GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Понятие о деятельности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие о деятельности (Психология)


Государственный комитет Российской Федерации
по высшему образованию

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет


Кафедра психологии

Домашняя работа на тему:
Понятие деятельности, структура деятельности.



|Студент : |Виноградов К.Ю. |
| |6361 |
| | |


Санкт-Петербург
12/05/98

Содержание

Движения, действия, деятельность.

Психологическая характеристика деятельности.

Виды деятельности.

Игра.

Учение.

Труд.



1
Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Коллективная
сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка.

Учение.

Учение - это процесс систематического овладевания знаниями, навыками,
умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой
деятельности, для воспитания гражданской зрелости. Хорошо организованное
обучение носит воспитывающих характер. В процессе обучения формируется
личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и
т.д.

Труд.

Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного
продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. В
трудовой деятельности раскрываются “человеческие сущностные силы”. В труде
раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в
целом. Производство стимулирует познавательную активность личности,
заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки.



6

Виды деятельности.

Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на
протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.
Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по
организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Конечный результат
труда - создание общественно значимого продукта. Игра не создает
общественно значимого продукта. В игре начинается формирование человека как
субъекта деятельности, и в этом ее огромное, непреходящие значение.
Обучение является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает
ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения
профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд -
процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества.

Игра.

Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее
природу. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть
отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок
овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к
возникновению функциональных игр.
Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то
создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают
назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду
манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир,
воссоздает его в доступных для него формах.

5

Движения, действия, деятельность.

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем
независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности,
выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни
человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и
черт характера.
Деятельность - категория социальная. Животным доступна лишь
жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма
к требованиям окружающей Среды. Для человека характерно сознательное
выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное
воздействие на нее.
Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны
познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом,
содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью.
Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности,
закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится
психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и
проявляется.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет
ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой
операции станочником или движение речевого аппарата при произношении слов.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или
изменения, называется действием. В отличие от движений, которые связаны с
моторной функцией организма, действия изначально носят социальный характер:
они зависят от предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми
сталкивается человек.Самыми простыми действиями являются предметные.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на окружающих
людей. В психологии различают физические
2
(внешние, моторные) действия с предметами и умственные
(внутренние, психические) действия с психическими реальностями.
Овладение умственной деятельностью привод к тому, что, прежде чем
приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой
цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми
символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной
деятельностью. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с
предметами называется экстериоризацией.
Внешняя деятельность контролируется внутренним планом действия. Человек
сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде
образов и мыслей.
Совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих
определенную общественную функцию, составляет деятельность.


Психологическая характеристика деятельности.

В основе деятельности лежит система движений и предметных действий,
интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в любой области
общественного производства.
Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей,
занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки
выделялись отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности
в данном виде труда.
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и действия,
направляют деятельность в целом. Знания на различных уровнях отражения
регулируют деятельность.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными
мотивами и преследующая намеченные цели. В
качестве мотивов могут выступать потребности, мысли, чувства и другие
психические образования. Для осуществления деятельности недостаточно
внутренних побуждений. Необходимо иметь объект деятельности и соотносить
побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате
деятельности.
В формировании отношения человека к деятельности, в становлении
мотивационно-целевой сферы исключительное значение имеет успех или неуспех
в деятельности, уровень притязания личности и уровень достижений. Успех или
неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности
личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах,
мобилизирует силы н достижение новых целей в работе, а в других - может
вызвать самоуспокоение. Уровень притязания - оценка человеком своих
возможностей в деятельности. В гармонически сформированной личности уровень
притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения деятельности.
В притязаниях выделяются мечты, идеалы, оценки человеком своих
способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее
деятельности.
На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой
вид деятельности вызывает утомление. Утомление - естественное понижение
работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма.
Усталость - переживание человеком утомления.
Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе
деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние.
Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяют характер
творческих поисков, возможность преодоления астенических переживаний ради
общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.



4




Реферат на тему: Понятие одаренности

Министерство образования и науки Украины
Запорожский государственный университет



Реферат
На тему: Понятие одаренности



Группа 411-7
Выполнила студентка 3 курса
Заочного отделения СПП
Соболева Н.О.
Проверил преподаватель
__________________________



Запорожье
2003
Детская одаренность

Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие
индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные,
физические способности в той или иной области человеческой деятельности.
Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека
предопределены природой, генетическим фондом. Каждый нормальный ребенок
одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых
и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У
детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно,
гармонично. Какая из сущностных сил, будь то интеллект, чувства, воля, руки
и ноги, зрение и слух, абстрактное или конкретно-образное мышление, может
наиболее мощно и ярко проявиться, зависит от социального и
педагогического фона, на котором происходит общее развитие
детской личности. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может
проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же,
экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на
особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или
художественному мышлению; особой связи глаза, образного
мышления и двигательных навыков руки; специфическом
взаимодействии слуха, воображения, мышц глотки, груди и легких;
чувствительной н остро реагирующей нервной системе; взаимосвязи
конституции организма и органов координации движения тела. Подобные редкие
явления ранней одаренности заслуживают особого внимания. Однако они не
должны отвлекать психологов и педагогов от проблемы одаренности каждого
нормального ребенка. Чем больше создается возможностей для творческого
само проявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и
выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких н сильных разнообразных
талантов. Поэтому задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на
идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не
только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле
деятельности для творческого само проявления и самовыражения всем
детям. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в
труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности,
взаимодополняют, взаиморазвива-ют и взаимовозвышают друг друга. Одни
в большей степени одарены интеллектуально, другие — эмоционально,
физически, двигательно, третьи — в нравственно-волевом, организационном,
художественном, социально-милосердном отношениях. Творческие, ярко
одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом,
пробуждают г, них творческие способности, де лают социальную среду
нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.
Одаренность по своей сущности явление целостное и многостороннее. Она
имеет анатомо-физиологическое основание, определенную организацию и
строение мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии
одаренности существенную роль играют нервно-психические образования,
определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию
мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству,
самовыражению и самоутверждению. В структуре одаренности важное место
занимает эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты. Они
стимулируют деятельность ребенка по практическому применению способностей и
творческих сил. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными,
нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность,
убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность
и свобода, упорство, упрямство, способность стоять па своем, внутренняя
самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно
внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Даровитость
личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо
способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление
способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие
здоровой генетической основы, так и условий социального педагогического и
психологического характера. Одаренность возникает и пробивает себе дорогу
либо как спонтанное само проявление своеобразно сложившихся биологических
структур мозга и организма, требующих для своего развития соответствующей
практической деятельности, либо как нервно-психические и физические
новообразования, возникающие в процессе воспитания и обучения как ответ
организма на требования среды, а также специфической физической,
общественной, интеллектуальной, художественной деятельности, в которую
вовлекаются дети. И в том, и в другом случае развитие одаренности ребенка
требует условий, обеспечивающих опробование и применение духовных и
физических способностей. Особое значение имеет система продуктивной,
творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования,
дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах
детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности,
стихийности детского само проявления и самоутверждения. Самодеятельность
эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне
обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально
содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми, обеспеченное
консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой
и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть
самостоятельным. В то же время всякая одаренность, постепенно выводимая на
уровень творчески-профессиональной деятельности, не может успешно
формироваться
в изоляции от мастера, вне педагогического руководства. Организованное
введение и мастерство не только не подавляет творчески развивающуюся
личность, но, напротив, поддерживает в ребенке веру в свои силы, в
возможность достижения успеха, стимулирует 1 здоровое самолюбие и
честолюбие. Вместе с тем ребенку, желающему преуспеть в развитии своего
дарования, необходимо готовить себя к упорному труду. Жизнь и человеческая
природа таковы, что успех и распнет способностей приходи! только к тем, кто
готов к преодолению внешних и внутренних препятствий и трудностей. Дефицит
талантов объясняется не оскудением человеческой природы, а отсутствием
сильных натур, способных проявить мужество, упорство, настойчивость,
жесткую самодисциплину в самообразовании и самовоспитании, в критическом
переосмыслении общепризнанных догм, стереотипов, «незыблемых истин», в
отстаивании нового.
Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей личности
обусловлено также нравственно-психологической установкой, диктующей искать
себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних
обстоятельствах, по прежде всего в себе самом, своем внутреннем духовном
мире, исполненном верой в себя и свое призвание. Внутреннему духовному
самоутверждению способствует сам процесс творчества, полностью поглощающий
творящего, дающий ему высшее нравственно-эстетическое удовлетворение и
наслаждение, возмещающий все издержки сурового отношения к самому себе. В
результате талантливый ребенок становится привержен внутренним духовным
ценностям, помогающим выдержать внешние невзгоды, подстерегающие
талантливого чело-3 века повсюду.
Наряду со стимулирующими есть факторы, препятствующие, сдерживающие
развитие одаренности в детях. Среди них не только отсутствие социально-
материальной базы, поля проявления многообразной талантливой деятельности
детей, их творчества, но и формализованные, автоматизированные и
механизированные системы обучения. Отрабатывая навыки исполнительства,
подражательства, репродуктивной деятельности, послушания, внешней
дисциплины, добиваясь успеха в дрессуре, они в зародыше подавляют
человеческую «самость», духовность, одаренность, талант, являющийся на свет
божий во всей неповторимости как результат органического единства
самоорганизации и творческой интеллектуальной свободы. Заорганизованностью,
зашоршенностью методик обучения и воспитания объясняется неуспеваемость и
плохое поведение на уроках одаренных детей. В нем внешнее инстинктивное
проявление протест гибнущего таланта. Бездарность, отсутствие у ребенка
интереса к самому себе—естественное следствие зачисления его в массу
«неспособных», «бездарных» «хулиганов» и «дураков», в группу социально и
психологически отверженных.
Развитие детской одаренности сдерживает и закабаленность значительной
части детей духовно нищей, бездуховной массовой культурой, манипулирующей
их чувствами и сознанием, превращающей их в пассивные объекты агрессивного
воздействия. Негативно сказывается отсутствие психотерапевтической и
психологической помощи школьникам в преодолении комплексов неполноценности,
агрессивности, сексуальности, в развитии стремления сублимировать
внутреннюю энергию в полезное творческое самопроявление.
Центральным в проблеме одаренности является вопрос о ее типах,
силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости.
Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения,
выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и
специальных упражнений. Существует несколько типов интеллектуальной
одаренности. Рационально-мыслительный тип проявляется в наклонности
ребенка к понятийно-отвлеченному, абстрактному мышлению, к различного рода
теоретическим обобщениям. Такая способность преимущественно необходима
ученым, политикам, экономистам, общественным деятелям — всем, чья
профессия требует умения обобщать оперировать символами, делать
обоснованный, взвешенный выбор в многообразных научных, хозяйственных,
политических ситуациях и принимать ответственные решения. Абстрактному
рациональному способу освоения реального мира противостоит образно-
художественный мыслительный тип. Его отличительная черта — мышление
образами, способность оперировать образно-зрительными, образно-слуховыми
представлениями, создавать в воображении новые образные обобщения,
конструкции, модели, комбинации из элементов звука, зрительного и
словесного материала. Образное мышление широко используется в
художественно-творческих, дизайнерских, конструкторских профессиях,
позволяет эффективно выбирать оптимальные варианты для новых технико-
технологических и художественно-промышленных решений, создавать
оригинальные произведения искусства. Встречается и смешанный, рационально-
образный тип одаренности, позволяющий ученому использовать воображение в
научных открытиях и создавать художественные произведения, а
художнику, писателю, композитору — ярко проявлять себя в качестве
мыслителей: философов, историков, политиков, ученых, религиозных деятелей.
Одаренность проявляется и в повышенной эмоциональной чувствительности
одного человека к биополю другого. На этой основе развивается
экстрасенсная способность отдельных индивидов активного воздействия на
физические и духовно-психологические состояния людей. Такая
одаренность чрезвычайно важна для врача, особенно психотерапевта,
актера, режиссера, общественного деятеля, работающего с массами.
Разнообразны типы одаренности в физической организации, нередко
сочетающиеся с теми или иными типами интеллектуальной одаренности. Среди
них такие типы, как двигательно-физический, нервно-пластический,
интеллектуально-физический. Физическая одаренность важна для каждого
человека, но совершенно необходима для исполнения рабочих, крестьянских,
космических, воинских профессий, а также для танцовщиков, актеров,
физкультурников и спортсменов.
Одаренность различных направлений и типов как качественное
новообразование в человеке проявляется в результате разнообразных
комбинаций всех сущностных сил. Развитию ее в ребенке способствует
информация о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе и форме ее
выражения. Направленность некоторых способностей ребенка может проявляться
ярко уже в раннем, дошкольном возрасте. Одаренность в двигательно-
физической сфере, придающая телу особую пластичность, открывающая
перспективу занятий балетом и спортом, подлежит развитию, едва завершится
первоначальный этап становления организма. Раннее проявление талантливости
обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного
творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных
сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной
системы, дыхания)—решающее условие приобретения ими специальных навыков,
успеха в достижении в будущем мастерства.
Вместе с тем у многих ребят может и не быть яркого проявления
способностей в раннем возрасте. Их увлечения изменчивы и неустойчивы, они
достигают средней успешности как в учебе, так и в свободно избранных
занятиях. Однако это не значит, что такие дети вообще бездарны. Одни из них
еще не нашли себя в повседневных обыденных делах, не попадали в ситуацию,
наиболее благоприятную для проявления своих индивидальных способностей.
Процесс созревания сущностных сил других несколько замедлен, требует
значительных временных затрат и большей работоспособности в избранном
направлении деятельности. У таких ребят, с виду середнячков, в более
поздние возрастные периоды случается бурное проявление дотоле скрытой,
внутренне формировавшейся одаренности, своеобразного сплава сущностных сил,
обретающих, наконец, сферу форму проявления. Спонтанный взрыв способностей
может направить интересы и деятельность ребенка в самом неожиданном
направлении: в изобретательство, художественное или научное творчество, в
область организации общественной человеческой деятельности. Наконец,
одаренность ребенка может не обнаружиться очень долго, либо остаться
нераскрытой вовсе. Чаще всего это зависит от того, что в среде обитания
школьник так и не находит себя, не сталкивается с деятельностью, которая бы
разбудила в нем дремлющие творческие силы, привела их в движение и
образовала талантливую личность. Подросток, живущий на селе, в глубинке,
увлекающийся техникой, не имеет возможности освоить более совершенные
машины, чем трактор или автомобиль. А школьник в городе, испытывающий
любовь к животным, интересующийся проблемами экологии, ограничен общением
лишь с домашними животными, рыбками в аквариуме, птицами в клетке.
Очевидно, что решающим условием проявления массовой одаренности детей
является шпрота всеобщего среднего образования и разнообразие возможностей
практической творческой деятельности. Закон случайного спонтанного
проявления разнообразных человеческих способностей подтверждается тем чаще,
чем более широки и многообразны возможности практического приложения детьми
своих творческих сущностных сил. Одновременно в этом случае уменьшается
элемент случайности в становлении ребенка способным человеком.
Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и
успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости.
Больше того как убеждает повседневная практика, высокую успешность по всем
общеобразовательным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних,
ярко не обозначившихся способностей. Необходимость одинаково равнозначного
напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов,
рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает,
обескровливает, притормаживает процесс развития дарования в каком-либо
одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения
различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности,
со всем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил и
одинаковой успешности но всем дисциплинам. Имеете с тем существует прямая и
жесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской
активностью, проявлением целенаправленного интереса, увлеченности,
трудолюбия.
Внутренне-психологические и физиологические критерии одаренности
характеризуются развитостью, своеобразием протекания и проявления всех
психических и нервно-физиологических процессов. Глубина, ясность,
неординарность теоретического или образного мышления, свобода речевого
самовыражения; богатство творческого воображения, прочность и оперативность
логической, зрительной, слуховой, эмоциональной, сенсорно-двигательной
памяти; быстрота реакции, гибкость нервной и физической организации тела;
интеллектуальная раскрепощенность, умение подвергать сомнению и
критическому осмыслению устоявшиеся представления, стереотипы, догмы. Все
эти особенности психики ярко обнаруживаются у детей в процессе повседневной
учебной и внеурочной деятельности, в условиях свободы творческого само
проявления, необходимой и достаточной материальной базы.
В качестве внешнего психологического критерия формирующихся
способностей и творческого потенциала детской личности может быть принята
внутренняя материально-духовная пульсирующая сила индивида, спонтанно
проявляющаяся как интерес, любознательность, увлеченность, желание,
настойчивое стремление, духовно-органическая потребность к творчеству" в
том или ином виде деятельности. Такое свободное влечение, спонтанное
проявление комплекса способностей может оказываться за пределами
организованной учебной или даже клубной работы. Одаренный ребенок,
пассивный в школе, находит себе приют в домашней мастерской, лаборатории,
занимается изобретательством, выпиливанием, рисованием, рукоделием,
вышиванием.
Нравственно-эстетические мерила одаренности выражаются в
формирующихся чертах характера, личностных качествах, духовных
стремлениях и идеалах. Подростки, юноши и девушки с развитыми
способностями, как правило, знают, чего хотят и кем
предполагают стать. Им свойственна преданность избранному делу,
настойчивость, упорство и воли в достижении цели. Они приносят в жертву
мелкие удовольствия чувству долга и ответственности, проявляют веру в
успех дела, выдержку и дисциплину. Они способны терпеть неудобства,
притеснения и даже страдания ради своего увлечения, готовы к борьбе,
отстаиванию своего нрава на творчество. Талантливые дети самолюбивы,
прямы, честолюбивы, честны, ценят одаренность в других людях, лишены
зависти, подлых намерений и чувств, считают ниже своего достоинства
принимать участие в интригах. Они наделены эстетическим видением мира,
усматривают красоту человека о его труде, ярком и самобытном творческом
самовыражении.
Деятельностно-практические критерии одаренности конкретно выражаются в
результатах детского творчества. Чем выше качество произведения, изделия,
чем более сформировавшимися являются способности, очевиднее талантливость
ребенка. Это оригинальность сочинения, логичность решении задач, глубина
понимания проблем, практическая значимость технического творчества,
эстетичность художественной самодеятельности, добротность материальных
продуктов труда, четкость организаторской деятельности, высокий уровень
достижений в спорте, мастерство в изобразительном или исполнительском
искусстве.
Направленность, сила и глубина одаренности ребенка измеряется наиболее
точно и четко в случае комплексного применения всех критериев и
одновременной оценки всех показателей. Самый высокий уровень одаренности
фиксируется тогда, когда способность к творчеству, обнаруживаясь в
конкретной деятельности, сопровождается увлеченностью, твердом волей в
стремлении к цели, органично соединена с простыми нормами человеческой
красоты и нравственности в поведении, характеризуется успешностью и высоким
качеством результатов труда. Проявление способным ребенком безволия, лени,
отсутствия эстетического чутья — яркое свидетельство дремотного состояния,
недостаточной зрелости и одаренности. Только воспитатель способен помочь
такому школьнику взять себя в руки, вырабатывать в себе качества и черты
характера, без которых никакая природная талантливость реализоваться и
состояться не может. Воспитание одаренности в детях есть одновременно
воспитание их цельной личности.
Критерии детской одаренности эффективно используются лишь в условиях
разрешенное по общих проблем организации педагогической работы но
развитию творческих способностей школьников. Творческая работа детей
педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее
полезши! ценности, общественной значимости. Прямая цель творчества,
способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит
в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей.
Косвенная, собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в
процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные
силы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему,
умения и навыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели
достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются
методы творческого характера. Среди них—игры с использованием детской
импровизации, выдумки; собственные задачи и практические упражнения;
деловые письма, дневники, сочинения, стихи, рассказы, песни, рецензии,
критические статьи; анализ современных общественно-политических событий,
исторических фактов, произведений искусства и данных науки; участие в
спектаклях; активность в творческой, экономической, производственной,
организаторской деятельности, в исследовательской работе. Важно также
поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими споем позиции,
оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый
взгляд, абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли,
подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом
коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с
доброжелательностью и взаимопомощью.
Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстановке, когда
творчество пронизывает всю жизнь школьников. В организации жизни,
воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности должен
постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и
время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого
предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но все
учащиеся попадают в ситуации необходимости проявления самостоятельности,
своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развития
каждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и
осуществляет его творческое освоение. Серьезным подспорьем развития
творческих способностей становится индивидуализация — выбор для каждого
ученика оптимальных форм и средств обучения. Наибольшие возможности
творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей
сферой внеклассной, внешкольной работы, участием в многообразных
общественных организациях и неформальных объединениях, в том числе по месту
жительства. Это исследовательские технические центры и центры эстетического
воспитания, дома и дворцы пионеров и школьников, общества охраны природы и
любителей книги, друзей животных, изучения и сохранения национальной
культуры, отряды поддержки социальных, культурных, спортивных общественных
инициатив. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия,
система внешкольных государственных и общественных учреждений позволяют
вовлечь буквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и
дарований.
Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не
снимает проблемы раннего, специального, обоснованного воспитания и обучении
отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у
части совсем еще маленьких детей интересов, склонностей, а также природных
психических, психофизиологических и физических данных, требующих для своего
развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность. Ряд
профессий в области науки, языка, искусства требует специфической
тренировки и развития психики, мышления, приобретения умений и навыков еще
в дошкольном возрасте. Возникновение и умножение школ для особо одаренных
обусловлено еще и острой потребностью общества в кадрах особо сложных,
тонких, дефицитных профессий. В ответ на нее возникают и развиваются физико-
математические, балетные, языковые, художественно-изобразительные,
художественно-промысловые, музыкальные, физкультурно-спортивные, актерские,
а теперь и педагогические специальные классы и школы.
Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и
реализуется па практике одновременно как необходимость всеобщего развития
творческих способностей всех детей, создания талантливого "человеческого
сообщества, обеспечивающего материальное благополучие, богатство и
разнообразие общения людей, и вместе с тем же требование осуществления
специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных
областях человеческого творчества.



Список использованной литературы



1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.—
М., 1968.
2. Блонский П. П. Избр. Пед. И псих. соч.: в 2-х т.—
М., 1979.— Т. 2.— С. 5—188.
3. Давыдов В. 15. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.— С.
55—83.
4. Кон И. С. Психология юношеского возраста.— А1., 1979.
5. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.—М., 1983.— Т. 3.
6. Сухомлинский В. Л. Рождение гражданина.— М., 1071.
7. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1906.







Новинки рефератов ::

Реферат: Романтизм (Литература : зарубежная)


Реферат: Сельскохозяйственные машины (Сельское хозяйство)


Реферат: Развитие внимания (Педагогика)


Реферат: Инновационный менеджмент (курс лекций) (Менеджмент)


Реферат: Билеты по предмету Античная культура за осенний семестр 2000 года (Культурология)


Реферат: Уховертки (Отряд Уховертки - Dermapetra) (Биология)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Глагол "to have" со значением "иметь" (Иностранные языки)


Реферат: Политика как общественное явление (Политология)


Реферат: Игра – как вид деятельности у детей дошкольного возраста (Педагогика)


Реферат: Кодексы РФ (Право)


Реферат: Ах, эти странные англичане! (Культурология)


Реферат: Страховой фонд (Страхование)


Реферат: Контрольная работа по системному анализу (Менеджмент)


Реферат: Муниципальное право (Право)


Реферат: HOW SIGNIFICANT WAS ALEXANDER DUBCEK IN THE DEVELOPMENT OF REFORMIST COMMUNISM? (Исторические личности)


Реферат: Борьба с отмыванием денег (Деньги и кредит)


Реферат: Наследование по завещанию, его особенности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основные принципы просесса инсталляции приложений в ОС Windows (Программирование)


Реферат: Виды избирательных систем (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист