GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Воля (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воля (Психология)


Воля
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и
философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность
осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской
культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни
человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так,
Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы,
понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с
тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана
цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность,
соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное
естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие
философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля
выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.
Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания
этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю
как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда
сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой
перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще
сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются
сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в
современном философском понимании воля стала неотделима от действия,
“каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и
непосредственно - проявляющийся акт тела”.
Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс,
заключающийся в способности к активной планомерной деятельности,
направленной на удовлетворение потребностей человека. Деятельность
рассматривается как произвольная и целенаправленная тогда, когда она
осуществляется в соответствии с представлениями о конечных результатах и
контролируется на каждом из этапов (Шостакович Б. В. Судебная психиатрия.
М.: Зерцало, 1997). Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс,
включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения,
осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск
реализации, контроль реализации.
Ясперс выделял переживание первичного, лишенного содержания, не
имеющего определенной направленности влечения, переживание естественного
инстинктивного побуждения, бессознательно направленного к некоторой цели и
переживание волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемого
осознанным представлением о средствах и последствиях достижения этой цели.
И если влечения и инстинктивные побуждения есть борющиеся мотивы,
определяющие поведение человека, то собственно волевой акт представляет
собой решение, возникающее как результат взвешивания аргументов “за” и
“против”. Волевой акт осознается. Это личностное “я хочу” или “я не хочу”.
Человек необязательно осознает совершаемые им действия. Таковы
например, действия, осуществляющиеся рефлекторно, без вмешательства
сознания. Однако человек осознает, что действие свершилось, т.е. остается
“осведомленным” о нем. С точки зрения Ясперса, истинным критерием сознания
является “осведомленность” (подобного рода) о содержании собственных
мыслей, т.е. мышление о мышлении, практически воплощенная в афоризме
Декарта: “Мыслю, следовательно существую”. Ясперс, исходя из теории
многоплановости сознания, подразумевающей представление о сознании как о
ряде параллельных систем, независимых друг от друга, подводит читателя к
выводу, что воля распространяется лишь на ту часть сознания, о состоянии
которой мы “осведомлены”.
Так ли это? Исследуя состояния измененного сознания, М. Эриксон и
вслед за ним Д. Гриндер и Р. Бэндлер пришли к выводу, что сознание
стремится не участвовать в переработке всей информации, поступающей на
соответствующий уровень активности мозга. Однако, хотя целый ряд явлений не
осознается, сознание сохраняет за ними контроль. “Если я скажу: “Вы слышите
шорох, в комнате перелистывают бумагу”, то пациентка снова переведет свое
сознание, чтобы проверить, правильна ли моя вербализация ее переживания. Я
возвращаю обратной связью вещи, которые являются частью ее переживания, но
в нормальных условиях не осознаются”. Тогда стоит предположить, что картина
мира представлена в сознании менее полно, чем позволяют оценить ее органы
чувств, однако информация, проходящая мимо сознания, не теряется, но
напротив, накапливается и используется в дальнейшем. Мало того, фрагменты
информации, остающиеся в сознании, и существующие вне его, связаны
“перекрестными ссылками”, позволяющими извлекать в сознание необходимые
фрагменты из запасов. Принимая это во внимание, можно предполагать, что
наша “осведомленность” распространяется далеко за рамки сознания.
В свете вышесказанного можно проанализировать еще один вопрос.
Является ли процесс переключения сознания актом воли? Очевидно, что в ряде
случаев воля принимает в этом участие. В ряде случаев, напротив, волевой
акт ускользает от нашего сознания. Более того, существуют яркие примеры,
когда переключения сознания совершается против воли индивидуума. Такой
характер носит ряд феноменов нарушения мышления.
Волевой процесс связан с мотивационной сферой, побуждениями,
желаниями, которые становятся осознаваемыми целями поведения.
Формулировка определения наводит нас на следующие умозаключения:
1) способность может быть нарушена,
2) потребность может быть проявлением патологии,
3) представление о конечных результатах может быть искажено,
4) контроль за деятельностью может отсутствовать,
5) может страдать проецирование процессов в сознании.
Таким образом, волевые процессы, как и другие процессы высшей нервной
деятельности, составляющие психику человека, могут нарушаться в результате
возникновения психического расстройства. Не исключена и вероятность, что
психическое расстройство будет представлено исключительно феноменами,
отражающими нарушение волевых процессов.
Особое значение приобретает констатация и диагностическая оценка
волевых расстройств в судебно-психиатрической практике. Международная
юридическая практика считает основой, предпосылкой вменяемости, и как
следствие, способности нести ответственность за свои действия, “злую волю”
(mens rea), умысел, направленный на совершение деяния (Крылова Н. Е.,
Серебренникова А. В. Уголовное право современных зарубежных стран. М.:
Зерцало, 1997).
Первые попытки создания способа диагностики волевых процессов были
предприняты в начале ХХ века Н. Ахом (N. Ach). Предложенный им способ
позволял оценить способность к произвольной регуляции психических
процессов, управляющих действием. В основу способа была положена оценка
способности к переключению между психическими процессами, что
осуществлялось в три этапа: испытуемый заучивал определенные
последовательности слогов, затем его просили воспроизводить слоги в
определенном порядке, в ходе эксперимента инструкция менялась, ошибки
фиксировались. Ряд способов оценки волевых процессов был предложен К.
Левином (K. Lewin). Он несколько модифицировал методику Н. Аха, а также
пытался оценить влияние мотивации и эмоциональных реакций, предлагая слоги
для заучивания с разным числом повторений. Число повторений зависело от
предполагаемого эмоционального “заряда”, которым обладало заучиваемое слово
или слог.
Представляется возможным объединить волевые расстройства в следующие
основные группы:
Группа 1. Расстройство волевых действий.
Волевые действия - действия, совершаемые без актуально переживаемой
потребности в самом действии либо в его результатах, но за которыми стоит
решение, направленное на удовлетворение потребности в отдаленном будущем
(действие не носит характера заведомо необходимого). Расстройство
проявляется клинически неспособностью фиксировать свое внимание и выполнять
действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым.
Расстройство связано и с прогностической функцией. Обнаруживающие
расстройство пациенты сообщают, что они не могут представить себе плодов
своего труда, разочаровываются в выполняемой ими работе прежде, чем
достигнут результат, либо саму долгую работу воспринимают уже как
отрицательный результат, неспособны мотивировать себя на длительный труд,
нуждаются в дополнительных стимулах - “вехах”. В частности, они не могут
сделать накоплений на приобретение какой-либо ценной вещи, обучаться, если
их знания не находят практического применения. Создание объективных
ценностей на пользу общества или отдельных людей. Проявляется отсутствием
способности к альтруистическим поступкам, что нередко создает впечатление
черствости, сниженного энергетического и эмоционального потенциала.
Удовлетворение требований коллектива, ближайшего окружения (при отсутствии
собственной заинтересованности).
Группа 2. Расстройство сознательного преодоления препятствий на пути к цели
Сознательному преодолению препятствий на пути к цели могут мешать:
Физические помехи. Пациенты поясняют, что даже незначительное усилие с их
стороны заставляет отказаться от выполнения ранее намеченного. Один пациент
(диагноз: вялотекущая шизофрения) сообщил, что никогда не разогревает еду,
оставленную ему в холодильнике женой, потому что “это требует колоссального
напряжения воли” (собственное наблюдение). Также сложность действия может
приводить к отказу от его выполнения. Часто выполнению действия
препятствуют социально заданные условия, например, один пациент (диагноз:
истерическая психопатия), имея образование 6 классов средней школы,
предпринял попытку подать документы в ВУЗ. На отказ в приеме документов
пытался всучить взятку секретарю приемной комиссии. Пояснил, что ему
советовали завершить среднее образование экстерном за 6 месяцев, но он не
хотел “терять время” и избрал “самый логичный путь: маленькие золотые
кружочки проходят в самые узкие щелки” (собственное наблюдение). Особенно
трудными для преодоления являются конкурирующие мотивы и цели. Один из
пациентов признался, что делая подарки друзьям, всегда покупает предметы в
двух экземплярах, чтобы не испытывать потом жалости по поводу того, что
лишился столь нравящегося ему объекта (собственное наблюдение).
Группа 3. Расстройство преодоления конфликта.
Может быть вызвано одним или несколькими факторами, такими, как:
несовместимость двух действий необходимость выбора одной из целей
a) обусловленных разными мотивами,
b) приводящих к разным последствиям, несовместимость личных и
социальных мотивов, несовместимость цели и последствия действия.
Расстройство проявляется клинически нарушением способности
осуществления выбора, что может реализовываться в различные типы
реагирования. Некоторые личности избегают принятия решения, намеренно
уклоняются от него, стремясь пустить дело на самотек, либо перекладывая
принятие решений на других. Вторые пытаются использовать в качестве
“третейского судьи” случай (подбрасывают монетку, садятся в первый
подошедший автобус и т.д.). Для третьих (особенно детей) характерно
избирательное уничтожение одной из альтернатив, что иногда проявляется в
инструментальной агрессии. Один пациент (диагноз: шизофрения) сообщил, что
в раннем детстве, когда мать запрещала ему есть варенье, он намеренно
разбивал банку, причем таким образом, чтобы растекшееся варенье было уже
невозможно съесть, в чем потом сознавался матери (собственное наблюдение).
Возможно, что по типу выбора между целями людей можно разделить на две
группы, различающихся по поведенческому паттерну. Первые делают выбор,
исходя из желаемого, из цели (выберу то, чего больше хочу), другие - исходя
из реальной достижимости результата и практичности цели.


Группа 4. Расстройство преднамеренной регуляции.
Связано с нарушением следующих показателей: параметров действия (силы,
скорости, темпа), торможения неадекватных психических процессов, особенно
эмоциональных, организации психических процессов в соответствии с ходом
деятельности, способности оказывать сопротивление рефлекторным действиям.
Иллюстрацией расстройства преднамеренной регуляции является синдром
автономной конечности, возникающий при повреждении медиальных участков коры
лобной доли (в противоположном заинтересованной конечности полушарии) или
передних отделов мозолистого тела. Больные, страдающие данным
расстройством, теряют контроль над действиями руки, которая совершает порой
сложные движения независимо либо против их воли. Субъективно они оценивают
руку как часть своего тела, которая “взбунтовалась и делает только то, что
хочется ей”, они стремятся ее контролировать, вплоть до того, что вслух
отдают ей приказы, привязывают руку или удерживают ее здоровой рукой. Они
никогда не приписывают ее неконтролируемые движения воле посторонних сил,
но в то же время тяготятся невозможностью распространить свою волю на
функции конечности. Чувства отчуждения здесь не возникает, возможно потому,
что рука, несмотря на свое неконтролируемое поведение, идентифицируется с
собственным телом.. В практике подобные расстройства встречаются нечасто. В
то же время нарушение регуляции параметров действия (силы) отмечается у
многих пациентов. Один пациент (диагноз: психопатия возбудимого круга)
жаловался, что никогда не мог наколоть своему ребенку орехи, т.к. разбивал
их в лепешку (собственное наблюдение). Многие больные, не обнаруживающие
навязчивостей, отмечают, что не в силах контролировать свои эмоциональные
проявления. Так, одна больная (диагноз: истерический невроз) рассказала,
что, присутствуя на похоронах свекрови, не могла сдержать “злорадного
смеха”, поскольку покойной надели именно то платье, которое она не любила
при жизни (собственное наблюдение). Организация психических процессов в
соответствии с ходом деятельности предполагает последовательное
переключение внимания, мыслительных процессов и т.д. по мере перехода от
одного действия к другому. Один психически здоровый художник рассказывал,
что когда он пишет картину, то иногда думает о чем-то постороннем, не может
направить свои мысли на работу. Обнаружил, что картины, написанные в таком
состоянии, хуже других его работ. Связывает подобные состояния с усталостью
(собственное наблюдение). Сопротивление рефлекторным действиям
подразумевает способность сознательно преодолевать боль (например, ухватить
с плиты горячую сковороду, когда пригорает жаркое), страх и другие
состояния, имеющие за собой набор рефлекторных моторных актов (отдергивание
руки, зажмуривание глаз).
Группа 5. Расстройство, сопровождающееся формированием автоматизмов и
навязчивостей.
В этом случае легко вырабатываются навыки автоматизированных действий
и утрачивается контроль за ними, имеются навязчивые действия, мысли и т.д.,
воспринимаемые без отчуждения, имеются мысли и действия, воспринимаемые как
чуждые личности, но без утраты их собственной принадлежности (в т.ч.
импульсивные), имеются мысли и действия, воспринимаемые как чуждые
личности, постороннего происхождения (в т.ч. сделанные). В эту группу
входят значительно различающиеся по психопатологическому значению феномены.
К автоматизированным действиям относят игру на музыкальных инструментах,
вождение автомобиля, привычный выбор маршрута. Люди, добирающиеся до работы
одним и тем же путем на протяжении многих лет, порой ловят себя на том, что
если им однажды выпадает необходимость пойти другим путем, они
автоматически идут привычной дорогой. Сюда же относятся и собственно
навязчивости. Феномены сделанности отличаются от всех вышеперечисленных
утратой идентичности собственной личности и чувства свободы воли. Пациент
(диагноз: шизофрения) сбросил бутылочку с анализом мочи с тележки, стоявшей
в отделении. Объясняя свой поступок, сказал, что “импульс, согласно
которому он действовал, пришел извне. Возникло чувство, будто из
рентгенологического кабинета, где ему случилось быть накануне (по
стоматологическим показаниям). Ему не было до бутылки никакого дела, но они
хотели этого. Все, что ему оставалось сделать, только подчиниться.
Противиться их воле он не мог.
Группа 6. Расстройство мотивов и влечений
Нарушены переживание первичного, ненаправленного влечения, переживание
естественного инстинктивного побуждения, переживание (на уровне чувства)
собственно волевого акта, имеющего осознанную цель и сопровождаемое
осознанным представлением о средствах и последствиях достижения цели,
осознание свободы воли. В указанной типологии находят свое отражение как
феномены, рассматриваемые клинической психиатрией в качестве собственно
расстройств волевой сферы, так и другие состояния, при которых нарушаются
функции воли.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М.: Каас, 1994.
2. Иллюзия свободы воли и идентичность. Пережогин Л. О. Независимый
психиатрический журнал № 1/ 1999
3. Феноменология волевых расстройств. Пережогин Л. О. Независимый
психиатрический журнал № 2/ 1999
4. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практика, 1997.




Реферат на тему: Воображение



Реферат по обществоведению

на тему:

«Воображение»



Выполнила: ученица 9 «В»
класса
Плышевская Светлана



Преподаватель: Лихач Галина
Владимировна



Гимназия №12

Минск, 2002 г.
Оглавление:

Вступление: значение воображения 3
1. Определение воображения 6
2. Функции воображения 9
3. Виды воображения 11
4. «Техника» воображения 14
5. Воображение в творчестве 16
6. Воображение и талантливость 18
7. Роль воображения в науке и природе 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25



Вступление: значение воображения

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно
от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что
воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом
связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым
"психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее
означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный
и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение,
желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в
древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству
до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том
числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу
человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных
структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы
можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии,
внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается
в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и
понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций
замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения.
Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний,
текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих
образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение,
когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности
(гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение
становиться опосредованным и преднамеренным.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что
человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий
и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть
во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без
воображения? Проще сказать : лишите человека фантазии- и прогресс
остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей
способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в
особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в
возрасте от 5 до 15 лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е.
наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.
И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем
наступает быстрое снижение активности этой функции. К примеру, один
школьник спросил известного писателя Джанни Родари: «Что нужно сделать и
как работать, чтобы стать сказочником?», «Учи как следует математику», —
услышал он в ответ.
Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется
личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к
искусству и науке.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою
деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и
духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного
существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе
с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и
науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает
действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный
отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача —
представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью
воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не
существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни
человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на
организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.



1.Определение воображения



Воображение - особая форма психики, которая может быть только у
человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир,
преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький,
говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что
только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует
мир, развивается подлинное воображение.
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что
не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.
Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в
мечтах и фантазиях.
Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что
дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том,
что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст,
себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например,
сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины
фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд
и планет.
Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того,
чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить
полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой,
еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.
Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности,
который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от
действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту
действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей
мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же
учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его
особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе
существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к
некоторым из них и определим основные особенности воображения.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это
преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые
накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных
впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и
изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не
существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы
называем воображением”.
Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения
заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого
опыта, в результате чего получается новое представление”.
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе
преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Как видно из определений, существенным признаком воображения считается
способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому
что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь
мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов,
обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с
воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить
и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания
новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит
воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что
воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует
новые мысли.
Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано
не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без
мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда
предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и
преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается
при органическом единстве чувственного и рационального.



2. Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”.
Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не
поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно
в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по
своему желанию не может.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в
образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция
воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы
отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими
напряженность. Данная жизненно важная функция особенно
подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности
восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых
образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством
образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего
плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Наконец, пятая функция – это планирование и программирование
деятельности, составление таких программ, оценки их правильности,
процесса реализации.
С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими
состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью
воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические
процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное
давление, температуру тела (индийская йога).



3. Виды воображения

Рассмотрим теперь различные формы и виды человеческого воображения.
Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет
существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена
образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет
сознательное человека к формированию образов.
В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в
непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием
малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то
сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы
самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания
человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в
очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще
называют пассивным воображением.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно
формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими,
человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя
соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма
воображения носит название активной.
Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и
преобразующее, или продуктивное.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести
реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое
натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам
И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все
растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически
копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески
преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства,
чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические
средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается
через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют,
пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к
точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на
геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого
направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи
продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы
встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория,
иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова
“Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.
Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом
подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная,
т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а
не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом
развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует
столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой
деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное,
музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность
высшего уровня – творческого воображения.
Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть
и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы
и мечты.
Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм
воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не
установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и
удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда
причин не могут получить реализации в жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-
видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или
работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое
состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в
создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы
отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей
степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в
юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя
у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство
беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же
реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное
условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты
состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно
возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью
личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше
мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его
направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция
мечты.



4. ”Техника” воображения

Преобразование действительности при помощи воображения происходит не
произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в
различных способах или приемах преобразования, которые используются
человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.
Первый такой способ — агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание
различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных
комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор
определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной
идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке,
техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского
искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить
классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица,
аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.
Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого
явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается
при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом
пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или
иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно
выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует
изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация
и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении
действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи:
небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских
размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные
размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев,
а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть
большие внутренние достоинства персонажа.
Третий известный способ создания образов воображения — схематизация. В
этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются.
Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой
схематический рисунок.
И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое
обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в
однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе.
В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются,
освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ
преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего,
врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к
иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все
средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и
фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все
основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется
искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми
пользуется воображение.



5. Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно
его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного
воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые
образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь
художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию
не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований
жизненности.
В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и
диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение
Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто
другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть
воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь
как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому,
что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет
преобразовывать действительность в соответствии с требованиями
художественного замысла. Но соблюдение жизненности и
реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования
воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая
техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого
человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать
другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в
портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует
воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и
верную картину, чем это может сделать даже фотография.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и
значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее.
Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и
скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в
фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны
быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти
отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе
они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение
использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт
действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру,
основной идее или замыслу.
Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и
незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о
действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-
то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от
действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова
логика творческого воображения.
Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно
формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.
Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все
великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный
простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин,
считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь
фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения
в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное
содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.
Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании.
Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы,
достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы
удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен
вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним
из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед
настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.



6.Воображение и талантливость

Как уже известно, воображение — это всегда создание нового в
результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность
невозможна без фантазии, поэтому творчество — это сложный психический
процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то
необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли
способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто,
становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать
воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок
испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса
деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких
психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь
именно они определяют успешность учебы ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему
усваивать моральные и нравственные нормы - различать добро и зло,
сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения
творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои
положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и
оценивает.
Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту
деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка
прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и
среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и
танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене,
участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что
творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.
Дети способны заниматься творчеством не только независимо от места
и времени, но, самое главное, независимо от личностных комплексов.
Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности,
стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны
искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая
внимания на стеснительность.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и
талантливых детей. Одаренность — это комплекс способностей, позволяющих
иметь особые достижения в конкретной области искусства, науки,
профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко
выраженной талантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка
воображение выступает основным характерным качеством, ему необходима
постоянная активность фантазии. Необычные подходы к решению задач,
оригинальные ассоциации—все это характерно для талантливого ребенка и
является результатом воображения.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием.
Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со
своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти
дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в
конкретные периоды для них характерна и особо высокая чувствительность.
Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды
конкретная функция (например, речь или логическая память) наиболее
восприимчива к раздражителям внешнего мира, легко поддается тренировке и
интенсивно развивается, и дети проявляют особые достижения в различных
видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать
«сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок
демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.
При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок формирует
свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает
специфические возможности для личностного развития, — это игра. Основной
психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый
ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность,
чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация
пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать
жизненные трудности и конфликты.
Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является
воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как
одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю
познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными
эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой
важной личностной черты, как оптимизм.
Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны,
которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники,
воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В
одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что
45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были
единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника
каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много
благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они
не делали этого. Воображаемый компаньон - это создание самого ребенка,
он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить
персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует
отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает
установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух
воображаемых товарищей - один был наделен всеми добродетелями, как она
их понимала, а другой - всеми недостатками, которые она в себе
находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое
фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения,
такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты
и сердечности в реальной жизни.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится
доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как
мечта — образ желаемого будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что
удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах
подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой нередко
определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е.
определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе
подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как
позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты
будущего, выбрать свой путь решения проблемы.
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди,
которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются
талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.
С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как
трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения
и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно
описаны в специальной педагогической литературе.



7. Роль воображения в науке и природе

В одной из лабораторий США по созданию искусственного интеллекта
перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы,
все просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но
нет.
Задача была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы
робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены.
Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное
количество информации о предмете. Например, его положение по отношению
к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, его
размеры, цветовые характеристики, назначение и т.д.
Все это для машины представляет довольно большие трудности.
Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно
обладать стереоскопическим зрением, но эта проблема вполне разрешима.
Гораздо важнее и труднее научить машину "понимать" какие-либо ситуации
или сцены. Ведь ученые еще не совсем понимают, как этот процесс
происходит у человека, чего уж говорить о машине!
Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение,
и тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить
ситуацию в целом и проанализировать ее. А значит, можно будет создать и
искусственный интеллект!!!

Однако если воображение присуще человеку, его зачатки могут иметься и у
некоторых высокоорганизованных животных (дельфины, высшие антропоиды). Как
на данный вопрос отвечает современная наука?
Без сомнения (это было доказано рядом экспериментов), данные виды животных
способны к проявлению достаточно сложного логико-интуитивного мышления. Это
обусловлено фактором ведения ими группового образа жизни. При ведении
такого образа жизни инстинкты перестают быть доминирующим руководящим
фактором, уступая место сознательному мышлению. Вспомним, что обусловило
развитие воображения у далеких предков современного человека:
Осознанное применение орудий труда (начиная с самых примитивных) и случаи
их нетипичного использования
Творческое выражение своих идей (наскальная живопись и т.п.)
В лабораторных условиях выражение данных факторов было зафиксировано у ряда
высокоорганизованных животных (высшие приматы, слоны, дельфины). Так,
всему миру известна так называемая «живопись» обезьян и дельфинов. Подобные
«картины» не раз выставлялись на аукционы во многих странах мира, в том
числе и в России (в Московском дельфинарии). Однако является ли это
проявление творческой мысли осознанным выражением их восприятия окружающего
мира?
С другой стороны, следует вспомнить, что образ жизни древних антропоидов-
предков современного вида Homo Sapiens во многом напоминал образ жизни
современных крупных человекообразных обезьян. Следовательно, у последних
могут иметься зачатки воображения?
Современная наука пока не может дать четкого ответа на этот вопрос, так как
нет доказательной базы к утверждению, что проявление творческих задатков у
высокоорганизованных млекопитающих есть отражение их видения картины мира-
ведь бесформенные пятна на листе бумаги в воображении ученых-исследователей
могут быть интерпретированы как угодно.



Заключение

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико.
Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его
значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека,
т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных
результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в
искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться
полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения,
невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации,
когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Философы еще в конце XIX века предложили словосочетание «человек
воображающий» в качестве одной из видовых характеристик современного
человека наряду с «человеком разумным».
Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна
была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!



Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство
«Просвещение», Москва, 1950
2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979
Крушинский Л.В. «Есть ли разум у животных?» .- «Юный натуралист»№11, ст.12-
15, Москва,1980г..
3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер»,
Москва-Харьков-Минск, 1999
4. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия
развития, 1996.
5. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина –
Издательство политической литературы, Москва, 1968
Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 1969

-----------------------

Продуктивное
воображение


Пассивное
воображение


Репродуктивное
воображение


Активное
воображение

ВООБРАЖЕНИЕ






Новинки рефератов ::

Реферат: История создания сурдотехнических средств (Психология)


Реферат: Магдебургское право и его роль в социально-экономической жизни городов Беларуси (Государство и право)


Реферат: Дверной блок не остекленный семифеленчитый (Технология)


Реферат: Конституция 1918 (История)


Реферат: Иосиф Виссарионович Сталин (История)


Реферат: Социологии + программа для социологических исследований (Социология)


Реферат: WinWord (Программирование)


Реферат: Державне регулювання комерційної діяльності (Право)


Реферат: Юридическое лицо (Государство и право)


Реферат: Риск и ликвидность инвестиций комерческих банков (Банковское дело)


Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)


Реферат: Переписка Ивана Грозного с Курбским. Стиль Ивана Грозного (Литература)


Реферат: История Иконы (Искусство и культура)


Реферат: Контроль знаний и умений учащихся по физике (Педагогика)


Реферат: Педагогическая система обучения иностранных языков А. А. Деркача (Педагогика)


Реферат: Бюджетний процес і контроль за державними видатками, його особливості (Финансы)


Реферат: Рим первых царей: власть и социальное управление (Теория государства и права)


Реферат: Образование в Англии (Педагогика)


Реферат: Типовая программа коррекционного обучениядетей с задержкой психического развития (Педагогика)


Реферат: Древняя Русь (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист