GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психология чувств (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психология чувств (Психология)




ВВЕДЕНИЕ

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он
всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное
отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него
радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у
него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих
ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими
поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе,
страх, гнев, любовь- все это формы переживания человеком своего отношения к
различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.
Чувствами или эмоциями называют переживания человеком своего отношения
к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.
Человек унаследовал механизм эмоций то своих животных предков. Поэтому
часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда,
страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических
потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе
аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.
Таким образом, мы отличаем эмоцию от чувства. Эмоции в ходе эволюции
возникла раньше чувства, она присуща не только человеку, но и животному, и
выражает отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства
развились на базе эмоций при взаимодействии с разумом, в ходе формирования
общественных отношений и присущи лишь человеку.
Чувство- это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека,
черта личности. Чувства выражаются в эмоциях, но в определенный момент они
могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувства в отличие
от эмоций свойственны только человеку.
Чувство- это отражение в сознании человека его отношений к
действительности.
1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧУВСТВ
В каждом чувстве выделяют три составные части:
- внутреннее переживание
- поведенческую реакцию
- физиологические изменения внутренних органов
Третий компонент чувств - изменения внутренних органов и биохимические
сдвиги, сопровождающие то или иное чувство. Эти изменения можно
зарегистрировать специальными приборами.
Чувство - установленное эмоциональное состояние. Оно тесно связано
с физиологией эмоций. Сильные эмоции связаны с целым рядом физиологических
изменений - изменяется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой
системы, меняется работа слюнных (пересыхает во рту), слезных и потовых
желез. Причем все это- не случайный набор разрозненных признаков, а
увязанные между собой реакции организма. Физиологически это значит, что
возникший в коре больших полушарий головного мозга процесс возбуждения (при
восприятии человеком какого-либо объекта) при определенных условиях
распространяется и на подкорку, где находятся центры, управляющие
деятельностью внутренних органов, что обуславливает соответствующие
изменения в организме.
Включение подкорки и ретикулярной формации в эмоциональный процесс
может создавать большой резерв нервной энергии, которую человек использует
в своих действиях и поведении.
Удовольствие и неудовольствие - основные состояния человека, на базе
которых формируются все бесчисленные оттенки чувств.
Положительное эмоциональное состояние повышает работоспособность, снижает
утомляемость человека. Даже утомленный человек в ходе сильных положительных
эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и
продуктивно действовать. Положительные чувства всегда связаны со
значительным подъемом жизненного тонуса всего организма в целом.
Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в
организме, которые снижают психическую активность человека, ведут к
значительному ухудшению его деятельности, к падению трудоспособности.
Поэтому информация понимается лучше, запоминается прочнее и надолго в
состоянии положительных чувств.
Ученые открыли существование в разных подкорковых отделах мозга
своеобразных эмоциональных центров, которые условно были названы «центрами
страдания» и «центрами наслаждения». Анатомическая близость этих центров, а
также переход возбуждения с одного центра на другой приводят иногда к
взаимопроникновению страдания и наслаждения - особенность психики, которая
с давних пор находила отражение в художественной литературе.
Что касается физиологических механизмов чувств, то в основе их лежат
стойкие системы связей в коре, в образовании которых решающую роль играет у
человека вторая сигнальная система. Вторая сигнальная система очень влияет
и на протекание эмоций, она может сдерживать их проявление, что открывает
возможность человеку управлять своими эмоциями и чувствами.

2. ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ
Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде
внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения - в
состояние гнева, страха человек бледнеет, так кровь отливает от внешних
покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к
лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или,
наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.
Чувства проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные
движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела - поза,
жест), а также в вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные
паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения).
Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки
и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся
брови, лицо краснеет. Движения становятся резкими, дыхание становится
тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне - человек весь
согнулся, поник, плечи его опущены, у рта- горестная складка, он рыдает
или, наоборот, цепенеет от горя.
Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не
проявляются в такой резкой форме. А в тех случаях, когда человек научился
управлять выразительными движениями, сдерживать их, чувства и вообще могут
не проявляться внешне.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
3.1 ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
Высшие социальные чувства отражают высшие социальные потребности.
Эти потребности подвержены сравнительно быстрым изменениям в ходе
исторического развития; они не одинаковы у людей, воспитанных в различных
общественных формациях, в различные эпохи, принадлежащим к различным
общественным группировкам и классам.
Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или
неудовлетворения его высших духовных потребностей. К высшим чувствам
относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства.
А) Моральные чувства:
- чувство справедливости
- чести
- долга
- ответственности
- патриотизма
- солидарности
- творческое вдохновение
- трудовой энтузиазм
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием
такого чувства как совесть. Если человек, исходя из чувства собственного
долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние
спокойной совести. Спокойная совесть связана с переживанием большого
морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в
правоте своих действий.
Б) Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной
деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Они выражают отношение
человека к своим мыслям, процессам и результатам интеллектуальной
деятельности. К ним можно отнести:
- чувство удивления
- сомнения
- уверенности
- удовлетворения
Чувство удивления наступает тогда, когда человек встречается с чем-то
новым, необычным, неизвестным. Способность удивляться - очень важное
чувство, стимул познавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при
несоответствии гипотез и предложений с некоторыми фактами и соображениями.
Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности
фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате их
проверки. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения.
В) Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства.
Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись,
скульптура, художественная проза и поэзия, а также произведения архитектуры
и достижения в области технических сооружений. Глубокие эстетические
переживания люди могут испытывать при созерцании природы. К эстетическим
чувствам можно отнести:
- чувство красоты
- восхищения прекрасным
- трагического
- комического
- возвышенного
Помимо этих групп можно выделить и специфические группы, которые
появляются с развитием общества. Например, с формированием частной
собственности стали формироваться чувства, выражающие отношение к ней.
Критерий, по которому чувства причисляют к «высшему этажу»,- высокая
степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов Чувства
чести, долга, справедливости и другие - это комплексы эмоционально
подкрепленных представлений. Если человек действует в согласие с привитыми
ему понятиями чести и долга, то его высшие социальные чувства проявляются в
сочетании с удовлетворенностью собой, с сознанием своей правоты.

3.2 НИЗШИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)
Это эмоции, которые менее других подверглись изменениям в процессе
развития человечества. К ним можно отнести:
- голод
- боль
- усталость
- жажда
Одна из особенностей «низших эмоций»- отчетливая локализация, или
«анатомическая привязка».

3.3 ЧУВСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КЛАССА
Этот класс чувств можно подразделить на три группы.
А) Положительные чувства:
удовольствие, самодовольство, радость, чувство удовлетворенности
собою, блаженство, восторг, уверенность, ликование, доверие, восхищение,
симпатия (приязнь), уважение, спокойная совесть, нежность, чувство
облегчения, любовь (половая), любовь (привязанность), чувство безопасности,
предвкушение, умиление, злорадство, благодарность, чувство
удовлетворенности, мести, гордость.
Б) Отрицательные чувства:
Неудовольствие, ярость, горе, презрение, отчаяние, возмущение
(негодование), тоска, неприязнь, печаль (грусть), зависть, уныние, злоба,
скука, злость, огорчение, разочарование, ненависть, тревога, неуверенность
(сомнение), боязнь, испуг, растерянность, недоверие, страх, ужас, смущение,
стыд, жалость сострадание, неудовлетворенность собою, раскаяние, сожаление,
досада, угрызение совести, нетерпение, досада, обида, горечь,
чувство оскорбления, отвращение, гнев, омерзение, ревность.
В) Нейтральные чувства:
безразличие, состояние спокойного, удивление, созерцание, изумление.
Нейтральные чувства возникают тогда, когда человек находясь в ясном
сознании, не испытывает ни приятных, ни неприятных чувств. Но все же в
этом состояние он переживает свое отношение к миру и к самому себе.
Разделение чувств на положительные и отрицательные сделано не потому,
что с точки зрения сегодняшней морали одни чувства благородны, а другие
низменны, а исключительно по признаку доставляемого удовольствия или
неудовольствия. Физиологи установили, что приятные чувства сопровождаются
возбуждением преимущественно парасимпатического отдела вегетативной нервной
системы, а неприятные- преимущественно симпатического ее отдела. Поэтому
злорадство относится к положительным чувствам, а сострадание к
отрицательным.
Некоторые чувства, отнесенные к отрицательным, в ряде ситуаций все же
приятны (например, гнев, раскаяние, жалость - в тех случая, когда эти
чувства могут быть «излиты», то есть активно выявлены в поведении).
Отрицательных чувств гораздо больше чем положительных.

3.4 ДРУГИЕ ВИДЫ ЧУВСТВ
Словом чувство обозначают не только те или иные переживания, но и более
сложные психические реакции - такие, как чувство интереса, чувство правды,
чувство красоты и чувство юмора. Эти четыре чувства представляют собой
единую группу эмоциональных явлений, выражающих самое общее активно-
положительное отношение человека к жизни.
Это сложные психические реакции; воздействовать на них можно с разных
принципиальных точек.

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ

ЛИЧНОСТИ
О личности судят не только по мыслям, действиям и поступкам, но и по ее
эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь
наблюдаются большие индивидуальные различия. Направленность эмоций и чувств
определяется, прежде всего, свойствами личности, ее мировоззрением,
взглядами и убеждениями. У принципиального человека чувства устойчивы и
принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий
постоянством убеждений, внутренне противоречивый, характеризуется
эмоциональной разбросанностью. У такого человека эмоции и чувства возникают
по случайным мотивам, отражая неустойчивость его внутреннего мира,
непостоянство его принципов и убеждений
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств,
трудности и неудачи вызывают у разных людей различные чувства. У одних это
чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого
возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние. Апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и поверхностными.
Глубокие чувства связаны с основными сторонами внутренней жизни личности:
ее мыслями, желаниями и стремлениями. То есть человек глубоко переживает
лишь то, без чего он не может ни жить, ни существовать, что составляет его
цель жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной
переживания находится устойчивость чувств. Глубокое чувство устойчиво и
прочно, оно не подвержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств.
Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.
Среди критериев и личностных показателей, лежащих в основе различных
классификаций личности эмоциональные особенности занимают важное место.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение чувств обусловлено общественным бытием человека. Иначе
говоря, чувства носят социальный характер. В основе чувств лежат прежде
всего потребности, возникшие в процессе общественного развития человека и
связанные с отношениями между людьми.
Слово «чувство»- многозначно. Когда говорят «органы чувств», то имеют
в виду орган слуха или орган зрения. В словосочетаниях «чувство любви» или
«чувство радости» слово «чувство» приобретает другое значение. В терминах
«чувство юмора» или «чувство красоты» присутствует еще один смысловой
оттенок, обозначающий сложную психическую реакцию.
Значение в жизни и деятельности человека чувств очень велико. Они
побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в
учении, работе, творчестве, повседневной жизни. Чувства часто определяют
поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.
Без развития чувств человечество находилось бы на примитивном животном
уровне!



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
3

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧУВСТВ 4

2. ВНЕШНЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ 5

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ

1. ВЫСШИЕ ЧУВСТВА
6
2. НИЗШИЕ ЧУВСТВА
8
3. ЧУВСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КЛАССА 9
4. ДРУГИЕ ВИДЫ ЧУВСТВ
10

4. ЗАВИСИМОСТЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ 10
ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
13



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Психология и педагогика/ составитель Радугин А.А.-
Москва «ЦЕНТР», 1996
2. Психология/ Крутецкий В.А.-
Москва «ПРОСВЯЩЕНИЕ», 1980
3. Эмоции и личность/ Лук А.Н.-
Москва «ЗНАНИЕ», 1982
4. Словарь по психоанализу/ Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б.
Москва «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 1996





Реферат на тему: Психология юности

Министерство высшего и среднего образования Республики Узбекистан.
ТПКИТ



РЕФЕРАТ
по семейной психологии
на тему:
«Психология юности»



Выполнил: уч-ся гр. 17-2 Канаев Артыкбай
Приняла:_____________________________

Ташкент 2004


У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это
утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие
родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную
литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,
педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний
мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но
и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в
постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-
то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли
к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все
неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они
не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их
собственные дети. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках,
высказывают беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров,
неблагоприятного влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье
детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого
идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной
нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть
мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в
любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и
сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи
друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком,
так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на
любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную
родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности
родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не
случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в
тяжелую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка
и родителей, - это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.
Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой
жизни ребенка. А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая
потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к
своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые
годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопастность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания и безопастности внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия
благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при
каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям
любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это
приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как
раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской
привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся,
не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,
воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и
детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с
количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не
всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в
которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой
самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это
универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может
быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с
родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические
характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление
к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и
оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне
естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам
факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок,
даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных
воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее
создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни
семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской
любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается
признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на
других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми
свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в
повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием
относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении
с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности
ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства
родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем
развитии, как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-
первых, воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание,
воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в
совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о
созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной
основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия
ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в
развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание
бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению
родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера
во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом
неблагополучном, ребенке. Контакт с ребенком на основе принятия становится
наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и
стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На
первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз
непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего
ребенка. Это путь все новых и новых открытий.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к
наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем
дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма.
Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи
представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным
биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым.
Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Вместе с тем
связь ребенка с его родителями внутренне конфликтна. Если дети, взрослея,
все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как
можно дольше ее удержать. Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными
опасностями, поделиться своим опытом, предостеречь, а молодые хотят
приобрести свой собственный опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир.
Этот внутренний конфликт способен порождать множество проблем, причем
проблемы независимости начинают проявляться довольно рано, фактически с
самого рождения ребенка. Действительно, избранная дистанция в общении с
ребенком проявляется уже в той или иной реакции матери на плач младенца. А
первые самостоятельные шаги, а первое «Я - сам!», выход в более широкий
мир, связанный с началом посещения детского сада? Буквально каждый день в
семейном воспитании родители должны определять границы дистанции.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной
меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка,
приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и
возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое
зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно,
что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и
самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник
ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия
через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже
мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя
его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия
подвергаются строжайшему контролю. Дистанция, которая стала преобладающей
во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того,
какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной,
неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов
поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в
родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по
воспитанию будущего ребенка.

Ошибки семейного воспитания.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как
существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки -
направленность на психический облик другого человека. Потребность
«ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью
в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего
контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом
заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В
таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек
независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается
«вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта.
Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее
удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным
причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие
матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком
воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу
за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и
привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в
общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью,
реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни
проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует
поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек
не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои
способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности
связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически
приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его
действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих
действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае
необходимости найти смысл своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.
Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является
уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут
это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они
чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая,
уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий
смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение
«опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня,
завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает»,
выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В
результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое
проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством.
Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание
ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания
состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за
отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были
достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это
не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала
играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно
интенсивно учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей
приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему
подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие
присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не
принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые
отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок
становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему
родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не
соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается
полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований,
вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в
результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и
родителями.
Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания
в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации
потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого
ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию
признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные,
эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и
хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных
причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к
ее неустанной реализации.
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей,
возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые
родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных,
отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:
«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного
всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет
споковскую модель воспитания.
Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные
находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что
некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком
послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для
воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие
воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет
одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему
«Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько
описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают
то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы
независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется
мотиву формирования определенного желательного для родителей качества.
Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его
сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть
представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,
необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое
воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным»
качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны
обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в
противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с
присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости
становится особенно очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение
спортом приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных
походах, катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их
мечтах о будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка.
Но воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному
образцу. Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для
девочки, спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм
с куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже
мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в
психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь
двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты
противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой
идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как
будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть,
ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый,
самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов
воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего
мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у
сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было
обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое,
проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка
к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой
ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после
продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации
не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал,
справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой
ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что
причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо
значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно
привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте,
всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых
же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались
всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое
действие малыша.
В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации
сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития,
возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной
меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми
мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания
является потребность эмоционального контакта, или потребность достижения,
или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной
дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При
реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы
отодвигается о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не
столько личностными установками родителей или особенностями детей, сколько
рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо
проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в
проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие
воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития
присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а
иногда и искажая его ход.
Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как
лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего
ребенка...
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На
созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера
родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности
характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка.
Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у
ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении
этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и
воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое
зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь
психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или
повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и
самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения
ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в
своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо
противоположные, а именно подавленность, робость.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания
тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности
человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый,
неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего
ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания
своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей
собственной личности.




Новинки рефератов ::

Реферат: Предмет криминологии (Криминология)


Реферат: Правовое государство и Украина (Теория государства и права)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Истоки и корни народа русского (История)


Реферат: Первый автомобиль России. Биография изобретателей (Транспорт)


Реферат: Информационная инфраструктура организации (Менеджмент)


Реферат: Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога (Психология)


Реферат: Личное страхование (Страхование)


Реферат: Рынок еврооблигаций (Деньги и кредит)


Реферат: Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов (Педагогика)


Реферат: Инвайронментальная социология (Социология)


Реферат: Выдающиеся отечественные и зарубежные учёные, внёсшие существенный вклад в развитие и становление информатики (Программирование)


Реферат: Статистика населения (Статистика)


Реферат: Разработка технологического процесса ТР топливной аппаратуры автобуса ПАЗ-3205 (Транспорт)


Реферат: Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможных последствий взрыва газовоздушных смесей (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Економічна інтеграці в АТР (Международные отношения)


Реферат: Идеология власти средневекового Востока - общее и особенное (История)


Реферат: Гарантии наториата (Право)


Реферат: Разработка технологического процесса упрочнения кулачка главного вала с использованием лазерного излучения (Металлургия)


Реферат: Металлы жизни. Марганец (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист