GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда (Педагогика)



Министерство среднего профессионального образования
Российской Федерации.



Владивостокский педагогический колледж № 2



Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда


Курсовая работа



Выполнила: студентка 33 группы
Трифонова Надежда Владимировна
Руководитель работы:
Рехова Наталья Николаевна



Владивосток 2001 г.



Содержание



Введение 3
Значение труда 3
Виды труда 4
Великие педагоги о труде 6
Теоретическая часть 7
Содержание хозяйственно бытового труда 7
Виды работ в старшем дошкольном возрасте 11
Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном
возрасте 12
Работа с семьей 16
Вывод 18
Практическая часть 19
Констатирующий эксперимент 19
Литература 21
Приложение 22



Введение



Значение труда


Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста;
в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные
взаимоотношения.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством
воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен
быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость
труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в
ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее
талантов.
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.
Поэтому и в воспитательной работе труд
должен быть од-
ним из самых основных элементов.
А. С. Макаренко.

Труд основа человеческой жизни.
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.
С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем
не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает
маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается
с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно
творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить
радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд это
проявление людей друг о друге.



Виды труда



Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим
возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если,
например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших
группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей
вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд
не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное
значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную
необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных
потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий
приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все
имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это
помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке
костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без
требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические
правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию
можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.
Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки
на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от
взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть
препятствия.
Труд детей в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического
развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов,
укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для
умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком
другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением
доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых
процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию
наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к
сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержания труда в
природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на
удовлетворение эстетических потребностей людей, через организацию трудового
процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование
результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных
эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные
практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность
за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление
выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее,
аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими
приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся
бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах
различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него
можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных
предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,
склеивать.
Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с
деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются
сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с
природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и т. д. – дает
воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:
цветом, формой, твердостью.



Великие педагоги о труде


Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих
работах часто затрагивали эту тему.
И Великий Ушинский, и Белинский, и Л. Толстой; и Горький и А..C.
Макаренко, В.A. Сухомлинский .
Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе.
"Труд – первое основное условие всей человеческой жизни и при том в
такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: Труд создал самого
человека "
К. Маркс, Ф. Энгельс (" О воспитании образовании").
Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время,
чтобы это был творческий труд, а не только механический.
Н.Н.
Крупская.
Великий педагог " В.А. Сухомлинский" писал, что труд становиться
великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,
дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и
любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей,
открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое
гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых
невозможна жизнь человека.
Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок
должен глубоко пережить это благородное чувство. Труд для народа является
не только жизненной необходимостью, без которой не мысленно человеческое
существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни,
духовного богатства личности. В труде распространяется богатство
человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок
не почувствует красоты этих отношений. В трудовой деятельности народ видит
важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда
человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы
чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника
основывалось на трудовом успехе.
В.А Сухомлинский.


"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания
человеческого достоинства"
К. Ушинский.
Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский
утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое
достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит
источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и
счастья.


Теоретическая часть



Содержание хозяйственно бытового труда


В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно
бытовой труд, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой
комнате, и на участке.
Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей
аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников,
постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правело,
сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной
инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети
активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда,
самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность
работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Содержание этого вида труда в старшем дошкольном возрасте значительно
разнообразнее, чем в младшем. Если взрослые не разделяют труд пяти-
шестилетних детей на женский и мужской, то и дети не будут этого делать. У
мальчиков в частности, начнет формироваться привычка, принимать активное
участие в домашней работе, столь необходима для будущей семейной жизни.
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано,
примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные
возможности маленького ребенка, дают ему возможность проявить
самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во
время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с
уборкой посуды, стиркой вещей для куклы.
Хозяйственно- бытовой труд имеет свою цикличность. В процессе его не
только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные
ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется
слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения,
организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных
дел; особый эмоциональный настрой ( готовность принять участие в
хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу,
воспитателю, няне маме.) способствует формированию таких качеств, как
трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к
окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а в месте с
тем коллективистических начал личности дошкольника. Он создает больше
возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда:
рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например:
участие в наведении порядка в групповой комнате.) предварительного его
планирования; умения подобрать необходимые материалы для выполнения
задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и
своевременно. Это в свою очередь, создает благоприятные условия для
воспитания положительного отношения к данному виду труда.
В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для
формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший
беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает
постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например: в течении
нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного
строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с нее
пыль. Или ребенок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает
поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребенок должен собрать
сор, отнести его в определенное место.
В быту постоянно возникает необходимость потрудится: кто-то случайно
испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или
подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к
готовности к труду, привычки к трудовому усилию
Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что
результаты его иногда незаметны, как и в других видах труда. Он наглядно
ощутим лишь не продолжительное время: протерли пыль, завтра она вновь
появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, все убрали. И ничто не
напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца.
В месте с тем повторений изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним
интерес. Дети не редко отказываются дежурить, выполнять поручения или
работают без особой тщательности.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной
однообразной, но жизненно необходимой работе важно создавать оптимальные
условия. Надо продумать расположения всего инвентаря. Не обязательно чтобы
он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было отведено определенное
место. Так если в шкафу лежат сложенные один в другой несколько тазиков для
стирки кукольного белья, рядом клеенка, которую стелют на пол перед
стиркой, неподалеку мыло в мыльницах, маленькие ведерки или миски для
раскладывания выстиранного белья, веревка для развешивания и прочие, детям
будет легче приготовиться к работе.
Здесь же следует повесить небольшие полотенца, которыми дети вытирает
тазики после стирки белья, и тряпочки, чтобы ими можно было стереть со
стола, вытереть фартуки.
Удобное расположение приучает детей к определенному порядку в работе и
ее организации.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует
продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении
детей тем или иным умениям. Давая детям представления о содержании
хозяйственно-бытового труда взрослых, его общественной направленности,
вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и желание
заниматься данным трудом, воспитатели используют в каждой возрастной группе
в дошкольном учреждении различные формы организации трудовой деятельности
детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.
Хозяйственно бытовой труд включает в себя умение поддерживать и
наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на
участке и дома, а также участие организации бытовых процессов, подготовке к
занятиям, прогулкам.
Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю
вынести игрушки и книги на участок, протирают листья растений, раскладывают
на столы материал для занятия, убирают их после занятий. При подготовке к
еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы,
помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке
дорожек от снега, собирают мусор.
Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают
кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.
Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их
обратно.
Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить
его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке
поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую
комнату (1 раз в неделю).
У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они
наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель, пол
перед музыкальным и физкультурным занятием, пришивают петли к полотенцем,
стелют на кровати чистые простыни, надевают на подушки чистые наволочки.
Как видим, > предусматривает
постепенное увеличение процессов хозяйственно-бытового труда. Расширение
объема трудовых действий, которыми должны овладеть дети ко времени перехода
в школу.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в
выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно.
Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда
обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, в включения
различных трудовых процессов.
Хозяйственно бытовой труд.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате
и на участке детского сада: убирать на место строительный материал,
игрушки, мыть их, стирать кукольное белье; помогать воспитателю подклеивать
книги, коробки. Протирать пыль со стульев, столов; в весенний и осенний
период вместе с воспитателем убрать на участке мусор, в зимний – расчищать
снег.


Виды работ в старшем дошкольном возрасте


Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды
работ, объединяемых понятием >:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для
занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки.
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки,
носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки
и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой
дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный
картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:
повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести,
отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведерках, колотые дрова,
переворошить сено возле дома, сгрести его в небольшие копны.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре ( помогать одеваться,
гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение.
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе,
пожилым людям.



Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном
возрасте


Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по
содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.
В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание
дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время
обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няни убирать со стола
посуду. Повышаются требования к правильному пользованию предметами
домашнего обихода, оборудованием труда.
Хозяйственно – бытовой труд детей старшего дошкольного возраста
значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет шире
использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование
целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности
бытового труда людей, уважения к нему, воспитание положительности,
организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей,
уважение к нему, воспитание положительных взаимоотношений в процессе
коллективной деятельности.
В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение
детей к помощи взрослым. Так организуя смену чистого белья, няня поручает
ребятам надеть наволочки, застелить простыни. Дети, выполняя это поручение,
чувствуют себя настоящими помощниками взрослого.
В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания:
показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному
обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто
пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне
организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и
более младшем детям.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду
важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким
детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у
детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними
выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего
понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на
сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто
какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы,
воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или
не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с
друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть
достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно
приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца.
Основная форма организации хозяйственно – бытового труда детей старшей
группы – включение их в коллективную трудовую деятельность общественного
значимого содержания.
В подготовительной к школе группе хозяйственно – бытовой труд
осваивается детьми как вид труда в целом. Происходит дальнейшее нарастание
объема хозяйственно бытовых дел. К процессам сервировки стола добавляются
такие, как украшение столов цветами, раздача второго и третьего блюда.
Дети седьмого года жизни умеют протирать стулья, подоконники, наводят
порядок в шкафах с игрушками и материалами.
Активное участие детей седьмого жизни в хозяйственно – бытовом труде
осуществляется одновременно в двух направлениях: через коллективную
трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнения
поручений, обязанностей дежурных, дел, связанных с реализацией цели
деятельности, полезной окружающим. Скажем, навести порядок на веранде у
малышей, подмести на их участке площадку, Можно предложить детям помочь
взрослым навести порядок в групповой комнате, спальне, стереть пыль со
шкафов.
Участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают
его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят
большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля.
Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую
эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей
по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки;
стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и
дети убеждаются в необходимости этого труда.
Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно –
эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда
надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение
к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей
обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно
– бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в
выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд
полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в
школе.
Организуя выполнение детьми, какого – либо дело хозяйственно –
бытового назначения, направленного на помощь окружающим, воспитатель
стремится использовать любую возможность, не оставив без внимания не одно
действие детей. Например, педагог говорит: >
В работе с детьми подготовительной группы следует практиковать
включение их в такую работу; результаты, которой важны для детского сада.
Например, помочь завхозу принести некоторые продукты, принять участие в
заготовке овощей, фруктов на зиму. Для лучшего осознания необходимости
оказывать помощь другим нужно формировать у детей представление о
содержании хозяйственно – бытового труда, об общественной значимости труда
взрослых. Знакомство детей с трудом дворника, завхоза осуществляется через
специальные экскурсии, включенные в сетку занятий, а также в повседневной
жизни. С этой же целью используются произведения художественной
литературы:>. Е. Благинина, >. Л.Н.
Толстой, >. И >. Н. Носова, а также
картины и иллюстрации к книгам. Поскольку в подготовительной группе дети
овладевают основными трудовыми навыками, очень важно уметь вовремя перейти
обучения этим навыкам к их использованию в повседневной жизни. Обучением
навыкам необходимо тогда, когда ребенку дается новое задание, которое он
ранее некогда не выполнял, или когда он трудовыми действиями не овладел.
При повторном выполнении такой работы ребенку нужно постепенно
предоставлять возможность самому вспомнить; как ее следует выполнить, также
создавать такие условия, которые ставили бы его перед необходимостью
трудиться повседневно и самостоятельно.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует в процессе обучения
хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые
задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить,
стереть пыль со шкафов для полотенец, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым трудом
ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но
учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как
нужно сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность.
Как и в предыдущих группах, важным фактором воспитания у детей
интереса к хозяйственно – бытового труда является общение ребят с
воспитателями, няней, дворником во время уборки групповой комнаты или
участка детского сада.
Руководство хозяйственно - бытовым трудом детей 6-7 лет не должно
быть не навязчивым, ни подчеркнутым. Старшие дошкольники к этому очень
чувствительны. Только тогда дети в процессе совместного труда ведут себя не
принужденно свободно.
Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому
хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его
организации. Включаясь в любое серьезное дело, ребенок в известной мере
обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится; когда к этому
серьезно относятся взрослые, тем более, если они и сами принимают участие в
труде, игре как исполнители или заказчики.
Методы педагога в руководстве трудом детей должны быть направлены на
то, чтобы предупредить ошибку в работе, вовремя посоветовать, как ее
исправить, оказать не обходимую помощь. При таких приемах педагогического
руководства в старшем дошкольном возрасте к моменту перехода в школу
удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную
основу личности ребенка, его трудовой деятельности.


Работа с семьей


Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет
труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность,
трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей
способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности,
доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в
семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка
помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него
закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в
обществе.
Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают
квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти
повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и
отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна
готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить
что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример
членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут
соправаждать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание
детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно
ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.
Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их
трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят
людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит
детей.
В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду
всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие
возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в
урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу
будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица
результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в
школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб
завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб
грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале.
Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут
произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.
В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом
труде. Но не всегда охотно выполняет он те или иные обязанности. Чтобы
заинтересовать детей; надо в доступном ребенку данного возраста объяснить
значимость предстоящей работы, ее результата. >. Интерес детей к труду значительно
повышается, если полезность его для окружающих очевидна:>.
Пусть сделанная ребенком закладка для книг, подставка для вилок
или игольница несовершенны, родители должны оценить его труд и желание
сделать что-то для других и обязательно использовать, эту вещь в быту.
Поручения, даваемые детям должны быть интересными и
привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на
распоряжениях: >, >, >, то это
отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая,
не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им
пользоваться.
Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его
возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с
интересом. Старшие дошкольники должны систематически участвовать в домашнем
труде (выносить ведро с мусором, мыть чайную посуду, холить за хлебом и
т.д. ) т. е. Иметь поручения, требующие выполнения в течении длительного
времени и без напоминаний.
Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения
того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь
дома соответствующий инвентарь.
Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка,
способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно
ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у
детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для
младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.



Вывод


Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом
меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом
меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.
Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к
самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение
и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления.
Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения,
сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является
равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в
большинстве садиков находиться в упадке. Это связанно как с общей
социально экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В связи
с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен
воспитания. взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее
трудового



Практическая часть



Констатирующий эксперимент


Провожу с подгруппой детей в составе 5 человек.
Наумова Лера
Ерохин Владик
Ротозей Даша
Климов Саша
Якимова Настя
Ставлю цель научить детей, аккуратности, сформулировать у детей
привычку поддерживать чистоту и порядок в уголке природы.
Также научить детей замечать беспорядок, и без напоминаний исправлять
его. Чтобы этого добиться я взяла и провела с детьми формирующий
эксперимент.
Для проведения этого эксперимента с детьми я заранее подготовила
пособия ( 2 тазика, тряпочки для протирания листьев и для протерарание пыли
на столиках и горшочках.
Начала я с заинтересовывающего момента.
" Вбегает зайчик и говорит:
- Ой, еле к вам добрался.
- А знаете, ребята кто меня послала?
- Фея чистоты растений; проверить содержите ли вы в своем уголке
природы чистоту. Сколько садиков обошел, везде было чисто.
И сейчас у вас проверю.
Обнаруживаем в месте с детьми пыль на листиках и грязные горшочки из
под цветов. И решили мы с детьми помыть, чтобы нам не было стыдно перед
феей. Дети все дружно принялись за работу. Я каждому дала задание. Мне
представилась увидеть такую картину, дети были не организованные,
расплескивали воду и не все были заинтересованы предстоящей работой.
Наумова Лера, и Ротозей Даша старались все делали хорошо, старались, а
вот Климов, Ерохин и Якимова, баловались.
В итоге у нас получилось, вода расплескана на столах и на полу,
горшочки не все вымыли, листочки тоже не все протерли. Мне очень не
понравилась, что дети в подготовительной группе не могут трудиться.
И я решила этот же труд провести на следующей недели. На этот раз мне
представилась совсем другая картина. Дети на много лучше выполняли задания.
Старались все, организованны.
Потом через некоторое время мы провели итоговый эксперимент.
Для этого мы использовали горшочки от цветов, обнаружили пыль на
листиках, и я Леры, Даши и Насти предложила протереть листики, а Владику и
Саши, помыть горшочки, и мы увидели, что с заданием они справляются просто
замечательно, старательно, осторожно обращаются с листочками.
В итоге я добилась необходимого результата. Детей, которые бы не
справились бы с заданием, не оказалось.

Вывод: Я считаю, что хозяйственно-бытовой труд необходим в жизни
каждого человека. Даже сами подумайте, что бы стало, если бы мы перестали с
малых лет детей трудиться. Мне кажется, что в данное время нужно больше
уделять внимания хозяйственно-бытовому труду.

Литература



1. Буре Р.С "Учите детей трудиться"

2. Крупская Н.К. "Дошкольное воспитание детей"

3. Маркова Т. А. "Воспитание трудолюбия у дошкольников"

4. Макаренко А.С. "Воспитание в труде"

5. Нечаевой В.Г. "Трудовое воспитание в детском саду"



Приложение



Я проводила с подгруппой детей в составе 5 человек эксперименты,
и составила по этому поводу таблицу.

|Фамилии |Поливка цветов |Протирание листьев|Взрыхление земли |
|Наумова Лера |+ |- |+/- |
|Климов Саша |- |+/- |+ |
|Ротозей Даша |- |+ |- |
|Ерохин Владик |+ |+ |+ |
|Якимова Настя |- |+/- |- |

Вы видите на этой таблице результаты работы детей.
Я каждому ребенку дала по 3 задания. И если ребенок справлялся с
заданием, то этому ребенку я ставила плюс ( + ) , если нет то он получал у
меня минус (-), но встречались дети, которые наполовину справлялись с
заданием, тогда они получали ( +/- ).


Наумова Лера с первым заданием справилась хорошо. Со вторым не
получилось, но в следующий раз она обязательно постарается. С третьим она
справилась на половину, у нее земля высыпалась прямо на столик.
Климов Саша с первым заданием обсалютно не справился, он не умеет
поливать цветы, с лишком много льет воды. Со вторым заданием справился на
половину, не очень аккуратно пользуется тряпочкой. И с третьим заданием
справился великолепно, с взрыхлением земли у него проблем не оказалось.

Ротозей Даша также как и Саша не смогла справиться с первым заданием,
но зато со вторым она справилась без малейшей подсказке, и с третьим у нее
были не большие затруднения, нужно аккуратней взрыхлять землю.
Ерохин Владик всех удивил, со всеми заданиями справился замечательно
без замечаний и без напоминаний
Якимова Настя не с каким заданием не справилась, это говорит о том что
ребенок с детства не приучен труду.


Пословицы о труде

Труд человека кормит, а лень портит.
Кто любит трудиться, тому на месте не сидится.
Скучен день до вечера, коли делать не чего.
Пролениться - и хлеба лишиться.
Терпенье и труд все перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Работе время,а потехе час.
Судят не, по словам, а по делам.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Что сделано наспех, то и сделано на смех.
Дело мастера боится.
Было бы терпенье будет и уменье.







Реферат на тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

Российский Государственный Социальный Университет

Реферат по педагогике


На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся



Выполнил Рачков Михаил Игоревич



Клин 2004

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся


План:

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его
внутренняя структура.
3. Основные виды трудовой деятельности школьников.
4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам.
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по
вопросам трудолюбия.
6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них
трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой
деятельности школьников.



Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового
воспитания.

Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование
личности в современной школе может осуществляться только на основе
разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с
практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и
педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая
обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого
человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства
общества, главный критерий социального престижа человека, его священный
долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,
производительном труде, является действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её
физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников
школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает
как весьма существенная педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного
и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах
наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».
Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-
технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются
высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому
овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,
организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в
школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-
воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и
других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9
классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится
производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они
занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,
знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,
некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила
большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой
проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.
Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,
Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.
Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в
развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается
внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают
благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое
исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и
мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы
человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную
работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда
сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть
одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже
внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и
ночь проводится без сна»
Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния
труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго
поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и
люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от
светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти
бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими
страданиями людей, которым нечего делать»
Труд развивает умственные способности человека, его
сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве
требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро
овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и
совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего
общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового
коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть
исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то
же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.
Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся
товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только
участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет
человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям –
родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и
осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у
воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских
чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают
приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют
работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому
труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти
различные трудовые качества не даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному
самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с
умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно
к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания
школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их
профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях
организацию различных видов общественно полезного труда, дать им
возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах
производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль
играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и
всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают
слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать
разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой
либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.



Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя
структура

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою
специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования
разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них
добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней
инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя
осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В
этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный
педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами
того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и
навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами
труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности
в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что
понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым
обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя
свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их
осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое
трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении
и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое
характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием
большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения),
умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и
проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в
процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие,
таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые
социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его
нравственно благотворительности (сознание);
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное
совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления
методических основ трудового воспитания.



Основные виды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения
учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает
вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая
деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого
класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных
пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших
моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают
различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении
природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном
участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые
уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной
труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и
учебно-производительная практика в старших классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по
самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов
и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной
библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно
полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного
сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог
и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно
полезный труд, который организуется в средних и старших классах на
промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с
сознанием материальных ценностей.
Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и
учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое
здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического
коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и
воспитания учащихся.



Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания
является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт
внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно
относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию
таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера
воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,
что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой
деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,
связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера
трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,
участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в
лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более
20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической
трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему
труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно
осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими
детьми, естественно, легче работать учителям.
Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой
деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты
которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой
деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют
возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием
которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие
трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.
Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии
учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы
их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять
различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера
его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по
оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому
хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться
интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также
возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и
необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также
совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в
процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки
они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут
усовершенствовать.
Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном
отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение
учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного
качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение
труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая
установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и
воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.
Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?
Важнейшим из них являются следующие:
а) создание постоянных или временных ученических звеньев для
выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные
звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по
выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения
эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и
наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,
традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или
праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают
учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей
трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и
т.д.;
в) в последние годы в школах создаются производственные
кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и
получают за денежную оплату;
г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются
индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в
уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и
т.д.



Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью
существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё
взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие
экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный
материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало
примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на
человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества
основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и
жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных
отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является
человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи
пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение
им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.
Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А
Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и
овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам
роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое
значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и
убеждений.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные
формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной
работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа
раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На
эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты
встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на
производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с
предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и
боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в
этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные
примеры и т.д.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании
трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её
содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей
школьников.
Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного
качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,
Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же
теоретические и методические проблемы здесь возникают?



Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых
умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деяте

Новинки рефератов ::

Реферат: Ислам и экономика (Религия)


Реферат: Развитие и состояние систем телевидения в мире (Радиоэлектроника)


Реферат: План-разработка открытого урока по истории России в 11-м классе (Педагогика)


Реферат: Організаційні заходи що обезпечивають працівників під час роботи (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: ДЫХАНИЕ - реферат за 9-й класс (Биология)


Реферат: Операции в иностранной валюте и их бухгалтерский учёт (Бухгалтерский учет)


Реферат: Возбуждение уголовного дела (Уголовное право и процесс)


Реферат: Наркомания школьников, методы профилактики (Педагогика)


Реферат: Организация финансов на коммерческих предприятиях. Экономико-статистический анализ производительности труда в хозяйствах центральной зоны Кировской области (Сельское хозяйство)


Реферат: Політична соціалізація молодших школярів (на прикладі контент-аналізу підручників для початкової школи) (Педагогика)


Реферат: Биологическая память (Биология)


Реферат: Билеты 2003 год, литература (Литература)


Реферат: Проект лабораторного стенда на базе частотного электропривода Omron (Технология)


Реферат: Процедуры и функции (Программирование)


Реферат: Жизнь и творчество Рафаэля (Культурология)


Реферат: Парки Москвы (История)


Реферат: Физкультура (Спорт)


Реферат: Алмаз-графит (Химия)


Реферат: Многощелевая волноводная антенна (Радиоэлектроника)


Реферат: Статистика населения (Статистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист