GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психологические особенности управленческой деятельности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психологические особенности управленческой деятельности (Психология)



Содержание:

1.Введение.-стр.1
2. Место психологии в процессе управления.-стр.2
3. Психология управления и её предмет изучения.-стр.2
4.Психолгический анализ управленческой деятельности.-стр.3
5.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору.-стр.5
6.Характер исполнителей и его формирование
руководителем.-стр.6
7.Заключение.-стр.10
8.Список дитературы.-стр.11



Введение.
Все хозяйственные операции можно
в конечном счёте свести к
обозначению тремя словами: люди,
продукт, прибыль. На первом месте
стоят люди. Если у Вас нет надёжной
команды, то из остальных факторов
мало что удастся сделать.
Л.Якокка
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно
осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения,
работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе
способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен
иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности. В частности и в сфере
психологии.
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая
является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот
факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера.
Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать
своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны
исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного
распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный
коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены
к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен
слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те
факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на
исполнителей и повышение эффективности работы коллектива. Выполняя
воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в
исполнителях те их личностные качества, которые способствуют более
плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом.
Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не
обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в
практической деятельности.



1.Место психологии в процессе управления.
Современный мир, постоянно и быстро изменяющийся предъявляет особые
требования к такой науке как психология, которая должна не только измерять
и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать. По мнению
многих исследователей, психологи в настоящее время вынуждены заниматься
планированием изменений личности, профилактикой личностного регресса.
Необходимо, чтобы руководители организации проявили дальновидность и
признали высокую значимость психологического фактора в работе организации.
В свою очередь важно, чтобы психологи тоже научились оказывать действенную
практическую помощь и строить эффективные деловые взаимоотношения.
В настоящее время в практической психологии разработаны формы и
методы работы, опробованы целевые программы социально - психологической
поддержки для всех групп служащих. Применение разработок отечественной
практической психологии в организациях, адаптация западных программ, а
также создание новых специализированных циклов лекций, семинаров, деловых и
игровых тренингов для специалистов будут способствовать эффективности
работы организации.
Практика показывает, что область межличностных отношений всегда
остаётся для руководителя постоянной сферой неопределённости в силу своего
субъективизма, поэтому руководитель чувствует себя в ней очень неуверенно.


2. Психология управления и её предмет изучения
Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к.
главным действующим лицом его является человек со своими способностями,
интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное
системное образование, управление связано со многими переменными, в том
числе и психологическими. Поэтому возникла особая наука – психология
управления. Она существует и развивается на стыке двух наук: психологии и
управления. Психология управления, как часть науки управления, имеет
непосредственное отношение к изучению разработки повышения качества
жизнедеятельности организации. Психология управления является направлением
психологической науки, она изучает психику человека, даёт психическую
характеристику его управленческой деятельности и анализирует качества
необходимые для её успешного осуществления.
Психология управления в качестве предмета своего изучения имеет дело с
человеком, его психикой и особенностями деятельности. Предмет изучения
психологи управления чрезвычайно разнообразен. Можно выделить следующие его
составляющие:
1. Предметом психологии управления являются психологические особенности
руководителя и исполнителей. Качества руководителей, психологическая
характеристика управленческой деятельности не изучаются в других отраслях
психологии, а составляют предмет только психологии управления.
2. Эффективность деятельности человека обуславливается не только степенью
его профессиональной подготовки, но и психологическим состоянием, в котором
находится человек в данный момент. Поэтому изучение различных факторов,
оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на психическое
состояние человека, имеет большое значение для повышения эффективности его
работы.
3. Психология управления изучает особенности информации, существующей
между руководителями и исполнителями, раскрывает психологические
особенности этой информации.
4. Психология управления изучает взаимоотношения между руководителем и
исполнителем, взаимоотношения между членами руководимого коллектива.
Изучая особенности психики человека в управленческой деятельности,
психология управления даёт рекомендации по использованию этих факторов в
управлении. Эта особенность характеризует её как прикладную науку.
Развитие управленческих кадров, способных эффективно осуществлять
деятельность в условиях рыночной экономики, являющееся актуальной проблемой
для современной России, невозможно без активизации научных исследований в
области психологии управления.


3.Психолгический анализ управленческой деятельности.
При решении вопроса о том, какими качествами должен обладать человек,
претендующий на выполнение того или иного вида деятельности, всегда
возникает необходимость психологического изучения самой деятельности. Такая
работа весьма сложна, требует большого опыта и специальных знаний. Поэтому
целесообразно, чтобы выполнял её или, по крайней мере, выступал в роли
консультанта профессиональный психолог. Кроме того, к ней обязательно
следует подключить специалистов, знающих данную деятельность, имеющих
высокий уровень профессионализма и большой практический опыт. Эти лица
должны выступать в роли экспертов и в результате обсуждения установить
главные, наиболее значимые особенности как самой деятельности, так и
условий её выполнения. Результатом такого психологического или, точнее,
профессиографического анализа трудовой деятельности должна быть
профессиограмма.
Профессиография – описание профессий и дифференцирующих их специальностей
с точки зрения требований. Предъявляемых ими к человеку.
Профессиограмма – описанная и обоснованная система требований,
предъявляемых определённым видом деятельности, конкретной специальностью
или профессией к человеку.
Любая профессиограмма должна включать описание самой профессиональной
деятельности ( психологическая профессиограмма ) и сводку требований к
человеку, включённому в эту деятельность, к его психике как перечень
профессионально необходимых качеств ( психограмма ).
С целью проведения мероприятий по определению профессиональной
пригодности или профессионального отбора осуществляется глубокое
психологическое и аналитическое изучение профессиональной деятельности и
разрабатывается развёрнутая профессиограмма. Для составления её первой
части можно использовать следующую ориентировочную схему анализа.
1.Технико-экономическое описание. Это технологии, оборудование, нормы,
оплата труда.
2.Организация и условия труда на конкретном производственном объекте.
Имеются в виду как социальные, так и физические условия труда. Это и
взаимоотношения, в которые вступают люди в процессе данного вида
деятельности, и параметры физической среды, т.е. освещение, вентиляция,
температура, влажность и т.д. Сюда же можно отнести степень разделения
труда, кооперации, а также режимы труда и отдыха.
3.Документация по текучести кадров, материалы относительно возможных
несчастных случаев. Необходимо также включить вопросы, связанные с
ошибками. Которые могут иметь место при выполнении работы.
4.подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что и в какой
последовательности человек делает в течение рабочего дня, из чего
складывается его работа.
5.Требования к общей и специальной подготовке, необходимой для выполнения
данной работы.
Вторая часть профессиограммы, касающаяся предъявляемых к человеку
требований, наиболее сложна, поскольку разнообразие этих требований велико.
Их можно классифицировать по следующим направлениям:
. Демографические;
. Образовательные;
. Медико-биологические;
. Психофизиологические;
. Психологические.
Все указанные требования к характеристикам и качествам работника должны
содержать оценку того, является ли данное качество профессионально
необходимым, профессионально важным либо профессионально желательным.
В трудовой деятельности так или иначе проявляются многообразие,
особенности психики человека. Но вместе с тем эти проявления носят
различный характер. Они обусловлены специфическими для каждой профессии
предметами и орудиями труда, а также трудовыми задачами.
Составление психограммы – дело весьма сложное и трудоёмкое. Но от того,
насколько продуманно и тщательно оно выполнено, зависит правильность
выявления профессионально необходимых для той или иной деятельности
качеств, а это, в свою очередь, сказывается на определении критериев
профессиональной пригодности и, в конечном итоге, на эффективности всей
системы профотбора.
Как же выделить присущие тому или иному виду деятельности особенности и
предъявляемые ею требования к работнику? Опыт показывает, что анализ
деятельности, согласно плану первой части профессиограммы, обычно не
вызывает особых трудностей. Необходимые для описания сведения можно
получить в результате изучения соответствующей документации,
целенаправленных бесед с компетентными специалистами, в процессе
внимательного наблюдения за работой представителей изучаемой профессии.
Метод наблюдения исключительно важен на всех этапах разработки
психограммы. В основном это наблюдение за процессом трудовой деятельности
профессионалов. Исследователь должен стараться выделить характерные
особенности. Общие и отличительные черты действий работников, соотнести их
с производственными показателями.
Не менее важным для получения необходимых сведений являются опрос,
беседы и консультации со специалистами, мастерами своего дела, имеющими
большой профессиональный опыт и знания. Такое сотрудничество позволяет
уточнять и вырабатывать более объективное мнение о значимости тех или иных
качеств человека в его работе. Полезны также беседы с людьми, не
добившимися успеха в данной профессии, и лицами, только приступившими к
овладению специальностью. Они помогают выявить особенности процесса
формирования умений и навыков, а также трудности, которые при этом
возникают.


4.Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к
организатору.
Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его
умение создавать коллектив. От того, каким будет созданный тем или иным
руководителем коллектив, будут зависеть и успехи в его управленческой
деятельности. В связи с этим к руководителю предъявляются определённые
психологические требования.
Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но
реальным воображением.
Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру
качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет
важное условие правильного подбора и расстановки кадров.
Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической
совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические
особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных
звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на
формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе. А
как показывают американские и японские исследования в области менеджмента
стабильных результатов добиваются фирмы, в которых царит спокойная морально-
психологическая обстановка.
Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие
управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы,
которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю
надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из
бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их,
когда это необходимо, является существенным условием организации научного
труда руководителя.
Другим качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении
того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он
должен относиться к данному решению.
Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы
большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение
руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность
его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения
людей.
Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени
продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять
имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и
оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии
имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность
и смелость.
Таковы психологические требования, предъявляемые к руководителю.
Совершенствуя себя и свои профессиональные навыки, руководитель должен в
первую очередь развивать те качества, которые соответствуют предъявляемым
требованиям.


5. Характер исполнителей и его формирование руководителем
Власть над собой - самая
высшая власть,
Порабощённость своими
страстями –
самое страшное рабство.
Сенека.
Во взаимодействии человека со средой и с другими людьми выявляется
множество его социально-психологических особенностей. Многие из них
несущественны, кратковременны или не влияют на его отношение к окружающему
миру. Но есть у каждого человека такие индивидуально-психологические черты,
которые проявляются постоянно и отличают одну личность от другой. Это черты
характера, выраженные отчётливо, определяющие одна другую и а стиль
действий и отношений к окружающим обстоятельствам и людям. Характер – это
основной психический склад человека.
Характер проявляется и формируется в делах и поступках. Характер
формируется в преодолении трудностей и препятствий.
В воспитании характера необходимо, прежде всего, сформировать
истинные убеждения, представления и идеалы. Это важнейшие условия
формирования сильного характера. Одновременно следует добиваться, чтобы
человек не только знал, но и реализовывал свои убеждения в жизни и труде.
Его мировоззрение не должно быть оторвано от практики.
Воспитание деловитости, дисциплинированности, расторопности,
активности – есть борьба за личность рабочего. Эта борьба требует на любом
участке создать условия, при которых нет простоя в работе, при которых у
труженика заняты и голова и руки в течение всего рабочего дня.
Неотъемлемая черта характера – дисциплинированность – точное соблюдение
должностных инструкций, правил работы, норм поведения. Дисциплинированность
воспитывается, когда неизменно выполняются требования руководителя, все
режимные положения организации. В ходе их выполнения преодолеваются
трудности, препятствия.
Воспитывая моральные (доброта, деликатность), эмоциональные
(весёлость, страстность) и волевые (настойчивость, критичность) черты
характера, руководитель, прежде всего, показывает пример поведения.
Руководитель не должен забывать об индивидуальном подходе, не упускать
возможность одобрить и похвалить лучшие проявления характера и отметить
недостатки в поведении людей.
Важную роль в формировании характера играет самовоспитание. Прямой
обязанностью руководителя является стремление указать подчинённому наиболее
эффективные пути устранения недостатков, эффективные приёмы самовоспитания,
преодоления вредных привычек.
Не следует забывать, что характер – не врождённое качество личности.
Он формируется и совершенствуется в течение жизни. Человек непосредственно
участвует в выработке своего характера, и сам несёт ответственность за его
отрицательные проявления. В народе очень верно подмечено:
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
посеешь привычку – пожнёшь характер,
посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Характер каждой личности индивидуален и в своём роде уникален, однако
можно выделить ряд черт, присущих всем характерам. Эти черты по-разному
компонуются, сочетаются и проявляются в характере каждой личности, доля их
участия в определении характера также различна. Акцентуация – чрезмерное
участие отдельных черт характера. Для умелого руководителя, обладающего
определённой психологической подготовкой, важно к какой акцентуации
относится характер исполнителя, чтобы подобрать наиболее подходящие для
данной личности способы и методы формирования характера. Можно привести
следующие примеры основных акцентуаций и соответствующих им способов
воздействия на состояние личности с целью формирования характера:
Конформный тип. Основная черта такого типа – соглашательство,
отсутствие инициативы, смелости, решительности. Чтобы избежать
соглашательной позиции такого работника, руководитель должен предлагать ему
высказывать своё мнение первым во время всевозможных собраний, совещаний.
Эмоционально-лобильный тип. Это люди с неустойчивым настроением,
которое изменяется даже по ничтожному поводу. Они очень чувствительны как к
похвале, так и к порицанию. Руководителю важно вовремя приободрить такого
слушателя.
Экзальтированный тип. Такие люди легко восторгаются, восхищаются по
причинам, на которые большинство людей могут не обращать внимания. Но в то
же время часто впадают в отчаяние, легко разочаровываются. Руководитель
должен выявить его сильные стороны и поручить такому человеку задания,
соответствующие его сильным сторонам.
Можно назвать и другие распространённые типы акцентуации: гипертимный,
истерический, аффектно – застойный, шизоидный.
Выразительные признаки характера. О характере человека говорят его
поза, походка, жесты, мимика, дистанция общения. В психологии существует
понятие вербального и невербального общения. Вербальное общение, – что
человек говорит, невербальное – как человек говорит. Если эти 2 уровня не
совпадают, то с человеком трудно общаться, возникают отрицательные эмоции
по отношению к нему. Поэтому менеджер должен умело пользоваться
невербальным общением.

Руководитель чаще всего не задумывается о воспитывающем влиянии своей
позы, о том, что поза выдаёт его характерные черты. Например, поза, когда
он одной рукой облокачивается на стол, другой упирается в бок, а тело
наклоняет в противоположную сторону, создаётся впечатление о его
высокомерии и самолюбовании.

Внимательно наблюдая и оценивая невербальные признаки (позу и момент её
изменения, дистанцию, глаза, жесты, мимику), внимательный руководитель
может определить настроение исполнителя, его отношение к руководителю и к
решаемой проблеме. Однако оценивать характер по мимике и жестам следует
очень осторожно. Для правильной оценки берётся сумма жестов, подкреплённая
внимательным наблюдением за поведением человека.

Чтобы на практике, т.е. общаясь с исполнителями, руководитель мог
правильно определить акцентуацию характера исполнителя, подобрать и
применить методы работы с ним, соответствующие типу акцентуации личности, в
правильном направлении воздействовать на формирование характера личности и,
наконец, верно истолковывать и правильно применять выразительные признаки
общения, ему требуются психологическая подготовка, знания и опыт их
применения.



Заключение.
Целью данной работы было выявление места психологии в управленческом
процессе, а также обоснование необходимости психологической полготовки
менеджера.
Психология в последнее время приобретает всё большее значение в
практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше
психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше
исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с
производственным процессом. Но особое значение психологические знания имеют
в управленческом процессе.
Обладая психологической подготовкой, талантливый менеджер сможет
эффективно осуществлять свои функции, руководить работой предприятия.
Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он
сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет
избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями,
так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических
знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства
приведут к повышению эффективности работы предприятия и увеличению прибыли.
Психологическая подготовка необходима менеджеру в целях совершенствования
самого себя, своих личностных качеств и подчинённых. В конце концов,
менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с
руководителями более высокого уровня, склоняя их к своей точке зрения.
Напротив, отсутствие достаточных знаний в области психологии или опыта
их применения в практической деятельности может стать прямым препятствием в
осуществлении руководителем своих функций, привести к падению эффективности
производства.
Итак, проанализировав выше изложенный материал, я могу сделать вывод о
том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой
деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике
следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении
квалификации менеджеров.



Список использованной литературы.

1. Филипп Генов Психология управления.
2. М.И.Станкин Психология управления (практическое пособие).
3. Г.В.Щекин Как эффективно управлять людьми: психология кадрового
менеджмента.
4. В.А.Розанова Психология управления.





Реферат на тему: Психологические отклонения у детей и подростков
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области.



Реферат

по биологии на тему:
''Психические отклонения
у детей и подростков''.



Исполнитель: Таран Ю.А.

МОУ СОШ №48

9Б класс


Руководитель: Мезенцева Н.В.


учитель биологии I категории.



Екатеринбург 1999-2000


СОДЕРЖАНИЕ.
I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ………………………………………………... 4
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ…………………………………………4
1.1 Понятие ''личность''………………………………………………….…4
1.2 Соотношение биологического и социального в личности…………..5
1.3 Теория личности………………………………………………………..7
1.4 Психологическая защита личности………………………………….12
2. ПСИХОПАТИЯ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА………………….. 16
2.1 Психопатоподобные состояния………………………………………16
3. Задержка психического развития у детей (пограничная
умственна отсталость)……………………. 19
3.1 Психический инфантилизм……………………………………………20
3.2 Врожденная субдебильность………………………………………….22
3.3 Задержка развития в связи с ранним органическим повреждением
мозга………………………………………………………………………...23
3.4 Психогенно обусловленные задержки развития……………………..23
3.5 Задержка развития при сенсорной депривации……………………...24
4.Расстройства психического развития у детей………….25
4.1 Расстройства развития речи…………………………………………...25
4.2 Расстройства экспрессивной речи…………………………………….25
4.3 Расстройство рецептивной речи………………………………………26
4.4 Расстройство речевой артикуляции…………………………………..26
4.5 Расстройство развития учебных навыков……………………………27
4.6 Расстройства чтения…………………………………………………...27
4.7 Расстройства развития экспрессивного письма……………………...29
4.8 Расстройство способности к арифметическому счету………………30
5.Олигофрения (умственнаяотсталость)……………………..31
5.1 ДЕБИЛЬНОСТЬ…………………………………………………………….35
5.2 Имбецильность…………………………………………………………36
5.3 Идиотия…………………………………………………………………37
6. Нарушения поведения у подростков………………………..39
6.1 Реакция отказа…………………………………………………………..40
6.2 Реакция протеста (оппозиции)…………………………………………40
6.3 Реакция имитация………………………………………………………42
6.4 Реакция группирования со сверстниками…………………………….43
6.5 Делинвентное поведение………………………………………………43
6.6 Реакция эмансипация…………………………………………………..43
6.7 Побеги из дома….. …………… …………… ………………………….44
6.8 Дромомания………………………….. …….. ………………………….45
6.9 Реакция увлечения……………………………………………………...45
6.10 Реакция компенсации и гиперкомпенсации…………………………46
6.11 Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.46
6.12 Малолетняя проституция……………………………………………..47
III. Вывод …………………………………………………………………….49
Список литературы…………………………………………………………….50
Приложение…………………………………………………………………….51
ВВЕДЕНИЕ.
Интерес человека к себе, к своему «Я», издавна был предметом особого
внимания. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его
представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств
самосознания адекватности самооценок, структуры и функций «образа ”Я”»
представляет не только теоретический, но и практический интерес в связи с
формированием жизненной позиции личности.
Человек, как известно, становится личностью в результате совместной
деятельности и общения с другими личностями.
Круг общения старшеклассника составляет в основном учителя, родители,
сверстники.
Взаимоотношения с учителями, родителями не могут быть
проанализированы в полном объеме, так как подросток не обладает тем
жизненным опытом, которым обладают взрослые. Следовательно, подросток не
может адекватно оценить поступки и поведение учителя или родителей.
Совсем другая картина складывается во взаимоотношениях со
сверстниками, с которыми ему приходится общаться в большей степени, и не
только в школе. Например, мне бывает понятно то или иное поведение моих
сверстников, их реакция на различные ситуации. Иногда я бываю согласна с
ними, иногда – нет, но почти всегда понимаю, почему они поступили именно
так. И все же, среди подростков встречаются такие ребята, которых можно
назвать ''белыми воронами''. Они отличаются от всех либо своим поведением,
либо своей внешностью. Я всегда хотела понять, почему? Что или кто
''заставляет'' подростков вызывающе себя вести или иметь ''кричащий''
внешний вид. Поэтому цель моей работы – выяснить, какие бывают нарушения
поведения у подростков, каковы их причины? А так как многие нарушения
поведения у подростков связаны еще и с детским возрастом, мной рассмотрены
вопросы задержки и расстройства психического развития у детей.
Многие могут сказать, что данные вопросы входят в компетенцию
специалистов: врачей, учителей, воспитателей и т.д. Но в моей работе
использована только популярная литература, написанная профессионалами, но
для широкого круга читателей.
Выбирая эту тему и приступая к этой работе, я преследовала еще одну
цель: мне хотелось бы серьезней прикоснуться к той информации, с которой
я, возможно, свяжу свою дальнейшую профессию.



ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Понятие ''личность''.
На протяжении веков человек является предметом изучения многих и
многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю,
происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании
психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет
для человека интересней объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В
основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе
человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом
обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что
психология – наука о душе (психе – «душа», логос – «наука»). Область
явлений, изучаемых психологией, огромна.
Необыкновенно сложна и многообразна психическая жизнь человека.
Психология изучает ее закономерности – восприятие человеком окружающего
мира, мышление, чувства, формирование его психических свойств –
потребностей, интересов, навыков, привычек, способностей, характера.
Важнейшая задача психологической науки – обнаружение тех
психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.
Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на
свет младенца позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением,
структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает
перспективу использования орудий труда т. д. Всеми этими возможностями
младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт
принадлежности малыша к человеческому роду. Это отношение зафиксировано в
понятии «индивид» – в отличие от детеныша животного, от рождения и до
конца жизни называемого особью.
В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е.
любой человек – это индивид. Но, являясь на свет, как индивид, человек
приобретает особое социальное качество, он становиться личностью. Понять,
что такое личность, можно только через изучение реальных общественных
связей и отношений, в которые вступает человек. Закономерности психической
деятельности человека и свойства его личности определяются конкретно-
историческими условиями его жизни. Личностные особенности также не даны
человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты,
взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут. Иногда личность
понимается как замкнутая, независимая от мира духовная сущность,
недоступная научным методам исследования. Однако личность не может быть
сведена только к совокупности произвольно выделенных внутренних
психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от
объективных условий, связей и отношений с окружающим миром.
Наряду с понятием «личность» нередко употребляют понятие
«индивидуальность». Что же такое индивидуальность человека? Личность
каждого Человека наделена только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом,
индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека,
которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей.
Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера,
темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах
познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле
деятельности. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не
тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют
единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в
системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для
оценки личности и не получают условия для развития. Поэтому
индивидуальные особенности человека никак не проявляются до тех пор, пока
не становятся необходимыми в системе межличностных отношений. Итак,
индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.
Соотношение биологического и социального в личности.
Центральное место в психологической науке занимает проблема
соотношения в развитии индивида биологического и социального.
Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его
развития и включается в ту систему общественных отношений, которая
существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде
всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему
сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает
в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию,
которые не похожи на функции и позиции других людей. Культурное развитие
индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к
которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку
законов.
Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как
биологическое существо. Его организм – это человеческий организм, а его
мозг – это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а
тем более, социально незрелым, беспомощным. Созревание и развитие
организма человека с самого начала протекает в социальных условиях,
которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы
созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим
образом, не так как у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы
раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и
особенности их действий в условиях его жизни в обществе. Для психологии
особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами
психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является
основанием, исходной предпосылкой его психического развития. Но эти
предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях
индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте.
Старая идея об исходной его основе как «tabula raza» (чистый лист, на
котором жизнь пишет свои письмена) наукой не подтверждается. Человек
рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических
механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная
система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой
дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность
к развитию, в том числе и к развитию психическому.
Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические
свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии
психического развития, а потом исчезают. Развитие организма – процесс
постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей
предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая
детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по разному в
различные периоды.
В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности
ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные
периоды развития человека. Ученые доказали, что психические процессы
развиваются только в деятельности человека и в ходе его общения с другими
людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющие психическим развитием
человека, необходимо знать, как изменяется биологическое обеспечение
развивающихся психических процессов. Не изучив биологическое развитие
организма, трудно понять и действительные законы психики речь идет о
развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой
является психика. Понятно, что мозг как основа психики развивается не сам
по себе, а в реальной жизнедеятельности человека. Важнейшие стороны
развития – это овладение исторически сложившимися способами деятельности и
способами общения, освоение знаний и навыков и др.
Из всего сказанного выше сделать вывод: развитие индивида имеет
сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Попытки
представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов
– очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей
биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться
сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех
случаев. Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах
биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при
других – как его предпосылка. При некоторых условиях играет роль
содержания психического отражения, при некоторых – роль фактора, влияющего
на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения.
Биологическое может быть и условием для возникновения психических явлений
т. д.
Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и
социальным. Это затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое
– психическое – социальное». Соотношение социального и биологического в
психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными
обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается
на различных ступенях этого процесса.
Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности.
Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном
психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение
этого вопроса имеет свою историю.
Теории личности.
Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является
типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то
аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом,
выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые
должны быть присущи этим типам.
Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует
отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи
предприняли попытку связать поведение человека с его физической
конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые
люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными,
склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые
люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и
стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности
(эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.
Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К.
Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе
аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе
можно выделить два основных типа приспособления:
1. Плодородный – отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно
меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).
2. Прожорливый – обладающий многообразными средствами самосохранения при
относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).
Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние
предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это
соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как
правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих,
контактны. Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю
жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько
собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты,
застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвал
экстравертами, вторых – интровертами. Каждый из нас обладает обоими
механизмами – экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес
того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра - и
интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь
легче всего определить, к какому типу вы относитесь.
На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся
убедительными. Однако они не способны охватить все многообразие и
сложность человеческого поведения.
Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает
естественный вопрос: может быть, реакции человека обусловлены не столько
биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или
тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе
ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую
склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный
человек?
Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как
комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то
другие исследователи пытались установить те черты личности, которые
заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в
различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других
индивидуумов.
Согласно Олпорту (1956), человек может иметь от двух до десяти
главных черт (трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и
др.), которые характеризуют его образ жизни. Кроме того, у него могут быть
и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его
установкам в различных конкретных ситуациях.
Кэттелл (1956) определил шестнадцать параметров, по которым можно
оценивать личность (замкнутость – открытость, серьезность –
легкомысленность, застенчивость – дерзость, сообразительность –
бестолковость и др.). По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты
позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами,
которые он проявил.
Айзенк (1963) пытался определить личностные черты человека по двум
основным осям: интроверсия – экстраверсия (замкнутость или открытость) и
стабильность – нестабильность (уровень тревожности).
Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что
для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств
человека. Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно
описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать
по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей
далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми
человек столкнулся в определенный момент времени.
Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так,
согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о
своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Он обладает всей необходимой
компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным
образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е.
концепция собственного «Я», будет развиваться в соответствии со
складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями.
Роджерс называет подобную систему представлений реальным «Я».
Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е.
видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих
возможностей (идеальное «Я»). К этому идеальному «Я» и стремится «Я»
реальное.
В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в
самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к
себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие
одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они
соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то
очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и
демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих. В
результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад
между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой
мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если
человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он
раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли. Таким образом, личность
уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным «Я» человека и
его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к
своему идеальному «Я», а именно здесь суть актуализации.
Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его
мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных
кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или
неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего
расцвета личности.
Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с
тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка
ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается
чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном
возникает недоверие к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с
формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и
помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает
опыт автономии. Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний
контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом
со страхом потерять способность управлять собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте
происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек
постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют
развитию чувства инициативы. Наоборот, повторяющееся переживание неудач и
безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства
вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок
учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от
царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка
развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится
и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде
сверстников.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском
образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта
подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен
сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности
могут привести к «распылению» роли, которую подросток играет или будет
играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей.
Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с
поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше (девушке)
предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы
обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта
приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.
Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он
характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается
главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию».
Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в
самых разных областях. Однако, если эволюция супружеской жизни идет
нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что
обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения
межличностных отношений.
Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой
окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает
ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить.
Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться
свободно, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый подкризис
заключается в переоценке человеком собственного «Я» помимо его
профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается
главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и
старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане
необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у
человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса
принять мысль о смерти.
Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает
следующее определение личности: « Личностью в психологии обозначается
системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной
деятельности и общении и характеризующее уровень и качество
представленности общественных отношений в индивиде».
О личности Петровский говорит также как о «сверхчувственном» качестве
индивида. «Сверхчувственным» данное качество называют потому, что его
нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его
врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает
вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов
чувств, свойствами – телесностью, индивидуальными особенностями поведения,
речи мимики и др.
Рассматривая личность как «сверхчувственное» системное качество, А.
В. Перовский дает новое толкование ее структуры. Он выделяет три уровня
рассмотрения и проявления личности:
1-й уровень рассмотрения – интраиндивидный: личность рассматривается
как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека. Здесь
представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким
образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим
качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность,
умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в
которые попадает индивид.
2-й уровень – интериндивидный. Здесь сферой определения и
существования личности становится «пространство межиндивидных связей». Это
те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии
человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не
скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с
другими людьми: знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или
такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на
необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно,
нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но
не к себе самому. То же относится к таким чертам личности, как
общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др.
3-й уровень – метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые
вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью
(индивидуальной и совместной) на других людей. На данном уровне личность
воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики
предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.
Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по
себе – они воспитываются только в комплексе с личностью того человека,
который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они
нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к
учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не
раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как
принадлежность идеального образа учителя.
Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в
персонализации – желание продолжить себя в других, стремление «быть
настоящей личностью».
Объективная потребность в персонализации – потребность в полагании
себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных
образов себя, стремление вкладывать себя в других – может переживаться
человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении,
лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном
неосознанно.
Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда
демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых
случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет
оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др. – того, что называют
богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по
сути, тупиковый путь алкогольного опьянения. Не случайно главный вопрос
алкоголика – «Ты меня уважаешь?» (это означает: «Есть ли что-нибудь от
меня к тебе?»).
Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в
ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот «дар». Как
тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно
легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании
оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий
персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его
с собой на началах взаимной квазиперсонализации. Почему «квази»? Потому
что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не
располагает соответствующими средствами.
Вывод: личность может быть характеризуема только в единстве всех трех
предложенных аспектов рассмотрения.
Психологическая защита личности.
В повседневной жизни человека часто встречаются ситуации, при
которых та или иная потребность по каким-либо причинам не может быть
удовлетворена. Например, ученику очень хочется в день рождения мамы
получить пятерку за контрольную, но учитель ставит оценку «три». Или же
старшеклассник приходит на дискотеку, чтобы потанцевать с девочкой,
которая ему нравится, а та уже танцует с более красивым и сильным юношей.
В таких случаях поведение регулируется с помощью механизма психологической
защиты. Психологическая защита определяется как нормальный механизм,
направленный на предупреждение расстройств поведения. Психологическая
деятельность такого рода проявляется в форме специфических приемов
переработки информации, которые позволяют сохранить достаточный уровень
самоуважения в условиях эмоционального конфликта. Так, если кто-то,
освоив работу на компьютере, станет чувствовать себя грамотным человеком,
то те, кому это не дается, вряд ли будут сильно расстроены. Скорее всего,
они станут презирать «ненормальных компьютерщиков» и говорить о вреде
производимого компьютером излучения.
Механизм психологической защиты связан с пересмотром системы
ценностей личности, изменением ее иерархии. Благодаря этому личность может
снижать уровень значимости переживания и сводить к минимуму
психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что
функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной
стороны, они способствуют лучшему приспособлению человека к собственному
внутреннему миру, а с другой – могут ухудшить его отношения с внешней
социальной средой. Мы охотно защищаем свой образ «Я», приписывая неудачи
влиянию внешних факторов («Я себя плохо чувствовал»; «Я слишком поздно
засиделся и не отдохнул как следует»), а не дефициту умений или
способностей. Это позволяет сохранить самооценку и имидж.
В психологии давно известен феномен незавершенного действия. Он
проявляется в том, что всякое препятствие ведет к прекращению действия до
тех пор, пока оно не будет преодолено или человек не откажется от
преодоления. В работах многих исследователей установлено, что
незавершенные действия как бы заставляют человека стремиться их закончить.
Если же непосредственно завершить действие невозможно, человек начинает
предпринимать так называемые замещающие действия. Можно полагать, что
механизмы психологической защиты – это и есть некоторые специализированные
формы замещающих действий.
Защитные механизмы начинают действовать, когда достижение цели
нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно
невозможно. Люди по-разному реагируют на трудности. Одни собираются с
силами, удваивают энергию и преодолевают препятствия. Другие отрицают их
существование и отвергают свои желания, как если бы тех не существовало.
Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к себе, и даже в
самообмане. Все это можно рассматривать как своеобразную защиту, которая
оберегает внутренний мир личности, не допускает к сознанию то, что его
может обеспокоить.
Среди механизмов психологической защиты чаще всего упоминают
агрессию, отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию,
замещение, отчуждение др. Рассмотрим характеристики некоторых из
названных способов психологической защиты.
Под агрессией обычно понимают поведение, направленное на причинение
вреда кому-либо. Нетрудно представить поведение человека, пытающегося
срочно позвонить по телефону-автомату, когда тот «проглотил» последний
жетон. Скорее всего, человек ударит по аппарату, желая вызволить жетон.
Тем самым он проявит агрессию, которая снизит его внутреннюю
неудовлетворенность. Агрессия может проявиться и позже, когда человек
вернется домой, а его сынишка некстати попадется ему на глаза. В этом
случае говорят о замещении.
Замещение – это перенос действия с недоступного объекта на доступный.
Замещение разряжает напряжение, вызванное недоступной потребностью, но не
приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие,
необходимое для реализации поставленной перед ним цели, он порою
совершает первое попавшееся бессмысленное движение, которое дает разрядку
внутреннему напряжению. Иногда старшеклассник после неприятного разговора
с учителем может обидеть более слабого товарища, как бы вымещая на том
накопившуюся злобу. Если же сил для этого недостаточно, замещающая
деятельность может перевести активность в иной план, например в мир
фантазий.
Отрицание сводится к тому, что неприемлемая для личности информация
не воспринимается ею. Здесь имеется в виду такая информация, которая
угрожает самосохранению, престижу, самооценки личности. Для этого способа
защиты характерно заметное искажение восприятия действительности.
Зачастую он не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее
вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Легко
представить себе ситуацию, когда учитель оставляет школьника после урока,
и что-то говорит ему. Тот, кажется, слушает, кивает головой, но потом
вдруг в середине фразы перебивает: «Что Вы сказали, Мария Ивановна?»
Вытеснение – это один из универсальных способов избавления от
внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемой или
неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида
могут привести к тому, что человек ложно объясняет свои поступки, чтобы
скрыть их истинные причины не только от других, но и от самого себя.
Примером вытеснения может служить эпизод из романа Л. Толстого «Война и
мир», где Николай Ростов красочно рассказывает о своей храбрости на поле
боя. На самом деле он повел

Новинки рефератов ::

Реферат: Налог на прибыль предприятия (Налоги)


Реферат: Детское молодежное движение. ОМЦ "Монолит" (Педагогика)


Реферат: Роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии кредитной системы (Банковское дело)


Реферат: Проект реконструкции пункта послеуборочной обработки зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Мотивация деятельности (Педагогика)


Реферат: Литье в кокиль (Технология)


Реферат: Мотивации в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Япония (География)


Реферат: Биография и вклад в науку Н И Вавилова (Сельское хозяйство)


Реферат: Демократические выборы (Политология)


Реферат: Казаки и Запорожская Сечь (История)


Реферат: Шпоры для экзаменов (Военная кафедра)


Реферат: Электрификация цеха переработки молока в ЗАО "Шушенский молочно-консервный комбинат" (Сельское хозяйство)


Реферат: Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топлива (Химия)


Реферат: Металлургия титана (Металлургия)


Реферат: Будущее предпринимательства в России (Предпринимательство)


Реферат: Основы Политологии (Политология)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Исследование и разработка конструкции бандажированного опорного валка стана 2500 горячей прокатки (Металлургия)


Реферат: Взаимоотношения сельскохозяйственных предприятий с финансовой системой (Сельское хозяйство)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист