GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Структурный функционализм Р. Мертона (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Структурный функционализм Р. Мертона (Социология)



Реферат по социологии
Тема: Структурный функционализм Р. Мертона.
Сдавался: 8 июня 1998г. МГУК


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 1
Систематическая теория Мертона 3
Социология: цели и задачи 4
Теоретическое направление:
функционализм или структурализм 6
Функционализм Р. Мертона 9
Теория социальной
аномии Р. Мертона 12
Заключение 15
Список использованной
литературы 19



ВВЕДЕНИЕ

Современная социология ведет свою историю от учений О.Конта и
Г.Спенсера, в середине XIX века заложивших фундамент позитивизма.
Американская социология формируется позднее, поэтому ее основоположники
вынуждены были следовать за европейскими учеными, перенося на свою
национальную почву те идеи, которые в наибольшей степени отвечали духу
развивающейся молодой нации. К середине 30-х гг. социологи США накопили
значительный эмпирический материал, осуществив большое количество
разнообразных по масштабу и тематике эмпирических социологических
исследований, которые, однако, не выходили за рамки отдельных регионов
страны и касались лишь некоторых проблем общественной жизни. Анализируя
эмпирические факты, они добивались только частных обобщений частных явлений
или их классов, увеличивая численность «дискретных теорий». Но чем больше
появлялось таких теорий, тем острее осознавалась необходимость разработки
систематической теории науки, которая сама является наиболее важным
показателем ее зрелости.
За решение этой задачи взялись многие социологи того времени: Р.Бейлз,
Р.Мак-Айвер, Р.Мертон, Т.Парсонс, Н.Смелсер, Э.Шилз. Однако отцом
структурного функционализма в социологии являлся преподаватель
социологического факультета Гарвардского университета США Толкотт Персонс
(1902-1979), который в 1937 г. опубликовал свою первую книгу «Структура
социального действия». В ней он наметил стратегию построения общей
социологической теории. Этой стратегии он в основном и придерживался на
протяжении всего творческого пути: прежде всего в работах 50-х гг. -
«Социальная система» и «К общей теории действия» (написанной вместе с
Э.Шилзом); 60-х гг. - «Общества: эволюционные и сравнительные перспективы»;
70-х гг. - «Система современных обществ» и «Социальная система и эволюция
теории действия».
Другим важнейшим представителем этой социологической школы является
Роберт Книг Мертон. Родился он в 1910г. в Филадельфии, в семье рабочего. В
1931г. он окончил университет в Темпле, штат Филадельфия, и получил
стипендию для защиты докторской диссертации в Гарвардском университете, где
на формирование его взглядов оказали влияние такие крупные ученые, как
Питирим Сорокин, основатель социологического факультета в Гарварде, Джордж
Сартон, выдающийся историк науки. Р.Мертон был одним из первых учеников
Парсонса в Гарварде. Уже в 1938г. он защищает свою докторскую диссертацию
диссертацию «Наука, техника и общество в Англии XVII века», опубликованную
в 1938 г. Т.е. развитие ученика и учителя проходило одновременно, -
обстоятельство, счастливым образом повлиявшее на судьбу структурно-
функционального анализа в социологии. После трех лет обучения в Гарвардском
университете и двух лет в университете Тулана, штат Нью-Орлеана, он стал
профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, где и работал в течение
38 лет, вплоть до ухода на пенсию в 1979 г. В эти годы совместно с Полем
Ф.Лазарсфельдом он стал основателем знаменитого Бюро прикладных
социологических исследований.
В 1957 г. Роберт К. Мертон был избран президентом Американской
социологической ассоциации, получил самый почетный титул в сообществе
американских социологов, а в 1968 г. стал членом Национальной академии
наук. Одновременно он являлся президентом различных академических обществ и
иностранным членом многих академий наук. Мертон был награжден
многочисленными почетными степенями крупнейших университетов Соединенных
Штатов и Европы. Его работы явились значительным вкладом в развитие
различных социологических дисциплин: общей теории, социологии
отклоняющегося поведения, социологии науки, социологии профессий,
медицинской социологии, социологии средств массовой информации. Мертон
является одним из авторов, наиболее часто цитируемых в современной
социальной науке. Его основные труды: «Социальная теория и социальная
структура» (1957), «Социальная структура и аномия» (1966), «Явные и
латентные функции» (1968), «Социология науки» (1973).

СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕРТОНА

Мертон никогда не ставил своей целью создание системы; он был
противникам попыток разработки собственной системы на пустом месте,
противопоставляя этому изучение наследия титанов социологической науки.
Многие критики глубоко утверждают, что в работах Мертона отсутствуют
систематические взаимосвязи. Эвристический контекст открытия не может
сдерживать создание теории. Однако, кажущееся на первый взгляд очевидным
отсутствие системы в получении результатов не исключает систематического
характера конечных выводов. В работах Мертона существует система
социологических взглядов, основанная на его постоянных, иногда
систематических, а порой фрагментарных исследованиях. Составными элементами
его системы являются нестандартные решения многих, спорных с его точки
зрения вопросов.
Целостность и единство системы обеспечивается настроением ее создателя,
направлением в социологии, созданным Р.Мертоном. Выступая против
схоластической, формалистической «высокой теории» Парсонса и его
последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ
между способом и уровнем теоретизирования.
В своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что «общая
теория» является «преждевременной», он предпочел оставаться на среднем
уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории
отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп,
социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных
сообществ и многие другие, не стремясь к всеобъемлющему объяснению
социальных структур и процессов. В действительности в работах Мертона
содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р.
Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем
он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов
на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном
изменении.

Социология: цели и задачи

В своих формулировках, Мертон наиболее точно отражает суть предмета:
задачей социолога является «ясное объяснение логически взаимосвязанных и
эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его
изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого
поведения»; цель социологии заключается в значительной мере в выяснении
того, «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур
влияют на поведение человека и его судьбу». Таким образом, очевидно, что
предметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которую
необходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов:
генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет на
поведение людей), статического (как она функционирует) и динамического (как
она изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированность
на социальной структуре.
Это становится еще более очевидным, когда рассматривается подход
Мертона к проблеме, демаркации, особенно к способу разграничения социологии
и психологии. С точки зрения Мертона, разница между ними состоит в том, что
именно каждая из этих наук рассматривает как проблематичное, а что - как
заданное. Для психолога социально-структурный аспект изначально определен
как контекст индивидуального поведения, в то время как последнее является
проблематичным. Для социолога, наоборот, в центре анализа находится
структура социального окружения, а индивидуальные особенности и
психологические процессы рассматриваются как данное и анализ их не входит в
компетенцию социолога.
Определение социологии как науки, сфокусированной на социальной
структуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредо
Мертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, что
он рассматривает общество как реальность (sui generis), обладающую
специфическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам,
присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальная
реальность является сверх-индивидуальной, изначально имея первостепенное
значение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверх-
индивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия,
при этом не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интер-
индивидуальной реальностью, производной от различных отношении между
группами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различных
социальных совокупностей индивидов, связанных между собой системой
взаимоотношении. Такая онтологическая концепция — разновидность
структурного реализма — позволяет избежать и материализации, столь типичной
для метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, которая
имеет место в различных формах теоретического (или метафизического)
индивидуализма.

Теоретическое направление:
функционализм или структурализм

Основываясь на данной онтологической концепции, Мертон выявил и
разработал два специальных направления социологического анализа:
функциональный и структурный анализ. Для него «суть функционализма состоит
в объяснении явлений путем установления их последствий для больших
структур, в которые они включены». После публикации его знаменитой
«Парадигмы для функционального анализа» (1949), где в общих чертах он
наметил поразительно ясный, глубоко переработанный вариант функционализма,
применимый для концептуализации социального конфликта и социального
изменения, в Мертоне стали видеть олицетворение функционализма. Поэтому,
когда четверть века спустя он написал книгу «Структурный анализ в
социологии» (1975), в которой было представлено соответствующее
социологическое направление, некоторые рассматривали это как решительный
разрыв с функциональным анализом, отказ от прошлых убеждений и создание
принципиально нового направления. Скорей всего, Мертон рассматривал
структурный анализ как естественное развитие функционального, дополняющее,
хотя и не заменяющее его. Позиция Мертона весьма определенна:
«Разновидность функционального анализа в социологии со временем
эволюционировала в разновидность структурного анализа». Функциональный
анализ выявляет последствия социального явления для его дифференцированного
структурного контекста; структурный анализ устанавливает детерминанты
явления в рамках его структурного контекста. Очевидно, что эти направления
являются двумя сторонами одной медали, рассматривающими два вектора
отношений между социальным явлением и его структурным окружением. Не
существует противоречия между Мертоном-функционалистом и Мертоном-
структуралистом; оба теоретических направления слились воедино. Это
признает П.Блау, когда пишет: «Функциональная парадигма находится под
влиянием структурной парадигмы, которая объясняет наблюдаемые социальные
модели с точки зрения структурных условий, которые порождают эти модели, и,
более того, она дополняет предшествующий анализ, подчеркивая важность
выявления функциональных и дисфункциональных последствий этих моделей».
Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре его
функциональных исследований, включает четыре определяющих критерия.
Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества,
прослеживается уже в раннем определении социальной структуры,
сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона в
современной науке: «Под социальной структурой следует понимать
организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены
общества или группы». Акцент на «смоделированный», регулярный,
повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов,
красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин «смоделированный» — одно
из излюбленных его определений. Как заметил П. Лазарсфельд, «этот
термин является

наиболее часто употребимым в работах Мертона. Третий составной критерий
социальной структуры — концепция глубокого, скрытого, базового уровня
(соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе) —
является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным
логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски.
По словам Мертона, «аналитически целесообразно различать поверхностный и
латентный уровни социальной структуры».
Но, наверное, самым важным для Мертона в понятии социальной структуры
является четвертый критерий - идея сдерживающего или вспомогательного
влияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальные
явления (поведение, убеждения, отношения, мотивации и т.д.). Концепция
«структурного контекста» и особенно «структурного сдерживания», как
ограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней
«Парадигме для функционального анализа»: «Я убежден, что структура
сдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурных
потребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей.
В другой работе он писал: «Поведение есть не просто результат
индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и
смоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид. Именно эти
социальные контексты и оказывают значительное влияние на степень
действительной реализации способностей индивида».
Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивное
влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих
лиц и сил: «Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делая
поведение в соответствии с ними возможным для обладателей социальных
статусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других...
Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для
поведения согласно культурным мандатам».

функционализм р.мертона

Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием
«функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и
его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими
их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в
конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не
рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а
просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения
последствия функций».
Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический
инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он
формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве
между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве
возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными
систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять
все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и
социальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформить
соединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологической
теорией. Теория принципиально используется для внутренней организации
эмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориями
социальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классов
тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что
наблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристики
особенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне,
как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в
обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями
среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального
управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических
исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и
универсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил свое
несогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшей
на эти качества всеохватности и универсальности.
Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигает
целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к
делу. При этом он выделяет три ключевых условия или требования
функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер
аксиом: это - «функциональное единство» (согласованность функционирования
всех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественные
явления функциональны) и «функциональная принудительность».
«Функциональное единство» социологического анализа, подчеркивает
Мертон, определяется не «сверху», не при помощи какой-либо теории, а в
бесконечной глубине социальных фактов, которые благодаря своей
функциональной определенности являются интегрирующими факторами социальной
жизни. Функциональные качества универсальны и представлены во всех формах
культуры, что легко увидеть при их анализе. Мало того, они носят
императивный, принудительный характер в первую очередь для всех
общественных институтов, хотя это может проявляться по-разному. В целом
функциональный анализ применим только к стабильным и стандартизированным
объектам, которыми могут быть повторяющиеся и типовые явления,
характеризующиеся устойчивостью (социальные роли, социальные процессы,
институционные объекты, социальные структуры, средства социального контроля
и т.д.).
Автор концепции подробно раскрывает различные стороны понятия
«функция». Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат
саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде». В проявлении
функции может быть две формы — явная и скрытая. В том случае, когда
внутренняя смысловая мотивация совпадает с объективными следствиями,
проявляется явная функция. Именно так она осознается участниками
поведенческой системы или ситуации. Скрытая («латентная»[1]) функция этих
проявлений не имеет. Наряду с понятием функции Мертон ввел понятие
"дисфункции", т.е. заявил о возможности отклонения системы от принятой
нормативной модели, что, в свою очередь, должно привлечь за собой или новый
этап приспособлении системы к существующему порядку, или определенное
изменение системы норм. Понятию дисфункции Мертон уделяет столь же много
внимания, что и самой функции. Обращение к нему носит концептуальный
характер. Дело в том, что Парсонс рассматривал отклонение в поведении и
системе как исключение, которое может и должно быть нейтрализовано системой
социального контроля. А Мертон был убежден, что дисфункции в той же мере
закономерны для системы, что и функции. Признание этого факта
свидетельствует о том, что механизм функционирования и развития социальной
системы бесконечно сложен. Равновесие не есть исходное условие
существования, но результат социального взаимодействия. Эмпирические
исследования отрицают постулат однолинейности связи между социальными
действиями индивидов и состоянием социальной системы. Эта связь более
разнообразна, что определяет множество путей достижения баланса в системе.
Таким путем он стремился ввести в функционализм идею изменения.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АНОМИИ Р.МЕРТОНА

Классическим примером социологического анализа Р.Мертона, построенного
на основе «теории среднего радиуса действия», является рассмотрение им
отклоняющегося поведения и аномии. Теория социальной аномии -
социологическая теория причин преступности в современном обществе,
предложенная Р.Мертоном. Эта теория противопоставляется тем представлениям,
которые приписывают неудовлетворительное функционирование социальной
структуры прежде всего повелительным биологич. влечениям человека,
недостаточно сдерживаемым социальным контролем, т.е. фрейдистским и
неофрейдистским концепциям в криминологии. Мертон использует два понятия:
«аномия» и «социальная структура» общества: при этом первое явление
(аномия) выступает как следствие процессов, происходящих в рамках второго
явления (социальная структура). Термин «аномия» был выдвинут французским
социологом Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их
недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях. Во-первых, состояние
аномии может характеризовать общество, в котором нормативные стандарты
поведения, а также существующие в нем убеждения либо серьезно ослаблены,
либо отсутствуют. Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и
отдельное лицо, если оно социально дезориентировано, находится в состоянии
тревоги и переживает чувство изолированности от общества. Понятие
социальной структуры, по Мертону, не имеет ничего общего с классовой
структурой общества (хотя Мертон в ряде случаев говорит о классовой
структуре современного американского общества). Для Мертона социальная
структура это не социальная, а социально-психологическая, а то и чисто
психологическая категория. Образуется социальная структура из двух фаз.
Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой
социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), -
т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые
употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворения
жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою
очередь, двояки: их можно подразделить на предписываемые (законные)
средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату
кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то,
что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно
к избираемым средствам.
Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в
принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед
его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть
неодинаковым. Так, все внимание может быть перенесено на цели, а к
характеру средств может допускаться полное пренебрежение, и наоборот.
Мертон выдвигает здесь свой центральный тезис о том, что нарушение
равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит
основанием для возникновения состояния аномии. Все виды социального
поведения, в том числе и отклоняющегося, в зависимости от того, принимает
человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять типов
индивидуальной адаптации:
конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения
принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане);
инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их
достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман);
ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения
неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.);
ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания,
бродяжничество);
мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их
новыми целями и новыми средствами(политический терроризм, борьба за
свободу, революционность, радикализм).
Поведение второго типа, когда все внимание уделяется достижению цели,
а к характеру избираемых средств проявляется полное пренебрежение, является
центральным объектом анализа.
Согласно теории социальной аномии асоциальное поведение ощутимо
возрастает в случае, когда в обществе превыше всего превозносятся
определенные символы успеха, якобы общие для населения в целом, в то время
как социальная структура этого общества ограничивает или полностью
устраняет доступ к законным средствам завладения этими символами для
значительной части этого же самого населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы основные теоретические положения функционалистской системы
Р.Мертона. Несомненно, она обладает целым рядом привлекательных свойств.
Это - и тесная связь с «человеческой реальностью», которая ни при каких
обстоятельствах не должна уходить из поля зрения социолога, оставаясь
«живой», несконструированной, отражающей практические проблемы людей. Это -
и возможность сохранить теоретическую «научность», исключая при этом
неизбежный метафизический и мировоззренческий груз общего социально-
философского учения. Это - и смысловая и понятийная наглядность, что
особенно характерно для его «теории среднего радиуса действия»,
демонстрирующей свою инструментальность, убедительность, интерпретативность
в глазах менеджеров и социальных исследователей несоциологического профиля.
Если Т.Парсонс уделил основное внимание анализу механизмов поддержания
«социального порядка», то Р.Мертон сосредоточил свои усилия на изучении
дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий
в социальной жизни.
Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что,
несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились
вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не
полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все
оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен
обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом — проблемами
для плодотворного изучения.
Во-вторых, несмотря на то, что исследования Мертона были. сосредоточены
на среднем уровне всеобщности, он создал целостную теорию общества.
Некоторые разногласия с критиками по этому поводу могут быть объяснены
различными подходами к концепции социологической теории. В одной из своих
ранних работ автору удалось дать определение более чем двадцати значениям
термина «теория» в современной социологической литературе
В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что
Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он
посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него были
работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные
явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями
внутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда
явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и
функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие.
Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего
структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.
В-четвертых, вопреки абсолютно ошибочной, «идеологической» критике,
обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным конфликтам, можно
утверждать, что он по праву считается теоретиком конфликта. Его концепция
социальной жизни насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения,
напряжения, амбивалентность, дисфункции и конфликты всех типов. В
человеческой драме, описанной Мертоном, нет места спокойной, гармоничной,
согласованной, уравновешенной утопии; она полна муками неопределенности и
непреднамеренными, латентными последствиями любого действия; агонией
амбивалентности и непосильной тяжестью норм, ролей и статусов; страхом
перед отсутствием норм или аномией; риском поражения или
саморазрушительными, пророчествами.
В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей в
вину Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этого
термина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но и
сосредоточивает внимание на структурных изменениях — структурно порождаемых
и имеющих структурные последствия. Он не только изучает репродуктивные
(адаптивные) процессы, но и уделяет значительное внимание морфогенетическим
процессам, посредством которых образуются новые или существенно измененные
структуры. Что еще можно требовать от подлинно динамического аналитика?
Структурная теория общества, объединяя «социальную статику» и
«социальную динамику», «социальную анатомию» и «социальную психологию»,
согласие и конфликт, стабильность и изменение, воспроизводство и
образование, адаптацию и морфогенезис, обеспечивает полноценную,
многомерную парадигму для социологии, которая глубоко уходит корнями в
классическую социологическую традицию XIX в. и особенно в работы Маркса,
Зиммеля и Дюркгейма, которые явились идейными наставниками Мертона. На
длительное время «парадигма» задала тон интеллектуальным поискам в рамках
дисциплины, определила основное направление в социологии. Основанная на
лучших мыслительных традициях, структурная парадигма не исчерпала своих
возможностей. Она может еще обеспечивать ценные, эвристические стимулы для
социологии будущего. Мертон сделал вклад в ее определение, объяснение и
расшифровку, создав тем самым связующее звено между наследием титанов
социологической мысли и нарождающимися перспективами социологической
теории. Возможно, наиболее значительная лепта, внесенная Р.Мертоном в
развитие современной социологии, — обоснование ценности этого классического
наследия, столь необходимо сейчас в силу некоторых разрушительных,
иррациональных и весьма преждевременных сомнений.



[pic]



Список использованной литературы

1. Баразгова Е.С. Американская социология (традиции и современность). Курс
лекций. - Екатеринбург: «Деловая книга», Бишкек: «Одиссей». - 1997. -
176с.
2. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»,
1996. - 512с.
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура
и аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.
4. Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М.:
Изд-во МГУ, 1994. - 296с.
5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд.
перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528с.
6. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н.
Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. -
М.: Аспект Пресс, 1996. - 416с.
7. Социология. Учеб. пособие / Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание,
1995. - 272с.
8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.:
ИСПИ РАН, 1995. - 939с.

-----------------------
[1] Латентная функция - следствие, вызывать которое не входило в намерения
действующего, и он не знает, что вызвал его.






Реферат на тему: Студенчество и его социальная роль в жизни общества


Содержание


Введение 2


Студенчество как социальная группа 4

Справка из энциклопедии 4
Путь в студенты 8

Студенчество в период реформирования российского общества 11

Дифференциация студенчества 11
Воспроизводство студенческой молодежи: новые тенденции 12

Социальный облик студенчества 90-х годов 13

Социальный статус и самочувствие студента 13
Политические, нравственные и культурно-досуговые ориентации студентов 16
Юноши и девушки о времени и о себе 18

Профессиональное самоопределение студентов 20

Материальные ценности студентов 20
Формирование личности специалиста 21
Мотивы получения высшего технического образования 24

О рынке труда выпускников 26

Трудоустройство молодых специалистов 26
Выпускник вуза и его будущая специальность 27
Новые формы обучения специалистов 28
Планы выпускников на предстоящую деятельность 29

Заключение 30

Список литературы: 31

Введение

Так как я сама являюсь студенткой, проблемы выбора темы курсовой работы
у меня не возникло, тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе
и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество,
определяется тем, что, во-первых, в развитом обществе бурно развивающиеся
отрасли народного хозяйства, наука и культура обуславливают дальнейшее
увеличение численности и качества подготовки специалистов с высшим
образованием (по отношению к другим группам учащейся молодежи); во-вторых,
возрастает социально-экономическая значимость учебно-подготовительных
функций учащихся вузов; в-третьих, студенчество является важнейшим
источником воспроизводства интеллигенции; в-четвертых, той большой ролью,
которую играет студенчество в общественно-политической жизни нашей страны.
Сразу хочу оговориться, что в данной курсовой я рассматривала проблемы
лишь студентов высших учебных заведений, так как при изучении особенностей
учащихся средних специальных учебных заведений возникло бы много трудностей
при сопоставлении их учебной деятельности, досуге, мировоззрении и оценки
своей будущей роли в жизни общества в качестве специалиста.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала
активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие,
как социальные источники пополнения студенчества, особенности различных его
профессиональных групп, высшая школа как канал социальных перемещений,
рассматривались такими исследователями, как Дмитриев А.В., Иконникова С.Н.,
Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н.,
Саар Э.А., Титма М.Х., Филиппов Ф.Р. и др.
За основу своей курсовой работы я предпочла взять книгу В.Т. Лисовского
и А.В. Дмитриева «Личность студента». Данная монография посвящена анализу
факторов, влияющих на формирование личности студента и подготовку молодого
человека к будущей ответственной деятельности специалиста высшей
квалификации.
Так же мой выбор пал на известный среди социологов журнал «СоцИс» за
1997-1998 гг. В этих журналах достаточно широко освящена проблема
современного студенчества. Здесь также приводятся в пример многочисленные
исследования, опросы студентов различных вузов страны, факультетов и
курсов, что во многом облегчает работу.
В своей курсовой работе я использовала высказывания различных
отечественных и зарубежных социологов, психологов и философов, авторство
которых можно увидеть в сносках.
В первой главе своей работы я попыталась дать определение терминам
студент и студенчество, использовав при этом выдержки из различных книг, в
том числе и энциклопедии. Здесь же дается определение студенчества, как
социальной группы. Далее я сочла нужным рассмотреть мотивацию абитуриентов
при поступлении в вуз.
Во второй главе я сопоставила экономические преобразования,
происходящие в российском обществе и то, как они отражаются на состоянии
всех социальных институтов, в том числе и высшей школы. Тут же можно
сказать о том, что на этапе учебы уже происходит дифференциация студентов,
связанная не с положением их родителей, а с собственной активностью.
Складываются группы, занимающие объективно и субъективно различные позиции
в экономической сфере. Изучение уровня дифференциации данной группы
молодежи является актуальным, так как ее структура является прообразом
структуры той части населения, которая имеет высшее образование.
О социальном самочувствии и занимаемом статусе студента можно узнать из
третьей главы курсовой работы. Здесь также рассмотрены политические,
нравственные и культурно-досуговые интересы молодежи. Юноши и девушки
нового поколения высказывали свое мнение о нынешнем времени и о себе, о
социальной справедливости в обществе, о войне, о том хотят ли они уехать за
границу или же их вполне устраивает жизнь на родине и т. д.
В четвертой главе освещаются проблемы выбора той или иной специальности
молодым человеком. Из данной главы также можно узнать мотивы получения
высшего технического образования. Причем здесь приведено в пример
исследование, проведенное среди технических вузов Башкортостана, из
которого было выявлено, что далеко не все студенты собираются в будущем
работать по своей специальности.
В пятой главе можно найти ответ по поводу трудоустройства студентов в
современной кризисной ситуации в России, о том, какие качества должны
присутствовать у современного специалиста. Здесь идет сопоставление мнений
работодателя и студента, причем не всегда их взгляды совпадают. Особенно
высокие требования к своим служащим предъявляют банки, коммерческие фирмы;
госбюджетная сфера в этом менее требовательная. Но большинство студентов
все же хотят работать именно в частном секторе, видя в нем больше свободы
для самореализации своих профессиональных способностей.
Итак, кто же они – студенты?

Студенчество как социальная группа


Справка из энциклопедии

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis – усердно работающий,
занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного
заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц,
занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин
«студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и
преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей
(магистр, профессор и др.) – только учащихся.

Студенчество – учащиеся высших учебных заведений.
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-
демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью,
половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.;
определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию
социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть
молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими
особенностями.
Студенчество как особая группа возникла в Европе в 12 веке одновременно
с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне
неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием
капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль
студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только
источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само
составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая
стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных
барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для
состоятельных слоев общества и само оно давало получившим его людям
значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось
высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной
жизни.
Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в
положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах
повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их
удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных
группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается
концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более
многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую
элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному
происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре
студенчества, в частности увеличивается количество женщин.
Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно,
материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и
образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.
Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает
у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание,
специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и
усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-
профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется
и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-
просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций.
Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства,
студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение
студенчества и его специфические проблемы определяются характером
общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-
экономического и культурного развития страны, включая и национальные
особенности системы высшего образования.

Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного
определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о
характере и специфике труда студенчества.
Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и
Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем:
«Студенчество – это мобильная социальная группа, целью существования
которой является организованная по определенной программе подготовка к
выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и
духовном производстве»[1].Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что
студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза,
которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится
к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, -
пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в
системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства,
предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому
главной формой производства является обучающе-образовательная
деятельность»[2].
Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным
рассматривать студенчество как лишь состояние к подготовке и занятию
статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми
характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной
группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам»[3].В
подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение
в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная
детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и
самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические
социально-психологические черты и системы ценностей.
В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя
студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия,
вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором
подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не
«множественность» происхождения не сглаживалось определенным образом единой
социально-функциональной его природой и единством других признаков.
Представляют определенный интерес определения студенчества, данные
А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество – это особая
социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований
общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым
общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и
подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в
большинстве случаев единственным занятием»[4].
Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является
составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество –
особая общественная группа общества, резерв интеллигенции – объединяет в
своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного
уровня – представителей всех классов, социальных слоев и групп населения.
Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются:
характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении,
усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли,
определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его
принадлежностью к молодому поколению – молодежи»[5].
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе
общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к
выполнению функций интеллигенции. не участвуя постоянно в производстве
материальных и духовных ценностей, студенчество тем не менее частично
участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в
форме учебы, роль которой в обществе возрастает.
Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой
специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни,
труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных
ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в
избранной сфере материального или духовного производства является главным,
хотя и не единственным занятием.
Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей
с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем
студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи,
обладает присущими только ей особенностями.
Студенчество – это довольно мобильная социальная группа , его состав
ежегодно меняется, так как число принимаемых в вузы превышает число
выпускаемых специалистов.
К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще
несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как
отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной,
образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число
передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование
специфических черт психологии студенческого возраста.
Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою
мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что
вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это
служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального
продвижения.
Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда –
учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует
выработке у студенчества сплоченности. Это проявляется в многообразии форм
коллективистской деятельности студентов.
Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с
различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в
вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Поэтому довольно
высокая интенсивность общения – это специфическая черта студенчества.
Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск
смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в
обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу
недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда
явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут
переходить к бездумному критицизму.
Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие
студенческому возрасту:
1. Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом
интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом
времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших
потребностей.
2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно
жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного
профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести
к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами
учебного процесса.
3. Огромное количество информации, поступающее через различные каналы,
расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации
при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее
мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях
и мышления и требует специальной работы преподавателей по
углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в
целом.[6]
Для наиболее полной характеристики студенческого возраста необходимо
учитывать и некоторые наиболее полные общие социально-психологические
особенности, присущие молодежи. Так, например, И.И.Мечников указывает на
две главные отличительные черты юности. Во-первых, в юности при нормальных
условиях жизни инстинкт самосохранения не достаточно обнаруживается.
Поэтому юноши часто рискуют из-за пустяков, не заботясь о последствиях
своих поступков. Часто в основе этих поступков лежат возвышенные мотивы, но
не менее часто юноши растрачивают себя на поступки, достойные всякого
осуждения. Молодость – это возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных
злоупотреблений.
Недооценка жизни как блага приводит к тому, что в юности у человека
могут возникнуть пессимистические настроения. И.И.Мечников пишет, что,
«подведя итоги ощущениям счастья и горя… юношество уменьшает ценность
первых и преувеличивает тяжелые ощущения вторых»[7].Во-вторых, юности
свойственна некоторая природная дисгармония. Так, желания и стремления
развиваются ранее, чем воля и сила характера, и в таких условиях юноша не
всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние устремления и
желания. И в этом плане он схож с ребенком, который стремится взять все,
что видит перед собой. «Молодые люди, - замечает Мечников, - Формируют свои
требования от жизни рано, когда еще не способны судить о реальном
соотношении явлений жизни, они не понимают, что силы их далеко не
достаточны для осуществления их стремлений, так как воля есть одна из
наиболее поздно развивающихся способностей человека»[8].Поэтому некоторые
молодые люди чувствуют себя несчастными от бессилия удовлетворить свои
желания. Отсюда нередко возникает упомянутый выше скептицизм.
Очень широки и многообразны социальные роли, присущие ранней юности. 15-
17 лет: старшеклассник, выпускник школы, слушатель подготовительных курсов
при вузе, абитуриент, студент вуза, учащийся техникума или профессионально-
технического училища. Юношеский возраст – это период наиболее интенсивного
созревания личности. В это время начинается переход от детства к зрелой и
ответственной позиции взрослого человека.
Положение о том, что основным критерием социальной зрелости выступает
достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной
профессии, является еще не достаточным. Формирование социальной зрелости –
это многомерный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь:
завершение образования, приобретение стабильной профессии, трудовая
активность, возможности выполнять организаторские и руководящие функции,
исполнение воинской обязанности, наличие политических прав, ответственность
перед законом, возможность заключать брак и воспитывать детей и т. д.
Это один из завершающих этапов процесса формирования личности, в ходе
которого индивид, усваивая социальный опыт, приобретает соответствующие
социальные качества и подготавливается к вступлению в общественную жизнь в
качестве ее активной силы. Достижение социальной зрелости личности есть
показатель ее способности выполнять в обществе необходимые социальные
функции. Социальная зрелость – это главная стадия человеческой жизни,
включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественно-
политической деятельности, стадия максимального проявления творческой
активности личности.

Путь в студенты

Стремление к высшему образованию характерно для всех социальных групп
молодежи. Не случайно в высшей школе встречаются группы молодежи из семей
служащих, рабочих, интеллигенции. В вузе происходит своеобразная
«переплавка» социального состава в слой инженерно-технической, естественно-
научной и гуманитарной интеллигенции. Однако это не означает, что не
следует принимать мер к регулированию социального состава студенчества.
Существуют определенные различия в возможностях приобретения знаний у
жителей городов и сел, в уровне подготовки к конкурсным экзаменам, в
жизненном опыте, общей культуре, устойчивости интереса к специальности.
«Путь в студенты» начинается значительно раньше, чем студенческая
жизнь. Социологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать
студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Конечно,
жизнь внесет поправки в эти планы. Однако, это свидетельствует о том, что
доминирующей ориентацией является ориентация на умственный труд и связанное
с этим стремление получить высшее образование. Для молодежи продолжение
образования является большой социальной, моральной и психологической
ценностью.
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием различных
средств воздействия – мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и
т. д.
С другой стороны, массовое стремление к высшему образованию и среднему
специальному образованию приводит к тому, что собственные возможности,
склонности и способности оцениваются порой не в соответствии с избранной
профессией, а по принципу «лишь бы с дипломом». И где уж тут думать о том ,
чтобы избираемая профессия соответствовала твоим склонностям и
способностям, когда главным и определяющим становится принцип: «Не важно в
какой вуз поступать, лишь бы поступить».
Сейчас вуз для большинства школьников представляется очень высокой
ценностью. Стремление молодежи в вузы, сопровождается столь высоким
конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в
сельской школе.
Несомненно, что успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных
специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения
студентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого
человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной
осведомленности о будущей специальности, характере деятельности,
необходимых способностях и умениях, социальных и психологических
требованиях, предъявляемых специалисту.
Несомненно, что выпускникам школ очень важно знать спрос на различные
профессии в ближайшие 10-20 лет.
Ведь было бы неправильно выбирать вуз или техникум, исходя лишь из
конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, ибо спрос на те или иные
профессии может резко измениться. В результате дефицитные и избыточные,
более престижные профессии могут частично или даже полностью поменяться
местами.
Социальный опыт молодежи, оканчивающей среднюю школу, нередко
оказывается еще узким и ограниченным. Не секрет, что даже самая совершенная
система образования и воспитания не в состоянии подготовить молодого
человека к реальной жизни в такой степени, чтобы он без иллюзий и колебаний
усвоил комплекс функций взрослого человека. Несомненно, что более глубокое
знакомство с жизнью меняет сложившиеся у молодого человека представления:
то, что совсем недавно представлялось обыденным и неинтересным, оказывается
на самом деле важным и привлекательным, и , наоборот, то поверхностное,
наносное, что казалось главным, начинает постепенно отходить на задний план
и теряет первоначальный ореол.
В этот период идеалы и жизненные планы теряют присущую юношескому
возрасту некоторую абстрактность и становятся более надежным (хотя и
несколько «приземленным») ориентиром, необходимым для конкретной
практической деятельности. И по мере того, как человек утрачивает
непомерные притязания, он начинает ценить реальную красоту и радость жизни.
Вот почему в более зрелом возрасте нередко происходит пересмотр
юношеских стремлений и мечтаний, переосмысливание жизненных планов. И этот
процесс, хотя он происходит довольно болезненно и не без потерь, в принципе
закономерен.
Однако часть абитуриентов при выборе специальности не затрудняет себя
тем, чтобы поглубже познакомиться с теми возможностями, которая сулит
избираемая профессия. И дело не только в том, что на некоторые редкие
специальности и специализации очень большой прием, но и в поверхностном
знакомстве абитуриентов с ними.
Очень важно уже с I курса при организации воспитательной работы
формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к
своей профессии, устойчивую социальную ориентацию.
По мнению уральского социолога Ф.Р.Филиппова, понятие социальной
ориентации может быть рассмотрено в различных смыслах. В самом широком
смысле социальная ориентация означает осознание индивидом самого себя как
частицы элемента социальной общности. В узком смысле социальная ориентация
означает осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его
ожидания относительно будущей социальной «позиции», т. е. места и роли в
той социальной группе, членом которой он намерен стать[9]. Вот почему
важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.
Конечно, в юношеском возрасте сделать правильный выбор нелегко. Тем
более, если человек ничего не знает о своей будущей профессии. Ошибки здесь
неизбежны. Вот почему важным средством регулирования выбора профессии
молодежи является профессиональная ориентация.
Очень важно знать не только свою будущую работу, но и самого себя.
Конечно, никакая наука не может сказать абсолютно точно, что лишь эта и
только эта профессия подходит человеку, а остальные не должны быть
предметом его желаний. Ведь не редко бывает, что человек имеет неплохую
способность выполнять несколько профессий. Вот почему важно назвать одну
или несколько профессий, в которых он может добиться наибольшего успеха со
своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим
складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от выбора тех
профессий, которые явно противопоказаны ему.

Студенчество в период реформирования российского общества


Дифференциация студенчества

Радикальные социально-экономические преобразования в нашем обществе
оказали неоднозначное воздействие на высшую школу. С одной стороны, она
получила мощный импульс к модернизации и развитию. Постепенно
преодолеваются противоречия между новыми запросами общества и высшим
образованием, его содержательной, технологической и организационными
структурами. И это имеет, безусловно, глубокий позитивный смысл. В вузах
запрещена идеологическая деятельность, расширилась их академическая
свобода, самостоятельность, модернизируются (хотя и медленно)
специальности, их номенклатура. Увеличивается выпуск специалистов по
остродефицитным профессиям: экономистов, юристов, социологов и т. д.
Появились платные формы высшего образования (что в целом поощряет здоровую
конкуренцию между вузами).
Порой эти процессы протекают небезболезненно, поскольку это вызывает
переструктурирование внутри высшего образования: у одних вузов,
специальностей престиж резко повышается, у других – падает, усиливается
социальное расслоение как внутри студенчества в целом, так и между
студентами (что особенно важно) различных типов вузов, факультетов и
специальностей. И это неизбежные последствия, сопровождающие модернизацию
высшей школы.
С другой стороны, отсутствие четкой государственной политики в области
образования, необходимых инвестиций в него, неоправдавшиеся надежды на
коммерциализацию вузов приводят к разрушительным дисфункциональным
последствиям для высшего образования. Можно сказать, происходит его
«обескровливание». Это и резкое сокращение численности преподавателей,
научных сотрудников вузов, вызванное катастрофически низкой зарплатой,
падением жизненного уровня, утратой н

Новинки рефератов ::

Реферат: Основные варианты английского языка (Иностранные языки)


Реферат: Контент-анализ "Городские новости радио "Европа плюс Шахты" (Социология)


Реферат: Большевики (История)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Соловьев (Философия)


Реферат: Компьютерная подготовка (Программирование)


Реферат: Культура Казахстана в XVIII-XX веках (История)


Реферат: ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИЗНАКАМ ВНЕШНОСТИ. Словесный портрет (Шпаргалка) (Криминалистика)


Реферат: Архитектура Византии (Культурология)


Реферат: Новая Экономическая политика (История)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Глинка (Музыка)


Реферат: Конструирование одежды (Технология)


Реферат: "Жизнь для книги" - Иван Дмитриевич Сытин (История)


Реферат: О вопросе клонирования в современном естествознании (Биология)


Реферат: Яровая пшеница (Сельское хозяйство)


Реферат: Музей Черноморского флота в г.Севастополе (История)


Реферат: Обзор полужесткокрылых Челябинской области (Биология)


Реферат: Технология работы социального педагога с семьёй (Педагогика)


Реферат: Гражданское общество (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист