GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культовые интерьеры Ирана и Средней Азии (Искусство и культура)



Орловский государственный университет, художественно-графический факультет,
кафедра теории и методики искусства



РЕФЕРАТ
по дисциплине «История интерьера»
на тему: «Культовые интерьеры Ирана и
Средней Азии»



Орел 2002
СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ
3
ЗОРОАСТРИЗМ
4
МАНИХЕЙСТВО
7
БУДДИЗМ
9
ИСЛАМ
11
БАХАИЗМ
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
24

ВСТУПЛЕНИЕ
Иран и Средняя Азия — это территория, на которой существовали страны
древней и высокоразвитой цивилизации. Их обитатели одними из первых
вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III
тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения.
Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народы Средней Азии и Ирана в
течение многих тысячелетий сохраняли и непрерывно развивали свою культуру,
оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в
свою очередь, заимствуя их достижения. Как и все древние народы, иранцы в
прежние времена верили в многочисленных богов. Основными религиозными
культами были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также
христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко
распространен иудаизм.
Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К
середине XI века процессы исламизации населения были практически
завершены.
Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе
возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими
и в настоящее время, являются суннизм и шиизм.



ЗОРОАСТРИЗМ

В глубокой древности Центральную Азию населяли иранские племена,
религиозные представления которых, как считается, нашли в последствии свое
воплощение в зороастризме. Зороастризм - древняя религия, возникшая на
рубеже 1 - 2 тысячелетия до н.э. в Средней Азии (преимущественно в
Иране ) и затем распространившаяся в Персии, части стран Ближнего Востока
и Закавказья. Зороастризм — религия единого бога Ахура Мазды, бога добра и
света. Его антипод — «владыка мрака» Ангро Майнью, управляющий своим
воинством — дэвами. В основе этой религии лежит вечная борьба добра и зла —
двух начал мироздания. Согласно зороастризму, пространство и время
бесконечно. Пространство заключает в себе «царство добра» и «царство зла».
Одно из основных понятий учения — понятие цикличности. Ахура Мазда в
бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который он
разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходило творение
идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не
прерывалась борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние
три тысячи лет — в это время появляется Зороастр, силы зла терпят
поражение, мир очищается огнем.
Основателем зороастризма считается легендарный пророк Заратустра.
До реформы Заратустры религия Ирана представляла собой воинственный
обрядовый культ, имевший в то же время общие черты с ведическим культом
Индии (религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически
являющаяся первой стадией формирования хинду-самая. Развивалась
преимущественно на территории современной Индии в с середины II тысячелетии
до н.э. Носителями ведийской религии являлись индоарийские племена,
распространившиеся по территории современной Индии с северо-запада
Индостана.
Характерная черта ведизма - обожествление сил природы, часто в
мифологических образах. Большое значение имеют магические обряды.

Основа ведического культа - жертвоприношения, сопровождавшиеся сложным
ритуалом, который выполнялся брахманами. Наиболее почитаемыми богами
ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома.

Объективное изучение ведизма в чистом виде практически невозможно.
Единственным документом для изучения ведической религии являются ранние
части Вед).
Реформа Заратустры была направлена против оргиастических культов,
доминировавших в военных союзах, и была, по сути, пуританской реформой
нравов.
Важнейшая особенность зороастризма – сочетание монотеизма и ярко
выраженного дуализма В дозороастрийский период (период индоиранской
общности) дэвы и ахуры представляли собой божества. В зороастризме они
эволюционируют, причем в другом отношении, чем в Индии: ахуры становятся
богами Аша, а дэвы - демонами Друдж.
Зороастризм предписывает поклонение огню, который рассматривается
как очищающая сила. Считается, что тела людей нельзя ни предавать земле, ни
сжигать, так как трупы оскверняют землю и огонь. Покойников хоронят в
особых "башнях молчания".
Зороастрийцы верят в бессмертие души, загробный мир и конец мира.
Начиная с VII века н.э., после завоевания Ближнего и Среднего
Востока арабами, зороастризм был постепенно вытеснен с этих территорий.
Значительная часть зороастрийцев эмигрировало в Индию, где образовало секту
парсов.

К настоящему времени зороастризм претерпел значительные изменения,
преимущественно в сторону монотеистических тенденций.
К зороастрийцам примыкает секта йезидов, заимствовавших элементы
ислама и христианства.
Основной священной книгой зороастризма является Авеста. Считается,
что древнейшая часть Авесты - Гаты (Песнопения) восходит к самому
Заратустре.
Другие значительные зороастрийские произведения, созданные большей
частью в IX веке на языке пехлеви: Зенд (Толкование Авесты), Бундахишн
(Первотворение), Денкарт (Деяние веры), Сборник жреца Затспрама, Датисан-и-
Диник жреца Манушчехра, Шканд-Гуманик Вичар (Полное истребление всех
сомнений), Намак (Книга), Датисан-и Менок-и Храт.
Вероятно, одним из первых свидетельств в Центральной Азии
сакрального отношения к священным зороастрийским стихиям - огню и воде
засвидетельствовано в храме на Джаркутане, построенного во II тысячелетии
до нашей эры. Его планировка, подобно маргианским храмам четко делится на
две части: парадную и подсобно-хозяйственную. Во дворе храма, наряду с
алтарем, под специальным навесом располагался священный колодец.



МАНИХЕЙСТВО
Религия, основанная в Персии проповедником Мани (Манес, 216-277) в
242 г. Для раннего манихейства были характерны пацифизм и нестяжательство.
Зороастрийское жречество встретило проповедь манихейство резко
отрицательно. В 275 по приказу магов (жрецов) и нового шаха Бахрама I Мани
был арестован, а в 277 г. с него живого содрали кожу, когда он обещал
исцелить сына Бахрама и не смог. Последователи его подверглись гонениям. В
296 римский император Диоклетиан обнародовал эдикт против манихейства. Тем
не менее манихейство быстро распространилось от Италии до Китая. В
манихейство перешло большинство мандеев. Манихейство исповедовал одно время
и блаженный Августин, впоследствии страстный критик манихейства. В VIII в.
манихейство - господствующая религия в Уйгурском царстве. В основе
манихейства лежит дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы,
олицетворенных богами Ормуздом (Ахурамазда) и Ариманом (Ангромайн), как
изначальных и равноправных принципов бытия. Высший безличный принцип со
временем поглотит эти низшие противоположные начала. Из христианства
манихейство восприняло иерархию, подобную церковной, обряды, аналогичные по
смыслу крещению и причастию. Мани считал Христа и Будду своими
предшественниками, такими же посредниками между Богом и людьми, как и он.
Чистое манихейство исчезло к X в., повлияв на множество религиозных учений,
в частности на учение альбигойцев, богомилов, катаров, павликиан.
Манихейская община делилась на два класса – Избранные и Слушающие.
Слушающие – это рядовые последователи, которым полагалось кормить и
обслуживать духовенство, но не гарантировалось духовное спасение (в лучшем
случае – перерождение в следующей жизни в качестве Избранного). Слушающим
не запрещалось вступать в брак и иметь детей (не больше одного), хотя и то
и другое считалось серьезным препятствием на пути к освобождению света.
Избранных можно считать манихейским духовенством. Им запрещалось вступать в
брак, есть мясо, пить вино, работать и приносить вред живым существам
(почти как джайнистским монахам). Избранным полагалось только молиться,
петь гимны и переводить книги манихейского канона. Якобы среди избранных
были женщины, судя по изображениям из манихейских храмов – однако некоторые
исследователи свидетельствуют против этого, утверждая, что это изображения
богинь. Избранные носили белые одежды, скрывающие кисти рук, и высокие
белые шапки. Среди Избранных выделялись "церковные иерархи": "глава
церкви", Архос или Принцепс, 12 "старших учителей" – магистров, 72 епископа
или диакона, и 360 пресвитеров, или старших. Женщины, если они и были среди
Избранных, не могли становиться иерархами36.
У манихеев были храмы, украшенные настенной живописью и рельефами.
Манихейский храм имел четыре зала: зал проповедей, зал наставлений, зал
молитв и покаяний, зал мистерий; в храме также был и "монастырь", где жили
Избранные37.
Конец формы
БУДДИЗМ
Как сообщают средневековые китайские, арабские, персидские и иные
авторы, до утверждения на территории современного Киргизстана,
Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и юга Казахстана ислама (8-9 вв.)
был широко распространен буддизм. Эти данные получили подтверждение, когда
в 1920-е гг. в данном регионе развернулись археологические изыскания (были
найдены буддийские храмы, святилища, ступы и иные постройки, относящиеся ко
2-10 вв. н. э.).
В Бактрии (области, занимавшей север современного Афганистана и
южные районы Таджикистана и Узбекистана) буддизм существовал с династийным
культом кушан и древними местными верованиями зороастрийского и
маздентского круга. За много веков существования в данном регионе буддизм
утвердился не только в крупных городах и торговых центрах, но проник и в
сельские поселения.
В древней Маргиане (Мервский оазис, юго-восток современного
Туркменистана) буддизм существовал с официальной религией Сасонидов -
зороастризмом и погиб вместе с Сасонидским государством при завоевании его,
во второй половине 7 в., арабами.
В северо-восточных областях Средней Азии (север Киргизстана) буддизм
распространялся в раннем средневековье. Свидетельства средневековых авторов
и найденные в Средней Азии буддийские тексты говорят о том, что во 2-8 вв.
этот регион был важным центром.
На эпоху существования Кушанского государства приходится время
наивысшего расцвета древней Средней Азии, ее экономики, культуры и
искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля,
закладываются новые города, но уже не эллинистические. В искусстве и
культуре на основе синтеза восточной, эллинистической, индийской и кочевой
традиций складывается новое направление - кушанское. Сохранились
многочисленные памятники архитектуры и скульптуры на территории Северной
Индии, в долине реки Кабул, в Бактрии, по северному и южному побережью
Амударьи, которые свидетельствуют о том, что оно было важным этапом в
культурном развитии Средней Азии .
Кушанские правители установили широкие торговые и культурные связи с
Римом, Китаем и Индией. Особенно тесные связи были с Индией, причем они
были настолько глубоки, что кушанскую культуру часто называют гандхарской,
по названию северной части древней Индии, нынешней территории Пакистана.
Несомненно, что через Кушанскую империю устанавливаются широкие связи между
Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях.
Средняя Азия и Индия были связаны многочисленными путями, ведущими
через Афганистан. Наиболее оживленным путем был путь Маргиана (Мерв)-Кушка-
Герат-Кандагар. Имелась центральная система дорог от Амударьи к перевалам
на Гиндукуше, далее в долину реки Кабул и затем к Инду. Здесь были два
главных перевала - Бамианский и Чарикарский, преодолеть которые не
составляло труда даже огромным массам войск. Путь от Термеза до Кабула
через Мазари-Шериф и Бамианский перевал составлял 600 км, что равня-ется
расстоянию от Термеза до Ферганы, и караван проходил этот путь максимум за
20 дней. Третья группа дорог вела через Кундуз, Файзабад, Читрал в долину
Кунар. Расстояние здесь не превышало 500 км, и караван преодолевал этот
путь за 15 дней. Хотя Афгани-стан в ту эпоху не имел практически дорог, тем
не менее отмечен-ные пути позволяли легко преодолевать его территорию
караванам, массам вооруженных отрядов и толпам кочевников.
Культурный обмен между Индией и Средней Азией усилился после
утверждения императором Ашокой буддизма в качестве государственной
религии в конце III в. до н. э. Поощряемый с одной стороны индийскими
правителями, с другой - кушанскими императорами, которые также рассчитывали
превратить его в государственную религию, буддизм стал в период Кушанской
империи важнейшей формой культурного обмена между Северной Индией и Средней
Азией.
Политические и торговые связи взаимообогащали культуру народов
Востока и Средней Азией. Археологам удалось выявить новую хорезмийскую
цивилизацию в эпоху кушан-эфталитов, которая предстала как сложное
целостное явление античного мира и определила пути культуры Средней Азии
на последующем раннесредневековом этапе его развития. По технике исполнения
и стилю стенная роспись при эфталитах имеет много общего с росписями,
открытыми в буддийских храмах и пещерах в V-VI вв. в Восточном Туркестане,
а также содержит ряд специфических черт, характерных только для эфталитов.
Пластинка дворцовой штукатурки очень близка к иранской росписи, к искуству
Индии и Восточного Туркестана.



ИСЛАМ
Язык мусульманской архитектуры богат, весьма разнообразен и
достаточно сложен, поскольку она всегда была связана с мировоззрением и
идеями исламского общества, с представлениями мусульман о пользе и красоте.
Ее главной движущей силой является высокая исламская духовность,
непоколебимая вера в единство и могущество Аллаха. Облагороженные и
одухотворенные светом ее высоких идеалов, выдающиеся мусульманские
архитекторы с именем всевышнего Аллаха на устах создавали подлинную
гармонию, застывшую в камне, и потому неудивительно, что большинство
построенных ими зданий являются мировыми шедеврами.
Большое значение в мусульманской архитектурной композиции придается
ритму, то есть четкому распределению повторяющихся в определенном порядке
отдельных элементов и деталей здания - выступов, колонн, окон, плоскостей
стен. Применяя симметричную и асимметричную композицию, используя главные
художественные средства – формы зданий и их элементов, мусульманский
архитектор может по своему усмотрению сделать эти формы тяжелыми или
легкими, спокойными или динамичными, однотонными или цветными, добиваясь
при этом, чтобы отдельные части здания согласовывались между собой и со
всем архитектурным ансамблем в целом. Проектируя, мусульманский архитектор
ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего
архитектурного произведения и его деталей с учетом назначения здания и
характера происходящих в нем процессов. Учитывая климат местности, в
которой ведется строительство и ее географическую широту, он старается, как
можно полнее использовать увлекательную игру света и тени, которая
подчеркивает композиционные особенности сооружения, придает ему более
живописный вид.
Творения исламских архитекторов, как правило, имеют обильный
орнаментальный декор, украшены цветным мозаичным орнаментом, поражают
изяществом форм и пропорций, богатством и тонкостью каменной резьбы,
которая благодаря искусству мусульманских мастеров приобретала ажурность и
легкость, напоминая каменное кружево. Культовым сооружениям ислама
свойственна строгая красота, воплощающая образы знойного солнца, горячих
песков и тихих оазисов. Голубые купола мечетей, покоящиеся на высоких
барабанах, изящные башни минаретов, массивные кубы порталов, журчание воды
в фонтанах неизменно пробуждают в душе человека благоговейное отношение к
вере, вселяют уверенность в собственных силах, даруют ему светлое и
радостное мировосприятие.
Архитектура ислама не отвергает воздействия любой культуры и не
воспрещает заимствовать формы культовых зданий других религий
(христианские, иудейские, буддийские, вплоть до использования символики
этих религий во внешнем декоративном убранстве зданий). Ислам, как всякая
другая религия, нуждается в специальном месте, где верующие могли бы,
собравшись, предаваться молитве. Этим целям и служит мечеть. В исламском
мире мечеть является главным сооружением города в социальном, политическом
и градостроительном отношении. Мечеть по-арабски звучит "аль-масджит",
переводится как "место, где совершаются земные поклоны".
В первые годы хиджры масджидом могла служить любая постройка, либо
просто крытое место. После приезда Мухаммада в Медину для него и его семьи
учениками был выстроен простой дом из сырцового кирпича на каменном
фундаменте, крытый пальмовыми листьями. Двор этого дома стал первой мечетью
мира, послужив образцом для мечетей дворцового типа, распространившихся по
всему миру. Она же стала первой школой в арабском мире.
Сама по себе мечеть не имеет сакрального характера, никак не
освящается. В разных районах мусульманского мира сложились различные
архитектурные типы мечетей. Основные черты ее определились в VII в.
Если рассматривать мечеть с точки зрения архитектуры, — это
специально оборудованное место для проведения молитвы по мусульманскому
религиозному обряду. Место это может иметь самые разнообразные материальные
воплощения — от очищенной площадки в пустыне, обозначенной камнями, или
комнаты в доме, до архитектурного ансамбля.

В более широком понимании мечеть, с точки зрения мусульманских богословов,
охватывает всю землю. Главнейшие функции мечети религиозные, хотя ее
значение этим не ограничивается: она служила местом общественных собраний,
общения, убежищем, организацией обучения детей основам мусульманской
религии.
Архитекторы, проектируя мечеть, всегда опирались на собственные
(или заказчика) представления о красоте, свойственной своей эпохе,
национальной культуре, ориентировавшей их на те или иные образцы. Арабы,
распространявшие новую религию на покоренных территориях, не стремились
навязывать сложившиеся еще в VП-VШ вв. типы мечетей: центрально-купольный и
колонный (имеющий прямоугольник в плане, внутренний двор, окруженный
галереями, и многостолпный молитвенный зал), айванный (навес, галерея) —
терраса с плоским покрытием на колоннах или столбах.
Вертикальная структура мусульманской мечети включает в себя три
символические зоны: четверик – символ нижнего мира, купол – символ мира
верхнего и барабан – своеобразная зона перехода от мира земного к миру
небесному. Внутри мечетей в обращении к Мекке ниша — михраб, украшенная
резьбой по дереву, камню, узорочным кирпичом, керамикой, инкрустацией,
мозаикой, росписью.
Михраб - (араб. – святилище, букв. – место борьбы; однокоренное со
словом «копье»; у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало сутру
– место и киблу – направление молитвы) – в культовых зданиях ислама
священная стрельчатая плоская арка или ниша в стене кибилы, к которой
молящийся должен быть обращен лицом; самый ранний (около 691 г.) образец
плоского михраба (в форме накладной арки) сохранился в Куббат ас-Сахра
(«Купол Скалы») в Иерусалиме: арка с узорным архивольтом в
орнаментированной квадратной раме на витых колонках. Плоский михраб получил
преимущественное развитие как переносной – деревянный, керамический либо
изображенный на молитвенном ковре. Вогнутый михраб (в форме глубокой
сводчатой ниши) впервые был устроен около 709 г. в мечети Хаарам в Медине
(основана в 656 г. на территории дома Мухаммада), заново сооруженной в 707-
709 гг. коптскими и византийскими мастера-ми; предположительно обозначал
местонахождение пророка во время ведения им ритуала молитвы. После 709 г.
михраб стал обязательным признаком мечети. Обычно он выделялся в интерьере
освещением и нарядным декором, снаружи – выступом ниши; нередко перед
михрабом возводился купол с фонарем или с окнами в барабане. Центральный
вход и михраб непременно украшаются графическими изображениями. В помещении
ниша - михраб, около нее ставится кафедра проповедника - минбар. Обычно он
располагается справа от михраба и является привилегией только пятничной
мечети (джами). В небольших населенных пунктах мечети могли его не иметь.
Минбар обычно похожая на трон кафедра (иногда под балдахином) открыта на
спускающуюся в зал лесенку с перилами и декоративным порталом или дверцей.
Деревянные (реже каменные или кирпичные) минбары украшены (в соответствии с
художественным стилем эпохи и региона) орнаментальной резьбой,
инкрустацией, росписью, иногда глазурованными облицовками или фаянсовой
мазаикой. Первый минбар (сиденье с двумя ступенями) был сделан по заказу
Мухаммада в 629 г. для чтения проповедей. Первоначально минбар служил также
троном правителя и местом для судьи. Исключительно культовое значение
минбар приобрел в конце периода Омейядов, около 750 г., и в правление
династии Аббаситов (750-1258 гг..). Одновременно сложился тип минбара как
произведения монументально-декоративного искусства: высокая, похожая на
трон кафедра (иногда под балдахином).
Пространство молельного зала мечети зависит не от того, где
находится молящийся, а от направления, куда он смотрит при молитве. По этой
причине ориентация молельного зала должна соответствовать кыбле (обращение
во время молитвы лицом к Мекке). Кыбла всегда обозначается михрабом с
арочным или полусферическим венчанием, которых может быть несколько в
зависимости от величины мечети. Пол в мечетях устилается циновками или
коврами. При каждой мечети есть водоем (колодцы) для омовения (молящийся
должен находиться в состоянии ритуальной чистоты). При входе в мечеть
верующие снимают обувь, женщины молятся в специально отгороженной части
общего зала или галереях, в некоторых мечетях размещаются книгохранилища.
Иногда мечети бывают совмещены с усыпальницами святых.
Двери разделяют на две пространственные зоны – профаническую и
сакральную, отмечая этот важный для мусульманина рубеж своим убранством и
священными надписями. При входе в мечеть все внимание верующего человек
устремлено только к одной точке – михрабу, где предстоит имам –
руководитель богослужения.
Рядом с мечетью ставился или включался в ее композицию минарет (от
араб. – минара – сигнальная световая башня, маяк) – высокая башня,
предназначенная для азана, совершаемого муэдзином с кругового балкона,
галереи или верхней площадки башни, обычно увенчаний фонарем. С VIII в. –
это один из определяющих наружных признаков мечети; символ мусульманского
присутствия на завоеванных арабами территориях. Некоторые ранние
средневековые минареты (особенно на границах мусульманского мира) сохраняли
функции сигнальной сторожевой башни, включали помещения для стражи и
гарнизона. Он бывает двух типов: четырехугольный (наиболее ранний
архитектурный тип, первоначально получил развитие в Сирии, затем в странах
Магриба – территории к западу от Египта) и круглоствольный (такой тип
получил более широкое распространение и многочисленные варианты
архитектурной формы и декора, в том числе на высоком четырех- или
восьмигранном основании, с гладким, многогранным, каннелированным или
«гофрированным» стволом, звездчатые в плане, тонкие стреловидные и др.),
украшается узорами, резьбой, ажурными балконами, глазурованной керамикой.
Спиралевидную форму двух уникальных кирпичных минаретов в Ираке связывают с
традицией зиккуратов в Месопотамии. В разных странах под воздействием
местных традиций вырабатывались самостоятельные типы мечетей. В
позднесредневековых постройках Средней Азии, Ирана, Афганистана встречаются
декоративные «ложные» минареты (без лестницы), поставленные на углах
главного фасада или портала; иногда их называют гульдараста (перс. –
намогильный букет цветов на палочке; минарет).
Очень разные по архитектурному воплощению мечети объединяет некая
сумма общих правил, выполнение которых обязательно при их возведении.
Правила, эти вовсе не касаются внешней архитектуры здания, а задают
общее требование: обеспечить молящимся определенные условия для совершения
необходимого ритуала. Обязателен минбар (специальная кафедра для чтения
проповеди). Обычно он располагается справа от михраба и является
привилегией только пятничной мечети (джами). В небольших населенных пунктах
мечети могли его не иметь. Оформление молельного зала должно быть скромным,
чтобы не отвлекать молящихся от намаза: михраб и минбар, напротив, должны
декорироваться пышно для привлечения к себе внимания во время молитвы
В мечети должен быть ровный и теплый пол, позволяющий снимать обувь
и становиться на колени во время молитвы. Он покрывается коврами и другими
матерчатыми покрывалами.
За время существования ислама было создано несколько основных
разновидностей мечети, которые зависели от ритуала намаза, имеет четыре
уровня: ежедневный (частный), пятничный (совместный), годовой (фитр—после
окончания месяца Рамазан) и годовой (ид — в память жертвоприношения
Авраама). Исходя из этого, мечети подразделялись на масджид — квартальная
(у татар "мэхэллэ мэчете") — служила для ежедневных молитв, свершения
похоронного обряда, общественным центром махалля; со-борнаю ("джами") — их
могло быть разное число в зависимости от величины населенного пункта и они
были открыты всегда; большую или общегородскую — пятничную (по-татарски —
"жамигъ мэчете" или "жомга мэчете"). Кроме того, в крупных городах
существовали загородные мечети ("мусалла") для молений по годовым
праздникам с большим стечением народа, поминальные мечети на кладбищах,
мемориальные мечети, построенные в честь памятных для мусульман событий.
В каждом городе существуют соборные мечети, служащие для
коллективных молений в пятницу, квартальные, пятивременные. Строительство
мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не
жалели. В некоторых странах и городах мечети представляют собой
великолепные архитектурные сооружения.
Внутреннее помещение мечети выглядит скромно: здесь нет ни идолов,
ни украшений. Мечети обычно используются не только для богослужений,
проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного культурного
центра, места собраний правоверных на все важные случаи жизни. В мечетях
решались и решаются текущие дела, производится сбор милостыни и
пожертвований, принимаются различные решения, требующие участия большого
количества местных жителей.
Первым выдающимся сооружением стала мусульманская святыня Куббат ас-
Сахра («Купол над скалой») в Иерусалиме (691) с деревянным куполом над
обходной галереей, украшенной мозаикой. Большая мечеть (ал-Валида) Омейядов
в Дамаске (705–715) еще имеет византийский облик. Аббасиды, которые
перенесли центр халифата в Ирак, основали в 762 Мидинат ас-Салам («Город
мира», или «Круглый город», ныне Багдад), с мечетью и дворцом в центре, в
окружении административных зданий и расположенных по периферии базаров и
жилых кварталов. В их постройках больше восточных черт и заметно
увеличивается помпезность. В Самарре (Ирак) руины дворцы Балькувара
занимают почти 2,59 кв. км, а минарет ал-Мальвия имеет спиральный пандус,
по которому можно было подниматься на ослах. Наиболее внушительный
аббасидский памятник – дворец Ухайдир в пустыне (Южный Ирак).
Североафриканская Большая мечеть в Кайруане (836–875 и позднее) и каирская
мечеть Ибн Тулуна (876–879), отличающаяся тонко обыгранными повторами
стрельчатых арок, строго выверенными пропорциями резных стуковых капителей
и архивольтов, демонстрируют достижения нового архитектурного стиля.



БАХАИЗМ
Бахаизм (бехаизм, вера Бахаи) - это религиозная доктрина,
первоначально возникшая как сектантское реформационное течение в исламе. Её
истоки восходят к 1844 г., когда в иранском городе Ширазе некий юноша по
имени Сеид Али Мохамед провозгласил себя посланником Бога и стал называть
себя Баб (“Врата”), то есть предтечей грядущего Великого Пророка (Махди).
Учение Баба: включающее в себя сильные мотивы социального протеста, быстро
распространилось по всему Ирану, что вызвало тревогу властей и
ортодоксального исламского духовенства. В 1850 г. Баб был казнен, а на его
последователей обрушились жестокие репрессии, в результате чего большое
количество бабитов бежало из страны. В эмиграции лидером бабитов стал Мирза
Хусейн Али (1817-1892 гг.), который в 1863 г. объявил, что он и есть
долгожданный Махди (эта дата считается днем рождения бахаизма), после чего
получил прозвище Баха-Улла (“Слава Божия”). Несмотря на гонения, бахаизм
получил довольно значительную популярность в Иране, Турции, Египте, Сирии и
т.д., хотя в целом успехи бахаизма в исламском мире были относительно
невелики. В конце XIX века бахаизм стал известен в Средней Азии (между
прочим, первый бахайских храм был сооружен в Душанбе). Бахаизм исповедует
непостижимого Единого Бога, представления о котором близки к пантеизму. С
точки зрения этого учения, все религии восходят к общему источнику, а
различия между ними обусловлены лишь тем, что они выражают различные
аспекты Наивысшего. Поэтому бахаизм отрицает межконфессиональную рознь,
призывает к братству религий. С другой стороны, бахаизм претендует на
преодоление разрыва между религией и наукой, ратует за всеобщее
обязательное обучение. Отказ от идейного диктата и самостоятельный поиск
Истины в бахаизме рассматривается не просто как право, а как обязанность
каждого верующего. Однако вере отдается предпочтение, именно религия должна
стать источником всеобщей дружбы, согласия и нравственности, социально-
экономические проблемы предлагается решать в соответствии с духовными
принципами. Бахаизм призывает к единению человечество во всемирное
сообщество без национальных различий. Бахайский идеал - единство
человеческого рода, вечный мир, создание мирового государства с
международным правительством и единым языком, общество, организованное на
началах демократии и бескорыстного служения общему делу, в котором не будет
социальных антагонизмов.
В бахаизме практически отсутствуют обряды и сложная символика,
храмы не имеют канонической формы. Нет священства, поскольку утверждается,
что человечество уже достигло зрелости, и каждый может непосредственно
познать Бога. В то же время в организационном отношении бахаизм
представляет собой жесткую иерархическую структуру, локальные общины
контролируются и управляются централизованно. Во главе мирового бахайства
стоит Всемирный Дом Справедливости, резиденция которого находится в г.
Хайфе (Израиль), в масштабах отдельных стран действуют Национальные
духовные собрания, а руководство общинами осуществляют местные духовные
собрания, избираемые из числа верующих.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного
Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран,
Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к
выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Находясь на
пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении
веков входила в разные периоды в состав различных государственных
образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы,
языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на
этой земле.
В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы
симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной
жизни народов, населявших этот регион.
Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии
отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Это
стремление к симбиозу различных культурных традиций является характерной
чертой развития искусства Средней Азии, оно сохранится и в последующих его
этапах.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ш.М. Шукуров «Искусство средневекового Ирана», Москва
«Наука», главная редакция восточной литературы, 1989
2. Н.А. Виноградова, Т.П. Каптерева, Т.Х. Стародуб
«Традиционное искусство Востока», М. 1997
3. Тигран Мкртычев, «Вода, боги, люди в центральной Азии.»






Реферат на тему: Культура


Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает
культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало
обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник
термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его
стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек
отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда
этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от
“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало
высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все
еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим
воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические
оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и
выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые
являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы
часто называют субкультурой.
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура
создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая
биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает
следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В
результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят
формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы
процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к
гибели культуры.
Культура формирует личности членов общества, тем самым она в
значительной степени регулирует их поведение.
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и
общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией.
Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей
джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми,
свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить
упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к
существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не
проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые
ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”,
шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются
представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких
детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с
людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление
их “человеческих” личностей.
Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко,
чтобы назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет
побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее
определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры
управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде
всего небеспредельны биологические возможности человеческого организма.
Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже
если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел
знаний, который может усвоить человеческий мозг.
Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры.
Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ
земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию
некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических
джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени
возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго
получать высокие урожаи зерновых.
Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает
влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения
таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки
получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между
людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания,
обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.
Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности
формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество
с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными
делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой
они окакзывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к
технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах,
необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно
совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое
общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю
жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно
различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной
деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не
имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина
имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры
это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом
психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения”
как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество
различии между культурами.
Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами
убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным
сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое
поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной
жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем
культурам, - культурные универсалии.
Социологи выделяют более 60 культурных универсалей. К ним относятся
спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные
ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения,
шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять
на погоду.
Однако для разных культур могут быть характерно разные виды спорта,
украшений и т.д. Окружающая Среда является одним из факторов, вызывающие
эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловленны историей
определенного общества и формируется в результате уникального развития
событий. На основе разных видов культур возникли разные виды спорта,
запреты на кровные браки и языки, но главное - в той или иной форме они
имеются в каждой культуре.
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи
считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним
относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и
тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с
этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры.
Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В
каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не
одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению
определенных физиологических, социальных и психологических потребностей,
хотя в частности возможны разные варианты.
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции
превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом.
Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности
миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру.
Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и
обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были
склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой .
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно
понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном
контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели
книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели
смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между
близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно
закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие
отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты.
Американцы , которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые
двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство
отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что
для немца.

Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что
она передается от одного человека к другому в процессе социализации и
контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей
чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены
одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют
и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в
сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является
причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность
общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык
объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на
этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании
представители различных общественных классов употребляют несколько
отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”,
некоторые группы употребляют
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально
тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные
группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и
культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между
группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им
становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир
организован по разному.



В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть
различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры
матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына
сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова,
обозначающие четырех последних родственников.
Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей
Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к
которым принято относиться особым почтением. В английском и американском
обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у
англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних
родственников.
Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в
окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.
2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью
понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в
пространстве и времени, по значению ( например, черное противоположно
белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить
ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы
уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили,
что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают
взаимосвязи.
Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях
между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере
сверхъестественного.
3. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к
которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных
принципов.
Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям ( героизму
на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный
строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
4.Правила. Эти элементы ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша
законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать,
ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко
мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют
десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества,
порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной
собственности.
Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь,
сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и
стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.
Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди
склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во
время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится
получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых
факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют
соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания
или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями.
Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются
негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор
и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение
властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.
В теориях культуры всегда важное место отводилось языку.
Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью
звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную
структуру.
Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального
взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Хотя процесс
социализации в значительной мере основан на имитации жестов - кивков,
манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи
культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке
практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный
запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,
хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это
свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям
человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно
примитивнее.
Язык включает правила Вам, конечно, известно, что существует правильная
и неправильная речь. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных
правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла.
Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых
используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются
отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных
диалектов и жизненных ситуаций.
Язык участвует также в процессе приобретения у организации опыта
людей. Антрополог Бннджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам
“само собой разумеющимися” только потому, что они укоренились в нашем
языке. “Язык делит природу на части, формирует понятия о них и придает им
значения главным образом потому, что мы пришли к соглашению организовать их
именно таким образом. Это соглашение ... закодировано в моделях нашего
языка”. Оно обнаруживается особенно явственно при сравнительном анализе
языков. Мы уже знаем, что цвета и родственные отношения в различных языках
обозначаются по-разному. Иногда в одном языке имеется слово, которое
полностью отсутствует в другом.
При употреблении языка требуется соблюдение его основных грамматических
правил. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он
вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при
налипчии значений, которые принимаются, используются ее участниками и
поняты им. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во
многом обусловленно нашей уверенностью , что мы понимаем друг друга.
Трагедия умственных расстройств типа шизофрении состоит прежде всего в
том, что больные не могут общаться с другими людьми и оказываются
оторванными от общества.
Общий язык также поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям
координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга.
Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически
возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие
знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях.
Короче говоря, он способствует формированию чувства группового единства,
групповой идентичности. Руководители развивающихся стран, где существуют
племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный
язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая
значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной
разобщенностью.
Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он
способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех,
говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или
диалектах, - чужими.
Язык - главный символ антагонизма между англичанами и французами,
проживающими в Канаде. Борьба между сторонниками и противниками системы
преподавания на двух языках (английском и испанском) в некоторых районах
США свидетельствует, что язык может быть важной политической проблемой.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией “обрезков и лоскутков”, не имеющих между собой особых связей и
собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в.
утверждают, что формирование различных моделей одной культуры
осуществляется на основе единых принципов.
Истина, наверное, где-то посередине. культуры действительно имеют
преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и
многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с
развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин “аномия”, обозначающий нарушение единства культуры в связи с
отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен
Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была
вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-
промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы
нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех
пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение
числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры,
особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию нематериальной культуры ( обычаи, убеждения,
философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному
несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в
результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например,
прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением
обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную
необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин
привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло
много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее
компенсацию за производственную травму.
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой
культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись
колонизации со стороны народов Европы.



Согласно исследованиям Б.К.
Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило
процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной
Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными
в совершенно различных условиях.
Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе
племенной организации общества одновременно сформировались система
родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом
Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности
были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их
неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского
эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит
длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и
после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться
стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре. В то же
время Малиловский верил, что в конечном итоге победят западные ценности.
Таким образом, модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы
между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы
культуры.
Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература
- создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы,
принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для
определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств
массовой информации ( радио, массовых печатных изданий, телевидения,
грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и
народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с
религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и
массовая культура неразрывно связаны между собой.
Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и
распространяют среди широкой публики.
Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные
культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу
от большинства общества, называют субкультурой.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный
класс, этническое происхождение, религия и место жительства.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов
группы.
Некоторые из наиболее интересных исследований субкультур посвящены
языку. Например, Уильям Лабов (1970) старался доказать, что употребление
нестандартного английского языка детьми из негритянской гетто не
свидетельствует об их “языковой неполноценности”. Лабов считает, что
негритянские дети не лишены способности общаться, как белые, просто они
употребляют несколько иную систему грамматических правил; за многие годы
эти правила укоренились в субкультуре негров.
Лабов доказал, что в соответствующих ситуациях и черные и белые дети
говорят одно и то же, хотя употребляют различные слова.
Тем не менее употребление нестандартного английского языка неизбежно
вызывает проблему - неодобрительную реакцию большинства на так называемое
нарушение общепринятых правил. Учителя часто считают использование
негритянского диалекта нарушением правил английского языка. Поэтому
негритянские дети незаслуженно подвергаются критике и наказаниям.
Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает
против культуры , господствующей в обществе. Однако во многих случаях
большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам
врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы
или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей
культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура.
Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий
пример в ней - хиппи 60-х годов.
Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых
конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую
культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление
наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в
американском обществе, где главным образом через средства массовой
информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому
привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для
культуры господствующей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура
организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере
осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение.







Новинки рефератов ::

Реферат: Алкоголизация общества (Психология)


Реферат: Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации (Психология)


Реферат: Рыбные ресурсы их использование и охрана (Ботаника)


Реферат: Перспективы развития фондового рынка, его место и роль в экономике страны (Банковское дело)


Реферат: КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг. (История)


Реферат: Школьник (Физкультура)


Реферат: Билеты с ответами за 2003 год (зима) (Транспорт)


Реферат: Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Теория электромагнитных полей (Физика)


Реферат: Древнерусское государство в V - начале XII вв. (История)


Реферат: История психологии (Психология)


Реферат: Юрий Владимирович Андропов (Политология)


Реферат: Перевірка виконання прийнятих рішень за наслідками перевірки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Операционная и социотехническая системы (Компьютеры)


Реферат: Владимир Высоцкий (Музыка)


Реферат: Семья и права ребенка (Педагогика)


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (История)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Дистанционные взаимодействия в системе отношений человек-человек (Психология)


Реферат: Клетка (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист