GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Cоциалогия культуры (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Cоциалогия культуры (Социология)



Культура – исключительно многообразное понятие. Этот научный термин
появился в Древнем Риме, где слово «cultura” обозначало возделывание
земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе
частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало
обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды
деятельности.
Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными
языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и
вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с
ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее
имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное
искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура
понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей,
включающая прежде всего искусство и образование. Очевидно, что в привычном,
обыденном понимании существует несколько различных значений слова
«культура», обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности
человека.
Многозначность культуры с точки зрения здравого смысла породила
многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного
понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано
более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю
область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение
понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э.Тейлором в
1871 г.: «Культура … это некоторое сложное целое, которое включает в себя
знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и
привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Если
прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие
нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и
предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура –
это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами
общества.
При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или
духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием «культура». Такой
продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества
или их частью и закреплен, материализован в их сознании. Усвоенный таким
образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям.
Исходя из этого каждый индивид рассматривает культуру как долю своего
социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем
он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести
изменения, которые в свою очередь станут частью наследия потомков, если
окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.
Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и
нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова,
используемые людьми, идеи, привычки, обычаи верования, которые люди
создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из
произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей,
зданий и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и
используются людьми. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно
прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как
результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Иными
словами, неразрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко
восстановить культуру материальную. С другой стороны, пирамиды Древнего
Египта не восстанавливались, но тем не менее служат предметом материальной
культуры, так как сохранились определенные элементы нематериальной
культуры: метод их постройки, дошедшие до нас знания о духовных ценностях,
заставивших фараонов возводить такие сооружения. Вместе с тем ценности
исчезнувшей нематериальной культуры утратили для нынешних поколений свое
культурное значение. Поэтому мы называем пирамиды Древнего Египта
монументами мертвой культуры, утратившей актуальность своего
нематериального содержания.
Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или
социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской
культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом
обществе существует специфическая, отличная от других система
взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых
большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного
рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая
входящих в него индивидов, является каркасом культуры, ее основой и защитой
от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы
развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные
образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.
Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право
является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом
культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные
социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может
включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг
от друга.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны,
культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться
всеми его членами, а с другой – некоторые ее культурные образцы
распространяются за границы общества и могут быть приняты в нескольких
обществах.
Культура современного общества включает в себя множество культурных
комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные
комплексы деятельности по управлению людьми, по созданию материальных
благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или
коллекционирование каких либо предметов).
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов,
которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность
принято называть доминирующей или всеобщей культурой. В то же время
общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные
культурные комплексы, не разделяемые всеми членами данного общества.
Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из
культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных
комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.
Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в
процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы
поведения, отличающие ее от всего остального общества, а также свою
культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся
в одежде, в определенном языке общения, который взрослые не всегда могут
понять, таким образом создается молодежная культура. Молодежь ищет в
культуре не только эмоционально-нравственное, но и развлекательное
содержание. Рок-культура и другие проявления массовой культуры вытесняют
ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности.
Поиск эмоционально-нравственного и развлекательного содержания в процессе
самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения.
В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей
группой и противопоставление себя взрослым, своих чужим, к которым
относятся порой и преподаватели, и родители. Молодые люди не хотят быть
похожими на других, но при этом, сами того не подозревая, оказываются
одинаковыми в своей группе, компании, теряют индивидуальность, личностную
неповторимость. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием
индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, старинная мебель, иконы
и другие вещи, которые приобретаются из-за престижности, но не используются
по назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные
потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы
проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх
одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе,
товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы
становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя
второсортным, отверженным.
Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к
эмоционально-нравственному самоутверждению наряду с поисками
развлекательного содержания и под воздействием групповых стереотипных
отношений, интересов, установок, ценностных ориентаций.
Все эти и другие характеристики позволяют рассматривать молодежную
культуру как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и
множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и
оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как
социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и
настроения, общие символы, вкусы. Ценности, которые, как правило,
проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений.
Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир
личности.
Какие же особенности характеризуют молодежную субкультуру в целом? Одну
из таких особенностей ученые характеризуют как отчуждение от старшего
поколения, его культурных ценностей, идеалов, образцов. Возникло оно не
сегодня и выглядит как отсутствие смысла жизни. На этом фоне все очевиднее
молодежная субкультура превращается в контркультуру со своими идеалами,
модой, языком и искусством. В массовом сознании восприятие молодежной
субкультуры часто имеет негативный характер, хотя большинство молодежи –
это вовсе не металлисты, экстремисты, рэкетиры и др.
Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и различных
исследований досуга. Досуг все больше становится основной сферой
жизнедеятельности молодежи. Подлинная жизнь для нее начинается за порогом
школы, техникума, вуза. Молодежь уходит в досуг как в защитный панцирь, где
она по-настоящему свободна. Основными элементами досуга являются: отдых,
активная физическая деятельность, развлечение, самообразование, творчество.
Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная,
познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.
Важной особенностью молодежной культуры является преобладание
потребления над творчеством. Роль потребления в развитии культуры личности
значительна, однако по-настоящему приобщение к культурным ценностям
происходит лишь в активной, самостоятельной деятельности. Результаты же
исследования показывают, что потребление молодежью культурных ценностей
находится на втором месте среди занятий досуга, а творческая деятельность –
лишь на десятом даже для студентов.
Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие
образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это
выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура
предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет
свою специфику и относится соответственно к институтам производства,
образования, образования, и управления. Такие термины как «армейская
жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных
особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода
культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то
же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.
Субкультурные различия в современном обществе определяются
национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-
классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в
художественных произведениях можно найти множество примеров описания
взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по
этому вопросу крайне мало. Между тем изучение субкультур весьма важно,
поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно
пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида
протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант
может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного – в
военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их
ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая
мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.
В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств
субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные
доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин контркультура
относится к субкультурам тех групп, которые не только отличаются от
доминирующих образцов, но и бросают им вызов. Шайка бандитов, например, не
лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко
выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим,
общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает
в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой
культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает
возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно
показательным было противопоставление культурным ценностям общества
субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи
проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а
воздержанность – ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм
признавался ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ –
недостойностью.
Таким образом, существовали образцы поведения, полностью
противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах.
Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями
воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура
означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще
всего контркультура возникает в результате неудачного следования
доминирующим культурным образцам.





Реферат на тему: Cоциальная стратификация

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ


КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО – ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН



РЕФЕРАТ
по теме


Современные теории социальной стратификации.



ВЫПОЛНИЛ: Слушатель 3-го курса 311
учебной группы
заочной формы обучения
МА МВД России



лейтенант юстиции
Трофимов А.А.



МОСКВА 2001г.

План:

1. Слагаемые стратификации

2. Исторические типы стратификации

3. Классовая система

4. Стратификация российского общества

5. Бедность и неравенство



СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает
социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню
доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном
обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти
отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило
людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем
сословия, а позже - классы. В одних обществах переход из одного социального
слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход
ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных
перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество - закрытым
или открытым.

1. Слагаемые стратификации
Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение
пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению
Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием
служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные
группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.
Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые
престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с
умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари,
президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели
искусств составляют элиту общества. К среднему классу в современном
обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных
служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям - неквалифицированных
рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным
представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимает
промежуточное положение между средним и низшим классами.
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и
больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными
властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как
главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия),
объем власти и уровень образования.
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за
определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег,
полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров,
отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но
если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или
овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль,
яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства,
сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству.
Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход -
только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его
нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае
они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное
достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты
невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования
выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно
незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться,
а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других
людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется
законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным
благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том
числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди,
обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или
религиозной, - составляют институциализированную элиту. Она определяет
внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя
русло, чего лишены другие классы.
Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная
профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии
сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка
престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности,
существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице
профессионального престижа. Мы определяем профессиональный престиж
интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США,
социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают
общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику
и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследование
американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют
данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных
профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-
экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком
случае статус выступает обобщенным показателем стратификации. Раньше
отмечали его ключевую роль в социальной структуре. Теперь оказалось, что он
выполняет важнейшую роль в социологии в целом. Приписываемый статус
характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т. е. закрытое
общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен.
К таким системам относят рабство и кастовый строй. Достигаемый статус
характеризует подвижную систему стратификации, или открытое общество, где
допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К
такой системе относят классы (капиталистическое общество). Наконец,
феодальное общество с присущим ему сословным устройством следует причислить
к промежуточному типу, т. е. к относительно закрытой системе. Здесь
переходы юридически запрещены, но на практике они не исключаются. Таковы
исторические типы стратификации.

2. Исторические типы стратификации

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и
образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества. В
зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обществе. С
появлением раннего государства - восточной деспотии - стратификация
ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации
нравов стратификация смягчается. Сословный строй свободнее кастового и
рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более
либеральным.
Рабство - исторически первая система социальной стратификации. Рабство
возникло в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и
сохранилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно
существовало в США еще в XIX в.
Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно
исторически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное
рабство, и развитая форма, или классическое рабство, существенно
различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена
семьи:
жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в
брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном
помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал
и семьи не имел. Разрешалось убивать его. Он не владел собственностью, но
сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Так рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как об
историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию.
Касты. Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и
жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и
менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны,
разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти
в Африке. Индия - классический пример кастового общества. Оно возникло на
развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек
обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую
при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека
закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало
распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну
жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от
того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то
после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины),
вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст
и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отверженные) - они не входят ни в
какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты
заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а
деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.
Сословия. Формой стратификации, предшествующей классам, являются
сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XIV
в., люди разделялись на сословия.
Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или
юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия,
выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом
сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV вв. общество
делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и
непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X-
XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.
В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на
дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние
городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и
освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось
наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими,
поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько
внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней,
профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь
дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его
статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались,
допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать
рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Купцы за деньги
приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика
частично сохранилась и в современной Англии.

Российское дворянство


Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов,
мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных
отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и
правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство
присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству. В чем
конкретно это выражалось?
Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и
сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой
статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как «генерал»,
«статский советник», «камергер», «граф», «флигель-адъютант», «статс-
секретарь», «превосходительство» и «светлость».
Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и
визуально выражавшая их.
Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы
и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляло собой частный
случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой
форменной одежды.
Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого
государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра
I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное
положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России была введена новая
система титулов, правовой основой которой послужила «Табель о рангах». С
тех пор «чин» получил более узкое значение, относящееся только к
государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы:
воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.
Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий
должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги
низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный
минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше, чем низших.
Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За
его обладателем закрепилось наименование «чиновник».
К государственной службе допускалось лишь дворянство - поместное и
служилое. То и другое было потомственным: дворянское звание передавалось
жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж,
приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в
виде родословия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и
орденов. Так в сознании постепенно формировались чувство преемственности
поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В
совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей
которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени.
Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами
семей) равнялась в середине XIX в. 1 млн.
Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами
его рода перед Отечеством. Официальное признание таких заслуг выражалось
общим титулом всех дворян - «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в
быту не употреблялся. Его заменой служил предикат «господин», который со
временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе
использовались иные замены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при
испанских, «де» при французских. В России данная формула трансформировалась
в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчленная формула
применялась только в обращении к благородному сословию: пользование полным
именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком
принадлежности к неблагородным сословиям.
В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигаемый и
приписываемый титулы. Наличие родословной указывало на приписываемый
статус, а ее отсутствие на достигаемый. Во втором поколении достигаемый
(пожалованный) статус превращался в приписываемый (наследованный).
Адаптировано по источнику: Шепелев Л. Е. Титулы, мундиры, ордена.-М.,
1991.

3. Классовая система

Принадлежность социальному слою в рабовладельческом, кастовом и сословно-
феодальном обществах фиксировалась официально-правовыми либо религиозными
нормами. В дореволюционной России каждый человек знал, в каком сословии он
состоит. Людей что называется приписывали к той или иной социальной
страте.
В классовом обществе дело обстоит иначе. Государство не занимается
вопросами социального закрепления своих граждан. Единственный контролер -
общественное мнение людей, которое ориентируется на обычаи, сложившуюся
практику, доходы, образ жизни и стандарты поведения. Поэтому точно и
однозначно определить число классов в той или иной стране, число страт или
слоев, на которые они разбиваются, принадлежность людей к стратам очень
сложно. Необходимы критерии, которые выбираются достаточно произвольно.
Вот почему в такой развитой с социологической точки зрения стране, как
США, разные социологи предлагают разные типологии классов. В одной семь, в
другой шесть, в третьей пять и т. д. социальных страт. Первую типологию
классов США предложил в 40-е гг. XX в. американский социолог Л. Уорнер.
Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи. Они состояли из
наиболее преуспевающих бизнесменов и тех, кого называли профессионалами.
Проживали они в привилегированных частях города.
Низший-высший класс по уровню материального благополучия не уступал
верхнему – высшему классу, но не включал старые родовые семьи.
Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов, которые
обладали меньшим материальным достатком в сравнении с выходцами из двух
верхних классов, но зато они активно участвовали в общественной жизни
города и проживали в довольно благоустроенных районах.
Нижний-средний класс составляли низшие служащие и квалифицированные
рабочие.
Верхний-низший класс включал малоквалифицированных рабочих, занятых на
местных фабриках и живущих в относительном достатке.
Нижний-низший класс составляли те, кого принято называть «социальным
дном». Это обитатели подвалов, чердаков, трущоб и прочих малопригодных для
жизни мест. Они постоянно ощущают комплекс неполноценности вследствие
беспросветной бедности и постоянных унижений.
Во всех двусоставных словах первое слово обозначает страту, или слой, а
второе - класс, к которому данный слой относится.
Предлагаются и другие схемы, например: верхний-высший, верхний-низший,
верхний-средний, средний-средний, нижний-средний, рабочий, низшие классы.
Или: высший класс, верхний-средний, средний и нижний-средний класс, верхний
рабочий и нижний рабочий класс, андеркласс. Вариантов множество, но важно
уяснить себе два принципиальных положения:
основных классов, как бы их ни называли, только три: богатые, зажиточные
и бедные;
неосновные классы возникают за счет добавления страт, или слоев, лежащих
внутри одного из основных классов.
С тех пор как Л. Уорнер разработал свою концепцию классов, прошло более
полувека. Сегодня она пополнилась еще одним слоем и в окончательном виде
представляет семипунктовую шкалу.
Верхний-высший класс включает «аристократов по крови», которые 200 лет
назад эмигрировали в Америку и в течение многих поколений скопили несметные
богатства. Их отличает особый образ жизни, великосветские манеры,
безупречный вкус и поведение.
Нижний-высший класс состоит главным образом из «новых богатых», еще не
успевших создать мощные родовые кланы, захватившие высшие посты в
промышленности, бизнесе, политике.
Типичные представители - профессиональный баскетболист или эстрадная
звезда, получающие десятки миллионов, но в роду у которых нет «аристократов
по крови».
Верхний-средний класс состоит из мелкой буржуазии и высокооплачиваемых
профессионалов - крупных адвокатов, известных врачей, актеров или
телекомментаторов. Образ жизни приближается к великосветскому, но позволить
себе фешенебельную виллу на самых дорогих курортах мира или редкую
коллекцию художественных раритетов они не могут.
Средний-средний класс представляет самую массовую прослойку развитого
индустриального общества. Она включает всех хорошо оплачиваемых служащих,
среднеоплачиваемых профессионалов, одним словом, людей интеллигентных
профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена.
Это костяк информационного общества и сферы обслуживания.

За полчаса до начала работы


Барбара и Колин Уильяме - средняя английская семья. Они живут в пригороде
Лондона, местечке Уотфорд Жанкшн, до которого из центра Лондона можно
добраться за 20 мин в удобном, чистом вагоне электрички. Им больше 40, оба
работают в оптическом центре. Колин обтачивает стекла и вставляет их в
оправу, а Барбара продает готовые очки. Так сказать, семейный подряд, хотя
они - наемные рабочие, а не владельцы предприятия, насчитывающего около 70
оптических мастерских.
Не стоит удивляться, что корреспондент выбрал для посещения не семью
фабричных рабочих, которые долгие годы олицетворяли самый многочисленный
класс - рабочих. Ситуация изменилась. Из общего числа англичан, имеющих
работу (28,5 млн человек), большинство заняты в сфере услуг, только 19%
-промышленные рабочие. Неквалифицированные рабочие в Великобритании
получают в среднем 908 фунтов в месяц, квалифицированные - 1308 фунтов.
Минимальная базовая зарплата, на которую может рассчитывать Барбара, 530
фунтов стерлингов в месяц. Все остальное зависит от ее усердия. Барбара
признается, что были у нее и «черные» недели, когда она не получала
премиальных вообще, но иногда удавалось получать премии и по 200 с лишним
фунтов в неделю. Так что в среднем выходит около 1200 фунтов в месяц, плюс
«тринадцатая зарплата». В среднем же Колин получает около 1660 фунтов в
месяц.
Видно, что супруги Уильяме дорожат своей работой, хотя добираться до нее
на автомобиле в «час пик» приходится по 45-50 мин. Мой вопрос, часто ли они
опаздывают, Барбаре показался странным: «Мы с мужем предпочитаем приезжать
за полчаса до начала работы». Супруги исправно платят налоги, подоходный и
по социальному страхованию, что составляет примерно четверть их доходов.
Барбара не боится, что может потерять работу. Возможно, это объясняется
тем, что ей раньше везло, она никогда не была безработной. А вот Колину
приходилось сидеть без дела по нескольку месяцев, и он вспоминает, как
однажды подал заявление на вакантное место, на которое претендовало еще 80
человек.
Как человек, работавший всю свою жизнь, Барбара с нескрываемым
неодобрением говорит о людях, пользующихся пособием по безработице, не
прилагая при этом сил, чтобы найти работу. «Вы знаете, сколько случаев,
когда люди получают пособие, не платят налогов и еще тайно где-то
подрабатывают», - возмущается она. Сама Барбара предпочла работать даже
после развода, когда, имея двух детей, она могла жить на пособие, которое
было выше зарплаты. Кроме того, она отказалась от алиментов, договорившись
с бывшим мужем, что он оставляет ей с детьми дом.
Зарегистрированных безработных в Великобритании около 6%. Пособие по
безработице зависит от числа иждивенцев, в среднем составляет около 60
фунтов стерлингов в неделю.
Семья Уильяме тратит около 200 фунтов в месяц на питание, что чуть ниже
средних затрат английской семьи на продукты (9,1%). Барбара покупает еду
для семьи в местном универсаме, готовит дома, хотя 1-2 раза в неделю
заезжают с мужем в традиционный английский «паб» (пивную), где можно не
только выпить хорошего пива, но и недорого поужинать, да еще поиграть в
карты.
Отличает семью Уильяме от других прежде всего их дом, но не размером (5
комнат плюс кухня), а низкой квартплатой (20 фунтов в неделю), тогда как
«средняя» семья тратит в 10 раз больше.
Источник: Аргументы и факты. - 1991. - № 8.

Нижний-средний класс составляют низшие служащие и квалифицированные
рабочие, которые по характеру и содержанию своего труда тяготеют скорее не
к физическому, а к умственному труду. Отличительная черта - приличествующий
образ жизни.

Бюджет семьи рурского шахтера


Улица Грауденцерштрассе в рурском городе Рекклингхаузене (ФРГ)
расположена недалеко от шахты имени генерала Блументал. Здесь в
трехэтажном, внешне невзрачном доме, под номером 12 живет семья
потомственного германского шахтера Петера Шарфа.
Петер Шарф, его жена Ульрика и двое детей - Катрин и Штефани - занимают
четырехкомнатную квартиру общей жилой площадью 92 м2.
В месяц Петер зарабатывает на шахте 4382 марки. Однако в распечатке его
заработка довольно приличная графа вычетов: 291 марка - за медицинское
обслуживание, 409 марок - взнос в фонд пенсионного обеспечения, 95 марок -
в фонд пособий по безработице.
Итак, всего удержано 1253 марки. Кажется, многовато. Однако, по словам
Петера, это взносы в нужное дело. Например, медицинское страхование
предусматривает льготное обслуживание не только его, но и членов его семьи.
А это значит, многие лекарства они будут получать бесплатно. За операцию он
будет платить минимум, остальное покроет больничная касса. Для примера:
удаление аппендикса обходится больному в шесть тысяч марок. Для члена кассы
- марок двести. Бесплатно лечатся зубы.
Получив на руки 3 тыс. марок, Петер выплачивает ежемесячно 650 марок за
квартиру, плюс 80 за электричество. Его расходы были бы еще большими, если
бы шахта в плане социальной помощи не предоставляла ежегодно каждому
шахтеру бесплатно по семь тонн угля. В том числе и пенсионерам. Кому уголь
не нужен, его стоимость перерассчитывают для оплаты отопления и горячей
воды. Поэтому для семьи Шарфа отопление и горячая вода - бесплатно.
Итого на руках остается 2250 марок. Семья не отказывает себе в еде и
одежде. Дети круглый год едят фрукты и овощи, а они зимой недешевы. Много
тратят и на детскую одежду. К этому надо прибавить еще 50 марок за телефон,
120 - на страхование жизни взрослых членов семьи, 100 - на страховку детей,
300 - в квартал на страхование автомобиля. А он у них, кстати, не новый -
«Фольксваген-Пассат» 1981 г. выпуска.
На еду и одежду уходит ежемесячно 1500 марок. Остальные расходы, включая
квартплату и электричество, - 1150 марок. Если вычесть это из трех тысяч,
которые Петер получает на руки на шахте, то остается пара сотен марок.
Дети ходят в гимназию, Катрин - в третий класс, Штефани - в пятый. За
учебу родители ничего не платят. Платные только тетрадки и учебники.
Школьных завтраков в гимназии нет. Бутерброды дети приносят с собой.
Единственное, что им дают, - это какао. Стоит удовольствие две марки в
неделю для каждой.
Жена Ульрика работает три раза в неделю по четыре часа продавщицей в
продовольственном магазине. Получает 480 марок, которые, конечно, являются
хорошим подспорьем семейному бюджету.
- Кладете ли вы что-нибудь в банк?
- Не всегда, и если бы не зарплата моей жены, то мы проходили бы «по
нулям».
В тарифном договоре для шахтеров на этот год говорится, что каждый шахтер
получит в конце года так называемые рождественские деньги. А это ни много,
ни мало 3898 марок.
Источник: Аргументы и факты. - 1991. - № 8.

Верхний-низший класс включает средне - и малоквалифицированных рабочих,
занятых в массовом производстве, на местных фабриках, живущих в
относительном достатке, но манерой поведения существенно отличающихся от
высшего и среднего класса. Отличительные черты: невысокое образование
(обычно полное и неполное среднее, среднее специальное), пассивный досуг
(просмотр телевизора, игра в карты или домино), примитивные развлечения,
часто чрезмерное употребление спиртного и нелитературной лексики.

Нижний-низший класс составляют обитатели подвалов, чердаков, трущоб и
прочих малопригодных для жизни мест. Они либо не имеют никакого
образования, либо имеют только начальное, чаще всего перебиваются
случайными заработками, попрошайничеством, постоянно ощущают комплекс
неполноценности вследствие беспросветной бедности и унижений. Их принято
называть «социальным дном», или андерклассом. Чаще всего их ряды
рекрутируются из хронических алкоголиков, бывших заключенных, бомжей и т.
п.
Рабочий класс в современном постиндустриальном обществе включает два
слоя: нижний-средний и верхний-низший. Все работники умственного труда, как
бы мало они ни получали, никогда не зачисляются в низший класс.
Средний класс (с присущими ему слоями) всегда отличают от рабочего
класса. Но и рабочий класс отличают от низшего, куда могут входить
неработающие, безработные, бездомные, нищие и т. д. Как правило,
высококвалифицированные рабочие включаются не в рабочий класс, а в средний,
но в низшую его страту, которую заполняют главным образом
малоквалифицированные работники умственного труда - служащие.
Возможен иной вариант: квалифицированных рабочих не включают в средний
класс, но они составляют два слоя в общем рабочем классе. Специалисты
входят в' следующий слой среднего класса, ведь само понятие «специалист»
предполагает как минимум образование в объеме колледжа.
Между двумя полюсами классовой стратификации американского общества -
очень богатыми (состояние - 200 млн дол. и более) и очень бедными (доход
менее 6,5 тыс. дол. в год), составляющими от общей численности населения
приблизительно одинаковую долю, а именно 5%, расположена часть населения,
которую принято называть средним классом. В индустриально развитых странах
она составляет большинство населения - от 60 до 80%.
К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей,
инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и
мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих,
руководителей (менеджеров).
Сравнивая западное и российское общество, многие ученые (и не только они)
склонны считать, что в России среднего класса в общепринятом смысле слова
нет либо он крайне немногочисленный. Основанием служат два критерия: 1)
научно-технический (Россия не перешла еще на стадию постиндустриального
развития и поэтому слой менеджеров, программистов, инженеров и работников,
связанных с наукоемким производством, здесь меньше, чем в Англии, Японии
или США); 2) материальный (доходы российского населения неизмеримо ниже,
чем в западноевропейском обществе, поэтому представитель среднего класса на
Западе у нас окажется богачом, а наш средний класс влачит существование на
уровне европейского бедняка).
Автор убежден в том, что для каждой культуры и каждого общества должна
быть собственная, отражающая национальную специфику, модель среднего
класса. Дело не в количестве зарабатываемых денег (точнее - не только в них
одних), а в качестве их расходования. В СССР большинство рабочих получали
больше интеллигенции. Но на что тратились деньги? На культурный досуг,
повышение образования, расширение и обогащение духовных потребностей?
Социологические исследования показывают, что деньги тратились на
поддержание физического существования, включая затраты на алкоголь и табак.
Интеллигенция зарабатывала меньше, но состав расходных статей бюджета не
отличался от того, на что тратились деньги у образованной части населения
западных стран.
Критерий принадлежности страны к постиндустриальному обществу также
сомнителен. Такое общество именуют еще информационным. Главным признаком и
основным ресурсом в нем выступает культурный, или интеллектуальный,
капитал. В постиндустриальном обществе правит бал не рабочий класс, а
интеллигенция. Она может жить скромно, даже очень скромно, но если она
достаточно многочисленная, чтобы задавать стандарты жизни для всех слоев
населения, если она сделала так, что разделяемые ею ценности, идеалы и
потребности становятся престижными для других слоев, если в ее ряды
стремится попасть большинство населения, есть основание говорить о том, что
в подобном обществе сформировался крепкий средний класс.
К концу существования СССР такой класс был. Его границы еще следует
уточнить - составлял он 10-15%, как думает большинство социологов, или все-
таки 30-40%, как можно предположить, опираясь на высказанные выше критерии,
об этом еще надо говорить и этот вопрос еще надо изучать. После перехода
России к развернутому строительству капитализма (какого именно - это тоже
вопрос еще дискуссионный) уровень жизни всего населения и особенно бывшего
среднего класса резко снизился. Но перестала ли интеллигенция быть таковой?
Вряд ли. Временное ухудшение одного показателя (доход) еще не означает
ухудшения другого (уровня образования и культурного капитала).
Можно предположить, что российская интеллигенция как основа среднего
класса не исчезла в связи с экономическими реформами, а как бы затаилась и
ждет своего часа. При улучшении материальных условий ее интеллектуальный
капитал не только восстановится, но и приумножится. Он будет востребован
временем и обществом.

4. Стратификация российского общества

Пожалуй, это самый дискуссионный и неисследованный вопрос. Отечественные
социологи многие годы изучают проблемы социальной структуры нашего
общества, но все это время на их результаты оказывала влияние идеология.
Только недавно появились условия для того, чтобы объективно и
беспристрастно разобраться в сути дела. В конце 80 - начале 90-х гг. такие
социологи, как Т. Заславская, В. Радаев, В. Ильин и другие, предложили
подходы к анализу социальной стратификации российского общества. Несмотря
на то, что эти подходы во многом не сходятся, они все же позволяют описать
социальную структуру нашего общества и рассмотреть ее динамику.

От сословий к классам

До революции в России официальным было сословное, а не классовое, деление
населения. Оно подразделялось на два основных сословия - податных
(крестьяне, мещане) и неподатных (дворянство, духовенство). Внутри каждого
сословия были более мелкие сословия и слои. Государство предоставляло им
определенные права, закрепленные законодательством. Сами права
гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли
определенные повинности в пользу государства (выращивали хлеб, занимались
промыслами, служили, платили налоги). Государственный аппарат, чиновники
регулировали отношения между сословиями. В этом заключалась польза
чиновничества. Естественно, что сословная система была неотделима от
государственной. Вот почему мы можем определить сословия как социально-
правовые группы, различающиеся объемом прав и обязанностей по отношению к
государству.
Согласно переписи 1897 г., все население страны, а это 125 млн россиян,
распределялось на следующие сословия: дворяне - 1,5% ко всему населению,
духовенство - 0,5%, купцы - 0,3%, мещане - 10,6%, крестьяне - 77,1%, казаки
- 2,3%. Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство,
вторым - духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными.
Дворяне были потомственными и личными. Не все из них были землевладельцами,
многие состояли на государственной службе, которая была основным источником
существования. Но те дворяне, которые являлись землевладельцами, составляли
особую группу - класс помещиков (среди потомственных дворян было не более
30% помещиков).
Постепенно классы появляются и внутри других сословий. Некогда единое
крестьянство на рубеже веков расслоилось на бедняков (34,7%), середняков
(15%), зажиточных (12,9%), кулаков (1,4%), а также мало- и безземельных
крестьян, вместе составлявших одну треть. Неоднородным образованием были
мещане - средние городские слои, включавшие мелких служащих, ремесленников,
кустарей, домашнюю прислугу, почтово-телеграфных служащих, студентов и т.
д. Из их среды и из крестьянства выходили русские промышленники, мелкая,
средняя и крупная буржуазия. Правда, в составе последней преобладали
вчерашние купцы. Казачество представляло собой привилегированное военное
сословие, несшее службу на границе.
К 1917 г. процесс классообразования не завершился, он находился в самом
начале. Главная причина - отсутствие адекватной экономической базы: товарно-
денежные отношения находились в зачаточной форме, как и внутренний рынок
страны. Они не охватили основную производительную силу общества - крестьян,
которые даже после столыпинской реформы так и не стали свободными
фермерами. Рабочий класс, численностью около 10 млн человек, не состоял из
потомственных рабочих, многие являлись полурабочими, полукрестьянами. К
концу XIX в. промышленный переворот не был полностью завершен. Ручной труд
так и не был вытеснен машинами, даже в 80-е гг. XX в. на его долю
приходилось 40%. Буржуазия и пролетариат не стали основными классами
общества. Правительство создавало отечественным предпринимателям огромные
привилегии, ограничивая свободную конкуренцию. Отсутствие конкуренции
усиливало монополию и сдерживало развитие капитализма, который так и не
перешел с ранней на зрелую стадию. Низкий материальный уровень населения и
ограниченная емкость внутреннего рынка не позволяли трудящимся массам стать
полноценными потребителями. Так, доход на душу населения в России в 1900 г.
равнялся в год 63 руб., а в Англии - 273, в США - 346. Плотность населения
была в 32 раза меньше, чем в Бельгии. В городах проживало 14% населения, а
в Англии - 78%, в США - 42%. Объективных условий для возникновения среднего
класса, выступающего стабилизатором общества, в России не сложилось.

Бесклассовое общество

Октябрьская революция, совершенная внесословными и внеклассовыми слоями
городской и сельской бедноты, руководимыми боеспособной партией
большевиков, легко разрушила старую социальную структуру российского
общества. На ее развалинах надо было создавать новую. Официально ее назвали
бесклассовой. Так оно и было на самом деле, поскольку уничтожалась
объективная и единственная база для возникновения классов - частная
собственность. Начавшийся процесс классообразования был ликвидирован на
корню. Восстанавливать сословный строй не позволяла официальная идеология
марксизма, официально уравнявшая всех в правах и в материальном положении.
В истории в рамках одной страны возникла уникальная ситуация, когда
разрушались и не признавались правомочными все известные типы социальной
стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Однако, как мы уже
знаем, общество не может существовать без социальной иерархии и социального
неравенства, даже самое простое и примитивное. Россия к таковым не
относилась.
Обустройство социальной организации общества взяла на себя партия
большевиков, выступившая представителем интересов пролетариата - самой
активной, но далеко не самой многочисленной группы населения. Это
единственный класс, уцелевший после опустошающей революции и кровавой
гражданской войны. Как класс он был солидарен, сплочен и организован, чего
нельзя было сказать о сословии крестьян, интересы которых ограничивались
собственностью на землю и защитой местных традиций. Пролетариат -
единственный класс старого общества, лишенный какой-либо формы
собственности. Это как раз то, что больше всего устраивало большевиков,
задумавших впервые в истории построить общество, где не было бы
собственности, неравенства, эксплуатации.

Новый класс

Известно, что ни одна сколько-нибудь большая социальная группа стихийно
организовать себя не может, как бы она этого ни хотела. Управленческие
функции взяла на себя относительно немногочисленная группа - политическая
партия большевиков, за долгие годы подполья накопившая необходимый опыт.
Проведя национализацию земли и предприятий, партия присвоила всю
государственную собственность, а вместе с ней и власть в государстве.
Постепенно сформировался новый класс партийной бюрократии, который назначал
на ключевые посты в народном хозяйстве, в сфере культуры и науки
идеологически преданные кадры - прежде всего членов коммунистической
партии. Поскольку новый класс выступал собственником средств производства,
он являлся классом эксплуататоров, осуществлявшим контроль над всем
обществом.
Основу нового класса составляла номенклатура - высший слой партийных
функционеров. Номенклатура обозначает перечень руководящих должностей,
замещение которых происходит по решению вышестоящего органа власти. В
господствующий класс входят только те, кто состоит в штатной номенклатуре
парторганов - от номенклатуры Политбюро ЦК КПСС до основной номенклатуры
райкомов партии. Никого из номенклатуры нельзя было всенародно избрать или
сменить. Кроме того, в номенклатуру входили руководители предприятий,
строительства, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры,
министерств и ведомств. Общая численность - около 750 тыс. человек, а с
членами семей численность правящего класса номенклатуры в СССР доходила до
3 млн человек, т. е. 1,5% всего населения.

Стратификация советского общества

В 1950 г. американский социолог А.Инкельс, анализируя социальную
стратификацию советского общества, обнаружил в ней 4 большие группы -
правящую элиту, интеллигенцию, рабочий класс и крестьянство. За исключением
правящей элиты каждая группа, в свою очередь, распадалась на несколько
слоев. Так, в группе интеллигенции были обнаружены 3 подгруппы:
высшая прослойка, массовая интеллигенция (профессионалы, средние чиновники
и менеджеры, младшие офицеры и техники), «белые воротнички» (рядовые
служащие - бухгалтеры, кассиры, низшие менеджеры). Рабочий класс включал
«аристократию» (наиболее квалифицированные рабочие), рядовых рабочих
средней квалификации и отстающих, малоквалифицированных рабочих.
Крестьянство состояло из 2 подгрупп - преуспевающих и средних колхозников.
Кроме них А. Инкельс особо выделял так называемую остаточную группу, куда
он зачислил заключенных, содержащихся в трудовых лагерях и исправительных
колониях. Данная часть населения, подобно отверженным в кастовой системе
Индии, находилась вне формальной классовой структуры.
Различия в доходах указанных групп оказались большими, чем в США и
Западной Европе. Помимо высокой зарплаты, элита советского общества
получала дополнительные блага: личный шофер и служебная машина,
комфортабельная квартира и загородный дом, закрытые магазины и поликлиники,
пансионаты, спецпайки. Существенно различались также стиль жизни, стиль
одежды и манеры поведения. Правда, социальное неравенство в известной мере
нивелировалось благодаря бесплатному образованию и здравоохранению,
пенсионному и социальному страхованию, а также низким ценам на общественный
транспорт и низкой квартплате.
Обобщая 70-летний период развития советского общества, известный
советский социолог Т. И. Заславская в 1991 г. выделила в его социальной
системе 3 группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку.
Основу высшего класса составляет номенклатура, объединяющая высшие слои
партийной, военной, государственной и хозяйственной бюрократии. Она
является собственником национального богатства, большую часть которого
расходует на себя, получая явный (зарплата) и неявный (бесплатные блага и
услуги) доходы. Низший класс образуют наемные работники государства:
рабочие, крестьяне, интеллигенция. У них нет собственности и политических
прав. Характерные черты образа жизни: низкие доходы, ограниченная структура
потребления, скученность в коммунальных квартирах, невысокий уровень
медицинского обслуживания, плохое здоровье.
Социальную прослойку между высшим и низшим классами образуют социальные
группы, обслуживающие номенклатуру: средние менеджеры, идеологические
работники, партийные журналисты, пропагандисты, преподаватели
обществоведения, медперсонал спецполиклиник, водители персональных
автомашин и другие категории обслуги номенклатурной элиты, а также
преуспевающие артисты, адвокаты, писатели, дипломаты, командиры армии,
флота, КГБ и МВД. Хотя по видимости обслуживающая прослойка занимает место,
обычно принадлежащее среднему классу, такое сходство обманчиво. Базой
среднего класса на Западе выступает частная собственность, обеспечивающая
политическую и социальную независимость. Однако обслуживающая прослойка во
всем зависима, она не имеет ни частной собственности, ни права
распоряжаться общественной.
Таковы основные зарубежные и отечественные теории социальной
стратификации советского общества. Нам пришлось обратиться к ним потому,
что вопрос до сих пор остается дискуссионным. Возможно, в будущем появятся
новые подходы, в чем-то или во многом уточняющие старые, ведь наше общество
постоянно изменяется, и происходит это иногда так, что опровергаются все
прогнозы ученых.

Своеобразие российской стратификации

Подведем итоги и с этой точки зрения определим основные контуры
современного состояния и будущего развития социальной стратификации в
России. Главный вывод заключается в следующем. Советское общество никогда
не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная
стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство.
Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались
объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная
собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в
западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие
сословно-кастового. Однако и сословий в привычном смысле слова в советском
обществе не существовало, поскольку не было правового закрепления
социального статуса, как это было в феодальной Европе.
Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и
сословно-подобные группы. Рассмотрим, почему это было так. В течение 70 лет
советское общество представляло собой самое мобильное в мире общество
наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало
перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в
США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась
буквально из всех слоев общества. По оценкам американских социологов, самым
динамичным

Новинки рефератов ::

Реферат: Социальное оббеспечение и работа с трудными детьми (Социология)


Реферат: Зерно: классификация, характеристика, требования к качеству, условия хранения (Сельское хозяйство)


Реферат: Творчество Гомера (Культурология)


Реферат: Социология культуры (Социология)


Реферат: Категория справедливости в морали и праве (Психология)


Реферат: А.С. Пушкин на Кавказе (Литература : русская)


Реферат: Взаємодія гілок державної влади як принцип основ конституційного ладу України (Право)


Реферат: Политика и экономика Петра Первого (История)


Реферат: Исторический портрет короля Испании Карла I(V) (История)


Реферат: Стили управления (Менеджмент)


Реферат: Май 9 число (Журналистика)


Реферат: Социология и ее изучение в высшей школе (Социология)


Реферат: Криминалистические особенности расследования взяточничества (Криминалистика)


Реферат: Несанкционированный доступ к терминалам серверов с операционными системами семейства UNIX. На примере octopus.stu.lipetsk.ru (Компьютеры)


Реферат: Политика Аристотеля (Политология)


Реферат: Чернышевский (Педагогика)


Реферат: Собор святой Софии (Искусство и культура)


Реферат: Товар и деньги (Финансы)


Реферат: С. Ю. Витте (История)


Реферат: Групповые конфликты. Их природа, типология и функции (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист