|
Реферат: Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка) (Социология)
1. Понятие социальной сферы Соц. сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные соц. интересы в отношениях соц. субъектов. Соц. сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением соц. благ и услуг. Соц. сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях соц. сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения. |2. Структура соц. сферы:
социальный подход Соц. сфера состоит из 3-х элементов 1. Соц. структура общества представляет собой совокупность различных соц. групп и отношения между ними: *соц. экономические группы (богатые, бедные); *соц. демографические группы (возраст, пол); *профессионально- квалификационные (различные профессии); *семейно-брачные узы (многодетные, неполные и т.д.); *несистемные группы (бомжи, воры, алкоголики). 2. Уровень соц. институтов - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность и регулярность удовлетворения соц. потребностей личности данной соц. группы и общества в целом. Выделяют следующие соц. институты: образование, здравоохранение, соц. защита населения, семья и брак, наука, религия, государство. Деятельность соц. институтов в реальной жизни представлена функционированием различных соц. учреждений и организаций. 3. На уровне нравственно-этического компонента реализуются представления в обществе понятий соц. справедливость, то есть мера воздаяния за деятельность человека в обществе. При определении соц. справедливости чаще всего ее соотносят с понятием соц. равенства. Соц. справедливость-это мера равенства и неравенства в распределении материальных и духовных благ в обществе, статусов и власти, а также в соц. положении в различных соц. группах. Соц. справедливость в обществе реализуется через общественное мнение. |3.Экономические отношения в соц. сфере Соц. сфера это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления. Соц. сфера представляет собой сферу услуг. По мере сервизации экономики происходит переход от потребления товаров к потреблению услуг, при этом соц. сфера способствует более тесному контакту между производителем и потребителем соц. услуг. Особенность рыночного механизма в соц. сфере:1 существует естественная монополия в предоставлении соц. благ и услуг (обслуживание в курортной зоне); 2 наличие побочных или внешних эффектов, возникающих при потреблении услуг. Соц. услуги в соц. сфере характеризуются 2-мя понятиями: 1 Неисключаемость - это характеризует услугу с точки рения невозможности отстранения какой- либо части населения от ее потребления (освещение на улице, городской транспорт); 2 Несоперничество характеризуется сохранением качества услуги вне зависимости от количества ее потребителей (лекция в институте не зависит от количества слушателей). Соц. блага. Обладающие этими 2-мя свойствами, называют общественными. Выделяются локальные общественные блага –доступные только жителям отдельного региона (белые ночи в С-Петербурге или северное сияние на северном полюсе). |4Структура соц. сферы:
экономический подход Структура соц. сферы – это отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *жил. коммунальное хозяйство. Соц. сфера тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к экономической сфере относятся: *связь, *информация, *наука, *охрана общественного порядка и безопасности. К соц. сфере относят общественное питание и торговлю. Существует деление соц. сферы по секторам экономики (структура по учреждениям): *государственный сектор, *коммерческий сектор, *неприбыльный. В соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности продукции и услуг к соц. сфере относят: *оптовую и розничную торговлю, ремонт авто и бытовых приборов, * гостиничный и ресторанный бизнес, *транспорт, складское хозяйство и связь, *финансовое посредничество (соц. страхование и пенсионное обеспечение), *гос. управление и соц. услуги, *образование, здравоохранение, коммунальные услуги, *распространение информации, культура, искусство, спорт, отдых, развлечения, *ведение частного домашнего хозяйства с наемным обслуживанием. | | |5.Соц. политики как|6.Основные |7. Факторы |8.Модели развития и| |основа управления |направления соц. |формирования | | |соц. сферой |политики |территориальной |размещения соц. | |Соц. политика - это|1Политика доходов |организации соц. |сферы | |объединенным |населения связана с|сферы |1Модель характерна | |образом |такими понятиями |Территориальная |для высокоразвитых | |разработанный и |как: *жизненный |организация соц. |стран: *развиты | |реализуемый целевой|уровень (качество |сферы – это |практически все | |комплекс |жизни), |совокупность |отрасли соц. сферы,| |принципиальных |*минимальный размер|процессов или |*все отрасли | |направлений и задач|оплаты труда (450 |действий по |размещены так, что | |по улучшению |руб. с января 2002 |размещению объектов|все районы страны в| |жизнедеятельности |г.), |соц. сферы. |достаточной мере | |людей в |*потребительская |Соц. сфера и ее |обеспечены | |определенных |корзина. |формирование |предприятиями соц. | |территориальных |2Политика в сфере |связаны с |сферы, *качество | |пределах. |труда и трудовых |производственными |обслуживания на | |Субъекты соц. |отношений: *оплата |структурами. |этих предприятиях | |политики: *основным|труда, *охрана |Формирование соц. |зависит от соц. | |субъектом соц. |труда, *соц. |сферы зависит от |положения индивида | |политики является |страхование, |3-х факторов: |2Модель характерна | |государство, |*вопросы занятости |*природного |для развивающихся | |*государственные |населения. |(косвенный фактор, |стран: * соц. сфера| |ведомства и |3Социальная |связанный с |этих стран развита | |учреждения, *партии|поддержка и защита |воздействием |слабо, но отдельные| |и профсоюзы, |нетрудоспособных и |природно-климатичес|ее отрасли на | |*органы местного |малообеспеченных |ких условий), |высоком уровне | |самоуправления, |слоев населения: |*населенческого |развития (туризм и | |*внебюджетные |*пенсионное |(связан с |мелкооптовая | |фонды, |обеспечение, |концентрацией |торговля), | |*общественные |*социальное |населения в |*размещение | |религиозные и |обеспечение. |каких-либо районах |предприятий соц. | |благотворительные |4Отрасли соц. |– городская соц. |сферы идет по | |организации, |сферы: |сфера имеет более |принципу | |*косвенными |*здравоохранение, |перспективные |концентрации в | |субъектами являются|*образование, |варианты своего |крупных районах. | |коммерческие |*спорт, *наука. |развития и выделяет|3Модель – пост | |структуры и бизнес.|5Социально-экологич|следующие |социалистические | |РФ рассматривается |еская: *меры по |направления: |страны, для которых| |как социальное |ликвидации уже |#туризм, |характерно | |государство, т.е. |имеющихся |#университетское, |следующее: *равное | |как государство. |экологических |#религиозное, |обеспечение соц. | |Которое создает |катастроф, |многие соц. услуги |сферой, | |условия для |*профилактические |ориентированы на |*государственная | |достойной жизни и |работы. |иногороднее |собственность в | |свободного развития|6Политика в области|население), |социальной | |человека. |современной |*экономического |инфраструктуре, | |Интегральным |инфраструктуры: |(воздействует на |*жесткое | |объектом соц. |*жилищно-коммунальн|соц. сферу через |государственное | |политики выступает |ое хозяйство, |развитие |регулирование | |соц. сфера. |*транспортная |производства, |отраслей соц. | |Соц. сфера |политика, |которое, в свою |сферы. Для | |выполняет |*информационное |очередь действует |России характерно: | |функциональную роль|обеспечение. |на развитие |*Создание | |в жизни общества, |7Миграционная |населения, а |минимально | |т.е. в соц. сфере |политика: |население – на |гарантируемых | |происходит |*вынужденная |развитие соц. |государством | |воспроизводство и |миграция и помощь |сферы). Я бы |условий жизни для | |изменение соц. |беженцам и |добавила еще и |большей части | |связей между |вынужденным |исторический фактор|населения, что | |людьми, условий и |переселенцам, |(вышивка, |позволит снизить | |образа жизни, |*внешняя трудовая |Оренбургский платок|уровень миграции и | |возможностей |миграция («утечка |и т.д.). |оптимизировать | |удовлетворения соц.|мозгов»), *защита |Варианты развития |развитие соц. сферы| |потребностей. Таким|прав и интересов |соц. сферы: *соц. |территорий; | |образом, соц. |соотечественников |сфера развивается |*Решение проблемы | |политика направлена|за рубежом. |адекватно |занятости | |на создание |8Политика в |производству, |посредством | |оптимальных условий|отношении отдельных|*отстает от |трудоустройства | |для развития |категорий |развития |безработных в соц. | |человека и |населения: |производства, |сферу; *Увеличение | |общества. |*семейные вопросы, |*несколько |объема соц. услуг; | |В настоящее время |*молодежные, |опережает |*Уменьшение | |существует |*инвалиды, |производство. |величины трудовых и| |маятниковая система|*военнослужащие. |Все перечисленные |материальных затрат| |соц. политики. | |факторы комплексно |на предоставление | |Выделяют 3 уровня | |воздействуют на |единицы услуг; | |разработки и | |развитие соц. |*Оптимизация | |реализации соц. | |сферы, но на |соотношения платных| |политики: | |различных этапах |и бесплатных услуг;| |*государственный | |развития общества |*Региональная | |или федеральный, | |каждый из них может|дифференциация | |*региональный, | |стать приоритетным.|отраслей соц. | |*уровень | |В пост |сферы. | |предприятия или | |социалистических | | |учреждения. | |государствах, в том| | |В технологии соц. | |числе и в России, | | |политики на любом | |развитие соц. сферы| | |уровне выделяют две| |находится в | | |части: *разработка | |переходной стадии. | | |(основывается на | |Это порождает | | |1.обоснованности и | |многообразие форм | | |2.реалистичности), | |собственности и | | |*реализация | |большой роли | | |(связана с | |государства в соц. | | |принципами | |сфере. | | |1.конкретизации | | | | |соц. политики в | | | | |соц. программах и | | | | |2.результативности)| | | | |. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |9.Территориальные |10.Подходы к |11.Местное |12.Сущность и | |соц. комплексы |управлению соц. |самоуправление |объекты соц. | |Территориально-соци|сферой |Местное |програмирования | |альные комплексы – |Социальная сфера – |самоуправление – |Соц. | |это автономная |это совокупность |это деятельность |программирование | |система, включающая|отраслей и |местных сообществ |представляет собой | |производственную и |организаций, |по решению вопросов|форму системного | |социальную |выполняющих функцию|местного значения |перераспределения | |подструктуры |по удовлетворению |на основе принципов|ресурсов на основе | |какой-либо |потребностей |самоорганизации, |заранее | |территории. |населения, |самофинансирования |определенных целей,| |Различают: |объединенных |и |критериев и | |*местные, |системой |самоответственности|возможных форм | |*региональные, |технологических |с целью улучшения |использования | |*межрегиональные |связей и |качества жизни |данных ресурсов для| |комплексы. |регулируемых |населения. |решения конкретных | |Структуры |отраслевыми |Основные функции |соц. задач. | |территориальных и |органами |местного |Основные черты | |социальных |управления. |самоуправления: |программирования: | |комплексов – это |1Сейчас отраслевая |*проведения |*Четко определена | |соотношения между |структура |самостоятельных |проблема и | |отраслями соц. |управления выглядит|соц-экономических |возможные сроки ее | |сферы. |следующим образом: |мероприятий, |решения, | |Показателями |*Федерация |*участие населения |установлены четкие | |структуры являются:|(министерства и |в решениях вопросов|критерии степени | |*стоимость соц. |ведомства), |местного значения, |достижения | |услуг, *занятость в|*субъекты Федерации|выборность состава |желаемого | |отраслях соц. |(отраслевые |местных органов |результата, *Четко | |сферы, *стоимость |комитеты), |власти на |определены адресат | |основных фондов и |*Муниципалитеты |демократической |получения ресурсов | |т.д. В |(департаменты, |основе, |и органы, | |любом комплексе |отделы). |*обеспечение |ответственные за | |выделяется одна |Федеральные, |гарантий соц. |распределение | |главная |региональные и |защиты населения |ресурсов и за | |комплексообразующая|местные органы |территории. |решение проблемы. | |отрасль. |управления входят, |У местных органов |Соц. проблемы, | |Существует |соответственно, в |власти отсутствует |решаемые способом | |специализация |состав |жесткая |программирования: | |территориально-соци|правительства РФ; |вертикальная |1Крупные | |альных комплексов: |администрацию |соподчиненность. |межотраслевые, | |*в области науки, |субъектов РФ; в |Объекты местного |требующие ломки | |*санаторно-курортно|мэрию, городскую |самоуправления: |традиционных схем | |е дело и т.д. |администрацию |*комплексное |управления | | |и.т.д. |соц-экономиеское |отраслями и сферами| | |Особенностью |развитие |народного | | |деятельности |территории, |хозяйства. | | |отраслевых органов |*рациональное |2Крупные | | |управления является|использование |межрегиональные, | | |отсутствие жесткой |земель местного |требующие | | |административной |общества, |координации усилий | | |вертикал. На |*жилищно-коммунальн|множества | | |функционирование |ое хозяйство и |территориальных и | | |отраслевого |благоустройство |отраслевых | | |управления |территории, |субъектов | | |оказывают влияние |*транспорт, |управления (беженцы| | |различные |торговое и бытовое |и перемещенные | | |общественные |обслуживание, |лица); 3Связанные с| | |организации, союзы,|*образование, |изменением | | |ассоциации, которые|здравоохранение, |отношений | | |не принимают |физкультура, спорт,|собственности и | | |непосредственного |*охрана окружающей |сменой | | |участия в |среды. |экономического | | |управлении |Особенности |строя (проблемы | | |отраслями, но они |местного |занятости | | |защищают интересы |самоуправления в |населения, | | |работников этих |России: |адаптация различных| | |отраслей. |*отсутствие |групп населения к | | |Отраслевые органы |федерально |рыночным отношения,| | |управления |регламентированных |приватизация и | | |выполняют следующие|форм местного |смена форм | | |функции: |самоуправления, |собственности | | |*разработка основ |*исполнительные |организаций и | | |государственной и |органы местного |предприятий); 4 | | |региональной соц. |самоуправления |Действиями правящей| | |политики, |состоят из главы |элиты (беженцы, | | |*разработка |администрации и ее |обустройство | | |прогнозов, планов и|структурных |офицеров и их | | |целевых программ |подразделений, |семей, ранее | | |развития, |*основной документ |служивших за | | |*разработка соц. |деятельности |рубежом); 5Проблемы| | |норм и нормативов, |органов местной |«в перспективе», | | |определяющих |власти – это Устав,|когда негативные | | |различные аспекты |*местное |симптомы нерешенной| | |управления, |самоуправление |проблемы нарастают | | |*разработка |является средством |в быстрой | | |стандартов |массового |прогрессии | | |деятельности |привлечения |(экология, | | |организаций, |населения к решению|демографические, | | |*международное |территориальных и |СПИД); | | |сотрудничество, |социальных проблем,|6Экстремальные, | | |*реализация |*местная соц. |носящие | | |кадровой политики, |политика является |чрезвычайный | | |*регулирование |основным объектом |характер, требующие| | |отношений |управления, |быстрого маневра | | |собственности и |*специфика |ресурсами с | | |т.д. |ресурсной базы |преодолением | | |2Территориальный |(расширение |ведомственных и | | |подход к управлению|ресурсной базы |территориальных | | |Согласно |возможно через |барьеров (стихийные| | |Конституции все |развитие малого |бедствия, | | |субъекты РФ |предпринимательства|катастрофы, военные| | |приобрели право на |). |конфликты), в | | |реализацию | |дальнейшем эти | | |собственной | |проблемы переходят | | |соц-экономической | |в соц. | | |политики. | |экономические, так | | |Федеральные органы | |как требуют затраты| | |перекладывают | |средств на | | |ответственность за | |адаптацию к | | |решение соц. | |жизненным условиям | | |проблем на | |жертв катастроф; | | |территориальные | |7Обусловленные | | |органы управления. | |физиологическими | | |Значительная часть | |особенностями | | |налоговых сборов | |отдельных групп | | |остается в | |населения (инвалиды| | |распоряжении | |по состоянию | | |региональных и | |здоровья или | | |местных бюджетов. | |старости). | | |В настоящее время | |Значение соц. | | |управление соц. | |программ: | | |сфер РФ | |*концентрация | | |осуществляется в | |ресурсов в рамках | | |рамках | |решения конкретной | | |территориально-отра| |соц. проблемы (цель| | |слевого подхода. | |– ресурсы – | | |Спецификой данного | |мероприятия – | | |подхода является | |результат), * | | |создание структур | |позволяет привлечь | | |управления не под | |для решения | | |отрасль, а под | |проблемы новые, | | |проблему (решение | |нетрадиционные виды| | |проблем молодежи, | |ресурсов, прежде | | |семьи, материнства | |всего | | |и детства и т.д.) | |организационные | | |Некоторые органы | |(взаимосвязь | | |управления напрямую| |системы | | |связаны с | |мероприятий, форм | | |федеральными | |их контроля, | | |структурами | |способов | | |(пенсионный фонд, | |стимулирования и | | |службы занятости). | |подстраховки в | | |Функции | |случае | | |территориальных | |возникновения | | |органов управления:| |трудностей), * | | |*разработка | |представляет собой | | |долгосрочных и | |более заостренный | | |среднесрочных | |подход к управлению| | |региональных | |соц. объектами, | | |прогнозов развития | |нежели | | |соц. сферы, | |централизованное | | |*разработка | |директивное | | |финансовой | |планирование, | | |стратегии развития | |которое не | | |региона, *прямое | |заботится о поиске | | |бюджетное | |новых, | | |финансирование | |нетрадиционных | | |организаций, | |путей подхода к | | |регулирование | |решению проблемы | | |деятельности | |или вообще не | | |организаций, | |замечает ее | | |находящихся в | |первопричину.. | | |муниципальной | | | | |собственности, | | | | |*регулирование | | | | |деятельности | | | | |организаций | | | | |негосударственных | | | | |форм собственности,| | | | |*организация | | | | |международного | | | | |сотрудничества, | | | | |*реализация | | | | |кадровой политики. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |13.Выбор целей |14.Ресурсное |15.Финансовая |16.Бюджетное | |программирования в |обеспечение соц. |политика |финансирование | |соц. сфере |программ |государства в соц. |организаций и | |Важной задачей, |Важным моментом |сфере |учреждений соц. | |стоящей перед |соц. |Финансовая политика|сферы | |разработчиками соц.|программирования |государства в соц. |Основным источником| |программ, является |является |сфере – это |финансирования соц.| |выбор целей, т.е. |организация |деятельность |сферы выступает | |описание разрыва |ресурсного |государства в лице |бюджет. | |между современным |обеспечения, |органов власти |Существует 3 метода| |состоянием |являются следующие |соответствующих |организации | |управляемой соц. |ресурсы: *финансы, |уровней, |финансирования | |системы и желаемым |*организационные |направленная на |текущей | |будущим состоянием.|вопросы, |реализацию целей и |деятельности | |Проблема |*материальные, |задач |бюджетных | |целеполагания чаще |*информационные, |государственной |организаций: | |всего решается с |*трудовые. |соц. политики |*самофинансирование| |помощью следующих |Существуют |посредством |(обеспечение | |подходов: |следующие проблемы |действующего в |организаций и | |1Генетического |при обосновании |стране финансового |учреждений за счет | |(основывается на |объемов ресурсов, |механизма. |их собственных | |логике развития от |необходимых для |Источники |средств), *сметное | |«наблюдаемого |достижения |финансовых ресурсов|финансирование | |настоящего к |поставленной цели. |в соц. сфере: |(предоставление | |будущему через |1)Деятельность |*бюджетные средства|денежных средств | |устойчивые |объектов соц. |всех уровней, |для покрытия | |сформировавшиеся |программирования |*бюджетные целевые |расходов | |закономерности |(соц. слоев и групп|заказы, |учреждения), | |прошлого»). |населения) носит |*спонсорские, |*смешанное | |2Нормативного |трудно |благотворительные |финансирование | |(наделяет |прогнозируемый |средства и |(предполагает | |государство в лице |характер, |пожертвования, |частичную | |конкретных |вследствие |*средства |компенсацию | |управляющих органов|нерационального |внебюджетных |расходов из | |правом решать, как |расходования |государственных |бюджетных средств).| |должны развиваться |отдельных видов |фондов, *доходы от |Финансовые средства| |те или иные соц. |ресурсов и сложной |собственности и |предоставляются | |процессы). |соц. |хозяйственной |следующим | |3Аналоговый |психологической |деятельности |организациям: | |(предусматривает |мотивации поведения|организаций, |*форма | |перенос отдельных |лиц, охваченных |*средства |собственности | |эталонов соц. - |соц. программами |благотворительных |хозяйственного | |экономического |(например, растрата|фондов и |субъекта должна | |развития зарубежных|денежных пособий не|некоммерческих |быть | |стран в качестве |по назначению). |организаций, |государственной, | |желаемых и |2)Проблема |*кредитные ресурсы.|*высокая значимость| |возможных |стандартизации |Направления |соц. услуг. | |перспектив развития|услуг и |использования |Формы | |других стран) |неопределенности в |финансовых |финансирования | |Современное |вопросе |ресурсов: |организаций соц. | |российское общество|ценообразования |*материальные |сферы | |является |вследствие участия |расходы, *оплата |осуществляется в | |уникальной, |в соц. программах |труда, *капитальный|двух формах: | |неповторимой |негосударственных |ремонт, фонды соц. |*бюджетные | |системой, |организаций (как |развития, *прочие |ассигнования (на | |вследствие наличия |коммерческих, так и|отчисления (налоги |конкретные цели), | |в обществе |неприбыльного |с сборы). |*бюджетные дотации.| |поляризованных |сектора). Эта |Роль государства в |С 1989 г. суммы | |социальных, |проблема решается в|разработке и |ассигнований | |доходных, |настоящее время |реализации |рассчитываются с | |политических групп,|путем сертификации |финансового |помощью нормативов | |многообразия |и лицензирования |механизма |бюджетного | |национальностей и |деятельности |определяется |финансирования. | |религий, |учреждений соц. |правовым |Норматив – это цена| |климатических и |сферы. |обеспечением. |предоставления | |региональных |3)Необходимость |Особенностью |услуги или | |различий, |наличия четкой базы|финансирования соц.|выполнения работ. | |исторического |нормативов при |сферы является | | |опыта. Наиболее |разработке соц. |сочетание | | |приемлемым |программ, отсюда |отраслевого и | | |вариантом адаптации|появление |территориального | | |зарубежного соц. |установленных |принципов | | |опыта в современных|государством |управления. | | |российских условиях|минимальных |Правительство РФ | | |является |«потребительских |разрабатывает | | |использование для |корзин», МРОТ и |минимальный | | |установления целей |минимальных пенсий.|потребительский | | |«сценарного |На основе |бюджет на основе | | |метода», |установленных |основных | | |основанного на |вышестоящими |потребностей | | |логическом анализе |органами финансовых|населения. Т.е. | | |тенденций. |нормативов |осуществляет | | |Методы: |деятельности |выплаты по | | |систематизация и |организации |минимальным | | |изучение тенденций,|самостоятельно |стандартам. | | |масштаб |определяют |Финансовая помощь | | |исследования, |внутренние нормы и |регионов | | |степень его |нормативы |осуществляется | | |подробности. |расходования всех |посредством | | |Четко определяется |видов материальных |субсидий и грандов,| | |цель развития |ресурсов, а также |которые реализуют | | |программируемой |организационно-экон|принцип | | |системы, выявляются|омические нормы и |регионального | | |основные факторы, |нормы деятельности.|бюджетного | | |влияющие на ее |4)Тесная |выравнивания. | | |развитие, и |взаимосвязь с |Субсидия – это | | |формулируются |организационно-экон|пособие в виде | | |критерии для оценки|омическими и |денежной или | | |развития. При |научно-техническими|натуральной формы. | | |составлении |процессами в стране|Предоставленное за | | |сценария |(политическая |счет средств | | |используются |нестабильность, |государственных | | |имитационные |инфляция). 5) |бюджетов всех | | |модели, методы |Составление бюджета|уровней, а также | | |анализа |на реализацию |спец фондов местным| | |перекрестного |программы (расчет |органам власти, | | |влияния и генерации|объема затрат |юридическим и | | |идей. Проблемы|ресурсов и их |физическим лицам, | | |разработки соц. |распределение по |другим | | |программ на данном |исполнителям) |государствам. | | |этапе: |рассчитывается в |Различают субсидии | | |*необходимость |стабильных ценах с |прямые (финансируют| | |определения |последующей |необходимые соц. | | |структуры сценария |индексацией. |потребности в | | |и круга вопросов, | |регионе) и | | |которые должны быть| |косвенные (это | | |в нем освещены, | |система льгот по | | |*организация | |налогообложению или| | |тесного | |кредитованию | | |взаимодействия лиц,| |субъектов). Гаранты| | |принимающих решения| |– это финансируемый| | |и экспертов при | |заказ потребителя в| | |подготовке | |форме безвозмездно | | |сценария, *описание| |выделенных денежных| | |структуры изучаемой| |средств под | | |предметной проблемы| |конкретное | | |и динамику ее | |мероприятие высокой| | |развития при | |соц. значимости на | | |заданных условиях и| |условиях | | |ресурсных | |конкурсного отбора.| | |ограничениях. | | | | |17.Государственное |18.Финансовые |19.Источн. |20.Инвестирование в| |внебюджетное |отношения и |поступления фин-ых |соц. сферу | |финансирование соц.|основные понятия |ресурсов соц. сф. |В условиях | |потребностей |финансового |Финансовые ресурсы |экономических | |Государственное |механизмав соц. |организаций – это |реформ происходят | |внебюджетное |сфере |выраженная в |следующие изменения| |финансирование соц.|Финансовые |денежной форме, |в инвестиционном | |потребностей |отношения в |стоимость их |процессе в соц. | |осуществляется за |организациях соц. |имущества и |сферу: 1Большую | |счет |сферы существуют |денежные средства. |роль принимают | |государственных |между: |Фин. ресурсы |государственные | |социальных |*организациями и |делятся на: |инвестиции от | |внебюджетных |учреждениями, |*собственные, |региональных и | |фондов, которые |*внутри организаций|*привлеченные, |местных органов | |могут быть |и учреждений, *с |*заемные. К |власти, в виде | |федеральными и |коммерческой |собственным |компенсации | |региональными. |финансово-кредитной|относятся: 1Уствный|сокращения | |Централизованные |системой (банки, |или аукционный |инвестиций из | |фонды обязательного|страховые и |капитал (включает |федерального | |соц. страхования – |инвестиционные |основной, за счет |бюджета; | |это пенсионный, |компании, иные |которого |Государственные | |социальное |финансовые |формируются |средства поступают | |страхование и мед. |институты), |основные средства и|в соц. сферу в виде| |страхование. |*государственные |оборотный – |концентрации | |Граждане со своего |бюджеты различных |оборотные |ресурсов в рамках | |среднего заработка |уровней, |средства); |отдельных | |платят 1% только в |*государственные |2Добавочный капитал|федеральных и | |пенсионный фонд. |внебюджетные фонды.|(средства, |региональных соц. | |Работодатели от |1)Инвестирование |полученные от |программ | |фонда заработной |капитальных |продажи акций сверх|(Дети-инвалиды, | |платы выплачивают: |вложение может |их номинальной |Развитие соц. | |28 % - в пенсионный|осуществляется от |стоимости, дооценки|обслуживания и | |фонд, 5,4 % - в |учредителей или |основных средств, |т.д.). Цель таких | |фонд соц. |выделятся из |полученные |программ: | |страхования и 3,6 %|бюджетов всех |безвозмездно в |*формирование | |- в фонд мед. |уровней. |уставный капитал); |благоприятного | |страхования. |2)Финансирование из|3Резервный капитал |инвестиционного | |Целевые назначения |внебюджетных фондов|(образуется за счет|климата, *снижение | |этих фондов: |идет в |отчислений от |соц. напряженности | |пенсионный – |соответствующих |прибыли, |в обществе, | |выплата пенсий, |направлениях: |используется на |*сохранение влияния| |фонд соц. |обеспечение хоз. |покрытие убытков, |государства на | |страхования – |деятельности мед. |выплаты |ценовую политику, | |всевозможные |учреждений, центров|задолженности по |арендную плату, | |пособия, фонд мед. |соц. защиты и т.д. |зарплате |тарифы на | |страхования – |3)Следующий вид |работникам); |жилищно-коммунальны| |оплата медицинской |поступления |4Инвестиционный |е платежи и т.д. | |помощи и лечение. |финансов – |фонд, включает в |2На первый план | | |собственная |себя фонды |инвесторами | | |предпринимательская|накопления и |выступают | | |деятельность |амортизации, другие|коммерческие, | | |организаций: |источники |финансово-кредитные| | |оказание платных |(отчисляется из |организации | | |услуг, сдача в |чистой прибыли и |(банки), которые | | |аренду помещений и |фин. помощи, для |вкладывают средства| | |оборудования. |некоммерческих |в соц. сферу, | | |4)Спонсорские и |организаций может |преследуя следующие| | |благотворительные |быть начислен за |цели: *получение | | |поступления, |счет бюджетного |финансовой отдачи, | | |безвозмездные |финансир., |в том числе через | | |вклады юридических |благотворительных |приобретение | | |и физических лиц. |поступлений, |контрольных пакетов| | |5)В отраслях соц. |предназначен для |акций коммерческих | | |сферы относительно |развития |организаций, | | |мала доля |производства, |*приобретение в | | |банковского |основной |массовом сознании | | |кредитования на |деятельности); |населения | | |инвестиционные цели|5Валютный фонд |благоприятного | | |ввиду низкой |обслуживает |отношения к банкам,| | |окупаемости (за |валютные операции с|считающимися одной | | |некоторым |зарубежными |из агрессивных форм| | |исключением – |партнерами (валюта |бизнеса посредством| | |туризм…) |покупается или |меценатства. | | |Поэтому в соц. |приобретается за |3Сокращается доля | | |сфере получили |счет |инвестиций | | |широкое |благотворительных, |предприятий сферы | | |распространение |спонсорских |материального | | |практика различных |поступлений); 6Фонд|производства, ранее| | |льгот, |потребления |создававших | | |предоставляемых |отчисляется от |собственную | | |организациям соц. |чистой прибыли |многопрофильную | | |сферы: *льготные |(расходуется на |соц. | | |процентные ставки |выплату дивидендов,|инфраструктуру; | | |по кредитам банков |оказание |4Повышается | | |на конкретные |материальной помощи|активность | | |целевые проекты, |работникам и т.д.);|иностранных | | |*гибкая форма |7Фонд оплаты труда |инвесторов. | | |гарантийных |формируется за счет|Иностранные | | |обязательств |выручки от |вложения | | |(поручителем |реализации |осуществляются | | |выступает |продукции или услуг|прямыми | | |государство или |(зарплата, |инвестициями или в | | |третьи лица). |дивиденды); 8Фонд |виде вхождения в | | |Важнейшим |платежей в бюджет и|число акционеров | | |источником |во внебюджетные |некоторых | | |финансирования |фонды формируется в|предприятий. | | |текущей |зависимости от |Некоторые | | |деятельности и соц.|сроков уплаты |иностранные | | |развития |различных налогов и|инвестиции бывают | | |коллективов |отчислений; 9Кроме|совместными с | | |государственных и |указанных выше, |российскими | | |муниципальных |организации могут |предприятиями или | | |учреждений, оплаты |формировать и |со 100 %-м | | |труда их работников|другие формы |иностранным | | |служат средства, |денежных средств, |капиталом. | | |поступающие из |например, для |Инвестиционные | | |государственных и |погашения кредитов |торги | | |местных бюджетов. |банков. К |используются, в | | |6)Средства, |привлеченным |основном, при | | |приравненные к |(приравненным к |приватизации гос. | | |собственным, - |собственным) |собственности. | | |устойчивые пассивы,|средствам |Торги позволяют | | |не принадлежащие |организаций |выбрать лучший | | |организации, но |относятся: |вариант инвестиций | | |постоянно |*кредиторские |в соц. сферу, а | | |находящиеся в ее |задолженности, |также налагают на | | |обороте, также |*средства, |будущего | | |являются |получаемые от |собственника | | |источниками |продажи акций, |определенные | | |финансирования |паевые и другие |обязательства: | | |текущей |взносы граждан. |*оплата полной | | |деятельности. |К заемным средствам|стоимости объекта, | | | |относят: *денежные |*сохранение профиля| | | |кредиты банков, |работы организации | | | |страховых компаний,|в течение | | | |инвестиционных |определенного | | | |фондов и т.д., |срока, *сохранение | | | |*имущественные |рабочих мест, | | | |кредиты (лизинг, |*содержание | | | |передача товара на |объектов соц. | | | |реализацию или |назначения, | | | |консигнацию, по |входящих в | | | |вексель и т.д.). |имущественный | | | | |комплекс объекта. | |21.Экономическая |22.Организация |23.Особенности |24.Надбавки, | |сущность, функции и|основной зарплаты в|оплаты труда в |доплаты, премии и | |уровень зарплаты в |гос. секторе соц. |коммерческом |другие | |соц. сфере |сферы |секторе соц. сферы |поощрительные | |Зарплата – это |Тарифная система – |Формы зарплаты |выплаты | |денежное |совокупность |ставится в |Помимо тарифных | |вознаграждение, |нормативов, при |зависимость от |ставок существуют | |которое |помощи которых |величины зарплаты |другие | |выплачивается |производится |от количества и |зарпалатообразующие| |работнику за |дифференциация и |качества труда. |факторы, так | |выполненную работу |регулирование |Предприятия |называемые | |в соответствии с ее|заработной платы |коммерческого |надтарифные выплаты| |объемом, качеством |работников в |сектора |– надбавки, премии,| |и результатами, |зависимости от |ориентированы на |доплаты, другие | |тесно связана с |сложности и условий|использование |поощрения. Их | |издержками |труда. Основой |рыночных |основная цель – | |производства, |организации |регуляторов |учет и | |ценой, прибылью, |зарплаты в |заработной платы. |стимулирование | |доходами, |учреждениях, |При установлении |развития личностных| |занятостью, уровнем|находящихся на |ставок и окладов |качеств, | |инфляции. |бюджетном |предприятия ком. |обеспечивающих | |Государство |финансировании, |сектора учитывают: |высокую | |воздействует на |является единая |*сложившийся на |эффективность | |уровень зарплаты |тарифная сетка -ЕТР|рынке труда уровень|труда. В отличие от| |через установление |(совокупность |зарплаты по |оклада надтарифные | |МРОТ, налогов, |квалификационных |отраслям, |выплаты относятся к| |начислений на |разрядов и |профессиям, |переменной части | |зарплату. |соответствующих им |квалификациям; |зарплаты и являются| |Профсоюзы участвуют|тарифных |*свои финансовые |исключительной | |в разработке |коэффициентов, с |возможности, |компетенцией | |всевозможных |помощью которых |определяемые |организаций, за | |тарифных соглашений|устанавливается |размерами |исключением | |и коллективных |зависимость |фактически |некоторых выплат, | |договоров на |заработной платы |получаемых и |предусмотренных | |предприятиях, |работников от их |предполагаемых |законодательством. | |используют активные|квалификации). |доходов и прибыли |Классифицируются | |методы борьбы – |Называется единой |от реализации |по: | |забастовки. |потому что: |услуг. В |1Функциональному | |Выделяют 3 функции |1Обязательна для |коммерческом |назначению, | |зарплаты: |применения во всех |секторе соц. сферы |2Источнику выплат | |1Воспроизводственна|бюджетных |уровень ставок и |(фонд зарплаты, | |я заключается в |организациях |окладов до 50-ти и |экономия фонда | |обеспечении |независимо от их |более % выше, чем в|зарплаты, спец. | |нормального |отраслевой |государственном. |поощрительные | |воспроизводства |принадлежности; |Это вызвано |фонды. | |рабочей силы, |2Охватывает |следующими |Дополнительные | |устойчивой |тарификацию всех |причинами: *более |доходы бюджетных | |работоспособности, |категорий персонала|высокая доля |организаций от | |удовлетворении |от простых рабочих |основной ставки, |реализации платных | |необходимых |до руководителей |оклада, *большая |услуг, в | |материальных, |высшего звена. |эффективность |коммерческом | |социальных и |Применение |коммерческого |секторе – прибыль);| |духовных |дифференцированных |сектора по качеству|3Сфера применения | |потребностей |показателей оценки |и |(все отрасли, | |работника. Механизм|профессиональных |конкурентоспособнос|несколько отраслей,| |реализации этой |качеств работников |ти услуг, *более |отрасль, | |функции – |и их личного |высокая |профессиональная | |установление МРОТ, |вклада позволяет |интенсивность и |группа); 4Сроки | |который фиксируется|более тесно увязать|продолжительность |применения и | |на уровне |размеры зарплаты с|рабочего дня, |систематичность | |прожиточного |результатами их |*появилась |(год, несколько | |минимума, |труда и |возможность |месяцев, время | |призванного |стимулировать |существенно |выполнения работ | |удовлетворить |повышение его |повысить |или заданий, | |необходимые |эффективности. В|стимулирующую роль |постоянно); | |потребности |пределах выделенных|зарплаты за счет ее|5Порядок | |работника простого |средств, |индивидуализации |определения | |труда на минимально|организации |(размер оплаты |размеров | |допустимом уровне. |самостоятельно |труда работников |вознаграждения (в | |2Распределительная |определяют: |ставится напрямую в|процентах от | |функция состоит в |*структуру и штат, |зависимость от |тарифной ставки, к | |обеспечении |*соотношение |фактических |сумме от | |оптимальных |численности |результатов |экономического | |пропорций в |работников, *виды и|индивидуального |эффекта, в | |распределении труда|размеры выплат |труда), *договорной|абсолютных суммах).| |и рабочей силы по |стимулирующего |метод (между |Надбавки, | |сегментам |характера, *формы и|работодателем и |стимулирующие рост | |экономики. |системы зарплаты, |работником) |квалификации и | |Реализуется через |виды, размеры и |установления |проф. мастерства | |сегментацию уровней|порядок |зарплаты в малых |применяются в тех | |зарплаты работников|премирования. |предприятиях. |случаях, когда | |по отраслям | |Формы зарплаты – |фактор квалификации| |народного | |сдельная, |и сложность работ | |хозяйства, регионам| |премиальная, |недостаточно | |страны, профессиям | |аккордная, |учитывается в | |и специальностям. | |штатно-окладная, |основных тарифных | |Необоснованно | |получение |ставках. | |высокая или | |дивидендов по |Надбавки, | |заниженная зарплата| |акциям. |стимулирующие рост | |в тех или иных | | |интенсивности труда| |сегментах экономики| | |и увеличение объема| |может вызвать | | |работ (за | |нежелательные | | |совмещение | |перемещения рабочей| | |профессий, | |силы. | | |должностей, | |3Стимулирующая | | |функций, расширение| |функция реализуется| | |зон обслуживания, | |посредством ее | | |увеличение объема | |дифференциации – по| | |работ, работу с | |сложности труда, | | |меньшей | |ответственности | | |численностью). | |работника, условиям| | |Надбавки и доплаты | |и интенсивности | | |за работу в особых | |труда, квалификации| | |условиях выполняют | |работников, | | |стимулирующую и | |результ | |