GeoSELECT.ru



Биология / Реферат: Основные понятия о памяти (Биология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные понятия о памяти (Биология)



Вступление

Восприятие, память, мышление, воображение, как познавательные процессы
входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает
ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку
намечать заранее цели, цели и содержание предстоящей деятельности,
проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение,
предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду
уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов,
ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он
является, тем большими возможностями он обладает.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных
действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт,
состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них
обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного
познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно
такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение.
Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или
менее сложном единстве с речью, кроме того, они являются волевыми
операциями.
В данной работе мне хотелось бы подробнее остановиться на
характеристике памяти, как одного их психических процессов.

1. Определение памяти
"Память - это процессы организации и сохранения прошлого опыта,
делающего возможным его повторное использование в деятельности или
возвращение в сферу сознания."[1] Память связывает прошлое человека с его
настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.

2. Исследования памяти
имеют междисциплинарный характер, т.к. в различных формах она встречается
на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения
индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.
Работы немецкого психолога Г. Эбингауза в конце прошлого века положили
начало экспериментальному изучению памяти. В своих опытах на себе наметил
количественные законы заучивания, удерживания и воспроизведения
последовательностей, состоящих из бессмысленных слогов. В дальнейшем этот
подход был продолжен в бихевиористских исследованиях.
Почти одновременно началось изучение памяти на сложный осмысленный
материал. В начале 20 века французский философ А.Бергсон противопоставил
"Памяти привычке", которая формируется в результате механического
повторения, "Память духа", фиксирующую осмысленные единичные события
биографии субъекта.
Гештальтпсихология подчеркивала роль организации материала при запоминании.
В психоанализе была предпринята попытка объяснения явлений забывания
"вытеснением" неприятных, травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Английский психолог Ф. Бартлетт показал сложный реконструктивный характер
процесса припоминания рассказов и зависимость его от существующих в данной
среде культурных норм. Значение социокультурных факторов в формировании
высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и
французский социолог М. Хальбвакс. В России эта концепция получила свое
дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших
функций человека, разработанной Л.С. Выготским и его ближайшими учениками
А.Н. Леонтьевым и Л.С. Лурией. А.Н. Леонтьев выделил этапы фило- и
онтогенетического развития памяти человека, ее постепенного превращения из
"натуральной" (непосредственной) в "культурную"
(опосредствованную). Нейропсихологические исследования, проведенные А.Р.
Лурией и под его руководством, позволили описать физиологические механизмы
памяти, показать роль лобных долей коры головного мозга человека в
регуляции высших мнемических процессов.
П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности
процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Они детально
исследовали зависимость непроизвольного и произвольного запоминания от
организации практической деятельности и от других условий, в которых
происходит запоминание или воспроизведение информации человеком. В своих
исследованиях А.А. Смирнов показал, что действия лучше запоминаются, чем
мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с
преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.
Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-
логическая - иногда описываются как этапы такого развития (П.П. Блонский,
Дж. Брунер, Ж. Пиаже). Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике
локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Р. Сперри) позволил установить факт
преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга (у
правшей) со словесно-логическими способами запоминания, а в правом
полушарии - с наглядно-образными.
Много интересных фактов, касающихся памяти человека, было установлено
в русле исследований, авторы которых руководствовались гешталытеорией
памяти. Один из них был открыт Б. В. Зейгарник и получил название эффект
Зейгарник.
Этот эффект состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и
позволить одни из них довести до конца, а другие прервать незавершенными,
то оказывается, что испытуемые впоследствии почти в два раза чаще
вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
Объясняется данное явление следующим образом. При получении задания у
испытуемого возникает потребность его выполнить. Эта потребность полностью
реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если
оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая
влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных
заданий.
Проведя соответствующие эксперименты, Б.В. Зейгарник отметила еще один
любопытный факт: " Преобладание незавершенных заданий выражается не
только в числе удержанных заданий, но также в той последовательности, в
которой испытуемый называет задания при опросе, В первую очередь испытуемые
перечисляют незавершенные задания."[2] Из этого замечания можно сделать
вывод, что человек непроизвольно удерживает в памяти и в первую очередь
воспроизводит то, что отвечает наиболее актуальным, действующим в данный
момент и не вполне удовлетворенным его потребностям

3.Виды памяти

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти.
Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по
преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения
материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и
долговременную память, а иногда и промежуточный вариант - оперативную. Во
втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, словесно-
логической и других видах памяти.

Схема I



Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала
ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени.
Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения
информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным
сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить
то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти,
где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было
воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти
оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не
находятся в сфере актуального сознания.
При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко
требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно
связано с волей.
Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется
поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего
времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет
необходимости.
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между
кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в
течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время
иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.
Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости
точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании
двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах
деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм
движений.
Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием,
т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть"
отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная
память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно
важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников,
конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность
к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и
воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе
представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима
музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий
ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо
доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно
передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного
материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники,
преподаватели.
Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она
участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в
человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана
прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные
эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный
срок.
Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная,
обонятельная, вкусовая.
Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в
запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и
произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и
воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых
усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической
задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение
материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам
процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.
В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей,
имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и
способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических
способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако
большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая
тесное единство процессов памяти и мышления.

Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2
единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он
характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в
течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой
механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления
в процесс запоминания.
С особенностями кратковременной памяти, обусловленными
ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно
проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема
кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично
вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например,
в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо
другое.
Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный
объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит
перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.
Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование
долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней
отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе
говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра,
который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно
осуществляя в ней строгий отбор.
Одно из главных свойств кратковременной памяти состоит в том, что этот
вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это
условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что
прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в кратковременной
памяти необходимо сохранение активности, направленной на запоминание, без
отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.
В самом термине "кратковременная память" закреплен внешний, временной
параметр явления безотносительно к тому, как оно связано с деятельностью
индивида, с ее целями и мотивами. Однако и здесь надо иметь в виду связь
временного параметра событий с их значимостью для организма. Длительность
события сама по себе уже значима для памяти, потому что в длительном
(повторяющемся) воздействии как бы заложена возможность повторения в
будущем, что требует к нему большей готовности. В этом консолидацию следов
можно рассматривать как своеобразную оценку значимости данного материла для
осуществления предстоящих жизненно важных целей. Однако влияние самого по
себе временного фактора не безгранично: лишенное смысла длительное
повторение раздражителя вызывает лишь защитное торможение, а не перевод его
в долговременную память.
Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают,
что два вида памяти - кратковременная и долговременная - действительно
существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении,
которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном на недавно
происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели
место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с
нарушением памяти, -антероградной амнезии - сохранной остается и
кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает
способность ввода новой информации в долговременную память. Вместе с тем
оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система.
Схема 2



На рисунке схематически представлена одна из концепций, показывающая
совместную работу кратковременной памяти и долговременной памяти,
разработанная американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином.

Характеристика долговременной памяти

В соответствии с вышеупомянутой теорией Р. Аткинсона и Р. Шифрина
долговременная память представляется практически неограниченный по объему,
но ограниченной по возможности произвольного припоминания хранящихся в ней
сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище
долговременной памяти, необходимо, чтобы над ней была произведена
определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной
памяти.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и
долговременной памяти работают практически параллельно. Например, когда
человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо
превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно
или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала,
которая облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь
предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому
опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий,
способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу
смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Перевод информации из кратковременной в долговременную память обычно
вызывает затруднения, так как, для того чтобы это сделать, нужно осмыслить
и определенным образом структурировать, связать в воображении новые
сведения с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти. В отличие от
кратковременной памяти в долговременной этот процесс не является ни
слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном
придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового
значения.
Таким образом, долговременная память имеет смысловую организацию. Этот
факт особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда, прослушав или
прочитав длинный текст, просмотрев фильм или книгу, мы надолго запоминаем
смысл воспринятого, может передать его собственными словами. Иногда - чаще
всего в тех случаях, когда единицы запоминаемого материала трудно осмыслить
(например, иностранные слова, беспорядочные наборы букв или цифр), - мы
решаем проблему их запоминания за счет искусственного включения их в
смысловые связи с другими известными словами и через них благодаря
сохранившемуся в памяти смыслу удерживаем и то, что отдельно осмысленно
запомнить трудно.
Существенную роль в долговременной памяти играет речь. То, что мы
можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что
может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова
не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а
являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а
понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то
такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше
мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся зрительно его
представить, тем лучше и прочнее он запоминается.
Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее
продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть
найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В
этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем
тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои
особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью,
объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал ранее не был как
следует запомнен, сколько тем, что к нему затруднен доступ. Плохая память
человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания
как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с
тем, что в нужный момент времени у нас под рукой просто может не оказаться
необходимого стимула-средства для припоминания.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем
для запоминания, чем более они доступны для нас в нужный момент времени,
тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают
вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой
информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических
условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание
соответствующего материала.
Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы правильно
организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную (выражаемую в
небольшом наборе смыслов) структуру, тем легче она потом припоминается.
Организация запоминаемого материала способствует его лучшему
воспроизведению потому, что она облегчает последующий поиск воспроизведению
потому, что она облегчает последующий поиск необходимой информации в
"кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных,
экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату.
Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение
одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными
совсем с другим материалом. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда
одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями, и
их появление в сознании порождает одновременное припоминание
конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место
тогда, когда вместо одного материала заучивается другой, особенно на той
стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно
хорошо усвоен учащимися, например когда запоминаются слова иностранного
языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти (и уже
забыты для кратковременной), а другие в это же время только начинают
изучаться.
На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в
зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных
переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях,
оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем
об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатлениями мы
лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими.
Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а
отрицательные препятствуют.
Эмоциональные состоянию, сопровождающие процесс запоминания, являются
частью запечатлений в памяти ситуаций; поэтому, когда они воспроизводятся,
то по ассоциации с ними возникает в представлениях и вся ситуация, а
припоминание существенно облегчается. Опытным путем было доказано, что если
в момент запоминания материала человек находился в приподнятом или
подавленном настроении, то искусственное восстановление у него
соответствующих эмоциональных состояний при припоминании улучшает память.

4. Процессы памяти

При выделении различных видов памяти имеются в виду некоторые
устойчивые свойства и стороны, характеризующие память независимо от какую
конкретную функцию выполняет она в деятельности: закрепления, сохранения
или актуализации материала. Например, в делении памяти на двигательную,
эмоциональную, образную и словесно-логическую отразилась такая ее сторона,
как форма (образ, слово и т.д.), в которой осуществляется и запоминание, и
сохранение, и воспроизведение материала.
Но, кроме видов памяти, выделяют еще процессы памяти. При этом в
качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые
памятью в жизни и деятельности. К процесса памяти относятся:

Таблица 1

|Процессы памяти |Краткая характеристика |
|запоминание |- это процесс памяти, в результате |
| |которого происходит закрепление |
| |нового путем связывания его с |
| |приобретенным ранее. |
| |Различаются: |
| |кратковременное и долговременное |
| |произвольное и непроизвольное |
|воспроизведение (актуализация, |- процесс памяти, в результате |
|возобновление) |которого происходит актуализация |
| |закрепленного ранее содержания |
| |психики путем извлечения его из |
| |долговременной памяти. |
| |Внутри процесса воспроизведения |
| |можно выделить его различные виды: |
| |узнавание, собственно |
| |воспроизведение (произвольное и |
| |непроизвольное), припоминание. |
| |Особое место занимает воспоминания -|
| |историческая память личности |
|сохранение |- определяется степенью участия |
| |материала в деятельности личности. |
| |Процент сохранения заученного |
| |материала после определенного |
| |отрезка времени находится в обратно |
| |пропорциональном отношении к |
| |объекту этого материала при условии |
| |количественно и качественно |
| |одинаковой работы с ним |
|забывание материала |- зависит от времени. Это впервые |
| |экспериментально установил нем6ецкий|
| |психолог Эббингауз, который показал,|
| |что забывание особо интенсивно |
| |протекает после заучивания, а затем |
| |замедляется. Чем более осознан |
| |материал, тем медленнее он |
| |забывается. Имеет избирательный |
| |характер. Устойчиво значимый |
| |материал забывается медленнее |

В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с
деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных
(мнемических) действий.

5, Пути практического воздействия на память человека и ее совершенствование
В настоящее время разработано и на практике используется немалое
количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с
целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания,
другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи
базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека
способности осмыслить и структурировать запоминаемый материал, пятые - на
приобретении и активном использовании в процессах запоминания и
воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти
методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и
подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами
человека и его практической деятельность,
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его
понимание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут
оказаться полезными и для запоминания.
Доказано, что воображением человека можно управлять. При наличии
продуманных и систематических упражнений человеку становится легче
представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо
зрительно представить положительно влияет на способность к запоминанию, то
приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат
совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода
информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог
бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него
отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более
активном использовании при запоминании и воспроизведении материала
образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и
надолго, рекомендуется в отношении запоминаемого материала выполнить
следующую последовательность действий:
1. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легко
представляемым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-
нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет
вспомнить запоминаемое.
2. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым способом
друг с другом в единый предмет.
3. Мысленно на секунду представить себе, как будет выглядеть этот
составленный из двух других, придуманный, необычный предмет.
Этих трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный
момент вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям
оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и
остается там надолго.
Следует иметь в виду еще один прием, основанный на формировании
ассоциаций. Чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним
вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих
ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал. Поэтому, если необходимо
как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-
нибудь иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить
перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: что это мне
напоминает? На что это похоже?
Ф.Бартлетт[3] рекомендует для лучшего запоминания материала повторять
его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае, как он
считает, запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет
смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня
накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше
внимание. Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению
памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что
любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят человеку, а еще лучше,
когда он сам их для себя адаптирует или придумывает, исходя из сложившегося
жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.
-----------------------
[1] Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.
- М: Политиздат, 1990
[2] Зейгарник Б.В. Воспроизведение незавершенных и завершенных
действий./Хрестоматия по общей психологии: психология памяти. - М., 1979
[3] Барлетт Ф. «Человек запоминает»/Христоматия по общей психологии:
Психология памяти. М., 1979

-----------------------
Кратковременная память

Оперативная память

Долговременная память

Перевод
(перекодирование)

Долговременная память

Кратковременная память

Входящая информация

Вытеснение






Реферат на тему: Основные принципы исследования особенностей проявления биомеханических пар метров подъема штанги тяжелоатлетами


Матвеев Е. Е.



Реферат на тему:

Основные принципы исследования
особенностей проявления
биомеханических параметров подъёма
штанги тяжелоатлетами



1997
Содержание


1. Введение 3
2. Теория подъема штанги тяжелоатлетами 5
3. Зависимость траектории движения штанги от квалификации спортсмена.
17
4. Принципы исследования биомеханических параметров подъема штанги и
использование результатов при тренировках
20
Литература 23
1. Введение
Постоянный рост спортивных достижений и все более обостряющаяся
конкуренция за высшие титулы на мировой спортивной арене обусловливают
необходимость поиска дополнительных резервов повышения уровня технического
мастерства тяжелоатлетов.
Рост спортивных результатов в тяжелой атлетике чаще всего
достигается путем увеличения объема тренировочных нагрузок. Однако,
повышение объемов тренировочных нагрузок не может быть беспредельным.
Одним из перспективных аспектов совершенствования двигательных
действий тяжелоатлетов является использование тренажерных устройств (Ю. Т.
Черкесов, 1974). Но тренажеры в тренировочном процессе тяжелоатлетов
используются недостаточно широко в связи с тем, что, с одной стороны, их
конструктивные недостатки ограничивают диапазон их применения в решении
педагогических задач, а, с другой, рассмотренные тренажеры для
совершенствования движений тяжелоатлетов обладают одним общим недостатком -
они не позволяют получить текущую информацию о параметрах движения системы
" атлет-штанга " непосредственно в ходе выполнения упражнения.
Эффективность использования возможностей срочной информации
определяется в значительной степени способом регистрации и видом в котором
эта информация попадает к спортсмену. Использование достижений
микроэлектроники расширило возможности в регистрации и обработке данных
характеризующих тренировочный процесс. Вместе с тем, чем проще вид
представляемой информации, тем меньше времени необходимо для ее осмысления
и применения для нужд тренировочного процесса. В связи с этим разработка
тренировочных тренажерных устройств реализующих задачи обучения и
совершенствования спортивной техники соревновательных упражнений на основе
текущей срочной информации используемой непосредственно в ходе выполнения
движения представляется актуальным.
2. Теория подъема штанги тяжелоатлетами
Техника выполнения тяжелоатлетических упражнений достаточно сложна
прежде всего с точки зрения координационной структуры мышечных
взаимодействий, необходимости в кратчайшие отрезки времени осуществлять
значительные изменения в движении, которое продолжается в пределах одной
или нескольких секунд. В данном реферате анализируются пространственные
параметры движения штанги в рывке и толчке, а, также, основные принципы
изучения этих параметров с помощью компьютера для совершенствования
мастерства спортсменов-тяжелоатлетов.
Наиболее сложным соревновательным упражнением в тяжелой атлетике
является классический толчок (А. Т. Иванов, 1975). Это упражнение
усложняется еще тем, что оно выполняется спортсменом в состоянии некоторого
утомления, вызванного выполнением рывка. В результате происходят частые
срывы на соревнованиях при выполнении подъемов на грудь и от груди.
При выполнении классического толчка следует отметить, что на подъем
штанги от груди тяжелоатлет затрачивает больше нервно-психической энергии,
чем на выполнение первой части упражнения - подъема штанги на грудь.
Поэтому очень часто у спортсмена удачно взявшего штангу на грудь при
подъеме ее от груди происходит срыв.
В последние годы многими авторами было доказано, что параметры
движения в технике классических упражнений связаны с весом штанги,
квалификацией спортсмена, весовой категорией и особенностями его
телосложения. Подобные сведения, получаемые о разных биомеханических
характеристиках движения атлета и штанги, выявление методов и средств, с
помощью которых эти показатели можно изменить более ускоренно в желательном
направлении, облегчают процесс усвоения занимающимися рациональных
эффективных действий, что ускоряет рост спортивных результатов.
Траектория движения штанги в классических упражнениях является
одной из наиболее информативных характеристик об эффективности двигательных
действий тяжелоатлетов и изучение оптимальности проявления пространственных
параметров движения штанги представляется актуальным.
Использование знаний об оптимальных параметрах движения штанги в
соревновательных упражнениях в учебно-тренировочном процессе способствует
повышению результативности тренировок спортсменов-тяжелоатлетов.
К 1 типу траектории движения штанги относится такая, которая после
момента отделения дисков штанги от помоста в начале приближается к
спортсмену в первой фазе тяги, затем пересекает вертикальную линию,
проведенную через точку начала движения штанги, удаляясь от вертикали во
второй фазе тяги, и вторично пересекает вертикальную линию .
Ко 2 типу принадлежит траектория движения грифа штанги, которая
вначале (как и в первом случае) приближается к спортсмену на максимальную
величину в момент начала подведения коленей под гриф, во второй фазе тяги
приближается к вертикали, но не пересекает ее и заканчивается "крючком"
определенной ширины . Главное отличие в данном случае в разной величине
удаления траектории относительно вертикали во второй фазе тяги. Второй тип
траектории нельзя отнести к рациональной технике, так, как на завершающем
этапе выполнения упражнения плечи резко уходят назад, особенно в последнем
варианте и тем самым не используется в должной мере самая мощная группа
мышц, участвующих в разгибании тазобедренных суставов.
К третьему типу отнесена траектория, которая в момент отрыва штанги
от помоста начинает удаляться от спортсмена (от вертикали), затем
пересекает вертикаль, приближаясь к спортсмену в первой фазе тяги, затем
удаляется от него вторично пересекает вертикаль и заканчивается "крючком"
определенной ширины . Этот тип траектории характеризуется тем, что в
стартовом положении гриф штанги располагается близко к голеностопным
суставам, отчего начальное движение имеет направление от атлета.
Искривление траекторий в момент наибольшего приближения грифа
штанги к спортсмену в первой фазе тяги зависит от расположения плеч во
время подъема штанги . Чем дальше они выведены вперед и чем ближе находится
гриф штанги во время подрыва, тем значительней искривление. Кроме того,
имеет значение рост спортсмена; чем они выше, тем возможны большие при
прочих равных условиях горизонтальные смещения траектории в рассматриваемых
фазах.
Существуют разновидности траектории, которые могут быть во второй
фазе после пересечения траекторией вертикали:
а) траектория пересекает вертикаль и поднимается строго вверх по
прямой;
б) пересекает вертикаль, траектория поднимается по дугообразной
линии;
в) траектория не пересекает вертикальную линию. Наиболее
рациональная траектория в первом случае. Самый нерациональный способ подъем
штанги (в) - плечи рано отошли назад.
Выделяют три основные разновидности "крючков" различие по ширине
"крючка" и месту положения высшей точки траектории:
а) высшая точка траектории совпадает с вертикалью,
б) высшая точка находится слева от вертикали,
в) высшая точка находится справа от вертикали.
Наиболее рациональным является следующее положение: горизонтальное
смещение системы "атлет-штанга" минимально, и основные усилия спортсмен
направляет на подъем штанги. В случае (б) плечи впереди, в случае (в) -
сзади. В обоих случаях надо затрачивать дополнительные усилия для
сохранения равновесия тела и окончательного фиксирования веса. Чем меньше
"крючок", тем меньше горизонтальное смещение и тем лучше возможность для
успешного завершения упражнения.
Существуют разновидности траектории, которые могут иметь место в
толчке штанги от груди после пересечения траекторией вертикали:
а) траектория пересекает вертикаль и поднимается строго вверх по
прямой;
б) пересекая вертикаль,траектория поднимается по дугообразной
линии;
в) траектория не пересекает вертикальную линию. Наиболее
рациональная траектория в первом случае. Самый нерациональный способ
подъема штанги (в) - плечи рано отошли назад.
Оптимальная траектория в толчке штанги от груди - это такая, когда
предварительный подсед выполняется с очень небольшим смещением вперед.
Выталкивание выполняется почти по вертикальной линии.
Относительная высота подъема штанги - информативный показатель,
характеризующий изменения техники выполнения упражнений. Относительная
высота подъема штанги при совершенствовании спортивного мастерства не
остается постоянной, а уменьшается в каждой ростовой группе. Уменьшение
относительной высоты подъема штанги - качественное улучшение техники.
Определено, что наиболее выгодной траекторией подъема штанги от груди
является вертикальная. Оптимальная глубина полуприседа перед толчком
снаряда вверх составляет в среднем 10% от роста спортсмена.
Горизонтальные смещения зависят от смещения веса спортсмена и
штанги. Чем больше вес штанги и меньше вес атлета, тем больше должна
искривляться траектория снаряда в первой фазе и меньше во второй, и
наоборот. Индивидуальные особенности технического мастерства можно
определять по таким показателям, как величина отклонения от вертикали
траектории движения штанги во второй фазе в рывке и при подъеме на грудь.
Во время выполнения толчка наиболее предпочтительна такая
траектория движения штанги, когда во время предварительного приседания она
смещается на атлета. Во время амортизации штанга движется на 8-14 см вниз и
на 1-3 см назад, описывая "крючок".
В. П. Агудин (1972) отмечает, что у атлетов, хорошо владеющих
техникой рывка и толчка, траектория подъема штанги динамически устойчива. У
атлетов же, имеющих недостатки в технике подъема штанги они значительно
разнятся. В. П. Агудин указывает, также, на зависимость траектории подъема
штанги от величины веса отягощения, роста спортсмена, квалификации, но не
анализирует причины вариативности отдельных элементов техники.
А. Н. Воробьев (1977) отмечает, что в первой фазе подъема изменение
траектории должно происходить в таких пределах, чтобы обеспечивалось
максимальное сближение проекций Ц.Т. штанги и спортсмена. В подрыве эта
величина определяется смещением О.Ц.Т. системы "атлет-штанга" в направлении
на носки. Средние величины отклонения от вертикальной линии следующие: в
первой фазе подъема штанга должна приближаться к спортсмену на 6-8 см, в
подрыве отходить от него на 10-12 см, то есть в первой фазе подъема она
должна отойти назад от вертикальной линии на 6-8 см, во второй же фазе -
быть впереди этой линии на 3-4 см. Далее автор подчеркивает, что наиболее
рациональным оказывается путь, во время которого штанга в начале движения,
в первой фазе (до уровня коленей) приближается к атлету на расстояние от 4
до 20 см больше. Подчеркивается, также, что с уменьшением веса штанги
траектория все больше удаляется от спортсмена.
Л. Н. Соколов (1981) отмечает, что квалифицированные атлеты
поднимают штангу по S - образной линии. В первой фазе - "вверх-назад", во
второй - "вверх-вперед", а в фазе подседа - в направлении "назад";
заканчивается траектория "петлей" в направлении "назад-вперед". Далее
подчеркивается, что привести точные количественные величины отклонения
штанги от вертикали невозможно, так как эти величины непостоянны. Они
зависят от соотношения веса спортсмена и штанги, чем больше отклонения от
вертикали в первой фазе, тем меньше эти отклонения в подрыве. Далее даются
ориентировочные цифровые данные: отклонение от вертикали на себя в первой
фазе - 6-8 см, во второй фазе - 3-4 см.
Р. А. Роман считает, что величина приближения штанги к спортсмену в
первой фазе тяги рывка и толчка равна в среднем в рывке от 4 до 10 см и
более. Значительные индивидуальные различия в положении штанги в момент
наибольшего приближения к спортсмену в первой фазе тяги зависят от
анатомических особенностей спортсмена и стиля выполнения упражнения.
Наиболее значимые показатели траектории движения штанги: расстояние
от вертикали в 1 и 2 фазах, расстояние от вертикали до высшей точки
траектории, максимальная высота подъема, высота, на которой происходит
наибольшее приближение грифа к спортсмену в первой фазе тяги.
Чем больше рост атлета, тем больше штанга должна приближаться на
атлета. Так в рывке атлетов ростом 150 см штанга приближается к спортсмену
в среднем на 4 см, 170 - на 8 см, 190 см - на 12 см.
В толчке штанга приближается несколько меньше, чем в рывке: у
атлетов ростом 150 см - 3 см, 190 см - 10 см. При выполнении второй фазы
штанга смещается вперед относительно плюснефаланговых суставов у атлетов до
150 см
Высота подъема штанги в рывке составляет 68-70 % от роста атлета (в
срднем 73,5% ), при подъеме на грудь для толчка 55-65 %, в среднем 60 %.
Величина траектории движения зависит от роста спортсмена,
особенности его телосложения, ширины хвата (в рывке) и способов подседа.
При подседе способом "разножка" штанга перемещается вниз, во время
аммортизационной части подседа в рывке на 5-9 % от роста ( в среднем на
7,5%), при подъеме на грудь для толчка на 14-18 % от роста (в среднем на 16
%). Высота фиксации штанги составляет: при выполнении подседа способом
"разножка" в рывке 62-70% от роста (в среднем 66%). При подъеме на грудь -
40-48% (в среднем 44%). Ряд показателей зависит от весовой категории атлета
- скорость полуприседа, выталкивание (высота), скорость вылета штанги.
По индексу длины туловища спортсмены в 50% случаев относятся к
мезоморфному признаку, 26% к долихоморфному и 24 % к брахиморфному
признаку. Установлено, что в каждой весовой категории есть атлеты
мезоморфного и долихоморфного, брохиморфного типа по трем признакам: длине
туловища, длине ноги, длине руки, либо со смещенными признаками строения
тела.
В легких весовых категориях (до 67 кг) преобладают атлеты с
брахиморфным типом сложения (48%), в средних весовых категориях (до 82 кг)
мезоморфный тип сложения тела. В весовых категориях свыше 82 кг атлеты в
значительной мере (55 %) относятся к долихоморфному типу сложения.
Предложенный индекс рабочих моментов, то есть отношение длины ноги к длине
туловища, характеризует принадлежность атлета к тому или другому типу
сложения.
Р. А. Романом (1981) высказывалась мысль, что величина приближения
штанги к спортсмену индивидуальна и определяется анатомическими
особенностями его двигательного аппарата.
Если у спортсменов брахиморфного типа величина приближения штанги в
первой фазе в толчке составиляет 4,16%, в рывке 4,34% от средней величины
тела (166 см), то у атлетов мезоморфного типа соответственно 4,01% и 4,7%,
а у долихоморфного - 3,7% и 3,86%. Величина приближения штанги в % от
средней длины тела спортсменов по мере увеличения веса тела спортсменов
уменьшается. А. Г. Иванов (1975) отмечает, что спортсмены имеют различные
по величине стопы составляющие от 14,5 до 16,5 % их роста. Атлеты, имеющие
по размеру одинаковые стопы, значительно отличаются в росте. Установлена
необходимая высота подъема штанги от груди, которая составляет от 14 до 20%
роста атлета, в среднем 16%.
А. Н. Воробьев (1972), анализируя взаимосвязь морфологических
особенностей тяжелоатлетов с их спортивными результатами, пришел к выводу,
что спортивные результаты больше зависят от мышечной силы, нежели от
пропорции тела. Среди сильнейших тяжелатлетов мира можно встретить
представителей различных типов телосложения: долихо-, мезо-, и
брахиморфного типа сложения тела. В то же время выявлены четкие различия в
зависимости от типа телосложения в кинематической структуре рывка и толчка.
3. Зависимость траектории движения штанги
от квалификации спортсмена.
Квалифицированные тяжелоатлеты экономнее по сравнению с новичками
расходуют энергию при выполнении упражнений. Свидетельством тому является
тот факт, что штанга одинакового веса спортсменами - разрядниками
поднимается на меньшую высоту.
У новичков и спортсменов низших разрядов штанга поднимается с
движением вперед до 30 мм. Квалифицированные тяжелоатлеты до уровня коленей
перемещают штангу по горизонтали назад до 40 мм. Анализ различий в технике
выполнения подъема штанги на грудь у спортсменов разной квалификации
позволил сделать вывод, что с ростом спортивного мастерства происходят
изменения во всех элементах структуры движения, при этом у более
квалифицированных спортсменов имеет место тенденция к уменьшению временных
и динамических параметров движения и увеличиваются показатели скорости
подъема штанги.
У у атлетов II спортивного разряда имеется ряд специфических
особенностей техники: нарушение ритма движения, меньше, чем у атлетов
других квалификаций усилие на опору во всех фазах, значительное колебание
штанги в сагитальной плоскости (10,2 см, 7,6 см; 8,5 см), особенно в
подрыве и подседе, большая вариативность параметров техники. У атлетов II
разряда величина отклонения в подрыве", с удалением Н мах. и шириной
"крючка". У спортсменов II разряда ширина траектории движения штанги - 10,2
см у высококвалифицированных - 8,5 см.
Сравнивая в одном подходе параметры траектории у атлетов разной
квалификации, прежде всего необходимо отметить большую максимальную высоту
подъема у спортсменов низкой квалификации в каждой ростовой группе. В тяге
рывковой новички - 61,5 - 69,5 см, мастера спорта международного класса -
53,5 - 59 см. В тяге толчковой соответственно 53 - 60 см и 43,5 - 49 см.
Спортсмены более квалифицированные достигают одного и того же
результата более рациональным и экономичным путем. Об этом свидетельствует
и более узкий "коридор" траекторий снаряда. Новички - 10,2 см,
высококвалифицированные - 8,5 см.
Чем выше спортивное мастерство атлета и больше поднимаемый вес, тем
больше величина опускания штанги в опорной фазе подседа (до 14 - 15 см). У
новичков движение штанги вниз незначительно (до 3 - 5 см) или отсутствует.
Тяжелоатлеты первого юношеского разряда штангу перемещают в полуприседе на
12,2% от собственного роста спортсмена, а мастера спорта - на 10,08%.
Максимум выталкивания штанги у тяжелоатлетов первого юношеского разряда
составляет 25,6%, а у мастеров спорта СССР - 16,3%. Также различаются
показатели общего перемещения штанги. Это значение в группе первого
юношеского разряда равно 37,8%, а в группе мастеров спорта СССР - 26,4%.
Таким образом можно утверждать, что спортсмены высокой квалификации
(мастера спорта) штангу в "подъеме от груди" перемещают значительно меньше
в полуприседе. Также меньше у них максимум выталкивания штанги вверх, чем у
атлетов низкой квалификации (первый юношеский разряд).
В заключении можно сказать, что параметры перемещения штанги
тяжелоатлетами - мастерами спорта СССР (максимальное перемещение штанги в
полуприседе - 10,08%; максимум выталкивания штанги - 16,3%; общее
перемещение штанги - 37,8%) могут быть взяты за эталон при
совершенствовании движений тяжелоатлетов низкой квалификации в "подъеме
штанги от груди".

4. Принципы исследования биомеханических параметров
подъема штанги и использование результатов
при тренировках
Серьезным недостатком традиционных методик обучения тяжелоатлетов
является то, что до настоящего момента нет данных об оптимальных параметрах
техники движения при подъеме штанги от груди, в частности не установлены
параметры перемещения штанги в этом упражнении тяжелоатлетами различной
спортивной квалификации. Без этих данных процесс обучения и
совершенствования движений тяжелоатлетов затруднен. Кроме того, из-за
отсутствия методик обучения тяжелоатлетов с использованием средств
объективной информации тренеры ограничиваются при управлении тренировочным
процессом качественной оценкой движений.
Ю. Т. Черкесов (1974) предложил прибор для регистрации
пространственных параметров движения штанги. Предложенный им прибор
позволяет регистрировать траекторию движения штанги на разграфленном
экране. Испытание разработанного и изготовленного в лаборатории данного
тренажера показало, что использование этого устройства дает объективную
срочную информацию по слуховым и зрительным каналам о количественных
параметрах движения штанги в пространстве. Получив информацию о
неправильном выполнении упражнения по ходу движения, спортсмен в
последующей попытке вносит коррективы в движения. Многократно выполняя
упражнение на данном тренажере, атлет развивает чувство пространства.
Чрезмерное опускание штанги в фазе "полуприсед" тяжелоатлетами
низкой квалификации по сравнению со спортсменами высокой квалификации
является результатом применения недостаточно совершенной методики обучения,
т. е. отсутствия средств объективной срочной информации. Использование
усредненных параметров траектории движения штанги в подъеме ее от груди, а
также тренажера, задающий программу действия спортсмена способствует
безошибочному выполнению упражнения.
В литературных источниках упоминается, что различные спортсмены по
разному располагают на старте штангу относительно плюснефалангового сустава
и приближение штанги к тяжелоатлету или ее удаления от него рассматривается
относительно переменно располагающейся вертикальной линии, которая проходит
через гриф. При такой постановке исследований, когда отсутствует неизменная
точка отсчета, невозможно провести объективный анализ особенностей
проявления траектории тяжелоатлетами различной весовой, ростовой категории
и квалификации.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что в последние годы,
учитывая эффективность объективного метода контроля и обучения, ряд
специалистов в области тяжелой атлетики разработали и предложили различные
устройства, дающие срочную информацию о пространственных параметрах
движений штанги при выполнении классических упражнений.
Как правило, такие устройства содержат датчики и аналого-цифровой
преобразователь, необходимый для их сопряжения с компьютером. Работающая на
компьютере специальная программа собирает информацию от всех датчиков и
записывает ее в специальный файл. Затем полученные данные могут
обрабатываться различным образом, строиться таблицы, графики и диаграммы,
отражающие различные биомеханические параметры подъема штанги. Изучение
этих параметров позволяет создавать оптимальные методики тренировки
спортсменов-тяжелоатлетов.
Литература
1. Агудин В. Н. Совершенствование рывка и подъема на грудь с
помощью вспомогательных упражнений. / Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.:
Физкультура и спорт, 1972.
2. Воробьев А. Н. Тяжелая атлетика. / Учебник для ин-тов физической
культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1972.
3. Воробьев А. Н. Тяжелоатлетический спорт. / Очерки по физиологии
и спортивной тренировке. Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
4. Жеков И. П. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений. - М.:
Физкультура и спорт, 1976.- 175 с.
5. Иванов А. Т. Исследование статики, кинематики и динамики толчка
от груди. / Автореф. дис. канд. пед. наук. - Л., 1975.
6. Роман Р. А., Иванов А. Т. Особенности техники толчка штанги от
груди у атлетов различных весовых категорий. / Тяжелая атлетика: Ежегодник.
- М.: Физкультура и спорт, 1981, с.30-32.
7. Роман Р. А., Иванов А. Т. Техника выполнения толчка от груди
рекордсменами мира В. Куренцовым и Д. Ригертом.- В кн.: Тяжелая атлетика:
Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1979, с. 42-46.
8. Иванов А. Т. О времени готовности толчка от груди. Тяжелая
атлетика: Ежегодник.- М.: Физкультура и спорт, 1977, с.55-57.
9. Лучкин Н. И. Тяжелая атлетика.Изд.2-е перераб. и допол. Учебник
для ин-тов физической культуры .- М.: Физкультура и спорт, 1962. - 190 с.
10. Лучкин Н. И. Тяжелая атлетика.Учебник для ин-тов физ.культуры.-
М7
11. Ратов И. П. Спортивные тренажеры. - М.: 1976. - 96 с.
Физкультура и спорт, 1956. - 150 с.
12. Иванов А. Т., Роман Р. А. Техника выполнения толчка от груди
рекордсменов-тяжелоатлетов
13. Соколов Л. Н. Техника классических упражнений. / Тяжелая
атлетика: Учебник для ин-тов физкультуры. Под ред.А.Н.Воробьева. - М.:
Физкультура и спорт, 1981.
14. Фарфель В. С. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура
и спорт, 1975. - 208 с.
15 Фролов В. И., Левшунов Н. П. Техника толчка. / Тяжелая атлетика:
Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1979, с. 43-45.
16. Черкесов Ю. Т. Прибор срочной информации о пространственных
параметрах движения штанги. / Тяжелая атлетика: Ежегодник. - М.:
Физкультура и спорт, 1974, с.55-56.





Новинки рефератов ::

Реферат: Фориатирование текста в Word (Программирование)


Реферат: Автоматизация судовождения (Технология)


Реферат: Схема технологии возделывания озимой пшениы (Сельское хозяйство)


Реферат: Ознакомительной практике на ЗСМК (Металлургия)


Реферат: Война 1812 года до перелома в сторону России (История)


Реферат: Об изменяемости и неизменности православного богослужения (Религия)


Реферат: Созвездие, в ктором я живу (созвездие Тельца) (Астрономия)


Реферат: Аккумуляторные батареи (Технология)


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (История)


Реферат: Франция (География)


Реферат: История художественного литья (Искусство и культура)


Реферат: Существенность и риски в Аудите (Бухгалтерский учет)


Реферат: Внимание как условие сознательной деятельности (Психология)


Реферат: Международное право в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Архитектура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Закон України "Про зовнішньоекономічну діяльність" (Международные отношения)


Реферат: Роль химии в решении сырьевой, энергетической и экологической проблемах (Химия)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Экспериментальные исследования электростатических полей с помощью электролитической ванны (№24) (Физика)


Реферат: Рынок ценных бумаг (Финансы)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист