GeoSELECT.ru



Физкультура / Реферат: Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Физкультура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания (Физкультура)



Московский Государственный Университет
Экономики Статистики и Информатики

Институт права и гуманитарного образования

Кафедра физического воспитания и спорта



Реферат

Тема: Общая физическая спортивная подготовка
в системе физического воспитания



Выполнила: студентка 2 курса
Группы ДГН-202
Кравчук А.В.

Проверила: Ефремова Н.Г.



Москва 2005
Содержание

ЧАСТЬ 1:
1. Методы физического воспитания
2. Двигательные умения и навыки
3. Физические качества
4. Формы занятий

ЧАСТЬ 2:
5. Общая физическая подготовка
6. Специальная физическая подготовка
7. Спортивная физическая подготовка
8. Интенсивность нагрузок
9. Энергозатраты при физической нагрузке
Приложение
Список литературы.
ЧАСТЬ 1

1. Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как
общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной
двигательной деятельности:
- метод регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные методы
1. Метод регламентированного упражнения предусматривает:
. твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный
состав движений, порядок повторений);
. по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее
динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и
длительности интервалов отдыха;
. создание или использование внешних условий, которые облегчали бы
управление действиями занимающихся (применение вспомогательных
снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество 1
вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить
оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков
или направленное воздействие на развитие определенных физических
качеств, способностей.
2. Игровой метод может быть применен на основе любых физических
упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми — футбол,
волейбол и т.д.
К особенностям игрового метода в частности относится «сюжетная»
организация игры: деятельность организуется с замыслом,
предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно
заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых
действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из
потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или
другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих
(современные спортивные игры).
Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать
двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях,
развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота
ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При
умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания
коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных
психических качеств.
3. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных
формах (способ стимулирования интереса и активизации, занимающихся при
выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном
виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных
соревнований. Основная черта соревновательного метода — сопоставление
сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство
или высокое достижение.
Соревновательный метод применяется при решении разнообразных
педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений,
навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-
волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает
особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно
усиливает воздействие физических упражнений и способствует
максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Применять этот метод необходимо после специальной предварительной
подготовки.
4. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова
и чувственной информации.
Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и
углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к
нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания,
анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение
занимающихся.
В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть
использовано и выражено в форме:
. дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
. инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);
. сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
. указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
. оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
. словесного отчета и взаиморазъяснения;
. самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи
(например, «сильнее», «держать», «плавно»).
Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в
физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только
визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные)
ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
. показа самих упражнений;
. демонстрации наглядных пособий;
. предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-
моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками
игроков);
. кино- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кинокольцовок,
специальных учебных кинофильмов; видеозаписей выполнения
упражнений);
. избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных
параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома,
магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).
В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:
. метод направленного «прочувствования» движений, при котором
обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах
выполнения двигательного задания;
. метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных
ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
. методы лидирования и текущего сенсорного программирования,

в которых часто используется специальная электронная аппаратура,
нередко с обратной связью (видео - и звуколидеры, указывающие,
например, расхождение между заданным и фактическим темпами
исполнения).

2. Двигательные умения и навыки
Обучая в процессе физического воспитания, преследуются образовательные
задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной
степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с
ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные
двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений.

Особенности двигательных действий и закономерности формирования
двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические
особенности физического воспитания.
Двигательное умение — это такая степень владения техникой действия, при
которой повышена концентрация внимания на составные операции (части),
наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательно-1 го действия
отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и
постепенно автоматизируются его координационные механизмы, и двигательные
умения переходят в навык.
Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой
управление движением (движениями) происходит автоматически и действия
отличаются надежностью.
Как двигательные умения, так и двигательные навыки представляют собой
определенные функциональные образования, которые возникают в процессе и в
результате освоения двигательных действий. Вместе с тем двигательное умение
и двигательный навык имеют существенные отличия, вытекающие прежде всего из
характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой

степени владения действием. Умение выполнять новое двигательное действие
возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике,
предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности
благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В
процессе возникновения

умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия
при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет
сущность двигательного умения. В процессе многократного повторения
двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более
привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются
и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой
является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка
характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык
можно охарактеризовать как такую степень владения

техникой действия, при которой управление движениями происходит
автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Значение двигательных навыков определяется их отмеченными чертами:

Автоматизированное управление движениями — определяющая и ценная
особенность двигательного навыка. Автоматизация движений существенно
помогает выполнению двигательного действия. Сознание освобождается от
необходимости постоянного контроля за деталями движений, что, во- первых,
облегчает функционирование высших механизмов управления движениями и, во-
вторых, позволяет переключать внимание и мышление на результат и условия
действия. Слитность движений при навыке проявляется в легкости,
взаимосвязанности и устойчивой ритмичности двигательного действия.

Надежность двигательного действия при навыке характеризуется повышенной
способностью сохранять его эффективность при различных неблагоприятных
факторах: необычном психологическом состоянии, сниженных физических
возможностях, неблагоприятных внешних условиях и других помехах. Достаточно
прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Люди, давно

прекратившие спортивную деятельность, способны воспроизвести технику
спортивного действия.
Устойчивость двигательного навыка — ценная черта в тех случаях, когда
техника действия не подлежит в дальнейшем существенным изменениям.
«Переделка» техники действий, связанных с прочными навыками, представляет
собой задачу значительной трудности. Поэтому следует подчеркнуть опасность
превращения в навык нерациональных и тем более явно ошибочных способов
выполнения двигательных действий.

3. Физические качества
Физическими качествами принято называть те функциональные свойства
организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В
спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу,
быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от
возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к
двигательным действиям.
Силой (или силовыми возможностями) в физическом воспитании называют
способность человека преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему по средствам мышечных напряжений.
Различают абсолютную и относительную силу.
Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном
движении.
Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы
тела человека.
В приложение приведена тренировка на развитие силы и силовой выносливости.
Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека,
непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики
движений, а также двигательной реакции.
Выносливость как физическое качество связано с утомлением, поэтому в самом
общем смысле ее можно определить, как способность противостоять утомлению.
Различают 2 вида выносливости: Общую и специальную.
Общая выносливость – это способность выполнять работу с невысокой
интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных
источников энергообеспечения, она является основой для воспитания
специальной выносливости.
Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в
определенной трудовой или спортивной деятельности, несмотря на возникающее
утомление.
Различают 3 вида специальной выносливости: скоростная, силовая,
статическая.
Скоростная выносливость – это выносливость, связанная с возникновением
кислородного долга.
Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять
упражнения (действия), требующие значительного проявления силы.
Статическая выносливость – это способность в течение длительного времени
поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.
Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно,
экономично решать двигательные задачи.
Ловкость выражается в умении быстро овладевать новыми движениями, точно
дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими,
импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с
изменяющейся обстановкой.
Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют
возраст, и регулярные физические упражнения. Гибкость зависит от
эластичности мышц, связок, суставных сумок.
Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую
(позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную
благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних
сил).



4. Формы занятий
Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями
является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия
разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания,
туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они
строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих
закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с
наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический
характер

взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями.
Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная,
направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она
состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические
упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно
устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий
физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что
является коренным условием качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она
обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование
одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает
совершенствование физической подготовленности занимающихся.

Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает
возможность успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и
на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в
теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими
упражнениями всегда придавалось большое значение.
На основе государственных стандартов высшего профессионального образования
вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по
физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют
формы занятий физической культурой. В настоящее время используются
обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.
Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в
учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех
факультетах. Учебные занятия могут быть:
. Теоретические, практические, контрольные;
. Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
. Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия
(консультации);
. Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.
Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме
лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел
состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-
тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях
различной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-
тренировочных занятиях.
Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия
(консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического
воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а
также для желающих углубить свои знания и практические навыки.
Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем
преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные
занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о
степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в
течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце
семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по
физической культуре, а по завершению всего курса – экзамен.
Внеучебные занятия организуются в форме:
. Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного
дня (утренней зарядки)
. Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или
другими внутривузовскими организациями
. Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом
. Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных
внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные
соревнования, физкультурные праздники).
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает
условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема
двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для
нормального функционирования организма молодого человека студенческого
возраста.
ЧАСТЬ 2

5. Общая физическая подготовка
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования
двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное
физическое развитие человека.
ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей
работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и
достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде
спорта. Перед ОФП могут быть поставлены сле-1 дующие задачи:
. достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы
мышц;
. приобрести общую, выносливость;
. повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные
способности;
. увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;
. улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных)
действиях, умение координировать простые и сложные движения;
. научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением
расслабляться.
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства
— уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей,
соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных
исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других
сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического
совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни
общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует
требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом
следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая
подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной
спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это
значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в
других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.


6. Специальная подготовка

Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания
физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех
двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной
дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.
Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей
направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:
. спортивная подготовка;
. профессионально-прикладная физическая подготовка.

7. Спортивная подготовка

Спортивная подготовка (тренировка) — это целесообразное использование
знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать
на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к
спортивным достижениям.
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную
целевую направленность, — массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели
и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не
существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового
спорта в «большой» и обратно.
Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта — укрепить здоровье,
улучшить физическое состояние и активный отдых.
Цель подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально
высоких результатов в соревновательной деятельности.
Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки
(тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте
высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки
спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и
спорта высших достижений.
Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический,
тактический и психический элементы.
Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения
спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно
связана с физическими, психическими и тактическими возможностями
спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил
соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на
содержание технической подготовленности спортсменов.
В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые
базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической
оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является
обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.
К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы
отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время
характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.
Физическая подготовленность — это возможности функциональных систем
организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических
качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде
спорта.
Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он
овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами,
необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной,
оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой,
командной).
Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно
выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные
стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Волевая подготовленность связана с такими качествами, как
целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и
смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью
решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные
резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание
(способность управлять своими мыслями и действиями в условиях
эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые
их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену,
но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной
учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.
В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует
выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной
подготовки:
. устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и
соревновательной деятельности;
. кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и
окружающей среды;
. способность к психической регуляции движений, обеспечение
эффективной мышечной координации;
. способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать
информацию в условиях дефицита времени;
способность к формированию в структурах головного мозга опережающих
реакций, программ, предшествующих реальному действию.

8. Интенсивность физических нагрузок
Воздействие физических упражнений на человека связано с нагрузкой на его
организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы
определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются
показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на
выполненную работу. Таких показателей много: изменение времени двигательной
реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между
тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки,
особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений
(ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с
ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют
четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. На рис. 5.12
представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе.
Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС,
но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках
разной интенсивности.
Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений
при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого
возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга,
поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных
занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при
подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления
(при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного
отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и
соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а
в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.
Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин)
наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и
потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме)
происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный
рубеж назван порогом готовности.
При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно
естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй
тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные
механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150
удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо
подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО
может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда
как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе
160—165 удар/мин.
В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются
анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного
долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем
дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций
крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается
время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что
приводит к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с — сокращение,
0,75 с - отдых; при 180 удар/мин — 0,22 с — сокращение, 0,08 с — отдых),
резко возрастает кислородный долг.
К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной
тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный
долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь
высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы
напряженных ситуаций соревновательного характера.

9. Энергозатраты при физических нагрузках
Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии.
Отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной
энергии называется коэффициентом полезного действия (КПД). Считается, что
наибольший КПД человека при привычной для него работе не превышает
0,30—0,35. Следовательно, при самом экономном расходе энергии в процессе
работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза превышают
затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,20—0,25, так как
нетренированный человек тратит на одну и ту же работу больше энергии, чем
тренированный. Так, экспериментально установлено, что при одной и той же
скорости передвижения разница в расходе энергии между тренированным
спортсменом и новичком может достигать 25—30%
Общее представление о расходе энергии (в ккал) во время прохождения разных
дистанций дают следующие цифры, определенные известным физиологом спорта
B.C. Фарфелем.
Бег легкоатлетический, м Плавание, м
100 – 18 100 – 50
200 – 25 200 – 80
400 – 40 400 – 150
800 – 60 Лыжные гонки, км
1500 – 100 10 – 550

3000 – 210 30 –
1800
5000 – 310 50 –
3600
10000 – 590 Велогонки, км
42195 – 2300 1 – 55
Бег на коньках, м 10 – 300
500 – 35 20 – 500
1500 – 65 50 –
1100
5000 – 200 100 –
2300
10000 – 410

Г.В. Барчукова и С.Д. Шпрах сравнивают энергетическую «стоимость» различных
проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности (в расчете
ккал/мин).
Двигательная деятельность ккал/мин
Лыжи 10,0-20,0
Бег по пересеченной местности 10,6
Футбол 8,8
Теннис 7,2-10,0
Настольный теннис 6,6—10,0
Плавание (брасс) . . 5,0—11,0
Волейбол 4,5-10,0
Гимнастика 2,5—6,5
Современные танцы . 4,7—6,6
Вождение машины 3,4—10,0
Мытье окон 3,0—3,7
Косьба травы 1,0—7,5
Одевание и раздевание……….2,3—4,0,
С ориентацией на мощность и расход энергии были установлены зоны
относительной мощности в циклических видах спорта
|Степень |Продолжительность|Виды физических упражнений при |
|мощности |работы |рекордном выполнении |
|Максимальная |От 20 до 25 с |Бег 100 и 200 м. |
| | |Плавание 50м |
| | |Велогонка 200 м с хода |
|Субмаксимальна|От 25 с до 3-5 |Бег 400, 800, 1000, 1500 м. |
|я |мин |Плавание 100, 200, 400 м |
| | |Бег на коньках 500, 1500, 3000 м |
| | |Велогонки 300, 1000, 2000, 3000, |
| | |4000 м |
|Большая |От 3-5 до 30 мин |Бег 2, 3, 5, 10 км |
| | |Плавание 800, 1500 м |
| | |Бег на коньках 5, 10 км |
| | |Велогонки 5000, 10000, 20000 м |
|Умеренная |Св. 30 мин |Бег 15 км и более |
| | |Спортивная ходьба 10 км и более |
| | |Бег на лыжах 10 км и более |
| | |Велогонки 100 км и более |


Зоны максимальной мощности в спортивных упражнениях
(по В.С. Фарфелю, Б.С. Гиппенрейтеру)
Эти четыре зоны относительной мощности предполагают деление множества
различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные и
сверхдлинные.

|Показатель |Зона относительной мощности работы |
| |Максимальная |Субмаксимальная|Большая |Умеренная |
|Предельная |От 20 до 25 с |От 25 с до 3-5 |От 3-5 до 30|Св. 30 мин |
|длительность | |мин |мин | |
|Потребление |Незначительная |Возрастает к |Максимальная|Пропорциональна|
|кислорода | |максимальной | |мощности |
|Кислородный |Почти |Субмаксимальная|Максимальная|Пропорциональна|
|долг |субмаксимальная| | |мощности |
|Вентиляция |Незначительная |Субмаксимальная|максимальная|Пропорциональна|
|легких и | | | |мощности |
|кровообращение| | | | |
|Биохимические |Субмаксимальные|Максимальные |максимальные|Незначительные |
|сдвиги | | | | |


Физиологическая характеристика работы в зонах
различной мощности по В.С.Фарфелю)
Зона максимальной мощности. В ее пределах может выполняться работа,
требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не
освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью.
Кислородный запрос в единицу времени самый большой, потребление организмом
кислорода незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счет
бескислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь кислородный
запрос организма удовлетворяется уже после работы, т.е. запрос во время
работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно: на протяжении
тех 10—20 с, в течение которых совершается работа, спортсмен либо не
дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после финиша дыхание его
еще долго усилено, в это время погашается кислородный долг. Из-за
кратковременности работы кровообращение не успевает усилиться, частота же
сердечных сокращений значительно возрастает к концу работы. Однако минутный
объем крови увеличивается ненамного, потому что не успевает вырасти
систолический объем сердца.
Зона субмаксимальной мощности. В мышцах протекают не только анаэробные
процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которого увеличивается к
концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность
дыхания также все время возрастает до самого конца работы. Процессы
аэробного окисления, хотя и возрастают на протяжении работы, все же отстают
от процессов бескислородного распада. Все время прогрессирует кислородная
задолженность
Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной мощности. В
крови происходят большие химические сдвиги.
К концу работы в зоне субмаксимальной мощности резко усиливается дыхание и
кровообращение, возникает большой кислородный долг и выраженные сдвиги в
кислотно-щелочном и водно-солевом равновесии крови. Возможно повышение
температуры крови на 1—2 градуса, что может влиять на состояние нервных
центров.
Зона большой мощности. Интенсивность дыхания и кровообращения успевает уже
в первые минуты работы возрасти до очень больших величин, которые
сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки,
однако они все же отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой
уровень потребления кислорода несколько отстает от кислородного запроса
организма, поэтому накопление кислородного долга все же происходит. К концу
работы он бывает значителен. Значительны и сдвиги в химизме крови и мочи.
Зона умеренной мощности. Это уже сверхдлинные дистанции. Работа умеренной
мощности характеризуется устойчивым состоянием, с чем связано усиление
дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и отсутствие
накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой работе
наблюдается значительный общий расход энергии, что уменьшает углеводные
ресурсы организма.
Итак, в результате повторных нагрузок определенной мощности на
тренировочных занятиях организм адаптируется к соответствующей работе
благодаря совершенствованию физиологических и биохимических процессов,
особенностей функционирования систем организма. Повышается КПД при
выполнении работы определенной мощности, повышается тренированность, растут
спортивные результаты.
Приложение

Развитие силы и силовой выносливости
Начинать занятие необходимо с медленного бега 2-3 мин и общеразвивающих
упражнений. Разогревшись можно приступить к тренировке
1. Лежа на спине, руки за головой, немного согнутые ноги закреплены.
Поднимая туловище, коснуться грудью коленей, опуская – коснуться
спиной пола (1х10-20)
2. Лежа на спине, руки закреплены над головой. Подъемы и опускания прямых
ног (1х10-20)
3. Подтягивание на перекладине, хват снизу. В 3-х подходах с максимальным
количеством повторений (МКП). Если подтянутся не удается, – положить
гимнастическую палку на спинки 2-х стульев, лечь на пол и, держась за
палку, подтягиваться, опираясь пятками о пол и держа туловище прямым.
4. отжимание в упоре на полу, руки немного шире плеч, туловище прямое
(3х10)
5. стоя, отягощение в опущенных руках, ладони вперед. Не отводя локти
назад, руки согнуть (3х10)
6. сидя на полу спиной к стулу, опереться ладонями о его край. Разгибание
рук (3х8)
7. Стоя, отягощение в опущенных руках. Подъемы рук в стороны вверх (2х8)
и вперед вверх (2х8)
8. Лежа вниз животом на скамейке, ноги закреплены, руки за головой.
Подъемы туловища назад вверх (3х6)
9. Стоя, ноги на ширине плеч, максимально согнуты в коленных суставах.
Подпрыгнуть как можно выше и мягко приземлиться в исходное
положение.(2х10)
10. стоя, под носки положен брусок высотой 3-5 см, руками держаться за
спинку стула. Подъемы на носки (2х15-20)
11. Лежа на спине, руки за головой, немного согнутые ноги закреплены.
Поднимая туловище, поочередно коснуться согнутым локтем левой руки
правой коленки, и наоборот (1х10-20)
12. Вис на перекладине. Подъем прямых ног вверх (2хМКП)
Заканчивать занятие рекомендуется медленным бегом в течение 2-5 мин и
упражнениями на гибкость.
Список использованной литературы

1. Физическая культура студента: Учебник/ Под ред. В. И. Ильинича.2001г.
2. Физическая культура: Учебное пособие/ Под ред. Коваленко В.А.. 2000г.
3. Энциклопедия здоровья. Молодость до ста лет. Белов В.И. 1993г.



Реферат на тему: Общая характеристика спорта фитнес
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Реферат на тему:
”Общая характеристика спорта фитнес”



Выполнил студент I курса I группы
медико-биологического факультета
Фомин А. Н.

Проверил:
Соловьёв М. Ю.



Архангельск 2003

-2-



Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Что такое фитнес ?…………………………………………...………….……4

2. Что предлагает современная фитнес-индустрия?…………………………..5

3. Предварительная подготовка и экипировка………………………………...5

4. Основные системы тренировок……………………………………………...5

5. Фитнес-диета………………………………………………………………….7

7. Список используемой литературы…………………………………………..9



-3-

Введение.
В настоящее время спорт стал всё больше входить в жизнь людей. Глубокое
изучение физиологии человека вносит в занятия спортом теоретические
обоснования. Тренировки продумываются таким образом, чтобы они наиболее
органично вписывались в общую жизнедеятельность организма человека. Занятия
стали не только руководствоваться принципом "не навреди", но и стремиться
принести наибольшую пользу человеку. Наверное, можно заметить, что одним из
теоретически наиболее обоснованных видов спорта сейчас становится фитнес.
Также нужно отметить, что фитнес - это тот вид спорта, который, кроме
физического удовольствия, приносит и моральное удовлетворение.



-4-

1. Что такое фитнес.
Слово «фитнес» пошло от английского «to be fit» соответствовать.
Перефразировка: быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В целом фитнес
можно охарактеризовать как физическую активность, интегрального плана,
целью которого является повышение способности организма к физическим
нагрузкам.

Фитнес является своеобразным симбиозом бодибилдинга и аэробики. Одним
словом фитнес - это укрепление организма с помощью физических упражнений,
идеологической основой которой является доступность занятий во всех смыслах
этого слова: от ценовой политики залов до режима их работы.

Безусловная победа и непреходящая популярность фитнеса обусловлены тем, что
занимающимся не предлагается изнурять себя тренировками и диетами. Фитнес
не утомляет - многие занимаются им по утрам, до работы, тонизируя свой
организм. Занятия фитнесом - это комплексное восстановление и поддержание
здоровья: рациональное питание, очищение организма и индивидуальные
программы физических нагрузок. Во многих европейских странах фитнес сегодня
является глобальной программой, направленной на укрепление здоровья нации.
Как отмечают профессионалы, точного ответа на вопрос: «Что такое фитнес?»
не существует: занимающиеся им не видят необходимости в юридической
точности определений. Просто фитнес дает каждому то, что он хочет.

Чаще всего занятия фитнесом проходят в специальных клубах под руководством
опытных инструкторов. Но это вовсе не обязательное условие. Фитнес – это
гораздо более широкое понятие, чем просто регулярное посещение фитнес-
клуба, оснащенного огромным количеством современного оборудования и
предлагающего десятки самых разных услуг (нужных и не очень). Если Вы
действительно хотите держаться в форме, то всегда найдете для себя разные
способы: ходить на лыжах, кататься на коньках или роликах, играть в
бадминтон, волейбол, футбол, просто бегать на школьном стадионе, плавать в
бассейне, - все это будет Вашим персональным фитнесом. Чем бы вы ни
занимались, главное – регулярность и получение удовольствия от того, что Вы
делаете. И тогда фитнес станет неотъемлемой частью Вашей жизни. Таким
образом, можно с уверенностью заявлять, что фитнес является образом

жизни, позволяющий сохранить и укрепить здоровье, уравновесить
эмоциональное состояние и совершенствовать физическую форму.

-5-

2. Что предлагает современная фитнес-индустрия?
Любой фитнес-клуб предоставляет комплекс услуг. Джентльменский набор
современного фитнес-клуба состоит из следующего (во время срока действия
членской карточки): неограниченное количество занятий аэробикой в группе,
неограниченное самостоятельное использование тренажерного зала, бассейна
(если он в клубе есть), сауны. Членство в фитнес-клубах можно приобрести на
срок от 3 или 6 месяцев, 1 год. Практически, можно пользоваться этими
услугами во все часы работы клуба. За отдельную плату можно воспользоваться

дополнительными услугами, количество которых зависит от уровня клуба и
может сильно разниться: персональные тренировки, массаж, косметолог,
парикмахер, салон красоты, SPA, и многое другое. Набор дополнительных услуг
уточняется непосредственно в клубе.
3. Экипировка и предварительная подготовка.
Сегодня в фитнес включены как силовые упражнения, так и классические
элементы аэробики. Нагрузка во время занятий приходится на крупные мышцы,
суставы, позвоночник и нижние конечности. В связи с этим для фитнеса
требуется специальная экипировка. Обязательным является наличие кроссовок,
которые увеличивают рессорную функцию стопы, и уменьшают нагрузку на
суставы. Одежда обязательно должна быть удобной и комфортной.

Перед тем, как приступить к занятиям фитнесом, необходимо
проконсультироваться по поводу нагрузок у лечащего врача. В некоторых
случаях целесообразно будет пройти предварительный фитнес-тест, который
поможет определить степень подготовленности начинающего фитнес-мена. В
настоящее время многие спортивные тренажёры сами автоматически проводят
этот тест, нужно только ввести свой пол и возраст. Данный тест не только
позволит правильно подобрать программу тренировок, но и поможет объективно
оценить успехи в данном спорте.

4. Основные системы тренировок.
Начать заниматься фитнесом можно с любым уровнем подготовки, и начинающий
спортсмен под руководством опытных инструкторов сможет подобрать те виды
тренировок, которые ему наиболее интересны (аэробика с элементами
единоборств, степ-хореография, йога и др.). Но в любом случае целью этих
тренировок будет поддержание превосходной физической формы.
Конечно, основными потребителями продуктов современной фитнес-индустрии
являются женщины. Думая о хорошей физической форме, они прежде всего
мечтают о том, чтобы убрать «ненужные» сантиметры в определённых участках
тела.
-6-

Современный фитнес практически каждый день добавляет в свой состав новые
виды программ, на основе которых опытные инструкторы помогут подобрать
индивидуальный план занятий. Только персональные тренировки дадут
максимальный результат.

Сегодня в мире существуют десятки различных систем. Из них можно выделить
те, которыми пользуются инструкторы почти во всём мире.
Одной из таких программ является система Пенни Прайс. Руководствуясь этой
программой, инструктор немало времени уделит первоначальному развитию
аэробной выносливости, так как занятия всегда длительны и требуют того,
чтобы мышцы могли выдерживать продолжительные нагрузки.
Система Пенни Прайс заключается в максимально возможном повторении
упражнений с лёгким и весами. В эту программу также обязательно входит езда
на велотренажёре и ходьба на беговой дорожке. В ходе занятия используется
степпер.
Тренируясь по этой программе, женщины уже через две недели чувствуют, что
их мышцы окрепли, через четыре-шесть недель изменения становятся заметны
окружающим. А наилучший возможный результат достигается уже через полгода,
после первой тренировки.

Другая известная система- система Моники Брандт «ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ».
Основу этой системы также составляют очень легкие отягощения, максимальное
число повторений и минимальный отдых между сетами - 15 секунд, не больше!
Новичкам лучше всего тренировать нижнюю часть тела четыре раза в неделю.
И делать по три сета на каждое упражнение. Чем больше лишнего веса
необходимо убрать, тем выше должно быть число повторений: 30 - оптимальный
вариант. И наоборот: предел для худощавых - 15 повторений. Для ягодиц
величайшее упражнение - выпады назад, так, чтобы колено опускалось вниз
строго за пяткой. Внутренние части бедер прорабатываются на тренажере для
приводящих. Если сводить бедра усилием коленей, а не лодыжек, упражнение
действует эффективнее.

Система Дебби Крак нужна тем женщинам, которые не хотят становиться
мужеподобными великаншами. Для получения плавных линий и окрепших мышц
автор советует использовать гантели вместо штанги.

Таким образом, практически все системы тренировок для женщин, которые не
собираются участвовать в фитнес-соревнованиях, а просто хотят укрепить свои
мышцы и развить выносливость, приобрести приятные глазу очертания,
заключаются в максимальном числе повторений упражнений с минимальным
утяжелением. В таких системах используют катаболическую методику.
-7-

Для тех же, кто хочет получить рельефную мускулатуру, программы абсолютно
противоположны: используя максимально возможное утяжеление,
спортсмен делает минимальное полезное число повторений. Эта методика
является анаболической, то есть направленной на создание органических
веществ для наращивания мышечной массы.

Существует мнение, что фитнес- спорт для женщин. Современный фитнес
универсален. Но для мужчин предлагается делать упор на бодибилдинг, не
забывая при этом о том, что необходимы также общеукрепляющие упражнения и
развитие выносливости.

5. Фитнес-диета.
Все тренировочные программы не принесут полезного эффекта без специальной
диеты. Даже при усиленных катаболических тренировках тело остается покрытым
слоем жира, если женщина не соблюдала диету. Хорошо подобранная
тренировочная программа и правильная система питания позволяют женщине
избавляться от двух процентов жира ежемесячно - до тех пор, пока не будет
достигнута поставленная цель.
Для начала надо сказать, что фитнес-диета предполагает 5-ти разовое
питание. При калорийности около 1500-1600 калорий в день подобная диета
обеспечивает безопасную потерю веса.
Питание должно основываться на тех продуктах, которые содержат мало жиров,
больше углеводов и белка. При соблюдении диеты нужно пить до 2-х литров
жидкости в день. Увеличение веса в это время говорит не о накоплении жира,
а о наращивании мышечной массы.
Если нет возможности питаться строго по диете, необходимо подсчитывать
употребляемые калории и выбирать меню соответственно таблице калорийности,
стараясь есть наименее жирную пищу.
Не следует делать слишком больших перерывов в питании, они способствуют
жировым отложениям!
Во время занятий фитнесом необходимо также поддерживать организм
витаминами. Не стоит забывать об овощах.
Такая диета подразумевает регулярные тренировки!

Следует заметить, что все молочные продукты обязательно должны быть
обезжиренными. Говядина, курятина, индейка, рыба, морепродукты - вареные
или тушеные (в крайнем случае, если нет возможности есть дома, гриль).
Следить нужно также и за количеством съеденных фруктов, предпочтение
следует отдавать цитрусовым и зеленым яблокам. Рис желательно употреблять
коричневый, соки - натуральные.

-8-

Вопреки всеобщим предрассудкам по поводу различных биодобавок, при занятиях
фитнесом целесообразно принимать добавки, включающие необходимые
незаменимые аминокислоты.



-9-

Список используемой литературы:

1. http://www.dilemma.ru/

2. http://www.women.ru/

3. http://www.fitness.ru/

4. http://www.planetafitness.ru/





Новинки рефератов ::

Реферат: Экономика производства кормовых культур в полевых условиях (Сельское хозяйство)


Реферат: Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы (История)


Реферат: Билеты по литературе 11 класс (Литература : русская)


Реферат: Государственная поддержка семьи в России (Социология)


Реферат: Шпаргалки (Гражданское право и процесс)


Реферат: Народные выступления, возмущения, заговоры в Англии в период Реставрации Стюартов (История)


Реферат: Наследственные заболевания человека (Биология)


Реферат: Power Point (Программирование)


Реферат: Система управления базами данных ACCESS (Программирование)


Реферат: Оборудование производства ИУ (Технология)


Реферат: Древняя история (История)


Реферат: Договор энергоснабжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Портативный радиоприёмник средних волн (Радиоэлектроника)


Реферат: Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению (Педагогика)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 1 (Религия)


Реферат: Особенности правового развития лизинга в России (Предпринимательство)


Реферат: Рэстек (Менеджмент)


Реферат: Влияние технологических добавок на структуру и свойства резин (Химия)


Реферат: Ливонская война (История)


Реферат: Кран козловой ПТМ 00.000.ПЗ. (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист