GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Самооценка (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Самооценка (Психология)




ПЛАН



Введение.


1. Направленность личности старшеклассников.
2. Формирование самооценки.
3. Самосознание: «открытие Я».
4. Роль самооценки в самовоспитании старшеклассников.
5. Влияние взаимоотношений с родителями, учителями на самооценку старших
школьников.
6. Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки
старших школьников.


Вывод.


Список литературы.



ВВЕДЕНИЕ

У старших школьников завершается подготовка к самостоятельной жизни,
формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности
и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под
воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система
отношений старшеклассников с окружающими их людьми и изменяется его
отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его
отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе,
устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей
профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Также особое внимание
следует уделить и роли взаимоотношений с другими людьми, окружающими
ребенка. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь
обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе.
Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным
условием самооценки.

1. Направленность личности старшеклассников.

Н.Ф. Добрынин пишет: «Юношескому возрасту присущи своеобразные черты.
Прежде всего надо отметить некоторые особенности роста и физического
развития в этом возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над
приростом веса уже к концу подросткового возраста постепенно уменьшается…
У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных
частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности
движений… Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны
для первого периода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым
и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления,
беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными, к ним
юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их полностью
не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с этим,
а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно
прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше
увеличиваются.»
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для юношеского периода
физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в
предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на
второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место
ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,
что внешность можно улучшить с помощью косметики… прически, занятий
спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее
содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее
содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а
на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать
других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

2. Формирование самооценки.
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки
старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что
старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества
предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают
предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это
создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств
старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена
менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество
таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить
в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.
Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем
десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более
высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же
самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на
0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования
старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как
показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о
высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они
охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши
называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди
положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в
дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план
выступают те качества, которые важны для установки контактов со
сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм
и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих
умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся
учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем
вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,
склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в
коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле».
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на старшеклассника. Возникает чувство
неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не
будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как
на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат
отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

3. Самосознание: «открытие Я».
Говоря о самооценке, нельзя не упомянуть об образе «Я»
старшеклассников, как о необходимом условии формирование полноценной
личности. Кон писал: «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у
юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая
школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного
возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если
это происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание
является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,
возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят
другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую
очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»
В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание. Размышляя, он начинает
понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того
чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие
положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает
сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут
быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может
претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых
сторон.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому
осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
«Юноша хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно
только в условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда
потребность в общении связывается у него с жизнь коллектива. – пишет
Добрынин. – Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только свои
способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений,
которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им
как та сила, с помощью которой можно всего добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,
познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение
этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и
стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого
овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей
воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как
возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать
собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится
более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой
характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды».


4. Роль самооценки в самовоспитании старших школьников.
Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою
очередь, приводит к самовоспитанию.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника
систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём
характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно
оценивать свои особенности. Однако самовоспитание старших школьников
сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны
серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:
1. Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не
всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который
рекомендуют взрослые;
2. Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со
стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3. Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и
беспринципность в малом, незначительном;
4. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время
проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,
тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и
отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те
личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он
правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не
занижая их и в то же время не завышая. Неадекватная заниженная самооценка
тоже будет давать положительный результат, так как старший школьник будет с
большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться
улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот
неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный
результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой
умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в
спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего
каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к
самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и
есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.



5. Влияние взаимоотношений с родителями и учителями на формирование
самооценки старших школьников.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если
в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения
зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот
фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей.
Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем четко и рационально.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это
стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль
вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и
нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся
необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и
пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»
эффект прошлого опыта не возможно.
К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно
велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает
друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным
стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.
Поведение и запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку
желания их совпадают с мнениями родителей лишь в 10% случаев. Тем не менее
дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным
эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так
абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие
авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы
он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц:
общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами
старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между
тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они
поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых,
но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия.
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях
друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их
темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает
самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно.
На ровне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте
имеет большое значение окружение юноши вне семьи.
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с
возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний
становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.
Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально,
как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных
людей».
Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за
пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его
окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых
сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты
воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже
статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как
временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё
принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит
своё поведение , всё чаще находятся вне её.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в
юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,
учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих
выполняемым учителем функциям:
. замена родителей;
. власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
. авторитетный источник знаний в определённой области4
. старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее
специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который
отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у
него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику
очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его
требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь
существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения
становятся всё более избирательными.
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного
пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в
памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой
зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его
отношений с учителями.
Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень
серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому
критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого
серьёзного к себе отношения.
Родители и учителя, старшее поколение, более взрослые опытные люди
играют основную роль в развитии ребёнка, какими были родители в детстве у
ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в юношестве, с тем он
и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя таким же учителем будет он для
своих детей. Взрослые влияют на формирование личности ребёнка, на
становление его самооценки и определение его личностного «Я».

6. Влияние взаимоотношений со сверстниками на формирование самооценки
старших школьников.
Но это одна сторона , с помощью которой формируется самооценка.
Другая - это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет
особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает
список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди
таковых даже любовь.
В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании
другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с
ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут
реального или хотя бы воображаемого собеседника.
Для ранней юности типично идеализация друзей и самой дружбы. По
экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте значительно
ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому
идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я», а связь между идеалом
испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом и образом
собственного «Я».
Друг оказывается единственным человеком, от которого девятиклассник
ждёт более высоких оценок, чем его собственная самооценка. Это можно
считать косвенным указанием на то, что одной из ключевых функций юношеской
дружбы является поддержание самоуважения личности.
Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от
юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение
формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и
деятельности; проявление новых интимных привязанностей.
Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого
человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт
позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения
и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои притязания с
потребностями, его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели
юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него
снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь
отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою
исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные
преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше
иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие
взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить.
Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.
В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она
складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии,
ни любимого человека. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к
родителям, но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением
новых, «взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё
привилегированное положение.
Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности.
Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и
препятствовать ему. Например, слишком тёплые отношения в семье, дающие
застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят
его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо
бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации.
Пример - судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими
друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других
привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто
полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он
запоздал с переходом в следующую стадию.


ВЫВОД:

Несмотря на то, что в юности самооценка должна быть адекватна в
большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что неадекватная самооценка
встречается. Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности
неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности
предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание
собственного «Я» («Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу
себя уважать?»), а с другой стороны - осознание своего положения в мире
(«Каков мой жизненный идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что
я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые
обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток.
Более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ
становится элементов социально-нравственного самоопределения. Этот
самоанализ часто иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные
планы. Но сама потребность в самоанализе - необходимый признак развитой
личности и целенаправленного самовоспитания.



Список литературы:

1.«Возрастная психология и педагогика»,
под редакцией М.В. Гомезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва,
«Просвещение», 1984
2.«Психология юношеского возраста»,
И.С. Кон, Москва, 1975
3.Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих
сверстников. В.Ф. Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва,
1961
4.«Возрастная и педагогическая психология»,
под редакцией А.В. Петровского.



МУРМАНСИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПО ТЕМЕ: САМООЦЕНКА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ


СТУДЕНТКИ ГРУППЫ ПК-3


РАКОВОЙ ТАТЬЯНЫ



2000 г.





Реферат на тему: Самооценка и ее роль
Международный университет природы, общества и человека “ Дубна “
Филиал “ Угреша “



Кафедра психологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

Самооценка и ее роль
В становлении самосознания личности



Выполнила: студентка I курса



Проверила:



Г. Дзержинский
2003 г.

Список литературы :

1. Рогов Е. И. “ Психология человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС ,
1999. - 320 с.

2. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах
и ответах “ – Ростов – на Дону ;
“ Феникс “ , 1999. – 576 с.

3. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ.
Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.

4. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. “ Психология :
Учебник для студентов высших педагогических учебных
Заведений “ – 2-е изд. , стереотип . – М .; издат. центр
“ Академия “ ; Высшая школа , 2001.

5. Столяренко Л. Д. “ Основы психологии “ –
Ростов – на – Дону ; издательство “ Феникс “, 1997.


6. Петровский А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П.
И др. “ Общая психология “ , учебник для студентов педагогических
институтов под ред. Петровского А. В. –
3-е изд. , перераб. и доп. – М.; Просвещение , 1986.

7. Интернет.



План.


1. Введение

2. Самооценка и уровень притязаний

3. Основные положения Я – концепции

4. Заключение

5. Список литературы



Введение

Внутренний мир личности, ее самосознание всегда находились в центре
внимания не только философов, ученых, но и писателей и художников. Интерес
человека к себе, к своему внутреннему миру издавна являлся предметом
особого внимания. Первоначально вопрос о «Я» соотносился главным образом с
познанием человеком самого себя как существа мыслящего — в этом значении и
надо понимать слова Декарта «Я мыслю, следовательно, существую». Но потом
стало очевидно, что человеческое «Я» гораздо глубже и не исчерпывается
только мыслительными свойствами. В состав «Я» входит все то самое дорогое
для человека, расставаясь с которым он как бы утрачивает частицу самого
себя. Возможно, из этого интереса и возникла сама психология как наука.
«Есть только одна и только одна вещь во вселенной, о которой мы знаем
больше, чем могли бы узнать в результате наблюдения извне, — сказал
К.С.Льюис. — Эта вещь — мы сами. У нас есть, так сказать, внутренняя
информация; мы в курсе дела». Поведение человека всегда так или иначе
сочетается с его представлением о себе («образ «Я») и с тем, каким он хотел
бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры
и функций «образа «Я» представляет не только теоретический, но и
практический интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.



Самооценка и уровень притязаний


Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее
определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых
индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется
самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный
«образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1987).
«Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой
себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе
«Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;
3) поведенческий — особенности регуляции поведения.
Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно
динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как
представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в
психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до
соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут
различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е.
каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и
ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет
сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического «Я». В
этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных желаний, не
учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я»
сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы
стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет
преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не
сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению
желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека.
Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и
наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями
спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду
очередного несовпадения желаемого и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из
важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой
себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее
существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания
личности.
Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не
столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его
отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция
поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек
становится личностью в результате совместной деятельности и общения с
другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные
ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать:
«Коля — хороший мальчик, он всегда спит в мертвый час»; или: «Игорь —
плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку
отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно
сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В
конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает
и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя.
Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного
сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в
других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому
человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к
его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет
ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется
круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные
ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми,
поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее
интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым
уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я»,
проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки
человека от его притязаний.

Самооценка = ____Успех______
Притязания

Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может
реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания,
чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.
В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет
готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно,
снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть
определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается
избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех,
обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение
которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются
добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает
соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем
достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание
неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том,
чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно
на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе,
неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и
особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них
отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает
удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в
результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей
нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на
достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к самому
себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей
мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о
своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что
люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае
неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие
способности у них развиты слабо.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и
целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением
успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и
неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих
способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так,
опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными,
чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и
осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства
своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют
показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого
низкие? [1]

Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к
самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко
сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое
мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е.
формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или
высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или
кичливы.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без
анализа самооценки конфликтующих людей. Как вы себя оцениваете? Какое место
займете на шкале:

Самый умный Самый
красивый


Самый глупый Самый
уродливый



У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше
среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность
в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя.
Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего
настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если
этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может
успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и
подобное для меня не характерно», т. е. срабатывает психологическая защита
и человек успокаивается.
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или
заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый
честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я
гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и
самый больной».
Какие же трудности общения возникают у людей с завышенной самооценкой?
Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это
подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно
— ведь мысль «видите, какой я умный» подразумевает пренебрежительное
отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым?
Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность,
пренебрежение к другим — неиссякаемый источник негативизма окружающих.
Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой
самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый
худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», —
утверждал Г. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются
скромностью, они провоцируют и негативное отношение окружающих. Завышенная
самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная
обидчивость. Обида, как правило, - это чувство, возникающее в ответ на
несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека
«несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного
мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует
обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая
крайность: человек с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает
близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально
конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях
за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в
обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким
обвинением в чей-либо адрес. [ 2 ]
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда
человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со
своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка
из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является
результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного
внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как
насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых.
Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно
как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное
мнение о себе. [ 3 ]
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной
самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом,
невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным,
застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают
пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая
излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других,
несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость,
даже искаженное восприятие окружающих. [ 2 ]
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие
нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или
популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом. [ 3
]
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы,
действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди
сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих
людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале
учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам
подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии,
анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.
(«Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог
осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека
самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает
себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в
свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который
характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и
достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек
обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На
уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном
пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень
притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально
может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям,
возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее
самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые,
легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей),
возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает
свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также
возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный,
способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не
высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный
уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные,
нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к
разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные,
нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате
эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает
конфликты, неудачи, разочарования.[ 2 ]
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется
становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с
освоением все новых и новых видов деятельности. В результате каждая
личность выявляет особо значимые для себя аспекты деятельности,
концентрирует свое внимание на этом выбранном главном аспекте, соподчиняя
ему все остальные деятельности. В ходе социализации расширяются и
углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом,
происходит становление в человеке образа его «Я».
Критерии самосознания:
1) выделение себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды, социальной среды);
2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может
быть и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии , осознание своего
внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как
действующий субъект»);
2) осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и
«Идеальное Я»);
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как
наблюдаемый объект»);
4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом,
самосознание включает в себя:
— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно
различным:
1) эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают,
то — хорошие люди»);
2) группоцентрический уровень отношений («Если другой человек
принадлежит к моей группе, он — хороший»);
3) просоциальный уровень («Другой человек — это самоценность, уважай
и прими другого человека таким, каков он есть». «Поступай с другим
так, как ты бы хотел, чтобы поступили с тобой;»);
4) эстохолический уровень — уровень исходов («Каждый человек
находится в определенном соотнесении с духовным миром, с богом.
Милосердие, совесть, духовность — главное в отношении к другому
человеку»). [ 5 ]

Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы
- входят в структуру личности, и хочет человек того или нет, он объективно
вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в
группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по
отношению к себе и окружающим. Он должен считаться с ними даже тогда, когда
не подозревает о наличии этих показателей, ничего не знает о действии
психологического механизма оценок и самооценки. По сути своей это
перенесенный внутрь человеческой личности (интериоризированный) механизм
социальных контактов, ориентации и ценностей. С его показаниями человек
сверяется, вступая в общение, активно действуя. Эта проверка происходит
преимущественно бессознательно, а личность подстраивается к режимам
поведения, определяемым этими индикаторами.
Бессознательно - не значит бесконтрольно. Не следует забывать, что все
существенно значимые оценки формируются в сознательной жизни личности.
Раньше чем они интериоризировались, они были зримо представлены в
межчеловеческих контактах. Семья, учителя, товарищи, книги, фильмы активно
формировали, например, у ребенка его Я идеальное и в то же время Я
реальное, учили его сопоставлять их. Ребенок учился оценивать окружающих по
тем же показателям, по каким он оценивал себя, предварительно научившись
равняться на других. В результате человек привык, как в зеркало,
всматриваться в социальную группу и затем переместил этот навык внутрь
своей личности.
Чтобы понимать человека, необходимо отчетливо представлять себе
действие этих бессознательно складывающиеся склонности учащихся старших
классов cтpoить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии.
Конструирование своего фантастического Я свойственно не только юношам,
но и взрослым людям. При оценке мотивирующего значения этого Я-образа важно
знать, не оказалось ли объективное понимание индивидом своего положения и
места в жизни подменено его фантастическим Я. Преобладание в структуре
личности фантастических представлений о себе, не сопровождающихся
поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого,
дезорганизует деятельность и самосознание человека и в конце концов может
жестоко его травмировать ввиду очевидного несовпадения желаемого и
действительного. [ 4 ]
Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих
реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская
самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение,
заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его
уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных
целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки)
либо быть послушным орудием в руках других людей. Для таких ребят нужно
постараться создавать ситуации, в которых они получали бы ощутимое
доказательство своей социальной и человеческой ценности, «поверили в себя»,
чтобы блокировать этот опасный для личности процесс.
Самоуважение — обобщенное отношение личности к самой себе, прямо
пропорциональное количеству достигнутых успехов и обратно пропорциональное
уровню притязаний (самоуважение = успех/притязание), т. е. чем выше
притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтоб он мог себя
уважать.
Низкое самоуважение означает острую неудовлетворенность собой,
отрицательную оценку своей личности, склонность к неврозу, депрессии, когда
признание и гипертрофия собственных недостатков служат для невротика не
стартовой площадкой для их преодоления, а средством самооправдания, отказа
от деятельности.
Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не
всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении; так, у интеллектуально
развитых и творческих людей остро осознается расхождение между теми
свойствами, которые есть, и теми, которыми он хотел бы обладать. Отсюда
недовольство собой, которое побуждает человека ставить себе более сложные
задачи, стремиться к усовершенствованию, к самоактуализации. Если человек
выдвигает нереалистические притязания, он часто сталкивается с
непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели, терпит неудачи,
испытывает фрустрацию.
Фрустрации - специфические эмоциональные состояния человека,
возникающие в случае появления непреодолимых препятствий на пути к
достижению желаемой цели. Фрустрация проявляется как агрессия,
озлобленность, которая может быть направлена на других («агрессивная
фрустрация») , либо на себя (обвинение в неудачах самого себя -
( «регрессивная фрустрация » ) .
Часто повторяющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности
человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость,
озлобленность - у одних; вялость, неверие в себя, «комплекс
неполноценности», безразличие, безынициативность - у других. Если человек
длительное время не выходит из фрустрациониого состояния, то формируется
невроз — болезнь, возникающая вследствие конфликта человека с окружающей
средой на почве столкновений желаний человека и действительности, которая
их не удовлетворяет. [ 2 ]



Основные положения
Я – концепции

Термин «Я-концепция» (на английском “self-conception”, дословно –
«концепция себя») появился в русскоязычной психологической литературе
сравнительно недавно. Ранее в таком же значении использовались термины
«образ себя», «самосознание».
Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических
теориях.
Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека
занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид,
Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.
Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции - работа
Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». Суммируя опыт многих
исследователей, Р.Бернс определяет Я-концепцию как совокупность всех
представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Описательная
составляющая Я-концепции называются образом Я или картиной Я.
Составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим
качествам, называется самооценкой или принятием себя.
Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый
(образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки
(образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и
самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения,
принадлежащие ему предметы и многое другое.
Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в
сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая в себя
как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также
позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и
отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция – это все, что индивид считает самим собой или своим, все,
что он думает о себе, все свойственные ему способы самовоспитания .
Я-концепция формируется в процессе воспитания, социализации, но имеет
и определенные индивидуально-природные обусловленности.
Я-концепцию можно рассматривать как установку человека по отношению к
себе. Как всякая установка, она включает в себя:
убеждение, которое может быть обоснованным или необоснованным (когнитивная
составляющая);
эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная
составляющая);
выражение перечисленного выше в поведении (поведенческая
составляющая).
Представления о себе (когнитивная составляющая Я-концепции), как
правило, кажутся человеку , безусловно убедительными вне зависимости от
того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении,
являются ли они истинными или ложными. Характеристики человека как объекта
можно перечислять до бесконечности, описывая его внешний вид, пол, возраст,
психологические характеристики, социальный статус, его роли, жизненные
цели, даже имущество. Все эти составляющие входят в самоописание с разной
долей значимости – одни представляются более значимыми, другие – менее. Я-
концепция характеризует человека как неповторимое существо, обладающее
отличительным набором качеств.
В большинстве качеств, которые мы приписываем своей личности,
присутствует оценочный момент, в некоторых явно, в некоторых скрыто.
Критериями оценок обычно являются современные индивиду общекультурные,
социальные, индивидуальные ценностные представления, стандарты, стереотипы
восприятия, моральные принципы, правила поведения, усвоенные им в течение
жизни. Оценочный смысл отражает субъективно предполагаемую человеком
реакцию на него окружающих.
Оценка одного и того же качества может меняться в зависимости от
ситуации. Так одно и то же качество подростка может оцениваться
положительно в коллективе сверстников и отрицательно дома или наоборот.
Например, использование нецензурных слов может восприниматься как
нормальное в компании ребят, но осуждаться родителями. Восприятие старших
людей в качестве авторитета скорее всего будет одобряться дома, но может
осуждаться сверстниками-подростками.
Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения,
ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что
входит в сферу его Я. Позитивная самооценка проявляется как позитивное
отношение к себе, самоуважение, ощущение собственной ценности. Низкая или
негативная самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание,
негативное отношение к себе и своей личности, ощущение собственной
неполноценности. Самооценка всегда носит субъективный характер, вне
зависимости от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида или
существующие социо-культурные стандарты.
Человек не может изменить уже свершившиеся события, но он может
пересмотреть свое восприятие этих событий и их интерпретацию.
На самооценку также влияет сопоставление образов «реального Я» и
«идеального Я» – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство
человека реальностью своих достижений. «Идеальное Я» – это установки,
связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Многие
авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных идеалов,
представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами
благодаря механизмам социального подкрепления.
Я-концепция как установка по отношению к себе влияет на всеповедение
человека, так как «Я как объект» всегда присутствует во всех наших
поступках. Планируя любое действие, человек исходит из своих представлений
о том, каков он, какие у него качества, способности, как на него реагируют
окружающие, из того, какой у него образ своего «будущего Я». Поведение
человека зависит от тех значений, которыми он в своем восприятии наделяет
свой прошлый и настоящий опыт. Человек может сменить работу, переменить
место жительства, семью, но не может убежать от себя.
Я-концепция контролирует и интегрирует поведение индивида, но она
оказывает влияние скорее на выбор направления активности, чем
непосредственно направляет эту активность. Обладая относительной
стабильностью, Я-концепция обусловливает довольно устойчивые схемы
поведения, характерные для данного человека.
Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности;
интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении
своего будущего.

Достижение внутренней согласованности личности:

Столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей,
относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение
психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать,
предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия,
стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек
сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:
1) принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит
представлениям индивида о себе, либо,
2) отказывается видеть вещи такими как они есть, верить людям,
сообщающим ему что-либо о себе, или,
3) стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих.
Если изменен

Новинки рефератов ::

Реферат: Организация предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Василий Мачуга (Спорт)


Реферат: Объекты интеллектуальной собственности (Предпринимательство)


Реферат: Одноэтажное двухпролётное промышленное здание (Архитектура)


Реферат: Результаты экспериментальной оценки эффективности применения баллиститного ракетного топлива в качестве сенсибилизаторов в эмульсионных ВВ (Физика)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Вьетнам - краткий очерк (История)


Реферат: Preisbildung eines Untenehmens (Ценообразование на предприятии) (Иностранные языки)


Реферат: Олигархия (Политология)


Реферат: Кубань (История)


Реферат: "Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия (Философия)


Реферат: Возрастная психология (Психология)


Реферат: Крещение князя Владимира (История)


Реферат: Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-4/16 (Предпринимательство)


Реферат: Бухгалтерский учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Аллигаторы (Биология)


Реферат: Арбузов: биография, анализ творчества, пьеса "Иркутская история" (Литература)


Реферат: Трагедия и теория Раскольникова (Литература : русская)


Реферат: Маркетинговая деятельность предприятия (Маркетинг)


Реферат: Гуманитаризация обучения математике (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист