GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Основы экологического права (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы экологического права (Экологическое право)




Введение.


Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных
проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление
антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению
экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется
природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и
природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и
нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая
борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.
Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с
наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло
невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая
во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам
специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального
дохода страны. Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение
окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Средний
возраст мужчин за последние годы составил всего 68 лет. Каждый десятый
ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие
нарушения на генном уровне. По отдельным регионам этот показатель выше в 3-
6 раз. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет
различные формы иммунологической недостаточности. По стандартам ВОЗ при ООН
народ РФ находится на грани вырождения. Примерно 15% территории страны
занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических
ситуаций. Только 15-20% жителей городов и поселков дышат воздухом,
отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой
населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список
подобных данных довольно обширен. Но и изложенное свидетельствует, что нам
всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что
время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За
все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением
ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим
здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие
на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы
существования человека, современная форма каннибализма [7, с. 4]



1. Природный объект – как объект природопользования.

Не всякий объект собственности может быть природным объектом
собственности. Природный объект должен обладать внутренним и внешним
признаком природного объекта.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его
свойств, которую можно условно разделить на три элемента:
1. Свойства природного объекта – типичные и устойчивые для данного
типа объектов признаки. Например, всем землям присуще наличие
почвенного плодородного слоя.
2. Состояние природных объектов – изменения, вызванные в нем в
результате природной и хозяйственно деятельности, засоренность
сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса и
т.п.
3. Природные процессы, происходящие в природном объекте, например,
ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв и т.п.

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с
другими природными объектами и с экологической системой в целом.

Итак, объектами права частной, государственной, муниципальной и других
форм собственности на природные объекты являются:
- отдельные природные объекты (земля, недра, леса и т.п.);
- только те, которые предусмотрены в законе (не являются объектами
экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
- при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей
природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на
предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п.
нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они
переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского
права).

Немаловажное значение для характеристики природного объекта имеют его
полезные для человеческого общества качества, т.е. когда они служат для
выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-
экономическую ценность объектов природы.
Необходимо, чтобы природные объекты были возможными для эксплуатации
человеком. Нельзя, например, использовать оползни и обвалы в горах.
Природные объекты должны находиться в пределах государственных границ
и континентального шельфа России[1].
Таким образом, можно сказать, что природа – интегрированный и
дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических
систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное
пространство.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности на природные ресурсы являются народы Росси, проживающие на
соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются
и охраняются как основа их жизни и деятельности.
Однако, следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено
статуса собственника, и правомочия по владению, пользованию и распоряжению
природными ресурсами осуществляется соответствующими органами
государственной и муниципальной власти, а также иными юридическими и
физическими лицами.
Общий анализ российского законодательства показывает, что в Российской
Федерации введена множественность субъектов права государственной и иной
собственности на землю и иные природные ресурсы.


2. Общее право природопользования

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в
хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и
использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.
Право пользования землей и иными природными объектами осуществляется с
соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых
введена Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», и которые
конкретизируются в кодексах субъектов Федерации и законах РФ об
использовании и охране природных объектов; о животном мире; об охране
атмосферного воздуха.
Здесь важно отметить, что право пользования землей и иными природными
объектами имеет две основные стороны:
- установление для экологопользователей определенных правил
эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном
контроле за их соблюдением;
- взимание доходов с экологопользователей, полученных в ходе
использования природных объектов, через систему налоговых и рентных
платежей.

Известный американский публицист Barry Commoner сформулировал
следующие принципы общения человека с природой: 1) Все связано со всем, 2)
Все должно куда-то деваться, 3) Природа знает лучше, 4) Ничто не дается
даром.
Законами РФ предусмотрена также и защита окружающей природной среды от
вредного биологического воздействия. В частности, сюда можно отнести ст. 52
ЗоООС, ст. 248 УК РФ, ст. 102 Земельного Кодекса. В Воздушном и Водном
кодексах указанные нормы отсутствуют, замененные общими положениями. Отсюда
следует то, что биологическое загрязнение относится к числу еще
малоизученных видов загрязнений. Поэтому это понятие не имеет единого
толкования - в основном под ним понимается деятельность человека,
выражающаяся в превышении численности (биомассы) животных организмов сверх
допустимой в естественных условиях предельной нормы, а также в привнесении
в окружающую природную среду новых, не свойственных ей ранее животных
организмов.
Последствия этого могут проявляться в резком возрастании численности
вредных для человека сорных растений, насекомых, животных. Дополнительную
опасность представляют вспышки инфекционных заболеваний, переносимых
некоторыми вышеуказанными биологическими объектами. В данном случае, мы
будем иметь дело с эпидемиологической эпизоотией, эпифитотией, или даже
пандемией.
Так же вредное биологическое воздействие на окружающую природную
среду может иметь и иные последствия, например - при повышении популяции
некоторых животных полностью истощаются их привычные кормовые ресурсы, что
в конечном итоге ведет к опустыниванию земель (эпизоотия или а случае с
растениями - эпифитотия). Закон РСФСР «Об охране и использовании
окружающего животного мира» запрещает самовольное переселение,
акклиматизацию, сокращение животных и растений. Для завоза растений и
животных из зарубежных стран необходимо разрешение карантинной службы.
Лесными культурами занимаются лесхозы, культурными растениями - управления
зеленого хозяйства городов, органы ветеринарного надзора решают вопросы
акклиматизации и переселения домашних и сельскохозяйственных животных,
органы охоты и охотничьего хозяйства ведают дикими животными инспекции
госрыбнадзора - рыбой и иными водными животными.
Развитие биотехнологии и генной инженерии создает новую экологическую
опасность - возможность попадания из цеха завода в природную среду
агрессивных микроорганизмов с непредсказуемыми свойствами. Аналогичную
опасность представляют также и медицинские и ветеринарные лаборатории,
работающие с возбудителями болезней.
Контроль за соблюдением предельно допустимых норм биологического
загрязнения ведет санитарно-эпидемиологическая служба. Она имеет право
выносить обязательные предписания о приостановлении или закрытии
предприятий, лабораторий и иных объектов, если они нарушают установленные
нормативы и правила охраны окружающей природной среды от вредного
биологического воздействия. (см. ст. 38 з-на «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения»).


3. Экологическая ответственность.


Юридическая ответственность за экологические правонарушения и
преступления - есть лишь одна из форм обеспечения экологической
безопасности населения, охраны природной среды и рационального
использования ее ресурсов. Она осуществляется наряду с экономическими,
политическими, нравственно-воспитательными, образовательными мерами, мерами
по возмещению причиненного природе или здоровью человека вреда и иными [7,
с.4].

3.1. Понятие и виды экологической ответственности.

В комплексном виде законодательное закрепление ответственности по
экологическому праву произведено в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря
1991 г. "Об охране окружающей природной среды" [4, с.24].
Она предусматривает, что за экологические правонарушения должностные
лица и граждане несут дисциплинарную, материальную, административную,
гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,
учреждения, организации - административную и гражданско-правовую в
соответствии с названным законом и иными законодательными актами Российской
Федерации и ее субъектов.
К законодательным актам, содержащим общие положения об ответственности
правонарушителей, относится, например, федеральное природоохранительное и
поресурсное законодательство:
- Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
- Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г.2
- Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от
25 апреля 1991 г.
- Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г.
- Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.
- Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г.
- Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19
апреля 1991 г. и др.
Статьей 6 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР (КАП)
субъекты Федерации, в частности, наделены правом устанавливать
административную ответственность за нарушение: правил охоты и рыболовства;
правил осуществления других видов пользования животным миром; решений по
вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями; правил по карантину
животных; ветеринарных правил.
В соответствии со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие норм
уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского права относится к
ведению Федерации.
Административное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное
законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной
среды находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства следует принимать во внимание при решении вопросов
юридической ответственности за экологические правонарушения.
Задачами юридической ответственности за экологические правонарушения
являются: защита общественных отношений в сфере экологии; наказание
правонарушителя; предупреждение совершения им новых правонарушений (частное
предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее
предупреждение); воспитание населения в духе уважения к закону и
сложившемуся экологическому правопорядку.
Ответственность за экологические правонарушения основана на принципах
законности, равенства граждан перед законом, виновной ответственности (за
исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником
повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой
ответственности), справедливости, гуманизма, дифференцированного ее
возложения, экономии мер государственного принуждения.
Как указывалось, деяние – объективное основание юридической
ответственности, формальным основанием выступает правовая норма,
закрепляющая признаки данного правонарушения, а вина служит субъективным
основанием.
Однако выделение нормы, вины и деяния в качестве оснований в известной
мере условно, т.к. даже в совокупности их недостаточно для реального
привлечения правонарушителя к ответственности. Поэтому единственным и
достаточным юридическим основанием ответственности является наличие в
деянии правонарушителя предусмотренного нормами права состава
экологического правонарушения.
В статье 81 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное
деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред
окружающей природной среды и здоровью человека.
Данное определение содержит основные отличительные признаки
экологического правонарушения, но имеет ряд недостатков. В нем указаны не
все признаки правонарушения; имеет место тавтология (противоправное деяние,
нарушающее законодательство); перечислены не все социальные ценности,
составляющие предмет экологических правоотношений, которым причиняется
вред; в качестве систематизирующего признака взяты последствия, а не объект
правонарушения. Последствия же не входят в элементный состав экологического
отношения, охраняемого законом, и не позволяют разграничить экологические и
иные правонарушения (хозяйственные, против собственности, против здоровья,
должностные и т.д.).
Более удачным представляется определение экологического правонарушения
как общественно опасного, виновного, запрещенного законодательством под
угрозой наказания деяния (действия или бездействия), направленного на
причинение вреда отношениям в сфере экологии. Состав экологического
правонарушения (как и любого другого) включает в себя четыре элемента:
объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Дисциплинарную ответственность несут работники предприятий,
учреждений, организаций независимо от формы собственности, за невыполнение
планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию
природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной
среды, ненадлежащую эксплуатацию очистных установок и сооружений и за
нарушение иных требований природоохранительного законодательства при
исполнении своих обязанностей по службе или работе (ст. 82 Закона РСФСР "Об
охране окружающей природной среды").
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется
трудовым законодательством, законодательством о государственной службе,
иными нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, трудовыми
соглашениями (контрактами), уставами и положениями о предприятии,
организации, учреждении. При этом условия договоров о труде, ухудшающие
положение работников по сравнению с действующим законодательством, включая
условия ответственности, являются недействительными. Отличительным
признаком состава дисциплинарного проступка является то, что невыполнение
требований экологического законодательства одновременно является
невыполнением работником своих обязанностей, обусловленных занимаемой
должностью или договором (контрактом).
Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо
дисциплинарного наказания в виде: замечания, выговора, строгого выговора,
увольнения от должности (ст. 135 КЗОТ РСФСР).
Законодательством, уставами о дисциплине и иными нормативными актами
для отдельных категорий рабочих и служащих могут быть предусмотрены и
другие дисциплинарные взыскания.
Например, в качестве дисциплинарного взыскания могут применяться:
полное или частичное лишение премии либо иных средств поощрения; перевод на
нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность; лишение чина или
звания; объявление о неполном служебном соответствии.
Администрация имеет право вместо дисциплинарного взыскания передать
вопрос на рассмотрение общего собрания трудового коллектива или
общественной организации.
Общие положения о возможности применения к нарушителю экологического
законодательства материальной ответственности содержатся в ст.83 Закона
РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Порядок ее применения
регулируется трудовым законодательством. Материальная ответственность
заключается в возложении на причинителя вреда обязанности возместить
расходы, которые по его вине понесло учреждение, организация, предприятие
или иной хозяйствующий субъект, с которым виновный находится в трудовых
отношениях. В соответствии с трудовым законодательством причинитель вреда
несет ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более
своего месячного заработка (ст. 119 КЗОТ). Однако виновный полностью
возмещает вред, если он причинен в результате преступного деяния;
умышленно; когда вред причинен не при исполнении своих трудовых
обязанностей; когда он причинен работником, находящимся в нетрезвом
состоянии; когда в соответствии с законодательством или договором на
работника возложена полная материальная ответственность.
При определении размера ущерба учитывается только прямой
действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются.
Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб,
который может быть отнесен к категории нормального производственного риска
(ст. 118 КЗОТ).
Административная ответственность за экологические правонарушения
применяется уполномоченным на то органом исполнительной власти государства,
должностным лицом соответствующего государственного органа или судом (в
проекте нового КАП РФ -мировым судьей или судом).
С учетом неблагополучной экологической обстановки в стране,
распространенности экологических правонарушений в проект нового КАП РФ
включены в качестве органов, наделенных правом рассматривать
административные дела, контрольные органы по охране окружающей природной
среды, органы геологического контроля, органы Министерства сельского
хозяйства и продовольствия, Комитета по земельным ресурсам и
землеустройству (Роскомзем рф), органы, осуществляющие охрану
государственных природных заповедников и национальных природных парков.
Она может быть возложена как на физических, так и на юридических лиц.
Перечень административных экологических правонарушений дается в ст. 84
Закона об охране окружающей природной среды, отраслевом природноресурсовом
законодательстве и в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях, где
они группируются в главе "Административные правонарушения в области охраны
окружающей природной среды, памятников истории и культуры".
За совершение экологических административных правонарушений могут
применяться: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения
правонарушения; лишение специального права (охоты, рыболовства, управления
транспортными средствами); возмездное изъятие предмета, явившегося орудием
совершения правонарушения.
Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и
иные, кроме указанных в ст.24 КАП РСФСР виды административных взыскании.

3.2. Экологические преступления.

Введение специальной главы об ответственности за экологические
преступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более
десятка норм об охране природы, но содержались они в различных главах, в
основном среди норм о хозяйственных преступлениях. Ныне в рассматриваемой
главе семнадцать статей. Предусмотрена ответственность за экоцид (ст. 358
УК), уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых
под охрану государства (ст.243 УК), сокрытие информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей среды
(ст.237 УК). Эти составы преступлений размещены в других главах УК, но они
устанавливают ответственность за деяния также сопряженные с причинением
вреда природной среде. Таким образом, появилось, наконец, четкое
определение в законе круга экологических преступлений, позволяющее
выстроить их в систему, и узаконено само название этих посягательств,
прежде вызывавшее споры. Суть, однако, не в этом. Главное - изменился
подход к общественной и правовой гонке экологических правонарушений и
преступлений.
Прежнее уголовное экологическое законодательство в основном было
ориентировано на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно
рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных
богатств, отражало безнадежно устаревшую концепцию приоритета экономических
интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в
благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты
здоровья человека, экологического благополучия населения при решении
хозяйственных, военных, научных и иных проблем.
В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как и
других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей,
принятых в правовом демократическом государстве (личность, общество,
государство), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с
современными формами и видами экологической преступности. УК ориентирован
на признание окружающей природной среды биологической основой жизни,
здоровья, деятельности человека. С этих позиций экологические преступления
есть по сути преступления против человека и всего живого на земле путем
воздействия на среду обитания. Существенно меняются и представления об
общественной опасности данных преступлений, тогда как до сих пор они
относились к разряду малозначительных, второстепенных, сил и средств на
борьбу с ними выделялось мало, в государственных программах борьбы с
преступностью они не значились.
В связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических
преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в
зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности
виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция
уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда,
причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.
Раньше в УК преобладали нормы, предусматривавшие ответственность за
незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об
ответственности за гораздо более опасные деяния, состоящие в причинении
вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и те
практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное
браконьерство привлекается около 46% лиц от числа совершивших экологические
преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку
леса - 25,8%, а по делам о загрязнении водного и воздушного бассейнов они
составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления,
была еще меньше.
В новом УК число норм о преступлениях, связанных с причинением вреда
природной среде, увеличилось более чем втрое (с 4 до 14) [7, с.29].



Заключение


До последнего времени в России вообще отсутствовала какая-либо
государственная политика в области экологии. Такое положение вещей
становится недопустимым в период перехода к рыночным отношениям, когда
экологические и экономические интересы вступают в особо острые
противоречия.

Существует необходимость приведения норм экологического права
Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что
предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее
эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей
среды.

Основные положения новой экологической концепции РФ должны стать
основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти
РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и
общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем
сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей
среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной
государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое
развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.



Литература.

1. Конституция РФ. М.: 1993.
2. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1, Ч. 2. М.: Новая Волна. 1997.
3. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991г. // Ведомости Суда народных
депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. П. 22 ст. 786.
4. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.
// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №
10.
5. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.
№ 2060-1.
6. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе,
переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.
7. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО
Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.
8. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева
А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД".
1997.
9. Черноморец А.Е. Право собственности в сельском хозяйстве РФ. М. 1993.
10. Ерофеев Б.В. Экологическое право: учебник для ВУЗов. М. 1998.

-----------------------
[1] См. Федеральный закон РФ «О континентальном шельфе» от 25 октября 1995
г.





Реферат на тему: Особо охраняемые природные территории РФ


|Петрозаводский Техникум Городского Хозяйства |
| | | |
|РЕФЕРАТ |
| |ДИСЦИПЛИНА: Экологическое и земельное право |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Москаленко В.В. |
| |ТЕМА: Особо охраняемые природные территории |
| |РФ. |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Трухпоев Сергей |
| | |
| |
| |
|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3
Глава 1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) 3
1.1. Заповедники 3
1.2. Национальные парки 5
1.3. Заказники 5
1.4. Водно-болотные угодья 5
1.5. Другие ООПТ 6
Глава 2. Охрана животного и растительного мира в ООПТ 7
Заключение 9
Список использованных источников: 9



Введение


Основу территориальной охраны природы в России составляет система
особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время
определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных
территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г. Согласно
Закону "Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной
поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные
комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые
изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из
хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной
охраны".



Глава 1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ)


Россия унаследовала от СССР довольно сложную систему категорий ООПТ,
которая формировалась эволюционно. В Законе выделяются следующие категории:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
национальные парки;
природные парки;
государственные природные заказники;
памятники природы;
дендрологические парки и ботанические сады;
лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Среди этих территорий лишь заповедники, национальные парки и заказники
федерального значения имеют федеральный статус, (заказники могут быть и
местными), остальные формы охраны территории обычно имеют местный статус и
здесь не рассматриваются. Кроме того, Закон постулирует возможность
создания и других категории ООПТ, что уже реализуется. Традиционно высшей
формой охраны природных территорий в нашей стране являются заповедники.


1.1. Заповедники


Заповедники организуются постановлением Федерального правительства и
находятся под совместным управлением Федерации и ее Субъекта, на территории
которого они располагаются - чисто федеральной собственности на природные
объекты действующее законодательство страны не предполагает. Территории
заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования и не могут
отчуждаться, кроме того, заповедники имеют научный отдел, осуществляющий
постоянное изучение их природных комплексов. Задачи заповедников
ограничиваются охраной и исследованием природных комплексов, просвещением,
участием в экологической экспертизе, подготовке соответствующих кадров.
Обычно на территории заповедника выделяется зона, полностью закрытая для
всякого воздействия. Нередко вдоль границ заповедников располагаются их
охранные зоны, выполняющие буферную функцию за счет ограничений на
определенные виды хозяйственной деятельности.
В статусе заповедников реализуется наиболее действенный для охраны
территорий режим. На 1 января 1998 г. в России действовало 98 заповедников
общей площадью 32.9 млн. га. Территория этих высших форм охраны составила
2.1% от общей площади страны.
Создание заповедников определяется уровнем антропогенной трансформации
экосистем. При низком уровне, свойственном главным образом северным и
таежным регионам, легко организовывать крупные заповедники. Здесь без
особых проблем удавалось изыскивать новые участки для создания обширных
заповедников. Характерно, что самый большой заповедник страны - Большой
Арктический (4,2 млн. га) - расположен на безлюдных берегах и островах
Арктики. В целом площади заповедников растут с юго-запада на северо-восток,
исключение составляют лишь несколько крупных заповедников Кавказа, но и они
охраняют в основном слабо населенные и сравнительно малоиспользуемые
высокогорные леса и луга.
На равнинных плотно заселенных людьми участках с продуктивными почвами
создание заповедников затруднено. В таких районах создание ООПТ высокого
ранга встречает ожесточенное сопротивление природопользователей, поэтому
если ООПТ и создаются, то имеют здесь небольшие, порой, точечные размеры.
Особенно сложной является ситуация с охраной природных экосистем,
расположенных в пределах степной зоны, где эти экосистемы наиболее
интенсивно трансформированы. Именно здесь немногие имеющиеся заповедники
крайне малы по площади, а в сибирской части этой зоны их и вообще нет. В то
же время наиболее крупные заповедники расположены либо в
малотрансформированных Арктике и сибирской тайге, либо в горно-лесных
районах.
Старейший из существующих заповедников России - Баргузинский - был
создан в 1916 г. Первый бум создания заповедников пришелся на 30-е гг. В
1951 и 1961 гг. прошли две волны закрытия заповедников и существенного
сокращения площадей сохранявшихся. Новая очень мощная волна создания
заповедников наблюдается уже в 90-х гг. В 1993 году в системе Госкомприроды
России было создано 6, в 1994 году - 5, в 1995 г. - 4, в 1996 г. - 1 и в
1997 г. - 4 новых заповедника. Таким образом, за последние 5 лет было
создано более одной пятой существующих в стране заповедников общей площадью
в 10,3 млн. га, т.е. почти треть заповедной территории страны. В столь
высокой интенсивности создания новых заповедников проявилось ряд
обстоятельств переломной эпохи. Во-первых, это перераспределение власти от
центра к местным органам - экологическая общественность легко добивалась
успеха на местных уровнях, апеллируя к региональному престижу местных
властных элит в регионах, где до последнего времени заповедники
отсутствовали. Во-вторых, сказался резкий рост активности "зеленых"
движений в конце 80-х - начале 90-х гг. И, наконец, в- третьих,
положительный эффект возымела неясность в вопросах собственности на землю.
Пока земля не получила реальных собственников или не вернулась полностью в
руки государственных чиновников, сопротивление производителей
природоохранным усилиям экологов оказалось ослабленным. Позже такого же
благоприятного периода не будет при любом сценарии развития России.



1.2. Национальные парки


Национальные парки в отличие от заповедников наряду с задачами по
охране и изучению природных комплексов должны обеспечивать туризм и
рекреацию граждан. На их территории могут сохраняться земельные участки
иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального
парка на покупку такой земли. На 1 января 1998 г. в России действовало 32
природных национальных парка общей площадью в 6.7 млн. га. Территория этих
высших форм охраны составила 0.2% от общей площади страны.
Национальные природные парки - новая для России форма охраны
территорий. Первые два (Лосиный остров и Сочинский) были созданы лишь в
1983 г., 12 из 32 - в последние пять лет. Реализация правового статуса
национальных парков пока еще сталкивается с серьезным противодействием со
стороны хозяйствующих субъектов, деятельность которых этим статусом
ограничивается. Пока эту форму нельзя считать эффективным методом
территориальной охраны живой природы, однако внимание общественности и
тенденции, известные по другим странам, дают достаточно надежд на
постепенную реализацию потенциала этой формы охраны природных комплексов.


1.3. Заказники


Природные заказники отличаются от предыдущих категорий тем, что их
земли могут как отчуждаться, так и не отчуждаться у собственников и
пользователей, они могут быть как федерального, так и местного подчинения.
Среди заказников федерального значения наибольшую роль играют
зоологические, другие формы - ландшафтные, ботанические, лесные,
гидрологические, геологические - распространены в меньшей степени. На 1
сентября 1994 г. в стране существовало 59 охотничьих и комплексных
заказников федерального значения общей площадью в 62.0 млн.га. Основной их
функцией является охрана охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но
нередко бывают введены и весьма существенные ограничения на
лесоэксплуатацию, строительство и некоторые другие виды хозяйственной
деятельности. Охрана этих резерватов обычно довольно неплохо налажена.


1.4. Водно-болотные угодья


Среди не оговоренных в Законе можно указать на такую категорию ООПТ,
как, имеющие международное значение - главным образом в качестве места
обитания водоплавающих птиц, которые создаются в плане выполнения страной
ее обязательств, вытекающих из членства в Конвенции о водно-болотных
угодьях (Рамсарская). Постановлением Правительства Российской Федерации N
1050 от 13 сентября 1994 г. в стране определено 35 таких объектов, площадь
которых составляет около 10 млн. га. В состав этих угодий входят не только
водно-болотные экосистемы, но и связанные с ними сухопутные комплексы.
Наличие международного статуса и специального правительственного
постановления позволяет рассматривать эту форму как существенный фактор
охраны экосистем России, прежде всего озерных и болотных.
Статус этих объектов пока разработан пока слабо. Основным отличием
этого типа охраняемых территорий от остальных является комплексность - на
территории водно-болотных угодий, имеющих международное значение, могут
находиться заповедники, заказники, памятники природы и земли, не имеющие
специального статуса охраны, в том числе и используемые в сельском
хозяйстве. На территориях заповедников и т.п. осуществляется режим охраны,
соответствующий их статусу. На специально не охраняемых территориях
вводятся ограничения (вплоть до полного запрещения) на виды хозяйственной
деятельности, вредно сказывающиеся на функционировании водно-болотных
угодий. Природосберегающие виды деятельности стимулируются. Такой подход
делает эту форму охраны потенциально особенно перспективной, так как, во-
первых, количество площадей, где возможен полный запрет хозяйственной
деятельности, имеет свои пределы, во-вторых, на огромных, используемых
очагами, территориях России сочетания строгой охраны в наиболее ценных и
уязвимых участках с разумным регулированием природопользования
представляется наиболее эффективным.


1.5. Другие ООПТ


В условиях России оценка значения площади мало нарушенных природных
комплексов, имеющих ограничения на хозяйственную деятельность, будет
неполной, если исключить из рассмотрения две весьма разные категории
землепользований - государственные лесоохотничьи хозяйства и полигоны
Министерства обороны.
Лесоохотничьи хозяйства - это унаследованные от советской системы
элитные природные комплексы, предназначавшиеся для загородного отдыха
руководителей высокого ранга. Эти территории всегда имели принципиально
более высокий уровень охраны, на них ограничивалась хозяйственная
деятельность, нарушающая условия обитания животных, не допускались отводы
земель. Несмотря на нынешние проблемы бюджетного финансирования, инерция
особого статуса этих территорий сохраняется и используется новой элитой.
Таким образом, государственные лесоохотничьи хозяйства вполне могут быть
отнесены в одну группу с охраняемыми территориями в силу их элитного
положения, наличия реальной охраны и ограничений на хозяйственную
деятельность. Так, в сохранении крупных млекопитающих в Московской области
огромную роль сыграло Истринское ГЛОХ, его территория избежала тотальной
для области тенденции трансформации лугов, болот и лесов в дачные поселки.
Земли, переданные в ведение Министерства обороны, никогда не
рассматривались как объекты природоохранного назначения. Конечно же, они
таковыми и не являются, но в силу особого режима доступа на эти территории
и отсутствия традиционных видов хозяйственной деятельности (особенно
аграрной и лесозаготовительной) многие полигоны играли роль резерватов для
животных и сохраняли естественный ход сукцессионных процессов в
растительном покрове. В отличие от большинства стран, эти территории играли
в СССР серьезную позитивную роль в деле охране природы. Дело в том, что
земли в стране много, нужды армии всегда считались первоочередными,
поэтому, армия легко получала обширные участки земли и не стремилась
интенсивно их использовать. Учебные стрельбы и бомбежки не наносили
серьезного ущерба территории, а животные к ним быстро привыкали. Зато
посторонние люди старались здесь не появляться. В результате, например,
полигон на оз. Ханко долгое время был основной территорией, где сохранялись
на гнездовье японский и даурский журавли и дальневосточный аист, полигон в
Саратовском Заволжье сыграл ключевую роль в сохранение важнейших в России
популяций дрофы и, особенно, стрепета в годы их максимальной депрессии и
т.д.



Глава 2. Охрана животного и растительного мира в ООПТ


Особо охраняемые природные территории России призваны прежде всего
охранять биологическое разнообразие страны. Особенно актуальна эта задача
сейчас, когда охрана природы существенно ослаблена в связи ослаблением
местных инспекций, финансируемых из госбюджета. В заповедниках ситуация
несколько лучше, хотя и здесь имеются проблемы, связанные в том числе и с
оттоком кадров.
В 1996 г. из 88 существовавших тогда заповедников служба охраны
работала в 85 (в трех остальных находилась в стадии формирования). В 75
заповедниках по результатам регистрации нарушений режима составлено 2596
протоколов, изъято 2331 приспособление для незаконного лова (капканы,
рыболовные сети и т.п.) и около 3 тонн добытой рыбы. Службами охраны
заповедников регистрировались следующие виды нарушений режима:
незаконное пребывание (проезд, прохождение, стоянка транспорта) на
территории заповедника (31%),
рыболовное браконьерство (29%),
охотничье браконьерство (13%),
незаконный сбор дикорастущих растений (12%),
самовольные порубки (6%),
загрязнение (2%),
незаконное сенокошение и выпас скота (2%),
нарушения Правил пожарной безопасности в лесах (2%),
нарушения заповедного режима самолетами и вертолетами (1%),
самовольный захват земли, незаконное строительство (менее чем по 1 %).
Таким образом, почти три четверти нарушений режима охраны приходится
на незаконное пребывание и браконьерство. В то же время, в условиях острого
дефицита средств у заповедников даже на существование, не говоря уже о
средствах на авиапатрулирование и другие прогрессивные способы охраны,
браконьерский пресс на заповедники постоянно растет, что может существенно
отразиться на охране растительного и животного мира в недалеком будущем. К
сожалению, постоянно регистрируются случаи браконьерства в особо охраняемых
природных территориях работников правоохранительных органов и других
структур власти. Таким образом, “правовой нигилизм“ у тех, кто должен
защищать закон, по отношению к заповедникам до сих пор высок [1].
В 10 заповедниках (“Черные земли”, Джунгарский, Рдейский, Пасвик,
Юганский, Буреинский, Таймырский, Путоранский, Олекминский и “Остров
Врангеля”) в 1996 г. службы охраны нарушений режима не зарегистрировали.
Как не трудно заметить, это в основном труднодоступные, лежащие в глубинке
или в приграничной зоне заповедники.
В 1996 г. на территории 13 заповедников произошло 30 пожаров общей
площадью 35 кв. км (0.02% площади заповедников). Наиболее пострадали
Алтайский, Комсомольский и Сихотэ-Алиньский заповедники. Почти все пожары
имели природно-грозовое происхождение.
Значение особо охраняемых территорий в сохранении разнообразия
животного и растительного мира зависит от географического положения данной
особо охраняемой территории, ее площади и разнообразия представленных на
ней территорий. Следует отметить, что эти факторы взаимосвязаны. На юге и в
горах при равных площадях разнообразие выше, чем на севере и на равнинах.
Так как в России обычно более крупные заповедники характерны для северных
территорий, это несколько компенсирует различия их роли в охране биоты.
Обычно и несколько повышено разнообразие местообитаний даже заповедных
территорий в староосвоенных регионах. Дело в том, что здесь заповедники
организуются чаще всего на ранее уже использовавшихся землях - леса здесь
хотя бы частично проходились вырубками и гарями, степные и луговые участки
часто уже распахивались и, безусловно, служили сенокосами и пастбищами,
нередки имеющие антропогенное происхождение нарушения рельефа - овраги,
насыпи дорог, пруды и т.п.. Естественно, здесь выше мозаичность
растительного покрова и имеется довольно значительное количество видов -
спутников человека - сорняков и других синантропов. Кроме того, островки
сохранившейся природы среди антропогенного ландшафта имеют повышенную
привлекательность для многих видов животных, и они держатся почти
исключительно на них, нигде вокруг заповедников не встречаясь. Помимо этого
во многих, особенно лесодефицитных районах юга России человек искусственно
высаживал деревья (чаще всего вокруг поселений и лесополосами), используя
нередко при этом и экзотические виды. Часто акклиматизировали здесь и
экзотических животных (особенно копытных - оленей и т.п.). Последнее
обстоятельство породило новую проблему - биологического загрязнения
территорий.
Почти повсеместно флора региона представлена в заповедниках далеко не
полностью. Особенно контрастно выглядит ситуация с низкой полнотой
представленности в заповедниках разнообразия флоры западных степей России.
Это связано с тем, что относительно крупные заповедники этих районов
(Воронежский, Хоперский) охраняют в основном уцелевшие здесь лесные
массивы. Тогда, как степные участки охраняются на микроскопических площадях
и многие типичные для района типы степных местообитаний в них не
представлены. Кроме того, многие “осколки” этой богатейшей ранее флоры
сейчас произрастают почти исключительно на локальных участках - склонах
определенных балок, фрагментах высоких пойм, обочинах отдельных участков
дорог и т.п., которые располагаются вне заповедников. Относительно полно
региональная флора представлена в Алтайском заповеднике, имеющем большие
размеры.
При сравнении фаун наземных позвоночных животных природных регионов и
заповедников мы наблюдаем принципиально иную картину. При четко выраженной
зональности числа видов в регионе, фауны заповедников в большинстве случаев
совпадают по градации со среднерегиональной нормой. В нескольких случаях
имеются даже факты превышения числа видов в фауне заповедника над числом
видов в регионе. Это может отражать как повышенную полноту инвентаризации
фауны в заповеднике (вид зарегистрирован, но пока не включен в региональные
фаунистические сводки) или включение в фауну видов обитающих на регионально
удаленных участках одного заповедника (Магаданский). Существенные
отклонения (в сторону уменьшения) от среднерегиональной нормы имеются в
южных заповедниках, где богатство фауны наземных позвоночных животных
скорее коррелирует с площадью сухопутных частей заповедников. Например, на
Восточном Кавказе, где имеется очень богатая общая фауна наземных
позвоночных, богатство фауны заповедников относительно низкое, что вызвано
меньшими площадями заповедников здесь, чем на Западном Кавказе. Причем
имеет место некоторое пороговое значение площади заповедников, ниже
которого богатство их фауны резко падает, что особенно хорошо видно на
примерах Дагестанского заповедника, Галичьей горы и т.п. Это понятно - если
для растения в большинстве случаев достаточно мелкого фрагмента
определенного типа местообитания, то позвоночному животному необходимы
гораздо более обширные площади для осуществления своего годового цикла.
Линнея северная может расти под всего тремя елями, но синица-московка здесь
гнездиться не будет. Для многих позвоночных животных характерны сезонные
смены местообитаний, поэтому необходимо значительное разнообразие
территории, которое мелкие заповедники обычно не могут обеспечить. Высокое
богатство фаун заповедников центральной России, безусловно, тесно связано с
высокой мозаичностью их территорий, унаследованной от периода, когда эти
территории использовались в хозяйстве.
В общем можно сказать, что структура сети заповедников страны более
приспособлена для охраны фауны наземных позвоночных животных, чем для
охраны флоры сосудистых растений. Таким образом, для эффективного
сбережения растительного мира и биоразнообразия флоры необходимо искать
новые формы и способы территориальной охраны.


Заключение


В целом можно отметить, что система малонарушенных природных
территорий в России представляется довольно развитой и сравнительно гибкой.
Причем, густота сети этих территорий и гибкость системы охраны в последние
годы растет. Хотя эта система (как и вся страна в целом) переживает сейчас
существенные экономические трудности, прогноз ее развития в общем
благоприятен. Основным недостатком сети ООПТ России является ее
неравномерность и, особенно, малая густота в наиболее подверженной
антропогенной трансформации степной зоне. В европейской степи есть
заповедники, но они (по масштабам России) микроскопические, в
западносибирской же степи нет ни заповедников, ни национальных природных
парков. Создание здесь в 1994 г. трех водно-болотных угодий международного
значения можно рассматривать лишь как первый и довольно робкий шаг в деле
налаживания охраны природных территорий этого крайне важного региона. В то
же время основные площади особо охраняемых территорий сконцентрированы в
малотрансформированных тундре и тайге. Россия в этом отношении уподобляется
человеку, который "ищет потерянную монету не там, где ее потерял, а там,
где светло".


Список использованных источников:


1. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской
Федерации в 1996 г., Москва - 1997.

2. Первый национальный доклад о сохранении биологического разнообразия в
Российской Федерации. Москва - 1998.
3. Федеральный Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» от
15.02.1995





Новинки рефератов ::

Реферат: Орган Общественной Самодеятельности (бизнес-план) (Менеджмент)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Культура древних цивилизаций (Шпаргалка) (Культурология)


Реферат: Пушкинский Петербург (Культурология)


Реферат: Начальный этап обучения игры на аккордеоне (Музыка)


Реферат: ФОРМИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ РЕСУРСОВ (Предпринимательство)


Реферат: Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) (Педагогика)


Реферат: Физики продолжают шутить (Физика)


Реферат: Народы Прибалтики XVI-XVII вв. (История)


Реферат: Мускулы голени (Биология)


Реферат: Электроснабжение промышленных предприятий (Технология)


Реферат: Программирование на Borland С++ (Компьютеры)


Реферат: Особенности проведения банком операций с векселями (Право)


Реферат: Гражданское право в системе права – соотношение частного и публичного (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гражданское общество. Формирование теории гражданского общества. (Гражданское право и процесс)


Реферат: Есенин: стихи-письма (Литература)


Реферат: Роль транснациональных корпораций в международных экономических отношениях (Международные отношения)


Реферат: Бром (Химия)


Реферат: Конфликтные ситуации и пути их решения (Социология)


Реферат: Лекции по ТОЭ (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист