GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Внимание (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Внимание (Психология)



ПЛАН

стр.

Введение 2

Глава I. Явление и определение внимания. Его характерные
особенности 3
§1.1. Свойства внимания 3-6
§1.2. Функции и виды внимания 6-9
Глава II. Способы развития внимания 9-12

Заключение 13

Список использованной литературы 13
Приложение 1 14-15


Введение

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении
сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов
до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже
много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса
внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент
любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие
полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое
состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои
особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает
особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы,
выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и
изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
В данной контрольной работе была сделана попытка, рассмотреть феномен
внимания, его характерные особенности, функции, виды и психологические
теории и также привести примеры некоторых тестов на определение качества
внимания.



Глава I. Явление и определение внимания. Его характерные особенности.

Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является
тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых
впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их
часть.[1] Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений
выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память,
становится содержанием размышлений.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они
выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или
внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся
осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы
человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс
сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной
информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

§1.1. Свойства и виды внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью,
сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим
каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного
времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания
может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными
физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной
системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие
характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.
п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к
предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешними
обстоятельствами осуществления деятельности.
Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно
быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень
хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется
неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому
отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет
внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При
обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих
моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества
сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно
устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего
определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.
Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность)
проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности
внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру,
может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги,
на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что
происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на
определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или
слове, а также более или менее распределено по всему тексту.
Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия
рассматриваются как синонимы.
Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта
на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика
человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить
свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть
как непроизвольным так и произвольным. В первом случае индивид невольно
переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало,
а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на
каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе,
может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не
всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко
способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и
восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.
С переключаемостью внимания функционально связаны два
разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый
характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью
сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс
отвлечения внимания.
Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего,
со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как
лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной
системы непосредственно определяют качества внимания, особенно
непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно
обусловленные.
Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в
способности рассредоточить внимание на значительном пространстве,
параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько
различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания
между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в
буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и
подобное впечатление создается за счет способности человека быстро
переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к
продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в
течение определенного времени. В течение этого периода человек может без
труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и
происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими
одновременно выполняемыми делами.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического
состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов
деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его
распределения обычно сужается.
Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется
количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере
повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего
объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации. Она обычно
устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень
короткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за
это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку
экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным
запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной
памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

§ 1.2. Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных
функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент
психологические и физиологические процессы, способствует организованному и
целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с
его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную
сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде
деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных
процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный
момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации
интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация
восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и
продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты
функционирования всей познавательной активности.
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем,
позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание
выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в
кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода
запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления
внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения
задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему
взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и
своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке
говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по
общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает
в жизни, чем недостаточно внимательный.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и
социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное
внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и
интеллектуальное внимание.
Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде
врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или
внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной
механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным
рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-
детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате
обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с
избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на
который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и
потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью
специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное
обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует
усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени
сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими
качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного
обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных,
противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый
из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же
в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет
один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание.
Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов
чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При
чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное
впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является
мысль.


Глава II. Способы развития внимания.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и
высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые —
произвольным. Непосредственное внимание — это также более низкая форма его
развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических Функций,
пытался проследить Л. С. Выготский в русле своей культурно-исторической
концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть
история развития организованности его доведения, что ключ к генетическому
пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди
«начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка,
руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в
руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам
овладевает своим вниманием».[2] Культурное развитие внимания заключается в
том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-
средств (знаков), посредством которых он дальше направляет свое собственное
поведение и внимание. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако
развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его
развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном
возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что
первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во
внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания
занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольное внимания
возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном
возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция
как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий,
обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во
внутреннюю.
Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие
его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд
стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы,
которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С
другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые
первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка
его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью
слов-стимулов.
Вместе с постепенным овладением активной речью ребенок начинает
управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в
отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним
словом в нужную сторону, а затем – и в отношении самого себя.
Общая последовательность культурного развития внимания по Л. С.
Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к
ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он
начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на
себя... Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его
вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-
указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам
начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т. е.
обращать внимание взрослых на интересующий его предмет». [3]
Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребенком, появляется
первоначально в роли указателя, выделяющего для ребенка те или иные
признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении
слово все более и более направляется в сторону выделения абстрактных
отношений и приводит к образованию абстрактных понятий. Л. С. Выготский
считал, что употребление языка как средства направления внимания и
указателя к образованию представлений имеет для педагогики огромное
значение, поскольку с помощью слов ребенок выходит в сферу межличностного
общения, где открывается простор для личностного развития. Первоначально
процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются
для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем
саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения
вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению
поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Попытаемся теперь в виде своеобразного «хронологического» резюме
представить последовательность основных этапов развития детского внимания в
том виде, как она выглядит по данным соответствующих наблюдений и
экспериментальных исследований:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как
объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-
исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного
внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного
внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на
названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше
первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять
внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного
внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательный
средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование
произвольного внимания, включая волевое.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку,
которые можно использовать при обучении детей, потому что они как
интересны, так и полезны для общего развития ребенка[4].
Заключение


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в задачу формирования
внимания входит не только развитие его как отдельного психологического
процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили
переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя
формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации
успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация
выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание
благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.
Не смотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные
неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно очень полезны, так как
человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться
концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной
деятельности. И зная основные этапы развития внимания в различные годы
жизни ребенка, педагог может найти необходимое средство для улучшения
внимания.



Список использованной литературы
1. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В
3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Просвещение:
ВЛАДОС, 1995. – 576с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо,
1997. – 336с.
Приложение №1
Психологические упражнения по развитию внимания
Развить внимание можно с помощью следующих психологических упражнений:
1. "Игры индейцев" для развития объема внимания: - двум или нескольким
соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов,
после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь
перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один
фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и
описать до 40 предметов.
2. "Печатная машинка" - это классическое театральное упражнение
развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из
алфавита, преподаватель называет слово и участники должны "выстучать" его
на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает
хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя -
вторая буква, хлопок ученика и т. д.
3. "Кто быстрее?" Людям предлагается как можно быстрее и точнее
вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву,
например "о" или "е". Успешность выполнения теста оценивается по времени
его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем
меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо
поощрять успехи и стимулировать интерес.
Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует
изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую
- горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с
зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну
букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить кружком.
Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизма
действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий
варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники - до 15мин., подростки
- до 30мин.).
4. "Корректура". Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с
пропуском и перестановкой букв в некоторых словах.
Человеку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу
исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму
ученику, который исправляет оставленные, ошибки карандашом другого цвета.
Возможно проведение соревнований в парах.



-----------------------
[1] См.: Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
[2] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте//
Хрестоматия по вниманию.— М., 1976,— С. 186.
[3] Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возраста.
Хрестоматия по вниманию.— М., 1976.— С. 205.
[4] См. Приложение 1





Реферат на тему: Внимание и восприятие
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ПО РЫБОЛОВСТВУ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

Тема: «Внимание и восприятие»



Мурманск
1998
План.


1. Факторы, определяющие внимание. 3

2. Физиологический порог и порог восприятия. 6

3. Перцептивная защита. 9

4. Подпороговое восприятие. 11

5. Экстрасенсорное восприятие. 12

6. Сенсорная изоляция. 14

Литература. 19



1. Факторы, определяющие внимание.


Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов
деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и
ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания,
предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или
двигательной активности индивида.
Возникновение внимания (непроизвольного) определяется физическими,
психофизическими и психическими факторами. К основным условиям его
возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их
новизна для субъекта.
Новизна может заключатся в появлении ранее отсутствовавшего
раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в
ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых
раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся
предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное,
самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим
свойством - новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не
ослаблена в результате привыкания.
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и
краски, резкий запах. При этом имеет значение интенсивность раздражителя,
т.е. соотношения раздражителя по силе с другими действующими в этот момент
раздражителями; решающее значение имеет контраст между ними. Это относится
не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так,
маленькие предметы скорее замечаются среди крупных, треугольник - среди
прямоугольников.
Большое значение имеют сложность и повторение раздражителя.
Исключительно велика роль непосредственного интереса. То, что
интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает
длительное интенсивное сосредоточение.
Внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида,
значимые для него.
Внимание связано и с общей направленностью личности, предшествующим
опытом и воспитанием. Например, новую театральную афишу скорее заметит
человек, интересующийся театром, при этом, может быть, не обратив внимание
на объявление о предстоящем футбольном матче. Глаз стилиста поражает
нелитературно написанная фраза, для музыканта неприятна фальшивая нота, а
для светского человека - нарушения правил хорошего тона.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений
при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия
происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы
вещей и событий.
Внимание представляет собой не самостоятельный процесс, а лишь
характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и
т.д.). Все они направлены на свой объект и в той или иной мере
сосредоточены на нем.
Нельзя воспринимать без внимания к воспринимаемому и т.д. Внимание
сливается с другими психическими процессами, оно составляет их
характеристику, но не имеет самостоятельного содержания.



2. Физиологический порог и порог восприятия.


Каждый вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму
улавливать сигналы, наиболее полезные для приспособления данного вида к
окружающей среде. Таким образом, у каждого вида свое восприятие
действительности.
Наши органы чувств ограничены в своей способности реагировать на
стимулы, поэтому они могут улавливать лишь ограниченное количество
сообщений из окружающей среды.
Стимулы, исходящие из внешней среды, непрерывно интерпретируются в
соответствии с установившимися с детства категориями образов. В случае
новой или неполной информации наш мозг действует путем выдвижения гипотез.
Наше восприятие организованно таким образом, что любой объект мы видим
как фигуру, выделяющуюся на каком-то фоне. Кроме того, наш мозг склонен
заполнять пробелы в воспринимаемом материале, так что отдельные фрагменты
дополняются до простого и законченного контура. Организация восприятия
осуществляется также путем группировки элементов по признакам их близости,
сходства, непрерывности и симметрии.
Наше восприятие мира стабильно и константно: мы сохраняем за
предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии
они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.
Благодаря бинокулярному зрению наш мозг обеспечивает нам трехмерное
видение мира. Однако на расстоянии больше 15 метров мы можем оценивать
глубину и взаимоположение объектов только по монокулярным признакам,
связанным с линейной и воздушной перспективой, а также с параллаксом и с
частичным закрытием одних предметов другими.
Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может
осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. Этого чаще
всего удается избежать благодаря таким механизмам, как сенсорная адаптация
на уровне рецепторов и привыкание на уровне ретикулярной формации.
В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность
улавливать сигналы, приходящие из разных источников.
Прием сигнала происходит на двух уровнях.
На нижнем уровне окружающая нас энергия все время буквально
бомбардирует наши органы чувств, и как только она становиться достаточной
для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в
закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел
чувственности каждого рецептора, за которым уже не может наступить
возбуждение, называется физиологическим порогом.
На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем
превысить другой порог - порог восприятия. Этот порог сознательного
осознания. Он контролируется ретикулярной формацией.
Физиологический порог определен генетически и может изменяться только
в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог
восприятия гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования
мозга, а так же от внимания мозга к сигналу, который преодолел
физиологический порог.
Между двумя порогами существует зона чувствительности, в которой
возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не
доходит до сознания.
Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания - в
подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно,
обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Такая гипотеза позволяет
найти объяснение многим спорным явлениям, таким как перцептивная защита,
подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие. Речь идет о
пограничных областях научной психологии, и многие представители официальной
науки не приветствуют их изучение.


3. Перцептивная защита.


Порог восприятия тесно связан с уровнем активности мозга. У
бодрствующего и внимательного индивидуума он может быть пониженным, чтобы
облегчить поступление и расшифровку сигналов. Но он может быть повышенным
во время засыпания при некоторых других состояниях сознания, когда поток
информации фильтруется и восприятие ослаблено.
Мозг, даже у полностью бодрствующего человека способен в любую минуту
изменить порог: все зависит от того, важна ли для него получаемая
информация или нет. Так происходит, когда извне поступают сообщения,
эмоциональный заряд которых трудно переносим. Чтобы узнать обычное короткое
слово, в среднем достаточно десятой доли секунды, но для слова-табу нужно
бывает удвоить, а иногда и утроить это время.
Некоторые авторы полагают, что некоторые слова менее употребительны, а
потому и воспринимаются труднее. Но существует эмоциональная реакция, когда
испытуемые затрудняются прочитать слово-табу. Это доказывает, что слово-
табу, даже узнанное, всегда сложно произнести вслух в присутствии
посторонних, особенно если человек не уверен в правильном прочтении. Но у
некоторых испытуемых эти и именно эти слова узнаются намного раньше, чем
другие.
Объяснение таких феноменов опираются на уже сформулированную Фрейдом
мысль о том, что на уровне сознания действует некая цензура, которая мешает
определенным социально неприемлемым образом или желаниям пересечь порог
восприятия.
Перцептивная защита состоит в повышении порога восприятия для
поступающих извне сигналов, эмоциональный заряд которого труднопереносим.
Знания о работе мозга позволяют выдвинуть на этот счет ряд гипотез.
Одна из них касается первого уровня памяти - сенсорной памяти. Механизм,
благодаря которому сигналы очень недолго сохраняются на уровне рецепторов,
пока не будет решено, переводить их отсюда в кратковременную память или
нет. Это решение зависит от высшего, когнитивного уровня, где и может
действовать цензура, о которой говорил Фрейд.
Все сигналы, не допущенные в сознание цензурой, очевидно,
обрабатываются какой-то более примитивной системой на предсознательном
уровне. Они, возможно, составляют резерв-источник спонтанно возникающих
образов и свободных ассоциаций - и таким образом в свою очередь играют роль
в активации организма. Это может проявляться, например, в сновидениях, в
молниеносных вспышках интуиции или, в условиях сенсорной изоляции.



4. Подпороговое восприятие.


Подпороговое восприятие, по-видимому, позволяет организму отвечать на
поступившие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были
приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза была прежде всего использована в
рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям
желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных
фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в
1/24 секунды (так называемый 25 кадр), восхваляющий достоинства этих
продуктов; можно так же вызвать у публики большое желание приобрести
продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые
сообщения.
Однако из-за боязни злоупотребления такой практикой, с одной стороны,
и из-за того, что ее реальная эффективность осталась неподтвержденной - с
другой, возникли сомнения в обосновании самой гипотезы, положенной в ее
основу.
Тем не менее, спустя несколько лет появился интерес к лечебному
применению такого рода методов, особенно для оказания помощи курильщикам,
алкоголикам и тучным людям. Сходные программы были разработаны также для
лечения больных шизофренией и депрессией.
Однако, несмотря на все большее число исследований, ведущихся в этом
направлении, ничего определенного относительно подобной практики установить
пока не удалось.


5. Экстрасенсорное восприятие.


Возможно подпороговое восприятие информации, которая обрабатывается в
подпороговой зоне. Она, видимо, улавливает и может вызывать реакции на
уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.
Экстрасенсорное восприятие состоит в восприятии сигналов, которые не
воздействуют непосредственно на органы чувств.
Существует сходство восприятия подпорогового и экстрасенсорного. В
обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы
дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы
быть воспринят некоторыми людьми в определенные моменты и в определенном
состоянии расслабления и восприимчивости.
Экстрасенсорное восприятие, о котором имеются пока лишь весьма
недостоверные данные, должно все-таки рассматриваться как нечто связанное с
мозгом.
К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов: способность
«угадывать» факты, недоступные для органов чувств, или ясновидение;
способность, улавливать кукую-то информацию о человеке, который находится
далеко, или телепатия; способность угадывать то, что произойдет в будущем,
или предвидение.
По мнению многих ученых, речь идет не о каких-то уникальных
способностях, а скорее об особом развитии возможностей, срытых в каждом из
нас. Мы просто не умеем и не хотим их использовать, прежде всего страх
мешает нам проявлять такие возможности и развивать их в себе.
Остается еще открыть форму энергии, при помощи которой могли бы
передаваться «экстрасенсорные» сигналы, а также физические структуры,
способные их принимать. Пограничная зона психологии, изучающая эти явления,
называется парапсихологией или псилогией.
Исследования в этой области проводятся с 30-х годов, но в научных
кругах эти работы стали обсуждаться только в последние два десятилетия. В
настоящее время остается мало таких ученых, которые отказываются видеть в
подобных явлениях законный предмет научных исследований.


6. Сенсорная изоляция.


Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов
называется сенсорной изоляцией.
Проблема приема и переработки информации человеком представляет
интерес для многих наук. Ею занимаются физиологи в плане изучения работы
органов чувств; психологи - в плане изучения познавательных процессов
(восприятия, опознания, мышления); специалисты в области кибернетики - в
плане разработки некоторых проблем теории познания.
Знание характеристик и закономерностей процессов приема и переработки
информации человеком важно не только для развития теории, но и для решения
ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных методов
обучения), медицинской (разработка средств и методов лечения ряда
заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи
информации человеку).
Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является
изучение деятельности человека в условиях недостатка информации,
поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого
«сенсорного голода», т.е. голода по впечатлениям.
Проблема «сенсорного голода» стала особенно острой в связи с развитием
целого ряда отраслей техники. Условия, в которых приходится работать
человеку, весьма многообразны. Обслуживание некоторых современных видов
техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве
малого объема, ограничивающим движение человека, доставляющее человеку
весьма бедные однообразные впечатления, значительно суживающие возможности
общения человека с другими людьми.
При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо
учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и
внутренних воздействий.
В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться
влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей.
Например, поднесение магнита к голове испытуемого, находящегося в гипнозе,
приводит к сдвигу в пространстве зрительных образов или даже к их
исчезновению. Гипноз может рассматриваться как своеобразная сенсорная
изоляция организма, в условиях которой магнитное поле начинает ощущаться
более сильно, чем обычно.
Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке
состояния организма как функции величены потока информации в случае
уменьшения этого потока до некоторой минимальной величены.
Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:
- ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для
данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной
изоляции, пользуясь этими признаками;
- пронормировать величину потока информации, воздействующего на
испытуемого в эксперименте;
- пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех
экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут
быть изолированными;
- обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.
Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества
поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до
«изоляции» и во время «изоляции», и только тогда можно будет сравнивать
между собой результаты различных экспериментов.
Длительная изоляция является основным этнологическим фактором
психических нарушений. Степень выраженности психических нарушений, характер
их клинической картины определились главным образом личностными
особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при
отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции,
исследования космоса и т.д.).
Самый известный в научном мире эксперимент с сенсорной изоляцией - это
эксперимент, произведенный в Университете Мак-Гилла в 1956 году Героном и
его сотрудниками. Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в
специально устроенной изоляционной камере.
В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение,
говорливость, активное стремление к общению с окружающими, некоторая
взбудораженность с элементами тревожности, опасений за свое здоровье. Позже
появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, однообразие,
дни стали похожими один на другой, нет ничего нового, надоели одни и те же
лица, одни и те же разговоры; время идет медленно. Появилась
раздражительность, несдержанность, ворчливость. Малейший пустяк мог
послужить поводом для бурных эмоциональных реакций, конфликтов с
исследователями, обслуживающим персоналом. Испытуемые стали менее
общительными, на вопросы часто отвечали неохотно, односложно, формально.
Настроение временами было пониженным. Ухудшался сон, некоторые жаловались,
что надоели одни и те же исследования, бурно протестовали против новых
исследований, хотя бы они и были для них легкими. В то же время отмечали,
что свободные от исследований дни (выходные, праздничные) они чувствовали
себя хуже, было особенно скучно, не знали, чем заняться, «куда себя
девать», время тянулось особенно медленно.
К концу эксперимента нарастала раздражительность, отдельные испытуемые
заявляли, что бывают такие состояния, что хочется что-нибудь «выкинуть»,
кого-то ударить, «запустить чем-нибудь, что попадет под руку», жаловались,
что временами (чаще по вечерам) «наваливалась тоска», вспоминался дом,
родные, близкие.
У ряда испытуемых имели место и более сложные психические нарушения,
как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная
депрессия, параноидная настроенность.
У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению
ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные
функции и сама личность неизбежно деградируют.
Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной
изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был
погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так
что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела.
Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным
психологами Университета Мак-Гилла. По мнению Лилли, условия изоляции в
камере, напротив увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия
известных внешних раздражителей.
Индивидум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается
лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами; этот
мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.


Литература.


1. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. - Москва: Изд-во
«Просвещение», 1986
2. Что такое психология. Том 1. Ж. Годфруа - Москва: Изд-во «Мир», 1992.
3. Проблемы сенсорной изоляции. Сборник статей. Под редакцией Смирнова А.А.
- Москва: 1970.





Новинки рефератов ::

Реферат: Темперамент в структуре личности (Психология)


Реферат: Некоторые факторы, влияющие на развитие головного мозга (Психология)


Реферат: Этические принципы работы практического психолога (Психология)


Реферат: Факторы вызывающие мутацию (Доклад) (Биология)


Реферат: Конструирование и технология производства ЭВА (Технология)


Реферат: Программирование алгоритмов линейной структуры (Компьютеры)


Реферат: Кризис в психологии в XX веке (Психология)


Реферат: Концепция правового государства (Теория государства и права)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Быстрота и методика ее развития (Физкультура)


Реферат: Бухгалтерский учет на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Наследование по завещанию (Гражданское право и процесс)


Реферат: Порядок ввоза в Украину автотранспортных средств (Таможенная система)


Реферат: Кредитование физических лиц в Сберегательном банке РФ (на примере дополнительного офиса (универсального) № 4451/031 Балезинского отделения) (Деньги и кредит)


Реферат: Анархизм и его отношение к политической власти (Политология)


Реферат: Нефтепереработка в Беларуси (Химия)


Реферат: Политическая власть (Политология)


Реферат: Журналистика конца XIX века (Журналистика)


Реферат: Структура и состояние водоснабжения и водосброса, подземных вод и артезианских скважин города Киева (Биология)


Реферат: Easter (Пасха) (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист