GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Меценатская деятельность в среде российских предпринимателей (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Меценатская деятельность в среде российских предпринимателей (Право)



Новосибирская Государственная Академия
Экономики и Управления



Меценатская деятельность

в среде российских предпринимателей



Реферат подготовила
студентка II курса
группы Ю-92:
Лисичкина К.В.



Новосибирск – 2001г.



План:
1. Введение…………………………………………………………..1
2. Морозовы………………………………………………………….2
3. Третьяковы………………………………………………………..4
4. Бахрушины………………………………………………………..5
5. Найденовы………………………………………………………...6
6. Щукины……………………………………………………………7
7. Заключение………………………………………………………..9
8.Список литературы……………………………………………….



Введение.
Неотъемлемой частью жизни российского торгово-промышленного класса
была благородная культурная деятельность, покровительственное отношение
к науке и искусству. Этому святому делу отдали дань представители
купеческого сословия. Для иных из них деятельность на этом поприще была
истинным подвижничеством, а не средством утоления мелкого тщеславия, тем
паче наживы. Пожалуй, эта сфера деятельности – одна из самых славных
страниц в истории российского купечества, которую не смогли зачеркнуть
все годы коммунистического режима. Только она облагораживает облик в
целом инфантильной русской буржуазии, не сумевшей избежать грядущей
социальной катастрофы.
Для подтверждения этого утверждения можно привести слова одного из
признанных во всем мире деятеле в области театра – К.С. Алексеева-
Станиславского:
«Я жил в такое время, - пишет он, - когда в области искусства,
науки, эстетики началось большое оживление. Как известно, в Москве этому
немало способствовало тогдашнее молодое купечество, которое впервые
вышло на арену русской жизни и, наряду со своими торгово-промышленными
делами, вплотную заинтересовалось искусством».
В московском купеческом родословии было два с половиной десятка
семей, которые нужно поставить на самых верхах генеалогической лестницы.
Это были те, которые занимали почетное положение в народнохозяйственной
жизни и помнили о своих ближних: помогали страждущим и неимущим и
откликались на культурные и просветительные потребности. Все эти семьи
можно разделить на несколько категорий.
На первом месте надо поставить пять семей, которые из рода в род
сохраняли значительное влияние, либо в промышленности, либо в торговле,
постоянно участвовали в общественной – профессионально-торговой и
городской деятельности и своей жертвенностью или созданием культурно-
просветительных учреждений обессмертили свое имя. Это были Морозовы,
Бахрушины, Найденовы, Третьяковы и Щукины.
Во вторую группу нужно отнести семьи, которые также играли
выдающуюся роль, но которые к моменту революции сошли с первого плана,
либо отсутствием ярких представителей, что для этой группы особо
характерно, либо выходом из купеческого клана и переходом в дворянство.
Это были семьи Прохоровых, Алексеевых, Шелапутиных, Куманиных,
Солдатенковых, Якунчиковых. Далее надо поставить семьи, в прошлом
занимавшие самые первые места, но бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в
другие области общественной или культурной жизни. Таковыми были семьи
Хлудовых, Мамонтовых, Боткиных, Мазуриных и Абрикосовых. Следующую
группу составляют семьи, которые в последние годы были более известны
общественной деятельностью их представителей, чем своей коммерческой
активностью. Это Крестовниковы, Гучковы, Вишняковы, Рукавишниковы,
Коноваловы.
В заключении можно привести характеристику этой части московского
купечества, какую дает ей В.В. Стасов в своей известной статье,
посвященной П.М. Третьякову и его галерее. Он свидетельствует, что в
течение первой половины настоящего столетия выросла иная порода людей
купеческой семьи, у которых, невзирая на богатство, всегда было мало
охоты до пиров, до всякого жуирства и нелепого прожигания жизни, но у
которых была вместо того великая потребность в жизни интеллектуальной,
было влечение ко всему научному и художественному. И вот эти люди ищут
себе постоянных товарищей и знакомых в среде интеллигентной, истинно
образованной и талантливой, проводят много времени с писателями и
художниками, интересуются созданиями литературы, науки и искусства. Одни
из них накопляют в своем доме богатые собрания книг и рукописей, другие
– не менее богатые коллекции картин и всяких художественных
произведений. Одни сами становятся писателями, другие – людьми науки,
третьи – художниками и музыкантами, четвертые заводят типографский
станок и печатают целые библиотеки хороших книг, пятые создают публичные
галереи, куда открывают доступ всем желающим. И всегда, во всем стоит у
них на первом месте общественное благо, забота о пользе всему народу.
Я хочу рассмотреть жизнь и меценатскую деятельность наиболее
известных пяти семей: Морозовых, Бахрушиных, Найденовых, Третьяковых и
Щукиных.



1. Морозовы.
С именем Морозовых связуется представление о влиянии и расцвете
московской купеческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько
самостоятельных и ставших различными ветвей, всегда сохраняла
значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде
благотворительных и культурных начинаний. Диапазон культурной
деятельности был чрезвычайно велик. Он захватывал и «Русские ведомости»,
и философское московское общество, и Художественный театр, и музей
французской живописи, и клиники на Девичьем поле.
Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу
двадцатого века насчитывалось пять поколений, одинаково активно
принимавших участие и в промышленности, и в общественности. Были,
конечно, проявления и упадка, но в общем эта семья сохраняла долго свое
руководящее влияние.
Основателем морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов,
начавший свою деятельность вначале XIX века, после московского пожара,
когда сгорел ряд прежних московских фабрик. С этого времени под влиянием
благоприятного таможенного тарифа начался подъем в хлопчатобумажной
промышленности.
У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар,
Абрам и Иван. Тимофей Саввич был основателем одной из первых морозовских
мануфактур – Никольской. Он тратил немало средств на разные культурные
начинания, в частности на издательство, которое он осуществил с помощью
своего зятя, профессора Ф.Г. Карпова. У Тимофея Саввича было два сына и
три дочери – Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра
Тимофеевны. Сергей Тимофеевич дожил до глубокой старости и умер в
эмиграции. Ему принадлежала честь создания в Москве Кустарного музея в
Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного
искусства.
У Саввы Тимофеевича было четверо детей: Мария, Елена, Тимофей и
Савва Саввичи. Мария Саввишна занималась благотворительностью, была очень
добрая, но какая-то странная, видимо не совсем нормальная: любила
выступать на благотворительных вечерах в балетных танцах. У Марии
Саввишны это дело не ладилось. Над ней добродушно подсмеивались и
называли «Мария Саввишна, Вчерашна Давишна».
Савва Тимофеевич был человеком разносторонним и многим
интересовался. Он сыграл большую роль в судьбе Художественного театра.
Для создания нового театра, цели и задачи которого сильно отличались от
всех тогда действовавших, нужны были значительные средства, которых у
инициаторов этого дела Станиславского и Немировича-Данченко просто не
было. Городская дума на их просьбу не откликнулась. Богатейшие люди
Москвы отделались небольшими суммами, что давало им право занимать место
в первых рядах партера и щеголять перед всей Москвой своей
благотворительностью. Всех этих средств явно было не достаточно для
театра, который, с весьма умеренными ценами на билеты. Один С. Морозов
сразу же внес 10 тысяч рублей. Всего в первый год существования театра
он истратил на него 60 тысяч рублей. Постепенно его пожертвования стали
для театра главным источником поступления средств. Причем следует
отметить, что С. Морозов старался не выпячивать свою роль в судьбе
театра. Он всячески старался сохранить коллективную форму его
финансирования, убеждал других предпринимателей вносить свои деньги,
хотя их скромные пожертвования существенной роли не играли.
Однако недоброжелатели все-таки не преминули упрекнуть С. Морозова
за его увлечение театром, а руководителей театра – за получение денежной
помощи от известного фабриканта. Так, признанный король фельетонистов,
театральный критик и редактор газеты «Русское слово» В. Дорошевич
напечатал статью «Искусство на содержании», осуждавшую и театр и
помогающего ему «ситцевого фабриканта». Не обращая внимания на подобные
мелочные уколы, Савва Морозов в апреле 1902 г. собственноручно занялся
реконструкцией театра. Он лично наблюдал за стройкой, вникал во все
детали и даже часто оставался ночевать здесь же, в театре, хотя совсем
недалеко находился его роскошный особняк. М. Горький описал весьма
характерную сцену, как, «стоя на сцене с рулеткой в руках, в сюртуке,
выпачканном известью, Морозов, пиная ногой какую-то раму, досадно
говорил столярам: «Разве это работа». Он и сам пилил, забивал, красил и
даже разработал особую технику световых сценических эффектов.
Им были заказаны за границей многие новейшие технические
приспособления для сцены и усовершенствованное электрическое
оборудование. Всего строительство обошлось Морозову в 300 тысяч рублей.
Общие его расходы на Художественный театр в 1898 – 1903 годах
приблизились к полумиллиону рублей. Хотя он весной 1904 г. отошел от
прямого участия в делах Художественного театра, но свой паевой взнос
оставил. С признательностью писал о нем Станиславский в 1910 г., что
Морозов не только поддержал театр материально, но и встал в ряды его
деятелей, не боясь самой трудной, неблагодарной и черной работы. Вот как
о нем вспоминает Станиславский:
«Несмотря на художественный успех театра, материальная сторона его
шла неудовлетворительно. Дефицит рос с каждым месяцем. Приходилось
собирать пайщиков дела для того, чтобы просить их повторять свои взносы.
К сожалению, большинству это оказалось не по средствам…
…Но и на этот раз добрая судьба позаботилась о нас, заблаговременно
заготовив нам спасителя.
…Еще в первый год существования театра на один из спектаклей
«Федора», случайно заехал Савва Тимофеевич Морозов. Этому замечательному
человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль
мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить
искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и
личной выгоды. С.Т. Морозов просмотрел спектакль и решил, что нашему
театру надо помочь. И вот теперь этому представился случай.
Неожиданно для всех он приехал на описываемое заседание и предложил
пайщикам продать ему все паи. Соглашение состоялось и с того времени
фактическими владельцами дела стали только три лица: С.Т. Морозов, Вл.
Ив. Немирович-Данченко и я. Морозов финансировал театр и взял на себя всю
хозяйственную часть. Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все
свободное время… Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной
преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу…»
Не менее положительную характеристику дает хорошо его знавший В.И.
Немирович-Данченко в своих воспоминаниях «Из прошлого»:
«Среди московских купеческих фамилий, - пишет он, - династия
Морозовых была самая выдающаяся. Савва Тимофеевич был ее представителем.
Большой энергии и большой воли. Не преувеличивал, говоря о себе: если кто
станет на моей дороге, перейду и не сморгну. Держал себя чрезвычайно
независимо… Знал вкус и цену простоте, которая дороже роскоши… Силу
капитализма понимал в широком государственном масштабе».
В свое время в Москве очень много говорили об участии С.Т. Морозова
в революционном движении, приведшем в конце концов С.Т. к самоубийству.
На революционное движение он давал значительные суммы. Когда же в 1905 г.
разразилась первая революция и потом резкая реакция, - что-то произошло в
его психике и он застрелился. Это случилось в Ницце.
Семьей Морозовых было создано много благотворительных учреждений, в
частности университетские клиники. Самым значительным был институт для
лечения раковых опухолей при Московском университете. Про эту клинику
Рябушинский говорил. Что она представляла собой целый город. Далее были
университетские психиатрические клиники, детская больница имени В.Е.
Морозова, городской родильный дом имени С.Т. Морозова, богадельня имени
Д.А. Морозова. В.А. Морозовой было устроено ее имени начальное
ремесленное училище и С.Т. Морозовым – музей кустарных изделий. Наконец,
Морозовыми был сооружен прядильно-ткацкий корпус при Московском
техническом училище и организована соответствующая кафедра по
текстильному делу.


2. Третьяковы.
Одно из почетных мест в истории меценатского движения в России
принадлежит П. Третьякову, с заслугами которого перед отечественной
культурой была вынуждена считаться Советская власть, оставив прежнее
название основанной им галереи, а именно Третьяковской. Довольно редкое
явление в годы коммунистической диктатуры. Тогда из топонимики
изгонялось буквально все, что напоминало о прошлом режиме, а новые
хозяева страны сражу же стремились увековечить себя не только в бронзе и
граните, но и в названиях архитектурных памятников и учреждений культуры,
к созданию которых они не имели никакого отношения.
Третьяковы происходили из старого, но небогатого купеческого рода.
В сущности история рода Третьяковых сводится к жизнеописанию двух
братьев, Павла и Сергея Михайловичей. Не часто бывает так, чтобы имена
двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными. При жизни их
связывала подлинная родственная любовь и дружба. В вечности они живут как
создатели галереи имени братьев Павла и Сергея Третьяковых.
Оба брата продолжали отцовское дело, сначала торговое, потом
промышленное. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура
льняных изделий. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался
коренным русским товаром. Славянофильствующие экономисты, вроде всегда
восхваляли лен и противопоставляли его иноземному «американскому» хлопку.
Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, но все-
таки эта семья никогда не считалась одной самых богатых, хотя при
создании своей знаменитой галереи Павел Михайлович тратил огромные
средства, может быть, несколько в ущерб благосостоянию своей собственной
семьи.
Оба брата усердно занимались своими промышленными делами, но это не
мешало им уделять немало времени и иной деятельности: оба они широко
занимались благотворительностью, в частности ими было создано весьма
ценное в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Было и
другое: Сергей Михайлович много работал по городскому самоуправлению, был
городским головой. Павел Михайлович целиком отдал себя собиранию картин.
Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович собирал как
любитель; Павел Михайлович видел в этом своего рода миссию, возложенную
на него Провидением.
П.М. Третьяков начал свою благородную деятельность в 1859 г. с
приобретения 9 художественных полотен на Сухаревском рынке, а в 1892 г.
он передал свое собрание великолепных картин русских и иностранных
мастеров вместе с построенным для их хранения зданием городу Москве.
Тогда же исполнилось самое заветное желание П. Третьякова, которому он
посвятил всю свою жизнь. Подводя итоги своей деятельности на склоне лет,
он писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы
нажитое от общества вернулось бы также к обществу в каких-либо полезных
учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь». Передачу
галереи городу П.М. хотел произвести, возможно, более тихо, без всякого
шума, не желая быть в центре общего внимания и объектом благодарности.
Ему это не удалось, и он очень был недоволен. Его особенно огорчил
собранный в Москве съезд художников, на который он не пошел, и статья
В.В. Стасова в «Русской старине». Эта статья появилась в декабрьской
книжке 1893г. и произвела большое впечатление. В ней впервые было
обрисовано то значение, которое имело третьяковское собирательство картин
для развития русского искусства, и в частности живописи. Вот как
характеризовал Стасов Третьякова как собирателя:
«С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он
почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую,
из одного маленького голландского, итальянского и немецкого городка в
другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И
все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться
всего более о русской школе.
От этого его картинная галерея была так похожа на другие русские
наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат
знаний, соображений, строго взвешивания и, всего более, глубокой любви к
своему дорогому делу. Крамской писал ему в 1874 г.: «Меня очень занимает,
во все время знакомства с вами, один вопрос: каким это образом мог
образоваться в вас такой истинный любитель искусства. Я очень хорошо
знаю, что любить разумом очень трудно».
Создание художественной галереи не было единственным общественно
значимым делом в жизни П.М. Третьякова. Он был знаком и дружен со
многими деятелями искусства, оказывал материальную поддержку членам
товарищества передвижных выставок, занимался широкой благотворительной
деятельностью. Но созданная им галерея сохранила навек его имя в
благодарной памяти потомков.


3. Бахрушины.
У Бахрушиных в крови было два свойства: коллекционерство и
благотворительность.
Из коллекционеров были известны Алексей Петрович и Алексей
Александрович. Первый собирал русскую старину и, главным образом книги.
Его коллекция в свое время была подробно описана. По духовному
завещанию, библиотеку он оставил Румянцевскому музею, а фарфор и
старинные вещи – Историческому, где были две залы его имени. Про него
говорили, что он страшно скуп, так как «ходит каждое воскресенье на
Сухаревку и торгуется как еврей». Но всякий коллекционер знает, что
самое приятное – это самому разыскать подлинно ценную вещь, о
достоинстве коей другие не подозревали.
Театральный музей Алексея Александровича – это единственное в мире
богатейшее собрание всего, что имело какое-либо отношение к театру. А.А.
был большим любителем театра, долгое время председательствовал в
Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах.
Он был человек очень интересный и несколько взбалмошный. Когда он
был в духе и сам показывал свои коллекции, было чрезвычайно поучительно.

Коллекционерствовал и брат его, Сергей Александрович. Это был
большой оригинал. Вставал он обычно в три часа пополудни и ехал в амбар,
где состоял кассиром суконного склада. Приезжал он, когда уже запирали.
Был большим поклонником балета и балерин. В балете его всегда можно было
встретить. Собирал он гравюры, табакерки и картины. В частности, у него
было большое количество картин Врубеля. Женат он не был.
Бахрушиных в Москве иногда называли «профессиональными
благотворителями». И было за что. В их семье был обычай: по окончании
каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятен, отделять ту
или иную сумму на дела благотворения. Еще при жизни старших
представителей семьи были выстроены и содержались за их счет:
Бахрушинская городская больница, Дом бесплатных квартир, приют и колония
для беспризорных, Ремесленное училище для мальчиков, Дом для престарелых
артистов. В Зарайске были богадельня имени Бахрушиных.
И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города –
честь весьма редкая. Они легко могли получить дворянство – сами не
хотели. Только Алексей Александрович, за переделку Музея Академии наук,
получил генеральский чин.


4. Найденовы.
Самым выдающимся представителем семьи Найденовых был Николай
Александрович. В течение долгих лет он занимал одно из самых первых мест
в московской общественности и работал в разных направлениях. В течение
25 с лишним лет он был председателем Московского биржевого комитета,
который в ту пору был единственной промышленной организацией Московского
района. Громадный рост текстильной, в особенности хлопчатобумажной,
индустрии, имевший место в те годы, в значительной степени был облегчен
деятельностью Биржевого комитета, и в этом отношении заслуги его
председателя были значительны и несомненны. Именно в период возглавления
им московской торгово-промышленной общественности у Биржевого комитета
создался тот престиж, который внешне выявлялся в том, что новоназченный
руководитель финансового ведомства долгом своим почитал приезжать в
Москву и представляться Московскому купечеству.
Помимо биржи Н.А. уделял немало внимания и работе в Московском
купеческом обществе. Но здесь по преимуществу он работал в другой
области. Вместе со своим другом, известным русским историком И.Е.
Забелиным, он взял инициативу собрать и напечатать архивные документы,
которые могли бы служить источником для истории московского купечества,
а именно – ревизские, окладные, переписные книги, общественные приговоры
и прочие. Найденовская инициатива встретила живой отклик среди выборных
купеческого общества: в восьмидесятых годах было издано 9 томов,
заключающих данные десяти ревизий (первая – в 20-х годах XVIII века, при
Петре Великом, десятая – при Александре II, в 1857 г.). Кроме того,
вышло несколько дополнительных томов, содержащих переписные книги XVII
века, окладную книгу 1798 года и другие документы.
Изданием материалов для Московского купечества не исчерпывается
забота Найденова об опубликовании исторических документов. Им лично уже
были собраны, переведены и напечатаны многочисленные извлечения из
описаний «Московии», содержащиеся в различных трудах иностранцев,
приезжавших туда в XVI – XVIII веках. Главным образом были напечатаны
карты, планы и гравюры, которые мало кому были известны. Все это
составило 4 или 5 сборников.
Но самым примечательным памятником, оставленным Н.А., было издание,
посвященное московским церквям. В ту же примерно эпоху по его инициативе
и на его средства были сняты фотографии большого альбомного размера всех
московских церквей. Подлинник – фотографии – составлял 6 больших
альбомов. С подлинника были перепечатки, с литографиями и коротким
текстом.
Вот как описывает Н.А. Найденова В.П. Рябушинский, хорошо его
знавший:
«Значение и авторитет Н.А. в Москве, были тогда очень велики.
Маленький, живой, огненный – таким он живет у меня в памяти; не таков
казенный тип московского купца, а кто мог быть им более чем Н.А. Так все
в Москве: напишешь какое-нибудь правило, а потом самым характерным
явлением – исключение. Как в грамматике. Н.А. делал свое купеческое
ремесло, и хорошо делал, но главное его занятие было общественное
служение…
Жило в нем большое купеческое самосознание, но без классового
эгоизма. Выросло оно на почве любви к родному городу, к его истории,
традициям, быту. Очень поучительно читать у Забелина, как молодой
гласный Московской думы отстаивал ассигновки на издание материалов для
истории Москвы.
Что-то общее чувствуется в мелком канцеляристе Забелине, будущем
докторе русской истории, и в купеческом сыне Найденове, будущем главе
московского купечества».
Александра Герасимова Найденова – одна из самых крупных московских
домовладелец – была также одной самых больших благотворительниц. Яузское
попечительство о бедных так и называлось «Найденовским». Она была
большим знатоком русского фарфора, и дом ее на Покровском бульваре был
как бы маленьким музеем.


5. Щукины.
Семья Щукиных отличалась от других тем, что ее представители
получили известность не только в России и не за свои деяния в России –
Третьяковскую галерею знают во всем мире, но Щукины внесли крупный вклад
в западноевропейскую культуру.
Иван Васильевич Щукин был подлинным основателем «щукинской
династии». При нем их фирма и его семья заняли то первенствующее место в
торгово-промышленной Москве, которое они с той поры неукоснительно
занимали.
Иван Васильевич был, несомненно, один из самых гениальных русских
торгово-промышленных деятелей. Его престиж и влияние в Москве были
чрезвычайно велики. И вовсе не из-за его богатства. В Москве тогда было
много богатых людей, может быть, даже богаче Щукиных, но которые далеко
не пользовались тем почетом, который приходился на долю Щукиных.
Щукинская фирма была одной из самых уважаемых в Москве.
И.В. Щукина подробно описал в своих воспоминаниях его сын Петр
Иванович. Вот как он говорит в своих воспоминаниях о своем отце:
«Отец вел очень деятельную жизнь. Как человек уже пожилой, он
ложился спать рано и вставал тоже рано; в театрах отец обыкновенно не
досиживал до конца представления, и в ложах московского Большого театра,
где имеется комнатка с диваном, обыкновенно засыпал во время итальянской
оперы, несмотря на то, что очень ее любил. По утрам из всей нашей семьи
вставал раньше всех отец. Перед тем, как спуститься в столовую, пить
кофей в халате и туфлях, отец вызывал к себе повара Егора…
Отец любил красное вино и был большим его знатоком. Шампанское он
не переносил. Сладкое варенье еще посыпал сахаром…
Отец был сильный брюнет, но с годами волосы на голове и бороде
стали у него седеть, только одни брови, которые были у него чрезвычайно
густые, оставались черными. У отца были такие выразительные глаза, что
от одного его взгляда дети моментально переставали реветь; взгляд отца
действовал и на взрослых; говорил он всегда очень громко, все равно было
ли это дома, в гостях или на улице. Даже за границей говорил на улице
так громко, что прохожие оборачивались; речь у него была ясная и
выразительная. Вот два его характерных выражения: об одном мужчине, у
которого было много волос на голове, отец сказал, что «у него волос на
три добрых драки». Об одном горьком пьянице отец выразился так: «Пьет
запоем, да еще каждый день пьян».
Из сыновей Ивана Васильевича самыми известными были Петр, Сергей и
Иван Ивановичи.
Петр Иванович, автор воспоминаний, таких ценных для Москвы, был
одним из самых известных коллекционеров русской старины. Он отличался от
других тем, что не только собирал, но и популяризировал собранные им
сокровища. Им было составлено подробное описание его музея, а самые
интересные документы из его коллекции он полностью перепечатывал в
издаваемом им «Щукинском сборнике». Вышло 10 томов этого сборника и,
кроме того, три тома бумаг, относящихся к Отечественной войне 1812 года,
его коллекции были переданы в Исторический музей в Москве; за его также
сделали «генералом».
Сергей Иванович занимает место совершенно исключительное среди
русских – и московских – самородков-коллекционеров. Собирал он картины
современной французской живописи – Гоген, Ван Гог, Матисс, часть их
предшественников – Ренуар, Сезанн, Монэ, Дега – находятся в Москве – и у
Щукина, и, в меньшей степени, у Ивана Абрамовича Морозова.
В Щукинской коллекции замечательно то, что Сергей Иванович показал
картины того или иного мастера в то время, когда он не был признан,
когда над ним смеялись и никто не считал его гением. Покупал он картины
за грош, не по своей скаредности, и на по желанию прижать или притеснить
художника, но потому, что картины его не продавались и цены на них не
было.
Но как бы то ни было, щукинское собрание стало изумительным по
своей ценности музеем новой французской живописи, которому не было
равного ни в Европе, ни в самой Франции.
Сергей Иванович обладал исключительным даром распознавать подлинные
художественные ценности и видел их еще тогда, когда окружающие их не
замечали. Это дало ему возможность создать свое изумительное собрание,
что и сотворило ему всеевропейскую славу. Когда в эмиграции он
обосновался в Париже, то крупнейший торговец картинами просил его
«начать кого-нибудь собирать». Он предлагал ему дать безвозмездно дать
большое количество картин того или иного художника, с тем, что они
смогут официально заявить, что картины этого художника собирает Щукин.
Он заверил Сергея Ивановича, что в этом деле нет никакого элемента
«благотворительности» и что они не проиграют, а заработают. Сергей
Иванович на это не пошел, но сказал, что если бы он мог собирать, то
собирал бы Рауля Дюфи.
Есть и другой пример отношения С.И. к своему «собирательству», к
тому, как он смотрел на творимое им дело. В конце 20-х годов, в связи с
попыткой Советского правительства реализовать за границей русские
художественные ценности, начались процессы о собственности на эти
предметы искусства. Много говорили о процессе, начатом госпожой Палей,
урожденной Карпович, морганатической женой вел. кн. Павла
Александровича. Говорили также и о том, что С.И. Щукин собирается
судебным порядком вызволить свои коллекции. Он всегда заикался, а когда
его спрашивали об этом, начинал заикаться еще больше и говорил: «Я
собирал не только и не столько для, а для своей страны и своего народа.
Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Сергей Иванович очень много путешествовал, был в Египте,
странствовал по пустыне, организовав для этого особый караван; он
говорил, что это было одно из самых сильных воспоминаний в его жизни.
Он был женат два раза. От первого брака у него было три сына -
Иван, Григорий и Сергей, и дочь Екатерина. Два сына Григорий и Сергей,
трагически покончили с собой в молодом возрасте. От второго брак – дочь,
Ирина.
Иван Сергеевич окончил филологический факультет, был учеником
профессора Ключевского. По инициативе И.С., Сергей Иванович выстроил
Психологический институт при Московском университете. В эмиграции Иван
Сергеевич переменил специальность: он блестяще защитил диссертацию на
степень доктора Сорбонны по истории восточных искусств – Персии и Индии
– и, будучи французским гражданином, работал в области археологических
раскопок где-то в восточных странах.
Говоря о щукинской семье, нужно вспомнить еще младшего брата Сергея
Ивановича – Ивана Ивановича. Он не участвовал в Торговом доме, был
выделен и проживал в Париже. Он собирал русские книги, главным образом
по истории русской религиозной мысли. Был близок с русской эмиграцией, в
частности с М.М. Ковалевским, и когда существовала Высшая школа
социальных наук, читал там лекции. Как многие из Щукиных, он был человек
очень одаренный и интересный. У него постоянно собирались его друзья из
русских интеллигентов Парижа. В конце его жизни его материальное
положение пришло в расстройство и, на почве материальных затруднений, он
наложил на себя руки. Его библиотека была приобретена Школой восточных
языков и является наилучшим русским книгохранилищем Парижа.


Заключение.
Однако приводимые яркие примеры меценатской деятельности лучших
представителей торгово-промышленных кругов России лишь оттеняют главное,
а именно, что этот класс в целом мало интересовало то, что лежало вне
сферы их деловых интересов и не могло принести реальной прибыли. А
многие из них и состояния-то свои сколачивали именно на ниве русской
культуры, считая ее достойной сферой приложения капитала. К такого рода
дельцам можно отнести известного книгоиздателя, по сути монополиста в
области бумагопечатной продукции И. Сытина. Начав с продажи календарей,
он со временем превратился в крупнейшего книгоиздателя России. И хотя
его деятельность безусловно была полезной для общества, она все же была
лишена всяких альтруистических побуждений и движима своекорыстным
предпринимательским расчетом. Также вряд ли можно считать меценатской
деятельностью коллекционирование предметов искусства, чем занимались
многие русские купцы и фабриканты.
Особенно была известна и знаменита коллекция современной
французской живописи купца С. Щукина, которая при Советской власти
составила весомую часть художественной экспозиции Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и петербургского Эрмитажа.
С. Морозов, прожив совсем недолгую жизнь, оставил после себя память
не только как меценат, но и как щедрый филантроп. Он помогал как
конкретным лицам, так и целым учреждениям и организациям. Пожертвования
эти были нередко весьма значительными. Он дал несколько десятков тысяч
рублей на строительство родильного приюта при Староекатерининской
больнице (ныне Московский областной научно-исследовательский клинический
институт имени М.Ф. Владимирова), десять тысяч рублей – «на дело
призрения душевнобольных в Москве». Другая не менее яркая
представительница морозовской династии, фактическая владелица
товарищества Тверской мануфактуры, Варвара Алексеевна, твердо
придерживалась принципа, что жертвовать надо исключительно на то, лечить
или учить народ. Верная этому принципу, она на свои средства построила
первую раковую клинику на Девичьем поле, богадельню и школу в Твери.
Довольно значительные пожертвования во благо ближнему делал самый
знаменитый российский меценат П. Третьяков. Он пожертвовал средства на
устройство работ для нищих в городском рабочем доме, для учреждения
стипендий в московских мещанском училище и училище глухонемых. Как
высоконравственный человек, П. Третьяков никогда не выставлял свои
пожертвования напоказ и не любил никаких чествований по этому поводу.
Особенно большую заботу он проявлял по улучшению условий труда и
быта на вверенной ему фабрике товарищества Ново-Костромской льняной
мануфактуры. Под его влиянием здесь были устроены образцовая школа,
больница, родильный приют, ясли и потребительское общество. В конце XIX
века это предприятие считалось одним из самых передовых и
благоустроенных в России.
В современной России традиции меценатства и филантропии оживают в
благотворительной деятельности нового поколения российских
предпринимателей. Правда, деятельность эта пока носит ограниченный
характер, ей не хватает дореволюционного размаха и широты. Может быть,
это связано с общими трудностями, которые переживает становящиеся на
ноги частное предпринимательство. Да и само состояние гражданской и
духовной жизни общества пока не располагает к благотворительности, хотя
яркие примеры меценатства и филантропии имеются уже и сейчас.



Список литературы:


. Боткина А.П., «П.М. Третьяков в жизни и искусстве», М., 1993г.
. Бурышкин П.А., «Москва купеческая», М., 1991г.
. Сущенко В.А., «История российского предпринимательства», учебник для
ВУЗов, Ростов-на-Дону, 1997г.







Реферат на тему: Монархия, республика и их виды

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ

Дисциплина: конституционное право зарубежных стран



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4



Студентка: Криницы на Анастасия

Александровна, 1 курс



г.Березники
2001

П Л А Н


1. Монархия как форма правления.

2. Виды монархии в зарубежных странах.

3. Республика как форма правления.

4. Виды республики в зарубежных странах.



Монархия как форма правления.

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть
наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному
усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему
дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.
Указанные положения характеризуют современную монархию, однако в течении
многих веков исторический опыт множества государств породил больше
разнообразие монархий, которое трудно охватить единой выверенной формулой.
Термин «монархия» греческого происхождения («монос» - один, «архе» -
власть) и означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и
исключения. Например, в Спарте существовало два царя, Полибий называет
властвование двух консулов в древнем Риме монархией, и наоборот, истории
известны случаи, когда лица, именовавшиеся монархами, не имели фактически
их полномочий – царский период Рима. Реальные монархии на первых порах были
сильно ограничены народными собраниями или собраниями старейшин. Монархию
связывали лишь с исполнением военных функций, позднее жреческих, судебных.
Наследственность в то время еще не стала существенным атрибутом монархии,
более важными выступали личные качества монарха. В период феодализма
институт монархии отличался особой разработанностью, поскольку был связан с
крупной земельной собственностью, испытывал влияние раздробленности или
довольно жестокое ограничение сословно-представительными собраниями.
В современном понимании монархия – это власть наследуемая. Эта власть
нередко обожествляемая (монарх - помазанник божий). В Японии Император до
1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу. Ныне божественное
происхождение власти монарха мало кого волнует.
Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда со
всей четкостью проявляется отличие монархии от республиканской формы
правления, вырабатываются важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная,
неограниченная и монархия конституционная , ограниченная уже парламентом.
Во главе государства находиться монарх, который пользуется своей
властью по наследству, хотя возможны варианты когда началу той или иной
монархической династии кладут выборы. Чаще приход к власти был через
насилие, изредка приглашение. Из этого исходит и большинство действующих
конституций монархических государств.
Согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Император является символом
государства и единства народа, его статус определяется волей народа,
которому принадлежит суверенная власть». Символом единства и постоянства
государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.
Монарх приобретает свою власть по принципу крови, наследуя ее по
собственному праву. Он не несет никакой юридической ответственности за свои
политические действия. В руках главы такого государства сосредоточена вся
полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником
всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут
приобретать силу закона. Монарх находиться во главе исполнительной власти,
от его имени вершиться правосудие, ему принадлежит право помилования.
На международной арене в сношениях с другими государствами монарх
пользуется титулом (князя, герцога, короля, царя, императора) получает
значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую
охрану личности.
Надо отметить то, что не во всех монархиях монархи имеют одинаковые
права и полномочия. Это зависит от вида монархии.
В некоторых монархиях глава государства является одновременно
религиозной главой.



Виды монархии в зарубежных странах.

История и современность знают разные виды монархий. Они в
значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их
возникновения и функционирования.
На современном этапе развития общества и государства монархии бывают
– абсолютная, дуалистическая, парламентская.
Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего
феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки
индустриального.
Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточивается вся
полнота государственной власти. Он сам издает законы, непосредственно
руководит административной деятельностью или назначает для этого
правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по
крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические,
религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере
присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх
не наделил их какими-то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия –чрезвычайная редкость.
Примером таких государств является Саудовская Аравия, Оман. Такие
государства даже могут иметь октроированные «конституции», однако эти акты
не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают
власть монарха.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными
лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не
безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем
совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не
обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от
престола.
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а
государственный режим именуется абсолютизмом.
Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или
конституционной, монархии. Здесь возникает или уже развивается разделение
властей, видно отделение законодательной власти от исполнительной.
Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который
избирается подданными или определенной их частью. Исполнительная власть
принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или
через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но
может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно
урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом
абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.
Монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более
высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически
дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска
парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в
1989 году.
Правительство, если такое есть, за свою деятельность несет
ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.
Последний может воздействовать на правительство, только используя свое
право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот может использоваться
лишь раз в году, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством
и через него – с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска
парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен
авторитарный политический режим. Государственный же режим может
характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия
есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества
и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом
и его окружением.
Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в
высокоразвитых государствах, где переход от аграрного стоя к
индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних
институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к
новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада,
Австралия и другие государства).
Здесь существует развитое разделение властей при признании принципа
верховенство парламента над исполнительной властью, демократический или по
крайней мере либеральный политический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое
обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или
его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначить главой
правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате)
большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством
располагающей.
Монарх при данной форме правления царствует, но не правит. Правом
вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему
принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право
по указанию правительства. Как правило, монарх лишен возможности
действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно
подготавливаются правительством и скрепляются его главой или
соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым
глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный
акт монарха, так как сам монарх неответственен (в Великобритании это
выражается принципом «Король не может быть неправ»). Ст. 4 Конституции
Японии предусматривает, что Император осуществляет только такие действия,
относящиеся к делам государства, которые предусмотрены конституцией.
Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая
ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою
деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в
доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в
отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается
правом правительств предложить монарху распустить парламент и назначить
новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной
властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате
выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же
избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется
соответствующим, а правительство будет сменено.
Изложенная система отношений между монархом, парламентом и
правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Этот
государственный режим действует при условии, что в парламенте ни одна
политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может
сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно
существует в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась в Японии ст. 41
Конституции предусматривает, что парламент является высшим органом
государственной власти и единственным законодательным органом государства.
. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это
правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между
партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Иногда
стоит какой-либо партии отозвать своих полномочных представителей из
правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте
(нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
Напротив, в станах, где существует двухпалатная система
(Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной
доминирующей партией (Япония 1955-1993 гг.) и правительства в принципе
однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и
правительством практически превращается в свою противоположность.
Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако на
деле правительство, которое состоит из лидеров партий, обладающей а
парламенте большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует
работу парламента. Такой государственный режим получил название системы
кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной
монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и
министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающих стран к числу парламентарных монархий относится
Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь
приходиться констатировать наличие дуалистического государственного режима.
Особая разновидность монархии – выборная (или избирательная),
сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует в
Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет –
особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в
Малазийскую федерацию.

Республика как форма правления.

Республика (от латинского res publica – общественное дело) – это
такая форма правления, при которой глава государства (например президент)
избирается народом или специальной избирательной коллегией. Законодательная
власть принадлежит выборному представительному органу парламенту.
Большинство стран современного мира являются республиками.
В отличии от монархии при республиканской форме правления
единственным источником власти по закону является народное большинство.
Само происхождение термина республика связано с народом. «Respublica est
res populi», - подчеркивал Цицерон, считая государство – делом народа.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции
лишь с принятием Конституции 1875 года после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и Сан-Марино имеют эту форму правления изначально.
Большинство же современных европейских республик обрели ее после военных и
революционных потрясений ХХ века, связанных прежде всего с мировыми
войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба
бывших колоний против монархических метрополий также, как правило,
порождало республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и Азии
распад колониальной системы в середине ХХ века привел, за единичным
исключением, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика - наиболее демократическая
форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти,
любого высшего ее органа, включая главу государства. В конечном счете
основывается не мандате народа.
Существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся
нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора или
группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или
оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это
происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное
должностное лицо (президент, премьер-министр) захватывает принадлежащие ему
по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по
истечении срока полномочий. Так поступили А.Гитлер в Германии в 1933 году,
«черные полковники» в Греции в 1967 году, А.Пиночет в Чили в 1973 году.
Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают
ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же «черные
полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии
стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной
монархии некоторые республики Тропической Африки, где, несмотря на наличие
парламента, формально независимых судов, власть президента практически
неограниченна (так называемые монократические республики). Смена
президентов происходит здесь обычно лишь в результате их смерти или
военного переворота, но не как в следствии всеобщих выборов. Перевыборы же
на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к
примеру, до недавнего времени Президент вообще считался находящимся в
должности пожизненно. «Социалистические» республики служили и служат
прикрытием единоличной диктатуры генерального секретаря компартии или
групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный
секретарь может при этом занимать должность президента или/ и премьер-
министра, а может не занимать никакой государственной должности,
осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое
время делал И.В. Сталин.

Виды республик в зарубежных странах.

Известно несколько видов республик: дуалистическая (президентская),
парламентарная и смешанная (полупрезидентская).
На выбор формы правления оказывают влияние ряд факторов, но
определяющим здесь должны быть долговременные интересы стабильности
государства, а не сиюминутные политические проблемы и та или иная
расстановка сил.
Парламентарная республика. К этой форме правления относиться
сказанное немногим выше о парламентарной монархии, кроме, естественно,
главы государства.
Вместо слабого монарха здесь есть слабый президент, который
избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей на
ряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или
региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия,
которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики,
осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы
или министра констрассигнует акты президента.
Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной
монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом.
Ответственность здесь часто солидарная: недоверие одному члену
правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства.
Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента
распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике так же возможны два государственных
режима - парламентарный и министериальный.
Чисто парламентских республик не так уж много. К ним относиться
Германия, Венгрия, Индия, Чехия и некоторые другие страны. В тех странах,
где многопартийность обуславливает действие парламентарного
государственного режима, следствием этого являются частые правительственные
кризисы.
Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней
фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию
на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При
неразвитости партийной системы даже малочисленные партии могут предстать
частью парламентской коалиции большинства. Это может оказаться не менее
пагубным, чем тупик во взаимоотношениях исполнительной и законодательной
власти.
Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в
состоянии создать простое парламентское большинство, то есть эффективность
и стабильность парламентских форм правления зависит от характера
политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий
и структура партийной системы в немалой степени определяются способом
избрания законодательной, то есть мажоритарной или пропорциональной
системой.
Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления
немного напоминает дуалистическую монархию, но имеет весьма существенные
отличия от нее.
Достоинство президентской формы правления заключается прежде всего в
том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие
общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом
принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия
одному лицу, которое может осуществлять полномочия в чрезвычайных
обстоятельствах. Президентская система правления обеспечивает большую
степень политической стабильности.
Глава государства в президентской республике получает свои полномочия
в результате избрания на известных срок. Срок нахождения в должности в
разных республиках различный: ст. II раздел 1 Конституции США 1788 года
предусматривает срок полномочий президента 4 года. Ст. 85 Конституции
Италии 1947 года предусматривает, что этот срок равен семи годам, также как
и во Франции[1].
Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а
взаимоотношения между ветвями власти стояться на базе принципа так
называемых сдержек и противовесов. Это проявляется в следующем.
И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике
получает свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной
власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции
с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа
обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как
и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с
согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из
политического лица кандидатов, а из компетентности и моральных качеств.
Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной
власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его
работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности
исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент
не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей
деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Тем не
менее парламент и правительство вынуждены сотрудничать, так как ни одна из
ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение
парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так
называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц
допущены серьезные правонарушения).
Сдержки и противовесы проявляются в частности, в том, что президент
может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на
принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления
которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах
парламента. В свою очередь верхняя палата парламента может
воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того,
ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом
международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность
актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение
правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Государственный режим при такой форме правления – только
дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного
парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества
государственного режима это не меняет.
Президентская форма правления не является безупречной. Во-первых, в
отличии от парламентской формы правления, она таит в себе возможности
трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и
провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего особенно
возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежит к
различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент
всегда находится над партийной борьбой и политикантсвом лоббистов, могут не
иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской
и президентской формами правления может означать выбор между единым, но
нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом
двух властей.
Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента.
Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. На первое место по
значимости выходит мето

Новинки рефератов ::

Реферат: Возникновение театра в Древней Греции (Культурология)


Реферат: Консульские привилегии и иммунитеты (Международное публичное право)


Реферат: Клетка (Биология)


Реферат: Английская буржуазная революция и её роль в развитии парламентаризма (История)


Реферат: Алгоритмы и методы компоновки, размещения и трассировки радиоэлектронной аппаратуры (Радиоэлектроника)


Реферат: Ламаизм (Религия)


Реферат: Культурное развитие Византии (История)


Реферат: Социальная жизнь (Социология)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Авторские преобразования (Литература : русская)


Реферат: Агрессия как социально-психологический феномен (Психология)


Реферат: Российский феномен педагогического новаторства (Педагогика)


Реферат: Решение проблемы механизации садоводства и виноградарства (Сельское хозяйство)


Реферат: Учет основных средств в бюджетных учреждениях (Бухгалтерский учет)


Реферат: Лідерство, вплив та влада (Менеджмент)


Реферат: Протокол HDLC (Программирование)


Реферат: Распылительные сушилки (Химия)


Реферат: Проект производственного комплекса базы МСУ (Транспорт)


Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Стилистические фигуры и тропы (Литература)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист