GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа (Психология)



Белорусский государственный университет
Факультет управления и социальных технологий



Реферат по предмету
«История психологии»
на тему:
Зигмунд Фрэйд – основоположник психоанализа



Студента 1 курса группы №171
специальность «Социальная работа»
Кардымона Юрия Валентиновича



2001 Минск

«Чтобы оценить его полностью,
необходимо два условия: свобода
от предубеждений и, желание
прямо смотреть правде в глаза»

Лоуренс Даррен

«Придет время, — писал известный швейцарский психиатр Э. Блейлер, —
когда будут говорить о психологии до Фрейда и психологии после Фрейда».
Действительно, трудно переоценить влияние этого учения на дальнейшее
развитие психологии и клинической психиатрии, да и вообще на эволюцию
человеческой мысли. Ведь недаром Фрейда ставят в один ряд с Аристотелем,
Дарвином, Эйнштейном, называют «зодчим современного понимания человека»,
«одним из научных новаторов нашей эпохи», а его учение — «коперниковским
переворотом», видоизменившим не только науку, но и культуру общества в
целом.
С самого начала становления как науки, психоанализ имел горячих
приверженцев не только в среде психологов и психиатров (Э. Блейлер, А.
Адлер. К. Г. Юнг, О. Ранк, Э. Джонс); многие выдающиеся современники:
Альберт Эйнштейн (назвавший Фрейда «величайшим учителем»), Томас Манн,
Стефан Цвейг, Теодор Драйзер, Густав Маллер, Роберт Уэллс, высоко ценили и
уважали Фрейда как ученого и мыслителя, о чем, более чем красноречиво,
свидетельствует его переписка.
Смелость, неординарность и революционность самого подхода Фрейда к
«хрупкой» проблеме человеческой психики снискали ему и его учению много
противников, в основном, среди клиницистов (Е. Крепелин, К. Ясперс. В.
Майер-Гросс, Г. Г руле и др.).
В то же время идеи Фрейда постепенно прокладывали себе путь через
многие трудности и противоречия. Второе поколение психоаналитиков (К.
Хорни, Э. Фромм. Д. Морено, Г. Маркузе) способствовало дальнейшему развитию
фрейдизма, который нес в самом себе стимул для творческих и
интеллектуальных исканий в самых широких областях человеческих знаний.
В настоящее время, являясь крайне противоречивым учением, со
множеством, часто взаимоисключающих ответвлений, психоанализ остается одним
из основных психологических и философских концепций современности, и вряд
ли какой-либо знающий психолог или психиатр позволит себе оспаривать
важность основных предпосылок Фрейда о роли бессознательного в структуре
личности. Хотя Фрейду вряд ли принадлежит честь изобретения термина
«бессознательное». Английский исследователь Л.Уайт показал, что в период
Фрэйда в университете вышло 6 книг на английском, французском и немецком
языках, в названии которых стоял термин «бессознательное».
«Благодаря этому учению в качестве предмета психологии стала
выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в
сознательной, так и бессознательной, как в сновидениях, так и наяву, как в
норме, так и в патологии» (А. Е. Шерозия). Так же трудно переоценить
влияние психоанализа на культуру общества в целом. Фрэйд дал стимул для
поиска новых форм и содержания в литературе, драматургии, поэзии,
изобразительном искусстве. Позволим себе напомнить лишь малую часть
деятелей культуры, чье творчество несет яркий отпечаток идей Фрейда: Т.
Манн, С. Цвейг, Г. Гессе, Р. Роллан, А. Жид, Ж Кокто, С. Беккет, Э.
Ионеско, С. Дали, X. Миро.
Долгие годы тоталитаризма и застоя, изоляции нашего общества от
магистральных направлений интеллектуальных исканий человечества нанесли
тяжелый урон отечественной науке. В печальном списке «вредных учений»,
наряду с генетикой, кибернетикой и социологией, одним из первых оказался
психоанализ. Вследствие «идейных дискуссий» конца 20-х — начала 30-х годов
был ликвидирован. Психоаналитический институт, подверглись гонениям многие
психиатры психологи, стоящие на позициях психоанализа.
Ввиду того, что в литературе зачастую тенденциозно, а порой искаженно
трактовалось не только учение Фрейда — психоанализ, но крайне однобоко и
скудно давались его биографические сведения, необходимо остановиться на
главных этапах жизненного пути великого ученого.
____________________________________
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в Фрейбурге, провинциальном
городе Австро-Венгерской империи, в семье торговца шерстью. В дальнейшем,
ввиду разгула антисемитизма, семья Фрейдов, после недолгих скитаний,
поселилась в Вене. Отец Зигмунда — Якоб Фрейд, придерживаясь либерально-
просветительских взглядов всячески способствовал образованию сына. Еще в
гимназии, показав неординарные способности, Фрейд увлекся естествознанием,
особенно учением Дарвина, много и упорно учился и решил в дальнейшем
посвятить себя науке. В 1873 году он поступает на медицинский факультет
Венского университета. Особенное влияние на формирование З. Фрейда как
ученого оказал крупнейший физиолог школы Гельмгольца, директор Института
физиологии при университете Эрнст Брюкке, у которого Фрейд работал в
течение пяти лет — с 1876 по 1881 г. За эти годы Фрейд сделал важнейшие
наблюдения, которые поставили его в ряд пионеров нейронной теории —
основного положения современной неврологии.
В 1885 году отлично сдав устные и письменные экзамены, и прочитав
блестящую лекцию о «Модулярных областях головного мозга», он становится
приват-доцентом по неврологии Венского университета. В том же году Фрейд в
течение почти пяти месяцев работал в Париже, в клинике Ж. Шарко, одного из
самых знаменитых неврологов XIX века. Здесь он впервые заинтересовался
проблемой истерии и параллельно с исследованиями в области неврологии стал
искать причины и механизмы этого заболевания.
Одновременно с научной деятельностью Фрейд занимался и практической
работой. Систематические практические наблюдения привели Фрейда к
необходимости значительного изменения способа лечения больных неврозами.
Вместо гипнотического внушения он стал применять метод «свободных
ассоциаций», толкования сновидений и перенесения. Всеми этими путями,
согласно предположению Фрейда, вытесненные из сознательной сферы
переживания могут выйти в сознание. Именно эти методы легли в основу
техники психоаналитической терапии, применяемой в принципиально неизменном
виде и в наши дни.
В 1909 году 3. Фрейд и К. Г. Юнг были приглашены в США для чтения
лекций. После восторженной встречи Фрейд иронично заметил: «Эти люди не
подозревают, что я принес им чуму». Именно такой была первая реакция
широкой общественности на психоанализ.
В то же время психоанализ постепенно стал завоевывать мир. В США,
Германии, Англии, Франции, Италии, Швеции и других странах создаются
психоаналитические общества, выходят журналы.
Последнее десятилетие своей жизни Фрейд посвятил изучению, анализу и
обобщению своих представлений о природе человека, общества и культуры.
Окруженный ореолом популярности и всеобщего поклонения, Фрейд скромно и
почти безвыездно жил в Леопольштадте — еврейском гетто Вены - с женой и
шестью детьми. Его блистательный и острый ум, талант полемиста, научный
гуманизм и демократизм расширили круг его единомышленников и привлекли
друзей в среде интеллектуальной элиты своего времени. В последние годы
жизни Фрейд страдал от рака гортани, перенес несколько операций. Он почти
отошел от практической клинической работы, сосредоточившись на творческой
деятельности и обучении психоаналитиков.
После захвата Австрии нацистами в 1938 году Фрейд, лишенный паспорта,
стал узником гетто. Фашисты конфисковали его имущество и библиотеку, четыре
его сестры погибли в нацистском лагере. Лишь огромный международный
резонанс и выкуп в 100 000 шиллингов вырвал Фрейда из Вены. Последний, год
жизни он провел в Англии. Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в
возрасте 83-х лет.
_________________________________
Многие понятия фрэйдовского анализа подвергались экспериментальной
проверке еще в 30-40 годы, правда, с сомнительным результатом. В последние
годы был проведен ряд более надежных исследований. Научная достоверность
полученных Фрэйдом выводов проверялась на основе анализа около 2000 случаев
из психиатрии, психологии, антропологии и ряда других дисциплин. Итоги
таковы: часть базовых понятий психоанализа - такие как ИД, ЭГО, Супер-ЭГО,
стремление к смерти, либидо и тревога, - выдержала испытания средствами
науки. Другая же часть понятий была признана научно несостоятельными.
Я приведу ряд положений, которые как показывает анализ публикаций,
выдержали научную проверку:
1) некоторые характеристики орального и анального типа личности;
2) некоторые причинные факторы гомосексуальности;
3) некоторые аспекты эдипова комплекса у мальчиков (чувства соперничества
по отношению к отцу, сексуальные фантазии по поводу матери и страх
кастрации). / Хотя, по-моему, абсурдно звучит утверждения о том, что
двухмесячный ребенок ведет осознанную и целенаправленную борьбу за
сексуальное обладание матерью./
Укажу также на ряд положений, которые не получили поддержки со
стороны научных методов проверки:
1) что в сновидениях в символической форме удовлетворяются ранее
подавленные намерения и желания;
2) что под влиянием эдипова комплекса мальчики и сравнивают себя с
отцом, и усваивают его нормы супер-эго под влиянием страха;
3) что женщины имеют заниженную по сравнению с мужчинами оценку
собственного тела, что у них менее развиты стандарты супер-эго.

Однако, несмотря на всю критику в свой адрес, недостаток научной
строгости и некоторую методологическую слабость, фрэйдовский психоанализ
продолжает оставаться влиятельной силой в современной психологии.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Фрэйд З. «Я и Оно»
2. Д.Шульц и С.-Э. Шульц «История современной психологии»
3. С. Шишов «Обратная сторона нашего Я»
4. Б. Р. Нанейшвили и Г.Б. Нанейшвили «Предисловие к собранию сочинений
З.Фрэйда»





Реферат на тему: Злое искусство манипулирования

“Манипулятор - цирковой артист-фокусник, искусно манипулирующий
различными предметами”, - так определяет интересующее нас понятие Словарь
иностранных слов. Манипулятор в жизни, не на сцене, манипулирует не менее
искусно - нами. "Различные предметы" для него мы с вами. Фокусник
переворачивает цилиндр вверх дном и из него выпрыгивают мыши. Нравится вам
быть мышью? И все же каждый не раз и не два превращался в этих не слишком
толковых зверьков под внимательным, хищным взглядом кошки - манипулятора.
Видимо, стоит пристальнее вглядеться в это явление, понять азы "злого
искусства манипуляции".
Игроки в кошки—мышки
Помните, и "Осеннем марафоне" бездарная переводчица просит
талантливого и совестливого коллегу помочь ей с переводом? И тот безотказно
правит чужие беспомощные каракули -вернее, переписывает все заново. Времени
у него и на свою жизнь не хватает, но он уже влез с головой в чужое дело и
не замечает, как унылые глазки горе - переводчицы, следящей за ним,
превращаются в два огромных, сверкающих торжеством кошачьих глаза. Мышка
проглочена - работа сделана. Чужими руками.
Домашний мудрец
Он, как и полагается мудрецу, наставляет. За неимением более обширной
аудитории — домашних. Думать трудно, поскольку истина конкретна и в каждом
конкретном случае ее нужно заново извлекать на свет. "Домашний оракул"
извлек ее из потемок своего ленивого разума раз и навсегда. На все случаи
жизни у него одна всеобъемлющая формула: "А я что говорил! Слушать надо!"
Эта манипуляция потоньше описанной выше: она обеспечивает "мудрецу"
умственное превосходство без всяких усилий с его стороны (и конечно, без
малейших оснований).
Чужое крыло
Кому не приходилось терпеть коллегу - вечного ребенка? Будучи
несостоятелен профессионально, он с изумительным искусством вжился в амплуа
робкого, нерешительного, не всегда понимающего, чего от него хотят, ждущего
дружеской подсказки (опеки). Взывая к извечной тяге людей великодушных —
брать под крыло слабых, неприспособленных, - он устраивается под чужим
крылом, как кукушонок в гнезде малиновки: комфортабельно и основательно.
Нет сомнений - этот "подкидыш" переживет и пересидит (подсидит) всех своих
талантливых и перспективных коллег.
Дитя в семье
"И так все на мне, да еще мужик целыми днями на диване валяется. Попал
под сокращение, и пока ничего не предвидится", - эту крылатую фразу образца
90-х иные женщины произносят не просто сокрушенно, а сочувственно -
жалостно. Почему? Негодование было бы естественнее. Но его нет и не будет,
потому что фокус-покус удался: "мужик на диване" обосновался
на нем всерьез и надолго. Зачем суетиться, шевелиться, думать о хлебе
насущном? Жене нравится поить-кормить, опекать, сочувствовать. Она
двужильная — вон как ловко везет домашний воз.
А вот еще один тип любителей "прятать мышей в цилиндре":
Как, Вы не слыхали? (Не видали?)
Сотрудница, привычно опаздывающая на полчаса, вбегает в офис с
потрясенным видом: "Ну, как вам вчерашнее?" Люди поднимают головы,
разгневанный начальник забывает все, что собирался выложить "этой нахалке".
Далее излагается вчерашняя телесенсация, с переперченными и пересоленными
подробностями. Все с жаром включаются в обсуждение, а опоздавшая тихо
проскальзывает за свой стол. Когда страсти стихают, нарушительница
спокойствия настолько уже поглощена работой, что делать ей замечание было
бы величайшей бестактностью... Прием грубоват, но действует безотказно.
Или ситуация, до боли знакомая всем и каждому:
Не с Вашим кошельком!
Мы стоим перед прилавком, придирчиво рассматривая настольные лампы
(кастрюли, сумки, пылесосы — не суть важно), большинство из которых нам не
по карману. Налюбовавшись вволю, просим показать ту, что попроще. "А может
быть, эту?" - и продавщица, видящая нас насквозь, с легкой улыбкой кивает
на оранжево-абажурное чудо made in France. "Почему бы и нет? Покажите!" —
бросаем мы в ответ, проглатывая ком в горле и прикидывая, от чего придется
отказаться ради этой заморской штуковины... Все в порядке. Мы купились на
тонкое, расчетливое хамство - купили вещь, далеко не самую нужную в доме.

Таков в общих чертах механизм, лежащий в основе любой манипуляции:
манипулятор видит и мгновенно просчитывает наши слабости. Они-то и есть
"товар", "покупая" и "продавая" который манипулятор устроился в жизни.
Почему же мы столь проницаемы для них, тогда как они для нас — "вещь в
себе", "черный ящик"? Разгадка в том, что манипуляторство, вообще говоря,-
в природе человека. Зачем делать усилие самому, если кто-то другой возьмет
его на себя? Дети, например,- образцовые манипуляторы. Какой отец не корпел
над уравнениями вместо юного лентяя, который сначала просит подсказать
формулу, потом "забывает", как ее применить, — и т.д. и т.п. Порывшись в
памяти, любой вспомнит, сколько раз водил он за нос благожелателей,
вынуждая их костьми ложиться там, где ему лень было мизинцем пошевелить. Но
мы выросли. В один прекрасный день до нас дошло, что полагаться на других
не только постыдно, но и губительно: человек деградирует, отказываясь нести
тяготы жизни наравне со всеми. Личность обесцвечивается. Из нее
выветривается нечто такое, без чего невозможны ни уважение, ни
самоуважение. Есть граница, которую переступать нельзя. Манипуляторы
проглядели ее - и выпали из круга людей, с которыми можно иметь дело. Что
же делать тем, кто не желает вливаться в ряды фокусников и ловкачей? Не
может продавать то, что продаже не подлежит: сострадание, жалость,
симпатии, привязанность? - Знать несколько простых истин. И прежде всего
осознать: мы сами позволяем манипулировать собою. Что, как не дешевое
любопытство, толкает нас в десятый раз попадаться на удочку ловкачки?
("Как, вы еще не видели?")
И разве не нетерпение, не желание побыстрее отделаться от ребенка
заставляет нас рыться в формулах вместо него? Учить, втолковывать,
объяснять, просить повторить - долго и скучно, проще сделать самому
("Помоги мне").
Ложный стыд, и ничего больше, велит нам выложить месячное жалование за
нарядную ненужность ("Не с вашим кошельком"). Вовсе не альтруизм, а
прекраснодушие (или, скорее, малодушие} вынуждает годами возиться с
хитрецом, занимающим чужое место ("Чужое крыло"). Когда понимаешь, что тебя
ловят исключительно на твоих слабостях, легче осознать сам момент
манипуляции. Схватить манипулятора за руку, выражаясь фигурально. Самый
верный признак, что ты вот-вот превратишься в "мышку", - чувство
неловкости, неудобства. Вам претит делать то, на чем настаивает очередной
черный цилиндр (пусть мягко, завуалированно): давать в долг, просить за
него, звонить "нужному" (не вам, а ему) человеку, "Дружески просматривать"
курсовую -и т.д. и т.п.
Отказывать всегда трудно: на этом во многом и строит свои расчеты
игрок в кошки-мышки. А вы и не отказывайте. Не говорите "нет". Существует
одна волшебная фраза, которая нейтрализует любые домогательства -и тонкие,
и грубые. Вот она: "Боюсь, ты переоцениваешь (можно - преувеличиваешь) мои
способности (ресурсы, возможности)". Манипулятор наверняка с жаром бросится
доказывать, что это не так, он стопроцентно уверен в вашей щедрости и
внимательности, и прозорливости, и великодушии... Но момент упущен -
кошачьи глаза уже сверкнули, черный цилиндр фокусника обозначился
явственно. Теперь можете не спеша переходить к так называемой пассивной
защите', не реагируйте на домогательства вовсе. Может быть, вы недопоняли
или даже недослышали. Переведите разговор на другую тему. "Вспомните", что
вас ждет срочный звонок, а дел невпроворот и надо бежать. Манипулятор
скорее всего отойдет от вас обескураженный.
Вообще говоря, с точки зрения психиатрии манипуляторы - "дальтоники":
многоцветье человеческих отношений ускользает от них, поскольку они выбрали
когда-то две краски: серую и черную, "нужен" - "не нужен". Манипуляторство
- тяжелое нравственное увечье. Нельзя безнаказанно для собственного
душевного здоровья использовать других. И потому большинство манипуляторов
-невротики. "Охота" на другого требует постоянного напряжения. Неглупые
манипуляторы понимают, что все критические ситуации просчитать невозможно.
И вот в очередном кошмаре какая-нибудь из них разворачивается перед ними во
всем своем уродстве. Самое печальное, что манипуляторы, будучи
профессиональными игроками и даже достигнув известных высот в "злом
искусстве манипуляции", проигрывают одну малость, которую почему-то никогда
не берут в расчет,- собственную жизнь. Поскольку цвет ее -дружба, любовь,
восхищение, привязанность всегда бескорыстны.





Новинки рефератов ::

Реферат: Индивидуум (человек), общество и бизнес (Психология)


Реферат: Овцеводство, кролиководство, коневодство (Биология)


Реферат: Конспекты уроков по биологии в школе (Педагогика)


Реферат: Медицинское страхование в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Австрия в 1815 (История)


Реферат: Владимир Жириновский - enfant terrible русской политики (Политология)


Реферат: Методы и средства измерений и контроля (Технология)


Реферат: По книге Г. Вильхельма "Древний народ хурриты" (История)


Реферат: Контрольная работа по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Центральный Банк Российской Федераци как орган государственного контроля и регулирования (Право)


Реферат: Установка Windows 98 (Компьютеры)


Реферат: Билеты по техническому обслуживанию автомобилей (Транспорт)


Реферат: Повышение квалификации (Педагогика)


Реферат: Зарождение социологии в России и формирование различных направлений (Социология)


Реферат: Автогрейдер (Транспорт)


Реферат: Исследование работы триггеров в интегральном исполнении (Компьютеры)


Реферат: Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-4/16 (Предпринимательство)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (Технология)


Реферат: Особенности административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности в медицинской практике (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист