GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Педагоги-новаторы (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Педагоги-новаторы (Педагогика)



Казанский государственный педагогический университет



Педагоги-новаторы

(новые подходы к

воспитанию личности)



Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.
Оглавление
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 4
Педагоги-новаторы и их концепции 5
Бондаревская Е.В. 6
Газман О.С. 7
Таланчук Н.М. 8
Воспитательные подходы 8
III. Заключение 12
ЛИТЕРАТУРА 13


ВВЕДЕНИЕ

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов,
концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться
на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во
всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;
. Поддержки и развития индивидуальности;
. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития
культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую
необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности
учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не
средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного
индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное
достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и
интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии.
Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к
будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого
возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с
психическими особенностями развивающейся личности.


ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ


НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также
приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который
достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в
воспитании в том числе.
«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием :
в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке,
Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на
себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями
общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе
и не несет ответственности за поведение школьников на улице» (12, с.33).
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране
ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения
высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения,
доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная
действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с
миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого
было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание
моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте
экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного
здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными
рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная
преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую
понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения
целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности,
справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой
жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый
переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу
порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности.
В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным
и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед
подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в
трудный период самоопределения» (1, с. 7).
И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя
задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать
профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.
«Цели, как известно ,бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о
всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие
возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения
мог максимально развивать свои умственные и художественные способности,
технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой
(а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая
наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого
потенциала, - их пока нет» (3, с.21).
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания,
некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для
занятий детей той или иной деятельностью.
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и
готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот
фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного
воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия
общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями,
если не веками.
Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей
стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной
психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а
зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
Педагоги-новаторы и их концепции
В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:
Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях (В.А. Караковский -
один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные ценности:
Земля - общий дом всего живого, семья - воспитывает свое поколение,
отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории отечества,
края, быта...), физического/умственного/душевного труда, ценность знаний,
ценность культуры (духовной жизни, прекрасного), ценность мира, ценность
человека - все в мире направлено на человека.
Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие
полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности
ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект
воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности
(знания, усвоенные без радости - плохо).
Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения
культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели
культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень
сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир
культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность
человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой -
гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств.
Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом,
применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе
полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то,
умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства,
умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием
культуры.
Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям
обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в
концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.
Бондаревская Е.В.
«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание
как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для
реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые
включают:
. Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей,
сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между
различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни,
осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;
. Овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного
человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми;
художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье;
охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями;
совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и
другое;
. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и
национальной культуры: научных, художественных, технических нравственных
и воспроизводство в творческих видах деятельности;
. Формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах,
проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие
аморальным явлениям и другое;
. Накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения:
организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких,
уважение прав и достоинства других людей и другое;
. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности:
принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них,
выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности,
овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое» (41,
с.30-31).
Реализация базового содержания воспитания опирается На принципы
гуманизации и теснейшим образом связана с гуманитаризацией
образования.
Важнейшими принципами реформирования педагогического образования
должны быть: обращенность к общечеловеческим ценностям, обращенность к
педагогической культуре, обращенность к детям, школе, обращенность к
индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.
Обращенность к общечеловеческим ценностям означает возвращение
педагогического образования в лоно культуры, его гуманизацию,
гуманитаризацию, создание экологически чистой культурно-образовательной
среды, отношение к учащемуся, как свободному суверенному субъекту
подготовки, ответственность школы за качество его подготовки. Основное
содержание подготовки должна составлять отечественная и мировая культура.
Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.
Овладение учащимися базовыми основами культуры - фундаментальная задача
общепедагогической подготовки. Культура рассматривается как динамическая
система общечеловеческих ценностей, творческих способов деятельности и
личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и развития
личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в мир
культурных и общечеловеческих ценностей, оказать помощь в овладении
базовыми основами культуры и развитии субъектных свойств личности, как
человека культуры.
В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:
. человеческие: социальная защита личности, помощь, поддержка его
индивидуальности, творческого потенциала;
. духовные: совокупный опыт человечества, отраженный в филосовских
теориях и способах мышления;
. практические: способы практической деятельности, проверенные практикой
образовательно-воспитательной системы;
. личностные: способности, индивидуальные особенности личности,
собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет
мировую культуру.
Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества;
философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности,
обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура
поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.
Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения
учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная
номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.
Газман О.С.
Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции
руководителя авторского коллектива Газмана О.С.
«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и
культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи
педагогической работы направлены на формирование способности личности к
культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные
направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.
«Здоровье»;
«Учение»;
«Общение»;
«Досуг»;
«Семья».
При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов
самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые
выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся
основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).
Таланчук Н.М.
«Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная
концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции
положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи
воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего
поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,
геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.
Система ролей включает в себя:
в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-
материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование
супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и
ответственности перед родителями;
в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-
управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование
профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и
организаторских способностей;
в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную,
политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания –
формирование основных компонентов этих культур;
в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;
в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей,
учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания
выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и
самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные
цели, саморегуляции» (19, с.5-6).
Воспитательные подходы
Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи
все шире проникают в педагогику.
Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы
отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим
людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его
жизнедеятельность.
Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны
первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному
человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и
привилегий, завоевания политического или другого господства.
Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный
этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого,
человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения
политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и
межличностных проблем и конфликтов.
«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования
общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального
момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-
этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).
В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с
позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н.
Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы
бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки.
Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить
любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения,
неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом
отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду»
(61, с. 279).
В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась
и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую
известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-
Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.
Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода».
Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной
педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных
педагогических течениях по-разному.
Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из
основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению,
свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать
этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий
своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного
представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а
средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.
«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция
поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые
исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В
качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции
состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным
проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность
ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому
подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться,
если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен,
разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее
запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).
Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого
понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав
ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей.
Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу
сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает
принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В
качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и
представление ему всех положительных данных для развития его
индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе
воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом
освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в
нем духа искания, исследования творчества.
Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные
теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о
свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это
достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть
самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на
мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и
принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то,
что кажется кому-то необходимым.
На современном этапе в отечественной теории и практики такое
понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили,
И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их
работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и
воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если
максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного
выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.
Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал,
что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях
науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и
отражает исходные концепции авторов.
Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?
Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.
Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия,
что включает в свою очередь три направления:
ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение
ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные
конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания,
взаимодействие взрослых и детей:
гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях
различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности,
построенных на основе идей ненасилия;
реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших
учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и
специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей
в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с.
6).
Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка
сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама
педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях.
Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс,
начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели
педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас
же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из
участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой
личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную
модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).
С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в
серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических
аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции
ненасилия.
В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных
программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных
программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем
необходимыми методическими материалами.
Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе
культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями
М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.
Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать
те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены
исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы
З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской,
И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой,
Е.И.Шимбаревой и других.
Заключение
Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования,
способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт
привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к
многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит
прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных
функций педагогического образования, что предполагает приоритет
образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного
предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий
для творческой самореализации личности.
Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при
переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии
педагогического образования, в основе которой предположительно лежит
целостный образ человека - выпускника педагогического университета,
интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству
жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются
свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.
«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств,
привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций,
творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с
общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и
индивидуальное своеобразие своей личности.
Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты,
новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования
социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую,
гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал,
к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд
сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности –
можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность –
нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.
Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе
как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей
ценности.
В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым
понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для
здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды,
условия их гармоничного развития.
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную
определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием,
обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер
самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.
Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты
человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека
с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом,
природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова
веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.
ЛИТЕРАТУРА
Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный
подход. М., 1992.
Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н.,
Университетское,1990.
Ангеловски К. Учителя и инновации.
http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html
Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной
школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122
Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования
школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm
Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.
http://www.vspu.ru/Pedagogica/
Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности
человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного
воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия
образования. Педагогика,1995, № 4 с.3
Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.
Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура
личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под
ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150
http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm
Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.
Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры.
Педагогика, 1995, №2 с.55
Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое
насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11
Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного
образования. Педагогика,1995,№6, с.41.
Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42
Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия.
http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html
Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1
http://www.vspu.ru/Pedagogica/
Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4
Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская
энциклопедия, 1987, с.1600
Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.
http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html
Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.





Реферат на тему: Педагогика
Введение

Образование является составной частью культуры человека и общества.
Поэтому, чтобы выявить основные черты образования, необходимо
проанализировать особенности культуры, в рамках которой оно развивается.
Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и
общества. Поэтому различают политическую, экономическую, правовую,
нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие вилы
культуры. Фундаментальным компонентом общей культуры является
технологическая культура.
Под технологической культурой можно понимать уровень развития
преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности
достигнутых технологий материального и духовного производства и
позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических
процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и
технологической средой.
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной
культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она
формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система
технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной частью
ее является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением
индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к
преобразовательной деятельности.
Составной частью технологической культуры является также
технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях,
умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по
законам красоты.
Технологическая культура оказывает свое влияние на задачи и содержание
образования подрастающего поколения. В системе общего образования
осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой
является формирование технологической культуры и готовности к
преобразовательной деятельности с использованием научных знаний.
В осуществлении этой задачи особое место в психологии и педагогики
отводят урокам труда. Основная особенность, которой, преобладание
практической деятельности, направленная на преобразование предметной
реальности. Реализация технологической подготовки в трудовом обучении
способствует интеграции репродуктивной, продуктивной и творческой
деятельности учащихся, соединяющая работы рук с работой головы. Трудовая
деятельность становиться источником знаний, стимулом познавательных
интересов, жизненной потребностью, что способствует формированию активной
жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию
явлений и фактов объективной реальности.
В последние десятилетия существенно изменились содержание и область
применения понятия «Технология». Оно охватывает в настоящее время как
материальный, духовный, так и социальный аспект человеческой деятельности,
тесно взаимосвязанные между собой. Мы определяем технологию как область
знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и
применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в
интересах человека, общества, охраны природы. Технология изучает средства и
методы этих преобразований. Изучение ее направлено, в конечном счете, на
развитие личности, ее преобразующего мышления.
Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся:
1. сознательно и творчески выбирать оптимальные способы
преобразовательной деятельности из многих альтернативных
подходов с учетом их последствий для природы, общества и
самого человека;
2. мыслить системно, комплексно;
3. самостоятельно выявлять потребности в информационном
обеспечении деятельности;
4. непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в
качестве методов и средств преобразовательной деятельности.
Творческие способности школьников развиваются в процессе выполнения
проектных заданий.
Поскольку раздел «Проект» входит в Программу по «Технологии», то
каждый учитель этой дисциплины должен знать методику проектной деятельности
учащихся, поэтому главная цель данной работы - рассмотреть методику
проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология».
Т. к. проект – это самостоятельная творческая завершенная работа,
выполняемая под руководством учителя, то к учителям дисциплины «Технология»
предъявляются высокие требования. Поэтому задачи данной курсовой работы
будут следующие:
1. Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.
2. Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в
школьном курсе «Технология».
3. Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.
4. Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
5. Разработать материально-техническое обеспечение проектной
деятельности учащихся
Использование метода проектов позволяет реализовывать деятельный
подход, который способствует применению умений, знаний, полученный при
изучении школьных дисциплин на разных этапах обучения и интегрировать их в
процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь
политехнический принцип обучения, но и использовать знания их социальных и
культурологических дисциплин.
1. Сущность проектной деятельности учащихся.
Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено
выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого
проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет
способствовать технологическому образованию, формированию технологической
культуры каждого подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть
на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы
Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.
Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-
настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.
Проектный метод обучения «Технологии» предполагает, что проектирование
выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на
педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и
собственно деятельности людей в производственной и непроизводственной
сферах хозяйства. Таким образом, можно говорить об эргономическом
содержании новой образовательной области «Технология», которое является
естественным развитием политехнизма в современных условиях.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся
практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они
перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании,
помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на
психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников,
активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания,
включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих
ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных
запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого
самовыражения и непрерывного образования.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее
деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт,
обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной.


Цели проектирования

Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить
представление о жизненном цикле изделий - от зарождения замысла до
материальной реализации и использования на практике. При этом важной
стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение
затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания
постигать тактику действия при решения не детерминированных (часто
репродуктивных), а вероятностно-статистических (нередко лишь с угадываемыми
результатами и гибкими их достижения) задач, формировать расширяющиеся
представления о содержании проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использовании знаний для решения
так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток
данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется
возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и
модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого
изменяющимися внешними условиями.
Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности,
т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения,
актуализированного однотипностью деятельности.
Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика,
которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого
школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет
получать данные о формировании жизненного и профессионального
самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования
достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и
воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста
показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого
учащегося:
1. информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус,
понимание);
2. функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений,
письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с
техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
3. технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные
трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать
заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение
личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
4. интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать
трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и
практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов
по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие
новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для
рационального планирования деятельности, в том числе совместной с
другими людьми);
5. волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные
учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной
ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с
другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне
качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам,
выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и
познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и
д.р.)
Применение метода проектов способствует возникновению такого
взаимодействия и отношений школьников между собой, с взрослыми, при которых
для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только
достигаются запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего
мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от
отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении
их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности.
Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно
только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми,
возникающих в трудовом процессе.
Выполнение творческого проекта — одна из сторон воспитания. Оно
нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности
трудового начала в жизни. Материально-ценностное отношение к труду включает
понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника
саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором
становится сформированная способность человека испытать радость от процесса
и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирование должно соединять мысль ребенка с
действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой
технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с
проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием
экономических, экологических и социальных последствий преобразования
предметного мира.

Задачи проектирования.

Задача проектирования - сформировать у учащихся систему
интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в
конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию
творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе
выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения
(которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от
половозрастных и индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное
исполнение следующих умственных и практических действий:
1. понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера
взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к
представлению выполненной работы или ее частей;
2. планирования конечного результата и представления его в вербальной
форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим
развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;
3. планирования действий, т.е. определение их последовательности с
ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом
времени, сил, средств;
4. выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
5. внесение коррективов в ранее принятые решения;
6. конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа
проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о
помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
7. выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических
рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
8. самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
9. составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических,
экономических), представления их в вербальной форме;
10. оценивания результата по достижению запланированного, по объему и
качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
11. оценивания проектов, выполненных другими;
12. понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры
публичной защиты проектов;
13. конструирования представлений о профессиональной проектной
деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в
результате, готовом изделии;
14. расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию»
(«знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на
рынке.
Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования.

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и
сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов
проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими
факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебно-
материальная база для выполнения творческих проектов и др.
При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики,
специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских
(политехническая, профориентационная и воспитательная направленность,
соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого
отношения к труду, научность и др.)
Использование в практике проектного обучения школьников комплексного
многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за
основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических,
экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических
требований. Характерными признаками творческих проектов являются:
творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения.
В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.
Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное
отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При
подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект
содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении
года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений
на конкретном объекте (проекте).
Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его
творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо
учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки,
возрастные и физиологические возможности.
Важным требованием при отборе творческих проектов является их
общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная
ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по
удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.
Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов
школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и
интересов учителя технологии и наличие материальной базы.
Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе
комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные
условия работы учащихся.
Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации
учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность
реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты
выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного,
творческого коллектива.
Проекты рекомендуется выполнять по следующим направлениям:
1. Решение конструкторско-технологических задач по разработке и
изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для
работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации,
бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.
2. Разработка и модернизация технологии для изготовления различных
видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых
продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.
3. Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.
4. Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства,
благоустройства усадьбы и жилища.
5. Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с
реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов
деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как
невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников
наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном
расширении имеющейся тематики и предъявлении ее учащимся. Собственно, она
предназначена для формирования для формулирования школьником
ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта,
т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать,
предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные
потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть
восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:
1. объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное,
интересен;
2. будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или
кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на
массового или единичного потребителя;
3. необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику
реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
4. не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в
процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых
изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.
Выбор проектов определяется потребностями различных сфер
жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом),
необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих
предметов потребления и услуг.
Основными критериями выбора проектов являются:
- оригинальность, доступность, надежность;
- техническое совершенство;
- эстетические достоинства;
- безопасность;
- соответствие общественным потребностям;
- удобства эксплуатации;
- технологичность;
- материалоемкость;
- стоимость и т. д.
|Сфера деятельности|Примерные направления творческих проектов |
|Школа |Оформление классных уголков, изготовление инструментов |
| |и приспосаблений для школьной мастерской, оборудования |
| |для кабинетов, изготовление действующих моделей и |
| |макетов |
|Индустрия |Заказы предприятий, организаций, фирм. |
|Досуг |Изготовление игрушек, действующих моделей; изготовление|
| |инвентарного материала для подвижных и логических игр; |
| |изготовление сувениров. |
|Дом |Изготовление кухонной утвари, дизайн кухни; |
| |изготовление книжных, туалетных полок, подставок под |
| |телефон; дизайн прихожих, учебных и детских уголков; |
| |изготовление специальных инструментов и приспосаблений |
| |для садово-огородных работ; изготовление рабочих |
| |инструментов и приспосаблений для обработки различных |
| |материалов; дизайн рабочего уголка. |


Перечень примерных тем творческих проектов учащихся:
Из материалов и нитей – детская, нарядная и деловая одежда, гобелены,
декоративные панно, разнообразные виды вышивки, различные виды плетения.
Из различных природных материалов – панно, подделки из соломки,
украшения из листьев, коры, ракушек, ракушек, кожи и т.д.
Из древесины – шкатулки, разделочные доски, игрушки, столовые приборы.
Из металла – украшения с применением различных технологий (чеканка,
гравировка, эмаль).
Из глины – вазы, кувшины, блюда, игрушки, свистульки и т.д.
Психолого-педагогические основы деятельности учащихся при выполнении
творческих проектов
Значительные изменения, происходящие в современном обществе,
максимально актуализируют роль и значение человеческого фактора. В
последнее десятилетие в центре внимания психолого-педагогической науки
находится изучение особенностей и возможностей человека, условий
целенаправленного воздействия на развитие его творческого потенциала.
Понятие проектной деятельности направлено на достижение единой цели
образования - личностного развития школьника.
Любая деятельность состоит из следующих элементов: потребность - мотив
- цель - задача - действия - операции.
К определенной деятельности субъекта побуждает обычно не какой-то один
мотив, а совокупность зачастую противоречивых мотивов, образующих мотивацию
данной деятельности.
Потребность есть состояние человека, отражающее его нужду в чем-либо
или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются какими-
либо потребностями. Мотивация - это и совокупность мотивов деятельности, и
процесс преобразования потребности в мотив деятельности, вызывающий
деятельность по удовлетворению этой потребности.
Характеризуя деятельность учащихся при выполнении творческих проектов,
необходимо выяснить вопрос о взаимосвязи учения и труда, то есть
целесообразно рассматривать трудовую и учебную деятельность как два этапа
одной целостной деятельности. На первом этапе происходит становление
деятельности. На втором этапе приобретенные знания, умения и навыки должны
выступить средством выполнения деятельности с качественно иным содержанием
звеньев этой структуры, и на втором этапе учащиеся получают новые знания. В
связи с этим проектную деятельность с позиции характера деятельности
определим как учебно-трудовую.
Следует выделить два фактора, отличающие процесс учения от процесса
трудовой деятельности.
Во-первых, овладение трудовой деятельностью должно быть обеспечено в
рамках качественно иной учебной деятельности. Во-вторых, формы организации
учебной деятельности и сама она не адекватны формам усваиваемой трудовой
деятельности.
Отличие структуры проектной деятельности от других лишь в специфике и
содержании потребностей и мотивов, вызывающих и направляющих эту
деятельность и в соответствующих этим мотивам целях, задачах, действиях и
операциях. Целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным
результатом изменение самого субъекта.
Сравнение моделей учебной и трудовой деятельности, определение
содержания структурных компонентов позволили определить приоритетное
направление трудовой деятельности в процессе выполнения творческих
проектов.
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна
соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили
основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный,
технологический, заключительный.
На организационно-подготовительном этапе перед школьниками ставится
проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности
человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему
им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества,
какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель -
получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как
социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают
изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и
умений.
Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии
изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор
инструментов и оборудования, определение последовательности технологических
операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами
деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также
все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при
разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является
приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На
протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей
деятельности.
На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции,
корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку
работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций.
Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и
навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает
учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные
технологические операции являются промежуточным результатом деятельности
учащихся на этом этапе.
На заключительном этапе происходит окончательный контроль,
корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические
расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими
работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда.
В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед
одноклассниками.
Анализ содержания деятельности учащихся при выполнении проектного
задания позволяет сделать вывод о том, что проектная деятельность содержит
в себе большие возможности для развития творческих способностей.
На основе изучения и анализа работ психологов и педагогов установлено,
что при соответствующей организации учебного процесса в школе развивается
познавательный интерес и творческие возможности школьников, расширяется
политехнический кругозор учащихся, формируется технологическая культура.
Педагогический анализ специфики творческой деятельности требует
осмысления более широкого понятия "творчество". Общепринятая точка зрения -
творчество как вид человеческой деятельности - отличается новизной и
оригинальностью.
В психолого-педагогическом плане является первостепенно важным то, что
творчество, процесс творчества переживается как новое субъективно. Важно,
чтобы в психолого-педагогическом определении творчества был отражен момент
субъективной значимости: творчество есть деятельность, способствующая
созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем,
творческих задач и заданий. Один из важнейших ее признаков - появление в
результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений,
творческих способностей личности.
В основу обучения школьников проектированию должны быть положены
основные принципы творческой деятельности новаторов, рационализаторов и
изобретателей, конструкторов и технологов на производстве. Творчество
школьников по своим психическим компонентам приближается к творческому
процессу взрослых.
В общем виде процесс творческой деятельности учащихся можно разделить
на те же стадии, что и процесс творческой деятельности взрослых:
возникновение идеи или творческой задачи; решение задачи; реализация
решения на практике.
Существенным моментом творческого характера учебно-трудовой
деятельности является обнаружение школьниками технического противоречия,
возникновение проблемной ситуации. При этом учащийся осознает замысел
технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы,
посредством сравнения сторон противоречия происходит локализация области
поиска - школьник осознает смысл задачи.
Подростковая проектная деятельность - это такая деятельность, в основе
которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в
результате кото

Новинки рефератов ::

Реферат: Восприятие и понимание (Психология)


Реферат: Курсовая по информатике (Программирование)


Реферат: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций (Педагогика)


Реферат: Международная коммерческая деятельность (Предпринимательство)


Реферат: Разработка гибкого производства по выпуску фазового компаратора (Радиоэлектроника)


Реферат: Летний Сад (памятники Санкт-Петербурга) (Архитектура)


Реферат: NGIO (система ввода-вывода нового поколения) (Программирование)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Ревизия денежных средств и расчетных операций (Аудит)


Реферат: Кредитная система РФ (Деньги и кредит)


Реферат: Проектирование цеха ремонта поршневых компрессоров (Технология)


Реферат: Социальная работа с пожилыми людьми (Социология)


Реферат: Польша (География)


Реферат: Роль семьи в подготовке детей к школе (Педагогика)


Реферат: Накопление денежного капитала (Биржевое дело)


Реферат: Помножувач частоти великої кратності міліметрового діапазону з малими втратами (Физика)


Реферат: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (Педагогика)


Реферат: Библия Барнабы (Избранные главы из Евангелия от Варнавы) (Религия)


Реферат: Контрольные задачи по курсу бухучета (Аудит)


Реферат: Особенности вариационной формы в творчестве И. Брамса (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист