GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование древнерусского государства (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование древнерусского государства (История)



Образование Древнерусского государства.

Государство - это, в первую очередь, аппарат насилия, определённо
сложившаяся система органов, которая регулирует отношения между людьми в
классовом обществе в интересах господствующего класса. Классы - это большие
группы людей, которые различаются по их отношению к собственности на
средства производства, роли в общественной организации труда, способам
получения и размерам материальных богатств, месту в исторически сложившейся
системе общественного производства.

Рост производительных сил - излишки -
собственность
экономическое неравенство - классы
государство

Верхушка общества в своих руках сосредотачивает власть, нанимает
дружину, силой регулирует отношения с несобственниками. Таким образом,
основной предпосылкой образования государственности будет деление общества
на классы, внутреннее неравенство, а также необходимость защиты этноса и
территории. Социальная дифференциация у восточных славян происходила на юге
в основном в результате развития земледелия, на севере - торговли. В силу
климатогеографических особенностей местности этот процесс был очень
замедленный. Ричард Пайпс утверждал: "Природа не оставила русским
возможностей для накопления существенных излишек". Главная причина
образования государства у восточных славян - внешняя, когда постоянно
существовала угроза со стороны кочевников и других агрессоров, необходимо
было защищать земли. Восточные славяне не могли, но вынуждены были
содержать военную дружину. Первыми классами стали военные. Итак, с момента
своего возникновения славяне жили для государства, чтобы выжить.
Что касается Норманнской теории возникновения государства у восточных
славян, она свидетельствует о том, что государственность появилась с
приходом варягов, а сами славяне были слишком отсталыми и исторически
обречёнными. Норманнская теория несостоятельна - это признало большинство
современных историков. Каков бы ни был этнос, он так или иначе постепенно
перейдёт в следующую стадию своего развития. Никакие пришельцы из других
государств не смогут в короткие сроки (а государственность у восточных
славян появилась примерно 20-30 лет спустя начала княжения Рюрика) коренным
образом повлиять на появление государственности.
Некоторые историки полагают, что задолго до "призвания варягов" у
восточных славян было государство. Это фактически исключено.
В "Повести временных лет" Нестор под 859г. пишет, что славяне прогнали
варягов, дабы не платить им дань (не нужно забывать о взаимовыгодном союзе
восточных славян с варягами!). Но уже в 862г., после кровопролитных
междоусобиц, пригласили их со словами: "Земля наша обильна, да порядка в
ней нет. Да пойдите княжить и владеть нами". Пришёл Рюрик(862-879) с
братьями Синеусом и Трувором, на самом же деле - с родом и дружиной.
Личность Рюрика полулегендарная, о нём говорится в шведских сагах (баснях).
Рюрик княжил в Новгороде, умер, вероятнее всего, в 879г.
После смерти Рюрика (очевидно, в 879г.) правителем стал при малолетнем
его сыне Игоре - Олег(879-913). Возможно, он был военным начальником, или
же родственником. В 882г. Олег совершил поход к Киеву, выманил правящих там
соратников Аскольда и Дира, подчинил своей власти город. Дата объединения
Руси (по крайней мере, Киева и Новгорода) под властью Олега 882г. носит
условный характер. Нельзя сказать, что именно в этом году у наших предков
было государство, два основных города Киев и Новгород к тому времени
находились под властью Олега. В 907г. он с большой по тем временам
дружиной, состоявшей из славян, варягов, фино-угорских племён и хазар
отправился в Византию и нанёс ей поражение. Олег повесил щит на ворота
Царьграда. Был заключён мирный договор: Византия платит дань не только
Киеву, но и Чернигову, Новгороду. Это говорит, по крайней мере, о том, что
перечисленные города находятся под властью Олега, и он, следовательно, уже
представитель государства. Также мы добились от Византии унижения, получив
разрешение мыться в их банях. Олег не принадлежал династии Рюриковичей, но
стал первым Киевским князем.
Княжение Игоря(913-945) известно тем, что он продолжил покорение
восточно-славянских племён. При Игоре к Киеву присоединились уличи и
тиверцы. Также он совершил два в целом неудачных похода на Византию в 941 и
945гг. Во время первого похода многочисленная эскадра была сожжена
"греческим огнём" (очевидно, смесь нефти, серы, смолы). Игорю пришлось
отказаться практически от всех привилегий для Руси после похода Олега. Во
время второго похода Византия откупилась от него большой данью. Известен
Игорь не столько своей жизнью, сколько своей смертью. В 945г., собрав дань
с древлян, он вернулся, посчитав, что может собрать больше. Игорь нарушил
правила сбора дани, за это был жестоко убит древлянами. Этот факт
свидетельствует о том, что дань даже в государственном образовании
собиралась по обычаям родоплеменного строя.
Жена Игоря Ольга(945-962) не менее жестоко отомстила древлянам за
мужа. Те предложили древлянского князя Мала ей в мужья. Действия Ольги
стоит рассматривать не столько как месть, сколько как государственную
необходимость не оставить без наказания не подчинившихся Киевскому князю.
Ольга установила государственную систему сбора налогов: размеры (уроки),
места сбора (погосты, становища), время сбора (осень-весна). При Ольге
существенно изменилась внешняя политика государства. Очевидно, в 957г. она
принимает христианство либо в Корсуне, либо в самом Константинополе. Ольгу
принимает император Византии Константин Багрянородный. Карамзин: "Великие
князья до Ольгиных времён воевали, она правила государством".
Святослав(962-972) большую часть своей жизни провёл за пределами
Киевской земли. Он разгромил в 966г. Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат,
покорил мордовские племена, позже совершил ряд успешных походов на Северном
Кавказе против адыгов и аланов. В 970г. Святослав начал завоевательные
походы на Балканах: быстро покоряет болгар, начинает военные действия
против Византии, подойдя к Константинополю, не может взять его сходу.
Внезапно Святослав решает перенести столицу из Киева в Переяславль, но
терпит поражение под Доростолом и возвращается назад. Другой причиной
возвращения было крайнее недовольство киевлян от набегов печенегов. По
возвращению Святослав был убит недалеко от днепровских порогов. Существует
версия, что сами киевляне договорились с печенегами об убийстве Святослава,
т.к. не хотели иметь князя, не защищавшего их.
Историки по-разному оценивают деятельность Святослава. Одни считают
его военным авантюристом, который воевал ради самой войны. Другие
(Сталинская историография и школьные учебники) выделяют личные качества
Святослава-воина, подчёркивают его близость к своей дружине и храбрость.
Два выражения, приписываемые Святославу, стали крылатыми "иду на Вы" и
"мёртвые сраму не имут". Если объективно расценивать деятельность
Святослава, можно выделить два момента. Во-первых, его решение о переносе
столицы говорит, о том, что государственность при нём находилась в стадии
становления. Спор между военными и собственниками благополучно решился в
пользу последних. Во-вторых, благодаря активной внешней политике
Святослава, Киевская Русь получила доступ к Чёрному, Азовскому, Каспийскому
морям, укрепились позиции в Причерноморье, установился практически полный
контроль над Волгой.
При Святославе начинает складываться система наместничества. Поскольку
он большую часть времени проводил в походах, приходилось назначать сыновей
наместниками в разные города: Ярополк - в Киеве, Олег - в Полоцке, Владимир
- в Новгороде. Сыновья были "посажены на место", главным образом должны
были контролировать сбор налогов.
Далеко не все восточнославянские племена были объединены в
государство, подчинение продолжалось. Менталитет русского человека
практически не менялся, это было связано с невмешательством правящей
верхушки в традиции общины. Племенные союзы пытались уравнять, с другими
равным налогообложением, принадлежностью к одному государству.
После смерти Святослава Киевским князем становится Ярополк(972-980),
но между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром начинается вражда. Особую
опасность она представляла для Владимира, который был не совсем легитимным
(законным) наследником. Дело в том, что он был сыном ключницы Малуши. Для
Святослава все дети были равны, но для государства, в котором всё больше и
больше проявляется социальная дифференциация, это было существенно.
Владимир бежит из Новгорода к варягам, собирает дружину и возвращается с
ней в Новгород. Новгородцы недовольны поведением варягов, Владимир
отправляется в поход, но перед этим сватается к дочери полоцкого князя
Рогнеде и получает отказ. Ярополк убивает Олега, но Полоцк захватывает
Владимир и женится на Рогнеде. Затем он отправляется к Киеву. Владимир
обманывает киевлян сплетнями о том, что Ярополк хочет ввести в Киеве
христианство. Воевода Блуд открывает ворота Владимиру. Ярополк погибает.
Владимир(980-1015) начинает своё княжение с религиозной реформы. На
берегах Днепра он поставил идолы (самый большой - Перуна), этим он хотел
показать приоритет войны над другими сферами жизни общества. Дело в том,
что в это время Перун был не столько богом грома и молнии, сколько
покровителем воинов. Но на практике реформа не оправдалась, т.к. киевлянам,
которые занимались ремеслом и торговлей, дела до Перуна, равно как и до
язычества, вообще не было. Владимир обратился к христианству. В "Повести
временных лет" есть версия о том, что он просил руки византийского
императора Анны и получил отказ, т.к. христианка не может стать женой
варвара. "Повесть" сохранила легенду о выборе, который осуществлял Владимир
среди всех наиболее значимых тогда религий. Вначале он разослал своих
послов, которые объехали известные страны, познакомиться с известными
конфессиями. В Киев приехали представители различных религий (кроме
буддизма). Иудаизм Владимир отверг сразу, сказав при этом представителям: "
У вас нет Родины!" В его представлении эта религия не была государственной,
а Владимир выбирал исключительно государственную религию. Ему понравился
ислам, в частности, многожёнством, но запрещал употребление спиртных
напитков вообще. Владимир отказался от ислама, прежде всего потому, что эта
религия не соответствовала традициям славян. Католицизм Владимир отверг,
т.к. глава католической церкви Папа Римский стоял над монархами. Киевский
князь не хотел от него зависеть и платить дань. Православие Владимир
предпочёл другим, потому что понравились сами церкви и церковные обряды.
Были объективные предпосылки принятия Византийского христианства. Именно с
Византией у Киевской Руси были наиболее тесные экономические и культурные
связи. Именно Византийская политическая система с приоритетом светской
власти над духовной в условиях ещё не сложившейся феодальной иерархии
наиболее подходила Киевской Руси, что оказалось в свою очередь предпосылкой
для образования и укрепления самодержавной формы правления.
Киев принял христианство в 988г. Идолы были сброшены в Днепр, и в
самом же Днепре крестили славян. Христианизация Руси растянулась на
длительный период, т.к. северные районы очень долго сопротивлялись. Из-за
сохранения родоплеменных отношений, неполного уничтожения язычества, наш
вариант православного христианства представлял собой некий синтез
нескольких направлений христианства: византийского, арианского, Великой
Моравии. Например, от арианства (Ирландское христианство) Русь взяла -
колокола, от Византии - убранства церквей.
Каково же было значение принятия православного христианства. Во-
первых, Киевский князь стал равным среди всех христианских монархов Европы.
Это принципиально изменило и сам статус Древнерусского государства. Во-
вторых, на Киевского князя византийская религия распространяла
представление как о помазаннике божьем. В-третьих, правящий класс получал
идеологию для укрепления своей власти. В-четвёртых, восточные славяне
получили обоснование единства Древнерусского государства. В-пятых, принятие
христианства дало толчок развитию культуры (письменности и образования).
Кириллица - славянская азбука, созданная в IX в. моравскими монахами
Кириллом и Мефодием на основе синтеза с византийским алфавитом прежней
славянской азбуки. И, наконец, в-шестых, принятие христианства
способствовало развитию экономических связей Киевской Руси с другими
государствами.
Вообще, христианство возникло в Палестине и на протяжении 300лет было
религией рабов, преследовалось, истреблялось, как и рабы. Христианство
оправдывало существующий миропорядок (каков бы он ни был), главной
добродетелью было терпение, покорность, стремление к счастью на небесах
через страдания в этой жизни. Несмотря ни на что, эта религия проповедовала
равенство среди людей перед Богом. На Руси это получило следующую
интерпретацию: Киевский князь - представитель Бога на земле, его власть
священна.
Итак, Владимир вошёл в историю Древнерусского государства не только
как человек, внедривший христианство, он первым стал строить пограничные
крепости на реках Сула, Десна, Осётр, Днепр. (Государство существует уже
более 100лет, а границ как таковых нет!) Тем самым он первый стал
определять границы Киевской Руси. При Владимире присоединились к
Древнерусскому государству вятичи. Умер Владимир в 1015г., у него было
очень много сыновей, которых он отправил наместниками в различные города.
После смерти Владимира Святославовича (очевидно, в 1015г.) в Киеве
стал княжить старший Святополк(1015-1019), который позарился на земли двух
своих братьев Бориса и Глеба. Они приняли мученическую смерть, стали
первыми русскими святыми. Святополк убил братьев, за что был прозван
Окаянным.
В результате четырёхлетней междоусобной войны правителем стал Ярослав
(1019-1054), который пришёл к власти из Новгорода с помощью варяжской
дружины. На протяжении 35лет его княжения Русь достигла расцвета. Это было
спокойное с внешнеполитической точки зрения время. Древнерусское
государство успешно отражало набеги кочевников, были практически
разгромлены печенеги. Именно при Ярославе наивысшего расцвета удалось
достичь в области искусства и образования. В Киеве и Новгороде были
возведены Софийские соборы. Ярослав назначил Иллариона первым русским
митрополитом, показал этим независимость от Византии. Русь добилась
невиданного международного признания. Дочери Ярослава были замужем за
французским, венгерским, шведским королями, сестра - за польским, внучка -
за германским императором, сын Всеволод женился на дочери византийского
императора Константина Мономаха. (Отсюда и прозвище Всеволод Мономах.) Сам
Ярослав был женат на шведской принцессе. В историю Ярослав вошёл благодаря
первому, дошедшему до нас документу - "Русская правда". Уже в договоре
Олега с Византией есть упоминание о "Законе русском", но его текст до нас
не дошёл. "Русская правда" состоит из трёх частей. 1. "Правда" Ярослава
(сохраняет пережитки общинных отношений, в т.ч. и понятие о кровной мести),
2. "Правда" Ярославичей (уже отражает социальную структуру древнерусского
общества, её сложный характер), 3. "Поучение Владимира Мономаха". "Русская
правда" в том или ином варианте просуществовала как свод законов вплоть до
1497г., когда появилось "Соборное уложение". "Русская правда" главным
образом свидетельствует о мести и вире (штраф), об общине (верфь), которой
жили наши предки, о землевладении (большинство земель принадлежало
свободной верфи), о немногочисленности княжеских вотчин, о зависимом
населении - холопах, тиунах, ключниках, о штрафах за преступления различной
тяжести. По "Русской правде" свободный человек пользовался большими
правами, чем зависимый, но мог свободно стать закупом - "неполным" холопом
(на время отработки занятых денег или продуктов). Смерды были
полузависимыми от князя людьми, как правило, платили ему дань. Таким
образом, судя по источнику "Русской правде" (его авторитетности), можно
сказать, что общество было неравным, имело лишь зачатки некоторых прав, в
том числе и на жизнь.
Итак, значение образования государства у восточных славян.
Государство, возникшее в X-XI вв., способствовало образованию принципиально
нового в Европе этноса, который соединил в себе черты славян, германцев,
финно-угорских и тюркских племён, развитию исключительно своеобразной
культуры, которая являла собой синтез европейской стабильности и оседлости
и азиатской мобильности. Эта культура, в отличие от европейской, в меньшей
степени зависела от догмата религии. Древнерусское государство волею судеб
истории стала неким "барьером" между дикой Азией и "культурно"
развивающейся Европой. На протяжении целого тысячелетия это государство
будет принимать удары кочевой Азии, будет определять военную политику
государств Европы.
На Руси существовал "лестничный" порядок наследования Киевского
престола (право наследования передавалось самому старшему из братьев или
сыновей скончавшегося князя). Недостатки этого типа наследования выливались
главным образом в междоусобные войны. Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим
сыновьям слушаться старшего брата Изяслава(1054-1073;1076-1078). При
существующей со времён Святослава системе "наместничества", казалось бы,
князья не должны были обижаться на свою судьбу, им достались лучшие города
(с прилегающими землями). Старшими сыновьями Ярослава Мудрого были Изяслав,
Святослав и Всеволод. Они за 39 лет после смерти отца успели каждый
побывать на Киевском престоле, причём Изяслав - дважды.
У Всеволода Мономаха (его так редко называли, тем не менее, это имя
имело место быть) был сын Владимир, а у Изяслава - Ярополк. По принципам
престолонаследия Ярополк был первым. Но были ещё и другие внуки Ярослава
Мудрого, между братьями разгорелась новая междоусобица. Причём ссоры были
на руку лишь половцам. В 1097г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся
Любечский съезд князей, главным его решением стало разделение Руси на
"отчины" (наследственные владения), изначально их было 8.
В 1113г. умер Святополк, после восстания киевлян последние призвали на
княжение Владимира Мономаха(1113-1125). При восшествии его на Киевский
престол был нарушен порядок престолонаследия. Владимир пользовался огромной
популярностью в народе, добился частичного единения русских земель, помирил
князей-отчинников, нанёс ряд поражений половцам, после которых те даже и не
пытались совершать набеги на Киевскую Русь. Мономах пытался что-то сделать
и для народа: по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено
долговое рабство.
Деятельность Владимира Мономаха в целом была направлена на единение
распадающейся Руси. В данном случае усилия Киевского князя были тщетны,
т.к. появляется новое понятие в истории нашего государства - феодальная
раздробленность, процесс самотечный и непредотвратимый.
|КОНЦЕПЦИИ |НОРМАНИЗМ |АНТИНОРМАНИЗМ |
|Сторонники |А.Шлёцер, Г.Миллер, |М.В.Ломоносов(XVIII век), |
| |Г.Байер(XVIII век), |И.Е.Забелин(XIX век), |
| |В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин,|С.А.Гедеонов, |
| |М.М.Щербатов(XVIII-XIX |Д.И.Иловайский (конец |
| |века) |XIX-начало XX века) |
|Аргументы |( рассказ летописи |( Рассказ летописи – |
| |достоверен |легенда |
| |( Русы, варяги есть |( Варяги-русь – племя не |
| |норманы, то есть |норманское, их предки |
| |германское племя, с более |роксоланы, жившие по |
| |высоким уровнем развития |берегу Черного моря |
| |( они образовали |( Варяги на Руси были, но |
| |государство у славян |их было мало, и |
| |( имена послов в договорах|государства они создать не|
| |Руси с греками – |могли ( Имена |
| |норманские |послов не германские |
| |( Названия днепровских |( Названия днепровских |
| |порогов переводятся с |порогов не имеют смысла в |
| |германских языков |германских языках |



|СОЦАЛЬНАЯ СТУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА |

|СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ |
|ФЕОДАЛЫ |
|Великие князья |Младшие отпрыски |Княжеские |Родоплеменная |
|собирали дань со |княжеского рода |дружинники, осевшие|знать, |
|всех |получали в княжение|на землю. Получали |разбогатевшие |
|государственных |малые города и |землю в управление |общинники. Давая в |
|земель, хотя |превращались в |и собирали в них |долг в голодные |
|население не было |феодалов |дань от имени |годы, могли |
|лично зависимо от | |князя, часть, |обращать в |
|них. Некоторые | |оставляя себе |зависимость своих |
|ученые определяют | | |общинников |
|такой строй как | | | |
|«государственный | | | |
|феодализм» | | | |
|НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ |
|Мужи вольные сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники – |
|свободные смерды |
|Закупы – взявшие |Рядовичи – |Холопы (челядь) – |Смерды – |
|«купу» (долг) и |заключившие «ряд» |рабы из числа |феодально-зависимое|
|отрабатывающие сам |(договор) и |пленников или |население в |
|долг и проценты от |отрабатывающие |закупов и |княжеской или |
|него |деньги или услугу |рядовичей, бежавших|боярской вотчине |
| |определенный срок |до отработки долга | |
| |по этому договору | | |





Реферат на тему: Образование древнерусского государства

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение 2

Колонизация страны как основной факт русской истории 3

Первый период русской истории. 4

Дославянское заселение южной России. 5

Расселение славян с Дуная 6

Военный союз на Карпатах в VI в. 7


Расселение по Русской равнине 9

Заключение. Следствия расселения 11

Список литературы 12



ВВЕДЕНИЕ.

Обширная восточноевропейская равнина, на которой образовалось русское
государство, в начале нашей истории не являлось на всем своем пространстве
заселенной тем народом, который живет здесь сегодня. Русская история
начинается с того момента, когда восточная ветвь славян спустилась на
русскую равнину с юго-запада, со склон Карпат. На протяжении многих веков
этого населения было далеко не достаточно, чтобы сплошь с некоторой
равномерностью занять всю равнину. Причем по условиям своей исторической
жизни и географической обстановки оно распространялось по равнине не
посредственно путем нарождения, не расселяясь, а переселяясь. При каждом
таком переселении оно попадало под влияние новых условий, вытекавших как из
физических особенностей ново занятого края, так и из новых внешних
отношений, которые завязывались на новых местах.
История России есть история страны, которая колонизуется.
Итак, переселение, колонизация страны была основным фактом нашей
истории, с которым в близкой или отдаленной связи стояли все другие ее
факты. Это ставило русское население в своеобразное отношение к стране,
изменявшееся в течение веков и своим изменением вызвавшим смену форм
общежития.
В нашей истории можно встретить немало явлений, обнаружеавющих
разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться
к данным условиям и комбинировать наличные средства согласно с
потребностями. История показывает как из древнерусского родственного союза
под действием экономической потребности выработалась идея торгового дома.
Под действием местных условий выработалась идея нравственного порядка для
удовлетворения хозяйственных нужд населения.
Таким образом, при сравнительной простате строя наше общество
строилось по-своему под действием местного подбора и соотношения условий
народной жизни. Рассматривая эти условия в самую раннюю пору сравнительно с
действовавшими в Западной Европе, найдем и первоначальный источник 2-х
особенностей нашей истории, которые облегчают изучение ее общественных
явлений. С первобытным запасом, принадлежавшим всем арийским племенам и
едва ли значительно умноженным в эпоху переселения народов, совсем не
похожей на ту, в которую несколько раньше попали их арийские родичи,
германские племена, начавшие историю Западной Европы. Там бродячий
германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из
лесов привычки и представления под влияние мощной культуры, в среду
покаранных ими римлян или романизованных провинциалов павшей империи,
становившимися для него живыми проводниками и истолкователями этой
культуры. Восточные славяне, напротив, увидели себя на бесконечной равнине,
своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами
затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, среди соседей,
чуждых по присхождению и низших по развитию, у которых было нечем
позаимствоваться и с которыми приходилось постоянно бороться, в стране
ненавиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких
житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже преданий,
а только одни бесчисленные могилы в виде курганов, которыми усеяна степная
и лесная Россия. Этими первичными условиями жизни русских славян
определилась и сравнительная медленность их развития и сравнительная
простота их общественного состава, а также и значительная своеобразность и
этого развития и этого состава.



КОЛОНИЗАЦИЯ СТРАНЫ как
основной факт русской истории


Приблизительно с VIII в. нашей эры, не раньше, мы можем с некоторой
уверенностью проследить за постепенным ростом нашего народа, наблюдать
внешнюю обстановку и внутреннее строение его жизни в пределах равнины.
Итак, с VIII до XIII вв. Масса русского населения сосредотачивалась на
среднем и верхнем Днепре с его историческим водным продолжением - линией
Ловать - Волхов. Все это время Русь политически разбита на отдельные более
или менее обособленные области, в каждой из которых политическим и
хозяйственным центром является большой торговый город. Господствующим
фактом периода этой жизни является внешняя торговля с вызванными ею лесными
промыслами, звероводством и лесовым пчеловодством. Это Русь Днепровская,
городская, торговая.
С VIII до середины XV вв. Приблизительно среди общего разброда и
разрыва народности главная масса русского населения находится на Верхней
Волге с ее притоками. Эта масса остается раздробленной политически уже не
на городовые общества, а на княжеские уделы. Господствующим фактом
экономической жизни является сельскохозяйственная, т.е. земледельческая.
Это Русь Верхне-Волжская, удельно-княжеская, вольно-землевладельческая.
С половины XV до второго десятилетия XVIIв главная масса русского
населения из области Верхней Волги растекается на юг и восток по донскому и
средневолжскому чернозему, образуя особую ветвь народа - Великороссию,
которая в месте с населением расширяется за приделы Верхнего Поволжья. Но,
расплываясь географически, великорусское племя впервые соединяется в одно
политическое целое под властью московского государя, который правит своим
государством с помощью боярской аристократии, образовавшейся бывших
удельных князей и удельных бояр. Это Русь великая, Московская, царско-
боярская, военно-землевладельческая.
С начала XVII до половины XIX вв. русский народ распространяется по
всей равнине от морей Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского
хребта, Каспия и Урала и даже проникает на юг и восток далеко за Кавказ,
Каспий и Урал. Политически все почти части русской народности соединяются
под одной властью: к Великороссии примыкают одна за другой Малороссия,
Белоруссия и Новороссия, образуя Всероссийскую империю. Это период
всероссийский, императорско-дворянский, период крепостного хозяйства,
землевладельческого и фабрично-заводского.
Перечислим еще раз эти периоды, обозначая их по областям равнины, в
которых сосредотачивалась в разные времена главная масса русского
населения: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4)
всероссийский.



Первый период русской истории.

Если мы заглянем в «Русскую историю» Ключевского В. О., то увидим,
что I период русской истории ведется с древней их времен и до конца XII или
начала XIII в
Около половины XIв территория, на которой сосредотачивалась главная
масса русского населения, тянулась длинной и довольно узкой полосой по
среднему и верхнему Днепру с его притоками и далее на север через
водораздел до устьев Волхва. Эта территория политически раздроблена на
области, «волости», в каждой из которых политическим средоточением служил
большой торговый город, первый устроитель и руководитель политического быта
своей области. Эти города называются волосными. Вместе с тем эти города
служили средоточением и руководителями экономического движения,
направлявшего хозяйственный быт тогдашней Руси, внешней торговли. Все
другие явления этого времени, учреждения, социальные отношения, нравы,
успехи знания и искусства, даже нравственно-религиозной жизни, были прямыми
или отдаленными последствиями совокупного действия двух факторов, волосного
торгового города и внешней торговли. Основным вопросом, представляющимся
при изучении этого периода, является то, как и какими условиями создан был
данный склад политических и экономических отношений, когда появилось на
указанной полосе славянское население и чем вызваны к действию оба
указанных фактора.
В нашей исторической литературе существует два взгляда на начало нашей
истории. Один из них рассматривается в критическом исследовании нашей
истории о древнерусских летописях, составленный членом Академии наук XVIII
в., знаменитым ученым немцем Шлецером. Вот основные черты его
предположения, которого придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев. До
половины IX в., т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве нашей
равнины, от Новгорода до Киева по Днепру



на право и налево все было дико и пусто, покрыто
мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам,
наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано
живущими дикарями, славянами и финнами, зачатки гражданственности в первые
были занесены пришельцами из Скандинавии варягами около половины IX в.
Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель
повести о начале Русской земли, по-видимому оправдывала этот взгляд. В ней
мы можем увидеть, что восточные славяне до принятия христианства жили
«звериным образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели
все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому
родами: «живяху кождо со своим родом и на своих местах, владеюще кождо
родом своим». Итак, нашу историю следует начинать не раньше половины IX в.
Другой взгляд на начало нашей истории прямо противоположен первому. Он
начал распространяться в нашей литературе несколько позднее первого,
писателями XIX в. Наиболее полное выражение его можно найти в сочинениях
профессора Московского университета Беляева и г. Забелина, в 1 томе его
«Истории русской жизни с древнейших времен». Восточные славяне искони
обитали там, где знает их наша Начальная летопись; здесь в приделах русской
равнины, они поселились может быть еще до несколько веков до Р. Х.
Обозначив так свою исходную точку, ученые этого направления изображают
долгий и сложный исторический процесс, которым из первобытных мелких
родовых союзов вырастали у восточных славян целые племена, среди племен
возникали города, из среды этих городов поднимались главные или старшие,
города составлявшие с младшими городами или пригородами племенные
политические союзы полян, древлян, северян и других племен, и, наконец,
главные города различных племен приблизительно около эпохи призвания князей
начали соединятся в один общерусский союз. При схематической ясности и
последовательности эта теория несколько затрудняет изучающего тем, что
такой сложный исторический процесс развивается ее вне времени и
исторических условий. Следуя этой теории мы должны начинать изучение нашей
истории задолго до Р. Х., едва ли не со времен Геродота, во всяком случае,
за много веков до призвания князей, ибо уже до их прихода у восточных
славян успел установиться довольно сложный и выработанный общественный
строй.


Дославянское заселение южной России.


Что понимается по началом истории какого-либо народа? С чего
начинается его история? Древние греческие и римские писатели сообщают нам о
южной степи России ряд известий, неодинаково достоверных, полученных ими
через посредничество греческих колоний по северным берегам Черного моря от
купцов или по личным наблюдениям. До нашей эры различные кочевые народы,
приходившие из Азии, господствовали здесь один за другим, некогда
киммериане , потом при Геродоте скифы, позднее, во времена римского
владытчества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается,
номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее.
Сарматов сменили или из них выделились геты, языги, роксаланы, аланы,
бастарны, даки. Эти народы расселяются к нижнему Дунаю, к северным приделам
империи, иногда вторгаются в ее области, скучиваются в разноплеменные
рассыпчатые громады, образуя между Днепром и Дунаем обширные, но скоро
приходящие владения, каковы были перед Р. Х. Царства гетов, потом даков и
роксолан, которым римляне даже принуждены были платить дань или откуп.
Видно, что готовилось великое переселение народов. Южная Россия служила для
этих азиатских проходцев временной стоянкой, на которой они готовились
сыграть свою роль в Европе, пробравшись к нижнему Дунаю или перевалив за
Карпаты.



Расселение славян с Дуная

Начальная летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу,
она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую она
называет землею Венгерскою и болгарскою, славяне расселились в разные
стороны. Оттуда же вышли и те славяне, которые поселились по Днепру, его
притокам и далее к северу. Летопись рассказывает, что, когда волхи напали
на славян дунайских, сели среди них и начали их угнетать, одни славяне ушли
и сели по Висле, прозвавшись ляхами, другие пришли на Днепр и прозвались
полянами, а последние в лесах - древлянами, и т. д. Волхи или волохи,-
это, по мнению исследователей, римляне. Речь идет о разрушении императором
Трояном царства даков, которым его предшественник Домициант принужден бал
платить дань. Это указание на присутствие славян в составе дакийского
царства о передвижении части их с Дуная на северо-восток от римского
нашествия в начале II в .по Р. Х. - одно из самых ранних воспоминаний
славянства и отмечено, только нашей летописью; трудно лишь догадаться из
какого источника оно заимствовано. Но и это нельзя принять за начало
истории.
Наша летопись не помнит явственно, чтобы восточные славяне где-либо
надолго останавливались по пути с Дуная к Днепру; но, сопоставляя ее
смутные воспоминания с иноземными известиями, узнаем о такой промежуточной
остановке. В III в. по Р.Х. наша страна подверглась новому нашествию, но с
необычной стороны, не с востока, из Азии, а из Европы, с Балтийского моря:
это были отважные мореходы готы, которые по рекам нашей равнины проникали в
Черное море и громили Восточную империю. В IV в. их вождь Германарих
завоеваниями образовал из обитателей нашей страны обширное царство. Это
первое исторически известное государство, основанное европейским народом в
пределах нынешней России. В его состав входили эсты, мере, мордва. Были
покорены Германарихом и венеты или венеды.
Латинский писатель VI века, хороший знакомый с миром задунайских
варваров, родом из Мизии, с нижнего Дуная, описывает современное ему
географическое размещение славян так: «по северным склонам высоких гор от
истоков Вислы на обширных пространствах сидит многолюдный народ венетов».
Они зовутся различными именами по разности родов и мест поселения, но
главное их название - склавены и анты. Первые обитают на севере до Вислы, и
на восток до Днестра. Вторые, самые сильные из венетов простираются по
изогнутому побережью Черного моря от Днестра до Днепра.
Значит славяне, занимали тогда Карпатский край. Карпаты были
общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в
разные стороны. Эти карпатские славяне с конца V века, и продолжение всего
VI века громили Восточную империю, переходя за Дунай. Следствием этих
усиленных вторжений, начало которых относится еще к III веку и было
постепенное заселение Балканского полуострова славянами. Итак, прежде чем
восточные славяне с Дуная попали на Днепр они долго оставались на
Карпатских склонах; здесь была их промежуточная стоянка.



ВОЕННЫЙ СОЮЗ НА кАРПАТАХ в VI в.



Продолжительный вооруженный напор карпатских славян на империю смыкал
их в военные союзы. Карпатские славяне вторгались в пределы Восточной
империи не целыми племенами, как германцы наводняли провинции Западной
империи, а вооруженными ватагами или дружинами, выделявшимися из разных
племен. Эти дружины и служили боевой связью отдельных разобщенных племен.
Находим следы такого союза, в состав которого входили именно восточные
славяне. Повесть временных лет по всем признакам составлена в Киеве:
составитель ее с особенным сочувствием относится к киевским полянам,
отличая их «кроткий и тихий обычай» от зверинских нравов всех других
восточных славянских племен, да и знает о них больше, чем о других
племенах. Она ничего не говорит ни о готах Германариха, ни о гуннах, вскоре
после него затопивших его царство. Но она помнит ряд более поздних
вражеских нашествий, испытанных славянами, говорит о болгарах, обрах,
хозарах, печенегах, уграх. Однако до хозар она ничего не запомнила о своих
любимых полянах, кроме предания об основании Киева. Народные потоки,
пронесшиеся по южной России и часто дававшие больно чувствовать себя
восточным славянам, как будто ничем не задевали восточного славянского
племени, ближе всех к ним стоявшего, полян. В памяти киевского
повествователя XI в. уцелело от тех далеких времен предание только об одном
восточном славянском племени, но таком, которое жило далеко от Киева и в XI
в. не принимало видного участия в ходе событий. Повесть рассказывает о
нашествии аваров на дулебов (в VI—VII вв.):

«Те же обры воевали со славянами и покорили дулебов, тоже славян, и
притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал запрягать ни
коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу 3, 4, 5 женщин, и они везли
его; так мучили они дулебов. Были обры телом велики, а умом горды, и
истребил их Бог, перемерли все, не осталось ни единого обрина, и есть
поговорка на Руси до сего дня: погибоша аки обре».

Вероятно, благодаря этой исторической поговорке и попало в Повесть
предание об обрах, которое носит на себе черты былины, исторической песни,
составляющей, может быть, отдаленный отголосок целого цикла славянских
песен об аварах, сложившегося на карпатских склонах. Но где были во время
этого нашествия поляне и почему одним дулебам пришлось так страдать от
обров? Неожиданно с другой стороны идет к нам ответ на этот вопрос. В
сороковых годах Х в., лет за сто до составления Повести временных лет,
писал о восточных славянах араб Масуди в своем географическом сочинении
«Золотые луга». Здесь он рассказывает, что одно из славянских племен,
коренное между ними, некогда господствовало над прочими, верховный царь был
у него, и этому царю повиновались все прочие цари; но потом пошли раздоры
между их племенами, союз их разрушился, они разделились на отдельные
колена, и каждое племя выбрало себе отдельного царя. Это господствовавшее
некогда славянское племя Масуди называет валинана (волыняне), а из нашей
Повести мы знаем, что волыняне — те же дулебы и жили по Западному Бугу.
Можно догадываться, почему киевское предание запомнило одних дулебов из
времен аварского нашествия. Тогда дулебы господствовали над всеми
восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все
восточные славяне стали зваться Русью по имени главной области в Русской
земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область. Во время
аварского нашествия еще не было ни полян, ни самого Киева, и масса
восточного славянства сосредоточивалась западнее, на склонах и предгорьях
Карпат, в краю обширного водораздела, откуда идут в разные стороны Днестр,
оба Буга, притоки верхней Припяти и верхней Вислы.

Итак, мы застаем у восточных славян на Карпатах в VI в. большой
военный союз под предводительством князя дулебов. Продолжительная борьба с
Византией завязала этот союз, сомкнула восточное славянство в нечто целое.
На Руси во времена Игоря еще хорошо помнили об этой первой попытке
восточных славян сплотиться,



соединить свои силы для общего дела, так что арабский географ того
времени успел записать довольно полное известие об этом. Сто лет спустя, во
времена Ярослава 1, русский повествователь отметил только поэтический
обрывок этого исторического воспоминания. Этот военный союз и есть факт,
который можно поставить в самом начале нашей истории: она, повторю,
началась в VI в. на самом краю, в юго-западном углу нашей равнины, на
северо-восточных склонах и предгорьях Карпат.



РАССЕЛЕНИЕ ПО РУССКОЙ РАВНИНЕ.



Отсюда, с этих склонов восточные славяне в VII в. постепенно
расселялись по равнине. Это расселение можно признать вторым начальным
фактом нашей истории. И этот факт оставил некоторые следы в нашей Повести,
также значительно проясняющиеся при сопоставлении их с иноземными
известиями.

Византийские писатели VI и начала VII в. застают задунайских славян в
состоянии необычайного движения. Император Маврикий (582—602), долго
боровшийся с этими славянами, пишет, что они живут точно разбойники, всегда
готовые подняться с места, поселками, разбросанными по лесам и по берегам
многочисленных рек их страны. Прокопий, писавший несколько ранее, замечает,
что славяне живут в плохих хижинах, разбросанных поодиночке, на далеком
одна от другой расстоянии, и постоянно переселяются. Причина этой
подвижности открывается из ее следствий. Византийцы говорят о вторжениях
задунайских славян в пределы Империи во второй четверти VII в.;
приблизительно с этого времени одновременно прекращаются и эти вторжения, и
византийские известия о задунайских славянах: последние исчезают куда-то и
снова появляются в византийских сказаниях уже в IX в., когда они опять
начинают нападать на Византию с другой стороны, морским путем, и под новым
именем Руси. О судьбе восточных славян в этот длинный промежуток VII—IX вв.
находим у византийцев мало надежных известий. Прекращение славянских
набегов на Империю было следствием отлива славян с Карпат, начавшегося или
усилившегося со второй четверти VII в. Этот отлив совпадает по времени с
аварским нашествием на восточных славян, в котором можно видеть его
причину.

Наша Повесть временных лет не говорит ни о пятивековой карпатской
стоянке славян, ни об этой вторичной их передвижке оттуда в разные стороны;
но она отмечает некоторые отдельные ее признаки и следствия. В очерке
расселения славян с Дуная она отчетливо отличает западных славян, мораву,
чехов, ляхов, поморян, от восточных — хорватов, сербов и хорутан. Славян,
расселившихся по Днепру и другим рекам нашей равнины, она ведет от
восточной ветви, а местопребыванием племен, ее составлявших, где потом
знают византийские писатели этих хорватов и сербов, была страна Карпат,
нынешняя Галиция с областью верхней Вислы. Хорватов здесь знает и наша
Начальная летопись даже в Х в.: они участвуют в походе Олега на греков 907
г.; с ними воюет Владимир в 992 г.

Не помня ясно о приходе днепровских славян с Карпат, летопись, однако,
запомнила один из последних моментов этого расселения. Размещая
восточнославянские племена по Днепру и его притокам, она рассказывает, что
были в ляхах два брата, Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и
сели — Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них и пошли радимичи и вятичи.
Поселение этих племен за Днепром дает некоторое основание думать, что их
приход был одним из поздних приливов славянской колонизации: новые
пришельцы уже не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были
продвинуться далее на восток, за Днепр. С этой стороны вятичи очутились
самым крайним племенем русских славян. Но почему эти племена летопись
выводит «от ляхов»? Это значит, что они пришли из прикарпатской страны:
область указанного водораздела, Червонная Русь, древняя страна хорватов в
XI в., когда написана рассказывающая об этом Повесть временных лет,
считалась уже ляшской страной и была предметом борьбы Руси с Польшей.

Так, сопоставляя смутные воспоминания этой Повести с иноземными
известиями, не без усилий и не без участия предположений получаем некоторую
возможность представить себе, как подготовлялись оба начальных факта нашей
истории. Приблизительно ко 11 в. по Р. X. народные потоки прибили славян к
среднему и нижнему Дунаю. Прежде они терялись в разноплеменном населении
Дакийского царства и только около этого времени начали выделяться из
сарматской массы, обособляться в глазах иноземцев, как и в собственных
воспоминаниях. Тацит еще недоумевает, кому сроднее венеды: германцам или
кочевникам-сарматам, и Иорнанд припоминает, что Никополь на Дунае основан
Траяном после побед над сарматами. Но наша летопись помнит, что от волохов,
т. е. от римлян Траяна, тяжко пришлось славянам, которые вынуждены были
покидать свои дунайские жилища.

Но восточные славяне, принесшие на Днепр это воспоминание, пришли сюда
не прямо с Дуная, совершив непрерывную перекочевку: это была медленная
передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со II до VII в. Авары дали
толчок дальнейшему движению карпатских слав в разные стороны. В V и VI вв.
в Средней и Восточной Европе очистилось много мест, покинутых германскими
племенами, которых гуннское нашествие двинуло на юг запад в римские
провинции. Аварское нашествие оказало подобное же действие на славянские
племена, двинув их на опустелые места. Рассказ Константина Багрянородного о
призыве сербов и хорватов на Балканский полуостров императором Ираклием в
VII в. для борьбы с аварах заподозрен исторической критикой и наполнен
сомнительными подробностями; но в основе его, кажется, леж1 нечто
действительное. Во всяком случае VII в. был времене] когда в той или другой
связи с аварским движение возник ряд славянских государств (Чешское,
Хорватско Болгарское). В этот же век по местам, где прежде господствовали
готы, стали расселяться восточные славяне, как в стране, где прежде сидели
вандалы и бургунды, тогда ж расселялись ляхи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ. СЛЕДСТВИЯ РАССЕЛЕНИЯ.



Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне
из этнографической массы с неопределенными племенными обликами, некогда
населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было
известно собственное родовое имя славян, мы замечаем признаки их
внутреннего видового разделения, местного и племенного. Трудно обозначить с
точностью время, к которому можно было бы приурочить обособление их
западной и восточной ветви; но до VII в. видим, что их судьбы складываются
в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных
обстоятельств и влияний. С этого века, когда в жизни восточных славян
обозначились явления, которых можно признать начальными фактами нашей
истории, эта славяне, расселяясь с Карпат, вступают под действие особых
местных условий, сопровождающих и направляющих их жизнь на протяжении
многих дальнейших столетий.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Авт.кол. М.Ю.Брандт, М.М.Горинов "Россия и мир",
часть I; изд."Владос", г.Москва, 1994 г.


2. А.В.Муравьев, А.М.Сахаров "Очерки истории
русской культуры"


3. журнал "Очаг" 5/6 1993 г. (выборочно)


4. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;
изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.


5. С.Ф.Платонов "Учебник русской истории",
изд."Наука", г.Санкт-Петербург, 1994 г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Использование полей и закладок для оформления и автоматизации редактирования и обработки экономической информации в документах Word (Компьютеры)


Реферат: "Таинство венчания" (Религия)


Реферат: Принцип работы и назначение телескопа (Астрономия)


Реферат: Древняя Индия (История)


Реферат: Формирование познавательной деятельности младших школьников (Педагогика)


Реферат: Стрижка волос (Косметология)


Реферат: Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера (Программирование)


Реферат: Трудовой договор, договор купли-продажи (Право)


Реферат: Значение логики (Философия)


Реферат: Задачи, деятельность эксперта в системах моделирования (Программирование)


Реферат: Анализ лекарственной формы состава: Rp.: Amidopyrini 0,3 Dibazoli 0,02 (Химия)


Реферат: Ионизирующие излучения (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Гражданское законодательство об ответственности за причинение вреда (Гражданское право и процесс)


Реферат: Мария Монтессори (Педагогика)


Реферат: Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области) (Теория государства и права)


Реферат: Свобода по Фромму (Социология)


Реферат: Оборудование производства ИУ (Технология)


Реферат: Тарас Григорович Шевченко (1814-1861) (Литература)


Реферат: Лазерная система для измерения статистических характеристик пространственных квазипериодических структур (Технология)


Реферат: Вещественные доказательства (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист