GeoSELECT.ru



История / Реферат: История Хорватии (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История Хорватии (История)





Реферат на тему:
«Історія Хорватії»



Слухачки підготовчого
відділення
Слов’янського університету
КорміліциноЇ
Олександри Вікторовни



2002р.

[pic]

[pic]



Древняя история. Римляне завоевали территорию современной Хорватии в 3–1
вв. до н.э. Для большей части территории, простиравшейся от среднего
течения Дуная до Адриатического побережья на юг вплоть до северной части
нынешней Албании, они использовали название Иллирик; территорию между Савой
и Дунаем называли Паннонией, а территорию между Адриатическим морем и Савой
– Далмацией.
Римская колонизация привела к частичной романизации древних жителей
Иллирика – кельтов, которые поселились в Паннонии в 4 в. до н.э., греческих
морских колонистов и иллирийцев Динарского нагорья, которые жили на этой
территории в течение двух тысячелетий до римского завоевания. Римляне
добывали полезные ископаемые в Далмации, осушали болота в Паннонии,
разводили виноград в долине Дуная, совершенствовали методы ведения
сельского хозяйства, построили дороги и мосты, основали города.
В 3–6 вв. волны варварских племен (гунны, остготы, вестготы, лангобарды,
славяне, авары), привлекаемых богатствами римских провинций, вторглись на
территорию современной Хорватии. Начальные этапы истории хорватских земель
описаны в сочинении византийского императора Константина Багрянородного
(правил в 945–959).
Первое хорватское государство. В 6–7 вв. славяне и авары разрушили многие
города на западе Балканского п-ова. Во время царствования византийского
императора Ираклия (правил в 610–641) две славянские группы хорватов и
сербов заселили соответственно западные и центральные районы Балкан. Они
создали новые племенные союзы, им удалось навязать свои названия племен
поселенцам-славянам, которые осели здесь раньше, и вместе со своими
предшественниками приступить к славянизации значительной части Паннонии и
Далмации. Однако, когда в 800 франки завоевали Хорватию, Карл Великий
признал хорватских князей («кнезей») своими вассалами и по договору с
императором Византии в 812 назначил одного из них «кнезем» Прибрежной
области (Далматинской Хорватии), а другого – «кнезем» области Сава
(Посавской Хорватии).
В 819 князь Людевит Посавский поднял восстание (оно было разгромлено в
823), стремясь положить конец политике феодализации и христианизации,
которую осуществляли франки. Выступившему на стороне франков Борну, князю
Далматинской Хорватии, удалось в конце концов расширить свои владения до
р.Сава, т.е. овладеть Паннонской Хорватией. Таким образом, после упадка
империи Каролингов на Западе в 9 в. возникло первое объединенное хорватское
государство.
Князь Томислав (правил в 910–928), назначенный проконсулом Византии в
городах и на островах Далмации, в 925 провозгласил себя «королем Хорватии»,
и папа Римский признал его право на этот титул. В дальнейшем он был
представителем династии Трпимировичей, правившей с 845 с перерывами до
конца 11 в. Новое королевство процветало до 1000, когда Далмация попала под
власть Венеции. Вскоре вся Хорватия оказалась под властью Византии.
Хорватия вновь добилась полной независимости при Петре Крешимире IV (правил
в 1058–1074), который присоединил к Хорватии византийскую Далмацию, а также
Славонию. В религиозной борьбе он отдавал предпочтение реформаторской
линии, ослабляя влияние местных некатолических традиций. Его преемник,
Димитр Звонимир (правил в 1074–1089), продолжил эту политику, но потерял
поддержку многих хорватов, которые считали его зависимым от папства. Димитр
получил королевскую корону непосредственно из Рима, но вражда между папой и
императором Священной Римской империи не укрепила его позиций. После смерти
Звонимира власть в Хорватии стремились установить более сильные державы –
Византия, Венгрия, Венеция, папство и норманны из Южной Италии.
Венгерская эпоха. Династическая борьба между главными хорватскими родами
ослабляла Хорватию, и в результате король Кальман (Книжник) из венгерской
династии Арпадов (правила с 889 по 1301) отвоевал Далмацию у Венеции и
установил свою власть в пользовавшемся правами автономии Королевстве
Хорватии, Славонии и Далмации. Это королевство сначала управлялось
престолонаследником с титулом герцога, а затем представителем местной
знати, который носил титул бана – наместника короля и главы вооруженных
сил. Пытаясь предотвратить восстание, племенные вожди (жупаны) Малой
Хорватии (территории между Далмацией и Славонией) в 1102 заключили
соглашение с Кальманом. Последий санкционировал образование личной унии
между королевствами Венгрия и Хорватия под властью правителя Венгрии,
освободил хорватскую аристократию от уплаты налогов и гарантировал
неприкосновенность ее собственности.
Венгерско-хорватская уния (Pacta Conventa) нанесла смертельный удар
хорватской племенной системе государственного устройства. В Хорватии
получили развитие лесное хозяйство и добыча полезных ископаемых, в ряде
районов была введена трехпольная система земледелия, монеты как средство
обмена стали вытеснять меха и шкуры, были созданы благоприятные возможности
для развития внешней торговли.
С 13 в. укрепили свою власть крупные феодалы-землевладельцы, приобретавшие
большие поместья в Хорватии и особенно в Славонии. Мелкое дворянство,
свободные крестьяне и горожане в ходе восстания 1222 вынудили венгерского
короля Андрея (Эндре) II (правил в 1205–1235) издать «Золотую буллу»,
ограничивавшую королевские полномочия и признававшую права мелкопоместного
дворянства. В 1241–1242 в ходе монгольского нашествия были разорены
Паннония и Далмация. Их экономическое возрождение связывается с именем
венгерского короля Белы IV (правил в 1235–1270), который приглашал
иностранных ремесленников и купцов, расширил привилегии для многих
городских общин. В этот период в северной части Хорватии возникли многие
города с магдебургским правом. Крупнейшим из них был Градец (основан в
1242; после слияния в 19 в. с Каптолом, основанным в 1094, образовал
современный Загреб). Когда в 1301 умер последний король из венгерской
династии Арпадов, развернулась династическая борьба, завершившаяся победой
Анжуйской династии, правившей в Венгрии в 1308–1389, а в Хорватии в
1301–1382. Начиная с 1301 монархия формально была выборной, и на трон
восходили не только представители Анжуйского дома, но и династии
Люксембургов, польско-литовских Ягеллонов, а также местные короли.
В течение этого периода хорватские князья фактически не считались с
королевской властью. Король не учреждал административных органов, не
собирал налогов и не дарил поместий в Хорватии. Эти полномочия были
закреплены за баном и хорватским дворянским собранием – сабором
(парламентом). Некоторые магнаты, например князья Брибир в 13–14 вв.,
сделали титул бана наследственным. В то же время правление Людовика
(1342–1382, в венгерской историографии Лайоша I Великого) ознаменовалось
расширением территории Королевства Хорватии, Славонии и Далмации за счет
приращения земель Далмации и присоединения Дубровника – крупнейшего
экономического и культурного центра. В 1351 была подтверждена и дополнена
«Золотая булла», наделявшая местных правителей законодательными функциями.
В длительный период правления Сигизмунда (Жигмонда) Люксембургского
(1387–1437) Хорватию потрясали мятежи и насилие.
В начале 15 в. Венеция приобрела далматинские города, а с середины века
регулярные набеги на территорию Хорватии совершали турки-османы. В 1456 они
стояли под стенами Загреба, а в 1493 хорватские дворяне потерпели поражение
на плато Крбава в западной Хорватии. Попытки хорватов получить поддержку от
европейских держав не имели успеха.
29 августа 1526 турки разгромили венгерско-хорватские войска при Мохаче и
оккупировали значительную часть Венгрии и Хорватии. В надежде на то, что
Габсбурги окажут помощь в борьбе против турок, королем Чехии, Хорватии и
Венгрии в 1526 был избран Фердинанд I Габсбург (император Священной Римской
империи с 1556 по 1564). Однако на большей части Венгрии и в Славонии,
оккупированных турками, венгерское дворянство провозгласило королем Яноша
Запольяи (1487–1540), который в 1526 заключил компромиссное соглашение с
турками и получил их поддержку. Таким образом, эти территории попали в
вассальную зависимость от Османской империи. К венгерско-хорватскому
поражению добавилась война между приверженцами этих правителей
Эпоха Габсбургов. Турецкая экспансия продолжалась вплоть до 1560-х годов. В
течение этого периода процветал лишь один хорватскоязычный район –
свободная республика Дубровник. Он платил дань туркам и извлекал выгоду из
удобного географического положения в торговле на Балканах. Положение
хорватов под властью Венеции, Османской империи и Габсбургов было тяжелым:
турецкие завоевания спровоцировали обширные миграции и привели к
внутреннему хаосу; многие хорваты бежали из районов своего проживания,
другие были насильно депортированы или проданы османскими завоевателями в
рабство. В результате «Долгой войны» между Австрией и Турцией (1593–1606) к
Габсбургам отошла незначительная часть хорватских земель. В 1630-е годы
была сформирована так называемая Военная граница – область, не подлежащая
прямому правлению бана и сабора, а непосредственно подчиняющаяся
австрийским властям. В ней в основном поселялись православные беженцы с
османских территорий, пользовавшихся правами автономного правления.
Новая история Хорватии началась во второй половине 17 в., когда абсолютизм
и централизм австрийского императора Леопольда I (1657–1705) взяли верх над
феодальной политикой, проводившейся княжескими родами Зринских (бывших
Брибирских) и Франкопанов, стремившихся проводить антигабсбургскую
политику. В ходе австро-турецкой войны 1683–1699 австрийские войска вошли в
Славонию и в 1688 отвоевали хорватскую территорию до р.Сава. Крайна же в
1690 стала местом «Великого переселения» сербов во главе с православным
патриархом.
Для упрочения своей политической победы государство Габсбургов в 1715
отменило внутренние таможни; в 1717 ликвидировало монополию Венеции на
судоходство по Адриатике; в 1718 добилось соглашения с турками, в
соответствии с которым австрийским судам было разрешено плавать по Дунаю и
Саве; в 1719 создало свободные порты в Триесте и Риеке (Фиуме); постепенно
реконструировало старые дороги; построило новые дороги, соединившие
внутренние районы с Адриатическим побережьем; открыло плавание небольших
судов по рекам Сава и Купа.
В 1715–1790 происходило формирование внутреннего рынка Габсбургской
монархии, заселение немецкими колонистами Славонии, замена местных высших
офицеров в военных приграничных районах немцами. Политика германизации
вызывала сильное сопротивление хорватов.
Иллирийское движение. Венгры также сопротивлялись германизации. При этом
возникла другая крайность – мадьярский национализм, который стал
представлять угрозу не только для Австрийской империи, но и для хорватов. В
1790 хорватское дворянство признало административно-политическую
зависимость Хорватии от Венгрии, в следующем году на хорватском саборе было
принято решение о факультативном изучении венгерского языка в хорватских
школах. В 1827 он стал обязательным языком для школьного обучения в
Хорватии.
Новое поколение хорватских лидеров, среди которых выделялся Людевит Гай,
полагало, что противостоять мадьяризации можно, только опираясь на
собственную национальную идею, несмотря на то, что венгры могли подавить
оппозиционное движение, практически целиком сосредоточивавшееся в
политическом центре Хорватии – Загребе. Чтобы заручиться общественным
доверием, оппозиционерам необходимо было вовлечь в свое движение других
южных славян, в первую очередь сербов и словенцев. Гай и его последователи
считали, что единства хорватов и южных славян можно достичь под нейтральным
от национальных ограничений лозунгом; они назвали себя «иллирийцами»,
ошибочно полагая, что древние иллирийцы были общими предками всех южных
славян. Однако ему не удалось привлечь на свою сторону ни сербов, ни
словенцев. Иллирийцы смогли объединить на основе новой унификации языка
только хорватов.
Будучи по своим политическим взглядам в основном либералами, при подавлении
национально-освободительной революции 1848–1849 в Венгрии иллирийцы встали
на сторону Австрии, надеясь, что Габсбурги разрешат им вновь объединить все
хорватские земли. Предводитель иллирийской аристократии бан Йосип Елачич
(1801–1859), ставший в 1848 генералом австрийской армии и главнокомандующим
войсками Хорватии и Военной границы – территории, пограничной с Турцией,
подавил октябрьское восстание в Вене, а затем революцию в Венгрии. В 1851
был распущен Сабор Хорватии, и управление страной перешло в руки имперских
чиновников. Правда, Хорватия обрела независимость от Венгрии и получила
право на употребление хорватского языка в учреждениях и школах.
Новое государство и общество. Несмотря на абсолютистский режим и
послереволюционную реакцию, в 1850-е годы были приняты некоторые законы,
направленные на ослабление власти класса феодалов: в 1853 – патент о
ликвидации (за выкуп) феодальной зависимости крестьян, в 1857 – об
отделении крестьянских земель от помещичьих. Допускалось, чтобы хорватские
баны и другие высшие чиновники были не только родовитыми аристократами, но
и «пучанами» – людьми из народа, выходцами из буржуазии. Была подорвана
экономическая мощь аристократии. Банкиры Вены и Будапешта скупили многие
поместья феодалов-землевладельцев и перепродавали их небольшими участками
буржуа и зажиточным крестьянам. В то же время резко обострился крестьянский
вопрос, а последующее обезземеливание привело к миграции хорватов в города
и эмиграции за границу, в первую очередь в Америку.
Преобразование хорватского общества сопровождалось реорганизацией
Габсбургской империи. После поражения Австрии в войне с Пруссией в 1866
Вена подчинилась венгерскому нажиму и пошла на компромиссное австро-
венгерское соглашение 1867, в соответствии с которым империя
преобразовывалась в двуединую монархию – Австро-Венгрию. При этом Хорватия
и Славония были включены в состав Королевства венгерского, а Далмация и
Истрия – в состав Австрийской империи. По хорватско-венгерскому соглашению
1868, Хорватия и Славония стали автономным образованием в личной унии с
Венгрией, которая установила особый режим управления над адриатическим
портом Риека. Автономия Хорватии и Словении была чисто номинальной, так как
в финансовом отношении они зависели от Будапешта. В 1878 Австро-Венгрия
оккупировала османскую провинцию Боснию и Герцеговину и установила там
совместное австро-венгерское управление. В 1881 пограничная с Турцией
область Австрийской империи – Военная граница, в которой проживало много
хорватов, была упразднена и присоединена к Хорватии.
Промышленная революция в Хорватии началась приблизительно в 1840, но
главные плоды ее достались поселившимся в Хорватии немцам, венграм и только
весьма незначительному числу сербов и хорватов. Образованные хорваты часто
должны были служить мелкими чиновниками в менее развитой Боснии и
Герцеговине; необразованные же хорваты вынуждены были эмигрировать за
океан. Таким образом, доля хорватов и сербов в Хорватии сократилась с 98,5%
от всей численности населения в 1840 до 87,9% в 1890; в это же время
численность немцев возросла с 13 226 до 117 493 человек, а венгров – с 5151
до 68 794.
Преимущества товарного производства и рыночной экономики побудили многих
крестьян оторваться от традиционной большой семьи («задруги»). Некоторые
крестьяне извлекли выгоду, выйдя из задруги, но значительно большее их
число стало еще беднее. Последствием мирового кризиса сельского хозяйства
1880–1890-х годов стала эмиграция за океан нескольких сотен тысяч хорватов,
главным образом крестьян, в первой четверти 20 в.
Аграрный и экономический кризис спровоцировал в 1883 гражданские беспорядки
и крестьянские волнения. Для восстановления порядка венгерское
правительство назначило баном Хорватии К.Куэна-Хедервари, крупного
венгерского землевладельца, который в 1883–1903 активно проводил политику
мадьяризации. Хорватская оппозиция объединилась с национал-радикальной
буржуазно-демократической партией, которую возглавлял Анте Старчевич
(1823–1896). Поскольку Куэн-Хедервари полагался главным образом на сербское
меньшинство, партия Старчевича постепенно превратилась в антисербскую.
Крыло этой партии, возглавлявшееся Иосипом Франком («франковцы»), со
временем отказалось от противостояния с Веной, но сохранило антисербскую
позицию
Либерализм и терроризм. Когда экономическое положение стало улучшаться,
усилилась оппозиция Куэну-Хедервари, а серьезные беспорядки в Загребе и в
провинции в 1903 привели к его отставке. Два молодых политических деятеля
из Далмации, Франо Супило (1870–1917) и Анте Трумбич (1864–1938),
воспользовавшись новой политической обстановкой, проводили политику сербско-
хорватского сотрудничества с венгерскими либералами, направленную против
консервативных и реакционных сил Венгрии. В 1905 они помогли сформировать
так называемую хорватско-сербскую коалицию для поддержки единства южных
славян с венграми против общей пангерманской угрозы.
Однако венгры-либералы, придя к власти, вернулись к политике своих
консервативных предшественников, а баном Хорватии стал сторонник франковцев
Павел Раух. Чтобы подготовить и обосновать австро-венгерскую аннексию
Боснии и Герцеговины, Раух в 1908 заключил в тюрьму многих лидеров
хорватско-сербской коалиции, обвинив их в государственной измене.
Образованная молодежь стала формировать тайные общества и обращаться к
методам индивидуального террора, к «пропаганде действием» для достижения
своей цели – признания политической автономии Хорватии. В 1912, 1913 и 1914
состоялись неудачные покушения на банов Хорватии. Однако тайные общества не
получили массовой поддержки. Не смогли достичь своих целей и созданные на
рубеже 19–20 вв. политические партии – как неонациональные, так и сербско-
хорватские, включая Социал-демократическую партию Хорватии.
«Первая» и «вторая» Югославия. В конце 1914 – начале 1915 несколько
сербских, хорватских и словенских политических лидеров, которые находились
в эмиграции или были вынуждены бежать в Италию после начала войны (среди
них далматинцы Супило и Трумбич), сформировали Югославянский комитет. Он
действовал в основном из Лондона и финансировался из США за счет
пожертвований эмигрантов. Его главной целью стало содействие созданию
единого федеративного государства югославян; комитет возглавлял хорват Анте
Трумбич. Важным событием стало подписание весной 1915 тайного Лондонского
соглашения, согласно которому державы Антанты обещали содействовать
созданию югославской федерации. В 1917 комитет достиг соглашения с сербским
правительством в эмиграции Николы Пашича о совместной подготовке выхода
сербов, хорватов и словенцев из Австро-Венгрии и создания политического
союза с Сербией в форме конституционной монархии под властью династии
Карагеоргиевичей. Этим планам суждено было осуществиться только в
результате распада Австро-Венгрии в октябре 1918. Хорватский сабор порвал
связи с Австрией и Венгрией, передав все полномочия координационному совету
словенцев, сербов и хорватов, который отвечал за достижение соглашения с
Сербией.
Надежды совета рухнули из-за сербских военных успехов, крестьянского
восстания и итальянского вторжения на территорию Далмации. В панике совет
принял решение о немедленном объединении – без гарантий соблюдения
хорватских интересов. 5–6 октября в Загребе было образовано народное вече,
в которое вошли депутаты саборов Хорватии, Боснии и Герцеговины, выборных
органов самоуправления Словении, Истрии и Далмации. Решение о поддержке
вече приняли руководители социал-демократов Хорватии, Славонии и Словении;
несколько позднее в состав вече вошла хорватско-сербская коалиция. 29
октября вече провозгласило создание Государства словенцев, хорватов и
сербов (СХС) на «этнографической территории этих народов», которое
просуществовало с 29 октября по 1 декабря 1918. 24 ноября народное вече в
Загребе приняло решение об объединении Государства словенцев, хорватов и
сербов с Королевством Сербии. 1 декабря 1918 делегация народного вече
Загреба вручила в Белграде принцу-регенту Александру (1888–1934) обращение
об объединении. Александр официально провозгласил образование Королевства
сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). В новом государстве были
проведены первые существенные земельные реформы: в Далмации была отменена
система колоната, прикреплявшая крестьян к земле, и в Славонии произошел
раздел крупных землевладений между крестьянами.
В 1921 конституционным собранием была определена структура нового
государства. Вопреки возражениям большинства несербов была принята
централистская конституция. После введения всеобщего избирательного права
для мужчин Хорватская крестьянская партия, которая была основана в 1904
братьями Анте (1868–1919) и Степаном (1871–1928) Радичами, отказалась
поддерживать новую конституцию, выдвинув лозунг хорватской крестьянской
республики в возможном союзе с другими южными славянами. Партия
подвергалась преследованиям и в 1925 была запрещена, а заключенный в тюрьму
С.Радич согласился признать монархию и конституцию и войти в коалицию с
правящей Радикальной партией Сербии, в которой преобладали сербы. Коалиция
вскоре распалась, с 1927 Радич возобновил свои выступления против сербской
гегемонии. На бурном заседании парламента в 1928 его смертельно ранил
сербский депутат Пуниш Рачич, застреливший и двух других хорватских
депутатов.
Король Александр использовал это убийство в качестве предлога для
запрещения всех политических партий и для преследования своих противников,
в первую очередь Хорватской крестьянской партии и коммунистов. Он
переименовал страну в Королевство Югославия и выдвинул принцип
национального единства в качестве государственной идеологии. Но во время
своего визита во Францию в 1934 Александр (вместе с министром иностранных
дел Франции Жаном Луи Барту) был убит террористом, действовавшим по
поручению Внутренней македонской революционной организации (ВМРО) и
хорватских усташей Анте Павелича (1889–1959) при тайной поддержке
правительств Италии и Венгрии.
Правительство регента князя Павла стремилось найти общий язык с хорватской
оппозицией. Эта попытка не удалась при премьер-министре Милане
Стоядиновиче, но была возобновлена после его отставки в 1939. В августе
1939 князь Павел достиг соглашения с Владко Мачеком, лидером Хорватской
крестьянской партии. Условия, на которых создавалась автономная область,
названная бановиной Хорватия, не удовлетворили ни экстремистски настроенных
хорватов, ни сербов, однако заложили основу для послевоенного федерализма.
В годы Второй мировой войны Германия оккупировала Югославию и превратила
Хорватию (вместе с Боснией и Герцеговиной) в сателлита Италии и Германии.
Для физического уничтожения сербов, евреев и цыган усташи Павелича во время
войны создали несколько концентрационных лагерей, в том числе печально
известный лагерь в Ясеноваце. Военные формирования «Независимого
хорватского государства» участвовали в агрессии фашистской Германии против
СССР в основном на южных фронтах. Жесткая политика Павелича и уступка им
Италии большей части Далмации вызвали массовое движение сопротивления,
которым руководила компартия во главе с Иосипом Броз Тито. На территориях,
освобожденных в результате партизанских акций еще в 1941, формировались
местные органы власти, а в 1943 в городе Платвице было создано Земельское
(краевое) антифашистское вече народного освобождения Хорватии,
реорганизованное в июле 1945 в Народный сабор Хорватии. Тито вынашивал план
коммунистической революции. Ключевым моментом его программы была идея
федерализма, в соответствии с которой Хорватии предлагалось партнерство с
пятью другими вновь создаваемыми республиками Югославии.
Эта программа в значительной мере способствовала последующей победе
коммунистов. Режим Тито имел более слабые позиции в Сербии, поэтому, будучи
уже президентом Югославии, Тито вынужден был отказаться от возражений
против лидирующей роли сербов в государственном устройстве, которые
высказывал во время войны. В целом он сделал упор на централизм и
югославское единство, при этом преобладание сербов становилось все более
явным в армии и службе безопасности, а доля хорватов была относительно
большей в Союзе коммунистов Югославии (например, сербы, в 1957 составлявшие
54,5% от всего населения страны, были представлены 41,7% членами в СКЮ, а
хорваты – 19% и 23,5%; в 1971 доля сербов соответственно составляла 49,4% и
44,7%, а хорватов – 17,4% и 22,9%; в 1998 – сербов 44,2% и 38,4%, хорватов
– 12,6% и 20%).
После 1962 Тито признал опасность сползания к довоенной системе сербского
доминирования и санкционировал курс на дальнейшую децентрализацию. Однако
начало 1960-х годов ознаменовалось оживлением националистических движений в
стране, в первую очередь в Хорватии. В частности, звучали требования
ликвидировать языковой союз с сербами, увеличить представительство хорватов
в офицерском корпусе армии, уменьшить удельный вес отчислений в федеральный
бюджет. Хорватия оказалась одной из первых республик ФНРЮ, установившей
экономические отношения с Западом.
В 1966 Тито отстранил от власти руководителя МВД Югославии серба Александра
Ранковича и провел чистку в политической полиции. В результате либеральным
хорватским коммунистам удалось провести ряд политических реформ, похожих на
реформы, начатые в Чехословакии А.Дубчеком.
В 1968 прошли демонстрации студентов в Загребе, носившие националистический
характер, а местные политики дистанцировались от решений общеюгославских
проблем. Провозглашался лозунг «хорватской весны», наступление которой
связывалось с большей независимостью республики и культурным возрождением.
Реакция Сербии была враждебной, и встревоженный Тито сместил в декабре 1971
со своих постов лидеров хорватских коммунистов. В ходе чистки «хорватских
националистов» несколько тысяч человек были арестованы или подверглись
преследованиям. После этого почти на два десятилетия воцарилась так
называемая «хорватская тишина». После смерти Тито централизм стал
ослабевать, а в рамках Союза коммунистов Югославии и республиканских
структурах начали усиливаться сепаратистские тенденции. Экономические
кризисы 1980-х годов побудили руководителей республик СФРЮ искать выход на
пути децентрализации и сепаратизма. Данная тенденция углубилась во второй
половине 1980-х годов под воздействием событий в Польше и СССР.
В конце 1980-х годов в связи с ростом национализма в рядах Союза
коммунистов Сербии хорватские коммунисты поняли, что мотивы отказа от
хорватского национализма потеряли под собой почву. Беспокойство хорватов
вызывала и политика лидера Сербии С.Милошевича. Они начали выступать с
требованиями легализации политических партий и проведения свободных
выборов. 14 февраля 1990 Сабор Хорватии принял поправки к конституции,
узаконившие многопартийную систему. На прошедших в два тура в апреле и мае
1990 первых многопартийных парламентских выборах коммунисты уступили власть
Хорватскому демократическому содружеству (ХДС), получившему 41,5% голосов и
две трети мест в парламенте (ХДС оставалась правящей партией вплоть до
1999). Президентом Хорватии был избран председатель ХДС Франьо Туджман,
бывший генерал в коммунистической Югославии.
В то же время после выборов в Сабор в рамках провозгласившего независимость
хорватского государства резко обострились этнические противоречия. 25 июля
1990 съезд сербов Хорватии принял Декларацию о суверенитете и автономии
сербского народа. Были сформированы представительный орган – Сербский сабор
и правительство – Сербское национальное вече. В декабре 1990 была принята
новая конституция Хорватии, согласно которой сербы были отнесены к
национальному меньшинству. В стране вводилась государственная символика
периода Второй мировой войны, напоминавшая сербам о кровавых временах
власти усташей. В знак протеста 21 декабря 1990 в городе Книн сербы
провозгласили создание Сербской автономной области Краина (САОК), приняли
ее устав и отказались войти в состав Хорватии. Эти решения были поддержаны
Сербией.
Попытки Туджмана договориться с Сербией оказались безуспешными. Милошевич
отклонил предложение Хорватии о новом соглашении между югославскими
республиками на том основании, что оно возможно только в случае изменения
границ между республиками. Это означало бы уступку Сербии тех хорватских
районов, где проживало значительное по численности сербское население.
Однако Хорватия не отказалась от части своей территории, после чего в
стране вспыхнуло восстание сербского меньшинства. 1 апреля Исполнительный
совет Национального веча САОК принял решение о присоединении Краины к
Республике Сербии и о введении на территории Краины законов Сербии и
конституции Югославии. Проведенный 12 мая референдум утвердил это решение
подавляющим большинством голосов.
Независимая Хорватия. 19 мая 1991 в Хорватии прошел плебисцит по вопросу о
суверенном и независимом государстве. За независимость было подано
подавляющее большинство голосов (91,7%). В голосовании не принимали участие
жители Краины. Независимость Хорватии была провозглашена 25 июня 1991. 8
сентября 1991 Сабор Хорватии принял решение о полном разрыве с СФРЮ.
Немногим позднее в Хорватии началась гражданская война между хорватами и
краинскими сербами, которая продолжалась до 1995. С августа 1991
вооруженные столкновения между хорватами и сербами переросли в войну
хорватской армии с силами Югославской народной армии (ЮНА).
5 декабря 1991 Сабор Славонии принял решение об отзыве своего представителя
в СФРЮ Стипе Месича, занимавшего пост председателя президиума СФРЮ. 19
декабря 1991 сербы провозгласили создание своего государства – Республики
Сербская Краина (РСК), не признанного, однако, мировым сообществом. В
состав республики помимо Краины вошли также Западная Славония и Восточная
Славония.
В период гражданской войны ЮНА предприняла бомбардировки многих городов
Хорватии, в результате которых Осиек, Винковци, Карловац, Задар и Дубровник
были в значительной степени разрушены, а Вуковар – полностью уничтожен.
Лишь в начале 1992 военные действия были прекращены; к этому моменту
примерно треть территории Хорватии (Краина и Восточная Славония) находились
под контролем сербских войск. В марте 1992 в Хорватию был введен и размещен
в основном в буферных зонах 14-тысячный контингент миротворческих сил ООН.
В мае 1992 Хорватия была принята в члены ООН.
В августе 1992 в независимой Хорватии состоялись первые (досрочные) выборы
в Палату представителей, на которых две трети мест получила партия
Хорватское демократическое содружество. Палата жупаний была избрана в
феврале 1993. На проходивших в августе 1992 первых в Хорватии прямых
президентских выборах Туджман, получивший 56,7% голосов избирателей, был
переизбран на пост президента.
Вслед за выводом частей ЮНА с территории Хорватии началась эскалация войны
в Боснии и Герцеговине, где сербские войска стали осуществлять захват
территорий и «этнические чистки». В 1993 хорватские милиционеры в Боснии
при военной поддержке правительства повернули оружие против боснийского
правительства, представлявшего разные национальные слои населения. 3 июля
1993 они создали сепаратистское государство, которое назвали «Герцег-
Босна». Тем временем Туджман и Милошевич стали сотрудничать с
«посредниками» Европейского союза и ООН с целью навязать расчленение Боснии
и Герцеговины, а затем аннексировать районы, которые их вооруженные силы
захватили и «этнически очистили». Сговор сопровождался непрекращающимися
военными действиями и эпизодами интенсивной перестрелки на оккупированной
Сербией территории Хорватии. К концу 1993 Туджман потребовал вывести
миротворческие войска ООН из этих районов, так как они отказались
предпринимать какие-либо действия против нарушения сербами условий
прекращения огня.
Весной 1994 под дипломатическим нажимом США Хорватия выступила гарантом
соглашения о прекращении огня между хорватами и мусульманами Боснии и
Герцеговины. Это соглашение предусматривало ликвидацию «Герцег-Босны».
Однако в условиях явной враждебности между мусульманами и хорватами после
военных действий 1993–1994 соглашение не было выполнено и осталось лишь на
бумаге.
В 1994–1995 нарастало недовольство правительства Хорватии миротворческими
усилиями ООН. В мае 1995 хорватская армия захватила часть удерживаемой
сербами территории, и после активных боевых действий в начале августа 1995
территория Краины была возвращена в состав Хорватии. Военные действия
сопровождались изгнанием подавляющего большинства сербов из Хорватии на
территорию Боснии и Герцеговины и СРЮ. В общей сложности к концу 1990-х
годов страну покинули ок. 500 тыс. сербов.
В декабре 1995 Хорватия приняла участие в подписании Дейтонских соглашений
по Боснии и Герцеговине. Военные победы Хорватии над сербами на хорватской
территории, а также участие в авиационных налетах НАТО в августе-сентябре
1995 приблизили окончание военных действий.
На выборах в Палату представителей Сабора Хорватии, состоявшихся 29 октября
1995, больше половины мест (75) получило Хорватское демократическое
содружество, Хорватская социально-либеральная партия была представлена 12
депутатами, СДП – 10, ХКП – 10 депутатами. В Палате жупаний ХДС имела 41
депутатский мандат, ХКП – 9, ХСЛП – 7. В начале ноября 1995 было
сформировано однопартийное правительство на базе ХДС, главой которого стал
бывший министр экономики Златко Матеша.
В апреле 1997 состоялись первые региональные и муниципальные выборы на всей
территории Хорватии (включая Восточную Славонию), на которых победу
одержало ХДС, получившее большинство голосов в 40% жупаний.
В январе 1998 Восточная Славония (последний анклав Хорватии,
контролировавшийся сербами) была возвращена под хорватскую юрисдикцию. В то
же время курс на продолжение поддержки боснийских хорватов после подписания
Дейтонских соглашений вызывал споры. Хорватия все больше внимания стала
уделять реструктуризации экономики и приватизации, а с 1998 боснийские
хорваты дистанцировались от правительства в Загребе.
В 1997 укрепились позиции 75-летнего Ф.Туджмана и его партии ХДС. На
парламентских выборах (в Палату жупаний) 13 апреля 1997 ХДС обеспечила себе
41 место из 68, Хорватская крестьянская партия получила 9 мандатов,
Хорватская социально-либеральная партия – 7, Социал-демократическая партия
– 4, «Истарский демократический сабор» – 2. В соответствии с Конституцией
президент Туджман своим указом назначил еще пять депутатов в Сабор, в том
числе двух – из населенных сербами областей Восточная Славония, Баранья и
Западный Срем.
15 июня 1997 на президентских выборах, ставших вторыми в истории
независимой Хорватии, победу вновь одержал Туджман (61,4% голосов);
кандидат от СДП Здравко Томач получил ок. 22% голосов, а Владо Готовач
(ХСЛП) – 17,6%.
14 декабря 1998 Туджман призвал к единению армии и народа, осудив
вмешательство США и Европейского суда во внутренние дела Хорватии. Он
заявил о необходимости сократить число проживающих в стране сербов, а также
лиц, считающих себя югославами (соответственно 12 и 9% всего населения).
17–18 декабря 1918 Туджман посетил с официальным визитом Москву, где были
подписаны Декларация о дружбе между Хорватией и Россией, а также соглашение
о военном сотрудничестве (в 1995 армию Хорватии помогали реформировать
военные специалисты из США).
В ходе событий в Косове Туджман и правящие круги страны выразили понимание
причин вмешательства НАТО, однако многие хорваты сдержанно относились к
военным действиям альянса – даже с учетом антисербских настроений. 21 мая
1999 Туджман выступил с собственным планом урегулирования кризиса, указывая
на огромные убытки в связи с войной, однако эта инициатива не получила
поддержки со стороны США. В то же время официальный Загреб установил
дружественные отношения с Черногорией.
Ситуация в стране кардинально изменилась после смерти Туджмана 10 декабря
1999. На состоявшихся 3 января 2000 парламентских выборах победу одержала
коалиция Социал-демократической партии и Хорватской социально-либеральной
партии – 47,3% голосов (71 место). ХДС («партия Туджмана») получило всего
30,6% голосов (46 мест); вторая проправительственная коалиция – Хорватская
крестьянская партия, «Истарский демократический сабор», Хорватская народная
партия и Либеральная партия – 16% голосов (24 мандата). Правящее в стране
на протяжении 9 лет ХДС проиграло в 10 из 11 избирательных округов (11-й
округ зарезервирован за хорватами, проживающими за рубежом). Тем самым два
оппозиционных блока получили в парламенте страны подавляющий перевес, но
все же меньше квалифицированного большинства в 2/3 голосов. 27 января
премьер-министром страны стал социал-демократ Ивица Рачан (представитель
СДП, р. 1944).
Глава правительства с 2000 – представитель СДП Ивица Рачан.
Первый тур президентских выборов, в которых приняли участие 9 кандидатов,
состоялись 24 января 2000. Большинство голосов в первом туре получили Стипе
Месич (кандидат от ХНП; 41,1% голосов) и Дражен Будиша (кандидат от
ХСЛП–СДП; 27,7%). 7 февраля 2000 победителем во втором туре стал С.Месич,
получивший немногим более 56% голосов избирателей.
Лето 2001 характеризовалось политическим кризисом, возникшим в результате
противостояния в парламенте по вопросу о выдаче Гаагскому трибуналу
хорватских генералов. Им были предъявлены обвинения в связи с этническими
чистками 1995, когда во время боев за Сербскую Краину из страны бежали 150
тыс. сербов, сотни граждан были убиты. Премьер-министр Рачан согласился с
выдачей генералов, хотя это могло привести к падению его кабинета в связи с
возникшей угрозой выхода из правящей коалиции социальных либералов (они
категорически выступали против экстрадиции). Президент С.Месич поддержал
выдачу, полагая, что это будет способствовать «возвращению Хорватии в
Европу».
С 2000 Хорватия начала переговоры об ассоциированном членстве в ЕС,
демонстрирует готовность расширять отношения с Россией. Прогресс в обоих
направлениях связывается с решением проблемы национальных меньшинств, и в
первую очередь сербского, а также с достижением экономической стабильности.



-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]






Реферат на тему: История Японии
1. Основные политико-экономические и исторические данные.
Некоторые моменты истории Японии.
Государство в восточной Азии, расположено на 4 крупных островах
- Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Косю - и многочисленных прилегающих к ним
мелких островах. Территория - 372,2 тыс.кв.км. Население - 122,2 млн
(1987);свыше 99% - японцы. Столица - Токио (около 12 млн. чел., 1987).
Официальный язык японский. Основные религии синтоизм и буддизм.
Незавершенная буржуазная революция 1867-68 гг. открыла новую
капиталистическую эру в истории Японии. Проведение в течение нескольких
лет ряда буржуазных реформ расчистило почву для развития капитализма. По
конституции
1889 года Япония провозглашалась монархией во главе с императором, но
законодательная власть в странен осуществлялась с этих пор императором
совместно с парламентом. На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию
монополисти- ческого капитализма, ускоренными темпами шел процесс
превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация
страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях
ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-
феодальный характер. В 1940 году Япония заключила военный союз с
гитлеровской Германией и фашисткой Италией, направленный против СССР, а
также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.
После разгрома в 1945 г. милитаристской Японии, решающую роль
в котором сыграла Советская Армия, в стране были проведены некоторые
демократические преобразования.
Принятая в 1947 г. конституция провозглашает демократические
права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного права нации",
запрещает Японии иметь вооруженные силы. В результате проведения
аграрной реформы большая
часть помещичьих земель была за выкуп передана крестьянам.
Подверглись разделу крупнейшие монополии. Тем не менее власть
осталась в руках представителей буржуазии и чинов ничьей верхушки, которые
взяли курс на укрепление позиций монополистического капитала. В
нарушение конституции в
стране были созданы оснащенные современным оружием так называемая "силы
самообороны", превратившиеся ныне в регулярную армию численностью 272 тыс.
чел. (по официальным данным на 1987). 60 - 70-е годы характеризовались
быстрыми
темпами экономического развития Японии, что позволило ей стать второй
экономической державой капиталистического мира по объему валового
национального продукта и промышленного производства.
Япония - конституционная монархия. По конституции император является
"символом государства и единства народа". Законодательную власть
осуществляет парламент (состоит из палаты представителей - 512 депутатов
и палаты советников - 252 депутата, имеющих срок полномочий 4 и 6 лет
соответственно). Исполнительная власть принадлежит кабинету министров,
который формируется премьер-министром.
Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,5% населения
земли и 0,3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому
потенциалу прочно закрепилась на 2-м после США месте в капиталистическом
мире. ВНП страны
(ок. 2,4 трлн. $ в 1987) превышает 11% мирового ВНП, по объему ВНП на
душу населения Япония опередила США. На долю Японии приходится около 12%
мирового промышленного производства. Страна занимает первое место по
производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего
оборудования, бытовой электронной техники, роботов. В 1987 г.
произведено: стали - 98,5 млн т, автомобилей - 12,4 млн шт.,
электроэнергии - 580,2 млрд кВтч, промышленных роботов - 12,6 тыс шт.,
электронного и электронно-вычислительного оборудования - на 124,6 млрд $.
Объем производства увеличился на 4% по сравнению с 1986 г. Практически
завершилась адаптация японской экономики к "дорогой иене". В основном
осуществлен переход к новой модели экономического развития страны,
снимающей акцент на экспортную ориентацию и ставящей во главу угла
задачу прежде всего внутреннего
потребления.
В сельском хозяйстве преобладает мелкое крестьянское
землепользование. Обрабатывается 14,8% земельной площади. Основная
сельскохозяйственная продукция- рис (сбор в 1987г.-14 млн т). Другие
отрасли - птицеводство, производство овощей и фруктов. Развито рыболовство.
Улов рыбы в 1987 г. - 12,7 млн т (1-е место в капиталистическом мире).
Железные дороги - 28 тыс км, автодороги - свыше 1,1 млн км, в
том числе 42,8% с твердым покрытием, из них 3500 км - скоростные. Тоннаж
морского торгового флота (1987 г.) - 38 млн бр.-рег. т.
Денежная единица - иена. 100-103 иены=1$.
Основные товары экспорта: машины и оборудование,
электроника, металлы и металлоизделия, химические продукты; импорта:
промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо и продовольствие. Доля США в
товарообороте Японии в 1987 г. равнялась 30,4%.
Численность безработных, по данным на конец 1987 г., составила
1,56 млн чел.
Отличительной чертой современного размещения производительных
сил Японии является наличие в нем ярко выраженных территориальных
диспропорций, значительно более острых, чем в других основных
капиталистических странах.
Так, в США в 1981 г. 51,3% всей отгруженной продукции обрабатывающей
промышленности было создано на 18,9% их территории, в то время как в
Японии 53,0% всей отгруженной продукции обрабатывающей промышленности
было создано на 9,1% ее территории. Территориальная концентрация
производительных сил Японии впечатляет даже по сравнению с основными
странами Западной Европы, имеющие сопоставимые с ней размеры. Об этом
свидетельствуют приводимые ниже данные о
территориальной концентрации производства национального дохода в
Японии и в основных странах Западной Европы в 1978 г.
Таблица 1.
| |Япония |Велико-брита|Франция |ФРГ |Италия |
| | |ния | | | |
|Территория |9,1 |19,5 |19,9 |27,4 |31,2 |
|Доля национального|52,5 |53,0 |50,3 |50,7 |53,0 |
| | | | | | |
|дохода | | | | | |

Вступив в после военный период с разрушенной и
дезорганизованной экономикой, пережив затяжное и длительное
восстановление, Япония в 50 - 60-х годах продемонстрировала быстрый рост,
по своим темпам опережающий развитие других крупных капиталистических
стран. Темпы роста в Японии составляли в период 1960-1973 гг. 10,1% в год
по сравнению с 3,9% - в США, 4,5% - в ФРГ, 3,1% - в Великобритании,
5,6% - во Франции, 5,0% - в Италии в тот же период. Подобное превосходство
в темпах на протяжение ряда лет породило первую волну публикаций о
японском "экономическом чуде", пришедшуюся на конец 60 - начало 70-х
годов. В этих работах анализировались причины, существующие темпы
сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие
прогнозы превращения Японии в мирового лидера.
2. Феномен японской экономики.
Хотя разговоры о "японском чуде" в общем почти прекратились, феномен
японской экономики продолжает вызывать повышенный интерес. В самом деле,
почему страна с огромной внешнеэкономической зависимостью, практически
лишенная природных ресурсов, несмотря на все неурядицы и катаклизмы
последних двух десятилетий, продолжает неуклонно укреплять свои
экономические (а вместе с ними и политические) позиции на мировой арене?
Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-
технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую
степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти
перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в
непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и
экономических и социально-политических факторов.
2.1. Промышленная политика послевоенной Японии.
Приоритеты промышленной политики в послевоенной Японии последовательно
и целенаправленно смещались от преимущественного развития трудоемких
отраслей (легкая промышленность), затем материалоемких (металлургия,
нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение) к наукоемким
отраслям и производствам (электроника, биотехнология, новые материалы).
Понимание неизбежности этих процессов пришло далеко не сразу, а смена
приоритетов протекала отнюдь не безболезненно. Ведь речь шла об отраслях с
весьма высоким мировым рейтингом (черная металлургия, автопромышленность),
фактически созданных после войны, имеющих достаточно современные средства
труда и сравнительно молодой производственный аппарат. Предстояло
определить качественно новую роль и новое место этих отраслей в структуре
обновляемой экономики. Для черной металлургии, способной ежегодно
выплавлять более 150 млн. т стали, с числом занятых около 450 тыс. человек
эта задача представляла значительную трудность.В то же время резко возросли
темпы "сервизации" экономики, происходило опережающее развитие сферы услуг.
За 1970 - 1985гг. доля отраслей материального производства в ВВП
сократилась с 51,7 до 41,4% и, по прогнозу Управления экономического
планирования, к 2000г. может снизиться до 36%. Остальное будут составлять
информационные, управленческие, финансовые услуги, здравоохранение,
образование, торговля и послепродажное обслуживание, сфера досуга,
социальное страхование. Иными словами, в новое тысячелетие страна вступит с
валовым продуктом, почти на две трети состоящим из товаров, которые не
имеют ни массы, ни линейных размеров, не обладают ни вкусом, ни запахом.
2.2. Экономика Японии начала 70-х годов. Идеи перехода к иному типу
экономического роста.
Несмотря на успехи японской экономики в начале 70-х годов, правящие круги
страны сознавали, что экстенсивные факторы развития промышленности близки к
исчерпанию и неизбежен переход к иному типу экономического роста. В
опубликованном в мае 1971г. специальном докладе "Каковы должны быть главные
направления структурной и внешнеторговой политики в 70-х годах?" впервые
был обоснован курс на создание новой, так называемой интеллектуалоемкой
структуры производства, ориентированной на ускоренный рост наукоемких
отраслей, отраслей сложной сборки, информационной индустрии. Переход к
новому типу развития предполагался довольно плавным, если бы не "нефтяной
шок" 1973 - 1974гг. Зашаталась в первую очередь одна из основ японской
экономики - отлаженная система ресурсообеспечения, которая складывалась на
протяжении всего послевоенного периода. Поэтому формирование новой модели
оказалось весьма болезненным, особенно для энерго- и материалоемких
индустриальных отраслей.
В черной металлургии первые признаки относительного неблагополучия
были в значительной степени неожиданными. К этому времени отрасль прочно
занимала место признанного мирового лидера и по темпам наращивания
производства, и по его технологическому уровню. Прогнозы министерства
внешней торговли и промышленности оценивали перспективы черной металлургии
весьма оптимистично. Например, предполагалось, что в 1975г. будет
произведено 160 млн. т стали, в 1980г. - 215 млн. т, а в 1985г. - даже 300
млн. т. Однако кризис основных металлоемких отраслей - судостроения,
автопромышленности, строительства - привел к резкому спаду
металлопотребления в стране, вызвал устойчивую стагнацию спроса на стальной
прокат и сокращение его производства. Инерционность отраслевого развития
обострила ситуацию, так как некоторые компании продолжали наращивать
мощности основных переделов почти до конца 70-х годов, реализуя крупные
инвестиционные программы, заложенные еще в предыдущий период. В результате
в разгар структурного кризиса загрузка мощностей в японской черной
металлургии упала до невиданно низкого уровня - 62%.
2.3. Экономические кризисы середины 70-х годов и начала 80-х годов.
Энергетический кризис 1973 г. и последовавшие за ним мировые экономические
кризисы середины 70-х и начала 80-х годов очень серьезно отразились
на экономическом росте Японии, продемонстрировали высокую степень
зависимости японской экономики от внешних рынков и мировой хозяйственной
конъюнктуры. Последние десятилетие отмечено резким снижением темпов
роста, достигших весьма умеренных значений, не сопоставимых с рекордными
цифрами 50-х - начала 70-х годов (см табл. 2).

Таблица 2
Темпы экономического роста (в%)
|Финансовый год |Темпы роста ВНП в реальном исчислении |
|1973/74 |5,3 |
|1974/75 |-0,2 |
|1975/76 |3,6 |
| 1976/77 |5,1 |
|1977/78 |5,3 |
| 1978/79 |5,1 |
|1979/80 | 5,1 |
|1980/81 |3,7 |
|1981/82 |2,7 |
|1982/83 |3,3 |


На основе данных Таб. 2 построена сравнительная диаграмма в которой
хорошо заметны темпы снижения экономического роста.
Диаграмма к таб. 2.
[pic]
2.4. Внешние факторы влиявшие на снижение темпов экономического роста.

Углублению кризиса способствовали и внешнеэкономические факторы. На
протяжении длительного периода основой высокой конкурентоспособности
японского металла было сочетание дешевой рабочей силы и высокой
производительности труда. К началу 80-х годов эти преимущества фактически
были утрачены. Динамично растущие Корея, Тайвань, Индия, Китай сумели
обеспечить производство более дешевой металлопродукции и потеснили лидера
не только на международных рынках, но и на внутреннем рынке Японии. Кроме
того, реальные возможности резкого сокращения производственных затрат за
счет технической модернизации были довольно ограничены и требовали огромных
капитальных затрат, так как уровень многих переделов японской металлургии к
тому времени был один из самых передовых в мире. Например, здесь уже в
конце 70-х годов полностью ликвидировали мартеновский процесс, а удельный
вес непрерывного литья превысил 90%.
Во внешней торговле с развитыми странами расширилась практика
использования нетарифных барьеров и демпинговых процедур, что также
способствовало сокращению японского присутствия на международных рынках
металлопродукции. Особую остроту приобрели отношения с США, чей обширный
рынок на протяжении длительного периода был исключительно привлекательным
для японских компаний. На торговлю с Японией к началу 80-х годов
приходилось около трети общей суммы внешнеторгового дефицита США, что
способствовало росту в стране антияпонских настроений, активно
подогреваемых профсоюзами. В 1985г. администрация США предприняла меры для
укрепления позиций своих экспортеров на внешних рынках посредством
контролируемого снижения курса доллара. Это привело к тяжелым последствиям
для ведущих отраслей Японии, прежде всего черной металлургии. Резко
повысились издержки производства, упала прибыльность, обострились трудности
со сбытом. Японский экспорт стального проката в США за 1976 - 1987гг. упал
почти с 6 млн. т до 1 млн. т в год.
В целом за 1976 - 1994гг. общий объем японского экспорта
металлопродукции сократился более чем в 1,5 раза.
Ответная реакция японского бизнеса на изменение условий включала
следующие принципиальные моменты.

Во-первых - переход от ценовой конкуренции на мировых рынках к
неценовым методам конкурентной борьбы на основе высокого качества, хорошего
обслуживания, предоставления кредита и рассрочки платежей, надежности
поставок. Это, может быть, не защитило полностью японских экспортеров
металла, но помогло бороться за сохранение определенной доли американского
и европейского рынков в качестве своеобразного плацдарма потенциального
расширения металлопоставок.
Во-вторых - ускорение автоматизации производства с целью снижения
издержек в условиях обострения конкуренции, прежде всего с азиатскими
"тиграми". Автоматизация и компьютеризация позволяют свести к минимуму
живой труд как фактор стоимости, что обеспечивает повышение
конкурентоспособности. Сравнительно высокий технологический уровень
производства (большая доля непрерывных установок, высокая концентрация и
комбинирование, унификация многих видов металлопродукции) обеспечили
хорошие предпосылки для широкого использования автоматических систем
контроля и управления. Эти процессы развиваются в рамках общемировой
тенденции превращения информации в важнейший "общественный ресурс",
использование которого формирует качественно новый уровень развития
производства. В Японии сущность автоматизации осознана более глубоко, а
темпы ее развития в 80-е годы были гораздо выше, чем в США и европейских
странах с их сильными профсоюзами и высоким уровнем безработицы. В
металлургии Японии уже к середине 80-х годов действовало около тысячи
крупных систем комплексной автоматизации различного уровня - от отдельных
агрегатов и цехов до единых АСУ на уровне корпорации.
В-третьих - высокие темпы интернационализации японских корпораций, что
в целом совпадает с общим вектором развития мирового хозяйства. Японские
металлургические компании выносят производство в страны с дешевой рабочей
силой, например, в страны Юго-Восточной Азии, превращая их в своего рода
"производственную базу", либо непосредственно в те страны, которым они
продают продукцию. Своего рода феноменом стало, например, внедрение
японских корпораций в черную металлургию США, где доля японского капитала,
по некоторым оценкам, превышает 25%.
Хотя эти процессы контролировались государством на основе
соответствующих законов и программ, далеко не всегда удавалось избежать
болезненных последствий для так называемых депрессивных отраслей, к разряду
которых была отнесена и черная металлургия, неуклонно терявшая
рентабельность вследствие роста цен на сырьевые и энергетические ресурсы. К
началу 80-х годов "излишние" производственные мощности в черной металлургии
Японии оценивались в 30 - 35 млн. т стали. По мнению ряда японских
экономистов, хроническая недогрузка и частичное уничтожение (скрапирование)
основного капитала в крупных отраслях, созданных в течение двух предыдущих
десятилетий, являются неизбежной ценой ускоренной перестройки.
Динамика этого процесса во многом определяется специфическими
особенностями монополистической структуры японского хозяйства. Здесь
господствует несколько мощных многоотраслевых финансово-промышленных групп,
вокруг которых группируется масса зависимых средних и мелких компаний. В
частности, ведущие сталеплавильные концерны обычно представляют собой
головную компанию, которая подчиняет группу менее крупных, но рентабельных
предприятий, превращая их в свои производственные цехи. Практически все
крупные корпорации - это многоотраслевые производственно-сбытовые
комплексы. Компании-сателлиты могут вести собственную коммерческую
деятельность, но под жестким финансовым контролем головной организации.
Кроме того, эти компании, обычно работающие на сравнительно некрупных
заказчиков (например, строительные фирмы) и выпускающие продукцию, которая
по тем или иным причинам невыгодна для головной компании (мелкий сорт,
арматура), весьма чувствительны к сокращению спроса и фактически принимают
на себя основной удар кризиса - на них в первую очередь списываются убытки
всей группировки. В то же время ведущие сталеплавильные корпорации страны
имеют солидный запас прочности и отличаются хорошей способностью к
выживанию как члены мощных ФПГ, тесно связанные с банковским капиталом.
Наибольшую сложность представляло сокращение занятых в отрасли,
учитывая японские традиции, в частности систему пожизненного найма. За 1970
- 1980гг. в металлургии было сокращено около 30% работников. "Двухслойная"
структура японской промышленности позволила снизить остроту проблемы за
счет перевода части увольняемых на дочерние предприятия той же компании
(хотя и с потерей в оплате труда) и тем самым избежать социального взрыва.
Благодаря этому черной металлургии в условиях падения спроса и сокращения
производства удалось за указанный период существенно сократить трудовые
затраты и даже в 1,9 раза повысить среднеотраслевой показатель
производительности труда.
Изменение экономической ситуации потребовало соответствующей
корректировки инвестиционной политики металлургических корпораций. Впервые
за послевоенный период в Японии началось сокращение производственных
мощностей отдельных переделов, и, что наиболее важно, возросла доля
капзатрат на модернизацию и реконструкцию. Сокращение мощностей
осуществлялось по государственным пятилетним программам в рамках "Закона о
чрезвычайных мерах стабилизации структурно депрессивных отраслей" (1978г.).
За 1980 - 1990гг. доля затрат на модернизацию в общих отраслевых
инвестициях возросла с 36% до почти 70%.
Обострение противоречий воспроизводственного процесса, катализатором
которых стал "нефтяной шок", стимулировало усилия по форсированию научно-
технического прогресса. Из всей массы научно-технических достижений
японская экономика востребовала прежде всего те, которые обеспечили
модернизацию существующих технологий, усовершенствование характеристик
продукции, снижение издержек. Как писал известный японский экономист
М.Моритани, "НИОКР этого типа чрезвычайно хорошо подходит к японскому
технологическому климату".
Подобные темпы предсказываются японскими специалистами и на
перспективу. Директор Японского центра экономических исследований считает,
что темпы развития будут сохраняться в пределах 5%.
Однако все познается в сравнении - на общем фоне весьма
вялого экономического развития других капиталистических стран даже
относительно скромные цифры японского роста, наблюдавшиеся в 80-е
годы выглядят весьма внушительно (см табл. 3).
Таблица 3
Темпы экономического роста наиболее развитых капиталистических
стран в период 1973-1983 гг. (в %)
|Страна |Среднегодовые темпы роста ВНП |
|Япония |3,7 |
|США |1,9 |
|Великобритания |0,8 |
|Франция |2,2 |
|ФРГ |1,7 |
|Италия |1,2 |
|Канада |2,6 |


Данные табл. 3 занесены в диаграмму которая наглядно показывает
разницу в темпах роста между развитыми капиталистическими странами.



Диаграмма к таб. 3
[pic]
2.5. Экономический рост Японии после 80-х годов.
Статистические данные свидетельствуют о том, что несмотря на
значительное ухудшение конъюнктуры в мировом капиталистическом
хозяйстве, японская экономика в 80-е годы развивалась более высокими
темпами, чем экономика стран Западной Европы и США. Япония по прежнему
лидирует в темпах роста; ее валовый национальный продукт превзошел ВНП
Англии и Франции, вместе взятых; в 1984 г. он составил 1233,5 млрд. $.
Огромных масштабов достигла внешняя торговля Японии: экспорт в 1984 г.<

Новинки рефератов ::

Реферат: Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток (Математика)


Реферат: Строение нервной системы человека (Биология)


Реферат: Россия во второй половине восемнадцатого века (История)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Преступления против собственности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Функционирование культурно обусловленной лексики в жанре американской театральной рецензии (Литература)


Реферат: Контрольная работа по курсу гражданского права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Импрессионизм, Клод Моне (Культурология)


Реферат: Трехмерное параметрическое моделирование на персональном компьютере (Программирование)


Реферат: Чесноков П.Г. (Музыка)


Реферат: Третичный период развития жизни на земле (Биология)


Реферат: Автоматизация расчета начислений заработной платы в строительном управлении N 151 (Программирование)


Реферат: 1915 год и Армения (История)


Реферат: Проектирование усилителя мощности на основе ОУ (Технология)


Реферат: Изменчивость живых организмов (Биология)


Реферат: Сделки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Памятники героической обороны Севастопоя 1854-1855 гг. (История)


Реферат: Практика по бух. учету и аудиту в аудиторской компании «ФИНАНСЫ» (Аудит)


Реферат: Культура Ассирии (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист