GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Планирование межпредметных связей (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Планирование межпредметных связей (Педагогика)



Казанский государственный Педагогический университет


р е ф е р а т

тема: планирование межпредметных связей



выполнил: Шимарин Д.В.
проверила: Фархиева Р.Ш.



казань 2001

план:

I Виды межпредметных связей в содержании обучения математики

II Планирование межпредметных связей

1. Сетевое планирование
2. Курсовое планирование
3. Тематическое планирование
4. Поурочное планирование

III Функции межпредметных связей

IV Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении
математики

V Заключение

VI Список литературы



ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ математики..



Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе
обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все многообразие
их видов. Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой,
химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением).
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных
компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации):
содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу
научных знаний, отраженных в программах математических курсов, на
фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление
сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики,
химии, математикии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний
об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Так, в обучении
математики и химии учителя могут использовать математику для вычисления
химического состава вещества.
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков
предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных
предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах
естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ
-пропорции, следствия, движение, масса и т.п.. Эти понятия широко
используются при изучении процессов. При этом они углубляются,
конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный,
общенаучный характер.
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений
общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным
предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.



Планирование межпредметных связей.

Содержание, объем, время и способы ииспользования знаний из других
предметов можно определить только на основе планирования. Для этого
необходимо тщательное изучение рекоменндаций, данных учебными программами в
разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также
изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования
межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Сетевое планирование. Оно осущетвляется завуем или председателем
методиеской или предметной комиссии по определенному циклу, группе
предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты,
которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов,
показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.
Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая
ограждает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные
отрезки времени и с учетом межпредметных связей.



Учебные недели

На рисунке указаны последовательность тем разлиных курсов и наличие
связей в иих содержании. Двойным кружком обознаенны узловые темы, имеющие
наибольшее число связей с другими предметами (математика, физика, химия).
Такая модель наглядно показывает логику построения смежных учебнных
предметов, их взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы, временные связи в
изучении зависящих друг от друга вопросов и т.п. Модель в виде сетевого
графика является важнным средством управления учебным процессом. На ее
основе руководители школы могут внести коррективы в расписание,
проконтролировать своевременность прохождения особо важных учебных тем.
Посещение уроков по узловым темам, связывающим знания учащихся по
ннескольким предметам, дает возможность руководителю школы увидеть
предшествующую работу других учителей, усвоение учащимися нужных понятий,
зарание спланировать и сократить общее количество посещений уроков.
Дополнением к сетевому графику служит план-карта, в которой отражается
не только последовательность изучения учебных тем, но и комплекс
развиваемых понятий в смежных предметах.
Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле
учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную
деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и форм организации
обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие
способы планирования.
Курсовое планирование. Планиравание межпредметных связей внутри
учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут
существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. В своей работе
мы опирались на тематический подход, т.е. на последовательнный анализ
межпредметных связей от одной учебной темы к другой.
Межпредметные связи рекоменндуется использовать в сочетании с
вннутрипредметными связями. Наличие курсового плана позволяет учителю
заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание
смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на повторение
опорнных знаний из других предметов. При использовании курсового плана
возможно заранее спланировать консультации и посещения уроков учителей
других предметов, подобрать необходимую методическую литературу по
межпредметным связям в каждой учебной теме.
В нешей практике использовался и проблемный подход к курсовому
планированию межпредметных связей. При этом выделялась общая для всего
курса учебная проблема мировоззренческого характера. Она позволяла
систематизировать знания из разных предметов под углом зрения определенной
идеи, которая объединяла все учебные темы курса.


Разновидностью проблемного подхода является планирование в курсе
межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий. В качестве
примера приведем планирование в курсе математики в целях развития ведущих
математических понятий. При таком планнировании учитель ориентируется на
установление главнным образом понятийных межпредметных связей. Это важно
для развития математиеского мышления. Но такая работа должна иметь
вспомогательный характер. Нельзя упускать из виду все многообразие
межпредметных связей в процессе обучения, которые лишь в совокупности
обеспечивают формирование целостной системы взглядов на мир и мировоззрения
школьников. Поэтому важно сочетать и разные подходы к планированию
межпредметных связей при изучении учебного курса.
На основе курсового планирования необходимо провести тематическое
планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть отражена
логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других
курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно
видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельнных уроках
необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних
случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются
причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих
конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретическиие
положения и т.п. В зависимости от позннавательных целей использования
межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления,
формулируются вопросы и задания для учащихся.
Общая схема тематического планирования межпредметных связей может быть
представлена в форме таблицы.



Тема «...................» Класс «................»

| |Основные | | |Наглядные|Задания |
|Темы и |предметные |Связь с другими |Методы |пособия |по |
|даты |понятия и |предметами |и | |предмету|
|уроков |умения | |приемы | |и |
| | | |обучени| |межпредм|
| | | |я | |етные |
| | |Смежн| | | | | |
| | |ые |Факты|Умения | | | |
| | |понят| | | | | |
| | |ия | | | | | |

Данная форма может быть изменена учителем в зависимости от конкретных
условий установления межпредметных связей в обучении. Такое планирование
создавало у учителя общее представление о том, какие знания и из каких
предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и
знания из других предметов следует привлечь к раскрытию основных понятий
учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе
межпредметных связей. Знания из разных предметов помогали поднять обобщение
учебного материала темы на мировоззренческий уровень.
Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и
позволяет выделить основные направления активизации познавательной
деятельнности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях
эффективной организации учебно-познавательной деятельности учеников по
осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на
каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметнных
связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования.
Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как,
какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или
закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка
обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков
производится на основе тематического планирования.
Положительные стороны данной разработки - это формулировка цели и
задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов
к учащимся, требующих воспроизведения и применнения знаний по физике;
определение понятий; наличие мировоззреческого вывода, обобщающего факты и
законы математики и физики; включение в домашнее задание вопросов
межпредметного содержания.
Составляя поурочнные планы, учителю важно знать, что уччащиеся уже
освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам,
согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий,
чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их
углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение
составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
Планы могут быть обсуждены на методических комиссиях по циклам
предметов, согласованы с завучем школы. Обсуждение планов позволяет
предупредить ошибки в использовании знаний из других предметов, устранить
нетоности в формулировке вопросов, в трактовке понятий смежных курсов,
определить единые подходы в объяснении сущности изучаемых процессов и
явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено
подготовки учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей и
является одним из средств их реализации в практике обучения школьников.



ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.


Межпредметные связи выполняют в обучении математики ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе
возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов
на природу, современных представлений о ее целостности и развитии,
поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии
современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей
и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель математикии формирует такие качества знаний учащихся, как
системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают
как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей
между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в
развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию
математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность
мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии
всем направлениям воспитания школьников в обучении математики Учитель
математики, опираясь на связи с другими предметами,реализует комплексный
подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и
формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует
совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла
комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают
знания ими учебников и программ смежных предметов.



ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ОБУЧЕНИИ математики.



Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных
методических задач учителя математикии. Она требует знаний содержания
программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных
связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с
учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного
планирования уроков и т.д.
Учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической
работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в
математиеских курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд
этапов:
1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому
курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение
дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием
курсовых и тематических планов;
3) разработка средств и методических приемов реализации
межпредметных связей на конкретных уроках;
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм
организации обучения;
5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления
межпредметных связей в обучении.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Забота о построении содержания единого курса математики, усиление
его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими
учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как
дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание,
методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания
образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий,
общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного
применения знаний из различных предметов в
трудовой деятельности учащихся.
Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные
действия:
1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости
применения знаний из других предметов;
2) отбор и актуализация (приведение в "рабочее состояние) нужных знаний из
других предметов;
3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;
4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения,
расчетных действий, их выполнение;
5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в
форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий
обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи
между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая
развивающая функция обучения математики.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных
предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных
видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые
учитываются в содержании математики, и, наоборот, - идущие от математики в
другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире,
отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных
образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного
научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.
Комплексный подход в воспитании усилил вос-
питательные функции межпредметных связей курса математики. В этих условиях
укрепляются связиматематики как с предметами естественнонаучного, так и
гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и
разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип
обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого
ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы
обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации
обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.



ЛИТЕРАТУРА



1. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обу-

чении .- М.: Просвещение, 1987.



2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитатель-

ном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.



3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,

-М.: Просвещение, 1989.



4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-

воспитательном процессе - Л., 1980


5. Ченцов А.А. Теоретические основы научной организации

учебного процесса - Белгород, 1972.




Реферат на тему: Планирование фронтальных занятий по формированию и развитию речи

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических
средств языка и развитию связной речи.

I период обучения
1. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад-огород», «Сезонная
одежда, обувь», «Посуда», Продукты питания»,Птицы, звери, их детеныши».
2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
Практическое употребление:
а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек,
ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище,
ножоща, сапожище, ручища и т.д.);
б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить,
перекраивать, выкраивать и т. д.);
в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания
(клюквенный морс, кисель), материалом (бархатный костюм, фарфоровая чашка),
растениями (сосновый лес, дубовая роща);
г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с
эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка,
шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов:
осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
3. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на
вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать
картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи
существительных и глаголов в единственном числе: улетает (-ют), собирает (-
ют), накрывает (-ют) на стол, птица (-ы), колхозник (-и), дежурный (ые) и
т.д. Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки),
форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце,
треугольная крыша). Подбор однородных прилагательных к существительному,
практическое употребление притяжательных (медвежья берлога, лисья нора,
беличье дупло).
4. Развитие самостоятельной связной речи.
Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по
картине (в объеме 5-7 предложений).
Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого
действующего лица. Составление рассказа-описания овощей, фруктов по
заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Составление рассказов-
описаний животных, птиц, описание их повадок.

II период обучения
1. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш
город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».
2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
а) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование
сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного
значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность
слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
б) Образование сложных слов (снегопад), родственных слов (снег, снеговик,
снежинка, снежок).
в) Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна
ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки
летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше);
усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица
длинная, короткая).
г) Образование прилагательных типа: одно-двухэтажный, многоэтажный.
Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их
поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый,
умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).
3. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными
членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке
с использованием описательных приемов в самостоятельной речи.
Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду-
пошел).
Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного
времени с частицей – ся и без нее (буду кататься – покатаюсь; буду
купаться – искупаюсь; буду учиться – поучусь).
Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности
действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных
предлогов из-за, из-под.
4. Развитие самостоятельной связной речи.
Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных
с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших
рассказов о людях разных профессий.
Употребление в речи простых и сложных предложений со значением
противопоставления (а, но), разделения (или). Например: зимой деревья
голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина –
маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.
Употребление в речи целевых, временных, причинных, конструкций в
соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

III период обучения
1. Лексические темы: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад - огород», «Школа»,
«Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.
2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.
а) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят,
красят, разрушают; красят – крышу, стену, забор, потолок, двери).
Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко
какое?); закрепление слов – антонимов: улица чистая (грязная), широкая
(узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.
б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее,
светлее, чище);
в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик),
воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик),
строить (строитель) и т. д.
3. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под,
выражающих пространственное расположение предметов.
Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3
куклы – 5 кукол; 2 медведя – 5 медведей); прилагательных и числительных с
существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).
4. Развитие самостоятельной связной речи.
Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного
текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации
разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные
эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется
логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих
лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам
других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем
использования приема сравнения.

Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте.

Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:
- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг
другу форм;
- научить их произносить слова различной слоговой сложности;
- научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в
самостоятельной речи.
Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными
логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и
уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных
навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение
поставленных задач.
Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и
слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и
воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на
слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.
Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит
одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические
и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи.
Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных
в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на
закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают
нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению
грамоты.
На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного
произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений
в произношении слов сложного звуко - слогового состава.
На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из
изучаемых звуков и слов различного звуко – слогового состава материал
коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития
логических и грамматических элементов речи.
Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная
наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого
материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные
упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания,
а также проведение в середине занятия (на 10-15 минут) динамической паузы.
Формирование произношения осуществляется на индивидуальных
(подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение
началам грамоты.
Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие разделы:
- сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
- научить детей чтению и письму.
Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно
отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное
соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко – речевого анализа и
обучением чтению и письму.
В течении всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и
дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно
детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры
разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.
По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи
интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение
гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение
грубых, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет
ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его
состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа
заполняется фишками – заместителями звуков. В это же время дети в
практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение,
дифференцируют звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости.
Во 2 периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с
согласными м, п, т, к, с.
Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и
синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа
суп, мак.
Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно
воспитателем в вечернее время, а родителями – в субботу и воскресение.
Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью
соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами
соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по
заданному слогу придумывать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы
получилось двух – трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых
имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются
детьми в схему слова.
Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как
фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по
грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове
столько слогов, сколько гласных звуков.
Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены,
перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость
осмысленного чтения. В 3 периоде обучения расширяется объем изучаемых
звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков:
с – ш, р – л, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся
односложные слова со стечением согласных (стоп, шарф), со стечением
согласных в середине слова (кошка), трехсложные слова (панама, капуста).
Учат составлять сложные слова из карточек, читать слоги, составлять из них
слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Проводятся упражнения
по преобразованию слогов в слово (ла, шко = школа).
В конце 3 периода учат членить предложения на слова, считать их количество
в предложениях типа (Дима ест суп). Состав предложений постоянно
усложняется.







Новинки рефератов ::

Реферат: Кабардино-Балкарский государственный университет (История)


Реферат: Звезда по имени Солнце. Виктор Цой (Музыка)


Реферат: Города Германии: Кельн, Бонн, Мюнхен (География)


Реферат: Индустриализация СССР (История)


Реферат: Рабочее место секретаря (Менеджмент)


Реферат: Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы (Литература)


Реферат: Проект производственного комплекса базы МСУ (Транспорт)


Реферат: Казахстан в годы ВОВ (История)


Реферат: Український мандрівний філософ Г. Сковорода (Философия)


Реферат: Загальні питання права власності у відносинах з іноземцями за законодавством України (Право)


Реферат: Селекция (Биология)


Реферат: Древняя цивилизация майя (История)


Реферат: Оптические датчики газового состава (Технология)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)


Реферат: Архивация данных в Win9x (Программирование)


Реферат: Сроки в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Петровская кунсткамера (История)


Реферат: Разработка технологии плавки стали в электродуговой печи ДСП-80 и расчет ее механизма (Металлургия)


Реферат: Тенденции смертности в России (Социология)


Реферат: Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист