GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Руны (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Руны (Религия)



| |Weird |
| |WEIRD: непознаваемое, бог Один (Чистая Руна) |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Пустота - это конец; пустота - это |
| |начало. Здесь Непознаваемое сообщает вам, что оно пришло в движение в вашей |
| |жизни. В этой незаполненности содержится мощный потенциал. Пустая и |
| |одновременно полная содержания, она охватывает полноту бытия, все, что должно|
| |осуществиться. Благоприятствование происходящему и готовность к нему - |
| |требование этой Руны. ведь как можно установить контроль над тем, что еще не |
| |оформилось? Эта Руна часто требует акта мужества, подобного прыжку в пустоту |
| |с пустыми руками. Ее появление - прямое испытание вашей вер. С одной стороны,|
| |Чистая Руна представляет кармические силы - полную сумму того, что вами |
| |совершено, и границы того, чем вы являетесь и станете. С другой стороны, эта |
| |Руна учит, что даже долги старой кармы смещаются и изменяются одновременно с |
| |тем изменяетесь и развиваетесь вы. Ничего не предопределено: нет ничего |
| |такого, чего нельзя было бы избежать. |
| | |
| |Fehu |
| |FEHU: скот, собственность, богатство |
| | |
| |Прямое положение. Определите для себя какого именно богатства вы хотите |
| |(богатства духовного или же материального). Наслаждайтесь удачей, которую |
| |принес вам сегодняшний день, но не забывайте и поделиться ею. |
| | |
| |Обратное положение. Появление в раскладе перевернутой руны советует |
| |задуматься над сложившейся ситуацией. Нужно решить, что именно требуется |
| |понять и чему необходимо научиться для дальнейшего продвижения вперед. В |
| |вашей жизни может произойти значительное расстройство. |
| |Uruz |
| |URUZ: бык, дождь, морось |
| | |
| |Прямое положение. Появление руны в прямом положении говорит о том, что та |
| |жизнь, которую вел до сих пор обращающийся к гаданию, подходит к концу. Эту |
| |руну следует воспринимать скорее как начало чего-то нового. Возможно вас |
| |ожидает трудный путь, ведущий к успеху. Чем труднее будет этот путь, тем |
| |значительнее будет ваш успех. Возможно выход из тупика скрывается под личиной|
| |потери. |
| | |
| |Обратное положение. Возможно вам не удалось воспользоваться преимуществами |
| |сложившейся ситуации. Ваша собственная сила обернулась против вас, или кто-то|
| |использовал ее против вас как оружие. Вероятно когда-нибудь вы вновь |
| |окажетесь в подобной ситуации, постарайтесь не повторять своих ошибок. |
| | |
| | |
| | |
| |Thurisaz |
| |THURISAZ: турс, йотун, великан |
| | |
| |Прямое положение. Появившись в раскладе эта руна свидетельствует о том, что |
| |вы вступили в полосу испытаний. Исход их зависит исключительно от вас самих. |
| |Для благоприятного исхода от вас потребуются сосредоточенность и |
| |самоограничения. |
| | |
| |Обратное положение. В обратном положении руна обозначает слабость или |
| |принуждение. Ситуация для вас сложилась достаточно тяжелая. Вы можете сделать|
| |ее еще хуже, если будете действовать по принуждению. Взгляните правде в |
| |глаза. Возможно вы не способны изменить ситуацию. Не торопитесь, тщательно во|
| |всем разберитесь. |
| | |
| | |
| | |
| |Ansuz |
| |ANSUZ: бог, ас |
| | |
| |Прямое положение. Перед вами раскрывается новая жизнь. Постарайтесь быть |
| |чуткими и внимательными в общении с людьми. |
| | |
| |Обратное положение. Неудачи, неспособность выразить себя в общении с близкими|
| |людьми могут стать серьезным психологическим барьером в общении вообще. |
| |Следует задуматься, не является ли подобное состояние непонятности и изоляции|
| |необходимым и, более того, точно приуроченным к текущей стадии вашего |
| |внутреннего роста? |
| | |

| |Raido |
| |RAIDO: путь, дорога |
| | |
| |Прямое положение. Руна свидетельствует о предстоящем путешествии |
| |(речь может идти и о путешествии духа, внутреннем росте). Кроме того |
| |она может указывать на грядущие перемены. |
| | |
| |Обратное положение. На вашем пути возникли помехи - как физические, |
| |так и духовные. Правильно оцените собственное состояние. Не |
| |совершайте необдуманных поступков. Постарайтесь проанализировать |
| |пройденный путь и понять, что стало причиной этих помех. |


| |Kenaz |
| |KENAZ: свет, факел |
| | |
| |Прямое положение. Свет, прорвавшись сквозь тьму, разгоняет наконец |
| |облака. В данный момент вы находитесь в точке сосредоточения |
| |жизненных сил гармонии. |
| | |
| |Обратное положение. Стягивающиеся облака начинают заволакивать |
| |солнце. Возможно рвутся связи с кем-то из тех, кого вы считали |
| |близкими себе людьми. Эти отношения не соответствуют нынешней стадии |
| |вашего развития или же потеряли былую ценность, когда вы достигли |
| |этой стадии. Даже в обратном положении эта руна остается светлой. С |
| |легким сердцем откажитесь от старого, чтобы принять новое. |
| |Gebo |
| |GEBO: дар |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. В раскладе руна обозначает |
| |прежде всего "дар" - это могут быть как ожидаемые подарки, так и |
| |неожиданное приобретение, нежданное везение, подарок судьбы. Речь |
| |может идти о намечающемся (или только-только свершившемся) браке, или|
| |о новом партнерстве. Ваша сила и удача возрастает в результате |
| |объединения с партнером (или любимым). |

| |Wunjo |
| |WUNJO: слава, радость |
| | |
| |Прямое положение. Перемены в вашей жизни завершились. Настало время |
| |пожинать плоды своих трудов и купаться в лучах успеха и славы. |
| |Прежние цели и планы могут потерять былую ценность. |
| | |
| |Обратное положение. Вам предстоит трудный этап. Воспринимайте все |
| |трудности как испытание, которое вам надлежит преодолеть. Взвесьте и |
| |пересмотрите ваши цели и мотивы. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Hagalaz |
| |HAGALAZ: град, яйцо |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Появление руны в раскладе |
| |знаменует внезапную потерю - вы можете лишиться каких-либо |
| |материальных ценностей, а возможно это будет разрыв отношений с |
| |кем-либо из дорогих вам людей. Сутью этой руны является очищение. |
| |Старое должно быть разрушено, чтобы расчистить место новому. |
| |Nauthiz |
| |NAUTHIZ: нужда, необходимость |
| | |
| |Руна принадлежит к рунам промедления, в раскладе, вне зависимости от |
| |того, в каком положении она легла, выступает как негативная. |
| | |
| |Прямое положение. Руна свидетельствует о том, что вы сейчас не в |
| |лучшей форме. С этой руной связывают такие психологические состояния,|
| |как неудовлетворенность собой и окружающим миром. Возникла |
| |настоятельная необходимость сдерживать себя. Остановки и задержки в |
| |пути неизбежны. Необходимо тщательно пересмотреть и перестроить свои |
| |планы. |
| | |
| |Обратное положение. Прежде всего необходимо принять то, что под видом|
| |приносящего ограничения, боль или страдания перед вами предстал |
| |"великий учитель". Лишь в самый темный час человеку дано понять, |
| |сколь силен и ярок горящий в его душе свет. Для усиления характера |
| |необходимо очищение. Лишь после непроницаемой тьмы нам дано увидеть и|
| |познать истинный свет |
| |Isa |
| |ISA: лед |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. ISA является мощной руной |
| |промедления. В ряде случаев руна может говорить о застое в делах, она|
| |призывает к терпению и анализу. В центральной позиции она может |
| |говорить о непреодолимом препятствии, о необходимости бездействия. |
| |Если соседние с ней руны положительны, то речь идет об отдыхе. Не |
| |пытайтесь преодолеть барьер этой руны (ISA - мировая стихия льда, |
| |очень сильная руна), отдохните. |
| | |
| | |
| | |

| |Jera |
| |JERA: год, урожай |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Все ваши начинания ожидает |
| |благоприятный исход. Однако на воплощение задуманного может |
| |понадобиться время, не стоит ждать скорых результатов. Если вопрос |
| |был задан о ситуации, то ключевым понятием здесь будет "неизбежное |
| |развитие". Постарайтесь расстаться с тем, что отжило свое. Пришедшее |
| |ему на смену новое обещает заслуженную награду. |


| |Eihwaz |
| |EIHWAZ: тис, тисовое дерево |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Толкование зависит от |
| |окружающих ее рун. В окружении слабых негативных рун она служит |
| |знаком того, что на пути появились заслоны или непреодолимые |
| |препятствия. В данный момент вы бессильны, требуется терпение и |
| |выдержка. В соседстве с мощными негативными рунами EIHWAZ трактуется |
| |как смерть. Речь может идти о смерти кого-то из вашего окружения, и |
| |об умирании каких-либо отношений. В окружении позитивных рун она |
| |обозначает, что вы оказались на перекрестке путей. Все зависит от |
| |того, какую дорогу вы выберете. |
| |Perth |
| |PERTH: жребий, судьба |
| | |
| |Прямое положение. Настало время перемен, которые неизбежно произойдут|
| |в вас самих. Вас ожидает немало сюрпризов. В какие бы крайности вы не|
| |бросались в сложившейся ситуации, они не будет иметь особого значения|
| |для дальнейшего. |
| | |
| |Обратное положение. Не стоит сейчас ожидать слишком многого. Не |
| |повторяйте старых ошибок и не пытайтесь вернуться к прежней жизни, |
| |это принесет вам только страдания. Возможно вам кажется, что вас |
| |преследуют неудачи, но это вам только кажется. На толкование этой |
| |руны не влияют соседствующие с ней в раскладе. |
| | |
| | |
| | |

| |Algiz |
| |ALGIZ: лось, защита, осока, человек молящийся богам |
| | |
| |Прямое положение. Толкование разворачивается вокруг ключевого понятия|
| |"помощь", "защита". Настало время обратиться за помощью. Если руна |
| |лежит в окружении позитивных рун, то возможно в помощи нуждается |
| |кто-то из ближайшего вашего окружения и вы вполне можете его |
| |поддержать. |
| | |
| |Обратное положение. Обратное положение служит предупреждением о том, |
| |что следует контролировать свои эмоции. Взвешивайте слова и |
| |продумывайте действия. Примиритесь с тем, что победа в сложившихся |
| |обстоятельствах невозможна. В окружении негативных рун она |
| |свидетельствует о том, что вы перед лицом какой-то сложной моральной |
| |или этической дилеммы. |
| |Sowulo |
| |SOWULO: солнце |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Появление этой руны в раскладе|
| |служит предвестником прорыва или прозрения, какие должны произойти в |
| |вашей жизни. Успех будет достигнут благодаря личной воле. Это очень |
| |мощная руна, она способна "погасить" соседние негативные руны. В |
| |окружении негативных рун она обозначает активность положительного |
| |начала. В окружении позитивных рун ее можно толковать как предвестник|
| |успеха, здоровья, власти. |

| |Teiwaz |
| |TEIWAZ: ас Тюр (Тир) |
| | |
| |Прямое положение. Руна настойчивости, целеустремленности и победы. |
| |Руна истины, справедливости, самопожертвования. Значение руны связано|
| |с принятием разумных и справедливых решений. Необходимо заглянуть в |
| |себя и поразмыслить об основах собственного существования. |
| | |
| |Обратное положение. Обратное положение руны предупреждает о том, что |
| |необдуманные поспешные действия могут стать причиной серьезной |
| |опасности. Руна призывает к осторожности и терпению. |
| | |
| | |
| | |

| |Bercana |
| |BERCANA: береза, березовая ветка |
| | |
| |Прямое положение. Появление руны указывает о том, что необходим |
| |тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию. В сочетании с рунами|
| |промедления, BERCANA свидетельствует о том, что настало время |
| |расстаться с прошлым. Прошлое тянет вас на дно. В сочетании с |
| |положительными рунами она свидетельствует о стабильности. |
| | |
| |Обратное положение. Появление руны в обратном положении знак того, |
| |что вы натолкнулись на некое препятствие. Если вы пали духом и верные|
| |действия кажутся вам не по плечу - расслабьтесь. Подождите |
| |благоприятной возможности. |
| |Ehwaz |
| |EHWAZ: лошадь |
| | |
| |Прямое положение. Руна описывает происходящие в настоящее время |
| |перемены. В настоящее время вы пожинаете плоды проделанной вами |
| |работы. Вы можете смело смотреть в будущее. |
| | |
| |Обратное положение. Руна указывает на некое препятствие, что-то |
| |блокирует дальнейшее продвижение. Стоит удостовериться, что вы |
| |делаете то, что необходимо. Берите удачу в свои руки. |
| |Mannaz |
| |MANNAZ: человек |
| | |
| |Прямое положение. Руна представляет те качества, которые необходимы |
| |человеку, чтобы чувствовать себя частью коллектива. Наиболее |
| |эффективной реакцией в сложившейся ситуации станет внутренняя ясность|
| |и готовность изменить себя. Только достигнув мира с самим собой, |
| |можно быть справедливым к окружающим. |
| | |
| |Обратное положение. Появление руны в обратном положении - знак |
| |препятствия на вашем пути (препятствия внутреннего характера). Речь |
| |может идти о каком-то комплексе или блокировке, когда вы |
| |подсознательно закрываете глаза на те или иные события или явления. |
| |Загляните в себя. Возможно враг внутри вас. |
| | |
| | |


| |Laguz |
| |LAGUZ: вода, море, закон] |
| | |
| |Прямое положение. Появление руны в раскладе предполагает ситуацию, в |
| |которой требуется "перестройка себя". Следует уподобиться воде. |
| |Полагайтесь в первую очередь на интуицию, а затем на рассудок и ум. |
| | |
| |Обратное положение. Появление руны в раскладе толкуется как |
| |предупреждение. В сочетании с негативными рунами - предостережение о |
| |какой-либо опасности. Речь может идти о состоянии здоровья, нервном |
| |срыве или какой-то иной опасности. |
| | |
| |Inguz |
| |INGUZ: плодородие, Фрейр |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Появление руны в раскладе |
| |свидетельствует, что настало время рассвета сил. Сейчас возможно |
| |наиболее успешное завершение всего, что было начато. Безболезненное |
| |расставание со всем, что отжило. Будут прояснены все неясности, будет|
| |найден выход из затруднений. Оставьте все прежние страхи |

| |Dagaz |
| |DAGAZ: день |
| | |
| |Прямое и обратное положение совпадают. Ключом в толковании этой руны |
| |считается представление об удовлетворении и счастье, что однако не |
| |подразумевает самоуспокоенности и безделья. Речь идет о счастье |
| |самореализации. Руна указывает на успех, даже в окружении негативных |
| |рун, нейтрализуя их влияние. |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |Othila |
| |OTHILA: собственность, наследие |
| | |
| |Прямое положение. Появление в раскладе этой руны свидетельствует о |
| |том, что сложившаяся на данный момент ситуация требует как бы |
| |"расстаться со старой кожей". Вполне вероятно, что вас ждут богатые |
| |дары и щедрые привилегии, но ради них, возможно, придется чем-то |
| |поступиться. |
| | |
| |Обратное положение. Появившись в раскладе в обратном положении, руна |
| |служит сигналом еще не опасности, но уже предупреждения о том, что |
| |нельзя позволять связывать себя старыми путами. Требуется отказ от |
| |старых привычек. |


| |Подготовка |
| |После того, как руны изготовлены, следует разбросать их случайным |
| |образом на белом полотне для вступления в контакт с сакральными |
| |энергиями, позволяющими получать больше информации в прогнозах. |
| | |
| |Не стоит задавать рунам слишком много вопросов за один раз. Руны |
| |всегда описывают настоящую ситуацию и текущее состояние. При гадании |
| |старайтесь ставить вопрос конкретнее. |
| | |
| |При гадании важно добиться спокойствия ума. |
| | |
| |Позволяя рунам свободно выпадать из мешочка на полотно, произносите: |
| |"Урд, Верданди, Скульд". Затем, перевернув их обратной стороной, |
| |перемешайте их круговыми движениями правой руки, произнося: "О |
| |могучий Один, властелин рунической мудрости, возлюбленная Фрейя, |
| |богиня любви и красоты, ведите меня путями ветра, огня, земли и воды,|
| |дайте истинное прочтение рун. Да будет так". Затем выберете наиболее |
| |"сильные" руны и выложите их в соответствии с выбранным раскладом. |
| | |
| | |
| | |


|3 руны
Этот расклад полезен для того, чтобы получить впечатление о сложившейся
ситуации, ее причинах и возможном исходе.


После формулировке вопроса, руны, вынимаются по одной из мешочка, и
выкладываются справа налево:



Урд (прошлое). События, которые привели к сложившейся ситуации.
Верданди (настоящее). Настоящая ситуация.
Скульд (будущее). Исход, конечный результат. То, что настанет, если
ситуация останется неизменной. | |


-----------------------
[pic]

[pic]






Реферат на тему: Русская духовная культура дохристианского периода

Министерство общего и профессионального образования РФ

Марийский государственный технический университет

Кафедра философии



РЕФЕРАТ


Русская духовная культура
дохристианского периода.



Выполнил: аспирант кафедры ИСП
Усков Ю.В.
Научный руководитель: доцент КФ Пурынычева
Г.М.



г.Йошкар-Ола, 1998г.

ПЛАН.



|ВВЕДЕНИЕ. |3 |
| | |
|ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ | |
| | |
|Самобытность древнерусской религии. |8 |
| | |
|Идея Бога. Связь с ведической традицией. |11 |
| | |
|Религиозное мировоззрение древних славян. |16 |
| | |
|Язычество и христианство. |21 |
| | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ. |24 |
| | |
|ЛИТЕРАТУРА |27 |

ВВЕДЕНИЕ.

Надо понять и уверовать в то, что Русь - это мы,
а Древняя Русь - это тоже мы, и если Бог поможет,
то и будущая Русь тоже будем мы!
Ю. Миролюбов.

Последние несколько десятилетий характерны повышенным вниманием к
вопросам истории России. Российское общество находится в поиске путей
дальнейшего своего развития и, что естественно, обращается в первую очередь
к истории, в том числе и к дохристианскому этапу нашей истории. Что может
дать ищущему информация, предоставляемая исторической наукой? Насколько эта
информация достоверна, насколько соответствует последующим, более
достоверно описанным событиям?
От фундаментальных многотомных исследований прошлого века до
современных учебников, формирующих видение ранней российской истории,
духовности и культуры на уровне общественного сознания, прослеживается один
нехитрый сюжет, сформированный на основе летописей христианского периода:
«Повести временных лет» (ПВЛ) и более поздних.
Несомненно, что ПВЛ не могла объективно отражать рассматриваемый
предмет, поскольку писалась людьми к язычеству вовсе не расположенными.
Благодаря чрезвычайной краткости изложения она позволяет достаточно широкую
трактовку описанных в ней событий. Данные предлагаемые официальной версией
истории содержат в этом плане очень мало достоверной информации и в этом
сродни мифу. Основные его положения серьезная наука давно опровергла, а он
существует и занимает в общественном сознании довольно прочные позиции. По
видимому, такая ситуация является следствием инертности общественного
сознания, которому этот миф навязывался в течение столетий, обслуживая
определенный социальный заказ. Это стало возможным в условиях
недостаточности знаний о нашей ранней истории. Основные положения мифа
базируются на нескольких спорно трактуемых источниках, которых явно
недостаточно для адекватного описания бытия народа, занимавшего огромные
территории, ведшего активную культурную, хозяйственную, общественно-
политическую жизнь.
Чем больше привлекается материала при анализе исторических событий,
тем более точной получается оценка истории. Заказному мифотворчеству
противостоит объективный процесс постоянного нарастания объема информации о
проблеме, который предоставляет больше возможностей для исследования,
позволяет выявить новые закономерности, критически переоценить существующие
взгляды и концепции.
Проблема корректной философской оценки дохристианской русской духовной
культуры находится в тесной взаимосвязи с двумя другими проблемами, которые
необходимо учитывать. Они также имеют свои корни в господствующем в
российском общественном сознании историческом мифе. Это проблема
происхождения русского этноса, этнонима «русь» и происхождение русской
государственности[1].
При поиске ответов на вопросы, поставленные нашей ранней историей со
всей отчетливостью проявилась поляризация русского общества на западников и
славянофилов, которая существует и поныне. Изучение рассматриваемой задачи
осложняется тем, что проблема дохристианской русской духовной культуры, в
российской исторической науке, изучалась не исходя из фактов, а исходя и
концепций, ориентированных на обслуживание определенного социального
заказа. Исследуя коньюнктуру соцзаказа можно выделить два периода:
дореволюционный и советский.
Основные положения, которыми оперировала официальная российская
историческая наука дореволюционного периода применительно к ранней русской
истории, были сформированы приглашенными из-за границы при Петре I учеными
Байером, Миллером, Шлецером, развиты М. Погодиным, во многом
поддерживались С.М. Соловьевым и В.О. Ключевским. В целом это направление
получило название «норманнизма» из-за приверженности идее норманнского
происхождения русской государственности. Для историков и мыслителей этого
направления, как правило носителей идеологии западничества, характерен
общий подход и к другим вопросам ранней русской истории. Если попытаться
обобщить воззрения западников на раннюю русскую историю, то приходится
сделать вывод, что государство у нас просхождением скандинавское,
духовность - византийская, культура - скандинавско-византийско-монгольская.
Несмотря на то, что эти концепции подверг серьезной критике еще М.Ю.
Ломоносов, неоднократно опровергали другие исследователи более позднего
периода [1, с. 261-281] они живы до сих пор, поскольку существует
породивший их соцзаказ.
В целом в русской науке дореволюционного периода непредвзятое
осмысление нашей древней духовной культуры дохристианского периода
сдерживалось рядом факторов. Во-первых, официально, на государственном
уровне, господствовало мнение, что настоящее духовное бытие русского народа
началось лишь с принятием христианства. Во-вторых, это мнение
поддерживалось сформированной церковью на ранних этапах нашей истории
концепцией о духовном превосходстве христианства над древней русской
религией, противопоставлявшей ее христианству. (Если бы таковой антагонизм
на самом деле присутствовал, то невозможно было бы говорить ни о каком
восприятии русским народом новой религии, абсолютно противоположной
основным духовным установкам господствовавшей прежде. Примером может
служить церковный раскол в XVII веке..). В третьих, ученые, которые
анализировали проблему, в большинстве сами являлись носителями христианской
традиции, а соответственно вышеперечисленных заблуждений. В этом случае
вероятность успешной попытки абстрагироваться от неверных концепций,
заложенных на уровне воспитания и традиций очень мала.
В оценке рассматриваемой проблемы послереволюционного периода можно
выделить два подхода: официальный, представленный советской исторической
наукой, который финансировался, издавался, тиражировался и в наибольшей
степени связан с формированием советской версии исторического мифа; и
неофициальный, представленный, в основном, русской эмиграцией 1-й волны, а
также представителями возрождающейся национальной мысли 70-х, 80-х, 90-х
годов.
Послереволюционная советская наука пошла по пути антинорманизма и,
соответственно, антизападничества. Но, как справедливо отмечает С.Лесной
[1], антинорманнизм советских ученых носил половинчатый, непоследовательный
характер, поскольку сдерживался мнением отцов-основателей марксизма-
ленинизма и партийных авторитетов. Поэтому советская историческая наука (за
исключением археологии, которая поставляла только факты) не принесла
серьезных плодов в решении этого вопроса и заслужила справедливые упреки за
«блохоискательство в истории»[1, с.253-261].
Значительными достижениями в области изучения истории России мы
обязаны представителям русской эмиграции 1-й и частично 2-й волны, которая
выплеснула в Западную Европу огромное количество образованных, мыслящих
русских людей. Многие из них будучи за границей духовно не отрывали себя от
своей Родины. Революционные потрясения 1917 и последующих годов заставили
их по новому переосмыслить все концепции и идеи, которыми жило русское
общество добольшевистской России и оценить историю России с русских
позиций.
В вопросе изучения дохристианской духовной культуры, как правило,
широко используется этнографический материал христианской эпохи. Мы,
современные русские, являемся носителями огромного пласта дохристианской
русской духовной культуры, а поэтому отчасти - предметом исследования в
настоящей работе. Изучение язычества в настоящее время - это почти всегда
реставрация, поскольку традиция прервалась, живых славян-«язычников» в
настоящее время в России практически нет[2]. Основным материалом при
реставрации является фольклор, сохранивший во многих областях России еще в
начале этого века черты дохристианского мировоззрения наших предков.
Значительная часть информации может быть почерпнута из письменных
источников христианской эпохи. Например, «Слово о полку Игореве» несмотря
на то, что принадлежит христианской культуре, содержит массу информации о
т.н. язычестве. Настоящим подарком для исследователей древней русской
истории и культуры явилось обретение т.н. «Велесовой книги» - литературного
памятника дохристианской эпохи, пролившего свет на многие вопросы древней
русской истории и русской духовности.
Основные положения настоящей работы не противоречат исторической
фактологии XIX века, поэтому в качестве источника по истории России в
работе привлекался, например, труд С.М. Соловьева «История России с
древнейших времен». Кроме общеизвестных источников также были использованы
появившиеся у нас в стране в последние годы работы русских эмигрантов. Это
сборник работ Ю. Миролюбова «Сакральное Руси» [2], и работа С.Лесного
«Откуда ты, Русь?» [1]. С.Лесной в своей работе опирается, в основном, на
письменные источники, археологический материал, анализ текста «Велесовой
книги». Работы Ю.П. Миролюбова ценны прежде всего тем, что он обработал
огромное количество фольклорного, эпического и этнографического материала.
Полезными также оказываются реставрации А.К. Белова [6] и Буса Кресеня [5],
выполненные по фольклорным, этнографическим и письменным материалам.

САМОБЫТНОСТЬ ДРЕВНЕРУССКОЙ РЕЛИГИИ.

Русское общество, в духе компрадорской традиции, навязанной Петром I,
ищет пророков за рубежом, в огромных количествах импортирует культурные
ценности с Востока и Запада, но почему-то не желает видеть богатств русской
духовной культуры, уходящей своими корнями в седую, дохристианскую
древность.
Каждый из нас сравнительно неплохо представляет себе античную
мифологию. Существует масса литературы - от детской до серьезной научной,
античная мифология изучается в школе. На этом фоне наше знание собственной
мифологии, дохристианской культуры вообще выглядит сплошным «белым пятном».
В общественном сознании в отношении дохристианской духовной культуры
Руси бытует масса сказок и нелепостей - последствий как сознательного так и
неосознанного исторического мифотворчества. Наше знание этого отрезка
истории, как правило является смутной иллюстрацией к поэме А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге». В среднестатистическом сознании живут идолы, волхвы
и кровавые человеческие жертвы.
Одной из иллюстрации к тезису о историческом мифотворчестве является
сам термин «язычник», «язычество». Русское, дохристианское понимание этого
слова аналогично по своему смыслу античному «варвар», т.е. представитель
другого народа («языка»), не русский. В этой смысловой нагрузке слово
«язычник» употребляется в тексте «Велесовой книги», такое же значение слова
проступает и в тексте русских летописей. Для крестителей Руси, византийцев
русские зачастую были действительно представителями другого народа,
«варварами», в русском переводе - «язычниками». Так произошла некоторая
подмена понятий. Настоящими русскими стали считаться крещеные, христиане,
все остальные не получили права считаться русскими и стали «язычниками».
Этот подход веками позднее зафиксировали славянофилы и Ф.М. Достоевский,
сказавший: «Православный - значит русский». Исходя из вышесказанного
применять термин «язычество» к русской духовной культуре, религии
дохристианского периода некорректно. Более правильным будет употребление
терминов «русская вера», «русская культура», русский религиозный уклад и
т.д. (православие - вера не русская, а обрусевшая).
Наиболее одиозным положением исторического мифа сих пор имеющем
хождение в умах, является мнение о «варварском» характере древнеславянской
религии, который, в частности, заключался таких фактах как человеческие
жертвы богам. Удивительно, как такие «варвары» впоследствии могли
обнаружить высокие образцы христианской духовности.
В тексте «Велесовой книги» явно указывается на недопустимость
человеческих жертвоприношений. Наши предки знали о существовании такого
обычая у других народов (в том числе у западных славян), но считали его
недопустимым применительно к своим богам. Анализ русских летописей,
выполненный С. Лесным также опровергают сложившееся мнение о наличии в
религии восточных славян практики человеческих жертвоприношений.
«Считают, что восточные руссы практиковали человеческие
жертвоприношения, и ссылаются на свидетельство летописи об убиении варяга-
христианина, отказавшегося принести сына в жертву.
Наткнувшись на свидетельство «Влесовой книги», что человеческие жертвы
у древних руссов не совершались, что это ложь («лужева ренщ»), что подобные
жертвоприношения существуют у западных славян, — мы обратились к летописям.
К нашему изумлению, оказалось, что «Влесова книга» права: нет ни малейших
данных, что до Владимира Великого на Руси были кумиры, человеческие
жертвоприношения и т. д. Это было новшество, завезенное Владимиром от
западных славян в угоду дружине (оттуда), на которую он опирался.
Просуществовало это не более 10 лет и поэтому никак не может быть приписано
нашим предкам.» [1, с.241]
Археологическими данными [8 с.261-268] сложившееся мнение о
человеческих жертвоприношениях также не подтверждается. Первым летописцам
было выгодно сформировать и закрепить в письменной традиции негативное
впечатление об исконной русской религии. Этот факт был замечен еще
С.М.Соловьевым [3, с.63], который отмечал, что «...на иностранных писателей
нравы славян производили благоприятное впечатление, они отзываются о них с
похвалою; вовсе не так снисходителен к древним славянским нравам и обычаям
наш начальный летописец, духовный христианский, который потому с омерзением
смотрел на все, что напоминало о древнем язычестве».
Миф, созданный летописцами, историками, церковными и светскими
идеологами достаточно прочно укоренился в общественном сознании, несмотря
на то, что он противоречил фактам которыми располагала историческая наука
еще в прошлом веке. Учитывая бытующее мнение об отсутствии у славян
письменности до принятия христианства многие делали вывод, что корни
русской духовности - христианские, византийские. На мой взгляд этот вывод
ошибочен. Русский народ очень плохо воспринимает нововведения, идущие
вразрез с традицией, но если все же таковые удается утвердить, он
переделывает их на свой лад, иногда изменяя до неузнаваемости,
восстанавливая таким образом традицию. Ничего, как известно не берется
ниоткуда и не исчезает в никуда[3]. Традиции русской духовности
христианского периода не могли вырасти на пустом месте или быть
заимствованы из античной, греческой христианской, героической скандинавской
или любой другой культуры. Они выросли здесь, на нашей русской почве, их
несомненные истоки в дохристианской русской духовной культуре. После
тысячелетнего господства христианства на Руси пора отрешиться от
(продолжающейся и по сей день[4] !) борьбы христианства с «язычеством» и
оценить ситуацию трезвым взглядом.
По мнению С.Лесного, у нас нет оснований стыдиться веры наших предков.
«Это была сильная, внутренне крепко скроенная религия, высокая, красивая, а
потому представлявшая для христианства страшного противника. Прежде всего в
ее основных положениях было много сходства с христианством: единобожие (а
не политеизм, как принято думать!), вера в бессмертие души, в загробную
жизнь и т. д.» [1, с. 240]


ИДЕЯ БОГА. СВЯЗЬ С ВЕДИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ.

Многие исследователи вопроса отмечают в славянском язычестве наследие
древнеарийской духовной культуры, связь с ведической традицией. Так С.М.
Соловьев считает, что «Религия восточных славян поразительно сходна с
первоначальною религиею арийских племен: она состояла в поклонении
физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым, домашним
гениям...» [3, с ] Ю.П. Миролюбов по существу не разделяет ведизм и
язычество, он считает одно продолжением и развитием другого. Отличительными
чертами древнерусского религиозного уклада, по мнению Миролюбова, во многом
роднящими его с ведической традицией, являются его поэтичность, понимание
Бога, как Отца, Друга, Пращура.
«...весь религиозный уклад славян был глубоко поэтическим, основанным
на понимании Бога как Отца и Друга, источник красоты, всяческого
Совершенства. Как древние ведийцы, славяне были внуками Дажьбога (ведийцы
были детьми Индры), и потому Бог для них был не доктринально-схоластической
фигурой, не догматизированным законодателем, а своим, близким Дедом
Вселенной. Они его любили и поклонялись ему, любя, но не страшась.» [2,
с.156]
«Молитвы были овеяны тихой поэзией и музыкой, в которых выражалась
любовь к Богу, Отцу и Пращуру, которого не боялись, а чтили, как своего
Предка, потому что от «Сворожия всепойде». Семиты должны были входить в
союз с Богом, а славяне об этом даже и не думали, так как он был их Отцом.
Они себя всегда рассматривали как «Сварожьих Детей» или как «Внуков
Дажьбожьих».» [2, с.130]
«Этой поэзии неоткуда было взяться, если бы она не шла из Вед.
... в ведизме Бога принимали как красоту и источник красоты, а не как
сухого законодателя. Естественно, что славяне, идущие по прямой линии от
ведизма, сохранили в своей религии поэтическое представление о Боге.» [2,
с.129]
Понимание древней русской религии как банального политеизма является
ошибочным. Основанием для такого толкования обычно служит то, что летописи
и фольклорная традиция говорят о нескольких богах и называют их имена:
Перун, Дажьбог, Велес, Яро (Ярила), Ладо, Коляда, Купала. На самом деле,
вывод о политеизме - результат понимания религиозной идеи на уровне
обыденного сознания. Имена богов - отражение идеи Единого Бога,
существующего и проявляющегося во множестве своих ипостасей.
«Наличие других богов и божков нисколько не нарушайте принципа
монотеистичности. Как в христианстве кроме Творца признаются Богоматерь,
апостолы, святые, ангелы и т. д., так и у древних руссов имелись
второстепенные боги и божки, отражавшие многообразие сил в природе. Но над
всеми ими господствовала единая всемогущая сила — Бог. Любопытно, что идея
троицы, родившаяся в недрах арийских народов, была ясно выражена и здесь.
Бог также назывался Триглав. Это было триединство. Триглав вовсе не был,
как это неверно представляют, отдельным, особым богом с тремя головами. Это
был единый Бог, но в трех лицах. Именно — Сварог, Перун и Световид.
Последние два были порождением Сварога. Имелась своего рода аналогия с
христианством («Бог един, но троичен в лицах»). Вместо «Троицы»
употреблялось слово «Триглав».
Вместе с тем религия древних руссов была и пантеистична: они не
отделяли богов от сил природы. Они поклонялись всем силам природы —
большим, средним и малым (подробности дальше). Всякая сила была для них
проявлением бога. Бог был для них всюду: свет, тепло, молния, дождь,
родник, река, ветер, дуб, давший им пищу, плодородие земли и т.д.— • все
это, большое и малое, двигавшее жизнь, было проявлением бога, а
одновременно и самим богом. Руссы жили в природе, считали себя ее частью и,
так сказать, растворялись в ней. Это была солнечная, живая, реалистическая
религия.» [1, с.242]
«... если был Прабог, Сварог, то другие были при нем Прибо-гами, т.е. как
бы его помощниками, и они Творцами не были, Творцом всего был лишь Сварог.
Сварог, проявлявшийся в свете и тепле, был Даждь-Богом, Огнебогом (Агни),
Хоросом, в огне и воде (Дождь-Молния) - Перуном-Тучей, в воздухе он был
Стрибогом, живящий травы он именовался Ладо, проявление его в вешнем Солнце
было Ярилой, Ярью, летнее Солнце — Купалой, Даждь-Богом (урожай) и т.д.
Таким образом ясно, что Прибеги были лишь при Боге». [2, с.128]
«Перун-Индра был самым могущественным в глазах наших предков и ему они
молились (молонья), а само его явление в туче, громе и буре было как бы
таинством омовления (молонь, молынь). Дождь, ливший с неба, был как бы
таинством омовления прибога Паруна-Индры (Божественный Пот, сброшенный с
вехтем из Небесной мовницы Сварогом или его прибо-гом Перуном-Индрой).
Светами Разными вспыхивали его Небесные Огни (Агни). Перун-Паруна не Пуруша
ли? Пуруша по свойствам ипостаси, ибо все тот же Бог-Солнце. Его молонья
блещет как лучи Солнца из Туч.
Присни «всегда, и не и присно», Индра-Паруна, Пуруша, Перун был
заместителем Деда Вселенной на Земле и Небе. С Ним были Дажьбог и Мокошь,
Мокша, Кострома-богиня, Сварожичи. Но и те кудесники, что жили в Бозе, тоже
становились Сварожичами, Сваржичами, как и Питрис с Адитиас. Растворялись в
Исвароге». [2, с.132]
В качестве иллюстрации к идее единобожия в древнеславянской религии,
Ю.П. Миролюбов приводит южнорусскую легенду о том, как наши предки
научились верить в Бога.
«Когда жили на свете деды дедов и прадеды прадедов, когда прадеды
пращуров и щуры щуров пасли скотину в степи далеко, далеко от нашего края,
тогда жил Батько Орий, а у него было три сына: Кий, что сделал Киев, Хорув,
что живет на Полдень, а от кого хорваты пошли, да Щек, от кого идут чехи. И
пошла тогда земля трястись, а то Мор-Мара с Мороком под землею подрались,
да хлынула вода великая, да затопила степи. Уходили от той воды люди, ибо
она шла помалу, подальше, в горы, а горы все высокие, да чем выше люди шли,
тем выше вода великая ставала. Земля ставала все меньшей и меньшей. Не
знали люди, куда идти дальше, как на гору карабкаться. И стал Орий на
колени, стал просить: «Солнце, Солнечко Красное! Может, ты - Бог?» Отвечало
ему Солнце: «Нет, я не Бог, а есть выше меня, тот — Бог!» Обратился Орий к
Горе: «Гора, Горе Высокая! Может, ты — Бог?» Отвечала ему Гора Высокая:
«Нет, я не Бог, есть повыше меня, тот - Бог!» Обратился Орий к Туче Белой и
сказал: «Туча моя Белая, может, ты - Бог?» Отвечала Туча Белая: «Нет, я не
Бог, есть тот, кто выше меня, тот - Бог!» Обратился Орий к Ветру Быстрому:
«Ветре мой Быстрый, может, ты — Бог?» Отвечал ему Ветер Быстрый: «Нет, я не
Бог, тот, кто выше меня, тот - Бог». Обратился Орий к Заре Утренней: «Зоре
моя Ясная, может, ты - Бог?» Отвечала ему Заря Ясная: «Нет, я не Бог, есть
тот, кто повыше меня, тот — Бог». Обратился Орий к Звезде Утренней: «Звездо
моя Утренняя, может, ты -Бог?» Отвечала ему Звезда Утренняя: «Нет, я не
Бог, есть выше меня, тот и есть Бог». Обратился Орий к Месяцу Красному:
«Месяце мой Красный, может, ты - Бог?» Отвечал ему Месяц Красный: «Нет, я
не Бог, есть выше меня, тот - Бог». Обратился Орий к Дереву Зеленому:
«Дерево Зелено, может, ты - Бог?» Отвечало ему Дерево Зеленое: «Нет, я не
Бог, есть выше меня, тот — Бог». Обратился Орий к Птице Быстрокрылой:
«Птице Быстрокрылая, может, ты - Бог?» Отвечала Птица Быстрокрылая: «Есть
повыше меня. Тот — Бог». Обратился Орий к Траве Высокой: «Трава моя
Высокая, может, ты - Бог?» Отвечала Трава Высокая: «Нет, я не Бог, есть
тот, кто выше меня, Он - Бог». Обратился Орий к Быку Непорочному: «Может ты
- Бог?» Отвечал ему Бык Непорочный: «Нет, я не Бог, есть тот, кто выше, тот
и Бог». Обратился Орий к Корове Яловой: «Корове моя Ялова, может ты Бог?»
Отвечала ему Корова Ялова: «Нет, я не Бог, есть выше меня. Тот и Бог». Упал
тогда на лицо свое Орий и вскричал: «Боже, Ты, который не Солнце, не Месяц,
не Трава, не Дерево, не Птица, не Гора, не Бык, не Корова, ничто, помилуй
нас! Спаси нас от Воды Великой, не дай загинуть ни скоту нашему, ни нам!».
И тогда остановилась вода прибывать, перестала земля трястись, и стало
тепло, и травы выросли новые, и земля вышла из воды. Так Щуры Щуров и
Пращуры Пращуров научились в Бога верить!». [2, с.211-212]
Антропоморфизм, свойственный античным, скандинавским религиозным
системам не был характерен для восточных славян. Этот факт одинаково
отмечают С.М.Соловьев, С.Лесной и Ю.П.Миролюбов.
«следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм,
мы не замечаем у наших славян: знак, что между ними не образовывались
завоевательные дружины под начальством вождей-героев, и что переселения их
совершались в родовой, а не в дружинной форме.» [3, c. ]
«В противоположность грекам и римлянам древние руссы мало
персонифицировали своих богов. Они не переносили на них своих человеческих
черт, не делали из них просто сверхчеловеков, как это рисовалось грекам и
римлянам. Боги их не женились, не имели детей, не пировали, не бились и т.
д. Божества были скорее символами явлений природы (довольно расплывчатыми,
кстати). Человеческого в них было мало. Отсюда вытекала особая черта
религии восточных руссов: они не создавали кумиров, как это делали западные
руссы. Они не старались воображать богов во плоти, в материи. Они были
крайне далеки от грубого язычества, которое мазало своим кумирам губы,
подразумевая под этим кормление последних пищей, и т. д. В связи с этим
понятно, что в пантеоне богов древних руссов вовсе отсутствуют богини.
Понятие пола как-то не касается их религии.
Древний русс (восточный) видел в своих богах главным образом силы,
влиявшие на человека тем или иным образом: силы добрые и злые. Человеческое
в этих силах было то, что они понимали древних руссов. Природа для руссов
была полна сил-богов, и они непосредственно с ними общались. Они не
устраивали особых мест для молитв — они просто молились тому, что было
перед ними. Если деревья (напр., старые дубы) являлись центрами, возле
которых совершались религиозные обряды, то это не означало, что руссы
поклоняются ему. Поклонялись той силе, которая создала этот дуб. Религия
древних руссов была религией радости, восхищения перед силой и красотой
природы». [1, с.243]
«Начнем с критики современной идентификации в мифологии. Она страдает
материалистически односторонней неубедительностью: если, так сказать, в
некотором смысле можно поставить знак равенства, весьма относительного при
этом, между Зевсом и Сварогом, то, конечно, они неидентичны в себе, а лишь
приблизительно напоминают друг друга! Еще меньше напоминает Зевса идея Бога-
Отца Библии. Между тем, то, что мы знаем из язычества о главном Боге
славян, отличается в основе от идеи Бога-Отца Библии. Славяне считали
Исварога-Сварога, Ишвару, не только Богом-Отцом, но и Дедом, Пращуром самих
людей. В этом основная разница с Зевсом, Зевс людей сотворил, а Сварог
породил. Так, греки считали, что они — дело рук Зевса, а славяне — что они
его Внуки! Греческий Зевс — Отец Богов и сам вроде отца людей, но не отец,
между тем, как Сварог - Дедо, Пращур, Щур и Сноп, Ниво, или же Вениво, Род-
Рожанич, как Зерно является рожденным, но и рождающим. Зерно - одно из
названий Исварога: «My бо бящет Зрно, яко есь Зрну», то есть «Зерно Ему
является тем же, чем Он - Зерну» (Род-Рожаниц, Рожанич). Антропоморфический
греческий пантеон не совпадает со славянским Сонмом Богов. Само слово
«Сонм» есть «Суна-Сурия-Сунце». Это Божества, стоящие за Солнцем, в нем
находящиеся или им управляющие. Таким образом ясно, что Зевс и Сварог
различны по своему содержанию и на самом деле выражает собой Исварог —
сумму принципов-атрибутов.»[2, с.292]


РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

Основные категории мировоззрения древних славян С.Лесной характеризует
следующим образом.
«Древние руссы принимали три основные субстанции мира: Явь, Навь и
Правь. «Явь» — это видимый, материальный, реальный мир. «Навь» — мир
нематериальный, потусторонний, мир мертвецов. «Правь» — это истина или
законы Сварога, управляющие всем миром, т. е. в первую очередь Явью. После
смерти душа человека, покидая Явь, переходила в мир невидимый — Навь.
Некоторое время она странствовала, пока не достигала Ирия, или Рая, где жил
Сварог, сварожичи и предки руссов. Душа может явиться из Нави, где она
пребывает в некотором состоянии сна, опять в Явь, но лишь по тому пути, по
которому она вышла из Яви в Навь. Этим объясняется древний обычай, согласно
которому, тело покойника выносилось из дому не через двери, а через пролом
в стене, затем его немедленно заделывали. Душа не могла вернуться в дом и
беспокоить живых людей, ибо через стену проникнуть не могла, а через двери
и окна был уже не тот путь, каким она вышла. Вера эта настолько была
сильна, что тело Владимира Великого, несмотря на то, что он был христианин
и окружение его крещено, все же было вынесено через пролом в стене.
Понятия ада не существовало. Понятие Нави дожило до современности,
хотя и утратило черты ясности. Мы знаем «Навий день», т. е. день
покойников, который отмечался еще в минувшем столетии в крестьянстве. Знаем
«навьи чары», т. е. наваждение. Но теперь это лишь пустая оболочка слов без
содержания (оно утратилось)».[1, с.241-242]
С понятиями Правь, Явь и Навь непосредственно связано представление
древних славян о душе человека и загробной жизни. Ю.П. Миролюбов считает,
что «учение же о Прави, Яви и Нави резко отличает наивное веропредставление
древних греков от стройного представления славян, родственного Ведическому
и параллельного позднейшему браманическому.» [2,с.292]
«Славяне верили в «тот свет» приблизительно как в Рай, Ад и Чистилище,
но в то же время понятие об Аде у них было более расплывчатым, так как Бог,
по их пониманию, был добрым и за грехи не наказывал, а наказание шло от
самого греха, как огонь идет от искры, а свет идет от костра. Таким образом
«Тот свет» был не только Рай, где Лазурное Царство принимало праведных
людей, но был и Сер-Свет, а за ними Черный Свет, где Черное Солнце. Морило
и Могила посылают в Белый свет, т.е. в Явь, где живут люди, своих детей -
Морилок (Морлоки), которые морят людей болезнями, а дочь их Мара (Морена,
или Мора), умерщвляя их, бросает их в Мертвое Царство, в Навь, Невь, и в
этой Нави «живут» все, кто стал Навьем. Навь-Человек - мертвый человек.»
[2, с.177]
«...грешные люди шли не в Ад, где мучения, а в Навь, где особых
мучений не было, но не было и настоящего существования. Итак, язычество не
страшило людей наказанием. Вот откуда и боязнь представителей христианской
церкви затрагивать языческие темы. Сравнение оказалось бы в этом вопросе
загробия для христианства невыгодным.» [2,с.124]
«...уход умерших «на Тот Свет», «откуда не приходят вена венить», не
был уходом в Ад, а в Навь, и все, бывшее в Нави, именовалось Навье.
Явь, или жизнь, текла по законам Кола Коляды. В Нави такого течения не
было. Там Жизнь стояла. Движением она становилась лишь в Ирии-Рае, где
«души горят Солнцами» («Риг-Веда»).». [2,с. 125]
Для древнерусской духовной культуры не характерно учение о
равнозначности добра и зла.
«...Предки наши считали, что они на стороне добра и что их Боги -
добрые Боги. О наказанье Божьем нигде, ни в какой легенде или обряде не
говорится. Говорится лишь, что «Бог отступился от него». Этого достаточно.
Это самое большое несчастье, которое может постигнуть Язычника, у которого
Бог - Исварог, Пращур. Перун или Дажьбо является в образе простого человека
на Тризне или на Колядино Свято. У Славян нет слепого рабского преклонения
Божествам. Они к ним обращаются как к друзьям. Также и ведийцы считают, что
Индра их сильный друг в Небе. Он их Небесный Защитник, которого они
призывают в беде и несчастье.
Мовление-таинство в бане есть та магическая операция, при помощи
которой человек входит в общение с Богом Исварогом через посредство Купалы.
Жизнь по Божеству, общение с Богом - вот главная цель славянина,
любующегося природой и ее красками. Описание наказаний Божьих отсутствует
полностью в Ведах, и если временами и случается, то лишь мимоходом и не как
система. В семитическом вероучении Библии наказание - одна из главных тем.
Но сумма наказаний - греховность человека, а затем его духовная гибель, и,
следовательно, необходимость спасения. В ведизме спасения не надо. Оно в
общении с Богом, который является их Родоначальником; Чуром и Пращуром.
Человек спасен уже тем, что он происходит от Бога. Он - Дажьбожий Внук.»
[2, с. 189]
Добро в древнеславянской традиции персонифицируется Белобогом, Зло -
Чернобогом. Анализуруя этот вопрос Ю.П. Миролюбов использует широкие
параллели с древнеарийской религией.
«Тьма отступает перед светом. Чернобог уступает в борьбе Белобогу.
Победа всегда на стороне Добра. В Зенд-Авесте ни добро, ни зло до конца не
побеждают. В этом отличие славянского язычества от религии персов.
Индра поражает отвратительного монстра - чудовище Тваштри. Тьма в ее
персонификации становится злым Богом, убитым Всемогущим («Р.В.», разд. 1,
чт. VI, г. VI, в. X, т. 1, стр. 164).
У славян Белобог не убивает Черно6ога,он его лишь осиливает. Затем
Чернобог, отдохнув от поражения, при помощи Тамо-Лихо, Тьмы и злых воинств,
снова коварно нападает сзади на Белобога, но Перун, Белес, Дажьбо, Стрибог,
Вышний, Коляда, Ярила, Хорос летят ему на помощь, и Зима, время Сивого,
уходит и наступает Весна. Таким Колом (циклом) течет Явь по Прави, и
Чернобог не может увлечь Белобога-Святовида в Навь. Над ним есть Сварог,
Дед Вселенной, который этого не допускает. Таким образом Сварог регулирует
смену Времян Языческого Кола и является той точкой, вокруг которой оно
вращается. Так же действует и Индра

Новинки рефератов ::

Реферат: Русское искусство 18 века (Искусство и культура)


Реферат: Жизнь и творчество Исаака Ньютона (Исторические личности)


Реферат: Влияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Cинтез белка (Биология)


Реферат: Сиддхартха Гаутама (БУДДА) (Философия)


Реферат: Критеріі ефективності труда менеджмера (Менеджмент)


Реферат: Использование фитонцидных растений для оздоровления воздуха помещений (Биология)


Реферат: Русская культура второй половины XIII-XVI вв. (История)


Реферат: Высокоскоростные сети (Программирование)


Реферат: А.Вампилов "Утиная охота" (Литература)


Реферат: Значение зеленых насаждений (Биология)


Реферат: Загрязнение окружающей среды и его формы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Бухгалтерский учет векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Постановка лабораторной работы на ПЭВМ по исследованию утечки газа в аварийных режимах (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Борьба с наркотиками (Уголовное право и процесс)


Реферат: Бизнес-план "Организация бильярдного клуба" (Менеджмент)


Реферат: Гетьманство України: Богдан Хмельницький (Гетманство Украины. Богдан Хмельницкий) (История)


Реферат: Державній бюджет України (Финансы)


Реферат: Авторское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист