GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Место античности в истории мировой культуры (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Место античности в истории мировой культуры (Религия)



ГОСКИНО РОССИИ

Санкт-Петербургский Государственный Университет
Кино и Телевидения



Реферат по культурологии на тему
“ МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ”



Выполнила: студентка заочного отделения
экономического факультета группы № 2
Цветкова В.А.
Проверил:



Санкт-Петербург
1999 г.



- 2 -



О Г Л А В Л Е Н И Е


ВВЕДЕНИЕ....................................................................
......................... 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ.............................................................. 6
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО
РИМА................................................................12
3. АНТИЧНАЯ
НАУКА.......................................................................
........16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
.......................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.....................................22
.

- 3 -



В В Е Д Е Н И Е

Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
В научной литературе существуют различные определения цивилиза-
ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап
человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-
ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",
"американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые
подчеркивают своеобразие региональных культур.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж-
данский, государственный, политический) и во многом совпадает по
смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в
русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-
теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-
рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-
ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-
нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-
ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-
ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-

- 4 -

ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась
характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-
альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-
вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це-
лостность экономической, социально-классовой, политической и духов-
ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных
границах.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до-
вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг
друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей
степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию
"культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль-
тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве-
щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная
мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями
о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-
сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест-
венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то
культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто
употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие
друг друга. И это представляется правомерным, поскольку культура в
широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако из этого не следует, что один термин может полностью за-
менить другой. По мнению Н.Я.Бромлей, "когда мы говорим "цивилиза-
ция",мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества.

- 5 -

Когда мы говорим "культура" то речь может идти о духовной культуре,
о материальной, либо о той и другой. Тут требуются специальные пояс-
нения - какую культуру мы имеем ввиду".
По мнению И.Ф.Кефели, культура - процесс активной деятельности
человека, направленной на освоение, познание и преобразование мира,
совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и ду-
ховных ценностей, отражающих уровень достижений человека в освоении
мира. Большинство современных специалистов считают, что культурный
процесс включает способы и методы создания орудий труда, предметов и
вещей, необходимых человеку, и что овладение культурой предполагает
освоения умений и знаний, необходимых для для труда, общения и поз-
нания.
Таким образом, под культурой современная наука понимает все то,
что создается людьми, в отличии от того, что существует в природе
помимо человека, другими словами, всю творческую деятельность людей
во всем ее многообразии, во всей ее многогранности. Под цивилизацией
же мы понимаем один из периодов истории культуры. Периоды эти следу-
ющие: дикость-"период преимущественно присвоения готовых продуктов
природы" (Энгельс); варварство-эпоха, характеризующаяся изобретением
глиняной посуды, общим усложнением орудий труда, начатками животно-
водства и земледелия (в обычном словоупотреблении "варварство" сде-
лалось обозначением грубости, жестокости, культурной отсталости и
реакционности); цивилизация-эпоха, начинающаяся с изобретения алфа-
витной письменности и характеризующаяся усложнением обрабатывающей
промышленности, большим ростом производительности труда, непрерывным
углублением классовых противоречий и основанной на этих противоречи-
ях государственной организацией.

- 6 -

В истории человечества принято различать следующие основные ти-
пы цивилизации: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия,
Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2) античная; 3) средневековая;
4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи,
приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации совре-
менной эпохи.
Следовательно цивилизация античности - один из периодов разви-
тия культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древ-
него Рима.

1. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Й Г Р Е Ц И И

Греция четко делится на три части: северную, охватывающую Фес-
салию и Эпир; центральную, ограниченную с севера Малийским и Пага-
сейским заливами, а с юга - Коринфским и Сароническим; наконец, юж-
ную, т. е. Пелопоннес. Климат древней Греции мало чем отличается от
нынешнего. Средняя температура не претерпела изменений с античных
времен. Она колеблется от 16 градусов в Фессалии, где климат ближе к
континентальному, до 19 градусов на Кикладах.
В Греции совсем нет золота: его добывали уже за пределами Гре-
ции - на острове Тасос, в Македонии и Фракии. Зато меди греки имели
вдоволь, находя ее прежде всего на Эвбее, где название города Халки-
да происходит от греческого слова, обозначающего медь. Также в Древ-
ней Греции добывали ряд других черных и цветных металлов.
Горнодобывающий промысел находился в Афинах на высоком уровне
развития: там умели необыкновенно искусно отыскивать новые залежи

- 7 -

ценных металлов, а глубина шахт достигала 120 м. Еще важнее серебра
была для греческого искусства глина, из которой делали кирпичи, но
прежде всего керамику - в этом греки добились, как известно, высо-
чайших художественных достижений. Наконец, весьма ценился и камень:
благодаря ему возникли со временем греческие храмы, другие памятники
архитектуры и скульптуры. Камень всегда находился на месте, его не
надо было ниоткуда возить. Дома в Афинах строились из твердого из-
вестняка, добытого в ближайших окрестностях; дома на Делосе - из
камня выломанного прямо из гранитного основания острова. Даже при
сооружении храмов обходились без транспортировки материалов. В Олим-
пе святилище Зевса построили из местного известняка; каменоломни Ка-
ра, поставлявшие Афинам излюбленный там в VI в. до н. э. траверин,
т. е. мягкий известняк, располагались всего в нескольких километрах
от города.
На рубеже III-II тысячелетия до н. э. предки поднейших греков,
двигаясь из-за Дуная, вторглись на балканский полуостров. Пространс-
тво, примыкавшее к Средиземному морю, было заселено людьми, которые
говорили на языке, не относящемуся ни к индоевропейской, ни к се-
митской группам. Позднейшие греки, за исключением дворян, сами счи-
тали себя автохтонными населением Греции, однако и у них сохранялось
представление о существовании некоторого древнего, догреческого на-
рода, карийцев, лелегов, или пеласгов, первоначально населявших Эл-
ладу и прилегающие острова.
Итак, в районе Эгейского моря существовали и взаимодействовали
три культурные общности: древнейшая из них критская, или минойская,
с центром на Крите (3000 - 1200 гг. до н. э.); кикладская, расцвет-
шая на островах; и элладская - в собственно Греции. Отражением

- 8 -

критской культуры в материковой Греции была культура микенская: в
формировании ее немалую роль сыграли, очевидно, художники и ремес-
ленники с Крита, привезенные в качестве рабов победителями - ахейца-
ми.
Около 1700 г. до н. э. в Греции формируется микенская культура,
которая, в свою очередь, делится на периоды: раннемикенской (до 1550
г. до н. э.), среднемикенский (1550 - 1400 гг. до н. э.) и позднеми-
кенский (1400 - 1200 гг. до н. э.).
Около 1700 г. до н. э. в Арголиде - центре власти микенских
правителей - стали особенно сильно ощущаться влияния минойской куль-
туры, шедшие с Крита. Женщины начали одеваться на подобии негритя-
нок, появились святилища критского типа, в которых приносили жертвы
богини с Крита. Испытывая воздействие более развитой цивилизации,
ахейцы сохраняли , однако, несмотря на это, многие черты культуры,
принесенной ими с севера. В отличие от критян они продолжали носить
усы и бороды, жили в мегаронах с постоянным очагом. Если обитатели
Крита господствовали на море и потому не опасались вторжения на их
остров, то ахейцы строили мощные оборонительные сооружения против
возможных нападений с севера и восстаний покоренного ими населения.
Женственной, изысканной минойской культуре противостояли суровость и
мужественность нарождавшейся микенской цивилизации.
Все это нашло свое отражение как в монументальной архитектуре,
так и в тематике стенных росписей в материковой Греции того времени,
где излюбленными оставались темы войны и охоты. Символами могущества
местных царей были крупные укрепления на возвышенных местах, обне-
сенные мощными стенами. Конструкция этих укреплений отличалась от
конструкции критских построек. Чтобы понять это, достаточно постоять

- 9 -

в Микенах у знаменитых Львиных ворот, украшенных рельефом с изобра-
жением двух львиц в окружении огромных, громоздящихся один на другой
каменных блоков. Греки считали, что эти стены воздвигли циклопы -
одноглазые великаны; на самом же деле то был результат труда тысяч
людей, свободных и рабов, которых ахейцы захватывали в своих далеких
военных походах.
До 1953 г. микенская цивилизация разговаривала с нами лишь язы-
ком величественных памятников архитектуры и живописи. Но расшифровка
англичанами М.Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности позво-
лила услышать также язык глиняных табличек, содержащих инвентарные
описи микенских дворцов. Хотя уже было известно о существовании трех
систем письменности в эгейском мире: древнейшее, иероглифическое
письмо (первая половина II тысячелетия до н. э.) и две системы ли-
нейного письма - А (XVII - XIV вв. до н. э.) и Б (примерно XIV - XI-
II вв. до н. э.), тем не менее только в 1953 г. удалось прочесть
тексты, созданные на основе самой "младшей" из этих систем, а именно
линейного слогового письма Б, и установить, что записи сделаны на
греческом языке. Линейное письмо А остается и поныне нерасшифрован-
ным, но, как представляется, пользовались им не греки, а догреческое
население Крита.
В Древней Греции существовало множество профессий, такие как
каменщики, плотники, корабелы, гончары, кузнецы, изготовители боевых
луков и мебели, ювелиры, пекари и множество других, что свидетельст-
вовало о высоком развитии их науки и культуры.
Микенские документы принесли с собой немало открытий в области
истории религии. В длинном списке богов встречаются Зевс, Гера, По-
сейдон, Афина и Артемида. Неожиданностью для ученых оказалось су-

- 10 -

ществование женских соответствий: Посейдону - богине Посидеи, и Зев-
су - богини Девии, которых классическая Греция не знала, подобно то-
му, как не было в классический период "жрицы цветов", упоминаемой в
кносских текстах. Но самым большим открытием явилось существование
уже в ту эпоху культа Диониса, ибо имя это мы находим в табличках,
но как имя человека, а не бога.
Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера "Иллиада"
и "Одисея" (VI в. до н. э.). Когда-то афинская молодежь заучивала их
наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не
только большое значения, как произведения исскуства, им предавалось
также важное государственное, социальное и нравственное значение.
Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бес-
честии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались , как глубо-
ко современные.
Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естейственной не-
обходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что
сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач од-
новременно несет просветленье и т. д.
Античная культура - это также культура Сократа, философа, пос-
тавившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу
учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к ода-
ренным юношам и из них готовил учеников.
Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, стано-
вится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по
Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не аб-
солютизировать его ("Я знаю,что ничего не знаю"). Самое позорное не-
вежество - "воображать что знаешь то, чего не знаешь". Сократ был

- 11 -

постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его
били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает
тем же. Сократ отвечал: "Разве я потащу в суд осла, если он меня
лягнул?".
Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру
способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не
только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во
многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее
были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние
греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон
- бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и по-
коя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инс-
тинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.
Почитание Аполлона привело к господству пластического искусс-
тва, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почи-
тание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто не-
лицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигелизму.
Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетать-
ся аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае воз-
можна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет
в конце концов к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к
разрушению, протесту ради протеста.
В Древней Греции существовал обряд жертвоприношения - в Кноссе
удалось отыскать фрагменты календаря, где речь идет о жрецах, о
празднествах и о жертвах, которые полагалось приносить в те или иные
месяцы. Функции верховного жреца исполнял, как предполагается, сам
царь, хотя бесспорных доказательств тому нет.

- 12 -

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания
различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обуче-
ние риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора
той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софис-
тов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все бо-
лее многочисленные философские школы ориентировались также лишь на
социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все
больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно,
что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь
явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем
столетии прежней социально - воспитательной роли. Трагедия пережива-
ла упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия
спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза,
напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусс-
тво IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось
непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности,
чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие
поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., предс-
тавленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство,
особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и
Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

2. К У Л Ь Т У Р А Д Р Е В Н Е Г О Р И М А

Природные условия на Апеннинском полуострове в древности мало
отличались от сегодняшних, если не считать того, что столь характер-
ных для Италии апельсиновых и лимонных деревьев, агавы и эвкалиптов

- 13 -

древнейшие обитатели страны еще на знали, а финиковую пальму и гра-
нат распространили там только карфагеняне. В сравнении с Грецией
Италия обладает более плодородными почвами, особенно в долине реки
По и в Кампании, славившейся к тому же своими цекубскими и фалерн-
скими винами. Но как и в Греции, обработка земли требовала и здесь
огромных человеческих усилий; необходимо было осушить многие заболо-
ченные территории, другие же обеспечить искусственным орошением.
Мастерами этого дела были этруски, чьи достижения сегодня не могут
не удивлять. Однако Италия была значительно беднее, чем Греция, ме-
таллами, которые ей с незапамятных времен приходилось ввозить. Толь-
ко в Этрурии добывали медь и олово, а на острове Эльба - железо. В
обработке металлов больших успехов добились те же этруски.
Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться
в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сираку-
зами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал
23 - летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на
море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество про-
тивника заставило римлян перейти к строительству собственного воен-
ного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной
тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские
корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на
вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.
Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые терри-
тории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское госу-
дарство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во
все расширяющийся римский "агер публикус", а также обширные владения
бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебрянные рудники,

- 14 -

солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи
пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим
крупнейшей финансовой величиной античного мира.
Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи за-
воеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная
судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н.
э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных городов
с захватом добычи и рабов. В рабство продавали десятки тысяч чело-
век, а добычи набиралось столько, что сгибаясь под ее тяжестью римс-
кие войны оказывались уже не в состоянии совершать переходы больше,
чем 5 километров в день.
Культура Древнего Рима, в основном представляла собой переме-
шанные культуры других стран. Как, например, кроме многих предметов
быта, заимствованных из Греции и стран Востока, были заимствованы
также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, ви-
дели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на
восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой
толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами.
Завоевание Тарента в 272 г. до н. э. оказалось важной вехой не
только в политической истории Рима, но и в истории его литературы.
Тогда вместе с множеством других пленных в Рим прибыл грек Андроник.
Отпущенный на свободу своим господином Ливием Салинатором, он принял
имя Тит Ливий Андроник. Андроник занялся тем, что стал переводить на
римский язык, а затем читать, известные греческие трагедии, главным
образом, Софокла и Еврипида. Современную же ему эллинистическую поэ-
зию он знал мало, и ее влияние никак не отразилось на его творчест-
ве. Да и навряд ли индивидуалистическая литература эпохи эллинизма

- 15 -

нашла бы тогда отклик у суровых и сплоченных римлян, впервые бросив-
ших в ту пору вызов всесильному Карфагену.
Деревняя архитектура с террактовой орнаментикой полностью цари-
ла в Риме в III в. до н. э. и только в следующем столетии начала ус-
тупать место каменным постройкам. Но храмы сооружали из мягкого вул-
канического туфа, так как своего мрамора в Италии II в. до н. э. еще
не было: и "лунский", позднее каррарский, мрамор, и "тибуртинский"
твердый известняк - травертин стали применяться повсеместно уже в
эпоху Августа. Ограниченность в выборе строительного материала нало-
жила отпечаток и на саму архитектуру. Из мягкого туфа не удавалось
вытесывать длинные прочные балки, поэтому зодчим приходилось созда-
вать арочные своды. кроме того, мягкий туф не позволял делать ярко
выраженные, подчеркнутые орнаменты, как на греческих мраморных хра-
мах, и надо было украшать постройки гибсовой пластикой.
Все это рано придало римской архитектуре иной, отличавший ее от
греческой характер. Своеобразие римской архитектуры хорошо видно,
например, в сооруженном Квинтом Лутацием Катулом табулярии (архивох-
ранилище), обращенном фасадом на форум, с арками между дорическими
полуколоннами, со сводчатыми покрытиями внутренних корридоров.
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами
украшения домов и храмов, в том числе с фресковой живописью. С тра-
дициями эллинистических фресок тесно связан первый римский тип живо-
писи - так называемый помпейский, изученный по фрескам, обнаруженным
археологами в раскопанных археологами провинциальных Помпеях и в
других городах Кампании. Интересно, что как и в тогдашней римской
риторике, здесь сосуществовали и нередко выступали два стиля - прос-
той, с тонким рисунком, и рядом другой, патетический, со светотенями

- 16 -

и насыщенными цветами. Эти своеобразные "аттицизм" и "азиазианизм" в
живописи соседствовали иногда на стенах одной и той же комнаты, как,
например в вилле Фарнезина в Помпеях.
В скульптуре явлением, характерным для оригинального римского
искусства, стал начиная со II в. до н. э. реалистический портрет. В
новизне и самобытности римского скульптурного портрета нетрудно убе-
диться, если сравнить грубоватые, крестьянские лица на надгробных
рельефах эпохи республики с тонко моделированными, рафинированными
эллинистическими портретами. Пластический реализм римских мастеров
достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мрамор-
ные портреты Помпея и Цезаря.

3. А Н Т И Ч Н А Я Н А У К А

Исходя из содержания понятия культуры, науку следует рассматри-
вать как явление культуры, т. е. ее областью. Вместе с тем наука как
система развивающего знания отличается от всех явлений культуры
прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т.
е. что содержание научного знания не зависит от человечества. В этом
знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его свя-
зи и отношения.
Наука выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться
как явление культуры, когда она обращается к человеку, когда добытое
ею знание становится фактором человеческого мира.
Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно,
включена в систему исторически определенной культуры.
Так в культуре Древнего Египта знание - существовавшее тогда

- 17 -

зачатки науки - было достоянием лишь посвященных и носило Эзотерми-
ческий характер.
В рамках индийской культуры уже в глубокой древности были раск-
рыты такие глубинные свойства и способности человеческого организма,
существо которых во многом до сих пор остается не объясненным в по-
зиции современной биологии и медицины. Но эти знания обликаются в
неадекватную полумистическую форму (йога и другие школы), которую
можно было бы условно назвать символической формой представления на-
учного знания.
И, наконец, на почве древнегреческой культуры впервые появилась
и стала произрастать и развиваться теоретическая форма представления
знания, стали разрабатываться категории научного мышления.
Античная наука возникла в VI в до н. э. в весьма своеобразной
обстановке греческих городов-государств малоазийского и (несколько
позднее) италийского Средиземноморья. Именно эта обстановка послужи-
ла той неблагоприятной средой, которая способствовала зарождению
особой формы умозрения, приведшей в дальнейшем к развитию теорети-
ческого - как философского, так и научного - мышления. Если в боль-
шинстве древних цивилизаций города - государства представляли собой
автократические или теократические деспотии, то в греческом полисе
VII-VI вв. до н. э. мы впервые встречаемся с демократией как общ-
ностью свободных граждан, равных друг перед другом и перед законом.
Каждый гражданин полиса участвовал в выполнении общественных
функций и в защите государства от внешнего врага независимо от его
сословного и имущественного положения. Каждый имел право выступать
на народных собраниях и убедительно (т. е. логически обоснованно)
защищать свою точку зрения. Любовь древних греков к словесному аго-

- 18 -

ну, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих
условиях к развитию искусства устной аргументации и в конечном счете
к разработке приемов логического доказательства.
Большое и подчас недооцениваемое значение имело в греческих го-
родах - государствах отсутствие сословий чиновников и жрецов. Что
касается религии, то она рассматривалась как чисто гражданское уста-
новление, возлагавшее на граждан обязанности по выполнению опреде-
ленных обрядов, но не накладывавшее никаких ограничений на них внут-
ренние убеждения. Это способствовало возникновению в греческих (ио-
нийских) полисах атмосферы свободомыслия, которой не знала ни одна
страна Древнего мира.
Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие
заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало
что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком
уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения гре-
ческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как
строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом
крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции
отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные
со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит нес-
колько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые осо-
бенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе,
созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был
прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время
историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в
конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обна-
ружила этот туннель.

- 19 -

Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель
рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в
сочинении "Диоптра" геометрическое построение, которое должно было
быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели,
встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, тре-
бовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в про-
видении геодезических измерений.
Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени
первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать гео-
метрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две рав-
ные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольни-
ка равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались,
вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые
попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало де-
дуктивной математике - той математике, которая впоследствии была
превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосско-
го, Архита, Эвдокса, Эвклида, Апполония Пергского и других великих
ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих уче-
ных очень мало использовались в повседневной жизни.
Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Дейс-
твительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гени-
ального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот
факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то
развитие, которое приняла наука нового времени.
Античная наука отражала особенности греческого склада мышления,
несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того обра-
за мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики.

- 20 -

Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной
культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искус-
стве.
Как было указано выше, основным методом греческой науки было
созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в антич-
ности получила астрономия. Действительно, что могло быть более дос-
тойным объектом созерцания, чем небесный свод с движущимися по небу
светилами? Это прекрасно выразил Анаксагор в приписываемой ему зна-
менитой апофеме. На вопрос, для чего человеку лучше родиться, чем не
родиться, Анаксагор отвечал:"чтобы созерцать небо и устройство всего
миропорядка".
Между тем греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и за-
нимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели
были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто
умозрительно, без учета данных о движении небесных тел. Таких данных
вначале у греков вообще не было. Но к началу IV в. до н. э. гречес-
кая наблюдательная астрономия уже имела существенные достижения.
Следует подчеркнуть еще одно отличие античной науки от науки
нового времени. Наука нового времени, творцами которой были великие
ученые эпохи Возрождения и ХVII в., с самого начала была наукой ин-
тернациональной. Коперник, Бэкон, Галилей, Декарт, Кеплер - все они
были представителями различных наций. Античная наука - это прежде
всего греческая наука. То что рабовладельческое общество может обхо-
диться без науки показывает пример Рима. Практическому складу римс-
кого ума было чуждо стремление к теоретическому умовозрению, являв-
шееся столь характерным признаком греческой научной мысли. Несмотря
на это, Рим дал миру великолепных поэтов, глубоких моралистов, заме-

- 21 -

чательных историков, блестящих ораторов.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Следовательно, культура или цивилизация в широком этнографичес-
ком смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства,
нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком, как членом общества.
Являясь вторым самостоятельным этапом истории мировой культуры
античная (греко-римская) культура построена на вере в силу освобож-
денного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под
влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный
вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архи-
тектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетель-
ством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не толь-
ко как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.
И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчес-
тии являются современными.
На почве античной культуры впервые появилась и стали развивать-
ся категории научного мышления, велик вклад античности в развитие
астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная фило-
софия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового
времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась
основой для дальнейшего развития мировой культуры.



- 22 -



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.И.Арнольдов. Введение в культуру.- М.: Народная Академия ку-
льтуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
2. В.И. Добрынина. Культура и цивилизация // Cоциально-политичес-
кий журнал.-1994.- N 2. - С.92-106.
3. В.А.Зоц. Культура. Религия. Атеизм.- М.: Издательство полити-
ческой литературы, 1982.
4. В.Ж.Келле. Наука и культура. - М.:"Наука",1984.
5. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический
журнал.-1995.- N 4. - С.122-127.
6. И.Ф.Кефели. Культура и цивилизация // Cоциально-политический
журнал.-1995.- N 3. - С.73-82.
7. К.Куманецкий. История культуры древней Греции и Рима.- М:Выс-
шая школа,1990.
8. Л.З.Немировская. Культурология. История и теория культуры.
- М.:1992.
9. Э.Тэйлор. Первобытная культура.- М.:Государственное социально-
экономическое издательство, 1939.
10. В.М.Хачатурян. Теория цивилизаций в русской исторической мыс-
ли // Новая и новейшая история. -1995. - N 5. - С.8-18.




Реферат на тему: Мир аггадической литературы
СОДЕРЖАНИЕ:


Введение
............................................................................
...................3
1. Термин
«аггада».............................................................
................3
2. Этимология
слова..............................................................
.......3
3. Понятие
аггады.............................................................
............4
2. Аггада и
Галаха...............................................................
...............5
3. Аггада в ее историческом развитии .....................
.......................9
3.1.
Драшот......................................................................
.................9
3.2. Аггада в Эрец-Исраэль и
Вавилонии.......................................9
3.3. Аггадическая литература
средневековья.............................10
Заключение..............................................................
...........................13
Литература..............................................................
............................15



ВВЕДЕНИЕ

Аггадический мидраш - один из самых интересных разделов еврейской
литературы, восходящий к драшот (проповедям), которые произносились в
местах собраний, в первую очередь, в Эрец-Исраэль.
Большинство аггадот связано с Танахом, Б-гом и человеком (как
индивидуальностью и как частью общества). Многие аггадот посвящены
библейским персонажам, их поступкам и эмоциям, их чаяниям и судьбам. В
большинстве случаев, библейский сюжет служит основой, от которой
отталкивается аггада, и связывает читателя (или слушателя) с эпохой, в
которую жил автора мидраша. Таким образом, аггадический мидраш отражает
проблемы еврейского народа и мудрецов вплоть до конца эпохи Второго Храма и
во времена Мишны и Талмуда.
Читая и изучая аггадот, мы постигаем оригинальную творческую еврейскую
мысль того времени, а также находим в них параллели с фольклором других
народов.

1. ТЕРМИН «АГГАДА»

1.1. Этимология слова
Слово аггада (дгва) - арамейский эквивалент ивритского слова дгвд,
которое происходит от глагола гйвдм («сказать»), как в зсф мщ дгвд
(Пасхальная hаггада), книге, в которой рассказывается об исходе из Египта.
По мнению Бахера, ученого конца XIX столетия, «этимон слова аггада (дгвд)
- выражение беълд (гйво) гйвд («сказано в написанном»), которым часто
открывается аггадическое повествование» /5/.
Ряд исследователей указывает на связь слова аггада с корнем гва,
значение которого «связывать», «объединять» (на иврите агуда - общество,
союз, пучок, связка). Аггаду в таком случае надо понимать как коллекцию,
собрание различных историй.
Существует также мнение, что рассматриваемый термин происходит от
арамейской основы н-г-д («тянуть», «притягивать») - в том смысле, что
аггадическая литература «притягивает», «влечет» душу человека.
Однако А. Шинан считает, что «этимология слова аггада на базе арамейской
основы представляется маловероятной» /3/.
Таким образом, на вопрос о происхождении слова пока нет однозначного
ответа.

1.2 Понятие аггады
В современном иврите слово аггада нередко употребляется в значении
«сказка», «легенда», но мы рассмотрим специфически еврейское значение этого
термина.
Автор «Введения в Талмуд», вероятно Рав Шмуэль hа-Нагид, живший в
Испании в первой половине XI века, дал следующее определение аггады:
«Каждая интерпретация, включенная в Талмуд, на любую тему, не содержащая
предписания, является аггадой». Это определение носит косвенный характер.
Автор «Введения в Талмуд» говорит не о том, что есть аггада, а, скорее, о
том, что ей не является, то есть о законодательной части Талмуда (длмд).
Таким образом, все, что не относится к Галахе, - Аггада.
Подобного мнения придерживаются и составители «Энциклопедии Иврит»,
которые дают определение Аггады через отрицание: «…та часть Устной Торы,
которая не есть Галаха» /6/, из чего можно сделать вывод о существовании
некоторой внутренней сложности, не позволяющую дать точную дефиницию,
которая не пряталась бы за другие понятия.
Один из крупнейших исследователей аггады, основоположник научной
иудаистики XIX века Леопольд Цунц (Йом Тов Липман; 1794 - 1886) писал, что
«в аггаде есть все, что только можно себе вообразить, кроме зубоскальства и
бездумного легкомыслия» /3/. И, разумеется, кроме галахических предписаний.
Однако нужно отметить, что и «Энциклопедия Иврит», и Л. Цунц пытаются
определить только аггаду эпохи Талмуда. Если же говорить об аггаде в целом
как о культурном феномене, возникшем задолго до эпохи мудрецов Талмуда, то
не исключено, что дефиниция окажется еще более пространной.
Аггада, в первую очередь, включает в себя легенды еврейского народа.
Большинство из них происходит из толкований Библии и биографий рабби и
еврейских героев. Другие элементы аггады - разработки библейской истории,
детализирующие повествование. Это может быть названо «исторической»
аггадой. Однако при чтении аггады нужно иметь в виду, что ее следует
воспринимать не как историческую правду, а как моральную истину.
Кроме того, существует широкий пласт литературы еврейского фольклора,
которая не имеет связи с библейской историей или известными личностями
постбиблейского периода. В таком фольклоре может рассказываться об ангелах
или демонах, а также о причудливых обычаях, распространенных в некоторых
еврейских общинах. Существуют также философские и теологические учения,
которые входят в понятие аггады. Иногда эти учения четко выделяются и нет
никакой сложности в их идентификации. Это особенно относится к области
этической философии, как в случае талмудического раздела ъеба йчшф (Пиркей
Авот). Здесь содержатся несколько учений, касающихся воззрений на Б-га,
Человека, Тору и Израиль, изложенных в общедоступной форме. Но очень часто
эти философские или этические учения должны выводиться из историй,
рассказанных рабби. Эти истории передаются без авторского заключения. Тем
не менее, они достаточно интересны, содержат мораль и могут служить
прекрасными образцами хорошего повествования.
Существует также аггадические повествования, которые основаны на
комментариях к библейскому тексту: «Повествование о сотворении мира
начинается с буквы бет (б), имеющей начертание, открытое только с одной,
передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало после
божественного миростроительства, может быть доступно человеческому
разумению» (Берешит - Раба, 1) /1/. В данной аггаде мы можем видеть, как
причудливое толкование рабби значения одной буквы открывает важный спор в
еврейской теологии о загадках жизни и смерти.
В соответствии с нашим широким определением аггады как полного спектра
незаконодательной раввинистической литературы, аггада и ее развитие
соприкасаются со всей еврейской историей, древней и современной. Но по
сути, классическая Аггада ограничена раввинистическими учениями,
обнаруженными в двух основных источниках: Талмуде и мидрашах.


2. АГГАДА И ГАЛАХА

Мидраши Аггада и Галаха - два метода изучения Торы. Мидрашами также
называются сборники, содержащие результаты ее изучения этими методами.
Первый метод, мидраш Галаха, состоял в следующем: мудрецы толковали
написанное в Торе, приводя при этом различные законы, передаваемые устной
традицией. До наших дней дошло четыре сборника, содержащих результаты
изучения Торы методом мидраш Галаха: Мехилта де-рав Ишмаэль и Мехилта де-
рабби Шимон бар Иохай (оба эти сборника - комментарии к книге Исход),
Сифра, или Торат коханим (к книге Левит), Сифрей (к книгам Числа и
Второзаконие). Кроме того, до нас дошли также отрывки из сборников Сифрей
Зута, Мехилта де-арайот и другие.
Второй метод, мидраш Аггада, заключался в комментировании Священного
Писания так, что при этом не выводились какие-либо конкретные законы.
Аггадический материал, не вошедший в Талмуд, собирался в отдельные книги,
которые были составлены в V - XIII веках. В более поздние времена появились
сборники аггадического материала, уже записанного в прошлом. К важнейшим из
сборников относятся следующие: Мидраш Раба - мидраш на Тору и на пять книг
Писаний - Руфь, Экклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии и Эсфирь; Мидраш
Танхума - мидраш на Тору, толкующий ее недельные главы и рассматривающий
галахические вопросы, содержащиеся в каждой из них, составленный рабби
Танхумой; Пиркей де-рабби Элиэзер - повествование о происходившем со дня
сотворения мира и до Исхода евреев из Египта, составленное по
хронологическому принципу и добавляющее к написанному в Торе множество
дополнительных фактов, сохраненных устной традицией (этот мидраш составлен
в XIII веке в одной из мусульманской стран); Псикта де-рабби Кахана -
мидраш на те отрывки из книг Пророков, которые читаются в синагоге в
праздники и в примыкающие к праздникам субботние дни (составлен в V веке н.
э.); Мидраш Техиллим - толкование большей части книги Псалмов, который
составлялся на протяжении многих столетий; Мидраш Мишлей - толкование книги
Притчей Соломоновых (написан в Вавилоне в эпоху, последовавшую за
составлением Талмуда, то есть после V в. н. э.); Мидраш Шмуэль - толкование
книги пророка Самуила (составлен в XI веке в Эрец-Исраэль на основе
древних источников); Ялкут Шимоним - поздний сборник, составленный около
1250 года рабби Шимоном из Франкфурта на основе различных древних
аггадических источников, многие из которых не сохранились.
Галаха и Аггада представляют собой две самостоятельные сферы творческой
деятельности, составляя в совокупности то историко-литературное целое,
которое называют литературой мудрецов Талмуда.
Попытаемся выделить общие для Галахи и Аггады основы. Прежде всего,
отметим, Аггадой и Галахой занимались, как правило, одни и те же люди. Одни
и те же мудрецы (р. Акива, р. Иоханан, р. Папа и другие) упоминаются и в
контексте Галахи, и в контексте Аггады. У некоторых из них оба «жанра»
оказывались соединенными, в буквальном смысле слова, неразрывно. Так, про
знаменитого танная р. Меира говорится, что он посвящал треть каждого своего
урока Галахе, треть - Аггаде, а оставшееся время - притчам. Очень редко тот
или иной мудрец посвящал себя лишь одной из двух областей. Одним из них
был, судя по всему, таннай р. Элазар hа-Модаи, от которого не сохранилось
ни одного высказывания галахического характера, но его авторитет знатока
Аггады был исключительно велик. Но такая узкая специализация была
исключением, которое только подтверждает вышесказанное.
При всем различии поставленных задач, характера аргументации, стиля,
интонации, темы, которые обсуждаются и в Галахе, и в Аггаде, одни и те же:
суббота и праздники, молитвы, кашерность пищи, отношения между людьми,
проблемы воспитания детей и другие. Кроме того, Галаха и Аггада используют
одни и те же логические приемы. В свое время была разработана целая серия
«правил вывода» - так называемые ъегйо (миддот),- позволяющих тщательно
изучить каждый библейский стих, не упустив ни одного из его возможных
толкований. Амораи оставили потомкам целый ряд способов, используемых при
толковании Торы. Один из них, каль ва-хомер (что можно перевести как «тем
более»), заключается в следующем: если в относительно простой и
малозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то уж тем
более эти же правила остаются в силе в случае более серьезной ситуации.
Этот принцип включен как в «список 13 миддот», которым пользуются при
галахических построениях (формулировка этих правил приписывается р.
Ишмаэлю), так и в «список 32 миддот», определяющий основы аггадического
толкования текстов. В обоих списках фигурирует и еще один важный принцип
- т. н. гзера шава («суждение по аналогии»), позволяющий делать конкретные
выводы из того факта, что в Торе в различных контекстах появляется одно и
то же слово.
Обратимся теперь к различиям между Галахой и Аггадой. Прежде всего,
отметим, что Галаха, в отличие от Аггады, обладает в сфере практической
деятельности человека обязывающей силой закона. В Аггаде же нет и намека на
такого рода обязательность. «Мудрецы Талмуда выражались на этот счет
недвусмысленно: «высказывая аггадическое суждение, человек ничего не
запрещает и ничего не разрешает, не объявляет ничего ни чистым, ни
нечистым» /3/. Второе важное различие - нестрогое соблюдение в Аггаде
правила необходимости ссылки на источник информации, тогда как в Галахе оно
было обязательным. Также в Галахе мы никогда не найдем, чтобы кто-нибудь
открыто выступил против мнения мудрецов более ранней эпохи. В Аггаде же
мудрецы более поздних веков, не колеблясь, выступают против своих
предшественников. Более того, в аггадической традиции позволялось
противоречить не только другим, но и самому себе: с течением времени
человек мог изменить мнение по какому-либо вопросу и никому не приходило в
голову обвинять его в этом. Если бы подобное произошло в сфере Галахи, от
мудреца потребовали бы объяснить такую непоследовательность. Аггада же, как
правило, не чувствует нужды в сглаживании противоречий и, передав
противоположное мнение в том виде, в каком они были высказаны, она
переходит к следующей теме. В Аггаде не возникало необходимости выносить
однозначные, обязательные для всех решения. Здесь вполне могут
сосуществовать рядом противоположные точки зрения, чего, разумеется, не
может случиться в Галахе, которая по самой своей природе не терпит
неясностей и противоречий.
И еще одно немаловажное различие. Занятия Галахой были, в основном,
уделом узкого круга мудрецов, которые обсуждали запутанные вопросы
религиозного законодательства, часть из которых имела чисто академический,
оторванный от реальности характер. Аггада, напротив, предназначалась не
только для «профессионалов», но и для обычных людей.
И, наконец, о стилистических различиях, о которых так хорошо сказал
Бялик: «…Галаха характеризуется своей прозаической сухостью. Сжатым и
устойчивым стилем, тусклым языком, - господством разума, Аггада же -
поэтическим ароматом, стремительным и подвижным стилем, многоцветным языком
- сферой непосредственного чувства» /1/. Отмеченные особенности стиля
отражают принципиальное различие между двумя этими мирами: если Галаха
исполнена серьезности - ведь здесь решаются вопросы закона, нередко вопросы
жизни и смерти, то в Аггаде непременно присутствует элемент игры,
допускаются ироническая улыбка и легкость. Совершенно естественно поэтому,
что Галаха и Аггада пользуются различными языковыми средствами.


3. АГГАДА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

3.1. Драшот
Аггада, как уже было сказано выше, восходит своими корнями к драшот
(проповедям, которые читались в местах собраний). Вообще, обращения
мудрецов к народу - древний обычай, занявший важное место в еврейской
истории, более древний, чем многие документы, в которых он упоминается.
Большинство проповедей не сохранились в оригинальной форме. Те, кто
произносили эти проповеди (даршаним) и те, кто впоследствии их
редактировали, изменяли тексты, сокращали их, а иногда добавляли свой
собственный материал. Проповедь Рава Танхумы (проповедника из города Наава,
жившего в конце IV века), записанная в Вавилонском Талмуде (Трактат Шаббат,
30) , - вероятно, единственная из драшот, дошедшая до нас в своем
первоначальном виде. В ней рассказывается о том, как однажды кто-то спросил
р. Танхуму, разрешается ли погасить свет в шаббат, чтобы обеспечить
больному человеку сон и отдых. Этот вопрос не является сложным, поскольку в
Мишне есть разъяснения на этот счет, но Рав Танхума не ограничился простым
лаконичным ответом, а прочитал красивую и интересную проповедь,
изобилующую выдержками из Торы, аллегорическими сравнениями и риторическими
приемами.
Другие драшот, которые можно встретить в аггадических мидрашах,
подвергались исправлению и редакции. По всей видимости, эти драшот в
оригинале были длиннее и полнее по содержанию, но сейчас почти невозможно
восстановить их первоначальный вариант.

3.2. Аггада в Эрец-Исраэль и Вавилонии
Традиционная аггада была создана, в основном, в Эрец-Исраэль, а не в
Вавилонии, хотя такое мнение достаточно распространено. «Истоки подобного
заблуждения относятся к эпохе средневековья, когда Вавилонский Талмуд стал
самым читаемым и повсеместно изучаемым произведением практически во всех
общинах рассеянного по свету народа Израиля. Талмуд превратился в главную
книгу, оттеснив мидраши как галахические, так и аггадические. Вавилонский
Талмуд оказался по существу единственным источником, откуда еврей мог
черпать сведения о высказываниях мудрецов I - VIII вв. н.э. В результате и
возникла иллюзия, будто большая часть традиционной аггады заключена в
Вавилонском Талмуде» /3/. Авторство большинства аггадических текстов
принадлежит таннаям (раввины из Эрец-Исраэль, жившие между эпохой Гиллеля
и завершением Мишны при рабби Иегуде hа-Наси - около 220 г. н.э.) и
палестинским амораям, и лишь небольшая часть - амораям вавилонским
(амораями называют знатоков Торы, живших в Вавилоне и Палестине уже после
создания Мишны). Большая часть аггадического материала Вавилонского Талмуда
на самом деле происходит из Эрец-Исраэль. Это видно и по языку, и по
содержанию, и по именам мудрецов, от лица которых идет повествование.
«Свидетельство о «первородстве» палестинской аггадической традиции
содержится в самом Вавилонском Талмуде. Евреи, странствующие в ту пору
между двумя главными центрами учености, переносили идеи знатоков Торы из
Эрец-Исраэль на берега Евфрата и обратно. Впоследствии это и послужило
основой для своего рода оптического обмана: стало казаться, что главным
аггадическим произведением является Вавилонский Талмуд» /3/.
Стоит отметить, что к аггадическим текстам в Вавилонии подходили
иначе, чем в Эрец-Исраэль. Только в Вавилонском Талмуде можно встретить
попытки найти компромисс между разными, противоречащими друг другу
высказываниями Аггады, то есть «попытки галахической гармонизации
несовместимого» /3/. Только в Вавилонии стремились рационально осмыслить
аггадические тексты и найти для возникающих при этом проблем рациональное
же решение, используя идеи Аггады для чисто галахических нужд. Для
вавилонских мудрецов интерес представляла, прежде всего, Галаха: даже если
кто-то из них обращался к Аггаде, то смотрел на нее сквозь призму Галахи и
пользовался при анализе текста привычным галахическим аппаратом.
Берешит Раба - самый древний из дошедших до нас аггадических
мидрашей. Он был создан в Эрец-Исраэль в IV - V веках н.э. Язык, на котором
он написан, - арамейский. В эту же эпоху был создан Ваикра Раба (V -VI
века), а также Шмот Раба, Дварим Раба и Бамидбар Раба. Все эти пять
Мидрашей входят в Мидраш Раба.

3.3. Аггадическая литература средневековья
В средние века еврейское литературное творчество воплотилось в
различных формах. Пиют (поэтические тексты, призванные украсить
общественную молитву, а также проведение таких обрядов как обрезание или
свадебная церемония) и поэзия, Галаха и философия, исследования по
еврейской истории и языку, рассказ и притча, комментарии к Библии и
собрания древних мидрашей - все они были отдельными литературными жанрами.
В это же время мидраш в его традиционной форме отошел на второй план, и те
мидраши, которые были созданы в это время, уступали по качеству Берешит
Раба, Ваикра Раба и т.д.
Рассеяние евреев в Средние века и преследования, которым они
подвергались на протяжении этой эпохи, привели к тому, что большинство
литературного материала было утеряно. Многие из сохранившихся работ не
дошли до нас целиком, и есть сомнения по поводу их авторства.
Большая часть сохранившихся мидрашей средневековья была обнаружена в
Каирской генизе в конце XIX века. Здесь, также как и в случае с другими
подобными находками в различных генизах, сложно установить, чему
принадлежат отдельные фрагменты и кто был их автором.
В рассматриваемую эпоху было создано много рассказов, некоторые из
которых близки к литературе мидрашей, в то время как другие скорее
относятся к фольклору. Некоторые из этих рассказов были объединены в
сборники еще в средние века, например, Хибур ме-hа-Йешуа, составленный XI
веке.
В XI веке в Провансе проживал Рав Моше hа-Даршан, которого часто
цитировал Раши в своих комментариях. Упоминания о нем и его работах
встречаются также в других источниках, как еврейских, так и христианских.
Несмотря на это, его жизнь окутана тайной и нельзя назвать хотя бы одну
работу, которая неоспоримо принадлежала бы ему. «Рав Моше hа-Даршан, или
его школа, предположительно был составителем Берешит Рабати и Мидраш
Аггада, опубликованных Бубером» /6/. Ему принадлежит первая, основная часть
Мидраша Раба, а также приписываются многие другие работы. Независимо от
того, верны эти предположения или нет, это лишь небольшая часть трудов Рава
Моше hа-Даршана. Рав Моше hа-Даршан включал в свои работы древние мидраши
и, вероятно имел доступ к материалам, не сохранившимся до наших дней.
Несмотря на то, что его работы содержат материалы его предшественников,
их не следует рассматривать как антологии. То же касается Леках Тов,
известного также как Песикта Зутарта. Этот труд представляет собой нечто
среднее между комментарием к Торе и Мидрашом и тесно связан с древними
источниками, однако автор включает сюда также собственные исследования,
предваряя их словами «Тувьягу говорит» или «Тувьягу бен Элиэзр говорит».
Таким образом мы узнаем имя автора.
Автор Леках Тов - Тувья бен Элиэзр, живший на севере Греции в конце XI
- начале XII вв. в то время Балканы были частью Византийской империи, и
Леках Тов - важный источник информации о византийских евреях той эпохи. В
Леках Тов упоминается также крестовый поход и нападение на еврейские общины
Западной Германии в 1096 году.
Другая работа, схожая с Леках Тов, - Сехель Тов, мидраш Рава Менахема
бен Рав Соломон, написанный в 1139 году. Большая часть Сехель Тов была
утеряна. Сохранившиеся фрагменты связаны с первой и второй книгами Торы
(Бытие и Исход).
Кроме того, существуют сборники мидрашей, которые также были составлены
в Средние века, но, в отличие от вышеперечисленных работ, в них нет
авторских комментариев. Пример такого сборника - Ялкут Шимони,- работа,
которая была и остается популярной среди интересующихся мидрашами и
аггадой.
Ялкут Шимони - большое собрание мидрашей, в основном, аггадических, на
все книги Библии. Составитель этого сборника был хорошо знаком с
галахическими и аггадическими материалами, такими как Мишна и Тосефта,
Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, Седер Олам и Авот де-Рабби Натан,
Берешит Раба и Ваикра Раба, мидраши на мегиллот (свитки) и Пиркей де-Рабби
Элиэзр. Кроме того, автор был знаком и с другими Мидрашами, многие из
которых были позднее утеряны.
Сборник Ялкут Шимони был обнаружен в разных странах мира. Нельзя
определенно сказать, где и когда проживал автор. В венецианской редакции
1566 года указано, что книга была написана Равом Симеоном, главой даршаним
во Франкфурте. Существует несколько гипотез по поводу авторства и времени
создания сборника.
Другим, не менее важным сборником, является Ялкут Махири, составленный
Равом Махиром бен Абба Мари. Здесь также нет какой-либо конкретной
информации об авторе, но существует несколько указаний на то, что эта
работа была написана в Провансе приблизительно в XIV веке. Ялкут Махири
схож по сути с Ялкут Шимони, но он не был так широко известен и некоторые
его части были утеряны. Сохранились лишь мидраши на пророчества Исайи,
Псалмы и Притчи Соломоновы и на книги Малых Пророков, и то не в полном
объеме. Из авторских комментариев можно сделать вывод, что в сборник были
также включены мидраши на книги Иова, Иезекииля и, возможно, поздних
пророков.
Подобные сборники создавались и в более позднюю эпоху. В XVII веке в
Польше был создан Ялкут Реувени. Кроме традиционных мидрашей, он включает в
себя большое количество работ по кабалистике. На протяжении того времени на
Востоке получила широкое распространение книга Рабби Якова Кули, известная
как Ме-ам Лоэз. В нее входят древний аггадический материал, Галаха, драшот
и поучения автора. Другие сборники того периода до сих пор находятся в
рукописной форме. Одна из самых объемных и наиболее известных из них -
Ялкут Талмуд Тора Рабби Якова бен Хананель Сикили, жившего в XIV веке.
Последний из сборников, на который хотелось бы обратить внимание, -
Мидраш hа-Гадоль. Эта пространная работа по Торе была создана в Йемене
Рабби Давидом Адани. Мидраш hа-Гадоль больше по своему объему, чем Мидраш
Раба, и материал, включенный в него, разнообразнее. Многие части книги
похожи на древние Мидраши, и, подобно им, она включает фрагменты драшот и
комментарии мудрецов к Торе. Но Мидраш hа-Гадоль состоит не только из работ
муд

Новинки рефератов ::

Реферат: Договор аренды (Право)


Реферат: Общая характеристика степной зоны (География)


Реферат: Миф и его альтернативы в культуре (Философия)


Реферат: Социальная работа с женщинами и детьми, подвергшимися насилию (Социология)


Реферат: Экзаменационные билеты и ответы за 11 класс по Физике (Физика)


Реферат: Діяльність земств у напрямку допомоги населенню (Социология)


Реферат: Авторские шифры в романе "Мастер и Маргарита" (Литература)


Реферат: Англия 1945-1993 гг. (История)


Реферат: Гадание (Культурология)


Реферат: Попытки либерализации советского общества в 50-е – первой половине 60-х гг. Хрущевская оттепель: пределы десталинизации (История)


Реферат: Эпоха просвещения (История)


Реферат: Эволюция центральной нервной системы (Биология)


Реферат: Предмет и сущность философии (Философия)


Реферат: Детективы (Иностранные языки)


Реферат: Возникновение буддизма (Культурология)


Реферат: Иосиф Виссарионович Сталин (История)


Реферат: Достаевский.Ф.М. (Литература)


Реферат: Система законодательства (Право)


Реферат: История создания памятника Пушкину (Искусство и культура)


Реферат: Основы психологического консультирования (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист