GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Коррекция психики детей переживших развод родителей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коррекция психики детей переживших развод родителей (Педагогика)



Содержание
Введение____________________________________________________ 3
Глава I. Теоретические основы проблемы коррекции психики детей, переживших
развод родителей
1. . Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой
проблеме______________________________________8
2. . Влияние психологического климата семьи на формирование психики
детей (до развода, в процессе развода родителей и после
него)__________________________________________19
3. . Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации
(вследствие развода родителей)________________36
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по нравственной коррекции психики
детей, переживших развод родителей.
2.1. Изучение психики детей______________________________49
2.2. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших
развод родителей_____________________________57
2.3. Результаты коррекционной работы_____________________64
III. Заключение____________________________________________69
IV. Список основной использованной литературы_______________70
V. Приложение ___________________________________________75



Введение



В современных условиях социально-экономического развития общества,
семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность,
значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.
В работе «Положение детей в России» (М., 1999) отмечается, что
статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое
достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в
брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей
остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление
– 132, отбирается у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание –
32, убегает из дома – 237, становится на учет в инспекции по делам
несовершеннолетних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463,
совершается различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235,
покушаются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование –
7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз
больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь
самоубийством.
Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для
исследования несомненно актуальна и позволила сформулировать тему нашего
научного поиска «Коррекция психики детей, переживших развод родителей».
Данная проблема составляет цель нашего исследования.
Приведем лишь некоторые статистические данные по Тамбовской области:



| |1998 |1999 |2000 |
|БРАКИ |
|Всего по области |7541 |8388 |7999 |
|в том числе : | | | |
|городская местность |4972 |5692 |5473 |
|сельская местность |2569 |2696 |2526 |
|На 1000 населения |
|Всего по области |5,9 |6,6 |6,3 |
|в том числе : | | | |
|городская местность |6,6 |7,6 |7,4 |
|сельская местность |4,9 |5,1 |4,8 |
|РАЗВОДЫ |
|Всего по области |3665 |3922 |5077 |
|в том числе : | | | |
|городская местность |2566 |2774 |3561 |
|сельская местность |1099 |1148 |1516 |
|На 1000 населения |
|Всего по области |2,8 |3,1 |4,0 |
|в том числе : | | | |
|городская местность |3,4 |3,7 |4,8 |
|сельская местность |2,0 |2,2 |2,9 |

Приведенные данные показывают, насколько важна готовность психологов,
родителей и учителей к оказанию психологической помощи детям. Как правило,
развод родителей является психологической травмой для детей любого
возраста. «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские
переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу
человека, хотя часто они и остаются в области бессознательного. Человек
может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки,
» – писала Н.К. Крупская.
Даже связь смерти одного из родителей с появлением психического
нарушения у ребенка не так выражена, как в тех случаях, когда теряет
родителя при распаде семьи.
Так, анализ литературных источников свидетельствует о связи
антиобщественного поведения детей с «разбитыми семьями», что, безусловно,
справедливо.
Теоретические основы данной проблемы были заложены такими педагогами и
психологами как Буяновым М.И., Лисиной М.И., ершовой Н.М., Черепановой
Е.М., Свон-Джексон Э., Дубровиной И.В., Андреевой А.Д.
Между тем, в работах выполненных в этой области не достаточно
рассматриваются и прослеживаются зависимости и связи между разводом
родителей и психическим здоровьем детей, их эмоциональным состоянием.
Анализ массовой практики показал в решении этих вопросов большие
потребности. Это еще раз подчеркивает необходимость «Коррекции психики
детей, переживших развод родителей».
Цель исследования – изучить психику детей, переживших развод родителей
и наметить некоторые пути и средства ее нравственной коррекции.
Объектом исследования является процесс формирования психики детей в
неполной семье, т.е. после развода.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия, при
которых наиболее эффективно осуществляется нравственная коррекция психики.
Задачи исследования:
> дать теоретический анализ научных источников по изучаемой проблеме;
> выявить роль и функции семьи в становлении психики детей;
> изучить особенности психики детей, переживших развод родителей и
наметить программу ее нравственной коррекции с последующей
реализацией.
Гипотеза исследования.
Процессу нормального формирования психики детей, переживших развод
родителей будут благоприятно способствовать взаимодействия психологов,
учителей и родителей, при условиях, если:
> целенаправленно осуществляется психолого-педагогический всеобуч
заинтересованных лиц, являющихся одним из условий повышения их
психологической и нравственной культуры по формированию психики
детей;
> учитываются возрастные и индивидуально-психологические особенности
детей, в педагогической деятельности.
Теоретико-методологической базой исследования выступают: историко-
генетический подход, позволяющий проследить пути возникновения и тенденции
развития семьи как социального института; целостный подход, обеспечивающий
исследование процесса развития личности ребенка в неполной семье; системный
и деятельностный подходы к процессу формирования личности ребенка в целом.
В теоретическом плане исследование опирается на идеи и положения:
психологической теории деятельности и общения; социально-педагогической
теории формирования личности в детском возрасте (К.А. Абульханова-Славская,
Ю.П. Азаров, М.И. Буянов, И.В. Гребенников, С.В. Ковалев, Я. Корчак, Н.И.
Козлов, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, П.И. Пидкасистый, В.Я. Сатир, В.А.
Сухомлинский, Т.А. Флоренская и др.).
Методы исследования: в ходе нашего исследования использовались
следующие методы: теоретический анализ социологической, психолого-
педагогической литературы; наблюдение, беседа, метод независимых
характеристик, тестирование.
Привлекались следующие тестовые методики: «Подростки о родителях»,
«ДДЧ» и «Несуществующее животное». (Исследование индивидуальных
особенностей личности).
База исследования. Основной эмпирической базой исследовательской работы
явилась средняя общеобразовательная школа №24. В общей сложности данным
исследованием было охвачено 15 учеников.
Исследование проводилось в три этапа:
> поисково-подготовительный;
> экспериментально-диагностический;
> экспериментально-теоретический.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
> заострен вопрос о нравственной коррекции психики детей, переживших
развод родителей;
> в результате теоретического анализа и наблюдений намечены программа
и пути и средства нравственной коррекции личности таких детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные
результаты, выводы и научно-методические рекомендации могут быть
использованы воспитателями, учителями и родителями для коррекции психики
детей, переживших развод родителей, помогут вооружить их необходимыми
педагогическими и психологическими знаниями на занятиях родительского
всеобуча.



1. Анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме



Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка –
«поправка», частичное исправление или изменение. Под психологической
коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической
деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития,
которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не
соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме
или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка
на той или иной ступени онтогенеза.
Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания,
связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие
специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания, и
временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение,
связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития
практически здоровых детей.
Психологическая коррекция как форма психолого-педагогической
деятельности впервые возникла именно в дефектологии применительно к
различным вариантам аномального развития. В этой области психологическая
коррекция означает совокупность педагогических воздействий, направленных на
исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии
ребенка.
По мере становления и укрепления профессиональных позиций детской
практической психологии понятие «психологическая коррекция» перекочевало из
области аномального развития в область нормального психического развития
ребенка. Дальше речь пойдет только о нормальном детстве. В
нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства,
нарушения, отклонения. Понятие нормального детства не подразумевает какого-
то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Здесь также
имеются самые разнообразные затруднения и проблемы развития как
распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из
понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период
возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на
данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном
поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных
возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой
профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии в
последующих возрастных ступенях.
Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства –
способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в
психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном,
мотивационном, поведенческом и пр.) на основе создания оптимальных
психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала
личности каждого ребенка.
Основные принципы психокоррекционной работы в нашей стране основаны на
разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положения о том,
что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется
в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных и нравственных
норм сознания и поведения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я.
Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Элбконин и др.) [28].
Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество
негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы
удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и
устранить его причину, так как поведение – лишь следствие, проявляющееся во
внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а
причину (нарушение) – это главный принцип, который должен регулировать
практическую работу с ребенком.
Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов, средств их
нравственной коррекции, необходимо провести границу между нарушением и
нормой… Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З. Фрейд
высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет – «нормальные»
образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи,
стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения
критериев «нормы/патологии». Такие критерии имеются, и надо лишь учесть,
что конкретный ребенок – это уникальный, неповторимый случай, поэтому
диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную
работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного
ребенка.
Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:
1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда
оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те
деградируют либо замедляют свое развитие.
2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при
наблюдении за действиями и словами, которые соответствуют или не
соответствуют признанной морали в обществе. Если же
трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство
и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды (0, 1, 3, 7,
13, 17 лет), то необходимо исследовать причину появления таких норм
поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо
нарушениях.
3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению
круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать
(например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет
социометрический статус отверженного…
4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных
воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается
первичной, по отношению к собственно нравственному воспитанию.
5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим
заболеваниям.
Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются
нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не
проявляться, в нравственной сфере личности детей.
Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений,
можно классифицировать их по двум основаниям. Критерии для такого
разделения могут выступать:
1) Характер причин нарушений.
Причины могут быть «внешними» или «внутренними». Соответственно,
нарушения – первичными и вторичными.
«Внешними» причинами можно считать различные негативные воздействия
(стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми
(нарушение отношений в семье или в детском саду, в школе).
Действие «внутренних» причин можно представить как влияние нарушенной
части психики на здоровую…
2) Характер появления нарушения.
Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики
(травматический страх и пр.) либо как недоразвитие их (слабоволие и пр.).
В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида
нарушений.
1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного
воздействия на ребенка (например, боязнь собак, появившаяся после
того, как случайно собака испугала ребенка).
2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных
отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию в психике
ребенка социально-важных структур: социально-позитивных мотивов,
способности к сопереживанию и т.д.
Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым.
Так, например, негативные отношения с родителями могут не только
приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него
различных эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.).
3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических
процессов вследствие появления какой-либо деформации психики.
Например, повышение тревожности личности ребенка в результате
развода родителей может дезорганизующе повлиять на развитие
произвольности мышления и пр.
4. Отставание всех сфер личности и психических процессов в своем
развитии.
[31].
Перечислим лишь некоторые нарушения психики детей и возможные пути их
коррекции.
Чрезмерное возбуждение нервной системы, именуемое специалистами
стрессом, представляет собой явление, которого не в силах избежать ни дети
школьного возраста, ни взрослые…
Сам по себе стресс не является проблемой, хотя он может возникать в
ответ на отрицательное влияние среды. Истинная проблема заключается в
преодолении стресса. И ребенок школьного возраста, чтобы эффективно
справиться со стрессом, нуждается в помощи взрослых, особенно родителей.
В противоположность стрессу, депрессия представляет собой эмоциональное
нарушение и проявляется ощущениями безнадежности и беспомощности. Как и
печаль, депрессия обычно запускается стрессом и приводит к новому стрессу,
замыкая прочный круг отрицательных эмоций и переживаний. Однако в
противоположность печали, депрессия – это состояние психологического
«паралича», которое может продолжаться месяцы.
Независимо от того, как психика конкретного ребенка воспринимает
стрессовые ситуации, родители должны всегда быть готовы помочь ему
справиться с отдельными случаями стресса или депрессии. Лучшее, что можно
сделать – это научить ребенка получать удовольствие, радоваться любой
ситуации, с которой он сталкивается. Это не только даст детям возможность
быть счастливыми и по достоинству оценивать себя, противопоставляя эти свои
качества экстремальным ситуациям, но и таким образом сблизит родителей и
детей, и дети, более вероятно, обратятся к ним за помощью.
Автор данной книги приводит некоторые важные советы родителям:
1. родители должны стараться предвидеть ситуации, когда дети могут
испытывать стресс или депрессию, и приготовиться к ним (например,
пребывание в больнице, начало и окончание учебного года в школе,
спланированный переезд семьи, рождение ребенка в семье). Чтобы
подготовиться к такому событию, родители могут заранее беседовать с
детьми, таким образом они будут ожидать эти события и знать о них,
воспринимая их спокойнее;
2. родители должны быть внимательны к симптомам серьезной депрессии или
стресса у детей. Эмоциональные проявления этих состояний – страх,
уныние, тоска, перепады настроения, раздражительность, ярость, гнев
или чрезмерное возбуждение. Эти проявления также предполагают любое
резкое изменение поведения, от необычной уединенности до
непонятной воинственности, от необъяснимой безмятежности до
необычной подвижности и стискивания зубов. Возможны такие
психосоматические нарушения, как боли в животе, головные боли,
изменения сна или аппетита…
Депрессия у детей школьного возраста не считается клинически
выраженной, если симптомы ее не сохраняются в течение более чем двух
месяцев без заметного ослабления или исчезновения. При этом
депрессия может длиться практически неограниченное время.
И наконец, стресс менее интенсивен и легче поддается лечению,
чем депрессия. Поэтому, родители должны делать все возможное, чтобы
выявить и облегчить симптомы стресса быстро и эффективно;
3. когда бы дети ни чувствовали беспокойство, родители должны особенно
хорошо слушать их и наблюдать за ними: вступая в разговоры с детьми,
родители должны поддерживать в них желание поделиться своими
чувствами с ними. Часто дети преодолевают стресс или депрессию,
просто рассказывая о своих чувствах. Не нужно критиковать и
высказывать суждения по поводу чувств детей, так как этим можно
остановить их рассказ и воспрепятствовать свободному выражению
чувств и эмоций.
Кроме умения хорошо выслушать детей, находящихся в состоянии
стресса или депрессии, нужно научиться внимательно наблюдать. Часто
истинная причина эмоциональных проблем детей намеренно или случайно
маскируется их видимым поведением.
Например, дети, огорченные потерей одного из родителей в
результате смерти или развода, могут подсознательно выбрать
агрессивное поведение, а не быть подавленным, как можно
предположить;
4. родители должны обдумать, что можно сделать, чтобы дети чувствовали
себя лучше: когда родители точно знают, как чувствуют себя дети и, в
какой-то мере, почему они себя так чувствуют, им следует спросить
своих детей мнение о том, что можно сделать, для облегчения этих
чувств или для изменения ситуации, вызывающей их.
Концепции для преодоления стресса или депрессии обычно делятся
на две категории: средства преодоления и средства отвлечения. Первые
обучают, как справится с ситуацией, вызвавшей стресс или депрессию.
Средства отвлечения созданы, чтобы преодолеть озабоченность какой-
либо идеей, вызывающей стресс или депрессию. Во многих случаях
наилучший эффект достигается сочетанием тех и других средств;
5. избегать косвенным образом способствованию стресса, чрезмерно опекая
или воздействуя на детей.
Хотя родителям и следует проявлять особое внимание к
эмоциональному состоянию детей, когда у них имеются признаки стресса
или депрессии, но не нужно вмешиваться в любую ситуацию, в которую
попадают дети. Заботливые родители должны не сами преодолевать стресс
и депрессию детей, а помочь им справиться с ними самостоятельно.
Следует перечислить возможные ситуации, приводящие к стрессу. Например,
для детей от 11 до 13 лет:
> переезд семьи;
> изменение уровня жизни семьи (улучшение или ухудшение);
> ссоры, развод родителей;
> оценки и контрольные работы в школе;
> деньги и решения о покупках;
> игры и спорт;
> внешность;
> чувства, связанные с полом, и физические изменения;
> наркотики (избегание, выбор или прием);
> признание, награды, почести (наличие или отсутствие) в школе,
спорте;
> популярность (наличие или отсутствие) среди ровесников;
> справедливость в отношениях с другими;[45].
Стресс и депрессия являются не единственными последствиями травмирующей
психику ситуации. Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции
адаптации человека к окружающей среде.
Гнев направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели,
отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление
агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, и
необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация. Если же
гнев «выкристаллизовывается», становится «над ситуативным», постоянным
переживанием, то это не может считаться нормальным. Длительное действие
стрессора в норме ведет к адаптации к нему, тогда как появление в этом
случае агрессивности, высокой тревожности, страхов и других невротических
симптомов считается «поломкой» системы само регуляции [45].
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это
прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная
наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под
влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей
в окружающей его среде.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в
основном как форма протеста против напоминания взрослых, из-за
неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в
соответствующем поведении… Кроме того, агрессия может быть вызвана
необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации,
в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по
крайней мере, словесных угроз.
Автор считает, что включение таких подростков в социально значимую,
общественно оцениваемую деятельность побуждает их критически оценивать,
пересматривать свое поведение, отношение к себе и другим людям, создавая
объективные предпосылки для нормального личностного становления, тем самым,
осуществляя коррекцию агрессивного поведения подростка [34].
Рогов Е.И. считает, что родители агрессивных детей часто оказываются
фрустрированными и недовольными жизнью людьми. В большинстве случаев,
говорит он, это бывшие агрессивные дети, которые передают свои
психологические трудности собственным детям. Поэтому, по возможности,
психолог должен проводить психотерапевтическую работу и с родителями. Во-
первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку
родителей, стремиться стабилизировать ее…
Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на детей. Они
считают агрессивных детей неблагодарными, ожидают, что в ответ на их
раздражение и упреки дети будут раскаиваться, испытывать чувство вины,
просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители
озлобляются, считают детей «скверными», «испорченными». Необходимо вызвать
жалость к детям со стороны их родителей, показать, что агрессивные дети –
это всегда в первую очередь несчастные дети…
В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей о собственном детстве, о
причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте…
В-четвертых, необходимо выяснить отношение родителей к детям до
рождения и в первые месяцы их появления. Если дети с самого начала были
нежелательны, то необходимо прийти к какому-то решению, причем, четко
оговоренному, совместно с родителями.
Что касается самих детей, то коррекция агрессии у них, по мнению
автора, должна начинаться с выяснения ее причин. Если агрессия не является
сигналом нарушения в эмоционально-мотивационной сфере, то коррекционные
действия могут направлены не на ее устранение, а на смягчение и
недопущение негативных последствий агрессивного поведения детей. Кроме
того, в этом случае необходимо соответственно подготовить родителей к
адекватному восприятию агрессивных реакций детей.
В других случаях, когда агрессия есть проявление нарушения эмоционально-
мотивационной сферы личности, действия психолога или воспитателя должны
быть направлены на не подкрепление (т.е. не закрепление) агрессивных
действий детей.
Наряду с вышеперечисленными нарушениями психики довольно часто
встречается «замкнутость». Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении
круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с
окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных
отношений.
Причиной этого нарушения может быть, например, развод родителей.
Рогов Е.И. считает, что суть коррекционной работы с замкнутыми детьми
составляют действия по расширению их возможностей установления и
поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми. Для этого
используется имеющаяся эмоциональная связь детей с одним из родителей, а
также интерес к предметам и игровым действиям с ними. Замкнутые дети похожи
на закрытую комнату, в которой открытым остается лишь одно маленькое окно
(контакт с одним из родителей, например). Коррекция должна использовать эту
возможность, но, главное, даже если она не принесет положительных
результатов – в силу каких-либо причин – психолог должен, по крайней мере,
не позволить окончательно «захлопнуться» последней возможности установления
контакта [31].
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления
его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями
в этом процессе. Но эти отклонения – вовсе необязательно ненормальность,
что-то болезненное, патологическое. Просто в подростковом возрасте
некоторые черты характера, еще не сглаженные жизненным опытом, выступают
слишком заметно [Личко].
Следует отметить, что на коррекционных занятиях важную роль играет
общение, освоение норм поведения. Разговаривая друг с другом и с
психологом о своих чувствах, эмоциях, подростки учатся контролировать свои
негативные эмоции [32].
Практически во всех психолого-педагогических источниках по проблеме
исследования коррекции психики детей отмечается огромное влияние
психологического климата семьи на формирование психики детей, на
оптимальные условия ее коррекции. Особенно это касается психики детей,
переживших развод родителей.
Поэтому, делая вывод, следует отметить, что для достижения эффективных
результатов коррекции психики детей, переживших развод родителей последние,
в свою очередь, должны создать наиболее благоприятный психологический
климат семьи. Ведь очень часто детям не хватает элементарной ласки, доброго
слова и просто понимания со стороны родителей.



2. Влияние психологического климата семьи на формирование психики
детей (до развода, в процессе развода и после него)



Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма
организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях,
т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и
сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее
хозяйство.
Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и
динамика.

Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением
определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выполнение
семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества
в целом.
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются
индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми
и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении
материальных потребностей членов семьи, содействует сохранению их здоровья:
в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление
затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в
симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите.
Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества,
активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в
совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет
значительную роль в духовном развитии членов общества.
Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения
социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных
обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной
степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном
соответствии с социальными нормами.
Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических
потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при
этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее
членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни
утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными
условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля.
Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-
семейных отношений (рождением внебрачных детей, супружеским изменам и
т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное
поведение в семье.
Нарушения функций семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности,
которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций.
Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности
личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия
жизни семьи.
Рассмотрим структуру семьи, – т.е. состав семьи и число ее членов, а
также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи дает
возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи:
кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как
распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения
структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках
одного члена семьи, и семьи, где явно выражено участие всех членов в
управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во
втором – о демократической. Различной может быть структура семьи в
зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности:
равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена
семьи.
Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе – это семья,
включающая взрослых (мужа и жену, нередко кого-то из родителей) и детей,
причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей.
В большинстве случаев семьи ориентированы на равномерное распределение
обязанностей, а также равномерное участие в решении всех семейных проблем.
В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры
взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности, которые затрудняют
или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность
распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является
нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует
удовлетворению ряда потребностей того супруга, который взял на себя
основную нагрузку.
Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из
наиболее трудных вопросов в современной науке о семье. Часть семейных
психотерапевтов имеют определенное представление, какой должна быть семья,
– например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких
отношений не должно быть между родителями и детьми. Другие четче определяют
требования, предъявляемые к семье, – например, необходимость создавать
условия для развития личностей членов семьи – «опытная» семейная
психотерапия. Третьи точнее знают, какой не должна быть семья, – учение о
«семейных треугольниках» и о «двойной связи». Наконец, четвертые верят
пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, – такова
тактика бихевиоризма.
Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее
жизнедеятельности. Существуют различные системы выделения основных этапов
жизненного цикла. Наиболее известна система «стадий», где в качестве
основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или
отсутствия детей в семье и их возраст.
Дюваль выделил следующие фазы в жизненном цикле семьи:
1. Вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к
другу.
2. Принятие и развитие новых родительских ролей.
3. Принятие в семью новой личности. Переход от диадных отношений
супругов к отношениям в треугольнике.
4. Введение детей во внесемейные институты.
5. Принятие подростковости.
6. Экспериментирование с независимостью.
7. Подготовка к уходу детей из семьи.
8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов «глаза в
глаза».
9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.

Отмечается также, что на любой фазе развития семьи случаются тяжелые
хронические болезни и смерти, которые оказывают сильное влияние на
функционирование семьи как целого.
Нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и
дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется
потребность в росте и измерениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Согласно точке зрения Ледерера и Джексона, хорошим браком считается
тот, который характеризуется следующими признаками: толерантность, уважение
друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и
ценностных ориентаций. А.Н. Обозова считает, что стабильный брак
обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и
контрастностью их личностных качеств. Можно добавить, что стабильности
семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем
аспектам совместной жизни.
Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять
потребности друг друга в личностном, духовном росте.
В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных
семьях удалось выявить следующее:
1. бегство от родителей;
2. долженствование (вступление в брак из чувства долга);
3. одиночество;
4. следование традиции (инициатива родителей);
5. любовь;
6. престиж, поиск материальных благ;
7. месть.
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против
власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной
полноте. Перефразировав слова Э. Фромма, можно сказать, что такой брак
скорее является попыткой компенсировать собственную пустоту, нежели
способом обогатить жизнь.
Заключение брака по мотивам «долженствование» очень часто означает, что
партнерша забеременела или же что половая близость сопровождалась
переживанием вины.
Мотив «одиночество» встречался людей, которые переехали на новое место
жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или
которых рекомендовали сослуживцы.
Наиболее часто в работе с дисфункциональными семьями встречались
следующие проблемы:
1. Ошибочный выбор партнера. Самыми частыми были ожидания, что муж или
жена будут напоминать отца или мать.
2. Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги, вместо того
чтобы советоваться, друг с другом при решении проблем, обращались за
советом к своим родителям.
3. Утрата иллюзий. Супруги считали, сто они женились по любви и ради
любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях
преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а
преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и
доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений.
4. Переживание растерянности.
5. Супружеская измена и угроза развода.
6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности – юридической,
финансовой и т.д.
На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с
самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезни,
жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия
широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.д.). В связи с
этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут
отрицательно сказаться на ее жизни.
Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее
жизнедеятельности, можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их
действия. Особое значение при этом имеют две группы семейных трудностей:
острые (в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером
первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской
измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест
одного из членов семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим
трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и
на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и
устойчивый конфликт между членами семьи и т.п. Можно выделить также
следующие группы трудностей, с которыми сталкивается семья: связанные с
резкой сменой образа жизни семьи (жизненного стереотипа) и с суммированием
трудностей, их «наложением» друг на друга. Пример первых – психологические
трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла к
другому (заключение брака и начало совместной жизни, появление ребенка).
Такие переходы, как правило, сопровождаются довольно резким изменением
образа жизни семьи. Пример вторых – необходимость практически
одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после
появления в семье первого ребенка) – завершение образования и освоение
профессии, решение жилищной проблемы, первичное обзаведение имуществом,
уход за ребенком. По источнику возникновения семейные трудности можно
разделить на связанные с этапами жизненного цикла семьи (например,
сближение идеологий родительских семей у молодоженов); обусловленные
неблагоприятными вариантами жизненного цикла (если молодожены произошли из
семей с полярно противоположными идеологиями); ситуационные воздействия на
семью (землетрясение, война). Через все этапы жизненного цикла проходят
«нормативные стрессоры» - обычные трудности, которые в более или менее
острой форме переживают все семьи: на первом этапе жизни – сложности
взаимного психологического приспособления; конфликты, возникающие при
формировании взаимоотношений с родственниками при решении жилищной
проблемы; на втором – задачи воспитания и ухода за ребенком, ведения
трудоемкого домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в
определенные моменты жизненного цикла семьи приводит к семейным кризисам.
Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых,
установивших и описавших два критических периода в жизни семьи. Первый из
них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования
семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами.
Второй кризис назревает между 17-м и25-м годами. В обоих случаях
наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущую роль в случае первого
кризиса приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и
как результат – увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как
отражение бытовых и других проблем; в случае второго – связанное с
отделением детей от семьи нарастание соматических жалоб, тревожности,
ощущение пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьи может
иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчению
или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.
Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла,
– те, что возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супруга,
детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный
ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем
разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников
нарушений. Это, во-первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда
одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не
выполняется. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже
невыполнима. Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту,
события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть
одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.).
противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи с
разводом, показаны исследователями на материале социологических
исследований восприятия разведенными после разводной ситуации.
К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно
кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные
заболевания членов семьи, крупные имущественные потери и т.п.).
Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет
фактор внезапности (семья оказывается неподготовленной к событию),
исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие
семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверенны, что они
ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем).
Разнообразны последствия воздействия трудностей на семью, они
затрагивают различные сферы жизни семьи, – нарушаются воспитательные
функции семьи, супружеские отношения. При рассмотрении нарушений
жизнедеятельности семьи учитывается также и то, что тормозит развитие
личности, обусловливает возникновение нервно-психического напряжения,
тревоги.
Одним из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий
нарушений является их психотравмирующее действие – неблагоприятное
воздействие на психическое здоровье индивида.
Под психической травмой авторы понимают тяжелые индивидуальные
психические переживания, играющие значительную или основную роль в
этиопатогенезе, клинике и течении нервно-психических заболеваний.
Семейная психиатрия развивает и конкретизирует учение о психической
травме. Это связано с тем, что семья может вызывать нарушения психического
здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов.
Психическая травма – это явление, возникающее при пересечении
неблагоприятных воздействий нарушений семьи и психических расстройств
личности. Нарушения семьи вызывают психическую травму; развитием этой
травмы или реакцией на нее является нервно-психическое расстройство
индивида – члена семьи.
Психическая травма – это, прежде всего психическое переживание, в
центре которого находится определенное эмоциональное состояние. Центральное
место эмоций в структуре психотравмирующего переживания закономерно, оно
обусловлено как важным местом эмоций в организации и интеграции психических
процессов, так и их ролью во взаимосвязи психических и соматических систем
личности. Психотравмирующее переживание – это состояние, воздействующее на
личность в силу его выраженности (остроты), длительности или повторяемости.
Психотравмирующими являются не любые сильные или потрясающие переживания, а
лишь такие отрицательные переживания, которые могут быть причиной
определенной клинической патологии.
Исследование неврозов, реактивных расстройств и других форм пограничных
нервно-психических расстройств, в этиологии которых значительную роль
играет психотравмирующее переживание, позволяют очертить круг таких
состояний. Это состояние неудовлетворенности, тоски, подавленности,
тревоги, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, эмоциональная
напряженность, а также сложные совокупности состояний, возникающих при
наличии внутреннего конфликта, столкновения индивида с непомерными
препятствиями и трудностями.
Важное место в учении о психической травме занимает понятие о
патогенной ситуации – совокупности факторов, непосредственно
обуславливающих психотравмирующее переживание. «Патогенная ситуация, …,
представляет то положение, в котором оказывается личность, с ее качествами
(преимуществами и недостатками), с сочетанием условий, лиц, с которыми она
взаимодействует, со стечением обстоятельств. Создающих неразрешимый клубок
внешних и внутренних трудностей» [43].
Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных,
значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании
патогенных ситуаций и психических нарушений.
Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций
психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:
1. Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности.
Семья, на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах
жизни индивида является единственной, а позднее одной из наиболее
важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в
гораздо большей степени «принимаются близко к сердцу», чем
аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских
отношений и т.д.
2. Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от
друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-
эротических взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и
попытка внести в любую из них более или менее значительные изменения
вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой
особенности от семейной травмы труднее уйти – у члена семьи при
попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.
3. Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по
отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и
травматизирующих. В семье индивид более доступен воздействию со
стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются
более явно.
Среди многочисленных семейно-обусловленных травмирующих состояний
особенно важную роль играют четыре вида: состояние глобальной семейной
неудовлетворенность, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное
нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины.
Охарактеризуем эти состояния.

1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Патогенная ситуация, обуславливающая возникновение данного переживания,
– резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида.
Характер травмирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере
зависит от степени осознанности данного состояния.
В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое
признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Здесь
имеет место глобальный характер неудовлетворенности – семейная жизнь не
соответствует даже самым минимальным требованиям: «Мне очень не повезло с
семьей», «Мы ошибались, нам не бывает хорошо друг с другом». Как правило,
правило упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое
обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего – дети или
жилищно-бытовые трудности, которые возникают при разводе). Осознанная
неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами.
Иначе проявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»).
Супругом выражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально»,
«Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность выявляется косвенным путем.
Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой
неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие
радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным мотивом
поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно» и т.п.
Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на
различные частные стороны семейной жизни: жилье, здоровье, успеваемость и
поведение детей, проведение свободного времени и т.д. В-третьих, «тлеющая
неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов,
наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое уместно
было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в
большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной
семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить
удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями (взаимоотношения с
кем-либо из родственников, проживающих отдельно и т.п.).
Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей
неудовлетворенности», – нарастание фрустрации одного или обоих супругов:
они сообщают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом
ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого
явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в
повседневной жизни).
Особенно наглядно «тлеющей неудовлетворенность» проявляется через
эмоциональные взрывы в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению
семьи, а также в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с
возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном
браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим
представлениям, что в действительность все время был несчастлив и что он,
оказывается, «может быть по-настоящему счастлив».

2. Семейная тревога.

Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих
членов семьи. Нередко плохо осознаваемые и локализуемые. Характерным
признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнения,
страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов,
их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье.
В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая
неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной
жизни: неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе.
Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и
которое не вписывается в его представления о себе.
Важными составляющими «семейной тревоги» являются также чувство
беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье,
направить его в нужное русло… Индивид с семейно-обусловленной тревогой не
ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую
позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в
действительности.

3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое
напряжение.

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического
напряжения личности несколькими способами:
1. Создавая для индивида ситуации постоянного психологического
давления, трудного или даже безвыходного положения. Пример –
ситуация, в которой находится жена алкоголика: муж держит ее в
постоянном страхе, забирает деньги, а она – в силу свойственной ее
характеру беззащитности – не в состоянии противостоять ему.
2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных,
чрезвычайно важных для них чувств, для удовлетворения существенных
потребностей. Во-первых, это могут быть чувства, несовместимые с
представлениями члена семьи о его роли. Во-вторых, чувства
фрустрации, раздражения, агрессии – естественные отражения ситуации
в семье, однако их проявление приводит к дальнейшему ее осложнению,
поэтому чем не благоприятнее взаимоотношения в семье, тем
значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы их
сдерживать. В-третьих, это чувства и потребности, которые семья
должна удовлетворять, однако не делает этого в силу тех или иных
обстоятельств.
3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Семья может
участвовать в создании у индивида внутреннего конфликта прежде всего
тем, что ставит его перед противоречивыми требованиями и возлагает
на него ответственность за их выполнение.

4. Чувство вины, связанное с семьей.

Индивид в этом случае (более или менее осознанно) чувствует себя
помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех
семейных неудач, склонен воспринимать поведение других членов семьи как
обвиняющее, укоряющее, хотя в действительности оно таковым и не является…
Поведенческие проявления чувства вины таковы: с одной стороны,
«оправдательная активность» – индивид прилагает огромные усилия, чтобы
стать полезным семье, оправдать свое существование; с другой стороны,
стремление занимать как можно меньше места – минимализм притязаний, крайняя
уступчивость, склонность брать на себя вину за действительные и мнимые
упущения.
В заключении можно сказать, что семейно-обусловленные психотравмирующие
переживания являются тем фактором, который способствует трансформации
нарушения жизнедеятельности семьи в нервно-психическое или соматическое
расстройство индивида [43]. Это касается не только взрослых членов семьи,
но и детей, так как они являются невольными участниками всех конфликтных
ситуаций, происходящих в семье. Ребенок переживает из-за малейшей ссоры
родителей, боясь ее последствий и повторения. Что же говорить о
переживаниях, чувствах ребенка, когда он узнает о том, что родители решили
развестись.
Потрясения, гнев, грусть, страх, покинутость, подавленность – это
только некоторые из тех сильных ощущений, которые, как говорят подростки,
они испытали, после того, как узнали, что их родители собираются
развестись. Напряженность этих чувств зависит от многих вещей, в
особенности от того, как родители сообщили подростку об этом, насколько
напряжена атмосфера дома, с кем ребенок будет жить, с кем и когда
видеться.
Шок – это первая реакция на травматический опыт; он может принимать
различные формы.
Шок – совершенно нормальная, понятная реакция. Он объясняется
естественными защитными реакциями организма.
Часто после того, как проходит первый шок, вспыхивает гнев. Многим
подросткам кажется, что родители их предали, что они испортили им жизнь
своим решением.
Некоторые подростки вымещают свой гнев на ближайшем окружении – на
своих друзьях или оставшемся родителе. Они, конечно, понимают, что это вряд
ли справедливо, и, возможно, чувствуют себя виноватыми [33].
Раттер показал, что при разлуке с родителями из-за раздоров в семье или
трудностей в отношениях с родителями риск асоциального поведения в более
поздний период резко увеличивается. Напротив, у детей, разлученных с семьей
на то же самое время (месяц или более) из-за госпитализации или
вынужденного продолжительного отъезда, повышение риска психических
нарушений не отмечается. Стоит отметить, что вредной является не разлука
сама по себе, но, скорее, неприятные обстоятельства, которые ей сопутствуют
[29].
Научные исследования доказывают, что есть прямая связь между атмосферой
в семье и успеваемостью школьников. Исследовались отдельно сильные и слабые
ученики. «Лучшие ученики живут, обычно, в образованных, гармоничных семьях,
в то время как в семьях отстающих учеников наблюдается атмосфера постоянных
ссор или разложение семейных отношений в целом… В 85% семей отстающих
учеников отношения неблагополучны. Четверть отстающих учеников живет в
неполных семьях… Если родители постоянно раздражены, у ребенка возникает
дефицит внимания, любви и исполненного юмора общения. Дети разрываются
между двумя враждебными лагерями. Им негде научиться уважению к людям. Их
вера в родителей разрушается» [1].
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений
поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных
событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть
одного из родителей, родительская жестокость, развод родителей – вот далеко
не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику.
Итак, делая вывод, необходимо отметить сведущие положения:
> вступая в брак, т.е. создавая новую молодую семью, молодые люди
должны понимать какую ответственность, друг за друга, за своих
будущих детей каждый из них возлагает на свои плечи;
> супругам необходимо научиться решать возникающие проблемы мирным
путем: спокойно и рассудительно. Давно замечено, что от взаимных
обид и обвинений взаимоотношения только ухудшаются и страдают не
только участники конфликта, но и ребенок;
> взрослым необходи

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста (Педагогика)


Реферат: Договор подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Макросередовище організації і необхідність його вивчення і врахування в стратегії розвитку (Менеджмент)


Реферат: Архитектура квантовых компьютеров (Технология)


Реферат: Монтаж строительных конструкций (Технология)


Реферат: Мировые ресурсы никеля (Геология)


Реферат: Петр Первый, взаимосвязь политических и социально-экономических процессов (История)


Реферат: Бреттен-вудское соглашение (Деньги и кредит)


Реферат: Обстоятельства, исключающие преступность деяния (Право)


Реферат: Основы предпринимательства: Ответственность предпринимателей (Предпринимательство)


Реферат: Франция (География)


Реферат: Электронно-лучевой прибор (Компьютеры)


Реферат: Практическая работа по бухгалтерскому учету (Бухгалтерский учет)


Реферат: Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы "Псковитянка" Н.А. Римского-Корсакова (Музыка)


Реферат: Атомные пули (Физика)


Реферат: Селекция гладиолусов (Биология)


Реферат: Херсонес Таврический (История)


Реферат: Валовой доход, валовые затраты, учет товарных потерь в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Формы и виды кредита (Деньги и кредит)


Реферат: Основания возникновения родительских прав и обязанностей (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист