GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Cоциология семейно-брачных отношений (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Cоциология семейно-брачных отношений (Социология)



СТУДЕНТАМ :: Лекции (УМК) :: Социология
[pic]
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
[pic]
Семья, этапы ее развития
Семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке
или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший
значительно раньше классов, наций, государств.
Семья представляет собой сложное социальное явление, в котором
переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно
сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором
удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных
потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая
накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому,
что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное
исследование. Как отметил американский социолог Гуд: <Мы знаем о семье
слишком много, чтобы исследовать ее объективно".
На первых этапах развития человеческого сообщества семьи, в нашем
понимании, не существовало, имели место беспорядочные связи. Первой
социальной санкцией в интимных отношениях мужчины и женщины стало
исключение из полового общения родителей и их детей. Это та историческая
граница, с г рой добрачное состояние первобытного общества переходит в
социально регулируемые отношения.
Первой исторической формой семьи можно считать материнскую семью в составе
рода в эпоху матриархата; иногда ее называют тотемической семьей. Это была
сравнительно большая группа ближайших родственников по женской линии в
первых четырех-пяти поколениях. В семье такого типа существует групповой
брак, отец детей не всегда может быть установлен, и потому происхождение
определялось по материнской линии.
Домовая община как форма семьи существовала у всех индоевропейских народов
и дожила до наших дней (Южная Индия, 154 / Тибет). Она отличается
совместным проживанием нескольких поколений в одном большом доме. В
зависимости от того, по какой линии определяется происхождение, выделялись
материнская и отцовская домовые общины. Если главой рода является женщина,
то в совместном доме живут лишь родственники по женской линии, а мужья
женщин, членов общины, живут в семьях своих матерей и посещают своих жен в
определенных случаях. В этих общинах часто встречалась полиандрия (то есть
многомужество). Понятно, что отцовская домовая община включала в себя
родственников по отцовской линии. Встречалась и билатеральная домовая
община, в которой происхождение определялось и по отцовской, и по
материнской линии.
Моногамная патриархальная семья — это семья, в которой главой семьи и
собственником имущества является отец. Непосредственной причиной перехода к
такому типу семьи считается появление частной собственности и связанного с
нею вопроса о наследовании.
Индивидуальная (нуклеарная, моногамная) семья — самая распространенная
форма семьи в современном мире. Она отличается тем, что является не только
общественной, но и юридически признанной, образуется в результате правового
акта — бракосочетания гражданского или церковного либо того и другого. Надо
отметить, что число членов семьи имеет постоянную тенденцию к уменьшению.
Типичная современная семья — муж, жена, один-двое детей. Наряду с
уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между
ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к
равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление
эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются
полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к
возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение
внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в
то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и
на взаимоотношения между Родителями и детьми. Прежде всего это проявляется
в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков
их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные
условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.
Современная семья все больше трансформируется в такую социальную общность,
в основе которой — брачная связь, построенная на любви, взаимном уважении.
В настоящее время в России 66,3 млн. семей. Ежегодно заключается примерно
250-300 тыс. браков, расторгается примерно половина от этого количества. В
1999 году число браков на 1000 населения составило 6,3 брака, разводов —
3,7 Уровень разводов очень различается в городской и сельской местности. В
крупных городах соотношение между браками и разводами 2:1. В сельской
местности ситуация совсем иная Из общего количества распадающихся браков 38
процентов приходится на семьи, просуществовавшие менее четырех лет. Быстро
увеличивается число внебрачных детей. В настоящее время каждый пятый
родившийся — внебрачный ребенок.
Процесс снижения уровня брачности начался в России еще в 70-е годы.
Либерализация норм матримониального поведения, активное распространение
более свободных форм брака и моделей семьи ускорили развитие этого
процесса. Примерно с 1987 г. началось обвальное падение рождаемости. За
пять лет число родившихся сократилось с 2,5 млн. до 1,6 млн., коэффициент
рождаемости, то есть число родившихся на каждую тысячу населения,
сократился на 38 процентов. В 1992 г. впервые за весь послевоенный период
зафиксировано явление депопуляции, то есть когда число умерших стало
превышать число родившихся и начался процесс естественного снижения
численности населения. Если такие тенденции сохранятся, то через пятьдесят
лет население России сократится вдвое. Происходящая в России депопуляция
является результатом не только обвального падения рождаемости, но и
увеличения числа умерших. К началу 80-х гг. Россия по уровню
продолжительности жизни ушла на уровень таких стран-аутсайдеров, как
Вьетнам и Таиланд. От Японии, которая является мировым лидером по
продолжительности жизни (для мужчин — 73,4, для женщин — 78,3 года), наша
страна отстает соответственно на 12 и 5 лет.
Для России характерна высокая смертность мужского населения. В нашей стране
сформировалась сложная и не типичная ни для одной страны структура причин
смертности, в которой патология традиционного и современного типов
соседствуют друг с другом. Особая специфика ситуации заключается в
необычайно высокой смертности от несчастных случаев, отравлений и травм,
Сверхсмертность от травматизма в России — сугубо мужская проблема, женская
смертность от этих причин не выходит за мировые рамки.
Изменения в формировании, развитии и стабильности семьи в России и в их
демографическом поведении порождены не столько кризисными явлениями
последнего десятилетия, а представляют собой накопленный результат
демографических изменений, происходящих в стране на протяжении долгих лет.
Значение семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое
время недооценивалось. Представления об отмирании института семьи в
социалистическом обществе, присущие 20-м годам, поддерживавшиеся
официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими.
Основывались они на негативном отношении к старой семье, которое постепенно
распространялось на этот институт вообще и укоренилось в общественном
сознании. При этом идеологически ориентированная пропаганда рассматривала,
семью как нечто сугубо "личное", противостоящее интересам общества. Термин
"домашняя хозяйка" имеет пренебрежительный оттенок до настоящего времени. В
демографическом же отношении чрезмерная занятость женщин способствовала
стремлению семьи ограничить деторождение, это стало важным фактором
снижения уровня рождаемости.
Ориентация на "мини-детную семью" способствовала изменению в укладе жизни
людей, формированию нового социального положения женщины. По мнению Л. Е.
Дарского, в современной семье на первый план вышли такие потребности, как
желание иметь объект заботы и опеки, потребность в самовыражении, в
передаче жизненного и культурного опыта и т. д. А для удовлетворения этих
потребностей семье много детей не нужно.
В России трудности переустройства общества, пережитые не одним поколением
россиян, вызвали у родителей стремление обеспечить детям более высокий
уровень жизни, чем собственный. Это стало важным мотивом к ограничению
супругами числа детей в семье. По результатам исследования ВЦИОМа 1998
года, 51,9% "прошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но планируют
иметь двух детей лишь 20,7 %; идеальной считают семью из трех детей —
17,9%, а планируют иметь трех детей только 3,4 % опрошенных. Семья в
современном обществе претерпела значительно изменения, которые будут нами
рассмотрены.
Микроперепись 1994 года обнаружила также существование такой специфической
категории брачно-семейных отношений, как раздельное жительство супругов.
Хотя доля их относительно невелика: жена проживает отдельно от мужа у 3,2
женатых мужчин, муж проживает отдельно у 4,6 замужних женщин. Эти факты
отражают специфику современного развития семейно-брачных отношений.
Изменения, происходящие с семьей в России на протяжении всего XX века, не
случайны. Сегодня в России семья такая, какая есть. Поэтому ностальгия по
традиционной семье не имеет смысла: семья уже не сможет стать другой,
возврат к прошлому невозможен, как бы мы этого ни хотели. Для семьи
прошлого в современном обществе нет ни социальной, ни экономической базы
Кризис же, если он и существует, касается скорее традиционной семьи,
которая постепенно уступает место семье современного типа.
Для определения сущности семьи необходимо рассмотреть ее функции,
структуру, ролевое поведение ее членов. Наряду с социологией эти проблемы
изучают экономика, демография, этнография, психология, педагогика и т. п.
Структура семьи
Мы уже подчеркивали, что семья — первичный и важнейший институт общества
благодаря тем функциям, которые она реализует. Именно через семью сменяются
поколения людей, в ней появляется на свет человек, продолжается
человеческий род, происходят первичная социализация и воспитание детей,
наконец, реализуется такая благородная функция, как забота о престарелых.
На семью ложится организация быта, потребления, а также значительная часть
хозяйственно-экономических функций.
Структура семьи — совокупность отношений между ее участниками, в том числе
и отношений власти. Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается
жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи
демократического типа,1тде распределение ролей, власти происходит не в
соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей
супругов, для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное
распределение обязанностей. Основные ролевые отношения в семье: муж, жена,
мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т. п.
Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она
господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала
детей, а муж был хозяином, часто — единоличным собственником имущества, и
обеспечивал экономическую самостоятельность семейства, т. е. существовала
объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда
женщина имеет более высокий уровень образования, чем у мужа, активно
участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем
собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных
отношений между членами семьи. Конечно, здесь есть и другая сторона медали.
Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в
общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее
возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается
рождаемость и т. п.
Функции семьи
Функция продолжения рода — это важнейшая и ничем не заменимая функция
современной семьи, если не считать первых колбочных младенцев. Весь опыт
свидетельствует, что по мере развития цивилизации в семье снижается
количество детей, ведь дети — это своего рода страховка супругов для
обеспечения своей старости. Сейчас, чем выше уровень и качество жизни
населения, культура и образованность, тем ниже рождаемость. Идет не
расширение, а сокращение популяции, старение населения. Социологи и
демографы называют это явление демографической революцией. При его анализе
приходится считаться с массой обстоятельств. На уровне рождаемости
сказываются соотношение городского и сельского населения, религиозные и
национальные традиции, генетический фонд, социально-экономические условия.
По медицинской статистике, до 15 процентов семей не имеют детей из-за
бесплодия мужа или жены, причем в соотношении 40:60. Или такой факт: после
апрельской реформы 1991 г. только за два месяца число абортов в нашей
стране увеличилось на 200 тыс.
Снижение рождаемости и, одновременно, детской смертности может сыграть злую
шутку с человеческой популяцией. Сейчас выживают дети со слабой и
отягощенной наследственностью. По Данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ), в высокоразвитых странах доля новорожденных, у
которых фиксируются признаки поражения олигофренией (включая слабые и
промежуточные формы), достигает 10-12 процентов. В тяжелой форме болезнь
поражает 3-3,5 процента детей. По выборочному исследованию в одном из
регионов России, среди причин этого заболевания пьянство родителей
составляет 80 процентов случаев Причем есть одна особенность. Алкоголики,
люди с отягощенной наследственностью, социально безответственные, как
правило, имеют больше детей, чем нормальные, здоровые.
В нормализации демографической ситуации должно быть заинтересовано общество
или государство, но они ведут себя чересчур эгоистично: политики жалуются
на снижение рождаемости, интеллигенты — на падение нравственности, ректоры
вузов — на снижение интеллектуального потенциала абитуриентов, генералы —
на слабое здоровье призывников. Следовательно, рождаемость не сугубо личное
дело. Значит, надо помогать семье, проводить активную демографическую
политику.
Последствия начавшейся депопуляции населения России будут многочисленны,
тяжелы и затронут все сферы жизнедеятельности общества. Величина потерь из-
за процессов старения населения, ухудшения воспроизводства трудовых
ресурсов будет значительно больше, чем от нынешнего экономического кризиса,
и для их компенсации потребуется время, измеряемое поколениями.
Другая важнейшая функция семьи — воспитание детей. Вообще, семья оказывает
влияние на всю жизнь человека, но наиболее сильное — в самые первые годы
жизни ребенка, когда закладываются нравственные, психологические,
эмоциональные основы личности. Здесь легче всего реализовать индивидуальный
подход к ребенку, вовремя заметить положительные и отрицательные качества.
Причем необходимо учитывать, что на первые годы жизни приходится ряд пиков
в развитии личности. Конечно, у каждой семьи есть свои пределы
воспитательных возможностей: не только экономические, образовательные,
временные, но и нравственные. Авторитет родителей должен строиться не на
дидактических назиданиях, физических наказаниях или материальном поощрении,
а на личном примере. — .а
Развитие ребенка органически вписано в жизнедеятельность семьи. Современная
наука накапливает все больше данных о роли семейного воспитания в
стимулировании интеллектуального развития ребенка: чем содержательней и
многообразней общение в семье, тем быстрее ребенок накапливает знания,
навыки речи, мышления. Сегодня даже для детей, оставшихся без попечения
родителей, государство организует нетрадиционные детские дома, детские дома
семейного типа.
В цивилизованном обществе рядом с семейным воспитанием выстраивается целая
система государственного, общественного воспитания детей. Она помогает
семье, но полностью заменить ее не может.
Претерпевает трансформацию и такая функция семьи, как забота о престарелых
родителях. Известно, что еще в начале века у некоторых народов Сибири и
Крайнего Севера, например у чукчей, существовал обычай умерщвлять
престарелых, когда они уже не могут быть помощниками в семье. Сдавать
беспомощных стариков взрослыми детьми в дома для престарелых ради
освобождения жилой площади разве менее дико и безнравственно? Следует
помнить, что в современном обществе эта функция семьи все больше
изменяется. Ее материальный характер все больше заменяется на моральный,
она приобретает форму заботы, поддержки. Правда, бытует шутка, что
обязанность настоящих родителей довести своих детей до пенсии.
Действительно, сейчас немало молодых семей в значительной мере живет за
счет поддержки своих родителей. Именно поэтому работают многие пенсионеры.
С развитием цивилизации хозяйственно-экономическая функция претерпевает
наибольшую трансформацию. Понятно, что крестьянское, фермерское хозяйство
на основе труда членов семьи, семейный магазин, личное подсобное хозяйство
и современная городская семья реализуют разные по типу хозяйственно-
экономические функции. Различаются они также в зависимости от соотношения в
семье организации производства и потребления, потребления материальных и
духовных благ, наконец, в зависимости от структуры и типа семьи.
Социологический анализ брачных отношений
Определение брачных отношений
Как было уже указано выше, современная семья строится в основном на брачных
отношениях. Социологи исследуют: Мотивы вступления в брак, причины
прекращения брачных отношений, всю гамму брачных отношений между
представителями Разных социально-демографических групп.
Под браком мы понимаем исторически обусловленную форму отношений между
мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает их отношения как
в правовом, так и морально-этическом плане. Правда, одна студентка на
экзамене дала такое определение "Брак — это правовая форма, через которую
общество упорядочивает и закрепляет права женщины и обязанности мужчины".
Заметим, что она не так уж далека от истины.
Брачные отношения представляют собой сложнейшую гамму отношений между
людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических,
социально-психологических, эстетических и т. п. 1
Необходимость их регулирования со стороны общества определяется тем. что от
состояния брачных отношений зависят рост населения, воспитание
подрастающего поколения, а значит, и будущее самого общества и государства.
Конечно, инстинкт размножения заложен в природе всего живого, но человек
вкладывает в него гедонистический смысл (наслаждение). Один шутник заметил,
что красота женщины — общественное достояние. Общение с интересной,
обаятельной женщиной поднимает у мужчины настроение, возможно, и
работоспособность, наверное, и наоборот.
Содержание брачных отношений определяется степенью развитости общества. Чем
примитивней общественные отношения, тем больше места в семейно-брачном
союзе занимают чисто физиологические и хозяйственно-экономические моменты.
К примеру, рассуждения на сей счет Ж. Эзерта, автора "Общей социологии":
"Мужчина, от природы беспокойный умом и телом, предпочитает действовать
свободно, следовательно, ему нужна помощь, которая дала бы ему волю,
освободив от забот домашнего хозяйства. Женщина подчиняется этой участи
потому, что ее физиологические недостатки и забота о ребенке, который
является ее уделом, вынуждают ее быть привязанной к дому, нравится ей это
или нет. Таким образом, оба скрепляют сделку, не равную, но верную,
делающую сотрудничество предпочтительней, чем жизнь врозь".
Чем более развито общество, тем большую роль в брачных отношениях играют
социально-психологические, этические, эстетические и, конечно, сексуальные
моменты. Об этом можно судить по таким показателям, как мотивы вступления
молодых людей в брак.
Мотивы вступления в брак
Социологи выделяют три мотива: брак по любви, брак по расчету и брак по
шаблону. Мотив любовного влечения в брачных отношениях не нуждается в
комментариях. Брак по шаблону совершается тогда, когда срабатывает
рассуждение "Все мои сверстники обзаводятся семьями, как бы и мне не
опоздать". В таких случаях доминирующее значение имеют не осознанное до
конца половое влечение, желание иметь детей. Иногда человек полагает, что в
основе лежат мотивы любви. На самом деле такая любовь сводится к тому, что
из нескольких кандидатур он или она выбирают более предпочтительную:
симпатичней, умней или, наоборот, не очень симпатичную — никто не уведет,
будет лучше ко мне относиться, больше меня ценить.
Заметим, что умные и красивые женщины часто остаются одинокими. Тоже
загадка для социолога. На уровне рабочей гипотезы можно предположить, что,
во-первых, многим мужчинам не хочется, чтобы жена была умней или сильней
его. И, во-вторых, красивые женщины часто считают, что красотой,
обаятельностью они осчастливили своего спутника: "Я тебе отдала свою
молодость". Типично женская логика. Мужчина, по крайней мере сильный,
уверенный в себе, такой демонстрации часто не выносит.
Браком по расчету есть основания считать тот, в котором разница в возрасте
между супругами очень велика. В 1977 г. в СССР ни одна женщина моложе 25
лет не вышла замуж за мужчину старше 50 лет. На возраст 45-49 лет
приходилось 500 браков, где жена была моложе на 25 лет.
Данные опросов показывают, что от 72 до 86 процентов женятся по любви, 9-23
— по шаблону и 5-9 процентов — по расчету. Это по мнению опрашиваемых.
Однако люди даже в анонимных опросах стараются казаться лучше, как бы
приспосабливаются к общепринятым установкам общественного мнения.
Браки по любви оказываются самыми прочными. Браки по шаблону могут
перерастать в браки по любви. И наоборот, в браках по любви постепенно
идеализация уступает место реальным взглядам.
В последние годы наблюдается тенденция снижения среднего возраста
вступающих в брак. Правда, среди ранних браков до половины приходится на
долю так называемых вынужденных. Замечено, что ранние браки увеличивают
вероятность разводов. Половина всех браков, где невеста, моложе - 18 лет,
заканчивается разводом.
По данным американских социологов, среди женщин, вышедших замуж в 17-18
лет, считают свой брак удачным только 18 процентов опрошенных, а среди
женщин, вышедших замуж в 28 лет и старше, удовлетворены своим браком 58
процентов. Среди мужчин, женившихся в 18-21 год, рассматривали свой брак
как удовлетворительный 28 процентов опрошенных, а из тех, кто женился в 28-
30 лет, браком удовлетворен 61 процент.
Уровень образования влияет на отношение к добрачным связям. Для мужчин эта
зависимость выглядит следующим образом: чем выше уровень образования, тем
реже добрачные сексуальные связи. Для женщин, наоборот, чем выше уровень
образования, тем более свободны они в своем сексуальном поведении Имели
добрачные половые связи 30 процентов женщин, окончивших начальную школу, 47
процентов — среднюю и 60 процентов колледж.
Конечно, все эти процессы достаточно динамичны. Скажем, российская или
славянская культура интимных отношений, сексуального поведения претерпевает
значительные изменения под воздействием, в первую очередь, средств массовой
информации В начале 60-х гг. американский социолог Б. Морзе опубликовал
книгу "Сексуальная революция", в которой приводились примеры влияния
бульварной прессы на культивирование примитивных образцов сексуальности. По
его сведениям, некоторые газеты Лос-Анджелеса публиковали объявления с
предложениями брачных пар о временном обмене партнерами. Спустя три
десятилетия в московской газете "Частная жизнь" можно найти не только
подобные предложения, но и кое-что еще. Если два-три десятилетия назад
девочки в 13-15 лет задавали вопрос, позволительно ли целоваться с
мальчиками на первом свидании, то теперь нравы стали намного свободнее...
Внебрачная семья
Внебрачные союзы — это союзы фактические, их создает само право тем, что
фиксирует границы брака. Право принципиально отказывает внебрачным союзам в
признании за ними характера правовых отношений и тем самым лишает их
правовой защиты. Между тем право регулирует отношения внебрачных родителей
и их детей. И делает это независимо от того, благосклонны эти законы к
таким бракам и детям или нет. Этим право проникает в сферу внебрачных
союзов и признает, что их действие имеет важные последствия.
Регулирование правом внебрачных отношений идет по следующим основным
направлениям: 1) право регулирует отношения детей, рожденных вне брака, с
их внебрачными родителями, 2) право разъясняет некоторые вопросы личных и
имущественных интересов, а также отношения внебрачных партнеров, 3) не
пытаясь сделать внебрачные союзы в принципе невозможными, право налагает
запреты в тех случаях, когда внебрачный союз может иметь вредные
биологические и социальные последствия. Социологи выделяют две основные
группы этих последствий: а) запреты, связанные с личностью партнера, то
есть с его возрастом, родством или физическим и душевным состоянием, и б)
запреты, касающиеся характера возникновения внебрачного союза.
Внебрачные союзы можно классифицировать по различным основаниям.
Югославский социолог М. Босанц приводит достаточно подробную классификацию
внебрачных семей:
• по субъективным признакам партнера: а) возраст — внебрачный союз могут
организовать два совершеннолетних лица, б) гражданское состояние — ни один
из партнеров не состоит в браке; оба партнера состоят в браке, но не друг с
другом; один из партнеров состоит в браке с третьим лицом, а другой не
состоит в браке;
• по признакам публичности внебрачные семьи можно подразделить на анонимные
и не анонимные. Анонимными являются те внебрачные семьи, которые по
различным причинам скрываются внебрачными партнерами от общественной среды.
С социальной точки зрения такие союзы наиболее нежелательны. Не анонимными
внебрачными семьями являются те, в которых мужчина и женщина не скрывают
вступление в данные отношения перед общественной средой;
• по продолжительности: случайные, короткосрочные связи; временные
внебрачные семьи и конкубинат. Случайные кратковременные связи не являются
в полном смысле внебрачной семьей, потому что не выполняют целый ряд
функций, принадлежащих семье. Эти связи чаще всего анонимны, являются часто
непредвиденными и неожиданными источниками внебрачной рождаемости. Для
общества эти связи крайне нежелательны. Временные внебрачные семьи — это те
союзы, которые длятся некоторое время и, как правило, неанонимны. Иногда
они ограничиваются обещаниями брака, а иногда завершаются его заключением.
Это фаза предбрачной половой жизни, которая все чаще встречается в
современном обществе. Конкубинат (название это существует со времен
римского права) — это длительная связь или длительное время существующая
внебрачная семья, в которой мужчина и женщина не намереваются формально
закрепить брак. Среди внебрачных семей конкубинат занимает ведущее место.
Это легальные отношения, этически принятые и оправданные мужчиной и
женщиной. Конкубинаты часто основываются в зрелые годы партнерами,
оставшимися неженатыми по разным причинам. Мужчина и женщина в такой семье
имеют жизненный опыт, помогающий избегать острых конфликтов, которые часто
потрясают и разрушают брачные и внебрачные союзы молодых людей.
С позиции общественных интересов следует отличать те внебрачные семьи,
партнеры которых имели детей в другой семье, и имеющие детей в данной
семье.
В целом необходимо учитывать, что внебрачная семья — это факт реальной
жизни, с которым следует считаться.
Женщина и современная семья
Развитие правового регулирования семейно-брачных отношений
Любовь любовью, но в обществе складывается более или менее жесткая правовая
регуляция семейно-брачных отношений. Наша страна всегда имела в этом плане
самое прогрессивное законодательство.
В своде законов России в начале XX в. предписывалось: "Жена обязана
повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви,
почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и
привязанность".
Законы всегда закрепляли неравноправное положение женщины. Царь вавилонской
династии Хаммурапи в 1750 г. до н. э. установил: "Если жена человека будет
захвачена лежащей с другим мужчиной, то должно их связать и бросить в воду.
Если хозяин жены пощадит жизнь своей жены, то царь пощадит жизнь своего
раба". Мужская неверность не только не порицалась, а даже наоборот —
поощрялась.
Во второй половине XIX в. идея равенства мужчины и женщины объявлялась
безумной, ведущей к вырождению и гибели человечества.
Многие системы западных стран закрепляют неравенство замужней женщины. В
ряде штатов США право собственности на имущество и контроль за ним
предоставлено только мужу. Исключительное право управления имуществом имеет
муж в Швейцарии, Японии, Нидерландах, Бразилии и т. п. Во Франции муж
решает вопрос, может ли его жена заниматься той или иной профессией.
Женщина ставится в неравноправные условия при расторжении брака.
В нашем законодательстве положение иное, у женщины больше прав. Но пришли к
этому не сразу. Дело доходило даже до курьезов, — например, издания
специальных декретов о национализации женщин. Один из них действовал в г.
Владимире в 1918 г. "После 18 лет всякая девица объявляется государственной
собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая
замуж, обязана под страхом строгого наказания зарегистрироваться в бюро
свободной любви при Комиссариате призрения.
Выбирать мужа или жену предоставляется желающим один раз в месяц. Бюро
свободной любви автономно. Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет
предоставляется право выбора женщин, даже без их согласия, в интересах
государства.
Дети, произошедшие от такого сожительства, поступают в собственность
республики".
Семья: гендерный аспект
Женщине в семье принадлежит ключевая роль. Но все соткано из противоречий.
С одной стороны, рост образования, профессиональная карьера обогащают
интеллектуальный и эмоциональный мир женщины. С другой стороны, резко
сокращают количество времени, которое она может посвятить воспитанию детей.
Отмечена и обратная корреляция между уровнем профессиональной занятости и
уровнем рождаемости.
Умение строить семью — особый дар женщины. Опросы показывают, что только в
четверти семей не бывает ссор и конфликтов. Именно от женщины чаще всего
зависит умение создавать эту бесконфликтную обстановку.
Большая часть женщин указывает на грубость мужа как одну ва причин семейных
конфликтов и разводов. На первом месте стоит пьянство. В Санкт-Петербурге,
к примеру, на пьянство как причину развода указали 95 процентов женщин и
только 4.6 процента мужчин.
Правда, нередко разводы возбуждаются без достаточных оснований. 14,5
процента дел заканчиваются примирением, а 3 процента подавших заявление не
являются в суд.
Более полной реализации социальной роли матери, воспитательницы мешает
неразвитость социальной сферы, службы быта, Вся служба быта берет на себя
лишь пятую часть домашнего труда, стирка белья в прачечных — только 3
процента. Свою негативную роль играет и общественная психология.,—
традиционное деление на мужские и женские виды домашнего труда. Почему-то
получилось так, что общество механизировало и автоматизировало те виды
домашнего труда, которые традиционно выполняли мужчины. Или возьмите
рекламу бытовых приборов — стиральной машины, пылесоса. На ней всегда
изображена симпатичная женщина, а не мужчина. В результате у женщины
выходит двойной рабочий день.
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства в стране оцениваются в
млрд. человеко-часов и сопоставимы с затратами времени во всем общественном
производстве. Но если мужчина тратит на домашнюю работу в среднем 1 час в
день, то затраты женщины — 4-5 часов.
Социология семейно-брачных отношений исследует гендерные или социально-
культурные различия между мужчинами и женщинами. Гендерные проблемы связаны
с социальным аспектом в понятии "мужское" и "женское". Стереотипы
настойчиво требуют от нас соответствия тем стандартам "настоящих" мужчин и
женщин, которые приняты обществом в данное время. Правда, в интерпретации
результатов практически любого тендерного исследования почти всегда
присутствует феминистическая тенденциозность. Одним словом, женская
проблематика в социологии является традиционной, чего нельзя сказать о
специфически мужских проблемах. Иногда создается впечатление
незначительности или полного их отсутствия. Беспроблемность мужского
социального бытия стала даже стереотипом общественного сознания.
Первые же исследования гендерных проблем в Санкт-Петербурге показали, что
среди мужчин больше, чем среди женщин, встречается людей, считающих себя
неудачниками. Мужчины чаще прибегают к социальной мимикрии из-за
невозможности быть "настоящими мужчинами", они стараются ими казаться.
Среди мужчин в два раза больше тех, кто не желает своему сыну повторения
собственной судьбы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дайте определение семьи.
2. Отличие матриархальной семьи от патриархальной.
3. Что такое нуклеарная семья?
4. Основные тенденции в развитии современной семьи.
5. Определите структуру семьи.
6. Что такое авторитарная семья?
7. Причины ориентации супругов на "мини-детную" семью.
8. Основные функции семьи и их характеристика.
9. Что такое брак?
10. Отличие брачной семьи от внебрачной.
11. Основные мотивы вступления в брак. Э
12. Что такое внебрачная семья?
13. Положение женщины в современной семье.
14. Как развивалось правовое регулирование семейно-брачных отношений?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Структура, функции, типология современной семьи.
2. Ценности семейной жизни.
3. Влияние уровня общественного развития на институт семьи.
4. Репродуктивные установки: проблемы формирования и реализации.
5. Эволюция роли мужчины в семье (исторический подход).
6. Проблема брачного выбора.
7. Стабильная семья и ее особенности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Белова В. А., Дарский Л. Е. Статистика мнений в изучении Рождаемости. М,
1972.
2. Босанец М. Внебрачная семья. М., 1981.
3. Бойко В. В. Рождаемость: Социально-психологические аспекты;
М.,1985.
4. Бойко В. В. Малодетная семья. М., 1988.
5. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка // Вестник
Московского университета. Сер. 18 Социология и полито-логия. 1997. № 3. С .
121-125.
6. Волков А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке // Мир России. 1999. №
4. С. 47-57. |
7. Волков А. Г., Сороко Е. Л. Типология семьи и домохозяйств России:
развитие и анализ (по данным микропереписи 1994 года) // Вопросы
статистики. 1999. №5.
8. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический
аспект. Ленинград, 1984.
9. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи // СоцИС. 1995. №
10. С. 96-99.
10. Елизаров А. Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Соц ИС.
1995. № 7. С. 93-99.
11. Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол // СоцИС. 1999. № 11.
С. 50-57.
12. Павличенко М. В. К проблемам брачного выбора (по материалам
специального пилотажного исследования) //Вестник Московского университета.
Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 2. — . ^5
13. Солодников В. В. Семья: социологические и социально-психологические
парадигмы // Социологические исследования. 1994. № 6.
14. Титова М. А. Социально-символическая интерпретация функции отца в
процессе социализации ребенка // Вестник Московского университета. Сер 18.
Социология и политология. 1997. № 3.
15. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.




Реферат на тему: Social stratification in modern Russia

Ministry of General and Professional Education
of Russian Federation

Tula State University



Department of Sociology



Social Stratification and Mobility



Fulfilled by: Golopolosov Dmitry
group 220671

Checked by: Scherbakova V.P.



Tula, 1999



What is Stratification? 3


Some Principles of Stratification: A Critical Analysis 4


Social mobility 4


Identifying social classes 5


Middles rank according to profession 6


References 7



What is Stratification?


Social stratification is a structured ranking of individuals and groups –
their grading into horizontal layers or strata.


There are two different types of stratification systems: open system and
closed system. Open system is a stratification system, in which people can
change their status with relative ease. Closed system is a stratification
system, in which people have great difficulty in changing their status.


I think that there is a closed system in our country, because a person
having nothing-valuable resources can’t change his social status. For
example, ordinate engineer can’t suddenly become a bank officer with
greater income. Person must have some capital, money, bank securities or
intellectual capital. But, I think, nowadays there is a great tendency in
our society to have more money than an intellect, i.e. money capital is
more preferable than a great intellectual potential of our nation.


The study of social stratification is the study of class, caste, privilege,
status that is characteristic of a particular society. It varies according
to how society is organized especially in terms of production and work. We
will emphasize class.


What is the connection between the question: what do you want to be when
you grow up and social stratification (especially the class character of
the society you live in)? Your position in society and the rewards that
will be associated with it. It has an impact on your possibility of
realistically meeting your opportunities for mobility. Mobility refers to
the likelihood that you can achieve a class, caste different from where you
come from, your roots. Mobility and stratification are related.


What image does strata invoke as a model of the social world? Strata comes
the natural sciences. Dr. Brush argues that it is interesting that
sociologists use a natural phenomena to talk about social phenomena. It
seems to contradict the main message of the course: our world is socially
constructed phenomena and not a natural process. Thus, stratification is
not equal to natural accretion.


Hypothesis posed by a classmate: society needs stratification to be healthy
and keep the peace. Which of the three main sociological perspectives
supports this statement? The functionalist perspective. Most stratification
arguments come out of this perspective. The second part of the hypothesis
(to keep the peace) relates more to the conflict perspective.


Stratification and egalitarianism are related. In a sociological sense
strata is a category that's associated with social hierarchy. That is,
people are ranked according to their rank, class, authority. If a society
has ranks then it is a stratified society. If it does not, then it is an
egalitarian society. Keep in mind, that these are relative terms.


Last week we drew a picture that tells the story of how societies are
organized around work. As societies move from simple to complex
organization, they start to get levels of inequality that would need
stratification to keep the peace. The differences are not natural, neutral
nor random. They are ranked and constitute a hierarchy along the lines of
race, gender, age, income among others.


Class is about how society organizes production and the outcomes that it
creates for people; this a combination of a Marxian (stratification) and
Weberian (organization) understanding.


Some Principles of Stratification: A Critical Analysis


1. Certain position in any society are functionally more important than
others and require special skills for their performance.


2. Only a limited number of individuals in any society have the talents
which can be trained into the skills appropriate to these positions.


3. the conversion of talents into skills involves a training period during
which sacrifices of one kind or another are made by those undergoing the
training.


4. In order to induce the talented persons to undergo these sacrifices and
acquire the training, their future positions must carry an inducement
value in the form of differential, i.e., privileged and disproportionate
access to the scarce and desired rewards which the society has to offer.


5. These scarce and desired goods consist of the rights and perquisites
attached to or built into, the positions, and can be classified into
those things which contribute to a.) sustenance and comfort, b.) humor an
diversion, c.) self-respect and ego expansion.


6. This differential access to the basic rewards to the society has a
consequence the differentiation of the prestige and esteem which various
strata acquire. This may be said, along with the rights and perquisites,
to constitute institutionalized social inequality, i.e., stratification.


7. Therefore, social inequality among different strata in the amounts of
scarce and desired goods, and the amounts of prestige and esteem, which
they receive, is both positively functional and inevitable in any
society.


Social mobility


Social mobility is a process, when individuals or groups can move from one
level (stratum) to another in the stratification system. There are three
types of social mobility:


1. Vertical mobility involves movement from one social status to another of
higher or lower rank.


2. Horizontal mobility entails movement from one social status to another
that approximately equivalent in rank.


3. Integrational mobility involves a comparison of the social status of
parents and their children at the same point in their respective careers.
Integrational mobility entails a comparison of the social status of a
person over an extended time period.


Identifying social classes


There are three main approaches to identifying social classes: the
objective method, the self-placement method, and the reputational method.
Although all the approaches overlap in classes, there are appreciable
differences in the results afforded by each. Moreover, each method has
certain advantages and disadvantages (see Table 1).


1. The objective method. The objective method views social class as a
statistical category. The categories are formed not by the members
themselves, but by sociologists or statisticians. Most commonly people
assigned to social classes on the basis of income, occupation, or
education (or some combination of these characteristics). The label
“objective” can be misleading, for it is not meant to imply that the
approach is more “scientific” or “unbiased” than the others. Rather, it
is objective in that numerically measurable criteria are employed for the
placement of individuals.


2. The self-placement method. The self-placement method (also known as the
subjective method) has people identify the social class to which they
think they belong. Class is viewed as a social category, one in which
people group themselves with other individuals they perceive as sharing
certain attributes in common with them. The class lines may or may not
conform to what social scientists think are logical lines of cleavage in
the objective sense.


3. The reputational method. In the self-placement method people are asked
to rank themselves. In the reputational method they are asked how they
classify other individuals. This approach view class as a social group,
one in which people share a feeling of oneness and are bound together in
relatively stable patterns of interaction. Thus class rests on knowledge
of who associates with whom.


Table 1. Identifying social classes

|Method |Advantages |Disadvantages |
|Objective |A clear-cut method for studying the |The method often does not |
| |correlates of social class. It is |yield divisions that |
| |commonly the simplest and cheapest |people themselves employ |
| |approach since data can usually be |in their daily lives. |
| |obtained from government sources. | |
|Self-place|The method can be applied to a large |The class with which |
|ment |population since survey techniques |people identify may |
| |can be employed for securing the |represent their |
| |data. A useful method for predicting |aspirations rather than |
| |political behavior since who people |their current associations|
| |think they are influences how they |or the appraisals of other|
| |vote. |people. |
|Reputation|The method provides a valuable tool |The method is difficult to|
|al |for investigating social distinctions|use in large samples where|
| |in small groups and communities. It |people have little or no |
| |is specially useful for predicting |knowledge of one another. |
| |associational patterns among people. | |


Middles rank according to profession


|Professionals |Whole amount|Middle |Ideal |
| |of |class of |middle |
| |respondents |Russia |class |
|1. Industrial workers |35.2 |25.2 |4.2 |
|2. Technicians, middle part managers |14.4 |23.4 |20.8 |
|3. Directors of public industries and |1.2 |2.1 |- |
|joint-stock companies | | | |
|4. Businessmen |6.9 |12.8 |25.0 |
|5. Accountant, financier etc. |4.0 |4.2 |12.5 |
|6. Humanitarian intelligence |20.5 |23.4 |16.7 |
|7. Workers of communal sphere |10.2 |8.5 |20.8 |
|8. Trade and supply workers |7.6 |- |- |



Russian middle class: 6% of all respondents


. self-identification: middle place


. Financial position: sufficient to live


. Education: specialized secondary education, incomplete or complete
higher education


Numerical superiority: men and citizens of big towns and Moscow.


Ideal middle class: 3.4% of all respondents (most close to middle class of
advanced countries)


. Financial position: sufficient amount of money for almost all needs


. Education: specialized secondary education or higher (50% -
specialized secondary education)


Citizens of big towns (21.1%) and villages (52.7%). Thus 2-3% of
villagers are of middle class.



References


1. Phillips, B. Sociology research methods.


2. Schaffer R. Sociology.


3. Zanden, James, Vander. Sociology.


4. Enciclopedia Britannica (www.britannica.com).


5. Журнал Социологические исследования. 1999, №7-10


6. www.spc.uchicago.edu/ssr1/PRELIMS/Strat/





Новинки рефератов ::

Реферат: Программа к социсследованию (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Святы и абрады беларусау (Искусство и культура)


Реферат: Курсовая по книге Гартона "Паблисити, жми сюда!" (Менеджмент)


Реферат: Эффективность производства овощей (Сельское хозяйство)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Кухонный гарнитур (Технология)


Реферат: Искусство древней Руси (Культурология)


Реферат: Ринок фінансових послуг (Финансы)


Реферат: Short Overview of African Countries (География)


Реферат: Интернет (Программирование)


Реферат: Пример программирония на Бейсике (результаты сессии 25 студентов, сдавших 5 экзаменов) (Программирование)


Реферат: Использование Excel (Компьютеры)


Реферат: Иосиф Виссарионович Сталин (История)


Реферат: Методика моделирования тепловизионных изображений (Технология)


Реферат: Раздробленность в истории России (История)


Реферат: Италия (Политология)


Реферат: Алкогольные психозы (Спорт)


Реферат: Закон Украины «О гражданстве» (Право)


Реферат: Автоматизация банковских систем (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист