GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Будущее России (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Будущее России (Социология)




Курсовая работа

«Будущее России»


Содержание:



|Введение |3 |
|«Социализм» – исходный пункт перехода |4 |
|Характер формирующегося в России общественного строя |6 |
|Развитие малого бизнеса в Российской Федерации. |7 |
|Особенности становления российского капитализма и правящая|11 |
|элита | |
|Демографическая ситуация в современной России и прогнозы |12 |
|на будущее | |
|Перспективы гражданского общества в России |17 |
|Заключение |21 |
|Список литературы |23 |


Введение.

На протяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным
занавесом, имя которому “административно-командная система”, охватывающим
все сферы жизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое
отражение данного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с
политикой и правом она определяет основы государственной и общественной
жизни, именно в этой триаде проявляются наиболее четко противоречия и
закономерности развития общества. В настоящее время Россия вступила в новый
период своего развития, связанный с переходом к рыночным отношениям, к
новому социально- политическому устройству государства.
Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе –
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты и т. д. – происходят в обществе
переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень
крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и
своеобразие этого перехода. Только в свете общего системного подхода к
рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-
функциональных особенностей становления новой социальной системы можно
правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных
социальных процессов, происходящих в современном российском обществе.
В связи с этим целью моей научной работы является попытка рассмотреть
вопросы, правильные ответы на которые, определяют будущее России, ее
экономическое, социальное и политическое благосостояние общества.
«Социализм» – исходный пункт перехода

Применительно к современной России исходным пунктом, с чего начинается
переход, выступает не уровень ее развития с соответствующими
количественными показателями, а характер того общественного строя, который
предшествовал переходу. Это «реальный социализм» как система общественных
отношений. Его могут назвать (и называют) по-разному: «государственный
капитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм»,
«неофеодализм», «коммунистический тоталитаризм» и т. д. Но то, что реально
существовала и функционировала в течение семи десятилетий особая
общественная система, – это неоспоримо.
Что же представлял на деле «реальный социализм»? Если предельно кратко,
то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание и частной
собственности, и ее права (в качестве формального равенства), и свободной
правовой личности – самостоятельного субъекта права и собственности. В
обобщенном виде последовательное отрицание частной собственности в любой ее
форме и представлено в социалистической собственности, которая, как ни
парадоксально, в экономико-правовом смысле вовсе и не собственность, а
радикальное отрицание всякой собственности и всякого права собственности.
Это относится не только к «общенародной» собственности, но и к «колхозно-
кооперативной». Произошло отчуждение собственности от живых, конкретных
людей, и следствием такого его абстрактно-всеобщего, надындивидуального,
общественно-коллективного характера явились ее «ничейность»,
«огосударствленность».
Неверны широко распространенные сегодня суждения о том, что
социалистическая собственность принадлежала государству. Государство
никогда не было субъектом социалистической собственности в строго
экономическом значении. Оно в своем отношении к собственности выступало
лишь в качестве официального представителя, агента общества, народа, «всех
вместе».
Абсолютизация такого понимания социалистической собственности и так
называемого непосредственно общественного труда неизбежно смыкается с
тоталитаризмом. Здесь гвоздь вопроса. Тоталитарный политический режим и
идеология «реального социализма», определяющие социально-экономическую
политику, показали, с одной стороны, способность до предела мобилизовать
силы общества и преодолевать колоссальные трудности (одержать, правда с
неимоверными потерями, победу в тяжелейшей войне, прорваться в космос,
создать первоклассные военные технологии, осуществить индустриализацию,
культурную революцию), с другой – готовность привести общество к деградации
и упадку. Социалистическая собственность стала добычей партийно-
государственной номенклатуры и иррационально-традиционалистской бюрократии.
Именно тоталитарный режим, его идеология и ценности, связанные с ним, а
не духовная культура России вообще, привели к господству тех ценностей,
идеалов и норм социальной регуляции, которые могли «нормально» работать
только в условиях «чрезвычайщины», в «мобилизационном режиме», отрицая
демократизм и права личности. Предписанные и ориентированные на коллектив
социальные статусы ставили человека в полную зависимость от государства,
укореняя в его психологии традиционалистские представления.

Характер формирующегося в России общественного строя

В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал,
выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы
ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы он пока сохранил
некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в
сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована
влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного финансово-
экономического могущества. К тому же ранее эти формы собственности только
декларативно принадлежали народу, коллективам, а фактически служили
номенклатуре. Все существующие формы и виды хозяйства уже интегрированы в
новую систему, служат интересам сохранения и роста капитала.
Поэтому никак нельзя согласиться с мнением А. П. Бутенко, который
характеризует современный общественный строй России как помесь остатков
коммунистического тоталитаризма и его мобилизационной экономики с
сегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма. А. П. Бутенко
как раз не учитывает, что эти остатки уже несут новые начала и качества,
выполняют новую функциональную роль в новой системе. Для него
капиталистические элементы все еще «зачатки», а «остатки» коммунистического
тоталитаризма представлены такими «существенными основами», как «колхозно-
совхозный строй», «мощнейший военно-промышленный комплекс». Такое
определение с некоторыми оговорками можно было бы принять как
характеристику общественного строя России периода «перестройки», но не
общества конца 90-х, а тем более 2001 года. Общественный строй современной
России, как переходного общества, характеризуется становлением
экономического господства торгово-финансового капитала и
традиционалистских, авантюрных форм капиталистической деятельности.
Главное противоречие переходного общества определяется борьбой двух
тенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистической
деятельности: традиционалистской и современной, буржуазно-рациональной.
Основная борьба общественно-политических сил поэтому идет не по линии
капитализм–социализм (хотя есть и такие отдельные группы населения, твердые
сторонники того или другого), а по линии борьбы за установление
цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества с
широкими и реальными демократическими правами людей, за обуздание
организованной преступности, эффективную защиту социальных и экономических
прав граждан.

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые
предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы
хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в
сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по
официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в
общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП
приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных
средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают
всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко
не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого
предпринимательства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый
факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах
российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ,
на 1.01.1998 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с
учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре
доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре
- Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились
кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном
замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов
для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и
количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около
80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло
уже снижение их числа на 2,2°о.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП
необходимо критически рассмотреть некоторые страницы "новейшей истории".
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние
десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый,
четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях
бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за
счет средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в
экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому
веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое
и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров
широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда
бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия
выполняли роль канала перекачки ресурсов командно управляемых
госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто
криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное
последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства,
накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления"
госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы
накопления и не использовались для развития национального производства и
его инфраструктуры.
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы
перестройки малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый
правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И
разгосударствление, и обучение широких масс населения основам
предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые
ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с
другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной
попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой
исключительно на аппарат государственной власти и управления.

|Таблица 1 |
|Отраслевая структура малого предпринимательства (в %) |
|Наименование |Отраслев|Отраслевая |Структура |
| |ая |структура |производства |
| |структур|полной |продукции (работ, |
| |а числа |численности |услуг) по основным|
| |МП |занятых на МП|отраслям МП |
|Промышленность |14,6 |24,0 |20,0 |
|Сельское хозяйство |1,1 |0,8 |0,3 |
|Лесное хозяйство |0,05 |0,05 | |
|Транспорт и связь |2,3 |2,2 | |
|Строительство |16,6 |29,9 |16,3 |
|Торговля и | | | |
|общественное | | | |
|питание |42,7 |24,6 |50,5 |
|Материально-техническо| | | |
|е | | | |
|снабжение и сбыт |1,8 |1,3 |6,0 |
|Информационное | | | |
|обслужи- | | | |
|вание |0,8 |0,5 |0,2 |
|Общая коммерческая | | | |
|деятельность |4,8 |3,9 |2,5 |
|Прочая деятельность в | | | |
|ма- | | | |
|териальном |1.5 |1,4 |0,7 |
|производстве | | | |
|Бытовые услуги, жилищ-| | | |
|ное хозяйство |1,8 |1,1 |3,3 |
|Здравоохранение, | | | |
|спорт, | | | |
|социальное обеспечение|1,9 |1,3 |0,1 |
|Народное образование |0,9 |1,0 |0,04 |
|Культура и искусство |0,9 |0,7 |0,06 |
|Наука и научное | | | |
|обслужи- | | | |
|вание |5,6 |5,3 | |
|Финансы, пенсионное | | | |
|обеспечение |1,3 |0,9 | |
|Прочие |1,05 |3,15 | |
| | | | |
|Таблица 2 |
|Региональная структура малого предпринимательства (в %) |
|Экономические |Доля в общем числе МП |
|районы | |
|Центральный, |30,5 |
|в том числе Москва |20,0 |
|Северный |2,9 |
|Северо-западный |9,6 |
|Волго-вятский |2,9 |
|Центрально-Чернозем|2.7 |
|ный | |
|Поволжский |9,6 |
|Северо-Кавказский |9,8 |
|Уральский |10,6 |
|Западно-Сибирский |10,5 |
|Восточно-Сибирский |5,2 |
|Дальневосточный |5,0 |

Виленский А. Малый бизнес : трудности роста.



Особенности становления российского капитализма и правящая элита

«Августовская революция» 1991 года ознаменовала становление новой
общественной системы, а с начала 1992 года в рамках нового государства и
нового общества происходит движение системы к целостности – политической,
социальной, экономической, духовной и т. д. Теперь все процессы во всех
указанных сферах подчинены интересам консолидации и развития этой системы.
Этим же интересам шаг за шагом подчиняются новые демократические институты,
пресса и т. д. Кризис общества вступает в новую стадию, к старым нерешенным
проблемам и противоречиям прибавляются новые, обусловленные новыми
экономическими и социальными отношениями, вторжением в общество совершенно
иных ценностей и норм, психологически и нравственно неприемлемых для
подавляющего большинства народа.
Ключевое значение в этих условиях приобретает политическая элита вообще и
правящая в особенности. Она формирует политику, направление возможной
эволюции страны. Но она, как отмечают аналитики, прямо или косвенно связана
с криминальностью. В. В. Лунеев в статье «Криминогенная обстановка в России
и формирование новой политической элиты» отмечает, что криминальность самой
большой и значимой группы элиты – бывших партийных, государственных и
хозяйственных руководителей проявилась в массовых посягательствах на
государственную собственность, коррупции, в связях с организованной
преступностью. Все более важную роль играют те группы политической элиты,
которые вышли из торгово-финансовых групп. Это, прежде всего,
представители, а также дети и родственники бывшей номенклатуры. Есть,
наконец, очень большая и влиятельная группа, которая владеет чисто
криминальным капиталом (рэкет, наркобизнес, проституция, торговля оружием и
т. д.) и также формирует политическую и правящую элиты.
Сердцевиной правящей элиты является бывшая номенклатура, которая сегодня
формируется и как экономически господствующий класс. Именно здесь идет
формирование собственности, которая уже известна под названием
«номенклатурной». Особенно притягательны для хозяйственной и бывшей
партийной номенклатуры те сырьевые ресурсы (нефть, газ, алмазы, золото и т.
д.), которые имеют сбыт на мировом рынке. Вместе с правящей элитой идет
формирование мощного компрадорского бизнеса.
В России сегодня есть политики и политические группы, которые
противостоят этим тенденциям, но они еще слабы и не могут серьезно
воздействовать на реальную политику. Общественный протест также серьезно не
влияет на решения и действия правящих групп. «Тайна» природы корпоративно
закрытых правящих групп элиты и определяет «тайну» беспомощности власти в
борьбе с организованной преступностью, криминальностью в стране.

Демографическая ситуация в современной России и прогнозы на будущее.

Системный кризис российского общества резко ухудшил демографическую
ситуацию и здоровье населения.
Государственный доклад о здоровье населения в 1998г, аналитическая
справка «Здоровье населения в России в 1992-1993 годах» позволяют оценить
демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. В
докладе говорится о том, что число умерших заметно увеличилось практически
из-за всех наиболее распространенных причин, ведущих к преждевременной
смертности. «Разницу между возрастающей смертностью и сокращающейся
рождаемостью в Российской Федерации (и особенно в ее русских регионах)
позволяют охарактеризовать Россию страну с вырождающимся населением»
(«Независимая газета» 2 февраля 1994 г) В 1990 году впервые за послевоенное
время наблюдалась естественная убыль населения. В 1993г было ей охвачено 68
территорий, на которых проживает 63% россиян, а в 1992г. таких территорий
было 45. При этом опережающими темпами растет смертность населения в
трудоспособном возрасте. Превышение смертности над рождаемостью, начиная с
1992 года, часто оценивается как депопуляция, т.е. вымирание России,
составившее около миллиона человек за 1,5 последних года.
Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного
долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень
трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где бы при
долгосрочном планировании не использовались данные демографических
прогнозов.
Демографические прогнозы имеют, как иногда говорят, активный
характер. Они позволяют не просто ограничиться определением будущих
характеристик населения. Сравнивая полученные в результате перспективных
исчислений величины и те параметры демографических процессов, например,
численности и возрастно-полового состава населения в том или ином регионе,
которые желательно с социально-экономических позиций для общества в
перспективе, можно выявить степень расхождения желаемых и возможных
характеристик демографических процессов. Если такие расхождения велики, то
общество может принять меры для ликвидации или уменьшения возможных
диспропорций этих процессов. Следовательно, демографические прогнозы
являются важным элементом в управлении общественными процессами. Они
позволяют на основе знания перспектив его развития целенаправленно
воздействовать на развитие социально-экономических явлений, корректировать
их в необходимую для страны сторону.
Рождаемость
Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. По
данным Госкомстата большинство россиян в наши дни считает наиболее
приемлемым иметь одного ребенка.
Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то
сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже. Но, как и прежде,
для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для
городских семей.
Статистика абортов
Аборты – одна из главных причин низкой рождаемости и отрицательного
естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей
стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в сегодняшней
России. Вот уже на протяжении нескольких лет наша страна находится в
условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого
демографического явления, как аборты. В большинстве своем аборты делают
женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т.к. этот социальный слой находится в
наиболее неблагоприятном материальном положении. Ведь молодая одинокая
женщина просто не в состоянии в должной степени обеспечить себя и своего
ребенка.
Также на процент абортов влияет моральное и нравственное здоровье
людей. Ведь, согласитесь, за последние несколько лет моральные рамки сильно
расширились, а многие нравственные принципы в глазах сегодняшней молодежи
выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми.
И, несмотря на все старания российского правительства, количество
абортов продолжает расти, и чтобы остановить этот процесс и привести
статистику абортов в мировые рамки, понадобиться не один год и не одно
десятилетие, при условии, что это вообще удастся осуществить.
Детская смертность
Пугает статистика младенческой смертности в России. Этот показатель равен
сегодня 18,6; т.е. 18-19 смертей возраста до одного года на 1000,
родившихся живыми. Сравним: в США умирают 5 новорожденных из 1000, в Канаде
и Японии – 7, в наиболее развитых странах Западной Европы – от 6 до 8. В
современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в
цивилизованном мире.
Интеллектуальная эмиграция из России
В последние годы процесс интеллектуальной эмиграции, или, как его еще
называют «утечки умов» приобрел в России такие масштабы, что угрожает
существованию и развитию целых направлений отечественной науки, вызвал
многие негативные социальные и экономические последствия для российского
общества в целом.
В России важнейшим условием обвального потока «утечки умов» стало
резкое увеличение открытости вначале советского, а затем российского
государства, создание законодательной базы для прозрачности границ.
Существенный «вклад» внесли и распад СССР, образование на его территории
самостоятельных государств, границы между которыми зачастую обозначены
только на географических картах.
Факторами миграции стали, прежде всего, глубокий социально-
экономический кризис в стране, резкое снижение приоритетности науки,
усугубленное ее структурными особенностями, что усилило значение канала
этнической эмиграции.
Причина же эмиграции – невостребованность научного, интеллектуального
потенциала, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране в
научном, материальном и интеллектуальном плане, обеспечивать творческий
рост.
Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высокой
квалификации из России в принципе известны. Экономический кризис имел
своим следствием резкое снижение государственного финансирования научных
исследований. Науке пока не находится места среди государственных
приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы
функционирования осуществляется в силу объективных причин с большим трудом.
Ожидается, что к 2002 году страну покинет около уже около 1,5 млн. ученых
и специалистов.
В последние годы все большее развитие получает процесс бизнес-
эмиграции из России. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого
благосостояния в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, закупают
недвижимость и занимаются бизнесом в развитых странах. Общий ежегодный
вывоз валюты из страны превышает 20 млрд. долларов. Эти деньги невозможно
возвратить в Россию.
Эмиграция ученых и специалистов высокой квалификации имеет
последствием еще один качественный аспект: эмигрируют, как правило, очень
талантливые и активные люди в наиболее трудоспособном возрасте. Происходит
как бы экспорт интеллекта, отчего средний уровень интеллекта в стране –
экспортере снижается. В принципе это можно рассматривать как угрозу будущей
интеллектуальной безопасности страны.

Перспективы гражданского общества в России

Россия в своей истории пережила не одну волну переструктурирования
социального пространства, когда рушилось прежнее социальное устройство,
менялся ценностный мир, формировались ориентиры, образцы и нормы поведения,
гибли целые слои, рождались новые общности. В начале XXI в. Россия вновь
переживает сложный и противоречивый процесс обновления.
К началу 90-х гг. по своему образовательному уровню и профессиональным
позициям советский средний слой не уступал западному «новому среднему
классу». В этой связи английский политолог Р. Саква заметил:
«Коммунистический режим породил своеобразный парадокс: миллионы людей
являлись буржуа по своей культуре и устремлениям, но были включены в
социально-экономическую систему, отрицавшую эти устремления».
В качестве исходной модели многомерной стратификации современной
России возьмем четыре основных параметра: власть, престиж профессий,
уровень доходов и уровень образования.
Власть — наиболее важное измерение социальной стратификации. Власть
необходима для устойчивого существования любой общественно-политической
системы, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Система
властных органов постсоветской России существенно перестроена — одни из них
ликвидированы, другие только организованы, некоторые изменили свои функции,
обновился их персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества
приоткрылся для выходцев из других групп. Рядом с властными иерархиями
появляется «предпринимательская структура», включающая в себя следующие
основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие
предприниматели (собственники и руководители фирм с минимальным
использованием наемного труда); 3) самостоятельные работники; 4) наемные
работники.
Престиж профессий — второе важное измерение социальной стратификации.
Можно говорить о ряде принципиально новых тенденций в профессиональной
структуре, связанных с появлением новых престижных социальных ролей. Набор
профессий усложняется, изменяется их сравнительная привлекательность в
пользу тех, которые обеспечивают более солидное и быстрое материальное
вознаграждение. В связи с этим меняются оценки социального престижа разных
видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа все же
считается привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения.

Вновь возникшие и потому «дефицитные» в кадровом отношении финансовая
сфера, бизнес, коммерция заполнены большим количеством полу - и
непрофессионалов.
В современных условиях в России наметилась тенденция формирования ряда
социальных слоев, относящихся к среднему классу, — это предприниматели,
менеджеры, отдельные категории интеллигенции, высококвалифицированные
рабочие. Но эта тенденция противоречива, поскольку общие интересы различных
социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются
процессами их сближения по таким важным критериям, как престиж профессии и
уровень доходов. Можно сказать, что будущее укрепление и увеличение
среднего класса в России приведет к самым благоприятным последствиям для
всех сфер и сторон государственного укрепления и благополучия России.
Уровень доходов различных групп является третьим существенным параметром
социальной стратификации. Экономический статус — важнейший индикатор
социальной стратификации, ведь уровень доходов оказывает влияние на такие
стороны социального статуса, как тип потребления и образ жизни, возможность
заняться бизнесом, продвигаться по службе, давать детям хорошее образование
и т.д.
Углубление процессов социальной дифференциации групп по уровню доходов
начинает оказывать заметное влияние на систему образования.
Уровень образования — еще один важный критерий стратификации,
получение образования является одним из главных каналов вертикальной
мобильности. В советский период получение высшего образования было
доступным для многих слоев населения, а среднее образование было
обязательным. Однако такая система образования была малоэффективной, высшая
школа готовила специалистов без учета реальных потребностей общества.
В современной России широта предложений в области образования
становится новым дифференцирующим фактором.
В новых высокостатусных группах получение дефицитного и
высококлассного образования считается не только престижным, но и
функционально важным.
Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей
подготовки, лучше оплачиваются. Как следствие, o6pазование становится все
более важным фактором на входе в профессиональную иерархию. В итоге
усиливается социальная мобильность. Она все в меньшей степени зависит от
социальных характеристик семьи и в большей мере определяется личностными
качествами и образованием индивида.
Заключение
Россия связывает Восток и Запад в единое целое. Через российские просторы
проходят самые короткие и дешевые пути сообщения и связи. Но суть дела не
только в ее географическом, очень выгодном сегодня северном расположении.
Ее природно-сырьевые ресурсы - это один из важнейших источников процветания
всего мирового сообщества и России в том числе. Но все это может стать
источником процветания лишь в том случае, если народ России осознает себя
как нацию, осознает свои возможности и сможет преодолеть то состояние
безнадежности, в которое он ввергнут в последние годы. Если народ снова
почувствует к себе уважение, как к народу - созидателю!
Переход к рынку, как уже отмечено, - очень сложный и длительный процесс,
неподвластный воле человека, ибо последний не в состоянии точно предвидеть
все его противоречия, поэтому пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами
предстанут результаты реформ Российской экономики. Но в отличие от прошлого
времени, сейчас мы можем повлиять на дальнейший ход событий - я имею ввиду
возможность каждого гражданина РФ принять участие в формировании
законодательной власти. Именно от ее работы будет зависеть закрепление
перехода к рыночной экономике на уровне закона.
Становление гражданского общества в России связано со значительными
изменениями в социальной структуре. Новая социальная иерархия во многом
отличается от той, которая существовали советское время и характеризуется
крайней неустойчивостью. Перестраиваются механизмы управления, усиливается
социальная мобильность, возникает множество маргинальных групп с
неопределенным статусом. Начинают складываться объективные возможности для
формирования среднего класса. Для существенной трансформации структуры
российского общества необходимо преобразование институтов собственности и
власти, сопровождающееся размыванием границ между группами, изменением
групповых интересов и социальных взаимодействий.
Список литературы

1. Рыночная экономика: выбор пути. М., Профиздат, 1997 г.
2. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса.
3. Ткаченко А. «Выходит ли Россия из демографического кризиса?»
«Социально-политическиий журнал» 5’96 экономики . 1996 . -№7 . - С.38-
41.
4. Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры
в России. М., Наука, 1994 г.
5. Ильин В. И. Основные контуры системы социальной стратификации
общества// Рубеж. 1997. № 1. С.96—108.






Реферат на тему: Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка)

1. Понятие социальной сферы
Соц. сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой
реализуются многообразные соц. интересы в отношениях соц. субъектов.
Соц. сфера является областью деятельности людей, занятых
предоставлением соц. благ и услуг. Соц. сфера помимо отношений
включает в себя и материально-техническую базу. В современных
условиях соц. сфера представляет собой совокупность соц. отношений и
условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы
различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений
труда, быта, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения.
|2. Структура соц. сферы:

социальный подход
Соц. сфера состоит из 3-х элементов
1. Соц. структура общества представляет собой совокупность различных соц.
групп и отношения между ними: *соц. экономические группы (богатые, бедные);
*соц. демографические группы (возраст, пол); *профессионально-
квалификационные (различные профессии); *семейно-брачные узы (многодетные,
неполные и т.д.); *несистемные группы (бомжи, воры, алкоголики).
2. Уровень соц. институтов - исторически сложившиеся устойчивые формы
совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность и
регулярность удовлетворения соц. потребностей личности данной соц. группы и
общества в целом. Выделяют следующие соц. институты: образование,
здравоохранение, соц. защита населения, семья и брак, наука, религия,
государство. Деятельность соц. институтов в реальной жизни представлена
функционированием различных соц. учреждений и организаций. 3. На
уровне нравственно-этического компонента реализуются представления в
обществе понятий соц. справедливость, то есть мера воздаяния за
деятельность человека в обществе. При определении соц. справедливости чаще
всего ее соотносят с понятием соц. равенства. Соц. справедливость-это мера
равенства и неравенства в распределении материальных и духовных благ в
обществе, статусов и власти, а также в соц. положении в различных соц.
группах. Соц. справедливость в обществе реализуется через общественное
мнение.
|3.Экономические отношения в соц. сфере
Соц. сфера это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую
целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных
системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами
управления. Соц. сфера представляет собой сферу услуг.
По мере сервизации экономики происходит переход от потребления товаров к
потреблению услуг, при этом соц. сфера способствует более тесному контакту
между производителем и потребителем соц. услуг. Особенность
рыночного механизма в соц. сфере:1 существует естественная монополия в
предоставлении соц. благ и услуг (обслуживание в курортной зоне); 2 наличие
побочных или внешних эффектов, возникающих при потреблении услуг.
Соц. услуги в соц. сфере характеризуются 2-мя понятиями: 1 Неисключаемость
- это характеризует услугу с точки рения невозможности отстранения какой-
либо части населения от ее потребления (освещение на улице, городской
транспорт); 2 Несоперничество характеризуется сохранением качества услуги
вне зависимости от количества ее потребителей (лекция в институте не
зависит от количества слушателей).
Соц. блага. Обладающие этими 2-мя свойствами, называют общественными.
Выделяются локальные общественные блага –доступные только жителям
отдельного региона (белые ночи в С-Петербурге или северное сияние на
северном полюсе). |4Структура соц. сферы:

экономический подход
Структура соц. сферы – это отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей.
Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование,
*культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *жил. коммунальное хозяйство.
Соц. сфера тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к
экономической сфере относятся: *связь, *информация, *наука, *охрана
общественного порядка и безопасности. К соц. сфере относят
общественное питание и торговлю. Существует деление соц. сферы по
секторам экономики (структура по учреждениям): *государственный сектор,
*коммерческий сектор, *неприбыльный. В соответствии с
общероссийским классификатором видов деятельности продукции и услуг к соц.
сфере относят: *оптовую и розничную торговлю, ремонт авто и бытовых
приборов, * гостиничный и ресторанный бизнес, *транспорт, складское
хозяйство и связь, *финансовое посредничество (соц. страхование и
пенсионное обеспечение), *гос. управление и соц. услуги, *образование,
здравоохранение, коммунальные услуги, *распространение информации,
культура, искусство, спорт, отдых, развлечения, *ведение частного домашнего
хозяйства с наемным обслуживанием. | |
|5.Соц. политики как|6.Основные |7. Факторы |8.Модели развития и|
|основа управления |направления соц. |формирования | |
|соц. сферой |политики |территориальной |размещения соц. |
|Соц. политика - это|1Политика доходов |организации соц. |сферы |
|объединенным |населения связана с|сферы |1Модель характерна |
|образом |такими понятиями |Территориальная |для высокоразвитых |
|разработанный и |как: *жизненный |организация соц. |стран: *развиты |
|реализуемый целевой|уровень (качество |сферы – это |практически все |
|комплекс |жизни), |совокупность |отрасли соц. сферы,|
|принципиальных |*минимальный размер|процессов или |*все отрасли |
|направлений и задач|оплаты труда (450 |действий по |размещены так, что |
|по улучшению |руб. с января 2002 |размещению объектов|все районы страны в|
|жизнедеятельности |г.), |соц. сферы. |достаточной мере |
|людей в |*потребительская |Соц. сфера и ее |обеспечены |
|определенных |корзина. |формирование |предприятиями соц. |
|территориальных |2Политика в сфере |связаны с |сферы, *качество |
|пределах. |труда и трудовых |производственными |обслуживания на |
|Субъекты соц. |отношений: *оплата |структурами. |этих предприятиях |
|политики: *основным|труда, *охрана |Формирование соц. |зависит от соц. |
|субъектом соц. |труда, *соц. |сферы зависит от |положения индивида |
|политики является |страхование, |3-х факторов: |2Модель характерна |
|государство, |*вопросы занятости |*природного |для развивающихся |
|*государственные |населения. |(косвенный фактор, |стран: * соц. сфера|
|ведомства и |3Социальная |связанный с |этих стран развита |
|учреждения, *партии|поддержка и защита |воздействием |слабо, но отдельные|
|и профсоюзы, |нетрудоспособных и |природно-климатичес|ее отрасли на |
|*органы местного |малообеспеченных |ких условий), |высоком уровне |
|самоуправления, |слоев населения: |*населенческого |развития (туризм и |
|*внебюджетные |*пенсионное |(связан с |мелкооптовая |
|фонды, |обеспечение, |концентрацией |торговля), |
|*общественные |*социальное |населения в |*размещение |
|религиозные и |обеспечение. |каких-либо районах |предприятий соц. |
|благотворительные |4Отрасли соц. |– городская соц. |сферы идет по |
|организации, |сферы: |сфера имеет более |принципу |
|*косвенными |*здравоохранение, |перспективные |концентрации в |
|субъектами являются|*образование, |варианты своего |крупных районах. |
|коммерческие |*спорт, *наука. |развития и выделяет|3Модель – пост |
|структуры и бизнес.|5Социально-экологич|следующие |социалистические |
|РФ рассматривается |еская: *меры по |направления: |страны, для которых|
|как социальное |ликвидации уже |#туризм, |характерно |
|государство, т.е. |имеющихся |#университетское, |следующее: *равное |
|как государство. |экологических |#религиозное, |обеспечение соц. |
|Которое создает |катастроф, |многие соц. услуги |сферой, |
|условия для |*профилактические |ориентированы на |*государственная |
|достойной жизни и |работы. |иногороднее |собственность в |
|свободного развития|6Политика в области|население), |социальной |
|человека. |современной |*экономического |инфраструктуре, |
|Интегральным |инфраструктуры: |(воздействует на |*жесткое |
|объектом соц. |*жилищно-коммунальн|соц. сферу через |государственное |
|политики выступает |ое хозяйство, |развитие |регулирование |
|соц. сфера. |*транспортная |производства, |отраслей соц. |
|Соц. сфера |политика, |которое, в свою |сферы. Для |
|выполняет |*информационное |очередь действует |России характерно: |
|функциональную роль|обеспечение. |на развитие |*Создание |
|в жизни общества, |7Миграционная |населения, а |минимально |
|т.е. в соц. сфере |политика: |население – на |гарантируемых |
|происходит |*вынужденная |развитие соц. |государством |
|воспроизводство и |миграция и помощь |сферы). Я бы |условий жизни для |
|изменение соц. |беженцам и |добавила еще и |большей части |
|связей между |вынужденным |исторический фактор|населения, что |
|людьми, условий и |переселенцам, |(вышивка, |позволит снизить |
|образа жизни, |*внешняя трудовая |Оренбургский платок|уровень миграции и |
|возможностей |миграция («утечка |и т.д.). |оптимизировать |
|удовлетворения соц.|мозгов»), *защита |Варианты развития |развитие соц. сферы|
|потребностей. Таким|прав и интересов |соц. сферы: *соц. |территорий; |
|образом, соц. |соотечественников |сфера развивается |*Решение проблемы |
|политика направлена|за рубежом. |адекватно |занятости |
|на создание |8Политика в |производству, |посредством |
|оптимальных условий|отношении отдельных|*отстает от |трудоустройства |
|для развития |категорий |развития |безработных в соц. |
|человека и |населения: |производства, |сферу; *Увеличение |
|общества. |*семейные вопросы, |*несколько |объема соц. услуг; |
|В настоящее время |*молодежные, |опережает |*Уменьшение |
|существует |*инвалиды, |производство. |величины трудовых и|
|маятниковая система|*военнослужащие. |Все перечисленные |материальных затрат|
|соц. политики. | |факторы комплексно |на предоставление |
|Выделяют 3 уровня | |воздействуют на |единицы услуг; |
|разработки и | |развитие соц. |*Оптимизация |
|реализации соц. | |сферы, но на |соотношения платных|
|политики: | |различных этапах |и бесплатных услуг;|
|*государственный | |развития общества |*Региональная |
|или федеральный, | |каждый из них может|дифференциация |
|*региональный, | |стать приоритетным.|отраслей соц. |
|*уровень | |В пост |сферы. |
|предприятия или | |социалистических | |
|учреждения. | |государствах, в том| |
|В технологии соц. | |числе и в России, | |
|политики на любом | |развитие соц. сферы| |
|уровне выделяют две| |находится в | |
|части: *разработка | |переходной стадии. | |
|(основывается на | |Это порождает | |
|1.обоснованности и | |многообразие форм | |
|2.реалистичности), | |собственности и | |
|*реализация | |большой роли | |
|(связана с | |государства в соц. | |
|принципами | |сфере. | |
|1.конкретизации | | | |
|соц. политики в | | | |
|соц. программах и | | | |
|2.результативности)| | | |
|. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|9.Территориальные |10.Подходы к |11.Местное |12.Сущность и |
|соц. комплексы |управлению соц. |самоуправление |объекты соц. |
|Территориально-соци|сферой |Местное |програмирования |
|альные комплексы – |Социальная сфера – |самоуправление – |Соц. |
|это автономная |это совокупность |это деятельность |программирование |
|система, включающая|отраслей и |местных сообществ |представляет собой |
|производственную и |организаций, |по решению вопросов|форму системного |
|социальную |выполняющих функцию|местного значения |перераспределения |
|подструктуры |по удовлетворению |на основе принципов|ресурсов на основе |
|какой-либо |потребностей |самоорганизации, |заранее |
|территории. |населения, |самофинансирования |определенных целей,|
|Различают: |объединенных |и |критериев и |
|*местные, |системой |самоответственности|возможных форм |
|*региональные, |технологических |с целью улучшения |использования |
|*межрегиональные |связей и |качества жизни |данных ресурсов для|
|комплексы. |регулируемых |населения. |решения конкретных |
|Структуры |отраслевыми |Основные функции |соц. задач. |
|территориальных и |органами |местного |Основные черты |
|социальных |управления. |самоуправления: |программирования: |
|комплексов – это |1Сейчас отраслевая |*проведения |*Четко определена |
|соотношения между |структура |самостоятельных |проблема и |
|отраслями соц. |управления выглядит|соц-экономических |возможные сроки ее |
|сферы. |следующим образом: |мероприятий, |решения, |
|Показателями |*Федерация |*участие населения |установлены четкие |
|структуры являются:|(министерства и |в решениях вопросов|критерии степени |
|*стоимость соц. |ведомства), |местного значения, |достижения |
|услуг, *занятость в|*субъекты Федерации|выборность состава |желаемого |
|отраслях соц. |(отраслевые |местных органов |результата, *Четко |
|сферы, *стоимость |комитеты), |власти на |определены адресат |
|основных фондов и |*Муниципалитеты |демократической |получения ресурсов |
|т.д. В |(департаменты, |основе, |и органы, |
|любом комплексе |отделы). |*обеспечение |ответственные за |
|выделяется одна |Федеральные, |гарантий соц. |распределение |
|главная |региональные и |защиты населения |ресурсов и за |
|комплексообразующая|местные органы |территории. |решение проблемы. |
|отрасль. |управления входят, |У местных органов |Соц. проблемы, |
|Существует |соответственно, в |власти отсутствует |решаемые способом |
|специализация |состав |жесткая |программирования: |
|территориально-соци|правительства РФ; |вертикальная |1Крупные |
|альных комплексов: |администрацию |соподчиненность. |межотраслевые, |
|*в области науки, |субъектов РФ; в |Объекты местного |требующие ломки |
|*санаторно-курортно|мэрию, городскую |самоуправления: |традиционных схем |
|е дело и т.д. |администрацию |*комплексное |управления |
| |и.т.д. |соц-экономиеское |отраслями и сферами|
| |Особенностью |развитие |народного |
| |деятельности |территории, |хозяйства. |
| |отраслевых органов |*рациональное |2Крупные |
| |управления является|использование |межрегиональные, |
| |отсутствие жесткой |земель местного |требующие |
| |административной |общества, |координации усилий |
| |вертикал. На |*жилищно-коммунальн|множества |
| |функционирование |ое хозяйство и |территориальных и |
| |отраслевого |благоустройство |отраслевых |
| |управления |территории, |субъектов |
| |оказывают влияние |*транспорт, |управления (беженцы|
| |различные |торговое и бытовое |и перемещенные |
| |общественные |обслуживание, |лица); 3Связанные с|
| |организации, союзы,|*образование, |изменением |
| |ассоциации, которые|здравоохранение, |отношений |
| |не принимают |физкультура, спорт,|собственности и |
| |непосредственного |*охрана окружающей |сменой |
| |участия в |среды. |экономического |
| |управлении |Особенности |строя (проблемы |
| |отраслями, но они |местного |занятости |
| |защищают интересы |самоуправления в |населения, |
| |работников этих |России: |адаптация различных|
| |отраслей. |*отсутствие |групп населения к |
| |Отраслевые органы |федерально |рыночным отношения,|
| |управления |регламентированных |приватизация и |
| |выполняют следующие|форм местного |смена форм |
| |функции: |самоуправления, |собственности |
| |*разработка основ |*исполнительные |организаций и |
| |государственной и |органы местного |предприятий); 4 |
| |региональной соц. |самоуправления |Действиями правящей|
| |политики, |состоят из главы |элиты (беженцы, |
| |*разработка |администрации и ее |обустройство |
| |прогнозов, планов и|структурных |офицеров и их |
| |целевых программ |подразделений, |семей, ранее |
| |развития, |*основной документ |служивших за |
| |*разработка соц. |деятельности |рубежом); 5Проблемы|
| |норм и нормативов, |органов местной |«в перспективе», |
| |определяющих |власти – это Устав,|когда негативные |
| |различные аспекты |*местное |симптомы нерешенной|
| |управления, |самоуправление |проблемы нарастают |
| |*разработка |является средством |в быстрой |
| |стандартов |массового |прогрессии |
| |деятельности |привлечения |(экология, |
| |организаций, |населения к решению|демографические, |
| |*международное |территориальных и |СПИД); |
| |сотрудничество, |социальных проблем,|6Экстремальные, |
| |*реализация |*местная соц. |носящие |
| |кадровой политики, |политика является |чрезвычайный |
| |*регулирование |основным объектом |характер, требующие|
| |отношений |управления, |быстрого маневра |
| |собственности и |*специфика |ресурсами с |
| |т.д. |ресурсной базы |преодолением |
| |2Территориальный |(расширение |ведомственных и |
| |подход к управлению|ресурсной базы |территориальных |
| |Согласно |возможно через |барьеров (стихийные|
| |Конституции все |развитие малого |бедствия, |
| |субъекты РФ |предпринимательства|катастрофы, военные|
| |приобрели право на |). |конфликты), в |
| |реализацию | |дальнейшем эти |
| |собственной | |проблемы переходят |
| |соц-экономической | |в соц. |
| |политики. | |экономические, так |
| |Федеральные органы | |как требуют затраты|
| |перекладывают | |средств на |
| |ответственность за | |адаптацию к |
| |решение соц. | |жизненным условиям |
| |проблем на | |жертв катастроф; |
| |территориальные | |7Обусловленные |
| |органы управления. | |физиологическими |
| |Значительная часть | |особенностями |
| |налоговых сборов | |отдельных групп |
| |остается в | |населения (инвалиды|
| |распоряжении | |по состоянию |
| |региональных и | |здоровья или |
| |местных бюджетов. | |старости). |
| |В настоящее время | |Значение соц. |
| |управление соц. | |программ: |
| |сфер РФ | |*концентрация |
| |осуществляется в | |ресурсов в рамках |
| |рамках | |решения конкретной |
| |территориально-отра| |соц. проблемы (цель|
| |слевого подхода. | |– ресурсы – |
| |Спецификой данного | |мероприятия – |
| |подхода является | |результат), * |
| |создание структур | |позволяет привлечь |
| |управления не под | |для решения |
| |отрасль, а под | |проблемы новые, |
| |проблему (решение | |нетрадиционные виды|
| |проблем молодежи, | |ресурсов, прежде |
| |семьи, материнства | |всего |
| |и детства и т.д.) | |организационные |
| |Некоторые органы | |(взаимосвязь |
| |управления напрямую| |системы |
| |связаны с | |мероприятий, форм |
| |федеральными | |их контроля, |
| |структурами | |способов |
| |(пенсионный фонд, | |стимулирования и |
| |службы занятости). | |подстраховки в |
| |Функции | |случае |
| |территориальных | |возникновения |
| |органов управления:| |трудностей), * |
| |*разработка | |представляет собой |
| |долгосрочных и | |более заостренный |
| |среднесрочных | |подход к управлению|
| |региональных | |соц. объектами, |
| |прогнозов развития | |

Новинки рефератов ::

Реферат: Лев Давыдович Троцкий (История)


Реферат: Богатыри (Культурология)


Реферат: Программирование с помощью Delphi (Программирование)


Реферат: Руны (Религия)


Реферат: Грибы (Биология)


Реферат: Бухгалтерский учет на торговом предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Казанский Кремль (История)


Реферат: Шпора по финансам (Финансы)


Реферат: Гражданско-правовой договор: формы, виды, особенности заключения, изменения и расторжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Power Point (Программирование)


Реферат: Емкостные преобразователи (Технология)


Реферат: Зенон Элейский, его парадоксы и понятия бесконечности (Математика)


Реферат: Национальные особенности Китая (Культурология)


Реферат: Военная и экономическая помощь СССР Китаю в годы японо-китайской войны 1937–1945 (История)


Реферат: Учет лизинговых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: В чем уникальность планеты Земля? (У чому унікальність планети Земля?) (Астрономия)


Реферат: Идея информационного общества и Internet (Социология)


Реферат: Новороссийск: памятники древности (История)


Реферат: Источники международного частного права (Международное частное право)


Реферат: Наказание (Уголовное право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист