GeoSELECT.ru



История / Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова "Дипломатия Петра великого" (История)




КГАЦМиЗ



Рецензия по истории на книгу Н. Н. Молчанова
«Дипломатия Петра великого»



Выполнил:
Тараканов Е. С.
группа ГО-00-1


Проверил:

Преподаватель кафедры
философии и истории
Никифорова Ирина Олеговна.



Красноярск-2000

Рецензия на книгу Н.Н.Молчанова
«Дипломатия Петра великого».


Если честно, почему я решил написать рецензию именно на эту книгу, то
потому что мне приходилось начинать читать эту книгу, но я не дочитал её в
тот раз. Но когда я всё же дочитал книгу Н.Н.Молчанова то понял, что это
действительно книга, которую стоит читать. В этой книге описывается
дипломатическая деятельность Петра I , его жизнь, реформы, международные
договоры и т.д. В книге сосредоточено большое количество информации
касающейся Петра I , именно по этому я выбрал для своей рецензии эту книгу.
Дипломатия занимает огромное место в деятельности Петра великого, он первым
из русских царей стал лично подписывать разные международные договоры. Петр
создал новую русскую дипломатию, как создал он регулярную армию флот и
многое другое. В дипломатии Петр особенно хорошо работал на чтобы укрепить
могущество России и превратить её в великую диржаву.
С помощью дипломатии и внешняй политики Петр осуществил это укрепление
России. Многие считают, что это произошло за счёт военных побед. Из 35 лет
царствования Петра состояние полного мира сохранялось всего около одного
года.
Петр I создал за очень маленький срок большой военно-морской флот,
сформировал большую и сильную армию. Ещё более сложным поступком стало
строительство Петербурга.
Но по моему дипломатия это уже совсем другое дело, дипломатию нельзя
увидеть, ощутить, но она играет большую роль. Дипломатия это какие-то
психологичиские ,моральные действия на своих партнеров, противников.
Петр полностью считал целью своей внешней политики это соблюдение и
обеспечение интересов народа и государства.
Прочитав эту книгу я увидел что вообще в то время все международные
отношения это сложные, запутаные интриги, которые строятся на старых
обычиях. Если раньше в разных международных встречах участвовали только
коронованые лица, то после признания независимости Нидерландов и Щвейцарии
ими становятся государства, страны, нации. Сильно ослабевает влияние церкви
на внешнюю политику. Поэтому всячиские союзы стран представляют собой
смешение католических и протестантских государств. Например - для
германского императора-католика врагом становится католик Людовик XIY, а
друзьями – протестантские Англия и Голландия. И самое главное по моему то
что все страны признаются равноправными в независимости от их религии,
размеров, местонахождения и т.д. Но можно добавить ещё то, что
международные отношения строились в основном на старых обычаях, например в
дипломатии по прежнему главную роль играет король и если произошла его
смена, то меняются также международные отношения, т.е. главную роль играет
король как личность. Петр и его дипломаты прекрасно могли приспособиться к
любой ситуации, прекрасно адаптировались, ни на что не смотря. Дипломатия
Петра Великого приобретает неуязвимость, это конечно всё происходит
благодаря необычайной интуиции Петра.
Петровское правление в основном знаменито тем, что в некоторых областях
промышленности, в создании флота, армии, нового оружия, сильное отставание
было наверстано и преодолено за некоторые годы. Тоже самое происходило и в
дипломатии, даже более быстрее.
Когда я читал эту книгу то я был сильно удивлён низким нравственным уровнем
той дипломатии. Я довольно часто сталкивался с такими вещами как подкупы
димломатов, угрозы, взятки, обман, кражи и т.д. Но только потом я понял что
на самом деле в то время это было нормальной вещью и ни кому не было не
стыдно и не зазорно. Это всё объяснялось тем, что для дипломата его личная
мораль не имела ничего общего с моралью его работы, он просто не обращал на
это никакого внимания. Ещё это можно объяснить тем, что России просто надо
было как-то выживать, если ты не своруешь первым то, то тебя самого
обкрадут, я думаю что меня понятно.
Конечно же не всё так хорошо как бы хотелось, есть некоторые минусы. Сильно
усиливалось социальное отставание России от других стран. Например, в
странах Европы уже полностью исчезло такое явление как крепостное право, а
в России оно ещё долго будет существовать. Россия конечно же во многом
догоняла страны Европы, но в социальном развитии Россия стояла на месте. И
всё же несмотря не на что можно с твердостью сказать то, что в России на
время XYIII века не было более прогрессивного человека, чем Петр I.
Мне кажется, что Петр унаследовал основные принципы и направления внешней
политике у своих предков, Петр сам подчёркивал свою связь с прошлым,
например Петр, когда пришел к власти он продолжил войну с Турцией, хотя мог
её закончить. Затем, он начал военные действия против Щвеции и добивался
выхода к Балтийскому морю. Для России балтийское направление всегда было
целью для захвата. Ещё в наследство Петру перешла такая обязанность, как
платить дань платить дань крымскому хану.
По моему главная военная заслуга Петра I заключается в том что он смог
одержать победу над непобедимой шведской армии. Она в то время обладала
могучим морским флотом, большим количеством солдат. Россия постепенно
превращалась в великую державу, даже можно сказать то, что она ей уже
стала. Россия уже соперничала и считалась равной с высокоразвитыми
странами, даже с самой Англией.
Во всех сферах дипломатии России, при Петре произошли коренные изменения.
До петра Россия не имеет постоянных дипломатических представительств, а
например Франция имеет дивятнадцать послов в других странах. Раньше вообще
с русскими послами никто не считался, когда они появлялись при иностраных
дворах, то просто вызывали смех своими требованиями оказать русскому царю
почести, как самому великому монарху во всём мире. Они также заставляли
европейских королей начать войну против их самых близких союзников или
вступить в союз с опаснейшими врагами, конечно же понятно что при такой
дипломатии русскому государству было далеко не уйти. Это всё происходило из-
за того, что московским дипломатам были неизвестны основные явления мировой
политики. Но проходит некоторое количество лет после начала царствования
Петра и послы России, уже образованные, не уступающие ни в чем европейским
дипломатам, прекрасно действуют в крупнейших европейских столицах. Они
становятся влиятельными и уважаемые, с ними все считаются и даже маленько
побаиваются. С европейскими странами возникают и быстро расширяются
экономические, культурные, военные и религиозные страны, короче говоря,
Россия становится влиятельнейшим государством международных отношений во
всех направлениях.
Раньше до правления Петра Россия поддерживала постоянные отношения только
со своими соседями: Швецией, Турцией, особенно с Польшей. Связи с такими
странами, как Англия, Голландия, строились на основе торговых интересов, на
другие связи Россия просто не обращала внимания.
Ещё одна громадная заслуга Петра так это завоевание балтийского побережья.
Многие предки Петра понимали, что выход в Балтийское море необходим, но
осуществить это им не удавалось. Иван Грозный воевал за Балтику 24 года, но
всё безуспешно он даже потерял некоторые части балтийского побережья. Петр
же за 10 лет завоевал балтийское побережье на очень большом протяжении,
разгромил опаснейшего и сильного врага, а позже он заставил Европу признать
то, что это честные приобретения.
Итак, различие между петровской дипломатией и допетровской очень огромно,
тут даже не надо сравнивать это просто бессмысленно, возникает новая,
действующая сила мировой политики, а Петербург становится одним из главных
центров мировой политики. Для достижения своей цели Петр использовал все
ценное, начиная с того, что он сохранил на дипломатической службе старых,
опытных дипломатов. Петр сохранял всё что было разумным, проверенным
опытом, а всё остальное отбрасывал в сторону. Можно сказать, что дипломатия
Петра была совершенно новой дипломатией, а если взглянуть с другой стороны,
то дипломатия Петра есть обновленно старая дипломатия.
Некоторые критики, историки считают, что России просто случайно повезло в
отношении международного положения начала XYIII века, которое играло на
руку Петру, облегчая ему осуществление своих замыслов. Но помоему это
далеко не так, повезти могло раз, два, но нетакое же количество времени.
Например, на протяжении 21 года Северной войны, которую вела Россия, 12 лет
одновременно шла война за испанское наследство. И вот в этой войне за
испанское наследство участвовали крупнейшие европейские государства,
которые являлись союзниками Швеции. Ну и вот они естественно не могли
оказать существенную помощь Швеции в борьбе с Россией. Вот это конечно,
оказало большую пользу Петру, но таких моментов в дипломатии Петра
практически больше не было. Ещё можно добавить то, что такие страны как:
Англия, Франция, Германия не смогли помочь Швеции в войне против России, но
зато они постоянно изворачивались в дипломатических интригах против Петра.
По-моему дипломатия это очень сложный вид человеческой деятельности. И
Россия во многом отставала в этой области. Петру I пришлось иметь дело с
дипломатией европейских стран, которые имели большой опыт. Например, во
Франции во временна Петра уже была построена Дипломатическая академия. Уже
возникла наука международного права. Появились даже теории международных
отношении некоторых ученых, например Т. Гоббса.
Очень сложным было то положение, в котором Петр принял решение о войне
против Швеции. Россия в тот момент вообще практически не имела армии, так
как перед этим Петр разогнал стрелецкие полки. Россия ещё не заключила мир
с Турцией, а войну на два фронта Россия вести не могла. Да, европейские
страны действительно собирались начать войну за испанское наследство.
Но это ещё было неизвестным, когда начнется эта война и будет ли она
вообще. И вот в 1698 и 1700 годах состоялись соглашения о мирном разделе
испанского наследства, которые должны были остановить войну, но этого не
произошло. И даже не смотря на это, Швеция не осталась одна. В самом
начале войны Англия и Голландия помогли Швеции победить Данию, а Дания была
союзником России, позволили ей быстро перебросить войска под Нарву и
нанести первый и очень страшный удар по неопытной, ещё тогда русской армии.
Главным союзником Швеции это была Франция, которая выделяла Карлу XII
большие деньги. На втором этапе войны, европейские страны против России
хотят создать коалицию. Англия стоявшая во главе этого заговора, принимает
участие в войне на стороне Швеции. Ещё над Петром постоянно висит угроза
войны на два фронта, а в 1711году европейцы специально спровоцировали
Турцию на выступление против России, и на Пруте возникла очень сложная
ситуация для России. И ещё в добавок к этому внутри страны вспыхивают
восстания в Астрахани, Булавина. А лицемерные, подлые союзники России
просто предали Петра, это Саксония и Пруссия. У России было чертовски
сложная ситуация.
Наряду с войной за испанское наследство, у России было ещё несколько
положительных обстоятельств. Это глупые дипломатические ошибки короля
Швеции, противоречия между Англией и Голландией и другие споры в Европе.
Короче говоря, если внимательно присмотреться, то положение России в начале
XYIII века оставляет желать лучшего. Перечисление проблем Петровской
дипломатии можно было бы и продолжить.
А теперь перейдем к личной роли императора в истории русской дипломатии
начала XYIII века. Во всех областях государственной деятельности железный
характер Петра был высшим законом, иногда он, конечно терпел критику и
ворчание некоторых своих помощников, таких как князь Я.Ф.Долгорукий. Но
прямого противодействия он, конечно же не допускал, и не делал исключений
ни для кого, даже для своего собственного сына. Совсем другое дело
дипломатия. Здесь перед нами встаёт совсем другой человек, человек который
способен к бесконечному терпению, хитрости, ловкости, уступкам. Личные
моменты описываются в этой книге лишь тогда, когда это необходимо показать
для решения проблем внешней политики. Это не биография Петра, а обобщающая
книга о дипломатии и внешней политики Росси в конце XYII и в начале XYIII
века. Здесь показывается роль, которую играл Петр во внешней политике
России. В дипломатии Петр постоянно всё решал сам. Он выдвинул и воспитал
целое поколение дипломатов, но ни один из них не смог подняться в
дипломатии на уровень Петра I.
И так, в начале XYIII века обновленная русская дипломатия становится важным
членом международных отношений. С помощью сил русского народа, русская
дипломатия спокойно соперничает с опытными, давно сложившимися органами
европейских государств. Помаленьку, особенно после Полтавы, наши дипломаты
всё лучше и успешнее работают, энергично защищая интересы России за
границей.
Международные отношения того времени совпадают с двумя явлениями: на западе
Европы выдвигается, оттесняя Францию, Англия, а на востоке появляется
новая, молодая, сильная держава - Россия. Очень долго, постепенно, на
протяжении веков назревало превосходство Англии. Оно складывалось из-за
военного, промышленного, торгового и культурного роста Англии. Подъём же
России произошёл в очень маленький срок. Именно петровские реформы усилили
развитие России.
Дипломатия Петра обеспечивала важное условие для развития России. Она
устанавливала близкие связи со странами, которые обогнали Россию в
торговом, промышленном, культурном развитии. Дипломатия помогала получать
от европейских стран новейшие технологии, современное оружие, машины,
аппараты и многое другое. Всё это дало начало огромным возможностям
русского народа. Не помню кто сказал такую фразу: «Петр прорубил окно в
Европу», но это действительно так и есть. Россия получила сильный толчок к
развитию во всех областях жизни: от производства различных продуктов до
создания целых духовных ценностей в науки, литературе, искусстве. Но однако
резкое развитие связей с Европой имело и отрицательные последствия.
Вступление России в Европу сильно не понравилось многим странам Европы, они
не желали помогать России окрепнуть, встать на ноги. Соединение России с
Европой происходило в условиях жесткой борьбы. Остальные страны не хотели
ни чем и ни с кем делиться, они боялись потерять своё прекрасное положение.
Россия всё-таки обрела своё место в Европе ценой тяжёлой военной и
дипломатической борьбы. Ещё я хочу добавить то, что теперь граница Европы
отодвинулась до Урала.
На протяжении своего правления Петр нередко оказывался в неожиданных,
нелепых ситуациях, которых он вовсе не хотел. По заключению Ништадтского
мира Петр устроил в столице красивый праздник. Не успел он пройти, как на
Петербург обрушилось сильное наводнение. Закончив Северную войну, Петр
хотел дать народу отдохнуть, а в 1721-1724 годах Россия стала жертвой
неурожая, голода, болезней. Петр хотел процветания народа, а тысячи людей
умирали от невыносимого труда на строительстве крепостей, каналов.
Петр был сильно озабочен тем, чтобы начатое им дело развития России было
продолжено преемниками. Но как на зло, престол после Петра I ещё долго не
займёт не одно достойное лицо. Слишком многое начатое Петром надо было
завершить.
Несмотря на всю свою сравнительно короткую жизнь, Петр всё-таки дожил до
того времени, когда в международных отношениях увидел Россию такой, какой
он хотел ее видеть: уважаемой, полноправной, а иногда – грозной участницей
общеевропейских дел.
Петр добился блестящих внешнеполитических успехов. После того как русский
народ могучим усилием разгромил считавшуюся тогда
непобедимой шведскую армию, Россия невиданно и надолго укрепила своё
международное положение. В течение всего века на русскую землю не смел
нападать не один иностранный захватчик. Ни до правления Петра, ни после за
всю историю России не было такого продолжительного времени, когда русское
государство находилось во внешней безопасности.
По моему, плоды деятельности петровской дипломатии стали ощущаться не
столько при жизни Петра, а в основном после нее. Основой, фундаментом,
источником, причиной всех внешнеполитических успехов России в течение
восемнадцатого столетия была начальная, преобразовательная деятельность
начала века. Императоры, которые правили после Петра долго еще пользовались
оставленым им внешнеполитическим наследством. Огромное влияние, часто
решающее России на европейскую международную жизнь сказывалось даже спустя
много лет после Петра. Канцлер А. А. Безбородко говорил молодым русским
дипломатам - «Не знаю, как будет при вас, а при нас ни одна пушка в Европе
без позволения нашего выпалить не смела».
На протяжении почти всей своей деятельности Петр был вынужден вести тяжелую
и жесткую войну. Но, в отличие от некоторых императоров, таких как Людовик
XIY, Карл XII, Георг I, Петр не был завоевателем, ему приходилось вести
войну. Об этом с полной убедительностью говорится в этой книге.
Территориальные присоединения при Петре были оправданы жизненно
необходимыми интересами безопасности России. И они полностью отвечали
постоянной заботе Петра, его стремлению к обеспечению общеевропейской
безопасности. Перед своей смертью, в январе 1725 года, вручая адмиралу Ф.
М. Апраксину инструкцию камчатской экспедиции, Петр говорил, что его давняя
мысль состоит в том что- «оградя отечество безопасностью от неприятеля,
надлежит стараться находить славу государству через искусство и науки. Так
вот по- моему в этом заключался главный завет потомкам, в этом состоял весь
смысл жизни Петра.
Смысл сложнейших исторических явлений и процессов в народе часто
сказывается с какой-либо крылатой фразой, создающей яркий образ. Так вот,
дипломатия Петра Великого связывается с выражением, впервые появившимся в
1769 году в «Письмах о России» Франческо Альгороти, где он писал, что Петр
прорубил для России окно в Европу. Позже это высказывание повторилось у
А.С. Пушкина - «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Эти
слова гениального поэта полностью выражают образ петровской внешней
политики. А если быть точнее, то образ петровской внешней политики четче
передаёт другая фраза
А. С. Пушкина - «Россия вошла в Европу, как спущеный корабль – при стуке
топора и громе пушек». Если смотреть по географии, то Россия всегда была
частью Европы и лишь какая-то злая историческая судьба временно разделила
развитие западной и восточной частей континента. Значение петровских
преобразований состоит в том, что они сделали международные отношения на
нашем континенте по настоящему общеевропейскими, соответствующими
географическим рамкам Европы от Атлантического океана до Урала. Я считаю,
что это всемирно-историческое событие приобрело огромную важность для всей
последующей истории Европы, вплоть до наших дней.
Так вот, международное положение России в конце правление Петра было очень
прочным, ее влияние с каждым днем и крупнейшие державы Европы внимательно
прислушивались к российским дипломатам. Один из дипломатов того времени
говорил: «Одно из величайших событий европейской и всемирной истории
совершилось: восточная половина Европы вошла в общую жизнь с западною; что
бы ни задумывалось теперь на западе, взоры невольно обращались на восток:
малейшее движение русских кораблей, русского войска приводило в великое
волнение кабинеты; с беспокойством спрашивали, куда направится это
движение?»
В конце своего правления Петр направлял свои силы и энергию в основном на
решение внутренних дел. Быстрота и настойчивость, с какими Петр постарался
в 1724 году предотвратить войну с
Турцией, подтверждают его миролюбие. Очень многое он начал делать по
благоустройству России в экономической,
политической, культурной жизни страны. Но, к сожалению почти все его дела
были еще довольно далеки от завершения. По-моему именно в своей
дипломатической деятельности Петр больше
всего успел завершить, но и здесь ему еще предстояли многие новые сложные
дела. Но 28 января 1725 года на 53 году жизни император Петр великий
скончался.
Ну можно сказать что эта книга мне понравилась. После прочтения ее Петр I
стал для меня примером для подражания. В этой книге сосредоточен маленький
обрывок русской истории, здесь именно подлинное прошлое нашей страны, не
капельки не приукрашено и ничего не скрыто. В книге Н. Н. Молчанова
«Дипломатия Петра великого» автор раскрыл действия Петра и его подчиненных
в налаживании экономических, политических, торговых связей
между Россией и другими государствами, такими как Франция, Англия,
Голландия, Турция и т.д.
В книге автор сделал попытку воссоздания реального образа Петра-дипломата,
он попытался показать читателю его деятельность на сложном этапе российской
внешней политики. Конечно же здесь есть некоторые вещи, которые далеки от
правды, но не может же быть все идеально. Петр I был и навсегда останется
тем императором России, которой действительно заслужил всемирную славу и
вечную признательность своих соотечественников. Ну вот, пожалуй и всё на
этом я закончу свою рецензию.







Реферат на тему: Рим

1. Особенности полисной идеологии.

Римская община в начале республиканского периода была одним из полисов
Апеннинскогого полуострова. Полис (по-латыни civitas) - это, как правило,
небольшое рабовладельческое государство с единственным городом - центром
политической и культурной жизни. Город обычно был окружен оборонительными
стенами и представлял собой крепость - убежище окрестных жителей в дни
военных опасностей. Гражданами общины были лишь местные уроженцы, владевшие
земельными участками. Пришельцы и иноземцы, а тем более рабы не имели права
владеть землей и потому не являлись гражданами. Граждане должны были
служить в ополчении, принимать участие в народвых собраниях. Исполнительная
власть исправлялась выборными «магистрантами».
Коллектив граждан решал политические дела на народных собраниях и
защищал границы своего небольшого государства, собираясь в ополчение. Над
гражданином не было давления бюрократии; сама государственная машина не
представлялась ему чем-то чуждым и страшным. Гражданин вместе со своими
рабами обрабатывал свой участок, голосовал в народном собрании и выбирал
магистратов, с оружием в руках отстаивал родной город от врагов.
Для гражданина полисной общины было характерно чувство свободы,
сознательного выбора своих действий. Если нужно было идти в поход, то
гражданин знал, что это не прихоть должностного лица, а суровая
необходимость борьбы с врагом; если народное собрание решало обложить
граждан налогом, то это вызывалось необходимостью, а не произволом
правительства. Главные поступки и меры представлялись жителю города-
государства понятными, реальными. К тому же принимались эти меры на
народном собрании, в котором участвовал сам гражданин. Подобный порядок
порождал чувство свободы, собственного достоинства, уверенности в своих
силах, спокойный реальный взгляд на жизнь и существующие отношения.
Поскольку все политические и военные вопросы решались коллективно на
народном собрании или в ополчении, то это формировало чувство
коллективизма, гражданской общности, мешало развитию индивидуализма.
Отдельная личность, ее мысли и интересы растворялись в гражданском
коллективе.
Для античных рабовладельческих полисов характерно стремление к
обособленности и замкнутости. Особенно ярко это проявляется в жизни
земледельческих общин, одной из которых был Рим. Граждане, обрабатывая свои
земельные участки, вели натуральное хозяйство и мало нуждались в
посторонней помощи. Со стороны соседей могла исходить опасность земельных
захватов, поэтому граждане античных городов-государств обычно находились в
натянутых отношениях как раз с ближайшими соседями. Эта натянутость еще
более усиливала замкнутость общины, ее враждебность, направленную вовне, ее
агрессивность. Этим, в частности, объясняется тесная связь гражданской и
военной организации в античных общинах. Граждане общины, мелкие
землевладельцы, занятые тяжелым сельскохозяйственным трудом, стремились не
к заимствованию новых мыслей и идей, а к сохранению дедовских нравов и
обычаев, с опаской относились ко всему новому, иноземному. Привязанность к
своему местному, дедовскому, исконному - одна из ярких особенностей
идеологии аграрного полиса.
Кризис полисного строя общины начался с проникновения в среду
гражданства пришлых элементов, которые стояли вне общинной политической и
военной организации. Развивающееся рабство и социальное расслоение самого
гражданства разлагали полисные порядки и учреждения.
Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская общи-на, город-
государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой,
включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с
многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными
классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.
Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его
гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма,
противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и
внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются
осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы,
иноземная идеология и религия.

2. Римская религия.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние
стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с гречес-кими
богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс
с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с
Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием
греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог
неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости,
покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог
огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог
солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник
олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана
- богиня луны.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изоб-ражавшийся
с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские
боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи
же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину -
богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья.
Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав
принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает
мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон, а в
конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из
Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических
государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами,
которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и
Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные
религиозные воззрения.
Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было
приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные
действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом
отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных,
следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к
какому божеству обратиться с нужной просьбой.
Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от
богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли
установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам
действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание
на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на
духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного
трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия
при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало
затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано
проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся
мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью.
Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса
- Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон. Римский сенат принимал
меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что
они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь
Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были
Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха -
Диониса.
Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не
только к большому воздействию греческой религии и приспособлению к ней
римских религиозных воззрений. Одним из важных последствий греческого
влияния было распространение греческой философии в римском обществе и
взглядов греческих философов на религию и богов. Было переведено на
латинский язык сочинение эллинистического писателя Эвгемера, который
считал, что боги - это обожествленные некогда жившие великие люди. Высшая
римская аристократия, знакомая с греческой философией, начинает скептически
относиться к религиозным верованиям, хотя и рассматривает религию как
необходимое средство управления народом. Распространение мистических
восточных культов в массах, скептическое отношение к римской религии у
аристократии подрывали официальную римскую религию. Бурные события
гражданских войн, частые конфискации, проскрипции вели к изменениям
традиционных верований. Распространяется представление о загробной жизни, о
загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений
в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая
дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные
гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии,
богоспасителя, который придет, дарует блаженство страдающущим, накажет
гонителей.
С раннего времени различные празднества и представления играли важную
роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления
были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью
религиозных праздников.
В VI в. до н. э. стали устраивать представления светского (не
религиозного) характера, а за их проведение стали отвечать не жрецы, а
должностные лица. Местом проведения таких представлений был уже не алтарь
того или иного бога, а цирк, расположенный в низине между Палатинским и
Авентинским холмами.
Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр.
В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник
римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение
приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками
были праздники, связанные с культом земледельческих богов, - цереалии в
честь -Цереры, виналии - праздник виноградного сбора, консуалии - .праздник
жатвы, сатурналии - праздник посевов, терминалии- праздник межевых камней,
луперкалии - праздник пастухов. Будучи празднествами древнейших обитателей
Рима, земледельцев н пастухов, эти праздники и в дальнейшем были особенно
почитаемы среди сельского населения.
В конце III - начале I I в. до н. э. были учреждены также Аполлоновы
игры, игры в честь Великой матери богов - Мегаленские игры, а также
флоралии - в честь богини Флоры. Их устройством ведали курульные эдилы. Эти
игры были ежегодными и регулярными, но кроме них могли устраиваться также и
экстраординарные игры в зависимости от удачной войны, избавления от
нашествия, данного обета или просто желания магистрата.
Игры длились от 14 - 15 дней (Римские и Плебейские игры) до 6 - 7 дней
(флоралии). Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр
(ординарных) достигла 76 дней в году.
Каждое празднество состояло из нескольких отделений: 1) торжественное
шествие во главе с магистратом-устроителем игр, называвшееся помпой, 2)
непосредственно состязания в цирке, ристания колесниц, конские скачки и т.
д., 3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.
Заканчивались представления обычно пиром, массовым угощением, порой на
несколько тысяч столов. Устройство игр требовало больших денег. Например,
на проведение Римских игр было выделено в середине I в. до н. э. 760 тыс.
сестерций, Плебейских игр - 600 тыс., Аполлоновых - З80тыс. Как правило,
денег, выданных из казны, не хватало и отвечающие за устройство игр
магистраты вносили собственные деньги, иногда превышающие выделенную сумму.

Из 76 праздничных дней около 30 дней отводилось на театральные
представления. Некоторые из празднеств, например флоралии, Аполлоновы игры,
почти целиком состояли из сценических представлений. Большое число
сценических дней в системе публичных представлений говорит о значительной
роли театра в общественной жизни Рима I I - I вв. до н. э. Видимо, это,
объясняется влиянием прекрасного греческого театра и греческой литературы,
общим культурным ростом римской публики, увеличением городского населения,
которое обычно посещало театральные представления. Интерес римской публики,
с другой стороны, обеспечивал высокий уровень римской драматургии,
появление хороших пьес Плавта, Теренция, Пакувия и Акция. Несмотря на
популярность театральных постановок, в Риме долгое время не было
постоянного театрального здания. Обычно временное театральное сооружение
возводилось на площади и было деревянным. Сначала воздвигались только сцена
и подмостки, а публика стоя смотрела спектакль. Сенаторы и знатные лица
сидели в креслах, принесенных из дому их рабами. В середине I I в. до н. э.
стали строить и скамейки для всех зрителей. И только в 55 г. до н. э.
Помпей построил постоянное каменное здание театра. В отличие от греческого
театра римский театр не имел орхестры, она была отведена под кресла
сенаторов (позднейший партер), сцена была ниже, но шире греческой и
соединялась боковыми проходами с орхестрой. Места для зрителей возвышались
над орхестрой полукругом - амфитеатром. Римский театр был оснащен
различными механическими приспособлениями и механизмами, необходимыми для
подъема тяжестей, смены декорации.
Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои. Гладиаторские
боя устраивались в этрусских городах еще с VI в. до н.э. От этрусков они
проникли в Рим. Впервые в 264 г. в Риме был устроен бой трех пар
гладиаторов. В течение последующих полутора столетий гладиаторские игры
устраивались на поминках знатных лиц, назывались погребальными играми и
носили характер частного представления. Постепенно популярность
гладиаторских боев растет.
В 105 г. до н. э. гладиаторские бои были объявлены частью публичных
зрелищ и об их устройстве стали заботиться магистраты. Наряду с
магистратами имели право давать бои и частные лица. Дать представление
гладиаторского боя - значило приобрести популярность у римских граждан и
быть избранным на государственную должность. А так как желающих получить
магистратскую должность было много, то число гладиаторских боев растет. На
арену уже выводят по нескольку десятков и даже сотен пар гладиаторов
стоимостью в несколько сот тысяч сестерций. Гладиаторские бои становятся
излюбленным зрелищем не только в городе Риме, но и во всех италийских, а
позже и в провинциальных городах. Они были настолько популярны, что римские
архитекторы создали специальный, ранее не известный тип здания -
амфитеатр, где устраивались гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры
были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз
превышали вместимость театральных зданий.
Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других
городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все
более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные
деятели считали проведение публичных представлений важной частью их
государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где
вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев,
правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из
средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от
активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных
представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их
политической роли.

3. Римская драма и поэзия.

На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние
не только народное творчество, народная поэзия, распространение
письменности, но особенно греческая литература.
Первые собственно литературные произведения были произведе-ниями
подражательными. Да и трудно было первым римским поэтам и писателям создать
оригинальные произведения на латинском языке, на скромном фундаменте
народной римской поэзии, когда рядом существовали богатейшая греческая
литература, прекрасный эпос Гомера, разработанная эллинская мифология.
Неудивительно, что первыми римскими писателями были греки, а первые
произведения на латыни были переводами с греческого.
Первым римским поэтом был Ливий Андроник, грек из города Тарента (III
в до н. э.). При взятии Тарента римлянами, он попал в плен, был рабом и
обучал грамоте детей своего господина. Впоследствии он был отпущен на
свободу и занялся литературой. Ливий Андроник перевел на латинский язык
«Одиссею» Гомера, он переделывал и переводил на латынь греческие комедии и
трагедии. По заказу коллегии понтификов Ливий Андроник составил гимн в
честь богини Юноны. Переводы Ливия Андроника были очень вольными, это
скорее были переделки оригинала, допускающие включение новых отрывков,
изменение имен, новые сцены.
Произведения Ливия Андроника, несовершенные и нескладные в
литературном отношении, тем не менее сыграли важную роль в становлении
римской литературы. Они познакомили римлян с замечательной греческой
литературой, мифологией, с эпосом. и театром. Ливий Андроник сделал самый
трудный, первый шаг, он положил начало римской художественной литературе, и
в этом его бессмертная заслуга.
Современниками Ливия Андроника были римские поэты Невий и Энний. Гней
Невий писал трагедии и комедии, заимствуя сюжеты у греческих авторов, но
влияние римской жизни в его произведениях ощущается гораздо сильнее, чем у
Ливия Андроника. Большой заслугой Невия было составление поэмы о первой
Пунической войне с кратким изложением предшествующей истории Рима. Энний
первый описал в стихах всю историю Рима,. расположив события по годам.
Если Ливий Андроник и Гной Невий писали сбой произведения архаическим
сатурническим стихом, то Энний первый ввел в оборот более благозвучный
стихотворный размер - обычный у греков гекзаметр.
Крупнейшим римским писателем конца III - начала I I в. до н. э.был Тит
Макций Плавт (254 - 184 гг. до н. э.), актер по профессии. Ему приписывали
составление 130 комедий, из которых дошло до нашего времени 20. В отличие
от своих предшественников он работал только в дном жанре - комедийном, но
зато Плавт создал выдающиеся комедии, которые долго шли на римской сцене.
Сюжеты комедий Плавта самые разнообразные сцены из семейной жизни, из жизни
воинов-наемников, городской богемы. Одним из непременных героев комедий
Плавта были рабы, как правило, хитрые, находчивые, ловкие и жадные.
Герои Плавта носят греческие имена, а действие переносится в греческие
города, что говорят о подражательности плавтовских комедий. Однако за
греческой внешностью плавтовских персонажей скрываются римляне с их
привычками и их бытом. Плавт, например, дает описание римского форума,
упоминает римских должностных лиц и римские городские порядки, хотя
действие развивается в греческом городе и подразумеваются греческие обычаи.
Комедии Плавта были первыми национальными римскими комедиями с ярким
римским юмором, сочным латинским языком. Национальный колорит обеспечивал
плавтовским пьесам долгий успех у римской публики.
Видное место в римской литературе первой половины I I в до н. э.
занимал Публий Теренций Африканец (185 - 159 гг. до н. э.), также
составитель комедий. В отличие от Плавта Теренций старался не включать в
свои комедии римские сюжеты и ограничивался переска-зом греческих авторов,
особенно Менандра. Поэтому Теренция называли полуМенандром. Однако Теренций
обращал большое внимание на изящество и чистоту языка, его персонажи были
уже не неизменными на протяжении всей пьесы типами, а получали
психологическое развитие по ходу действий.
Если Плавт и Теренний были крупнейшййи сочинителями комедий, то
Пакувий (220-130 гг. до н. 3.) и Акций (170-85 гг. до и. э.) достигли
известного совершенства в составлении римских трагедий. Основой для
составления их трагедий служили трагедии греческих писателей, особенно
Еврипида. Римские трагики познакомили римскую публику с глубоким
содержанием греческой трагедии, с ее богатой мифологией и философией.
Однако в отличие от комедий Плавта римская трагедия всегда была
подражательной, слабо связанной с реальной римской действительностью.
Римская комедия и трагедия развивались в значительной степени под
влиянием греческих образцов и считались жанрами не исконно римскими.
Исконно римским литературным жанром был жанр так называемой сатуры. Словом
«сатура» обозначалось блюдо, наполненное разными плодами. Затем сатурой
стали называть смесь разных стихов - длинных и коротких, написанных
сатурническим и другим размером. Поэт Энний назвал словом «сатура» свой
сборник стихов, полуразвлекательных, полупоучительных.
Как литературный жанр сатура получила большое развитие в творчестве
Гая Луцилия. За свою долгую жизнь (180-102 гг. до н. э.) Луцилий написал 30
книг сатур. В них он обличает пороки современ-ного ему общества:
корыстолюбие, взяточничество, моральное разложение, клятвопреступление,
жадность.
Широкое развитие рабства, расцвет экономики, успешные завоевания Рима
привели к росту богатств, скоплению их в немногих руках, погоне за ними, к
моральному разложению аристократии. Реальная жизнь давала сюжеты для сатур
Луцелия, которые положили начало реалистическому направлению в римской
литературе. После Луцилия окончательно определился жанр сатуры как
небольшого обличительного произведения.
Произведения всех перечисленных писателей были поэтическими,
написанными в стихах. От поэта к поэту совершенствовалась латинская
поэтическая речь. Теперь уже в стихах научились выражать сложные
философские понятия и движение тонких человеческих чувств. Знакомство с
греческой литературой, классической трагедией, новоаттической комедией,
изящной и изысканной александрийской поэзией обогащало развивающуюся
латинскую литературу. Знакомство с греческой религией и мифологией,
изучение богатой философии, замечательного греческого искусства расширяло
кругозор римских поэтов, писателей, государственных деятелей, ораторов.
Обогащенные и собственным опытом, и влиянием греческой литературы, римские
поэты и писатели I в. до н. э. рассматривали произведения авторов III и I I
вв. до н. э. как грубые и варварские. Римская поэзия I в. до н. э.
поднялась на новую, более высокую ступень. В I в. до и. э. жили многие
поэты, увлечение писанием стихов было повальным, но среди этого множества
высятся два гиганта римской поэзии - Тит Лукреций Кар (95 - 51 гг. до н.
э.) и Гай Валерий Катулл (87 - 54 гг. до н. э.). Лукрецию принадлежит
замечательная поэма «О природе вещей» в шести книгах. Поэма Лукреция - это
философская поэма, она излагает учение эллинистического философа Эпикура
(об атомистической теории мироздания, о природе богов, о материальности
души, о происхождении земли, неба, моря, небесных тел и живых существ, о
развитии человечества и человеческой культуры от первобытного состояния до
времени Лукреция). Основная цель поэмы Лукреция - дать материалистическое
объяснение всего существующего, освободить разум и чувства человека от
страха, суеверия, мистики и религии, показать любовь и наслаждение жизнью.
Лукреций излагает сложнейшие философские понятия в увлекательной
поэтической форме, его описания наполнены звучными эпитетами, меткими
сравнениями, чудными поэтическими образами. Поэма Лукреция - произведение
столь же сугубо философское, сколь и истинно поэтическое. «В ней, -
справедливо отмечал Цицерон, - много блеска природного дарования, но вместе
с тем и искусства».
В поэме Лукреция латинский язык достиг новой вершины; язык
земледельцев и воинов, краткий, отрывистый и бедный, в искусных руках
Лукреция оказался емким, богатым, полным оттенков, пригодным для передачи
тончайших человеческих чувств и глубоких философских категорий.
Крупнейшим поэтом конца Республики был Катулл, мастер лирической
поэзии, перу которого принадлежат мелкие стихотворения, где он описывает
чувства человека: любовь радостную, любовь и ревность, дружбу, любовь к
природе, к милым отеческим местам. Ряд стихотворений Катулла направлен
против диктаторских намерений Цезаря, против его алчных клевретов.
На поэтическое творчество Катулла оказала влияние александ-рийская
поэзия с ее особым вниманием к мифологии, изысканности языка, к личным
переживаниям автора. В мировой лирической поэзии стихи Катулла занимают
заметное место. Поэзию Катулла высоко оценивал Пушкин.

4. Римская прозаическая литература.

Драма и поэзия были главными, но не единственными видами латинской
литературы. Параллельно развивалась и проза. Долгое время, вплоть до I I в.
до н. э., сочинения в прозе были немногочис-ленными и представляли собой
главным образом краткие записи исторических событий и норм права. Как и
ранняя поэзия, ранняя римская проза была подражательной. Первые
литературные произведения и писались по-гречески, хотя в них излагалась
римская история.
Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана
Старшего «О сельском хозяйстве», написанный в конце 90-х - начале 80-х
годов I I в. до н. э. другие дроизведения Катана были тоже написаны на
латинском языке; так, Катан издал около 150 своих речей, написал Римскую
историю, сочинение по медицине, ораторскому искусству. Как Ливий Андроник
был первым римским поэтом, так и Катод был первым римским прозаиком, и в
этом их великая заслуга перед Римской литературой.
Наиболее выдающиеся римские писатели, мастера прозаического слова жили
и творили в I в. до н. э. Это Марк Теренций Варрон (116 - 27 гг. до н. э.)
и Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) - два корифея римской
литературы и вообще латинской культуры.
Теренций Варрон - уникальный писатель, он написал около 74 сочинений в 620
книгах (к сожалению, почти все они погибли). Главное произведение Варрона -
«Древности дел божеских и человеческих» в 41 книге - энциклопедия
историческая, географическая и религиозная, его перу принадлежат
многочисленные грамматические и историко-литературные сочинения («О
латинском языке», «О латинской речи», «О грамматике», «О комедиях Плавта»),
«Портреты».- биографии наиболее выдающихся граждан, философские
произведения («Логисторики» - сборник философских трактатов на разные темы,
например об истории, о счастье, о безумии и др.).
Варрон вависал также трактат «О сельском хозяйстве», где вопросы
земледения изложены в хорошей литературной форме.
Наконец, Варрону принадлежат знаменитые «Менипповы сатуры» в 150 книгах -
веселое и остроумное поэтическое произведение. Заслуги Варрона в развитии
римской литературы были столь велики, что ему, единственному из римских
писателей, еще при жизни поставили памятник.
Не меньшее, если не большее значение в истории латинской культуры
имело творчество Цицерона. Цицерон был выдающимся государственным деятелем,
прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, замечательным писателем.
В его руках латинский язык приобрел как бы новое звучание, новую
выразительность и пластичность. Проза Цицерона совершенна во всех
отношениях, она красочна, легка для понимания, разнообразна, богата
содержанием, в ней присутствует внутренний ритм.
Цицерон писал в разных прозаических жанрах: философские произведения
(«О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов» и др.),
юридические сочинения и речи («О государстве», «Об обязанностях», речи
«против Верреса», «против Катилины», «Филиппики против Антония»). Его перу
принадлежат сочинения по теории ораторского искусства («Об ораторе»,
«Брут»), многочисленные письма - изящные и непринужденные.
Сочинения Цицерона познакомили римлян с греческой филосо-фией,
обогатили ее знавием многих вопросов юриспруденции, истории, политических
учений. Без сочинений Цицерона так же невозможно представить себе
последующую римскую литературу, как русскую литературу XIX в. без
творчества Пушкина.
Произведения Цицерона усердно читались и перечитывались в последующие
века. Они сохранились до нашего времени с наиболь-шей полнотой (в сравнении
с произведениями других авторов).
Крупным римским .писателем был Юлий Цезарь, автор «Записок о галльской
войне» и «Записок о гражданской войне». Эти произведения представляют собой
отчеты о двух войнах, которые вел сам Цезарь. Выступая в роди писателя,
Цезарь преследовал политические цели: оправдать свои завоевательные и часто
вероломные действия в Галлии, взвалить ответственность за развязывание
гражданской войны на своих противников. «Записки» Цезаря - это выдающиеся
литературные произведения, образцы римской художественной прозы. Для них
характерны продуманная ясная композиция, простой, непринужденный рассказ,
точный и правильный язык.
Большим событием в литературной жизни конца Республики был выход
исторических сочинений Саллюстия Криспа (86 - 35 гг. до н.э.): «О
Югуртинской войне», «О заговоре Каталины» и «История». Первые два
произведения Саллюстия являются образцами исторической монографии, написаны
они с целью показать полную неспособность римской знати управлять
государством и необходимость установления сильной власти. Сочинения
Саллюстия являются вместе с тем и крупными литературными произведениями.
Написаны они мастерски, изложение внешне спокойное, но за ним чувствуется
внутреннее напряжение; описание конкретных исторических фактов перемежается
с философскими рассуждениями и блестящими историческими портретами, речь
краткая, емкая и очень выразительная.

5. Римская архитектура IV-I вв. до н. э.

Развитие римской архитектуры было тесно связано с ходом римс-кой
истории, усложнением общественных отношений, с ростом города; оно
происходило под греческим и этрусским влиянием. Ранний город строился без
плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные жилища из
дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиям были лишь храмы,
например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI в. до и. э.,
небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились пустыри и
незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы сначала
были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а позднее и
каменным сводом.
Пожар Рима после взятия его галлами уничтожил большую часть городских
зданий. После пожара Рим вновь застраивался стихийно, сохранив основные
линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был обнесен новыми, так
называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими замечательное сооружение.
Они состояли из главной наружной стены и опиравшегося на нее мощного
земляного вала, который со стороны города был подперт другой, менее высокой
стеной. Наружный панцирь был сложен из массивных квадратных блоков.
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению
достроек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована
старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей
воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под
землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался со I I в до н.э.:
застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в
цене. Вместо примятивнгых жилищ из сырца и дерева возникают в I в. н. э.
многоэтажные, дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и
бетона и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много
километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский
форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и
храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных
зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота
не могла не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах - парках,
расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и
Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим и
италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне
стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею
силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь
римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,
которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской
архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому
декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)
интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не
храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,
акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые
конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,
наряду с колоннами использовали столбы и пилястры.
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,
не следуя строгой симметрии его разных частей, римляне исходили из строгой
симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и
коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В
отличие от греческой классической архитектуры, в которой ордера
представляли собой органическое сочетание декоративного убранства с
конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь как
декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную
систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими
ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех
греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.
совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
Римская архитектура в IV - I вв. до и. э. прошла два периода своего
развития. Первый период охватывает IV - III вв. до н. э., когда Рим был
относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени
развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры; например, формы
римского раннего храма и его декоративного убранства, применение арки и
свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются
военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная
в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и
гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н. э.). Второй
период (I I - I вв. до н. э.) характеризуется широким применением бетона и
сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики где
совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во I
I в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со
зверями, цирки, где происходили ристания колесниц, термы - спожный комплекс
банных помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные
парком. Возникает новый тип монумен-тального сооружения - триумфальная
арка. .Потребности торговли- вызвали к жизни строительство складов
(например, громадами портик Эмилиев - I I в. до н. э.), специальных
рыночных помещений.
Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный
сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),
судебные помещения. Завоевание Италии и Средизем-номорья вызвало к жизни
интенсивную достройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,
опоясывающих всю Италию и продол-женных в провинции. Нужды растущего
городского населения приводят к совершенствованию канализации и постройке
новых водопроводов, подводящих воду в Рим за несколько десятков километров.
Рим в I в. до н. э. превращается в громадный город с миллионным населением,
многоэтажными домами, плотно застроенный многочисленными зданиями
обощественного назначения, живущий напряженной, нервной жизнью.
Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпей) превращаются в
I в. до н. э. в благоустроенные, культурные центры с разнообразными
зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и
амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.

6.Скульптура.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,
который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя
богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н.э. С IV в. до н.э.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие
римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во
I I в. до и. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что
было издано специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Бронзовые статуи, как правило, отливались, в раннюю эпоху этрусскими
мастерами, а начиная со I I в. до н. э. - греческими скульпторами. Массовое
производство статуй не способствовало созданию хороших работ, да римляне к
этому и не стремились. Для них самым важным в статуе представлялось
портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была прославить данного
человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не
спутали с кем-нибудь другим.
На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать с
умерших восковые маски, которые затем хранились в глав-ной комнате римского
дома. Эти маски выносились из дома во время торжественных похорон, и чем
больше было таких масок, тем знатнее считался род. При скульптурных работах
мастера, видимо, широко использовали эти восковые маски. На появление и
развитие римского реалистического портрета оказала влияние этрусская
традиция, которой руководствовались этрусские мастера, работавшие на
римских заказчиков.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать
могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже
греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые
вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально
хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез
в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой
вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи выс-
тавляются везде: на форуме, в храмах, термах, вилллах, в городских домах.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рожда-ется
большой спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется
большое число греческих скульпторов, которые копиру-ют подлинники
знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое
копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в
области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские
традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и создали несколько
превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и
Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять
черты натурализма, свойственные этрусской школе, и приобретает черты
некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

7. Наука.

Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь не к
теоретическим, а к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня
развития достигла в Риме агрономия. Сохранилось несколько
сельскохозяйственных трактатов - Марка Порция Катана (I Iв. до н.э.),
Теренция Варрона (I в. до н. э.), где тщательно и глубоко исследуются
различные агрономические проблемы.
Римский архитектор Витрувий написал спепиальньгй трактат «Об
архитектуре» в 10 книгах, свидетельствующий о высоком · уровне римской
архитектурной мысли.
Бурные события последнего столетия Республики, ожесточенная
политическая борьба, которая велась в народном собрании и сенате,
способствовали развитию ораторского искусства и ритор

Новинки рефератов ::

Реферат: Науки (История)


Реферат: История Англии в период Республики и Протектората Оливера Кромвеля (История)


Реферат: Гиподинамия, гипокинезия (Спорт)


Реферат: Наследственность и изменчивость (Биология)


Реферат: Жизненные ценности выпускников (Социология)


Реферат: Слово о полку Игореве (различные образы) (Литература : русская)


Реферат: Девиантное поведение и пути его преодоления (Социология)


Реферат: Оратории Йозефа Гайдна (Музыка)


Реферат: Создание учебной базы данных "Телефонный справочник" в Access 97 (Компьютеры)


Реферат: Сущность финансовой политики государства (Финансы)


Реферат: Наблюдение за ресурсами, пользователями ОС UNIX. Передача сообщений. Управление ресурсами (Информатика)


Реферат: Федор Рокотов (1735-1808гг.) (Искусство и культура)


Реферат: Школьные сочинения (Достоевский, Лермонтов и т. д.) (Литература : русская)


Реферат: Вредные и опасные факторы при работе лазерных установок" (Спорт)


Реферат: Взаимодействие органов государственного и муниципального управления (Теория государства и права)


Реферат: Государство: природа термина и его составляющие (Политология)


Реферат: Организация работы отделения по ремонту КИП (Транспорт)


Реферат: Витамины В12 и В15 (Химия)


Реферат: Программирование алгоритмов линейной структуры (Компьютеры)


Реферат: Внимание (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист