GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Исследование религиозности молодежи (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Исследование религиозности молодежи (Социология)




Содержание



Аналитическая записка
...................................................................... 3


Список литературы
............................................................................
. 8


Программа социологического исследования .............................. 9


Методологическая часть программы
............................................................. 10


Методическая часть программы
..................................................................... 16



Аналитическая записка.

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества
растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется
спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск
всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового
религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов
и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как
у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия
вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного
социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-
идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации
молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования,
общественно-политические организации, движения, средства массовой
информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь,
внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек
нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь.
Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения
российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные
западные и восточные религиозные объединения. В сектах ( культах - в
западной терминологии ) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной
незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-
то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь,
наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-
Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего
общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые
зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования
является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент
верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также
изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий.
Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью),
разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение
молодых людей к организации религиоведческого образования в различных
учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями
Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании
Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути
решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации
на объекте я буду использовать письменный вид опроса - анкетирование. Так
как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при
изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем
информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии - это наука, которая изучает религию как социальный
феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам
исследования разработанным в социологии, социальное поведение
человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные
группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают
существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между
ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.1
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом
внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия
крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности
молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются
верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность,
факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких
исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в
различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности
молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но
некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в
нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых
деструктивные.2
Социология религиозности молодежи является специальной социологической
дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и
социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение
состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания,
включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а
также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15
до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает
“религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление
степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля
зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и
секулярности молодежи. Все три понятия - “религиозность”,
“внерелигиозность” и “секулярность” - представляют органическое целое,
благодаря взаимосвязи их содержания: “Религиозность, представляемая как
определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения
молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное
внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и
исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как
онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму
нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к
религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным
причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность,
рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от
влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего
реальный переход от религиозности к вне религиозности.”1
Разделение людей по характару религиозности на “верующих”,
“колеблющихся” и “неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без
оттенков, но все же основную “арматуру” исследуемой социологией
религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно
различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность
не поддающихся социологической операционализации от “неверия” к
религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии
через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда - к
веротерпимости внутри самой Церкви. В этом - источник изначального
многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания,
инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации
религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между
собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что,
конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы
до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий
“религия” и “секуляризация”.
Религия - сложный сложный социально и культурно-исторический институт,
который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2)
религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и
выполняет в обществе ряд функций - смыслополагания, социальной интеграции,
коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация - процесс освобождения от религиозного контроля в
мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение
различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее
регулирования религиозными нормами.2
Религиозная “стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной
для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь
смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут
дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной
организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно
молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или
иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового
определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного
субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя
именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно
говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов
относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения
монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось
специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в
молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда
исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих
структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения
приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно
молодежь по своей социальной природе представляет “голографическое”
отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и
культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной
реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного
сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный
фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает
траекторию исторического движения общества.



Список литературы.



1. Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995
2. Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 -
15.
3. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-99
4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социс 1998 №6 С.
107-111
5. Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб
Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382



Программа социологического исследования религиозности молодежи Санкт-
Петербурга.



Методологическая часть программы.


Проблема.

Каковы причины непосещения Русской Православной Церкви молодежью?
Найти способы решения этой проблемы, то есть привлечения молодежи в
православную церковь.
Каковы потребности молодежи в посещении православной церкви, в
совершении православных обрядов, в общении со священнослужителями, в чтении
религиозной литературы ? Неизвестно, существуют ли вообще эти потребности и
насколько они сильны. Православная Церковь не стремиться к удовлетворению
потребностей молодежи. Неизвестно существуют ли формы удовлетворения этих
потребностей, каковы эти формы и достаточно ли они эффективны в
удовлетворении потребностей молодежи. Устраивают ли молодежь прежние формы
? Русской Православной Церкви необходимо принимать новые меры по
привлечению молодежи, разрабатыветь новые формы в удовлетворении духовных
потребностей юношей и девушек. Какие требования предъявляет молодежь к этим
новым формам ? Низок уровень знаний молодежи о религии. Для разрешения этой
проблемной ситуации может быть предложено введение курса религиоведения в
различных учебных заведениях духовными или светскими лицами. Многие юноши и
девушки в период социализации нуждаются в совете взрослых, в
психологической поддержке и помощи, которую зачастую не могут получить. Для
удовлетворения этих потребностей может быть организована служба
психологической помощи православной церковью. Каков уровень религиозности
молодежи в целом ? Сколько из них причесляет себя к православной конфессии
? к другим конфессиям ? Что привлекает молодежь в других религиях ? Что
интересует молодежь помимо религии ? Что не устраиваетмолодое поколение в
православии? Какие бы они внесли изменения в православную церковь ?

Объект.

Учащиеся школ (10 - 11 классы), ПТУ, техникумов, ВУЗов Московского и
Кировского районов Санкт-Петербурга. Молодежь в возрастном интервале от 15
до 30 лет.



Предмет.


1. Состояние, типологии и тенденции формирования религиозного сознания,
включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и
знания.
2. Религиозный опыт участия в различных религиозных организациях,
совершения обрядов.
3. Потребности молодежи в посещении православной церкви, в общении со
священнослужителями, в совершении православных обрядов.
4. Формы удовлетворения этих потребностей, их эффективность.

Цель.

Установление мер по привлечению молодежи в православную церковь. Сбор
фактических данных о ситуации на объекте.

Задачи.

1. Изучить религиозность молодежи в целом, поцент православной
молодежи.
2. Изучить потребности молодежи в православной церкви; в посещении, в
общении со священнослужителями, в совершении обрядов.
3. Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в
общении церкви с молодежью.
4. Изучить отношение молодежи к введению курса религиоведения в
различных учебных заведениях.
5. Изучить отношение молодежи к организации службы психологической
помощи при православной церкви.

Интерпритация и операционализация понятий.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период
становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему
и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 -
30 лет.
Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей,
их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.
Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным
ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания,
опыта и поведения молодежи.
Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими
определенной конфессии - исповедание определенной религии.
Церковь - 1. Тип религиозной организации, социальный институт,
осуществляющий религиозную деятельность, при этом пользующийся авторитарным
централизованным, иерархическим правлением, установленными положениями
религиозных вероучений, системами норм, морали и канонического права. 2.
Синоним религии, конфессии, религиозного течения 3. В христианстве
культовое здание, помещение для проведения богослужений.
Деноминация - современный тип религиозной организации, возникший в
следствие религиозного плюрализма, представляющей собой нечто среднее между
церковью и сектой.
Секта - 1. Неинститулизированная сплоченная социальная группа,
объединенная на добровольных началах верой в избранное учение, как правило,
изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к
общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему
ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной
организации часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе
церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность
собственных доктрин, ценностей и норм; настроениями избранничества;
стремлению к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением
предписанных норм и установок; подчеркивание равенства всех ее членов;
отрицанием института священства.


Молодежь

пол
возраст
образование
место обучения
конфессия
национальность
муж
жен
15-18
19-21
22-25
26-30
неполное среднее
среднее
среднее специальное
высшее
школа
ПТУ
техникум
ВУЗ
православие
католицизм
протестантизм
ислам
иудаизм
русский


Религиозность

институт
в сфере поведения индивидов

в сфере сознания индивидов

вера в Бога
вера в бессмертие души
отождествление себя с верующими определенной конфессии
отрицание приоритета традиционной и нетрадиционной науки над религией
участие в деятельности религиозных организаций
совершение обрядов

посещение церкви
чтение религиозной литературы
введение курса по истории религии в различных учебных заведениях
оказание психологической помощи церквью
удовлетворение духовных потребностей населения
наличие предметов культа дома


отношение к своей и другим конфессиям
соблюдение религиозных праздников
посещение церковно-приходских школ

Гипотеза.

Религиозность молодежи Московского и Кировского районов Санкт-Петербурга
находится на низком уровне, молодежь не привлекает православная церковь.
Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо ввести курс
религиоведения в различных учебных заведениях.


Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем
использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет
сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за
сравнительно небольшой промежуток времени.



Методическая часть программы
Анкета
[pic]

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт-
Петербургского Морского Технического Университета по заказу Русской
Православной Церкви. Целью нашего исследования является изучение
религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Ваше участие
в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно откровенным в
ответах на предложенные вопросы.



Правила заполнения анкеты:
Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.
Обведите кружком цифру того варианта ответа, который соответствует Вашему
мнению.
Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов,
напишите свои ответы на свободных строках.
Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без
ответа.
Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в
общем виде. Работникам, проводящим опрос запрещается разглашать информацию
о каких-либо вариантах ответов.
Заренее благодарим за участие!
1.Считаете ли Вы себя верующим человеком?
001 да
002 скорее да, чем нет
003 скорее нет, чем да
004 нет
005 затрудняюсь ответить
2.Верите ли Вы в бессмертие души?
006 да
007 нет
008 допускаю как возможность
3.Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими
религиями?
009 да
010 нет
011 возможно
4.Как часто Вы посещаете православную церковь?
012 по всем православным праздникам
013 2-3 раза в месяц
014 2-3 раза в год
015 был несколько раз в жизни
никогда не был
5.Отмечаете ли Вы православные праздники?
016 да
017 нет
018 иногда
6.Какие из православных обрядов вы совершали?
019 Крещение
020 Венчание
021 Исповедь
022 Причастие
другое:_________________________


7.Какие из обрядов Вы хотели бы совершить?
024 Крещение
025 Венчание
026 Исповедь
027 Причастие
другое:______________________________________________________________

8.Как Вы относитесь к факту крещения детей в младенчестве?
029 положительно
030 отрицательно
031 затрудняюсь ответить

9. Если у Вас есть дома предметы культа, то не могли бы Вы их назвать?
032 иконы
033 распятье
034 образа
другое:______________________________________________________________
10.Посещаете ли Вы в настоящее время или посещали в прошлом церковно-
приходскую школу?
038 да
039 нет
11.Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?
040 да
041 нет

12.Посещаете ли Вы какую-либо церковь, помимо православной?
042 да
043 нет

13.По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и
объединений, появившихся в последнии годы в России:
044 полезная
045 нейтральная
046 вредная
047 затрудняюсь ответить

14.По вашему мнению, нуждается ли православная церковь в реформировании?
048 да
049 нет
050 затрудняюсь ответить

15.Если да, то что следует изменить
051 язык богослужений
052 сделать более демократичной
053 лишить церковь привелегий
другое:_____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________

16.К кому бы Вы обратились за помощью в трудной ситуации?
057 к родителям
058 к друзьям
059 к психологу
060 к сященнику
061 к экстасенсу
062 действовал бы самостоятельно
другое:_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________

17. Как бы Вы отнеслись к введению курса по истории религии в вашем
учебном заведении?
066 положительно
067 отрицательно
068 затрудняюсь ответить

18.Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?
069 духовное лицо
070 светское лицо

19.Считаете ли вы, что наука может полностью заменить религию?
071 да
072 нет
073 затрудняюсь ответить
20.Ваше отношение к нетрадиционной науке (парапсихологии, астрологии и
т.д.)
074 положительное
075 отрицательное
076 затрудняюсь ответить

21.Ваше вероисповедание?
077 православие
078 католицизм
079 протестантизм
080 ислам
081 буддизм
082 иудаизм
другое:_____________________________________________________________________
______


22.Ваш пол?
086 мужской
087 женский

23.Возраст?
088 15-18
089 19-21
090 22-25
091 26-30
24. Ваша национальность?
____________________________________
25.Ваше образование?
098 неоконченное среднее
099 среднее
100 среднее специальное
101высшее

26.Место обучения?
102 школа
103 ПТУ
104 техникум
105 ВУЗ



[pic]

1 См.: Гараджа В.И. Социология религии. М., “Аспект-пресс”. !996. С. 6 -
15.
2 См.: Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социс 1995 №11 С. 91-
99 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи
// Социс 1998 №6 С. 107-111

1 Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского В.Т. Спб
Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.381
1 См.: Гараджа В.И. Религиоведение. М.:Аспект Пресс, 1995 С.163-175

2 Цитируется по: Социология молодежи. Учебник. Под редакцией Лисовского
В.Т. Спб Издательство С.-Петербургского Университета 1996. С.382






Реферат на тему: История возникновения представлений о психике

Министерство высшего и среднего образования РФ
Ульяновский Государственный Технический Университет


Кафедра «Политологии и Социологии»



Реферат на тему:
“История возникновения представлений о психике”



Выполнил студент гр. ПГСд-41:
Строганов Я.С.
Проверила:
Тарханова



Ульяновск
2001
Содержание

Введение

Возникновение представлений о психике в античную эпоху
Древнегреческая философия в досократовский период
Новые подходы в объяснении природы психического
Представление о психике в эпоху Возрождения

Представление о психике в эпоху Нового времени

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и
направлений

Заключение

Литература



Введение

В настоящее время роль психологии в решении практических задач на
производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно
возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты
развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому
психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки
на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач.
Особое положение истории психологии заключается в том, что она
представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы
философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических
явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии
выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного
влияния психологии и других наук в ходе их развития.
История возникновения представлений о психике имеет большое значение
для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и
рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно
рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории
возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо
строгая психологическая теория.
История возникновения психологии как науки является основой для
формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для
создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке
различных течений, направлений и взглядов в психологии.
Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения
эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего
взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный
кругозор.
Заключая краткую характеристику значения истории возникновения
представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень
полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции
историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными
приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки.

Возникновение представлений о психике в античную эпоху


Древнегреческая философия в досократовский период

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом
(от латинского “anima” – душа, дух) – верой в скрытый за видимыми вещами
сонм духов как особых “агентов”, которые покидают человеческое тело с
последним дыханием, а по некоторым учениям (например, знаменитого философа
и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам
животных и растений. Древние греки называли душу словом “псюхе”. Оно и дало
имя психологии.
Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой,
существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес,
Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики
или “души” из материальных явлений. Общим для философов милетской школы
является положение о том, что все вещи и явления окружающего мира
характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное,
телесное и психическое по своей первооснове едины; различие между ними
заключается в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие
же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной
материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес
– воду, Анаксимандр – “апейрон”, Анаксимен – воздух).
Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого
слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос
мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и
психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие
законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого
огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее
представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и
охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные
силы, влечение, потребности, чувства).
Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в
древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ
античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой
головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен
предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек
отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов
чувств.
Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в
качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а
органом души считал сердце, а не мозг.
Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира
принимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения
анатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил
изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он
выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности.
Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в
историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к
изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной
такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в
организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь).
Подлинным основателем атомистического направления принято считать
Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.). Он впервые высказал мысль, что в
результате соединения атомов возникает всё, включая самого человека. Душа
животных и человека телесной природы и состоит из атомов особого рода,
отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Если душевных атомов
в организме становится слишком мало, наступает смерть. Разграничив
отдельные стороны души, Демокрит пытается более полно раскрыть природу,
условия и механизмы возникновения ощущения, восприятия, мышления эмоций,
тем самым начав причинное объяснение психических процессов.

Новые подходы в объяснении природы психического

В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой
философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником
которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до
н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По
сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и
душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и
восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в
пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой
душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными
способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес).
Сократ впервые подчеркнул ведущее значение активности самого субъекта, его
способности управлять собой в соответствии с социально-экономическими
понятиями и принципами.
В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его
ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона
заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а
мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна
и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души
не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому
существует целая иерархия различных по уму людей.
У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший
уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является
головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями –
низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в
области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация
второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.
Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или
другой части души.
Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы
психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе
Демокрита, с другой – из учения о душе Платона, удалось преодолеть
ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 – 324 гг. до н.э.). Не
физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником знания, но
организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.
“Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому
представляется, что душа не может существовать без тела и не может
существовать без тела и не является телом.” ”Душу от тела отделить
нельзя.”[1]
Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических
явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной
деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы
психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности:
зрение, вкус, слух, обоняние и осязание.
Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э.
– IV в. н.э.), которые считали все явления космоса едиными по
происхождению. В основе своей душе человека, по мнению стоиков, материальна
и едина, хотя может проявляться в различных способностях. Стоикам
принадлежит заслуга в установлении единства и неразрывности мышления и
языка.
Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней
медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души,
начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и
характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его
психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени.
Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную
эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок,
выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние
на последующие открытия в психологии.

Представление о психике в эпоху Возрождения

В период Средневековья философия и психология целиком находилась под
влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с
началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в
направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых
принципов и подходов объяснения психики и поведения человека.
Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 –
1457 гг.), П. Помпонацци (1462 – 1524 гг.), Л. Вивеса (1452 – 1540 гг.), Б.
Телезио (1508 – 1588 гг.). Все они утверждали, что в основе всего лежит
природа, а человек – часть её. Поэтому душа – это лишь проявление природы,
а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие – это требование
природы, и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а
удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы
и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и все способности души.
Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции),
которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более
сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого
открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний
опыт или самонаблюдение.
Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью
преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом
их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе
эмперической, интроспективной, ассоциативной психологии.

Представление о психике в эпоху Нового времени

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и
сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени
выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим
способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания
учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели
эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679
гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником
всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное
происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами
которого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716
гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие
понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и
врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два
других непримиримых лагеря – материализм и идеализм.
По Р. Декару собственно психическим является только то, что
пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение,
представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые
телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим
суть духовной субстанции.[2] Поскольку же мышление – единственный атрибут
души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях,
зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это
“внутреннее зрение” стали называть интроспекцией, а декартову концепцию
сознания – интроспективной. Она отрицает существование психики у животных,
так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип
работы тела – рефлекс, души – рефлексия (от латинского “обращение назад”).
Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а
как наука о сознании.
Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой
теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное
существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это:
влечение, радость и печаль.
Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал
духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод
(от греческого “моное”-единое). Каждая из них “психичне” и наделена
способностью воспринимать всё, что происходит во Вселенной. Было
перечёркнуто декартово равенство психики и сознания. В душе непрерывно
происходит незаметная деятельность “малых перцепций” – несознаваемых
восприятий. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия;
психика бессознательна.
Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещи
способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие
за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации.
Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии, он
провозгласил разум продуктом ассоциации.
За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил
два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания
порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и
внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида.
XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних
веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в
основной фонд научных знаний.

Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как
совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода
характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира
психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных
объективному наблюдению.
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике.
Открытия в физиологии стимулировали рост психологического знания. Была
открыта рефлекторная дуга, “специфическая энергия нервов”, отделы головного
мозга, скорость прохождения импульса по нерву. Было установлено с опорой на
экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире
действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения
психологии, как от физиологии, так и от философии. При отсутствии знаний о
телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым
подвластны явления психики. Среди физиологов, открывших психическую
причинность можно назвать Э. Вебера (1795 – 1878 гг.), Г. Фехнера (1801 –
1887 гг.), Ф. Дондерса (1818 – 1889 гг.), Г. Гельмюльца (1821 – 1894 гг.),Э
Пфлюгера, Ч. Дарвина (1809 – 1882 гг.) и других. Опыты этих учёных
подрывали принятые в те времена мнение о тождестве психики и сознания. Была
открыта психика у лягушки (при отсутствии сознания), связь инстинктов и
эмоциями. Врачи – гипнотизеры ещё раз доказали существование
бессознательной психики.
Концепция психологического параллелизма, согласно которой,
психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но
функционально соответствующих ряда явлений, но функционально
соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной
психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 –
1920 гг.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского
“волюнтас” – воля) – философия, считающей волю внешним принципом бытия.
Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и
первичную духовную силу.
Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на
сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное
торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом
движения, но и познания.
С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её
изучения стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных
процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов
сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) на основе опытов
выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма.
Используя “проблемные ящики” в экспериментах с кошками, он доказал
присущность смысловых процессов телесному поведению. Действия, ставшие
автоматизированными благодаря повторению, называли навыками.
Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывает, основываясь на
множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он
впервые вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий
между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм
деятельности, занялся А. Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент
интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим. Таким
образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не
неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а
телесные реакции, изучаемые объективным методом.

Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и
направлений

В начале XIX столетия в психологии существовало множество
конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный
предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные
сдвиги по всему факту психологических исследований.
У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.),
который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со
средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и
сосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния.
И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в
рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что
организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от
условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы
высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи,
подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.
“Отцом” направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” –
поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив
сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы
поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения.
Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за
покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил,
процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая
сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет
мотивационный ресурс личности.
Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было
понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических
явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый
вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).
А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как
фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается
источник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я
(уровень моральных норм и запретов).
Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия
индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом
человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля,
память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается
изначальная социальность личности.
Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет
целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных
структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер
(1887 – 1967 гг.) и К. Коффка (1886 – 1941 гг.) – открыли “инсайт”
(усмотрение, озарение), “ага – переживание”; доказали, что умственные
операции при решении творческих задач подчинены особым принципам
организации гештальта, а не логики.
К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность
как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы
которой её притягивают, другие – отталкивают.
Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”,
то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул
(независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная
(реакция). Э. Толмер (1886 – 1959 гг.) в качестве среднего звена выделил
недоступные прямому наблюдению психические моменты (ожидания, установки,
знания), К. Халл (1884 – 1952 гг.) – потребность организма (пищевую,
сексуальную и др.).
Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта
стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма,
который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской
мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные
внешние действия ребёнка.
Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.),
который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются
отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на
тревожность, извращения и огрессивность есть результат невроза, а не
причина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные
факторы взамен биологическим.
К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил
основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и
субъективное неразделимы.
Л.С. Высотский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических
функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно
– знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) – это “психологическое
орудие”, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается
не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он
назвал важнейшей “единицей” развития личности.[3]
М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой
структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к
чему стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей.
Рубинштейн попытался сомкнуть сознание с процессом деятельности, объяснив,
каким образом оно формируется в этом процессе.
Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные
школы и направления создали огромную область научных знаний о психике.

Заключение

Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие
психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими
условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на
каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и
формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-
экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики,
права, морали, религии.
Многие теоретические и методологические вопросы истории возникновения
представлений о психике не могут быть в настоящее время решены вследствие
неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные
конкретные периоды их развития (доантичная и средневековая психология,
психологии эпохи Возрождения).
Полное становление психологии как науки ещё не завершено. Многие её
разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Поэтому
эволюция представлений о психике продолжается – возникают новые направления
и теории, изменяются старые.

Литература

1. Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. В 2 кн – М.: Просвещение :
Владое, 1994 – 576 стр.
2. Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Издательский центр
“Академия”, 1995 – 496 стр.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии: учебное пособие для
высшей школы – М.: Российский гуманитарный университет, 1994 – 447 стр.
4. Якунин В.А. История психологии: учебное пособие. – СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 1998 – 376 стр.
-----------------------
[1] Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. – М.:
Издательский центр “Академия”, 1995 – 13 стр.
[2] Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие – СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 1998.: стр. 153.
[3] Петровский А.В. Введение в психологию – М.: Издательский центр
“Академия”, 1995. Стр. 65.





Новинки рефератов ::

Реферат: Анархизм в России и его роль в 1917 г (История)


Реферат: Творческий процесс создания фильма (Искусство и культура)


Реферат: Функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль (Менеджмент)


Реферат: Оптимальное рабочее место программиста (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Феноменологическая социология (Социология)


Реферат: Исследование рынка конфет (Маркетинг)


Реферат: Жизнь во Вселенной (Астрономия)


Реферат: Английский менталитет (Социология)


Реферат: Обучающая система методам компактной диагностики (Программирование)


Реферат: Внешнеэкономические договора (Международное частное право)


Реферат: Интеграция как методическое явление. Возможности интеграции в начальном обучении (Педагогика)


Реферат: Internet (Компьютеры)


Реферат: Эволюция центральной нервной системы (Биология)


Реферат: Перспективы цифрового видео (Компьютеры)


Реферат: Страхование в условиях рыночной экономики (Страхование)


Реферат: Договор займа, кредитный договор (Гражданское право и процесс)


Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Социальная защищенность: проблема социальной защищенности военнослужащих (Социология)


Реферат: Проект информационно-вычислительной сети Мелитопольского межрайонного онкологического диспансера (Программирование)


Реферат: Институт семьи и брака в традиционном обществе (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист