GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Понятие судебной системы РФ (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Понятие судебной системы РФ (Государство и право)



мэСИ
Факультет: Прикладная информатика в юриспруденции



Доклад по теме:
Понятие судебной системы РФ



Работа: Смирновой И.
Группа:



Одной из ветвей государственной власти является судебная власть.
Субъектом, осуществляющим эту власть, может являться лишь суд, который
обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на
поведение людей и на процессы, происходящие в обществе. Следовательно,
судебную власть можно было бы определить как возможность и способность
занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда)
воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Среди полномочий
судебной власти доминирующую роль играет правосудие, также она включает ряд
других полномочий:
. конституционный контроль;
. контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов
государственной власти и органов местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц;
. обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
. дача разъяснений по вопросам судебной практики;
. участие в формировании судейского корпуса и содействие органам
судейского сообщества.
Неотъемлемое свойство судебной власти, как сказано выше, заключается в
том, что её осуществление доверяется только специально учрежденным
государственным органам – судам. Специфика суда состоит в порядке
формирования судейского корпуса, а также в том, что для его деятельности
установлен особый порядок (процедура). К настоящему времени сложилось
несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято
именовать видами судопроизводства:
. конституционное судопроизводство;
. гражданское судопроизводство;
. арбитражное судопроизводство;
. уголовное судопроизводство;
. административное судопроизводство;

Судебная система
Судебная система – совокупность судов, построенная в соответствии с их
компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Конституция РФ является основополагающим актом, в общих чертах
определяющим суть российской судебной системы. В частности, в статье 118
сказано:
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного производства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание
чрезвычайных судов не допускается.
Важное значение имеют также положения статей 125-127 Конституции РФ. Они
четко определяют место, занимаемое высшими судами в судебной системе в
целом, а вместе с этим и место всех других подчиненных им судов.
В целом структура судебной системы определяется предписаниями не только
Конституции РФ, но и ряда других законодательных актов: Закона о судебной
системе, Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о
военных судах, Закона о мировых судьях.
В частности, в статье 3 Закона о судебной системе РФ говорится, что
единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
o установления судебной системы Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной
системе РФ;
o соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных
федеральными законами правил судопроизводства;
o применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов
и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов
Российской Федерации;
o признания обязательности исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
o законодательного закрепления единства статуса судей;
o финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального
бюджета.


Система судов Российской Федерации

В ч.2 статьи 4 Закона о судебной системе сказано: «в Российской Федерации
действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи
субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской
Федерации».
Всю совокупность федеральных судов можно сгруппировать в три подсистемы:
1. Конституционный Суд РФ
2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции
3. Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.
Статус Конституционного Суда определен в ст.125 Конституции РФ, в ней
также сформулированы его задачи и цели (как судебного органа, призванного
контролировать конституционность законов и иных правовых актов).
Конституционный суд занимает обособленное положение среди федеральных
судов, ему напрямую не подчиняются никакие суды (в т.ч. уставные
(конституционные) суды субъектов РФ), хотя его решения в целом могут иметь
существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную
практику.
В ст.126 и 127 Конституции РФ говорится о Верховном Суде РФ и Высшем
Арбитражном Суде РФ. У этих судов есть свои подсистемы судов, в отношении
каждой из них они осуществляют судебный надзор за их деятельностью и дают
разъяснения по вопросам судебной практики.
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам
общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.126 КРФ)
«Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным
органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом
процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики» (СТ.127 КРФ)
Наибольшее количество федеральных судов именуются Судами общей юрисдикции
(ст.126 КРФ). К ним относятся:
o Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция);
o Верховные суды республик (21), краевые (6) и областные (49) суды, суды
городов федерального значения (2: Москва, Санкт-Петербург), суд
автономной области (1) и автономных округов (11);
o Военные специализированные суды.
Суды общей юрисдикции (термин закреплен в Законе о судебной системе)
рассматривают основную массу дел: гражданские, уголовные, дела об
административных правонарушениях. Однако Суды общей юрисдикции не могут
заниматься рассмотрением экономических споров, а также не могут
осуществлять конституционный контроль (эти дела находятся в ведении
Арбитражного и Конституционного судов).
Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу гражданских
(общих) судов, это оговорено в ч.1 ст.22 Закона о судебной системе:
«Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и
формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба». Эти
специализированные суды состоят из гарнизонных военных судов, окружных
(флотских) военных судов, а также Военной коллегии.
Основным звеном судов общей юрисдикции является районный суд. В районных
судах рассматриваются дела об административных правонарушениях и
большинство уголовных (за исключением дел об особо тяжких преступлениях) и
гражданских дел (93-95%). В число гражданских (общих) судов входит 2456
районных судов и судов, равных им.
В систему арбитражных судов входят:
- Высший Арбитражный Суд РФ;
- Арбитражные суды субъектов РФ (суды республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной области и автономных
округов);
- Федеральные арбитражные суды округов.
Каждая из 3-х подсистем судебной системы имеет свою компетенцию и не
вмешивается в дела друг друга.
Законом о судебной системе предусмотрена возможность образования судов
субъектов Российской Федерации. К ним относятся: конституционные (уставные)
суды субъектов Федерации и мировые судьи. В ч.1 ст.27 Закона о судебной
системе обозначены полномочия конституционных (уставных) судов субъектов
Федерации, к ним отнесено рассмотрение вопросов о соответствии конституции
(уставу) субъектов Федерации:
o Принятых в нем законов;
o Нормативных правовых актов органов государственной власти;
o Нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
o Вопросов толкования конституции (устава).
Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах
предоставленных ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом
(ч.4 ст.27 Закона о судебной системе).
Компетенция мировых судей определена достаточно широко. Они должны
единолично рассматривать по первой инстанции:
o Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть
назначено максимальное наказание, не превышающее 2-х лет лишения
свободы;
o Дела о выдаче судебного приказа;
o Дела о расторжении брака (если нет спора о детях);
o Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
o Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением
дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о
лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
o Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот
минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент
подачи заявления;
o Дела возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на
работе);
o Дела об определении порядка пользования земельными участками,
строениями и другим недвижимым имуществом;
o Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к
компетенции мирового судьи.


Звено судебной системы
Звено судебной системы – суды, занимающие одинаковое положение в судебной
системе. Это понятие является одной из важнейших характеристик судебной
системы.
С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды
трех звеньев:
. Основное звено – районные суды;
. Среднее звено - верховные суды республик, краевые и областные суды,
суды городов федерального значения, суд автономной области и
автономных округов;
. Высшее звено – Верховный Суд РФ.
Военные суды:
. Основное звено – гарнизонные военные суды;
. Среднее звено – окружные (флотские) военные суды;
. Высшее звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Подсистема арбитражных судов:
. Основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;
. Среднее звено – федеральные арбитражные суды округов (10);
. Высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.
Данное положение вошло в действие с 1 июля 1995г., до этого подсистема было
двухзвенной.
Поскольку конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи
не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами, суды
субъектов Российской Федерации не образуют подобного рода подсистем.
Вся судебная система РФ – единое целое. Как было сказано выше,
обеспечение этого единства определяется в ст.3 Закона о судебной системе.
Также для обеспечения единства принципиальное значение имеет порядок
создания и упразднения конкретных судов. Как сказано в ст.17 Закона о
судебной системе, этот порядок предполагает, что создание и упразднение
судов должно происходить путем принятия федеральных законов или законов
субъектов Федерации, а не произвольно. Коротко этот порядок можно было бы
изложить следующим образом:
. высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ И
Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний
Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в
нее.
. все другие федеральные суды создаются и упраздняются только
федеральными законами
. суды субъектов Федерации (конституционные (уставные) суды субъектов
Федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с
соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих
субъектов Федерации.
Судебные инстанции
На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной
компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять
решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять
и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его
структурное подразделение), выполняющий(-щее) конкретную судебную функцию,
связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела,
проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не
вступившего в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией
суды разделяются на:
o суды первой инстанции;
o суды второй (кассационной) инстанции;
o суды надзорной инстанции.

Суд первой инстанции – суд, уполномоченный принимать решение по существу
тех вопросов, которые являются основными для данного дела (по уголовным
делам – вопросы о виновности или невиновности подсудимого, в случае
признания виновным – о применении или неприменении уголовного наказания,
конкретной меры; по гражданским делам - доказанность или недоказанность
предъявляемого иска и о его юридических последствиях). При рассмотрении
гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все
суды в пределах предоставленных им полномочий. Исключение – федеральные
арбитражные суды округов. Основное количество уголовных и гражданских дел
по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или
особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу
вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации (ст.38 УПК
РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по собственной
инициативе, так и по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии
ходатайства обвиняемого.
Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями,
народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В
результате разбирательства по уголовному делу суд выносит приговор, а по
гражданскому делу — решения, которые не могут быть ни изменены, ни отменены
этим судом.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом
срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную
силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым,
потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд
второй инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции – проверка законности и
обоснованности приговоров и других судебных решений, как правило, не
вступивших в законную силу. В системе судов общей юрисдикции (как
гражданских, так и военных) в этом качестве могут выступать все суды
(исключение – гарнизонный военный суд), в подсистеме арбитражных судов –
федеральные арбитражные суды округов. В общих судах среднего уровня и
Верховном Суде РФ образуются коллегии, одной из задач которой является
проверка законности и обоснованности приговоров и других судебных решений
нижестоящих судов, не вступивших в законную силу. Такую проверку
осуществляет кассационная палата (с участием присяжных заседателей),
образуемая в составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда
РФ.
Разбирательство дела:
. признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а
кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
. установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не
соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое
рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на
дополнительное расследование; изменить в определенных пределах
приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит
определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни
обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть
опротестовано лишь в порядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции – его задача – проверка законности и
обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с
соблюдением особого порядка производства (надзорного). Пересмотр дел в
порядке надзора осуществляется в президиумах судов субъектов Российской
Федерации, в судебных коллегиях по гражданским и уголовным делам, в Военной
коллегии, в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации.
Эти же инстанции в гражданских судах общей юрисдикции проверяют
законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных
судебных решений по уголовным делам в порядке, называемом производством по
вновь открывшимся обстоятельствам.
Разбирательство осуществляется без участия народных заседателей; в
судебном заседании, как правило, не участвуют лица, заинтересованные в
деле. В зависимости от результатов рассмотрения дела надзорная судебная
инстанция может оставить без изменения опротестованные судебные акты или
отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела
на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со
стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекратить дело.
Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или
определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

Апелляционная инстанция - такого рода инстанции есть в подсистеме
арбитражных судов (Закон об арбитражных судах от 28 апреля 1995г.) По
закону – это суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать
дела, решение по которым еще не вступило в законную силу, и какая-то из
сторон не согласна с решением и подала апелляционную жалобу. В таких
случаях проходит новое разбирательство дела и выносится новое решение.
Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов РФ для
решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.
В ч.2 ст.36 Закона о судебной системе отмечено, что «суды,
рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются
вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие
дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам,
принимавшим ранее решения по делу».
Дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим
(несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий»). В законе четко
обозначены границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций.
Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать
указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке
доказательств, характере решения.
Часто используется термин «высшая судебная инстанция», он может являться
синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ,
а иногда и Конституционного суда РФ.







Реферат на тему: Понятие, содержание и принципы исполнительной власти
Московский Центр Образования
Натальи Нестеровой
Новый Гуманитарный Университет
Факультет Правоведение
Административное право.



РЕФЕРАТ

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.



Исполнитель: Васильева Алена Михайловна
группа Л1Ю2



Москва - 1996



П Л А Н



I. ВВЕДЕНИЕ.


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


1. Обновленные организационно-правовые формы центральных органов
федеральной исполнительной власти России и их правовой статус.

2. Органы исполнительной власти республики в составе Российской
Федерации.

3. Органы исполнительной власти края, области, автономной области,
автономного округа и города федерального значения.

4. Местная администрация.


III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.



ВВЕДЕНИЕ


Административное право - одна из профилирующих учебных
дисциплин, преподаваемых в институте. Надлежащая административно-
правовая подготовка объективно требуется юристу любого профиля работы
- и судье, и прокурору, и следователю, и юрисконсульту, и
криминалисту. Всем им в процессе своей профессиональной деятельности
неизбежно приходится взаимодействовать с органами и должностными
лицами исполнительной власти, использовать, а в установленных законом
случаях и оценивать конкретные административно-правовые нормы и
административные правовые акты. Словом, без глубоких знаний
административного права не может обойтись ни один юрист, тем более
тот, кому, как говорится “по штату”, приходится осуществлять
административные, управленческие функции, возглавляя орган суда,
прокуратуры, следственное, криминалистическое или экспертное
учреждение, юридическую службу.


Также многие юристы занимают административные должности в
органах государственного управления, в вузах, научных учреждениях,
государственных и коммерческих хозяйственных структурах.


Обновленные организационно-правовые формы центральных органов
федеральной исполнительной власти России и их правовой статус.


Осенью 1992 года система и структура центральных органов
федеральной исполнительной власти по решению Президента Российской
Федерации была подвергнута очередной, но небывалой по масштабам
одновременной реорганизации, перестройке. Многие ранее действовавшие
министерства, государственные комитеты и комитеты были либо
объединены, либо переименованы, а то и просто упразднены. Это было
осуществлено, как сказано в Указе Президента РФ от 30 сентября 1992
года № 1148 , “в целях формирования отвечающей современному этапу
радикальных экономических реформ рациональной структуры центральных
органов федеральной исполнительной власти, децентрализации власти,
большей самостоятельности местных органов, в том числе в проведении
реформ”.


В результате этой крупномасштабной реорганизации установлена и
теперь, по всей видимости, надежно закрепляется обновленная система
организационно-правовых форм центральных органов федеральной
исполнительной власти.


Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября и 12
ноября 1992 года № 1147 и № 1355 установлено, что организационно-
правовыми формами центральных органов федеральной исполнительной
власти являются: 1) министерство Российской Федерации; 2)
государственный комитет Российской Федерации; 3) Комитет Российской
Федерации; 4) Федеральная служба России; 5) Российское Агентство; 6)
Федеральная Инспекция; 7) Федеральный надзор России.


Этим же Указом определен организационно-правовой статус
перечисленных выше звеньев центральных органов.


Министерство Российской Федерации является центральным органом
федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство
порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Министр
по должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет
руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия
и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на
министерство функций.


Государственный комитет Российской Федерации является
центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим
на основе коллегиальности межотраслевое регулирование. Председатель
государственного комитета входит по должности в состав Правительства
РФ. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам,
имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами
комитета и оформляются в виде постановления. Члены государственного
комитета утверждаются и освобождаются Правительством РФ. Оперативное
руководство по функциям, возложенным на государственный комитет,
осуществляется председателем государственного комитета на принципах
единоначалия, его решения оформляются приказом.


Комитет Российской Федерации является центральным органом
федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное
регулирование и межотраслевую координацию по вопросам, находящимся в
его ведении. Председатель комитета РФ не входит по должности в состав
Правительства РФ.


Федеральная служба, российское агентство, федеральная инспекция
являются центральными органами федеральной исполнительной власти,
осуществляющими специальные исполнительные, контрольные,
разрешительные или надзорные функции. Руководители этих органов также
не входят по должности в состав Правительства РФ.


Установлено, что комитеты, федеральные службы, российские
агентства и федеральные инспекции, действуя самостоятельно в пределах
установленной им компетенции, не могут входить в состав министерств и
государственных комитетов или быть подведомственными им. Дело в том,
что порученные комитетам, службам, агентствам и инспекциям отрасли и
сферы управления являются отдельными, специфическими, вполне
самостоятельными. Они в прошлом возглавлялись определенными
министерствами, госкомитетами или другими ведомствами. Однако в
условиях суверенного существования Российской Федерации масштабы
этих отрослей, сфер и объемы управленческой деятельности значительно
сузились. Поэтому (наряду с другими факторами) управление ими
поручено не министерствам и госкомитетам, а новым по своему составу и
организационно-правовому статусу центральным органам - комитетам РФ,
федеральным службам России, российским агентствам, федеральным
инспекциям.


Федеральный надзор России осуществляет государственное
нормативное регулирование вопросов обеспечения безопасности, входящих
в его компетенцию, а также специальные разрешительные, надзорные и
контрольные функции. Руководство надзором России осуществляется на
основе единоначалия его председателем, который по должности также не
входит в состав Правительства РФ. В то же время в целях повышения
правового статуса органов государственного надзора, усиление роли и
повышения эффективности его надведомственной надзорной деятельности в
условиях экономической реформы установлено, что председатели
федеральных надзоров назначаются и освобождаются от должности
Президентом РФ. Положения о федеральных надзорах утверждаются также
Президентом РФ.


Такова установленная в настоящее время система организационно-
правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти.
Можно надеяться, что эта система наконец-то стабилизируется,
закрепится надолго. В этом заинтересовано общество, как правильно
отмечалось в печати, изрядно уставшее от во многом суетливой
организационной чехарды, наблюдавшейся, в особенности, в последние
три года. “Глобальные перестройки” управленческих систем и структур,
во-первых, очень дорого обходятся, во-вторых, - и это главное, -
дестабилизируют управление, резко снижают его компетентность и
эффективность. Вот почему проблема стабилизации управленческой
системы так остро обсуждалось в декабре 1992 года на VII съезде
народных депутатов РФ и на V сессии Верховного Совета РФ с участием
Президента РФ и его представителей.


Отнесение права образовывать, реорганизовывать и упразднять
центральные органы федеральной исполнительной власти к компетенции
Верховного Совета РФ. Если до декабря 1992 года это право
принадлежало Президенту РФ, пользуясь которым он в сентябре 1992 года
единолично осуществил крупномасштабную реорганизацию всей системы
центральных органов управления, то теперь это можно сделать только по
решению Верховного Совета РФ. В ст. ст 21, 22 Закона РФ О Совете
Министров РФ записано: “Министерства, государственные комитеты и
ведомства Российской Федерации образуются, реорганизуются и
упраздняются Верховным Советом Российской Федерации... Перечень
министерств, государственных комитетов и ведомств Российской
Федерации утверждается и изменяется Верховным Советом Российской
Федерации...” Эти вопросы Верховный Совет РФ решает по предложению
Президента РФ, что теперь предусмотрено ст. 121.5 п.6.1 Конституции
РФ: Президент “представляет Верховному Совету Российской Федерации
предложения об образовании, реорганизации и упразднении министерств,
государственных комитетов и ведомств Российской Федерации”. Эти
решения в значительной мере будут способствовать более
осмотрительному и обоснованному подходу к реорганизациям, особенно к
крупномасштабным. В связи с этим Президент РФ отменил п.7 своего
Указа от 30 сентября 1992 года № 1147, согласно которому право
“создания” министерств, государственных комитетов и других органов
исполнительной власти закреплялось за Президентом РФ.


Согласно новой редакции п. 9 ст. 109 Конституции РФ Верховный
Совет РФ “устанавливает порядок организации и деятельности
федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной
власти; устанавливает общие принципы организации системы органов
представительной и исполнительной власти на территории Российской
Федерации”. Предусмотрено издание Закона РФ о центральных органах
государственного управления, которым будут определены компетенция,
порядок организации и деятельности министерств, государственных
комитетов и других подведомственных Совету Министров РФ органов.



Органы исполнительной власти республики в составе Российской
Федерации.


В соответствии с Конституцией РФ (гл.15.1 и 16) в систему
органов исполнительной власти республики в составе Российской
Федерации входят:


1. Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе
Российской Федерации;


2. Совет Министров республики в составе Российской Федерации;


3. Местные органы управления республики, система которых определяется
Конституцией республики с учетом конкретных национальных
особенностей, исторических и местных традиций.


Глава исполнительной власти республики в составе Российской
Федерации является высшим должностным лицом республики и главной
исполнительной власти в республике в составе Российской Федерации. Он
входит в единую систему исполнительной власти Российской Федерации и
выступает гарантом прав и свобод личности, соблюдения Конституции и
законов Российской Федерации, Конституций и законов республики в
составе Российской Федерации, защищает суверенитет, экономические и
политические интересы Российской Федерации и республики в составе
Российской Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).


Полномочия, порядок избрания и деятельности глав исполнительной
власти (Президентов) республик в составе Российской Федерации
определяются Конституциями и законами республик в составе Российской
Федерации (ст. 132.2 Конституции РФ).


Совет Министров республики в составе Российской Федерации -
Правительство республики в составе Российской Федерации - высший
исполнительный и распорядительный орган государственной власти
республики. Он образуется Верховным Советом республики в составе
Российской Федерации. Председатели Советов Министров республик по
должности входят в состав Совета Министров Российской Федерации (ст.
123 Конституции РФ). Совет Министров республики объединяет и
направляет работу министерств, государственных комитетов республики в
составе Российской Федерации, других подведомственных ему органов.
Издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов
РФ и законов республики, а также постановлений и распоряжений Совета
Министров Российской Федерации. Проверяет исполнение своих
постановлений и распоряжений. Совет Министров республики имеет право
в пределах своей компетенции отменять акты министерств,
государственных комитетов республики, других подведомственных ему
органов, а также решения и распоряжения исполнительных комитетов
районных и городских Советов народных депутатов республики.


Министерства, государственные комитеты республики в составе
Российской Федерации руководят порученными им отраслями управления
или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь как Совету
Министров республики в составе Российской Федерации, так и
соответствующему министерству или государственному комитету
Российской Федерации.


Местные органы управления республики в составе Российской
Федерации весьма разнообразны. Каждая из республик в составе РФ
устанавливает свою систему местного самоуправления, исходя из
интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных
особенностей. При этом в республиках в составе Российской Федерации
широко используются положения, сформулированные в Законе РФ от 6 июля
1991 года “О местном самоуправлении в РСФСР”.



Органы исполнительной власти края, области, автономной области,
автономного округа и города федерального значения.


Согласно Конституции РФ (ст.136.3) исполнительным органом края,
области, автономной области, автономного округа, города федерального
значения является соответственно краевая, областная администрации,
администрация автономной области, автономного округа, городов
федерального значения, которая подотчетна соответствующему Совету
народных депутатов и вышестоящим исполнительным органам.


Деятельностью краевой, областной администрации, администрации
автономной области, автономного округа, города федерального значения
руководит на основе принципа единоначалия глава администрации (ст.
136.5 часть 1 Конституции РФ).


Полномочия, порядок формирования, организации и деятельности
краевой, областной администрации, администрации автономной области,
автономного округа и города федерального значения устанавливаются
законом Российской Федерации. Акты краевой, областной администрации,
администраций автономной области, автономного округа, города
федерального значения, противоречащие законодательству, могут быть
отменены соответствующим Советом народных депутатов, вышестоящим
исполнительным органом или судом в соответствии с законодательством
Российской Федерации.


Администрации краев, областей и автономных образований
взаимодействуют с представителями Президента РФ. В то же время
администрации краев и областей вправе по согласованию с
Правительством РФ учреждать представительства администраций при
Правительстве РФ.


Краевая, областная администрация.


Организационные основы деятельности краевой, областной
администрации. Основы организации и деятельности краевой и областной
администрации, ее компетенция детально регламентированы Законом РФ от
5 марта 1992 года “О краевом, областном Совете народных депутатов и
краевой, областной администрации”.


Краевая, областная администрация, являясь исполнительным органом
государственной власти (органом государственного управления) края,
области, подотчетен краевому, областному Совету народных депутатов и
совместно с ним обеспечивает:


- осуществление общих дел края, области и задач социально-
экономического развития;


- исполнение на местах законов Российской Федерации, актов, принятых
Президентом Российской Федерации и Правительством Российской
Федерации;


- связь между органами государственной власти и управления
Российской Федерации и органами местного самоуправления;


- привлечение населения, общественных объединений к управлению
краем, областью.


Край, область имеют свой Устав, в котором на основе Конституции
и законов РФ закрепляется схема управления краем, областью,
конкретизируется структура, функции и полномочия Совета и
администрации, права и обязанности их руководителей, формы участия
граждан в деятельности краевого, областного Совета, краевой,
областной администрации.


Органом государственной власти и управления края, области
обеспечивается участие в деятельности высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации. Краевой, областной Совет
имеет право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов
РФ и в Верховном Совете РФ. Краевая, областная администрация, как и
краевой, областной Совет, вправе вносить на рассмотрение Президента
РФ и в Правительство РФ проекты актов, принятие которых находится в
компетенции президента РФ и Правительства РФ.


В структуру краевой, областной администрации входят: 1) Глава
краевой, областной администрации; 2) органы краевой, областной
администрации.


Глава краевой, областной администрации руководит деятельностью
краевой, областной администрации на принципах единоначалия и несет
ответственность за надлежащее осуществление ее полномочий.


Глава краевой, областной администрации по вопросам, отнесенным к
его ведению, принимает постановления и издает распоряжения.
Руководители органов краевой, областной администрации издают приказы
в пределах своей компетенции. Акты краевой, областной администрации
вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в
самом акте. Акты краевой, областной администрации не могут
устанавливать для граждан обязанности, не предусмотренные
Конституцией РФ и законами РФ. Акты краевой, областной администрации,
принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми
расположенными на территории края, области предприятиями,
учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.


Органы краевой, областной администрации создаются в соответствии
с закрепленной в Уставе края, области схемой и на основании
постановлений главы краевой, областной администрации. Согласно Закону
о краевом, областном Совете народных депутатов, краевой, областной
администрации (ст. 38 п. 1) в составе краевой, областной
администрации создаются комитеты, управления, отделы и другие
структурные подразделения, непосредственно подчиненные главе
администрации.


Руководители краевых, областных органов управления финансами и
социальной защитой населения назначаются и освобождаются от должности
главой краевой, областной администрации с последующим утверждением
краевым, областным Советом. Руководители краевого, областного органа
внутренних дел, комитета по управлению имуществом края, области,
назначаются и освобождаются от должности соответственно министром
внутренних дел РФ, председателем государственного комитета РФ по
управлению государственным имуществом по согласованию с главой
краевой, областной администрации и последующим утверждением краевым,
областным Советом.


Другие должностные лица органов краевой, областной администрации
назначаются и освобождаются от должности главой администрации
самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.


Полномочия, ответственность, порядок деятельности краевой,
областной администрации подробно определены главами 7-9 Закона о
краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной
администрации 1992 года.


Местная администрация.


Согласно Конституции Российской Федерации (ст.138) и ст. 1 Закона РФ
от 6 июля 1991 года “О местном самоуправлении в РСФСР” под местным
(территориальным) самоуправлением понимается система организации
деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность)
решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения,
его исторических, национально-этнических и иных особенностей.


Местное самоуправление осуществляется в границах районов,
городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских
населенных пунктов.


В систему местного самоуправления входят: 1) представительные
органы власти - местные Советы народных депутатов; 2) исполнительные
органы управления - местная администрация; 3) местные референдумы,
собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной
демократии; 4) органы территориального общественного самоуправления
населения.


Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение
гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими
органы или непосредственно, выполнение решений вышестоящих органов
государственной власти, принятых в пределах их компетенции, исходя из
интересов населения, на основе закрепленных за органами
самоуправления материальных и финансовых ресурсов.


В пределах, установленных законодательством, районный, городской
Советы принимают, а поселковый, сельский Совет могут принимать
положение (устав) о местном самоуправлении на подведомственной
территории, в котором конкретизируются функции, порядок работы,
система и структура местных органов власти и управления,
разграничение полномочий между ними, организация территориального
общественного самоуправления населения. Гражданам гарантируется вся
полнота прав на участии в местном самоуправлении. Местные Советы
народных депутатов и соответствующие органы управления наделяются
собственной компетенцией, которая может быть изменена только законом
Российской Федерации (ст. 139 Конституции РФ).


Местная администрация - исполнительный орган управления в
районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете.


Местная администрация осуществляет исполнительно-
распорядительные функции на основании и во исполнение законов РФ и
законов республик в составе РФ, актов Президента РФ и Правительства
РФ, решений краевых, областных органов государственной власти и
управления, решений местных Советов, принятых в пределах их
полномочий. Местная администрация обеспечивает права и законные
интересы органов местного самоуправления и граждан.


Местная администрация подотчетна соответствующему местному
Совету, а также вышестоящим исполнительным и распорядительным органам
в пределах их компетенции.


Решения местной администрации, принятые в пределах ее
компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на
подведомственной территории предприятиями, учреждениями,
организациями, органами местного самоуправления и гражданами. Такие
решения не могут быть отменены другими органами государственной
власти, управления и самоуправления.


Местная администрация вправе предъявить в суд или арбитражный
суд требования о признании недействительными актов органов
государственного управления, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений,
нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на данной
территории, и преостанавливать исполнение этих актов до принятия
решения судом или арбитражным судом.


В случаях стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий,
эпиозотий, пожаров и нарушений общественного порядка местная
администрация вправе и обязана осуществлять предусмотренные законом
меры по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их прав и
законных интересов, охране всех форм собственности.


Надзор за соблюдением законности в деятельности местной
администрации осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации
и подотчетные ему прокуроры. Решения местной администрации, ее
органов и должностных лиц, противоречащие законодательству РФ и
республик в составе РФ, подлежат опротестованию прокурорами. Протест
вносится главе администрации с уведомлением вышестоящего Совета. Если
протест прокурора не рассмотрен в течение десяти дней или отклонен
главой местной администрации, прокурор вправе обратиться в суд.


Организационная структура местной администрации, а также размер
расходов на ее содержание утверждаются соответствующим Советом.


В структуру местной администрации входят: 1) глава местной
администрации; 2) органы и структурные подразделения, осуществляющие
функции отраслевого и межотраслевого управления в районе, городе,
районе в городе, крупном поселке, крупном сельсовете. В некрупной
поселковой, сельской администрации функции отраслевого управления
могут возлагаться на назначаемых главой администрации должностных
лиц.


Глава местной администрации руководит деятельностью местной
администрации на принципах единоначалия. Конкретное наименование
должности главы администрации устанавливается соответствующим
Советом, исходя из местных традиций, и закрепляется в положении
(уставе) о местном самоуправлении. Полномочия главы местной
администрации, установленные ст. 31 Закона о местном самоуправлении,
весьма разнообразны и достаточно широки.


Глава местной администрации представляет соответствующему Совету
ежегодный отчет о деятельности местной администрации. Важным
полномочием главы местной администрации является его право открывать
и закрывать счета в банковских учреждениях, распоряжаться средствами
местной администрации, подписывать финансовые документы.


Органы и структурные подразделения местной администрации по всем
вопросам своей деятельности подчиняются главе местной администрации.
По требованию Совета или его председателя руководитель органа или
структурного подразделения местной администрации обязан представить
доклад на сессии или на заседании постоянной комиссии о состоянии дел
в подведомственной сфере.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социальное управление невозможно без авторитета, то есть
государственной воли, независимо от того, представлена ли она одним
лицом или коллегиальным органом.


Говоря об управлении делами общества, следует выделять такую его
самостоятельную область, как управление государственными делами,
которое осуществляется всеми органами государства. Среди них
законодательство выделяет особую группу - органы государственного
управления, которые специально созданы для осуществления этого вида
государственной деятельности.


Аппарат, осуществляющий государственное управление, строится и
функционирует в соответствии с социально-политическими и
организационными принципами.


Определяя “государственное управление” следует привести весь
перечень его признаков, что позволит рассматривать его как
организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов
государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и
состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



1. Г.Н. Колибаба. Современное административное право России: пути его
познания. Учебное пособие. М.,1993.


2. В.О. Баженов. Административное право. Учебно-методические
материалы. М., 1994.


3. Конституция РФ 1993 г.


4. Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. “О системе центральных
органов федеральной исполнительной власти” (Ведомости. 1992. №42).


5. Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. “О структуре центральных
органов федеральной исполнительной власти” (Ведомости. 1992. №41).


6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. “О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации” (Ведомости. 1992. №13).


7. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. “О местном самоуправлении в РФ”
(Ведомости. 1991. №29).







Новинки рефератов ::

Реферат: Особливості контролю знань з математики (Педагогика)


Реферат: Таинственный фантастический и мистический мир Воланда (Литература)


Реферат: Местное самоуправление (Гражданское право и процесс)


Реферат: Преподавание грамматики (Педагогика)


Реферат: Влияние мяты на рост и развитие перца сладкого (Биология)


Реферат: Проблеми та перспективи розвитку страхового ринку України (Страхование)


Реферат: Как воспринимали Маршала Жукова во времена Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, перестройки и в наше время (Исторические личности)


Реферат: Обманные приемы и уловки в общении. Возможности противостояния (Психология)


Реферат: Анализ неплатежеспособности предприятия и пути выхода из кризиса (Бухгалтерский учет)


Реферат: Хозяйственные организации (Теория организации)


Реферат: Героизм русского народа в великой отечественной войне (История)


Реферат: Глобальные проблемы мирного освоения космоса (Авиация)


Реферат: Украинское барокко (Искусство и культура)


Реферат: Правовая основа местного самоуправления (Гражданское право и процесс)


Реферат: Культура Доколумбовой Америки (Культурология)


Реферат: Чехов (Литература : русская)


Реферат: Организация машинно-ремонтной мастерской в сельском хозяйстве (Сельское хозяйство)


Реферат: Образование в Великобритании (Иностранные языки)


Реферат: Культура России X-XIIвв. (Культурология)


Реферат: Аналогии в курсе физики средней школы (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист