевская Русь (История)


Реферат: Основы экологического права (Экологическое право)


Реферат: Храм Христа Спасителя (Москвоведение)


Реферат: Межнациональные отношения (Политология)


Реферат: 100 Задач по Физике со вступительных экзаменов (Физика)


Реферат: Учебное пособие по игре "Дебаты" имени Карла Поппера (Педагогика)


Реферат: Александр Невский (История)


Реферат: Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист